Сценки на тему приключения шурика. Операция "Ы" и другие приключения Шурика (фильм)

Юбилей для любого мужчины – это особенный и значимый праздник. В этот день принято оглядываться на прожитые годы и подводить определённые итоги, радуясь победам, успехам и достижениям. Любому мужчине хочется в свой юбилей почувствовать, что он нужен там, где он есть: горячо любим как муж и отец родными и близкими людьми, незаменим на рабочем месте как мастер и знаток своего дела.

Особенно приятны мужчине комплименты, связанные с его карьерой и работой. Ведь мужчины очень трепетно относятся к своим успехам на карьерном поприще. Поэтому вы поступите правильно, восхитившись в полной мере его профессиональными достижениями. А чтобы сделать это весело и без излишнего пафоса, можно организовать для юбиляра торжество «Операция «Ю»!» по мотивам популярных комедий Гайдая, такой несомненно удивит гостей.

Приглашения на юбилей можно оформить в стиле объявления, которое развешивала Управдом из фильма «Бриллиантовая рука», приписав в конце «Явка строго обязательна»

Не забудьте о создающей нужное настроение музыке, встречая прибывающих на юбилей гостей. Для эффектного музыкального оформления любого момента торжества в фильмах Гайдая можно найти подходящую музыку: лирическую, танцевальную, быструю, смешную. При этом музыка эта очень позитивна и любима всеми гостями.

Начало праздника

Очень интересно будет смотреться ведущая юбилея в образе управдома из кф «Бриллиантовая рука». Для её роли лучше всего подойдёт колоритная, артистичная, уверенная в себе дама с командным голосом и желательно с чувством юмора. Каждое её появление можно сопровождать весёлым маршем из кф «Бриллиантовая рука», который звучал в начале фильма, когда Горбункова-Никулина провожали в Стамбул. Уже через пару раз, заслышав эти весёлые позывные, гости сами, без дополнительных приглашений, будут понимать, что настало время занимать свои места и слушать Ведущую юбилея.

В е д у щ а я Ю б и л е я: (с напускной важностью, без улыбки)

Граждане! Прошу занимать места за столом! Всё будет в порядке: Юбиляр – здесь!

(скептически оглядывая украшенное к празднику помещение)

Отлично-отлично. Скромненько, но со вкусом.

(смотрит в сторону банкетного стола)

Какая прелесть! Шампанское, икра, оливки… (с вызовом) Я, между прочим, тоже есть хочу! Но, общественное дело, сами знаете – прежде всего! Придётся вести сценарий юбилея!

В это время из-за стола встают и уверенно идут к микрофонам. несколько человек – друзей и сотрудников Юбиляра (заранее подготовленных, умеющих петь и знающих текст поздравительной песни)

В е д у щ а я Ю б и л е я: (возмущённо) Граждане! Вы, собственно, кто?!
С о т р у д н и к: Я, например – сотрудник Юбиляра.
Д р у г: Ну, а я – друг Юбиляра.
В е д у щ а я Ю б и л е я: (с оскорблённым видом) Это вы у себя дома – друг Юбиляра, а у нас Управдом – друг Юбиляра!
Д р у г: Так может вы сами и споёте, товарищ Управдом?
В е д у щ а я Ю б и л е я: (обиженно поправляет причёску) Нет уж! Пойте сами.

Ведущая Юбилея отходит в сторону, но в процессе песни оживляется и начинает довольно пританцовывать на месте.

Друзья и сотрудники исполняют поздравительную песню.

  • Поздравительная песня

(на мелодию песни «Вдруг как в сказке скрипнула дверь»)

Наступил Юбилей –
Долгожданный праздник!
Он собрал всех друзей
Это же прекрасно!
Ждали мы столько дней
Чтобы здесь собраться,
И теперь в Юбилей
Будем развлекаться!

Припев:

Будем вместе шампанское пить,
Танцевать, веселиться, шутить,
Юбиляру подарки дарить,
Тосты дружно ему говорить!
Будет счастьем искриться наш зал.
Всем запомнится праздничный бал.
Поздравлять будем Вас, Юбиляр,
С вашим Юбилеем!

Юбиляр дорогой,
Скажем откровенно:
С Вами нам так легко –
Вас за это ценим!
Поздравляем и Вам
Мы Добра желаем,
Счастье к Вам пусть течёт
Без конца и края!

(по желанию и по настроению коллектива в конце этой песни можно крикнуть «Танцуют все!» и включить зажигательную музыку)

В е д у щ а я Ю б и л е я: (с упрёком вслед уходящим на места друзьям-сотрудникам) Петь и плясать – дело несложное. А вот первый тост сказать, как обычно, некому! Ну что ж, придётся принимать меры. Раздайте, пожалуйста, эти номерки (вручает стопку номерков двум ближайшим к ней гостям) всем гостям. Пусть всё решит жребий! А если не будут брать, лишим зарплаты!

Гости начинают раздавать номерки, которые потом можно будет использовать для лотерей и определения участников конкурсов и игр на юбилей.

В это время в помещение входит либо встаёт из-за стола и приближается к ведущей руководитель организации, в которой работает Юбиляр. Он красноречиво молчит за спиной у Ведущей, которая обещает всех лишить зарплаты и «не замечает» шефа.

В е д у щ а я Ю б и л е я: (внезапно заметив шефа, испуганно вскрикивает) А!!! Иван Иваныч, это вы? (расплывается в ослепительной улыбке) Не признала. Богатым будете! А я вот здесь сценарием юбилея руковожу (кокетливо поправляет причёску)
Ш е ф: (многозначительно) А я вижу.
В е д у щ а я Ю б и л е я: (заискивающе) Я вот всё думаю, а может мне надо…
Ш е ф: (строго) Не надо.
В е д у щ а я Ю б и л е я: (растерянно) Ясно…Тогда, может быть, нужно…
Ш е ф: Не нужно.
В е д у щ а я Ю б и л е я: Разрешите хотя бы… (подаёт шефу поднос с двумя бокалами, наполненными шампанским)
Ш е ф: (улыбается) А вот это попробуйте!

Шеф берёт бокал с шампанским с подноса и произносит поздравительную речь и первый тост.

После первой части застолья.

  • Конкурс на юбилей на знание фраз из кинофильмов Гайдая

В е д у щ а я Ю б и л е я: Ну, как говорится, граждане-гости, тосты – тостами, а пьянству – бой!Проверим сейчас, кто уже дошёл до кондиции, а кто – нет. А проверять вашу будет эрудицию наш уважаемый Шурик! Аплодисменты, пожалуйста!

Звучит музыка из «Кавказской пленницы» и один из гостей, переодетый в Шурика. Хорошо, если это будет известный всем сотрудник – гостям будет смешнее.

Ш у р и к: (потирая руки) Ну, что ж. Начнём нашу викторину! Опасно? Конечно, опасно! Но зато, как интересно и полезно для развития ума!

В е д у щ а я Ю б и л е я: Будь я на месте гостей, Шурик, я бы закусывала, а не ваши загадки разгадывала.

Ш у р и к: Будь я на месте гостей, я бы вообще не закусывал. А вы, товарищ Управдом, определите лучше участников игры на юбилей.

Ведущая достаёт ёмкость с номерами, и вытаскивает номера трёх участников конкурса.

Ш у р и к: Уважаемые участники, сейчас мы проверим, насколько хорошо вы помните крылатые фразы из фильмов Гайдая. Я называю фразу. Участник, который угадал, из какого фильма эта фраза – получает звезду от нашего Управдома. У кого в конце наберётся больше звёзд – тот и победил.

После конкурса и вручения приза

В е д у щ а я Ю б и л е я: Наши люди так долго за столом не сидят! Все поднимаемся и отправляемся танцевать!

Музыка на танцах также может быть составлена из песен и композиций из кф Гайдая. Это оживит и разнообразит танцы, внесёт в них праздничную и весёлую атмосферу.

Вторая часть банкета

После нескольких тостов.

  • Викторина на знание любимых афоризмов, героев, фильмов и сцен Юбиляра

В е д у щ а я Ю б и л е я: Тут наш уважаемый Шурик блистал эрудицией. А я вот придумала конкурс на юбилей покруче (потрясает в воздухе листком с каким-то текстом). Викторина на знание любимых афоризмов, героев и сцен из кинофильмов Гайдая нашего Юбиляра. Да-да, за приз в моём конкурсе придётся хорошенько побороться!

К ведущей подходит Шурик.

Ш у р и к: (пожимая плечами) Вообще-то, этот конкурс придумал я. Но, если вам так хочется его провести – пожалуйста. Я не возражаю. Я буду звёздочки раздавать.

В е д у щ а я Ю б и л е я: Шурик – не мелочитесь! Итак, сейчас мы выясним, кто же из вас лучше всех знает Юбиляра!

Снова при помощи лотереи номеров гостей выбираются участники конкурса.

Ведущая задаёт вопросы:

  • Любимая фраза юбиляра в фильме «Операция «Ы»?
  • Любимая героиня из фильмов Гайдая?
  • В каком фильме Юбиляр хотел бы жить, если бы это было возможно? и. т. д.

Информация относительно вкусов Юбиляра берётся из предварительной беседы с ним накануне праздника.

У кого больше отгадок – тот получает приз.

Снова объявляются танцы.


Третья часть банкета.

  • Денежный подарок для Юбиляра «Бриллиантовая рука»

В е д у щ а я Ю б и л е я: Дорогие граждане, у меня важное объявление! К нам прибыли гости из Стамбула. Но по дороге к нам их ограбили. Помогите, кто-чем может, пожалуйста.

Появляются двое гостей, переодетые в бандитов из «Бриллиантовой руки», они горестно приговаривают «Шьорт побьери!» и «Руссо юбиляро!» и обходят всех гостей с протянутыми шляпами в руках. Гости кидают туда деньги – кто сколько может.

После этого Бандиты из Стамбула вытаскивают в центр зала Юбиляра, усаживают его на стул и под весёлую музыку из кф «Бриллиантовая рука» начинают приматывать ему деньги бинтом на руку.

«Операция «Ы»…» или «Кондуктор, нажми на тормоза»

Как снимали легендарную комедию и из-за чего стопорились съемки?

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» - первая комедия Леонида Гайдая с Александром Демьяненко в образе эксцентричного Шурика.


Серьезный подход к несерьезным историям

Сценарную заявку на будущую картину «Несерьезные истории» 2-е творческое объединение киностудии «Мосфильм» приняло в марте 1964 года, а уже в августе 1965 состоялась всесоюзная премьера.

В фильме три новеллы объединены одним героем - чудаковатым Шуриком, который влипает в переделки, но выходит победителем. А поначалу новелл было две. Роднил их центральный персонаж, но и он был другим: студента звали не Шуриком, а Владиком. В одной из новелл он перевоспитывал ворчуна и лентяя, который не любил работу, но был учтивым с дамами. А в другой части Владик Арьков в качестве репетитора готовил к вступительным экзаменам в вуз современного Митрофанушку, который не хотел ни учиться, ни жениться, а просто мечтал избавиться от родительской опеки.



В фильме же всё, как помним, выглядит иначе. В части «Напарник» подрабатывающий на стройке студент-очкарик находит на свою голову горе-помощника - получившего «15 суток» здоровяка-«пофигиста» Верзилу. В новелле «Наваждение» Шурик занятно знакомится с девушкой, с которой вслепую готовился к экзамену. А в последнем фрагменте («Операция «Ы») герой случайно оказывается на месте преступления, упреждая договорное ограбление с участием Бывалого, Труса и Балбеса. Эти трое, как и оператор фильма Константин Бровин, были задействованы и в предыдущих короткометражках Леонида Гайдая: «Пес Барбос и необычный кросс», «Деловые люди» и «Самогонщики». А вот того, кто будет олицетворять Шурика, предстояло еще найти.

«За наше случайное знакомство!»

Переговоры велись с Андреем Мироновым, но до кинопроб дело не дошло. А представьте, каким бы оказался наш любимый герой в исполнении Олега Видова или Александра Збруева, Виталия Соломина или Евгения Жарикова. Кроме них, на роль Владика (Шурика) пробовались Валерий Носик и Александр Леньков, Геннадий Корольков и Владимир Коренев, Алексей Эйбоженко и Иван Бортник, Сергей Никоненко и Всеволод Абдулов.

Почему-то никто из претендентов режиссера не устроил. И когда кто-то из коллег обмолвился, что есть подходящий актер в Ленинграде, он лично поехал знакомиться с этим рекомендованным артистом. Так в июле 1964 года жизнь Александра Демьяненко изменилась раз и навсегда, благодаря судьбоносной встрече с Леонидом Гайдаем. «Приклеившийся» к актеру образ Шурика не даст ему потом сыграть те роли, о которых он мечтал, но в его творческой биографии останутся работы, по которым артиста будут помнить еще долго. Потому что комедии Гайдая - вне времени, их любят зрители всех поколений. Да и сам актер определил, что комедия обречена на успех, как только прочел сценарий: таких фильмов до «Операции «Ы» у нас не делали.

Демьяненко уже был утвержден на главную роль, а до начала съемок оставалось меньше недели, как вдруг худсовет решил удостовериться в правильности выбора. Повторную пробу устроили для Валерия Носика. Сравнив того и другого актера, роль отдали Демьяненко, а Носику предложили эпизод со сдачей экзамена студентом-картежником в новелле «Наваждение».

Но не только за исполнителем роли Шурика Гайдай ездил в город на Неве. Оттуда же был приглашен в картину и другой ленинградский актер - Алексей Смирнов. Верзилу на кинопробах изображали многие кандидаты, среди них был и Михаил Пуговкин. После того как Пуговкина раскритиковал Иван Пырьев (лицом, мол, не вышел), артисту дали роль прораба, а в образе Верзилы решили снимать здоровяка Смирнова.

Порекомендовали режиссеру и композитора-дебютанта Александра Зацепина, недавно переехавшего в Москву и зарабатывавшего на жизнь игрой на аккордеоне в ресторанах. «Постой, паровоз!» написал 38-летний музыкант с сибирскими корнями, для которого знакомство с Гайдаем стало пропуском в большое искусство.

Быстро только кошки родятся

В эпоху планов и трудовых обязательств кинематографистам точно так же закрывали наряды, как и станочникам на заводе. В архивах студии сохранились отчеты о съемочных днях, по которым можно судить о темпах работы и загруженности актеров. По иронии судьбы, производительность съемочной группы в эпизодах с лентяем Верзилой была не большей, чем у героя Алексея Смирнова.

Начало съемок - 27 июля. Первая сцена - построение «алкоголиков, тунеядцев, хулиганов» в милицейском дворе (возле 9-й лаборатории «Мосфильма»). Участвуют массовка, Владимир Басов (милиционер) и Алексей Смирнов (Верзила).

Следующая съемка - через 10 дней. 7 августа снова в кадре - Смирнов, но теперь - с Пуговкиным. Прораб показывает стройку влившемуся на 15 суток товарищу. «У вас несчастные случаи на стройке были?.. Будут!», - этот текст Верзила произносил на реальной стройке в Свиблово.

Через три дня - снова стройка. 10 августа Верзила должен был гоняться за Шуриком. Вместо Демьяненко бегал дублер. За целый день - три кадра: Верзила высовывается из-за кучи, крупный план Смирнова, Верзила бежит к трактору. Из-за неисправного движка в 16.30 съемка остановилась. Через день во столько же закончат съемку из-за дождя. 12 августа успеют снять только эпизод с бросанием Верзилой мешка с подъемника.

А днем раньше осилили эпизод с мытьем Верзилы под душем, когда Шурик умыкает его одежду. Демьяненко на площадке снова нет - вещи крадет дублер (в кадре - его рука). В набедренной повязке Верзила выскакивал из душа лишь 28 августа, но погоняться за Шуриком ему не удалось - сломалась камера. После обеда привезли другую, но выполнить план съемочного дня всё равно не успели - стемнело.


Обед отбывающему трудовую повинность Верзиле привезли 13 августа. Несчастливое число не сулило ничего хорошего. И только Смирнов доел свой шашлык, отдыхать вместе с ним в полуденный зной улеглась и съемочная группа. Из-за царапины на пленке нужно было чинить или менять камеру. Через три часа приехали два механика вместе с начальником операторского цеха Файманом. Общими усилиями дефект устранили, но продолжить съемку опять помешал дождь. План по метражу в тот день снова не выполнили.

Дальше снимали три эпизода из новеллы «Наваждение». За Лидой и ее подружкой Ирой Шурик бегал по городу три дня. 26 августа девушки ходили по Комсомольскому шоссе и Фрунзенской набережной, а Шурик стоял у киоска. На остановке трамвая возле ВДНХ все трое стояли 25 августа, садились в трамвай 27 августа, а ехали и выходили из трамвая еще через несколько дней. Запечатлеть сцену в трамвае сразу не удалось из-за сложностей съемки в движении. План по метражу опять «завалили».

Не всё было гладко и на зимних съемках. Третью новеллу - с Вициным, Моргуновым и Никулиным - снимали в Ленинграде, куда съемочная группа, как подгадала, прибыла 13 декабря. Невезуха началась с погоды. Привезенный к месту съемки десятью самосвалами снег растаял, три дня шел дождь, и актерам пришлось ждать, пока реквизиторы подготовят декорации не только базы, но и «заснеженной» улицы. В кадре под ногами у героев скрипел не снег на морозе, а пенопласт. Завезли также много ваты, а реквизит и одежду актеров щедро обсыпали нафталином.

Кстати, «летние» по сюжету съемки эпизодов сдачи экзамена героями Валерия Носика (студент-картежник) и Виктора Павлова (Дуб с перевязанным ухом) снимали 11 января, но уже не в Ленинграде, а в столице, в аудитории Московского экономического института.

Террариум единомышленников

А на следующий день отснятый материал анализировал худсовет. После просмотра двух первых новелл хорошие отзывы получили режиссерская и операторская работа, понравилась коллегам игра Демьяненко, Смирнова и Пуговкина. Но самый большой начальник - худрук 2-го творческого объединения и «жесткий» режиссер Иван Пырьев снова придрался к Пуговкину, порекомендовав сократить время его пребывания в кадре. «Излишне подробным» показался ему и образ милиционера. Пырьев не одобрял выбора на эту роль Басова - не тот, дескать, типаж. Подхватил мысль художественного руководителя объединения и главный редактор. «Басов не хорош, - присоединился к критике Борис Кремнев, - эпизод с милицией лучше переснять». При этом придирчивый Пырьев вдруг похвалил вторую новеллу, которую, мол, недооценивал. Худрук признал былой скепсис в отношении «Наваждения» ошибочным, а позже вообще назвал эту часть «наибольшей удачей комедии», «свежей интонацией», «новой гранью режиссерского таланта» и «шагом вперед в творчестве Гайдая». Закрыл он заседание худсовета предложением заменить название фильма «Несерьезные истории». С вариантом начальника никто спорить не осмелился: комедию назвали «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Спустя месяц обсудили третью новеллу. 25 февраля от Пырьева досталось Вицину: его игра худруку показалась фальшивой. Укорив артиста в повторении образа из «Пса Барбоса», Пырьев посоветовал искать «новые краски» и поставил в пример Никулина, который «всегда разный». Но с особым нажимом «мосфильмовский» начальник набросился на Моргунова, которого назвал «не смешным, а неприятным». На вынесении окончательного вердикта картине 23 апреля Пырьев без обиняков заявил: «Нужно прекратить снимать Моргунова и Пуговкина! Надоели. Не интересны».

После советов сократить длинноты в первой и третьей частях фильма Гайдай исключил некоторые эпизоды и представил перезаписанный вариант на суд дирекции «Мосфильма». Генеральный просмотр был назначен, как поделано, на 13 мая. Сценарная редколлегия предписала сократить кадры погони в первой новелле (длинно), убрать эпизоды с Верзилой-«папуасом» (нарочито) и вырезать сцены экзаменов (выпадают из общей стилистики).

К счастью для зрителя, рекомендации режиссер проигнорировал, за что поплатился статусом картины: комедии, пережившей свое время, присвоили лишь вторую категорию. На решение комиссии не повлияла даже победа картины на Краковском кинофестивале (награды удостоилась вторая новелла «Наваждение»).

К первой категории в том же 1965 году были отнесены фильмы, которых не только никто не помнит сейчас, но мало кто смотрел и тогда: «Кого мы больше любим» (за 7 месяцев - 2,4 млн.), «Строится мост» (за полгода - 2,6 млн.), «Домик в дюнах» (за год - 3,4 млн).

Комедию же Леонида Гайдая «Операция «Ы»…» в год выхода на экран (с середины августа, за 4,5 месяца) посмотрело 69,6 млн. зрителей. Это была верхняя строчка рейтинга в списке премьер 1965 года и абсолютный рекорд для фильмов «несерьезного» жанра.

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)

Вячеслав Капрельянц, 2015

Картина "" состоит из трех новелл, главным героем которых стал студент Политехнического института Шурик (Александр Демьяненко).

Напарник

В автобусе по дороге в институт Шурик попытался урезонить здорового амбала (Алексей Смрнов), который отказался уступить место беременной девушке и хамил пассажирам. В результате завязалась потасовка, и хулиган был препровожден в милицейский участок, где получил 15 суток ареста. На следующее утро автобусный хам в числе других нарушителей порядка был направлен на исправительные работы.

Верзила был отправлен на стройку, где его напарником стал Шурик , который в свободное от учебы время подрабатывал там разнорабочим.

Вновь встретившись с Шуриком , пятнадцатисуточник, которого, как оказалось позднее, зовут Федя , начал искать способ отомстить своему обидчику. Но эта затея оказалась совсем не такой простой, как ему показалось сначала.

Наваждение

В политехе наступила горячая пора экзаменов, и Шурик , как и большинство студентов, был озабочен поисками конспектов. Но к кому бы из своих однокурсников он не обращался, никто не смог ему помочь - кому-то записи лекций нужны самому, кто-то, успешно сдав экзамен, уже отдал свои тетради другим. Однако Шурику повезло: в трамвае он увидел нужный конспект в руках у двух девушек (Наталья Селезнева, Людмила Ковалец) и стал читать, заглядывая из-за их плеч.

Одна из подружек осталась в трамвае, а Шурик и вторая студентка вышли на остановке и проследовали домой к девушке. При этом оба были настолько погружены в чтение, что не замечали ничего вокруг и даже не видели друг друга. После нескольких часов изучения конспекта парочка вернулась в институт.

После сдачи экзамена Шурик познакомился с приятельницей своего однокурсника Лидой , в которую влюбился с первого взгляда. Проводив девушку до подъезда, Шурик стал жертвой нападения собаки, которая порвала ему брюки. Лида пригласила своего провожатого к себе, чтобы тот смог привести в порядок одежду. Оказавшись в квартире, Шурик испытал странное чувство: ему показалось, что он уже бывал здесь...

Операция «Ы»

Торгующих на рынке леденцами на палочках и аляповатыми ковриками Бывалого (Евгений Моргунов), Балбеса (Юрий Никулин) и Труса (Геогрий Вицин) пригласил к себе заведующий торговой базой Петухов (Владимир Владиславский), чтобы предложить им одно выгодное «дельце».

На базе в скором времени должна была пройти ревизия, и Петухов очень не хотел, чтобы проверяющие обнаружили недостачу украденных им товаров. Он решил нанять троих недотеп-авантюристов, чтобы они инсценировали ограбление склада. При обсуждении деталей предстоящего «мероприятия» Балбес предложил для конспирации назвать его "Операция «Ы» ".

В ночь «ограбления» все пошло не так, как было спланировано, потому что вместо старушки-сторожихи склад охранял подменивший ее Шурик .

История создания фильма Операция «Ы» и другие приключения Шурика

После окончания работы над экранизацией рассказов О. Генри (O. Henry) – комедией "Деловые люди " Леонид Гайдай захотел снять фильм на современную тематику. Из предложенных ему на выбор сценариев он выбрал один - под названием "Несерьезные истории ", написанный Яковом Костюковским и Морисом Слободским . Главным героем сценария, состоящего из двух новелл, был студент по имени Владик Арьков - добродушный «ботаник» в очках.

После утверждения сценария на худсовете и запуска картины в производство Гайдай вместе с Костюковским и Слободским взялись за переделку сценария. В окончательной версии осталась только одна история из первоначального варианта - о перевоспитании хама-пятнадцатисуточника, а главный персонаж получил новое имя - Шурик .

Картина Операция «Ы» и другие приключения Шурика стала лидером советского проката в 1965 году: ее посмотрели 69,6 миллионов человек. По современным данным фильм занимает 7 место по посещаемости среди отечественных кинокартин.

Съемки фильма проходили в нескольких городах - в Москве (в строящихся павильонах киностудии "Мосфильм ", на столичных улицах и новостройках в районе Свиблова), в Ленинграде и Одессе.

В 1965 году новелле "Наваждение " из фильма Операция «Ы» и другие приключения Шурика на фестивале короткометражных фильмов в Кракове (Польша) был присужден приз «Серебряный дракон Вавеля».

Интересные факты о фильме Операция «Ы» и другие приключения Шурика

На роль Шурика претендовали около сотни кандидатов, среди которых были Олег Видов , Всеволод Абдулов , Виталий Соломин , Евгений Петросян , Сергей Никоненко , Евгений Жариков , Геннадий Корольков , Иван Бортник , Валерий Носик , Александр Збруев и Андрей Миронов . Когда Гайдай уже утвердил на роль Носика , ему на глаза попалось фото Александра Демьяненко . Режиссер сразу же принял решение, что играть Шурика будет именно он. Валерий Носик все же снялся в картине в эпизодической роли студента-картежника.
- Сюжет новеллы "Наваждение " Гайдай «позаимствовал» из польского юмористического журнала "Шпильки " («Szpilki»), который, кстати, послужил источником вдохновения и для авторов знаменитого "Кабачка «13 стульев» ".
- Михаил Пуговкин сначала пробовался на роль верзилы в новеллу "Напарник ", но в итоге сыграл прораба СМУ Павла Степановича .
- Буквенный код на номере машины Бывалого - «ББТ» - образован из инициалов прозвищ "Бывалый ", "Балбес " и "Трус ". Номер, который три друга повесили на автомобиль, идя на «дело» - «А 1-01» - являлся дипломатическим.

Съемочная группа фильма Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Режиссер фильма Операция «Ы» и другие приключения Шурика: Леонид Гайдай
Авторы сценария фильма Операция «Ы» и другие приключения Шурика: Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской
В ролях: Александр Демьяненко, Наталья Селезнева, Алексей Смирнов, Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Михаил Пуговкин, Владимир Басов , Рина Зеленая , Виктор Уральский и другие
Операторы: Константин Бровин, А. Егоров
Композитор: Александр Зацепин

На территории бывшего Советского Союза нет, пожалуй, такого
человека, который хотя бы раз не смотрел эти фильмы. Вот взял перечитать сборник сценариев "Операция "Ы", "Кавказская пленница" и
"Бриллиантовая рука".

Некоторые, в том числе и драматурги, считают, что сценарий -
это всего лишь литературный черновик будущей киноленты,
своеобразный эскиз, где присутствуют описание действий и диалоги.

Перевести эту страницу

Translate.Ru PROMT©
Интересно ли будет широкому читателю общаться с такой, казалось
бы, непривычной формой? Ответ на этот вопрос дает Эльдар Рязанов.
"Настоящий сценарий - это тот, который написан хорошим живым
языком, который красочно фиксирует не только поступки героев, но и
рассказывает об их мыслях и чувствах, - убежден он. - Кроме
удовольствия для читателя, авторские ремарки, рассуждения,
отступления всегда помогут постановщику глубже проникнуть в
авторский замысел, обогатить собственную трактовку, более
талантливо интерпретировать литературное произведение".
Сценарии "Операции "Ы", "Кавказской пленницы" и
"Бриллиантовой руки", по мнению Рязанова, отвечают самым высоким
требованиям, предъявляемым к литературе. Они написаны легко, им *
присущи афористичность и емкость диалога, они искрятся юмором.
Юмор в условиях советского "зазеркалья", в которых писались
эти сценарии, был настолько причудливо переплетен с
действительностью, что порой трудно было отличить одно от другого.
Это подтверждают воспоминания Якова Костюковского из беседы с
корреспондентом "Московских новостей" Мариной Подзоровой (интервью
также включено в сборник). Но если перипетии съемок сегодня могут *
вызвать только улыбки, в то время авторам фильмов было не до
смеха.
"...В сценарии у управдома Мордюковой была такая реплика: "Я
не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает
синагогу", - вспоминает драматург. - Когда эпизод был уже готов,
последовал сигнал, а точнее, донос бдительных людей. Реакция была
ужасной. Большой начальник заявил: "Вы поставили еврейский вопрос
и никак его не решили". Переснимать не позволили, чтобы не
транжирить народные деньги. Велели переозвучить, а наши замечания
о том, что не совпадает артикуляция, пресекли: это ваши проблемы.
Замену "синагоге" большой начальник придумал сам. Управдом
Мордюкова в итоге произнесла: "Я не удивлюсь, если завтра
выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу!"
(Кстати, сценарии публикуются без каких бы то ни было
изменений - ни "цензурных", ни действительно творческих,
возникавших в ходе создания фильмов. К примеру, в текст вернулась
та самая изначальная "синагога", папановский "Лёлик" именуется
"Механиком", а мироновский "Геша" - "Графом".)
Или еще эпизод. Знаменитая фраза из "Кавказской пленницы" о
том, что в соседнем районе жених украл члена партии, первоначально
по сценарию принадлежала Фрунзику Мкртчяну. Но реплику запретили,
сказав, что он произносит ее с подтекстом. Тогда на помощь пришел
Юрий Никулин. Его все настолько любили, что часто позволяли то,
чего не разрешали другим. Он "взял" на себя эту фразу - и она
действительно прошла.
По воспоминаниям Якова Костюковского, "разборки" с
начальством действовали на Гайдая убийственно: после них некоторое
время он был практически неработоспособен. "Они привели к тому,
что Леня совершил, на мой взгляд, большую ошибку - решил заняться
экранизациями, надеясь, что в этом жанре проблем будет меньше, чем
при съемке оригинальных сценариев, - рассказывает драматург. -
Увы, с экранизациями он хлебнул ничуть не меньше".
Что же касается зрителя, то он лишился многих удивительных
комедий, которые Гайдай мог бы снять. И тогда с экрана в зал, а
затем и в повседневную жизнь ушли бы новые десятки "крылатых"
фраз, которыми так насыщены и "Операция "Ы", и "Кавказская
пленница", и "Бриллиантовая рука". В книге опубликовано немногим
более сорока фраз (плюс знаменитые тосты из "Кавказской
пленницы"). "Надо, Федя, надо!", "А ты не путай свою шерсть с
государственной!", "Наши люди в булочную на такси не ездят" и,
конечно же, "Жить - хорошо. А хорошо жить - еще лучше", ставшая
заголовком сборника. А сколько не вошло! Никулинская "Спирт?" или
его же "Шашлык. Три порции. Выбросила в пропасть", вицинские "Да
здравствует советский суд - самый гуманный суд в мире!" или "А где
бабуля?", моргуновские "Чего шумишь, я инвалид!" или "Носком левой
ноги вы давите один окурок...", папановские "На это я пойтить не
могу" или "Смотри не перепутай, Кутузоу!"...
Сегодня в отечественном кино - время "Кавказских пленников"
(речь, конечно же, о хорошем кино). Талантливых, умных, озорных,
эксцентрических комедий - нет. Новая книга в чем-то восполняет
этот пробел. И заставляет еще раз задуматься над тем, что жить
хорошо только тогда, когда хорошая жизнь становится нормой.

Садись, дочка. - Ничего, ничего, спасибо, сидите. - Гражданин, уступите место, встаньте! - Если я встану, ты у меня ляжешь. Гражданин, эти места специально для детей и инвалидов. - А она что, дети или инвалиды? - Она готовится стать матерью. - А я готовлюсь стать отцом! - Да что Вы ерунду порете! - Вот как раз и инвалид. - А, инвалид. - Что теперь скажете? - Закон есть закон! - Пожалуйста, садитесь. Ах ты зрячий! Сейчас будешь слепой. - Вы это подтверждаете? - Подтверждаем! Подтверждаем. Так... Значит потерпевший... - На стройке работаете? - Подрабатываю. - Что значит "подрабатываю"? - Учусь в политехническом. Студент! На 15 суток! Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать? На сегодня наряды: песчаный карьер - 2 человека. - Карьер песчаный - 2 человека. - Огласите весь список, пожалуйста. - Песчаный карьер - 2 человека. Уборка улиц - 3 человека. Мясокомбинат... ...на сегодня нарядов не прислал. Есть наряд на строительство жилого дома, цементный завод... А на ликероводочный нет? Прошу. Осторожно. Прежде всего, я хочу познакомить Вас с нашим замечательным коллективом, в который вы временно вливаетесь. - На сколько вливается товарищ? - На полную, 15! - Ага! Полторы декады. - С обедом не опаздывайте! Я уверен, что эти полторы декады пройдут у нас с вами в атмосфере дружбы и полного взаимопонимания. - Ага. Пробка. Подарок из Африки. Да! Прошу сюда. Силой воображения представьте себе какой жилмассив будет здесь создан. Только в нем одном будет установлено 7 40 газовых плит, то есть в 7 40 раз больше, чем было во всем городе до 1913 года. Прошу Вас! Романтика. А если взять поэтажно весь объем работ, выполненный нашим СМУ за 1 квартал и поставить эти этажи один на другой, то получим здание, будет в 2 раза выше, чем всемирно известная Эйфелева башня, или втрое выше, чем знаменитая Нотр Дам де Пари. Что означает - Собор Парижской Богоматери. - Какой, какой матери? Парижской. Богоматери. Прошу. Наше СМУ построило такое количество жилой площади, которое равно одному такому городу, как Чита, 10-ти таким, как Хвалынск или 32-м Крыжополям. Дух захватывает при одной мысли, что... ...чем в Америке. Таким образом, и Вы сможете внести свою посильную лепту в трудовые свершения нашего строительно-монтажного управления. - Какое-какое управление? - Монтажное управление. - Я готов! Шурик! - Да, Пал Степаныч? - Ну, Саня, вот тебе напарник. Наконец-то, Пал Степаныч, спасибо! - Ну, теперь поработаем. - Сработаемся. Ну, я вижу, Вы сработаетесь. Встань, Шурик. Желаю Вам успехов в труде и большого счастья в личной жизни. Благодарю за внимание. Послушай, у вас несчастные случаи на стройке были? - Нет, пока еще ни одного не было. - Будут...пошли... ...господи помилуй! ...господи помилуй! - Что там? - Тсс! Слушайте, где Вы пропадаете? Я Вас по всему корпусу ищу. Работа же стоит. Работа стоит, а срок идет. Ты не забывай, у тебя учет в рублях, а у меня - в сутках. - Ну, Шурик, как напарник? - Перевоспитывается. - Отлично. А почему шепотом? - Спит. - Спит?! В то время, как наши космические корабли бороздят просторы вселенной... ...и недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета... ...учит народная мудрость - терпение и труд все перетрут - раз! Кончил дело - гуляй смело - два! Работа не волк - в лес не... Нет, это не надо... До лампочки! - А компот? - Компот! - Руки... - А? - Мыли? - А... Да, да, да. Так... На песчаный карьер! - Ну-с, приступим... - Приятного аппетита. Что-что? Я говорю: кто не работает - тот ест. Учись студент! Пойми, студент, сейчас к людям надо помягче, а на вопросы смотреть ширше... Вот ты думаешь, это мне дали 15 суток? Это нам дали 15 суток. А для чего? Чтобы ты вел среди меня разъяснительную работу... А я рос над собой. Ладно, давай бухти мне, как космические корабли бороздят... Большой театр... А я посплю. Правильно... И мух отгоняй. - Ты что?! -