Реституция: искусство, освобожденное из плена. Life78 подсчитал потери и приобретения Эрмитажа Русские трофейные картины в музеях российских городов

20 марта президенту и экс-директору ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирине Александровне Антоновой исполняется 94 года.

Это всего на 10 меньше, чем самому зданию Пушкинского музея.
Эти колонны всего на 10 лет старше её, представляете?

Постараемся разобраться в тайне ее долголетия.


Для этого нам придется обратиться к истории выставок и фондов Пушкинского музея.

Как известно, после Второй Мировой войны, наши войска, находившиеся на территории Германии, вывезли большое количество культурных ценностей.

М. Володин. Спасение картин Дрезденской галереи (Центральный музей
Вооруженных сил СССР)
. На переднем плане - Сикстинская мадонна, разумеется; на заднем - Рубенс, "Триумф добродетели".

Картина написана художником Володиным, бывшим очевидцем происходящего. Еще его оперативные зарисовки "спасения"

Лейтенант Рабинович, занимавшийся вывозом, на руинах Дрезденской галереи в 1945 году (фото)

"Специальные трофейные бригады без разбора вывозили культурные ценности из советской зоны оккупации в Москву, Ленинград и Киев. Сталин приказал на всякий случай засекретить «культурную добычу» как возможное политическое оружие на будущее" (Г. Козлов. Реституция: искусство, освобожденное из плена ).

Фото: Американцы из группы Monuments Men
(для аналогии - понятно, что фото советских солдат в аналогичных ситуациях не найдешь)

***

Молодая Ирина Антонова (Артгид)

О том, как трофеи прибывали в ГМИИ, Антонова вспоминает так: " Для меня искусство связано с эмоциями. Когда на нас обрушилась эта лавина шедевров, на меня это произвело громадное впечатление. Каждый раз, когда распаковывалась новая картина, это было как удар".

Антонова присутствовала при том, когда реставраторы распаковывали "Сикстинскую Мадонну". И говорит, что это было похоже на священнодействие. Картина была замотана в белые полотнища, и она до сих пор помнит эту сияющую белизну, из которой появилась картина. ()

1945 год: Разгрузка картин из Дрезденской галереи в ГМИИ (фото музея)

То, что Советский Союз, в отличие от западных союзников (см. документальный фильм The Monuments Men (2014) от National Geographic; а одноименный художественный с Клуни, Дэймоном и Бланшетт смотреть вообще не стоит) не возвращал немцам немецкое, выставляло СССР с невыгодной стороны.

Спустя 10 лет "Молотов и предложил не только «сохранить лицо», но и перехватить политическую инициативу: торжественно вернуть коллекцию Дрезденской галереи, сделав вид, что ее изначально вывозили ради «спасения». Акцию приурочили к созданию Организации Варшавского договора летом 1955 года.

Чтобы придать вес одному из его ключевых членов — ГДР, «социалистическим немцам» постепенно вернули не только произведения из галереи, но и все ценности из музеев Восточной Германии. К 1960 году в СССР остались только произведения из Западной Германии, капиталистических стран вроде Голландии, а также из частных коллекций.

По этой же схеме были возвращены художественные ценности всем странам «народной демократии», включая даже румынские экспонаты, переданные царской России на хранение еще в Первую мировую войну. Немецкий, румынский, польский «возвраты» превратились в большие политические шоу и стали инструментом укрепления соцлагеря, причем «большой брат», подчеркивая не юридический, а политический характер происходящего, упорно называл их не «реституцией», а «возвращением» и «актом доброй воли»". (Козлов)

"Шедевры Дрездена были торжественно показаны в 1955 году Москве в ГМИИ имени Пушкина и толпы потрясенных людей, которые пришли увидеть и одновременно проститься навсегда с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, с «Венерой» Джорджоне и «Динарием кесаря» Тициана придали этой гуманной акции святость народной воли.

Мы вернули в Дрезден 1240 произведений искусства (в 1958 году, к празднованию 400-летия основания Дрезденских музеев (1960) состоялся второй этап передачи произведений).

А всего в ГДР было отправлено 1 млн. 850 тыс. предметов искусства, плюс 71 тыс. книжных фондов и 3 млн. архивных дел". (РИА Новости)

Выставка возвращаемого в ГМИИ (фото: музей)

Подписание акта передачи

Помимо, как вы уже догадались, рафаэлевской Сикстинской мадонны, мы вернули много всего ценного:

Пергамский алтарь

Дюрер. Портрет молодого человека

И еще кучу шедевров.

В общем, кроме Крыма Хрущев отдал и вот это:












Реституции продолжались еще долго и даже практически до наших дней.
Например,
в 2002 году 111 элементов витражей Мариенкирхе, датируемых XIV веком, которые с 20 августа 1946 года хранились в Эрмитаже, были отправлены во Франкфурт-на-Одере. (Длинный список от РИА Новости) .

Повторимся, всего в ГДР только при Хрущеве было отправлено 1 млн. 850 тыс. предметов искусства.

А теперь представьте, сколько всего НЕ было возвращено, сколько всего осталось в тайных фондах СССР?

Очень долгое время спустя начало вскрываться, что именно оставили себе коварные русские.

В августе 1992 года образовалась специальная Комиссия по реституции во главе с тогдашним министром культуры России Евгением Сидоровым. Она объявила, что начинает серию выставок «трофейных» произведений искусства.

Перечислим эти выставки в Пушкинском музее.
***

Так, в 1996 году на выставке в ГМИИ «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» мировая общественность совершенно ВНЕЗАПНО обнаружила, что золотой клад Приама не погиб полвека назад под бомбами, как это считалось.
А все время был спрятан в подвалах.
Был скандал, немцы орали, чтобы отдали.

фото РИА Новости

Но русские уперлись рогом
(тем более, что в Германию-то, на родину, Шлиман вывез это золото незаконно, по хорошему он должен был отдать его Турции, на территории которой производились раскопки. Не будем упоминать о том, что деньги на раскопки Шлиман заработал именно в России, где он стал миллионером, купцом 1-й гильдии, завел русскую жену и детей. Читайте его ЖЗЛ - настоящий приключенческий роман, на самом деле).

Сегодня у золота Трои в ГМИИ отдельный зал.

Жена археолога (вторая, юная гречанка) в золотом уборе из клада.

Однако это была не первая выставка - переломным был предыдущий, 1995 год, когда состоялась выставка "Дважды спасенные... Произведения европейской живописи XIV-XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны".

"Демонстрируется 63 произведения западноевропейской живописи и графики XIV-XIX вв. (что составляет одну шестую "секретного фонда", хранящегося в ГМИИ им. Пушкина и ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря). На этикетках большинства из них значится: "Из неизвестного собрания". Часть некогда принадлежала венгерским коллекционерам , репрессированным во время войны, в следствие чего вещи оказались в Германии. У других произведений был вполне определенный адрес — "Шлоссмузеум" в Готе, Городской музей в Висбадене, Картинная галерея Сансуси, Потсдам, Музей Гогенцоллернов, Национальная галерея в Берлине, Кунстхалле Бремена и Дрезденская картинная галерея". ("Коммерсант ").

Там были картины Оноре Домье "Восстание" и "Прачки" (из собрания Герстенберг-Шарфа), более известные по литографиям мастера. Три Дега ("Вытирающаяся женщина", "Обнаженная, вытирающая руку", "Танцовщица, опирающаяся на скамейку"), два Мане ("Портрет Розиты Маури" и "Портрет Мэри Лоран с моськой") и два Ренуара ("Букет хризантем и японский веер" и "Портрет мадам Шоке у окна"), "Мужской портрет" Тинторетто, "Иоанн Креститель" Эль Греко, "Портрет Лолы Хименес" и "Карнавал" Гойи.


Неплохие такие мелочи нашлись в ГМИИ..

В том же 1995 году Пушкинский музей из своих закромов собрал выставку "Пять веков европейского рисунка" из бывшего собрания Франца Кенигса: рисунки работы Тинторетто, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Гольбейна, Дюрера, Ватто, Буше, Гварди, Тьеполо и многих других — 307 работ.

Коллекцию Франца Кенигса просит вернуть Голландия, которая по другим, более отзывчивым странам, уже насобирала ее остатки. (В Германию коллекция попала на хранение в 1941 году, а вскоре после этого Кенигс скоропостижно попал под машину).

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/571534

Черепок от одной из склееных ваз сохранился в берлинском музее, полвека был о ней, давно опубликованной, напоминанием, и давал повод к оплакиванию. Ваза теперь нашлась, но воссоединение невозможно.

Немцы от выставки вообще очень разгневались. Глава фонда Прусского культурного наследия Клаус-Дитер Леманн заявил, что московская выставка представляет собой "очередную попытку искажения фактов прошлого". Ну и потребовали все назад, рутинно и безответно.

Немного неприятна немцам и экспозиция «Эпоха Меровингов. Европа без границ» (2007). Это как если б мы узнали о выставке артефактов Владимира Святого и княгини Ольги в Германии, которые нам никто возвращать не собирается. Из 1300 экспонатов 700 являются "перемещенными ценностями". Значительная часть экспонатов происходит из собрания прусского Государственного собрания доисторических древностей, позже ставшего берлинским Музеем древней и ранней истории. Покинули они музей, как вы понимаете, в 1945 году. Более 60 лет Германия считала их утраченными.

"В конце Второй мировой войны эти предметы были обнаружены советскими солдатами в бункере Зенитной башни на территории Берлинского зоопарка и по решению Военного Совета 5-й Ударной армии и бригады Комитета по делам искусств СССР были вывезены в Советский Союз. Часть собрания музея в 1958 году была возвращена ГДР, оставшиеся предметы были распределены между тремя музеями - ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажем и Государственным историческим музеем.Сегодня эти разъединенные коллекции впервые за шестьдесят лет соединились. Причем в одной экспозиции не только слиты три российские части - на выставку привезена и «германская» часть коллекции, порядка 200 экспонатов" ().

Также в Москве нашелся Включает в себя 81 предмет (8 чеканных золотых чаш, гривны, слитки и большое количество мотков золотой проволоки) общим весом 2,59 кг. Относится к позднему бронзовому веку — X—IX вв. до н. э.

До 1939 года экспонировался в Берлинском собрании доисторического искусства.

(Путин пригласил на открытие выставки Меркель, что многие сочли настоящим глумлением над этой дамой).

Выставка "Сотканный мир египетских христиан" (2010) собрала коптские экс-коллекции Государственных музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге.
Этим тряпочкам тысячи лет, буквально.





фото

***
Антонова, разумеется, придерживается весьма жесткой и последовательной позиции о том, что возвращать ничего нельзя.

"Реституция невозможна, и я объясню вам почему, - говорит Антонова, - Три четверти произведений итальянского искусства, которые хранятся в Лувре, попали в Париж вместе с Наполеоном. Мы это знаем, и, тем не менее, они остаются в Лувре. Я знаю место, где в монастыре Виченцы висела большая картина Веронезе. Теперь она находится в Лувре, там она и останется. То же самое касается "мраморов Элгина", которые остаются в Лондоне". Как отмечает директор ГМИИ, все должно остаться так, как есть. Ирина Антонова называет этот факт историей и говорит, что то, что осталось в России, это компенсация, тысячная доля компенсации ()


***

Выставка "Искусство Древнего Кипра" (2014) тоже включала трофейное искусство. "Часть собрания кипрского искусства происходит из Фонда перемещенных ценностей, где хранились вещи преимущественно из Античного собрания Берлина. Она поступила в ГМИИ в 1945 году.

Памятники, находившиеся в бункере во Фридрихсхайне, были взорваны во время боевых действий в городе. Многие предметы из этого Фонда нуждались не просто в реставрации, а в полном восстановлении.

Среди них - ценные скульптуры и терракоты из раскопок известного немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера (1850-1917 гг.) в Идалионе, Лимнити и Китионе" (http://ancient-ru.livejournal.com/272076.html ).

Часть реставрированных древностей уже показывались на "Археологии войны".


Фото "Российская газета"

Число артефактов, показанных на этих выставках, потрясает.
А также их древность и значение для мирового искусства.
Закономерно возникает вопрос - что еще осталось непоказанным?
Что еще таят запасники ГМИИ? Что еще было вывезено из Германии и считается утраченным?

Исследователь истории Третьего Рейха Отто Э. Бернхардт указывает, что остается один важный артефакт, судьба которого до сих пор не выяснена.

НЕ НАДО ТУТ КОММЕНТИРОВАТЬ, ДОЧИТАЙТЕ ПОСТ ПО ССЫЛКЕ "ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ"

«Британская империя умерла. Как и эпоха культурных трофеев», – такими словами заканчивается статья английского арт-критика Джонатана Джонсона в The Guardian . Ему вторит Дж. Дж. Чарльзворт в Art Review : сам факт референдума в Шотландии показал, что система Британской империи безнадежно устарела и пора оставить свои политические иллюзии, а заодно и все притязания на доминирование в арт-сфере. Древнегреческие статуи, которые последние 150 лет находятся в Британском музее, называют не иначе как «награбленными трофеями». Отсюда и развернувшаяся в стране кампания по возвращению антиков на родину.

Сейчас в Европе начинается вторая волна реституций. Вопрос возвращения предметов искусства, незаконно вывезенных из завоеванных стран, также остро стоит во Франции и Германии. Впрочем, было бы ошибочно считать это только европейской проблемой: Япония тоже была вынуждена вернуть Южной Корее около 1400 произведений. Такая тенденция объясняется глобализацией, когда национальная идея ставится ниже межгосударственных интересов.

В России ситуация иная. После Второй мировой войны советские войска вывезли огромное количество произведений из музеев и частных коллекций Третьего Рейха. Позже, в 1955 году СССР вернул картины музеям Восточной Германии и стран, подписавших Варшавский договор. Экспонаты из ФРГ долгое время хранились в Москве, Ленинграде и Киеве под грифом «Секретно», хотя остальные страны-победители уже отдали большинство вывезенного. Как истинная империя, Советский Союз не считался с мнением европейской общественности. Только в 1992 году Гельмут Коль и Борис Ельцин начали обсуждать возможности возвращения в Германию вывезенных произведений. Однако на этой стадии все и закончилось: в 1995 году Россия наложила мораторий на реституцию.

Проблема возвращения произведений, которая стоит в Западной Европе, распространяется только на плоскость послевоенных трофеев, в то время как в России все намного сложнее. После революции советские музеи обогатились за счет частных «раскулаченных» коллекций. Поэтому критики реституции опасаются, что при передаче вещей иностранным наследникам, российские потомки коллекционеров смогут заявить о своих правах. Так что можно с уверенностью сказать, что предметы, приведенные ниже в списке, останутся в отечественных музеях навсегда.

«Неведомые шедевры» в Государственном Эрмитаже

Работы французских художников XIX – XX веков из собраний Отто Кребса и Отто Герстенберга во время Второй мировой войны были спрятаны, а затем вывезены в Советский Союз. Много картин из коллекции было возвращено Германии, но часть находится в Эрмитаже.

Центральное место занимают работы импрессионистов и постимпрессионистов. Это Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн – всего более 70 полотен художников первой величины.

Пабло Пикассо «Абсент», 1901 год

Эдгар Дега «Сидящая танцовщица», 1879-1880 гг.

Балдинская коллекция графики в Государственном Эрмитаже

Коллекция состоит из более чем 300 рисунков таких известных западноевропейских художников, как Дюрер, Тициан, Рембрандт, Рубенс и Ван Гог. Собрание было случайно найдено советскими солдатами в одном из замков, куда его перевезли из бременского Кюнстхалле. Капитан Балдин спас драгоценные листы от расхищения и отправил их в Москву. Сейчас они находятся в Эрмитаже.

Альбрехт Дюрер «Женская баня», 1496


Винсент Ван Гог «Кипарисы в звездную ночь», 1889 год

Коллекция Франса Кенигса в Пушкинском музее

Банкир Франс Кенигс был вынужден продать свою богатую коллекцию рисунков старых мастеров, и к началу Второй мировой войны она оказалась в Дрезденской галерее, откуда и была вывезена советскими войсками. Вплоть до начала 1990-х годов рисунки тайно хранились в Москве и Киеве. Затем, в 2004 году, Украина передала наследникам хранившиеся у нее листы. Москва же не уступает: 307 рисунков находятся в Пушкинском музее.


Рисунок работы Питера Пауля Рубенса


Рисунок работы Рембрандта ван Рейна

«Золото Шлимана» в Пушкинском музее и Государственном Эрмитаже

Предметы были найдены немецким археологом Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1872–1890 годах. Коллекция состоит из 259 вещей, датированных 2400 – 2300 годами до н. э. Предметы из золота, серебра, бронзы и камня до войны хранились в Берлине. Сейчас самые ценные из них находятся в Пушкинском музее, остальные – в Эрмитаже, и вряд ли что-то изменится. Ирина Антонова, бывший директор Пушкинского музея, так сказала о реституции: «Пока у нас будет золото Трои, немцы будут помнить, что была война и что они ее проиграли».

Большая диадема, 2400 – 2200 годы до н.э.


Малая диадема, 2400 – 2200 годы до н.э.

Библии Гутенберга в Российской государственной библиотеке и библиотеке МГУ

Европейское книгопечатание зародилось в Германии в XV веке. Иоган Гутенберг в середине 1440-х годов в городе Майнце выпустил первую книгу – 42-х строчную Библию. Ее тираж составил 180 экземпляров, однако к 2009 году их сохранилось всего 47 штук. Кстати, один лист этой книги стоит 80 тысяч долларов.

Советские войска вывезли две Библии из Лейпцига. Одна из них хранится в библиотеке МГУ, а о существовании другой власти объявили лишь в 1990-е. Этот экземпляр находится в Российской государственной библиотеке.

Петербург отмечает "высокохудожественную" годовщину - ровно 95 лет назад в Эрмитаже вновь были открыты залы картинной галереи. Экспонаты, эвакуированные решением Временного правительства, вернулись из Москвы. Это не единственный случай, когда главный музей Петербурга приобретал и терял ценности. Так, в конце 19 века часть своих произведений Эрмитаж передал в только что открытый Русский музей императора Александра Третьего. Всего 80 шедевров, в числе которых «Последний день Помпеи» Брюллова, «Запорожцы» Репина и знаменитый «Девятый вал» Айвазовского. Сейчас эти картины представляют золотой фонд Русского музея, но покупали их специально для Зимнего дворца.

После революции Эрмитаж значительно обогатился за счет частных коллекций и собрания произведений из Академии Художеств - все шедевры, что там хранились были национализированы. Эрмитаж пополнился картинами великих мастеров - Боттичелли, Андреа Дель Сатро, Корреджо, Ван Дейка, Рембрандта и Делакруа. Кроме этого, после октября 1917 года Зимний Дворец перестал быть императорской резиденцией и множество предметов интерьера тоже стали частью коллекции музея. Получил Эрмитаж также дары, которые преподносили императорскому двору. Так, например, 10 октября посол персидского правителя Надир-шах-Афшара преподнес русскому царю так называемые «Сокровища Великих Монголов» - золотые сосуды, драгоценности, усыпанное бриллиантами оружие. По версии историков, богатые дары были присланы неспроста - персидский шах хотел посвататься к цесаревне Елизавете Петровне, но свадьбы не случилось, а «Сокровища Великих Монголов» так и остались в России.

Самый большой музей не только пополнялся шедеврами искусства, но и терял их. Например, знаменитую бриллиантовую комнату перевезли в Москву перед революцией, когда коллекцию спасали от надвигающихся на Петербург вражеских войск. Теперь это основа алмазного фонда Кремля в оружейных палатах. Символы государственной власти - большая и малая корона, скипетр и держава после отречения от престола Николая Второго достались Кремлю. «Бриллиантовая комната» сильно пострадала от распродаж, когда после 1922 года была проведена ревизия, после которой оставили самые ценные экспонаты, а остальные продали на зарубежных аукционах.

В 1929 - 1934 годах советское правительство стало продавать полотна из Эрмитажа на разных аукционах, и 48 шедевров мирового значения навсегда покинули Россию. Две картины из музея попали в национальную галерею искусств в Вашингтоне. Продавали картины и отдельным избранным торговцам. Так, миллиардер и предприниматель Галуст Гюльбенкян за один раз купил сразу 51 эрмитажный экспонат. Полная торговля шедеврами была прекращена в 1933 году. Через год был уволен директор Эрмитажа.

После Великой Отечественной войны коллекция Эрмитажа пополнилась так называемым «Трофейным искусством» - это культурные ценности, перемещенные в Россию из Германии и ее военных союзников. Некоторое время в Эрмитаже гостил Пергамский алтарь и полотно Рафаэля «Сикстинская Мадонна», но потом их вернули в ГДР. Однако множество шедевров все равно остались в России - в частности, сейчас известно о 800 картинах и 200 скульптурах «трофейного искусства» в хранилищах Эрмитажа.

Совсем недавно Петербург и Москва боролись за собрание импрессионистов и постмодернистов. Раньше эти полотна находились в уже несуществующем музее нового западного искусства в Москве. Он был закрыт в 1948 году в рамках борьбы с формализмом в искусстве, тогда около 400 картин, самая известная из которых «Танец» Матисса, достались Эрмитажу. Несмотря на все потери и приобретения главный музей Петербурга остался в плюсе - на данный момент в нем хранится более 3 миллионов произведений искусства.

На самом верхнем этаже Эрмитажа расположен один из "спецхранов" музея, где находится часть трофейных произведений искусства, вывезенных в Россию из Германии после Второй мировой

На самом верхнем этаже Эрмитажа расположен один из "спецхранов" музея, где находится часть трофейных произведений искусства, вывезенных в Россию из Германии после Второй мировой войны. До недавних пор доступ сюда имели только директор и непосредственный куратор зала.

"За последние 55 лет ни одна из хранящихся там работ не была изучена специалистами" - признался Борис Асварищ, куратор отдела истории западно-европейского искусства. Это печальный факт, ведь в спецкомнате хранится около 800 живописных работ.

Большинство трофейных произведений искусства планируется перевезти в современное хранилище Эрмитажа, когда оно будет закончено. По оценкам специалистов, это займет еще несколько лет, если музей изыщет источник финансирования, чтобы завершить лишь на половину отстроенное здание.

Некоторые из полотен повреждены, но эксперты Эрмитажа утверждают, что это произошло еще во время Второй мировой войны, когда картины хранились в немецких банках.

Самые прекрасные образцы трофейной живописи принадлежат кисти Ван Гога, Матисса, Ренуара и Пикассо. Они выставлены сейчас на всеобщее обозрение в залах Эрмитажа. Кроме того, среди работ находящихся на специальном хранении, есть полотна Эль Греко, работы школ Тициана, Тинторетто и Рубенса. Большинство картин попало в музей из частных коллекций, например, немецких промышленников Отто Герштенберга и Отто Кребса.

Происхождение некоторых полотен до сих пор не установлено, но некоторые их них попали в музей из личных коллекций Адольфа Гитлера и других лидеров третьего рейха.

Этажом ниже, на втором этаже Эрмитажа неподалеку от основных экспозиций, находится еще один спецхран, в котором содержится до 6000 предметов восточного искусства. Большинство из них выставлялись раннее в Музее восточно-азиатского искусства в Берлине. Эти работы также провели последние полвека в полном забвении. Среди вершин коллекции – настенные фрески 8-9 веков из буддистского монастыря, расположенного на западе Китая. Все они до сих пор (!) хранятся в металлических ящиках, которые использовали солдаты для их транспортировки.

Там могут быть фрагменты фресок, вывезенные в 1900-е годы из храма Безеклик немецким археологом Альбертом фон ле Коком. Фон ле Кок обнаружил пещеры неподалеку от города Турфан в провинции Синьдзянь и все их содержимое (а это - ни много ни мало - 24 тонны груза!), вывез в Европу в три этапа. Позднее британский археолог Орэл Штайн также вывез раритеты из Безеклика, сейчас эти сокровища хранятся в Национальном музее Дели. После двух столь "удачных" научных набегов на месте не осталось практически ни одной работы.

Если в ящиках Эрмитажа действительно находятся фрески Безеклика, то повторное их обнаружение может оказать серьезное влияние на дальнейшее изучение азиатских древностей.

Прочие предметы искусства, находящиеся в этом зале – сотни японских картин на шелке, датируемые 18-19 веками, а также различные японские и китайские предметы декоративно-прикладного искусства.

В кладовых Эрмитажа покоятся около 400 предметов из коллекции Шлимана, относящиеся ко временам троянской войны. Из всех 9 000 предметов коллекции Шлимана около 6 000 вновь экспонируются в Берлине, но 300 наиболее ценных золотых артефактов "достались" Музею изобразительных искусств имени Пушкина. Еще около 2 000 безвозвратно утеряны.

Прочие предметы искусства, хранящиеся в этом отделе, относятся к римской и кельтской цивилизациям и к периоду правления Меровингов. Последние составляют весомую часть большой коллекции из нескольких сотен предметов, которую руководство Эрмитажа планирует разместить вместе со своими коллегами из Берлина, возможно, уже в 2002 году.

Сам владелец пока официальных запросов не подавал, а в полтавском музее утверждают, что они могут только догадываться, о каких полотнах идет речь.

Опознали по фотографиям

Конфликт из-за искусства возник еще в мае, когда в немецком издании Mitteldeutsche Zeitung директор культурного фонда Дессау заявил об удивительной находке. Пропавшие во время войны портреты членов семьи Анхальт нашлись в Украине, а точнее, в Полтавском художественном музее имени Ярошенко. Искусствоведы якобы опознали картины по фотографиям на сайте галереи.

Дальше эта новость как снежный ком пополнялась все новыми подробностями. Немцы нашли собственника полотен - 73-летнего Эдуарда фон Анхальта, прямого наследника семейства. Сделали полную опись пропавшего из фамильного замка и обвинили в краже советских солдат, которые в последний год войны дошли до города Дессау.

Как нам реагировать на такие новости? Сразу немцы говорили о шести картинах, которые якобы хранятся в Полтаве, сегодня уже пишут о семи. Может, они всю экспозицию западноевропейского искусства у нас желают забрать? - говорит директор музея Ольга Курчакова, сопровождая меня в красный зал.

О каких картинах говорят немцы, полтавчанам только приходится догадываться. Ведь работ с точно такими названиями в музее нет. Например, предполагаемый "Портрет принцессы Каземиры" подписан как "Портрет дамы с собачкой". Это полотно пришло в Полтаву в 1950-х годах из обменного фонда как безымянное. То же самое и с остальными работами. "Мужской портрет" неизвестного автора немцы считают своим Фридрихом II, а портрет сестер художника Владимира Боровиковского вообще называют двойным портретом дочерей Фридриха фон Анхальта, написанный художником Беком.

Единственная картина, которая точно имеет отношение к семье Анхальт - "Портрет князя Г.Б. Анхальтского". Ведь такая надпись изначально была на полотне. Двухметровое полотно было привезено в Полтаву как негодное, с пометками - "копия" и "реставрации не подлежит".

После войны Сталин обязал комитет по делам искусств привезти на базу в Москву картины взамен утерянных. Каждый музей подсчитывал убытки, а потом получал западноевропейские картины из обменного фонда. До провинции, естественно, шедевры не доходили. Отдавали то, что Москва, Питер и Киев не взяли, то есть произведения малоизвестных художников. Многие работы были в плачевном состоянии. Того же "князя Анхальского" пришлось реставрировать30 лет. Усложнило работу и то, что значительная часть полотен оказалась безымянной, - рассказывает детали обмена Светлана Бочарова, заместитель директора по научной части Полтавского художественного музея.

Одну коллекцию отстояли, другую - подарили

Чтобы установить подлинность картин, необходима независимая экспертиза. Независимая, а не немецкая, - говорит Ольга Курчакова. - Придраться можно к каждому областному музею Украины, ведь немецких картин везде немало.

Что будет с портретами после официального обращения немцев, в Полтаве только могут предполагать. Ведь все экспонаты - это часть Национального музейного фонда Украины, и его судьбу будет решать исключительно государство.

А опыт показывает, что государство добром распоряжается по-разному. Например, в 2008 году Симферопольский музей сумел отстоять право на 80 работ из немецкой коллекции, и даже после того, как экспертиза подтвердила, что эти картины вывезли из Германии, полотна остались в Украине. Ведь культурные ценности, полученные как репарация за войну, по закону возврату не подлежат.

Впрочем, были и другие случаи: в 2001 году официальный Киев отдал Германии трофейный архив Карла Филиппа Эммануэля Баха - это неизвестная прежде музыка, больше пяти тысяч уникальных нотных листов, начертанных рукой великого композитора и его сыновьями. Леонид Кучма попросту подарил их немецкому канцлеру Герхарду Шредеру.

СПРАВКА "КП"

Потери полтавского музея во время окупации

Во время войны из Полтавы бесследно исчезли 779 картин, 1895 икон, 2020 гравюр. Вместе с библиографическими редкостями потери художественного музея составили 26 тысяч экземпляров. Только 4 тысячи маленьких фондовых картин удалось упаковать в коробки и увезти в Уфу и Тюмень.

Восстанавливать списки утраченного пришлось по памяти музейных работников, ведь немцы, когда отступали, все документы сожгли. Сумму убытков полтавского музея в 1945 году оценили в 13 миллионов 229 тысяч рублей, - показывает акты директор музея. - Только одна картина вернулась обратно. Видно, немцы ее оставили, а полтавчане вынесли на базар и продали за буханку хлеба. Последний владелец в 1977 году вернул "Утреннюю молитву" Жанна Батиста Греза в экспозицию.

Произведения искусства оккупанты тщательно отбирали. Так, Альфред Розенберг, рейхсминистр оккупированных восточных территорий, собрал лучших специалистов и целенаправленно вывозил из музеев Леонардо да Винчи, Микеланджело, Караваджо. А напоследок полтавский краеведческий немцы подожгли, а тех, кто пытался спасти добро, расстреляли.