Шансон во франции. Список певцов шансона разных периодов


Шансонье

Символ элегантности тонкого вкуса, старшая из 14 детей в семье каменщика и Золотой голос Франции - вечно юная Мирей Матье недавно отпраздновала свой 66-ой день рождения. Для наших слушателей она навсегда стала одним из символов французского шансона. Шансон, шансонье... дух Парижа и сердце Франции.

Как музыкальный жанр шансон (chanson - песня) имеет два значения: светская многоголосная песня в стиле Средневековья и Возрождения или французская эстрадная песня - музыка кабаре. В классическом понимании шансона, главное - это текст песни, автор чаще всего был и исполнителем. Морис Шевалье , Эдит Пиаф , Анна Марли , Ив Монтан , Шарль Азнавур - громкие имена классического шансона. Но прошло совсем немного времени и к числу шансонье отнесли всех исполнителей франкоязычных эстрадных песен. Имена Мирей Матье, Джо Дассена, Далиды, Патрисии Каас стали для нас синонимом французского шансона.

Когда Мирей Матье в 1965 году впервые появилась перед телезрителями с песней Jezebel , ее выступление произвело настоящий фурор. Казалось, что возродилась Эдит Пиаф, ушедшая из жизни три года назад. Казалось, что ее голос вернулся в мир вновь в этой маленькой, хрупкой как и Эдит девочке. Сходство голоса и исполнения было поразительным. Но Джон Сарк, импресарио Мирей Матье, запретил ей даже слушать записи Пиаф, он считал, что тогда она не обреет свой стиль, а станет бледной тенью великой певицы.

Мирей Матье и Эдит Пиаф. Одна песня, одна музыка, две судьбы

***

Вот вы какая, милая малышка! И заметьте, я не добавлю "Пиаф". Потому что между вами обеими большая разница. Малышка Пиаф шла по теневой стороне жизни, а вы, Мирей, пойдёте по солнечной стороне (Морис Шевалье)

Более 100 миллионов пластинок и тысячи песен на разных языках мира сделали Мирей Матье послом французской песни. Маленькая, хрупкая, элегантная, как нельзя больше подходящая нежному слову шансонье , Мирей Матье стала прототипом символа Франции - Марианны. В 2005 году в парижской Олимпии прошла серия концертов "40 лет любви и волнения".

Знаменитый дуэт Вечная любовь в исполнении Мирей Матье и Шарля Азнавура, признанного лучшим эстрадным исполнителем XX века.

Еще одно имя в Золотом списке французского шансона - Шарль Азнаву́р , французский шансонье и актёр армянского происхождения. Его настоящее имя Шахну́р Вахина́к Азнавурян. Сын армянских эмигрантов из Тифлиса, начавший петь в 9 лет, Шарль Азнавур создал более 1000 песен, исполненных им самим и около 60 ролей в кино. В 82 года он отправился на Кубу, где написал альбом Color Ma Vie . Мировая премьера новых песен состоялась у нас в Москве , где он дал единственный концерт.

Как говорить о французской эстраде и шансоне и не вспомнить это имя? Джо Дассен - Джо́зеф А́йра Дассе́н . Короткая человеческая жизнь, но долгая память о его песнях, которые продолжают жить. Голос Дассена - мягкий баритон, с легкой хрипотцой, его

удивительный артистизм, проникновенное исполнение и элегантность на сцене - настоящее мастерство выдающегося исполнителя шансона.

Шансон, шансонье... дух Парижа и сердце Франции.

При слове «шансон» некоторые вспоминают блатные песенки 90-х, исполняемые нашими соотечественниками. Однако какой новый мир возникает при воспоминании о французском шансоне! Ностальгия, радость, лёгкая грусть – вот что мы чувствуем, окунаясь в эту трогательную музыку, которую без преувеличения можно назвать бессмертной. В чём же заключается шарм подобных творений? Давайте разберёмся на примере конкретных исполнителей.

Аристид Брюан – считается одним из первых шансонье. В принципе, можно сказать, что предпосылки для формирования описываемого жанра зародились ещё в Средневековье. Тогда популярными были поющие поэты, которые достаточно тонко откликались на злободневные события. Но шансон в привычном для нас понимании подарил миру бездельник с Монмартра – именно так называли Аристида Брюана. На этого человека сложно было не обратить внимания – уж больно он выделялся, выходя в эффектной одежде и распевая антибуржуазные песенки. Таким же эффектным он и красовался на афишах от Теофиля Стейнлена, который, кстати говоря, был очень известным художником. Несмотря на яркость, пел он об уличной бедноте, передавая наиболее полно картину жизни ночного Парижа.

Мистангет – первая женщина-шансонье. Её творческий путь был весьма разнообразен и включал в себя исполнение на первых порах юмористических песенок, затем было кино. Выступать ей доводилось с такими легендами, как Жан Габен, Морис Шевалье. С последним женщину связывали и любовные отношения, после окончания которых она подарила миру композицию «Mon homme ». Этой песне суждено было войти в историю. А её знаменитые головные уборы из перьев увековечены в «Мулен Руж». Да-да, французский шансон имеет нечто общее и с кабаре помимо средневековых мотивов! Вот такое это удивительно явление – поэтический шедевр, в котором упор делается именно на содержание, а не на внешнюю форму.

Шарль Трене – а этот исполнитель привнёс в шансон немного джаза. В предвоенную эпоху сложно было удержаться от такого шага. Трене, к примеру, выступал в дуэте с Джонни Хессом, являвшимся известным джазовым пианистом. Кроме того, Трене привносил в шансон элементы гэги и хороший американских комедий – эта манера, безусловно, была необычна, но разве французский шансон обычен сам по себе? Тем более если зритель воспринимает её с восторгом – к примеру, так была воспринята песня «Je chante ». Чрезвычайно волнующей оказалась и «La Mer », которую в дальнейшем перепевали не раз.

Борис Виан – символизирует послевоенный шансон. Теперь шансон отказывается от задорных и юмористических нот, он предпочитает вести со своим слушателем честный и серьёзный разговор. Парадокс: при отношении шансона к зрителю, сам Виан написал свою первую песню забавы ради. И поначалу его «Дезертира» никто особо не хотел исполнять. Кроме, разве что, Мулуджи. Он и смог усмотреть в творении противоречие, после исправления которого композиция стала популярной. Главная ативоенная песня – как вам такое звание? Она была переведена на множество языков и исполнена множеством исполнителей.

Шарль Азнавур – скорее, относится к эстраде, но в шансоне всё равно «свой». Ирония, меланхолия, ностальгия – все эти темы прослеживались в его творчестве изначально, и изначально они считались принадлежащими к категории «табу». Путь к его признанию был долог и упорен, начиная с песни "Aprеs l"amour", но, в конце концов, успеха добиться удалось. Причём такого, что многим и не снилось. Проблемы людей, их трагедии – вот что волновало исполнителя по-настоящему и отразилось в творчестве.

Эдит Пиаф – вознеслась на вершины популярности благодаря целеустремлённости, трудолюбию, потрясающему драматическому таланту и необычному голосу. Истинная слава пришла к ней с песней «La vie en rose ». Слушать Эдит с одинаковым восторгом могли все – утончённая интеллигенция и обычные рабочие, даже королева Великобритании находилась в восторге от исполнительницы. Для миллионов людей именно голос Пиаф стал символом Франции. Чувствуется в её творчестве и неизменное очарование, которое выгодно выделяет «французского воробушка» из плеяды талантов шансона.

Серж Генсбур – и жизнь, и творчество этого человека наполнены красками. Он буквально изменил французский шансон! Новые образы, невиданные ранее очертания – вот чем обогатился жанр с появлением этого потрясающего человека. Уникальный голос и эксперименты в стиле как нельзя лучше способствовали этому. Парадоксом является то, что, будучи талантливым экспериментатором, Генсбур яростно отрицал свою причастность к поэзии. Но как иначе объяснить частое присутствие в его творчестве каламбуров, необычных рифм, если не талантом в поэтическом мастерстве? Старомодность, условности – со всем этим шансонье боролся как только мог. А вот использование английских речевых оборотов, переделанных на французский лад – это практиковалось.

Французский шансон – это целый мир, который не описать в двух словах, и представителей которого не перечислить в одной статье. Данный жанр воистину многогранен. Стоит лишь послушать что-нибудь из него – и вы сами в этом убедитесь. А чтобы еще и научиться понимать текст песен, приглашаем вас на .

Тема 5. Авторская песня Авторская песня, или бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. В России Предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского. Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). В довоенной Москве стали популярны песни геолога Николая Власова (1914-1957) - «Студенческая прощальная» («Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…») и др. Собственно, Власов и положил начало туристической песне. Особая судьба у песен Евгения Аграновича, который начал сочинять песни с 1938 года. Песни этого поколения малоотличимы от звучавших по официальным каналам, и часто писались перетекстовкой уже известной мелодии: например, классикой туристской и авторской песни считается «Баксанская» - песня, написанная воинами-альпинистами зимой 1943 года на мелодию известного танго Б. Терентьева «Пусть дни проходят». Но совершенно так же написаны и всенародно известная песня «Синий платочек» (первый вариант текста, написанный профессиональным композитором, вскоре сменился «народным», который и разошёлся по всей стране) и символ блокадного Ленинграда «Волховская застольная» (на мелодию песни «Наш тост»). Чаще всего (хотя и не всегда) исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки - отсюда и название. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ(известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Юрий Визбор, Б. Окуджава, Н. Матвеева и А. Дулов. Насколько известно, клубы самодеятельной песни возникли с подачи тогдашнего КГБ - и чтобы быть в курсе, и чтобы всё-таки слушать настоящие песни… Позднее, в 1960-х - 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Владимир Туриянский, Виктор Берковский, Сергей Никитин, Александр Городницкий, Вадим Егоров, Александр Лобановский, Арон Крупп, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Мирзаян,Владимир Бережков, Вера Матвеева, Виктор Луферов, Александр Ткачёв, Пётр Старчик, Александр Суханов, Владимир Ланцберг, Вероника Долина, Александр Дольский, Леонид Семаков, в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэтАлексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»). Менее известно, что песни собственного сочинения, в том числе и всенародно известные, писали и «чистые» поэты - например, Валентин Берестов, Глеб Горбовский («Когда качаются фонарики ночные…», «У павильона пиво-воды…»), Виктор Соснора («Летел Литейный в сторону вокзала…»). Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников». В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый этап - романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» - пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» - в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта. Особняком, однако, стояли горькие и сатирические песни А. Галича, который уже в начале 60-х гг. («Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью. С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю. Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам. Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные приёмы (так, его интонационная находка - распевание согласных) и лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики. Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ею страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни). Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций (в 1981 году после XXV Московского слёта КСП по линии ВЦСПС было разослано в регионы письмо, запрещающее предоставление любых площадок для сценических выступлений Юлию Киму, Александру Мирзаяну и Александру Ткачёву), издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию (А. Галич), всячески поносили в печати и т. д. В то же время, благодаря «магнитиздату», её знали, пели, слушали, переписывали друг у друга. О жизни авторской песни в 1979-1990 годах писала регулярная самиздатская газета «Менестрель» Московского клуба самодеятельной песни (с 1979 - гл. ред. А. Е. Крылов, с 1986 - Б. Б. Жуков), распространявшаяся в фото- и ксерокопиях по всей стране. Однако, отношение государства к авторам было далеко не единым. Так, Союз писателей занимал позицию предельно неприязненную - «что это за поющие поэты»; в то же время Союз композиторов многое делал для авторов самодеятельной песни, считая, что их творчество, при всей самодельности их мелодий, компенсирует некоторое пренебрежение массовой песней, появившееся у профессиональных композиторов в 60-е годы по сравнению с довоенным временем (в частности, это мнение звучало в известном документальном фильме 1967 г. «Срочно требуется песня»). При всех мерах запрещения песен по другим линиям, песни С. Никитина, В. Берковского, А. Городницкого, А. Дулова и других регулярно включилась в нотно-текстовые сборники массовой песни, выпускаемые СК. А такому известному автору 70-х и 80-х годов как Евгений Бачурин, Союз композиторов фактически стал продюсером - выпустив его первый виниловый альбом, а вскоре и второй. Также, никакие гонения на авторскую песню не влияли на частоту появления по радио Сергея Никитина. Среди работ профессиональных композиторов интонации авторской песни узнаваемо звучит у Микаэла Таривердиева, Александры Пахмутовой и Андрея Петрова. Власти попытались овладеть авторской песней изнутри, взяв под «крышу» комсомола стихийно возникавшие повсюду «клубы самодеятельной (первоначально - студенческой) песни» (КСП). Но это удавалось им не слишком хорошо. Повзрослевшие «барды»-основатели жанра продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим - настроения, суммированные в чеканной строчке Б. Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, В. Долиной, а также бард-рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков). С начала 1990-х гг. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»). Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении: например, Михаил Кочетков организовал и вёл телепередачу об авторской песне «Домашний концерт» на телеканале РЕН ТВ, a с декабря 1995 года на коммерческом телеканале «Телеэкспо» он вёл в прямом эфире песенную передачу с участием бардов «Гнездо глухаря» - проект, выросший впоследствии в известное московское бард-кафе с тем же названием; концерты авторской песни и интервью с авторами-исполнителями периодически транслирует телеканал «Культура»; на радио «Эхо Москвы» существует еженедельный концерт авторской песни по заявкам, который ведёт Нателла Болтянская. Наиболее известными авторами 2000-х годов обычно считаются Г. Данской, О. Медведев, Т. Шаов и О. Чикина. Для широкого круга любителей бардовской песни в 2001 году в посёлке Листвянка Иркутской области актёром Евгением Кравклем и его друзьями был достроен и открыт «Театр авторской песни на Байкале». История в других странах Авторская песня не является феноменом лишь русской культуры. Это явление возникло в 1960-е годы одновременно в разных странах. Везде авторы-исполнители (Liedermacher - в ГДР и ФРГ, cantautor - в Италии и Латинской Америке, auteur-compositeur-interprète - воФранции, singer-songwriter - в США) пели песни собственного сочинения под гитару. Везде такие поэты с гитарами были глубоко связаны с местной традицией, но при этом повсюду их песни содержали критику общества и государства - неважно, социалистического иликапиталистического, представляли собой эксперимент с разными жанрами и обладали колоссальной способностью создавать альтернативные аудитории (прежде всего молодёжные). Популярность авторской песни была связана с общемировым всплеском молодёжных общественно-политических движений 1960-х - начала 1970-х годов (смотри, в частности, статью Протесты 1968 года), с появлением новых левых на Западе, а также диссидентского антикоммунистического движения в Центральной Европе. Родоначальником этого направления считают появившиеся в 1930-е годы зонги Бертольда Брехта и Ханса Эйслера. Творчество Эдварда Стахуры и Яцека Качмарского в Польше, Карела Крыла и Яромира Ногавицы в Чехословакии, Вольфа Бирмана в ГДР иФранца-Йозеф Дегенхардта в ФРГ, Жоржа Брассенса во Франции, Луиджи Тенко и Фабрицио Де Андре в Италии, Виктора Хары в Чили, Фила Оукса, Пита Сигера, Тома Пакстона и Боба Дилана в США способствовало формированию в этих странах критически настроенной и демократически организованной публики, воспринявшей ритуалы авторского исполнения, коллективного слушания магнитофонных записей и самостоятельного, любительского пения в компаниях. Также простые, но эмоциональные мелодии, припевы были стимулом к совместному пению на концертах, к этому призывали сами исполнители. На Кубе песни Карлоса Пуэблы и Компая Сегнундо по своему жанру были похожи на авторскую песню в других странах, однако важным отличием было то, что эти исполнители были официально признаны режимом Фиделя Кастро, который использовал их для увеличения своей популярности как на самой Кубе, так и за рубежом. В странах «социалистического лагеря» в результате цензурной политики властей распространение авторской песни приняло форму полуофициальных фестивалей и встреч, концертов на частных квартирах, домашних магнитофонных записей, которые распространялись бесплатно среди друзей и знакомых или покупались на «черном рынке». За пределами «социалистического лагеря» концерты и звукозаписи авторской песни были вполне легальными, но всё же связь между авторской песней и музыкальной индустрией никогда не была сколько-нибудь прочной, а «заградительная политика» теле- и радиокомпаний в США, ФРГ, Италии и Франции, долго не желавших предоставлять эфир авторской песне с её порой острой и непредсказуемой социальной критикой и рискованным, карнавальным юмором, также придавала ей в этих странах определенную ауру «нелегальности». В Чили же после военного переворота 1973 года все публичные исполнения nueva cancion сначала находились под строжайшим запретом, а почти все известные «поэты с гитарой» были вынуждены покинуть страну, самый знаменитый из них, Виктор Хара, был убит почти сразу после захвата власти военными. Лишь после 1975 года nueva cancion вышли из глубокого подполья, но и тогда их авторы были вынуждены использовать эзопов язык. Ни аудитория «поэтов с гитарой», ни их коллеги не приветствовали их профессионализацию и их сближение с миром поп-музыки. Первое публичное выступление Боба Дилана с электрогитарой на фестивале (англ.)русск. в Ньюпорте в 1965 году стало нарушением этого табу и было встречено публикой оглушительным свистом. Жанры и термины Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Иногда термины «авторская песня» и «бардовская песня» употребляют как синонимы. Но, например, Владимир Высоцкий категорически не любил, чтобы его называли «бардом» или «менестрелем». Хроники показывают, что в 1950-х и начале 1960-х годов наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня» - его, в частности, применяли и сами авторы. Вопрос о названии песенного жанра не сразу заинтересовал любителей авторской песни. Как пишет в своей книге «История московского КСП» Игорь Каримов, аббревиатура КСПиспользовалась ещё в конце 1950-х, но в то время расшифровывалась как «конкурс студенческой песни». На ставшей вехой в истории КСП конференции по вопросам самодеятельной песни в Петушках (май 1967) вопрос обсуждался сфокусированно. Рассматривались варианты «гитарная песня», «любительская песня», «туристская песня» и ряд других. По итогам совещания было выбрано название «самодеятельная песня», а за сочетанием КСП закрепилось значение «Клуб самодеятельной песни». Тогда же, в мае 1967 г., состоялся первый общемосковский слёт КСП. На стыке авторской песни и фолк-музыки в 90-е годы сформировалось движение «менестрелей», связанное с поклонниками ролевых игр и исторической реконструкции. Его представители - Тэм и Йовин, Канцлер Ги, Айрэ и Саруман, Элхэ Ниэннах и другие, исполняют акустические песни собственного сочинения, часто на тематику Средневековьялибо фэнтези (по преимуществу произведений Дж. Р. Р. Толкина). Тема 6. Панорама основных направлений в области мировой эстрады

Представляем вам самые популярные песни французского шансона. Работая над этой подборкой, я для себя, наконец, понял главное отличие этой музыки от традиционной французской эстрады (ее часто смешивают с шансоном) - минимальными музыкальными и вокальными средствами эти песни пробирают до кости, до дрожи, до слез. И в первую очередь это получается благодаря таким великолепным исполнителям, как Сальваторе Адамо, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Ив Монтан, Серж Гинзбур и Жак Брель.

Сальваторе Адамо, Tombe la neige

Немного парадоксально, но, думаю, правильно, что подборку французского шансона мы начинаем с бельгийского шансонье итальянского происхождения Сальваторе Адамо. Его песня Tombe la neige - одна из самых популярных композиций не только в своем жанре, но и в мире. Причем огромное количество исполнителей, независимо от стиля, от рокеров до попсарей ее до сих пор перепевают. Это и неудивительно, объем продаж его дисков по всему миру составляет более ста миллионов.

С 1993 г. Сальваторе Адамо является национальным послом доброй воли ЮНИСЕФ от Бельгии. 4 июля 2001 г. король бельгийцев Альберт II предоставил Сальваторе Адамо почетный титул рыцаря Бельгийского короля. Адамо получил его первым из деятелей популярной музыки. В 2002 г. награжден орденом Почетного легиона. С 2002 г. Адамо почетный гражданин города Монса.


А вот и подтверждение моих слов о том, что песню Адамо перепевают повсюду и все.

Гарик Сукачев


Олег Скрипка


Конечно же, эта подборка не может обойтись без «маленького воробушка» Эдит Пиаф . Она, пожалуй, одна из самых артистичных певиц за всю историю. Не имея выдающихся внешних данных, она умудрялась влюблять в себя многих мужчин, причем гораздо более младших себя. Она давала сто очков вперед любой сексапильной красотке, и все благодаря внутреннему нерву и артистизму. Поэтому совершенно неудивительно, что о ней снимают фильмы и ставят о ее жизни спектакли. Кстати, рекомендую посмотреть мюзикл «Жизнь в кредит», идущий в киевском Театре имени Ивана Франко. Замечательная постановка, построенная на биографии и песнях Пиаф. Причем песни примадонны французского шансона здесь исполняются не на языке оригинала, а на украинском. Но пусть вас это не отпугивает. Над ними очень хорошо поработал Юрий Рыбчинский, которому удалось сохранить и ритмику, и музыкальный размер, и, что главное, вложенный в песни смысл.

«Padam Padam»

«Milord»

Non, je ne regrette rien

Серж Гинзбур, Je T"aime

Самый эпатажный французский исполнитель, который постоянно создавал вокруг себя скандалы. Скандал был связан с предлагаемой мной песней Je T"aime. Когда он принес ее в рекординговую компанию, которая выпускала его пластинки, ему сразу сказали, что песня слишком откровенная и у них будут из-за нее проблемы. В ней Джейн Биркин издает такие вздохи, что возникает ощущение, будто песня была записана в постели.

Гинзбур написал ее в 1967 г. и исполнил с Бриджит Бардо. Однако по настоянию Бардо эта песня не вышла в свет, а стала известна аудитории уже в исполнении с Джейн Биркин. Также эта песня стала основной темой к одноименному фильму Гинзбура «Je t’aime… moi non plus» с Джейн Биркин в главной роли.
Jane Birkin et Serge Gainsbourg «Je T"aime,...Moi Non Plus»

Шарль Азнавур

Если Эдит Пиаф королева, то Шарль Азнавур - король французского шансона. Кстати, один из немногих западных исполнителей, который выступал в СССР. Популярность его была настолько велика во всем мире, что советские чиновники решили: лучше его пригласить на гастроли, чем пытаться о нем замалчивать. После этих гастролей и появилась в его репертуаре песня «Вечная любовь» на русском языке. Шарль де Голль сказал ему: «Вы покорите мир, потому что умеете волновать».
LA BOHEMIA

«ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ»


Ив Монтан, «Под небом Парижа» (A.N.F.)
Один из самых стильных шансонье. Интересно, что до того момента, как стать романтичным певцом, он пел песни о судьбах и жизни боксеров, дальнобойщиков и других работягах. Только после того как он познакомился с поэтом Жаком Превером, в его песнях появилась настоящая щемящая лирика. Кроме этого, именно от Ива Монтана пошел модный в те времена стиль одежды - сочетание черной водолазки и черных брюк. Вслед за ним так стали одеваться представители богемы и СССР, и Европы.


Жак Брель, Ne me quitte pas
Если бы не было такой страны, как Франция, и такого человека, как Элиас Канетти, который перетащил певца и поэта из Бельгии во Францию (французский продюсер, младший брат писателя Элиаса Канетти), не было бы такого шансонье, как Жак Брель.


Оскар Бентон, Bensonhurst Blues

Американский певец Оскар Бентон и его хит Bensonhurst Blues имеют условное отношение к шансону. Даже в названии присутствует слово блюз, а не шансон. Фактически Бентон является певцом одной песни, именно этого блюза. В список же популярных шансонов он попал благодаря Алену Делону и фильму «За шкуру полицейского» (1981 г.) с его участием, в котором Bensonhurst Blues звучит как основная композиция. Хитом она стала именно после этого фильма, а записана она была чуть ли не за десять лет до появления фильма.