Загадки про древнегреческих богов. или как история с географией поспорили

Город Санкт-Петербург весь соткан из тайн, загадок, мифов и легенд. Загадочна даже цель его создания – вроде бы царь Пётр хотел сделать плохо шведам, прорубив на болотах окно в Европу. Окно он прорубил, положив при этом, по разным данным, от сорока до ста тысяч строителей, но сама идея строить город, чтобы сделать плохо другой стране, могла прийти в голову только русскому царю и только похмельным утром.

А если ещё учесть, что строить Пётр решил на земле, которая в то время вообще принадлежала шведам… Но царь махнул чарочку и решил всё-таки строить, и строить не просто город, а столицу, и не просто столицу, а европейский город с блестящей архитектурой. И, надо отдать должное, город он действительно построил великолепный и в рекордные сроки. Правда, расплачиваются петербуржцы за всё это великолепие и за все эти рекорды до сих пор…

Легенда об основании Санкт-Петербурга гласит, что, когда святой апостол Андрей Первозванный, проповедуя христианство, дошел до устья Невы, он встретил там трёх прорицателей-вепсов. Они вручили апостолу так называемую «Инкериманскую заповедь», вырезанную ими на лопатках то ли лося, то ли енота. Что было написано в этой заповеди? Эту тайну скрыли века, заповедь давно считалась утерянной, да и в само её существование уже никто не верил, пока…

…пока в начале нынешнего столетия израильский учёный Иегуда Ласкин, уроженец Санкт-Петербурга, после многолетних кропотливых поисков не обнаружил этот артефакт в Ватиканской апостольской библиотеке и не предъявил его миру. Сам Ласкин и расшифровал рунное письмо, переведя его сначала на иврит, а затем и на русский язык.

О чём же предупреждали святого Андрея вепсы?

«Три терзающие беды пророчим людям, которые осмелятся громоздить каменные сооружения на болотах местных и ломать жилища наши», — гласит предсказание: «Первая беда – вода злая, вторая – дурные игры, третья – духопадение от песнопений и представлений отвратных…»

Начнём с первой напророченной вепсами беды, со «злой воды». Это, разумеется, наводнения.

Во время строительства о них не подумали, царь только хохотал, глядя на сидящих по крышам горожан и предсказание начало сбываться. В общей сложности более трёхсот раз холодная вода с Балтики приходила в город, принося с собой жертвы и разрушения.

Съездовская линия во время наводнения. Октябрь 1967 г. Ленинград. Фотограф В.И.Логинов.

Питерцы народ терпеливый, по скорости мышления приближающийся к прибалтийским стандартам, поэтому строить защитную дамбу они задумали в начале девятнадцатого века, начали строить в конце двадцатого, а достроили в начале двадцать первого. Но что такое двести лет для вечности? Миг, хотя Пётр Первый за такой долгострой головы бы посносил.

Петра, кстати, жители города белых ночей чтят до сих пор и называют самой популярной исторической личностью. На втором месте по популярности – Антибиотик, на третьем – Татьяна Буланова. Кто не знает, а никто не знает, это известная певица и бывшая жена какого-то питерского футболиста…

Футбол или, по «Инкериманской заповеди», «дурная игра» и является второй бедой, от которой содрогается культурная столица России. А ведь ещё сорок лет назад футбола как такового в городе не было, так как три солнечных дня в году не особо способствуют развитию игры в мяч ногами на свежем воздухе. Нет, какие-то команды, конечно, существовали, по полю в трусах и в тумане они бегали, мячик пинали, но всё это было смешно и наивно.


1949 г. Ленинград стадион «Динамо» капитан «Зенита» Пшеничный перед матчем.

«Команда «Зенит» проиграла команде «Динамо» со счётом ноль-три» — всё, что писали газеты того времени о футболе. Но в Москве-то футбол процветал, а этого Санкт-Петербург, в ту пору Ленинград, снести не мог.

Старая обида на Москву, возникшая после того, как у города трёх революций отняли звание «столица», сыграла свою роль и – чудо! — в Питере то ли нашли крупнейшее месторождение газа, то ли построили центральный офис «Газпрома» и на сладкий газовый запах в Санкт-Петербург потянулись футболисты со всех уголков земного шара. Из них и была собрана крепкая команда, которая, под руководством иноземного же тренера, уже несколько лет как наводит ужас на своих соперников из Уфы и Саранска.

Появились и болельщики, в начале интеллигентные. Поддерживая команду, они скандировали стихи Бродского и Хармса, распевали песни Эдуарда Хиля, после матча вызывали футболистов на поклоны, а судью, с лёгкой руки одного местного артиста и тоже болельщика, обзывали словом «каналья». Со временем интеллигентность исчезла, стихи упростились, а песни Эдуарда Хиля заменили одной «Вечерней песней» на музыку Соловьёва-Седого. Кстати, последним исполнителем этой песни был известный москвич Борис Моисеев, которому очень шли голубые цвета самобытной футбольной команды.

И всё бы ничего, но на смену питерской интеллигентности пришла питерская же хамоватость. У знаменитых каменных львов дыбом встаёт грива, когда они видят людей в одинаковых шарфах, скандирующих что-то невразумительно-матерное, а коренные питерцы в дни футбольных матчей стараются вообще не выходить на улицу, из окон наблюдая за передвижениями болельщиков из Рыбацкого и с Турухтанных островов.

«Революцию пережили, блокаду, советскую власть, что мы, футбол не переживём» — шепчут питерские старушки, плюют в сторону нового стадиона, который стоит больше, чем весь город с пригородами и включают телевизор, навечно настроенный на канал НТВ.

Да, питерские старушки, ранее читавшие только стихи Анны Ахматовой и мемуары графа Игнатьева, старушки, за которыми не так давно ухаживали Сергей Довлатов и Ефим Копелян, а за их мужьями – Рудольф Нуриев и Вадим Козин, те самые питерские старушки, курящие «Беломор», ненавидящие безвкусицу, пошлость и бездарность, смотрят по НТВ «Улицы разбитых фонарей», «Ментовские войны» и «Бандитский Петербург»!

Питерские старушки уже не покажут гостям города самый короткий путь от филармонии до Мариинки, но с удовольствием проводят вас до того самого двора на Петроградской стороне, где вчера снимались очередные «Менты» и на лавочке сидели Селин и Половцев. Это великие питерские актёры. Товстоногов переворачивается в гробу.

В этих сериалах снялись, кстати, уже все артисты, проживающие в Санкт-Петербурге и окрестностях, за исключением, разве что, Алисы Фрейндлих. В портфолио любого питерского лицедея есть строка: «Улицы разбитых фонарей-5», серия «Глаз волка», роль – «Допрашиваемый»». А режиссёрами в этих сериалах отметились все жители города на Неве, хоть раз заходившие в буфет Ленинградского областного колледжа культуры и искусства.

Духопадение, то есть падение культуры, состоялось, и пророчество вепсов сбылось полностью.

А если ещё упомянуть знаменитых питерских музыкантов… Хотя чего их упоминать – ведь после Шостаковича их в Питере родился только один, да и тот Гребенщиков, уже лет пятьдесят ноющий под одну и ту же мелодию произвольный набор слов. Но что вы хотите от города, дождь в котором идёт с 1703 года, а любой житель различает до десяти тысяч оттенков серого? Недаром многие гости северной столицы, надышавшись болотистыми испарениями, в нём и заканчивали свой земной путь. Кого-то убивали, как москвича Пушкина, и последнее, что он видел в своей жизни, был питерский сумрак за окном квартиры на Мойке… Кто-то, как тоже москвич Достоевский, умирал сам, прогулявшись по набережной Невы и подхватив чахотку…

Список людей, которых забрал холодный балтийский ветер, огромен – тут и рязанский мужичок Есенин, и северяне Менделеев, Ломоносов и Чайковский, и киевлянин Вертинский, да и сам основатель города царь Пётр… Уральский режиссёр Балабанов скончался, прокатившись на велосипеде по Васильевскому острову… Даже лучезарный солист группы «Бони М», приехав на гастроли и вдохнув гиблого воздуха, тихо умер от депрессии в своём гостиничном номере, так и не посетив Эрмитаж и не спев своего «Распутина». Да и Распутина, кстати, убили тоже в Питере.

Сырая погода и отсутствие солнца не щадят никого и город мостов и памятников продолжает собирать свою страшную дань, пополняя попутно коллекцию знаменитой «Кунсткамеры». Первого, между прочим, музея, открытого в городе.

Для сравнения – первый открытый для посещения музей Москвы это Палаты бояр Романовых, Парижа – Лувр, Лондона – Британский музей… И только в культурной столице догадались открыть для населения коллекцию заспиртованных уродцев…

Может, поэтому и бегут, бегут питерцы из своей Северной Венеции, кто побогаче – в Москву, кто победнее – в Финляндию, и лишь китайские туристы, не обращая ни на что внимания, фотографируются у памятника Чижику-Пыжику…


Китайские туристы в Санкт-Петербурге на Красной экскурсии. Фото: OLGA MALTSEVA/AFP/Getty Images

Всего лишь за два века город на Неве прошёл путь от Медного всадника до Чижика-Пыжика… От Аничкова моста до моста имени Кадырова… Сто лет назад на пуанте Елагиного острова отдыхала питерская богема, а сейчас бандиты забивают там свои «стрелки»…

Пятьдесят лет назад запоздалого прохожего на Невском можно было ранить только плохим отношением к позднему творчеству Гумилёва, а сейчас запоздалый прохожий сразу получает ножом в сердце…

Тридцать лет назад в компаниях слушали и подпевали «Атлантам» Городницкого, а сейчас слушают «В Питере пить» Шнура…

А что же город? А что город…

Город-герой вечной осени… Город, сменивший четыре официальных и имеющий сотню неофициальных названий… Северная Пальмира, в которой фальшивым залпом «Авроры» закончилась история русской монархии… Сырая колыбель революции…

Дремлет притихший северный город…

При Антибиотике, конечно, такого бардака быть не могло.

Фото на превью: Александр Петросян / «Коммерсантъ»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Д. Ю. Медведев-Барьяхтар

или как история с географией поспорили.

Я люблю историю, и, в первую очередь, историю Древней Греции . Эллинские страницы в истории также отличаются от других стран и народов как цветная иллюстрация от черно-белой фотографии. Небывалый расцвет городов и ремесел, поэзия и философия, театр и архитектура, политика и военное дело, мореплавание и колонии… Естественно, что когда что-то любишь, то пытаешься узнать об этом больше и вникнуть глубже. И я узнавал и вникал, и чем дальше, тем больше удивлялся. Поверьте, есть чему. , на поверку, оказалась не только самой прекрасной, но и самой загадочной страной в мировой истории. Куда там таинственным майя и инкам! Как правило, самым загадочным оказывается именно привычное, вложенное в сознание со школьных учебников, то есть в том возрасте, когда критический склад ума еще не работает. И не раз и не два меня посещало ощущение, что Эллада потому такая и яркая, что… это именно картинка, яркая нарисованная картинка без глубины и перспективы. Почему? Судите сами.

Экономическая загадка Древней Греции.

Что мы знаем о Древней Греции до нашей эры? Небольшая гористая страна с многочисленными городами-государствами - Афины, Спарта, Фивы, Коринф, Микены. Населяют это города философы и скульпторы, стратеги и атлеты, архитекторы и поэты. Ну и также, понятно, жрецы, ремесленники, домашняя прислуга и прочий люд. Но вот что интересно. Философ и скульптор, стратег и атлет, архитектор и поэт – это все профессии, которые не производят непосредственно материальные блага. Они их потребляют. Проще говоря, их всех нужно кормить (а атлетов регулярно и достаточно обильно).

Сколько нужно крестьян для того, чтобы кормить одного «горожанина»? Например, в XIX веке в России 85% людей жило в деревне и пахало землю. Россия была, конечно, отсталая и сельскохозяйственная страна, но во Франции и США крестьян было 60%, в Италии 73%. Самый низкий процент по Европе в Германии – 44%. Так это в XIX век! Через полторы тысячи лет!!! Попробуйте представить, сколько крестьян нужно в Древней Греции IV – V веке до нашей эры для того, чтобы кормить одного философа.

При этом, если судить по историческим данным, уровень урбанизации в Древней Греции (количество тех самых городов) просто зашкаливает. На одном Пелопоннесе, по самым скромным подсчетам, более 10 крупных городов-государств. И если бы речь шла только об обнесенных тыном сельских поселениях! История говорит об каменных стенах, храмах, банях, стадионах, театрах и так далее. Однако, в истории Древней Греции практически нет упоминаний о сельском населении. Где оно жило, чем занималось в то время, когда создавалась греческая философия? Не случайно греков называют не по стране, а по городам, где они живут. Афиняне – жители города Афин, спартанцы – жители города Спарты. Кто населял Аттику и Лаконику остается "за кадром".

Кроме этого Греция , как древняя, так и современная, очень неудобная для земледелия страна. Гористый рельеф с минимальным количеством пригодной для сельского хозяйства земли. Вот что говорит Википедия об Аттике: "Почва страны представляет собой почти сплошь лёгкий, довольно тонкий слой каменистого известняка, который мало пригоден для возделывания пшеницы, более - для ячменя и винограда, но особенно для оливы и фиги, и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами её вывоза" . И это одна из самых плодородных долин Древней Греции . Да, это не речные долины Египта или Месопотамии, и не русские пашни. Из домашних животных распространены в основном козы (коров просто не где пасти). Из доступных продуктов приходит на ум только рыба. Но в мире нет ни одной цивилизации, которая бы "выросла" на охоте и собирательстве и не только потому, что подобный промысел не надежен и дает мало прибавочного продукта. Цивилизация требует сохранения и накопления продуктов питания. Зерновые, рис, кукуруза - все эти продукты легко хранить. Рыба же, как и мясо портится очень быстро.

Иногда экономическую проблему Древней Греции пытаются решить через рабовладение. Типа дешевый рабский труд позволял существовать и расцветать эллинской цивилизации. Очень хорошо. Рабов в Древней Греции действительно было много. По данным Википедии население Аттики в период расцвета достигало 500.000 человек, из которых 400.000 были рабами. Но вот в чем проблема. Раб на общественных работах, на рудниках, как прислуга продуктов не производит, он производит их, если занимается сельским хозяйством. Так что нам придется ограничиться только рабами занятыми трудом на земле. В чем же возможная эффективность рабского труда? Единственный вариант – берем сильного мужика и заставляем работать до потери сознания, кормим впроголодь, а все продукты отдаем тем самым философам. Вроде получается. Но раб, как бы это сказать, не вечное орудие труда. Десяток – другой лет и он состарится и работать не сможет. Как его заменить? Вариантов несколько: захват, покупка и другие способы приобретения рабов на стороне или рождение рабов в семьях. Вариант с военнопленными, на первый взгляд, наиболее целесообразен. Всего то и делов, что захватить здорового мужика в плен и обратить в рабство. Но греки не вели постоянных (и обязательно успешных) завоевательных воин. Кроме того, Ника – богиня победы, дама капризная. Сегодня война удачная и рабы есть, а завтра битва проиграна и сами завоеватели стали рабами у кого-то. Можно ли строить экономику такой цивилизации, как на таком не надежном источнике? Второй вариант, рождение рабов в семьях, напротив, отличается стабильностью. Имея семью, раб, так сказать, воспроизводит сам себя. Но, при этом, эту семью ему придется кормить. При таком раскладе раб мало отличается от обычного землепашца, и ждать от него «экономических чудес» рабского труда не приходится.

Теперь основной вопрос: чем кормилось население городов Древней Греции ? У меня внятного ответа нет. Возникает ощущение, что города существуют сами по себе, а хлеб, овощи, фрукты и другие продукты питания берутся буквально из воздуха. Типа манны небесной, но в греческом варианте.

Торговая загадка Древней Греции.

Экономический тупик Древней Греции пытались решить через торговлю.Греки торговали по всему Средиземноморью и продукты питания завозили к себе по морю. Действительно, если верить истории, то греки были знатные моряки, пираты и торговцы. Сначала торговали, а затем и основывали колонии по всему побережью Средиземного и Черного морей: Малая Азия, Сицилия, Южная Италия, Крым, Африка и так далее.

Все очень хорошо, но как говорил кот Матроскин, «чтобы купить что-нибудь нужное, надо сначала продать что-нибудь ненужное». И чем торговать грекам, если сельское хозяйство страны мало производительно, а для подъема ремесел уже нужны продукты питания? Ведь кузнец или горшечник не может работать в долг под залог того, что им через какое-то время привезут поесть. Единственный экспортный продукт – оливковое масло, но хватит ли его для обеспечения существования цивилизации Древней Греции на протяжении нескольких столетий вопрос открытый, а международной системы разделения труда древний мир еще не знал.

Кроме того, для такого размаха «деловых операций» нужен целый торговый флот – корабли, корабли и еще раз корабли. Сложно сказать про размеры торгового флота греков, но вот военный флот городов Древней Греции , по историческим данным, насчитывал сотни кораблей. В одной битве при Саламине участвовало около 400 (!) греческих галер. Понятно, что военные корабли, как и современные танки и ракеты, прибыли не приносят, а одни убытки. То дерево меняй, то такелаж прогнил, то весло сломалось и так далее. Так что торговый флот, который эти самые деньги и добывает, должен быть значительно многочисленнее военного. Одним – двумя парусными лодками здесь не обойтись.

Понятно, что корабли нужно из чего-то строить. Из воздуха, как и продукты питания, они не появляются. Единственный подходящий материал, до изобретения металлического корпуса, это строевой лес. Кривая – косая береза, растущая на скальном уступе, здесь не подходит. Строевой лес до XIX века был стратегическим ресурсом любого строящего флот государства, но ресурсом исчерпаемым. Вот в Палестине, как говорит история, были когда-то леса из ливанского кедра, и извели этот кедр финикийцы на строительство кораблей. Остался ливанский кедр в основном только на флаге и гербе государства Ливан. В Древней Греции же строевого леса нет и строить корабли там просто не из чего . Если же завозить… замкнутый круг. Чтобы завести лес в Древнюю Грецию , нужен корабль, а для того, чтобы его построить, нужно завести лес.

С географией торговли Древней Греции тоже проблемы. Где должен быть основан торговый город? Понятно, что идеальное место – перекресток торговых путей. Там, где встречаются караваны, стихийно или намеренно возникает рынок (базар, ярмарка), где товары обмениваются друг на друга. Чем вести товар прямо до потребителя, как правило, выгоднее и безопаснее продать его с прибылью на рынке. Местные купцы, живущие около рынка, во все времена без всякого риска и дальних путешествий здорово зарабатывали на перепродаже. А за безопасность и торговлю на рынке местная власть всегда брала с купцов налоги (мыто – по-русски). И платили, так как караваны, как морские, так и сухопутные нужно обслуживать. То уже упоминавшийся такелаж заменить, то лошадь подковать. И припасы купцам нужны, и банкир, чтобы деньги обменять – занять, и отдохнуть в безопасности, и женщина не помешает. На обслуживании купцов складывается целая система того, что сейчас называют транспортной инфраструктурой. Одним словом понятно, что перекресток торговых путей это золотое дно, как для местной власти, так и для огромного количества народа. Теперь посмотрите непредвзятым взглядом на карту Восточной Европы. Где должен находиться самый оживленный перекресток торговых путей? Точка одна – пролив Босфор. География сложилась так, что в этом месте сходятся морские торговые пути от древних цивилизаций Средиземного моря через Черное море и реки черноморского бассейна Дунай, Дон, Днепр, Днестр ко всей Восточной Европе. Там же сходятся и сухопутные торговые пути из Европы на Восток. Великий шелковый путь мог проходить либо севернее Черного моря (через степи, где грабеж прочие прелести), либо южнее через Босфор. Одним словом, место для торгового города уникальное. Второго такого, наверное, нет нигде в мире.

И что мы видим на этом месте в Древней Греции ? Ничем особенным не отмеченная греческая колония Византий, основанная в VII веке до нашей эры. С такой выгодной позицией Византий должен был стать центром средиземноморской и черноморской торговли, а правители Византия скупить всю Древнюю Грецию , Малую Азию и Причерноморье, продать и еще раз скупить уже по дешевке. Но, шли века, а город так и оставался мелким ничем серьезным не отмеченным поселением. Может быть, в Восточной Европе просто не было товаров, которые могли заинтересовать греческих негоциантов? Но Ольвию, Херсонес, Феодосию, Пантикапей, Танаис и еще десятки колоний на побережье Черного моря греки основали? Значит было с кем торговать на севере. И все торговые пути из этих колоний шли через один пролив – Босфор. И только в IV век нашей эры император Римской империи Константин обращает внимание на заштатную колонию и сразу переносит туда столицу империи! И на много сотен лет Константинополь, а затем и Стамбул становятся торговым и политическим центром средиземноморья. А тысячу лет до этого никому в голову не пришло, как можно использовать данную точку на карте?

Загадка флота Древней Греции .

Отдельная история это военный флот Древней Греции . Как известно, основную его силу составляли биремы и триеры. Для непосвященных это галеры с двумя и тремя рядами весел расположенных друг над другом. Впрочем, это не предел. Доходило до кораблей с пятью рядами весел – пентер. При этом все попытки реконструкции подобных кораблей особого успеха не имели. Второй, а тем более третий ряд весел располагается настолько высоко над водой, что весла становятся слишком длинными и тяжелыми даже для нескольких гребцов. Вот норманнскую ладью реконструировать получается и плавает она по морю, а галеру из Древней Греции никак. Ну ладно, допустим, что наши современники просто не обладают античными технологиями. Но в историческое время тоже стоили галеры и в большом количестве. На Средиземном море – испанцы, французы, турки, венецианцы и генуэзцы, мавританские пираты, на Балтике шведы и русские. Ни туркам, ни испанцам, ни шведам, ни русским в голову не приходило при строительстве галер сажать гребцов друг над другом. Интересно почему?


Размеры эскадр Древней Греции тоже поражают воображение. Под Саламином 400 греческих галер разгромили персидский флот из 1200 кораблей. В XVI веке, через две тысячи лет, в битве при Лепанто участвовали 206 галер объединенного христианского флота (из них около 90 испанских и более 100 венецианских) против 220 турецких и алжирских судов. Естественно, что для античных времен такое количество это просто несерьезно. Испанская империя, контролировавшая половину Европы и две трети Америки, на судьбоносную для нее битву смогла послать 90 кораблей, Блистательная порта наскребла 220, а вот персидская империя в V веке до нашей эры выставила для завоевания Греции 1200 судов! Даже если допустить, что персидские суда представляли оборудованные для боя рыбацкие лодки, цифры как-то не вяжутся.

Загадка армии Древней Греции .

Как выглядит гоплит из Древней Греции примерно V века до нашей эры? Реконструкций хватает. Вот он, краса и гордость античного мира. Панцирь и поножи блестят на солнце, на голове шлем с гребнем, в мускулистых руках щит и копье, взглядом орел, сложением ну чистый атлет, печатает шаг в рядах фаланги.



А теперь порошу читателя немного напрячь воображение и представить себе… русского средневекового ополченца. Как он выглядит? Большинство затруднится описать. Для облегчения задачи я попытался найти в интеренете соответствующий рисунок. Это оказалось гораздо сложнее, чем искать того же гоплита. Ну не любят у нас рисовать мужиков на войне. Впрочем, порывшись в картинках, одно изображение все-таки нашлось. Вот он, на третьем плане. На голове обычная шапка. Толстый стеганый кафтан. Обувка либо обмотки, либо обычные лапти. Плотницкий топор на длинной ручке (как вариант переделанное из косы копье) да охотничий лук за плечами. Крестьянин, да и только, волею судеб занесенный на войну.

А теперь внимание! По уровню военной подготовки, точнее по ее отсутствию, русский ополченец и гоплит из Древней Греции это одно и тоже, так как и первый и второй не профессиональные воины, а всего лишь… ополченцы.

По школьной истории Древней Греции все просто как дважды два четыре. Вот получили в городе Афины известие о высадке персидского десанта под Марафоном. Собрались граждане афинские, то есть рыбаки, горшечники, пастухи и прочие, в количестве 10.000 человек, вооружились и выступили в поход. Придя под Марафон, построились фалангой и массированным ударом опрокинули персидские войска. Один из афинян с известием о победе пробежал 42 километра и еще несколько метров, крикнул «Радуйтесь афиняне, мы победили» и упал мертвым (что для нас уже несущественно).

Но если обратиться к опыту средневековья, то мобилизации трудоспособного населения на войну тогда не было. Войны вели небольшие отряды профессионалов-дружинников. Основное же население занималось своими делами (пахало, сеяло, одним словом работало). Иногда, при исключительной опасности, на Руси мужиков призывали в посошную рать (по-современному ополчение). Для чего использовалось такое ополчение? Работы хватало. Это (по википедии):

  • строительство и восстановление укреплений (военно-инженерные работы);
  • разграждение, строительство и восстановление дорог (военно-дорожные работы);
  • строительство и восстановление мостов (военно-дорожные работы);
  • наведение переправ;
  • подвоз орудий;
  • подвоз боеприпасов;
  • подвоз продовольствия;
  • обслуживание орудий (артиллерийская прислуга);

Бросать в бой такую рать избегали, так как военная эффективность ее была на условном нуле и отряду профессионалов такое ополчение «на один зуб». В чем причины такой низкой эффективности? В числе наиболее основных - отсутствие хорошего оружия и низкий уровень подготовки. Посмотрим как с этим было в Древней Греции .

В первую очередь оружие. В Древней Греции , похоже, в каждом доме висел на стене полный комплект тяжелого вооружения из шлема, панциря, поножей, копья и меча. Представляете сколько шахтеров и кузнецов нужно для того, чтобы обеспечить хотя бы 10.000 сражавшихся под Марафоном гоплитов вооружением? С задачей обеспечения всего населения оружием в случае мобилизации смогли справиться только централизованные европейские государства XIX века после промышленной революции. В Древней Греции с этим никаких проблем, судя по-всему, не было.

Еще одна интересная деталь. Греческих гоплитов всегда изображают с гребнями на шлемах из конского волоса. Затрудняюсь представить, сколько лошадей в безлошадной Греции нужно было остричь, чтобы обеспечить армию подобным украшением. Но это не самое главное. Для чего воину шлем? Само собой, для защиты головы от ударов колющим, рубящим и другим оружием. А теперь представьте, во что превратятся шлемы гордых гоплитов после одной - двух рукопашных схваток. Видок будет еще тот. Самое близкое сравнение с недоощипанными петухами.

Во вторую очередь обучение гоплитов в Древней Греции . Для того, чтобы научить человека владеть холодным оружием требуется время и постоянные тренировки. Это стрелять и укрываться в окопе можно за месяц – другой. Для владения холодным оружием, которое применяется в рукопашный схватке нужны годы регулярной работы. На импровизации далеко не уедешь. Когда у трудового народа Древней Греции находилось время на подобные занятия? Ведь одним – двумя инструктажами здесь не обойтись. Нужно доводить движения до уровня рефлекса. Да еще и подавить естественный для любого человека страх смерти.

По истории Древней Греции мы знаем, что греки предпочитали сражаться плотным строем, который называется фаланга. Попробуйте вывести в поле 1000 человек и добиться хотя бы одного - двух слаженных действий, типа шага вперед и шага назад. А ведь греческие фаланги совершали и более сложные действия, типа поворота на 90 градусов, при котором офицером (надо понимать тоже из… горшечников) отдавалось до десятка команд. А как вам такое описание: «Если армия, выстроенная колоннами, должна была построиться фалангой, движение начиналось с задней эномотии, которая выдвигалась в направлении налево и выравнивалась в линию с предшествующей эномотией. Затем эти две эномотии выступали движением налево до уровня со следующей эномотией и т. д., пока все эномотии не выстраивались в одну линию и не образовывали фаланги. То же передвижение, только в обратном порядке, производилось, если надо было вздвоить ряды.» Попробуйте хотя бы представить, о чем идет речь. Это вам не современный строевой шаг с командами нале-во, напра-во. Для того, чтобы вести войну так, как ее вели гоплиты Древней Греции надо было бы ежедневно с самого утра на протяжении нескольких лет выводить все мужское население из города и заниматься боевой подготовкой до самого вечера. Если греческие граждане так регулярно тренировались, то когда они умудрялись работать?

Кроме того, еще одна странность. Ополчение в Средние века на войну призывали в крайнем случае еще и потому, что отрыв мужиков от пашни был чреват экономическим крахом. Прибавочный продукт был мизерным, основная часть работ физическая, так что подменить мужиков женщинами (что стало возможным только с автоматизацией труда в XX веке) было просто невозможно. В Древней Греции годами велись междоусобные войны без всякого вреда для экономики городов-государств, а уж поход Александра Македонского с многотысячной армией на восток с точки зрения экономики родной Македонии вообще тянет на фантастику.

Так может, противники у греков были под стать им самим? Мне лично легче поверить в существование профессиональной армии именно у персов. Создание огромной империи (в том числе и Римской) требует регулярных воин и налаженного механизма сбора налогов, что дает хоть какой-то запас провианта для содержания небольшой регулярной армии. Однако персидских «профессионалов» греческие «любители» били уверенно и регулярно, в том числе и под упоминавшимся Марафоном.

Есть даже художественное описание данной битвы: «Когда персы приблизились к грекам на сто - сто пятьдесят шагов и начали осыпать их градом стрел и камней, Мильтиад приказал своим воинам начать движение. Сомкнутая масса гоплитов, выдерживая равнение в рядах и шеренгах, двинулась вперед. Первая шеренга, соединив щиты, была как бы стеной, за которой приготовилась к удару длинными копьями вторая шеренга, третья, четвертая. Сначала воины шли быстрым шагом, затем побежали, чтобы скорее миновать место, поражаемое стрелами, и набрать инерцию для удара. Удар гоплитов был страшным. Первые толпы персов были сбиты на землю. Однако новые воины стали теснить греков, середина фаланги прогнулась. Но тут оба края греческого строя выдвинулись вперед и сжали противника, как клещи. Персы не выдержали, побежали к кораблям.» Митяев «Книга будущих командиров».

Так и хочется реконструировать битву где-то в период многочисленных воин Русского государства с Речью Посполитой. «Когда закованные в доспехи польские крылатые гусары приблизились на сто - сто пятьдесят шагов, плотный строй русских мужиков в армяках пришел в движение. Выдерживая равнение в рядах и шеренгах, с песнями под гармошку ополченцы сначала печатали лаптями шаг, а потом перешли на бег, набирая инерцию для удара. Удар русских топоров был страшен, первые хоругви польских гусар были выбиты из седел. Затем фланги русского ополчения выдвинулись вперед и сжали противника в клещи. Паны не выдержали и, теряя по дороге доспехи и перья, побежали к себе в Польшу.» А чем мы, русские, хуже греков? Им можно, а нам нельзя?

P.S. Это не значит, что Древней Греции не было, но история с географией в данном случае не согласуется. Либо Древней Греции была не такой, как нам ее описывают, либо располагалась не там, но что-то тут не так.

Загадочное существо с львиным телом не имеет приписки к конкретной культуре и определенного пола. Самый знаменитый египетский сфинкс, стерегущий Гизы, – мужского пола.

В египетской мифологии головы сфинксов были не только человеческими. Сфинксы с головой сокола были посвящены богу Гору, а сфинксы с головой барана – солнечному божеству Амону. Встречаются даже сфинксы с головой крокодила, очевидно прославлявшие Себека, бога Нила. Все египетские сфинксы изображены на стенах храмов либо охраняют гробницы, места для людей священные. Можно сделать вывод, что египетский сфинкс мужского пола был положительной фигурой, защитником и стражем таинственного мира богов. Иероглиф, которым обозначали сфинкса, означал также «хозяин», «правитель».

Современник египетского сфинкса – чудовище из шумерской легенды, которого верховная богиня Тиамат рождает для отмщения своего супруга. Здесь сфинкс – воплощение злобы, гнева и ужаса.

Образ сфинкса, перекочевавший из Египта в Грецию, претерпел существенные изменения. Во-первых, он сменил пол и вместо венца фараона приобрел обнаженную женскую . Во-вторых, у него выросли крылья. Именно такой сфинкс получил широкое распространение в мировой культуре наряду с хозяином из Египта. Даже само слово «сфинкс» происходит от греческих «сфинктер» - сжимать, «сфинга» - душительница. По легенде, греческий сфинкс был дочерью древних чудовищ Тифона и Ехидны, порождением бездны и хаоса.

Загадка для будущего царя Эдипа

Широко образ сфинкса как существа, говорящего загадками, тоже пришел из Греции. Гера, верховная богиня Олимпа, решила наказать фиванского царя Лая за совершенные им преступления и отправила к воротам Фив сфинкса. Тот, устроившись на придорожном камне, стал задавать путникам загадку, которую ему подсказали музы. За неверный следовало наказание – смерть.

Постепенно дорога к городу обезлюдела, никто не хотел рисковать своей жизнью, отгадывая хитроумную загадку сфинкса. Только Эдип во время своего рокового в Фивы смог разгадать загадку, которая звучала так: «Какое существо утром ходит на четырех лапах, днем – на двух, а – на трех?». Эдип ответил, что это – ребенком он ползает на четвереньках, вырастая, ходит на ногах, а к старости опирается на трость. Побежденный сфинкс бросился в пропасть с Фикейской горы.

Других загадок сфинкса легенды не сохранили. Некоторые философы, изучая древние мифы, высказывали предположение, что сфинкс загадывал каждому человеку предназначенную только ему загадку. Загадка про человека намекала на печальную судьбу Эдипа, который в неведении убил своего отца и женился на собственной .

Источники:

С древних времен из поколения в поколение передавался греческий миф о чудовищном Сфинксе, который забавлялся тем, что задавал путникам загадки. Тех, кто не мог ответить правильно, Сфинкс убивал. И лишь один человек сумел разгадать сложную загадку Сфинкса. Судьба этого человека, царя Эдипа, была поистине трагической.

Предсказание оракула

Легенда гласит, что оракул предсказал царю Лаю, правившему в Фивах, что он будет убит своим собственным сыном. Когда у царя родился сын, Лай решил убить его, чтобы таким образом избежать страшной участи. Но ребенка, которому было уготовано стать растерзанным дикими зверями, усыновили коринфский царь Полиб и его жена. Мальчика они Эдипом и воспитали как собственного сына.

Будучи юношей, Эдип отправился в Дельфы, чтобы узнать у свою судьбу. И ему было предсказано, что он лишит жизни своего отца и женится на собственной матери. Детей, которые от этого брака, проклянут боги.

Эдип с ужасом выслушал оракула и принял решение не возвращаться в Коринф, чтобы не встречаться с родителями.

Эдип отправился искать счастья в других странах. По дороге в Фивы юноше повстречалась колесница, в которой находился какой-то знатный старец, сопровождаемый слугами. Разгневанный старик, которому Эдип не пожелал уступать дорогу, ударил юношу скипетром. Разъярившись, Эдип убил старца ударом дорожного посоха, после чего, движимый гневом, перебил сопровождавших старика слуг. Впоследствии выяснилось, что в той дорожной ссоре Эдип лишил жизни своего настоящего отца – царя Лая.

Эдип и Сфинкс

Подойдя к Фивам, Эдип застал его жителей унылыми и подавленными. Выяснилось, что возле городских ворот поселилось чудовище – Сфинкс, постоянно требовавший жертв. Сфинкс имел туловище льва, голову и крылья орла. Путников, проходивших мимо, чудовище заставляло разгадывать одну и ту же загадку. Но отгадать ее не мог никто. И тогда Сфинкс разрывал несчастных неудачников железными когтями.

Загадка Сфинкса звучала так: «Какое живое существо ходит утром на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех?». Эдип, которому Сфинкс задал этот вопрос, ответил, что речь идет о человеке. На заре жизни человек ползает на четвереньках, в зрелом возрасте он ходит на ногах, а с наступлением старости опирается на посох.

Услышав этот правильный ответ, Сфинкс в отчаянии бросился в пропасть, где и погиб, разбившись насмерть.

Трагедия Эдипа

Источники:

  • Почему Сфинкс загадывает Гарри загадку?

Много у змеи голов.

Сколько ни руби —

Вырастают вновь и вновь,

Хоть огнем их жги. (Гидра.)

Ужасный трехголовый пес,

Что стережет ворота ада.

Ответ найдите на вопрос:

Собачки имя вспомнить надо. (Цербер.)

А вот еще загадка века:

Гибрид коня и человека.

Такой вот странный симбиоз.

Кто это? Жду ответа на вопрос. (Кентавр.)

Довольно странная коняга:

Все машет крыльями, бедняга.

Легко взлетает на Парнас

Лошадка с крыльями… (Пегас.)

Лицо и грудь какой-то дамы

Посажены на тело льва.

Кто это? Догадайтесь сами,

К сему добавив два крыла. (Сфинкс.)

Вместо прически — змеиный клубок.

Никто и представить такое не мог.

Это не теща — заявим резонно.

Чудище с крыльями — это… (Горгона.)

Сладко петь большая мастерица

Полуженщина-полуптица.

Но не певица из Ла Скала

Мореходов манит на скалы. (Сирена.)

Подходящие сценарии на праздник:

  • Презентация гостей. Заранее готовится красиво оформленная рамка. Ведущий задает вопросы о ком-то из…
  • FortBoyard – это множество испытаний, атмосфера тайны, особый антураж и реквизит. Многие искатели приключений…
  • Действующие лица при упоминании их произносят свою фразу: Х о з я и…
  • Сценарий праздника День Победы обычно довольно предсказуем: в предвкушении выходного дня люди позволяют…
  • В играх принимают участие супружеские пары. Смысл заключается в том, чтобы угадать вариант,…
  • На бархане наш шатер раскинем (разводим руки в стороны), Привезем красивых птиц павлинов.…
  • Образовательные задачи: Обогатить эмоциональные впечатления детей посредством введения сказочного сюжета и сказочных героев.…

5 244

Урук из Месопотамии был, вероятно, первым легендарным бессмертным. Он был, как полагали, обычным человеком, который просто не мог умереть. Тем не менее, согласно мифологии, бессмертные всегда существовали. В этом смысле Урука можно рассматривать в качестве одного из примеров бессмертного наблюдателя за человечеством.

Гильгамеш был правителем города Урука. Он предположительно жил спустя 2000 лет после Урука бессмертного. В соответствии с некоторыми легендами, Урук жил при дворе Гильгамеша и даже был одним из его учителей. Гильгамеш был сыном Енкиду и Нинсун.

Две жизни, два пути бытия

В сказании об Енкиду говорится о девяти бессмертных женщинах, которые пришли к нему, когда он родился. Эти девять женщин были мойрами (богинями судьбы), которые делали предсказания о жизни и судьбе новорождённого. После серии хороших предсказаний от первых восьми мойр, последняя, самая младшая (но самая мудрая), предсказала, что у Енкиду будет две жизни: одна, принадлежащая ему, в которой он будет действовать неправильно, и вторая, принадлежащая ей, в которой его действия будут праведными.

Кроме того, мойра заявила, что она увидела большой дар во второй жизни Енкиду. Она была права. В его первой жизни, несмотря на то, что он был храбрым, сильным и мудрым, как предсказали первые восемь мойр, Енкиду сделал много ошибок и всё смешал в своём царстве и в личной жизни. В конечном счёте, царство пришло в упадок, Енкиду был на смертном одре. Тогда он попросил прощения у мудрой мойры, которая предсказала ему две жизни.

В тот момент бессмертная женщина появилась перед ним и повернула время обратно, к тому моменту, когда Енкиду был молодым. В его второй жизни Енкиду действовал праведно, он женился на Нинсун и у них родился Гильгамеш, великий дар, который предсказывала богиня судьбы.

Желание Шарона

Шарон считался бессмертным в этрусской культуре. Говорят, что он пошёл в ад и вернулся, также известно, что он был несчастлив, будучи бессмертным. Он был одним из немногих бессмертных, которые имели одно желание - умереть. В мировых мифологиях герои, которые ходят в ад и возвращаются, также рассматриваются как бессмертные, потому что они покидают мир живых, не умирая, и возвращаются в него. Боги древних мифологий тоже являются бессмертными. Иногда древние боги рассматриваются как бессмертные скрытые люди. Славянский бог Велес признался, что он бессмертный, но не настоящий бог.

Вампиры, оборотни и церковь

Вампиры - тоже бессмертные мифологические существа. Существует теория, что истории о таких существах были сочинены самими бессмертными, чтобы сохранить их собственное существование в тайне. Таурус поддержал эту идею в своей книге Gheestelycke Sermoonen. Мифологические существа, такие как вампиры и оборотни, с их ужасающей внешностью, как говорят, призваны отвлечь людей от идеи реального существования бессмертных.

В прошлом церковь запрещала и пыталась уничтожить все книги, в которых говорилось о бессмертных в их физической форме. Кроме того, алхимиков выслеживали и преследовали, так как они искали философский камень, легендарное вещество, которое может использоваться для получения эликсира жизни.

Более поздние легенды

В Gheestelycke Sermoonen говорится о молодом человеке, который вошёл в группу наёмников. Во время битвы молодой человек стал свидетелем убийства главаря группы. Через много лет этот человек, уже старик, встретил бывшего главаря наёмников, которого он считал мёртвым. Он выглядел так же, как раньше. Старик спросил своего бывшего командира, был ли он бессмертным. Бессмертный раскрыл свою личность и сказал своему старому другу, что он выполнил своё предназначение.

Другой хорошо известный бессмертный - это граф Сен-Жермен, он является одним из бессмертных, которые появились довольно поздно в истории. Никола Фламель - тоже один из поздних, о нём говорили, что он нашёл философский камень и использовал его для получения эликсира жизни и достижения бессмертия.

Многие из мировых легенд и мифов рассказывают о бессмертных. Существуют также различные типы бессмертных. Некоторые были рождены бессмертными, в то время как другие приобретают этот статус, открывая философский камень и эликсир бессмертия. Насколько правдивы истории о бессмертных? Возможно, они созданы самими бессмертными, чтобы скрыть их существование?

Глобальный информационный банк человечества...

Славяно-русы загадки истории...

Почему homo sapiens выжил