Поль гоген краткая биография. Поль Гоген: необычная биография необычного человека Перечень картин написанных полем гогеном

Эжен Анри Поль Гоген - один из крупнейших французских представителей постимпрессионизма наравне с Ван Гогом и Сезанном. Он занимался живописью, графикой, также был скульптором. Участвовал в различных выставках, не пользовался популярностью среди современников, был оценён намного позже.

Всю жизнь Гоген был нищим, а сейчас одна из его картин борется за звание самой дорогой в мире. Родился этот талантливый художник 7 июня 1848 года, смерть его произошла восьмого мая 1903 года.

Детство и юные годы

Родился будущий художник в Париже. Его мать была франко-перуанкой, родом из богатой семьи. Отец Гогена работал политическим журналистом, был одержим некоторыми радикальными идеями республиканцев. Параллельно с этим мать считала наиболее правильной модель утопического социализма, она даже написала на эту тему автобиографическую книгу.

В 1849 году семья Поля ступила на корабль, отправлявшийся в Перу. Там они намеревались остаться до конца своих дней, проживая в зажиточной семье матери будущего художника. Но эти планы не увенчались успехом, поскольку Кловис, отец Гогена, погиб от сердечного приступа. Юноша с матерью переехали в Перу, там Поль проживал до семи лет, наслаждаясь видами экзотической природы и беззаботным существованием.

В семилетнем возрасте Алина, мать творца, решает вернуться во Францию ради получения наследства по отцовской линии. Там мальчик обучается французскому языку, проявляет необыкновенные способности ко всем предметам. Он произвёл попытку поступить в мореходное училище, но не прошёл конкурс. В результате юный Поль отправляется в кругосветное плавание в качестве ученика лоцмана. По приезде в Индию он узнал о кончине матери, которая завещала ему строить карьеру.

Первые работы творца

В 1872 году художник возвращается в Париж, где получает должность брокера биржи, благодаря связям друга его матери. По совместительству тот занимался фотографией и коллекционировал современную живопись, именно это стало одним из толчков к будущей карьере Гогена.

С 1873 года Поль начинает создавать свои первые пейзажи. Тогда же он заводит знакомство с Камилем Писсаро, впоследствии их будет объединять крепкая дружба. Оба художника увлекались импрессионизмом, они участвуют в выставках и понемногу завоёвывают авторитет среди коллекционеров.

Резкая смена парадигмы

В 1887 году Гоген решил избавиться от привилегий цивилизации, поэтому отправился в путешествие в Панаму и Мартинику. Но некоторые физические заболевания вынудили творца вернуться в Париж. Через год он вместе со своим другом Эмилем Бернаром выдвинул оригинальную синтетическую теорию искусства. Они обратили внимание людей на неестественные цвета, свет и плоскости.

Теория символизма произвела впечатление на людей, поэтому Поль смог продать более тридцати своих работ. Вырученную сумму живописец потратил на поездку в Таити, где жил скромно, постоянно занимаясь творчеством. В то же время он написал автобиографическую новеллу.

Последние годы живописца

1893 год ознаменовался для Гогена возвращением во Францию. Он поделился с публикой ещё несколькими работами, но былой популярности вернуть это не помогло, денег Поль заработал очень мало. После этого он снова направился в сторону южных морей, где продолжил рисовать.

В последние годы художник страдал не только от сифилиса, его мучали душевные терзания. В 1897 году он попытался покончить с собой, но ему не удалось довести дело до конца. Спустя шесть лет Поль Гоген умер на острове Хива-Оа.

Семья и личная жизнь

В 1973 году Поль взял в жёны молодую датчанку, чуть позже в их семье родился первый ребёнок. Всего за несколько лет родилось пятеро детей, которых Гоген безрассудно покинул в 35 лет, поскольку решил полностью посвятить свою жизнь искусству.

Сейчас полотна художника чрезвычайно популярны как у коллекционеров, так и у обычных ценителей. Он внёс определённую новизну в искусство, отказавшись от традиционных принципов натурализма в пользу абстракции и символов. Поль Гоген создавал каждую картину по-своему, не обращая внимания на каноны и правила.

Его полотна пронизаны ощущением тайны, насыщенные цвета притягивают взгляд снова и снова. Кроме живописи, художник занимался ксилографией, создал несколько гончарных работ, написал собственную автобиографию и оставил после себя множество потрясающих картин. После его смерти Сомерсет Моэм написал свою версию биографии творца, которая стала чрезвычайно популярной.

Противоречивый характер французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена и его необычная судьба создали особую новую реальность в его работах, где доминирующую роль играет цвет. В отличие от импрессионистов, придававшим значимость теням, художник свои мысли передавал через сдержанную композицию, четкий контур фигур и цветовую гамму. Максимализм Гогена, его неприятие европейской цивилизованности и сдержанности, повышенный интерес к чуждым Европе культурам островов Южной Америки, введение нового понятия «синтетизм» и стремление обрести ощущение рая на земле позволило художнику занять в мире искусства конца ХIX века своё особенное место.

От цивилизации в заморские страны

На свет Поль Гоген появился 7 июня 1848 года в Париже. Его родителями были французский журналист, приверженец радикального республиканства, и мать франко-перуанского происхождения. После неудачного революционного переворота семья вынуждена была перебраться к родителям матери в Перу. Отец художника скончался во время пути от сердечного приступа, а семья Поля семь лет прожила в Южной Америке.

Вернувшись во Францию, Гогены поселились в Орлеане. Ничем не примечательная жизнь провинциального городка быстро надоела Полю. Авантюрные черты характера привели его на торговое судно, а затем в военно-морской флот, в составе которого Поль побывал в Бразилии, Панаме, на островах Океании, продолжил свои путешествия от Средиземноморья до Полярного круга, пока не оставил службу. К этому времени будущий художник остался один, его мать скончалась, Опекунство над ним взял Гюстав Ароза, устроивший Поля в биржевую фирму. Достойный заработок, успехи на новом поприще должны были предопределить жизнь обеспеченного буржуа на много лет.

Семья или творчество

В это же время Гоген познакомился с гувернанткой Меттой-Софией Гард, которая сопровождала богатую датскую наследницу. Пышные формы гувернантки, решительность, смеющееся лицо и манера говорить без нарочитой робости покорили Гогена. Метта-София Гад не отличалась чувственностью, не признавала кокетства, свободно держалась и выражалась напрямую, что отличало её от других молодых особ. Многих мужчин это отталкивало, но мечтателя Гогена наоборот пленило. В самоуверенности он увидел оригинальный характер, а присутствие девушки прогоняло мучавшее его одиночество. Метта казалась ему покровительницей, в объятиях которой он может себя чувствовать спокойно как дитя. Предложение обеспеченного Гогена избавляло Метту от необходимости думать о хлебе насущном. 22 ноября 1873 года состоялось бракосочетание. В этом браке родилось пять детей: девочка и четыре мальчика. Дочь и второго сына Поль назвал в честь родителей: Кловис и Алина.

Могла ли молодая супруга думать о том, что её обеспеченную респектабельную жизнь сломает невинная кисть художника в руках мужа, который в один из зимних дней объявит ей, что будет отныне заниматься только живописью, а сама она с детьми вынуждена будет возвратиться к родственникам в Данию.

От импрессионизма к синтетизму

Для Гогена живопись была путем к освобождению, биржа – безвозвратно потерянным временем. Только в творчестве, не тратя время на ненавистные обязанности, он мог быть самим собой. Дойдя до критической точки, уволившись с биржи, приносивший неплохой доход, Гоген убедился, что все далеко не так просто. Сбережения таяли, картины не продавались, но возврат к работе на бирже и отказ от обретенной свободы приводили Гогена в ужас.

Неуверенно, ощупью, двигаясь вслепую, Гоген пытался уловить бушевавший в нём мир красок и форм. Под влиянием Мане им в это время написан ряд натюрмортов, создан цикл работ на тему побережья Бретани. Но тяготение цивилизацией заставляет его уехать на Мартинику, участвовать в строительстве Панамского канала, на Антильских островах приходить в себя после болотной лихорадки.

Работы островного периода становятся необычайно колоритными, яркими, не помещающимися в рамки канонов импрессионизма. Позже, приехав во Францию, Гоген в Понт-Авене объединяет художников в школу «цветного синтетизма», для которой характерными чертами являлись упрощённость и обобщение форм: контур тёмной линии заполнялся цветовым пятном. Этот метод придавал работам выразительность и одновременно декоративность, делая их очень яркими. Именно в такой манере написаны «Борьба Иакова с ангелом», «Кафе в Арле» (1888). Это всё значительно отличалось от переливов теней, игры света, пробивающегося через листву, бликах на воде – всем тем приёмам, которые так характерны для импрессионистов.

После провала выставки импрессионистов и «синтетиков», Гоген покидает Францию и отправляется в Океанию. Острова Таити и Доминик вполне соответствовали его мечте о мире, лишённом признаков европейской цивилизации. Многочисленные работы этого периода отличает открытая солнечная яркость, передающая сочные краски Полинезии. Приёмы стилизации статичных фигур на цветовой плоскости превращают композиции в декоративные панно. Желание жить по законам первобытного человека, без влияния цивилизации было прекращено вынужденным возвращением во Францию из-за пошатнувшегося физического здоровья.

Роковая дружба

Гоген проводит некоторое время в Париже, Бретани, останавливается вместе с Ван Гогом в Арле, где происходит трагический случай. Восторженные поклонники Гогена в Бретани невольно дали возможность художнику обращаться с Ван Гогом с позиции учителя. Экзальтированность Ван Гога и максимализм Гогена приводил к нешуточным скандалам между ними, во время одного из которых Ван Гог бросается на Гогена с ножом, а затем отрезает себе часть уха. Этот эпизод вынуждает Гогена покинуть Арле и спустя некоторое время вернутся на Таити.

В поисках рая на земле

Соломенная хижина, глухая деревушка и яркая палитра в работах, отображающая тропическую природу: море, зелень, солнце. На полотнах этого времени изображена юная жена Гогена, Техура, которую родители в тринадцатилетнем возрасте охотно отдали замуж.

Постоянная нехватка денег, проблемы со здоровьем, серьёзная венерическая болезнь, вызванная беспорядочными связями с местными девушками, вынудили Гогена вновь вернуться во Францию. Получив наследство, художник вновь возвращается на Таити, затем на остров Хива-Оа, где в мае 1903 года уходит из жизни от сердечного приступа.

Через три недели после смерти Гогена его имущество было описано и продано с молотка за бесценок. Часть рисунков и акварелей некий «эксперт» из столицы Таити попросту выбросил. Оставшиеся работы были куплены с аукциона морскими офицерами. Наиболее дорогая работа «Материнство» ушла с молотка за сто пятьдесят франков, а «Бретонскую деревню под снегом» оценщик вообще демонстрировал вверх ногами, дав ей название… «Ниагарский водопад».

Постимрессионист и новатор синтетизма

Наряду с Сезанном, Сёра и Ван Гогом Гоген считается величайшим мастером постимпрессионизма, Впитав его уроки, он создал свой художественный неповторимый язык, привнеся в историю современной живописи отказ от традиционного натурализма, взяв за исходную точку абстрактные символы и фигуры природы, акцентируя в линейных рамках поразительные и таинственные цветовые переплетения.

При написании статьи использовалась литература:
«Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи», составитель Е.В. Иванова
«Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма», составитель Т.Г. Петровец
«Жизнь Гогена», А. Перрюш

Марина Стаскевич

Поль Гоген (Eugène Henri Paul Gauguin) 1848-1903 г.
Ведущий художник периода постимпрессионизма, график, скульптор. Биография и картины

Поль Гоген был выдающимся художником, не стеснявшимся бросить вызов обществу, своей семье, традициям живописи, которые устанавливались веками, и самое главное самому себе. Его судьбу можно назвать необычной, а поступки порою безрассудными, но, пожалуй, сложно найти ещё одного такого художника, который слепо следовал за своим искусством, отказавшись от многих благ и в этом видевший источник вдохновения и счастья.

Жизнь до Таити

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Мать будущего живописца была дочерью знаменитой писательницы и анархистки, а отец обозревателем известного политического издания. Гоген рано теряет родителей – отца не стало, когда мальчику едва исполнился год, а известие о смерти матери его застигает на корабле «Лизитано», куда тринадцатилетний Поль нанимается в качестве ученика лоцмана.

Далее Гогена ждёт военно-морская служба, а после, его опекун Гюстав Ароза, коллекционер картин импрессионистов, занимается юридическим образованием юноши. В 1871 году Гоген устраивается на биржу, что считается хорошей оплачиваемой работой, а через год знакомиться со своей будущей супругой Метте Софи Гад, с которой он родит пятеро детей.

В 26 лет Гоген в серьёз берётся за освоение художественного ремесла, учится в мастерской Коларосси, открывает для себя импрессионистскую эстетику, выставляет первую картину в Салоне и знакомится с Писсаро, Сезанном и Дега. Работы Гогена ещё полны традиционализма, однако, несут явную новаторскую печать, которая проявляется и в неожиданных построениях и в доминантных цветовых пятнах («Утёс у Дьеппа», «натюрморт с кувшином и керамической фигурой» и др.).

В 1883 году случается событие, которое изменит судьбу Гогена – он теряет своё место на бирже, а значит и стабильное финансовое положение. Полный уверенности в себе, Поль Гоген решает отныне посвятить свою жизнь исключительно живописи, надеясь, что его талант быстро найдёт признание, тем самым избавив от материальных проблем. Однако хоть и коллекционеры признают талант нового живописца, денег это не приносит – супруга, не выдержав нужды, забирает детей и уезжает к родителям в Копенгаген.

В полной нищете, Гоген уезжает в Бретань, где обосновалась группа независимых художников. Здесь автор нашёл временный покой, много работал, совершенствовал стиль и, главное, почувствовал свободу и независимость, которая и давала ему силы творить. Здесь были написаны «Жёлтый Христос», «Прекрасная Анжела», «Бретонка с прялкой», ряд натюрмортов и самые известные его автопортреты. Стиль приобретает индивидуальность – это упрощённые формы, отказ от чёткого следования законом перспективы, локальные цветовые пятна.

Следующая главная веха в биографии Гогена-знакомство с Ван Гогом. Они вместе селятся в Арле, рассчитывая создать новое пристанище для живописцев, но их дружбе выпало суровое испытание. Психически не стабильный Ван Гог набросился на Гогена с ножом, едва его не убив, после чего Поль покидает Арль, а виновник трагедии отрезает себе мочку уха. Хотя эти два великих живописца не смогли справиться с конфликтом их характеров, они уважали талант друг друга, и их переписка продолжалась всю жизнь, вплоть до самоубийства Ван Гога.

Писать и творить — в тропики!

После краткой поездки на Мартинику, которая хоть и не была удачной, Гоген, наконец, понял, где его творчество найдёт благодатную почву. Он выбрал Таити, надеясь уехать от шумного Парижа с напыщенными критиками, стремясь найти здесь уединение и уклад, напоминающий первобытный – Гоген тянулся к истокам.

Однако по прибытию в 9 июня 1891 года Гогена ждало разочарование: колония постепенно обживалась европейцами, и художника здесь встретили не дикие хижины, а добротные дома, крытые железными крышами. Ему стоило больших усилий найти заповедный уголок – им оказалась полинезийская деревушка Матаиеа. Здесь Гоген организовывает мастерскую, где напишет более 80 картин всего за два года, посвящённые туземной жизни, удивительным верованиям и мифам края и красоте окружающей природы. Ещё одним любопытным фактом является то, что в деревушке Гоген находит новую музу – ею оказалась тринадцатилетняя туземка Техура, которая будет его женой до отъезда мастера в 1893 во Францию и родит ему ребёнка.

Пребывание в Париже было недолгим, хотя и ярким – Гоген заканчивает работы, начатые ещё на острове, организовывает знаменитые «четверги», которые собирают художников Парижа, и выставляет свои бретонские и таитянские работы на персональной выставке. Публика ошеломлена уведенным – обнажённые фигуры в естественных позах, сочные цвета и чёткие контуры, неприкрытая реалистичность, пластика и декоративность делают эти картины непохожими ни на что созданное доселе. Однако с коммерческой точки зрения, выставка провалилась, и Гоген навсегда покидает материк, отправляясь в Океанию до конца своей жизни…впрочем, и похоронен художник будет на Маркизских островах.

«Я великий художник и знаю об этом…»

Сегодня эта фраза может показаться слишком самоуверенной, но глядя на работы Гогена остаётся лишь это признать.

На островах Гоген снова много работал, писал пейзажи, влюблялся и горевал (особенно после известия о смерти единственной дочери), здесь были созданы самые великие шедевры живописца – «Заклинание», «Зов», «Белая лошадь», «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», «Никогда больше». «Почему ты сердишься» и многие другие.

В 1901 году Гоген переезжает на Хива-Хио (Маркизские острова), где строит хижину, которой даёт громкое название «Дом наслаждений», и снова берёт в жёны молодую туземку. Последние годы помимо творческой работы, Гоген занимается журналистикой…и много спорит с местными властями и католической миссией. Гогена не стало 8 мая 1903 года.

Он совсем чуть-чуть не дожил до своего признания, когда Воллар организовав грандиозную выставку, представил лучшие работы Гогена, а Салон посвятил ему осеннюю экспозицию, вызвавшую восхищение публики критиков. Гоген этого не увидел, хотя мастер и так знал о своей гениальности…что ж, он оказался прав…


Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 27 марта 2019 года .

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814-1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825-1867), была родом из Перу из богатой креольской семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803-1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».

В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьёй он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Но по пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа.

Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.

В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью вернулся во Францию, чтобы получить от дяди по отцовской линии наследство, и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро учится французскому языку и начинает преуспевать в образовании. В 1861 году Алина открыла швейную мастерскую в Париже, а Поль готовился к поступлению в Мореходное училище. Но он не выдержал конкурса и в декабре 1865 года нанялся в плавание в качестве «курсанта», или ученика лоцмана. До 1871 года он почти непрерывно находился в плавании по всему свету: в Южной Америке, в Средиземном море, в северных морях. Будучи в Индии, он узнал о смерти матери, которая в своём завещании рекомендовала ему «сделать карьеру, так как он совершенно не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». Однако, прибыв в Париж в 1872 году, получил поддержку знакомого ему с детства друга матери Гюстава Арозы, биржевого дельца, фотографа и коллекционера современной живописи. Благодаря его рекомендациям Гоген получил должность биржевого брокера.

В 1873 году Гоген женился на молодой датчанке Мэтте-Софи Гад, вхожей в семью Ароза. В 1874 году родился сын Эмиль, в 1877 - дочь Алина, в 1879 - сын Кловис, в 1881 - сын Жан-Рене, в 1883 - сын Поль. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. Его семья занимала все более комфортабельные квартиры, где особое внимание уделялось мастерской художника. Гоген, как и его опекун Ароза, «коллекционировал» картины, особенно импрессионистов, и понемногу писал их сам.

В 1873-1874 годах стали появляться его первые пейзажи , один из них выставлен в Салоне 1876 года. Гоген познакомился с художником-импрессионистом Камилем Писсарро до 1874 года, но их дружеские отношения завязались с 1878 года. Гоген был приглашён участвовать в выставках импрессионистов с начала 1879 года: коллекционера постепенно стали воспринимать всерьёз и как художника. Он проводил лето 1879 года у Писсарро в Понтуазе , где писал сады и сельские пейзажи, похожие на пейзажи «мэтра», как и всё то, что он будет писать вплоть до 1885 года. Писсарро познакомил Гогена с Эдгаром Дега , который всегда будет поддерживать Гогена, покупая его картины и убеждая это делать Дюрана-Рюэля , торговца картинами импрессионистов. Дега стал владельцем около десяти полотен Гогена, в том числе «Прекрасной Анжелы», «Женщины с плодом манго», или «Хина тефатоу».

В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако после того, как стал заниматься живописью всё своё время, оставляет жену и пятерых детей в Дании и вернулся в Париж в 1885 году.

В 1886-1890 годах Гоген почти всё время проводил в Понт-Авене (Бретань), где общался с группой художников, близких к символизму . Первый раз художник направился туда в 1886 году, желая отдохнуть от Парижа и немного сэкономить: жизнь там была заметно дешевле

В 1887-1888 годах посетил Панаму , где наблюдал строительство Панамского канала . В 1888 году некоторое время жил у

Поль Гоген родился в 1848 году в Париже 7 июня . Отец его был журналистом. После революционных переворотов во Франции, отец будущего художника собрал всю семью и отправился в Перу на корабле, намереваясь остановиться у родителей своей жены Алины, и открыть там собственный журнал. Но в пути у него случился сердечный приступ, и он умер.

Поль Гоген прожил в Перу до семилетнего возраста. Вернувшись во Францию, семья Гогенов поселилась в Орлеане. Но Полю было совсем неинтересно жить в провинции и скучно. При первой же возможности он покинул дом. В 1865 году он нанялся работником на торговое судно. Время шло, и количество посетивших Полем странам увеличивалось. За несколько лет Поль Гоген стал настоящим моряком, который побывал в разных морских передрягах. Поступив в на службу во французский морской флот Поль Гоген и дальше продолжал бороздить просторы морей и океанов.

После смерти матери Поль оставил морское дело и занялся работай на бирже, которую ему помог найти его опекун. Работа была хорошая и казалось, что проработает он там еще долго времени.

Женитьба Поля Гогена


Женился Гоген в 1873 году на датчанке Мэтт-Софи Гад . За 10 лет совместной жизни жена родила пятерых детей, а положение Гогена в обществе становилось все прочнее. В свободное от работы время Гоген занимался своим любимым хобби – рисовал.

Гоген был совсем не уверен в своих художественных силах. Однажды, одну из картин Поля Гогена отобрали для показа на выставке, но он не сказал об этом никому из семьи.

В 1882 году начался биржевый кризис в стране, и дальнейшая успешная работа Гогена начала вызывать сомнения. Именно этот факт помог предопределить судьба Гогена как художника.

К 1884 году Гоген уже жил в Дании , так как денег на проживание во Франции не хватало. Жена Гогена преподавала французский язык в Дании, а он пытался заниматься торговлей, но у него ничего не получалось. Начались разногласия в семье, и брак распался в 1885 году. Мать осталась с 4 детьми в Дании, а Гоген вернулся в Париж с сыном Кловисом.

Жить в Париже была сложна, и Гогену пришлось переехать в Бретань. Ему тут нравилось. Бретонцы очень своеобразный народ со своими традициями и мировоззрением, и даже со своим языком. Гоген чувствовал в Бретани себя прекрасно, у него снова проснулись чувства путешественника.

В 1887 году, взяв с собой художника Шарля Лаваля, они отправились в Панаму. Поездка оказалась не очень удачной. Гогену приходилось много работать, чтобы обеспечить себя. Заболев малярией и дизентерией Полю пришлось вернуться на родину. Друзья приняли его, и помогли выздороветь, и уже в 1888 году Поль Гоген снова перебрался в Бретань.

Случай с Ван Гогом


Гоген был знаком с Ван Гогом , который хотел организовать колонию художников в Арле. Именно туда он и пригласил своего товарища. Все финансовые расходы брал на себя брат Ван Гога Тео (мы упоминали об этом случае в ). Для Гогена это была хорошая возможность вырваться и пожить без всяких забот. Взгляды художников разошлись. Гоген стал руководить Ван Гогом, начал себя преподносить как учителя. Ван Гог, уже страдавший в то время психологическим расстройством не смог такого вытерпеть. В какой-то момент он накинулся на Поля Гогена с ножом. Так и не настигнув свою жертву Ван Гог отрезал себе ухо, а Гоген уехал обратно в Париж.

После этого случая Поль Гоген провел время в разъездах между Парижем и Бретанью. И в 1889 году посетив художественную выставку в Париже, он принял решение поселиться на Таити. Денег естественно у Гогена не было, и он начал распродавать свои картины. Скопив около 10 тыс. франков он отправился на остров.

Летом 1891 году Поль Гоген принялся за работу, купив небольшую соломенную хижину на острове. На многих картинах этого времени изображена жена Гогена Техура, которой было всего 13 лет. Ее родители с радостью отдали ее в жены Гогену. Работа была плодотворной, Гоген написал много интересных картин на Таити. Но время шло, и деньги кончались, к тому же Гоген заболел сифилисом. Он больше не мог терпеть, и уехал во Францию, где его ждало небольшое наследство. Но на родине он провел не много времени. В 1895 году он снова вернулся на Таити, где он также бедствовал и жил в нужде.