Творчество майи плисецкой. Редкие фото и интересные факты из жизни майи плисецкой

Заслуженная артистка РСФСР (27.05.1951).
Народная артистка РСФСР (22.03.1956).
Народная артистка СССР (15.09.1959).
Герой Социалистического Труда (1985).

В 1932-1934 годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников.
В период сталинских репрессий 1937-1938 гг. отец М.Плисецкой был расстрелян, мать - заключена в тюрьму.

В 1943 году окончила Московское хореографическое училище (педагоги Е.П.Гердт, М.М.Леонтьева) и была принята в труппу Большого театра. Первая главная партия - Маша ("Щелкунчик" Чайковского, 1944).

В 1972 году поставила в Большом театре (совместно с другими балетмейстерами) балет «Анна Каренина» на музыку Р.Щедрина и исполнила в нем заглавную роль.

В 1980 году также в Большом театре поставила балет «Чайка» Р.Щедрина (по мотивам пьесы А Чехова) и исполнила в нем роли Чайки и Нины Заречной.

С большим успехом гастролировала во многих странах Европы и Америки.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. Майя Плисецкая возглавляла труппу Национального балета Испании.
В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высший орден Испании и пожаловал ей дворянское звание.
29 ноября 1995 года на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие.

Доктор Сорбонны (1985).
Почётный профессор Московского государственного университета (1993).
Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008).
В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете №4626.

С октября 1958 года была женой композитора Родиона Щедрина (1932 г.р.).

театральные работы

Большой театр:
1943 - Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1943 - Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1944 - Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
1944 - Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
1944 - Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1944 - Жизель, «Жизель» А. Адана
1945 - Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
1945 - Фея Осени, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
1947 - Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1948 - Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
1948 - Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
1949 - Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1949 - Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина
1950 - Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
1950 - Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский
1952 - Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1954 - Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский
1955 (на сцене филиала) - Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр - Ю. Кондратов)
1956 - Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
1958 - Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
1959 - Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила - Н. Фадеечев)
1960 - Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка - В. Васильев, Царь - А. Радунский)
1961 - Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
1962 - Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
1963 - Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1964 - Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)
1965 - Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад - М. Лиепа, Визирь - А. Лавренюк, Ширин - Н. Бессмертнова)
1967 - Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
1967 - Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе - Н. Фадеечев, Тореро - С. Радченко, Рок - Н. Касаткина)
1971 - Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
1972 - Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский - М. Лиепа, Каренин - Н. Фадеечев)
1980 - Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев - А. Богатырёв)
1985 - Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров - Б. Ефимов)

На других сценах:

1973 - Роза, «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
1974 - Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
1974 - «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
1976 - Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
1978 - «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
1978 - Леда, «Леда» (партнёр - Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»
1983 - Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)
1984 - Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
1990 - «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
1991 - «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро
1992 - главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж
1995 - «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр - П. Дюпон)

призы и награды

Лауреат Ленинской премии (1964).
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из двух женщин наряду с Ириной Антоновой):
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010).
Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985).
Золотая медаль Парижа от бургомистра города Жака Ширака (1977).
Орден Почётного легиона (Франция) - кавалерский крест (1986), офицерский крест (2012).
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984).
Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003).
Орден Изабеллы Католички (Испания, 1991).
Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса.
Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005).
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша).
Медаль «Про Финляндия» (1968).
Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991).
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Орден Трудового Красного Знамени (1981)
Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)

Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013).
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
«Человек года» в области науки, культуры и искусства по опросу ежегодного российского фонда «Общественное мнение» (2000).
Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949).
Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962).
Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года).
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия).
Премия «Триумф» (2000).
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000).
Премия «Национальная гордость России» (2003).
Премия Принца Астурийского (2005, Испания).
Международная Императорская Премия Японии (2006).
Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009).
Балетный приз России «Душа танца» в категории «Легенда» (2009).
Почётный гражданин Испании.

Приветствуем Вас, наш любознательный друг! Сегодня поговорим о русском балете, ярчайшим представителем которого является легендарная Майя Плисецкая Биография этой поистине уникальной женщины полна трагических событий и триумфальных взлетов, о чем мы и поведаем читателям в этой статье.

В конце ноября, 20 числа 1925 года супруга осчастливила Михаила Плисецкого рождением дочери, которую назвали Майей. Мать девочки, Рахиль, некоторое время снималась в немом кино под именем Ра Мессерер. Отец был крупным организатором советской промышленности.

В 1932 году семья Плисецких сменила привычную Москву на Шпицберген, куда Михаил был назначен начальником угольных рудников и по совместительству генеральным консулом.

Отпуск отца позволил Плисецким в июне 1934 года вернуться в столицу, где Майя стала студенткой Московского хореографического училища. Выдающийся хореограф Леонид Якобсон обратил внимание на способности девочки еще в первом классе. Она же, в свою очередь, неустанно восхищалась , сталкиваясь с его работой по достижении зрелости.

1937 год стал трагической вехой в биографии Майи Плисецкой, начавшись арестом и расстрелом отца, и закончившись заключением матери с недавно родившимся сыном в Бутырскую тюрьму. Несомненно, способствовала гонениям со стороны властей национальность родителей. Только вмешательство Асафа и Суламифи Мессерер спасли девочку с братом от детского дома, дядя и тетя забрали обездоленных детей в свои семьи.

Добились они также облегчения участи для своей сестры, сосланной в Чимкент в Казахстане вместо более жестоких репрессий. Возможно, способствовало этому то, что на тот период Мессереры были весьма известными танцовщиками Большого театра. Впоследствии они нашли свое призвание в педагогике, и дядя Асаф обучал искусству танца участников балетной труппы, в том числе и свою знаменитую племянницу.

Первым успешным выступлением можно назвать участие будущей примы в концерте выпускников хореографического училища 21 июня 1941 года. Хотя ей оставалось еще до окончания два года, талантливую танцовщицу выбрали из старших классов. Для нее и двух партнеров Леонид Якобсон поставил номер «Экспромт» под музыку П.И.Чайковского. Следующее утро принесло всей стране страшное известие о начавшейся войне.

Поверив слухам об эвакуации Большого театра в Свердловск, вернувшаяся к тому времени из чимкентской ссылки Рахиль Мессерер-Плисецкая с детьми отправилась туда. В результате, Майе на год пришлось забыть о балете, поскольку училище осталось в Москве.

Узнав о том, что занятия продолжаются и оставшаяся часть труппы смогла организовать премьеру на сцене одного из филиалов, девушка тайком пробирается в столицу. И сразу же приступает к учебе.

К тому времени, как она сдала выпускной экзамен, ей уже принадлежали несколько сольных партий на сцене филиала. С 1 апреля 1943 труппа Большого театра зачислила в состав кордебалета Майю Плисецкую.

Королева русского балета



Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим о знаменитой на весь мир советской и русской балерине – Майе Михайловне Плисецкой. Совсем недавно, а именно 20 ноября, она отмечала свой день рождения. Мы ей желаем здоровья и долгих лет жизни. Майя Плисецкая уже не танцует, но ее запоминающиеся и вдохновенные роли надолго остаются в памяти.

Хорошему настроению способствует не только наше хорошее здоровье, но и положительные эмоции, которые можно получить, наслаждаясь чем-то прекрасным. Дорогие друзья, я приглашаю вас на балет. Хотя кто-то, возможно, и не любит этот вид сценического искусства, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Но кто хоть раз посмотрел балет в театре, тот никогда не останется равнодушным к этому виду искусства.

Майя Михайловна родилась в 1925 году. С 1932 по 1936 годы она вместе с родителями жила на Шпицбергене, ее отец Михаил Эммануилович Плисецкий был руководителем «Артикугля», позднее был генеральным консулом СССР. Мать Майи Михайловны Рахиля Михайловна Мессерер была известной в то время актрисой немого кино. Дядя Асаф Михайлович Мессерер был артистом балета, балетмейстером, народным артистом СССР.

Но так сложились обстоятельства, на отца Майи Михайловны был донос и его в ночь на 1 мая 1938 года арестовали, осудили и через год растеряли, как изменника Родины. Правда, во времена правления Хрущева Плисецкого реабилитировали.

Мать Плисецкой сразу после ареста мужа выслали в Казахстан в Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Девочку, чтобы не забрали в детдом, удочерила тетя по материнской линии Суламифь Мессерер, которая в то время была балериной, солисткой Большого театра. А брата Сашу приютил Асаф Мессерер.

Во время войны с сентября 1941 по сентябрь 1942 г. Майя Михайловна жила в эвакуации в городе Свердловске, нынешнем Екатеринбурге. И хотя здесь не было возможности полноценно заниматься балетом, но именно в этом городе было первое выступление с номером «Умирающий лебедь».

В 1943 году Майя Плисецкая успешно закончила учебу в Московском хореографическом училище и сразу была принята в труппу Большого театра. Вскоре ей стали поручать сольные партии и она утвердилась в статусе прима-балерины.

Муж Майи Плисецкой – Радион Щедрин, известный композитор, с которым она живет до сих пор с 1958 года. Живет супружеская пара сразу на несколько городов: в Москве, Мюнхене и Тракае (Литва).

Майя Плисецкая – ее заслуги и звания

Талантливая балерина, хореограф, педагог, актриса, писатель — это все Майя Плисецкая. Ее заслуги высоко оценило государство, присвоив ей звание героя Социалистического труда (1985г), она лауреат Ленинской премии, полный кавалер ордена « За заслуги перед Отечеством», народная артистка СССР.

К этому можно добавить, что она доктор Сорбонны, почетный гражданин Испании и почетный профессор Московского государственного университета им. Ломоносова.

Майя Плисецкая – ее роли и спектакли

  • Джульетта – «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева
  • Царь-девица – «Конек-Горбунок» Р.К.Щедрина
  • Аврора – «Спящая красавица» П.И.Чайковского
  • Китри – «Дон Кихот» Л.Ф.Минкуса
  • Зарема – «Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева
  • Одетта-Одиллия — «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
  • Раймонда – «Раймонда» А.К.Глазунова
  • Кармен – «Кармен-сюита» Ж.Бизе и Р.К.Щедрина
  • Мехменэ Бану – «Легенда о любви» А.Д. Меликова
  • Хозяйка медной Горы – «Каменный цветок» С.С.Прокофьева
  • Фея Осени – «Золушка» С.С.Прокофьева

Конечно, самая красивая и запоминающаяся ее роль – «Умирающий лебедь».

Майя Плисецкая – ее философия

Ее биография богата различными событиями, которые нарочно не придумать. Возможно, когда-нибудь снимут фильм об этой выдающейся балерине. Сама Майя Михайловна говорит, что она не делает тайны из своей жизни, написав потрясающую по откровению и блистательную по стилю книгу своих мемуаров «Я, Майя Плисецкая».

Это отрывок из ее книги:

«Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель? Что я левша и все делаю левой рукой? Что я всю жизнь страдала бессонницей? Что я всегда была конфликтна? Лезла на рожон попусту? Что во мне сочеталось два полюса - я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей? Что я предпочитала питательные кремы для лица и любила, густо ими, намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы? Что была ярой футбольной болельщицей? Что любила селедку, нежно величая ее «селедой»? Что никогда не курила и не жаловала курящих, что от бокала вина у меня разболевалась голова? За прожитую жизнь я вынесла простую философию. Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. И только так»

Великая русская балерина, актриса и хореограф Майя Плисецкая благодаря своему яркому таланту оставила неизгладимый след в истории русского балета. Биография талантливой женщины настолько изобилует интересными фактами, что пройти мимо столь удивительной судьбы невозможно.

Осенью 1925 года, 20 ноября, в семье Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы Рахили Мессерер родилась будущая звезда балета – Майя. Свой талант она унаследовала по материнской линии ибо род Мессерер уже обладал несколькими знаменитостями.

Так, тетя Майи Елизавета, как и её собственная мать, была актрисой, а тетка Суламифь Мессерер пользовалась особым покровительством вождя вместе с дядей Асафом благодаря своим балетным выступлениям. Из звездного окружения несколько выбивался отец, который занимал высокие должности при правительстве в хозяйственной сфере.

В 1932 г. Плисецкие переехали в Шпицберген, где глава семьи сначала был директором «Арктикугля», а затем назначен консулом Советского Союза. Именно там состоялся дебют 11-летней Майи на сцене в опере «Русалка». В 1934 году талантливую девочку определили в Московскую хореографическую школу, однако, мечта о сцене была перечеркнута страшными событиями 1937 г.

1 мая Михаил Эммануилович был арестован по подозрению в государственной измене, и через год без суда и следствия его расстреляли. Во время хрущевской «оттепели» честное имя М. Плисецкого было реабилитировано. Спустя год после ареста отца из зала Большого театра забрали и мать – ей грозила ссылка в Казахстан. Туда Рахиль отправилась вместе с грудным младенцем – братом Майи, и приехала обратно в Москву лишь в 1941 г.

В связи с этими событиями, многочисленной семье Мессерер пришлось взять заботу о детях Плисецких, в противном случае их отправили бы на воспитание в приют. Воспитанием Майи с этого момента занялась тетя Суламифь, которая и вернула девочке желание снова встать к балетному станку.

Учёба и начало карьеры

Осознавая, что без регулярных занятий с профессиональными педагогами в настоящем балетном классе, она растеряет свой артистизм, гибкость и выразительность, в военное время девушка принимает решение сбежать в Москву. Так, в 16 лет Майя возвращается в выпускной класс балетного училища и оканчивает его в 1943.

Первый важный концерт Майи Плисецкой прошел накануне вторжения немецких войск на территорию Союза. Это было выступление выпускников хореографического класса на сцене филиала Государственного Академического Большого театра.

Плисецкая Майя Михайловна получила первое признание публики в балетной постановке «Шопениана», где танцевала мазурку – это был её звездный час! Каждый прыжок юного дарования вызывал бурю аплодисментов. Благодаря превосходному чувству музыки и ритма, уже через несколько лет работы в Большом Плисецкой достаются сольные партии, а официальный статус примы ей присвоен в 1948 году – всего через 7 лет после выпускного концерта.

Кажущийся безоблачным сценический путь, на поверку оказывается не таким простым. Балетное искусство предполагает многочасовые упражнения ежедневно, любовью к которым Плисецкая отнюдь не отличалась. Причем, отрабатывая партию на сцене, балерина вкладывала всю свою страсть, однако монотонная отработка у станка навевала на неё тоску.

Только повзрослев, Плисецкая осознала, что в балете не бывает второстепенных ролей, потому в каждой роли требуется оттачивать каждое движение. Лишь это понимание, впоследствии, сделало из одаренного ребенка настоящую звезду. Зрители раскупали билеты, чтобы полюбоваться на юную приму задолго до очередного концерта.

Независимый характер и неприятие подхалимства наложили свой отпечаток на взаимоотношения с главным балетмейстером Большого театра, Григоровичем. Именно ему Майя Плисецкая обязана тем, что долгое время была «невыездной». К дочери «врага народа», по совместительству великой балерины, и так были обращены взгляды спецслужб. В 1956 году ей даже пришлось несколько раз присутствовать на допросах в КГБ, однако, серьезных нарушений выявить не удалось.

За пределы «железного занавеса» ей удалось вырваться только после реабилитации Михаила Плисецкого при Хрущеве. Тогда весь мир смог, наконец, наслаждаться танцем, а школа русского балета прославилась в лучших театрах Европы. В 1959 г. Майе Плисецкой было присвоено почетное звание народной артистки СССР.

Лучшие роли Майи Плисецкой на сцене

Начиная с 1972 г. вместе с композитором Родионом Щедриным, который был вторым мужем Плисецкой, она начала самостоятельно ставить спектакли с собой в главной роли. Так мир увидел великие постановки: «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Чайка», ставшие классикой. Естественно, что к остальным балеринам предъявлялись высокие требования. Она неоднократно повторяла, что музыку надо чувствовать каждой клеточкой тела, а не просто двигаться под нее. Благодаря серьезному подходу, спектакли завораживали зрителя с первой минуты.

С 1983 года начинается активное сотрудничество с лучшими театрами Европы. Знаменитый «Умирающий лебедь», поставленный под голосовой аккомпанемент Монсерат Кабалье, покорил сердца европейской публики.

Заключительный спектакль «Дама с собачкой» в статусе примы-балерины Большого театра Плисецкая станцевала в 1990 году. Ей было уже 65 лет, но каждое движение было столь же гармоничным и выверенным, как и в юные годы. Впрочем, уход Майи со сцены был вызван больше противоречиями с руководством, нежели преклонным возрастом.

Список телевизионных и кинопроектов, в которых принимала участие актриса Майя Плисецкая, насчитывает порядка 25 работ.

Особенно стоит выделить:

  • «Лебединое озеро» (1957 г.);
  • «Кармен-сюита» (1978 г.);
  • «Сказка о Коньке-Горбунке» (1962 г.).

Всего в качестве актрисы и сценариста-художника, балерина появлялась в фильмах и ТВ-передачах в период 1948-2012 годы.

Первые фильмы и телевизионные шоу с непосредственным участием Плисецкой:

  • «Городской тост» (1948);
  • «Большой концерт» (1951);
  • «Мастера русского балета» (1953).

Последние фильмы и проекты, где задействована великая артистка – это «Лики танца» (1996), «Зодиак» (1986), «Прерывистые сердца» (1981).

Личная жизнь

Биография Майи Плисецкой будет неполной без сведений о личной жизни. Как известно, через призму взаимоотношений с окружающими людьми, проще понять глубину личности. Как известная балерина, Майя всю жизнь была окружена мужчинами. Она писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина дважды была замужем.

С первым мужем, танцовщиком Марисом Лиепой, они поженились в 1956 г., но расторгли брак, не прожив и четырех месяцев. Через некоторое время, в гостях, Майя познакомилась со своим вторым мужем, который был младше на целых 7 лет. Говорить о любви с первого взгляда будет преувеличением, потому что встречаться они начали спустя 3 года с того вечера у Лили Брик, а поженились много позже – в 1958 году.

Родион Щедрин во всем поддерживал супругу и отстаивал её интересы. Именно благодаря нему Майя смогла посещать лучшие театральные подмостки Европы. Счастливое супружество не ознаменовалось рождением детей, что, во многом, обусловлено прихотью Щедрина, утверждавшего, что «балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется».

Очень мало знаменитых персон могут похвастать столь обширным перечнем наград, какой собрала Плисецкая. Среди особо значимых можно выделить:

  • три ордена Ленина и Орден Трудового Красного знамени;
  • звание народной артистки РСФСР, СССР и России;
  • орден «За заслуги перед Отечеством» — неоценимый вклад в развитие мирового и хореографического искусства;
  • звание Героя Социалистического труда (19.11.1985) за заслуги в развитии хореографического искусства;
  • многочисленные международные премии.

Помимо государственных наград от советского правительства и европейских держав, в честь Плисецкой в разные годы назван сорт пионов (1963), астероид (23.12.1984), сквер и памятник на Большой Дмитровке и граффити бразильских художников Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.

Интересные факты о Майе Плисецкой

Творческая натура Плисецкой в полной мере проявилось и в её хобби. Мало кто знает, что балерину интересовали курьёзные фамилии. Так, её «коллекция» в разные времена пополнялась такими перлами паспортистов: Потаскушкин, Негодяев, Дамочкин-Визжачих.

Дружба с политиком Робертом Кеннеди собрала множество кривотолков. Однако не объяснять же всем, что волею судьбы у них был «общий» день рождения, а сам политик отдавал должное искрометному таланту русской артистки.

Вообще балерина отличалась изумительным чувством стиля, что даже в скудные советские годы обеспечивало ей возможность красиво и «дорого» выглядеть. Её изысканные туалеты замечали все вокруг, что, несомненно, давало повод завистникам позлословить. Женщина-легенда всегда выделялась на фоне лучших представителей мировой элиты.

После развала СССР Плисецкая продолжала сотрудничество с ведущими хореографами мира. Шедевральные «Марсельский балет» Ролана Пети и «Балет XX века» Мориса Бежара были счастливы работать с талантливой русской артисткой.

В 1992 году Плисецкая исполняла главную партию на премьере нашумевшего балета «Безумная из Шайо» под музыкальное сопровождение музыку. Даже свой семидесятилетний юбилей она праздновала на сцене, исполнив номер «Аве Майя», постановки Мориса Бежара.

Последние годы жизни, легендарная балерина прожила в Германии, в городке Мюнхен, лишь изредка посещая Россию. Плисецкая Майя Михайловна скончалась в возрасте 89 лет, не дожив до 90-летнего юбилея всего полгода. Причиной смерти стал тяжелый сердечный приступ. Врачи до последнего боролись за жизнь Плисецкой, но, увы, земной путь великой женщины подошел к концу.

Заключение

Майе Плисецкой, очевидно, было уготовано стать отражением своей эпохи – даже в самые тяжелые моменты, она продолжала танцевать. И делала балет не просто грациозным движением под музыкальное сопровождение, а олицетворяла эту музыку каждым взмахом руки. Школа русского балета приобрела мировую известность именно благодаря искрометному таланту хрупкой балерины, одним па приковывавшей взгляды всего мира.

Первый мужчина легендарной балерины повесился в туалете, а воздыхатель-дипломат развлекался с ней в лесу

Великая Майя ПЛИСЕЦКАЯ, о кончине которой сейчас скорбит весь мир, царствовала на сцене 60 лет (из них полвека - в Большом театре). Супруг, знаменитый композитор Родион ЩЕДРИН, посвящал ей балеты и всю жизнь подпитывал своей любовью. Однако были и другие мужчины, которым посчастливилось завоевать сердце блистательной танцовщицы.

Майя всегда себя чувствовала совершенно отдельной персоной, - говорит балерина Ксения Рябинкина, мать актера Евгения Стычкина. - Считала, что все правила, жизненные и человеческие, ей не подходят. Она любила мужчин, у нее было много романов... Это ее жизнь!

Слава

Невероятной влюбчи-востью Майя отличалась с ранней юности. Ее первым мужчиной стал коллега по Большому театру Вячеслав Голубин. Он оказался одним из немногих избранников балерины, кто был ее старше. Но всего на два года. Со Славой Плисецкая не только партнерствовала в «Лебедином озере», но и подрабатывала в концертах на других сценах.
На одной из репетиций на гастролях в Праге в 1947-м балерина случайно заехала Славе локтем в нос. Танцовщика госпитализировали с открытым переломом и вскоре отправили в Москву. Выступить перед чешскими зрителями ему тогда не довелось. С тех пор Голубин не вставал в пару с Плисецкой, а их романтические отношения сошли на нет.
- Голубин был моей первой любовью, - писала балерина в автобиографической книге «Я, Майя Плисецкая». - Слава хорошо начинал, вел несколько балетов. Но стал пить, и это сломало ему карьеру и жизнь. 30-летним он наложил на себя руки, повесившись на водопроводной трубе унитаза в туалете своей квартиры.

Эсфендьяр

Не скрывала Плисецкая и своего романа с танцовщиком из кордебалета Эсфендьяром Кашани. Красавец с иранскими корнями разбил не одно женское сердце. Майя обратила внимание на Эсфендьяра в тренировочном классе. Он тоже увлекся эффектной примой и вскоре стал регулярно принимать Плисецкую у себя в коммуналке на Шаболовке.
Балерина прикатывала туда на черном лимузине, за рулем которого сидел ее личный шофер. По тем временам, а дело было в послевоенном 49-м, это было невероятным шиком. У соседей юноши (он был моложе нашей героини на пять лет) появилось много поводов для сплетен.
Майя познакомила Кашани с родственниками и подружилась с его мамой. Дело шло к свадьбе, но Плисецкая неожиданно порвала отношения с персом, даже не объяснив ему своего решения. Позже - в середине 70-х - Эсфендьяр покинул Большой и ушел работать с тренером по фигурному катанию Татьяной Тарасовой.

Марис

Первым официальным мужем Плисецкой стал знаменитый танцовщик Марис Лиепа. Они поженились в 1956-м. Развелись спустя три месяца.
С Марисом, оказавшимся моложе ее на 11 лет, Майя Михайловна познакомилась в родном Большом во время фестиваля латвийского искусства. Звезда балета предложила перспективному Лиепе стать ее партнером в «Лебедином озере». И вскоре решила взять с собой на заграничные гастроли - в Будапешт. Но кагэбэшники ни в какую не хотели выпускать прибалта за рубеж. И тогда Майя, недолго думая, официально с ним расписалась. И победила!
- Отец отшучивался: «Мы были женаты неделю. В начале недели Майя всем говорила: «Боже, какой Марис великолепный!» А в конце недели разочарованно повторяла: «Боже! Какой он ужасный!» - рассказывала дочь Лиепы Мария.
Они были идеальными партнерами и, поженившись, видимо, решили, что будут идеальной парой. Но... не сошлись характерами.

Со вторым и последним мужем, композитором Родионом Щедриным, с которым Майя Михайлова прожила 57 лет, она встретилась в гостях у музы Маяковского Лили Брик. Балерина и ее будущий избранник поначалу не очень заинтересовались друг другом. И дело тут не в том, что Плисецкая была на семь лет старше. Острая на язычок танцовщица осыпала Родиона не слишком серьезными «комплиментами».
Спустя три года, после премьеры «Спартака», Щедрин позвонил Плисецкой выразить свое восхищение. Она предложила встретиться наутро в балетном классе.
Там Майя предстала перед Родионом в облегающем черном купальнике. И уже следующим вечером они вместе катались по Москве, а потом умчались в отпуск в Карелию, а затем - в Сочи.
Вернувшись оттуда, Плисецкая поняла, что ждет ребенка. Но не решилась его оставить, потому как понимала, что из-за этого может прерваться ее феерическая карьера. Настойчивые возражения Щедрина Майя во внимание не приняла.

Увы, после того рокового аборта завести детей они так и не смогли. И сосредоточились исключительно на искусстве. Совместными детищами стали балеты «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Конек-Горбунок», «Дама с собачкой», «Чайка» - все их композитор посвятил любимой.
Завистники, коих немало в творческих кругах, не раз разводили творческий дуэт, распуская разного рода слухи. Например, многие «были в курсе» многолетнего романа Щедрина со швейцарской актрисой австрийского происхождения Марией Шелл, сестрой мужа Наталии Андрейченко - Максимилиана Шелл. Той самой, которая снималась у Висконти в картине «Белые ночи». К слову, незадолго до своей смерти Мария опубликовала мемуары, где аккуратно намекнула: роман с русским сочинителем музыки у нее был! И из-за Родиона, дескать, она едва не покончила с собой - пыталась отравиться.

Сам Щедрин пояснил в одном интервью, что действительно дружил с семьей Шелл:
- Но когда с Марией случился душевный кризис, меня уже три месяца не было в Германии. Обо всем я узнал в Англии из газет. Так что в этом смысле у меня есть алиби.
Поговаривали, что квартиру в Мюнхене, где последнее время жили Щедрин и Плисецкая, подарила любимому именно Мария. А еще она преподнесла Родиону Константиновичу таксу по кличке Бати, которую воспитывала балерина.
Но как ни пытались разлучить Плисецкую и Щедрина недоброжелатели, их брак выдержал все испытания. И во многом благодаря чиновникам от искусства: ведь их семейные драмы выносились на обсуждение парткома, где единогласно принималось решение сохранить звездную семью.

Роберт

Всегда и везде Майя Михайловна говорила, что, кроме супруга Родиона Щедрина, не замечает других мужчин, - делилась в интервью «Экспресс газете» балерина и актриса Наталья Седых, звезда детской сказки «Морозко». - А на самом деле романы у нее были, начиная с Роберта Кеннеди и заканчивая одним моим одноклассником по балетному училищу.
Сама Плисецкая называла отношения с Кеннеди дружбой. Они родились с ним в один день и год. Познакомившись с Майей во время ее гастролей по США и узнав об этом совпадении, политик нежно поцеловал балерину.
- Между нами словно искра пробежала, - писала об этом Плисецкая.
На день рождения, который прима встретила в Бостоне, Роберт прислал балерине огромный букет лилий, корзину вина и золотой браслет. А когда спустя несколько лет Майя Михайловна снова приехала в Америку, Кеннеди лично показал ей Нью-Йорк.
- Она настолько эмоциональным была человеком, что ей требовалась подпитка. Для вдохновения. В балетных кругах, конечно, ее за такое поведение осуждали, - говорит балерина Наталья Касаткина. - Мы были в Америке на гастролях, Майя ехала с Робертом Кеннеди в открытой машине. Ее шарф развевался, как у Айседоры Дункан. Майя приостановила авто, чтобы всем показать, что ОНА с НИМ едет. Мне с Плисецкой всегда было безумно интересно, но иногда и опасно.

Джон

Уже после смерти балерины британский еженедельник «Daily Mail» шокировал читателей выдержками из якобы секретных документов. Там говорилось о любовной связи Плисецкой с еще одним иностранцем - дипломатом Джоном Морганом, работавшим в посольстве Англии в Москве, а впоследствии занявшим пост посла своей страны в Южной Корее и Польше. В одной из докладных записок будто бы сообщалось, что британец возил приму в лимузине в лес, где они и предавались любовным утехам.
Но для истинных поклонников Майи Михайловны эта «мировая сенсация» не стала открытием. В автобиографии суперзвезда заметила, что общалась с Морганом всего дважды и только в присутствии третьих лиц. По ее словам, за каждым шагом следили кагэбэшники, поэтому ничего предосудительного и быть не могло. Впрочем, первая жена Моргана после его смерти рассказала журналистам, что ей было хорошо известно о связи благоверного с балериной. Было это еще до брака с ней.

Николай, Андрей, Михаил и т.д.

А вот упорные слухи о том, что в разные годы у примы-балерины были романы с актером Андреем Мироновым, танцорами Михаилом Цивиным и Николаем Фадеечевым Плисецкая никогда не комментировала.
О последнем, кстати, королева балета с большой теплотой написала в своей книге:
- Множество «Лебединых» было станцовано с Фадеечевым... Я любила с ним танцевать, так как наши характеры дополняли друг друга. Вывести его из равновесия было невозможно. За репетицию более десяти слов он не произносил. Его уравновешенность действовала на меня целительно. К сожалению, с годами он потяжелел, прибавил в весе. Кулинарные пристрастия и круглосуточный аппетит не могли не сказаться.
Сам Фадеечев на мою просьбу поведать об отношениях с Плисецкой высказался кратко:
- Майя - прекрасная партнерша, великая балерина. Но романа между нами никогда не было!
Зато знаменитая танцовщица Маргарита Дроздова, когда я поинтересовалась, не лукавит ли Фадеечев, витиевато заметила:
- Майя Михайловна понимала: сегодня у нее роман, а завтра кавалер может и не вспомнить об этом. Марис Лиепа, Николай Фадеечев и другие... Плисецкая всегда жила в любви и делала это искренне. Причем все знали и обсуждали ее отношения, но никогда не доходило до скандалов. Родион Щедрин на эти разговоры с улыбкой кивал: «У меня потрясающий вкус, я могу понять мужчин, которые, когда Майю видят, сходят с ума. Я сам в свое время сошел с ума!» Майе Михайловне просто требовалось для творчества поклонение сильного пола. А то, что они с Щедриным решили смешать и развеять свой прах, - необычно. В этом они все! Не хотели быть привязаны к одному месту. Как летали свободными птицами, так потом и разлетятся...