Лица России. Портретная галерея Русского музея

Николай Ге, Портрет Федора Михайловича Достоевского, 1884

По понедельникам, как известно, московские музеи не работают. Но это не значит, что нет возможности знакомиться с прекрасным: специально для понедельников сайт запустил новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы решили писать о десяти произведениях мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Теперь вы можете распечатать наш гид и смело отправляться с ним в музей уже во вторник. 25 ноября открывается книжная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Поэтому сегодня в нашей подборке портреты русских писателей, поэтов и публицистов из собрания Третьяковской галереи.

Владимир Боровиковский, Портрет поэта Гавриила Романовича Державина, 1795

Владимир Боровиковский, Портрет поэта Гавриила Романовича Держваина, 1795

Гавриил Романович Державин был крупнейшим русским поэтом "допушкинской" эпохи. На портрете Боровиковского он изображен не только поэтом, но государственным мужем, в мунире и с орденом Святого Владимира II степени на красной ленте в рабочем кабинете в окружении книг и деловых бумаг. При императрице Екатерине II Державин был губернатором – сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии, а также первым министром юстиции Российском Империи. Как литератор он продолжал линию русского классицизма, начатую М. Ломоносовым и А. Сумароковым, а основной формой его творчества были философские оды и небольшие лирические стихотворения.

Василий Тропинин, Портрет Николая Михайловича Карамзина, 1818

Николая Михайловича Карамзина все знают как основателя русского сентиментализма, автора "Бедной Лизы" и составителя монументального труда "История государства Российского". Помимо этого, он был редактором крупнейших литературных изданий своего времени – "Московского журнала" и "Вестника Европы", в 1814 году опубликовавшего первое стихотворение А. С. Пушкина "К другу стихотворцу". Зарплата Карамзина на посту главного редактора "Вестника Европы", выходившего тиражом до 1200 экземпляров, составляла 3000 рублей в год, что в переводе на наши деньги составило бы примерно 30 000 000 рублей. Он был близким другом семьи Пушкиных, а после выхода "Истории..." и императора Александра I, который поселил его у себя в Царском Селе.

Орест Кипренский, Портрет Александра Сергеевича Пушкина, 1827

По всей видимости, Кипренский написал портрет Пушкина по заказу близкого друга поэта Антона Дельвига. На полотне Пушкин представлен по пояс, на правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед, что означает связь Пушкина с Байроном, кумиром всех поэтов эпохи романтизма. Именно об этом портрете Пушкин написал известные строки, ставшие крылатым выражением: "Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит". При этом считается, что другой художник эпозхи романтизма, Карл Брюллов, критиковал Кипренского за этот портрет, посчитав, что тот изобразил поэта каким-то франтом и дэнди, а Сигизмунд Либрович, автор исследования, посвященного изображениям Пушкина, отмечал, что знавшие Пушкина считали этот портрет недостаточно передающим характерные черты "африканской породы", унаследованные поэтом от его прадеда Ганнибала, и которыми он гордился

Карл Брюллов, Портрет Нестора Васильевича Кукольника, 1836

Портрет Нестора Кукольника кисти Карла Брюллова стал известнее самого поэта и его творчества, и по сегодняшний день почитается одним из образцов эпохи русского романтизма. В истории русской культуры Кукольник рисуется далеко не в положительном плане. Его литературная деятельность вызывала неоднократное осуждение лучших людей России. Не давала материала для поэтизации образа и его внешность. "Наружность Кукольника, – вспоминала жена Некрасова, Авдотья Панаева, – была замечательно неуклюжа. Он был очень высокого роста, с узкими плечами и держал голову нагнувши; лицо у него было длинное, узкое, с крупными неправильными чертами; глаза маленькие с насупленными бровями; уши огромные, тем более бросавшиеся в глаза, что голова была слишком мала по его росту". Едкие карикатуры Брюллова говорят о том, что ему хорошо была знакома наружность Кукольника, при этом в живописном портрете он изображает его романтическим героем с взъерошенными волосами и загадочным взглядом.

Петр Заболоцкий, Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова, 1837

Портрет Михаила Юрьевича Леромонтова был выполнен масляными красками по картону. Поэт изображен здесь в ментике лейб-гвардии гусарского полка. Заболоцкий в свое время был известен тем, что давал всем желающим уроки живописи, среди его учеников, был и сам юный поэт. Это уникальное изображение Лермонтова, потому как практически никто из его современников не написал его портрета. Например, Карл Брюллов, увлекаясь учениями Лафатера, по теории которого, внутренний мир человека оказывает влияние на его внешний облик, не увидел в лице Лермонтова ничего гениального и не стал его рисовать.

Василий Перов, Портрет Федора Михайловича Достоевского, 1872

Перов писал портрет Достоевского специально по просьбе Павла Третьякова. Жена писателя Анна Достоевская вспоминала: "Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в тече­ние недели; заставал Федора Михайловича в са­мых различных настроениях, беседовал, вызы­вал на споры и сумел подметить самое характер­ное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в художественные мысли". Многие современники сочли этот портрет не только лучшим в творчестве Перова, но и лучшим психологическим портретом русской школы.

Илья Репин, Портрет Ивана Сергеевича Тургенева, 1874

Первый портрет Тургенева Репин написал в Париже в 1874 году также по заказу Павла Третьякова. Эта работа не понравилась ни художнику, ни писателю. О причинах этой "непроизвольной" ошибки, в которой, по словам художника, виновен был сам Тургенев, Репин рассказал незадолго до смерти. "Первый сеанс был так удачен, – говорил Репин, – что И.С. торжествовал мой успех". Но перед вторым сеансом Репин получил записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете и просил художника начать снова на другом холсте. Эта мгновенная перемена мнения, как утверждал Репин, была связана с тем, что Полина Виардо, знаменитая французская певица, друг Тургенева, вкус и мнение которой были для Ивана Сергеевича высшим авторитетом, забраковала начатый портрет. Репину не удалось убедить писателя в обратном и пришлось перевернуть холст вверх ногами и начать все заново, но никакого энтузиазма он по этому поводу уже не испытывал.

Иван Крамской, Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова, 1877

Графичная манера художника, которая выделяет эту работу из всего портретного ряда, связана с практикой работы И.Н.Крамского ретушером у фотографа и с тем, что для создания портрета он пользовался фотографией Вильяма Каррика, одним из последних прижизненных снимков поэта. Это связано с тем, что Н.А.Некрасов был тогда уже тяжело болен, и сеансы длились не более 10–15 минут. Помимо этого поясного портрета, Крамской написал также большую картину "Н.А. Некрасов в период "Последних песен", точь-в-точь скопировав композицию с фотографии Каррика, запечатлевшего поэта на смертном одре.

Николай Ге, Портрет Льва Николаевича Толстого, 1884

Ге был одним из немногих, кому Лев Николаевич позволил запечатлеть себя за работой. Они были очень дружны, и доподлинно известно, что именно под влиянием толстого Ге стал вегетарианцем. Толстой писал, что Ге "пошел в народ" класть печи и при этом целыми днями ничего практически не ел. "В это время он стал вегетарианцем (раньше он почти исключительно питался говядиной) и даже усиленно желал есть то, что ему не нравилось: например, он любил гречневую кашу, и потому ел пшенную, все это с постным маслом, или совсем без масла". В 1886 году Николай Ге отрекся от своего имущества, переписал его своей жене Анне Петровне Ге и детям.

Валентин Серов, Портрет писателя Николая Семеновича Лескова, 1894

Портрет Николая Лескова был написан за год до смерти писателя. Сам Николай Лесков, увидев портрет на выставке в Академии художеств, оказался не очень доволен портретом: его неприятно поразила темная рама, которая, по его мнению, была похожа "на траурную кайму некролога", при этом многие художники, писатели и друзья Лескова высоко оценили работу Серова.

Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна - от лат. persona - «личность; особа») - жанр изобразительного искусства, целью которого является отображение визуальных характеристик конкретного человека (модели) либо группы людей. ПОРТРЕТ передает индивидуальные черты, присущие человеку, а также стремится раскрыть внутренний мир модели, передать свойства ее характера. Первым, кто предложил использовать термин "ПОРТРЕТ" исключительно для "изображения конкретного человеческого существа" был друг художника Пуссена Андре Фелибьен. Вплоть до ХVII века не было различия в терминологии для изображения людей и, например, животных - и то, и другое считалось портретами. В ХVII веке, после четкого определения границ термина, ПОРТРЕТАМИ стали называть картины, изображающие только людей. С этой точки зрения, изображения святых, Иисуса Христа, Богоматери не являются ПОРТРЕТАМИ, поскольку представляют собой обобщающие идеальные образы, написанные не с натуры. Как жанр ПОРТРЕТ появился еще в глубокой древности. Первые образцы ПОРТРЕТА можно встретить в древневосточном, главным образом, древнеегипетском искусстве. Определяющей чертой ПОРТРЕТА в Древнем Египте является его религиозный, мистический характер. Скульптурный ПОРТРЕТ, воплощавший индивидуальные черты умершего человека, служил проводником для его души между двумя мирами. У древних греков, несмотря на обилие статуй и скульптур, долгое время не существовало ПОРТРЕТА в строгом смысле. Это было связано с запретом, наложенным эллинскими республиками, на реалистические ПОРТРЕТЫ, которые могли развить в гражданах тщеславие и противоречили идее равенства. Поэтому в эпоху классики создавались обобщенные, идеализированные образы атлетов, философов, общественных деятелей. Лишь при Александре Македонском окончательно сформировалось реалистическое направление в портретной скульптуре. Из Греции жанр ПОРТРЕТА перешел к римлянам, которые к уже открытым греками формам статуи и гермы, добавили скульптурный бюст. До сих пор римские ПОРТРЕТЫ считаются одними из самых реалистичных в истории изобразительно искусства. В эпоху Средневековья жанр ПОРТРЕТА приходит в упадок, что было связано с господством религии и строгими канонами в искусстве. Более или менее портрет начинает возрождаться в Х-ХII вв, однако еще долгое время играет лишь подчиненную роль. Действительно переломным моментом в истории развития ПОРТРЕТА стала эпоха Возрождения, когда обобщение уступило место индивидуальности, а человек вышел на первый план. В изобразительном искусстве это произошло в первую очередь благодаря скульпторам, а затем распространилось и на другие направления. Немаловажную роль в становлении ПОРТРЕТА сыграло появление техники масляной живописи. Другой важный компонент развития портрета - разворот портретируемого анфас и в три четверти (до этого такое изображение было возможно лишь для образа Христа и святых). Мастера Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, добиваются невероятной выразительности образов, углубляют содержание ПОРТРЕТА, наделяют позируемых силой интеллекта, волей, духовной составляющей. Среди представителей Северного Возрождения стоит отметить достижения в этом жанре художников Дюрера, Ганса Гольбейна мл. ХVII век отмечен в истории развития ПОРТРЕТА достижениями художников нидерландской школы живописи. ПОРТРЕТ в ХVII веке становится психологическим, художники стремятся максимально раскрыть внутренний мир модели, используя для это все доступные выразительные средства и открывая новые. Одновременно происходит демократизация ПОРТРЕТА, Диего Веласкес и Хальс обращаются к портретам-типам людей из народа. Акцент искусства ХVII века на самопознании способствует развитию жанра автопортрета в творчестве Рембрандта, Антониса ван Дейка, Николя Пуссена. По-прежнему актуальным остается и аристократический портрета, мастерами которого были Рубенс, Веласкес. В ХVIII веке происходит деградация жанра - в живописи установилось господство манерности и условности. В это время доминирует и задает тон в искусстве Франция, где основным направлением жанра ПОРТРЕТА становится придворно-аристократический ПОРТРЕТ, с присущими ему наигранностью, холодностью, театральностью, а также вниманием к пышному декору, нарядности и откровенным приукрашиваниям моделей. Ситуация начинает меняться ближе в последней трети ХVIII века, когда, благодаря распространению идеалов эпохи Просвещения, в живописи утверждается новый тип реалистического ПОРТРЕТА (М.Латур, Лиотар, Шарден, Фрагонар). В конце ХVIII века школа английского портретизма заявляет о себе таки художниками как Д.Рейнольдс, Т.Лоуренс, Т.Гейнсборо, а Российская империя - Боровиковским и Левицким. Также в ХVIII веке широкое распространение получают "портрет на память", который был выполнен более дешевыми средствами (карандаш, акварель) и портретная миниатюра. В ХIХ веке жанр ПОРТРЕТА развивается одновременно в двух направлениях. Первое связано с Великой Французской революцией и появлением такого стиля как классицизм, который убирает из ПОРТРЕТА ХVIII века все лишнее, делает его более строгим (Ж.Л.Давид). Вторая тенденция связана с наступлением эпохи романтизма, под влиянием идей которой в ПОРТРЕТ проникает критическая линия (Гойя, Жерико, Делакруа, К.Брюллов, О.Кипреснкий). Вторая половина ХIХ века отмечена интересом к социальному компоненту жизни человека, что свойственно такому направлению как реализм, а также появлением множества национальных портретных школ по всему миру, каждая из которых имеет свои индивидуальные и отличные от других характеристики (одна из таких школ реализма - передвижники в России). Возникший в конце ХIХ века импрессионизм отходит от максимальной схожести и правдоподобности, фокусируется на изменчивости облика портретируемого и его поведении в изменчивой среде (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, К.Коровин). Стиль модерн вводит в ПОРТРЕТ черты гротеска и лаконичную заостренность (А.Тулуз-Лотрек, Э.Мунк). В ХХ веке функцию документации и правдивого отображения реальности берет на себя фотография, в связи с чем искусство все больше уходит от фигуративности. Жанр ПОРТРЕТА переживает упадок, в искусстве на почве модернизма возникают произведения, которые можно назвать ПОРТРЕТАМИ лишь номинально, по факту они оказываются лишенными специфики самого жанра. В творчестве таких художников как Модильяни и Пикассо ПОРТРЕТ становится лишь средством решения художественных задач, на первый план выходит уникальный взгляд художника на модель и ее изображение, они осознанно уходят от реального облика портретируемого, придавая ПОРТРЕТУ черты условности и отвлеченности. К середине ХХ века кризис портретного жанра становится еще более очевидным, ПОРТРЕТ все больше подвергается деструкции и деформации. В 1960-70-х годах появляются художники и направления в искусстве, благодаря которым жанр ПОРТРЕТА переживает некоторое оживление (Л.Фрейд, Ф.Бэкон, поп-арт, Э.Уорхол). Одновременно существовала тенденция, которая актуальна и в настоящий момент, к развитию жанра фотопортрета.
В коллекции Русской Антикварной Галереи представлены ПОРТРЕТЫ разных художников, стилей, направлений и эпох. На нашем сайте Вы найдете женские, мужские и детские ПОРТРЕТЫ, выполненные в различных стилях - от реализма до авангарда. У нас представлены ПОРТРЕТЫ военных и исторических лиц, а также работы, выполненные в стиле соцреализма, основной темой которого, как известно, был рабочий советский человек. Мы предлагаем Вам купить предметы из раздела ПОРТРЕТ в нашем Комиссионном Антикварном Магазине. Раздел ПОРТРЕТ регулярно обновляется, следите за новыми поступлениями.

«Р усская портретная галерея» — это электронная коллекция портретов русских деятелей, содержащая тысячи изображений живописных произведений, рисунков, гравюр, литографий, набросков, дагерротипов и фотографий, собранных из сотен разных источников и объединенных общей идеей — идеей создания иконографической галереи, в которой достаточно полно была бы представлена русская история в её персонифицированном аспекте. При подборе материала мы руководствовались не столько художественной ценностью портретов, сколько соображениями полноты охвата, включая в коллекцию все, что удалось найти и идентифицировать (т.е. сопоставить конкретному изображению конкретную персону).

Говоря о нашей портретной галерее как о «русской», надо иметь в виду, что под этим словом мы понимаем не только и не столько национальный аспект, сколько государственный и культурологический аспекты. В число русских деятелей мы включили и тех, кто долгое время провел в России и оказал заметное влияние на её государственную, общественную или культурную жизнь. Понятно, что такая оценка вклада личности в культуру страны всегда будет субъективной, поэтому Портретная галерея отражает наше субъективное мнение на сей счет.

Временные границы в основном очерчены годами существования русского государства — Руси и России, — т.е. охватывают период с IX до ХХ веков. Эпоха до Рюрика представлена почти исключительно изображениями икон православных святых. Период после революции 1917 г. представлен менее полно, чем предшествующие ей годы, прежде всего, потому, что подробное иконографическое представление новейшей истории не входило в наши планы, и, кроме того, из-за лавинообразного роста количества фотографических портретов в XX веке, существенно осложнившего задачу отбора материала.

Многие портреты (особенно это касается изображений известных людей) встречаются в вариантах, иногда — многочисленных. Мы сохраняли одинаковые варианты изображений в виде списка версий на странице портрета (например, ). Тогда же, когда они видимо отличались один от другого — либо изображенными деталями, либо техникой исполнения, — варианты сохранены как отдельные портреты. Например, один и тот же портрет, выполненный сначала в виде эскиза или рисунка, затем в виде живописного произведения и, наконец, в виде гравюры с оригинала будет представлен всеми своими вариантами как отдельными произведениями. Часто изображения даются не только в общем виде, но и фрагментами — в этом случае удается дать более крупный план изображенного лица (лиц).

Хотя коллекция представлена в основном традиционными (одиночными) портретами, некоторое место в ней занимают двойные и групповые портреты. Описания портретов даны в свободной форме и содержат, как правило, имена изображенных на них персон и, в скобках, дополнительную информацию, например, годы жизни или время создания. При этом надо иметь в виду, что многие портреты создавались после смерти изображенных на них людей (по предыдущим изображениям или даже по устным описаниям). Список персон там, где это было возможно, выверен по словникам наиболее авторитетных энциклопедий — 86-тт. Энциклопедическому Словарю Брокгауза и Ефрона, 25-тт. Русскому Биографическому Словарю А.А. Половцова, энциклопедии тов-ва братьев Гранат и 3-му изданию БСЭ. В настоящее время информация об изображенных персонах выверяется также по авторитетным сетевым источникам — «Википедии», сайтам музеев, региональным порталам и краеведческим сайтам.

Всемирная портретная галерея - Всемирный центр портретного искусства

26.01.2010 В.В. Путин о создании "Национальной галереи портрета"

Премьер-министр России Владимир Путин предложил создать портретную галерею выдающихся деятелей русской истории. Портреты планируется разместить в здании филиала Государственного исторического музея. Правда пока неизвестно, кто и по какому принципу будет отбирать наиболее проявивших себя деятелей. Инициатива главы правительства прозвучала в ходе встречи Владимира Путина с министром культуры России Александром Авдеевым. Сославшись на идею представителей первой волны русской эмиграции, глава правительства предложил создать портретную галерею, в которой будут представлены наиболее выдающиеся русские деятели. "Имеется ввиду собрать там портреты выдающихся деятелей русской истории в сфере культуры, образования, государственной деятельности, военного дела", - пояснил Путин.

Глава Минкультуры тут же заявил, что и подходящее место для этих целей имеется – бывший музей Ленина, а сейчас филиал Государственного исторического музея. Предложенную Путиным идею Авдеев нашел весьма своевременной, заметив, что "общественность имеет сейчас огромный интерес к нашей национальной истории, а художественный портрет как ничто лучше, может быть, передает и черты наших великих исторических деятелей, и популярен".

Стенограмма встречи:

В.В.Путин: И в этой связи хотел бы вспомнить о том, что представители русской эмиграции первой волны сформулировали в свое время, на мой взгляд, очень хорошую идею создания национальной галереи портрета. Имеется ввиду собрать там портреты выдающихся деятелей русской истории в сфере культуры, образования, государственной деятельности, военного дела. И я просил Вас подобрать соответствующее место.

А.А.Авдеев: Владимир Владимирович, эта идея как раз хорошо «попадает» в ситуацию, потому что общественность имеет сейчас огромный интерес к нашей национальной истории, а художественный портрет как ничто лучше, может быть, передает и черты наших великих исторических деятелей, и популярен. Спасибо за такое решение. Есть здание филиала Исторического музея. Это - бывший музей Ленина, и там площади довольно большие - 1000 метров. Это пока достаточно для начала работы галереи. И мы будем ее организовывать.

Уникальная возможность увидеть экспонаты, которые собирали более десяти лет для «Национальной портретной галереи».

Арт-Галерея "Дом СОЛНЦА" на ВВЦ распахнула двери для любителей истории России!

"Выражаем искреннюю признательность Владимиру Владимировичу Путину за решение создать в России портретную галерею выдающихся деятелей русской истории. Счастливы, что наши многолетние совместные с представителями Международного союза Российских соотечественников усилия не пропали даром, и теперь создание портретной галереи вышло на государственный уровень. За последние десять лет нами было собрано около тысячи экспонатов, которые мы готовы передать в будущую государственную экспозицию."

Ждём Вас на выстаке "От Рюрика до Современников"

С уважением,

Кльтурно – просветительское некоммерческое партнёрство «Национальная портретная галерея».

С частью из экспанатов Вы можете ознакомиться, на выставке портретов,

Открытой до конца марта на ВВЦ в павильоне «Москва»(павильон №70 - Арт-Галерея "Дом СОЛНЦА" тел. 234-54-58).

Собранная графом Петром Борисовичем Шереметевым во второй половине XVIII века. Долгие годы портреты из этого собрания были недоступны для посетителей Кусково по причине отсутствия места для их экспонирования. Специальное здание, которое было выстроено для портретной галереи просуществовало с 1785 по 1814 год, когда оно было разобрано за ветхостью. С тех самых пор увидеть всю галерею сообразно замыслу Петра Борисовича не представлялось возможным. И совсем недавно, сохранив замысел собирателя, работники музея после длительной реставрации открыли портерную галерею для посетителей в Большой Каменной оранжерее. Из самой ранней описи Портретной галереи 1787 года следует, что в ее состав входили 128 портретов. Установлено, что из первоначальной коллекции сохранилось 120 произведений: из них 110 хранится в Кусково, 2 - в Останкино.

Вид на Большую Каменную оранжерею.


Портретная галерея Шереметевых, созданная из произведений из разных источников, в свою очередь стала образцом для подражания собраниям портретов русского дворянства и даже императорского двора. Кусковская галерея в 1835 году вдохновила императора Николая I на основание подобной в царском дворце Гатчины.

Вид портретной галереи.

Для современного зрителя галерея выглядит довольно необычно. Портреты висят группами и без подписей под ними. Возможно, во времена Петра Борисовича Шереметьева считалось, что вы безо всяких подписей долны узнать изображённую на портрете личность. Сейчас, перед тем как пройти в зал вы можете взять путеводитель-шпаргалку по галерее, где подписан каждый портрет. Зато находясь здесь вы можете в полной мере погрузится в прошлое, постаравшись понять, что же ощущали тут люди раньше и оценить всю красоту замысла создателя.

Собранная П.Б. Шереметевым обширная коллекция живописи не осталась незамеченной и послужила поводом к избранию графа П.Б. Шереметева «почетным художеств любителем Академического собрания» в 1766 году. Все портреты собрания сгруппированы согласно изначальной системе: российские монархи и члены их семей, российские государственные деятели, представители западноевропейских правящих династий.

Неизвестный русский художник. Портрет царя Ивана IV Васильевича.


Иван IV Васильевич, прозванный Грозным (1530 - 1584) — великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси (с 1547 года) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович). Номинально Иван стал правителем в 3 года. После восстания в Москве 1547 г. правил с участием круга приближённых лиц — «Избранной Рады». В 1552 году взял Казань. В 1560 году Избранная рада была упразднена, её главные деятели попали в опалу и началось полностью самостоятельное правление царя на Руси. Вторая половина правления Ивана Грозного была отмечена полосой неудач в Ливонской войне и учреждением опричнины.

Неизвестный русский художник. Портрет царя Бориса Годунова.
Копия по гравюре И. Штенглина с неизвестного оригинала II половина XVIII в.


Борис Фёдорович Годунов (1552 — 13 апреля 1605) — дворянин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587—1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года — русский царь. 7 января 1598 года царь Фёдор Иванович умер, и мужская линия Московской ветви династии Рюриковичей пресеклась. 17 (27) февраля 1598 года Земский собор (учитывая в том числе и «рекомендацию» Ирины) избрал царём шурина Фёдора, Бориса Годунова, и принёс ему присягу на верность. 1 (11) сентября 1598 год Борис венчался на царство. Близкое свойство, что было характерно для того времени, перевесило дальнее родство возможных претендентов на трон. Не менее важным представлялся тот факт, что Годунов уже давно фактически правил страной от имени Фёдора. 16 октября 1604 г. Лжедмитрий I с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. 13 апреля 1605 г. Борис Годунов умер в возрасте 53 лет.

Неизвестный русский художник. Портрет царя Василия Ивановича Шуйского.
Копия по гравюре И. Штенглина с неизвестного оригинала II половина XVIII в.


Василий Иванович Шуйский (1552 —1612) —русский царь c 1606 по 1610 годы (Василий IV Иоаннович). Представитель княжеского рода Шуйских (суздальская ветвь Рюриковичей). В 1591 вёл следствие по делу царевича Дмитрия. После падения Годунова пытался осуществить переворот, однако был арестован и сослан вместе с братьями. После смерти 17 (27) мая 1606 года Лжедмитрия I, 19 (29) мая группа приверженцев Василия Ивановича «выкликнула» Шуйского царём. Был коронован 1 июня Новгородским митрополитом Исидором. В сентябре 1609 года в пределы России вторгся польско-литовский король Сигизмунд III, осадивший Смоленск. Поражение войск Дмитрия от армии Сигизмунда 24 июня 1610 и восстание в Москве привели к падению Шуйского. 17 (27) июля 1610 года частью боярства, столичного и провинциального дворянства Василий IV Иоаннович был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи, причём отказался сам произносить монашеские обеты. В сентябре 1610 он был выдан (не как монах, а в мирской одежде) польскому гетману Жолкевскому, который вывез его и его братьев Дмитрия и Ивана в октябре под Смоленск, а позднее в Польшу. В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду и принесли ему торжественную присягу. Бывший царь умер в заключении в Гостынинском замке, в 130 верстах от Варшавы.

Неизвестный русский художник. Портрет патриарха Филарета.
.


Патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов; ок. 1554 — 1633) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; третий Патриарх Московский и всея Руси (1619—1633). Первый из рода Романовых, носивший именно эту фамилию; отец первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича (избранного на трон в 1613 году). Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был избран русским царём.

Неизвестный русский художник. Портрет царицы Марии Ильиничны Милославской.
Копия по гравюре И. Штенглина с неизвестного оригинала II половина XVIII в.


Царица Мария Ильинична, урождённая Милославская (1624 - 1669), 1-я жена царя Алексея Михайловича, мать Федора III, Ивана V и царевны Софьи Алексеевны. Родила в браке 13 детей. Во время царского похода 1654 г. царица Мария Ильинична выделила средства на устройство по городам госпиталей для больных и увечных. Мария Милославская похоронена в Вознесенском соборе Вознесенского девичьего монастыря Московского Кремля.

Неизвестный русский художник. Портрет царевны Софьи Алексеевны.
Копия по гравюре И. Штенглина с неизвестного оригинала II половина XVIII в.


Царевна Софья Алексеевна (1657 — 1704), дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване. 29 мая 1682 года стрельцы настояли, чтобы царевна Софья Алексеевна приняла на себя управление государством по причине малолетства её братьев. 1689 года Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по понятиям того времени, вступил в пору совершеннолетия. После отстранения царевны от власти она содержалась под охраной в Новодевичьем монастыре. Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Неизвестный русский художник. Портрет царицы Евдокии Федоровны.
Копия по гравюре И. Штенглина с неизвестного оригинала II половина XVIII в
.


Царица Евдокия Фёдоровна, урожденная Лопухина (1669 — 1731), первая супруга Петра I (с 27 января 1689 до 1698), мать царевича Алексея, последняя русская царица. Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. Событие было знаковым для тех, кто ждал, когда Пётр сменит правительницу Софью. 23 сентября 1698 года её отправили в Суздальско-Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц), где она была пострижена под именем Елены. В 1718 году она была переведена из Суздаля сначала в Александровский Успенский монастырь, а затем в Ладожский Успенский монастырь, где 7 лет жила под строгим надзором до кончины бывшего мужа. В 1725-м её отправили в Шлиссельбург. С воцарением своего внука Петра II (спустя несколько месяцев), она была с почётом перевезена в Москву и жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Новодевичьем монастыре — в Лопухинских палатах. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих её документов. Умерла Евдокия в 1731. Императрица Анна Иоанновна относилась к ней уважительно и пришла на её похороны. Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери рядом с гробницами царевен Софьи и её сестры Екатерины Алексеевны.

Неизвестный художник. Портрет Анны Леопольдовны. Тип Л. Каравака. II половина XVIII века.


Великая княгиня Анна Леопольдовна (при рождении Елизавета Катарина Кристина, принцесса Мекленбург-Шверинская нем. Elisabeth Katharina Christine, Prinzessin von Mecklenburg-Schwerin; 7 декабря 1718, Росток — 19 марта 1746, Холмогоры) — правительница (регентша) Российской империи с 9 ноября 1740 по 25 ноября 1741 при малолетнем императоре Иване VI из Мекленбургского дома. Дочь Карла Леопольда, герцога Мекленбург-Шверинского, и царевны Екатерины Иоанновны. В 1740 году она родила сына Ивана, наследника престола. В том же году по низложении регента Бирона объявила себя правительницей при младенце-императоре Иоанне VI. В конце 1741 года была свергнута в результате военного переворота, приведшего на престол Елизавету Петровну. Последние пять лет своей жизни бывшая правительница содержалась под стражей в Дюнамюнде и Раненбурге, а потом в Холмогорах. Умерла в заточении 8 (19) марта 1746 года, по официальной версии от родильной горячки, после пятых родов. Её тело было перевезено в столицу и торжественно погребено в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

Неизвестный русский художник. Портрет императрицы Екатерины II.
Фрагментарная копия с оригинала С. Торелли II половина XVIII в.


Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексеевна; 1729,— 1796) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 год. Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.

Неизвестный русский художник. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве.
Копия с оригинала Ф.С. Рокотова. 1780-е гг.


Александр I Павлович (1777 - 1825) — император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. В 1805—1807 годах участвовал в антифранцузских коалициях. После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813—1814 годах антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814—1815 годов и организаторов Священного союза.

Неизвестный русский художник. Портрет великого князя Константина Павловича в детстве.
Тип Бромптона-Рокотова. II половина XVIII в.

Великий князь Константин Павлович (1779 —1831) — российский цесаревич, второй сын Павла I и Марии Фёдоровны, считавшийся до самой смерти старшего брата Александра Павловича наследником русского престола. Константин Павлович вошёл в историю прежде всего как несостоявшийся (хотя и провозглашённый) император, чей необычно оформленный отказ от престола привёл к политическому кризису.


В этой части нашего повествования мы частично показали портреты государей российских и их родственников, которые попали в Портретную галерею графа Шереметева. В следующих частях мы расскажем о славных придворных и государях европейских, портреты которых вошли в собрание Петра Борисовича.
Здесь находятся части и .

Адрес: улица Юности, дом 2. Проезд до ст. м. Рязанский проспект, Выхино, Новогиреево. Подробнее .
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, парк с 10:00 до 20:00
Выходной день - понедельник и вторник, последняя среда месяца - санитарный день.
Цена билета: полный - 100 руб, льготный - 50 руб. Подробности .
Каждое 3-е воскресенье месяца музей работает бесплатно (в режиме самостоятельного осмотра экспозиций и выставок).