Катаев михаил юрьевич, профессор, доктор технических наук.

-) - русский историк; отец писателя Ивана Катаева , дядя по отцу математика А. Н. Колмогорова .

Биография

Сын сельского священника. Окончил Вятскую духовную семинарию , затем историко-филологический факультет Московского университета ().

Далее работал в и Средне-Волжском ( - гг.), Куйбышевском ( - гг.) педагогических институтах.

Заведовал кафедрой истории Магнитогорского педагогического института (август г. - апрель г.), был деканом исторического факультета МГПУ.

Научные труды И. М. Катаева

Автор работ по археографии , истории Москвы, архивоведению , методике преподавания истории.

Исследования по истории Москвы

  • «Тушино» (М.,1913 г.);
  • «Пожар Москвы 1812 г.» (М.,1912 г.);
  • «Москва в XVIII в.» (М.,1915 г.)

Очерки по русской истории

  • «Царь Алексей Михайлович и его время»;
  • «Даниил Романович Галицкий»;
  • «Богдан Хмельницкий»;
  • «Император Александр I» (1901-1914 гг.).

Другие труды Катаева

  • «Описание актов собрания графа А. С. Уварова» (М.,1905 г.),
  • «Обзор рукописных памятников по истории слободской Украины, хранящихся в военно-ученом архиве Главного штаба в Санкт-Петербурге» (Харьков, 1902 г.),
  • «Описание документов Московского архива Министерства юстиции» (М., 1905-1917 гг. тт. XVI-XX),
  • «Архивы Куйбышевского края» (Куйбышев, 193 6г.))

Библиография

  • Автобиография профессора И. М. Катаева // Архивный отдел администрации г. Магнитогорска (АОАМ), ф. 132, оп. 3.
  • Вендровская Р. Б. Школьная реформа 1915-1916 гг. и преподавание истории // Преподавание истории в шк. - 1995. - № 4. - С.22-26.
  • Катаев И. М. Новейшие течения в преподавании истории в средних и старших классах средней школы // Вопр. преподавания истории в средней и начальной шк. - М., 1917. - Сб.2.
  • Катаев И. М. Новейшие течения в преподавании истории в средних и старших классах средней школы // Преподавание истории в школе. - 1996. - № 8. - С.4-6.
  • Катаев И. М. Учебник русской истории для средней школы. - СЛ. - 132 е.; 4.2. - 262 е.; Ч. З. - 262 с. - М.: Изд-во Сытина, 1917.
  • Просвещение на Урале. - 1928. - № 11. - С.14.
  • Катаев И. М. Вопросы преподавания обществоведения: Метод.очерки. - М., 1926.
  • Катаев И. М. Новая марксистская методика истории // Обществоведение в трудовой шк. - 1929. - № 3-4.
  • Семенов В. В. 25-летие Магнитогорского педагогического института И Ученые зап. МГПИ. - Магнитогорск, 1957. - Вып.5. - С.7.
  • Катаев И. М. Усольская вотчина накануне крестьянской реформы 1861 г. // Ученые зап. МГПИ. - Магнитогорск, 1949. - Вып.2. - С.5-59.

Напишите отзыв о статье "Катаев, Иван Матвеевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Катаев, Иван Матвеевич

– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.
– Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его?
– Да, он славный, но смешной очень.
И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.
– Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет…
– Что ж случится?…
– Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.

Катаев И. КАТАЕВ Иван (1902) современный писатель. Р. в семье профессора. Печататься начал с 1921. В первые годы своей литературной деятельности Катаев писал стихи, в последнее время он перешел к прозе. Член ВКП (б). В 1923 1925 состоял в ВАППе … Литературная энциклопедия

Катаев В. П. КАТАЕВ Валентин Петрович (1897) современный писатель. Р. в Одессе в семье учителя. Печатался в «Одесском листке», в журналах «Весь мир», «Пробуждение», «Лукоморье». В 1915 ушел добровольцем на войну. Был дважды ранен, раз контужен и … Литературная энциклопедия

1) Катать значило жить без оглядки, гулять, кутить; отсюда катай бесшабашный, разгульный человек; 2) катай представитель одной из башкирских родоплеменньгх групп; от племени катай и уральский город Катайск. Многие обрусевшие катай стали… … Русские фамилии

Валентин Петрович (1897 1986), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1974). Брат Е. П. Петрова (см. ИЛЬФ И ПЕТРОВ.). В пьесах 20 х гг. (Квадратура круга, 1928) борьба с мещанством. Роман Время, вперёд! (1932) о социалистическом… … Русская история

Содержание 1 Катаев 1.1 А 1.2 В 1.3 Г … Википедия

Валентин Петрович Катаев Валентин Катаев Дата рождения: 16 (28) января 1897(18970128) Место рождения … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Катаев. Катаев П. Катаев, Павел Александрович (р. 7 апреля 1986 года) российский хоккеист. Играл в клубах «Югра», «Динамо Энергия». Катаев, Павел Валентинович (р. 1938) советский и российский… … Википедия

Валентин Петрович (1897, Одесса – 1986, Москва), русский писатель. В. П. Катаев Брат Е. П. Петрова (см. Ильф И. и Петров Е.). Родился в семье учителя. В 1915 г., не окончив гимназии, добровольцем вступил в действующую армию; воевал до 1917 г. В … Литературная энциклопедия

Катаев В. Катаев, Валентин Петрович (1897 1986) русский советский писатель, драматург, поэт. Брат Евгения Петрова, муж Эстер Катаевой, отец Евгении Катаевой и Павла Катаева, дядя Петра и Ильи Катаевых, дед Тины (Валентины) Катаевой. Катаев,… … Википедия

Пётр Катаев Имя при рождении: Пётр Евгеньевич Катаев Дата рождения: 21 января 1930 года Место рождения: СССР Профессия: кинооператор Награды: Государственная премия РСФСР … Википедия

Книги

  • Валентин Катаев. Собрание сочинений в шести томах (комплект из 6 книг)
  • Валентин Катаев. Собрание сочинений в шести томах (количество томов: 6) , Катаев В.. Валентин Петрович Катаев - русский советский писатель, поэт и драматург. С начала своей литературной деятельности в 1910 году создавал произведения, посвященные общественной жизни,…

историк 1900 гг.

  • - Ката́ев Валентин Петрович, писатель, Герой Социалистического Труда. Брат Е.П. Петрова. С 1922 жил в Москве. С 1923 постоянный сотрудник газеты «Гудок» , «Правда», «Труд», «Рабочей газеты»...

    Москва (энциклопедия)

  • - КАТАЕВ Валентин Петрович - современный писатель. Р. в Одессе в семье учителя. Печатался в «Одесском листке», в журналах «Весь мир», «Пробуждение», «Лукоморье»...

    Литературная энциклопедия

  • - КАТАЕВ Иван - современный писатель. Р. в семье профессора. Печататься начал с 1921...

    Литературная энциклопедия

  • - КАТ́́АЕВ Валентин Петрович, рус. сов. писатель. В 1936 написал повесть для юношества «Белеет парус одинокий»...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - авт. рассказа "Пробуждение" ...
  • - историк...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - историк 1900...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - современный писатель. Род. в семье профессора. Печататься начал с 1921. В первые годы своей литературной деятельности Катаев писал стихи, в последнее время он перешел к прозе. Член ВКП...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - историк местных крестьянск. учрежд., делопр. земск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авт. "Очерка истор. русск. церк. проповеди" , священник...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авт. кн. "К вопр. о теории социал. развития" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авт. сборн. расск. и драм. произв. "Русские интеллигенты" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - I Ката́ев Валентин Петрович, русский советский писатель. Член КПСС с 1958. Родился в семье учителя. Брат писателя Е. П. Петрова. Начал печататься в 1910...
  • - русский советский писатель. Член КПСС с 1958. Родился в семье учителя. Брат писателя Е. П. Петрова. Начал печататься в 1910. В 1915‒17 был на фронте...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский писатель, Герой Социалистического Труда. Брат Е. П. Петрова. В пьесах 20-х гг. - борьба с мещанством. Роман "Время, вперед!" посвящен социалистическому строительству...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Жарг. угол. Шутл.-ирон. Тюрьма. Грачев 1997, 65; СРВС 1, 120; СРВС 2, 172; СРВС 3, 86...

    Большой словарь русских поговорок

"Катаев, И. М." в книгах

Катаев-75

Из книги Прорабы духа автора Вознесенский Андрей Андреевич

Катаев-75 Вот он покачивается вполоборота к вам - в державном кресле своем, в серо-черной кофте крупной вязки, как в тяжелой кольчуге, а то и в ризе, челочка его сдвинута на лоб - так сдвигали на брови с затылка кепочку-малокозырку опасные обитатели послевоенных подворотен.

КАТАЕВ ВАЛЕНТИН

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

КАТАЕВ ВАЛЕНТИН КАТАЕВ ВАЛЕНТИН (писатель: «Белеет парус одинокий», «Трава забвения» и др.; скончался 12 апреля 1986 года на 90-м году жизни).Несмотря на преклонный возраст, Катаев был здоровым человеком. И мог бы прожить и до ста лет. Но его доконал ремонт, который строители

КАТАЕВ Валентин

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

КАТАЕВ Валентин КАТАЕВ Валентин (писатель: «Время, вперед!» (1932), «Белеет парус одинокий» (1936–1961), «Сын полка» (1945), «Маленькая железная дверь в стене» (1964), «Святой колодец» (1966), «Трава забвения» (1967), «Алмазный мой венец» (1978) и др.; скончался 12 апреля 1986 года на 90-м году

В. Катаев Встречи с Булгаковым

Из книги Воспоминания о Михаиле Булгакове автора Булгакова Елена Сергеевна

В. Катаев Встречи с Булгаковым Булгаков был удивительный писатель. И я, которому довелось почти ежедневно с ним встречаться в самые ранние годы нашей творческой жизни, в первые годы Советской власти, когда мы работали в «Гудке», не переставал удивляться блестящему

Катаев и «Битлз»

Из книги Королева белых слоников автора Буркин Юлий Сергеевич

Катаев и «Битлз» Я поехал в Свердловск получать тираж компакт-диска «Королева Белых слоников». Вышло так, что погода была моей самой любимой: немного солнца, немного прохлады, облачно, но светло. Я добрался до завода, позвонил в проходную, мне сообщили, что диск готов и уже

ВАЛЕНТИН КАТАЕВ

Из книги автора

ВАЛЕНТИН КАТАЕВ Ираклий Андроников – явление уникальное. Никогда еще русская культура и русское искусство не создавали ничего подобного.Андроников – литературовед, знаток русской классики, исследователь жизни и творчества Лермонтова, Пушкина. В этой области он сделал

Катаев Геннадий Николаевич

Из книги Я дрался в Афгане. Фронт без линии фронта автора Северин Максим Сергеевич

Катаев Геннадий Николаевич Я служил в Алма-Ате, и в один прекрасный день мы узнали, что надо четыре человека вместе с генераторными машинами, подававшими питание для радиостанций. Вот и решили меня и еще троих ребят послать вместе с техникой в Афганистан. Начальство не

Иван Катаев

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Иван Катаев «Боремся мы для будущих поколений, им суждено воспользоваться плодами нашей борьбы. А мы должны себя бестрепетно принести в жертву. И вы, и я - только агнцы заклаемые, и нечего нам добиваться от жизни для самих себя чего-нибудь светлого. Это просто мешает

Валентин Катаев

Из книги «Ловите голубиную почту…». Письма (1940–1990 гг.) автора Аксенов Василий Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

КАТАЕВ, Валентин Петрович (1897–1986), писатель 113 Хочется, перехочется, перетерпится. «Белеет парус одинокий», повесть (1936), гл. 7 ? Катаев В. П. Собр. соч. в 10 т. – М., 1984, т. 4, с. 39 114 – Как живете, караси? / – Ничего себе, мерси. «Радиожираф» (1926) ? Отд. изд. – М., 1927, с. 6 Повторено в

КАТАЕВ ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

КАТАЕВ ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ Валентин Петрович Катаев (1897–1986). Русский писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Автор романов «Волны Черного моря», «Остров Эрендорф», «Повелитель железа», «Время, вперед», «Юношеский роман моего старого

Поэт Валентин Катаев

Из книги Кукиш прошлякам автора Крученых Алексей Елисеевич

Валентин Петрович Катаев – известный во всём мире писатель. Но это сухие, общие слова. Одесситам он особенно дорог. Кто ещё мог с такой искренней любовью описать наш город, как Валентин Петрович в повести «Белеет парус одинокий»? Без кого не было бы не только всеми любимых книг, но и даже образа Остапа Бендера, без которого и Одесса – не Одесса?

Внучку Валентина Катаева зовут Тиной. Эта миниатюрная женщина – зам. редактора московского журнала «В мире науки», известный журналист.

Ловить бандитов проще, чем писать:
- Согласно мемуарам Валентина Петровича, именно он подал идею «12 стульев». Это действительно так?

Да. Ситуация складывалась таким образом. Евгений Катаев приехал из Одессы в Москву к старшему брату. И решил показать какой он самостоятельный - устроился работать в уголовный розыск. У дедушки была главная задача – придумать всё, что угодно только чтобы он оттуда добровольно ушёл. Во-первых, опасно для жизни, во-вторых, Евгений был очень молод и эмоционален. Дедушка начал предлагать ему писать. Говорит: «Ну что, неужели тебе проще ловить бандитов, чем написать?». Сначала Катаев-младший сочинял для «Гудка» фельетоны. Позже он познакомился с Ильфом, они пришли к дедушке. (Чтобы не было двух писателей Катаевых они решили, что у младшего брата – вроде как не дорос до старшего – будет псевдоним, и взяли в честь отца - Петров.) Вместе обсуждали, что бы им такое написать. И дед говорит: «Ребята, я у вас мэтр, а вы можно сказать подсобные рабочие, я вам сейчас расскажу тему, дам идею, вы мне всё напишете, а я рукой мастера пройдусь. Гениальная идея есть у Дюма. Допустим, существует некий клад, ценность или что-то, что спрятано в каком-то количестве предметов. Вот давайте на эту тему напишите мне. Потом посмотрю». Катаев об этом забыл, а они взяли и написали «Двенадцать стульев». И когда принесли роман, чтоб он прошёлся по нему рукой мастера – сказал: «Ребята, ну я-то вам зачем нужен? Вы всё сделали замечательно».

Так что идея на самом деле была его. Дед сумел соединить двух людей, у которых был взаимодополняемый дар.

Более того – он сказал: «Всё. Я свою фамилию снимаю, рукой мастера не прохожусь, с вас только за то, что идею подал – золотой портсигар!» Ну, они расстроились – дороговато будет, но подарили ему портсигар. Золотой, но маленький, женский.

Значит, это именно Валентин Петрович познакомил Ильфа и Петрова?

Это была определённая литературная среда, где все между собой были знакомы. Естественно, когда Петров приехал в Москву, дедушка познакомил его со всеми, кого знал, но уже дальше он знакомился сам.

Игра в ушки и «Собрание сочинений»

А Валентин Петрович рассказывал вам что-нибудь о детстве, проведённом в Одессе?

У дедушки воспоминания о детстве это, собственно, «Белеет парус одинокий» и «Волны чёрного моря». Это всё, естественно, художественный вымысел, но это очень чётко основано на детских воспоминаниях.

И хижина рыбака, и..?

Да. Выдуманные персонажи имели реальную основу.

Образы собирательные, но люди подобные были. Более того, по этому произведению можно изучать историю Одессы того времени. Допустим, историю костюма. Или, например, игра в ушки - абсолютно чёткая примета того времени. Даже описание пуговицы совпадает один в один.

Ваш дедушка был знаком с Буниным?

Литературная карьера Катаева началась с того, что в семь лет он завёл стопку тетрадей и написал на ней «Собрание сочинений».

В шестнадцать лет - пришёл к Бунину.

Бунин был величайшим писателем того времени, признанным, но он славился своим сложным характером и плохо принимал молодых авторов. Дедушка принёс ему тетрадку со стихами, оставил. А когда пришёл узнать результат, Бунин его принял. В принципе, Катаев на это не рассчитывал. Так началось их творческое общение. Когда дедушка уже был состоявшимся писателем, Бунин иммигрировал. Он жил в Париже, писал «Темные аллеи» и они не общались, потому что было советское время, и это просто было опасно для судьбы дедушки. Бунин очень за него переживал, боялся передавать письма, и когда в Париж приезжали делегации советских писателей, говорил «Не-не-не-не-не, ничего не хочу знать». Позже дедушка с бабушкой были во Франции, они навестили жену Бунина. Это было через несколько лет после его смерти. Его жена встретила их с меренгами. Она помнила, что когда в шестнадцать лет дедушка пришёл к ним в гости, он сказал, что это самые любимые его пирожные.

Мой гроб ударится о перила лестницы

А каковы впечатления Катаева о Булгакове?

На протяжении жизни менялись отношения. Но Булгаков был для него близким человеком. Дедушка в старости вспоминал, насколько Булгаков был и чутким, гениальным художником, потому что он сказал «Когда я умру, когда меня будут выносить из дома, мой гроб ударится там-то о перила лестницы». Помимо каких-то человеческих вещей очень сильны были духовные связи.

70 процентов шестидесятников

Я считаю, что в наше время и в нашей литературе этого нет.

Может быть, какой-то всплеск был у шестидесятников, но в принципе сейчас у нас наступило в этом плане безвременье. Должна как-то иначе сформироваться наша жизнь, чтобы произошёл новый всплеск. Должна пена осесть.

Что касается шестидесятников – Валентин Петрович ведь был редактором журнала «Юность» и он первым начал публиковать их? Евтушенко, Ахмадулину и всех остальных?

Да, он шесть лет был главным редактором журнала (с 1955 до 1961) и его главной задачей было найти молодых талантливых писателей. Он вытащил Аксёнова – Василия Аксёнова и Анатолия Гладилина, которых просто обожал. Он нашёл Вознесенского, Евтушенко, Беллу Ахмадулину и других.

Рождественского тоже?

Рождественский был и сам известен, но, тем не менее, да. В принципе процентов 70 шестидесятников – это дед вынул. И у него была совершенно потрясающая помощница, соратница –Мария Лазаревна Озерова. Она и сейчас жива. Они вдвоём боролись. И произошла такая ситуация - ему начали закручивать гайки. Начали говорить «А вот этого не надо печатать», определённое давление. Он ушёл с поста главного редактора по собственному желанию. В полной ярости был Хрущёв, он сказал «у меня никто из главных редакторов не имеет права подать заявление по собственному желанию». Травить его особо не могли, слишком известен, но о его произведениях перестали упоминать в прессе. Он красиво ушёл, сказал, что хочет заниматься только творчеством. Никого не подвёл, но тем не менее это вызвало ярость. А ушёл на самом деле из-за того, что уже не мог делать то, что считал нужным.

Маяковский и насморк

Очень хорошие отношения были с Есениным. Это и молодость, и атмосфера неотделимости жизни от искусства, один круг, единый порыв.

Он был и в очень близких отношениях с Маяковским. Перед перестройкой ходили разные версии смерти Маяковского. Кто-то говорил, что это ЧК спровоцировало его убийство, и его возлюбленная…

Лиля Брик?

Нет, не Лиля Брик, а вторая. Полонская. Говорили, что она могла его застрелить. Дедушка видел его за день до смерти, вернее вечером. Он рассказывал, что у Маяковского был насморк и омерзительное настроение. Вот так бывает, когда не хватает последней капли. Он говорил, что Маяковский несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Причём вставлял один патрон, и оставлял записки.

Единственный русский писатель

Валентин Петрович был членом-корреспондентом Гонкуровской Академии, как это было возможно в те времена?

Какие бы ни были времена, какой бы ни была закрытой страна, всё равно существуют международные литературные академии, сообщества. И так как всё равно произведения человека печатаются, то по определённым произведениям его избирают почётным членов. В академии Гонкур на тот момент Катаев был единственным русским писателем. Очень часто к нам домой приезжали Лано, Базен и всех их принимали.

Принимать-принимали, а Катаева выпускали за границу?

Да, деда выпускали, потому что какая бы ни была реальная диктатура в стране, для того чтобы существовать в международном сообществе у неё существует несколько позиций, особенно связанных с культурой и наукой. Вроде как мы всё-таки близки к нормальному человеческому сообществу и открыты. Поэтому у ряда советских писателей всегда была возможность выезжать.

Для того, чтобы вывезти группу писателей, о которых никто не знает в мире, нужна была одна фамилия, которую знали все. Брали дедушку и брали ещё десять никому не известных писателей.

«Не обязательно быть знакомым, чтобы любить кого-то»

К фильму «Цирк» Катаев тоже имел отношение…

Он с братом писал сценарий фильма. Но когда вышел фильм, туда вставили слишком много всяких просоветских вещей, и они сняли свои фамилии. Хотя «Цирк» на мой взгляд фильм очень хороший. Я представляю, до какой степени он мог бы быть хорош, если бы они…

Ничего не исправляли?

А как Валентин Петрович относился к тому, что мадам Стороженко сыграла Раневская?

Раневскую он обожал.

Они были знакомы, да?

Необязательно быть знакомым, чтобы любить кого-то. Для него это была актриса высочайшего уровня.

Вани Солнцева никогда не было

А где Валентин Петрович жил в Одессе в детстве, в каком районе?

Куликово поле. Не там, где переулок названный в его честь. С другой стороны. Сейчас этого дома уже нет. Поэтому можно только ориентировочно сказать где это было. В принципе Катаевы в Одессе жили в трёх домах и всегда на съемных квартирах.

На Куликовом поле – это была первая квартира, где он жил ещё совсем маленьким. Что и было описано в «Белеет парус одинокий».

Валентин Петрович работал во время Великой Отечественной военным корреспондентом «Красной Звезды»?

В Совинформбюро. Это было главное, а публикации могли идти и в «Правду», и в «Красную звезду».

- «Сын полка» - это в какой-то мере результат работы на фронте?

Да, и «Виадук». Но с «Сыном полка» связано самое распространенное заблуждение. Вани Солнцева никогда не было. Это собирательный образ. Дедушка видел таких сынов полка минимум десять-двадцать человек. Он собрал Ваню Солнцева из образа всех этих детей. И благодаря тому, что «Сын полка» стал популярен, началось движение «сынов полка». То есть хотя Вани Солнцева не было, каждый из этих людей думал, что речь о нем. Для Катаева это было очень важно. То, что каждый должен быть признан, если кто-то из них ещё остался в живых - к ним надо относиться как к героям.

Забавный случай произошёл с моей подругой. В классе в пятом-шестом мы проходили «Сына полка» и ей дали задание – написать, о чём думал писатель Катаев, что он хотел вложить в образ Вани. Естественно, живя через две дачи от нас она пришла к дедушке и попросила рассказать чего же он имел-то ввиду. Он рассказал. Ей поставили тройку с минусом за сочинение – они с Катаевым оказались неправы. И это очень частое заблуждение, связанное с известными литературными произведениями.

Очень часто говорят, что дедушка получал сталинские премии, был отмечен многими госнаградами – это неправда. Не смотря на то, что его имя использовали –для международных дел, он был отмечен только один раз, за «Сына полка» сталинской премией, но – второй степени.

Сircle in the round

Зато «Растратчики» стали бестселлером в США.

Где-то в двадцатых годах пьеса шла на Бродвее. «Растратчики» и «Квадратура круга», две вещи там шли. Когда мы были в Америке, американцы нам показали театр который называется «Circle in the round». Они сказали, что это в честь «Квадратуры круга», которую здесь ставили. Так был назван театр, он до сих пор существует.

Собственно с «Квадратурой круга» и «Растратчиками» связана очень забавная вещь. Катаеву заплатили обалденный по тем временам гонорар – двадцать долларов за право использовать произведение в течении всей остальной жизни дедушки. У него там шли и другие спектакли, а Петров ездил в Америку (в результате чего появилась «Многоэтажная Америка») и каким-то образом получил дедушкины гонорары. И к моменту рождения моей мамы из Америки доставили в Москву форд цвета Blue Washington. Бабушка с моей новорожденной мамой стояла у окна, а ей подогнали эту роскошную машину.

В 1965 году был написан рассказ «Дорогой, милый дедушка» - это о вас?

Не совсем обо мне, но опять таки у него нет вещей, которые написаны точно о ком-то или точно на основании чего-то. Но подвигла его на самом деле я. Мы смотрели «Евгений Онегин», я терпеть не могла оперы и периодически комментировала всё происходящее на сцене. На основе моих комментариев у него родилось произведение.

А Катаев не хотел вернуться жить в Одессу?

Хотел. Но очень переживал по поводу того, что в Одессе всё равно никогда не будет горячей воды

Валерия БУРЛАКОВА, Одесса

Катаев Валентин Петрович (1897–1986), русский писатель. Герой Социалистического Труда (1974). Родился 16 (28) января 1897 в Одессе в семье учителя, преподавателя епархиального училища.

Пётр Васильевич Катаев; происходил из среды духовенства. Мать, Евгения Ивановна Бачей - дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою тетралогии "Волны Черного моря" - Пете Бачею.
Валентин рано потерярял мать. Семья жила небогато, но дети учились в гимназии и даже с отцом путешествовали за границу, по Средиземному морю. Строгого надзора над ними не было, и им удалось приобщиться к бурной и неповторимой жизни разных районов Одессы. На творчество Катаева наложило сильный отпечаток своеобразие этого южного, многонационального, ориентированного на средиземноморскую Европу, города, где в психологии жителей еще сохранялись черты, свойственные обитателям свободного порта. Одесский жаргон повлиял на стиль писателя. Валентин Катаев - старший брат писателя Е.Петрова, который стал известным сатириком, соавтором И. А. Ильфа. Своё первое стихотворение "Осень" Валентин опубликовал гимназистом в 1910 в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. Он не слишком обращал внимание на эстетическое и политическое направление своих произведений, порой публиковал сочинения на страницах враждующих газет. Выступая на поэтических вечерах, Катаев быстро познакомился с известными одесскими литераторами и вошел в группу молодых поэтов "Зеленая лампа". Юноше покровительствовали известный русский поэт и писатель А. М. Федоров,


В гимназии у Катаева было прозвище "китаец", за немного раскосые глаза. В 1915 году, не окончив гимназии, 18-ти летним добровольцем-вольноопределяющимся пошел на фронт. Начал службу под Сморгонью младшим чином на артиллерийской батарее, затем был произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе. Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени (более известным в российской армии под названием «Анна за храбрость»). С военным чином и наградами получил не передающееся по наследству личное дворянство. На фронтеписал статьи и очерки об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне (Письма оттуда, Наши будни, Ильи Муромцы, и другие). Нарастающий в умонастроении борющихся сторон тех лет протест против войны выражен в рассказе Ночью (1917), запрещенном цензурой.

В 1918 году, после излечения в госпитале в Одессе, Катаев вступил в вооруженные силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию А. И. Деникина, автоматически получив чин подпоручика. Как артиллерист, он был назначен командиром первой башни на лёгком бронепоезде «Новороссия» Вооружённых сил Юга России (ВСЮР). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белыми Вапнярки. Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга. Действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву. Бронепоезд «Новороссия» воевал на два фронта - против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве. В самом начале 1920 года, ещё до начала отступления белых, Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. В начале февраля 1920 года его, всё ещё больного тифом родные забрали домой. 7 февраля 1920 года Одессу окончательно заняли красные.

Уже в середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа. В это время он подключается к офицерскому подполью, которое разработало заговор по встрече возможного врангелевского десанта из Крыма. (Аналогичным образом - одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций, в августе 1919 года Одесса была освобождена от красных. Основной задачей заговорщиков был захват маяка для поддержки десанта. Одесская ЧК знала о заговоре с самого начала и сама "идея заговора" была подброшена заговорщикам провокатором ЧК. В одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Фёдоров - бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке.А ещё он был сыном русского писателя А. М. Фёдорова, который в свою очередь дружил с семействами Катаевых и Буниных. Провокатор ЧК предложил Виктору Фёдорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Фёдоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала её участников: Виктора Фёдорова, его жену, его деверя, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно с Валентином Катаевым был арестован и его младший брат Евгений, не имевший к заговору никакого отношения.

За Виктора Фёдорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Фёдоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Виктор Фёдоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.

А Валентина Катаева спасла ещё более фантастическая случайность. Из московского ЧК в одесскую ЧК приехал с инспекцией чекист, которого Катаев в своих воспоминаниях потом называл, как Яков Бельский. Летом 1919 года Бельский случайно присутствовал при разговоре Бунина с Катаевым во время происходивших тогда в Одессе большевистских выступлениях. Бунин, не зная, что и в то время Катаев находился в белогвардейском подполье, в разговоре упрекал его:

- "Ведь если я с вами говорю после всего того, что вы натворили, то, значит, у меня пересиливает к Вам чувство хорошее, ведь с Карменом я теперь не кланяюсь и не буду кланяться..."

Для Бельского, так же, как и одесские чекисты, не знавшего о добровольной службе Катаева во ВСЮР, это был достаточный повод отпустить Катаева. В сентябре 1920 года, после полугода заключения в одесской тюрьме, Валентин Катаев и его брат из неё вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.

[ Об этом туманном эпизоде в жизни Валентина Катаева не всем известно. В некоторых биографиях писателя, которые опубликованы, в том числе и в интернете, этот период жизни Катаева описан так:

" В 1919 был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. " .... ]

Выйдя из тюрьмы Валентин Катаев вновь стал писать, и сотрудничать с объединением ЮгРОСТА; посещает различные литературные кружки. Сближается с Э.Г.Багрицким, вместе с которым сочиняет агитационные тексты для плакатов. В 1921 году работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей, редактировал журнал "Коммунарка Украины" и печатался во многих других изданиях.

С 1922 жил в Москве; постоянный сотрудник газеты «Гудок» (с 1923), в качестве «злободневного» юмориста сотрудничает и печатает юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне (Опыт Кранца, 1919; Золотое перо, 1920; Записки о Гражданской войне, 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев), а также в авантюрно-утопических романах о мировой революции (Остров Эрендорф, Повелитель железа, оба 1924) и в социально-критической фантасмагории «малых» жанров (Сэр Генри и черт, 1920; Железное кольцо, 1923).

Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов Бородатый малютка, 1924; Самое смешное, 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть Растратчики (1926; одноименная пьеса, 1928), где «архетипические» герои-плуты новой русской литературы, от гоголевских Хлестакова и Чичикова до Остапа Бендера И.Ильфа и Е.Петрова, путешествуют в поисках большой удачи («счастья») и в результате обнаруживают и ложность собственных идеалов, и убожество окружающей действительности. Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечены также рассказы 1920-х годов Игнатий Пуделякин (1927), Ребенок, Вещи (оба 1929), комедия Квадратура круга (1928). В те же годы Катаев определяет и другие свои магистральные темы: историко-революционную, сочетающуюся с автобиографической (рассказы Отец, 1925; Родион Жуков, 1926; Море, 1928, и др., продолженные повестью Белеет парус одинокий, 1936; одноименный фильм, 1937, реж. В.Г.Легошин), и тему строительства новой жизни (пьеса Авангард, 1929, – о создании колхозов; написанный после поездки в Магнитогорск и укрепивший популярность писателя роман-хроника Время, вперед!, 1931, полный динамизма, пафоса свободного труда и оптимистической веры в созидательную энергию масс, созвучной радостно-маршевой тональности тогдашних стихов В.В.Маяковского, подсказавшего Катаеву название произведения).

Повесть Белеет парус одинокий, главными героями которой стали одесские мальчишки – гимназист Петя Бачей, названный по девичьей фамилии матери Катаева, и сын рыбака Гаврик Черноиваненко, оказываются в водовороте революционных событий 1905, вместе со взрослыми (матрос с броненосца «Потемкин» Родион Жуков, отец Пети – учитель Василий Петрович Бачей, торговка с одесского Привоза мадам Стороженко, дедушка Гаврика и др.) переживая серьезность происходящих процессов и в то же время остротой свежего, романтического восприятия поэтизируя окружающий мир. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего – суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д., сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг. Повесть вошла частью в тетралогию Волны Черного моря (повесть Хуторок в степи, 1956, одноименный фильм, 1971, реж. Б.А.Бунеев; романы Зимний ветер, 1960; Катакомбы, 1948; 2-й вариант – 1951; др. назв. За власть Советов, одноименный фильм, 1956, реж. Бунеев).

Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева Я, сын трудового народа (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи – бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи (на сюжет повести создана опера С.С.Прокофьева Семен Котко, 1939).

В годы Великой Отечественной войны участвовал в боях на Курской дуге, под Орлом. Военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы (Третий танк, Флаг, Виадук, Отче наш, повесть Жена, 1943, пьесы Отчий дом, Синий платочек). Огромную популярность принесла писателю повесть Сын полка (1945; Сталинскую премию 2-й степени, 1946) , рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса День отдыха (1947).

После войны Катаев был склонен к многодневным запоям. В 1946 году Валентина Серова рассказывала Буниным, что Катаев «иногда запивает на 3 дня. То не пьёт, не пьёт, а затем, кончив повесть, статью, иногда главу, загуливает». В 1948 году это едва не привело Катаева к разводу с женой.

В 1955 году он основывает журнал "Юность" и, будучи главным редактором журнала (1955-1962 гг..), Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину). В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине "Маленькая железная дверь в стене", в 1969 – повесть "Кубок". Цикл мемуарных произведений Катаева (повести Святой колодец, 1965; Трава забвения, 1967; Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона, 1972; Алмазный мой венец, 1975, озаглавленный строкой из чернового варианта Бориса Годунова А.С.Пушкина; Сухой Лиман, 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открывают новые грани таланта писателя: глубину проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства, к игре с аллегориями, символами и «масками» (так, в Алмазном венце реальные герои воспоминаний Катаева, главным образом известные писатели, выведены под «знаковыми» прозвищами, напр., Командор – В.В. Маяковский).
Повесть "Уже написан Ветер" (1979), заглавием - строкой из Пастернака относящая к размышлениям о том, сколь мало может изменить гуманистическая культура в жестокости реального исторического процесса, полемически по отношению к прежним историко-революционным произведениям Катаева показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.

Романтическая, ставшая почти архетипической в литературе нового времени история любви солдата к дочери генерала изложена Катаевым в сентиментальном романе в письмах Юношеский роман моего старого друга Саши Пчелкина (1982).

Вторым браком Катаев был женат на Эстер Давыдовне Катаевой (1913-2009). «Это был изумительный брак», - сказала о нём близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова. В этом браке было двое детей - Евгения Валентиновна Катаева (названа в честь бабушки, матери Валентина Катаева, р. 1936) и детский писатель и мемуарист Павел Валентинович Катаев (р. 1938).

Зять Катаева (муж Евгении Катаевой) - еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель Арон Вергелис (1918-1999).

Племянники Катаева (сыновья Евгения Петрова) - кинооператор Пётр Катаев (1930-1986) и композитор Илья Катаев (1939-2009).

Внучка Катаева (дочь Евгении Катаевой) - журналистка Тина (Валентина) Эдуардовна Катаева.

Умер Катаев в Москве 12 апреля 1986. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Валентин Петрович Катаев был награждён двумя Георгиевскими крестами, Орденом Святой Анны IV степени, Сталинской премией второй степени (1946) - за повесть «Сын полка» (1945), Герой Социалистического Труда (1974), тримя ордена Ленина, медалями. Член-корреспондент Майнцской академии (1973, ФРГ), член Гонкуровской академии (1976, Париж).

На фасаде дома № 4 по улице Базарной в Одессе, где родился Валентин Катаев, установлена мемориальная доска. Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева. В одесском музее Катаеву посвящена отдельная музейная экспозиция.

Бравший интервью в конце жизни писателя в 1982 году одесский журналист высказался о нём так:

  • «…У него был неистребимый одесский акцент».
Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.

Творческое наследие Валентина Катаева:

Важнейшие и самые известные сочинения

  • Тетралогия "Волны Черного моря" .
    • Белеет парус одинокий (1936)
    • Хуторок в степи (1956)
    • Зимний ветер (1960)
    • За власть Советов (Катакомбы) (1949-1951)

Романы

  • Повелитель железа (1924)
  • Остров Эрендорф (1924)
  • Растратчики (1926)
  • Время, вперед! (1932)
  • Я сын трудового народа (1937)
  • Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1972)
  • Кладбище в Скулянах (1975)
  • Алмазный мой венец (1977)

Повести

  • Родион Жуков (1928)
  • Электрическая машина (1943)
  • Жена (1943)
  • Сын полка (1945)
  • Поездка на юг (1951)
  • Маленькая железная дверь в стене (1964)
  • Святой колодец (1965)
  • Трава забвения (1967)
  • Кубик (1969)
  • Уже написан Вертер (1980)
  • Юношеский роман моего друга Саши Пчелкина. Написанный им самим (1980)
  • Спящий (1984)
  • Сухой лиман (1985)

Сборники рассказов

  • В осажденном городе (1923)
  • Сэр Генри и черт (1923)
  • Бездельник Эдуард (1925)
  • Бородатый малютка (1926)
  • Новые рассказы (1926)
  • Рассказы (1926)
  • Самое смешное (1927)
  • Солянка сборная (1927)
  • Отец (1928)
  • Птички божии (1928)

Некоторые отдельные рассказы

  • Ребенок (1929)
  • На полях романа (1931)
  • Соня Бузулук (1933)
  • Два гусара (1934)
  • Ночью (1934)
  • Газы (1935)
  • Однофамилец (1935)
  • Парадокс (1935)
  • Смерть Стародубцева (1935)
  • Сон (1935)
  • Сюрприз (1935)
  • Театр (1935)
  • Встреча (1935)
  • Черный хлеб (1935)
  • Цветы (1936)
  • Тени (1937)
  • Под Сморгонью (1939)
  • Цветик-семицветик (1940)
  • Дудочка и кувшинчик (1940)
  • Два замка (1940)
  • Мимоходом (194)
  • На даче (1941)
  • Расшифрованная сводка (1942)
  • Третий танк (1942)
  • Партизан (1942)
  • Лейтенант (1942)
  • Фотографическая карточка (1942)
  • Флаг (1942)
  • 1918 год (1943)
  • Оперативный Загребухин (1945)
  • Жемчужина (1945)
  • Пень (1945)
  • Отче наш (1946)
  • Виадук (1946)
  • Новогодний рассказ (1947)
  • Детская душа (1947)
  • С Новым годом!.. (1947)
  • Последняя ночь (1948)
  • Проклятый ветер (1949)
  • Голубок (1949)
  • Порт (1951)
  • Вечная память (1954)
  • Воспоминание (1961)
  • Дорогой, милый дедушка (1965)
  • Сорренто (1966)
  • Обезьяна (1970)
  • Фиалка (1973)
  • Демьян рассказывает (1977)

Стихотворения

  • Осень (1910)

Внежанровые произведения

  • Сухой Лиман (1986)

Произведения Катаева в театре, кино и на телевидении

Драматический театр

  • 1927 - «Растратчики» - Московский Художественный театр, постановка К. С. Станиславского.
  • 1928 - «Квадратура круга» - Московский Художественный театр, постановка Н. М. Горчакова под руководством В. И. Немировича-Данченко. Пьеса по сей день ставится в театрах России, Европы и Америки.
  • 1934 - «Дорога цветов» - Московский Современный театр

1940 - «Домик» - Театр Комедии, постановка Н. П. Акимова. Спектакль был запрещён; в 1972 году (?) восстановлен режиссёром А. А. Белинским.

  • 1940 - «Шёл солдат с фронта» - Театр Вахтангова.
  • 1942 - «Синий платочек» - театр (?).
  • 1948 - «Безумный день» («Где вы, месье Миуссов?») - Московский академический театр Сатиры.
  • 1954 (?) - «Дело было в Конске» («Домик») - Московский академический театр Сатиры.
  • 1958 (?) - «Пора любви» - театр Моссовета.

Оперный театр

  • 1940, 23 июня - «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко под упр. М. Жукова.
  • 1970-е - «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Большой театр, режиссёр Б. А. Покровский, дирижёр Ф. Ш. Мансуров

Фильмография: сценарии

  • Цирк (Автор сценария совместно с Ильёй Ильфом и Евгением Петровым; все трое сняли свои фамилии с титров фильма из-за изменений, внесённых в сценарий) (1936)
  • Родина зовет (совместно с А. Мачеретом) (1936)
  • Страницы жизни (совместно с А. Мачеретом) (1948)
  • Белеет парус одинокий (1937)
  • Сын полка (1946)
  • За власть Советов (совместно с С. Клебановым) (1956)
  • Безумный день (1956)
  • Поэт (1957)

Мария Тереньева-Катаева

"Как это было" - автобиографическое воспоминание

Оригинал здсеь: http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/teren/ Река времени мчится то в солнечных бликах, то в безысходной грозовой черноте, и уносит легкие как воздушные струи наши радости - и каменно-тяжелое горе. Волной мировой войны и революции подхватило меня из уездного захолустья и влекло в телегах и теплушках по дорогам страны до самого ее сердца - Москвы. Комсомольские годы высоких идеалов и само отверженной мечты... Стремительном походкой на семнадцатом году жизни вошла я в красивое здание Литературного института на Поварской. Прочитала на первом собеседовании своих любимых поэтов - Блока, Маяковского, Верхарна - и свои стихи, была принята без справок и аттестатов, которых у меня и не было. В институте изучали истории мировой литературы, языкознание и другие важные науки, но больше всего там жили и бредили стихами. Все дружно готовились к зачетам, выступали в печати с первыми рассказами к стихами; лавиной прорывались в Политехнический на литературные вечера; взявшись за руки, ходили шеренгой по улицам, скандируя "Левый марш" Маяковского или "Двенадцать" Блока. Атмосфера увлечения поэзией и скрытой влюбленности друг в друга царила среди нас. Заходил и студент экономического факультета МГУ, молодой журналист, писавший рассказы и очерки, Иван Катаев. Я часто видела его совсем еще юношеское лицо и сдержанную добрую улыбку. Как-то мы шли вдвоем по улице, вечерняя Москва окатывала прохладой и покоем. Проезжали извозчики, ритмично постукивали копыта. Катаев говорил о классиках - о Достоевском, Толстом: "Это не просто писать как чувствуешь, как велит совесть. Но мы в "Перевале" к этому стремимся..." Я знала о "Перевале". Недавно в помещении издательства "Круг" читала перевальцам свои стихи. Кое-кто ругнул меня за неточную рифму, а руководитель группы "Перевал" Александр Воронский похвалил. Некоторые из этих стихов были напечатаны в журналах "Новый мир", "Красная нива"... Получалось так, что мои встречи с Иваном не ограничивались институтом. В зеленом деревянном домике во Всехсвятском (ныне метро "Сокол"), где жили мои родители, в свободной комнате поселился в то время бездомный товарищ брата по армии, Ефим Вихрев. Я жила в общежитии, но часто бывала у родителей и у Ефима встречала Ивана. Они оба теперь работали в кооперативном журнале "Город и деревня". Почти сразу за домом начиналось поле, сверкающее чистейшим снегом. Иван учил меня ходить на лыжах, и я часто как ванька-встанька барахталась в снегу. -Комсомольская стихия, ты когда вступишь в партию? - неожиданно спросил Иван. - Зачем мне терять свободу? - ответила я несерьезно. -Ого, это явный мелкобуржуазный индивиддуализм, - смеясь, сказал Иван. Иногда я бывала в маленькой комнатке Ивана в Кунцеве, где стояли старая хозяйская кованая кушетка и некрашеный стол. На нем несколько книжек и большая глиняная собака. -Единственное изящество моей одинокой жизни, - шутил Иван. Здесь вечерами мы читали вслух многие главы из "Пана" Гамсуна. В раскрытые окна вдруг врезался грохот автобуса на шоссе, а потом тишина казалась еще глубже. И уже тогда я понимала, что в Иване, в этом сдержанном человеке, неизменны душевная чистота, на редкость бережное отношение ко всем людям. У него есть большая цель в жизни. Он отличался от шумного безалаберного круга молодежи, который был мне привычен в институте. Осенью 1926 года вместе с институтом, расформированным и частично влившимся в Ленинградский университет, я уехала в Ленинград. Я полюбила этот город с его традициями, с поэзией его величественных зданий и соборов. Мы с несколькими студентками жили небольшой коммуной, снимали комнаты в старинной квартире на Васильевском острове. Я занималась в университете и работала в молодежной газете "Смена". Когда все разъехались на каникулы, я особенно остро почувствовала одиночество. И, конечно, обрадовалась, когда в комнату ко мне вошли, чуть смущенные, Иван и Ефим. Немного поговорили, и мне захотелось показать им Ленинград. Я гордилась городом, как своим открытием. Мы прошли по набережной, любуясь сфинксами над Невой, строгими линиями моста Лейтенанта Шмидта, побывали в безлюдном Летнем саду. Было туманно, временами сеялся незаметный дождичек, белые статуи среди деревьев казались живыми. Нас охватило чувство красоты и значительности этого города, значительности человеческой жизни. Мы с Иваном приходили сюда и позже, когда Ефим уже уехал, встречали наступление белых ночей, дышали прохладой с Невы. Иван был серьезен, необычен и сказал торжественно: "В руки твои предаю дух мой..." Мы решили вместе провести отпуск. В начале июля 1927г. приехали во Владикавказ. Через год мы с Иваном перебрались в старый домик на Ленинградском шоссе к моим родителям уже втроем, с маленьким сыном Юрой. Иван стал работать ответственным секретарем в новой "Литературной газете", заключил договора на издание своих первых повестей и рассказов. Я выезжала из Всехсвятского редко. Тогда это был отдаленный пригород. Возилась с малышом. Иван просил меня вести дневник поведения и развития ребенка - дневник своей матери Иван хранил как святыню. Но мне было скучно вести такой дневник.Я с нетерпением ждала вечера, когда вернется Иван с привычными и интересными рассказами о литературной жизни. К нам во Всехсвятское иногда приезжали молодые писатели и критики, друзья н знакомые Ивана, Николай Зарудин, Борис Губер, Эдуард Багрицкий, Александр Мылышкин, Николай Дементьев, Абрам Лежнев и другие. Все они принадлежали к упоминавшейся литературной группе "Перевал".. Эти встречи продолжались и потом, когда в начале 30-х годов мы переехали на новую квартиру на улицу Кропоткина, просторную, но холодную - с печным отоплением. В январе 1930 года Катаев с бригадой "Правды" выехал в районы коллективизации на Кубань. Слухи о том, как проходит коллективизация, были тревожные. В нашу дверь все чаще стучали люди с измученными, униженными лицами и просили хлеба. Говорили, что рано утром на улицах убирали трупы умерших от голода, издалека пришедших людей. Иван вернулся сумрачный, на вопросы отвечал скупо, неохотно, принялся за работу над книгой "Движение" - о Кубани. Искал осмысления всего виденного, искал с тревогой, скрывая боль и недоумение. Происходили изменения и в литературной жизни. Прежние разногласия превратилисъ в жестокие схватки, теоретические споры - в беспощадные бои. Иван к этому времени издал несколько книг. Их хорошо встречали критика и читатели. Но теперь положение изменилось. Ведь Иван был одним из ведущих писателей "Перевала", основными лозунгами которого были искренность, правдивое отражение жизни, глубокая человечность. В жестокой, накаленной обстановке тех лет эти лозунги встречали сопротивление руководства рапповцев (Российская ассоциация пролетарских писателей). В критике господствовала "рапповская дубинка". Споры, словесные баталии происходили и у нас в квартире между перевальцами и рапповцами. Кстати, А. Фадеев, рапповец в то время, был мягче и доброжелательнее многих других. Нападки на Ивана Катаева особенно усилились после выхода в свет рассказа "Молоко". Критика обвиняла его в "христианском либерализме", в пособничестве кулачеству. Иван в эти годы много ездил по заданиям газет и журнала "Наши достижения" - в Хибины, в Армению... Мне иногда казалось, что через жизнь мчится поток человеческих судеб. За каждой поездкой возникали новые очерки или рассказы. Прошел первый съезд советских писателей. Выступали Горький, Бухарин. Иван был избран членом Правления Союза писателей. Жизнь все круче менялась. Прошли политические процессы Бухарина, Радека и других. В августе 1936 года Ивана исключили из партии. Участились аресты, всеобщий страх, отчуждение... А Иван писал свой последний рассказ "Под чистыми звездами", о поездке в этом году на Алтай, уже наверняка зная, что его ждет впереди, но оставаясь самим собой, прежним, честным и открытым. В феврале I937 года родился второй сын, которому Иван очень радовался. А в марте I937-гo раздался поздний звонок. Вошли пятеро, предъяви ордер на обыск и арест. Застучали ящики столов, шкафов. На пол полетели книги, наши черновики, письма. Перед рассветом, заполнив кузов грузовика мешками с рукописями и книгами, они повели Ивана к машине. Я бросилась к нему, оттолкнув стрелка. Иван сказал негромко: "Приберетесъ и живите тихонько, а со мной разберутся". Потом день за даем бесконечные очереди в приемных, заявления и письма "наверх".
Я стала работать з школе, мне нравилось быть с детьми. Они были далеки от общего отчаяния и безвыходности. Заключенным разрешалось передавать по пятьдесят рублей в месяц. Я дробила эти деньги на части, чтобы знать, здесь ли еще Иван. И, когда деньги не приняли, я поняла, что его уже нет в Москве. Узнала приговор: "Десять лет без права переписки". Что крылось за этой иезуитской фразой, поняли много позднее. Очень скоро и меня с ребенком на руках ввели в "материнскую камеру" Бутырской тюрьмы. В этом полутемном помещении с высоким деревянным щитом на окне я стала тринадцатой. Уголовники принесли манную кашу в ведре... На другое утро меня вызвали в коридор и предложили подписать бумагу с постановлением Особого совещания о том, что я осуждена на восемь лет как "член семьи изменника родины" - ЧСКР. На прогулку заключенным обычно давали четверть часа. "На ребенка" добавили еще пятнадцать минут. Маленький отгороженный дворик был где-то рядом с лесопилкой. Летела древесная пыль. День за днем одно и то же. Сын был живой, подвижный мальчик. Страшно было, что он упадет с нар на каменный пол. Я носила его на руках и искала в памяти какую-нибудь колыбельную песню. Ни одна не подходила к нашей участи. И тогда сочинила свою, тюремную колыбельную: "Мальчик мой, не верь в измену Своего отца..." Женщины все-таки постоянно ждали, что их отпустят. Слишком нелепо, непонятно было случившееся. Но их отправили не по домам, как они живо надеялись, а в исправительно-трудовые лагеря в Мордовии. Две недели карантина, и вот дети уже в лагерных яслях. Меня послали: на работу пильщиком в зоне. Надо было обеспечить дровами все хозяйственные точки: кухню, баню, прачечную... Рабочий день пильщика был не нормирован, я могла брать Митю и в свободное время гулять с ним. Его первые шаги, первые слова были в лагере. Но в яслях началась эпидемия токсической диспепсии. Заболел и Митя. Я с ужасом видела, как он слабеет, становится вялым,. безучастным и иногда только стонет. Попросила вольнонаемную заведующую медчастью Болтянскую пустить меня в ясли ухаживать за ребенком. Отказ был решительным: "У нас хороший уход, сестры из ваших же заключенных: Прошло еще несколько дней, я не вышла на работу, безнадежно сидела или лежала на нарах. К вечеру пришла Болтянская: "Демонстрацию, голодовку устраиваете? В карцер посадим!..." Но все же дала разрешение, и меня пустили в ясли. Несколько раз делали переливание крови, взятой у меня для Мити. Заболели еще некоторые дети. К ним тоже пустили матерей. Все же за зону ночами выносили гробики. Какие ветры обвевают эти почти скрытые в траве холмики? Мой ребенок стал понемногу есть, поправляться, оживать. Теперь я не могла больше подвергать случайности жизнь мальчика. Некоторые матери подали заявления с просьбой отправить их детей родным. И я получила разрешение. Вскоре за Митей приехала его бабушка - Лариса Дмитриевна, вторая жена Катаева старшего, отца Ивана, и взяла в Куйбышев уже и второго внука. Уехали мои. Меня охватила пустота, она как бы вгрызалась в меня, неотступно была со мной. Тогда я стала сочинять стихи. Строфы складывались в голове без бумаги, без чернил. Их у нас и не было. Был холодный вечер выходного дня. Мы сидели в бараке, рукодельничали. Меня кто-то попросил: "Не скрывай, почитай нам!" Я читала, остро ощущая одинаковость наших судеб... Тянулись нелегкие лагерные месяцы. Война! Она охватила нас чувством тревоги: у многих родные братья, сестры были на фронтах. Посылок не стало, с каждым днем было труднее, но мы не роптали. Нужно было много шить для армии. Вокруг - могучие мордовские леса, дров хватало, но зимой дощатые стены грели плохо. Все страшнее, голоднее, безнадежнее было существовать. Не буду больше писать об этом. В один из дней мы проснулись от шума, от ликующих криков. Выбежали из бараков. Слово "победа" звучало в голубом рассвете и слилось в одном неостановимом возгласе. Мы строем, как привыкли на демонстрациях, пошли между бараков с песней "Слезами залит мир безбрежный". Испытанные комендант и конвоиры пытались разогнать нас по баракам, но мы словно не замечали их. Мое освобождение наступило в сентябре. На центральном лагпункте я узнала, что в большинстве больших городов мне жить нельзя. Мои родные в 1942 года перебрались из Куйбышева в Магнитогорск. Вблизи этого города я увидела название "станция Буранная". "Это моя судьба," - решила я. Поезд, люди, теснота и давка - все мне казалось легким и радостным. Я вышла в Магнитогорске. Появление мое в квартире Ивана Матвеевича Катаева, профессора Магнитогорского педагогического института, отца моего Ивана, было потрясением для всех - и для Ивана Матвеевича, и для Ларисы Дмитриевны, и для моих детей. Юре было уже 16 лет, Мите - 7. Помытарившись немного в поисках работы по пригородам Магнитки, я стала учительницей начальной школы совхоза "Буранный". Каждую неделю ездила к своим, мотаясь в кузове попуток или на ступеньках переполненных поездов, цепляясь за поручни. В своих сыновьях я узнавала черты характера, которые ценила в их отце и вообще в людях: доброту, любовь к природе, к прекрасному, что нельзя убить в жизни. Через пару лет смогла переселиться в Магнитку. Работала в ремесленном училище, где было очень трудно, но интересно. В городе большого труда нашлось и для меня, "отверженной", место. За десять лет жизни в Магнитогорске я преподавала русский и литературу в металлургическом техникуме, в заочной средней школе, читала литературные лекции по городу. В цехах завода, в клубах и красных уголках, в библиотеках - везде лекции проходили с успехом. Можжет быть, потому, что в них было много стихов и даже прозы, которые я легко запоминала. Мимо платформ с пылающим металлом, по подъездным путям, взбиралась на эстакады и сверху видела грандиозный размах всего комбината в дымах и клубах пара... В 1946 году скончался отец Ивана, прекрасный человек, ученый-историк. Уехал в Москву, поступил в МГУ старший сын. Непросто это было для "сына врага народа". Но наш пробитый бурями парус подхватил попутный ветер ХХ съезда. Трудно было расстаться с Магнитогорском, где была интересная работа, друзья, близкие и хорошие люди. Но я ринулась в Москву в поисках справедливости. Получить реабилитацию было не так просто, дело долго пересматривалось. Три справки у меня от этого времени: о реабилитации Ивана Катаева, о собственной реабилитации. Третья появилась позже, что Иван Катаев скончался якобы в 1939 году. На самом деле он был расстрелян 19 августа 1937 года. Теперь надо было вернуть к жизни его книги. Некоторые из них я отыскала в секретном отделе "Ленинки", кое-что уцелело у знакомых и друзей, у тех немногих, что героически не сожгли, не выбросили их. И надо было думать о жилье. Прежде, приезжая во время каникул из Магнитки в Москву, я жила у родных и друзей, нигде не задерживаясь, чтобы не привлекать внимания милиции и часто недобрых соседей.
Директор Гослитиздата Котов встретил меня дружелюбно, вспомнил эпиграмму, кажется, А. Безыменского: "Написал Катаев хороший роман, только не Валентин, а Иван". С ветром обновления книга Ивана Катаева была включена в план будущего года. Со мной заключили договор на ее составление. "Избранное" вышло в свет в 1957 году, необычно быстро, и это была большая победа. За ним последовали позже сборники "Под чистыми звездами", "Сердце", "Хлеб и мысль" (Лениздат). В 1970г. мне удалось собрать "Воспоминания об Иване Катаеве". Но я возвращаюсь к первым годам по приезде в Москву. Москва, моя добрая надежда...Я благодарна судьбе, что успела повидать, побыть с людьми, бесконечно близкими. Встречалась с сестрами, их детьми. Но ведь и мои родные прошли за эти годы нелегкий путь. И пришли новые потери. Мой старший брат Володя упал и тут же скончался от сердечного приступа на заводском дворе, когда шел на работу. Годы заключения в лагерях Коми АССР подорвали его силы. В актовом зале заводского клуба - гроб в цветах, вокруг молчаливая толппа рабочих и две женщины в черном - жена и дочь. Еще один уход из страшноой бесправной жизни.
Умерла моя старшая сестра Ксеня, тоже на ходу, тоже от сердечного приступа... "Как тесно в душе от ушедших навек", - еще тогда сложились эти строки. В нашем зеленом домике в селе Всехсвятском жили чужие люди: отец умер еще в тридцатых, мать скончалась в Ташкенте в эвакуации. Сестры покинули этот домик, поселившись в Москве поближе к работе. Но со мной была Фаина Школьникова, моя подруга с молодых лет. Она дружила со многими из "Перевала" - с Катаевым, Зарудиным, Губером. За это, с формулировкой "за недонесение", она отсидела в лагере пять лет и теперь работала на окраине Москвы на текстильной фабрике. В прежние годы она была заведующей редакции журнала "Иностранная литература". Фаина приглашала меня к себе в десятиметровую комнату. Но загостил к нам милиционер, требуя прописку, а комната для этого была мала. И тут писатель Василии Гроссман, человек, близкий нашему прежнему кругу, предложил мне поселиться на ул. Басманной - в шестиметровую комнату окном на белую стену соседнего дома, рядом с кухней большой коммунальной квартиры. У хозяина этой ценной комнаты была на нее "бронь", поскольку он работал на Севере. За дверью гудели газовые горелки, были слышны злые голоса, пахло чем-то пригорелым. А я, довольная тем, что есть стол и настольная лампа, считывала с машинки. Я собрала все возможное из литературного наследия Ивана Катаева - то, что не вошло в "Избранное". Две ммашинистки подкидывали мне материал для считывания, и в то же время я писала стихи. Конечно, я подавала заявления в Союз писателей, к которому в I937 - 38 г.г. перешла наша кооперативная квартира в Лаврушинском переулке, куда мы так и не въехали... Были обещания, но... Я как-то даже послала "Вариант заявления" в стихах: Не до книг и не до верстки, Дни невольно праздны, Я кочую по разверстке По знакомым разным. Побреду, уныло сяду Где-нибудь на тумбу. И часов пятнадцать кряду Созерцаю клумбу... Долго ль странствовать по миру Среди гроз и ливней? Но Союз, забрав квартиру, Был оперативней... Год я прожила в полутемной, "газовой" комнате на Басманной. Она мне очень помогла в жизни. Потом через Союз писателей мне все-таки дали комнату в новом доме на Ломоносовском проспекте; комнату 20-тиметровую, в коммунальной квартире. Теперь я могла вернуться к своим стихам. Готовила книгу стихов "Испытание" для издательства "Советский писатель", которая вышла в 1965 году. Предисловие к ней написал мой старый друг поэт Михаил Светлов. Позже вышли еще две книги моих стихов. Думаю, что ранние годы жизни, время больших надежд, увлеченной работы, общение с лучшими людьми в жизни и литературе дали мне силы пережить то неотвратимо страшное, что обрушилось на всю страну, на меня, на нашу семью, на такого чистого, прекрасного человека, каким был Иван Катаев. Все пережитое дало мне понимание глубины и силы человеческой души - самого хрупкого и самого стойкого материала на Земле.