Биография тургенева. Первое его произведение - драматическая поэма «Стено», написанная в

«Жизнь и творчество Тургенева» - Библиотека. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. Вопросы для обсуждения. Последние годы жизни. Образ тургеневской девушки не был неподвижным. Л. Н. Толстой. Родился И.С.Тургенев 28 октября 1818 г. в Орле. Темы проектов. С 1850 года Спасское-Лутовиново стало принадлежать И. С. Тургеневу.

«Иван Сергеевич Тургенев» - мать, Варвара Петровна, - из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Иван Сергеевич Тургенев. В дворянской семье. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасском-Лутовинове. И.С.Тургенев. Великий русский писатель. Щит увенчан дворянскими шлемом и короной с тремя страусовыми перьями. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей.

«Биография писателя Тургенева» - Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур. Началось общественное оживление среди учащейся молодежи, среди широких слоев общества. Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. Мастер языка и психологического анализа. На склоне жизни создал лирико-философские"Стихотворения в прозе" (1882).

«Биография и творчество Тургенева» - Последние годы. Влияние М.Ю.Лермонтова. Старинный замок на берегу Рейна. Вопросы. История Аси. Биография И.С.Тургенева. «Записки охотника». Годы учёбы. Начало творческой деятельности. История взаимоотношений Аси и рассказчика. Родовое имение. Петербургский университет. «Тургеневская девушка». Детство писателя.

«Тургенев биография» - «Эрудит». Одной из главных в романе является тема отношений между поколениями. Герои и произведения 3 (5 умов). Роман «Отцы и дети» 1 (1 ум). Современники 2 (3 ума). Кот в мешке 2 (3 ума). Герои и произведения 2 (3 ума). Налагаемых любовью. Биография 2 (3ума). Современники 3 (5 умов). Кто из героев романа «Отцы и дети» изображен ниже?

«Тургенев как писатель» - И.С. Тургенев. Надгробие на могиле И.С. Тургенева. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Спасское-Лутовиново. Гюстав Флобер. «Дворянское гнездо» 1859. «Отцы и дети» 1862. Открытие памятника Пушкину в Москве. Столовая ещё при матери Тургенева была одной из парадных комнат до-ма. Группа сотрудников журнала "Современник".

Всего в теме 28 презентаций

Она говорит глухим, гробовым, не твердым голосом). Ко мне, ко мне, змеи адские! Ко мне, черное мщение!

Совершается дело неслыханное! дело темное и кровавое, от которого божьи ангелы отвращают лицо свое!

Ты сам виноват, Прокоп Петрович! Я шла к тебе с любовью, с надеждою и молитвой! Ты отвергнул меня! ты отнял руку свою от Марины. Ты мог и не захотел извлечь ее из бездны позора и преступления!

Как он был хорош в своем гневе! Как благороден! Как я чувствовала, что могу любить! Но жалости он не знает! Не пожалеют и о нем. Убийство и смерть – торжествуют! Всё прекрасное гибнет! Добро есть зло, а зло есть добро!

Я покажу тебе, умею ли мстить за обиды! Был у тебя друг; ты его нежно любил; тебя друг твой продаст, ты падешь от ножа его! Ты любишь свою Русь, безумно любишь ее? Русь назовет тебя изменником, и поздние летописцы проклянут твое имя! Не правда ли, я умею мстить?

Я слышу его! Он идет! Ко мне, змеи адские! Ко мне, черное мщение!

Входит Симеон .

Симеон. Марина!

Марина. Это ты. Спасибо тебе, что пришел! Не бойся! Я призвала тебя не за кровавою местью! Вчерашние оскорбления забыты! Я хотела увидать еще раз, еще в последний раз того, кто любил меня…

Симеон . О боже! Мы расстаемся?

Марина. Навсегда! Я еду в дальний путь, Симеон!

Симеон. Я не хочу понимать тебя, но мне страшно!

Марина. Мог ли ты думать, что я соглашусь быть игрушкой Ляпунова? Что отчаянием и слезами я захочу увеличить его торжество? Мог ли ты думать, что я понесу на срамную плаху преступников мою венчанную голову? У меня есть яд, Симеон!

Симеон. Ты не умрешь!

Марина. Ты любил меня! Исполни же последнюю волю мою! Когда на башнях кремлевских раздастся победное русское «ура» и гордый вождь ввойдет в царские палаты – меня уже не будет! Мой сын в Коломне! Спаси его, сокрой его! Не дай лютому врагу упиться невинною кровию младенца!

Симеон. Ты не умрешь!

Марина. Ребенок! не ты ли спасешь меня? Поверь мне, всё кончено: я покоряюсь судьбе своей. Заруцкий меня оставляет! Он слишком дорого продавал мне защиту свою: он требовал этой руки! Я бросилась к Ляпунову: Ляпунов отвергнул меня! ты видишь, добрый друг, я должна умереть!

Симеон. О боже мой!

Марина. Куда бежать? От кого ждать спасения? Ляпунов клялся меня погубить, а ты знаешь, умеет ли он держать свои клятвы!

Симеон. Я убью его!

Марина. О Симеон! он твои друг…

Симеон. Я его ненавижу!

Марина. Он спаситель, надежда твоей Руси…

Симеон. Что мне Русь, что мне дружба, что мне весь свет в сравнении с твоим взглядом! Я живу тобою! дышу тобою! Пусть всё гибнет, всё рушится вокруг меня, лишь бы ты, моя царица, улыбнулась рабу твоему! (Падает на колена.)

Марина (берет его руку). О боже мой! Эта жизнь так прекрасна! быть так любимой – и умереть!

Симеон. Я спасу тебя! я этим ножом вырву у него сердце из груди. Я спасу тебя, слышишь ли?

Марина. Волынский! из гроба ты вызываешь меня к жизни! He забудь, что ты делаешь! Не забудь, за что ты берешься!

Симеон. Я сдержу свое слово!

Марина. Еще не поздно, ты можешь вернуться! Судьба моя тяжела! Горе тому, кто захочет ее разделить!

Симеон. Я решился!

Марина. Вспомни, что я требую полного, слепого повиновения! Вспомни, что кто любит Марину, для того нет ни друга, ни отчизны, ни веры! Он должен быть мой, весь мой! Он должен жить моей жизнью, мыслить моею мыслию, любить моим сердцем!

Симеон. Для тебя я убью родного отца.

Марина. Хорошо же. (Торжественно.) Отныне ты мой раб, слепой исполнитель воли моей!

Симеон. Царица, повелевай!

Марина. Слушай же! Я не хочу, чтобы Москва была взята в эту ночь!

Симеон. Я могу изменить!

Марина. Вот письмо: приложи к нему печать Ляпунова. Возьми его с собою на приступ. Ты ведешь передовую дружину. Поляки сделают вылазку; отдайся в плен тому, кто скажет тебе мое имя. Завтра ты будешь свободен; завтра ты отдашь это письмо боярам.

Симеон. Это письмо…

Марина. Ты видишь, оно писано Ляпуновым; он объявляет Гонсевскому, что передается полякам; он забыл только печать приложить! Ты колеблешься! Ты бледнеешь! Отдай мне письмо! Я разорву его!

Симеон. Оставь! Ляпунов отжил свой век.

Марина (опираясь на плечо Симеона и почти обнимая его). Я буду тебя ожидать. Приходи завтра; скажи мне: ты свободна; бояться тебе более некого… И ты получишь достойную награду. (Целует его и убегает. )

Симеон. О, доживу ли я до утра!..

Иван Сергеевич Тургенев - известный русский писатель, поэт, переводчик, член Петербургской Академии наук (1860).

Город Орёл

Литография. 1850-е г.г.

«1818 г. 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра» - такую запись сделала в своей памятной книжке Варвара Петровна Тургенева.
Иван Сергеевич был ее вторым сыном. Первый - Николай - родился двумя годами раньше, а в 1821 году в семье Тургеневых появился еще один мальчик - Сергей.

Родители
Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя.
Мать - Варвара Петровна, урожденная Лутовинова,- женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.
Варваре Петровне было уже тридцать лет, когда она познакомилась с молодым офицером Сергеем Николаевичем Тургеневым. Он происходил из старинного дворянского рода, который, однако, к тому времени уже оскудел. От былого богатства осталось лишь небольшое имение. Сергей Николаевич был красив, изящен, умен. И не удивительно, что на Варвару Петровну он произвел неотразимое впе¬чатление, и она дала понять, что если Сергей Николаевич посватается, то отказа не последует.
Молодой офицер раздумывал недолго. И хотя невеста была на шесть лет старше его и привлекательностью не отличалась, однако громадные угодья и тысячи крепостных душ, которыми она владела, определили решение Сергея Николаевича.
В начале 1816 года состоялось бракосочетание, и молодые поселились в Орле.
Своего мужа Варвара Петровна боготворила и побаивалась. Она предоставила ему полную свободу и ни в чем не ограничивала. Сергей Николаевич жил так, как ему хотелось, не обременяя себя заботами о семье и хозяйстве. В 1821 году он вышел в отставку и вместе с семьей переехал в имение жены Спасское-Лутовиново, в семидесяти верстах от Орла.

Детство будущего писателя прошло в Спасском-Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии. С этим родовым имением его матери Варвары Петровны, суровой и властной женщины, связано многое в творчестве Тургенева. В описанных им поместьях и усадьбах неизменно проглядывают черты его родимого «гнезда». Тургенев считал себя многим обязанным Орловщине, её природе и жителям.

Имение Тургеневых Спасское-Лутовиново располагалось в березовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому примыкали полукруглые галереи, был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками.

Годы учения
Воспитанием детей в раннем возрасте занималась преимущественно Варвара Петровна. Порывы заботливости, внимания и нежности сменялись приступами ожесточения и мелкого тиранства. По ее приказу детей наказывали за малейшие проступки, а иногда и без всякой причины. «Мне нечем помянуть моего детства,- говорил много лет спустя Тургенев.- Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута».
В доме Тургеневых была довольно большая библиотека. В огромных шкафах хранились произведения античных писателей и поэтов, сочинения французских энциклопедистов: Вольтера, Руссо, Монтескье, романы В. Скотта, де Сталь, Шатобриана; произведения русских литераторов: Ломоносова, Сумарокова, Карамзина, Дмитриева, Жуковского, а также книги по истории, естествознанию, ботанике. Вскоре библиотека стала для Тургенева самым любимым местом в доме, где он порой проводил целые дни. В немалой степени интерес к литературе у мальчика поддерживала мать, которая довольно много читала и хорошо знала французскую литературу и русскую поэзию конца XVIII - начала XIX века.
В начале 1827 года семья Тургеневых переехала в Москву: пора было готовить детей к поступлению в учебные заведения. Сначала Николая и Ивана поместили в частный пансион Винтеркеллера, а затем в пансион Краузе, названный позднее Лазаревским институтом восточных языков. Здесь братья проучились недолго - всего несколько месяцев.
Дальнейшее их образование было поручено домашним учителям. С ними они изучали русскую словесность, историю, географию, математику, иностранные языки - немецкий, французский, английский, - рисование. Русскую историю преподавал поэт И. П. Клюшников, а русскому языку учил Д. Н. Дубенский, известный исследователь «Слова о полку Игореве».

Университетские годы. 1833-1837.
Тургеневу не было еще и пятнадцати лет, когда он, успешно сдав вступительные экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета.
Московский университет в то время был основным центром передовой русской мысли. Среди молодых людей, пришедших в университет в конце 1820-х и в начале 1830-х годов, свято хранилась память о декабристах, с оружием в руках выступивших против самодержавия. Студенты внимательно следили за событиями, происходившими тогда в России и в Европе. Тургенев позднее говорил, что именно в эти годы у него стали складываться «весьма свободные, чуть не республиканские убеждения».
Конечно, цельного и последовательного мировоззрения Тургенев в те годы еще не выработал. Ему едва минуло шестнадцать лет. Это был период роста, период поисков и сомнений.
В Московском университете Тургенев проучился всего один год. После того как его старший брат Николай поступил в гвардейскую артиллерию, расквартированную в Петербурге, отец решил, что братьям не следует разлучаться, и поэтому летом 1834 года Тургенев подал прошение о переводе на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.
Не успела семья Тургеневых обосноваться в столице, как неожиданно умер Сергей Николаевич. Смерть отца глубоко потрясла Тургенева и заставила его впервые серьезно задуматься о жизни и смерти, о месте человека в вечном движении природы. Мысли и переживания юноши нашли свое отражение в целом ряде лирических стихотворений, а также в драматической поэме «Стено» (1834). Первые литературные опыты Тургенева создавались под сильнейшим воздействием господствовавшего тогда в литературе романтизма, и прежде всего поэзии Байрона. Герой Тургенева - пылкий, страстный, полный восторженных стремлений человек, который не желает мириться с окружающим его миром зла, но и не может найти применения своим силам и в конце концов трагически погибает. Позднее Тургенев весьма скептически отзывался об этой поэме, называя ее «нелепым произведением, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».
Однако нельзя не отметить, что в поэме «Стено» нашли свое отражение размышления юного поэта о смысле жизни и о назначении в ней человека, то есть вопросы, разрешить которые пытались многие великие поэты того времени: Гете, Шиллер, Байрон.
После Московского столичный университет показался Тургеневу бесцветным. Здесь все было по-другому: не было той атмосферы дружбы и товарищества, к которой он привык, не чувствовалось стремления к живому общению и спорам, мало кто интересовался вопросами общественной жизни. Да и состав студентов был иной. Среди них было много юношей из аристократических семей, которые мало интересовались наукой.
Преподавание в Петербургском университете велось по довольно широкой программе. Но серьезных знаний студенты не получали. Интересных преподавателей не было. Ближе других оказался Тургеневу лишь профессор русской литературы Петр Александрович Плетнев.
В период учебы в университете у Тургенева проявился глубокий интерес к музыке и театру. Он часто бывал на концертах, в оперном и драматическом театрах.
Окончив университет, Тургенев решил продолжить свое образование и в мае 1838 года отправился в Берлин.

Учеба за границей. 1838-1940.
После Петербурга Берлин показался Тургеневу городом чопорным и немного скучным. «Что прикажете сказать о городе,- писал он,- где встают в шесть часов утра, обедают в два и ложатся спать раньше куриц, о городе, где в десять часов вечера одни меланхолические и нагруженные пивом сторожа скитаются по пустынным улицам...»
Но в университетских аудиториях Берлинского университета было всегда многолюдно. На лекции собирались не только студенты, но и вольнослушатели - офицеры, чиновники, стремившиеся приобщиться к науке.
Уже первые занятия в Берлинском университете обнаружили у Тургенева пробелы в его образовании. Позднее он писал: «Я занимался философией, древними языками, историей и с особенным рвением изучал Гегеля..., а на дому принужден был зубрить латинскую грамматику и греческую, которые знал плохо. И я был не из худших кандидатов».
Тургенев усердно постигал премудрости немецкой философии, а в свободное время посещал театры и концерты. Музыка и театр стали для него истинной потребностью. Он слушал оперы Моцарта и Глюка, симфонии Бетховена, смотрел драмы Шекспира и Шиллера.
Живя за границей, Тургенев не переставал думать о своей родине, о своем народе, о его настоящем и будущем.
Уже тогда, в 1840 году, Тургенев верил в великое предназначение своего народа, в его силу и стойкость.
Наконец слушание курса лекций в Берлинском университете закончилось, и в мае 1841 года Тургенев вернулся в Россию и самым серьезным образом стал готовить себя к научной деятельности. Он мечтал стать профессором философии.

Возвращение в Россию. Служба.
Увлечение философскими науками - одна из характерных черт общественного движения в России конца 1830-х и начала 1840-х годов. Передовые люди того времени пытались с помощью абстрактных философских категорий объяснить окружающий мир и противоречия русской действительности, найти ответы на волновавшие их злободневные вопросы современности.
Однако планы Тургенева изменились. Он разочаровался в идеалистической философии и оставил надежду с ее помощью разрешить волновавшие его вопросы. К тому же Тургенев пришел к выводу, что наука - не его призвание.
В начале 1842 года Иван Сергеевич подал прошение на имя министра внутренних дел о зачислении его на службу и вскоре был принят чиновником особых поручений в канцелярию под начальство В. И. Даля, известного писателя и этнографа. Однако служил Тургенев не долго и в мае 1845 года вышел в отставку.
Пребывание на государственной службе дало ему возможность собрать большой жизненный материал, связанный в первую очередь с трагическим положением крестьян и с губительной властью крепостного права, поскольку в канцелярии, где служил Тургенев, часто рассматривались дела о наказаниях крепостных, о всякого рода злоупотреблениях чиновников и т. п. Именно в это время у Тургенева выработалось резко отрицательное отношение к бюрократическим порядкам, господствующим в государственных учреждениях, к черствости и эгоизму петербургских чиновников. И вообще петербургская жизнь произвела на Тургенева гнетущее впечатление.

Творчество И. С. Тургенева.
Первым произведением И. С. Тургенева можно считать драматическую поэму «Стено» (1834), которую он написал пятистопным ямбом, будучи студентом, а в 1836 году показал своему университетскому преподавателю П. А. Плетневу.
Первой публикацией в печати стала небольшая рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским» (1836). Много лет спустя Тургенев так объяснял появление этого своего первого печатного произведения: «Мне тогда только что минуло семнадцать лет, я был студентом С.-Петербургского университета; родственники мои, ввиду обеспечения моей будущей карьеры, отрекомендовали меня Сербиновичу, тогдашнему издателю «Журнала Министерства просвещения». Сербинович, которого я видел всего один раз, желая, вероятно, испытать мои способности, вручил мне... книгу Муравьева с тем, чтобы я разобрал ее; я написал нечто по ее поводу - и вот теперь, чуть не через сорок лет, я узнаю, что это «нечто» удостоилось тиснения».
Первые его произведения были поэтическими. Его стихотворения, начиная с конца 1830-х годов, стали появляться в журналах «Современник» и «Отечественные записки». В них отчетливо слышались мотивы господствовавшего тогда романтического направления, отзвуки поэзии Жуковского, Козлова, Бенедиктова. Большинство стихов - это элегические раздумья о любви, о бесцельно прожитой молодости. Они, как правило, были пронизаны мотивами грусти, печали, тоски. Сам Тургенев позднее весьма скептически относился к своим стихотворениям и поэмам, написанным в это время, и никогда не включал их в собрания сочинений. «Я чувствую положительную, чуть не физическую антипатию к своим стихотворениям...- писал он в 1874 году,- дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете».
Тургенев был несправедлив, столь сурово отозвавшись о своих поэтических опытах. Среди них можно найти немало талантливо написанных стихотворений, многие из которых получили высокую оценку читателей и критики: «Баллада», «Опять один, один...», «Весенний вечер», «Утро туманное, утро седое...» и другие. Некоторые из них позднее были положены на музыку и стали популярными романсами.
Началом своей литературной деятельности Тургенев считал 1843 год, когда в печати появилась его поэма «Параша», открывшая собой целый ряд произведений, посвященных развенчанию романтического героя. «Параша» встретила весьма сочувственный отзыв Белинского, увидевшего в молодом авторе «необыкновенный поэтический талант», «верную наблюдательность, глубокую мысль», «сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его».
Первое прозаическое произведение И. С. Тургенева – очерк «Хорь и Калиныч» (1847), опубликованный в журнале «Современник» и открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника» (1847-1852). «Записки охотника» создавались Тургеневым на рубеже сороковых и начала пятидесятых годов и появлялись в печати в виде отдельных рассказов и очерков. В 1852 году они были объединены писателем в книгу, ставшую крупным событием в русской общественной и литературной жизни. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».
«Записки охотника» - это книга о народной жизни в эпоху господства крепостного права. Как живые встают со страниц «Записок охотника» образы крестьян, отличающихся острым практическим умом, глубоким пониманием жизни, трезвым взглядом на окружающий мир, способные чувствовать и понимать прекрасное, откликаться на чужое горе и страдания. Таким народ в русской литературе до Тургенева никто не изображал. И не случайно, прочитав первый очерк из «Записок охотника - «Хорь и Калиныч», «Белинский заметил, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил».
Большую часть «Записок охотника» Тургенев написал во Франции.

Произведения И. С. Тургенева
Рассказы: сборник рассказов «Записки охотника» (1847-1852), «Муму» (1852), «Рассказ отца Алексея» (1877) и др.;
Повести: «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872) и др.;
Романы: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877);
Пьесы: «Завтрак у предводителя» (1846), «Где тонко, там и рвется» (1847), «Холостяк» (1849), «Провинциалка» (1850), «Месяц в деревне» (1854) и др.;
Поэзия: драматическая поэма «Стено» (1834), стихотворения (1834-1849), поэма «Параша» (1843) и др., литературно-философские «Стихотворения в прозе» (1882);
Переводы Байрона Д., Гёте И., Уитмена У., Флобера Г.
А также критика, публицистика, мемуары и переписка.

Любовь через всю жизнь
Со знаменитой французской певицей Полиной Виардо Тургенев познакомился еще в 1843 году, в Петербурге, куда она приехала с гастролями. Певица много и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о ней рассказывал, всюду ее превозносил, и быстро отделился от толпы ее бесчисленных поклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года (как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртавенеле, в имении Полины.
Любовь к Полине Виардо оставалась и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардо была замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Он чувствовал себя на привязи. но порвать эту нить был не в силах. На тридцать с лишним лет писатель, по сути, превратился в члена семьи Виардо. Мужа Полины (человека, судя по всему, ангельского терпения), Луи Виардо, он пережил всего на три месяца.

Журнал «Современник»
Белинский и его единомышленники давно мечтали иметь свой печатный орган. Эта мечта осуществилась только в 1846 году, когда Некрасову и Панаеву удалось приобрести в аренду журнал «Современник», основанный в свое время А. С. Пушкиным и после его смерти издававшийся П. А. Плетневым. Тургенев принял самое непосредственное участие в организации нового журнала. По словам П. В. Анненкова, Тургенев был «душой всего плана, устроителем его... Некрасов советовался с ним каждодневно; журнал наполнялся его трудами».
В январе 1847 года первый номер обновленного «Современника» вышел в свет. Тургенев опубликовал в нем несколько произведений: цикл стихотворений, рецензию на трагедию Н. В. Кукольника «Генерал-поручик Паткуль...», «Современные заметки» (совместно с Некрасовым). Но подлинным украшением первой книжки журнала явился очерк «Хорь и Калиныч», открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника».

Признание на Западе
Начиная с 60-х годов имя Тургенева становится широко известным на Западе. Со многими западноевропейскими писателями Тургенев поддерживал тесные дружеские отношения. Он хорошо был знаком с П. Мериме, Ж. Санд, Г. Флобером, Э. Золя, А. Додэ, Ги де Мопассаном, близко знал многих деятелей английской и немецкой культуры. Все они считали Тургенева выдающимся художником-реалистом и не только высоко ценили его произведения, но и учились у него. Обращаясь к Тургеневу, Ж. Санд говорила: «Учитель! - Все мы должны пройти вашу школу!»
Почти всю жизнь Тургенев провёл в Европе, лишь наездами бывая в России. Он был заметной фигурой в литературной жизни Запада. Тесно общался со многими французскими писателями, а в 1878 г. даже председательствовал (совместно с Виктором Гюго) на Международном литературном конгрессе в Париже. Не случайно именно с Тургенева началось всемирное признание русской литературы.
Величайшей заслугой Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе: сам переводил произведения русских писателей на французский и немецкий языки, редактировал переводы русских авторов, всячески содействовал изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Западной Европы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников. Об этой стороне своей деятельности Тургенев не без гордости говорил: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил свое отечество к восприятию европейской публики».

Связь с Россией
Почти ежегодно весной или летом Тургенев при­езжал в Россию. Каж­дый его приезд становился целым событием. Писатель всюду был желанным гостем. Его приглашали выступать на всякого рода литературных и благотворитель­ных вечерах, на дружеских встречах.
Вместе с тем Иван Сергеевич до конца жизни сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками. В лучших страницах его прозы много от тишины усадебного быта помещичьей России. Едва ли у кого из писателей - современников Тургенева так чист и правилен русский язык, способный, как говаривал он сам, «совершать чудеса в умелых руках». Тургенев нередко писал свои романы «на злобу дня».
Последний раз Тургенев побывал на родине в мае 1881 года. Друзьям он неоднократно «высказывал свою решимость вернуться в Россию и там поселиться». Однако эта мечта не осуществилась. В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел, и о переезде уже не могло быть речи. Но все его мысли были на родине, в России. О ней думал он, прикованный к постели тяжелым недугом, о ее будущем, о славе русской литературы.
Не­задолго до смерти он высказал пожелание быть похоронен­ным в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белин­ским.
Последняя воля писателя была выполнена

«Стихотворения в прозе».
«Стихотворения в прозе» справедливо считаются за­ключительным аккордом литературной деятельности писа­теля. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений.
Тургенев назвал свои лирические миниатюры «Selenia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасю-левич заменил его другим, оставшимся навсегда,- «Сти­хотворения в прозе». В письмах Тургенев иногда называл их «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, необычность жанра. Пи­сатель опасался, что «река времени в своем течении» «унесет эти легонькие листки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в зо­лотой фонд нашей литературы. Недаром «тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли» назвал их П. В. Анненков, выразив общее мнение читающей публики.
«Стихотворения в прозе» - это удивительный сплав по­эзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить «целый мир» в зерно небольших размышлений, названных автором «последними вздохами... старика». Но «вздохи» эти донесли до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя.

Памятники И. С. Тургеневу

Комната Стено

Стено (один)

Мне легче. Всё, что в моей груди Я горя и страдания носил, Я вылил в грудь чужую. Этот старец - Он меня понял. О, по крайней мере 535 Я буду знать, что есть под этим небом Одно живое существо, кому Я, может быть, могу себя доверить.

До этих пор мои страданья я Безмолвной ночи доверял. О, если б 540 Она могла пересказать всё то, Что здесь (кладя руку на грудь) лежит, как камень на могиле, Ей люди б не поверили. Нет, нет, Они б меня не поняли. Меня С душой обыкновенной люди, 545 Нет - не поймут. Я им высок. Когда Я молод был душой и верил В любовь, я знал одно создание, Которое мне было равно. О, Ее не позабыть мне никогда!

550 Душами были мы родные, И мы друг друга понимали. Двое Мы составляли мир - и он был чуден, Как всё, что на земле не человек.

В ее очах читал я ее душу, 555 В моих очах была моя душа...

Но дух ее для тела нежной девы Был слишком мочен и велик.

Он разорвал с презрением препону Его могучих сил. А я... проклятый, 560 Остался здесь. И с этих пор напрасно Я душу сильную, великую искал.

Всё это так ничтожно перед нею.

С своими мелкими страстями люди Мне опротивели. _Мой_ мир мне опустел, 565 А этот мир мне тесен был. Во мне Восстало гордое желанье, чтобы Никто моих страданий не узнал, И я вступил в борьбу с своей судьбою, И если я паду - тогда узнают люди, 570 Что значит воля _человека_. Низко Поставили они названье это, И я хочу его возвысить - несмотря На то, что люди этого не стоят.

Молчание

(Подходит к окну.) На небе буря. Ветер гонит тучи 575 Своими черными крылами. Вот порой Взрывает молнья небо. Море ходит Высокими пенистыми волнами.

Как будто негодуя, что нельзя На землю ему ринуться. О, чудно!

580 Как я люблю, когда природа гневно, Могучая, все силы соберет И разразится бурей. Что-то есть Родное мне в мученьях диких неба, И молньей загорится вдохновенье 585 В святилище души, и мое сердце Как будто вырваться готово из груди...

О, я люблю - люблю я разрушенье!

(Входит Маттео.)

Синьор!.. Молчит. Опять! Какой-то странник Вас хочет видеть.

Что людям до меня 590 А мне до них? Кто он?

Он умоляет Вас тем, кто спас вас некогда.

А, это Джакоппо! Ну... введи его.

(Ух<оит> Маттео, вх<одит> Джакоппо.)

Джакоппо, Тебя не ждал я.

Джакоппо

Право, синьор?

Что за вопрос, рыбак?

Джакоппо

Да, я рыбак.

595 И слава богу! Я не так, как вы, Не знаю то, что хорошо и худо, Между людьми. И я свободен, синьор, Мне весело на божий мир смотреть И на людей. Мне жить привольно, 600 Но у меня сестра.

А! Джулиа!

Джакоппо

Лучше Клянусь святым Геннуарием {*} - лучше б было, {* Святой, покровительствующий рыбакам.

(Примечание в первопечатном тексте.)} Когда б не знали ее имя вы!

Да, синьор. И с таким презреньем - гордо Вы не смотрите на меня. Я чист 605 Пред богом и людьми и смело Ваш встречу взор. Покоен я.

Послушай...

Ну - продолжай.

Джакоппо

Вы, может быть, забыли, Что я вас некогда принес в свой дом Без жизни и холодного. Я бога 610 Благодарил за то, что он позволил Мне сделать доброе. И, синьор, вы Мне показались добрым. До тех пор Не знали горя мы. Моя Джулиетта Была резва и весела. Однажды 615 Я на глазах ее застал слезу И грусть на молодом челе. И я Узнал, что она любит. Вы... _вы_, Стено, Ей отвечали, что она жалка Вам... синьор. Я поклялся богом, 620 Что я узнаю всё от вас. Я здесь И жду ответа.

Слушай. Хладнокровно Тебе внимал я. И мне жалко стало Тебя. Я понимаю. Но клянуся, Что Джулиа невинна. Я не в силах 625 Ее любить... Джакоппо, не понять Тебе меня, но я любви не знаю.

Джакоппо

Я верю вам. Но моя Джулиа...

О, сколько бед вы причинили, Стено!

Ее это убьет. И предо мной 630 Она завянет. Боже! Боже - ты Послал на нас годину испытанья, Но я клянусь вам, если моя Джулиа...

Если ее не станет - о тогда Не нужно будет мне знать, кто виновен.

635 Тогда пусть судит бог меня.

Джакоппо...

Он мне жалок. На него Смотрел я, как на идеал того, Чем человек был некогда. И я Вложил ему огонь мученья в грудь 640 И стал меж ним и счастьем. Стено, Да, тебе тяжко будет умирать. . .

. . . . . . . . . . . . . . . . .

(Громко и повелительно.) Маттео!

(Вх<одит> Маттео.)

Стено (глухо и порывисто)

А!.. останься здесь!..

Останься здесь, Маттео... Страшно мне 645 Быть одному... и тайный ужас грудь Теснит и жмет... Мне сердце говорит, Что что-то грозное ко мне подходит...

Ко мне идет... мой демон...

Синьор, синьор, Мне жутко...

Стено (всё диче и диче)

Свечка гаснет

Близок он. На меня веет, 650 Маттео... чем-то неземным...

О... замолчи! Неслышными шагами Подходит он, и горе мне!.. Но, Стено, Тебе ль, как робкой деве... О, мне стыдно - Пусть моя кровь в груди оледенеет 655 И высохнут глаза при встрече с тем, Кому нет имени... Но я... вот он!

Мадонна... помоги!

(Надает в обморок.)

В вышине слышен звук, как будто лопнула струна. Во мраке постепенно образуется белая окровавленная фигура

Стено... Стено... Стено...

Стено (оперся на стол)

Молчание

О, именем того, 660 Кто власть имеет над тобою, - всем, Что тебя выше, заклинаю я Тебя - кто ты?

Молчание

Моим познанием...

Моим мученьем заклинаю я Тебя - кто ты?

Твой демон.

Ты... Мой демон, 665 И эта кровь...

Я взял Чистейшую кровь твоей груди.

Стено (шёпотом)

В тебе я видел дивный ум, Кипящий силой, полный дум.

И я сказал: ему не быть великим.

670 Моим губительным дыханьем Я его душу оскверню.

Он будет мой, иль я его... С тобой Мне труден был упорный бой, Но я исполнил предсказанье...

675 Я твой владыка!

Ты... владыка Стено!

И это ты мне говоришь! Проклятье!

Я ведаю - есть тайна, пред которой Ты бледный раб.

Но в мире силы нет, перед которой 680 Я бы колена преклонил. И даже, Когда в моей груди раздавят сердце, Которое страдает так, - я буду Стено.

Всё исчезает.

О, мне дурно! Он исчез, Но знаю я, что здесь он. Не хочу 685 Минуты я унизиться до скорби; Но тяжело мне вечно быть под ним.

Мучение! и этак жить! нет, лучше, О, лучше умереть! мне слишком тяжко!

(После минуты молчания.) Но, Стено... ты подумай... что избрать - 690 Ничтожество или страдание?

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич родился - писатель.

Мать его, Варвара Петровна Лутовинова, происходила из старинной дворян­ской семьи. В детстве она испытывала оскорбления и унижения со стороны дикого и необузданного отчима. Это оже­сточило ее, и она не только не стала более чуткой к людским страданиям, но в те­чение всей жизни вымещала свои обиды на других. Когда - ей исполнилось тридцать лет, скончался ее дядя - богатый помещик-крепостник Иван Иванович Лyтовинов, который оставил ей все свое наследство, в том числе село Спасское с прилегаю­щими к нему «колониями». Варвара Пет­ровна стала самой богатой помещицей в Орловской губернии- обладательницей 5 тыс. крепостных крестьян и 100 тысяч десятин земли. Вскоре она вышла замуж за красивого и молодого гвардейского офицера Сергея Николаевича Тургенева, который был моложе ее на 10 лет и женился по расчету.

Детство и все лучшие годы жиз­ни будущий писатель провел в Спасском. Еще мальчиком он подружился с дворо­вым человеком Луниным (об этом смотрите очерк «Пунин и Бабурин»), первым своим учителем. Под влиянием Пунина, кото­рый прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.

В 1827 Тургеневы пере­ехали в Москву, поселившись во вновь при­обретенном доме на Самотеке. Иван Сергеевич провел полтора года в пансионе Вейденгаммера, затем вместе со своим братом Николаем учился в пансионе Армянского института (позднее Лазаревский институт восточных язы­ков) и, наконец, в пансионе Краузе.

В 1833 Иван Сергеевич поступает на словесное отделение Московского университета

Но осенью 1834, в свя­зи с переездом семьи в Петербург, зачис­ляется студентом Петербургского университета (по филологическому отделению философ­ского факультета). Тургенев проявляет большой инте­рес к наукам и искусствам, изучает ино­странные языки. Это было время роман­тических привязанностей и увлечений; молодежь зачитывалась Шиллером, вела постоянные споры о красоте, добре, истине.

В 1837 на утреннем концерте в зале Энгельгардта впервые видит Пушкина .

Окончив Петербургский университет и полу­чив степень кандидата, Тургенев в мае 1838 выехал в Германию для поступления в Берлинский университет. В Берлине в 30-х гг. находились видные русские обществен­ные деятели: Н. В. Станкевич , Т. Н. Грановский, М. А. Бакунин. Студенты изу­чали Гегеля, слушали лекции гегель­янца Вердера, друга Станкевича.

В 1839 Иван Сергеевич приехал в Петербург, ему довелось познакомиться с Лермонтовым на вечере у княгини Шаховской. Вскоре он снова покидает Россию, едет в Италию и поселяется в Риме. Здесь он сближается со Станкевичем и начинает дружить с М. А. Бакуниным.

Тургенев увлекается искус­ством Италии, посещает Колизей, римские катакомбы, любуется пейзажами Лациума и произведениями Рафаэля. Оставив Италию, он путешествует по Швейцарии и Германии.

В 1841 закончив Берлинский университет, Иван Сергеевич едет в родное Спасское, где проводит весну и лето; осенью он гостит в имении Бакуниных - Премухине. Весной 1842 Тургенев сдает экзамены в Пе­тербургском университете на степень магистра философии и в этом звании снова отправ­ляется за границу. К концу года он воз­вращается в Россию, знакомится с Бе­линским , на суд которого вскоре посту­пает первая реалистическая поэма Тургенева - «Параша» .

40-е гг. были очень насыщен­ными в духовной жизни писателя; наименьший след оставила служба в канцелярии ми­нистерства внутренних дел (1843-45).

1 ноября 1843 произошло знаменательное событие в жизни писателя - он познакомился с известной певицей Полиной Виардо, приехавшей в Петербург на гастроли в составе итальянской оперы. Это знакомство длилось около сорока лет и заложило отпечаток на многие произве­дения Тургенева.

В русской литературе 40-х гг. сформи­ровалась и приобретала большое влияние «натуральная школа», идейными вдохнови­телями которой были Гоголь и Белинский. Дань «натуральной» школе с ее вполне демократической тематикой отдали такие писатели, как Некрасов, Гончаров , До­стоевский , Салтыков-Щедрин .

Тургенев в это время очень часто встречается с Белинским, сближается с Некрасовым, Достоевским, пробует свои силы в духе «натуральной школы». В эти годы уже выходят в свет стихотворения, критиче­ские статьи и некоторые повести писателя.

В 1846 в «Петербургском сборнике» Не­красова была напечатана повесть Тургенева «Три портрета» и его поэма «Помещик», которую Белинский считал характерным произве­дением «натуральной школы» и назвал стихотворным физиологическим очерком.

В 1847 в «Современнике» печатается пер­вый рассказ из будущих «Записок охотника» - «Хорь и Калиныч» , положивший начало всему циклу. Наиболее острые в социальном отношении очерки «Записок охотника»

(«Контора» ,

«Бурмистр» ,

«Малиновая вода» ) были созданы летом 1847, когда Тургенев провел лето в Зальцбрунне вместе с Белинским, писавшим тогда свое знаменитое «Письмо к Гоголю».

В 1848 Иван Сергеевич был очевидцем революционных событий в Париже, которые произвели на него сильное впечатление. Здесь же он сбли­зился с Герценом , а осенью совершил путешествие по Франции.

В 1850 по возвращении в Россию, он сближается с семьей С. Т. Аксакова , вместе с актером М. С. Щепкиным навещает в Москве Гоголя, интересуется вопросами драматургии и осуществляет постановку в Пе­тербурге первых своих комедий. В эти же годы появляется в «Современнике» рассказ Тургенева. «Три встречи».

В июле 1856 Иван Сергеевич уезжает за границу и живет там почти постоянно, лишь иногда летом посещая Петербург и Спасское. Он видится в Лон­доне с Герценом и посылает ему свои материалы для печатания; знакомится в Англии с Теккереем и Маколеем, а в Риме - с художником А. Ивановым.

До 1860 Тургенев печатается в «Современнике» («Рудин», «Дворянское гнездо») и ста­новится всемирно известным писателем. Его заслуги признаны русским обществом.

В 1859 он избирается действительным членом Общества любителей россий­ской словесности, а также членом коми­тета Литературного фонда. Порвав с демократическим журналом «Современник» (1860), Тургенев начинает печатать свои произ­ведения в либеральных журналах- «Русском вестнике», «Библиотеке для чтения», «Эпохе». Переписка с редакцией «Коло­кола», встречи с Герценом в Лондоне, материальная помощь осужденному пра­вительством Бакунину - все это не мог­ло пройти для писателя бесследно.

В 1863 его вызывают из-за границы в сенат по «делу 32-х», однако Иван Сергеевич, вместо того чтобы ехать, посылает в Петербург свои письменные показания по этому делу и пишет письмо Александру II, в котором уверяет царя в своей политической благонадежности. По этому поводу в «Колоколе» появляется заметка Герцена, резко осуждающая вер­ноподданническое письмо Тургенева. Не удовлет­ворившись письменными показаниями Тургенева, сенат добивается в январе 1864 его личной явки. После объяснений сенат снимает с Тургенева обвинение по «делу 32-х» и разре­шает ему выезд за границу. С этого вре­мени писатель больше живет за границей (Баден-Баден, Париж), изредка приезжая в Россию.

В 60-70-х гг. связи с различными об­щественными деятелями и публицистами, с видными представителями литературы и искусства расширяются: так, в связи с выходом в свет романа «Дым» Иван Сергеевич знако­мится с Д. И. Писаревым и вступает с ним в переписку.

В 1872 в Париже встречается с бежавшим из царской ссылки П. Л. Лавровым, работы которого изучает для написания своего романа «Новь» . В Петербурге писатель часто видится с народником Германом Лопатиным, судь­ба которого очень интересовала писа­теля. В эти же годы начинается сближе­ние его с крупнейшими французскими писателями: Г. Флобером, Э. Золя, А. Доде, Э. Гонкуром, в кружке которых русский писатель по праву считался метром. За границей Тургенев неустанно пропа­гандирует идеи русской литературы. Ког­да в Париже его посещают русские писа­тели Салтыков-Щедрин, Гл. Успенский , А. Ф. Писемский , писатель вместе с ними и с П. Виардо организует ряд литератур­ных выступлений в пользу русской чи­тальни Парижа. Салтыкова-Щедрина он знакомит с Золя и Флобером.

В 1877 не без уча­стия Тургенева в Париже организуется Общество вспомоществования русским художникам, в состав которого вошли М. Антокольский, Боголюбов, сам Иван Сергеевич и другие. Колоссальная деятельность Тургенева в области литературы, науки и искусства была по праву оценена во Франции и в Англии.

В 1878 он избирается вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже.

В 1879 Оксфорд­ский университет присваивает ему степень док­тора обычного права. Не менее актив­ную общественную и культурно-просветительскую деятельность развивает Тургенев в по­следние годы своей жизни в России. Он часто выступает перед московскими студентами, в Петербурге в пользу Ли­тературного фонда читает вместе с зна­менитой артисткой М. Г. Савиной сцены из своей комедии «Провинциалка», нако­нец, встречается с кружком молодых писа­телей-народников (Наумов, Г. Успен­ский, Златовратский и другими.).

7 июня 1880 Иван Сергеевич Тургенев на заседании Общества любителей российской словесности произносит свою великолепную «Речь о Пушкине» .

Лето 1881 было последним, которое Тургенев провел в своем родном Спасском-Лутовинове. Его навещали здесь друзья: Я. По­лонский , Д. Григорович , М. Савина, Л. Толстой, Е. Гаршин (брат писателя Всеволода Гаршина). Осенью Тургенев Иван Сергеевич уехал за границу, где и скончался.

Творчество Тургенева можно разделить на шесть периодов:

1) с 1834 по 1848,

2) с 1848 по 1859,

3) с 1859 по 1862,

4) с 1862 по 1869,

5) с 1869 по 1877,

6) с 1877 по 1883.

С 1834-48 - первый период творчества писателя характеризуется постепенным переходом от романтизма к реализму, пре­одолением подражательности и выработ­кой собственной художественной манеры. К этому периоду относятся стихотворения:

«Вечер» ,

«К Венере Медицейской» ,

«Русский» ,

«Я всходил на холм зеленый» ,

«Дай мне руку» и другие,

«Стено» (1834, опубл. в 1913),

«Параша» (1843),

«Поп» (1844, опубл. в 1917),

«Разговор» (1845),

«По­мещик» (1845, 1846),

а также повести и рассказы:

«Андрей Колосов» (1844),

«Три портрета» (1846),

«Бреттер» (1847),

«Петушков» (1848) и другие.

Романтическая лирика Ивана Сергеевича (ряд стихотворений, опубли­кованных в конце 30-х гг. в «Современ­нике» П. А. Плетнева) и романтические поэмы не отличались оригинальностью и не имели большого значения для раз­вития творчества писателя.

В своей пер­вой, подражательной «драматической поэ­ме» «Стено» Тургенев отдал дань модному в 30-е гг. увлечению романтизмом. Со­временная критика отметила подража­тельность, слабость поэмы «Стено». П. А. Плетнев писал о том, что в поэме «все преувеличено, неверно, незрело... И если есть что-нибудь порядочное, то разве некоторые частности...».

В роман­тической манере, в форме диалога между стариком-пустынником и молодым чело­веком написана поэма Тургенева «Разговор». Она уже затрагивала проблему, которой посвящены и первые романы писателя,- пробле­му рефлексии и простоты, разочарован­ности и беспомощности молодого поколе­ния перед жизнью. Поэмой «Разговор» Тургенев говорил русскому обществу: если у прежнего поколения была какая-то вера в жизнь, в земные радости, в перс­пективы, в торжество труда и правды на земле, то молодое поколение пасует перед жизнью, склоняется перед неправдой и ко­рыстью, царствующими в мире, чувствует себя преждевременно состарившимся. Эту главную мысль поэмы прекрасно понял Белинский, который к этому времени, уже сблизился с Тургеневым и ценил его как умно­го, проницательного художника слова.

Поэма «Поп» явно перекликается с лер­монтовской поэмой «Сашка», а повести «Бреттер» и «Три портрета» напоминают лермонтовское повествование о дуэлянтах. Пушкинско-лермонтовская традиция чувствуется и в поэме «Параша» - произведении реалистического плана. Эпиграф поэмы взят из лермонтовской «Думы». Строфика «Параши» почти совпадает со строфикой «Сказки для детей». Однако образы поэмы «Параша», основные сю­жетные ситуации и конфликты, непринужденная манера повествования, боль­шое число лирических отступлений, уме­лое использование разговорной лекси­ки - все это свидетельствует о влиянии Пушкина. В статье о поэме «Параша» Белинский писал: «Вся поэма проникнута таким строгим единством мысли, тона, коло­рита, так выдержана, что обличает в авторе не только творческий талант, но и зрелость и силу таланта, умеющего владеть своим предметом». (Полн. собр. соч., т. VII, М., 1955, с. 79).

В 40-х гг. когда в русской литературе уже сформировалась во главе с Гоголем и Белинским «натуральная школа», сделавшая главным героем своих произведений обыкновенного человека и подвергнувшая резкому сатирическому разоблачению представителей высшего дворянства и чиновничества, Тургенев пишет поэму «Помещик» (1845, опубликована в 1846) и повесть «Петушков» (1848), в которых дает яркие портретные зарисовки про­винциального и столичного дворянства, по-гоголевски высмеивает «любезных ма­менек в чепчиках огромных», болтливых, как «трещотки», провинциальных девиц, а также тупых и ограниченных самоду­ров, бесцеремонно распекающих своих подчиненных. Эти произведения близки к жанру физиологического очерка.

Раз­вивая лучшие традиции классиков 1-й половины XIX века -Иван Сергеевич в то же время совершенство­вал свое художественное мастерство и примерно в середине 40-х гг. нашел свою тему и стал вырабатывать собственную манеру повествования. Пи­сателя стали волновать проблемы, кото­рыми жила вся прогрессивная Россия 40-х гг.

Во-первых, проблема жизни русского крестьянства, во-вторых, проб­лема положительного героя эпохи в среде русской дворянской интеллигенции. Раз­решение первой проблемы привело к созданию такого значительного произ­ведения, как «Записки охотника».

Вторая проблема определила в творчестве Турге­нева так называемую «рудинскую линию» и послужила благодатным материалом для его будущих романов - «Рудин» и «Дво­рянское гнездо», которые явились верши­нами второго периода творчества Тургенева И.С.

Период с1848-59. В первом номере журнала «Современник» за 1847 был напечатан очерк Толстого «Хорь и Калиныч» , который получил высокую оценку Белинского. Критик указывал, что в очерке ярко нарисованы типы рус­ских крестьян, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Успех очерка «Хорь и Калиныч» окрылил Тургенева. Вскоре в «Совре­меннике» появился ряд других очерков, в которых автор с большим мастерством раскрыл различные стороны провинци­ального быта, познакомил читателей с жизнью людей различных состояний и званий.

Всего в «Современнике» за 1847-51 был напечатан 21 очерк. Приба­вив к ним очерк «Два помещика» и разде­лив весь цикл на две части (по 11 очерков в каждом), Тургенев выпустил в 1852 отдельное издание «Записок охотника».

В 1860 в 1-м томе Сочинений, изданных Н.А. Основ­ским, «Записки охотника» пополнились еще двумя очерками: «О соловьях» и «Поездка в Полесье» . В последующих изданиях сочинений (1865 и 1869) Тургенев исключил эти два очерка из «За­писок охотника».

В 1872 он напечатал в № 11 «Вестника Европы» - «Конец Чертопханова», «Стучит!» и в сборнике «Складчи­на» - «Живые мощи» . Эти три очерка были включены Тургеневым в отдельное издание «Запи­сок охотника» 1880, ставшее канониче­ским и включающее в себя 25 очерков.

«Записки охотника» - одно из крупней­ших произведений русской литературы XIX века, которое по достоинству может быть названо художественной летописью русской народной жизни. Основная тема их - взаимоотношения крестьян и помещиков при крепостном праве. Иван Сергеевич сосре­доточил основное внимание в них на темах вопиющей социальной несправедливости в отношениях помещиков к крестьянам и поруганного человеческого достоинства русского мужика. Нетрудно заметить, что с наибольшей социальной остротой эти темы раскрываются в очерках, кото­рые были написаны до 1848, то есть до смер­ти Белинского. К ним относятся такие очерки, как «Ермолай и мельничиха» ,

Однодворец Овсяников» ,

«Бурмистр» ,

«Контора» ,

«Малиновая вода» и другие.

Большинство из них создавались в 1847, в пору наибольшего идейного сближения писателя с Белинским. В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею «Записок охотника»: «Я не мог дышать одним возду­хом, оставаться рядом с тем, что я возне­навидел; для этого у меня, вероятно, недоставало надлежащей выдержки, твер­дости характера. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до кон­ца - с чем я поклялся никогда не при­мириться» (Собр. соч., т. 10, с. 261). Писа­тель выполнил эту клятву. Разоблачая отрицательные качества помещиков, он показывает, как их жестокость и черст­вость проявляются даже в тех случаях, когда они не являются непосредственными виновниками трагедии своих крепостных. Так, для помещика Зверкова трагическая судьба горничной Арины, погубленной из-за прихоти барыни-самодурки,- всего лишь «маленький анекдотец» («Малиновая вода»).

Во многих очерках («Певцы», «Сви­дание», «Бежин луг» и других) Тургенев показал те огромные душевные силы, которые были заложены в русском народе. Однако писатель не только поэтизировал крестьян, но и запечатлел различные возможные в те годы формы протеста против помещи­ков («Бирюк», «Бурмистр» ).

В «Записках охотника» Иван Сергеевич выступил как непревзойден­ный мастер русского пейзажа. Особенно поэтичны в «Записках охотника» лириче­ски окрашенные летние пейзажи: июль­ское утро с росистой, побелевшей травой и воздухом, напоенным свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки («Лес и степь»); вечерний лес, преображающийся под лучами заходящего солнца, знойный полдень с его неповторимой тишиной и, наконец, незабываемые ночные краски, шорохи и запахи. Пейзаж у Тургенева динамичен и соотносится с субъективным состоянием автора и его героев. Читатели и револю­ционно-демократическая критика вос­торженно встретили «Записки охотника». О том огромном впечатлении, которое произвели на них очерки Тургенева, писали Белинский и Герцен, Некрасов и Гончаров, Короленко и Л. Толстой. Зато в прави­тельственных кругах «Записки охотника» вызвали резкое осуждение. Было прове­дено специальное следствие по поводу того, как цензура могла пропустить такое антикрепостническое издание. Цензор, до­пустивший выход в свет «Записок охот­ника», был отстранен от должности по распоряжению Николая I. Сам писатель также не избежал наказания. В том же 1852, когда вышло отдельное издание «Записок охотника», Иван Сергеевич был арестован и затем отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где про­вел около двух лет. Поводом к этому по­служил некролог, написанный Тургеневым в связи со смертью Гоголя. Но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки - «Записки охотника».

К «Запискам охотника» по тематике примыкает рассказ «Муму» , который был написан во время ссылки в конце апре­ля - первой половины мая 1852 и опубликован в «Современнике» (1854, № 3) после двух лет цензурных мытарств. В основу рас­сказа положена подлинная история не­мого Андрея - крепостного матери Тургенева, Варвары Петровны, которого она взяла в качестве дворника с собой в Москву.

В 40- 50-х гг. Иван Сергеевич Тургенев написал ряд пьес,

«Безденежье» ,

«Завтрак у предводителя» ,

«Нахлебник» ,

«Холос­тяк» ,

«Провинциалка»

«Где тонко, там и рвется» ,

«Месяц в деревне» .

Одной из актуальных тем русской ли­тературы в середины XIX века стала тема положительного героя. Тургенев искал такого героя в среде дворянской интеллигенции. В очерке

«Гамлет Щигровского уезда» ,

«Дневнике лишнего человека» ,

в повестях

«Затишье» (1854),

«Фауст» (1856),

«Ася» (1858),

в романах

«Рудин» ,

«Дворянское гнездо» писатель доказывает, что русская действительность тех лет, когда, по выра­жению Горького, «замкнуты были уста народа, связаны крылья души», не пред­ставляла благоприятной почвы для рас­цвета личности, для раскрытия и приме­нения ее богатейших возможностей. В по­вестях и романах 40-50-х гг. о положи­тельном герое-дворянине Тургенев запечатлел существовавший тогда разлад высокораз­витой, одаренной, но лишенной нужных волевых качеств личности с социальными условиями эпохи. Иван Сергеевич художественно убе­дил читателя в том, что этот разлад был причиной появления так называемых «лишних лю­дей».

К разновидности «лишнего челове­ка», «умной ненужности» относится и герой повести «Ася», от имени которого ве­дется рассказ, и болезненно воспринимаю­щий мир Чулкатурин в «Дневнике лиш­него человека» , и слабовольный Рудин в одноименном романе, и, наконец, Лаврецкий в «Дворянском гнезде». Прототи­пом главного героя романа «Рудин» Тургенев взял радикального западника Михаила Бакунина. Однако характер Рудина сле­дует рассматривать, во-первых, в связи с идейной борьбой эпохи, как отражение жизненных противоречий той поры и, во-вторых, не сводить типический образ Рудина только к его прототипу - Баку­нину. Рудин, как и всякий тип, значи­тельно шире своего прототипа; Рудин - типический интеллигент 40-х гг. Как ти­пический герой он противоречив. С одной стороны, Рудин умен, талантлив, благо­роден, в нем не угас огонь любви к исти­не, он умеет зажечь этот огонь в Наталье, Басистове. Он с колоссальным увлечением и энтузиазмом говорит о высоком призва­нии человека, о значении науки и просве­щения, о будущности своего народа, кри­тикует бесплодный скептицизм, малодушие и лень, вдохновенно любит музыку, поэ­зию, красоту, готов всегда жертвовать своими личными выгодами, обладает уди­вительной способностью схватывать в лю­бой проблеме основное, освещать его мыслью. Все эти личные достоинства Ру­дина заметно отличают его от других пред­ставителей провинциального дворянского общества (Пандалевского, Пигасова, Дарьи Михайловны Ласунской). Но в Рудине есть и отрицательные черты, возник­шие в результате отвлеченного воспита­ния в дворянской семье, в кружке Покорского (Станкевича), сыгравшем большую роль в духовном развитии интеллигентов-дворян 30-40-х гг. Рудин получил широкое, но отвлеченное образование, он оказался не готовым к практической дея­тельности. Он был способен глубоко ду­мать, горячо спорить, но не умел ничего делать, и это его качество представлено Тургенев как исторически обусловленная черта дво­рянской молодежи 30-40-х гг. Писатель объяс­няет это не столько личными качествами Рудина, сколько условиями русской дей­ствительности того времени, весьма благоприятными для различных Чичиковых и Хлестаковых, для процветания общественного молчалинства, но тягостными и не­выносимыми для подлинно благородного человека.

Еще более характерным итогом поис­ков положительного героя в среде дво­рянства является роман «Дворянское гнездо» . В этом романе Иван Сергеевич, несмотря на свои глубокие симпатии к дворянству, ос­тался верным жизненной правде и привел своего главного героя Лаврецкого в финале к полному крушению и в личной жизни, и в социальном плане. Лаврецкий, один из передовых представителей дворянства, остро ощутил кризис и бесперспективность своего класса, понял, что торжество дворянства неизбежно уходит в прошлое, и не пытался создавать радужные прогнозы на будущее. Такое раскрытие образа Лав­рецкого свидетельствует о победе вели­кого художника-реалиста. Центральная проблема романа - столкновение лич­ного счастья и долга - в этическом плане раскрывается на истории взаимоотноше­ний Лаврецкого и Лизы Калитиной. Эта история и является основным сюжетным стержнем «Дворянского гнезда». Герой романа Федор Лаврецкий склонился пе­ред долгом. Он, проповедующий Лизе пра­во на личное счастье вопреки долгу, заго­ворил в конце романа о смирении, покор­ности и долге. Тургенев подходит к обобщению, что, сколько бы человек ни стремился к личному счастью, он не достигнет его, ибо препятствует этому неумолимый долг. Человек должен смириться с тем, что личное счастье невозможно. Писатель ут­верждает, что человек не имеет права на личное счастье, а потому надо раз и на­всегда побороть свое стремление к нему и надеть на себя тяжелые вериги долга. В свете статьи Чернышевского об «Асе» и статей Добролюбова следует рассмат­ривать и финал «Дворянского гнезда». Лаврецкий высказывает такие грустные мысли в конце романа не только потому, что он переживает большое личное горе. Он, как один из наиболее передовых представителей дворянства, очень остро ощу­щал бесперспективность своего класса, невозможность каких-либо настоящих преобразований для изменения жизни это­го класса, что и выразил в крахе иллюзий Лаврецкого. Тургенев романом «Дворянское гнез­до» как бы подвел итог второму периоду своего творчества, периоду, ознаменовав­шемуся поисками положительного героя в среде дворянства, вскрыл слабые сто­роны «лишних людей» 40-х гг. и подчерк­нул их историческую бесперспективность. Стремление Тургенева показать человека энер­гичного, цельного, человека дела привело писателя к изучению противоположного ему социального лагеря - лагеря разно­чинцев-демократов. Несмотря на то, что идейно Тургенев все более расходился с демокра­тами и даже перестал сотрудничать в «Современнике», как художник он не мог пройти мимо нового героя, который в 60-е гг. уже сформировался в среде идейных противников писателя.

Третий, наиболее важный период твор­чества Тургенева Ивана Сергеевича (1859-62) почти совпадает с пе­риодом революционной ситуации в Рос­сии и знаменуется появлением двух круп­ных романов -

«Отцы и дети» (1861, опубликован в 1862), в которых показан новый положительный герой эпохи - разночинец-де­мократ. Под влиянием освободительной, демократической тенденции, ярко выра­женной в публицистике Чернышевского и Добролюбова, Писарева и Салтыкова- Щедрина, Тургенев разочаровывается в перспек­тивности любимых им некогда героев - представителей либерального дворянства и ищет нового героя в лагере своих поли­тических противников.

К моменту появления романа «Накануне» Иван Сергеевич фактически уже разошелся с революционными демократами по ряду философских, поли­тических и эстетических вопросов. В то время когда революционные демократы видели крепостнический характер готовя­щейся реформы, либерал Тургенев возлагал на нее большие надежды и считал ее якорем спасения для крестьянства. Болгарин Ин­саров - это уже человек дела, а не слова. Писатель изобразил его волевым, целеустремленным, борющимся за освобожде­ние родины от турецкого владычества, за объединение всех сил страны против внеш­него врага.

Следующий свой роман «Отцы и дети» - роман, о котором существовали и сейчас еще существуют прямо противоположные мнения и в отношении которого до сих пор нет единой точки зрения. Этот роман Тургенев посвя­щает образу русского разночинца, демо­крата 60-х годов. В нём Тургенев отразил некоторые существенные черты револю­ционно-демократического движения 60-х гг. То обстоятельство, что либерал Тургенев сде­лал главным героем романа демократа Базарова, не дает повода к обвинению его в намерении оклеветать, опошлить демо­кратическую молодежь 60-х годов. Подобные обвинения, возводимые на Тургенева не­которыми современными ему критиками, а также позд­нейшими исследователями, базируются на ложном, вульгарно-социологическом, «вечном» прикреплении художника к клас­су, на утверждении, что писатель в любом художественном образе якобы воспроиз­водит только свою собственную классовую сущность, а потому не в состоянии прав­диво отразить сущность классово противо­положного ему героя. В творческий замы­сел писателя, как это видно из ряда писем, вхо­дило дать критику дряблости и ограниченности русского либерализма 60-х гг., несмотря на то, что это противоречило классовым симпатиям автора. В философ­ских взглядах Базарова отразился слож­ный синтез материализма Чернышевско­го - Добролюбова и вульгарного материа­лизма. В политических взглядах Базарова обнаруживаются и революционные черты, присущие лидерам демократического дви­жения 60-х гг., отрицание некоторых об­щественных устоев (аристократизм, прин­ципы, парламентаризм, адвокатура), рез­кая критика либерализма, ненависть к фе­одалам - «барчукам проклятым», нако­нец, стремление «место расчистить» для будущего. Тургенев не пытался скрыть или иска­зить факт революционности представите­лей молодого поколения. Он показал его так, как видел и понимал. Классовая ограниченность писателя сказалась в том, что не революционный путь, а реформизм он считал перспективным и единственно правильным и приемлемым путем для России. Подлинный демократизм База­рова, как типичного шестидесятника, заключался в смелой критике народных заблуждений, суеверий и предрассудков, рабской покорности народа, его забитости, невежества, пассивности и долготерпения. Естественнонаучные взгляды Базарова не плод досужего авторского вымысла, а обобщение конкретных жизненных фак­тов. Во взглядах на искусство Базаров лишь час­тично перекликается с Чернышевским и Добролюбовым, утверждая подчинение ис­кусства высокому гражданскому долгу, отрицая «чистое искусство», прикрывающее социальную несправедливость и сгла­живающее классовые противоречия. В целом же эстетические взгляды Базарова преисполнены крайностей и заблуждений, присущих некоторым радикальным разно­чинцам. В том, что Иван Сергеевич, нарисовав типичный образ разночинца- демократа 60-х гг. в коллизиях первой половины романа, развенчивает его не в общественной борьбе, не в столкнове­ниях различных классовых групп, а с по­мощью такого старого и испытанного ав­тором средства, как любовная интрига, романтическая любовь к женщине, и рас­пространяет действие этого средства на общественную практику героя, сказалась слабость писателя, его классовая тенден­циозность. В романе «Отцы и дети» разоб­лачается беспочвенное фразерство либе­ральных дворян Кирсановых. Особенно резкой критике писатель подвергает прин­ципы консервативного либерализма: аристократизм на английский манер и самое откровенное низкопоклонство перед западной буржуазной культурой. «Отцы и дети» были высшей точкой реа­лизма Тургенева. После 1862, когда в России все более и более усиливается реакция, писатель заявляет об умеренности своих либераль­ных взглядов и чуть ли не раскаивается в своих симпатиях к демократическому лагерю. Писатель вступает в полосу идей­ного кризиса. Этот кризис нашел наиболее яркое отражение в повестях

«Довольно» ,

«Призраки»

в романе «Дым» (1867) и определил собой границы четвер­того периода творчества писателя (1862- 1869).

В эти годы Тургенев Иван Сергеевич стремится уйти от общественной борьбы в мир искусства, он даже обращается к пессимистической философии Шопенгауэра.

Роман «Дым» возник из полемики писателя с революционной эмиграцией в 60-х гг. и свидетельствовал об изменении взглядов писателя на рус­скую прогрессивную молодежь, лучшие представители которой в те годы учились в Гейдельберге. В романе «Дым» подвер­гается резкой критике кружок Губарева (Огарева), все члены которого изобража­ются в карикатурном свете. Такое изобра­жение молодежи и явилось основной при­чиной отрицательного отношения про­грессивной критики к «Дыму». Однако в этом романе Тургенев не ограничился критикой кружка Губарева; эти сцены, названные им «гейдельбергскими арабесками», не заслонили перед писателем всей картины жизни. Как великий реалист, Тургенев с неменьшей силой критикует в романе реакционный лагерь, то есть лагерь баденских генералов во главе с Ратмировым. Прогрес­сивную критику тех лет не удовлетворил ни главный герой Литвинов, скептически называющий «все русское» дымом и па­ром, ни закоренелый западник Потугин. Не случайно А. И. Герцен направил ос­новной удар своей критики именно на Потугина.

С 1869-70 в русской жизни отмечается начало нового общественного подъема, что не могло не отразиться и на творчестве писателя.

С этого времени начинается пятый пе­риод творчества Тургенева (1869-77). Высшей точкой этого периода был напи­санный в 1876 роман «Новь» (опубликованный в 1877). В нем писатель резко разоблачает реакционное и либеральное дворянство в образах Сипягина и Калломейцева, по­казывает его полную несостоятельность перед новыми жизненными запросами. Иван Сергеевич ясно видит и новую силу, появившуюся на общественной арене,- народничество, он старается изучить ее во всех разновид­ностях - от мирной пропаганды до про­поведи террора. В романе «Новь» Тургенев запе­чатлел в образах Маркелова, Нежданова, Марианны различные группы и настрое­ния народников конца 60-х и 1-й половины 70-х гг. Подвергнув критике программу и тактику различных групп народничест­ва, Писатель отдает свои симпатии Соломину - демократу, тяготеющему к буржуазному постепеновству. Влияние «трезвого и ак­куратного» Соломина на Марианну Тургенев трактует как победу постепеновской, куль­турно-просветительской тактики борьбы над революционной, народнической. Не случайно в августе 1876, объясняя слова эпиграфа романа относительно того, что новь надо поднимать не «поверхностно скользящей сохой», а «глубоко забираю­щим плугом», Тургенев писал редактору «Вест­ника Европы» М. М. Стасюлевичу: «Плуг в моем эпиграфе не значит революция - а просвещение». Плугом писателю каза­лась длительная, повседневная работа именно таких постепеновцев «снизу», как Соломин.

Роман «Новь» был единодушно осужден почти всеми органами печати: народники не могли признать путь тургеневского Соломина правильным, и были недоволь­ны изображением Нежданова и Марке­лова в романе. Либералы обиделись на Ивана Сергеевича за сатирическое изображение Сипягина и Калломейцева. Реакционеры критико­вали его за выбор революционной темы, со всей силой прозвучавшей одновременно с «процессом 50-ти». Тургенев признал оконча­тельный провал романа и даже решил совсем сойти со сцены как писатель. Он, действительно, после «Нови» не написал ни одного романа.

С конца 70-х гг. писатель создает ряд повестей -

«Клара Милич» ,

«Песнь торжествующей любви» ,

«Стихотворения в прозе» .

Конец 70-х гг. обычно и дати­руется последний период творчества Тур­генева (1877-83), прошедший под знаком поисков новых художественных средств для выражения серьезных философских раздумий писателя о смысле жизни, о мо­ральных и эстетических категориях. В творчестве Ивана Сергеевича появляется ряд фантастических произведений («Песнь торжествую­щей любви» и другие), а также многочислен­ных лирических миниатюр, окрашенных горестными раздумьями писателя.

Нема­лую роль в появлении таких произведе­ний сыграло и тяжелое состояние здоровья Тургенева И.С. в последние годы его жизни. И все же, несмотря на это, ряд стихотво­рений в прозе преисполнен веры писателя в жизнь, большой и горячей любви к сво­ему народу, к его борьбе за светлые идеа­лы, к его языку. Среди стихотворений в прозе есть много оптимистических, жизнеутверждающих, насыщенных граж­данским пафосом и призывающих к под­линной гуманности. Таковы, например, стихотворения

«У-а... у...а» ,

«Порог» ,

«Мы еще повоюем!» ,

«Памяти Ю. П. Вревской» и другие.

Иван Сергеевич глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке, кроме своего родного. Вот почему писатель имел закон­ное право произнести пламенные слова, преисполненные великой национальной гордости: «Во дни сомнений, во дни тя­гостных раздумий о судьбах моей роди­ны - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свобод­ный русский язык! ...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

Умер – , Буживаль, близ Парижа; похоронен в Пе­тербурге.