Ансамбль бахор. Aнсамбль "Бахор"

Особенности танцевальных композиций ансамбля


«Бахор»

В 2013 году Узбекистан празднует 100-летие со дня рождения Мукаррам Тургунбаевой. Великая, поистине народная танцовщица, балетмейстер-реформатор, педагог – Мукаррам Тургунбаева была художником огромного творческого размаха! Деятельность М. Тургунбаевой сфокусировала в целое несколько явлений культурного развития своего времени и имела определяющее значение в эволюции национального хореографического искусства.


Учителями М. Тургунбаевой были истинные мастера – Усто Алим Камилов, Тамара Ханум, Юсуп Кызык Шакарджанов. Под их руководством в конце 20-х годов, юная Муккарам начала свою исполнительскую деятельность. В 1935 году начала работать на балетмейстерском поприще, осуществляя постановки танцевальных сцен в оперных спектаклях и музыкальных драмах. В интенсивном многолетнем художественном труде постепенно сформировалась целостная хореографическая концепция народного сценического танца. Организованный в 1957 году танцевальный женский коллектив позволил талантливому балетмейстеру воплотить в реальность давно созревший творческий проект создания ансамбля народно-сценического массового танца. Задолго до создания коллектива «Бахор» Тургунбаева «стала серьезно осмысливать законы создания сценических танцев, стала фиксировать различные танцевальные элементы, описывать и зарисовывать костюмы».


В прошлом, народные танцы бытовали в сольных вариантах. Массовых народных танцев нет ни в одной локальной школе Узбекистана. Но танцевальные игры, народные танцевальные действа, шествия с простейшими конструкциями танца имели место во время календарных и трудовых праздников, таких как «Лола зор», «Сайил бог», «Хирмон тои» и др. В начале 20-го века по инициативе выдающихся танцоров Хамдахон Хайдаралиева и Макайлика Мухаммаджона народный и народно-профессиональный танцы начинают демонстрироваться на сцене. Свое развитие народно-сценический танец получает в деятельности Этнографического ансамбля (1926-1929), возглавляемого Мухиддином Кары-Якубовым. Свой огромный вклад в становление нового жанра внесли Усто Олим Камилов, Тамара-Ханум, Гавхар Рахимова, Исахар Акилов. Сценический массовый танец и сюжетные сцены сразу органично влились в стиль традиционного классического узбекского танца.


Идея создания большого танцевального коллектива в культурном формате огромной многонациональной страны была не нова. Начиная с 30-х годов, во многих республиках и регионах Советского Союза организовывались фольклорные ансамбли. Задача создания массового танца в регионах, где традиции коллективного движения служили фундаментом национальной хореографической культуры, имела адаптивный характер. Переосмысление узбекского танца в массовый сценический жанр было гораздо более проблематичным, так как традиционное бытование народных танцев носило сольно-импровизационную форму. « В традиционном танце не было ни хороводов, ни цепочек, ни шеренг, тем более парных композиций. М. Тургунбаева, как и ее предшественники, пионеры узбекской сценической хореографии, обратилась к традициям массовых танцев народов Советского Союза, использовав многие широко известные построения». Кроме универсальной формы хоровода, славянский народный танец включает парную фигурную кадриль, азартные переплясы и сюжетные танцы-игры. В близкой нам по традициям и обычаям культуре Азербайджана также можно увидеть много образцов ансамблевой хореографии. Среди них - женский хоровод «Гытгылыда», мужской «Джанги», песни-игры «Каравелли», «Кес-кеса», «Гюлэшмэ». Транспозиция бытовых форм на сцену, конечно, определила ряд существенных преобразований проявившихся прежде всего в театрализации жанра. Сценический ракурс продиктовал такие параметры как фронтальность композиции, образная рельефность тематизма, лапидарный пластический штрих.


В сопоставлении сольного исполнительства с ансамблевыми формами, уже с исходных позиций проявляется глубокое различие выразительных средств. Свобода действия, уникальность индивидуального высказывания позволяют достигнуть в сольных формах яркой характерности художественного образа. Присущая сольному исполнительству импровизационность и стихийно-игровое начало делают возможными фиксацию тончайших нюансов, а также формирования и добавления новых исполнительских штрихов непосредственно в процессе исполнения, вытекающих из контекста сиюминутной ситуации. Лишенный торжества индивидуума, массовый танец содержит в себе огромный потенциал своих художественных возможностей. Зрелищные живописно-изобразительные средства, пространственность формообразования, тектоника многоплановых пластических конструкций, развертывание танцевальных движений в мобильно-динамической процессуальности наполняют новым содержанием семантический пульс и расширяют жанровый ряд танцевальных форм.


Приспособление узбекского народного танца в массовый сценический требовало не просто адаптации, но качественного переосмысления. «Для постановки узбекского сценического танца в массовых композициях необходим был иной подход к интерпретации традиционного материала, не схожий с методом сценической интерпретации народных танцев Европы».


В истории классической хореографии массовый танец прошел свой, ясно очерченный эволюционный путь. В первых балетах de cour «придворные в одинаковых масках располагались вокруг короля и королевы, подобно фигурам на шахматной доске». Начиная с 16 века, одной из излюбленных форм придворного балета становится фигурный танец, в котором задействовались значительные массы исполнителей. В замечательном исследовании В. Красовской приводится описание праздничного зрелища, поставленного в 1573 году при дворе Екатерины Медичи: «дамы сошли с колесницы и построились в причудливые батальоны. Под звуки оркестра они приблизились к королю, соблюдая каданс и ни разу его не нарушив. Затем они протанцевали искусно задуманный балет со множеством поворотов, свертываемых и развертываемых линий, переплетений и смешений, наступлений и остановок». Через почти два столетия великий реформатор хореографии Ж.Ж.Новерр изгоняет симметрию из массовых композиций. Взамен он предлагает свободный ансамбль, подчиняя танцевальное действие законам изобразительного искусства. Уже в своих первых постановках, таких как «Китайский праздник» (1753 г.), «Источник юности» (1754 г.), «Фламандские увеселения» (1755 г.) он отходит от стилистических норм балета de cour, разбивая строгую квадратность, фронтальность и симметричность геометрического рисунка фигурного танца. В конце 19-го столетия выдающийся русский балетмейстер Л. Иванов утверждает новую хореографическую форму массовых композиций классического балета. В гениальном втором акте «Лебединого озера» кордебалет Л. Иванова выразил в своих лаконичных, но бесконечно многозначных пластических фразах общую идею произведения, символизируя предельной условностью танцевального рисунка обобщенную поэтическую метафору балета Чайковского.


Творчески преломляя достижения мировой хореографии, используя стабилизированные формы хореографической тектоники, Тургунбаева, образует свой художественный контент. В семантическом веере массовых танцев «Бахора» продолжается гармония астральных фигурных танцев, живописная изобразительность «раннего» Новерра и метафоричность Л.Иванова.


Узбекский массовый сценический танец начал свое формирование в недрах музыкально-драматического театра, где стал одним из важных выразительных компонентов спектакля. Театральный танец был связан и содержанием и формой со всей художественной тканью муздрамы. Постановки Мукаррам Тургунбаевой обретают собственную художественную значимость, воплощаясь в целостности законченной танцевальной композиции. Содержательная драматургия, поэтический метафоризм, обогащенная ассоциативно-образная лексика народного танца определяют балетмейстерскую концепцию М. Тургунбаевой.


Каждая из многочисленных постановок «Бахора» содержит свои композиционные особенности. Жанровым и стилистическим прообразом многих танцев становится ферганский цикл «Катта уйин». Строгая пропорциональность пластических фраз, симметричность построений, содержательность пластического тематизма в хореографических композициях М. Тургунбаевой «Катта уйин», «Маком уфори», «Занг» помещают их в одно смысловое поле с величайшими достижениями узбекской многовековой культуры: метрикой поэтического стихосложения «аруз», архитектурной гармонией Регистана, глубокой интонационностью макома.


Одним из ярких художественных открытий М. Тургунбаевой явились постановки сюжетных танцев. Хореографическая сюжетная композиция «Пилля» приближается по многим признакам к театрализованному действу. Драматургия танца имеет продуманную линию развития, рисующую логическую последовательность трудового процесса выращивания шелкопряда. Танцевальную лексику «Пиллы», как и многих других сюжетных танцев, можно разделить на три основные группы. Многие танцевальные движения имитируют трудовые весьма конкретно. Среди них, например: «ремонт нити», «укол иглы». Вторая группа движений, она же и основная - стилизация рабочей технологии. В танце также содержится целый ряд обобщенно-метафорических движений, несущих условный смысл и в совокупности символизирующих пробуждение, оплодотворение и рост сил природы.


Насыщенная событийность, временная протяженность развертывания сюжетной фабулы, целостная обрисовка жизненного цикла в драматургии танца «Пилля» являются качественными характеристиками драматического театра, что дает основание позиционировать танец как театрализованное сценическое представление.


В хореографической композиции М. Тургунбаевой «Чобон ракс» дан яркий пример переосмысления народно-бытового танца «Билама» в сценическую театральную форму. В интерпретации М. Тургунбаевой танец иллюстративного народного жанра «Таклид уфори» трансформировался в театральную миниатюру с оформленной фабулой, мотивированным развитием сюжета. Четкая композиционная структура танца определяется контрастом семантики и хореографической лексики. Первая и третья части – сюжетно-иллюстративные - выстроены на пантомиме с включением активной мимики. Стилистика второй части – чисто хореографическая. Радость, молодой задор выражаются комбинацией высокотехничных, виртуозных приемов. В основе лежат чархи – вращения разного типа и прыжки. Кульминационный момент танца выражается вихревым движением по кругу, а также вращением на коленях вдоль всей линии рампы («чарх-ду зона»). Данные танцевальные элементы являются одними из основных в танцах крупных форм: «Катта уйин», «Маком уфори». Виртуозные верчения по кругу и на месте занимают центральное место в профессиональных танцах бухарской и ферганской групп. Включение в танец бытовой стилистики элементов из танцев классических традиций – одно из новаторских явлений творческого почерка Тургунбаевой. В определенных точках драматургического развития, несколько раз персонаж выходит на прямой контакт с залом. Подобный актерский прием делает присутствующих сопричастными происходящему на сцене и способствует эмоциональному проживанию сценической ситуации. Прием точечных выходов из художественного условного пространства в реальное бытование не типичен для профессиональных хореографических постановок. Он заимствован из стилевого арсенала концертной эстрады, где исполнитель зачастую обращается к зрителю напрямую.


/>

Каримова Р. «Танцы ансамбля «Бахор» - Т., 1979.

Хамраева Г. «Национальный образ танца» - Т., 2012.

Красовская В. «Западноевропейский балетный театр» Том 2 – «Искусство», Ленинград, 1983.

БАХОР БАХОР

«БАХО́Р» им. М. Тургунбаевой, ансамбль народного танца Узбекистана. Организатор и художественный руководитель (1957-78) М. Тургунбаева, с 1979 художественный руководитель К. Миркаримова.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "БАХОР" в других словарях:

    Ансамбль народного танца имени М. Тургунбаевой (Узбекистан). Организатор и художественный руководитель (1957 78) Тургунбаева, с 1979 художественный руководитель К. Миркаримова … Энциклопедический словарь

    бахор - хора, ч. Пр. Нешлюбна дитина, байстря, вередлива дитина … Словник лемківскої говірки

    - (Фируз Бахор Ахмедов), таджикский композитор. 1974 Требуется тигр (см. ТРЕБУЕТСЯ ТИГР) 1975 Краткие встречи на долгой войне (см. КРАТКИЕ ВСТРЕЧИ НА ДОЛГОЙ ВОЙНЕ) 1977 Кто поедет в Трускавец (см. КТО ПОЕДЕТ В ТРУСКАВЕЦ) 1982 Сегодня и всегда (см.… … Энциклопедия кино

    Ансамбль народного танца Узбекистана. Организатор и художественный руководитель (1957 78) М. Тургунбаева, с 1979 художественный руководитель К. Миркаримова … Большой Энциклопедический словарь

    Отель Бахор - (Самарканд,Узбекистан) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Н. Якубова, 2, 140100 Сама … Каталог отелей

    - (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон) Таджикистан. I. Общие сведения Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… …

    На перевале не стрелять! … Википедия

    - (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

    Истоки тадж. муз. культуры уходят в глубь веков. Об этом свидетельствуют археологич. и лит. памятники, иск во вост. миниатюры, а также дошедшие до нас трактаты по музыке. Сохранились воспевающие мифич. героев гимны из лит. памятника… … Музыкальная энциклопедия

    - «НА ПЕРЕВАЛЕ НЕ СТРЕЛЯТЬ», СССР, Таджикфильм, 1983, цв., 71 мин. Героико приключенческий фильм. Действие картины происходит в 1920 е годы. Один из горных перевалов Таджикистана, являющийся важным стратегическим объектом, контролирует басмаческий… … Энциклопедия кино

Книги

  • Композитор - профессия замечательная , Гейзер Э., Бахор Ф.. Легко ли стать композитором? Легко ли быть им в маленькой горной стране на окраине бывшего СССР? Как писать современную музыку, не теряя связи с народной традицией?Легко ли добиться успеха,…

У вас возникли проблемы с поиском определенного видеоролика? Тогда эта страничка поможет вам отыскать так необходимый вам ролик. Мы с легкостью обработаем ваши запросы и выдадим вам все результаты. Неважно чем вы интересуетесь и что вы ищете, мы запросто отыщем необходимый ролик, какой бы направленности он не был бы.


Если же у вас интересует современные новости, то мы готовы предложить вам самые актуальные на данный момент новостные сводки во всех направлениях. Результаты футбольных матчей, политические события или же мировые, глобальные проблемы. Вы всегда будете в курсе всех событий, если будете пользоваться нашим замечательным поиском. Информированность предоставляемых нами видеороликов и их качество зависит не от нас, а от тех, кто их залил в интернет просторы. Мы всего лишь снабжаем вас тем, что вы ищете и требуете. В любом случае, пользуясь нашим поиском, вы будете знать все новости в мире.


Впрочем, мировая экономика это тоже довольно интересная тема, которая волнует очень многих. От экономического состояния различных стран зависит довольно многое. Например, импорт и экспорт, каких либо продуктов питания или же техники. Тот же уровень жизни напрямую зависит от состояния страны, как и зарплаты и прочее. Чем же может быть полезна такая информация? Она поможет вам не только адаптироваться к последствиям, но и может предостеречь от поездки в ту или же иную страну. Если вы отъявленный путешественник, то обязательно воспользуйтесь нашим поиском.


Нынче очень сложно разобраться в политических интригах и для понимания ситуации нужно найти и сравнить очень много различной информации. А потому мы запросто найдем для вас различные выступления депутатов ГОСДУМЫ и их заявления за все прошедшие года. Вы сможете с легкостью разобраться в политике и в ситуации на политической арене. Политика различных стран станет вам ясна и вы запросто сможете подготовить себя к грядущим переменам или же адаптироваться уже в наших реалиях.


Впрочем вы можете найти тут не только различные новости всего мира. Вы также запросто сможете подыскать себе киноленту, которую будет приятно посмотреть вечером с бутылкой пива или же попкорна. В нашей поисковой базе существуют фильмы на любой вкус и цвет, вы без особых проблем сможете найти для себя интересную картину. Мы запросто найдем для вас даже самые старые и трудно находимые произведения, как и известную всем классику - например Звездные войны: Империя наносит ответный удар.


Если же вы просто хотите немного отдохнуть и находитесь в поиске смешных роликов, то мы можем утолить и тут вашу жажду. Мы найдем для вас миллион различных развлекательных видеороликов со всей планеты. Короткие приколы запросто поднимут вам настроение и еще целый день будут вас веселить. Пользуясь удобной системой поиска, вы сможете найти именно то, что рассмешит вас.


Как вы уже поняли, мы трудимся не покладая рук, что бы вы всегда получали именно то, что вам необходимо. Мы создали этот замечательный поиск специально для вас, что бы вам удалось найти необходимую информацию в виде видеоролика и посмотреть её на удобном плеере.