Аникушин михаил константинович. Михаил константинович аникушин Михаил аникушин скульптор

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Бюст в Санкт Петербурге
Надгробный памятник (вид 1)
Надгробный памятник (вид 2)
Мемориальная доска


А никушин Михаил Константинович – советский российский скульптор, один из наиболее авторитетных представителей традиционализма в отечественной школе ваяния, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник СССР.

Родился 19 сентября (2 октября) 1917 года в Москве в многодетной семье рабочего-паркетчика. Подростком, в 1931 году, он начал заниматься в скульптурной студии в Москве под руководством Г.А.Козлова, который познакомил будущего скульптора с традициями русской реалистической школы XIX века. В 1935 году Аникушин приехал в Ленинград (ныне – Санкт-Петербург) и поступил на подготовительные курсы в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (ЛИНЖАС) к В.С.Богатырёву.

В 1937 году он стал студентом первого курса скульптурного факультета, где учился у В.А.Синайского и А.Т.Матвеева. А.Т.Матвеев стремился научить своих студентов творчески интерпретировать натуру, ставил задачу живого пластического поиска. Стиль выдающегося мастера наложил отпечаток на раннее творчество Аникушина, однако не стал определяющим: в своём искусстве молодой скульптор не порывал связи с материальной видимостью внешнего мира, в то время как представители так называемой матвеевской школы стремились к предельному пластическому обобщению, преобразующему натуру в отвлечённую художественную форму. Но Аникушин перенял у учителя главное: уже в его студенческих работах «Девочка с козлёнком», «Пионерка с венком» (обе – 1937) сказывается умение цельно видеть натуру и воплощать своё видение в ярком пластическом образе.

Учёбу в институте прервала Великая Отечественная война. С первых её дней художник ушёл в ополчение, а с ноября 1941 года воевал в рядах Красной Армии. Только после победы Аникушин возвратился в Ленинград. Отныне вся жизнь и творчество его будут неразрывно связаны с городом на Неве. В 1947 году Аникушин защитил дипломную работу «Воин-Победитель». Лишенная внешней экспрессии, скульптура выполнена в лаконичной манере, определяющей творчество художника 1940-1960-х годов. Внутренняя энергия потенциального движения скрывается за внешней статичностью, отсутствие детализации компенсируется философским обобщением и глубоким психологизмом. Эти черты проявились и в портретной скульптуре Аникушина: «Портрет матери», «Портрет П.А.Куприянова» (обе – 1948), «Египтянин», «Юноша из Судана» (обе – 1957), «Портрет О.Е.Усовой» (1961), «Портрет академика А.Ф.Иоффе» (1964). Напряжённо-сдержанный почерк мастера узнается в его монументальной скульптуре этого времени: памятники А.И.Воейкову (1957), В.М.Бехтереву (1960), Ю.М.Юрьеву (1961), П.А.Куприянову (1968). Следует отметить и работы в области мемориальной пластики: надгробия Е.П.Корчагиной-Александровской (1958) и Р.М.Глиэру (1960).

В 1957 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а в 1963 году – звание «Народный художник СССР».

Поисками нового, нетрадиционного решения отмечена работа Аникушина над образом В.И.Ленина (портреты, эскизы памятников). Уходя от привычных стандартов, скульптор старается показать вождя в действии, в активном движении. Завершением этой темы стал памятник на Московской площади в Ленинграде (1970).

В 1962 году был избран действительным членом (академиком) Российской академии художеств.

Стремление художника к динамической выразительности проявилось в работе над одним из главных творений его жизни – памятником А.С.Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (1957). К пушкинской теме Аникушин обратился в 1940-е годы, после того как состоялись первые, не увенчавшиеся успехом туры всесоюзного конкурса на лучший проект памятника поэту. В 1949 году скульптор представил свой эскиз на IV открытом туре конкурса, в котором стал победителем. Во время работы над окончательным проектом памятника он создал большое число скульптурных и графических портретов А.С.Пушкина, а также фигурные композиции для Московского государственного университета (1953) и для станции Ленинградского метрополитена «Пушкинская» (1955). В итоге скульптор остановился на варианте, наиболее точно передающем состояние творческого порыва и вдохновения. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади. Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем – ведётся работа над памятником поэту для Ташкента (1974), над статуей для станции метро «Чёрная речка» в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинёва (1970), Пятигорска (1982).

В творчестве Аникушина 1970-1980-х годов доминирует экспрессивная манера: художник теперь предпочитает изображать не сложное состояние перехода от углублённого самосозерцания к действию, а само движение, страстный порыв. В портретах наблюдается подчеркнутая индивидуализация характера. Эта тенденция отчетливо выразилась в монументальном барельефе «Победа» для Большого концертного зала «Октябрьский» в Ленинграде (1967), в надгробии Н.К.Черкасову (1974), в «Портрете Г.С.Улановой» (1981) и особенно остро – в работе над памятником «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны», установленным на площади Победы (1975).

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1977 года в связи с шестидесятилетием со дня рождения Аникушину Михаилу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Ещё в начале 1960-х годов мастер приступил к работе над сложной композицией, состоявшей из нескольких скульптурных групп. Экспрессивный характер пластики Аникушина виден уже в многочисленных эскизах к памятнику, в котором проявилась главная направленность творчества художника-выражение типических черт эпохи через раскрытие характеров отдельных персонажей. В этом цикле во всю мощь прозвучал гуманистический пафос искусства Аникушина.

Иное воплощение нашли эти устремления художника в работе над образом А.П.Чехова для памятника в Москве. Итогом многолетних поисков стала галерея рисунков, портретов А.П.Чехова и И.И.Левитана, – первоначально мастер задумывал памятник как парную композицию (эскиз «А.П.Чехов и И.И.Левитан», 1961). Сдержанный, но выразительный по пластике образ А.П.Чехова отличается внутренним трагизмом. Работа над памятником А.П.Чехову явилась своеобразным продолжением пушкинского цикла, его драматическим развитием. Оба великих русских писателя волновали творческое воображение мастера до последних дней его жизни.

С 1947 года преподавал в ЛИНЖАС. Секретарь правления Союза художников РСФСР (с 1960) и СССР (с 1962). Председатель правления Ленинградского отделения Союза художников (1962-1972, 1986-1990).

Творчество Аникушина, мастера станковой и монументальной скульптуры, явилось одной из вершин отечественного искусства второй половины XX века. Его художническая натура отличалась противоречивостью: отмеченный высокими званиями и наградами государства, он выделялся среди своих коллег подлинной демократичностью, тяготея к монументальному искусству, он вместе с тем проявлял острый интерес к тонкостям человеческого характера и психологии. Сложность личности художника отразилась равно и на его творчестве и на его напряжённой общественной работе и имела своим следствием полярную противоположность в оценках его произведений.

Жил и работал в Санкт-Петербурге. Скончался 18 мая 1997 года. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (1967, 30.09.1977), орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (1.10.1987), российским орденом Дружбы народов (28.09.1992), медалями.

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (14.05.1997).

Его именем в Санкт-Петербурге названы Аникушинская аллея (1999) и Аникушинский сквер (2001, оба – между Каменноостровским проспектом и Вяземским переулком). На доме (Песочная набережная, 16), где он жил, установлена мемориальная доска. На Аллее Славы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов установлен бронзовый бюст.

Супруга М.К.Аникушина – Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003), известный скульптор, заслуженный художник РСФСР (1969), народный художник РФ (1997), член-корреспондент Российской академии художеств (1995).

Установленный в Петербурге напротив здания Русского музея, но скульптор также является автором более двадцати монументальных композиций. Самая известная работа Михаила Константиновича Аникушина - «Памятник защитникам Ленинграда», открытый в 1975 году.

Хотя вся творческая жизнь Михаилf Аникушина волей обстоятельств оказалась связанной с Ленинградом, но он считал себя москвичом по духу и по происхождению. Аникушин родился в Москве, в одном из переулков, расположенных близ Большой Серпуховской улицы. Его отец пришел в Москву из деревни и почти до последних дней жизни работал мастером-паркетчиком.

Михаил был четвертым ребенком в семье. В год его рождения отец был призван в армию, поскольку продолжалась Первая мировая война. Едва оправившись после родов, мать переехала вместе со всеми детьми в деревню, к родителям мужа. Только в 1926 году, когда Михаил закончил второй класс, семья вновь оказалась в Москве, куда к тому времени вернулся и отец.

Еще в раннем детстве проявились уникальные способности мальчика. Он говорил, что, сколько себя помнит, лепил и рисовал. В Москве он поступил в школу, где стал школьным художником, оформлял стенгазеты и рисовал плакаты к праздникам. Учитель рисования посоветовал Михаилу заниматься в студии при Доме пионеров Ленинского района. Ею руководил известный педагог и художник Г. Козлов. Он заметил, что Михаил хорошо чувствует объем, и стал заниматься с мальчиком лепкой.

Под руководством Козлова, Михаил Аникушин осваивает необходимые навыки и начинает лепить с натуры портреты своих товарищей и небольшие жанровые группы - «Юный авиамоделист», «Помощь товарищу». Козлов настоял на том, чтобы работы Аникушина были показаны в разделе детского творчества на выставке, посвященной пятнадцатилетию организации Красной армии. Там их увидел известный художник Александр Дейнека . Он встретился с мальчиком и сказал, что ему необходимо получить специальное образование.

Закончив среднюю школу, Михаил Аникушин отправляется в Ленинград, поскольку там находилось единственное в то время скульптурное отделение при Академии художеств.

Козлов дал Аникушину рекомендательное письмо к ректору Академии Иосифу Бродскому . Михаил блестяще сдает вступительные экзамены, и его принимают сразу во второй подготовительный класс при Академии. Тогда отделение скульптуры вел В. Богатырев. Под его руководством Аникушин не только выполняет учебные задания, но и начинает работать самостоятельно. Его скульптуры «Мать», «Пионер, читающий свои стихи» были показаны на выставке юных дарований, посвященной восьмому съезду Советов. Там они получают восторженную оценку художника Б. Иогансона, который отметил, что по уровню исполнения скульптуры соответствуют первому курсу Академии.

Всего за год Михаил Константинович Аникушин полностью выполняет учебный план подготовительных классов, и по ходатайству Богатырева его переводят сразу в последний класс средней художественной школы. Теперь его педагогом становится скульптор Г. Шульц.

Под его руководством Михаила Аникушин выполняет вступительную работу в Академию. В 1937 году он становится студентом класса скульптуры, который ведет известный русский ваятель А. Матвеев. Он был известен не только как автор прекрасных монументальных работ, но и как талантливый педагог, воспитавший не одно поколение мастеров.

В мастерской Матвеева Аникушин проучился пять лет. Уже во время учебы на нервом курсе он становится ассистентом профессора и помогает ему в работе над проектом памятника А. Пушкину. Вместе с другими скульпторами в 1937 году Матвеев принимал участие в конкурсе на памятник поэту, который планировалось установить в Ленинграде. Проект Матвеева занял на конкурсе второе место, но он не смог завершить работу над ним: началась война.

В 1939 году по совету Матвеева, Михаил Аникушин участвует в конкурсе на лучший проект памятника азербайджанскому поэту Низами. Он получает первую премию, и в послевоенное время памятник по его модели был установлен в Баку.

Поскольку к началу войны Аникушин был студентом пятого курса, его не призвали в армию, а оставили в Академии для завершения образования. Но он добивается призыва и становится солдатом противотанкового полка.

Михаил Константинович Аникушин пробыл на фронте до Дня Победы, в немногие свободные часы продолжая рисовать. Им была создана галерея портретов однополчан. В 1945 году Аникушин возвращается в Академию и начинает работу над дипломной композицией «Воин-победитель». Работа получает высокую оценку комиссии, ее признали настолько удачной, что она вошла одной из составляющих в создававшийся в Сталинграде памятник воинам-чекистам.

Закончив Академию, Михаил Аникушин мог остаться преподавателем скульптурного факультета, но решил сочетать педагогическую и творческую деятельность. Он занимается со студентами и начинает работать в качестве скульптора-портретиста.

К 1949 году в его творчестве сложились два направления: портретное и монументальное. Первой большой работой, выполненной после окончания Академии, становится памятник Пушкину, представленный им на конкурс 1949 года. Вместе с Аникушиным в конкурсе участвовали В. Домогацкий, С. Меркуров, В. Синайский, И. Шадр, но лишь несколько вариантов, в числе которых оказалась и модель, представленная Аникушиным, получили одобрение комиссии и были выставлены в Русском музее. Зрители и авторитетное жюри отдали предпочтение двум вариантам памятника - Аникушина и Николая Томского. Но последний снял свою кандидатуру. Так Михаил Аникушин стал победителем.

Однако он продолжил работу над памятником. В процессе подготовки окончательного варианта Аникушин существенно изменил композицию. Он отказался от круглого постамента и вместе с архитектором В. Петровым сделал гранитный пьедестал в форме параллелепипеда, гармонировавший с классицистическим оформлением Русского музея.

В ходе работы над памятником Аникушин создал несколько вариантов фигуры поэта. Некоторые из них были настолько удачными, что стали моделями для ряда памятников Пушкину. Один из первых вариантов стал основой мраморной фигуры, установленной в фойе актового зала MI"У на Воробьевых горах. Другой вариант памятника - «Сидящий Пушкин-лицеист» - разместили в Царском Селе, его выполнили в бронзе. Основной же вариант установили, как и планировалось, перед Русским музеем.

Параллельно Михаил Константинович Аникушин работает над памятниками другим русским писателям. В 1954 году он выполняет портрет Маяковского для памятника, позже установленного на площади Маяковского в Москве.

В 1956 году Михаил Аникушин отправляется в поездку по Италии, работает в музеях Венеции, Флоренции, Рима и Милана. Им были созданы циклы рисунков и графических листов, вышедшие в виде книги.

Вернувшись из поездки, Михаил Аникушин продолжает работу над памятником Пушкину. Позже он признавался, что основной вариант сложился у него под влиянием пропорций скульптуры «Давид» Донателло. Именно тогда Аникушин предложил развернуть фигуру поэта и поднять его правую руку в экспрессивном жесте. Фигура приобрела легкость и наполнилась скрытым движением.

В апреле 1958 года за памятник Пушкину Аникушину присудили Ленинскую премию. Тогда же ему был заказан еще один памятник поэту для города Гурзуфа. Михаил Аникушин изобразил Пушкина сидящим на берегу моря. Основой для него послужил знаменитый портрет поэта, выполненный О. Кипренским. По разным причинам Аникушин никак не мог завершить памятник, он был установлен только в 1972 году.

Скульптор начинает работать и над памятником Чехову. Но он не успел к назначенному комиссией сроку и представил статую уже после завершения конкурса. Однако жюри сочло возможным отвергнуть остальные варианты и утвердило работу Аникушина.

Первоначально мастер задумал двухфигурную композицию, состоявшую из фигур Чехова и И. Левитана. Но комиссия приняла только скульптуру Чехова, ставшую основой памятника, открытого в Москве в 1973 году.

Затем он приступает к работе над памятниками физиологу Владимиру Бехтереву и композитору Р. Глиэру. В первой работе заметно влияние учителя Аникушина скульптора Меркурова. Своеобразная лаконичность силуэта соединяется с глубоким психологизмом. Похожим образом был решен памятник академику-физику А. Иоффе, установленный вначале на могиле ученого, а затем и перед институтом, где он работал.

Сам мастер своей лучшей работой считал скульптуру известного хирурга П. Куприянова, с которым он неоднократно встречался еще во время службы в армии. Первый вариант скульптуры Аникушин изготовил в 1947 году, это был своеобразный скульптурный эскиз.

В 1967 году по просьбе родных Куприянова, Аникушин вернулся к работе над бюстом и на его основе создал памятник хирургу, установленный на его могиле. Михаил Аникушин решил его в редком для русской скульптуры жанре барельефа. Изображенная в полный рост фигура врача как бы выходит из массивной беломраморной стелы.

С начала семидесятых годов Аникушин полностью сосредотачивается на монументальном замысле: он приступает к работе над памятником, посвященным героическим защитникам Ленинграда во время войны. Еще в пятидесятые годы вместе со скульптором Синайским и архитектором А. Баручевым Аникушин участвовал в конкурсе на проект мемориала погибшим во время блокады. Но тогда конкурс не был завершен.

Теперь он разрабатывает проект монумента вместе со своим постоянным соавтором архитектором Ф. Гепнером. Монументальная композиция была принята комиссией и стала основой мемориала, построенного на Московской площади в Ленинграде. Задуманный проект оказался настолько грандиозным, что был осуществлен в содружестве со скульптором Ф. Каменским и архитектором Ф. Сперанским.

Центром композиции стала монументальная статуя Победы, стоящая перед мраморным обелиском. Правда, в процессе работы Михаил Аникушин отказывается от традиционной аллегорической фигуры и заменяет ее композицией «Победители».

Вокруг нее разместились шесть скульптурных групп, в которых Аникушин изобразил защитников города. Каждая группа составляет своеобразное повествовательное единство с сюжетом. Скульптор признавался, что общий замысел композиции возник под влиянием услышанного им «Реквиема» Д. Кабалевского на стихи Р. Рождественского. Образы персонажей навеяны военными стихами Ольги Берггольц .

Михаил Аникушин назвал всю композицию сказом о войне. Действительно, он придал каждой фигуре и конкретные, и обобщенные черты. Скульптор стремился, чтобы в памятнике передавалась не только скорбь, но и радость победы. Мастер не скрывал, что в компоновке отдельных элементов композиции он использовал опыт своих предшественников. В частности, группа «Оборонные работы» родилась под влиянием скульптуры Огюста Родена «Граждане Кале».

Одновременно с работой над памятником Аникушин изготовил бронзовый скульптурный фриз «Победа», который установили на фасаде здания Большого концертного зала.

В последние годы жизни Михаила Константиновича Аникушин занимался в основном портретной скульптурой и до последних дней жизни продолжал преподавать в классе скульптуры. Он проработал профессором Академии более сорока лет.

Михаил Константинович (родился в 1917), скульптор. Памятник А.С. Пушкину (1957), мемориал Героическим защитникам Ленинграда (1975) в Санкт ПетербургеСовременная энциклопедия

Михаил Константинович (1917 97), скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1977). Работал в Санкт Петербурге. Памятник А. С. Пушкину (1957), скульптуры для мемориала Героическим… … Русская история

Михаил Константинович [р. 19.9(2.10).1917, Москва], советский скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962), секретарь Правлений Союза художников РСФСР (с 1960) и Союза художников СССР (с 1963), председатель …

АНИКАНОВ АНИКЕЕВ АНИКЕЕНКО АНИКИН АНИКУШИН АНИКУШКИН АНИХНОВ АНИЧЕВ АНИЧКИН АНИЧКОВ Все эти фамилии от производных форм имен Иоанникий и Аникита (первое связано с греческим словом никэ победа, второе с греческим аникэтос непобедимый). Выражение… … Русские фамилии

- … Википедия

- … Википедия

АНИКУШИН - Михаил Константинович (р. в 1917), сов., рос. скульптор, нар. художник СССР (1963), действит. чл. Акад. художеств СССР (1962). На воен. службе в 1941 45. Окончил Ин т живописи, скульптуры и архитектуры (Ленинград, 1947). С 1947 на преподават.… … Энциклопедия РВСН

Аникушин Михаил Константинович Имя при рождении: Аникушин Михаил Константинович Дата рождения: 19 сентября (2 октября) 1917(1917 10 02 … Википедия

- [р. 19.9(2.10).1917, Москва], советский скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962), секретарь Правлений Союза художников РСФСР (с 1960) и Союза художников СССР (с 1963), председатель Правления Ленинградского… … Большая советская энциклопедия

- (р. 1917), советский скульптор. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1977). Учился в ЛИНЖАСе (1937 41 и 1945 47) у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева; преподаёт там же (с 1947).… … Художественная энциклопедия

Книги

  • Скульптор М. К. Аникушин , Александр Шефов. Книга-альбом А. Н. Шефова Скульптор М. К. Аникушин, как плод многолетней личной дружбы автора со скульптором и исследовательской работы, представляет собой не…
  • Скульптор М. К. Аникушин , Шефов А. Н.. Книга-альбом А. Н. Шефова "Скульптор М. К. Аникушин", посвященная выдающемуся скульптору ХХ века Михаилу Аникушину, раскрывает все этапы жизненного пути и творчества великого мастера. Работы…
Художники

Аникушин Михаил Константинович

Аникушин Михаил Константинович (1917, Москва - 1997, Санкт-Петербург)

Один из лидеров традиционализма в русской школе ваяния. Широко известен созданием мемориальных образов А.С.Пушкина (памятник на Площади Искусств 1957, фигура на станции метро «Пушкинская», памятник в Ташкенте). Автор одного из самых крупных по масштабу послевоенных памятников В.И.Ленину - на Московской площади 1977, а также скульптурного оформления мемориала Героическим защитникам Ленинграда 1975. Портретист, работал в мемориальной пластике. Михаил Аникушин родился в Москве, в семье рабочего. Учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ЛИНЖАС) с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941-1945): 1935-1936 - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств. 1936-1937 - Г. А. Шульц готовил его в Средней художественной школе к поступлению в Академию. 1937-1941, 1945-1947 - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. С самого начала Великой Отечественной войны ушел в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах Красной армии. Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник Пушкину, установленный в 1957 году в Ленинграде, за которую автор был удостоен Ленинской премии. Аникушин представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина, действительный член Академии художеств СССР (с 1962), народный художник СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1977). 2 октября 2007 года на здании мастерской, где преподавал Аникушин (Песочная набережная, дом 16), установлена мемориальная доска. Именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте - в этом сквере установлена его скульптурная композиция «Дружба» («Танцующие девочки») - и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где он жил. *** Дипломная работа в ВАХ - "Воин-победитель", оценка - отлично. Обучение проходило на скульптурном факультете. Присвоено звание художника-скульптора.

-