Огюст ренуар картины. Постеры, pепродукции картин известных художников в высоком разрешении хорошем качестве, клипарт и фотографии большого размера для скачивания

(фр. Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож - 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) - французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра.
Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргариты.
В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

Розы в вазе. 1910

В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.
Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына - Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.
Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт»
Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью. После приступа паралича, случившегося в 1912 году, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи ». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.
3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.

Зонтики, 1881-1886 Национальная галерея, Лондон


Маленькая мисс Ромейн Lacaux. 1864. Кливлендский музей искусств


Лиза с зонтиком. 1867


Портрет Альфреда и Мари Сислей. 1868


Study - Summer. 1868


Променад. 1870. Музей Пола Гетти


Pont Neuf. 1872. Национальная галерея искусств (США)


Сена в Argentueil. 1873


Весенний букет, 1866, Музей Гарвардского университета.


«Девушки у рояля» (1892). Музей Орсе.


La Loge. 1874


Женщина с кошкой. 1875. Национальная галерея искусств (США)


Клод Моне рисует Картину в своем саду в Аржантее. 1875


Портрет художника Клода Моне, 1875, Музей Орсе, Париж


Габриэль Ренар и малолетний сын Жан Ренуар, 1895


Семья художника: Пьер Ренуар , Алина Charigot,
epouse Ренуар, Жан Ренуар , Габриэль Ренар. 1896.
Фонд Барнса Мерион, штат Пенсильвания


Портрет Альфонсин Фурнез, 1879, Музей Орсе, Париж


Девочка с лейкой. 1876. Национальная галерея искусств (США)


Бал в Мулен de la Galette. 1876


Ваза с хризантемами


Портрет Жанны Самари. 1877


Leaving The Conservatoire. 1877


Жанна Самари мадмуазель. 1878.
Цинциннати художественный музей


Берег Сены в Asnieres. 1879


Одалиска


Гребцы на Chatou. 1879. Национальная галерея искусств (США)


Дворец дожей, Венеция, 1881


Натюрморт: Розы Vargemont , 1882


Дети на пляже Guernesey , 1883 - Фонд Барнса, Мерион, США


Сад Сцена в Бретани, 1886 Фонд Барнса, Университете Линкольна, Мерион, США


Девочка с цветами. 1888


Натюрморт: Розы (1908)


Обед. 1879


The Lunch of the Boating Party. 1881. Кливлендский музей искусств


По воде, 1880, Художественный институт Чикаго


Две девушки в черном. 1881


На террасе. 1881. Художественный институт Чикаго


Swing (La Balancoire) , 1876, Музей Орсе, Париж


Fruits from the Midi. 1881. Институт искусств, Чикаго


La Grenouillere , 1868, Национальный музей, Стокгольм, Швеция


City Dance. 1883


Танцы в Буживале. 1883


Dance in the Country. 1883


Девочка с обручем. 1885. Национальная галерея искусств (США)


Мать и дитя. 1886. Кливлендский музей искусств


Продавец яблок. 1890. Кливлендский музей искусств


Rambler. 1895


The Large Bathers. 1887. Музей искусств Филадельфии


Bather Arranging Her Hair. 1893. Национальная галерея искусств (США)


Купальщица с длинными волосами. 1895


Купальщица со светлыми волосами. 1906

Есть многое, что может не нравится в Ренуаре. Слишком много обнаженных женских фигур, которые полулежат на вычурных диванах как гигантские курочки, готовые для ощипывания. Они часто слишком приторные, что глубоко тронуть наше воображение. Его цветовые эффекты могут показаться слишком сентиментальными и гладкими.

И когда Ренуар писал пейзажи (что делал гораздо реже), он часто и охотно склонялся к ожидаемому для него колориту. Короче говоря, можно сразу определить удобного и привычного нам Ренуара, гуляя по Музею Орсе .

Например, здесь:

Картины художника — «Железнодорожный мост в Шату»

Пьер Огюст Ренуар (Auguste Renoir) — Pont du chemin de fer à Chatou, 1881 (Париж, Орсей)

Или здесь:

Картины художника — «Берега Сены в Шампросей»


Пьер Огюст Ренуар (Auguste Renoir) — Берега Сены в Шампросей (La Seine à Champrosay), 1876 (Париж, Орсей)

Но только не на алжирских пейзажах.

Картины художника — «Алжирский пейзаж. Овраг дикарки»

Ренуар предпринял путешествие в Алжир (французскую колонию в северной Африке) в 1881 году и он был единственным импрессионистом, кто сделал это. Он предпринял второе путешествие в следующем году — но заметно короче первого. Короткого погружения в алжирскую жизнь было вполне достаточным. Восточные мотивы мало увлекали и других импрессионистов — для многих из них французская глубинка была «достаточна глубока». То, что Ренуар увидел в Алжире оказалось очень необычным. Яркие, пламенеющие цвета дикой, непокорной и часто неопрятной природы захватили его врасплох. И художник изменил своему привычному стилю.

Мы видим овраг (ущелье) в сельской местности неподалеку от столицы Алжира — дикая и неукрощенная пустынная местность, покрытая кустарниками, цветами, деревьями и травой. Название картины видимо намекает на какой-то пикантный случай, который произошел где-то здесь, но мы не видим никакого намека на холсте.


Пьер Огюст Ренуар (Auguste Renoir) — Алжирский пейзаж. Овраг дикарки. (Paysage algérien, le ravin de la femme sauvage), 1881 (Париж, Орсей)

Нельзя точно определить с какого расстояния Ренуар смотрел на эту местность — кажется, что все находится рядом с нами и непосредственно перед нами без каких-либо промежуточных этапов. Однако, если приглядеться внимательнее — дальняя часть оврага теряется в дымке и растягивает изображение. Мы ощущаем оба впечатления почти одновременно. Как будто глаз Ренуара проглотил целиком всю эту кривизну и размашистость пейзажа, восхитительное визуальное изобилие линий вверх, вниз и поперек.

Все это немного похоже на волосы, которые развеваются на буйном непокорном ветру во всех направлениях сразу — пульсирующие, волнующиеся туда и обратно, вечно изменчивые и непостоянные.


Пьер Огюст Ренуар (Auguste Renoir) — Алжирский пейзаж. Овраг дикарки. (Paysage algérien, le ravin de la femme sauvage) , 1881 (Париж, Орсей) фрагмент 1

Не сразу наш глаз начинает двигаться по картине в определенном направлении. Наш взгляд сразу натыкается на очередное препятствие и сам собой возвращается назад. Наша визуальная прогулка по поверхности картины напоминает американские горки — бурные, ухабистые, бодрящие и возбуждающие. Ничего не происходит долго и постоянно в этой картине. Стиль напоминает скорее начальный фовизм, чем импрессионизм.

Картина состоит из огромного количества шероховатостей и неровностей. Посмотрите, например, на эти угрожающе шипы алоэ на переднем плане — и затем сразу сглаженность и плавность, хотя и не надолго.

Мы также видим, как много, очень много отдельных мазков кисти сделал художник. Кажется, что Ренуар это делает уже не для того, чтобы захватить эффект света — это было бы вполне в духе импрессионизма, а скорее, чтобы справиться с огромной массой листьев, которые заметил глаз художника.

Картины художника — «Банановые поля»


Пьер Огюст Ренуар (Auguste Renoir) — Банановое поле (Champ de bananiers), 1881 (Париж, Орсей)

Картины художника — «Тропинка в высокой траве»

Это один из самых узнаваемых пейзажей Ренуара. Тропинка в высокой траве — результат совместной работы на плэнере с Клодом Моне. Здесь Ренуар использует тот же мотив, что и Моне в Маках в окрестности Аржантей : полный зелени луг и женщина с мальчиком.


Клод Моне (Claude Monet) — Маки в окрестностях Аржантёя (Coquelicots), 1873 (Париж, Орсей)

Так же, как и Моне, Ренуар повторяет эту пару на заднем плане. Однако фигуры у него выразительнее, они, а не маки являются центральными персонажами.


Пьер Огюст Ренуар (Auguste Renoir) — Тропинка в высокой траве (Chemin montant dans les hautes herbes) 1876- 1877 (Париж, Орсей)

Ренуар пишет эту картину небольшими мазками, как принято у импрессионистов. Но эта манера не была для него органичной. Как он признавался, она позволяла «производить более нежный переход из одной тональности в другую, но такая техника дает грубоватую фактуру…Не выношу этого. Люблю погладить картину рукой».


Пьер Огюст Ренуар (Auguste Renoir) — Тропинка в высокой траве (Chemin montant dans les hautes herbes) 1876- 1877 (Париж, Орсей) фрагмент

(в тексте использованы материалы статьи Michael Glover — Algerian Landscape. INPEDENDANT, March 2011 и книги А.Киселев «Пейзажи импрессионистов», Серия «Великие полотна»)

Портрет актрисы Жанны Самари - портрет, кисти Огюста Ренуара, молодой актрисы театра «Комеди Франсез», написанный в 1877 году. Хранится в Москве, в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В 1877-1878 годах Ренуар написал четыре портрета Жанны Самари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом существенно отличается от других. Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и часто приходила к нему позировать. Портрет актрисы Жанны Самари (1878, Государственный Эрмитаж)
Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника. Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны. В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку. Основные цвета, составляющие колорит картины, - оттенки розового и зелёного. Стиль работы художника очень свободный, местами до небрежности, однако это создаёт атмосферу необычайной свежести, душевной ясности и безмятежности.


Картина «Бал в Мулен де ла Галетт» была выставлена на 3-й выставке импрессионистов в 1877 году (вместе с картиной «Качели»), и она считается основной работой Ренуара середины 1870-х годов.
С 1879 года картина находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта (Gustave Caillebotte). После его смерти в 1894 году она перешла в собственность государства в качестве налога на наследство, а в 1896 году была передана в Музей в Люксембургском саду. С 1929 года картина находилась в собрании Лувра, откуда в 1986 году она была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор.
В 1876 году Ренуар снимал на Монмартре студию с садом, которая находилась недалеко от Мулен де ла Галетт - ресторана с танцевальным залом в верхней части Монмартра, который получил своё название по имени мельницы, находящейся недалеко от него. В хорошую погоду основное действие происходило на улице, где были расставлены по кругу столики и скамейки. Ренуару нравилась такая весёлая, непринуждённая обстановка, и здесь он начал создавать первые наброски будущей картины. Для картины он просил позировать своих друзей, так что некоторых из них можно узнать среди танцующих и сидящих за столиками. При написании этой картины художник справился с трудной задачей - изобразить отражение солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву акаций, на лицах и одежде танцующих и сидящих людей


«Лягушатник» (фр. La Grenouillère) - картина французского художника Пьера Огюста Ренуара, написанная в 1869 году.
«Лягушатник» представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок. В этом месте на Сене между Шату (фр. Chatou) и Буживалем к северо-западу от Парижа была целая группа островов, куда парижане приезжали на отдых. Эти места подробно описаны братьями Гонкурами («Манетт Саломон»), Эмилем Золя и Мопассаном.


Великий французский художник-импрессионист Огюст Ренуар говорил: «Я еще не умел ходить, а уже любил женщин». Женщины были для него воплощением гармонии и красоты, источником вдохновения и главной темой творчества. У него было много возлюбленных, но только Лиза Трео, Маргарита Легран и Алина Шариго стали для него музами на долгие годы.



Ренуара называли певцом радости жизни. Он говорил: «Для меня картина… должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей… Я знаю, трудно добиться признания того, что большое искусство может быть радостным».





В течение 7 лет музой Ренуара была Лиза Трео. Они познакомились, когда девушке было 18 лет, а художнику – 24 года. Он изобразил ее на картинах «Лиза с зонтиком», «Лето», «Дама в лодке», «Женщина с попугаем», «Одалиска» и других (всего около 20 работ). Инициатором их разрыва стала Лиза после того, как Пьер Огюст отказался на ней жениться, даже после того, как был принят в доме ее родителей как зять.



Все лето 1876 г. Ренуар работал над картиной «Бал в Мулен де ла Галетт». Следуя своей привычке, он изобразил на полотне не профессиональных натурщиков, а своих друзей и знакомых. В левой части картины изображена танцующая девушка. В этом образе художник увековечил свою юную музу – 16-летнюю швею Маргариту Легран, которую на Монмартре прозвали Малышка Марго.



Художник познакомился с ней в 1875 г. Марго стала его возлюбленной и музой на 4 года. Его не смущало то, что знакомые характеризовали ее как развязную уличную девчонку, которая водила знакомство с подозрительными личностями. Ему нравился ее бойкий нрав и безудержная веселость. Она позировала для таких картин как «Качели», «Девушка в лодке», «После концерта» и «Чашка шоколада». А в 1879 г. она скончалась от оспы. Для Ренуара это стало большим потрясением.



Актриса Жанна Самари, портреты которой писал Ренуар, утверждала: «Ренуар не создан для брака. Он сочетается узами брака со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». Однако любвеобильный художник все же женился. Его сердце покорила Алина Шариго.



Художник был очарован 20-летней ученицей модистки и пригласил ее поработать с ним в качестве натурщицы. Алина согласилась, хотя была далека от живописи: «Я ничего не понимала, но мне нравилось смотреть, как он пишет, –позже рассказывала Алина своим детям. – Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать, как виноградник – чтобы давать вино».



Ренуар долго сопротивлялся возникшему чувству и не хотел воспринимать его всерьез. Он даже пытался порвать с Алиной и отправился в путешествие, но по возвращении все же остался с ней. Их совместная жизнь была на удивление спокойной и счастливой, но жениться он не спешил. Свадьба состоялась, когда их сыну шел уже пятый год. Благодаря мудрости и терпению Алины Шариго их брак оказался долговечным: в течение 35 лет женщина закрывала глаза на измены мужа, считая, что у художников иначе и не бывает.


Ренуар писал и довольно известных представителей парижской богемы.

Ренуара относят к одному из родоначальников классического импрессионизма, однако, в отличие от полотен коллег, его живопись развивалась в ином направлении. Он посвятил свое творчество приемам прозрачной живописи. Используя совершенно новые приемы наложения мазков, Ренуар добился обособленной структуры своих работ, что в значительной степени отличает его творчество от школы старых мастеров.

Женщины в картинах Ренуара

Картины Ренуара, с названиями которых ассоциируется поистине женское очарование, удивительным образом передают едва заметные черты девичьей красоты. Он был оптимистом и выискивал самые лучшие проявления в жизни, стараясь сохранить их с помощью живописной кинетики своих кистей.

Как которого излучают свет, умел находить и изображать только радостные и счастливые лица. Во многом благодаря этой своей способности, а также присущей людям любвеобильности, творец сделал квинтэссенцией своего искусства женщин.

Картины Ренуара с названиями «Жанна Самари», «Балерина», «Купальщицы» выдают в нем знатока женской натуры, который обладал собственным идеалом красоты и был чужд условностям. Женщины на картинах Огюста узнаваемы, и любой, кто хоть когда-то сталкивался с историей живописи, в состоянии распознать руку мастера. Каждая дама всегда смотрит с полотна глазами, наполненными жаждой любви и тягой к изменениям. Среди общих черт, которые просматриваются во всех женских портретах художника, - все дамы на картинах обладают маленьким лбом и тяжеловатым подбородком.

«Портрет Жанны Самари» и «Портрет Анриетт Анрио»

В 1877 году проходила персональная выставка экспозиций художника в рамках импрессионизма. Среди большинства работ наибольший интерес вызвали картины Ренуара с названиями «Портрет Жанны Самари» и «Портрет Анриетт Анрио». Изображенные на картинах дамы - актрисы. Автор не единожды писал их портреты. Картины захватили внимание во многом благодаря умело созданной иллюзии подвижности бело-голубого фона, который постепенно уплотняется вокруг очертаний женственной Анриетт и приводит зрителя к ее бархатным карим глазам. Невзирая на то, что в целом экспозиция вышла очень кинетической и эмоциональной, она в то же время осталась неподвижной, с акцентом на контрасте темных надбровных дуг и податливых рыжих локонов.

В подобной манере Пьер Огюст Ренуар, картины которого не славятся расстановкой акцентов и детализацией, написал и портрет очаровательной Жанны Самари. Фигура актрисы словно вылепливается из витиеватых пурпурных мазков, которые невероятным образом впитали в себя всю возможную цветовую палитру и при этом сохранили доминантный красный цвет. Ренуар мастерски подводит зрителя к лицу девушки, останавливая внимание на прорисованном рте, глазах и даже прядях волос. Фон накладывает рефлексы на лицо актрисы путем пурпурного румянца, который весьма гармонично вписывается в образ дивы. Само тело актрисы исполнено характерными для импрессионистов спешащими мазками.

Технические особенности исполнения Ренуара

Пьер Огюст Ренуар, картины которого так и излучают дух импрессионизма, продолжал работать до последних дней жизни, не позволяя болезни отстранить его от красок. Помимо своей любви к изображению женской натуры, художник прославился своей способностью эффектно использовать цвет и работать с теми красками, к которым крайне редко прибегали его коллеги по ремеслу.

Огюст - один из немногих, кто умело прибегал к использованию на своих полотнах сочетания черного, серого и белого цветов так, чтобы картины не выглядели «грязно». Идея экспериментировать с этой цветовой гаммой посетила художника, когда он как-то сидел и наблюдал за каплями дождя. Многие искусствоведы замечают, что художника можно назвать мастером изображения зонтиков, так как он часто прибегал к этой детали в творчестве.

По большей части мастер использовал для работы белила, неаполитанскую желтую краску, кобальт синий, крон, ультрамарин, краплак, изумрудно-зеленую краску и вермильон, однако умелое их сочетание рождало невероятно живописные шедевры. Ближе к 1860 году, когда импрессионизм набирал размах, цветовая палитра Ренуара претерпела изменения и он стал прибегать к более ярким оттенкам, например, красным.

Влияние Моне на творчество Ренуара

Случай привел Ренуара к встрече с не менее значимым для французского искусства живописцем, Их судьбы переплелись, и они какое-то время жили в одной квартире, постоянно оттачивая свое мастерство, изображая друг друга на полотнах. Некоторые критики утверждают, что сходство их картин настолько очевидно, что, если бы не подпись в нижнем левом углу, технически их было бы невозможно отличить. Однако в их творчестве просматриваются явные расхождения. Например, Моне фокусировал внимание на игре света и тени, благодаря чему и творил свои контрасты на полотнах. Огюст больше ценил цвет как таковой, от того его картины более радужные и преисполнены света. Еще одно принципиальное различие в творчестве живописцев было в том, что картины Ренуара, с названиями которых непременно связаны женщины, всегда тяготели к изображению человеческих фигур, в то время как Клод Моне непременно уводил их на второй план.