Фз о потребительской кооперации. Закон О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации

Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах): значение и содержание Закона

Важное значение для возрождения потребительской кооперации имело обновление правовых основ ее деятельности. Закон СССР о кооперации в СССР 1988г. при своей относительной прогрессивности был несовершенен, а после 1991г. он частично устарел, и возникла надобность в специальном законе о потребительской кооперации.

Им стал Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации", принятый Верховным Советом Российской Федерации в июне 1992г. Он состоял из 4 глав и 9 статей. Закон признал необходимость потребительских обществ и их союзов для общества, юридически закрепил правовые, экономические и социальные основы их деятельности, заложил предпосылки возрождения потребительской кооперации на подлинно демократической основе и использования ее хозяйственного (предпринимательского) потенциала в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.

В соответствии с указанным Законом были приняты новые уставы потребительских обществ и потребсоюзов. Имущество каждого потребительского общества стало принадлежать его пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности; работники кооперации тоже начали закреплять за собой выделяемую, согласно уставу, часть имущества. Закон предусматривал, что взаимоотношения между потребительскими обществами и союзами, а также между союзами впредь строятся на договорной основе. Уже к началу 1993г. почти все потребительские общества России тайным голосованием пайщиков на общих собраниях приняли решение о вступлении в местные союзы и Центросоюз, превратившийся теперь в союз кооперативов.

В целом же Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации", несмотря на свои существенные изъяны, спас старейшую кооперативную систему страны от распада, а ее собственность -- от полного и форсированного "раскооперирования".

С января 1995г. начала действовать первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 116 которого посвящена потребительским кооперативам. Возникло противоречие между статьями Закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации" 1992г. и положениями нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Например, согласно пункту 1 статьи 5 указанного Закона имущество потребительского общества принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности, а в пункте 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительские кооперативы отнесены к таким юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) имеют не вещные, а обязательственные права, в силу чего собственником имущества признается сам потребительский кооператив, но не его пайщики и не его работники.

Для устранения таких принципиальных противоречий в законодательстве и в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации в июле 1997г. издан Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации".

В новой редакции это Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Основной дух Закона -- признание пайщика самой важной фигурой не только в своем потребительском обществе, но и в системе потребительской кооперации. Правовые акты прежней, социалистической формации принуждали потребительскую кооперацию обеспечивать товарами "своих членов и обслуживаемое население". А в этом постсоветском Законе "обслуживаемое население" (или "остальное население") даже не упоминается. Зато через весь Закон красной нитью проходит одна основная идея: организации потребительской кооперации созданы пайщиками и должны верно служить интересам этих пайщиков.

Закон состоит из преамбулы, 9 глав, 40 статей.

В преамбуле определены основные задачи потребительской кооперации. Записано, что Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти общества и союзы, государственную поддержку.

В главе первой -- "Общие положения" -- раскрыты использованные в Законе основные понятия, определены взаимоотношения государства и системы потребительской кооперации, сформулированы важнейшие принципы создания и деятельности потребительского общества, его правомочия как юридического лица, особенности трудовых отношений в обществах и их союзах.

Глава вторая -- "Образование потребительского общества" -- определяет порядок учреждения потребительского общества, его государственной регистрации и круг сведений, которые должны содержаться в уставе общества.

Глава третья -- "Членство в потребительском обществе" -- содержит статьи о приеме в потребительское общество, о правах и обязанностях пайщиков, случаях прекращения членства в обществе, возврате паевого взноса пайщику, выходящему или исключенному из общества.

В главе четвертой -- "Органы управления потребительского общества" -- дана структура этих органов, определены полномочия общего собрания общества, собрания пайщиков кооперативного участка, общего собрания уполномоченных общества, совета общества и ревизионной комиссии общества. Устанавливается также порядок принятия решений на указанных собраниях.

Глава пятая -- "Имущество потребительского общества" -- устанавливает источники формирования имущества, содержит перечень создаваемых в потребительском обществе фондов, определяет порядок распределения доходов, а также имущественную ответственность общества и его членов.

В главе шестой -- "Основы деятельности потребительского общества" -- речь идет о бухгалтерском учете и финансовой отчетности общества, порядке ведения документов и самих документах, которые должны храниться по месту нахождения совета потребительского общества.

Глава седьмая -- "Реорганизация и ликвидация потребительского общества" -- определяет порядок слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, ликвидации потребительского общества, а также порядок использования имущества ликвидируемого общества.

В главе восьмой -- "Союз потребительских обществ" -- рассматриваются основные принципы создания и деятельности союза, порядок вступления в союз, источники его имущества, полномочия органов управления и контроля союза и, наконец, порядок реорганизации и ликвидации союза.

Глава девятая -- "Переходные положения" -- содержит требование к потребительским обществам, союзам потребительских обществ, их организациям и учреждениям, созданным до вступления в силу настоящего Закона, привести свои уставы в соответствие с ним в течение 12 месяцев.

Данный Закон Российской Федерации был дважды обновлен и дополнен - в апреле 2000г. и в марте 2002г.. В результате в Законе расширен перечень задач потребительской кооперации; уточнены вопросы, относящиеся к компетенции советов и правлений потребительских обществ и их союзов; зафиксирована норма о праве союза осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ, и т. д.

Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" является правовой базой возрождения потребительской кооперации, ее реформирования в соответствии с проводимыми в стране преобразованиями. Закон открыл новый этап в развитии кооперативного движения потребителей в России, расширил возможности для свободного развития потребительской кооперации Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - стр.400 с..

Вывод: Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» регулирует правовые отношения непосредственно потребительских обществ и их союзов, действующих в единой системе -- системе потребительской кооперации.

Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» в редакции 1997г. открыл простор для реформирования организационной структуры потребительской кооперации.

Создание потребительских обществ и кооперативов в России регулируется Законом 3085-1. Он предписывает правовые нормы в деятельности таких формирований и определяет следующие задачи :

  • формирование и функционирование торговых организаций для обеспечения потребительских сообществ необходимыми товарами и услугами;
  • проведение закупки у физических и юридических лиц сельскохозяйственной продукции для ее дальнейшей обработки;
  • производство пищевой и непродовольственной продукции и ее реализация через организации розничной торговли;
  • производственные и бытовые услуги членам кооперативов;
  • информирование и пропаганда идей и принципов кооперации.

Данный правовой акт гарантирует государственную поддержку потребительских организаций и обеспечивает правовую базу для их функционирования наряду с другими законодательными актами РФ.

Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» утвержден 19 июня 1992 . С момента вступления в силу документ дорабатывался и оптимизировался в соответствии с актуальными нормами законодательства. Последние изменения в редакцию Закона о кооперации были внесены 2 июля 2013.

Документ по своей структуре подразделяется на следующие главы :

  • общие положения;
  • порядок формирования потребительского общества;
  • членство в кооперативе;
  • органы управления организации;
  • имущество потребительского общества;
  • основы деятельности и функционирования;
  • процедура реорганизации и ликвидации;
  • союз потребительских обществ.

В общих положениях Закона о кооперации даются основные понятия и определения законодательства в данной сфере. Предписывается взаимодействие государства и системы потребительских сообществ, а также особенности их деятельности. Для создания такой кооперации закон определяет следующие принципы :

  • добровольность вступления и выхода из организации;
  • обязательность в уплате вступительных и паевых взносов;
  • демократичное управление и взаимопомощь пайщиков;
  • ограниченность выплат в обществе;
  • свободный доступ к информации о функционировании организации для всех ее членов;
  • акцентирование внимания на повышении культурного уровня пайщиков.

Порядок создания данной организации основывается на определенных предписаниях:

  • учредителями такого общества могут быть граждане от 16 лет, для создания требуется от 5 физических или от трех юридических лиц;
  • принятие решение о создании кооперации основывается на предписаниях данного закона;
  • формируется учредительное собрание, которое определяет устав общества, список пайщиков, организует органы управления и органы контроля, все решения оформляются протоколом;
  • организация проходит государственную регистрацию.

Глава 3 Закона 3085-1 регулирует членство в кооперации . Предписывается порядок принятия новых пайщиков, их права и обязанности. Определяется процедура выхода из кооператива и возврат паевого взноса.

Закон о кооперации регулирует функционирование органов управления и их структуру. Учитываются полномочия общего собрания пайщиков, а также порядок принятия решений. Регламентируется деятельность совета и правления кооперации, полномочия и ответственность ревизионной комиссии.

Глава 5 Закона 3085-1 определяет имущество кооператива и его источники. Регулируются размеры паевого взноса и формирование фонда потребительского общества. Учитывается получение доходов и их распределение, а также имущественная ответственность членов организации.

Союз потребительских коопераций согласно положениям закона формируется по следующим предписаниям:

  • основные принципы создания и функционирование союза;
  • порядок формирования, документы;
  • имущество, органы управления и контроля объединения;
  • полномочия общего собрания представителей кооперации, порядок принятия решений;
  • совет и правление объединения, ревизионная комиссия;
  • реорганизация и упразднение союза, прекращение членства.

В переходные положения данного правового акта включены предписания о порядке приведения документации действующих обществ. Она должна быть надлежащим образом оформлена не позднее 12 месяцев с момента утверждения данного правового акта.

Последние изменения, внесенные в закон 3085-1

Последние изменения Закона о кооперации были введены 2 июля 2013 года . Поправки внесли коррективы в редакцию следующих положений:

  • в пункте 1 статьи 11 в восьмом абзаце формулировка «образованием, профессиональной подготовкой » сокращена до «квалификацией », в 9 абзаце слова «на учебу в образовательные учреждения » заменены формулировкой «на обучение в образовательные организации »;
  • в п 4 ст 21 и в п 3 ст 33 «учреждения » заменены на «организации ».

Текст закона о потребительской кооперации

Скачать Закон 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» можно по . Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован гражданами и юридическими лицами, заинтересованными в вопросах создания или функционирования данных организаций.

Нам до сих пор продолжают поступать вопросы в связи с изменениями в Гражданский Кодекс РФ, которые затронули потребительские общества, поэтому принято решение рассказать об этом ещё раз.

Тем более, что подобная статья от января 2014 г. () в части своей устарела. Вот эту «устаревшую часть» и рассмотрим.

Поэтому, будем обсуждать «первоисточники» (цитаты выделены коричневым цветом, курсивом) заново.

Первое.

ГК РФ. Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации.
Пункт 1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пункт 3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов

далее рассматриваем Статью 5 «нашего любимого» Закона №3085-1 от 19 июня 1992г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации» , в которой сказано:

Потребительское общество созданное в форме потребительского кооператива…

Т.е. организационно-правовая форма , установленная с 01.09.2014г. для вновь создаваемых организаций по Закону 3085-1 — потребительский кооператив. По действующему ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм) вновь создаваемому юридическому лицу по Закону 3085-1 органы гос.статистики должны присвоить код 2 01 00 (Потребительские кооперативы).

Как будет сказано дальше, наименование «потребительское общество» для вновь создаваемых юр. лиц, действующих по Закону 3085-1, лучше уже не применять, чтобы не получить отказ в гос.регистрации. Статья по этому поводу была опубликована на нашем сайте в сентябре 2014 г, там же были размещены сканкопии ответов налоговых органов. В наименовании есть и другие нюансы, которые обозначили налоговики в своих ответах в 2014 году и о которых тоже расскажем.

Второе.

ГК РФ. Статья 48. Понятие юридического лица.
Пункт 2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пункт 3. …
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации.

Про интересующую нас организационно-правовую форму вопрос уже разобрали. О корпоративных организациях, к которым теперь относятся потребительские кооперативы, поговорим как-нибудь в другой раз.

Здесь хочется обратить внимание на следующее:

До 01.09.2014 г. данная статья ГК РФ существовала в другой редакции и самое ценное для нас там было то, что пайщики, уже по Гражданскому Кодексу, имели обязательственные права в отношении потребительского общества (потребительского кооператива), членами которого они являлись.

Почему законодатели «выкинули» эту формулировку из ГК РФ, трудно сказать. Может, консультанты у них были «троечниками». Или мы не поняли «гениальность» такого «маневра».

Но, в любом случае, мы рекомендуем про обязательственные права пайщиков прописать в Уставе или хотя бы в «Положении об имуществе и фондах», которое принимается общим собранием и имеет фактически «продолжение» Устава, которое не регистрируется в налоговой.

Кто заказывал у нас документооборот после 01.09.2014 г., мы это предусмотрели и такие формулировки внесли в Устав. Кто заказывал ранее этого срока, тому высылали (по требованию) обновления образцов документов, в том числе новую редакцию «Положения об имуществе и фондах».

Кто не является нашим заказчиком, делал документы сам или с привлечением сторонних лиц, очень рекомендуем найти старую редакцию Статьи 48 ГК РФ и вставить формулировку про обязательственные права пайщиков в свой Устав или другой документ, принимаемый общим собранием.

Третье.

Статью 116. Потребительский кооператив — аннулировали с 01.09.2014 г.

Теперь вместо неё введены в ГК РФ две статьи, цитаты из которых:

ГК РФ Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях.
Пункт 1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
Пункт 2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов…
Пункт 4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

ГК РФ Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе
Пункт 1. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Пункт 2. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».

Кроме того, в Законе 99-ФЗ (которым и введены изменения в ГК РФ, касающиеся потребительской кооперации), есть Статья 3. , а в ней Пункты 7 и 8 , в которых сказано следующее:

Пункт 7. Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

8. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ):
3) к потребительским обществам… — о потребительских кооперативах (статьи 123 дробь 2 и 123 дробь 3);

Основные моменты, на которые обращаем внимание:

а). Наименование «Потребительское общество» отдали обществам взаимного страхования. Хочется спросить наших законодателей (а вернее тех, кто документы законодателям готовит): «с какого перепуга»? Но «наше дело маленькое», придётся подчиняться и называть наши организации «Потребительский кооператив …» или просто «Кооператив …»

Формы потребительской кооперации существуют в России очень давно. К ним можно отнести общины крестьян, бытовые артели, общества взаимопомощи и т. д. На сегодняшний день потребительская кооперация (потребкооперация) остается одной из лидирующих кооперативных систем, которая имеет законодательно закрепленные принципы функционирования и систему взаимоотношений с государственной властью.

Закон №3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)» принят в 1992 г. После этого в закон несколько раз вносились поправки. Последняя редакция – от 02 июля 2013 года на основе Федерального закона №185-Ф3. Рассмотрим в данной статье основные изменения, внесенные в Закон №3085-I.

Основные сферы, которые регулируются законом № 3085-I:

  • определение правовой, социальной и экономической сфер для деятельности потребкоопераций;
  • отношения и взаимосвязи с государственными органами;
  • определение прав пайщиков и их интересов;
  • установление обязанностей пайщиков;
  • рассмотрение вопросов по налогообложению, трудовым отношениям, доходам и зарплатным выплатам для работников общества;
  • имущественные права потребительских обществ (потребобществ).

Целевое предназначение кооперации потребителей состоит в том, чтобы осуществлять деятельность, разрешенную законодательно, в целях обеспечения интересов пайщиков.

(например: торговля, производство, заготовки, посредничество и т. д.)

На государственном уровне кооперации нужны для содействия развитию социальной и бытовой инфраструктуры, участия в благотворительных акциях.

Существенные правки в закон 1992 года были внесены законом №37-Ф3 от 23.04.2012 года. Перечислим ниже блоки, в которых были сделаны поправки.

Блоки следующие:

  • правила созыва общего собрания;
  • введение института наблюдателей (выборы и полномочия);
  • механизм отчуждения недвижимых объектов собственности;
  • ведение документооборота;
  • правила приостановления членства в союзе.

Общее собрание

Ст. 15 устанавливает, что главный орган потребобщества – это общее собрание. Пункт 5 ст.16 с внесенными поправками гласит, что созыв этого собрания регулируется не только Законом № 3085-I, но и уставом самого общества.

В 16 статье закрепляются основные правила созыва общего собрания:

  • Совет потребобщества обязан письменно сообщить всем своим членам, а также союзам (в которых он состоит) данные о том, когда и где будет проведено собрание.
  • Уведомления должны быть получены членами за 1 неделю до собрания.
  • Повестка и материалы по вопросам из нее отправляются с уведомлением.

Согласно ст. 18 представители союзов участвуют в принятии решений. Решение считается принятым, если большинство голосовавших его поддерживают.

К исключениям относятся: имущественные вопросы по недвижимым объектам, исключение из членства в обществе, выход из членства в союзе. Для этих конкретных случаев требуется – минимум ¾ голосов от присутствующих для вынесения решений. Реорганизация потребобщества может решаться только единогласно.

П. 5 ст. 18 разрешает пайщикам представлять интересы 1-го другого члена общества при наличии нотариальной доверенности.

Важно! Потребобщества далеколежащих населенных пунктов, в которых большое число членов, могут организовывать собрания кооперативных участков.

Созыв и принятие решений на участках происходит по аналогии с общим собранием.

В промежутках между общими собраниями все возникающие вопросы решает совет потребобщества. До внесения изменений членами совета могли быть только лица, которые ранее трудились в потребкооперации и имели соответственный опыт.

Согласно внесенным изменениям, теперь членам совета не обязательно иметь опыт, а достаточно быть членом общества или его представителем. Единственное ограничение – это только то, что у пайщика не должно быть правонарушений.

Закон №37-Ф3 устанавливает, что состав членов совета более не имеет строгих ограничений и может включать как сотрудников общества, так и не сотрудников. Ранее большинство членов совета не должны были быть работниками общества.

Введение института наблюдателей

Первая статья в новой редакции дополняется институтом наблюдателя. Им принято считать лицо, которое осуществляет защиту прав и интересов членов общества. Данный институт вводится с целью минимизации злоупотреблений в области потребкооперации и назначается советом союза.

Пункт 2 ст. 38.1 определяет конкретные случаи, когда назначают наблюдателя:

  • члены общества имеют жалобы и претензии к работе органов управления потребит. кооперации;
  • окончание финансового года с убытками в размере 20% от общей суммы активов;
  • потребобщество не предоставляет отчетную документацию союзу;
  • в течение 2-х финансовых лет общество имеет убытки, которые составляют 10% от суммарных активов.

Важно! Ст. 38.1 в п.1 обязывает нижестоящие по иерархии потребсоюзы и общества предоставлять вышестоящим документацию (бухгалтерского и финансового характера), согласно предписаниям этих союзов.

После назначения наблюдателя в потребобщество или союз, они уведомляются об этом в течение 3 дней. Кандидатура наблюдателя, а также отчеты по его проверкам могут быть оспорены в суде согласно ст. 38.1 п.12.

Назначение наблюдателя осуществляется не более чем на 3 календарных месяца за один финансовый год. Повторное назначение возможно только если в новых жалобах членов будет поднят вопрос, который ранее не рассматривался.

Ст. 38.1 закрепляет полный список прав и обязанностей наблюдателя. По результатам проведенной проверки, наблюдатель не выносит каких-либо решений, а лишь предоставляет отчет и рекомендации для дальнейших действий общему собранию пайщиков.

На срок проведения наблюдательской проверки, органы управления потребобществ лишаются права проводить юридические (приобретение, продажа имущества и т.д.) и финансовые сделки (займы, поручительства, кредиты и т. д.). подобные операции проводятся с письменного согласия наблюдателя.

Отчуждение недвижимого имущества

Согласно закону № 37-Ф3 на общем собрании может выноситься вопрос по передаче прав на недвижимость любой стоимости (ранее были ограничения по сумме). Для утверждения решения необходимо ¾ голосов пайщиков.

Прекращение членства в союзе

Поправки коснулись также и прекращения членства в союзе.

Ст. 32.1 определяет случаи прекращения членства:

  • общество исключается из союза и соответственно теряет членство;
  • потребобщество ликвидировано или прекратило деятельность по результатам реорганизации;
  • общество принимает добровольное решение о выходе из союза.

Дополнение списка обязательной документации

Новая редакция дополнена обязательным перечнем документации, которые должно вести потребительское общество. В предыдущей редакции необходимые типовые документы и их ведение определяло само общество в своем уставе.

В перечень обязательных документов теперь входят:

  • квитанции, чеки, расписки или другие документы подтверждающие оплату, возврат или получение паевых взносов;
  • протоколы решений всех собраний и заседаний потребит. общества;
  • документация о приеме и исключении членов;
  • реестр, с данными о членах общества.

Дополнительно общество должно вести документацию, которая предусмотрена законодательством России с учетом сферы деятельности.

Комментарий к статье 123.2

  1. Комментируемая статья предлагает общие положения, регламентирующие организацию и деятельность потребительских кооперативов. Особенности отдельных видов потребительских кооперативов, их создание и функционирование, а также права и обязанности их членов определяются законами о потребительских кооперативах.

В настоящее время действуют Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” <1>, Федеральные законы от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”, от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” <2>, от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ “О кредитной кооперации” <3> и разд. V “Жилищные и жилищно-строительные кооперативы” Жилищного кодекса РФ. Полагаем, что в отношении гаражных кооперативов наряду с комментируемой статьей следует руководствоваться отдельными положениями Закона СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI “О кооперации в СССР” <4>.

——————————–

<1> Российская газета. 19.06.1992. N 139.

<2> Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

<3> Собрание законодательства РФ. 2009. N 29. Ст. 3627.

<4> Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 22. Ст. 355.

Таким образом, мы видим, что по сути в отношении одной организационно-правовой формы некоммерческой организации – потребительских кооперативов – действуют несколько федеральных законов, которые в значительной части дублируют друг друга. Полагаем, что комментируемая статья и ст. 123.3 ГК РФ внесут большую ясность в законодательство, посвященное потребительским кооперативам.

  1. Для удовлетворения материальных и иных потребностей граждане и юридические лица вправе создать некоммерческую организацию в виде потребительского кооператива. Как и другие организации, кооператив приобретает статус юридического лица с момента государственной регистрации, с этого же момента учредители потребительского кооператива становятся его членами.

В уставе потребительского кооператива должны быть обязательно указаны:

– наименование с указанием на основную цель его деятельности, а также слово “кооператив”, например: “Северо-западный жилищно-строительный кооператив” либо “Садовый кооператив “Земляника”;

– место нахождения кооператива, которое определяется местом его государственной регистрации;

– порядок управления деятельностью потребительского кооператива;

– предмет и цели деятельности кооператива;

– порядок вступления в члены кооператива;

– порядок выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат;

– размер вступительных и паевых взносов;

– состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов;

– ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;

– состав и компетенция органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

– порядок покрытия членами кооператива понесенных им убытков;

– порядок реорганизации и ликвидации кооператива.

Кроме того, в устав могут включаться и другие не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности конкретного кооператива.

Наряду с действующим законодательством устав потребительского кооператива служит юридической основой, обеспечивающей участие кооператива в гражданских, административных, земельных и других правоотношениях. Нормы устава обязательны для регулирования внутрикооперативных отношений. В случае возникновения споров в этих отношениях правоприменительные органы основываются как на положениях законодательных актов, так и на уставе потребительского кооператива.

Потребительские кооперативы приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы.

  1. Комментируемая статья указывает на то, что членами кооперативов могут быть как граждане, так и юридические лица. Важно отметить, что у одного члена кооператива только один голос независимо от размера паевого взноса.

Безусловно, юридические лица выступают в качестве членов потребительских кооперативов скорее как исключение в силу отсутствия потребительских потребностей у юридической личности (они могут быть у акционеров, товарищей, членов и т.д.). Так, ст. 111 ЖК РФ указывает на возможность юридического лица вступить в жилищный или жилищно-строительный кооператив.

Граждане могут быть членами потребительского кооператива по достижении 16-летнего возраста (ст. 26 ГК). Ограничений по гражданству в законодательстве о потребительской кооперации нет.

Лицо (физическое или юридическое) может стать членом действующего потребительского кооператива на основании решения общего собрания членов кооператива или уполномоченного им органа при условии внесения вступительного и паевого взносов (в некоторых случаях допускается внесение части пая).

В отличие от законодательства, действовавшего до введения в действие части первой ГК РФ, современное законодательство допускает для лица возможность быть членом нескольких кооперативов, включая однородные (например, трех садоводческих и (или) двух жилищных кооперативов).

  1. Паевой взнос членов кооператива является имущественным (как правило, денежным); сумма таких взносов образует паевой фонд кооператива, который определяется общим собранием.
  2. Управление потребительским кооперативом осуществляется общим собранием кооператива (в случае большого количества членов созывается конференция), правлением, председателем кооператива (председателем правления). В потребительском обществе избирается также совет общества.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью потребительского кооператива общим собранием избирается ревизионная комиссия (ревизор).

Уставом конкретного потребительского кооператива могут предусматриваться наряду с перечисленными и другие органы.

  1. Созыв общего собрания (конференции) производится членами потребительского кооператива или его органами. Очередные собрания созываются в периодичности, указанной в уставе (не реже одного раза в два года или одного раза в год).

При необходимости решения безотлагательных проблем созывается внеочередное общее собрание (конференция). Такой созыв вправе потребовать в зависимости от содержания устава правление, ревизионная комиссия, определенное количество членов кооператива (как правило, 1/3 членов).

Общее собрание (конференция) правомочно принимать решение, если на нем присутствуют более 50% членов кооператива. Решение принимается большинством от числа присутствующих и оформляется протоколом.

  1. Для обеспечения выполнения уставных задач и в целях проведения текущей работы, а также для организации выполнения принятых решений общее собрание (конференция) избирает из числа членов кооператива исполнительно-распорядительный орган – правление. Уставом кооператива определяется срок деятельности правления, который, как представляется, не должен быть менее двух и более пяти лет. Согласно п. 4 ст. 14 Закона о кооперации в СССР правление кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива и принимает решения по вопросам, которые не относятся к исключительной компетенции общего собрания (собрания уполномоченных). Если кооператив объединяет небольшое количество членов, то функции правления может выполнять председатель кооператива.

Формулируя обязанности правления, уставы большинства кооперативов указывают следующие: получение установленных общим собранием вступительных и паевых взносов от членов кооператива; составление планов, смет и отчетов; управление кооперативом; наем рабочих и увольнение их; заключение договоров; выдачу банковским организациям обязательств по погашению кредита и совершение иных сделок от имени кооператива, а также целый ряд других обязанностей. Следует отметить, что указанные в уставе обязанности не должны противоречить действующему законодательству.

Правление созывается председателем не реже определенного в уставе количества раз в конкретный период, обычно не реже одного раза в месяц.

Правление в пределах своей компетенции принимает решения, обязательные к исполнению всеми членами кооператива, а также лицами, работающими в кооперативе по трудовым договорам. Решения правления могут быть отменены только общим собранием (конференцией) кооператива. Правление не реже одного раза в год отчитывается перед высшим органом управления кооператива. Надо полагать, что общее собрание (конференция) вправе потребовать отчета у отдельного члена правления.

  1. Руководит деятельностью членов правления кооператива председатель, который избирается на заседании высшего органа управления или исполнительно-распорядительного органа.

Председатель правления (председатель) кооператива обеспечивает выполнение решений общего собрания (конференции) и правления, представляет кооператив в отношениях с государственными органами, организациями, заключает договоры, совершает иные действия.

  1. Ревизионная комиссия (ревизор) кооператива является контрольным органом кооператива. Ревизионная комиссия избирается на общем собрании (конференции), как правило, на тот же срок, что и правление. В обязанность ревизионной комиссии входит проверка хозяйственной и финансовой деятельности правления кооператива.

Члены ревизионной комиссии одновременно не могут являться членами правления кооператива – это означает, что ревизионная комиссия (ревизор) не зависит от правления и его председателя. Комиссия отчитывается только перед общим собранием (конференцией) после проведения плановых и внеплановых ревизий, представляет заключение о бюджете кооператива и годовом отчете, отчитывается о своей деятельности.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает ограничения на возможности преобразования потребительского кооператива.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, где члены выплачивают паевые взносы, становятся собственниками жилых и нежилых помещений, а также придомовой территории, соответственно, они утрачивают паевые отношения. Такой кооператив может преобразоваться в товарищество собственников жилья.

В п. 4 ст. 218 ГК РФ указывается на возникновение права собственности наряду с членами жилищных и жилищно-строительных кооперативов, полностью выплатившими паевой взнос, как минимум членов дачного и гаражного кооперативов (перечень неисчерпывающий). Полагаем, что такие кооперативы также могут преобразовываться в товарищества собственников недвижимости.

Что касается других потребительских кооперативов, то они могут преобразовываться в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.