Русская культура XIII - XVII в. Русская культура XIII-XVII вв

Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII-XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV-XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод - Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов - своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы. Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466-1472гг.)).

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV-XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней. В 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля - Успенский собор. В 1484- 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487-1491гг.) была построена Грановитая палата.

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV-XV веков. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.

Основные документы эпохи

«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497 года».

Процесс становления единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Влияние его было неоднозначным. Так, были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций, «не вместившихся» в общий её ход. Местное летописание сменяется единой великокняжеской летописью, исчезают целые иконописные школы, как это случилось с тверской иконописью.

Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый урон русской культуре. В огне нашествия гибли храмы, книги, иконы, были разгромлены многие культурные ценности, убиты или уведены в плен ремесленники, мастера, огромное число сельских и городских тружеников. На время прекратилось каменное строительство, забыт накопленный годами опыт умельцев. Динамический подъем культуры связан с победой на Куликовом поле (1380г.), с этого времени можно говорить о формировании общерусской культуры. Одной из главных тем в литературе этого времени становится борьба с монголо-татарами.

В устном народном творчестве – это «Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче». В исторической повести – это: «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (рассказ о подвигах рязанского богатыря Евпатия Коловрата), «Сказание о Мамаевом побоище». Особенно знаменита патетическая поэма «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем, объединившая православный героизм с глубокой скорбью о погибших.

Жития святых известны Сергия Радонежского, Стефана Пермского, принадлежавшие перу Епифания Премудрого (н. XV в.). Наиболее полные летописи сохранились в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове и др. В 1442 г. появляется Русский Хронограф - описание всемирной истории, составленное Пахомием Логофетом.



Возобновляется каменное строительство, прежде всего, в Новгороде и Пскове, затем и в других городах. Русская живопись XIV-XV вв. достигла невиданного расцвета. Человек и его духовный мир стали главными мотивами в живописи. Самые известные живописцы этого времени: Феофан Грек (Новгородская школа - его манеру письма отличает выбор ярких сочных красок, эмоциональность, экспрессия) и Андрей Рублев (Московская школа - чистые светлые краски, высокий духовный пафос и проникновенная человечность). Кисти А. Рублева (ок. 1360-1370 г. - ок. 1439 г.) принадлежат фрески Благовещенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, несколько замечательных икон («Троица», символизирующая мысль о единстве мира и человечества).

Еще одним известным живописцем был Дионисий (ок. 1440-1441 гг. - после 1502-1503 гг.) Росписи: Иосифо-Волокаламского, Ферапонтова монастырей; иконостас Успенского собора Московского Кремля.

Литература XV – XVI вв.

В конце XV в. появляется Московский летописный свод, освещающий исторические события с позиций победившей Москвы. Под руководством митрополита Макария была создана «Книга степенная царского родословия», описывающая события от княжения Ольги до Ивана IV. Она обосновывала идею объединения русских земель под властью московских князей и подчеркивала роль церкви. Из среды макарьевского кружка, в частности, вышло такое монументальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи – Минеи» . Это 12-томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых.

Зарождается в XVI в. и политическая публицистика : важнейшие вопросы жизни общества, в частности, о характере власти и государстве, становятся предметом широкого обсуждения как церковных, так и светских авторов. И. Пересветов в своих произведениях (Челобитных, написанных в 40-50-е гг.), обосновывал необходимость сильной государственной власти, но построенной на принципах справедливости и права.

Яркими талантливыми публицистами являлись А. Курбский и Иван Грозный – в полемике, которую открыл А.Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г.

Популярным становится жанр «хождений» - описания путешествий в дальние страны. Тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» описал свое путешествие в Индию, Персию и другие страны Востока (1466-1472 гг.).

Во 2-ой пол. XVI в. в Москве открылся первый Печатный двор. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол», на следующий год «Часослов». Всего было издано первыми книгопечатниками 20 книг, которые пока были дороже рукописных

Архитектура

Усиление московского князя, окончательно объединение русских земель вокруг Москвы напрямую отразилось на архитектуре столицы. Во второй пол. XV в. Кремль подвергся грандиозной перестройке. Были возведены новые стены, величественные соборы:

Успенский (1476-1479 гг.) – итальянский архитектор Аристотель Фиорованти; Благовещенский (1484-1489 гг) – псковские мастера; Архангельский (1505-1509 гг.)- Алевиз Новый и Грановитая палата (1487-1491 гг.) –для торжественных приемов создавали итальянцы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари.

В XVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь остается деревянной. Наибольшее распространение получает шатровый стиль в зодчестве. Одним из лучших образцов этого стиля является церковь Вознесения в Коломенском , заложенная в честь Ивана Грозного (1532г.). Возведенный зодчими Бармой и Постником, Покровский собор (храм Василия Блаженного ) в Москве был первоначально белым (1555-1560 гг.), свою пеструю окраску получил уже в 17 в. Собор был заложен в честь взятия Казани.

Идет активное строительство укреплений. Воздвигаются кремли в Туле, Коломне, Серпухове, Смоленске (Федор Конь) Нижнем Новгороде (Петр Фрязин).

Культура XVII века

Для русской культуры XVII в. характерно обмирщение (освобождение от церковного влияния) и рост западноевропейского влияния. Оно выражалось в распространении светских знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к человеческой личности.

Просвещение и наука. В 1634 г. печатается первый букварь Василия Бурцева, а ко второй пол. XVII века их было издано уже 300 тыс. штук. В 40-е гг. Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян. Имелось еще несколько частных школ. При аптекарском приказе появляется первая научная библиотека. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было учебное заведение для людей "всякого чина и возраста", где готовили духовенство и чиновников.

В XVII в. люди умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. Потребности в изготовлении лекарств, развитие артиллерийского дела привели к тому, что были известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В 1676-1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай, описание которого дало массу новых сведений. Наряду с астрологическими сведениями, в России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника. В 70-х годах в Киеве, а затем в Москве выходит первая печатная книга по истории – «Синопсис» киевского монах Иннокентия Гизеля, излагавшего в доступной форме события от древности до современной автору эпохи.

Литература

Появление ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смуты: «Сказание» Авраама Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя И.А.Хворостинина. Официальная версия событий Смутного времени содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанному по заказу патриарха Филарета. Основная цель этого произведения – укрепление положения новой династии Романовых. Крупнейшим публицистом был Симеон Полоцкий (монах С.Е. Петровский-Ситнианович, выходец из Полоцка). Образцом литературного новаторства стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Его отличают яркость образов, богатство языка.

Сюжетная историческая повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись. Развитие самодержавия ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Для этого было необходимо систематическое собирание исторических материалов. Этим с 1657 по 1659 гг. занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф. Грибоедовым, типографским "справщиком" (редактором) Поликарповым и автором "Скифской истории" Андреем Лызловым.

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он характеризовался, прежде всего, возникновением сатирических повестей ("О Шемякиной суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Служба кабаку", "Азбука о голом и небогатом человеке", "Сказание о куре и лисице" и т.д.). Эти произведения создавались в среде посадского населения. В них содержался протест против господствующих порядков. Осмеянию подвергались как светские господа, так и духовенство. Для литературы XVII в., особенно демократической, было характерно внимание к человеческой личности. С этим связано появление нового героя - вымышленного персонажа. Если раньше в литературе героями были исторические лица, принадлежащие к верхам общества, то теперь изображали и купцов, и простых горожан.

Архитектура. Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и живописи. Обмирщение в архитектуре проявилось, прежде всего, в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками церквей все чаще становятся купцы и посадские общины. Именно в посадских храмах проявлялось светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославскую церковь Ильи Пророка.

Духовенство упорно противостояло обмирщению культового зодчества, проникновению в него светских начал. Патриарх Никон в 50-е гг. запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. По его инициативе были сооружены ансамбли Ново-Иерусалимского (под Москвой), Иверского (на Валдае) и Крестного (на Белом море) монастырей.

Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII в. "нарышкинского стиля" или "московского барокко" Заметнуюроль в его формировании сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративное убранство зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I Л.К. Нарышкиным, постройки Новодевичьего монастыря.

Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII в. является роскошный разобранный позже царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объем строительства из кирпича, широко используются многоцветные изразцы, белокаменные детали, что придавало постройкам праздничный вид.

Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным в нем было развитие реалистических тенденций, стремление донести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр, парсуна (персона). Во главе нового направления стоял Симон Ушаков . В иконе "Спас нерукотворный" он изобразил живое, одухотворенное лицо человека.

Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи церкви Троицы в Никитниках и ярославских храмов. В конце XVII в. живописцы от парсуны переходят к написанию портретов красками на холсте (портреты князя Б.И. Репнина, Г.П. Годунова, Л.К. Нарышкина).

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подготовить сообщения или презентации по темам:

- «Еретические движения «стригольники» и «жидовствующие»;

- «Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Флорентийская уния»;

- «Митрополит Алексий и Сергий Радонежский».

2. Оформление контурной карты «Присоединение казанского и Астраханского ханств», «Вхождение Западной Сибири в состав России».

3. Выполнение заданий в рабочей тетради по данному разделу.

Форма контроля самостоятельной работы:

Защита сообщений и докладов;

Устный опрос;

Защита презентаций;

Проверка рабочей тетради.

Вопросы для самоконтроля

Ответьте на вопросы теста:

1. Окончательное свержение ига Золотой Орды на Руси произошло в:

2. Среди основных предпосылок объединения русских земель вокруг Москвы в XV в. не было следующих:

А) перенесение в Москву резиденции митрополита;

Б) выгодное географическое положение;

В) выступления Москвы как организатора борьбы против немецких рыцарей;

Г) быстрое экономическое развитие Московского княжества.

3. Государственное устройство России в XVI в.

А) Самодержавная монархия;

Б) сословно-представительная монархия;

В) конституционная монархия;

Г) феодальная монархия.

4. Первый московский князь:

А) Юрий Долгорукий;

Б) Даниил Александрович;

В) Иван Калита;

Г) Александр Невский.

5. Историческое событие, которому посвящено литературное произведение «Задонщина»:

А) битва на реке Калка;

Б) стоянию на Угре;

В) Куликовская битва;

Г) взятие Козельска монголами.

6. Творчество великого русского художника Андрея Рублева приходится на:

А) кон. XIV – нач. XV вв.;

Б) кон. ХIII – нач. XIVвв.;

В) середину - вторую половину XV в.;

Г) конец XV - начало XVI вв.

7. Общенациональный кризис в России в начале XVII века, проявившийся в политике, экономике и социальных отношениях, известен в истории под названием....

А) бунташный век;

Б) опричный террор;

В) династический кризис;

Г) смутное время.

8. Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в историю под названием:

А) Судебник;

Б) «Русская Правда»;

В) Соборное уложение;

Г) Указ об «урочных летах».

9. Что из названного характерно для экономического развития России в 17 в.?

А) Начало промышленного переворота;

Б) аграрное перенаселение;

В) формирование капиталистического уклада в промышленности;

Г) появление первых мануфактур.

10.Имя первопечатника Ивана Фёдорова связано с веком:

11.Какое из приведенных ниже положений относится к церковной реформе патриарха Никона?

А) Учреждение Святейшего Синода;

Б) отделение церкви от государства;

В) замена двоеперстного крестного знамения троеперстным;

Г) открытие Славяно-греко-латинской академии.

12.Какое из названных событий относится к 17 веку?

А) борьба иосифлян и нестяжателей;

Б) церковный раскол;

В) создание Святейшего Синода;

Г) учреждение в России патриаршества.

13.Какой из перечисленных ниже терминов относятся к архитектурному стилю церквей и храмов в 16в.?

А) крестово-купольный;

Б) готический;

В) шатровый;

Г) романский.

Выполните задания:

1. Расположите правителей Руси в хронологической последовательности:

А) Дмитрий Донской;

Б) Иван Калита;

В) Симеон Красный;

Г) Иван Красный.

2. Установите последовательность событий:

А) Куликовская битва;

Б) набег хана Тохтомыша;

В) «великое стояние» на реке Угре;

Г) сражение на реке Вожже.

1 .______ 2.______ 3. ______ 4.______

3. Установите соответствие между событиями и датами:

1) опричнина; А) 1547 г.;
2) Ливонская война; Б) 1556 г.;
3) венчание на царство Ивана IV; В) 1549 г.;
4) присоединение Астраханского царства; Г) 1565-1572 гг.;
5) созыв первого Земского собора; Д) 1552 г.;
6) присоединение Казанского ханства. Е) 1558-1583 гг.
А) Б) В) Г)

6. Расположите имена следующих религиозных деятелей в хронологическом порядке их жизни и деятельности:

А) митрополит Илларион;

Б) патриарх Никон;

В) патриарх Филарет;

Г) Иосиф Волоцкий.

1 .______ 2.______ 3. ______ 4.______

Разгадайте кроссворд по теме « Смутное время»:

По горизонтали : 1. Вооруженное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. 2. Место подписания перемирия с Польшей в 1618 г. 3. Служилые люди. 4. Глава Русской православной церкви с 1589 г. 5. Дворянин, один из организаторов первого ополчения. 6. Имя первого царя из династии Романовых. 7. Крупный землевладелец в Польше и Литве.

По вертикали: 8. Период боярского правления в России XVII века. 9. Мелкий феодал в Польше и Литве. 10. Предводитель восстания крестьян и холопов в 1603 г.

Рис. 11 «Кроссворд по теме «Смутное время».

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль

Перечень точек рубежного контроля :

№ ТРК Наименование ТРК в соответствии с КТП Форма контроля знаний Тематика разделов ТРК
ТРК №1 Письменная работа Раздел 1 «Древнейшая стадия истории человечества», Раздел 2 «Цивилизации Древнего мира».
ТРК №2 Письменная работа Разделы 3,4 «Цивилизации Запада и Востока в Средние века»; «История России с древнейших времен до конца XVII века».
ТРК №3 Письменная работа Разделы 4,5 «История России с древнейших времен до конца XVII века»; «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.».
ТРК №4 Письменная работа Раздел 6 «Россия в XVIII веке». Раздел 7 «Становление индустриальной цивилизации».
ТРК №5 Тестирование Раздел 9 «Россия в ХIХ веке».
ТРК №6 Письменная работа Раздел 10 «От Новой истории к Новейшей».
ТРК №7 Письменная работа СССР в 20-40-е годы Раздел 11 « Между мировыми войнами».Раздел 12 «Вторая мировая война».
ТРК №8 Письменная работа Раздел 13 «Мир во второй половине XX века».Раздел 14 «СССР в 1945-1991 гг.».
ТРК №9 тестирование Раздел 15 «Россия и мир на рубеже ХХ–-XXI веков».

3.2 Итоговый контроль по дисциплине

По итогам изучения дисциплины проводится экзамен в виде компьютерного тестирования, также учитываются точки рубежного контроля.

Русская культура 13 – 17 вв.
1.Причина упадка – нашествие монголо-татар.
2.Следствие:
- гибель людей;
- падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;
- на полвека прекратилось каменное строительство;
- разрушены городские соборы;
- сгорели литературные памятники
3.Устное народное творчество:
- новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» (призыв к борьбе против захватчиков) ;
- складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» (рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) .

4. Летописание.
- используется бумага, а также пергамент и береста;
- вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо) , с 15 в. появляется скоропись;
- центры летописания: Москва с 1325 г.
- в 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.) ; свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.
- в 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ;
- появление хронографов (труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.
4.Исторические повести, героический эпос.
- во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ;
- исторические повести: «О битве на Калке» ,
«Повесть о разорении Рязани Батыем» - о Евпатии Коловрате,
«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре);
подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.
- составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;
- «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии (путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) .
5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.
6.Архитектура:
- возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. .
Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
- строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III.
- первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
7.Живопись:
- в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек (Византия) : его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.
- Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире (здесь работал вместе с Даниилом Черным)
Русская культура 16 века.
1.Общая характеристика:
- определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева


Вопрос 2 Внешняя политика СССР в 20-30 гг . развивалась в направлении установления официальных дипломатических отношений с другими государствами и нелегальных попыток транспортирования революционных идей. С приходом понимания невозможности немедленного осуществления мировой революции, большее внимание стало уделяться укреплению внешней стабильности режима.

В начале 20-х гг. СССР добился снятия экономической блокады. Положительную роль сыграл декрет СНК о концессиях от 23 ноября 1920 г. Подписание торговых соглашений с Англией, Германией, Норвегией, Италией, Данией и Чехословакией означало фактическое признание Советского государства. 1924 - 1933 - годы постепенного признания СССР. За один только 1924 год установлены дипломатические отношения с тринадцатью капиталистическими странами.

Первыми советскими наркомами иностранных дел были Г.В. Чичерин и М.М. Литвинов. Они добились больших успехов в деле международного становления советского государства благодаря блестящему образованию и манерам, полученным в царской России. Именно их усилиями возобновились отношения с Англией, подписаны мирные и торговые договоры с Францией, Финляндией, Литвой, Латвией, Эстонией, тем самым снят заградительный кордон между Советским Союзом и Европой.

В конце 20-х годов произошло резкое ухудшение международного положения СССР. Причиной этому стала поддержка советским правительством национально-освободительного движения в Китае. Произошел разрыв дипломатических отношений с Англией из-за попыток материальной поддержки бастующих английских рабочих. К крестовому походу против советской России призывали религиозные лидеры Ватикана и Англии.

Политика советского государства менялась адекватно изменению политической обстановки в мире. В 1933 г. после прихода к власти в Германии диктатуры национал-социалистов Советский Союз стал проявлять заинтересованность в создании системы коллективной безопасности в Европе.

В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.

В 1935 г. СССР заключил договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии в Европе. Гитлер рассмотрел это как антигерманский шаг и использовал для захвата Рейнской области.

В 1936 г. начинается интервенция Германии в Италию и Испанию. СССР оказал поддержку испанским республиканцам, посылая технику и специалистов. Фашизм начинал расползаться по Европе.

В марте 1938 г. Германия захватила Австрию. В сентябре 1938 г. в Мюнхене прошла конференция с участием Германии, Англии, Франции и Италии, общим решением которой Германии отдана Судетская область Чехословакии.

СССР осудил это решение.

Германия захватывает Чехословакию и Польшу.

Напряженная обстановка сохранялась на Дальнем Востоке. В 1938-1939 гг. произошли вооруженные-столкновения с частями японской Квантунской армии на озере Хасан, реке Халхин-Гол и на территории Монголии. СССР добился территориальных уступок.

Предприняв несколько безуспешных попыток создания системы коллективной безопасности в Европе, советское правительство взяло курс на сближение с Германией.

Основная цель этой политики заключалась в стремлении избежать преждевременного военного конфликта.

В августе 1939 г. были подписаны пакт о ненападении между Германией и СССР (Молотов-Риббентроп) и секретный протокол о разграничении сфер влияния. Германии отошла Польша, СССР - Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Западная Украина, Северная Буковина. Были разорваны дипломатические отношения с Англией и Францией.

30 ноября 1939 г. началась Советско-финская война, которая нанесла огромный финансовый, военный и политический ущерб стране.

Лишь в конце XIII в. вновь стали строить каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась лишь церковь Николы на Липне под Новгородом.

Литература XIII - начала XVI в.

Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». Призыв к самопожертвованию в борьбе со страшным врагом «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском», и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие видный писатель владимирский епископ Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига. Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под влиянием «Слова о полку Игореве. В начале XV в. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Одним из наиболее известных и ярких литературных произведений XV в. является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Архитектура и искусство XIV - XV вв

В XIV в. в русских городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. Новгородцы обращали взоры к старине и возводили храмы по образцу древних построек. Крупнейшим центром архитектуры к середине XIV в. стала Москва. При Иване Калите были возведены самые большие на тот период каменные храмы, а при Дмитрии Донском - первые в Северо- Восточной Руси стены из белого камня, добытого в подмосковных каменоломнях. К концу XV в. белокаменный Кремль сильно обветшал. Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальянских мастеров была создана кремлевская стена с восемнадцатью башнями. Главный храм Руси - Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Самым нарядным сооружением Кремля стал Архангельский собор, построенный итальянским мастером Алевизом Фрязином Новым. Архитекторы из Пскова возвели изящный Благовещенский собор. «Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV - начало XV в .,

Наиболее прославленным творением Андрея Рублева стала икона «Троица». В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога - Отца, Сына и Святого Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной красоты. В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской победой. В конце XV в. прославленным мастером иконописи был монах Дионисий, выходец из знатного рода.

Развитие культуры в XVI в. Складывание и развитие единого Русского государства породило обширную публицистическую литературу. Главной ее темой стал вопрос о путях дальнейшего развития страны. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам.



Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением книг о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина и др. Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий.

Итогом развития архитектуры XVII. можно считать появление сооружений в стиле «нарышкинского барокко». Самым выдающимся живописцем середины XVII в. был Симон Ушаков. Он руководил иконописной мастерской, писал иконы и парсуны (портреты), миниатюры и фрески. Под его началом были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Появились светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован в 1634 г.

В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе.

В 1687 г. в Москве открылось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия

Содержание и направление её развития в XIII – XV веках определялось борьбой с золотоордынским игом и борьбой за создание единого государства. Культурно-исторический процесс сер. XIII – сер. XIV вв. характеризуется упадком и стагнацией, которые были обусловлены монгольским нашествием. Его результаты: гибель и пленение тысяч людей; разрушение городов, архитектурных сооружений; исчезновение многих ремесел; прекращение на полвека каменного строительства; гибель литературных памятников, прерывание летописания.

Культурно-исторический процесс 2 пол. XIV–XV вв. – это подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития, победой в Куликовой битве, ведущей ролью Москвы. Золотой век древнерусской культуры – это подъем культуры в XV в. «Золотой век» русской иконописи – расцвет иконописи конца XIV–XV вв., связан с творчеством Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Андрею Рублеву принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина – «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Для Троицкого собора в Сергиевом Посаде Андреем Рублевым была создана знаменитая икона «Троица», которая воплощает истину христианского понимания Единого Бога в трех лицах.

Русская культура XVI в. по-прежнему определяется христианским мировоззрением. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 года. Он утвердил образцы, которым надлежало следовать. В иконописи это было творчество Андрея Рублева, в зодчестве – Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария. Формируется идеология «Москва – третий Рим». Она представляет исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим – «вечный город» погиб из-за ереси, второй Рим – Константинополь – по причине заключения унии с католиками, третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства. Эти идеи воплотились в росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок. 1530).

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Ощутимее проявляются светские элементы в культуре. Русская культура XVII в. завершает средневековый период истории, зарождаются элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения».

16. Преобразования в России в первой четверти 18 века: содержания, итоги, последствия.

В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России. Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счет сил и средств всего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич (1682–1725) .


Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.

Важной особенностью первого периода является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов). Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента, не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. Поэтому многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.

Во второй период реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).

В целом петровские реформы были подчинены интересам всего общества. На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер. Что касается темпов реформ , то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Во главе всех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, все остальные реформы были подчинены этой главной заботе Петра. По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом. Армия комплектовалась на основе регулярных рекрутских наборов и была пожизненной.

Во внешней торговле активно проводилась политика меркантилизма (поощрение развитие собственного производства и экспорта, высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма ).

Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посессионные крестьяне ).

Реформа системы управления страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года. Возглавлялся этот аппарат самим царем, обладавшим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма . В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом , члены которой назначаются царем. Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор с правом личного доклада царю и подчиненная ему прокуратура. В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии . Города подчинены магистратам , в церкви упразднено патриаршество и созданСинод . Таким образом церковь стала частью государственного аппарата. В 1708–1710 годах прошлаобластная реформа : страна разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

В 1718–1724 годах проведена перепись населения и введена подушная подать (налог на мужчин). Это привело к удвоению налогов и распространению крепостного права на ранее свободные слои населения. В результате переписи крестьяне были разделены на государственных и частновладельческих . Городское население разделено на регулярных (купцы, промышленники, торговцы, крупные ремесленники) и нерегулярных (мелкие ремесленники и городская беднота). Это деление позволило повысит экономическую активность купцов и ремесленников путем освобождения регулярных людей от многих казенных повинностей.

Привилегированным сословиями остались аристократия и дворянство . Однако их землевладение было поставлено в зависимость от государственной службы. Таким образом, аристократия и дворянство окончательно было уравнено в правах. Продвижению по социальной лестнице способствовало введениеТабеля о рангах , что позволило расширить слой дворянства. Продвижение по служебной лестнице определялось профессиональными качествами человека.

«Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства (VIII класс) не из дворян, то когда кто получит вышеописанный чин, оный суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить.»