Эстетические идеи О. Уайльда

Проблематика (rp. problema - нечто, брошенное впе­ред, т. е. выделенное из других сторон жизни) - это идейное осмысление писателем тех социальных харак­теров, которые он изобразил в произведении. Осмысле­ние это заключается в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемых характеров, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существен­ными.

Определяя основные задачи искусства, Чернышев­ский подчеркивал, что «кроме воспроизведения жизни, искусство имеет еще и другое значение - объяснение жизни» (99, 85). Соглашаясь в принципе с такой мыслью, следует заметить, что слово «объяснение» не совсем подходит к произведениям искусства, оно более умест­но в науке. Писатели редко и обычно в малой мере стремятся к «объяснениям» своего замысла; почти всег­да они выражают свое осмысление характеров в их изображении.

Так в поэме Пушкина «Цыганы» изображены характе­ры «диких» цыган, кочующих в степях Бессарабии, и характер молодого человека Алеко, принадлежавшего ранее к образованным и свободолюбивым круга"м сто­личного общества, но бежавшего из «неволи душных городов» («его преследует закон») к цыганам. Это тематика поэмы, необычная, до тех пор не известная русским читателям. Эта новая тематика поэмы была порождена новой, романтической проблематикой. По­следняя заключается в том, что поэт всячески подчерки­вает в изображении цыганской жизни ее совершенную вольность, полное отсутствие в ней какого-либо принуж­дения (трудового, гражданского, семейного), а в харак­тере Алеко - стремление приобщиться к свободной жизни цыган, стать «вольным, как они», и неудачу таких его стремлений, вызванную вспышкой эгоистических страстей в его душе, воспитанной «неволей душных городов».

Проблематика в еще большей степени, чем тематика, зависит от миросозерцания автора. Поэтому жизнь одной и той же социальной среды может быть осознана различно писателями, имеющими разное идейное миро­созерцание. Горький и Куприн изображали в своих


поризведениях фабрично-заводскую рабочую среду. Однако в осознании ее жизни они далеки друг от друга. Горького в романе «Мать», в драме «Враги» интересуют в этой среде люди, политически мыслящие и нравственно сильные. Он подмечает в них те ростки социалистического самосознания, развитие которых скоро сделает эту классо­вую среду наиболее активной и общественно прогрессивной силой, противостоящей всему деградирующему буржуа­зно-дворянскому строю. Куприн же в повести «Молох» видит в рабочих безликую массу измученных, страдаю­щих, достойных сочувствия людей, не способных противо­стоять капиталистическому Молоху, пожирающему их силу, ум, здоровье и вызывающих самые горькие раз­мышления у гуманистически настроенной демократичес­кой интеллигенции.


Но сами социальные характеры, изображенные в произведении, и их эмоциональное осмысление со сто­роны автора могут находиться в разном соотношении. Во многих произведениях литературы античности, сред­них веков и начала нового времени осмысление характе­ров, выделение и усиление некоторых, наиболее сущест­венных их. свойств часто имело для самих авторов и читателей более важное значение, нежели изображение этих характеров во всей их целостности, во всей их многогранности и реальности. Осознаваемые автором свойства характера при этом настолько выделялись и усиливались, что заслоняли собой и подчиняли себе все прочие. В результате характеры становились как бы только носителями этих наиболее существенных свойств - героизма, самоотверженности, мудрости или жестокости, льстивости, жадности и т. п., а сами эти свойства получали поэтому широкое обобщающее значение. Образы персона­жей произведений, основанные на таком осмыслении их характеров, легко приобретали нарицательное значение.

Так изобразил Шекспир датского принца Гамлета, выделив и резко усилив в его характере нравственные колебания, тяжелую внутреннюю борьбу между чувством долга отомстить за смерть отца его убийце, завладевше­му престолом, и смутным сознанием невозможности одному выступить против царящего кругом зла; поэтому этот образ получил нарицательное значение.

Мольер в комедии «Тартюф», выведя в лице главного героя пройдоху и лицемера, обманывающего прямодушных и честных людей, изобразил все его мысли и действия

как проявления этой основной отрицательной черты харак­тера. Пушкин писал об этом: «У Мольера Лицемер воло­чится за женой своего благодетеля, лицемеря; принимает имение под сохранение - лицемеря; спрашивает стакан воды - лицемеря» (50, 322). Имя Тартюфа стало нари­цательным обозначением лицемеров.

Анализируя такие образы и целые произведения, надо обращать внимание не только на их очень заостренную проблематику, но и на социально-историческую сущность изображенных в них характеров, которая и давала воз­можность такого осмысления их. У Мольера Тартюф - это не случайный выскочка, проникший в дворянскую среду. Свои обманы он лицемерно прикрывает пропо­ведью религиозной нравственности, что было характерно для реакционных церковников -Франции эпохи Мольера. В более поздние эпохи, особенно к началу XIX в., передовые писатели разных европейских стран стали глуб­же проникать в сущность человеческих отношений, яснее осознавать связь человеческих характеров с определенной средой, определенными условиями жизни. Поэтому и осоз­нание характеров изображаемых ими героев становилось все более разносторонним и многогранным. Проблематика произведений заключалась теперь в том, что наиболее важные свойства характеров героев выделялись среди мно­гих других связанных с ними, но иногда и противореча­щих им.

В реалистических произведениях проблематика бывает особенно трудна для анализа, так как эти произведения часто заключают в себе очень широкое и. разностороннее изображение характеров; и в многогранности их изображе­ния открываются те их существенные особенности, кото­рые наиболее важны для писателя. Пример этого - изоб­ражение некоторых главных героев в «Войне и мире» Л. Толстого. Так, князь Андрей показан писателем в са­мых разных связях и взаимоотношениях со многими героями как в мирной жизни, так и на войне. В его лич­ности проявляются самые разные качества - ум, образо­ванность, способность к военной и государственной дея­тельности, критическое отношение к свету, искренняя сим­патия к отцу и сестре, любовь к сыну и Наташе, дружеское отношение к Пьеру и т. д.

Но эта многогранность характера Андрея все же таит в себе определенное авторское осмысление. Толстой акцен­тирует внимание на тех чертах, которые представляются ему наиболее существенными в нравственно-психологи-


ческом отношении, - это слишком сильно развитое лич­ностное начало и некоторая рассудочность, преобладание умственной сферы сознания над эмоциональной и выте­кающее отсюда скептическое отношение к жизни. Наличие персонажей, обладающих целостностью поведения, миро­понимания, переживаний, - необходимое условие суще­ствования полноценных эпического и драматического произведений 1 .

При анализе проблематики надо иметь в виду, что писатели очень часто прибегают к сопоставлению характе­ров и раскрытию интересующих писателя черт п о контрасту. При этом особенно отчетливо выступают именно те грани характеров, которые представляются писателям наиболее важными, значительными и в которых заключается идейная проблема произведения. Так, еще в народных сказках добрая колдунья противопоставлялась злой мачехе, умные старшие братья - младшему брату Иванушке-дурачку, который оказывался смышленее и удач­ливее их.

Антитетичность характеров обычно резко подчеркнута в произведениях классицизма. Антитезы составляют суще­ственную сторону проблематики и в реалистических произ­ведениях. В них с еще большей отчетливостью отража­ются и преломляются реальные противоречия самой дей­ствительности. Так, повесть Лермонтова «Княжна Мери» построена на антитезе характера Печорина, с его глубо­кими и затаенными романтическими стремлениями, харак­теру Грушницкого, с его наигранной и показной романти­кой; повесть Чехова «Человек в футляре» - на контрасте политической трусливости Беликова и свободомыслия Ко­валенко; «Русский лес» Леонова - на антитезе граждан-

" В модернистской литературе широко распространялось неверное представление, будто понятие «персонаж» устарело, так как сознадше современного человека являет собой нечто неупроченное и хаотическое. Подобные мысли, опираясь на опыт литературы «потока сознания» (Дж. Джойс, М. Пруст), настойчиво выражают представители француз­ского «нового романа» (А. Роб-Грийс, Н. Саррот). Предметом худо­жественного изображения провозглашается «чистое» сознание человека, утратившего свою личность под напором впечатлений извне. Персонаж рассматривается лишь в качестве «подпорки» (необязательной, в конеч­ном счете даже ненужной) для воспроизведения этого «чистого» со­знания. Отрицание персонажа означает одновременно отрицание всей системы художественного освоения жизни, характерной для эпоса и драмы. Отсюда распространенные в модернистской эстетике лозунги «антиромана», «антитеатра» и т. п.


ской честности Вихрова и карьеризма, продажности Гра­цианского; «Живые и мертвые» Симонова - на противо­поставлении глубоко осознанного патриотизма Серпилина, Синцова и многих других представителей советского обще­ства трусливому эгоизму таких людей, как Баранов.

Проблематика литературных произведений может отра­жать разные стороны общественной жизни. Она может быть нравственной, философской, социальной, идейно-по­литической, социально-политической и т. д. Это зависит от того, на каких сторонах характеров и на каких противо­речиях акцентирует внимание писатель.

Пушкин в характере Онегина, Лермонтов у Печорина осознавали в основном идейно-политическое недовольство реакционным укладом русской жизни. Турге­нев в «Дворянском гнезде» раскрывает в Лаврецком преж­де всего ощущение гражданско-нравственного долга перед Россией и ее народом. В «Отцах и детях» Тургенева основное внимание сосредоточено на фило­софских позициях героев, в особенности на материа­листических воззрениях Базарова; поэтому в романе такое значительное место занимают философские споры между


Особенно важно то, насколько глубоки и значительны литературные произведения по своей проблематике. Зна­чительность и глубина проблематики зависит от того, насколько серьезны и существенны те противоречия самой действительности, которые писатели могут осознать благо­даря особенностям своего миропонимания.

Таковы, например, различия в изображении крестьян­ской жизни у Тургенева и Некрасова. Тургенев, с его либе­рально-просветительскими взглядами, видит в жизни крестьян страдания их под гнетом помещиков и сознает, что несчастья и горести народа проистекают не столько от жестокости и легкомыслия отдельных дворян, сколько вообще от рабского положения крестьянства. Но он инте­ресуется при этом главным образом нравственным достоинством отдельных крестьян и показывает, что нередко крестьяне в гораздо большей мере, чем помещики, могут обладать не только добрым сердцем, но и глубо­ким умом и эстетическими склонностями, а иногда и спо­собностью к социальному недовольству. Само раскрытие высоких нравственных свойств и человеческого достоин­ства людей из народа было выражением протеста писа­теля против крепостничества.

Некрасов, с его революционно-демократическими идеа­лами, осознает жизнь народа гораздо глубже. В его изоб­ражении крестьянин, угнетенный помещиками и чиновни­ками, - это прежде всего труженик, «сеятель и храни­тель» родной земли, создатель всех материальных цен­ностей, за счет которых живет все общество. И вместе с тем крестьянство у него - самостоятельная социаль­ная сила, могущая противостоять своим поработителям.

Из сказанного можно сделать вывод, что проблематика представляет собой более активную сторону идейного содержания произведений, нежели их тематика, и что те­матика в значительной мере определяется проблематикой.


Писатель всегда выбирает для своего изображения те или иные характеры и отношения именно потому, что его осо­бенно интересуют определенные стороны и свойства этих характеров и отношений.

Проблематика творчества

"Красива ли кровь? Может ли мир положиться на красоту, как на спасение? Ведь красота - это святость", "Может ли зло творить благо?" Это главные вопросы творчества Анатолия Королева. "Двойственная природа всех привычных и, кажется, давным-давно утвержденных в сознании человечества ценностей -- сам человек, его язык и его свобода, красота и добро, Бог, наконец, который, вроде бы, есть источник красоты и добра, но почему же тогда добро иногда смертоносно, а зло так красиво, что человек не может нравственно устоять перед этой гибельной красотой?" - пишет Королев в одной из повестей.

Что движет личностью, когда он совершает преступления, не совместимые с понятием человечности, с человеколюбием, милосердием? Особенно остро эти вопросы встают в одном из удивительнейших и глубочайших произведений современной литературы - повести "Голова Гоголя".

"Голова Гоголя" - приговор или оправдание человечеству? Поэтика зла в повести

В этой повести есть все: начиная с ярчайших признаков постмодернизма в литературе - диалогизма, интертекстуальности; заканчивая вечными вопросами мировой литературы и мироздания в целом (естественно, без ответа, ведь автор следует традиции гениев русской литературы и оставляет читателю возможность самостоятельно выбирать ответы).

Рисуя красоту зла, поднимая ее до эстетики, автор переносит нас в революционную Францию. Вот где воистину можно "насладиться" изысканной эстетикой смерти, эстетикой умерщвления, только здесь можно встретить настоящих эстетов-ценителей, где "рождается предмет новой красоты …: голову врага народа нужно показать гражданам свободного Парижа".

Еще в самом начале повести, когда речь, казалось бы, идет о судьбе России, автор рассказывает о присутствии на казни во Франции Тургенева. Казнили некоего Тропмана, совершившего зверское убийство целой семьи. Пишет он о негодовании Достоевского по поводу того, что Тургенев, согласившись лицезреть диковинное зрелище, не нашел в себе силы досмотреть его, отвернувшись "лицом, глазами, мыслью и душой в сторону от смерти". "Нельзя отвертываться, нельзя …"

Отвернувшись, он еще не увидел и нечто знаковое: "два француза прорвались сквозь оцепление и, подлезши под гильотину, стали мочить белые носовые платки в крови, которая текла наземь сквозь дощатые щели помоста. В этом жесте - вся Франция, с ее патетическим смакованием смерти… сцена совершенно невозможная в России.

Итак, Королев начинает сравнивать Францию и Россию. Казалось бы, что может быть различного в двух самых известных и самых кровавых революциях, когда-либо потрясавших мир? Но мастер мысли и слова ищет эти различия - и находит в самых неожиданных местах.

Если во Франции казни и торжество революционного разгула, кровавого и беспощадного, - это жест новой, кровавой по сути, но чистой именно благодаря этой крови, Свободы, то в России дело обстоит не совсем так. Россия то ли с революционером, то ли с самим Сатаной передает поклон Октябрьского переворота Великой французской революции. Сталин - хозяин мертвых душ (привет Николаю Васильевичу) - здесь за Бога. Казни, смерть, ужас также гиперболизируются, доводятся до абсурда, но на российской почве все это видится и звучит как-то иначе: вместо высокой патетики и эстетичности Зла во Франции - в России Corpus mysticum, источающий лишь яды, доносы, зависть и злобу. И в то же время в этом есть проблеск надежды, и даже проявление духовности. Только в разговоре о России на страницах повести появляются понятия: жалость, сострадание, мысли о Боге, хотя и в смысле их отсутствия. Но все же это не холодная бесчувственная эстетика Франции, люди здесь все же чувствуют боль и испытывают муки.

Но главная мысль в том, что и там, в холодной Франции, и здесь, в жестокой и неуловимой птице-тройке - России, - присутствует то самое абсолютное Зло, Сатана, который искушает народ и заставляет его совершать немыслимые преступления против самого человеческого сердца. Но заставляет ли, или это суть самой человеческой природы - по первому зову искусителя окунаться в самое противоестественное, что только существует на земле - убийство себе подобных ради славы, ради собственного блага? А если это не собственное благо, а благо будущих поколений? А если иначе не выжить?

Причем же здесь Гоголь?

Не стоит забывать о том, что речь идет о постмодернистском произведении, где Гоголь - всего лишь инструмент, хотя и главный ключ к пониманию. Рассмотрим, как Королев использует фигуру Гоголя.

Сатана присутствует в произведении, постоянно появляясь в разных обликах, принимая различные облики, отождествляясь с разными персонажами, но чаще всего с Гоголем, возможно, из-за его дьявольской загадочности. А может из-за того, что Гоголь первым показал всю неприглядность мира (российской глубинки) в его собственном, гоголевском, зеркальном отражении, в котором он "приумножил фантазией сумму злых вещей в мире". Гоголь, как и дьявол, служит увеличительной линзой, "которая как взглянет на кого, так разом увеличивает человека до сущности вопроса", и "негде спрятаться человеку в гоголевской пустыне". Основой сюжета становится перепев мифа о Гоголе: его нервическая натура, страдающая манией преследования, любовь к чертовщине и в то же время почти фанатическая вера в христианство, трудноизлечимая и малопонятная болезнь, "помрачающая ум невыразимыми предчувствиями", обстоятельства смерти и, наконец, ужасающие слухи о его захоронении заживо до сих пор будоражат воображение.

Отчего же Гоголю вменяется ответственность за судьбу России? Гоголь - великий мастер слова. А слово обладает огромной силой. Королев говорит, что язык -- это обыкновенный фашист, что власть слова слишком велика и божество глагола жаждет крови, о том, что тенью круглой фразы становится отрубленная на гильотине революции голова врага народа. Война может быть не только войной пушек, но и фраз. Фразы жаждут приношений. "Мертвецы становятся восклицательными знаками во фразе. Смертоносное цветение фраз дает плоды."

В оценках своих Королев обнаруживает эту тенденцию к постмодернистской двойственности, к поиску абсолютной объективности. Слово может творить и добро и зло, но грань настолько тонка, что никогда нельзя точно знать, чем откликнется сказанное слово - вот в чем пафос Французской революции (а также Октябрьского переворота и революции в целом) - в том, что одно лишь слово Свобода вскружило головы, и их обладатели понеслись вперед защищать свою Свободу, чтобы потом, оказавшись на вершине, потерять эти свои головы уже в самом обычном смысле - на гильотине, под ожесточенные возгласы пьяной от запаха крови толпы. И снова мы видим двойственность, противоположные полюса одного и того же явления, которые, несмотря на полярность, легко переходят одно в другое, в очередной раз напоминая известную французскую поговорку о том, что противоположности сходятся. Противоречивость и двойственность - почти в каждой фразе повести: зло - красиво, красота - это добро, но порождена красота злом. Все неоднозначно: Сталин, творящий самосуд, на самом деле пытается привлечь внимание Бога, чтобы найти спасение; отрубленная голова Иоанна Крестителя - это "червонно-красный плод с древа познания добра и зла".

По сей день является одной из самых интересных тем в литературоведении. Ведь творчество Михаила Юрьевича дает обширную почву для раздумий, оно поражает своей глубиной, а также диапазоном чувств и эмоций, в них вложенных. Во многом тематика творчества Лермонтова связана с его биографией, кроме того, она продиктована писателю самим временем. В этом отношении следует отдельно рассматривать поэзию, лиро-эпические произведения и прозу автора.

Лирика

М. Ю. Лермонтов оставил огромное наследие в виде своих бессмертных стихов. Он начал писать очень рано, и уже даже самые первые опыты были проникнуты огромными переживаниями. Проблематика позволяет разделить все его лирическое творчество на несколько категорий:

1. Стихи об одиночестве, в которых основной мотив - непонимание, разрыв с людьми.

2. Поэт и поэзия.

3. Стихи о любви.

4. Стихи о природе, о Родине.

5. Стихи о войне.

Рассмотрим каждую из категорий.

Стихи Лермонтова об одиночестве

Михаил Лермонтов воспитывался бабушкой. Он не узнал ни отцовской, ни Возможно, именно это и повлияло на все творчество поэта. В частности, это оказало влияние на формирование данной темы творчества. Лермонтова волновало то, как к нему относились люди. Его также удручали нравы, царящие в его время. В пример можно привести стихотворение "Как часто пестрою толпою окружен", в котором слышится жестокий упрек лицемерному обществу. Герои Лермонтова часто уносятся в мир мечты, в данном тексте это мир детства, беззаботного и чистого. В позднем творчестве мотив одиночества перестает сопрягаться с обвинениями, но он еще больше усиливается. Как сильно звучат строки стихотворения "Утес"! В восьми строках поэту удалось выразить всю боль и тоску одинокого сердца. Данная проблематика произведений Лермонтова тесно связана с такими образами, как парус, листок, утес.

Стихи о природе

Лермонтов питал самые теплые чувства к российским пейзажам. Именно на природе его лирический герой чувствует себя более спокойно, уравновешенно и гармонично. Наиболее яркое произведение, посвященное красоте русской природы - "Когда волнуется желтеющая нива". Произведение очень гармоничное и мелодичное. Первые три строфы - описание природы. Лермонтов оживляет то, что его окружает. Нива волнуется, малиновая слива "прячется в саду", ландыш "приветливо кивает головой". Любуясь происходящим, герой начинает чувствовать смирение и покой, все его тревоги угасают, а в небесах он начинает видеть облик Божий.

Любовная лирика

Проблематика произведений Лермонтова о человеческих чувствах не ограничивается лишь одиночеством. Поэт также уделяет внимание любви. Правда, любовь в его лирике всегда показана как трагедия. С самых первых стихотворений Лермонтов рисует нам трагические отношения между лирическим героем и его возлюбленной. Герой страдает из-за насмешек, непонимания. Наиболее яркий пример - стихотворение "Нищий". Оно построено по принципу Первая часть - история нищего, которому вместо милостыни в руку положили камень. Вторая часть - обманутые чувства лирического героя. После знакомства Лермонтова с настроение меняется. Теперь чувства взаимны, но возлюбленным не дают быть вместе. Таково стихотворение "Мы случайно сведены судьбою".

Военная поэзия

Темы творчества Лермонтова не ограничиваются чувствами. Он также обращался к теме войны. Своеобразие поэзии данной тематики в том, что Лермонтов уделяет большое внимание противоестественности насилия. Так, в стихотворении "Валерик" поэт рисует красивую природу Кавказа, ей не интересны кровавые события, устроенные людьми. В стихотворении обращается к теме исторического прошлого родной страны, он восхищен былым могуществом нации. Это глубоко патриотическое произведение.

Проза Лермонтова

самым ярким стал роман "Герой нашего времени". В центре изображения - Печорин. Это герой, которые совершает поступки необдуманно. Он губит людей, сам того не понимая. При этом Печорин глубоко убежден в том, что люди его не понимают, что многие его недостойны. В действительности он талантлив и умен, им можно восхищаться. Но есть черты, которые нельзя назвать положительными: неумение дружить и любить, гордыня и эгоизм. Проблемы, которые поднимает Лермонтов (краткое содержание произведения наглядно это показывает) - это поиски героя времени и развенчание современной эгоцентричной молодежи, а также проблемы нравственности.

Лиро-эпические произведения

Одна из самых ярких поэм Михаила Лермонтова - "Мцыри". Одинокий романтический герой заброшен по воле судьбы в монастырь. Он воспитывается в нем, но не чувствует себя как дома. Мцыри ощущает свою неприкаянность, он словно в заточении, мечтает попасть на свободу. Проблематика произведений Лермонтова пересекается в данной поэме. Здесь поднята и тема одиночества, и тема свободы, и наглядно видно, насколько трепетно Лермонтов относится к природе.

Кроме того, поэма является ярким примером романтического произведения. Мцыри стремится в мир мечты. Пробыв один день на воле, он понимает, что такое настоящая жизнь. Пребывание в монастыре теперь становится невозможным. Получив смертельные ранения в схватке с барсом (олицетворение неистовых сил природы), Мцыри погибает. Таков трагический пафос всего творчества писателя. Герои Лермонтова в столкновении с реальностью чаще всего проигрывают. Их мечтам не суждено сбыться, но и в этом мире жизнь невыносима.

министерство образования и науки украины

Черкасский национальный университет

имени Богдана Хмельницкого

Факультет русской филологии и социальной педагогики

Кафедра зарубежной литературы

Шпилевая Галина Васильевна

ПРОБЛЕМАТИКА ТВОРЧЕСТВА ОСКАРА уАЙЛЬДА

Квалификационная работа

студентки 4-А курса

Научный руководитель:

доц. Козюра О.В.

Черкассы – 2008


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….……………3

ГЛАВА I. ЭСТЕТИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ. ВЛИЯНИЕ ЭСТЕТИЗМА НА ТВОРЧЕСТВО ОСКАРА УАЙЛЬДА ……………….………

1. 1. Эстетизм как литературное течение ………………………………..….….5

1. 2. Эстетические теории Дж. Рёскина и У. Пейтера, их влияние на творчество Уайльда ………………………………………………….…...………6

1. 3. Эстетические идеи Уайльда в сборнике «Замыслы» ...…………….……..9

Выводы к разделу ……………………………………………………..…….…..11

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМАТИКА СКАЗОК ОСКАРА УАЙЛЬДА …..….……...12

2. 1. Проблема соотношения героев и окружающего мира ……….……….…13

2. 2. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней ………….…....14

2. 3. Тема сапожертвования ……………………………..……………….….….16

Выводы к разделу ……………………………………………………….………17

ГЛАВА III. ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» …………………………….………18

3. 1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей писателя ………………………………………………..…………………….…..19

3. 2. Проблема соотношения искусства и действительности..………….……21

3. 3. Конфликт аскетизма и ядонизма в романе ……………………………….24

Выводы к разделу ……...……………………………………………….……….27

ВЫВОДЫ ……………………………………………….……………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………30

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА ………..34


ВВЕДЕНИЕ

Темой нашего исследования является проблематика творчества Оскара Уайльда.

При написании работы мы пользовались статьями и исследовательскими материалами таких литературоведов, как Андроник А., Афанащенко Л., Бульваренко Л., Соколянский М.

Актуальность работы заключается в том, что творчество О. Уайльда очень многогранно, но при этом исследовано недостаточно.

Цель работы состоит в том, чтобы более детально изучить проблематику творчества О. Уайльда, обратить особое внимание на его сборник литературно-критических и эстетических статей «Замыслы», сказки и, конечно, роман «Портрет Дориана Грея», выделив основные проблемы, раскрытые писателем.

Даная цель предполагает решение таких задач:

· Рассмотреть эстетизм как литературное течение, определить его влияние на творчество О. Уайльда;

· Выделить основные проблемы, раскрытые писателем в его сказках, проанализировать их;

· Изучить проблематику романа «Портрет Дориана Грея», выделить эстетические мотивы в нем.

Объектом исследования является творчество Оскара Уайльда (В данном

случае – сборник критических статей «Замыслы», сказки и роман «Портрет Дориана Грея»).

Предметом исследования является проблематика творчества писателя.

Материалом работы послужили сборник «Замыслы», сказки и роман «Портрет Дорина Грея».

Теоретическая значимость определяется тем, что в работе проведен анализ проблематики произведений и аргументированно существование понятия эстетизм в литературоведческом контексте.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее на уроках литературы при изучении творчества Оскара Уайльда, при изучении зарубежной литературы в высших учебных заведениях, а также при написании курсовых работ.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списков использованной литературы и фактического материала.


ГЛАВА I . ЭСТЕТИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ. ВЛИЯНИЕ ЭСТЕТИЗМА НА ТВОРЧЕСТВО ОСКАРА УАЙЛЬДА

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд (1854-1900) – известнейший английский писатель, автор поэзий, сказок, комедий, остросюжетных новел. Наиболее известное его произведение – «Портрет Дориана Грея» – ярчайший образец интеллектуального романа ХIX века. В творчестве О. Уайльда выражены как романтические традиции первой половины ХIX века, так и реалистические и модернистские эстетические принципы его второй половины.

В истории мировой литературы писатель вошел как наиболее яркий представитель феномена в искусстве, известного под названием эстетизм.

1.1. Эстетизм, как литературное течение

Эстетизм – течение в английской эстетической мысли и искусстве. Зародилось в 1870-е годы, окончательно сформировалось в 1880-1890-ие гг. и утратило свои позиции в начале ХХ века, слившись с различными формами модернизма .

«Эстетизм, – находим мы определение в статье Т. Кривиной, – это художественное направление, возведшее в абсолют идею чистой Красоты возвышающейся над реальной жизнью, являющейся субстанцией рафинированного, изысканного искусства» .

«Естетизм располагает искусство и Красоту по ту сторону добра и зла, – говорит в статье «Путь эстетизма» Д. Яковлев, – снимая с художественного творчества ответственность за «побочные» возможные последствия неэстетического характера . Именно идеал эстетизма – искусство для искусства – оказался наиболее живучим и приемлемым как для художников-модернистов, так и для адептов постмодернизма.

Стремление к прекрасному идеалу, который рождается в творческих исканиях художника, нашло свое отражение еще в древних мифах. Вспомним миф о Пигмалионе, что влюбился в сотворенную им статую. Не являлась ли эта история одной из первых попыток человека доказать, что искусство в каком-то смысле сильнее, совершеннее, самой жизни? В мировой литературе подобные попытки повторялись и наиболее полнокровно – в эстетических трудах Шиллера и Шелли, в творчестве Гёте и Китса, в искусстве прерафаэлитов, время от времени провозглашалась идея: «мир спасет Красота». Художники прошлого, воспевая красоту, не абсолютизировали разрыв между своими идеалами и реальной жизнью и верили в воспитательную силу Искусства. В то же время само их стремление привести человека к миру прекрасного через театр, поэзию, живопись объяснялось глубокой неудовлетворенностью обыденной действительности. Эстетизм явился крайним проявлением этой неудовлетворенности. .

1.2. Эстетические теории Дж. Рёскина и У. Пейтера и их влияние на творчество О. Уайльда

Существенную роль в формировании теории эстетизма сыграл публицист, историк и теоретик искусства, литературный критик Джон Рёскин. В оригинальных по форме художественные эссе Рёскина дано эстетическое обоснование многих тенденций в английской литературе XIX. Полнее всего он сумел усвоить и сформулировать принципы романтической эстетики, но он также пришел к осознанию ряда принципов реалистического творчества. Отсюда – переходной характер эстетических мировоззрений Рёскина, находящихся в эволюции от романтизма к реализму . Эстетические трактаты Рёскина носили полемический характер. Не принимая идеи консервативных критиков, он создавал теории, проникнутые демократическим пониманием культуры.

Трактат «Современные художники» (1843-1860) в пяти томах был задуман как слово в защиту художника Тернера, искусство которого не было понято критиками того времени, но в процессе написания этот трактат вырос в систематическое изложение эстетических идей Рёскина и явился замечательным произведением художественной критики в Англии ХIХ века. Идеи Рёскина стали популярными, а имя – знаменитым .

Рёскин обращался к творчеству великих писателей и художников прошлого и настоящего с целью раскрыть высокие идеалы красоты, свободы, мира, понять смысл бытия и закономерности социального и культурного развития общества. В своих «Лекциях об искусстве» Рёскин говорил о том, что искусство любой страны является представителем ее социальных и политических свойств и точно выражает ее нравственную жизнь. В этом и состоит существо художественной правды.

Ведущую роль в эстетике Рёскина играет категория прекрасного. Критик много пишет об идеале красоты. Идею красоты дающей ощущение счастья, он противопоставлял безобразию действительность. Прекрасное в его трактовке означает преимущественно нравственную силу и правду человека, стремящегося к совершенствованию и счастью, а также гармонию природных форм .

Рёскин развивал мысль о связи эстетического и этического начала в искусстве и литературе. По его убеждению, искусство может существовать и совершенствоваться только при условии надлежащего уровня нравственности . Теория Рёскина легла в основу уайльдовской теории эстетизма. Сама сердцевина теории Рёскина – Красота как абсолют была принята О. Уайльдом и получила дальнейшее развитие в его сборнике «Замыслы» и романе «Портрет Дориана Грея». Однако мы не можем сказать, что теорию Рёскина Оскар Уайльд принял полностью и безоговорочно. Наиболее серьезные разбежности возникли в аспекте связи искусства и нравственности. Как уже говорилось выше, Джон Рёскин считал, что искусство и Красота неотделимы от нравственности, Оскар Уайльд отходит от своего учителя и в сборнике «Замыслы», а далее и в предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» говорит о том, что «…нравственная жизнь человека – лишь одна из тем …творчества» (2, 7), вступая в прямую полемику с Рёскином, утверждающим, что «…искусство любой страны является представителем ее социальных и политических свойств и точно выражает ее нравственную жизнь» , в своей статье «Упадок искусства лжи» Оскар Уайльд говорит о том, что «… жизнь подражает искусство гораздо больше, чем искусство подражает жизни…» (1, 258)

Более близким мировоззрению Оскара Уайльда были принципы эстетизма, изложенные учеником Джона Рёскина – Уолтером Пейтером, который придерживался субъективистского варианта концепции «искусство для искусства». Для него искусство не должно учить добру, оно безразлично к морали. Прекрасное субъективно, поэтому задача критика лишь выразить свое личное переживание от встречи с произведением искусства. Таково, например, изложение Пейтером впечатлений о «Джоконде» Леонардо да Винчи, в котором он видел «животность Греции, сладострастие Рима, мистицизм средневековья, возвращение языческого мира, грехи Борджиа» («Очерки по истории Ренессанса»).

После Пейтера вождем эстетизма становится Оскар Уайльд. Культ красоты приводит его к парадоксальному утверждению: искусство не только выше жизни, но и формирует действительность в соответствии с фантазией художника. Это кульминационная точка развития эстетизма .

1.3 Эстетические идеи О. Уайльда. Сборник «Замыслы»

Дальнейшее развитие теория эстетизма О.Уайльда находит в его сборнике «Замыслы», в который входят такие известные трактаты как: «Упадок искусства лжи», «Карандаш, перо, отрава» «Критик как художник». В этом сборнике Уайльд провозглашал в основном те же идеи, разрабатывая их в парадоксальном ключе, увлекаясь игрой слов и смыслов.

Трактат «Упадок искусства лжи» (1889) был написан по поводу романа Э. Золя «Жерминаль», вызвавшего бурную полемику. Буржуазная критика обвиняла Золя в безнравственности. Оскар Уайльд признает роман Золя вполне нравственным, но, тем не менее осуждает его с точки зрения искусства. Отрицая натурализм, Уайльд нападает и на самые принципы реализма .

Построенный в виде диалога, трактат отображает два взгляда на искусство. Общее для обоих полемистов позицией стало положение о кризисном состоянии современного искусства. Но один из оппонентов – Сирилл (имя первого сына писателя) считает, что спасение для искусства может быть найдено только в возвращении к природе, к жизни . Мысли его оппонента Вивиана (который носит имя второго сына писателя) более радикальны (критики считают его alter ego самого Уайльда). Он считает, что тяга к «правдоговорению» есть гибелью для художника. Искусство, по его мнению, это, прежде всего искусство лжи: «…В тот момент, когда искусство отказывается от вымысла и фантазии, оно отказывается от всего… Единственно красивые вещи – это те, до которых нам нет никакого дела… Ложь, передача красивых небылиц – вот подлинная цель искусства» (1, 253). Также, согласно утверждению Вивиана, не искусство должно подражать природе, а жизнь держит зеркало перед искусством. «Искусство ничего не выражает, кроме себя самого… Ему нет надобности быть реалистичным в век реализма или спиритуальным в век веры.… Ни в коем случае оно не воспроизводит свой век… Жизнь подражает искусству гораздо больше, чем искусство подражает жизни. Это происходит оттого, что в нас заложен подражательный инстинкт, а также и оттого, что сознательная цель жизни – найти себе выражение, а именно искусство указывает ей те или иные красивые формы, в которых она может воплотить свое стремление.… Отсюда следует, что и внешняя природа подражает искусству… (1, 258). Свои утверждения Вивиан аргументирует примером «появления в жизни» типа нигилиста «созданного» Тургеневым и «завершенного» Достоевским. Подобных примеров у него очень много. Развивая свою собственную теорию, Вивиан балансирует на грани серьезного и парадоксального. Парадокс становится одной из особенностей стиля самого литератора .

Еще одна статья, вошедшая в сборник «Замыслы» – это диалог «Критик как художник». В ней изложены взгляды писателя на художественную критику.

Первый участник дискуссии – Эрнест – выступает против художественной критики как таковой: «Зачем нужна художественная критика? Почему не предоставить художника самому себе? (1, 494). «Что за дело художнику до критика и брани критики? От чего те, кто сами не способны творить, берут на себя смелость суждения о творчестве?» (1, 495). Эрнест обращается к античной литературе, утверждая, что «у греков не было художественных критиков, в лучшие свои дни искусство прекрасно обходилось без критиков. (1, 498). Абсолютно противоположную позицию занимает Джилберт. «Я мог бы понять утверждение вроде того, что творческий гений греков весь ушел в критику, но если мне говорят, что народ, которому мы обязаны духом критики, сам был к критике неспособен – это уже слишком» (1, 503) – говорит он и опирается на эстетический трактат «Поэтику» Аристотеля.

«Говорить о чем-то гораздо труднее, чем это «что-то» создать. Каждый может создавать историю. Лишь великие люди способны ее писать» (1, 511) – Говорит Джилберт, этим доказывает мысль о том, что критика - тоже вид искусства, не менее сложный, чем само искусство. Этой идее суждено найти свое отражение в дальнейшем творчестве писателя.

Выводы к разделу

Итак, в этом разделе мы обратили внимание на такой особый аспект творчества О. Уайльда, как эстетизм.

В разделе мы исследовали такие вопросы, как определение эстетизма, как литературного течения средины XIX века; влияние У. Пейтера и Д. Рескина на творчество Уайльда, а также основные тезисы эстетизма, изложенные писателем в сборнике «Замыслы», такие как: Настоящее искусство, это всегда «искусство лжи», красивая ложь – несет спасение искусству, «правдоговорение» - гибель; Искусство не подражает и не должно подражать жизни, это жизнь подражает искусству; Критика – это особый вид искусства.


ГЛАВА II . ПРОБЛЕМАТИКА СКАЗОК ОСКАРА УАЙЛЬДА

Творчество Оскара Уайльда очень многогранно. Кроме ярких пъес, искусствоведческих статей и гениального романа «Портрет Дориана Грея», перу писателя принадлежат прекрасные сказки.

В 1888 году О. Уайльд публикует сборник «Счастливый Принц» и другие сказки», в который вошло пять сказок: «Счастливый Принц», «Соловей и Роза», «Великан-эгоист», «Верный друг», «Чудесная ракета»; а в 1891 году выходит вторая книга сказок: «Гранатовый домик», состоящая из четырех сказок: «Молодой король», «День рождения Инфанты», «Рыбак и его душа», «Мальчик-звезда» .

Некоторые исследователи творчества О. Уайльда акцентируют внимание на противоречии писателя, Но практически все сходятся на том, что противоречия (а так же имморализм) почти не встречаются в сказках, В этом плане достаточно характерными являются названные выше в сборнике «Счастливый Принц» и «Гранатовый домик». Эстетизм писателя в его сказках исполнен моральности, главными проблемами являются проблемы человеческих взаимоотношений с утверждением необходимости взаимопонимания и честности .

Итак, мы переходом к выделению основных проблем сказок и их анализу.

Сказки О. Уайльда, как и все его творчество, очень многопланово, в них поднимается множество проблем. Мы остановимся на наиболее выразительных, таких как:

· проблема соотношения героев и окружающего мира («Молодой король», «Преданный друг», «День рожденья Инфанты»);

· проблема соотношения красоты внешней и внутренней («Мальчик-звезда», «День рожденья Инфанты», «Счастливый Принц»);

проблема самопожертвования («Соловей и Роза», «Счастливый Принц», «Преданный друг»).

2.1. Проблема соотношения героев и окружающего мира

Проблема соотношения героев и окружающего мира, жестокой действительности занимает особое место в творчестве писателя. Наиболее ярко показана она в сказках: «Молодой король», «Преданный друг», «День рожденья Инфанты».

Молодой Король уже в начале сказки показан нам человеком, чувствующим себя неуютно в объятиях действительности: «Он лежал… глядя перед собою пугливыми глазами, подобно смуглолицему лесному фавну или молодому зверю, который попался в расставленную охотниками западню» (1, 409).

Молодой Король ранее был простым пастухом, наслаждался беззаботной жизнью, и не догадывался о своем происхождении. Но, попав в замок, Король увлекается красотой и роскошью вокруг, пока во сне к нему не приходит понимание цены, а цена – это жизни многих и многих людей. Молодой Король отказывается от прекрасных одежд: «Уберите это и спрячьте от меня. Хотя сегодня день моей коронации, я этого не приму. Ибо одеяние это соткано на ткацком стане Скорби белыми руками Боли. В сердце рубина – кровь, и в сердце жемчуга – смерть» (1, 417).

Но окружающие не понимают Короля: «Воистину он лишился рассудка.… И что нам жизнь тех, кто трудится на нас? И воздерживаться ли от хлеба, пока не увидишь пахаря, и от вина, пока не молвишь слова с виноградарем?» – говорят с удивлением придворные (1, 419) и врываются в двери церкви, чтобы убить непринятого ими Короля. Конфликт достигает своего апогея, но наивысшей точки достигает и обретенная душевная гармония Короля. Высшие силы награждают его: «И вот через оконные ветражи на него хлынул солнечный свет, и лучи солнца соткали вокруг него облачение прекраснее того, что сделали ради его роскоши. …Он стоял в королевском облачении и из хрустальных граней дароносицы полился таинственный дивный свет» (1, 421). Став на колени, епископ благоговейно говорит: «Тот, кто выше меня, венчал тебя!».

И действительно, высшие силы разрешают этот конфликт. Таков финал этой сказки и таков своеобразный вывод писателя. Суть его в том, что, внутренний мир героев не всегда может найти понимание в реальном мире, но есть иной мир – мир гармонии, справедливости, и он всегда становится на защиту чистых, искренних душ героев.

2.2. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней

Эта проблема занимает особое место в творчестве О. Уайльда.

В «Мальчике-звезде» писатель весьма последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека, и иллюстрирует мысль о том, что основой нравственности является эстетическое чувство .

Мальчик-звезда в начале сказки пристает перед нами удивительно красивым: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья» (1, 476).

Эта красота покоряла всех вокруг, заставляла повиноваться мальчику: «… И его сверстники слушались его, потому что он был красив» (1, 477).

Но красота и беспредельная власть принесла ему только зло, «ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким» (1, 466). Из-за своей жестокости герой этой сказки становится уродом: душевная злобность, непомерная гордыня, неспособность любить, кого бы то ни было и, прежде всего свою мать – это, в конце концов, находит отражение на его лице: «Он подошел к водоему и поглядел в него, но что, же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки» (1, 479).

Толчком к исправлению как душевному очищению становится отвращение к собственной безобразной внешности. Красота возвращается к нему лишь после того, как он искупает свои грехи.

В «Мальчике-звезде» наиболее ярко показано писателем соотношение внутренней и внешней красоты. Мальчик-звезда прекрасен, но его внутренний мир – безобразен, но все становится на свои места – в наказание у него забирают самое ценное – красоту. И вот мы видим, что внутренний мир соответствует внешнему. Стоит герою покаяться – и его тело становится прекрасно, как его душа.

Так проблему соотношения внутренней и внешней красоты писатель раскрывает в сказке «Мальчик-звезда».

По-иному он рассматривает ее в сказках «День рождения Инфанты» и «Счастливый Принц».

«Центральной идеей сказок О. Уайльда говорит Т. Кривина, – является мысль о том, что жизнь уродлива, но прекрасна красивая ложь, и стоит только реальности вторгнуться в мечту, фантазию, сотворенную кем-то современную красоту, как все это гибнет» .

С красивой иллюзией Уайльда связывает духовные идеалы, которые оказываются несовместимы с действительностью. К идеальной любви стремится Карлик («День рожденья Инфанты»), как и Соловей («Соловей и Роза»), но жизненная правда губит их самих. Но действительность уничтожает только внешнее, некрасивую оболочку, чтобы обнажить пере6д миром свою удивительную непобедимую внутреннюю красоту.

2.3. Тема самопожертвования

Тема самопожертвования – центральная для таких сказок, как «Счастливый Принц» и «Соловей и Роза».

Счастливый Принц приносит себя в жертву, чтобы излечить боль своего, пусть и оловянного, но все же сердца. Вначале, отдав бедной швеи рубин со своей шпаги, Счастливый Принц отдает свои глаза. Но он отдает в жертву не просто камни и золото – а свою красоту: «Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц! – воскликнул Мэр. – Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с него сошла… Он хуже любого нищего!» (1, 373).

Но Счастливый Принц, как и Ласточка, принесшая в жертву свою жизнь, вознаграждены: «И повелел господь ангелу своему: – принеси мен самое ценное, что ты найдешь в этом городе.

И принес ему ангел оловянное сердце и мертвую птицу.

– Правильно ты выбрал, – сказал господь. – Ибо в моих райских садах эта малая пташка будет петь вовеки веков, а в моем сияющем чертоге Счастливый Принц будет воздавать мне хвалу» (1, 373).

Без награды за свою жертву остаются Соловей («Соловей и Роза») и Карлик («День рождения Инфанты») – розу, за которую отдал свою жизнь Соловей, разочарованный отказом Профессорской Дочери, Студент просто выбрасывает. А маленький Карлик, танцуя для прекрасной внешне и ужасной внутренне Инфанты, не выдержав отчаянья от собственного уродства, погибает просто на полу замка, где танцевал. Но, чем выше жертва и Соловья, и Карлика, тем ниже, безобразнее, рисует Уайльд и бездушную Инфанту, и слишком рационального Студента. Именно на основе контраста писатель показывает прекрасный внутренний мир своих героев и безобразие внешней действительности.

Выводы к разделу

Итак, данный раздел был посвящен анализу проблематики сказок Оскара Уайльда. Анализируя сказки, мы пришли к таким выводам:

1.Очень ярко в сказках писателя представлена проблема соотношения героев и внешнего мира. И, выделив такие сказки, как «Молодой Король», «Преданный Друг», «День рождение Инфанты», мы пришли к выводу, что часто внутренний мир героев – мир романтических иллюзий – рушится от столкновения с реальностью. Эти сказки – своеобразное предупреждение, в них – укор и критика жестокого реального мира.

2. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней в сказках «Мальчик-звезда», «Счастливый Принц», «День рождения Инфанты». Суть этого соотношения в том, что внешний и внутренний мир не всегда идентичны, но судьба ставит все на свои места.


ГЛАВА III . ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»

Важнейшим этапом жизни и творчества Оскара Уайльда стал его единственный роман «Портрет Дориана Грея».

Роман имеет очень интересную историю создания. Когда-то в мастерской своего друга, художника Бэзила орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!». И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд . Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.

Роман, написанный 1891 года, – произведение крайне противоречивое. В нем чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую красоту и молодость .

Единственный роман Уайльда – опирается на широкую литературную эрудицию автора. В нем исследователи легко находят общие черты с романтизмом начала ХIХ века, в частности с произведениями Гофмана (например, оригинально развязана тема двойников, существование двух миров: реального и фантастического, мрачная таинственность, как в «Эликсирах Сатаны»), или Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемеля») и то в творчестве Бальзака, что имело в себе романтическое начало, откликнулось в романе Уайльда. Это прежде всего «Шагренева кожа», с которой у «Портрете Дориана Грея» слишком много перекликов .

Очень близок роман Уайльда неоромантической прозе его современников. И здесь в первую очередь стоит назвать «Странную историю доктора Джекилла и мистера Хайда» Стивенсона, некоторые вещи Конрада и Киплинга. Список источников идейно-художественной инспирации Уайльда при написании «Портрета Дориана Грея» можно продолжить. Главное, о чем свидетельствует роман, что это художественное произведение с великой литературной, собственно книжной, основой. Мы можем утверждать, что в наше время это не расценивается как недостаток, как что-то негативное. Наоборот, большая часть произведений модернизма и вся постмодернистская литература ХX века базировалась на широком использовании всего массива предыдущих источников. Это один из важнейших эстетических принципов нашего времени. Главное, какими бы художественными находками других Оскар Уайльд не вдохновлялся, он создал оригинальное, незаурядное произведение, что принадлежит к наиболее значительным находкам искусства последней трети ХХ века .

3.1. Роман «Портрет Дориана Грея», как воплощение эстетических идей писателя

Нельзя не сказать об этом романе одновременно как о гимне эстетизму, так и о «эстетической антиутопии» (К. Чуковский «Оскар Уайльд» С. 693). В этом романе О. Уайльд наиболее полно выражает основные позиции своей теории эстетизма. Двадцать пять афоризмов предисловия в концентрированном виде определяют систему эстетических взглядов автора.

Мы переходим к анализу первой проблемы романа.

«Художник – тот, кто создает прекрасное (2, 7) – гласит первый из афоризмов. И действительно, художник Бэзил Холлуорд создал прекрасный портрет: «…на мольберте стоял портрет молодого человека необыкновенной красоты», «…художник смотрел на прекрасного юношу, с таким искусством отображенного им на портрете…» (2, 9). Но не этот же портрет – прекрасное творение искусства – создает ужасное чудовище, которым становится Дориан? «…Крик ужаса вырвался у художника, когда он в полумраке увидел жуткое лицо, насмешливо ухмыляющееся ему с полотна. В выражении этого лица было что-то возмущавшее душу, наполнявшее ее омерзением. Силы небесные, да ведь это лицо Дориана!» (2, 119). «Вы же говорили мне, что уничтожили портрет!» - говорит Бэзил за мгновение до своей гибели. «Это неправда. Он уничтожил меня» (2, 119), отвечает Дориан перед тем, как окончательно погубить свою душу, и, вкладывая эти слова в уста своего персонажа, Оскар Уайльд, возможно, сам того не ожидая, опровергает первый свой тезис.

«Те, кто в прекрасном находят дурное, – люди испорченные.… Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, – люди культурные. Они не безнадежны» (2, 7). – Следующий афоризм Уайльда. Но и ему суждено быть опровергнутым на страницах романа. Ни Бэзил, ни более чем проницательный лорд Генри воспринимает только внешнюю красоту Дориана, не видят ужасной души героя. Никто не верит в то, что Дориан способен совершить преступление. Удивительная красота Дориана затмевает глаза и Джеймсу Вэйну, который, желая отомстить за погибшую сестру, так и не смог осуществить свой замысел, просто не поверив, что такой прекрасный юноша мог быть таким жестоким и безжалостным. И он, как Бэзил, расплачивается за свою ошибку жизни.

«Художник – не моралист», утверждает Уайльд, но истинный художник Бэзил – лишь один из героев романа – пытается вернуть Дориана на праведный путь: «Молитесь, Дориан, молитесь!.. будет услышана и молитва раскаяния» (2, 120) – в порыве ужаса говорит он, увидев портрет.

Но противоречит ли финал романа, в котором герой наказан и предстает перед читателями в самом ужасающем виде, высказыванию автора «Художник – не моралист»? Думается, нет. По существу, Уайльд не отрицал нравственного содержания литературы: он выступал лишь против нарочитой назидательности. Тема морали в романе остается открытой. А мы переходим к исследованию проблематики романа.


3.2. Проблема соотношения искусства и действительности

Следующей в нашей работе мы выделим проблему соотношения искусства и действительности. Эта проблема занимает особое, ведущее место и в произведении и во всем творчестве Оскара Уайльда.

Тесную связь с искусством мы можем увидеть уже в имени главного героя: «Дориан» (с англ. «дорический») – искусствоведческий термин, что обозначает древнейшие памятники классической античности.

Тема соотношения искусства и действительности проходит через весь роман. Она реализуется во многих аспектах, основные из которых соотношение формы и содержания (здесь мы можем привести пример самого Дориана Грея – его внешности и внутреннего мира); вечность и мгновение прекрасного, искусства, отношение творца и его творения, этическое отношение к искусству, прекрасному.

Интересно изображена в произведении проблема отношения творца и его творения. По выражению художника Бэзила Холлуорда, «в истории человечества есть только два важных момента. Первый – это появление в искусстве новых способов изображения, другой – появление в нем нового образа» (2, 12).

Бэзил Холлуорд создал портрет своего друга Дориана Грея, совершенное произведение искусства. И с этого момента портрет и натурщик становятся неделимы (вот, мы видим тесное переплетение искусства и действительности). Сначала Дориан Грей не видит своей красоты, потом появляется лорд Генри. В его словах – гимн красоте, предостережение, что она пройдет. «Вам дана чудесная красота молодости, а молодость – единственное богатство, которое стоит беречь» (2, 23), «Пройдет молодость, а с нею и красота – и вот вам вдруг станет ясно, что время побед прошло» (2, 23).

Когда Дориан смотрит на портрет, в нем просыпается зависть, ведь это красота бессмертна. «Если бы я мог быть вечно молодым, а старел портрет!» (2, 27). Мысль Дориана материализуется. И проходит деление на форму и содержание, что и приведет к гибели Дориана, его падению. Портрет и натурщик (искусство и действительность) меняются местами. Портрет стает содержанием, внутренним, а Дориан – всего лишь совершенной формой, оболочкой.

Интересно проследить соотношение формы и содержания среди остальных героев произведения, об этом мы поговорим далее. Так, для лорда Генри его душей, сущностью становится Дориан Грей, а он сам остается внешней «благопристойной» оболочкой. Для Дориана Грея его настоящее «я» вмещено в портрете, а он сам – лишь очеловеченное изображение. С другой стороны, для Бэзила Холлуорда портрет становится и формой, и содержанием, потому что в нем его заветная мечта, идеал, абсолют красоты. В Сибилле Вэйн Дориана Грей любит только внешнее (созданные ею образы разных героинь) : «В ней живут все великие героини мира! – восхищается Дориан, – она более чем одно существо» (2, 45). Но так о Сибилле Дориан говорит в начале их отношений, вовлеченный в мир искусства и ролей, созданных Сибиллой, называя ее «Святыней» (2, 45). Но вскоре он заговорит со всеми иначе: «Хотел бы я думать, что она больна, – возразил Дориан. – Но вижу, что она просто холодна и бездушна. Она совершенно изменилась. Вчера еще она была великой артисткой. А сегодня – только самая заурядная средняя актриса (2, 68) – в порыве отчаянья говорит он своим друзьям и этот момент стает переломным в судьбе Дориана. Форму он предпочел содержанию, и этим по сути убил Сибиллу и уничтожил часть своей души, положив начало чудовищным превращениям портрета.

Ирина Кузьминчук в статье «Парадоксы Оскара Уайльда» условно делит героев романа на два лагеря: люди, что создают искусство (художники) – Сибилла, Холлуорд; и люди, что воспринимают, размышляют об искусстве (критики) – Дориан и Лорд Генри .

Художник по размышлению автора – это тот, кто создает прекрасное. Критик – тот, кто способен в новой форме или при помощи других способов передать впечатления от прекрасного. Возможно по этому «художники» дружбу, любовь ценят выше за искусство, а «критики» не способны заглянуть за оболочку, отбрасывают настоящее чувства, удовлетворяясь увиденным, – театральным, эстетичным. «На сцене все гораздо реалистичнее, чем жизни» – говорит лорд Генри.

Высшая, как и низшая форма критики, считал автор, – один из видов автобиографии. Изображая биографию Дориана, писатель поднимает вопросы, ответы на которые мы ищем каждый раз, когда открываем роман.

Вогнав нож в изуродованный портрет, Дориан убивает себя. Этим утверждается мысль о вечности прекрасного, вечности искусства (портрет становится таким же, каким его создал Бэзил) . «Войдя в комнату, они увидели великолепный портрет своего хозяина, во всем блеске его дивной молодости и красоты, а на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это» (2, 168).

Смертью своего героя – парадоксально, может, неожиднно для самого себя – Оскар Уайльд вынимает краеугольные камни с фундамента философской доктрины лорда Генри (а их так часто отождествляли!), заставляя искать другие жизненные убеждения, истины .

3. 3. Конфликт аскетизма и гедонизма в романе

Итак, мы переходим к следующей нашей проблеме, неразрывно связанной с именем Лорда Генри. Это конфликт аскетизма и гедонизма.

«Портрет Дориана Грея» – полижанровый роман: это и светская повесть, и бытово-реалистический роман, и роман, изображающий жизнь высшего общества (Лорд Генри и Дориан Грей их домашнее, приятельское и клубное окружение) и жизнь лондонской аристократической богемы; философско-алегорический роман-миф – таков, у которому рядом с людьми действуют персонифицированные идеи: Время, Прекрасное (или просто Красота), Судьба (или Фатум), Гений, Наука, Чьи имена Уайльд, согласно средневековой традиции, выводит с большой буквы (Time, Beauty, Fate, Genius, Science). Первое место среди них занимает аллегория Удовольствие (pleasure): обращаясь к своему новому знакомому, Дориана Грея, Лорд Генри философствует: провозглашает проповедь на защиту жизни, юности и физической совершенности человека, которая одновременно является льстивой одой красоте Дориана. «Новый гедонизм – вот что необходимо нашему веку, а вы, Дориан, могли бы стать олицетворенным символом (2,15).

Гедонизм (гр. – удовольствие) – философско-этическая теория, разновидность антропологического натурализма, в некоторой степени внеисторический разум и асоциальный взгляд на человека, что упрощает мотивы ее поведения. Гедонизм утверждает, что наивысшим благом жизни есть удовольствие, оно же является и единственным критерием моральности. И это, в свою очередь, оправдывает морально-этический релятивизм. У каждого, мол, своя мораль! Отсюда открывается прямая дорога к проповеди и морализму и крайнего индивидуализма, как оно, по сути, и было в кругу Оскара Уайльда.

Основоположник течения – древнегреческий философ Аристипп (IV века до Р.Х.), Эпикур (341 – 270 гг. до Р.Х.) и его последователи (Эпикурейцы) критерием удовольствия считали отсутствие страданий и беззаботность – идеальное состояние духовног8о бытия человека.

Философские гедонизм Эпикурового типа пропагандировал ограничение бытовых потребностей человека, ее рационализм и самоотстранение от общества и его проблем.

Гедонистические мотивы получили широкое распростронение в период Ренессанса. Не обходят их и философы Просвещения – Гоббс, Локк, Гассенди.

Как принцип жизнеутверждения гедонизм протестоит аскетизму (от гр. «аскет – отшельник, чернец) – добровольному ограничению природных чувств человека, желанию чувствовать страдание, физическую боль, одиночеству. Конечная цель аскетизма – достижение свободы от будничных потребностей, средоточие духа, экстаз. Как и в гедонизме, но противоположными ему средствами! .

Субъективно и гедонисты, и аскеты стремятся к высшему благу, к достижению истины, к собственному счастью, они наслаждаются жизнью – каждый по-своему. И удовольствие каждого из них – желания гедониста и страдание аскета – выступают единственно возможной мерой добра и зла. Парадокс, на котором основан и конфликт Уайльдовского романа: герои-гедонисты, «теоретик Лорд Генри и «практик» Дориан Грей – любимец Генри и Бэзила, их протеже на сцене театра порока, Ужасная, развернутая до мельчайших подробностей, сцена убийства Бэзила Холлуорда Дорианом Грейем (гедонист убивает аскета!) имеет значение более широкое, чем крывавые подробности криминального романа: тривиальное, чисто английское убийство получает символистично-алегорическое значение: наслаждение расправляется с Аскезой. Настоящий средневековый театр. Но оба действующих лица этого кровавого фарса – преступные и антигуманные – разрушающие душу и проливающие кровь. А идеал жизни – его золотую середину – нужно искать в другом месте, среди других идей, у гармонийном единстве чувственно-физической и интеллектуальной жизни личности .

Орден аскетов у романе не ограниченный членством в нем одного только Бэзила Холлуорда: достойное общество ему составляют И. Алан Кэмпбэлл.

У детективной части сюжета этот старый приятель Дориана, одна из жертв его влияния на людей, помимо воли выступает у роли подручного дьявола! .

Алан Кэмпбэлл в свое время закончил с отличием Кэмбриджский университет. Имел свою исследовательскую лабораторию. Он погрузился в изучение биологии – науки про человека, его имя уже дважды появлялось на страницах научных журналов. Но только исследования он проводил какие-то непонятные, таинственные. Он стал аскетом.

Вполне возможно, что антипод гедониста Грея, аскет Кэмпбэлл, своей одинокой фаустовской жизни отдавал дань не только науке, но и видел в нем средство защиты от таких, как этот его бывший приятель. Возможно, также, что это было искупление греха, которым он, без сомнений, считал свою дружбу с Дорианом. Но спрятаться от Дориана Грея ему не повезло и в своей крепости-лаборатории .

Дориан хитростью заманил его к себе домой (хотя Алан давно зарекся не переступать его порога), и больше не выпустил его оттуда, пока тот не спас его – не освободил от трупа, убитого им Бэзила Холлуорда. Не обошлось и без шантажа.

И снова гедонизм одерживает победу.

Но «снова» не значит «всегда». Ярким доказательством этому станет финал романа, в котором – развенчание и гедонистических и эстетических взглядов автора; крах человека, поклоняющегося лишь наслаждению и вседозволенности

Выводы к разделу.

Роман «Портрет Дориана Грея» - наиболее известное и яркое произведение Оскара Уайльда.

В этом разделе, исследуя роман, мы пришли к таким выводам:

1. Роман «Портрет Дориана Грея» вмещает в себе как эстетическое мировоззрение автора, так и развенчание его на примере судьбы главного героя.

2. Остро поставлена в романе проблема соотношения искусства и действительности, здесь писатель идет за провозглашенным в «Замыслах» тезисом: «Жизнь подражает искусству».

3. Кроме названных проблем, особое место занимает конфликт аскетизма и гедонизма – один из центральных в романе. Суть его в том, что сначала мы видим во всем превосходство гедонизма, но финал романа кардинально меняет их позиции. Этим писатель, по сути, отказывается от принципов гедонизма,


ВЫВОДЫ

Период творчества О. Уайльда – это период развития эстетизма в английской и мировой литературе.

Эстетизм – это течение в английской эстетической мысли и искусстве, что зародилось в 1870-е годы, окончательно сформировалось в 1880-е – 1890-е годы и утратило свои позиции в начале XX века, слившись с различными формами модернизма. Это художественное направление, возведшее в абсолют идею чистой Красоты, возвышающейся над реальной жизнью, являющееся субстанцией рафинированного, изысканного искусства. Эстетизм оказал огромное на творчество Оскара Уайльда.

Творчество Оскара Уайльда очень многогранно, в нем раскрываются множество философско-эстетических и моральных проблем.

В своих сказках писатель затрагивает такие проблемы как:

1. Проблема соотношения героев и окружающего мира («Молодой король», «Преданный друг», «День рождения Инфанты»). Суть этой проблемы в том, что часто внутренний мир героев – мир прекрасных иллюзий не всегда может найти понимание в окружающем, реальном мире.

2. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней («Мальчик-звезда», «День рождения Инфанты», «Счастливый принц»). Эту проблему очень точно определяет Т. Кривина. «Центральная идея сказок О. Уайльда, – говорит она, – является мысль о том, что жизнь уродлива, но прекрасна красивая ложь, и стоит только реальности вторгнутся в мечту, фантазию, сотворенную кем-то красоту, как все это гибнет».

3. Проблема самопожертвования («Соловей и Роза», «Счастливый принц», «Преданный друг»). Суть этой проблемы в том, что чем выше жертва героев, тем ниже и безобразнее внешняя действительность, в которой эта жертва оказывается непринятой.

Философско-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея» очень многопланова, стоит также сказать, что роман является воплощением эстетических идей писателя. Важное место и в произведении, и во всем творчестве Оскара Уайльда занимает проблема соотношения искусства и действительности. Она реализуется во многих аспектах, основные из которых соотношение формы и содержания, вечности и мгновения прекрасного, искусства, отношения творца и его творения, этическое отношение к искусству, прекрастному.

В романе «Портрет Дориана Грея» мы выделили также конфликт гедонизма и аспетизма, суть которого в том, что как принцип жизнеутверждения гедонизм протистоит аскетизму, конечная цель которого – достижение свободы от будничных потребностей, средоточие духа, эктаз. Субъективно и гедонисты, и аскеты стремятся к высшему благу, к достижению истины, к собственному счастью, они наслаждаются жизнью – каждый по-своему. И удовольствие каждого из них – желание гедониста и страдание аскета – выступают единственно возможные меры добра и зла. Это и есть основной парадокс на котором основан конфликт Уайльдовского романа.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андронік А.А. «Портрет…» Матеріали до вивчення роману // Зарубіжна література. – 2002. – №7. – С. 3-25.

2. Аникин Г. В. Михальская Н. Г. История зарубежной литературы для студентов пед. Институтов по спец. №2103 «Ин. яз.» – М.: Высшая школа. – 1985. – С. 254-257, С. 278-281.

3. Аникин А. В. Оскар Уайльд и его драматургия. // Оскар Уайльд. Пьессы.

4. Афанащенко Л. М. Формула смисли жизни О. Уайльда. Изучение Романа «Портрет…» в 10 кл. // Русская словесность в школах Украины. – 1998. – №3. С. 33 – 36.

5. Бабенко К. П. Злочин проти краси // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України. – №7. – С. 14 – 15.

6. Бальмонт К. «Орхидея тигриная» // ст… К. Бальмонта «Поэзия О. Уайльда». – 1904. – С. 34-35.

7. Бояршинова С. І. «Зойк жаху вихопився у художника…» Два уроки з вивчення роману «Портрет…» // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002. - №6. – С. 17-20.

8. Бульваренко Л. В. Прекрасный принц з потворною душею. 10 кл. // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2006. - №7. – С. 5 – 17.

9. Бэлза С. О. Роман жизни Оскара // Уайльд О. Избранное: Пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. с. Прим А. Зверева. – М.: Правда, 1989. – С. 5-26.

11. Гавришко І. І. «Принц Парадокс?», «Апостол сектизму?», «Король життя?» Зраджений, в’язень, вигнанець, злидар? // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2000. – №3. – С. 51-53.

12. Гражданская З. Т. Зарубежная литература XX века (1871-1917): Учебник для студентов филол. фак. пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1979. – 351с.

13. Єременко О. В. Власна доля митця як ключ до осягнення його твору // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2002. – №3. – С. 51 – 53.

14. Жемионик И. О. Уайльд «Портрет…» Расссуждение над текстом и подтекстом. Композицыя деталей как главный фактор, раскрывающий идею. // Зарубежная література. – 2007. – №10 – 11. – С. 23.

15. Захаренко Н. Раб краси чи співець краси? (Урок за вивченням творів О. Вайльда) // Зарубіжна література. – 2003. – №7. – С. 8 – 12.

16. Кабкова О. Карнавал у житті і творчості О. Уайльда. // Зарубіжна література. – 2003. – №7. – С. 8 – 12.

17. Коваленко Н. М. «Бо я – людина, я людей люблю…»Компаративний аналіз казок О. Уайльда» «Щасливий принц та О. Шейнтах «Опудало», 5 клас // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України. – 2003. – №2. – С. 12 – 13.

18. Корпан Т. О. Вайльд. «Портрет Доріана Грея». Урок-гра. // Зарубіжна література. – 2003. – №7. – С. 6 – 7.

19. Кривина Т. М. Что знал о красоте Оскар Уайльд // Зар. лит. – 2006. – №7. С. 13 –14.

20. Кузьменчук І. С. Парадокси О. Вайльда // Зар. літ. – 2004. – №8. – С. 16.

21. Масімова Л. В. Життя наслідує мистецтво // Зар. літ. – 2000. – №37. – С. 12 – 15.

22. Міщук В. В. Своєрідність естетизму О. Уайльда // Відродження. – 1994. – №8. – С. 21 – 27.

23. Немировский А. Л. Кумир отверженных // Натали. – 2006. – №11. С. 108 – 117.

24. Никітін О. С. Про тендітність слонової кістки // Зар. літ. – 2003. – №7. С. 14 – 15.

25. Новик С. М. Уайльд и его роман «Портрет Дориана Грея». 10 кл. // Зар. літ. В сер. навч. закл. – 2003. – №6. – С. 34 – 35.

26. Парандовський Ян. Король життя (уривок з роману) // Зар. літ. – 2003. – №7. – С. 1 – 5.

27. Покатилова О. О. Культурно-синкретичний аналізи худ. тексту: на прикладі роману О. Вайльда «Портрет Доріана Грея» // Всесв. літ-ра в сер. навч. закл. України. – 1999. – №2. – С. 39 – 41.

28. Ржевська З. М. Естет чи мораліст? // Зар. літ. – 2001. – №10-11. С. 7.

29. Розвадовська Т. М. Ми повинні прийти від красивої думки до красивого життя. Урок за творчістю О. Вайльда // Зар. літ. – 2002. – №7. – С. 15 – 16.

30. Система уроків по вивченню казки О. Вайльда «Хлопчик-зірка» // Все для вчителя. – 2005. – №21-22.

31. Скобельска О. І. Вайльд-модник // Зар. літ. – 2004. – №9. – С. 7 – 9.

32. Соколянський М. Н. Незнаний О. Вайльд // Всесвіт. – 1998. – №7. – С. 137 – 140.

33. Соколянський М. Н. О. Уайльд. Очерк творчества. – К.: Одесса. – 1990. С. 278.

34. Солдатова К. Л. «А вы и не рождались, о мистер Дориан» // Зар. літ. – 2003. – №7. – С. 13 – 14.

35. Храповицкая Г. Н. и др. Зарубежная литература XX века, 1871-1917: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101. «Рус. яз. и лит» / Сост. Г. Н. Храповицкая, М. Б. Ладыгин, В. А. Луков; Под ред. Н. А. Михальской, Б. И. Туришева. – М.: Просвещение, 1981. – С. 114-125.

36. Чередник Л. А. Щоб глибше осягнути ідейно-естетичний зміст твору. Урок порівняльного аналізу філософських казок: О. Вайльд «Хлопчик-зірка», А. де Сент-Екзюпері «Маленький принц» // Всесв. літ. в сер. навч. закл. України. – 2004. – №10. – С. 31 –34.

37. Чуковский К. О. О. Уайльд: Чуковский К. О. Собрание сочинений в 6т. Т3. – М., 1966. – С. 666 – 725.

38. Шахова К. В. Оскар Уайльд // Зар. літ. – 2004. – №6. – С. 23 – 31.

39. Яковлев Д. Ю. Путь эстетизма // Зар. літ. – 2006. – №7. – С. 14.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Оскар Уайльд. Избранное: Пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. С. Бэлза; прим. А. Зверева; – М.: Правда, – 1989. – 736с.

2. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея; Тюремная исповедь: Пер. с англ. – К.: Книгоиздательский центр «Посредник», – 1998. – 266с.

Проблема – аспект содержания произведения, на котором акцентирует внимание автор. Круг проблем, охваченных авторским интересом, вопросов составляет проблематику произведения. Разрешение поставленной задачи – часть творческого процесса писателя.

Проблематика напрямую связана с авторским замыслом. Она может быть отражена «напрямую», когда проблемы явлены в тексте вне зависимости от образной системы. Автор подчёркивает наиболее существенные, с его точки зрения, стороны предмета изображения.

Проблема может реализовываться на разных уровнях произведения, чаще всего – в изображении характеров, в художественном конфликте (Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Наряду с этим проблематики может органически выткать из тематики произведения. Так происходит в историческом и художественно-историческом произведении (Пушкин «Арапе Петра Великого»)

Проблематика зависит от многих факторов: исторических событий, социальных проблем, «идей времени», «литературной моды». Но в первую очередь – миросозерцание автора, его точка зрения. Она отражается в тех авторских акцентах, которые составляют проблематику художественного произведения. (Тургенев «Отцы и дети» и Чернышевский «Что делать?»)

Проблемность как качество появилась достаточно поздно, не было: в архаике, древнем эпосе, или ограничивалась рамками разнообразных правил (к примеру, позиция персонажа в классицизме неизменна и выбор предрешён заранее).

Чем разносторонне изображаемое, тем важнее и интереснее проблематика. Она многообразна (философское, социальное, моральное и т.д.). В русской литературе видное место занимает социальное и социально-психологическое (Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).

Проблематика реализуется или напрямую, или опосредованно (через образы, систему).

Тема – предмет художественного изображения (о чём говорится) и художественного познания (что стало основой авторского интереса, оценки). Как фундамент подчиняет себе отдельные элементы произведения. Темы подразделяются на несколько групп:

    Предметом познания становятся «вечные темы». Это комплекс значимых для человечества во все эпохи и во всех литературных явлениях – темя жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т.д. они осознаются писателями по-своему, но всегда оставляют неотъемлемую часть тематики. Некоторые ученые выделяют подгруппы:

    Онтологические – бытийные, вселенские, хаос и космос, мифология

    Антропологические – глубинные основы человеческого бытия, телесного и духовного) (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

    Реалии жизни народов, стран и времен в их исторической конкретности (Блок «Двенадцать»). Они характерны в былинах, сказаниях, исторических романах.

    Будущее, научная фантастика, фэнтези (Данте «Божественная комедия»)

    Современность, проблемы, волнующие современное писателю общество (Гоголь, Тургенев и т.д.)

    Наиболее существенная – тема человека и его существования в мире, внутренний мир. Несколько условных тематических групп:

    Одиночество (Лермонтов)

    Творчество и искусство (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

    Изображение и познание действительности

Произведения эпоса и драма чаще всего содержат в себе много тем. Выделяют главную тему или темы, которая формирует содержательный план произведения, и темы побочные, возникающие по ходу. Глубинные темы обогащают произведения и дают возможность неоднозначных толкований (Набоков).