Мадонны леонардо да винчи и рафаэля санти. Мадонна с младенцем и святой анной «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Если произнести слово «мадонна» и спросить у собеседника об ассоциации, которую оно вызвало, скорее всего прозвучит ответ, что это американская поп-дива, и только затем вспомнится божественный его смысл. Увы, таковы реалии жизни. Мы лучше знаем то, о чем нам регулярно пишут таблоиды, показывают экраны и мониторы.

Суперзвезде Мадонне, родившейся в 1958 году, в августе 2017 исполнится 59 лет. Ее жизнь за годы восхождения и пребывания на современном музыкальном Олимпе изменилась. Сегодня меньше эпатажа в образах, хотя она по-прежнему эксцентрична. Сказывается возраст, и, конечно, не последнюю роль играет то, что она является матерью четверых детей.

Сама Мадонна (Луиза Чикконе) выросла в многодетной семье и рано лишилась матери. В противоборстве с мачехой и закалились многие черты ее характера, которые позволили стать яркой звездой, десятилетиями удерживающейся на плаву в неспокойном море шоу-бизнеса.

Многие звезды, думая о карьере, не рожают детей, а Мадонна решилась стать матерью в 38 лет. В октябре 1996 года у нее родилась дочь Лурдес. Отцом стал тренер-кубинец Карлос Леон, брак с ним не заключался. Через два года, в 1998 году, Мадонна сошлась с британским режиссером Гаем Ричи, а в августе 2000 года у пары появился сын Рокко.

Родные дети Мадонны сегодня почти взрослые: в 2017 году Лурдес исполнится 21 год, а Рокко – 17 лет. Они выросли под пристальным вниманием матери, которая, видимо вспомнив приверженность своей рано умершей матери религии и семейным ценностям, воспитывала их любя, но не балуя. Мадонна ни с кем из мужчин не оставалась надолго, но ее дети дружны со своими отцами.

В чем истинная причина: в сострадании, в любви к малышам или в желании вновь заставить о себе говорить (в этом подозревают ее журналисты) – неизвестно, но Мадонна усыновила двух чернокожих детей. В 2006 году Дэвида Банду, которому было чуть больше года, а в 2009 - Мэрси Джеймс. Они оба родом из беднейшего африканского государства Малави, где по закону нельзя отдавать детей на усыновление иностранцам. Мадонне пришлось приложить усилия, чтобы добиться цели.

Звезда по-прежнему популярна. Возникают новые романы, но дети - это самое важное, что есть в ее жизни. Родные повзрослевшие Лурдес и Рокко выбирают свой путь в жизни, мать им помогает, несмотря на то что не все бывает гладко в отношениях. Вместе с дочерью они выпустили линию одежды, сын увлекается современными танцами и уже выступал в качестве танцора вместе с Мадонной. Чернокожие малыши подросли, сегодня им 11 и 10 лет, они участвуют в творческих задумках приемной матери, а Мэйси довольно успешно для ее возраста занимается гимнастикой.

В 2016 году СМИ активно обсуждали тему усыновления Мадонной четырехлетних близняшек из Малави Эстер и Стеллы, пытаясь понять, зачем это нужно поп-диве и что ждет детей в семье, где непростые взаимоотношения. Но так поступают многие звезды, доказывая, что сиротство - едва ли не самое страшное, что может быть с детьми в жизни.

Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем" (Мадонна Литта), 1490 — 1491г, холст, темпера. 42x33 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина исполнена, очевидно, в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Она относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве — утверждение стиля Высокого Возрождения. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ.

Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка, изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.

Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее название.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль.

Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры. Подвергается сомнению авторство Леонардо, и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера; все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Хотя картину принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи, но существуют и более поздние датировки, ко времени, когда Леонардо жил в Риме - на этот счет имеются свою гипотезы. Одну из них стоит рассказать.

Не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог О. Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме. Это место известно из древних источников как «госпожа катакомб», потому что там захоронено 7 первых римских пап, в том числе священномученик папа Марцеллин и его преемник папа Марцелл. По новейшим археологическим данным оно датируется II веком нашей эры.

Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя.

Катакомбы, случайно открытые в конце 15 века, стали излюбленным местом прогулок художников и мыслителей, живших в Риме. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года. Безусловно, он, интересующийся всем, тем более всем необычным, просто не мог не спуститься в катакомбы, где увидел древнюю фреску, которая настолько его впечатлила, что он повторил ее в своей картине. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Впрочем, в этой гипотезе интересна не новая датировка, а сама возможность того духовного импульса, который передался от безвестного живописца II века к гению Возрождения.

Рафаэль, пожалуй, самый популярный и широко ценимый художник Италии эпохи Возрождения , был человеком самых разнообразных талантов. Он сменил Браманте в должности архитектора собора Святого Петра, наблюдал за раскопками древнеримских древностей, исполнял монументальные фрески, блестящие религиозные композиции и портреты. Однако, лучше всего он известен как художник Мадонн, и его непревзойденная популярность в последующих поколениях создана в основном гармонией и красотой созданных им образов Богородицы. Он изображал Мадонну как небесное существо, которое в то же время состояло из плоти и крови. В картинах Рафаэля Мадонна представлена в самых разнообразных видах: на троне, парящей в небесах, на фоне природного ландшафта или во внутреннем интерьере, вдвоём с Младенцем Христом или в окружении святых.

Рафаэль. Мадонна с младенцем и святыми, ок. 1502

Дерево, масло. 34 х 29 см. Берлинская картинная галерея

Эта картина, близкая по духу к умиротворяющему искусству Перуджино , известна также под название Мадонны фон дер Роппа. Рафаэль представил здесь Богоматерь с благословляющим Младенцем Христом в окружении святых Иеронима и Франциска.

Рафаэль. Мадонна с младенцем и святыми. Ок. 1502

Рафаэль. Мадонна Солли, ок. 1502

Дерево, масло. 52 х 38 см. Берлинская картинная галерея

До приезда во Флоренцию, Рафаэль уже создавал небольшие молитвенные изображения Мадонны с младенцем, связанные с тогдашней популярностью различных версий картин Перуджино. Интересную серию этого типа можно увидеть в нескольких примерах 1502-1504, написанных на тему Мадонны с книгой. Это картины «Мадонна Солли» (сейчас в Берлине, ранее принадлежала англичанину Эдварду Солли), «Мадонна Нортона Саймона» (в Калифорнии) и «Мадонна Конестабиле» (в Санкт-Петербурге).

Рафаэль. Мадонна Солли, ок. 1502

На картине «Мадонна Солли» Дева Мария читает, а младенец Христос поворачивает голову в сторону её книги. В руках у него зяблик – прообраз его будущих Страстей, а Дева Мария читает пророчества о них.

Рафаэль. Мадонна Диоталлеви. Ок. 1504

Дерево, масло. 69 х 50 см. Музей Боде, Берлин

Эта Мадонна некогда находилась в коллекции Диоталлеви Римини. Одно время считалось, что её написал Перуджино, но затем авторство Рафаэля стало почти общепризнанном. Лишь искусствовед Адольфо Вентури полагает, что «Мадонна Диоталлеви» создана каким-то третьим, неизвестным мастером.

Дева Мария изображена здесь не во весь рост. Христос сидит у неё на коленях, а Иоанн Креститель стоит рядом.

Рафаэль. Мадонна Диоталлеви. Ок. 1503

В этой Мадонне Рафаэля еще сильны отголоски готической живописи. Они особенно заметны в чересчур маленькой голове Марии. Сидя у неё на коленях, Иисус благословляет младенца Иоанна Предтечу. Ландшафт чем-то напоминает искусство северных мастеров

Хотя композиция «Мадонны Диоталлеви» и типы её персонажей напоминают стиль Перуджино, её строгая простота и яркие цвета могут быть признаны характерными особенностями искусства Рафаэля.

Фон «Мадонны Диоталлеви» типичен для умбрийской школы: это отдалённые, едва различимые холмы, выписанные в нежном, ясном воздухе.

Рафаэль. Мадонна с младенцем. Ок. 1503

Мадонна держит Младенца Христа с большой нежностью. Они оба вместе читают Часослов, который открыт по молитве девятого часа после рассвета – часа Благовещения, когда Дева узнала о том, что ей предстоит родить Мессию. Но девятый час был также часом смерти Иисуса на кресте. Оторвавшись от чтения, Мадонна и её Сын задумчиво глядят друг на друга, с мыслью о грядущих событиях.

Рафаэль. Мадонна с младенцем. Ок. 1503

Эта картина Рафаэля известна также под названием «Мадонна Нортона Саймона» ­­– по своему местонахождению в музее Нортона Саймона (Пасадена, пригород Лос-Анджелеса, США).

Рафаэль. Мадонна на троне с младенцем и святыми. Алтарь семейства Колонна. 1504-1505

Темпера и золото на дереве. 172 х 172 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Эта панель и люнет являются относительно ранней работой Рафаэля и известны также как Алтарь семейства Колонна. Он написан для монастыря святого Антония Падуанского в Перудже. Рафаэль начал эту картину, когда ему едва исполнилось 20 лет, как раз перед отъездом во Флоренцию (1504) и завершил ее в следующем году после возвращения в Перуджу.

Рафаэль. Мадонна на троне с младенцем и святыми. Алтарь семейства Колонна. 1504-1505

Влияние учителя Рафаэля, Перуджино, можно увидеть в консервативной композиции. Тем не менее, Рафаэль сумел вложить в эту тесно расположенную группу широту и достоинство, которые он почерпнул из работ Фра Бартоломео во Флоренции. Особенно красив способ, которым фигуры заполняют изогнутую форму люнета. По бокам Богоматери и Христа располагаются младенец Иоанн Креститель, святые Петр, Екатерина, Сесилия (?) и Павел.

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1504

Дерево, масло. 84 х 57 см. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция

«Мадонна Грандука» написана Рафаэлем в начале флорентийского периода творчества . Фигуры Богоматери и Младенца как бы появляются из темного фона (элемент, очевидно, заимствованный у Леонардо да Винчи). Они соединяются друг с другом чувством нежной любви, которое видно прежде всего в жесте ребенка: глядя в сторону зрителя, он прижимается к своей матери.

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1504

«Мадонна Грандука» – одно из самых прекрасных творений Рафаэля раннего периода. Трактовка образа Пресвятой Богородицы Рафаэлем была принята последующими поколениями в качестве такого же «эталона», как выработанная Микеланджело концепция Бога Отца. Такие картины, как «Мадонна Грандука», признаны поистине «классическими» в том смысле, что они служили бесчисленным поколениям стандартом совершенства, как прежде произведения Фидия и Праксителя.

Если мы сравним «Мадонну Грандука» Рафаэля с бесчисленными полотнами ту же тему его предшественников, то почувствуем, что все они были лишь поисками той совершенной простоты, которой Рафаэль наконец достиг. Создаётся впечатление, что образ Мадонны и Христа и не может быть иным, что он так и существовал от начала времен.

Рафаэль. Мадонна Конестабиле (Мадонна с книгой). 1504

Темпера, холст, перенесено с дерева. Диаметр 17,9 см. Эрмитаж Санкт-Петербург

«Мадонна Конестабиле» – картина из серии Богоматери с книгой. К ней относятся также «Мадонна Солли», «Мадонна Нортона Саймона» и другие произведения Рафаэля.

Семейство графов Конестабиле из Перуджи в 1871 продало миниатюрную «Мадонну Конестабиле» русскому царю Александру II, который подарил её своей жене, царице Марии Александровне. Так картина попала в петербургский Эрмитаж.

Рафаэль. Мадонна Конестабиле (Мадонна с книгой). 1504

Уже и до работы над «Мадонной Конестабиле» Рафаэлю приходилось сталкиваться с проблемой создания круглых композиций. На этой круглой картине он обеспечил подходящее размещение фигур путём совмещения вертикальной фигуры Мадонны и горизонтальных линий ландшафта.

При переносе «Мадонны Конестабиле» с дерева на холст в конце XIX века было обнаружено, что поначалу вместо книги в руках у Богоматери был плод граната, олицетворявший пролитую при крестном мученичестве кровь Христа.

Советские вожди, широко распродававшие художественные сокровища дореволюционных музеев за валюту, вывозили на торги в Европу и «Мадонну Конестабиле» Рафаэля. К счастью, покупателя на неё в тот момент не нашлось, и картина осталась в Эрмитаже.

Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с обрамлением). 1504

Роскошная рама «Мадонны Конестабиле», видимо, тоже была исполнена по эскизу Рафаэля.

Рафаэль. Мадонна с младенцем (Малая Мадонна Каупера). 1504-1505

Масло, дерево. 58 х 43 см. Национальная галерея искусств. Вашингтон

Малая Мадонна Каупера называется так, потому что она являлась меньшей из двух Мадонн Рафаэля принадлежавших английскому коллекционеру Лорду Кауперу. Эта картина была написана Рафаэлем в возрасте 22 лет. Она отражает не только сильное влияние его умбрийского учителя, Перуджино, но и его флорентийских соперников, Леонардо да Винчи и Микеланджело .

Рафаэль. Мадонна с младенцем (Малая Мадонна Каупера). 1504-1505

Малая Мадонна Каупера является более аналитическим вариантом однородной и внутренне прочной группы Мадонны Грандука. Влияние на Рафаэля Леонардо чувствуется здесь в широком, мягком ландшафте. Пейзаж Малой Мадонны Каупера включает в себя небольшую церковь с цилиндрическим куполом – возможно, намек на архитектуру Браманте. Не исключено, что это – францисканский монастырь Сан-Бернардино вблизи родного города Рафаэля, Урбино.

Рафаэль. Мадонна Террануова. Ок. 1505

Дерево, масло. Диаметр 86 см. Государственные музеи, Берлин

Совершенная форма круга была популярна в пятнадцатом и начале шестнадцатого веков как символ космической гармонии. Рафаэль использовал её в своей картине «Мадонна Террануова». Иисус Христос показан здесь с младенцем Иоанном Крестителем и ещё одним святым ребёнком с правой стороны. Треугольник, образованный Девой Марией и двумя стоящими мальчиками, характерен для Высокого Возрождения.

Рафаэль. Мадонна Террануова. Ок. 1505

На свитке, который держат Иисус и Иоанн Креститель написан латинский текст: «Вот Агнец Божий». Это – слова, произнесённые Иоанном во время Крещения Христа.

Рафаэль. Мадонна в зелени (Мадонна Бельведерская). 1506

Дерево, масло. 113 х 88 см. Музей истории искусств Вена

Картина «Мадонна в зелени», именуемая также «Мадонной в лугах» и «Мадонной Бельведерской», изображает апокрифическую встречу между младенцами Иисусом и Иоанном Крестителем. Рафаэль представляет здесь мальчика-Христа принимающим крест от Иоанна.

Рафаэль. Мадонна в зелени, 1506

Расположенные «закрученно» фигуры двух детей явно отражают образные методы Микеланджело. Пирамидальная структура группы действующих лиц «Мадонны в зелени» вызывает в памяти Леонардо да Винчи. Но в заимствованной у Леонардо объемной концепции Рафаэль придаёт свою характерную идиллическую безмятежность.

Рафаэль. Мадонна со щегленком. 1507

Дерево, масло. 107 х 77 см. Галерея Уффици, Флоренция

«Мадонна со щегленком» была написана Рафаэлем для своего друга, богатого купца Лоренцо Нази. Эта картина была серьезно повреждена после частичного обрушения дома Нази при обвале горы Сан-Джордже (1548). Впоследствии «Мадонна со щегленком» была восстановлена Ридольфо дель Гирландайо.

Младенец Христос любовно поглаживает щегленка, которого протягивает ему мальчик Иоанн Креститель. На первый взгляд в этом можно увидеть простую игру детей, однако нельзя забывать, что щегол в символике эпохи Возрождения был олицетворением Страстей (ибо эта птица кормится в терниях). Щегленок здесь – символ будущих Страстей Христовых, и лицо младенца Иисуса, принимающего от Иоанна птенца, очень серьезно.

Рафаэль. Мадонна со щеглёнком. 1507

Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет « », но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Пейзаж, с необычными для средиземноморской Италии островерхими крышами и высокими шпилями, отражают влияние фламандского искусства. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге».

По словам Вазари, Христос и Иоанн Креститель в картине «Мадонна со щегленком», «образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка».

Рафаэль. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Прекрасная Садовница). 1507

Дерево, масло. 122 х 80 см. Музей Лувр, Париж

Композиция «Прекрасной садовницы» является зеркальным отражением «Мадонны в зелени». Рафаэль не завершил эту картину, и она, по преданию, была закончена Ридольфо дель Гирландайо. Позже «Прекрасную садовницу» приобрел король Франции Франциск I. Эта картина известна в первую очередь гармонической и пропорциональной балансировкой поз фигур. Лицо Богородицы с «Прекрасной садовницы» служило моделью красоты для многих поколений художников.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Прекрасная Садовница). 1507

«Прекрасная садовница» – кульминация всех флорентийских мадонн Рафаэля.

Рафаэль. Мадонна Бриджуотера. Ок. 1507

Холст, масло, перенесено с панели. 81 х 57 см. Шотландская национальная галерея, Эдинбург

Технические исследования окрашенной поверхности «Мадонны Бриджуотера» во время реставрации показали, что на картине вначале был природный ландшафт. Его устранение и замена обстановкой темного интерьера позволило Рафаэлю сосредоточить внимание зрителя на двух центральных фигурах, с драматическим акцентом на контрасте света и тьмы.

Рафаэль. Мадонна Бриджуотера. Ок. 1507

Тело ребенка Иисуса в «Мадонне Бриджуотера» тщательно смоделировано для достижения прочного, объемного эффекта, который придаёт ему скульптурные качества. Скульптурная прочность и двойной «перекрут» младенца, вероятно, вдохновлены влиянием работы Микеланджело Тондо Таддеи.

Рафаэль. Мадонна Каниджани (Святое семейство Каниджани). 1507

Дерево, масло. 131 х 107 см. Старая пинакотека, Мюнхен

Название картины происходит от флорентийской семьи Каниджани, которая поначалу владела этой работой Рафаэля. Мадонна и Праведная Елизавета (мать Иоанна Предтечи) сидят на траве со своими детьми. Иосиф Обручник стоит над ними.

Рафаэль. Мадонна Каниджани (Святое семейство Каниджани). Версия после реставрации Юбера фон Зонненбурга

Пирамида, в которую идеально вписываются фигуры «Мадонны Каниджани», заимствована у Леонардо да Винчи, но взаимные чувства между участниками сцены, выраженные их взглядами и общим безмятежным настроением, придают композиции спокойный описательный характер. Поэтому общий тон картины довольно сильно отличается от напряженного и взволнованного искусства Леонардо.

В 1982 году немецкий реставратор Юбер фон Зонненбург предпринял восстановление «Мадонны Каниджани» и удалил искажающий синий слой краски, нанесённый в XVIII столетии в области неба. Теперь можно снова видеть оригинальную концепцию Рафаэля, с путти (ангелочками) слева и справа вверху.

Рафаэль. Мадонна под балдахином. 1507-1508

Холст, масло. 276 х 224 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Универсальность и неисчерпаемое разнообразие искусства Рафаэля позволяют ему переходить в своих картинах от простых форм к более монументальным и сложным, от спокойного настроения к мощной эмоциональности.

Примером его сложной и эмоциональной работы является «Мадонна под Балдахином». Её монументальная композиция заимствована отчасти из венецианской традиции, отчасти от Фра Бартоломео. Апсида церкви сильно напоминает крупные композиции великого венецианца Джованни Беллини, а влияние Фра Бартоломео проявляется в основном в монументальности и в позах фигур.

Рафаэль. Мадонна под балдахином. 1507-1508

Полукруглое расположение святых вокруг Мадонны и возбуждение летающих ангелов, которые держат завесу балдахина, дают ощущение свободной циркуляции воздуха. Все фигуры «Мадонны под балдахином» поставлены по-разному и выражают широкое разнообразие чувств. В будущем оно будет ещё ярче продемонстрировано в крупных описательных композициях Рафаэля, который он создаст для Ватикана.

Богородица сидит на троне под балдахином. Святые Петр и Бернард находятся слева от неё, а святой Августин , и, вероятно, святой Иаков Старший (Зеведеев) стоят справа.

Рафаэль. Святое семейство с агнцем. 1507

Дерево, масло. 29 х 21 см. Музей Прадо, Мадрид

Небольшая картина «Святое семейство с агнцем» предназначена для личного поклонения и относится к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, до того, как он отправился в Рим . Во Флоренции молодой художник стремился усвоить стиль таких мастеров, как Леонардо и ранний Микеланджело. Но миниатюрная тонкость и спокойствие «Святого семейства с агнцем» воскрешает в памяти период первоначального обучения Рафаэля в Умбрии у Перуджино. Здесь проявляется и его знакомство с нидерландской живописью, особенно явное в ландшафте.

Рафаэль. Святое семейство с агнцем. 1507

Есть несколько версий этой картины. Все они изображают Мадонну поддерживающей Христа, который сидит верхом на агнце – с фигурой старика Иосифа, господствующей над прочими. Данная версия, из музея Прадо (Мадрид), была позже помечена словами RAPHAEL URBINAS MDVII на декольте Богородицы. Искусствовед Педретти замечает, что версия «Святого семейства с агнцем», находящаяся в Вадуце, подписана 1504 годом, так что, видимо, именно её надо считать оригинальной.

Рафаэль. Большая Мадонна Каупера (Мадонна с Младенцем). 1508

Дерево, масло. 81 х 57 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Доминирование лирического и изящного начал над религиозным содержанием позволяет отнести эту картину (известный также как Мадонну Никколини – Каупера) к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, 1505-08. И в самом деле, она подписана и датирована 1508 годом – концом пребывания Рафаэля во Флоренции. Дата 1508 и монограмма художника "RV" размещены в вышивке платья Богородицы. Название «Мадонна Никколини – Каупера» происходит от имён двух бывших владельцев картины.

Объёмные, хорошо сформированные фигуры говорят о раннем влиянии на Рафаэля Микеланджело, а мягкое моделирование и использование светотени – о влиянии Леонардо да Винчи. Ещё яснее в этой Мадонне воздействие Фра Бартоломео.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Большая Мадонна Каупера). 1508

Композиция «Большой Мадонны Каупера» чрезвычайно проста. Вся сцена сводится к движению Младенца, который тянется рукой к Деве Марии, а глазами смотрит на зрителя, и жесту, с которым Мадонна держит руку у груди. Здесь впервые появляется чувство тревожного материнства, которое Рафаэль с ещё большей силой выразит в «Мадонне Темпи» (Старая Пинакотека, Мюнхен).

Рафаэль. Мадонна Темпи. 1508

Дерево, масло. 75 х 51 см. Старая Пинакотека, Мюнхен

Чувство материнской тревоги, усиленное тревожным предчувствием будущего, мощно выражено Рафаэлем в «Мадонне Темпи». Она глядит только на него, но сам Христос смотрит на зрителя и этим привлекает нас к этой интимной сцене.

Рафаэль. Мадонна Темпи. 1508

Две фигуры «Мадонны Темпи» задуманы как единая группа, которая определяет весь визуальный эффект сцены. Раздутая ветром мантия Мадонны создаёт эффект движения. Две противоречивые цели: потребность художника в формальной красоте, с одной стороны, и эмоциональн/pая правдивость фигур, с другой, достигаются в «Мадонне Темпи» демонстрацией чувства нежности матери к ребенку.

Название картины происходит от флорентийской фамилии Темпи, которой эта Мадонна первоначально принадлежала.

Рафаэль. Мадонна Эстергази (Мадонна с Младенцем и ребёнком Иоанном Крестителем). Ок. 1508

Дерево, темпера, масло. 29 х 22 см. Будапешт

Рафаэль помещал своих возвышенных и прекрасных мадонн посреди идеализированных зеленых ландшафтов. Это хорошо демонстрирует удивительно утончённая небольшая панель «Мадонна Эстергази» (сейчас хранится в Будапеште). Она была написана в начале пребывания художника в Риме . Незавершённость этой работы раскрывает некоторые подробности процесса её создания. Идиллическая атмосфера пейзажа с римскими архитектурными мотивами дополняет гармонию фигур и цвета.

Рафаэль. Мадонна Эстергази (Мадонна с Младенцем и ребёнком Иоанном Крестителем). Ок. 1508

Эта картина Рафаэля была подарена супруге императора Карла папой Климентом XI. Позже, возможно, в качестве подарка императрицы Марии Терезии, она перешла во владение князя Кауница, а от него, в XVIII веке, – в коллекцию князя Эстергази – отсюда название «Мадонна Эстергази». Многочисленные репродукции свидетельствуют о популярности этой картины. Подготовительный эскиз Рафаэля к ней хранится в коллекции Уффици.

Рафаэль. Мадонна Ансидеи (Мадонна с Младенцем, алтарь Ансидеи), ок. 1505

Дерево, масло. 209,6 х 148,6 см. Национальная галерея, Лондон

Светлый пейзажный фон и высокий балдахин «Мадонны Ансидеи» отдалённо напоминают искусство Пьеро делла Франческа, но типы фигур психологически более сложны и структурно более объемны. Картина порождает чувства монументальности и гармонической пропорции, постоянные в позднейшем искусстве Рафаэля.

Алтарь Ансидеи имел и пределлу с тремя панелями. На них были изображены проповедь Иоанна Крестителя, сцена бракосочетания Богородицы и иллюстрация к легенде о спасении святым Николаем Чудотворцем жизней моряков.

Рафаэль. Святое семейство с безбородым Иосифом. 1506

Темпера на холсте, перенесено с дерева. 74 х 57 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Одна из версий Святого семейства, написанная Рафаэлем. Её особенность в том, что святой Иосиф, изображаемый обычно с бородой, здесь представлен безбородым. Есть предположение, что это – одна из двух упомянутых Вазари картин, которые были выполнены Рафаэлем в Урбино для Гвидобальдо да Монтефельтро.

Рафаэль. Святое семейство с безбородым Иосифом. 1506

Способ, каким изображен на этой картине Иосиф, – весьма характерный для портретов частных лиц и необычный для иконографий святых, – породил гипотезы, что в данном случае прототипом для Рафаэля послужил один из его современников. Более вероятно, однако, что художник вдохновлялся изображениями стариков, сделанными Леонардо да Винчи .

Рафаэль. Мадонна Колонна. Ок. 1508

Холст, масло. 77 х 56 см. Государственные музеи, Берлин

Картина Рафаэля «Мадонна Колонна» названа в честь римской княжеской фамилии, из числа которой вышло несколько пап. Написанная в 1508, в первый год пребывания Рафаэля в Риме , эта Мадонна исполнена в удивительно светлых тонах. Это наводит на мысль, что картина, возможно, не полностью завершена.

Рафаэль. Мадонна Колонна. Ок. 1508

Младенец Иисус отвлекает Деву Марию чтения. Он смотрит на зрителя, протянув руку к декольте Мадонны и явно желая, чтобы она его покормила. Закручивание фигур («torsion»), заимствованное у великих флорентийских мастеров, сильно отдаляет эту картину Рафаэля от самодовлеющего, статического мира его первого учителя, Перуджино.

Рафаэль. Мадонна Лорето (Мадонна с вуалью). 1509-1510

Дерево, масло. 120 х 90 см. Музей Конде, Шантийи, Франция

Это изображение Мадонны было передано римской церкви Санта-Мария-дель-Пополо папой Юлием II. Картина с сильным позднейшим верхним слоем «исправлений» до 1979 связывалась с именем художника Пенни, но затем была признана несомненной работой Рафаэля.

Рафаэль. Мадонна Лорето. 1509-1510

«Мадонна Лорето» – одна из наиболее часто копировавшихся работ Рафаэля. Число известных копий с неё близко к 120. Название «Мадонна Лорето» происходит от одной – теперь утерянной – копии в римской базилике Санта Каза ди Лорето. Эта копия и считалась очень долго оригинальной картиной Рафаэля.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513-1514.

Холст, масло. 270 х 201 см. Галерея старых мастеров, Дрезден

На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают. Фигуры стоят на ложе из облаков, обрамленном тяжелыми занавесями, которые открыты в обе стороны. Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю. Жест святого Сикста и взгляд святой Варвары направлены на верующих, которых Рафаэль предполагает расположенными за балюстрадой в нижней части картины. Папская тиара, лежащая наверху этой балюстрады, играет роль моста между реальным и живописным пространствами.

Рафаэль. Сикстинская мадонна, 1513-1514

«Сикстинская мадонна», вероятно, предназначалась для украшения гробницы папы Юлия II . Святой Сикст был покровителем фамилии этого папы (делла Ровере), а святая Варвара и два крылатых «гения» в нижней части картины символизировали похоронную церемонию. Это полотно Рафаэля хранилось в монастыре Святого Сикста в Пьяченце, а затем было подарено его монахами королю саксонскому, Августу III. После капитуляции Германии во Второй мировой войне «Сикстинская мадонна» была перевезена в Москву, но позже возвращена в Дрезден.

Два крылатых путти с «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, вероятно, являются самыми известными живописными ангелами. Им уже полтысячелетия. Их непрерывный успех, не ослабевший по сей день, объясняется, видимо, тем, что в этих фигурках Рафаэль соединил истинное христианское религиозное чувство с языческими и светскими мотивами, детское озорство с высоким искусством.

Ангелочки с «Сикстинской мадонны» многократно воспроизводились в разных вариациях на других живописных полотнах, в книгах, газетах и журналах.

Даже в эпоху Ренессанса рисунки, порой, считались произведениями искусства сами по себе. Это не всегда были наброски к полотну. И мы полагаем, что это так в случае с большим этюдом Леонардо да Винчи, обычно называемым «Мадонна с младенцем Христом, Св. Анной и Св. Иоанном Крестителем», потому что нет проколов по контуру. Да, хотя рисунок и не завершен. Поэтому не ясно, в каком качестве его следует рассматривать. Имелись бы следы проколов или намеченных точек, чтобы Леонардо мог сделать контуры фигур и перенести их на грунт на стене или на панно для создания самого произведения. Хотя, использование техники Леонардо - столь далекой от традиционной, для более линеарной живописи Ренессанса было бы гораздо проблематичнее. Требуются основные контуры. А его построение фигуры часто основывается на технике чиароскуро, или светотени. - Сфумато. - А здесь контуры смягчены и размыты, поэтому идея простой линии, по которой можно провести проколы, кажется абсурдной. Это так. Леонардо гораздо больше интересовали эти постепенные переходы от тени к свету и переход обратно. Так что образы кажутся объемными и величественными. А также слияние их в единое целое. Фигуры формируют своего рода, устойчивую пирамиду. И это одна из особенностей стиля эпохи Ренессанса. Стабильность, незыблемость, присущая вечности, божественным образам… Пожалуйста… Вы хотели что-то сказать? Просто отметить этот интересный контраст. Так как с одной стороны, нам передается ощущение чистого совершенства, понятия вечного, бесконечно духовного. С другой стороны, мы наблюдаем такое единение между образами Св. Анны и Девы Марии, между Христом и Иоанном Крестителем. Это проявление человечности. Это невероятно человечно, и невероятно ценно. И вроде бы расходится с понятием вечного. Да. Это и то, и другое. Это то, чего добивается Леонардо, так? Он соединяет человеческое и божественное. Я считаю это критерием достижений Леонардо в Высоком Возрождении. Здесь так много прекрасных моментов. Скажем, как восхитительно передано обращение Св. Анны к Деве Марии, присевшей к ней на колени. Есть определенный ритм в расположении колен. - Да. - Вниз, вверх, снова вниз и снова вверх. Чувствуется музыкальный ритм. Мне кажется, что Леонардо определенно обращался к классической скульптуре. Потому, что драпировка выполнена очень схоже с подобной у древнегреческих и древнеримских скульптур. Чувствуется различие в возрасте персонажей. Мы можем понять, как работал Леонардо, особенно, если обратить внимание на контраст между лицом Св. Анны и ее рукой, далеко не завершенной, и очень линеарной. Св. Анна указывает вверх передавая мысль о том, что это часть божественного плана, что Христос и его будущее самопожертвование - это часть божественного плана спасения человечества. Посмотрите на изгиб руки Христа и жест благословения Иоанна Крестителя. Он фактически продолжен указывающим жестом Св. Анны. - Да. - То есть это одно слитное движение. То есть Христос буквально следует за жестом Св. Анны. Начинается с линии от плеча Девы Марии, продолжается Христом и завершается указанием на небеса. Движение начинается со взгляда Св. Анны, обращенного на Марию. - Верно. - Затем рука Девы Марии, как вы сказали, согнутая в локте, продолженная рукой Христа. И то, что мы сейчас описали, прекрасный пример столь важного для да Винчи единения. Образы соединяются, сливаются, чем больше мы созерцаем картину. Мы можем начать с Иоанна Крестителя, смотрящего вверх на Христа, затем скользнуть взглядом вверх на Деву Марию, опустившую глаза к сыну, и поднять взгляд на Св. Анну, смотрящую на Деву Марию. Это так. Прослеживается своего рода путь, совершаемый ее взглядом, в конечном итоге, ведущий к небесам. В чем, безусловно, и есть смысл этого произведения. Subtitles by the Amara.org community

Входит в «высшую лигу» мировых музейных сокровищниц. В его коллекции - три миллиона экспонатов, а великолепное собрание, начатое еще Екатериной Великой, пополняется по сей день. Предлагаем короткий тур по Эрмитажу - и 10 картин, которые обязательно нужно посмотреть.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)

Италия, 1478–1480 годы

Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества - Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)

Италия, около 1504 года

«Мадонна с Младенцем» - одно из ранних произведений Рафаэля. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.

Тициан. Даная

Италия, около 1554 года

Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел

Испания, между 1587–1592 годом

Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, - сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.

Караваджо. Юноша с лютней

Италия, 1595–1596 годы

Караваджо - известный мастер барокко, перевернувший своим «погребным» светом сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы. Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в «Лютнисте». В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». А треснувшая лютня в руках юноши - символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Фландрия, середина 1620-х годов

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника - Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына

Голландия, около 1668 года

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса» .

Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Франция, 1875 год

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина - там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой - типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали. После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.

Анри Матисс. Танец

Франция, 1909–1910 годы

Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX - начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс вдохновлялся народными плясками , которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Неистовство древних вакханалий Матисс воплотил в сочетании чистых цветов - красного, синего и зеленого. Как символов Человека, Неба и Земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Василий Кандинский. Композиция VI

Германия, 1913 год

В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского . «Композиция VI» была создана в Мюнхене в мае 1913 года - за год до начала Первой мировой войны. Динамичная яркая картина написана свободными и размашистыми мазками. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Однако позже художник отказался от этой идеи, чтобы название работы не мешало зрительскому восприятию. Полотно поступило в музей из Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

В материале использованы иллюстрации с официального сайта