Виктор михайлович васнецов - биография и описание картин. Виктор Михайлович Васнецов: биография, карьера и личная жизнь Когда родился художник виктор васнецов

Мастер исторической и мифологической живописи, написал более 30 произведений на темы русских сказок, песен, былин, исторических событий. "Я всегда жил Русью", - говорил Виктор Михайлович Васнецов. Он прославился такими произведениями, как "Богатыри", Витязь на распутье", "Аленушка" и другие. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном русском народе, о славной национальной старине и ее бессмертных русских героях.

Детство и ранняя юность Васнецова прошли в полупатриархальной семье, в далекой Вятской стороне, в небольшом селе Рябово. Отец, сельский священник, сам учил сыновей грамоте. В долгие зимние вечера дети любили слушать сказки про Аленушку, про Кащея Бессмертного. А еще маленький Витя любил рисовать - синее море, парусные корабли плывут по вздымающимся волнам. Рисованием занимался в семье и брат Виктора - Апполинарий Васнецов.

Учился Виктор сначала в Вятке, в духовной семинарии. Но его больше влекло рисование. И по окончании семинарии Виктор Васнецов поехал учиться в Петербург, в Акдемию художеств. Деньги на поездку он заработал сам. Поступил в Академию не сразу, учился в Рисовальной школе.

Во время обучения в Академии, денег постоянно не хватало, и Васнецов подрабатывал иллюстратором в журналах и дешевых изданиях. Его иллюстрации пользовались популярностью, они полны живой наблюдательности, искренние, порой юмористические и заслужили бронзовую медаль на всемирной выставке в Лондоне.

Начинал Васнецов работать в бытовом жанре, завоевав известность такими картинами, как "Нищие-певцы", "Книжная лавочка" и другие. В них художник показывал без прикрас жизнь бедноты, социальную несправедливость в русском обществе.

На рубеже 70-х - 80-х годов в искусстве Васнецова наступает перелом. Он становится мастером русской исторической и мифологической живописи. В 1878 году Васнецов переехал в Москву, которая очень повлияла на творчество художника - своими патриархальными улочками, древним Кремлем, старинными церквями она вдохновляла его, воодушевляла.

В Москве братья Васнецовы активно учавствовали в Мамонтовском кружке художников, любителей искусства, которые собирались в имении Мамонтова в Абрамцево. Туда входили такие русские художники, как Репин, Поленов, Левитан, Неврев, Врубель и многие другие. И это тоже способствовало расцвету таланта художника Виктора Васнецова.

Никто, как Васнецов, не черпал так широко и свободно из мира древнего, русского народного, безымянного творчества и не оставил во славу его так много замечательных произведений.

Он был верующим человеком и написал много картин на религиозную тему. Он так сам писал об этом:"Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как Православный и как искренне верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души",

В своих полотнах Васнецов прославлял русский народ, его богатырскую удаль, храбрость, его доброту и благородство. Он расписывал декорации к театральным спектаклям, придумывал эскизы к костюмам. Подлинным шедевром стал созданный им проект фасада Третьяковской галереи, выполненный в духе древнерусских построек.

Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была "Нищие-певцы". Сюжет возник из детских воспоминаний о тех нищих-певцах, которые в праздник обычно толпились у рябовской церкви, сидели на земле. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. И вот началась подготовка к картине. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Работа над картиной продвигалась медленно, но упорство и трудолюбие Васнецова взяли свое и работа была закончена. И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.

В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины.

Дверь в чайную раскрыта. Направо от двери за столом сидит группа крестьян, по-видимому это артель плотников, приехавшая в Петербург на заработки. Они отдыхают после работы. На столе два чайника, как тогда полагалось, один большой - с кипятком, другой маленький, цветастый - для чая. Чай пьют медленно, степенно. Парень помоложе других уже отпил чай, опрокинул чашку, прислушивается к тому, что читает артельный грамотей, у которого в руказ газета. Налево от двери за столом сидит старик; он глубоко задумался, и у него такое измученное лицо, что можно сразу сказать - он прожил нелегкую жизнь. В дверях остановился мальчик - трактирный слуга; он смотрит на одинокого старика, которому, вероятно, несет чайник и блюдце с сахаром. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового.

Картина была выставлена на третьей передвижной выставке, где она произвела хорошее впечатление на зрителей.

Сумрачный петербургский зимний день. Серое небо. Нева замерзла, и по грязному снегу через Неву идут двое людей - старик и старушка. Идут медленно, согнувшись, лица у них грустные, покорные. В руках узлы с жалким тряпьем, кофейник. С ними старая собаченка - верный товарищ и в горе, и в радости. Должно быть, не в первый раз вот так, среди зимы, перебираются они на новую квартиру подешевле.

Картина написана в серовато-коричневых тонах, и это цветовое решение, так хорошо передающее мысль картины, пожалуй, впервые с такой тонкой задушевностью удалось найти Васнецову.

Это последнее произведение Васнецова в бытовом жанре. Здесь художник показал обывательскую жизнь, лишенную ярких впечатлений, слишком неторопливую, слишком мелкую. Ничтожность человеческих характеров, интересов ярко выступает по контрасту с поэтической жизнью природы - красотой летней ночи, виднеющейся сквозь открытую на балкон дверь. Картина "Преферанс" заканчивает цикл бытовых полотен Васнецова. В творчестве художника наступает решительный перелом.

У придорожного камня на белом могучем коне остановился русский богатырь - витязь в богатых доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Вдаль уходит бескрайняя степь с разбросанными по ней валунами. Догорает вечерняя заря; на горизонте светлеет красноватая полоса, и последний слабый луч солнца чуть золотит шлем витязя. Поле, на котором когда-то бились русские воины, поросло ковыль-травой, белеют кости погибших людей, а над полем черные вороны. Витязь читает надпись на камне:

"Как прямо ехати - живу не бывати:
Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному".
Дальше строки скрыты под травой и мхом. Но витязь знает, о чем они говорят:
"Направу ехати - женатому быти,
Налеву - богатым быти".

Какой же путь изберет витязь? Васнецов уверен - зрители сами "дочитают" картину. Славный русский витязь не ищет легких путей, он выберет трудный, но прямой путь. Все другие пути ему заказаны. Вот сейчас отряхнет он ненужные мысли, подымет повод, пришпорит коня, и понесет его конь на битвы за русскую землю, за правду.

Большое историческое полотно, написано на мотив "Слова о полку Игореве". Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки из "Слова"..:

"От зари до вечера, день целый,
С вечера до света реют стрелы,
Гремлют остры сабли о шеломы,

С треском копья ломятся булатны...
...Третий день уж бьются;
Третий день к полудню уж подходит;
Тут и стяги Игоревы пали!

Уж у храбрых русичей не стало
Тут вина кровавого для пира,
Напоили сватов, да и сами
Полегли за отеческую землю."

Картина - не просто изображение битвы, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину, за святую Русь героев. Картина изображает поле после битвы, художник рассказывает о том, как храбрые русичи умеют умирать, защищая свою родную землю.

Кончилась битва; медленно встает из-за туч луна. Тихо. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, - он кажется спящим. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатый лук. Не успели еще завянуть цветы - голубые колокольчики, ромашки, а над полем уже вьются орлы-стервятники, почуяв добычу. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. На степь ложится сумрак. Глубокая печаль разлита по всей русской земле.

Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность - таково содержание этой эпически величавой и глубоко лиричной картины.

Полотно "Страшный суд" создавалось в 1896 - 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но "Страшный суд" должен был занять центральное место в соборе.

Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес. Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.

Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.

А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена. В феврале 1923 года власти вынесли решение: "...пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению..."В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр...Устраивались диспуты на тему:"Есть ли бог?" В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.

Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину "Страшный суд" накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой. А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.

В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Геогиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.

"Страшный суд" был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А.Я.Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г.Пушкина.

Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности. Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы. Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой "отлично". В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.

Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета..Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать "свободной волей" свой выбор "пути в жизни". Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма... "Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным...", писал художник.

Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Среди грешников - император Нерон, завоеватель Батый, восточные деспоты и римские кардиналы...Одновременно введено много персонажей-аллегорий: Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие и другие - с одной стороны, а с другой - Алчность, Пьянство, Разбой, Гнев ит.д. Активно использованы тексты и надписи.

Религия, история, фольклор здесь сложно переплетены. Так, скупец проглатывает золотые монеты - он похож чем-то на репинского Ивана Грозного...Среди праведников изображены старик со старухой, словно перенесенные на Суд из русской народной сказки, а блудницы, помещенные за спиной Дьявола, напоминают персонжей салонной живописи...

Один из критиков много лет назал писал так:"Страшный суд" - ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это - страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда". И он был прав...

Герой этой картины - Иванушка-дурачок - прекрасный царевич. Над ним всегда смеются старшие братья. А он, когда приходит беда, преодолевает все препятствия, и его умное, доброе сердце побеждает зло, как солнце побеждает тьму. Ему удается разбудить спящую красавицу, рассмешить царевну-Несмеяну, добыть жар-птицу, которая приносит людям счастье.

Высоко в небе летит ковер-самолет и крепко держит Иван-царевич жар-птицу в золотой клетке. Как огромная птица, распластал ковер-самолет свои крылья. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы...

Когда Васнецов писал эту картину, вспоминался ему тот первый русский человек, барский холоп, который на сделанных им самим крыльях еще во времена Ивана Грозного пытался с высокой башни взлететь в небо. И пусть он погиб, пусть люди осмеяли его тогда за дерзкую попытку, но никогда не исчезнут гордые мечты о полетах в небо, и всегда волшебный ковер-самолет будет вдохновлять людей на подвиги.

Сюжет этой картины зародился в голове Васнецова случайно, когда он увидел в местечке Ахтырка, неподалеку от Абрамцева, одну простоволосую девушку, поразившую воображение художника. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что Васнецов сразу представил себе картину. Долго бродил по окрестностям, искал подходящий пейзаж, рисовал эскизы, писал этюды...

Это один из самых трогательных, задушевных образов в русской живописи, волнующий душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сиротинки.

Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. Печально склонила она голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась, может быть, о своей горькой доле или о братце Иванушке. Загрубевшие босые ноги, старенькая, местами выцветшая одежонка - казалось бы, малоприглядны, но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же, как и в скромном русском пейзаже - темных елочках, бледном небе, обычных тонкоствольных осинках да березках, как будто оберегающих покой Аленушки. В душе исстрадавшейся девочки-подростка таится глубокая скорбь, она сквозит и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице с запекшимися губами, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.

Аленушка показана Васнецовым сидящей на сером "горючем" камне в окружении родной ей природы - на опушке леса. Этот скромный и простой русский пейзаж своей задумчивой чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осин и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию сиротки.

Картина написана на сюжет русской народной сказки, которую не раз Васнецов слышал в детстве. Три брата искали себе невесту. Старший брат искал - не нашел. Средний искал - не нашел. А младший, Иванушка-дурачок, нашел заветный камень, отодвинул его и попал в подземное царство, где жили три царевны - Золота, Драгоценных камней и царевна Меди.

Стоят три царевны у темной скалы. Старшие - в богатых нарядах, усыпанных драгоценными камнями; младшая - в черном платье, и на голове, в черных ее волосах, горит уголек в знак того, что неисчерпаемы земли Донецкого края (картина была написана по заказу Донецкой железной дороги). Васнецов здесь допустил некоторую вольность и превратил царевну Медь в царевну Уголь. По сказке, младшая сестра выходит замуж за Иванушку-дурачка.

Еще одна "сказочная" картина Васнецова. Когда она появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как глухо шумит дремучий лес, нежно шелестят бледно-розовые цветы дикой яблоньки, шуршат листья под ногами волка - вот он, сильный, добрый волк-великан, запыхался, спасает от погони Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. А на ветке сидят и смотрят на них любопытные птицы.

"Твой "Иван-царевич на волке" привел меня в восторг, я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества". - Так писал после выставки картины Васнецову Савва Иванович Мамонтов, промышленник, знаменитый меценат и большой любитель искусства, человек исключительно одаренный.

Светлая, чудесная картина. Вот она, милая, легкая Снегурочка - дитя Мороза и Весны, - выходит из темного леса одна, к людям, в солнечную страну берендеев.

Барышня! Живая ли? - Живая!
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках!

Перед нами портрет Ивана Грозного, образ одного из самых неоднозначных правителей Русского государства. Иван Грозный представлен во весь рост, так, что зритель вынужден смотреть на него как бы снизу вверх, что придает образу особую значительность и величие. Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. И в этой своей варварской пышности, с резным посохом, властно зажатым в жилистой руке, он кажется неким языческим божеством.

Вглядываясь в бледное и тонкое лицо Грозного, которое четко выделяется на полутемном пространстве лестницы, видишь в нем следы бурных, необузданных страстей самодержца. Перед нами натура страстная, неистовая и противоречивая.

Над этой картиной Васнецов работал почти 25 лет и, наконец, в 1898 году это большое эпическое полотно было закончено.

Крепкой богатырской заставой стоят на защите святой Руси три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Посередине на вороном коне - "атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын". Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. С таким конем не пропадешь: "С горы на гору он перескакивает, с холмы на холму перемахивает". Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам,а на руке "палица булатная сорока пудов". Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую его руку на белом мохнатом коне - богатырь Добрыня Никитич, вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, прерливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи - на золотистом коне - самый младший богатырь, Алеша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к звонкой тетиве тугого лука. а у седла висят гусли-самогуды.

Одеты богатыри в богатые, красивые одежды, закованы в брони крепкие, на голове у них шлемы. День осенний, серый - небо низкое, по небу ходят облака; примята трава под ногами коней, нежно зеленеют елочки. Широко раскинулась перед богатырями вольная русская степь, а за ними леса дремучие, холмы и горы, города и села - вся родная страна Русь.

Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное...

"Язык этой картины-баллады прост, величав и могуч; его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг, с чувством спокойной веры в такую мощь - если он друг", - так очень хорошо сказал советский художник В.Н.Яковлев.

О Баян, о вещий песнотворец,
Соловей времен давно минувших...

Вот он, "вещий песнотворец" Баян, сидит на высоком могильном кургане, среди полевых трав и цветов, перебирает гусли, слагает и поет песни. Вокруг княжеская дружина и сам князь с маленьким своим княжичем, а по небу клубятся и плывут облака.

Декоративная, широко написанная картина, она вызвала много самых противоречивых толков! Но в этой простой и одновременно сложной картине сказалось присущее Васнецову удивительное чувство меры, вкуса, искреннрсти.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен.

Биография Виктора Васнецова

Родился Васнецов 3 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году.

По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом - в выставках передвижников.

Член мамонтовского кружка в Абрамцево.

В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».

В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».

В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

Творчество Васнецова

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн.

На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое - «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).


В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926).

О том, какую злую шутку может сыграть с человеком неуверенность в себе, свидетельствует один факт из биографии В.М. Васнецова.

Приехав из далекой Сибири поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств, молодой человек очень волновался. На экзамене он нарисовал все, что было задано, и начал оглядываться по сторонам. К ужасу своему он заметил, что стоящий за соседним мольбертом абитуриент скептически разглядывает его рисунок и даже откровенно усмехается, чуть ли не смеется.

«Все - провалился!» - решил Васнецов и пришел в такое отчаяние, что даже не стал узнавать результаты экзамена. Проведя несколько дней в чужом городе, будущий художник поступил в Рисовальную школу И.Н. Крамского в надежде еще подучиться и попытать счастья на следующий год.

Каково же было его изумление, когда, снова придя подавать документы в Академию художеств, он выяснил, что поступил еще в первый раз и уже год числится на первом курсе!

Библиография

  • Кульженко С. В. Соборъ Св. Равноапостольнаго Князя Владимира въ Киеве. - Киев: Издательство С.В.Кульженко, 1898.
  • Бахревский В. А. Виктор Васнецов. - М.: Молодая гвардия, 1989. - (Жизнь замечательных людей). - ISBN 5-235-00367-5.
  • Бутина Н. Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. - 1994 . - № 7/8. - С. 124-125.
  • Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. - Л.: Художник РСФСР, 1964. - 56 с. - (Народная библиотечка по искусству). - 20 000 экз.
  • Кудрявцева Л. Васнецов. - М.: Белый город, 1999. - ISBN 5-7793-0163-8.

Васнецов Виктор Михайлович , русский живописец.

Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий (“Народная азбука” Столпянского, издавалась в 1867; “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя, издавалась в 1874).

В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (“С квартиры на квартиру”, 1876, “Военная телеграмма”, 1878, – обе в Третьяковской галерее).

В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Аленушка” (1881), проникнутая искренней поэтичностью, “Иван-царевич на сером волке” (1889), “Богатыри” (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897, все в Третьяковской галерее).

С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке “Снегурочка” А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, – пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, – оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 – начале 20 вв.

Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия (“Аленушка”), то эпические по характеру (“После побоища Игоря Святославича с половцами”), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.

В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно “Каменный век” для Исторического музея в Москве, в 1885-96 – большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.

Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль “модерн”. Васнецов исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба – в Третьяковской галерее), иллюстрации к “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).

По его рисункам сооружены церковь и сказочная “Избушка на курьих ножках” в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами (“Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”, 1918; “Кащей Бессмертный”, 1917-26; обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

Родом из семьи священнослужителей. Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед, и прадед был священником. На втором году рождения, мальчика и всю семью перевозят в село Рябово, где отец художника получил новый приход. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями. Брат Аполинарий в будущем тоже стал художником, он был младше Виктора Васнецова на восемь лет. Васнецов учился в крестьянской художественной школе в то время, когда шла партийная борьба против священнослужителей. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи. Так в десять лет мальчик поступает в Вятское духовное училище, затем в четырнадцать – в Вятскую духовную семинарию. На последнем курсе, однако, Виктор уезжает поступать в Академию художеств, не окончив учёбы. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» - получил уже деньги, будучи в Петербурге. Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование.

В Академии художеств молодой Васнецов успешно сдаёт экзамен по рисованию. Но ещё не понял, что поступил и год обучался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. С 1868 года он приступает к занятиям в Академии, где его любимым наставником являлся П. Чистяков.

В Академии Васнецов близко дружил с Репиным, писал в духе передвижников жанровые картины. Его первая картина на передвижнической выставке – «Чаепитие в трактире» (1874).

В 1875 году Васнецов В.М. покидает Академию художеств, не окончив, и в 1876 едет в Париж, где находится более года вместе с пенсионерами Академии – Репиным и Поленовым. Пишет картину «Акробаты» (1877) – жанровое, исполненное с французскими декорациями произведение.

Вернувшись в Россию, он вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, как жанровый художник. Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. В Абрамцеве входит в кружок художников, где проектирует для имения церковь Спаса Нерукотворного. А занятия декорациями для Частной оперы Мамонтова приводят его к увлечению русским фольклором. Васнецов выходец из провинции, был покорён Москвой, её историческими памятниками, здесь развивается и крепнет талант русского художника, происходят большие перемены в его творчестве.

В 1880 году на VIII передвижной выставке появилась картина Васнецова В.М. – «После побоища Игоря Святославича с половцами» - по мотивам «Слова о полку Игореве». Об этой картине с восхищением отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин. Эта картина написана на пороге смут и народных волнений. Задачей нового направления в живописи Васнецова является поиск положительного пути для России. Этому Васнецов посвятил всё своё дальнейшее творчество.

С 1885 по 1896 год Васнецов оформляет Владимирский собор в Киеве. Расписывал он собор вместе с М. Нестеровым. Так Васнецов В.М. стал известным иконописцем и получил большое количество церковных заказов.

В 1892 – профессор Академии. Однако позднее, в 1905 году Васнецов в знак протеста против политических предубеждений молодых художников отказывается от этого звания.

В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи.

В 1899 году свет увидела знаменитая картина Васнецова «Богатыри». Тогда состоялась персональная выставка русского художника.

В 1912 году Васнецов возведён в «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством». Его сказочные картины были символичны в то время Васнецов был противником революции и не принял произошедших перемен. Журналы в пух, и прах громили творчество художника. Последней незаконченной работой Васнецова был портрет М. Нестерова, доброго старого товарища и ученика. Жизнь художника закончилась в другой стране – СССР.

Известные произведения Васнецова Виктора Михайловича

Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. По сюжету картины старик со старухой изгнаны из квартиры по бедности – на это указывают старые одежды, собранный узел – вынуждены скитаться в поисках нового жилища. Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. Тут же изображена бездомная собака, съёжившаяся от холода, что усиливает безысходность всей сцены. Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества. Именно поэтому художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству.

Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И.Крамской сказал: « Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее. Картина изображает не саму битву, а её завершение. С этой картиной Васнецов перешёл от жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным произведениям. Композиционным и смысловым центром картины является нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина-отрока. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы. Всё это показывает умиротворённость картины. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое.

Картина Васнецова В.М. «Алёнушка» (1881). Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. Васнецов долго вынашивал сюжет «Алёнушки» и написал лишь тогда, когда встретил русскую девушку с глазами полными печали, одиночества. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» - рассказывал Васнецов. Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев. Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. Тёмная вода омута притягивает Алёнушку.

Картина «Витязь на распутье» (1882). Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники». Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах. В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова. В 1882 году русский художник пишет для С. Мамонтова второй вариант, больший по размерам, обладающий монументальностью живописи. Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным. В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали. При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате. Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. Витязь изображён с опущенным копьём в глубоком раздумье перед камнем, однако, из картины уже понятно какое единственное решение будет принято. Огромная птица – обязательный персонаж русского фольклора – распласталась на линии горизонта. На камне написано: - «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Другие надписи («Направу ехати – женату бытии; налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины.

Шедевр Васнецова В.М. Картина «Богатыри»

Картина создавалась с 1881 по 1898 годы и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору.

Илья Муромец Васнецова простой бесхитростный человек, могучий воин.

Добрыня Никитич опытный мужественный, предусмотрительный и образованный (в молодости он прошёл «школу» у шести старцев). Этот образ взят Васнецовым из народного эпоса.

Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх, что достигнуто приёмом расположения линии горизонта в более высокое положение. Тут и меч кладинец, и лютый конь под Ильёй, на что указывает массивная металлическая цепь. Всё это взято из былинных сказаний о русских богатырях.

  • Акробаты

  • С квартиры на квартиру

  • Витязь на распутье

Биография Васнецова

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович , русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893.

С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий ("Народная азбука" Столпянского, изд. в 1867; "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя, изд. в 1874). В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878,- обе в Третьяковской гал.).

В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), "Алёнушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской гал.).

С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880- 1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова,- пример творческой интерпретации подлинного археологического и этногр материала,- оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 - нач. 20 вв. Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия ("Алёнушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.

В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно "Каменный век" для Исторического музея в Москве, в 1885-96 большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль "модерн".

Васнецов исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба - в Третьяковской гал.), иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской гал. (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918; "Кащей Бессмертный", 1917-26; обе картины - в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).