Комедии мольера. Жан-батист мольер Названия пьес мольера

родился в Париже 15 января 1622 года. Его отец, буржуа, придворный обойщик, нисколько не помышлял о том, чтобы дать сыну какое-либо большое образование, и к четырнадцати годам будущий драматург едва лишь научился читать и писать. Родители добились того, чтобы их придворная должность перешла к сыну, но мальчик обнаружил незаурядные способности и упорное желание учиться, ремесло отца не влекло его. По настоянию деда Поклен-отец с большой неохотой определил сына в иезуитский коллеж. Здесь в течение пяти лет Мольер с успехом изучает курс наук. Ему посчастливилось иметь в качестве одного из учителей знаменитого философа Гассенди, который познакомил его с учением Эпикура. Рассказывают, что Мольер перевел на французский язык поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод этот не сохранился, и нет доказательств достоверности этой легенды; свидетельством может служить лишь здравая материалистическая философия, которая сквозит во всех произведениях Мольера).
Еще с детства Мольер был увлечен театром. Театр был самой его дорогой мечтой. По окончании клермонского коллежа, выполнив все обязанности по формальному завершению образования и получив диплом юриста в Орлеане, Мольер поспешил образовать из нескольких друзей и единомышленников труппу актеров и открыть в Париже «Блистательный театр».
О самостоятельном драматургическом творчестве Мольер еще не думал. Он хотел быть актером, и актером трагического амплуа, тогда же он себе взял и псевдоним – Мольер. Это имя кто-то из актеров уже носил до него.
То была ранняя пора в истории французского театра. В Париже лишь недавно появилась постоянная труппа актеров, вдохновленная драматургическим гением Корнеля, а также покровительством кардинала Ришелье, который и сам был не прочь кропать трагедии.
Начинания Мольера и его товарищей, их молодой энтузиазм не увенчались успехом. Театр пришлось закрыть. Мольер вступил в труппу бродячих комедиантов, разъезжавшую с 1646 года по городам Франции. Ее можно было увидеть, в Нанте, Лиможе, Бордо, Тулузе. В 1650 году Мольер и его товарищи выступали в Нарбонне.
Скитания по стране обогащают Мольера жизненными наблюдениями. Он изучает нравы различных сословий, слышит живую речь народа. В 1653 году в Лионе он ставит одну из первых своих пьес – «Сумасброд».
Талант драматурга открылся в нем неожиданно. Он никогда не мечтал о самостоятельном литературном творчестве и взялся за перо, понуждаемый бедностью репертуара своей труппы. Вначале он лишь переделывал итальянские фарсы, приспосабливая их к французским условиям, потом стал все более отдаляться от итальянских образцов, смелее вводить в них оригинальный элемент и, наконец, совсем отбросил их ради самостоятельного творчества.
Так родился лучший комедиограф Франции. Ему было немногим более тридцати лет. «Ранее этого возраста трудно чего-либо достичь в драматическом жанре, который требует знания и мира, и сердца человеческого», – писал Вольтер.
В 1658 году Мольер снова в Париже; это уже опытный актер, драматург, человек, познавший мир во всей его реальности. Выступление труппы Мольера в Версале перед королевским двором имело успех. Труппа была оставлена в столице. Театр Мольера обосновался вначале в помещении Пти-Бурбон, выступая три раза в неделю (в остальные дни сцену занимал Итальянский театр).
В 1660 году Мольер получил сцену в зале Пале-Рояля, построенного еще при Ришелье для одной из трагедий, часть которой написал сам кардинал. Помещение отнюдь не отвечало всем требованиям театра – впрочем, Франция тогда и не имела лучших. Даже век спустя Вольтер жаловался: «У нас нет ни одного сносного театра – поистине готическое варварство, в котором нас справедливо обвиняют итальянцы. Во Франции хорошие пьесы, а хорошие театральные залы – в Италии».
За четырнадцать лет своей творческой жизни в Париже Мольер создал все то, что вошло в его богатое литературное наследие (более тридцати пьес). Дарование его развернулось во всем блеске. Ему покровительствовал король, который был, однако, далек от понимания того, каким сокровищем в лице Мольера обладает Франция. Однажды в разговоре с Буало король спросил, кто прославит его царствование, и был немало удивлен ответом строгого критика, что этого достигнет драматург, назвавшийся именем Мольер.
Драматургу пришлось отбиваться от многочисленных врагов, которые были заняты отнюдь не вопросами литературы. За ними скрывались более могущественные противники, задетые сатирическими стрелами комедий Мольера; враги измышляли и распространяли самые невероятные слухи о человеке, составлявшем гордость народа.
Мольер умер внезапно, на пятьдесят втором году жизни. Однажды во время представления своей пьесы «Мнимый больной», в которой тяжело больной драматург играл главную роль, он почувствовал себя плохо и через несколько часов после окончания спектакля скончался (17 февраля 1673 года). Архиепископ Парижский Гарлей де Шанваллон запретил предавать земле похристианским обрядам тело «комедианта» и «непокаявшегося грешника» (Мольера не успели соборовать, как того требует церковный устав). Около дома скончавшегося драматурга собралась толпа фанатиков, пытаясь помешать погребению. Вдова драматурга выбросила в окно деньги, чтобы избавиться от оскорбительного вмешательства возбужденной церковниками толпы. Мольер был похоронен ночью на кладбище Сен-Жозеф. Буало отозвался на смерть великого драматурга стихами, рассказав в них о той обстановке вражды и травли, в которой жил и творил Мольер.
В предисловии к своей комедии «Тартюф» Мольер отстаивая право драматурга, в частности комедиографа, на вмешательство в общественную жизнь, право на изображение пороков во имя воспитательных целей, писал: «Театр обладает великой исправительной силой». «Лучшие образцы серьезной морали обычно менее могущественны, чем сатира... Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее посмеяние».
Здесь же Мольер определяет смысл назначения комедии: «Она не что иное, как остроумная поэма, обличающая человеческие недостатки занимательными поучениями».
Итак, по мнению Мольера, две задачи стоят перед комедией. Первая и главная – поучать людей, вторая и второстепенная – развлекать их. Если лишить комедию назидательного элемента, она превратится в пустое зубоскальство; если отнять у нее развлекательные функции, она перестанет быть комедией и нравоучительные цели также не будут достигнуты. Словом, «обязанность комедии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их».
Драматург прекрасно понимал общественное значение своего сатирического искусства. Каждый в меру своих талантов должен служить людям. Все должны содействовать общественному благосостоянию, но каждый это делает в зависимости от своих личных склонностей и дарований. В комедии «Смешные жеманницы» Мольер весьма прозрачно намекнул на то, какой театр ему по вкусу.
Главными достоинствами игры актера Мольер считает естественность и простоту. Приведем рассуждения отрицательного персонажа пьесы Маскариля. «Только комедианты Бургундского отеля способны показать товар лицом», – рассуждает Маскариль. Труппа Бургундского отеля была королевской труппой Парижа и, следовательно, признавалась первейшей. Но Мольер не принимал ее театральную систему, осуждая «сценические эффекты» актеров Бургундского отеля, которые умели лишь «раскатисто декламировать».
«Все остальные – невежды, читают стихи так, как говорится», – развивает свою теорию Маскариль. К этим «остальным» относится театр Мольера. В уста Маскариля драматург вложил толки парижских театральных консерваторов, которых шокировали простота и обыденность сценического воплощения авторского текста в театре Мольера. Однако, по глубокому убеждению драматурга, нужно читать стихи именно «как говориться»: просто, естественно; и сам драматургический материал, по мнению Мольера, должен быть правдивым, выражаясь современным языком – реалистическим.
Мысль Мольера была справедлива, но ему не удалось убедить своих современников. Расин не пожелал ставить свои трагедии в театре Мольера именно потому, что слишком естествен был метод сценического раскрытия актерами авторского текста.
В XVIII столетии Вольтер, а вслед за ним Дидро, Мерсье, Седен, Бомарше упорно боролись против напыщенности и неестественности классицистического театра. Но и просветителям XVIII столетия не удалось добиться успеха. Классицистический театр по-прежнему придерживался старых форм. В XIX веке против этих форм выступили романтики и реалисты.
Тяготение Мольера к сценической правде в ее реалистическом толковании весьма очевидно, и лишь время, вкусы и понятия века не позволили ему развернуть свой талант с шекспировской широтой.
Интересные суждения о сущности театрального искусства высказывает Мольер в «Критике «Урока женам». Театр – «это зеркало общества», – говорит он. Драматург сравнивает комедию с трагедией. Очевидно, уже в его время высокопарная классицистическая трагедия начинала наводить скуку на зрителей. Один из персонажей названной пьесы Мольера заявляет: «на представлении великих произведений – ужасающая пустота, на глупостях (имеются в виду комедии Мольера) – весь Париж».
Мольер критикует классицистическую трагедию за ее оторванность от современности, за схематичность ее сценических образов, за надуманность положений. В его дни на эту критику трагедии не обратили внимания, между тем в ней в зародыше таилась будущая антиклассицистическая программа, с которой выступили французские просветители во второй половине XVIII века (Дидро, Бомарше) и французские романтики первой половины XIX века.
Перед нами реалистические принципы, как могли они мыслиться во времена Мольера. Правда, драматург полагал, что «работа с натуры», «сходство» с жизнью необходимы главным образом в комедийном жанре и не идут за его пределы: «Изображая людей, вы пишете с натуры. Портреты их должны быть схожи, и вы ничего не достигли, .если в них не узнают людей вашего века».
Мольер высказывает и догадки о правомочности в театре своеобразного смешения серьезного и комического элементов, что, по мнению его современников и даже последующих поколений, вплоть до войны романтиков с классицистами в XIX веке, считалось недопустимым.
Словом, Мольер пролагает путь для грядущих литературных битв; но мы погрешили бы против истины, если бы объявили его глашатаем театральной реформы. Представления Мольера о задачах комедии не выходят из круга классицистической эстетики. Задача комедии, как он ее себе представлял, – «дать на сцене приятное изображение общих недостатков». Он проявляет здесь характерное для классицистов тяготение к рационалистическому абстрагированию типов.
Мольер нисколько не возражает против классицистических правил, видя в них проявление «здравого смысла», «непринужденные наблюдения здравомыслящих людей о том, как не испортить себе удовольствия от этого рода пьес». Не древние греки подсказали современным народам единства времени, места и действия, а здравая человеческая логика, рассуждает Мольер.
В маленькой театральной шутке «Версальский экспромт» (1663) Мольер показал свою труппу за подготовкой очередного спектакля. Актеры говорят о принципах игры. Речь идет о театре Бургундского отеля.
В задачи комедии входит «точное изображение человеческих недостатков», – заявляет он, но комедийные образы отнюдь не портреты. Невозможно создать характер, который не напоминал бы кого-нибудь из окружающих, но «надо быть помешанным, чтобы искать в комедии своих двойников», - утверждает Мольер. Драматург явно намекает на собирательность художественного образа, говоря о том, что черты комедийного персонажа «могут быть подмечены у сотни разных лиц».
Все эти верные мысли, брошенные мимоходом, впоследствии найдут свое место в системе реалистической эстетики.
Мольер был рожден для реалистического театра. К реалистическому складу творчества его подготовила и трезвая материалистическая философия Лукреция, которую он изучал в юности, и богатые жизненные наблюдения в годы скитальческой жизни. Драматургическая школа его времени наложила на него свою печать, но Мольер то и дело разрывал оковы классицистических канонов.
Основное отличие классицистической системы от реалистических методов Шекспира проявляется в методе построения характера. Сценический характер классицистов по преимуществу односторонен, статичен, без противоречий и развития. Это характер-идея, он настолько широк, насколько этого требует вложенная в него идея. Авторская тенденциозность проявляется совершенно прямолинейно и обнаженно. Талантливые драматурги - Корнель, Расин, Мольер - умели в пределах и узкой тенденциозности образа быть правдивыми, но нормативность эстетики классицизма все-таки ограничивала их творческие возможности. Высот Шекспира они не достигли, и не потому, что им не хватало таланта, а потому, что дарования их часто вступали в противоречие с установленными эстетическими нормами и отступали перед ними. Мольер, работавший над комедией «Дон-Жуан» спешно, не предназначая ее для длительной сценической жизни, позволил себе нарушить этот основной закон классицизма (статичность и однолинейность образа), он писал, сообразуясь не с теорией, а с жизнью и своим авторским разумением, и создал шедевр, драму в высшей степени реалистическую.

искусство драматургия классицизм трагедия

Мольер (настоящее имя - Жан Батист Поклен) - выдающийся французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства, создатель классической комедии - родился в Париже. Известно, что крестили его 15 января 1622 г. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении - иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.

Уже в первой половине XVII в. теоретики классицизма определили жанр комедии как жанр низший, сферой изображения которого были частная жизнь, быт и нравы. Несмотря на то, что во Франции к середине XVII в. были написаны комедии Корнеля, Скаррона, Сирано де Бержерака, подлинным создателем классической комедии стал Жан-Батист Поклен (сценический псевдоним - Мольер, Jean Baptiste Poquelin, Moliere, 1622--1673), сын придворного обойщика-декоратора. Тем не менее, Мольер получил превосходное по тому времени образование.

В середине 1660-х годов Мольер создает свои лучшие комедии, в которых подвергает критике пороки духовенства, дворянства и буржуазии. Первой из них стала "Тартюф, или Обманщик" (редакция 1664, 1667 и 1669 гг.). Пьеса должна была быть показана во время грандиозного придворного праздника "Увеселения очарованного острова", который состоялся в мае 1664 г. в Версале. Однако пьеса расстроила праздник. Против Мольера возник настоящий заговор, который возглавила королева-мать Анна Австрийская. Мольера обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это кары. Представления пьесы прекратили.

Комедия "Тартюф" имела большое социальное значение. В ней Мольер изображал не частные семейные отношения, а вреднейший общественный порок - лицемерие. В "Предисловии" к "Тартюфу", важном теоретическом документе, Мольер объясняет смысл своей пьесы. Он утверждает общественное назначение комедии, заявляет, что "задача комедии - бичевать пороки, и исключений тут быть не должно. Порок лицемерия с государственной точки зрения является одним из самых опасных по своим последствиям. Театр же обладает возможностью противодействовать пороку". Именно лицемерие, по определению Мольера, основной государственный порок Франции его времени, и стало объектом его сатиры. В вызывающей смех и страх комедии Мольер изобразил глубокую картину того, что происходило во Франции. Лицемеры типа Тартюфа, деспоты, доносчики и мстители, безнаказанно господствуют в стране, творят подлинные злодейства; беззаконие и насилие - вот результаты их деятельности. Мольер изобразил картину, которая должна была насторожить тех, кто управлял страной. И хотя идеальный король в конце пьесы поступает справедливо (что объяснялось наивной верой Мольера в справедливого и разумного монарха), общественная ситуация, обрисованная Мольером, представляется угрожающей.

Мольеру принадлежит более 30 комедий. Все их можно разделить на 2 группы:

  • 1) комедии характеров - в них Мольер создает типы героев, в которых в обобщенной и преувеличенной форме воплотились основные человеческие пороки: "Тартюф" - лицемерие, "Скупой" - жадность, "Мизантроп" - человеконенавистничество. Впоследствии имена мольеровских героев (Тартюф, Гарпагон, Альцест) стали нарицательными.
  • 2) комедии нравов - в них высмеиваются общественные нравы и пороки определенных слоев общества ("Мещанин во дворянстве", "Смешные жеманницы", "Школа мужей" и "Школа жен").

Несмотря на то, что Мольер был выходцем из эпохи классицизма, он всячески старался выйти за рамки этого направления, разрушить каноны классицизма, которые лишают писателя творческой свободы:

  • 1) соединил средневековый народный французский фарс с традиционной итальянской комедией "дель арте" (комедия масок) эпохи Возрождения;
  • 2) считал, что драматург-комедиограф имеет право вмешиваться в общественную жизнь и изображать пороки во имя воспитательных целей, то есть комедия должна одновременно и поучать, и развлекать людей;
  • 3) разработал новый жанр - комедия-балет, в котором драматическое действие органически сочетается с музыкой и танцами ("Мещанин во дворянстве", "Блистательные любовники", "Мнимый больной");
  • 4) смешивал "высокий" и "низкий" жанры, что привело к созданию так называемых "высоких комедий" ("Мизантроп", "Дон-Жуан");
  • 5) боролся за правдивое искусство, которое отражает реальные жизненные конфликты переход к реализму, поэтому критиковал классицистическую трагедию за оторванность от современности, за схематичные образы и надуманные конфликты;
  • 6) нарушал правило "трех единств";
  • 7) смешивал комическое и трагическое, так как считал, что в жизни одно неотделимое от другого;
  • 8) в его комедиях наравне с высокой лексикой присутствует "язык улицы" и даже площадная брань.

Первое представление комедии "Мещанин во дворянстве" (букв. перевод - "Буржуа - дворянин") состоялось в замке Шамбор 14 октября 1670 года. Комедия была написана не случайно, а по приказу короля. Мольеру и композитору Люли было поручено сочинить смешную комедию с музыкой, но с обязательным условием, чтобы в пьесе были высмеяны турки. В качестве консультанта авторам был предложен кавалер Лоран д,Арвье, который побывал на Востоке и узнал нравы и обычаи Турции. Такой приказ короля объяснялся его обидой на турецкого посла Солимана-Ага, который осенью 1669 года на приеме в Версале заявил, что конь турецкого султана украшен лучше, чем корона Людовика XIV, несмотря на то, что в тот день на короле был костюм, украшенный бриллиантами на 14 миллионов ливров.

По мере того как росла его известность, он становился все ближе к двору и все чаще ставил пьесы, специально приуроченные к придворным праздникам, превращая их в грандиозные шоу. Драматург выступил основателем особого театрального жанра - комедии-балета.

В феврале 1673 г. труппа Мольера поставила "Мнимого больного", в котором он играл главную роль, невзирая на мучивший его недуг (вероятнее всего, страдал туберкулезом). Прямо на представлении он лишился сознания и в ночь с 17 на 18 февраля умер без исповеди и покаяния. Похороны по религиозным канонам состоялись только благодаря ходатайству его вдовы перед монархом. Чтобы не разразился скандал, хоронили выдающегося драматурга ночью.

Одна из самых загадочных и эксцентричных личностей XVII века во Франции - Жан-Батист Мольер. Биография его состоит из сложных и в то же время величественных этапов в карьере и творчестве.

Семья

Родился Жан-Батист в 1622 году в аристократической семье, которая являлась продолжением очень древнего буржуазного рода драпировщиков. В то время такой считался довольно прибыльным и уважаемым. Отец будущего комедиографа был почетным советчиком короля и создателем специализированной школы для придворных детей, которую впоследствии и стал посещать Мольер. В этом учебном заведении Жан-Батист усердно изучал латынь, что помогло ему с легкостью понимать и изучать все работы знаменитых римских авторов. Именно Мольер перевел на родной французский язык поэму «О природе вещей» древнеримского философа Лукреция. К сожалению, рукопись с переводом не была распространена, а вскоре и исчезла. Вероятнее всего, она сгорела во время пожара в мастерской Мольера.

По воле своего отца Жан-Батист получил престижную на то время ученную степень лиценциата правоведения. Жизнь Мольера была сложной и насыщенной.

Ранние годы

В молодости Жан был ярым поклонником и представителем популярного тогда эпикуреизма (одного из философских движений). Благодаря такому интересу он завел много полезных знакомств, ведь среди тогдашних эпикурейцев были достаточно обеспеченные и влиятельные люди.

Карьера юриста не была для Мольера столь важна, точно так же, как и отцовское ремесло. Именно поэтому молодой человек избрал для себя театральное направление в деятельности. Биография Мольера лишний раз доказывает нам его стремление к совершенствованию и желание достичь мировых высот в

Стоит заметить, что изначально Мольер - это театральный псевдоним, который Жан-Батист Поклен выбрал себе для придания полному имени милозвучности. Но постепенно этим именем его стали называть не только в рамках театральной деятельности, но и в повседневной жизни. Встреча с очень известными тогда французскими комедиантами Бежарами перевернула жизнь Жана-Батиста с ног на голову, ведь впоследствии он стал руководить театром. На тот момент ему был всего лишь 21 год. В состав труппы входили 10 начинающих актеров, и заданием Мольера было улучшить дела театра и вывести его на более профессиональный уровень. К сожалению, другие французские театры составили большую конкуренцию Жану-Батисту, поэтому заведение было закрыто. После такой первой жизненной неудачи, Жан Батист с бродячей труппой начал ездить по провинциальным городкам в надежде получить признание хотя бы там и заработать денег для дальнейшего развития и постройки собственного здания для выступлений.

Выступал Мольер в провинции около 14 лет (точные даты, касающиеся этого факта его жизни, к сожалению, не сохранились). К слову, в это же время во Франции шла гражданская война, массовые протесты и противостояния народа, поэтому бесконечные переезды давались труппе еще сложнее, официальная биография Мольера говорит о том, что уже на данном периоде своей жизни он был серьезно намерен начать свое дело.

В провинции Жан-Батист сочинил большое количество собственных пьес и театральных сценариев, ведь репертуар труппы был достаточно скучным и неинтересным. Мало из работ того периода сохранились. Список некоторых пьес:

    «Ревность Барбулье». Этой пьесой очень гордился сам Мольер. Произведения кочевого периода получили положительные оценки критиков.

    «Летающий лекарь».

    «Доктор-педант».

    «Три доктора».

    «Притворный увалень».

    «Горжибюс в мешке».

Личная жизнь

В 1622 году Мольер официально связал себя узами брака со своей возлюбленной Амандой Бежар. Она была родной сестрой той самой комедиантки Мадлены, с которой встретился Жан-Батист в начале карьеры и благодаря мужу которой стал руководить театром из десяти человек.

Разница в возрасте между Жаном-Батистом и Амандой составляла ровно 20 лет. На момент женитьбы ему было 40 лет, а ей - 20. Свадьба не поддавалась огласке, поэтому на торжество были приглашены только самые близки друзья и родные люди. К слову, родители невесты не были довольны выбором своей дочери всячески пытались заставить ее расторгнуть помолвку. Однако она не поддалась на уговоры родных, и вскоре после свадьбы прекратила общение с матерью и отцом.

На протяжении супружеской жизни Аманда родила мужу троих детей, однако можно говорить о том, что пара не была счастлива в своем союзе. Огромная и разные интересы давали знать о себе. Творчество Мольера во время его брака отражало в основном истории, приближенные к его собственным семейным ситуациям.

Личностная характеристика

Жана-Батиста можно охарактеризовать как довольно неординарную личность. Он до конца был предан своему делу, вся его жизнь - это бесконечные театры и выступления. К сожалению, большинство исследователей его биографии до сих пор не могут прийти к однозначному решению по поводу его личностного портрета, ведь данных не осталось, поэтому так же, как и в случае с Шекспиром, они полагались только на переданные из уст в уста рассказы и легенды об этой личности и уже на их основе пытались с помощью психологических методов определить его характер.

Также, изучая множество работ Жана-Батиста, можно сделать некоторые выводы о его жизни в целом. Мольер почему-то сделал все для того, чтобы о его личности осталось крайне мало данных. Большое количество своих работ он уничтожал, поэтому до нас не дошло свыше 50 его пьес и данных о постановках. Характеристика Мольера, исходя из слов его современников, говорит о том, что он был почитаемым человеком во Франции, ко мнению которого прислушивалось большинство придворных людей и даже несколько особей из царской семьи.

Он был крайне свободолюбив, поэтому писал много произведений о личности, о том, как нужно возвышаться над своим сознанием и постоянно переосмысливать свои ценности. Стоит заметить, что ни в одном из произведений о свободе не говорится в прямом контексте, ведь такой шаг мог бы быть расценен в то время как призыв к бунту и гражданской войне, которая и так постоянно продолжалась в средневековой Франции.

Жан-Батист Мольер. Биография и творчество

Как и творчество всех писателей и драматургов, путь Мольера разделен на определенные этапы (он не имеют четких временных рамок, однако являют собой разные направления и отображают своеобразную смену полярности в творчестве драматурга).

Во время парижского периода Жан-Батист пользовался популярностью у короля и элиты страны, благодаря чему и получил признание. После продолжительного кочевания по стране, труппа возвращается в Париж и выступает в театре Лувра с новым репертуаром. Теперь профессионализм налицо: затраченное время и бесконечная практика дают о себе знать. На том спектакле «Влюбленный доктор» присутствовал сам король, который по окончании представления лично поблагодарил драматурга. После этого случая в жизни Жана Батиста началась белая полоса.

Следующее представление «Смешные жеманницы» также добилось огромного успеха среди публики и получило очень хорошие отзывы от критиков. Пьесы Мольера в то время собирали аншлаги.

Второй этап в творчестве Жана-Батиста представлен такими произведениями:

    «Тартюф». Сюжетная линия романа направлена на высмеивание духовенства, которое в то время пользовалось низкой популярностью среди жителей Франции из-за постоянных поборов и жалоб на деятельность некоторых верховных представителей церкви. Пьеса вышла в 1664 году и проигрывалась на сцене театра на протяжении пяти лет. Пьеса имела острый сатирический в какой-то степени комедийный характер.

    «Дон-Жуан». Если в предыдущей пьесе Жан-Батист негативно показывал тему церкви и высмеивал всех ее служащих, то в данном произведении он сатирически отобразил законы жизни людей, их поведение и моральные устои, которые, по мнению автора, были очень далеки от идеала и приносили миру только негатив и разврат. С данной пьесой театр объездил практически всю Европу. В некоторых странах был такой аншлаг, что представление проигрывалось два-три раза. Жан-Батист Мольер завел много полезных знакомств во время этого путешествия по Европе.

    «Мизантроп». В данном произведении автор еще больше высмеял средневековые устои жизни. Эта пьеса является самым удачным образцом высокой комедии XVII века. Из-за слишком большой серьезности и сложности сюжета постановка не была воспринята людьми так же, как и прошлые работы Жана Батиста. Это заставило автора переосмыслить некоторые аспекты своего творчества и театральной деятельности, поэтому он решил сделать перерыв в постановке спектаклей и написании сценариев.

    Театр Мольера

    Выступления труппы автора, в которой он тоже учувствовал, практически всегда вызывали шквал эмоций у зрителей. Слава о его постановках распространилась по всей Европе. Театр стал востребован далеко за пределами Франции. Большими поклонниками Мольера стали и британские ценители высокого театрального искусства.

    Театр Мольера отличался остросюжетными постановками о современных человеческих ценностях. Игра актеров всегда оставалась на высоте. К слову, сам Жан-Батист никогда не пропускал свои роли, он не отказывался выступать даже когда плохо себя чувствовал и был болен. Это говорит о большой любви человека к своему делу.

    Персонажи автора

    Жан-Батист Мольер представил много интересных личностей в своих произведениях. Рассмотрим наиболее популярных и эксцентричных:

    1. Сганарель - этот персонаж был упомянут в целом ряде сочинений и пьес автора. В пьесе «Летающий доктор» он - главный герой, являлся слугой Валера. Благодаря успеху постановки и произведения в целом, Мольер решил задействовать данного героя и в других своих работах (к примеру, Сганареля можно увидеть в «Мнимом рогоносце», «Дон Жуане», «Лекаре поневоле», «Школе мужей») и других произведениях раннего периода творчества Жана Батиста.

      Жеронт - герой, которого можно встретить в комедиях Мольера эпохи классицизма. В пьесах является символом маразма и слабоумия некоторых типов людей.

      Гарпагон - старец, который отличается такими качествами, как лживость и страсть к обогащению.

    Комедийные балеты

    Биография Мольера указывает на то, что такой тип произведений относится к зрелому этапу творчества. Благодаря упрочнившимся связям со двором, Жан-Батист создает новый жанр, который призван представлять новые пьесы в форме балета. К слову, такое нововведение имело настоящий успех среди зрителей.

    Первая комедия-балет имела название «Невыносимые» и была написана и представлена широкой публике в 1661 году.

    о личности

    Существует неподтвержденная легенда о том, что жена Мольера на самом деле была его родной дочерью, рожденной вследствие связи с Мадлен Бежар. Вся история о том, что Мадлен и Аманда были сестрами, считалась некоторыми людьми ложью. Однако эта информация не подтверждена и является только одной из легенд.

    Еще одна история гласит о том, что на самом деле Мольер не был автором своих работ. Он якобы действовал от лица Эта история получила широкое распространение. Однако ученые утверждают, что биография Мольера не содержит такого факта.

    Поздний этап творчества

    Спустя несколько лет после провала «Мизантропа» автор решает вернутся к работе и добавляет в данную пьесу историю «Лекарь поневоле».

    Биография Жана Мольера гласит, что во время этого периода он высмеивал буржуазию и богатый класс. Также в пьесах поднималась проблема брака, заключенного не по обоюдному согласию.

    Интересные факты о деятельности Мольера

      Жаном-Батистом был придуман новый

      Он являлся одной из самых противоречивых личностей Франции того периода.

      Мольер практически не общался со своей семьей, предпочитая путешествовать по миру с концертами без их сопровождения.

    Смерть и мемориальные памятники Жана-Батиста

    Перед четвертым представлением пьесы «Мнимый больной» (1673 г.) Мольер был болен, однако все рано решил выйти на сцену. Роль он отыграл блестящее, но спустя несколько часов после спектакля его состояние ухудшилось, и он внезапно умер.

"Я знаю и люблю Мольера с ранней юности и всю жизнь у него учился. Каждый год я

перечитываю несколько его вещей, дабы постоянно приобщаться к этому

удивительному мастерству. Но я люблю Мольера не только за совершенство его

художественных приемов, а главным образом, пожалуй, за его обаятельную

естественность..." Эти слова "благодарного ученика" принадлежат Гёте, создателю

"Фауста", который оказал влияние на всю мировую литературу. Михаил Булгаков

гимназистом и студентом посмотрел оперу "Фауст" сорок один раз, что, без

сомнения, заронило первоначальную идею "Мастера и Маргариты". Но в ту пору

Булгаков, как некогда юный Мольер, мечтал стать актером, а позже, в тяжелую

полосу жизни, когда пьесы Булгакова запрещались, за подкреплением духа он

обратился к судьбе великого комедиографа и написал документальный роман "Жизнь

господина де Мольера", показав капризность фортуны и недоступную земному

пониманию справедливость вечности: удачливый Мольер, любимец короля, по злой

иронии судьбы настигнутый внезапной смертью во время исполнения роли своего

мнимого больного, тайно погребен-

ный ночью рядом с самоубийцами как великий грешник, могила которого затерялась,

а рукописи пропали, вернулся к нам. "Вот он! Это он - королевский комедиант с

бронзовыми бантами на башмаках! И я, которому никогда не суждено его увидеть,

посылаю ему свой прощальный привет!" - так Булгаков завершил свой роман.

Настоящее имя Мольера - Жан Батист Поклен. Он родился в Париже и был крещен 15

января 1622 года, как указывает запись в книге парижской церкви Святого

Евстахия. Его отец Жан Поклен и оба деда были обойщиками. Судя по тому, что отец

писателя купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, дела

его шли прекрасно. Мать, Мари Крессе, умерла совсем молодой.

Жан Поклен видел в первенце Жане Батисте преемника своей придворной должности и

даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это

дело не требовало особой образованности, Жан Батист к четырнадцати годам едва

Клермонс-кий иезуитский колледж.

В то время это было лучшее учебное заведение в Париже. Учебная программа

включала древние языки, естественные науки, философию, латинскую словесность.

Он получил диплом лиценциата права и даже выступал несколько раз в суде как

Однако ни адвокатом, ни придворным обойщиком он не стал. Отказавшись от прав на

отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он отдался

страсти, которая полностью его подчинила - театру, мечтая стать трагическим

То было время, когда театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных

залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и

философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую

руку фарсов в пользу настоящей литературы. Тем не менее и уличный театр кое-чему

научил Мольера. Он брал уроки мастерства как в Итальянской комедии у знаменитого

Тиберио Фиорилли, более известного по сценическому имени Скарамуш (но это будет

значительно позже), так и в ярмарочных балаганах (с чего начинал).

Вместе с несколькими актерами Жан Батист создал свой театр, который, не

сомневаясь в успехе, назвал Блистательным, взял себе псевдоним Мольер и начал

пробовать себя в трагических ролях Трагедия в ту пору становилась ведущим жанром

благодаря необычайному успеху

"Сида" Корнеля (1636). Блистательный театр просуществовал недолго, не выдержав

соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие

энтузиасты, среди них одаренная трагическая актриса и нежная подруга Мольера

Мадлена Бежар, решили попытать счастья в провинции.

За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658) Мольер

переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли

пользовались особым расположением у провинциальной публики. Кроме того,

необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо,

чтобы самому сочинять пьесы. Так Мольер, мечтавший играть трагические роли

Цезаря и Александра Великого, поневоле стал комедиантом и комедиографом.

Снискав славу самой лучшей провинциальной труппы, театр Мольера (он стал его

руководителем) решил вернуться в Париж В столице, как говорится, их не ждали - в

театральном деле, как и во все времена, сцены были уже давно поделены.

Неунывающий Мольер для начала заручился покровительством брата короля, Месье,

получив для своего театра разрешение называться "Труппой Месье", а затем добился

высшей милости показать Людовику XIV постановку своей комической пьески

"Влюбленный доктор" (не сохранилась). Людовику в ту пору было всего двадцать

лет, и он сумел оценить мольеровский юмор. С тех пор "Труппа Месье" стала частым

гостем в замках короля.

Первой оригинальной пьесой Мольера, то есть пьесой, не учитывающей зрительский

года. Успех был ошеломляющим и скандальным.

Русский перевод не вполне отражает французский смысл названия. Речь идет не

просто о кокетстве и жеманницах как таковых, а о преци-озности и прециозницах,

царивших тогда в столичных салонах. По убеждению прециозниц, все, что относится

к повседневности и обыденным человеческим проявлениям, является низменным и

грубым. Им нужны были парадизы (как пел Вертинский о прециозницах начала XX

столетия), то есть неземные чувства, утонченные выражения. Они грезили

идеальностью и презирали грубую материю, а вышла уморительная комедия: "Ах, Боже

мой, милочка! Как у отца твоего форма погружена в материю!" - говорит

мольеровская героиня своей подруге. Встречаются и более "утонченные" фразы:

"портшез - великолепное убежище от нападок грязи"; "нужно быть антиподом

здравого смысла, чтобы не признать Париж"; "в мелодии есть нечто хроматическое"

Многие узнали на сцене салон маркизы Рамбулье, где собиралась парижская

фрондирующая знать. "Смешных жеманниц" вследствие за-

кулисных интриг запретили, но всего на две недели. Победило искусство, а слово

"прециозный", прежде произносимое с почтением как "изысканный", приобрело

комический оттенок и отрезвило многие "пре-циозные" умы.

девушек: деспотическом и лояльном, в пользу последнего, а также "Урок женам"

(1662), смысл которой выражает максима Ларошфуко: "Страсть нередко превращает

хитроумнейшего из людей в простака, а простаков делает хитроумными". Посвященные

увидели в пьесах отражение семейных неприятностей самого Мольера, а пуритане -

избыток непристойностей и неуважение к религии.

Неприятности у Мольера действительно были К тому времени он женился на сестре

своей прежней подруги Мадлены Бежар - Арманде, которая была вдвое моложе его.

Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлены, и осуждали

"безнравственность" Мольера, женившегося на дочери своей бывшей любовницы.

Впрочем, это не наше дело. А вот то, что причины для мрачных мыслей у него могли

быть, предположить нетрудно. Мольер, по воспоминаниям современников, был склонен

к меланхолии (как это нередко бывает у писателей комедийного жанра), нрав имел

раздражительный и ревнивый, к тому же вступил в возраст седин, Арманда же была

юной, очаровательной и кокетливой. Ко всему прочему, эта "простая история"

усугублялась сплетнями и "эдиповыми" намеками.

Всему положил конец король. Людовик XIV в ту пору был счастливо влюблен в

мадемуазель де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах. Он взял под

защиту пьесы "вольнодумца" и, кроме того, согласился стать крестным отцом

первенца Мольера и Арманды, а крестной матерью стала Генриетта Английская, что

было красноречивее любого указа о неприкосновенности.

Что же касается "непристойных шуток" в комедиях Мольера, это можно

прокомментировать остроумным замечанием Гёте. Эккерман (автор замечательной

книги "Разговоры с Гёте") переводил некоторые мольеровские комедии на немецкий

язык и сетовал, что на немецкой сцене они идут приглаженными, поскольку

оскорбляют у девушек чрезмерную "тонкость чувств", берущих начало в "идеальной

литературе" "Нет, - отвечал Гёте, - в ней виновата публика. Ну, что,

спрашивается, делать там нашим юным девицам? Им место не в театре, а в

монастыре, театр существует для мужчин и женщин, знающих жизнь. Когда писал

Мольер, девицы жили по монастырям (воспитывались там до совершеннолетия. -

Л.К.), и он, конечно же, не принимал их в расчет. Теперь девиц уже из театра не

выживешь, и у нас так и будут Давать слабые пьесы, весьма для них подходящие,

поэтому наберитесь благоразумия и поступайте как я, то есть попросту не ходите в

Следующие комедии - "Тартюф, или Обманщик" (1664), "Дон Жуан, или Каменный

гость" (1665) и "Мизантроп" (1666) - считаются вершинами творчества Мольера. Их

герои выражают три способа миропонимания: святоша Тартюф, о таких в народе

говорят "святее Папы римского", полагающий, что "для грехов любых есть

оправдание в намереньях благих"; безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и

погибающий от цепкой руки Каменного гостя, под сетованья, похожие на приговор,

своего слуги: "Ах, мое жалованье, мое жалованье1 Смерть Дон Жуана всем на руку.

Разгневанное небо, попранные законы, соблазненные девушки, опозоренные семьи...

все, все довольны Не повезло только мне. Мое жалованье!..", а также моралист

мизантроп, в азарте бичевания людских пороков преступающий все девять заповедей:

"Без исключенья я всех смертных ненавижу: / Одних - за то, что злы и причиняют

вред, / Других - за то, что к злым в них отвращенья нет, / Что ненависти их

живительная сила / На вечную борьбу со злом не вдохновила".

неприятности. "Тартюф" после первых постановок был запрещен. И иезуиты, и

янсенисты увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на Церковь.

Архиепископ Парижский грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку

познакомиться с комедией, а некий кюре предлагал святотатца-автора сжечь на

костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать

Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные

установления немного не смягчились.

"Дон Жуан" был написан Мольером после запрещения "Тартюфа", чтобы прокормить

труппу, но и с ним произошла неприятная история: после пятнадцатого

представления, несмотря на шумный успех у публики, "Дон Жуан" неожиданно исчез

со сцены После "Тартюфа" Мольер вызывал повышенное внимание ордена иезуитов и,

надо полагать, здесь тоже не обошлось без их вмешательства. Король, чтобы спасти

мольеровский "Театр Месье", повысил его в ранге, дав название "Актеры Короля", и

труппе стали выплачивать жалованье из казны.

Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое "новаторство")

намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная

раскованность, что Гете называл "обаятельной естественностью", граничила в то

время с нарушением морали, но это же и сохранило его пьесам вечную молодость

Более того, тексты Мольера читаются, не вызывая "сопротивления материала", а,

заметим, редкому драматургу удаются пьесы, которые при чтении не проигрывали бы

перед сценическими постановками.

В "Мизантропе" многие увидели отражение мрачного состояния духа самого автора,

которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. Мольер

действительно находился в тяжелой полосе жизни: не прожив и года умер его сын,

крестник короля, с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими

успехами и победами, начались конфликты, "Тартюф", которого он считал своей

самой большой удачей, был запрещен.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных

празднеств - "Принцесса Элиды" (1664), "Господин де Пурсоньяк" (1669),

"Блистательные любовники" (1670) и др, некоторые относятся к жанру семейно-

бытовых комедий, как, например, "Жорж Данден, или Одураченный муж", "Брак

поневоле", "Скупой" (все - 1668), "Плутни Скапена" (1671), "Ученые женщины"

Последние значительные комедии Мольера - "Мещанин во дворянстве" (1670) и

"Мнимый больной" (1673) - написаны как комедии-балеты. "Мещанин во дворянстве",

премьера которого состоялась в замке Шамбор на празднествах по случаю

королевской охоты, не понравилась зрителям, да и вряд ли мог понравиться в замке

обаятельный герой "из мещан" на фоне промотавшегося графа и легкомысленной

кокетки маркизы, которую к тому же отчитывает купчиха, - как говорится, не та

иерархия.

Мольер вышел на сцену, чтобы в роли Аргана веселить публику его мнимыми

болезнями. Некоторые зрители заметили, как у него начались судороги, но

восприняли это как блестящую игру. После спектакля у Мольера хлынула горлом

кровь, и он скончался. Ему исполнился пятьдесят один год

Мольера не успели соборовать, и Архиепископ Парижский, в силу обычаев того

времени, запретил предавать земле тело "комедианта" и "нераскаявшегося грешника"

по христианскому обряду Только после вмешательства Людовика XIV Архиепископ

пошел на некоторые уступки.

В день похорон под окнами дома, где жил Мольер, собралась толпа, но вовсе не

затем, чтобы проводить его в последний путь - чтобы помешать погребению. Арманда

бросала в окно деньги, пытаясь утихомирить возбужденную публику...

Хоронили Мольера ночью - "...в толпе провожавших видели... художника Пьера

Миньяра, баснописца Лафонтена и поэтов Буало и Ша-пеля. Все они несли факелы в

руках, - пишет Михаил Булгаков... - Когда прошли одну улицу, открылось окно в

доме и высунувшаяся женщина звонко спросила: "Кого это хоронят9" - "Какого-то

Молье-ра", - ответила другая женщина. Этого Мольера принесли на кладби-

ще Святого Жозефа и похоронили в том отделе, где хоронят самоубийц и некрещеных

детей А в церкви Святого Евстафия священнослужитель отметил кратко, что 21

февраля 1673 года, во вторник, был погребен на кладбище Святого Жозефа обойщик и

королевский камердинер Жан Батист Поклен"

В ряду гениев мировой литературы Жан-Батист Мольер (1622–1673) занимает одно из самых видных мест. Комедиографы почти всех стран издавна признают Мольера своим старейшиной. Комедии Мольера переведены почти на все языки мира. Имя Мольера блистает во всех трудах по истории мировой литературы. Девиз Мольера: "цель комедии состоит в изображении человеческих недостатков, и в особенности недостатков современных нам людей" - во многом определил эстетику реалистической драматургии нового времени. Так писательский труд Мольера обрел самую высокую историческую оценку и в известном смысле был возведен в норму и образец.

Вступительная статья и примечания Г. Бояджиева.

Иллюстрации П. Бриссара.

Жан-Батист Мольер
Комедии

Перевод с французского

Великий реформатор комедии

В ряду гениев мировой литературы Жан-Батист Мольер занимает одно из самых видных мест.

На вопрос короля Людовика XIV к поэту и теоретику литературы Буало, кто тот величайший писатель, который прославил его царство, последовал ответ: "Мольер, ваше величество".

Высокий литературный престиж Мольера поддерживали главные авторитеты трех последующих столетий: Вольтер в XVIII веке, Бальзак в XIX, Ромен Роллан в XX. Комедиографы почти всех стран издавна признают Мольера своим старейшиной. Комедии Мольера переведены почти на все языки мира. Имя Мольера блистает во всех трудах по истории мировой литературы. Девиз Мольера: "цель комедии состоит в изображении человеческих недостатков, и в особенности недостатков современных нам людей" - во многом определил эстетику реалистической драматургии нового времени. Так писательский труд Мольера обрел самую высокую историческую оценку и в известном смысле был возведен в норму и образец.

Правда, творчество гениального комедиографа получало иногда и иные оценки. Полемизируя со сторонниками "академической мольеристики", навязывавшими порой Мольеру чуждую ему роль докучного моралиста и плоского бытописателя, ряд критиков впадал в другую крайность, утверждая, что автор "Тартюфа" и "Дон Жуана" - всего лишь "актер, а не писатель", что он думал лишь о том, чтобы рассмешить зрителя.

Борясь с убогой идейностью "академической мольеристики", сторонники новой теории допускали еще больший грех, отрицая у Мольера вообще всякую идейность и превратно видя в конфликте между Мольером и его плоским мещанским истолкованием извечную борьбу между "театром" и "литературой", в связи с чем и был затеян спор - какая из творческих сторон гения Мольера является ведущей. Кем был Мольер - "человеком пера" или "человеком театра"?

Надо сказать, что баталия за Мольера между литературой и сценой идет издавна. И начал ее еще Буало, выступив решительным воителем из лагеря Теренция. Хорошо памятен его укоризненный стих:

(Перевод С. Нестеровой и С. Пиралова)

И действительно, знаменитому критику было из-за чего досадовать: в возрасте пятидесяти лет, уже сочинив все свои шедевры, его друг упрямо не покидал сцену. Он даже сыграл роль весельчака Скапена, окончательно лишившись права занять кресло во Французской академии. А оснований стать академиком у Мольера было больше, чем у кого-либо другого: он стоял на вершине литературы века и был широко образованным писателем, глубоким мыслителем.

Жан-Батист Поклен (настоящая фамилия Мольера) родился в январе 1622 года , в семье королевского обойщика Жана Поклена. Потеряв в детстве мать, он остался на попечении деда Луи Крессе, а затем его определили в Клермонский коллеж. То было лучшее учебное заведение страны, а Жан-Батист Поклен - одним из его лучших учеников. Склонность к занятиям литературой и философией обнаружилась у Мольера очень рано. Прилежный юноша с любовью переводил стихами философскую поэму Лукреция Кара "О природе вещей", эту знаменитую энциклопедию материализма древности.

С молодых лет направление мысли Мольера было предуказано учением французского философа-материалиста Пьера Гассенди, а самое увлечение философией было связано с настойчивым стремлением драматурга познать суть, "природу вещей" окружающего мира - недаром Буало назвал Мольера "созерцателем". Человек созерцающий, сосредоточенно думающий, глядит на нас и с портрета, нарисованного Лагранжем: "Говорил он мало, но метко, и к тому же наблюдал за повадками и нравами окружающих, находя превосходные способы вводить наблюденное в свои комедии".

Характерен и круг людей, с которыми был дружен Мольер. Еще молодым человеком он сближается с лицами, склонными к занятиям философией и литературой. Это Клод Шапель, обладатель живого иронического ума, ставший впоследствии писателем-памфлетистом; это Франсуа Бернье - в будущем автор смелого политического трактата; это драматург и философ Сирано де Бержерак. В провинции Мольер сближается с веселым поэтом-эпикурийцем д"Ассуси, с братьями Пьером и Тома Корнель. В Париже Мольер дружит с молодым Депрео Буало, с философом-гассендистом Ла Мот ле Вайе, с вольнодумной женщиной Нинон де Ланкло, с просвещенной дамой г-жой Саблиер, с юным Жаном Расином и, наконец, Лафонтеном, сказавшим как бы от имени всех собеседников и единомышленников Мольера: "Это мой человек".

Ведь богатые литературные источники, которыми, как показывают исследования, пользовался Мольер, - это первый показатель обширных знаний писателя, его значительного литературного опыта. Мольер - отличный латинист - четыре раза использует в своих комедиях сюжеты римских авторов; неоднократно обращается он к пьесам итальянского происхождения, пользуется испанским материалом. Отличный знаток литературы французского Возрождения, Мольер находит зерна для своих творений в сатире Матюрена Ренье или в комических историях, рассказанных в знаменитом романе Рабле. Свое "добро" Мольер находил и в закромах фарсового театра.

Можно было бы и дальше расширять список доказательств того, что актер Мольер был виднейшим литератором и литературно широко образованным человеком. И если за перо он взялся позже, чем поднялся на сцену, то это не значит, что писательство для него было делом вторичным по отношению к лицедейству.

Но так решительно подчеркивая писательство Мольера, не следует забывать и его собственное категорическое заявление: "Комедии пишутся для того, чтоб их играли".

Единство литературного и актерского творчества - действительно характернейшая черта гения Мольера. Величайший драматург Франции начал свое вхождение в театр как актер и оставался актером всю свою жизнь. Это обстоятельство имеет огромное значение, и дело не только в том, что пребывание на сцене способствует лучшему знанию законов театра. Главное в том, что, находясь тридцать лет на подмостках, Мольер собственной сценической практикой продолжал непрерывную французскую театральную традицию, развивая и согласовывая ее с требованиями жанра высокой комедии. Не только на самой сцене театра Мольера, но во всем внутреннем строе его комедий была сохранена стихия вольной площадной игры, открытая форма лицедейства, яркие краски масок, динамика внешнего построения действия - при том, что на подмостки были возведены современные типы и были показаны нравы и быт живой действительности.

Чрезвычайно важно было и то, что Мольер, оставаясь актером всю жизнь, был в непрестанном общении с сотнями тысяч зрителей. И если он сам воздействовал на их взгляды и вкусы, то народная аудитория своими аплодисментами, смехом, одобрением или порицанием формировала его вкус и направляла мировоззрение.

Неотделимость драматургии и театра была для Мольера неотделимостью творчества от его общественной функции. Драматург, будучи актером, сам доводил свои замыслы до конца, непосредственно сам делал свои пьесы подлинным достоянием народа.

Поэтому с такой определенностью и было им сказано: "Комедии пишутся для того, чтоб их играли".