"художественный ресурс страны". Триеннале современного искусства: что нужно знать о новой выставке в "Гараже"

Искусство Европы и Америки больше не считается каноном, которому должны соответствовать художники со всего мира. Теперь чем пристальнее авторы вглядываются в условия собственной жизни, размышляют о локальной культуре, обычаях и истории, тем успешнее становятся их произведения: современное искусство устало от глобализации и в поисках нового языка сместило фокус внимания от Европы и Америки к развивающимся странам, от столиц — к периферии. «Гараж» как один из передовых российских музеев, конечно, не мог проигнорировать эту тенденцию. И организовал Триеннале российского искусства — масштабный смотр работ художников из регионов.

Шестеро кураторов (редко такому числу творческих людей удается договориться о теме и методе) побывали во всех федеральных округах и нашли авторов в самых отдаленных уголках России. Один из участников триеннале, скульптор--самоучка Юрий Дунаев, живет в вымирающем поселке на Чукотке и устанавливает там памятники из металлолома. Монумент Джеймсу Куку он сделал, сварив лопаты и снегоуборочный грейдер, а по бокам установил якоря. «Несколько наивная манера Дунаева полностью компенсируется масштабом и фактурностью скульптур и, безусловно, контекстом территории, где установлены монументы», — отмечает куратор Андрей Мизиано.

Искать художников на бескрайних российских просторах — не такое простое занятие, учитывая то, что в городах часто нет галерей и музеев современного искусства, а из профильных образовательных учреждений — только детские художественные школы. Чтобы выйти на авторов, кураторы опрашивали региональных журналистов, жителей, когда-то переехавших из небольших городов в Москву, искали стрит-арт «в полях».

Sergey Mordvinov


Антон Забродин. «Ирония как ландшафт, № 2», 2015

предоставлено художником


Сергей Потеряев. Из серии «Старая Утка», 2013

предоставлено художником


Эскиз Ирины Кориной, 2016

предоставлено художником

В финале в списке триеннале оказалось 70 имен. Их работы поделены между семью тематическими «директориями», то есть разделами: художники секции «Авторские мифологии» исследуют мифы и стереотипы российского сознания и выдумывают собственные эстетические системы. В этом разделе представлен уроженец Тывы Евгений Антуфьев — создатель скульптур из дерева и янтаря, как будто пришедших из страшной тысячелетней сказки. В разделе «Верность месту» авторы рассуждают о локальном контексте: Таус Махачева, например, снимает видео о родном для нее Дагестане и шатком положении в нем культурных учреждений. «Морфология улиц» посвящена стрит-арту — часто единственной форме, в которой современное искусство существует в регионах, где площадкой для самовыражения молодых авторов становятся только стены. Работы художников из этого раздела — не только граффити, но и паблик-арт инсталляции — будут показаны в «Гараже» и на территории Парка Горького . Серия скульптур Александра Шишкина--Хокусая «Смотрящий» , например, окажется на крыше руин старого здания «Гаража».


Серия скульптур Александра Шишкина--Хокусая «Смотрящий»

предоставлено художником

Триеннале, как следует из названия, будет регулярно проходить раз в три года, но этим проект не ограничится — во имя развития современного искусства в регионах «Гараж» запустил программу резиденций для художников, начал сбор архива работ авторов из регионов и открыл сайт, на котором представлены результаты исследовательских поездок кураторов во время подготовки выставки. В поиске современного искусства и новых для столичного зрителя имен они побывали в 40 российских городах, пересекли 11 часовых поясов и проделали путь от Тихого до Северного Ледовитого океана. Результат стоит оценить в «Гараже» с 10 марта до 14 мая. Возможно, триеннале позволит нам распрощаться с устаревшей идеей, что художественная жизнь и талантливые авторы есть только в Москве.

Сергей 1

Самый запоминающейся момент этой выставки - это момент, когда вы её покинете. Выйдете на улицу, снова увидите солнце, природу и счастливых людей в парке Горького. Вдохнете полной грудью и поймете что наконец-то вырвались из очень специфичной атмосферы.

Не то чтобы там все ужасно, нет. Там встречаются интересные экспонаты, но в целом это для любителей той формы искусства где осталась только форма и вызываемая эмоция.

Владимир Гусев отзывы: 2 оценок: 3 рейтинг: 11

Что такое "современное искусство"? Любые произведения тех, кто живет с тобой в одном временном периоде? Искусство, которое наиболее полно выражает представление о настоящем? Вечное, обнаруживающее себя в работах современников?
Похоже, что ни один из этих вопросов кураторы себе не задавали. Для них "современное искусство" - это термин, описывающий совершенно особенную форму искусства, ту форму, которую связывают с западной традицией второй половины XX века.
Другими словами, после просмотра выставки ничего не понятно ни про "российское", ни про "современное", ни даже про "искусство". Не то чтобы нет ответов - даже вопрос не задан!
Если это все, что, как пафосно сообщают организаторы выставки, создали самые заметные российские художники за последние три года, то ситуация в российском современном искусстве удручающая.

Анастасия Шинина отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Скажу сразу, что Триеннале российского современного искусства – одна из самых масштабных выставок современного искусства, которые я посещала.
И сразу к делу: «Мало смысла – много слов» – как я это вижу. Складывается ощущение, что некоторые художники просто халтурят! Многие работы можно сделать за несколько дней - в них нет ни энергии, ни души, ни потраченной силы, ни уж тем более смысла. Конечно, у них есть придуманная красивая история, но это не меняет сути, если ты чувствуешь, что тебе вешают лапшу на уши! Разве современное искусство состоит в том, чтобы путем нескольких предложений наложить на объект смысловую нагрузку?!

«Ванна-кровать»
Можно заехать на обычные дачные массивы, а лучше в деревню и в каждом огороде узреть арт-объект. Старая ванна - самая распространённая емкость, применяемая для нагревания воды и последующего полива растений. По большому счету это всего лишь рациональное использование ненужного хлама, который хранится у простых смертных на загородных резиденциях. Купив журнал «Сад и огород» за 15 рублей можно найти 285 способов применения старой сантехники на 6 сотках.
На мой взгляд ванну-кровать было бы интересно – продемонстрировать уже на выставке современного дизайна, как готовый предмет интерьера.

«Город Устинов». (мусор не берем в расчет)
Кучка отстрелянных гильз под стеклом имеет скрытый подтекст, так как художники из Ижевска - центра военной промышленности, поэтому это должно произвести на меня впечатление?! Мой пример, как будущего современного художника: когда я гостила у родителей в городе Тольятти, то попала в автомобильную аварию. Компания пьяных молодых ребят на полной скорости врезалась в такси, в котором я находилась. Меня увезли в больницу, ничего смертельного, ушиб и гематома, жить буду. К чему я рассказываю эту ужасно «незаурядную» историю? Я могла бы взять помятую боковую дверь «Гранты» и выставить ее на выставке современного искусства, как олицетворение серьезных увечий, инвалидности, разрушенных судеб и потерянных жизней, а так как я родом из Тольятти - сердца автомобильной промышленности России, то для меня это имеет особое значение, ведь вся моя семья работает на АВТОВАЗе, и получается, что мои родители вручную собрали автомобиль, в котором я могла обрести погибель. Как вам?!

Видео арт-группы «Нежные бабы», в котором женщина выжимает из своей сиськи грудное молоко больше напоминает снятое на заказ порно для фетишистов, чем искусство. Ведь каждый день тысячи женщин становятся матерями и начинают кормить грудью. О чем здесь рассказывать?!

Конечно были работы действительно интересные и сильные: метрополис, спасительная пустота, камень и т.д. Возможно я невежда в современном искусстве, но чувство, что некоторые художники не стараются не покидает меня. В путеводителе описаны все их достижения и заслуги. Может быть они просто расслабились??? Хочется взять и с помощью кнута или пряника, вдохновить их, чтобы они не просто говорили о том, как нам смотреть за рамки, но и сами вышли за их пределы. В работах современного искусства хочется видеть искренность, а не пренебрежение.

Аня Богдан отзывы: 5 оценок: 5 рейтинг: 2

Я очень лояльно отношусь к современному искусству. В каждом, даже самом странном экспонате стараюсь уловить авторское виденье. Художник же хотел что-то выразить. Но, не в этот раз. Любое искусство должно вызывать эмоции. Не обязательно положительные. Но тут... Непонимание, разочарование, местами граничащее с неприязнью, и немой вопрос во взгляде: "Зачем это все?"

Anastasia Sverinova отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Всем любителям искусства рекомендую посетить триеннале российского современного искусства в московском музее «Гараж». Да и тем, кому оно не понятно, также будет полезно открыть для себя что-то новое.
Сложно принять то, что видишь и не понимаешь, особенно если рациональный мозг старается найти смысл в картине или инсталляции и теряется его не находя.
В попытках найти объяснение в табличке с описанием обнаруживает имя художника, название произведения, дату и запутывается еще больше. И только путеводитель по выставке или обрывки фраз экскурсовода наделяют кусок мятого бумажного полотна с кровавыми подтеками хоть каким-то смыслом.
Для человека рационального, привыкшего жить по правилам посещение выставки современного искусства настоящий «взрыв мозга». Но думаю, именно эту цель преследовали художники – вторгнуться в зону комфорта зрителя, вызвать недоумение, иногда отторжение и даже отвращение или заставить совершенно по-детски трепетать от восторга. А порой задуматься о вещах о которых раньше и не думалось.
Однозначно экспозиция представленная в «Гараже» одна из таких.

При входе в здание во всю стену 1500 тысячи работ детей с ограниченными возможностями изобразившими радугу. Это проект швейцарского художника Уго Рондиноне. «Твой возраст, мой возраст, возраст радуги». Идея на мой взгляд отличная.

Дальше в атриуме музея инсталляция Ирины Кокориной «Хвост виляет кометой». Инсталляция состоит из нескольких уровней, в ней использованы разнообразные строительные материалы и бродя по закоулкам обнаруживаешь совершенно неожиданные вещи. Например, запахи из детства запертые в склянках, сиротливую елку с прошедшего нового года, которую ты никак не ожидаешь обнаружить отдернув штору в нише и еще много чего разного и неожиданного. Можно подняться на экспозицию второго этажа по обычной лестнице, но я рекомендую намного более интересный путь через инсталляцию.

Меня очень порадовало, что «Гараж» с большим вниманием относится к людям с ограниченными возможностями. В музее есть мониторы, где сурдопереводчики рассказывают о той или иной экспозиции. Есть экскурсии для глухих и слабослышащих, а также для людей с нарушением зрения и слепоглухих и для людей с особенностями интеллектуального развития. А еще в «Гараже» есть курс основ жестового языка для музейных сотрудников. По-моему это очень здорово!

На втором этаже основная выставка, объединившая более 60 художников из 40 городов России «Страна которую вы не видели». Немного расскажу о некоторых запомнившихся мне экспонатах.
«Частицы». Инсталляция-мастерская микро-акт группы «Город Устинов». Пять прозрачных витрин расставлены вкруг. В витринах песчинки, микрочастицы ткани, оружейных гильз, камней из которых создана инсталляция. Одна из них не застеклена и в ней разложены пинцеты, используя которые зрители сами смогут стать причастными к созданию произведения современного искусства.
«Женское. Мужское. Красное» Ильгизара Хасанова. Особенно понравилось «Женское» где на стене прикреплены маленькие женские сумочки послевоенных лет с фото их обладательниц, раскрывающие индивидуальность каждой.
Не оставляет равнодушным проект Анастасии Потемкиной «Синяк» с фотографиями частей тела покрытых синяками, видеоперфомансом где художница наносит себе татуировку в виде синяка, превращая временный знак насилия в постоянный указывая на то что большая часть конфликтов в обществе разрешается физически и серия акварельных зарисовок, в которых образы этого физического насилия получают эстетическую привлекательность.
Сильное впечатление, граничащее с ужасом вызывают «Первомайские контрмонументы. Разархивация истории» творческого объединения «Наденька». Это серия текстильных боксов с указанием события и с приложенными к ним вышивками, где сжатым бюрократическим, формальным языком описаны трагические моменты истории подавления протестов в столкновениях рабочих и власти.
Запомнились инсталляция арт-сообщества 33+1 «Союзз художников России», работы арт-группы «Нежные бабы», плакатная графика и шрифтовое оформление Дамира Муратова, работы художника изобретателя Ивана Панафидина, видеоинсталляция Романа Мокрова «Моя мелодия», проект «Актуальный янтарь» Маяны Насыбулловой, залившей в янтаре свои самые сильные воспоминания, инсталляция «Сердце» Елены Солобцевой и еще много достойных внимания работ.
Просто идти смотреть и чувствовать. Выставка продлится до 14 мая. Очень советую сходить, каждый сможет найти в ней что-то интересное.

В результате был проведен глубокий анализ художественной обстановки в России и выделены 7 основных тенденций. Кроме того, было выделено несколько «мастер-фигур» - важных авторов, активизирующих локальные сцены, или художников, чье влияние на ситуацию в стране выходит далеко за пределы их места жительства. Экспозиция поделена на 7 директорий, каждая из которых характеризует определенную тенденцию.

Начинается триеннале с транспаранта «Здесь вам не Москва», который использовали участники так называемых «монстраций» - демонстраций, не имеющих как такового политического подтекста. Надписи на транспарантах, как и лозунги на монстрациях весьма абсудрны, от чего акция становится еще более многозначительной.

Следующая работа, которая приковывает внимание - работа Ильгизара Хасанова «Женское. Мужское. Красное», передающая эстетику советской материальной культуры, – образы, навсегда закрепленные за послевоенными десятилетиями.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

В директории под названием «Искусство действия» расположились работы активистского характера. Здесь и карикатуры на Pussy Riot Алексея Иорша, и графический репортаж Виктории Ломаско почти со всех оппозиционных митингов, протестных акций и волнений 2011-2012 годов. А творческое объединение «Наденька» высказало свое феминистское «фи» ручными вышивками на бытовом текстиле.

Поддержал тему исследовательско-активистский проект «Урбанфеминизм».

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

Директория «Верность месту» посвящена теме места и его восприятия в российской многокультурной среде. Здесь представлена работа Таус Махачевой «Путь объекта», где реплика картины Виктора Васнецова, солонка из позапрошлого века и традиционный дагестанский свадебный браслет дополняются конечностями висящих марионеток. Оригиналы кочуют из эпохи в эпоху, тогда как и они сами и их реплики утрачивают свои системные качества.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

Работа Владимира Селезнева «Метрополис» также представлена в директории «Верность месту». Здесь автор репрезентирует миниатюру своего родного города Нижнего Тагила при помощи мусора.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

В «Общем языке» художники, работающие с различными медиа апеллируют к темам, выходящим за рамки локального контекста – к коллективной памяти, искусственному разуму, окружающей среде. Группировка ЗИП представила проект «Школа 1,5 х 1,5», в котором посетителям предлагается изучить историю искусств на занятиях в школах «Ароматерапии и сочной живописи», «Коллективных действий и дискуссий», «Античного юмора и реализма» и других.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

На триеннале присутствуют работы малоизвестных художников наряду с крупными представителями арт-сцены. В каждой директории представлены абсолютно разные по содержанию объекты, выполненные в разных техниках.

Андрей Мизиано , куратор Триеннале российского современного искусства, выставочный отдел Музея «Гараж»

Художники, представленные на Триеннале, работают в разных медиа. Подбор объектов производился не только по медиа, но и по содержанию — учитывался также общий контекст выставки, ее архитектура. Изначально не было цели показать, например, только живопись, или только работы на определенную тему. Кураторы шли от материала, с которым познакомились непосредственно на местах. Внутри директорий есть свои подтемы. Например, «Искусство действия» — это не только активизм, который также представлен не однообразно (это и акции, и графика, и текстиль), но и различные феминистские практики. Кроме того, мы включили в эту директорию работы художников, которые используют революционную риторику не для борьбы на улице, а для борьбы в искусстве, для создания ярких драйвовых образов, в том числе — образцов поведения. Аналогично — в каждой директории: представлены те арт-объекты, которые вкупе — все вместе — говорят зрителю больше, чем просто одна строчка названия.

Самыми крупными проектами весеннего выставочного сезона стали работы швейцарского художника Уго Рондиноне: инсталляция OUR MAGIC HOUR на крыше музея, а также длинная радужная стена. В течение двух месяцев дети с особенностями развития из девяти российских городов, согласившись помочь художнику, рисовали на фанерных панелях радугу. Для Уве радуга - это универсальный объект, символ разнообразия, радости жизни и гармонии. Художник призывает в своих работах отречься от страха перед неизвестностью и открыться чуду, которое способно настигнуть нас в любой момент.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

Триеннале сопровождается серией мини-конференций, а также обширной публичной программой.

Текст: Инна Воробьева

В Музее современного искусства "Гараж" открылась первая Триеннале современного искусства – выставка, в подготовке которой приняли участие более 200 художников из 40 городов России.

Что такое "триеннале" современного искусства?

Вы что-нибудь слышали о Московской Биеннале современного искусства? Это выставка, которая проходит раз в два года и собирает талантливых мастеров из разных уголков земли, которые приезжают на место и рассказывают свою историю или историю своей страны средствами искусства. Или размышляют на предложенную куратором тему. Например, 6-ая Биеннале проходила осенью 2015 года в Центральном павильоне ВДНХ. В ней приняли участие художники со всего мира, а куратор Барт де Баре приехал в Москву из Голландии специально ради этого проекта.

7-ая Биеннале откроется в сентябре 2017 года, но о ней пока известно очень мало: выставка пройдет в "Манеже", а ее идеологом станет главный куратор музея современного искусства Токио . Еще в Москве есть Международная Биеннале уличного искусства, где принимают участие стрит-арт-художники, и Биеннале молодого искусства – для молодых мастеров.

Зачем нужна еще одна выставка современного искусства, да еще и с таким непонятным названием – "триеннале"? Первое (и самое главное) отличие триеннале от всех остальных выставок заключается в том, что к участию в ней приглашены только российские художники. Команда "Гаража" поставила перед собой задачу проанализировать те процессы, которые протекают в отечественной арт-среде. И доказать, что за МКАДом жизнь есть, причем очень яркая, творческая и самобытная, а главное, – уникальная для каждого региона. В отличие от биеннале, которая проходит раз в два года, триеннале будет проходить каждые три года. Предполагается, что за этот промежуток времени, в региональном искусстве произойдут такие перемены и ощутимые сдвиги в контексте, что их можно будет отразить в рамках выставки.

Шесть кураторов проекта пересекли 11 часовых поясов, побывали в 40 городах России и встретились с более чем 200 художниками в возрасте от 19 до 69 лет. На основе исследований местной культурной жизни были отобраны работы более 60 художников, которые бы могли дать четкое понимание того, что происходит в локальной истории искусства того или иного места, а также охарактеризовать определенную тенденцию, региональную или историческую особенность.

Кто принял участие в выставке и на какие работы стоит обратить внимание?

Кураторы проекта определили семь векторов, обозначивших выбор тех или иных художников, которые соответствуют семи разделам выставки. Первый вектор – "Мастер-фигура". Это словосочетание обозначает художников, которые оказали сильное влияние на других мастеров или сформировали целую школу последователей. Среди них, например, Андрей Монастырский – один из главных художников московского концептуализма. Или Анатолий Осмоловский – руководитель школы современного искусства "База".

Второй вектор – "Авторская мифология", что обозначает личную, независимую ни от каких стилей и направлений, историю или "систему координат", в которой творит автор, не оглядываясь на окружающий культурный мир (например, как у Евгения Антуфьева).

Вектор номер три – "Верность месту". Он объединяет художников, в работах которых сильнее всего чувствуется то, что обыватель бы назвал "местным колоритом", то есть особенности, связанные с локальными тенденциями (например, Таус Махачева, автор одной из наиболее ярких работ на последней Биеннале). Вектор "Общий язык", наоборот, определяет интернациональный подход художников к искусству. Например, такой интернациональной темой могут быть средства коммуникации, искусственный интеллект, технологии или человеческие эмоции. С темой современных технологий больше всего любят работать, конечно, молодые художники, как Евгений Гранильщиков или группировка ЗИП.

Пятый вектор исследований посвящен "Искусству действия", или акционизму. Если вам интересно понять, почему Петр Павленский или Pussi Riot – это искусство (или решить для себя окончательно, что это все профанация), то вам обязательно стоит обратить внимание на работы, представленные в этой секции. Акции этих авторов на выставке не представлены, зато работы других мастеров помогут сформировать свое мнение по данному вопросу.

Шестой раздел посвящен уличному искусству с его проблематикой и ответом на вопрос – где заканчивается вандализм и начинается искусство (в разделе – Кирилл Лебедев (КТО) и арт-группировка из Екатеринбурга "Злые", которые участвовали в Биеннале уличного искусства). Работы, включенные в этот раздел, оказались разбросанными по всему парку Горького. Последний раздел посвящен региональному кураторскому осмыслению процессов в искусстве, то есть уникальному взгляду на искусство "изнутри" отдельно взятого региона.

Ну хорошо. А что за детские рисунки перед входом в музей?

Отдельный проект "Гаража", представленный на Площади искусств перед музеем получил название "Твой возраст и мой возраст и возраст радуги". Специально для него музей пригласил шведского художника Уго Рондиноне, который установил на крыше здания огромную радужную инсталляцию OUR MAGIC HOUR ("Наш чудо-час"), а также собрал полторы тысячи детских рисунков с изображением радуги из девяти городов России, в том числе от детей с особенностями развития, а также глухих и слабослышащих. Для Рондиноне радуга – один из главных образов в искусстве, который он воспроизводит с помощью самых различных медиа – от скульптуры до световой инсталляции. С его помощью художник пытается призвать зрителя быть открытым и щедрым, поверить в чудо, человечность и магию момента.

В Музее «Гараж» начала работу первая Триеннале российского современного искусства.

Эта выставка стала результатом масштабного исследования, проведенного кураторами Музея. Целый год они совершали поездки к региональным художникам и знакомились с местной спецификой, систематизировали информацию. Работы 68 авторов и творческих групп были отобраны для выставки в Москве. На этом список достойных современных художников из России не заканчивается. Параллельно Музей «Гараж» начал составлять интернет-справочник об участниках российской арт-сцены на сайте http://triennial.garagemca.org/ . Там же находится подробная информация о событиях в рамках Триеннале.
















































Большинство объектов и инсталляций уместилось на двух этажа просторного «Гаража». Выставка напоминает ризому: открытое пространство позволяет нам начать исследование с любого зала, любого объекта и совершенно в любом направлении. Для удобства Музей предлагает воспользоваться путеводителем с четким описанием семи разделов: Мастер-фигура, Искусство действия, Верность месту, Авторские мифологии, Общий язык, Локальные истории искусства и Морфлогия улиц. Можно довериться этой классификации, можно искать художников из конкретных регионов или то, что заинтересует лично Вас – полная свобода.

Россия, в том числе творческая, прекрасна своим многообразием: в Удмуртии еще жив дух язычества, в Татарстане срослись русская и мусульманская культуры, Дальний Восток тяготеет к азиатской традиции, а Москва первой воспринимает мировые тенденции. Исходя из соотношения локального и глобального, а также из логики отдельных художественных систем, исследователи Музея выделили объединяющие факторы.

В разделе Верность месту очень четко прослеживается привязка к конкретной местности, ее истории, визуальным проявлениям. Родное место дает художнику материал для рефлексии и время для всестороннего изучения его особенностей. Для «чужаков» это совершенно неизведанный мир, автор здесь становится проводником. На стенах зала чернеют калининградские леса, чернеют довоенные номера домов в Грозном, чернеет город из нижнетагильского мусора, отходя ко сну.

Общий язык – это раздел о процессе, идущем в противоположном направлении. Российские художники создают работы, которые будут органично смотреться в любой галерее. Их видение и программы созвучны с идеями мирового арт-сообщества. Здесь раскачивается электронное кадило, дышит металлическое сердце, в школах группировки «ЗИП» учат рейву и сочной живописи.

Существует и третий путь: взять и создать мир с нуля, не следуя за трендами, не «припадая к корням». Тех, кто выбрал эту дорогу, объединили в раздел Авторские мифологии . В нем возможно все – кинетические комнаты, пельменные шашки, ручей с огненной водой.

Искусство действия – это прогрессивное направление, основанное на социальном взаимодействии. Акционисты с риском для здоровья и жизни, исследуют грани человеческой свободы, вскрывают противоречия, шокируют и пробуждают тех, кто игнорирует общественные проблемы. В этой комнате швейный кооператив «Швемы» показал перформанс «12-часовой рабочий день». Инсценировку эксплуатации работниц на фабриках сопровождают плакаты «Шей быстро – умри молодой» и надписи на изделиях «Сделано в рабстве». Здесь же можно ознакомится с феминистским самиздатом и увидеть лучшие плакаты с «Монстраций».

Некоторые художники стали не только практиками, но и источниками импульса, Мастер-фигурами. В золотой статуе первосвященника узнается профиль Анатолия Осмоловского, в технологичной платформе «Точка доступа» – научный подход Дмитрия Булатова. В цементной «фреске» на стене «Союза художников России» и змеящейся цветной гирлянде виден групповой подход уникального объединения 33+1.

Раздел Локальные истории искусства будет состоять из встреч с представителями региональных арт-сцен. В публичной программе предусмотрено 5 сессий, которые позже войдут в Архив Музея и будут доступны для повторного просмотра.

Покидая здание, мы попадаем на территорию Морфологии улиц . Главной целью художников заключительного раздела является преображение городской среды. Они видят в городе нечто большее, чем дома, дороги и деревья, ищут новые способы рассказать об этом зрителю. Александр Шишкин-Хокусай зарифмовал каркас старого здания «Гаража» с греческим храмом, артгруппа «ЗЛЫЕ» – игру «Ну, погоди» с граффити-бомбингом.

Триеннале продлится до 14 мая . Для тех, кто хочет узнать больше о современном искусстве в России, подготовлена насыщенная программа: лекции, встречи, перфомансы, спектакли и кинопоказы. Стоимость и расписание событий уточняйте на сайте Музея или Триеннале. Для владельцев карт Garage организован свободный вход, экскурсии с куратором и личное общение с участниками выставки.