Джаз какой он. Билеты на оперу Opera-Jazz

сайт. Сейчас стало достаточно модным совмещать различные музыкальные жанры и делать проекты, в которых звучат одновременно и академическая музыка, и джаз. В Якутске мы уже видели то, как это делают, например, Леонид Сендерский , который отыграл программу с "Арко артико" , или коллектив "Растрелли квартет" , в чьем репертуаре есть все, начиная от клезмера и заканчивая саундтреками.

И вот теперь у якутского слушателя есть возможность оценить проект "Джаз и опера" , который представляют певицы Ольга Годунова и Екатерина Лехина . В их программе есть эстрада, оперетта, джаз и кажется, что еще многое другое. О своем творчестве они рассказали нам подробно накануне своего выступления.

Как появился ваш проект?

Ольга : - Он появился три года назад, а вдохновение пришло еще в далекие 90-е, когда я услышала концерты из цикла "Паваротти и друзья", где сочетались классическая, эстрадная и даже рок-музыка. И вот тогда и пришла мысль: почему у нас нет такого? И, несмотря на то, что я в то время занималась академической музыкой и работала в оперном театре, уже тогда чувствовала, что мне ближе эстрада и джаз. С тех пор у меня начала вынашиваться эта идея и вот три года назад она воплотилась в жизнь.

- Но эта идея родилась у вас в голове. А как получилась, что вы ею поделились с Екатериной?

Екатерина : - Мы знакомы уже очень давно. У нас и по вокалу был один педагог, хотя мы учились в разных местах - Оля в Волгограде, а я в Москве. А Ольга на момент, когда мы познакомились, иногда приезжала в Москву, вот так и произошла наша встреча.

Ольга : - Я в то время уже успела пожить в Европе, побывала в Америке, где на Бродвее услышала мьюзиклы и поняла, что это мое. А с предложением к Кате я обратилась, наверное, потому что, во-первых, мы дружили. А потом, у нас у обеих сопрано, хотя у Кати голос еще выше и она берет просто запредельные ноты, которые мне не подвластны. Ну, видимо, и общая школа также повлияла. Но Катя, в общем-то, откликнулась на предложение не сразу. А началось все с Summertime Гершвина - когда-то в Волгограде мы спели эту песню с одной моей знакомой, оперной певицей. И получилось очень здорово. И с Катей наша история началась именно с этой композиции.

Екатерина : - Да, мы заказали очень хорошую, необычную аранжировку. И сделали запись, получив на нее отличные отзывы. Я услышала, как это здорово сочетается - Олина эстрадная, джазовая манера пения и моя академическая и еще именно с такой нестандартной классическо-джазовой аранжировкой. И мы начали думать над репертуаром, спорили, дискутировали, пробовали.

И вот в связи с вашими последними словами. Как вы отбираете репертуар так, чтобы и джаз и опера и мьюзикл гармонично сочетались?

Екатерина : - Мы садимся за рояль, выписываем то, что собираемся исполнить, и пытаемся представить, как будет звучать одно за другим. К тому же у нас бывают и оркестровые номера, которые подводят либо к классическому, либо к джазовому исполнению, создавая определенные связи между композициями.

Ольга : - К тому же у нас есть такая изюминка, которую не часто позволяют себе академисты, - мы общаемся с публикой. Однажды мне один коллега, который много работал на Бродвее, сказал, что соединить можно многое, но очень важно, как ты к этому подведешь. И когда мы начали работать с Катей, то решили отойти от стереотипов - оперная певица спела и ушла, все строго и т.д. А у Кати потрясающая пластика - он в прошлом фигуристка. Почему мы не можем танцевать и сами вести концерт?

Екатерина : - К тому же это создает близкий и, главное, быстрый контакт с публикой. Мы чувствуем энергетику публики, и у нас происходит такой взаимообмен с нею.

Ольга : - Но конечно мы не говорим ключевую фразу "Мы не видим ваших рук" (смеются). А вообще если вспоминать, то первый концерт у нас состоялся в подмосковном Обнинске, где мы делали презентацию нашего проекта.

И вот среди обычной и, скажем так, типичной публики была пара так называемых рокеров - все такие в татуировках, все как надо. И вот они к нам подходят после концерта и говорят, что они, наконец, поняли, что опера - это интересно и что мы открыли им новый мир. Они купили диски и по-настоящему были благодарны нам.

И вот это как раз и было целью нашего проекта - охватить разные вкусовые предпочтения публики - опера, джаз, мьюзикл. И мне кажется, артист может исполнять различные жанры, конечно, в своей манере. Вот Катя поет всю жизнь оперу, а в нашем проекте еще и мьюзиклы и эстраду.

- А вот по поводу танцев - вы и вправду танцуете во время программы?

Екатерина : - Ну не цыганочку с выходом, конечно (смеется), но в оркестровых проигрышах можно придумать несколько па.

Ольга : - Если бы у вас был лед, мы смогли бы сделать что-то более оригинальное, учитывая, что Катя фигуристка.

- Ледовый дворец в Якутске есть.

В следующий раз (смеются).

- Исходя из ваших программ, вам нравится разная музыка, а что именно?

Ольга : - Абсолютно разная музыка, важно, чтобы она трогала. Даже, может, у певца и не быть сильного голоса, но есть что-то цепляющее. Вот, например, Шарль Азнавур: каждая его песня - история. А у него нет каких-то выдающихся вокальных данных. А бывает голос прекрасный, а слушать его невозможно. С удовольствием слушаю Анну Нетребко, и многих своих коллег и Катю в том числе.

Екатерина : - Мы нормальные люди - слушаем все, что качественно и интересно, главное, чтобы музыка была мелодичной и профессиональной.

Если вернуться к "Джазу и опере", какое продолжение будет иметь ваш проект? Может быть запись диска, гастроли за рубежом?

Екатерина : - Как раз сейчас у нас идут переговоры с некоторыми странами, где мы, возможно, будем выступать. Пока не буду разглашать все подробности, но процесс в этом направлении идет. Также в марте мы представим нашу вторую программу и отправимся в тур по тем городам, где уже проводили концерты и куда нас зовут снова. И, кстати, в Якутске мы исполним пару номеров из новой программы.

Ольга : - А что касается диска, то этого пока в планах нет. Мы делаем записи с концертов, выкладываем в интернет. К тому же это отнимет много времени, которого у нас не так много.

- В продолжение темы и в связи с 23 февраля. А мужчину не хотите пригласить в ваш проект?

Ольга: - Кстати, мужчины к нам сами просятся (смеются). Но пока нет. Разово - вполне возможно, как специального гостя, например. К тому же мужчина и женщина - на сцене явление обычное, мужчина и мужчина - тоже явление нередкое. А вот так как работаем мы - этому аналогов в России нет, а может, и в Европе. В общем, мальчик всю картину испортит (смеются).

В артистической среде в особенности есть большая конкуренция, которая иногда обретает не в очень красивые формы. Как вам удается избегать зависти и других неприятных чувств в совместной работе? Или у вас даже таких мыслей нет?

Екатерина : - Нет, мы об этом даже и не думаем. У нас, помимо этого проекта, идет своя творческая жизнь, и мы реализуем себя в разных проектах. К тому же мы никогда не обижаемся, когда друг другу что-то подсказываем. Ведь многое виднее со стороны.

Ольга : - Меня, например, наоборот подстегивает профессионально, если у моих коллег есть какие-то успехи. Катя - обладательница премии «Грэмми», в России таких единицы.

Эти победы, особенно близких людей, вдохновляют на работу, и не потому что я хочу «Грэмми», хотя хочу, конечно! (смеется). Но профессионально нужно друг другу соответствовать, а зависть - не знаю, откуда она берется, у нас этого нет.

И у нас нет такого, что кто-то должен быть лучше другого: наша работа - это работа на результат. А у артиста всегда должен быть стимул, поиск, какие-то сомнения. Если же этого нет, и ему кажется, что он уже всего достиг, то профессиональный рост заканчивается.

Екатерина : - Вы знаете, мне повезло, и я общалась с великим Пласидо Доминго. Это, с одной стороны, просто недосягаемая звезда, но в тоже время он настолько простой и душевный в общении. Он как ни кто иной знает всю специфику нашей работы. И то, как он подходит к молодежи, - это просто потрясающе. Когда он сам встает за дирижерский пульт - ты видишь его светящиеся глаза и его желание тебе помочь, причем так, что он даже забывает об оркестре.

- Да, такие люди всегда поражают широтой души, невзирая на то что являются известными или даже великими.

Ольга : - Это, наверно, самое сложное в нашей профессии - борьба с тщеславием. И чем больше будет работать человек над собой работать, тем больше он потом получит. А вообще большое удовольствие знать, что ты еще чего-то не знаешь и есть куда-то стремиться и изучать что то новое.

- Вы достаточно много гастролируете с проектом. Как, на ваш взгляд, он воспринимается публикой?

Нам очень интересно ездить. Вот уже год как мы в турне. По правде сказать, многие филармонии относятся к нам достаточно насторожено - что за сочетание «джаз и опера»? Немного консервативные взгляды, но потом остаются довольны все.

Однажды был случай в Улан Удэ - на концерт пришел один в прошлом оперный певец и вот после первого отделения он зашел к нам за кулисы с цветами и просто осыпал массой комплиментов, что в певческой среде не всегда бывает. Это возвращаясь к тому, о чем мы недавно говорили. И мы понимаем, что эти комплименты - это не просто слова, но они как бы доказывают, что этот проект и в самом деле удался.

А особенно приятно, когда в зале много молодых людей. Многие говорят, что опера - это скучно, неинтересно. А когда выходит Катя - такая интересная певица, которая общается с залом еще и пританцовывает, то восприятие, конечно, меняется.

- А если отойти от "Оперы и джаза", как складываются ваши карьеры вне проекта?

Екатерина : - Помимо различной концертной деятельности я вот уже второй сезон реализую себя в жанре мьюзикла. В Москве я играю в "Призраке оперы" и исполняю роль как раз оперной певицы Карлотты. К счастью, мне не нужно менять манеру пения, но все же это не опера и в мьюзикле нужно быть еще и драматической актрисой, а также и танцевать. И я получаю от этого огромное удовольствие, хотя до последнего отказывалась от этого нового для меня эксперимента. Но благодаря моим друзьям и Оле, в том числе, я все же попробовала и мне очень нравится, хотя это, конечно, очень бешеный темп - у меня это 13 спектаклей в месяц. И что удивительно мне не надоедает, даже после двух сезонов. А еще у меня было грандиозное шоу в Вероне - "Опера на льду". Там выступали многие известные фигуристы, которые катались под мое пение. Шоу просто не имеет аналогов в мире, было просто потрясающе.

Ольга : - Сейчас я активно сотрудничаю с оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки, что для меня является колоссальным удовольствием. Я никогда и не мечтала работать с этим дирижером. Еще с детства, когда смотрела фильмы, в титрах видела его имя дирижер "С. Скрипка", а теперь я с ним на одной сцене. Мы выступаем в концертном зале Чайковского и в Филармонии, и исполняем, конечно, музыку из кино.

- А как вам кажется - сейчас в России ренессанс музыкальной культуры или же скорее она находится в упадке?

Екатерина : - На мой взгляд, классическая музыка сейчас все больше популяризируется. Если взять профессиональную сцену, то, например, в оперных театрах сейчас существует очень хорошая программа для молодых артистов, когда они, только что закончившие консерваторию, без опыта за год-два обучаются актерскому мастерству и получают профессию. И интерес к оперному искусству растет, многие хотят связать себя с пением. И, кстати, немалую роль играет и телеканал «Культура», в частности, и проект "Большая опера".

Ольга : - Да и детские конкурсы, как например, "Щелкунчик", тоже способствуют популяризации музыкальной культуры. Но, к сожалению, помимо телеканала «Культура», остальное телевидение оставляет желать лучшего. В общем, сейчас многие хотят стать известными, хотят петь и чтобы их показывали, и это не только у нас, конечно. Но среди масс есть и те, кто по-настоящему занимается искусством. И когда это видишь, то думаешь, что у нас все это не умерло и не умрет. У нас очень много талантливых людей, которые продолжают нести это зерно настоящего искусства.

Концертная программа «Opera - Jazz » поможет ответить на извечный вопрос: «Что главнее - опера или джаз? И могут ли они сосуществовать вместе?». Кроме того, - это удивительно весёлое и праздничное новогоднее шоу, способное удовлетворить даже самые смелые пожелания поклонников обеих жанров.

В рамках этого новогоднего праздничного концерта состоится шуточное противостояние оперы и джаза. Здесь прозвучат самые известные арии и фрагменты из популярных опер. Но также в рамках программы «Opera - Jazz » можно будет услышать и яркие, красочные и весьма необычные версии оперных шедевров в стиле джаз. А участниками этого уникального мероприятия станут лучшие представители обеих жанров. Здесь выступят солисты и оркестр прославленного московского театра «Новая Опера», а также всемирно известный джазовый кларнетист, саксофонист и аранжировщик Антти Сарпила со своим коллективом. Именно этому выдающемуся музыканту и принадлежат оригинальные версии известнейших творений мировой оперы.

Все, кто пожелает купить билеты на это мероприятие, смогут насладиться лучшими шедеврами мирового академического искусства, как в традиционном звучании, так и в джазовых интерпретациях. Эта программа полна искромётных шуток и неожиданных приятных сюрпризов. Она не только позволит понять, что опера и джаз вполне могут уживаться на одной сцене и даже дополнять друг друга, но и просто насладиться прекрасной музыкой в исполнении настоящих талантов, не лишённых юмора и всегда готовых вызывать искренние улыбки на лицах зрителей.

«Голубой понедельник» (с английского «Blue Monday») - джазовая опера. Композитор - . Автор английского либретто - Бадди Де Сильва.
Премьера проходила 29 августа 1922 года на Бродвее. Опера была принята публикой неоднозначно. Наутро пресса опубликовала абсолютно противоположные отзывы: одни говорили о небывалом успехе первой настоящей американской оперы, другие же утверждали, что «Голубой понедельник» является угнетающей и неправдоподобной зарисовкой.
Сюжет представляет собой трагическую историю любовного треугольника. Действие оперы происходит в кафе на пересечении 135-й и Ленокс-авеню в Нью-Йорке. Игрок Джо и его возлюбленная Ви вынуждены ненадолго разлучиться: Джо собирается навестить свою мать. По роковой случайности он не говорит девушке об истинной причине своего отъезда, обмолвившись только, что едет просто по личным делам. Высокомерный певец из кафе Том, также влюбленный в Ви, убеждает девушку в обмане: мол, Джо на самом деле уехал к другой. Джо вскоре возвращается в кафе с письмом, в котором говорится, что ему нет нужды ехать к матери: она умерла еще три года назад. Рассерженная Ви не желает поговорить с любимым: она нажимает на курок и попадает в Джо. Вскоре девушка узнает правду, но выстрел оказывается роковым. Ви просит прощения, Джо прощает любимую и грезит о том, что скоро встретится с матерью на небесах.


История создания

Джордж Гершвин завоевал большую часть своей репутации на экспериментальных слияниях различных музыкальных и драматических жанров. Так и здесь: «Голубой понедельник» является первой джазовой оперой. За три недели до первого спектакля, авторы обнаружили, что получасовое представление все же нуждается в доработке. Гершвин и Де Сильва завершили работу за пять дней и ночей. В Нью-Хейвене (штат Коннектикут) было представлено четыре пробных постановки «Голубого понедельника» . Опера была принята публикой тепло и восторженно. Но на премьере, в сочетании с развлекательным ревю Джорджа Уайта, опера произвела на аудиторию не лучшее впечатление.
Опера «Голубой понедельник» была первой значительной попыткой соединить формы классической и американской популярной музыки (оперы, джаза и афро-американского стиля). Среди прочих критических отзывов упоминается о том, что именно эта опера проявила первый блеск нового американского музыкального искусства.


Занимательные факты :

- в «Голубом понедельнике» Джордж Гершвин ввел музыкальное новшество: в партитуре исполнителей присутствует джазовый речитатив.
- позднее опера была переименована «135-ю улицу»

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США, в Новом Орлеане, в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Истоками джаза явились блюз и другая афроамериканская народная музыка. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Поджарнами джаза являются: авангардный джаз, бибоп, классический джаз, кул, ладовый джаз, свинг, смус-джаз, соул-джаз, фри-джаз, фьюжн, хард-боп и ряд других.

История развития джаза


Джаз-коллектив колледжа Вилекс, штат Техас

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он появился из Африки. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр — регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Блюз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезенные рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьезные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании. Колыбелью джаза был американский Юг, и прежде всего Новый Орлеан.
Залог вечной молодости джаза — импровизация
Особенность стиля — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остаётся легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз — это не только определённый вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

Новоорлеанский джаз

Термином новоорлеанский обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен также как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.

Пути афроамериканского фольклора и джаза разделяются с момента открытия Сторивилла, района красных фонарей Нового Орлеана, прославившегося своими увеселительными заведениями. Желавших повеселиться и развлечься здесь ждала масса соблазнительных возможностей, которые предлагали танцплощадки, кабаре, варьете, цирк, бары и закусочные. И везде в этих заведениях звучала музыка и могли найти работу музыканты, освоившие новую синкопированную музыку. Постепенно, с ростом числа музыкантов, профессионально работающих в увеселительных заведениях Сторивилла, сократилось количество маршевых и уличных духовых оркестров, а вместо них возникли так называемые сторивилльские ансамбли, музыкальное проявление которых становится более индивидуальным, в сравнении с игрой духовых оркестров. Эти составы, называвшиеся часто «комбо-оркестрами» и стали основоположниками стиля классического новоорлеанского джаза. В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза.
В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза
Развитие джаза в США в первой четверти XX века

После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Но его широкому распространению конечно не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 он распространился по всему североамериканскому континенту.

С другой стороны представления менестрелей, с их пестрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза. Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менстрель-шоу. Задолго до закрытия Сторивилла новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами. Джелли Ролл Мортон с 1904 года регулярно гастролировал в Алабаме, Флориде, Техасе. С 1914 года он имел контракт на выступления в Чикаго. В 1915 году переезжает в Чикаго и белый диксилендовый оркестр Тома Брауна. Крупные водевильные турне в Чикаго совершал и знаменитый «Креол Бэнд», руководимый новоорлеанским корнетистом Фредди Кеппардом. Отделившись в своё время от «Олимпия Бэнда», артисты Фредди Кеппарда уже в 1914 году успешно выступали в самом лучшем театре Чикаго и получили предложение сделать звуковую запись своих выступлений даже прежде «Original Dixieland Jazz Band», которое, впрочем, Фредди Кеппард недальновидно отклонил. Значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи.

Еще с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент-Пол сначала на уикэнд, а впоследствии и на целую неделю. С 1900 года на этих прогулочных пароходах (riverboat) начинают выступать новоорлеанские оркестры, музыка которых становится наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. В одном из таких оркестров «Шугер Джонни» начинала будущая жена Луи Армстронга, первая джазовая пианистка Лил Хардин. В riverboat-оркестре другого пианиста Фэйтса Мэрейбла, выступало много будущих новоорлеанских джазовых звезд.

Пароходы, совершавшие рейсы по реке, часто останавливались на попутных станциях, где оркестры устраивали концерты для местной публики. Именно такие концерты стали творческими дебютами для Бикса Бейдербека, Джесса Стейси и многих других. Еще один знаменитый маршрут пролегал по Миссури до Канзас-Сити. В этом городе, где благодаря крепким корням афроамериканского фольклора развился и окончательно дооформился блюз, виртуозная игра новоорлеанских джазменов нашла исключительно благодатную среду. Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создается стиль, получивший прозвище чикагский джаз.

Биг-бэнды

Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х годов. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов как правило чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определенные партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда» («the big band sound»).

Биг-бэнд стал популярной музыкой своего времени, достигнув пика славы в середине 1930-х годов. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Руководители знаменитых джаз-оркестров Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Каунт Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб, Гленн Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд, Чарли Барнет сочинили или аранжировали и записали на пластинки подлинный хит-парад мелодий, которые звучали не только по радио, но и повсюду в танцевальных залах. Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии во время хорошо раскрученных «сражений оркестров».
Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии
Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры во главе с Бэйси, Эллингтоном, Вуди Германом, Стэном Кентоном, Гарри Джеймсом и многими другими часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их музыка постепенно преображалась под влиянием новых течений. Такие группы, как ансамбли во главе с Бойдом Райберном, Сан Ра, Оливером Нельсоном, Чарльзом Мингусом, Тэдом Джонсом-Мэлом Льюисом исследовали новые понятия в гармонии, инструментовках и импровизационной свободе. Сегодня биг-бэнды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры типа джазового оркестра Линкольн-Центра, Джазового оркестра Карнеги-Холл, Смитсоновский оркестр шедевров джаза и Чикагского джазового ансамбля регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.

Северо-восточный джаз

Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлет в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север.


Луи Армстронг

Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал ее горячей, подняв ее накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятерка и Горячая Семерка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмена. Армстронг и Гудман, перебравшиеся в конечном счете в Нью-Йорк, создали там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза, располагая такими легендарными клубами, как Минтон Плейхаус, Коттон Клаб, Савой и Вилидж Вэнджуард, а также такими аренами, как Карнеги Холл.

Стиль Канзас-сити

В эпоху Великой депрессии и сухого закона, джазовая сцена Канзас-Сити превратилась в своеобразную Мекку новомодных звуков конца 1920-х и 1930-х годов. Для стиля, процветавшего в Канзас-Сити, характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся как биг-бендами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло, исполнявшиеся для посетителей кабачков с подпольно продававшимся спиртным. Именно в этих кабачках и выкристаллизовался стиль великого Каунта Бэйси, начинавшего в Канзас-сити в оркестре Уолтера Пэйджа и впоследствии у Бенни Моутена. Оба этих оркестра были типичными представителями стиля Канзас-сити, основой которого стала своеобразная форма блюза, получившая название «городской блюз» и сформировавшаяся в игре вышеназванных оркестров. Джазовая сцена Канзас-сити отличалась также целой плеядой выдающихся мастеров вокального блюза, признанным «королем» среди которых был многолетний солист оркестра Каунта Бэйси, знаменитый блюзовый певец Джимми Рашинг. Знаменитый альтсаксофонист Чарли Паркер, родившийся в Канзас-Сити, по приезде в Нью-Йорк широко использовал характерные блюзовые «фишки» разученные им в оркестрах Канзас-сити и составившие впоследствии один из отправных моментов в экспериментах бопперов в 1940-е.

Джаз Западного побережья

Исполнители, захваченные движением кул-джаза в 50-е годы, много работали в студиях звукозаписи Лос-Анджелеса. В значительной степени под влиянием нонета Майлза Дэвиса эти базировавшиеся в Лос-Анджелесе исполнители развивали то, что теперь известно как «West Coast Jazz», или джаз Западного побережья. Джаз Западного побережья был гораздо мягче, чем яростный бибоп, который ему предшествовал. Большинство произведений джаза Западного побережья было выписано в крупных деталях. Контрапунктные линии, часто использовавшиеся в этих композициях, казались частичками проникшего в джаз европейского влияния. Однако в этой музыке оставалось много пространства и для продолжительных линеарных сольных импровизаций. Хотя West Coast Jazz исполнялся главным образом в студиях звукозаписи, такие клубы, как «Маяк» на Эрмоза бич и «Хэйг» в Лос-Анджелесе часто представляли его главных мастеров, в числе которых были трубач Шорти Роджерс, саксофонисты Арт Пеппер и Бад Шенк, барабанщик Шелли Мэнн и кларнетист Джимми Джюффри.

Распространение джаза

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих кубинцев в 1940-е или более позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как и у блестящего композитора и лидера джаз-оркестра Дюка Эллингтона, комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока.

Дэйв Брубек

Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда разные художники стали пробовать работу с музыкальными элементами Индии. Пример этих усилий можно услышать в записях флейтиста Пола Хорна во дворце Тадж-Махал (Taj Mahal), или в потоке «всемировой музыки», представленной например в творчестве группы Орегон или проекта Джона Маклафлина Шакти. В музыке Маклафлина, раньше в основном базировавшейся на джазе, в период работы с Шакти стали применяться новые инструменты индийского происхождения, вроде хатама или таблы, зазвучали запутанные ритмы и широко использовалась форма индийской раги.
Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций
Художественный Ансамбль Чикаго (The Art Ensemble of Chicago) был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых форм. Позднее мир узнал саксофониста/композитора Джона Зорна и его исследования еврейской музыкальной культуры, как в рамках оркестра Masada, так и вне его. Эти работы вдохновили целые группы других джазовых музыкантов, таких, как клавишник Джон Медески, сделавший записи с африканским музыкантом Салифом Кеита, гитарист Марк Рибо и басист Энтони Коулмен. Трубач Дейв Даглас с вдохновением внедряет в свою музыку балканские мотивы, в то время как Азиатско-Американский Джазовый Оркестр (Asian-American Jazz Orchestra) появился в качестве ведущего сторонника конвергенции джазовых и азиатских музыкальных форм. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз — это действительно мировая музыка.

Джаз в СССР и России


Первый в РСФСР джаз-бэнд Валентина Парнаха

Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с ее расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва).

Ранние советские джаз-бэнды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актера и певца Леонида Утесова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Веселые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утесов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза.
В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в СССР 30-х годов
Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жесткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. В конце 40-х годов, во время борьбы с космополитизмом, джаз в СССР переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. Согласно исследованиям профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и против расширения советского влияния на страны третьего мира. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО).

Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др.)


Джаз-клуб «Синяя птица»

Многие из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба «Синяя Птица», который просуществовал с 1964 года по 2009 г, открыв новые имена представителей современного поколения звезд отечественного джаза (братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие). В 70-х годах широкую известность получило джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в составе пианиста Вячеслава Ганелина, барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина, просуществовавшее до 1986 года. В 70−80-х годах так же был известен джазовый квартет из Азербайджана «Гайя», грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орера» и «Джаз-Хорал».

После спада интереса к джазу в 90-е годы, он снова стал набирать популярность в молодежной культуре. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «Усадьба Джаз» и «Джаз в саду Эрмитаж». Самой популярной клубной площадкой джаза в Москве является джаз-клуб «Союз Композиторов», приглашающий всемирно известных джаз и блюз исполнителей.

Джаз в современном мире

Современный мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаем благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение все большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт.

Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз-Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Под его покровительством выросли в больших музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий такие художники, как саксофонист/М-басист Стив Коулмен, саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу других великих наставников молодых талантов относятся также пианист Чик Кориа, и ныне покойные — барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров.

После того как Христофор Колумб открыл новый континент и там поселились европейцы, к берегам Америки всё чаще следовали корабли торговцев живым товаром.

Изнурённые тяжёлой работой, тоскующие по родине и страдающие от жестокого отношения надзирателей, невольники находили утешение в музыке. Постепенно необычными мелодиями и ритмами заинтересовались американцы и европейцы. Так появился джаз. Что такое джаз, и в чём его особенности, рассмотрим в данной статье.

Особенности музыкального направления

К джазу относится музыка афроамериканского происхождения, в основе которой - импровизация (свинг) и особая ритмическая конструкция (синкопа). В отличие от других направлений, где один человек пишет музыку, а другой исполняет, джазовые музыканты выступают одновременно и композиторами.

Мелодия создаётся спонтанно, периоды сочинительства, исполнения разделены минимальным промежутком времени. Так получается джаз. оркестра? Это умение музыкантов подстроиться друг под друга. При этом каждый импровизирует своё.

Результаты спонтанных сочинений сохраняются в нотной записи (Т. Коулер, Г. Арлен «Счастлив целый день», Д. Эллингтон «Разве ты не знаешь, что я люблю?» и т.д.).

С течением времени африканская музыка синтезировалась с европейской. Появлялись мелодии, сочетающие пластику, ритмичность, мелодичность и гармонию звуков (CHEATHAM Doc, Blues In My Heart, CARTER James, Centerpiece и т.д.).

Направления

Выделяют более тридцати направлений джаза. Рассмотрим некоторые из них.

1. Блюз. В переводе с английского слово означает «грусть», «меланхолия». Изначально блюзом называлась сольная лирическая песня афроамериканцев. Джаз-блюз - это двенадцатитактовый период, соответствующий трёхстрочной стихотворной форме. Блюзовые композиции исполняются в медленном темпе, в текстах прослеживается некоторая недосказанность. блюза - Гертруда Ма Рейни, Бесси Смит и др.

2. Рэгтайм. Буквальный перевод названия стиля - разорванное время. На языке музыкальных терминов «рэг» обозначает звуки, дополнительные между долями такта. Направление появилось в США, после того как за океаном увлеклись произведениями Ф. Шуберта, Ф. Шопена и Ф. Листа. Музыку европейских композиторов исполняли в стиле джаз. Позже появились оригинальные композиции. Рэгтайм характерен для творчества С. Джоплина, Д. Скотта, Д. Лэмба и др.

3. Буги-вуги. Стиль появился в начале прошлого века. Владельцам недорогих кафе требовались музыканты, чтобы играть джаз. Что такое музыкальное сопровождение предполагает наличие оркестра, разумелось само собой, но приглашать большое количество музыкантов было накладно. Звучание разных инструментов компенсировали пианисты, создавая многочисленные ритмические композиции. Буги отличает:

  • импровизация;
  • виртуозная техника;
  • особый аккомпанемент: левая рука исполняет моторную остинантную конфигурацию, интервал между басом и мелодией - две-три октавы;
  • непрерывный ритм;
  • исключение педали.

Буги-вуги играли Ромео Нельсон, Артур Монтана Тэйлор, Чарлз Эвери и др.

Легенды стиля

Джаз популярен во многих странах мира. Везде есть свои звёзды, которых окружает армия поклонников, но некоторые имена стали настоящей легендой. Их знают и любят по всему К таким музыкантам, в частности, относится Луи Армстронг.

Неизвестно, как сложилась бы судьба мальчика из бедного негритянского квартала, если бы Луи не попал в исправительный лагерь. Здесь будущую звезду записали в духовой оркестр, правда, коллектив играл не джаз. и как его исполняют, юноша открыл для себя значительно позже. Мировую известность Армстронг приобрёл благодаря старанию и настойчивости.

Основательницей джазового пения считают Билли Холидей (настоящее имя Элеонора Фейган). Пика популярности певица достигла в 50-е годы прошлого века, когда сменила сцены ночных клубов на театральные подмостки.

Непросто складывалась жизнь и у обладательницы диапазона в три октавы Эллы Фицджеральд. После смерти матери девушка сбежала из дома и вела не слишком благопристойный образ жизни. Стартом карьеры певицы стало выступление на музыкальном конкурсе Amateur Nights.

Всемирную известность имеет Джордж Гершвин. Композитор создавал джазовые произведения на основе классической музыки. Неожиданная манера исполнения покорила слушателей и коллег. Концерты неизменно сопровождались овациями. Наиболее известные работы Д. Гершвина - «Рапсодия в блюзовых тонах» (в соавторстве с Фредом Грофом), оперы «Порги и Бесс», «Американец в Париже».

Также популярными джазовыми исполнителями были и остаются Дженис Джоплин, Рэй Чарльз, Сара Вон, Майлс Девис и др.

Джаз в СССР

Появление этого музыкального направления в Советском Союзе связано с именем поэта, переводчика и театрала Валентина Парнаха. Первый концерт джаз-банда под руководством виртуоза состоялся в 1922 году. Позже А. Цфасман, Л. Утёсов, Я. Скоморовский сформировали направление театрального джаза, сочетающего инструментальное исполнение и оперетту. Для популяризации джазовой музыки много сделали Э. Рознер, О. Лундстрем.

В 40-е годы прошлого века джаз подвергался широкой критике как явление буржуазной культуры. В 50-60-х годах нападки на исполнителей прекратились. Джазовые ансамбли создавались как в РСФСР, так и в других союзных республиках.

Сегодня джаз беспрепятственно исполняется на концертных площадках и в клубах.