Курсовая работа: Духовная культура древних тюрков. Духовная культура тюрков


Письменная культура древних тюрков. Территории Южной Сибири, Алтая-Саяна и Казахстана населяли племена древних тюрков. Они говорили на тюркском языке и пользовались древне­тюркской письменностью. Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан на основе родоплеменных тамг (знаков). По­этому древняя руническая (тайная, смысловая) письменность яв­лялась письменностью тюрков. Это опровергает укоренившееся в истории мнение, что тюркская письменность появилась на основе согдийской.

За последнее время появились новые гипотезы о времени со­здания тюркской письменности на территории Казахстана. Если до сих пор бытовали утверждения, что древнетюркская письмен­ность появилась в V веке нашей эры, то уже доказана их ошибоч­ность. Свидетельством этому являются образцы письменности на тюркском языке, которые были обнаружены при раскопках кур­ганов сакских племен в Алматинской и Павлодарской областях. Эти письмена не только отодвинули время создания тюркской пись­менности на 1000 лет назад, но и доказывают, что сакские племена были тюркоязычными. Это говорит о том, что саки не только име­ли свою письменность, но и не были индо-ираноязычными, как ут­верждалось некоторыми учеными ранее.

Таким образом, древняя тюркская письменность появилась на нашей территории в середине первого тысячелетия до нашей эры.

А феодальные государства раннего средневековья использовали ату письменность в качестве средства общения между собой. Это мы видим из того, что во время установления дипломатических отношений между Западнотюркским каганатом и Византией тюрк­ские посланники доставили послание, написанное скифским пись­мом. Так что не вызывает никакого сомнения, что «скифские пись­мена» - это и есть древнетюркская письменность.

За последние 30-40 лет на берегах рек Талас, Или, Сырдарья п Иртыш найдено много памятников древнетюркской письменно­сти. Она использовалась не только в среде представителей знати и и межгосударственных отношениях, но и в среде простых людей. Так, например, в одном из образцов «Таласской письменности» сказано: «Честные друзья тридцати уланов. В год обезьяны ему было 20 лет». Этими словами сообщается одновременно как о пав­ших друзьях за родную землю, так и о возрасте воина и времени года. Таким образом постепенно древнетюркская письменность в VIII - IX веках становится достоянием всего народа. Однако рас­пространение исламской религии и использование арабской пись­менности в среде знати сузили сферу применения тюркского пись­ма среди широких масс народа.

Наряду с тюркской широ­кое употребление в стране на­шла и согдийская письмен­ность. Особенно значительную роль эта письменность играла во дворце кагана. Ею пользо­вались каждодневно советни­ки, послы, счетные работники кагана и другие. А согдийские купцы жили в таких крупных городах, как Сайрам, Тараз и Баласагун. Это обстоятельство тоже имело свое последствие - тюркская письменность посте­пенно вышла из употребления.

Развитие литературного языка и письменной литера­туры. В общей сложности на древнетюркском языке найде­но более 200 устных литера­турных памятников. В них со­держится множество сведений о жизни и быте древних тюр­ков. Это еще одно свидетельство того, что еще задолго до появления письменности был развит устный литературный язык. С развитием письменности в VIII веке у тюрков появилась письменная литература.

Основные древние памятники тюркской письменной литературы - письмена «Кулътегин» и «Тонъюкок». Это поистине исторические дас- таны (поэмы). Они были созданы в период Тюркского каганата и со­держат много описаний исторических событий.

Названные дастаны были первыми литературными творениями. Они богаты использованием жанров устной литературы: пословиц, поговорок и жоктау (плач по случаю смерти). Например, «Совесть сильнее смерти», «Тонкое легче разорвать» и т.д. Или в жоктау:

«Умер ли великан Тон?

Остался ли превратный мир?

Отомстило ли время?

Теперь разрывается сердце на части...»

Подобные пословицы, поговорки и жоктау в устном народном творчестве казахского народа сохранились до наших дней. Поэто­му можно утверждать, что истоки современной казахской устной и письменной литературы лежат в литературе древних тюрков.

К литературе VIII - IX веков относятся «Книга моего деда Кор- кыт- Ama » и поэма «Огузнаме». Оба эти произведения в VIII веке пе­редавались из уст в уста и широко распространялись среди народа, начиная с XI века их стали записывать в письменной форме.

«Книга моего деда Коркыт-Ата» состоит из 12 эпосов. Она по­священа знаменитому акыну и кобызисту Коркыту, превративше­муся в легендарного героя. Имя Коркыта широко известно в среде тюркоязычных народов. Мавзолей Коркыта находится в Кармак- чинском районе Кызылординской области. Судя по этому, он ро­дился и умер в Казахстане. По историческим документам и народ­ной летописи известно, что его мать была из кыпчакского племе­ни, а отец Каракожа (Караходжа) - выходец из огузского рода камы. Слова-назидания, приписываемые Коркыту, сохранились в древне­тюркском устном народном творчестве. А 12 эпосов состоят из ска-

зок и легенд племен, входивших в со­став огузов. Книга содержит слова- назидания, обращенные к молодежи, воспитательного, морально-нравст­венного характера.

Одним из произведений раннего средневековья является поэма «Огузнаме». Она появилась в связи с историческими событиями во втором веке нашей эры. В VI веке была переведена на персидский, а в IX веке - на арабский языки. Старый вариант «Огузнаме» первым запи­сал в XIII веке знаменитый персидский историк Рашид ад-Дин. Затем, в XVII веке, его полностью записал Абулгазы хан.

Основная идея произведения - призыв к народному единству и героизму во имя защиты родины от завоевателей. По содержа­нию оно созвучно с эпическими произведениями казахского наро­да, а по стилю - с его устным творчеством.

Таким образом, в результате развития различных жанров уст­ного народного творчества тюркоязычных народов (пословицы, поговорки, жоктау и др.) в раннем средневековье дальнейшее разви­тие получили литературный язык и письменная литература тюрков.

Религиозные верования тюрков. Предметы, извлеченные из захоронений тюрков, свидетельствуют, что они верили в загроб­ный мир. Главным объектом их верований было поклонение огню. Вы уже знаете, что перед приемом у тюркского кагана византий­ский посол совершил обряд очищения, пройдя между кострами. Так как только после прохождения такого обряда он имел право на встречу с каганом. Пережитки поклонения огню в некоторых регионах сохранились и до наших дней.

Тюрки поклонялись и силам природы. Родственники умерше­го обычно устанавливали юрту на холме, приносили в жертву скот, затем сжигали труп умершего, его вещи и коня. В случае смерти человека летом, после сжигания пепел собирали и хранили до осе­ни, когда начинают желтеть травы, и только тогда предавали зем­ле. А если человек умер зимой, то пепел хранили до весны, пока не зазеленеют травы и не распустятся листья деревьев, тогда рыли могилу и хоронили пепел. Это доказывает, что тюрки также по­клонялись и четырем временам года.

Из следующих строк памятника «Культегин» видно, что тюр­ки глубоко почитали голубое Небо: «В небе Тенгри тюрков.., Тен- гри придает силу.., Тенгри щедро одарива­ет...».

До сих пор среди казахов сохранились такие выражения: «Пусть щедро одарит Тен­гри»; а когда проклинают, говорят: «Пусть покарает Небо». Тюрки веровали в богиню Умай ана(«Мать Умай»). Считалось, что она оберегает домашний очаг. В письменных па­мятниках встречается: «Родословная Мате­ри Умай.., в возрасте десяти лет на счастье матери Умай младший брат Культегин на- зпан батыром.., Тенгри, Умай, священная


Земля, вода охраняют нас.., помните об этом...». Здесь содержится призыв к единству и солидарности тюрков. О поклонении казахов Жетысу Умай ане писал и Шокан Валиханов.

Тюрки также поклонялись и Кок бора (Волку). В поэме «Огуз- наме» к Огуз-кагану обращается Волк с предложением возглавить его войско во время похода. Подтверждением поклонения Волку является отказ от общеупотребительного названия волка «каскыр», предпочитая «бори». С целью уберечь своих детей и скаковых ло­шадей от сглаза и беды тюрки из шерсти, когтей, глаз и языка вол­ка изготавливали талисманы (обереги) - ту мары.

На юге Казахстана, в Жетысу бытовали и другие языческие (многобожьи) обряды и обычаи. Помимо них, начиная с VIII века, стала распространяться исламская религия. Основными центрами ислама стали города Сайрам (Испиджаб), Тараз, Отрар, Туркестан.

1. Когда появилась в Казахстане тюркская письменность?

2.В чем заключалась основная необходимость в появлении письмен­ности?

3.Что свидетельствует о развитии письменной литературы?

4.Какие вы знаете литературные памятники?

5.В чем историческое значение письменных литературных памят­ников?

6.Какими были религиозные верования тюрков?

7.Когда стала распространяться исламская религия среди тюрков?

8.Дайте характеристику памятников «Культегин» и «Тоньюкок».

Вопросы для самопроверки

1.Древнетюркская письменность появилась на основе...

A .согдийской письменности

B .родоплеменных знаков

C .китайской письменности

D .скандинавских рун

2.Кого древние тюрки почитали как хранителя домашнего очага?

A.силы природы С. Кок бори

B.Умай ана D . Небо - Тенгри

Опишите традиции и верования древних тюрков, найдите общие и отличительные черты данных традиций с современными казахскими.

Заключение по первому разделу

В истории Казахстана период VI-IX веков называется эпохой раннего средневековья. В этот период наш народ хотя еще и не назывался казах­ским, но входившие в его состав роды и племена находились на стадии объ­единения. За это время образовался ряд государств, которые развивались социально и экономически, устанавливали равноправные отношения с сосед­ними государствами и странами Ближнего Востока. Великий Шелковый путь, пролегавший через древние казахские земли, способствовал росту количе­ства крупных городов, ставших торговыми центрами. В Южном Казахстане и Жетысу росло число городов. В их окрестностях появилось множество зи­мовок и кентов, начала развиваться оседлая городская культура, между го­родами и кочевым и полукочевым населением укреплялись экономические связи, получили свое развитие среди тюркоязычных племен оседлость и по- луоседлость. У коренного населения произошли изменения в материальной и духовной культуре. На более высоком уровне начали развиваться ремес­ла, гончарное дело и металлообработка. В архитектурном строительстве появились новые приемы и стили сооружения и застройки.

Важнейшее событие, характерное для этого периода - это создание тюркоязычной письменности, появление письменной литературы, распрост­ранение других религиозных верований и связанных с ними новых религиоз­ных обрядов, обычаев и традиций. Стали развиваться зодчество религиоз­ного назначения и возведение крупных архитектурных сооружений.

Таким образом, в течение четырех веков в тюркском мире Казахстана произошли значительные изменения в общественно-социальном, экономи­ческом и культурном развитии общества.

Вопросы и задания для повторения первого раздела

1.Какие государства существовали на территории Казахстана в VI- IX веках?

2.С какими крупными государствами они имели отношения?

3.Какие города имелись на территории Казахстана, ставшие круп­ными торговыми центрами вдоль Великого Шелкового пути?

4.Как вы понимаете культурные связи между населением городов и степными жителями?

5.Какие памятники письменной литературы вы знаете?

6.Какие религиозные верования были распространены у тюрков?

7.Какие виды ремесел развивались в ту эпоху?

8.Как вы понимаете значения понятий «архитектура» и «искусство»?

9.Какую культуру мы называем духовной?

10.Что составляет материальную культуру?

Цена: 3 WebMoney (USD) WebMoney (RUR) WebMoney (EUR) WebMoney (UAH) QIWI (RUR) Яндекс.Деньги (RUR) МТС (RUR) Мегафон (RUR) Терминалы (наличные) Скачать Предмет: История Казахстана Тип работы: Курсовые работы Количество страниц: 20

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............3

ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ТЮРКОВ........... 4

1.1 Быт и культура тюрков............. 4

1.2 Религиозные представления........... 6

1.3 Язык и письменность.............. 8

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И НАУКИ............... 12

2.1 Устное творчество.............. 12

2.2 Эпическое искусство.............. 14

2.3 Вклад Аль-фараби в науку............... 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............... 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............ 21

ВВЕДЕНИЕ

К духовной культуре мы относим продукты деятельности чело-века в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. При этом мы считаем, что бытовавшие ранее в науке понятия о «высо-кой» и «низкой» духовной культуре народов по крайней мере некорректны. Эти понятия остались в наследство от европоцен-тристских взглядов на мир, когда все непонятное и не вмещающееся в обычные представления называлось «диким», «отсталым».

ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ТЮРКОВ

1.1 Быт и культура тюрков

Культура - это способ организации жизни, специфический для каждого этноса. Люди, независимо от того, к какому они принадлежали обществу, всегда стремились к совершенству в процессе эволюции, это свойственно и кочевникам и пастухам. Современная история имеет весьма туманные представления о времени формирования кочевых народов. В отличие от земледельцев, скотоводы после себя мало что оставили, кроме курганных захоронений, но истоки нашей культуры, конечно же, находятся в первобытности. Например, неандертальцы при захоронении своих сородичей посыпали умерших красной охрой, и строили сложные жилища круглой формы, первые примитивные аналоги юрты, и ели конину.

1.2 Религиозные представления

Многими средневековыми и современным авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной монотеистической религии - тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии еще до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу.

Тюрки различали видимое небо «Кок» и Небо - бога «Тен-гри». Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим бо-жеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. «Тюрки говорят «бир Тенгри», - пишет ал-Макдиси, подразумевая под этим - «един господь», «Если постигнет одного из них несправедливость или случится с ним какое-либо дело, неприятное ему, он поднимает голову к небу и говорит «бир Тенгри», - свидетельствует ибн-Фадлан.

1.3 Язык и письменность

Изменение лингвистической карты Казахстана. В сере-дине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казах-стана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они де-лились на две большие ветви - западную и восточную. На языках первой группы говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе. Группа делилась на ряд ло-кальных языков - кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский. Часть гуннов в V-VI вв. продолжала жить в Паннонии, на территории современной Венгрии. На языке, близком к кан-гарскому, говорили усуни Тянь-Шаня.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И НАУКИ

2.1 Устное творчество

В VI-VIII вв. среди тюркоязычных пле-мен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восхо-дящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической ли-тературе.

Китайские летописи сохранили легенды и народные истори-ческие предания, сюжеты которых отражают древнейшие тоте-мистические представления племен и их географическое рассе-ление. Широко известны опоэтизация легендарных мест, исто-рические предания о священной земле «Отукен», неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках и трудах Аль-Бируни, Мар-вази, Махмуда Кашгари.

2.2 Эпическое искусство

Непосредственно на территории Ка-захстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках - «Коркыт Ата» и «Огыз-наме».

Эпос «Коркыт Ата» возник в кыпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в VIII-X вв. и распространялся изустно. Только в XIV-XVI вв. он был записан в виде прозаического произведения «Книга дедаКоркута» азербайджанскими и турецкими писателями. Именно благодаря этому нам известен огузский вариант эпоса.

Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о героических похож-дениях огузских богатырей и героев. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях Сарыарки (в эпосе Сардала).

2.3 Вклад Аль-фараби в науку

В трудах Ал-Фараби нет резкого разделения философии и частных наук. В данном вопросе ему свойственно то отношение к системе знания, которое сложилось в его эпоху. Прежде чем приступить к существу дела, два замечания вводного характера.

Во-первых, Ал-Фараби высоко ценит авторитет науки и занимающихся ею людей. Для науки нужны люди чистого сердца, высоких помыслов, лишенные всякого тщеславия и мелочного себялюбия. Атмосфера научного исследования формирует культуру человека, способность его быть объективным и преклоняться перед истиной. Он нетерпим к тем, кто не способен Е выполнять высокое предназначение человека науки и играет лишь роль камня преткновения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Влияние тюрков было столь велико, что даже после падения каганата имя «тюрк» не исчезло. Арабы стали называть так всех кочевников к северу от Согда, и те с гордостью приняли это назва-ние. В дальнейшем этот термин стал обозначением языковой семьи. Древние тюрки наиболее ярко претворили в жизнь начала степной культуры, которые зрели еще в сакское и хуннское время.

В VIII в. на территории Казахстана вырисовываются два полити-ческих центра - Алтай-Жетысу и Сарыарка.

Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абилев А. К. Евдокимов В. В. «Казахстан в древности». Алматы-1991 г.

2. Айдаров Г. «Памятники древнетюркской письменности.» Алма-Ата. 1991г.

3. Акишев К. А., Байпаков К. М. «Вопросы археологии Казахстана». Алматы-1993г.

4. Байпаков К. М. «По следам древних городов Казахстана». Алма-ата, 1989г.

Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой.

Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры.

Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами.

Пища кочевого населения определялась образом жизни. Это молочные и мясные продукты. Однако, не следует считать, что растительная пища была исключена из рациона. Широко использовались дикорастущие растения, ягоды, фрукты, злаковые культуры.

Большую роль в развитии тюркской цивилизации сыграли города VI -XII веков. Города возникали на месте древних кангюйских городов-крепостей, на месте земледельческих оазисов. В X – XII веках только в Илийской долине возникло 56 новых городов. Это было связано с тем, что города стали транзитными точками на Великом Шелковом пути. Они вели торговлю не только между городами, но и между городами и степью.

Крупнейший из средневековых городов – Отрар – занимал площадь в 200 гектар. Нельзя думать, что города строились и развивались только на юге и юго-востоке Казахстана. В Центральном Казахстане города располагались в предгорьях Улытау, в долинах рек Сарысу, Кенгир, в горах Кент.

Города отличались высоким уровнем благоустройства. Обычными для них были водопровод, канализация (ташнау), проложенные из специальных гончарных труб. Это диктовалось необходимостью поддерживать чистоту в условиях жаркого климата, наличии природных очагов опасных инфекций. В каждом из городов имелись резервуары для хранения питьевой воды на случай осады, запасы продовольствия. Каждый из городов имел общественные здания – мечети, библиотеки, бани.

Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремесло, ювелирное дело. Ювелиры средневековых городов Казахстана знали такие техники, как зернь, скань, литье, чеканка, чернь и т.д.

Особо следует сказать о семейных отношениях у тюрков. Семья была моногамной. Уже существовал обычай левирата (аменгерство). Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Строгим было разделение родственников на старших и младших, что позже сохраняется почти у всех тюркских народов до сегодняшнего дня. В таласских текстах есть названия некоторых категорий родственников: инилери – младшие братья или младшие родственники по мужской линии, синил – младшая сестра.

Безусловно, речь о тюркской культуре средневековья была бы неполной без рассказа о выдающихся деятелях тюркской цивилизации – Абу Насре аль-Фараби, Махмуде Кашагари, Жусупе Баласагуни, Ахмеде Яссауи.

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлаг ибн Тархан аль-Фараби ат-Тюрки – именно таково его полное имя, из которого мы видим, что он был из знатной тюркской отрарской семьи (Фараб - одно из названий города Отрар). Родился он в 870 году.

Умер аль-Фараби в 950 году в Дамаске, где и похоронен у Малых ворот. По сведениям его современников, он отличался скромностью, не интересовался материальными благами, получая у правителя Дамаска в месяц всего 4 серебряных дирхема (прожиточный минимум того времени).

Самые ранние переводы трудов ученого на латинский язык – язык науки средневековой Европы - были сделаны еще в XI-XII веках и хранятся в Оксфордской, Парижской и Мадридской библиотеках. Труды аль-Фараби были авторитетом для целой плеяды выдающихся ученых эпохи мусульманского Ренессанса (Джами, Руми, Ибн-Сина и т.д.) и европейского Возрождения (Леонардо да Винчи, Роджер Бэкон).

К XI веку относится творчество Махмуда Кашгари (Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммад Кашгари), правнука Богра-хана. В 1074 году он закончил главный труд своей жизни – «Диуан лугат-ат тюрк» - «Словарь тюркских языков».

В X-XI веках, в государстве Караханидов жил и творил Жусуп Баласагуни (родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году), автор поэмы «Кутадгу билик» - «Благодатное знание».

Неполным было бы изложение материала по тюркской культуре, если бы мы не поговорили о творчестве Ходжи Ахмеда Яссауи. Основатель тюркской ветви суфизма, он родился в Туркестане в 1093 году. Ахмет Яссауи писал на тюркском, персидском, арабском, чагатайском языках. Главное его сочинение – «Диуани хикмет» или «Книга мудрости».

Учеником Ахмета Яссауи был Ахмет Иугнеки, известнейший поэт. В своем труде «Вознаграждение истины» он писал о равенстве всех людей перед лицом Бога, о предопределенности всего происходящего. Он считал, что человек должен довольствоваться малым, тем, что у него есть.

Можно было бы еще долго говорить о тех сверкающих вершинах, которых достигла тюркская культура в средневековье, на долгие годы став путеводной звездой для многих поколений людей не только в Казахстане и Центральной Азии, но и во всем мире. Отмечу лишь, что для этого были свои объективные причины. Смешение народов и языков, их религий и культур привело к выработке человеческой и культурной толерантности жителей региона, сохранившейся до сегодняшних дней.

В период древности и средневековья складывались и преемственно закреплялись этнокультурные традиции, которые, имея зачастую различные истоки, постепенно формировали особенности, в той или иной мере присущие всем тюркоязычным этносам. Наиболее интенсивно формирование такого рода стереотипов происходило в древнетюркское время, то есть во второй половине I тыс. н.э. Тогда определились оптимальные формы хозяйственной деятельности кочевое и полукочевое скотоводство, в целом сложился хозяйственно-культурный тип традиционное жилище и одежда, средства передвижения, пища, украшения и т.п., приобрела известную завершенность духовная культура, народная этика, социально-семейная организация, изобразительное искусство и фольклор. Наивысшим культурным достижением стало создание собственной письменности, распространившейся со своей центрально азиатской родины Алтай, Монголия, Верхний Енисей до Подонья и Северного Кавказа.

Религия древних тюрок основывалась на культе Неба - Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название - тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя: верхний изображался внешним крупным кругом, средний изображался срединным квадратом, нижний изображался внутренним малым кругом.

Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Между ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в честь Кюль-тегина и Бильге-кагана.

Также существовал и культ волка: многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от этого хищника. Культ частично сохранялся даже у тех народов, которые приняли иную веру. Изображения волка существовали в символике многих тюркских государств. Изображение волка также присутствует на национальном флаге гагаузов.

В тюркских мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках волк выступает как тотемический покровитель, защитник и предок-прародитель

Развит был также культ предков. Существовал политеизм с обожествлением сил природы, что сохранилось в фольклоре всех тюркских народов .

Заключение

Темой моего исследования была цель рассказать о тюркских народах Алтайского края. Значимость заключается в том, чтобы каждый человек знал о своем происхождение, о своих традициях и культуре в целом.

Тюркские народы - народы, говорящие на тюркских языках, а это азербайджанцы, алтайцы (алтай-кижи), афшары, балкарцы, башкиры, гагаузы, долганы, каджары, казахи, карагасы, каракалпаки, карапапахи, карачаевцы, кашкайцы, киргизы, кумыки, ногайцы, татары, тофы, тувинцы, турки, туркмены, узбеки, уйгуры, хакасы, чуваши, чулымцы, шорцы, якуты. От речи тюркских племен ведет свое происхождение турецкий язык, от их общего имени - название турецкой нации.

Тюрки - это обобщённое название этноязыковой группы тюркских народов. Географически, тюрки рассеяны на огромной территории, которая занимает около четверти всей Евразии. Прародиной тюрков является Центральная Азия, а первое упоминание этнонима «тюрк» относится к 6 веке н.э. и связано оно с именем Кёк Тюрков, которые под предводительством рода Ашина создали Тюркский Каганат.

Хотя тюрки не являются исторически единым этносом, а включают в себя не только родственные, но и ассимилированные народы Евразии, тем не менее тюркские народы являются единым этнокультурным целым. А по антропологическим признакам можно выделить тюрков, относящихся как к европеоидной расе, так и к монголоидной, но чаще всего встречается переходный тип, относящийся к туранской расе.

Во всемирной истории тюрки известны, прежде всего, как непревзойдённые воины, основатели государств и империй, умелые скотоводы.

Алтай - прародина всех современных тюркских народов мира, где в 552 году до н.э. древние тюрки создали свое государство - каганат. Здесь сформировался первозданный язык тюрков, получивший распространение среди всех народов каганата благодаря появлению письменности в связи с государственностью тюрков, известной сегодня как «орхоно-енисейская руническая письменность». Все это послужило появлению в современном научном мире термина «алтайская семья» языков (куда входят 5 больших групп: тюркские языки, монгольские языки, тунгусо-маньчжурские языки, в максимальном варианте также корейский язык и японо-рюкюские языки, родство с двумя последними группами гипотетично) и дало возможность утвердиться в мировой науке научному направлению - алтаистике. Алтай в силу геополитического расположения - центр Евразии - в разные исторические эпохи объединял разные этносы и культуры.

Республика Алтай - это стабильный, своего рода модельный регион, где в мире и согласии 2,5 столетия живут тюрки и славяне, русские и алтайцы, представители других больших и малых этносов. В результате сложился и укрепляется от поколения к поколению, как у вас в Татарстане, двуединый культурно-цивилизационный симбиоз: «Живи сам и давай жить другим!» - вот кредо алтайского, сибирского, российского сосуществования, сотрудничества. Вот оттого-то уважительное отношение друг к другу, языкам и культурам, традициям и обычаям, духовным ценностям у нашего народа, как говорится, в крови. Мы открыты для дружбы и сотрудничества со всеми, кто идет к нам с добрым сердцем и чистыми помыслами. В последние годы Республика Алтай значительно расширила сотрудничество не только с ближними сибирскими регионами России, но и с сопредельными территориями Казахстана, Монголии, Китая.

Материальная культура Архитектура – строительное искусство. Акыртас – незаконченное сооружение Жамбыльская область 7 -8 вв. относится к карлукам, изучал Байпаков. Билеулы – находится на границе между Казахстаном и Каракалпакией. Сардоба – надстройка над колодцем. Мырзарабат и Якка. Строились вдоль караванных путей. Дын – пример зодчества доисламского периода 8 в. . Сооружение на месте захоронения людей в виде юрты. На месте городов Акбешим и Суяб (7 -8 вв.) найдены остатки буддийских храмов. Исламские мечети стали строиться со 2 пол. IX в.

Материальная культура Балбал (балбык) – каменные скульптуры на месте захоронения знатных людей. (Центр. Казахстан, Жетысу) Терракота – керамика из оббожженой глины. Оссуарий – сосуд из глины, где хранились кости умершего.

Духовная культура Тюрки говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской рунической письменностью. Возникла в сер. 1 тыс. до н. э. . Алфавит состоял из 35 букв. Создан на основе тамг (родовых знаков). Во время установления дипломатических отношений с Византией тюрки использовали скифское письмо. В 8 -9 вв. письменность становится достоянием всего народа. Также использовали согдийскую письменность (при дворе кагана) Найдено более 200 устных памятников. Самые ранние произведения – орхоноенисейские письмена «Культегин» и «Тоньюкок» - исторические дастаны (поэмы). Всего 150 надписей.

Духовная культура В 8 в. появилась письменная литература. К ней относятся - «Книга моего деда Коркыт-ата» и «Огузнаме» «Книга моего деда «Коркыт-ата» состоит из 12 эпосов. Это слова назидания для молодежи. Мавзолей Коркыт-ата находится в Кзыл-Ординской обл. Поэма «Огузнаме» появилась в связи с событиями во 2 в. н. э. Основная идея – призыв к единству в борьбе с врагом. 8 -9 вв. - в устной форме, 11 в. - в письменной форме. В 6 в. переведена на персидский язык, в 9 в. – на арабский. В 13 в. ее записал персидский историк Рашид ад-Дин. В 17 в. - Абулгазы хан

Религия Развитие культа Тенгри (небо). Тенгрианство – одна из первых религий с элементами монотеизма (единобожия) Поклонялись Умай ана – покровительница дома, семьи. С ней связан культ огня. Жер-Су – земля-вода. Кок бори – волк. У огузов почитание барана. Тумары – талисманы от сглаза. Аруах – культ предков. В Сырдарьинском регионе – культ барана (связан с Фавном - бог полей и лесов у персов) Через трассы ВВ. Ш. пути шло распространение других религий. Буддизм распространяли согдийцы. (в 6 -8 вв. переселились в Жетысу). Храмы в Суябе. Подземный монастырь в Испиджабе 6 -8 в. Манихейство и зороастризм - древнеперсидские религии. Монастыри в Таразе. Несторианство (христианство) в Актобе найдены остатки виноделен.

Оседлая культура Южный Казахстан и Жетысу – районы формирования городской культуры. В 7 -8 в. города выполняли административную функцию. С переселением согдийцев в Жетысу в 7 -8 в. началось распространение городской и оседлой культуры. В Согдиане в нач. нашей эры было налажено производство шелка Первые города – южный Каз-н Испиджаб (Сайрам), Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак. Жетысу – Талхир, Алмалык, Койлык.

Городская культура В южном Казахстане – 37 городов. В Жетысу - 36 (ю-з)+70 (с-в) городов Самые крупные – Испиджаб, Отрар, Сауран. Цитадель – укрепленная центральная часть, жил правитель. Шахристан – район для знати. Рабад – ремесленно-торговый район. Новым элементом строительства стали мечети, бани в связи с распространением ислама. Площадь городов увеличилась (за счет рабадов), строились оборонительные сооружения. Суфы – глиняные помосты для отдыха. Ташнау – санитарно-очистительные сооружения.

Архитектура В X-XI вв. шло распространение ислама. Его укрепление можно проследить по погребальным обрядам. Мечети стали строиться с IX в. Минарет Боран (Х-ХI в.) Жетысу. При раскопках г. Куйрыктобе найдены остатки древней мечети. Мавзолеи Бабаджа-Хатун (Х-ХIв.) и Айша-биби (ХI-ХIIв.) у Тараза. Мавзоле Карахана у Тараза. Мавзолей Сырлытам на Сырдарье. В Отраре обнаружены остатки двух восточных бань. Для них использовалась колодезная вода. Бани (две)в Таразе обеспечивались водой с гор. Одна из бань действовала до 60 -х гг. ХХ в. Бани отапливались системой жаропроводящих каналов.

Наука и литература Распространение ислама оказало влияние на развитие науки и литературы. С Х в. все произведения стали писать на арабском языке. В Сайраме, Отраре, Туркестане открывались медресе. Тюркский ислам является синтезом тенгрианства и ислама – суфизм.

Наука Абу Насыр аль-Фараби (870 -950) Первый ученый Востока, «второй после Аристотеля» . Философ, математик, музыкант. Родился в г. Весидж в округе Фараб (Отрар). Образование получил на кыпчакском языке. Труды – «Слово о классификации наук» , «Трактат о жителях добродетельного города» и др.

Наука Абу Райхан аль. Бируни Ученыйэнциклопедист. 150 трудов. Первый на Востоке (до Коперника) высказал мысль о движении Земли вокруг солнца, доказал закон всемирного тяготения.

Литература Махмуд Кашгари (1030 -1090) ученый-языковед. Исследовал тюркские племена, язык. Его труд – «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Энциклопедия тюркских народов. Он прославил тюркский язык, доказал, что он ничуть не хуже арабского языка.

Литература Юсуф Баласагуни (1021 -1075) Ученый, поэт, философ. Его труд – «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») написан на тюркском языке (впервые). Содержит сведения о жизни, обычаях, вере тюрков. Отражает общественную жизнь тюрков 11 в. Ученый подарил книгу кагану Арслану, ему присвоен титул главный визир.

Литература Ходжа Ахмед Йассауи (неизв. -1166) Основатель тюркского направления ислама (суфизма). Отец известный ученый, Ахмед остался сиротой, воспитывался сестрой. Автор сборника стихов «Диуани хикмет» («Книга премудрости). Написана на тюркском языке арабским алфавитом. Проповедует любовь к богу, смирение. Его учителем был Арыстан-баба (первых среди святых Средней Азии, жил в 7 -8 в.). Учеником Йассауи был Сулейман Бакыргани (Хаким ата)

Литература Ахмед Иугнеки. Поэт эпохи Караханидов. Прозван «поэтов» , предводителем мудрецов. Его книга «Дар истины» . В ней он призвал людей быть честными, не делать зла. Написана на тюркском языке Али автор поэмы «Жусуп Злиха» , воспевает любовь

Проверка знаний Некоторые города в период раннего средневековья появлялись на местах постоянных зимовок. По сведениям М. Кашгари в VI в. город Испиджаб носил название Сайрам. Тюрки были знакомы с процессом плавки металла в V в. В VI- IX вв. тюрки строили купольные сооружения над колодцами. «сардобы» В VI- IX вв. тюрки строили «сардобы» - купольные сооружения над колодцами вдоль караванных путей. На месте города Суяб найдены относящиеся к VII – VIII вв. буддийские храмы.

На месте города Суяб найдены буддийские храмы, которые относятся к VII - VIII вв. В VI- IX вв. тюрки возводили памятники в стиле «дын» - строения из камня в виде юрты на месте захоронения людей. Тюркские памятники в стиле «дын» относится к периоду доисламскому. В древнетюркских письменах каменные скульптуры установленные на месте захоронения знатных людей называли «балбал» . Каменные скульптуры «балбалы» тюрки устанавливали на месте захоронения знатных людей. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в X-XII вв.

В X-XII вв. самыми крупными городами на территории Казахстана были Испиджаб и Отрар. В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в X-XII вв. Более ста местонахождении средневековых городов найдено только на территории Жетысу. В связи с распространением ислама в городах Казахстана начинают возводиться мечети в X-XII вв. Новым элементом в градостроительстве на территории Казахстана X-XII вв. являлось строительство Мечетей и бань В X- XII вв. наблюдается увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада. Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в X-XII вв.

Свидетельством высокого уровня архитектуры X-XI вв. является Мавзолей Бабаджа-хатун. Свидетельством высокого уровня архитектуры XI -XII вв. является Мавзолей Айша-Биби. Мавзолеи Бабаджа-хатун и Айша-Биби расположенные близ города Тараз. Остатки двух восточных бань датируемые XI -XII вв. обнаружены в ходе раскопок города Отрар. В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются XI -XII в. Укрепленная центральная часть, где жил правитель Цитадель Шахристан – это район, где проживала знать Рабад – это ремесленно-торговый район.

Древние тюрки пользовались письменностью рунической Древнетюркский рунический алфавит был создан на основе родовых тамг. Древнетюркский рунический алфавит, состоял из 35 букв Посланники Западнотюркского каганата доставили в Византию письмо написанное скифским письмом. Наряду с тюркским письмом в VI-IX в. широкое распространение на территории Казахстана получило Согдийское письмо Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются орхоноенисейские письмена «Культегин» и «Тоньюкок» . Древнейшие памятники древнетюркской письменности «Культегин» и «Тоньюкук» являются историческими поэмами - дастанами. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри.

К литературе тюркоязычных народов VIII - IX в. относится книга «Коркыт - Ата» . Более древний вариант поэмы «Огузнаме» был записан в XIII в. известным персидским ис-ториком Рашид ад-Дином. В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись Тенгри и женскому божеству Умай. Женское божество Умай считалась покровительницей очага и детей. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись животному волку. У огузских племен почитаемым животным был Баран Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения арабов в первой половине VIII в. С X в. в Южном Казахстане, с распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке.

«Вторым учителем» после Аристотеля был назван, один из первых ученых Востока X в. Абу Насыр аль-Фараби свои труды писал арабским письмом Абу Насыр аль-Фараби получил образование на кыпчакском языке. История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов эпохи средневековья отражены в книге Кашгари. «Дивуани лугат ат-тюрк» Ученый-тюрколог Н. А. Баскаков утверждает, в изучении тюркских языков первопроходцем среди исследователей был М. Кашгари Ученый А. Н. Кононов писал, что при создании своей книги Махмуд Кашгари ставил цель – прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского языка. Общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов отражены в труде XI в. «Кутадгу билик»

За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил титул «главного визиря» Юсуфу Баласагуни. Произведение XI в. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни является одним из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни «предводителем мудрецов» , призывал людей быть честными и добросердечными Ахмед Иугнеки. Книга поэта эпохи Караханидов Ахмеда Иугнеки, написанная на тюркском языке и дошедшая до наших дней «Дар истины» . Дастан (поэма) «Дар истины» Ахмеда Иугнеки, поэта эпохи Караханидов, написан на тюркском языке. Учителем поэта, мыслителя и проповедника мусульманской религии в Казахстане Ахмеда Йасауи был Арыстан-Баба. Произведение Ахмеда Йасауи, в котором он проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм «Диуан-и- Хикмет» .

«Диуан-и- Хикмет» Ахмеда Йасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом. Одним из учеников Ахмеда Йасауи является великий поэт, автор учебников по богословию Сулеймен Бакыргани. Первый на Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг солнца Абу Райхан Аль-Бируни. «Книга моего деда «Коркыт-ата» состоит из 12 эпосов. Керамика из оббожженой глины – это терракота Мырзарабат и Якка – это Сардобы Районы формирования городской культуры – это Южный Казахстан и Жетысу В 7 -8 в. города выполняли административную функцию.

1. Коркут был: A) Защитником города Отрар. B) Основателем религии ислам. C) Ханом Золотой Орды. D) Знаменитым ученым Востока. E) Знаменитым жырау, одаренным композитором. 2. В IX-XII вв. наблюдается территориальный рост городов за счет: A) Района, где жили купцы. B) Цитадели. C) Района, где жили военные. D) Рабада. E) Шахристана. 3. Сохранившийся памятник XII века, мавзолей Сырлы там обнаружен археологами: A) В низовьях Сырдарьи. B) В Туркестане. C) В семиречье. D) На Мангыстау. E) Близ Тараза.

4. Отражает общественную жизнь тюрков 11 в. книга: A) «Диван лугат ат- тюрк» Кашгари. B) «Кудатгу билиг» Баласагуни. C) «Джами-ат-тауарих» Кадыргали Жалаири. D) «Диван-и-Хикмет» Яссауи. E) «Тарих-и-Рашиди» . Мухаммад Хайдара. 5. Письменность, которой пользовался Аль-Фараби, создавая свои труды: A) Уйгурская. B) Сирийская. C) Тюркская. D) Согдийская. E) Арабская. 6. Племена, сыгравшие ключевую роль в становлении раннесредневековой городской культуры на территории Казахстана: A) Согдийцы. B) Кыпчаки. C) Кидани. D) Караханиды. E) Огузы.

7. Рабад – часть средневекового города, где: A) Находилась администрация. B) Жила знать. C) Жили бедняки. D) Были культовые сооружения. E) Велась торговля. 8. Вкладом в историю языкознания является труд Кашгари: A) «Диван лугат ат-тюрк» . B) «Тарах-и-Рашиди» . C) «Кудатгу билинг» . D) «Бакырган» . E) «Диван-и-Хикмет» . 9. Непосредственное влияние на Ахмеда Яссауи оказал его учитель: A) Кадыргали Жалаири. B) Мухаммад Хайдар. C) Махмуд Кашгари. D) Арыстанбаб. E) Бакыргани.

10. В IX-XII в. в тюркской среде широко употребляется: A) Арабский язык. B) Китайский язык. C) Греческий язык. D) Согдийский язык. Е) Персидский язык. 11. Самый древний памятник тюркской письменности: А) «Кутадгу Билик» В) «Тарихи-и-Рашиди» С) Письмена «Культегина» D) «Кодекс куманикус» E) «Диуани луга тат-тюрк» 12. Памятник литературы VIII- IX веков: А) «Диуани луга тат-тюрк» В) «Кутадгу билик» С) «Жусуп-Злиха» D) «Коркыт-Ата» E) «Диуан-и- хикмет»

13. Древнетюркский алфавит состоял из: А) 35 букв В) 45 букв С) 25 букв D) 30 букв E) 22 букв 14. Тюркский алфавит был создан на основе: А) Греческого алфавита В) Родоплеменных тамг С) Арабской письменности D) Латинского алфавита E) Иранской письменности 15. Древняя тюркская письменность на территории Казахстана появилась в: А) Cередине II тысячелетия до нашей эры В) Середине I тысячелетия до нашей эры С) Середине III тысячелетия до нашей эры D) Середине IV тысячелетия до нашей эры E) Середине I тысячелетия нашей эры

16. Памятник литературы VIII- IX веков: А) «Огузнаме» В) «Кутадгу билик» С) «Диуан-и-хикмет» D) «Жусуп-Злиха» E) «Диуани лугат ат- тюрк» 17. Древнетюркская письменность, найденная на берегах рек Талас, Или, Сырдарья получила название: А) «Таласская письменность» В) «Орхонские письмена» С) «Иероглифы» D) «Скифские письмена» E) «Иртышская письменность» 18. Древний памятник тюркской письменности: А) «Жусуп-Злиха» В) «Диуан-и-хикмет» С) «Возникновение наук» D) «Кодекс куманикус» E) Письмена «Тоньюкок»

19 Название Сайрам в VI веке носил город: А) Испиджаб В) Тараз С) Отрар D) Сыгнак E) Сауран 20. Купольное полуподземное сооружение над колодцем: А) Дын В) Сардоба С) Балбал D) Мавзолей E) Кемпиртас 21. Архитектурное сооружение доисламского периода в форме юрты: А) Сардоба В) Мавзолей С) Дын D) Мазар E) Балбык

22. Каменная скульптура, установленная на месте захоронения знатных людей: А) Мазар В) Мечеть С) Дын D) Балбал E) Сардоба 23. Исламские мечети стали строиться с: А) VII века В) VII века С) IX века D) X века E) XI века 24. Керамика из обожженной глины: А) Смальта В) Витраж С) Мозаика D) Майолика E) Терракота

25. Санитарно-очистительное устройство средневекового дома: A) суфы B) сардоба C) ташнау. D) тумар E) хикмет. 26. Мечети в городах южного Казахстана существуют с: A) VII в. B) VIII в. C) IX в. D) X в. E) XI в. 27. Бани в Таразе обеспечивались водой: A) по каналам с гор. B) по кяризам. C) с Сыр-Дарьи. D) из колодцев. E) дождевой.

28. До 1960 -х годов в Туркестане работал(-а) построенный(-ая) в средние века: A) медресе. B) баня. C) исламский университет. D) музей Ясави. E) караван-сарай. 29. У огузов распространено почитание: A) барса. B) дракона. C) единорога. D) барана. E) змеи. 30. Поэт Ахмед Иугнеки жил при: A) Караханидах. B) Джучидах. C) Шайбанидах. D) Карлуках. E) Чагатаях.

31. Отец Ясави бы: A) знаменитым полководцем. B) ханом. C) арабом-миссионером. D) крестьянином. E) известным ученым. 32. Ясави учился в: A) Бухаре. B) Сыгнаке. C) Багдаде. D) Дамаске. E) Стамбуле. 33. Произведение «Жусуп-Злиха»: A) эпос. B) воспевает любовь. C) сказка. D) заупокойные гимны. E) повествует о войне кыпчаков с монголами.

34. Более интенсивно развитие культуры протекало: A) в городских и земледельческих центрах B) в кочевых районах C) в полукочевых районах D) в районах добычи руды E) в горных районах 35. Более развитыми в экономико-культурном отношении были: A) южные районы Казахстана B) районы Прибалхашья C) территории Сары-Арки D) западные районы E) Мангыстау 36. Буддийские храмы в Казахстане относятся к: А) VII-VIII вв. В) X в. С) VI в. Д) IX-X вв. Е) X-XII вв.

37. Сооружение Акыртас (VII-VIII в) было найдено: А) в Жамбульской области В) в Костобе С) у Иртыша D) в Мангыстау Е) в Жетысу 38. В общей сложности на древнетюркском языке найдено: А) более 100 литературных памятника В) боле 200 С) около 500 D) Более 300 E) Около 150 39. Полностью произведение «Огузнаме» в XVII в. записал: А) Рашид-ад Дин В) Абулгазы хан С) М. Шокай D) аль Идриси Е) М. Кашгари

40. Автором поэмы «Кутадгу билиг» является А) Ходжа Ахмет Яссави В) Абу Насыр аль-Фараби С) Махмуд Кашгари D) Мухаммед Хайдар Дулати Е) Юсуф Баласагуни 41. Автором знаменитого труда «Диуани лугат-ат-тюрк» является А) Ходжа Ахмет Яссави В) Абу Насыр аль-Фараби С) Махмуд Кашгари D) Мухаммед Хайдар Дулати Е) Юсуф Баласагуни 42. Ходжа Ахмет Яссави является автором сборника стихов А) «Дар истины» В) «Диуани лугат-ат-тюрк» С) «Кутадгу билиг» D) «Жусуп Злиха» Е) «Диван-и Хикмет»

43. Глиняные помосты для отдыха – это А) ташнау В) дын С) суфы D) сардоба Е) терракота 44. Новым элементом градостроительства в X-XII в. было А) строительство буддийских храмов В) наличие сардобов С) строительство цитадели D) сооружение восточных бань Е) строительство оросительных каналов 45. производство шелка было налажено уже в начале нашей эры в А) государстве Кангюев В) Согдиане С) Индии D) Иране Е) Арабском халивате

46. Руины культовых сооружений раннего средневековья, относящиеся к различным верованиям, найдены на месте городов А) Баскамыр, Аяккамыр, Куйрыктобе В) Баршынлыкент, Ашнас, Отрар С) Тараз, Баласагун, Испиджаб D) Карачук, Бурух, Хурлуг Е) Алматы, Шур, Карнак 47. Среди терракотовых фигур тюрков и согдийцев встречаются изображения А) Тенгри В) Заратуштры С) Мухаммеда D) Будды Е) Иисуса 48. Одной из причин активного развития городской жизни в Х-XII вв. является А) образование Кыпчакского ханства В) образование тюркских каганатов С) объявление ислама государственной религией D) Прекращение торговли по Великому Шелковому пути Е) переход кочевников к оседлости

49. Сооружение Акыртас в Джамбыльской области, по мнению Байпакова, было возведено в эпоху А) Карлукского каганата В) государства Караханидов С) Кыпчакского ханства D) Западно-тюркского каганата Е) Тюргешского каганата 50. В гор. Чуйской долины, гор. Испиджабе обнаружены сооружения А) христиан В) манихеев В) буддистов D) мусульман Е) зороастрийцев 51. Тюркская письменность получила широкое распространение в А) 3 -4 вв. В) в сер. 1 тыс. до н. э. С) 6 -7 вв. D) 8 -9 вв. Е) 10 -12 вв.

52. Разновидность зодчества доисламского периода А) суфий В) балбык С) терракота D) сардоба Е) дын 53. Обереги, изготовляемые тюрками А) тамги В) кисе С) коржын D) тумары Е) диадема 54. наиболее крупным городам по площади в 10 -12 вв. . относятся А) Карнак, Карачак, Шур В) Бурух, Ашнас, Хурлуг С) Баскамыр, Аяккамыр, Куйрыктобе D) Испиджаб, Отрар, Сауран Е) Алматы, Шур, Карнак