Графическая методика “Кактус”. Проективная методика «Кактус» (М.А

Попадая в новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с каким настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус».

Суть методики «Кактус»

Приём, разработанный в 90-е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической психологии МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых простых, тем не менее он очень информативен. Его суть проста: ребёнку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста автор руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в частности, являются наиболее полезными для диагностики детей. Это связано с тем, что через рисунок малыш неосознанно демонстрирует:

  • отношение к миру;
  • своё место среди окружающих его людей;
  • сформированное мировоззрение;
  • уровень умственного развития;
  • психофизическое состояние.

Методика «Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные чувства у ребёнка. Проанализировав результаты диагностики, экспериментатор легко сможет сделать вывод, является ли малыш целеустремлённым, импульсивным, эгоцентричным, скрытным или демонстративным.

Английская писательница Айрис Мёрдок говорила: «Искусство - вещь неудобная, с ним шутки плохи. Рисунок выражает единственную правду, которая, в конечном счёте, имеет значение. Только при свете искусства могут быть исправлены дела человеческие».

Процедура проведения диагностики среди младших школьников

Допускается проведение тестирования в малых группах

Приём можно использовать в работе с детками старше 3 лет, то есть с теми, кто достаточно уверенно держит в руке карандаш. При этом неважно, насколько хорошо ребёнок владеет пишущим предметом - все штрихи и линии, которые затем будут исследоваться, не требуют художественных навыков. Желательно проводить тестирование в индивидуальной форме, но в случае необходимости несколько детей можно объединить в небольшую группу. Для испытуемого нужно подготовить лист бумаги формата А4, простые и цветные карандаши.

Инструкция для ребёнка:

  1. Представь, что ты увидел красивый кактус.
  2. Запомни все детали этого образа и по сигналу начинай рисовать цветок.
  3. Отвлекаться и задавать вопросы нельзя.

Если малыш до этого момента не видел растение - не беда: взрослому просто необходимо рассказать о существовании цветка с колючками.

На тест выделяется столько времени, сколько нужно ребёнку для создания рисунка, однако период работы над заданием не должен длиться более 30 минут. Методика допускает создание как чёрно-белого изображения, так и цветного. Трактовку раскрашенного рисунка рекомендуется проводить с профессиональным детским психологом, так как только он сможет правильно сделать выводы из такого многоуровневого теста.

Для создания более полной картины взрослому после завершения ребёнком рисунка необходимо задать несколько наводящих вопросов:

  • Ты нарисовал домашний кактус или дикий?
  • Можно ли к нему прикасаться? Он сильно колючий?
  • Приятно ли этому кактусу, когда за ним ухаживают? Поливают, удобряют?
  • Каким станет твой «питомец», когда подрастёт? Опиши размер, иголки, отростки.

Обработка и интерпретация результатов

Анализ манеры рисования

Сила нажима и характер линий

Чтобы оценить первый параметр, следует рассматривать изображение с обратной стороны листа. Если нажим сильный, то это говорит о растущем напряжении ребёнка. Когда твёрдостью подчёркивается какая-то одна деталь - это свидетельство импульсивности испытуемого. А вот слабый, еле заметный нажим говорит об угнетённом состоянии духа, общефизической и душевной слабости.

Отрывистые линии в рисунке говорят о порывистости в характере ребёнка. Такие дети быстро загораются каким-то делом, но редко доводят начатое до конца. Если кактус изображён штрихами, то это говорит о том, что маленький художник чем-то очень обеспокоен, неуверен в себе. Когда все линии пролегают чётко и равномерно, можно утверждать: испытуемый способен адекватно оценивать ситуацию и не сомневается в своих силах.

Расположение и размер

Если малыш нарисовал растение внизу листа, это явный признак заниженной самооценки. Расположение вверху, наоборот, говорит о слишком высоком мнении о себе.

Также стоит обратить внимание на сторону, в которую тяготеет изображённый кактус: вправо - ребёнок ориентирован на будущее, влево - испытуемый склонен к постоянному анализу прошлого. Нормой считается рисунок, разместившийся посередине, такое положение сигнализирует о том, что тестируемый сосредоточен на тех событиях, которые происходят с ним в настоящем.

Важной характеристикой является и размер изображения. Если кактус занимает меньше трети листа, значит, у ребёнка самооценка занижена. Рисунок, размер которого составляет более 2/3 листа, свидетельствует о завышенном самомнении. Кактус получился крупным - можно говорить о том, что малыш стремится к лидерству, а в его характере присутствует зацикленность на самом себе. Маленькое растение выдаёт неуверенность, слабость и зависимость испытуемого от мнения окружающих - такой малыш не принимает решения без одобрения взрослого.

Рассмотрение сюжета рисунка

Имеют значение все детали рисунка: размер, цвет кактуса, иголки или их отсутствие и даже то, «помещено» растение в горшок или нет

К этой части анализа относится рассмотрение самого кактуса, фона и других возможных персонажей.

При исследовании образа растения принимается во внимание такой момент: похоже ли оно на реально существующий цветок или же изображено в виде мультипликационного героя. В первом случае можно говорить о том, что у ребёнка очень реалистичный подход к жизни, он знает, где нужно вести себя «по-взрослому», а когда можно остаться малышом. Например, испытуемый понимает, что если выполнит задание не так, как от него ожидают, то не только расстроит этим родителей, но и может не поступить в школу (или не перейти в следующий класс). Когда кактус нарисован в виде анимационного персонажа, это свидетельствует об инфантильности тестируемого, богатой фантазии.

Условия теста не подразумевают изображение дополнительных персонажей, но они могут присутствовать на рисунке ребёнка. Любые существа, которых малыш добавил к кактусу, а также отростки, цветы или какие-либо предметы свидетельствуют о том, что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в социуме и тяжело работать в одиночку.

Специалисты пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд общих черт, которые дают чёткие представления о характере ребёнка:

  • злобность выражается в изображении большого количества иголок, при этом они длинные и торчащие;
  • о демонстративности испытуемого можно говорить, когда цветок простой формы и нарисован жирными линиями с редкими иголками;
  • свидетельство оптимизма тестируемого - крупный кактус с улыбкой до ушей;
  • тревожность проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с густыми колючками;
  • незамысловатый и одинокий кактус означает интравертность ребёнка;
  • тестируемый нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке;
  • об одиночестве малыша говорит изображение цветка в пустыне.

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:


Трактовка ответов на дополнительные вопросы

Ответы на вопросы не имеют самостоятельных толкований как таковых, потому что беседа проводится с ребёнком только лишь для того, чтобы подтвердить выводы, которые будут сделаны при анализе рисунка. Например, если ребёнок говорит, что нарисовал дикий кактус, можно с более высокой долей вероятности утверждать: он стремится к одиночеству, самостоятельности, свободе. Описание домашнего растения - показатель того, что малышу комфортно в тех эмоционально-психологических условиях, в которых проходит его жизнь. Если, по словам испытуемого, кактус «лысый», то ребёнок полностью открыт для окружающих, а вот повествование о колючем цветке говорит об агрессивности тестируемого. Осознание того, что за «питомцем» нужно ухаживать, показывает, наоборот, отсутствие злобы и дружелюбность в характере.

«Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой Тест проводится с детьми с 4-х лет. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь! Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Кактус домашний или дикий? 2. Его можно потрогать? Он сильно колется? 3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится? Обработка результатов и интерпретация: При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: -пространственное положение -размер рисунка -характеристики линий -сила нажима на карандаш Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов Интровертированность - изображен только один кактус Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус. Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольного возраста в детском саду по результатам кратковременного выборочного наблюдения, индивидуальных экспериментов и бесед с детьми. Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду проходит в два этапа и начинается с наблюдений за поведением детей в группе. На первом этапе проводится наблюдение за поведением детей во время занятий, выполнения разнообразной деятельности, режимных моментов, а также во время игр, принятия пищи, прогулки. Путем наблюдения определяется количество детей в группе, имеющих два типа эмоциональных проявлений, условно обозначенных как повышенный и пониженный эмоциональный тонус. Примерные характеристики детей с повышенным эмоциональным тонусом: Возбужден Подвижен (бегает, возится) Движения хаотичные, иногда судорожные С трудом успокаивается Любит громко разговаривать Часто кричит Выполняет в игре активные роли, занимает активную позицию Часто меняет замысел игры Мешает другим детям во время игры, другой деятельности Легко отвлекается Проявляет забывчивость Постоянно обращается к взрослым за помощью, призывает взрослых по любому поводу Проявляет интерес к разговорам взрослых Примерные характеристики детей с пониженным эмоциональным тонусом: Пассивен, апатичен Малоподвижен С трудом успокаивается Часто расстраивается, плачет по незначительному поводу Капризничает Избегает контактировать со сверстниками и взрослыми Соглашается на второстепенные роли Не интересуется деятельностью других детей и взрослых Самоустраняется от обращения к взрослому Иногда полностью игнорирует общество детей и взрослых Лжет из боязни Проявляет большую тревожность при расставании с мамой На основе наблюдений за детьми и бесед с педагогами выявляется количество детей с повышенным и пониженным эмоциональным тонусом, а также складываются представления об эмоциональном равновесии в группе. Картина общего эмоционального равновесия в группе детского сада обычно зависит от количества детей, поведение которых отвечает вышеперечисленным характеристикам. Число детей с повышенным и пониженным эмоциональным тонусом не должно превышать 15% - 25% от общего числа детей группы (от 4 до 6 детей в группе из 25 человек). Полученные данные помогут составить общее представление об особенностях эмоциональных проявлений детей, однако по наличию или отсутствию большого или малого количества детей обоих типов эмоциональных проявлений нельзя составить объективную картину эмоционального самочувствия ребенка в группе детского сада. На втором этапе обследования проводятся индивидуальные беседы с детьми. Желательно побеседовать с каждым ребенком группы отдельно. Детям предлагаются вопросы: Ты любишь ходить в детский сад? Ты хотел бы работать в детском саду, когда станешь взрослым? Вы дружите в группе? Вы часто ссоритесь? Тебе хорошо сегодня в группе? Каждый утвердительный ответ оценивается в 2 балла, каждый отрицательный ответ в 1 балл. Соответственно, максимальное количество баллов, которое может быть у одного ребенка – 10, а минимальное – 5. Если больше половины детей группы по результатам беседы набрали максимальное количество баллов – эта информация принимается как свидетельство позитивных тенденций в эмоциональном самочувствии детей в группе детского сада. Продолжением этой работы является проведение серии индивидуальных экспериментов с детьми по типу «Проективных ситуаций». Ребенок в процессе общения со взрослым должен завершить рассказ, начатый взрослым. Взрослый обращается к ребенку со следующими словами: «Мне интересно было бы с тобой поиграть. Мы будем рассказывать истории вдвоем. Я начну рассказывать, а ты продолжишь мой рассказ. Только говорить нужно быстро, долго не задумываться. Таково правило игры. Сколько же историй мы успеем с тобой рассказать?» Затем ребенку предлагается серия проективных ситуаций, в которых имя ребенка совпадает с именем действующего персонажа. Все рассказы носят нейтральный характер. В процессе общения взрослый интонационно поддерживает интерес ребенка к деятельности. Примеры проективных ситуаций: 1… должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение и вышел его рассказать. Что было потом? 2… играет со своим другом (подругой) в группе. Его позвала к себе воспитатель. Что было потом? 3… ест завтрак. Больше не хочется. Что было потом? 4… рисовал и испачкал стол красками. Что было потом? Окончания рассказов, которые дает ребенок, могут носить нейтральный, отрицательный и положительный характер. Желательно как можно более объективно определить характер окончания рассказа. По результатам обследования необходимо посчитать количество детей в группе, у которых все окончания рассказов носили отрицательный характер. Если количество детей с такими результатами составит 50% и более процентов от общего числа опрошенных детей, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе. На втором этапе обследования детям предлагают набор картинок с изображениями различных ситуаций. В ходе беседы ребенку необходимо определить характер изображенных ситуаций. На картинках: женщина с ребенком идут по улице; дети играют в группе детского сада; дети играют на улице; ребенок сидит за столом и ест. Во время демонстрации, например, первой картинки взрослый говорит ребенку: «Мама с … (называет имя ребенка, с которым беседует) идут в детский сад. Как ты думаешь, это грустная история или веселая история?» Ребенок рассматривает картинку и отвечает на вопросы взрослого. Взрослый по результатам бесед с детьми подсчитывает количество определений «грустных» и «веселых» историй. Так же как в эксперименте по проективным ситуациям, если количество «грустных» историй составит 50% и более от общего числа историй, рассказанных детям, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе детского сада.

Цель: оценка состояния эмоциональной сферы человека, наличия агрессивности, ее направления, интенсивности и т. п.

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция . «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.

Тревога – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Анкета обратной связи (Г.Л. Бардиер)

Цель.

Инструкция. Пожалуйста, письменно по 10-балльной системе оцените три следующих высказывания о своем участии в выполне­нии данного задания (или тренинга в целом). Ответы желательно пояснить словами:

1. Понял для себя что-то новое:
Балл: ... Пояснение: ...

2. Получил эмоциональный заряд:

Балл: ... Пояснение: ...

3. Появились новые планы:

Балл: ... Пояснение: ...

Анкета обратной связи (Т.Б. Горшечникова)

Цель. Осуществление обратной связи после проведения тренинга.

Инструкция. Пожалуйста, ответьте на приведенные ниже вопросы:

1. Участвовали ли вы в подобных тренингах ранее?

2. Какую цель вы ставили перед собой на первом занятии?

3. Самое яркое впечатление от занятий?

4. Что понравилось в ходе работы группы?

5. Какие навыки эффективного общения вы освоили в ходе за­нятий?

6. Какую информацию о своих личностных особенностях вы получили в группе?

7. Как вы можете определить эффективность тренинга для себя лично? Для группы?

8. Как, по вашему мнению, можно повысить эффективность за­нятий?

9. Атмосферу в группе можно оценить как... Отметьте, пожалуй­ста, балл, наиболее близкий к какому-либо представленному ниже полюсу:

10. С каким цветом у вас ассоциируется атмосфера в груп­пе?

Спасибо!


1. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов. / Под ред. В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2008. – 368 с.

2. Байков, В.И. Динамика развития переменных инициативности в ходе тренинга: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / В.И. Байков. – М., 2004. – 141 с.

3. Березина, Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. / Т.Н. Березина. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

4. Биик, Дж.У. Тренинг преодоления социофобии. / Дж.У. Биик. – М.: Ин-т психотерапии, 2003. – 226 с.

5. Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. / В.Ю. Большаков. – СПб.: Соц.-псих.центр, 1996. – 380 с.

6. Борисова, С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. / С.Е. Борисова. // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С.52-56.

7. Браун, Р., Коттлер, Дж. Психотерапевтическое консультирование. / Р. Браун, Дж. Коттлер. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.

8. Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. / Ф. Бурнард. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.

9. Васильев, Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2005. – 283 с.

10. Вачков, И. Метафорический тренинг. / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2006. – 144 с.

11. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебн. пос. / И. Вачков.– М.: Ось-89, 2008. – 256 с.

12. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: Учебн. пос. для слушателей системы повышения квалификации работников образования / Н.Ф. Вишнякова. – 2-е изд. – Минск: Университетское, 2002. – 246 с.

13. Высокиньска-Гонсер, Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М.: Медицина, 1990. – С. 160-171.

14. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 144 с.

15. Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. / С.В. Гиппиус. – СПб.: Речь, 2001. – 346 с.

16. Гертер, Г., Оттл, К. Работа в команде. Практические рекомендации для успеха в группе. / Г. Гертер., К. Оттл. – М.: Гуманитарный центр, 2006. – 192 с.

17. Горбатова, Е.А. Теория и практика психологического тренинга: Учебн. пос. / Е.А. Горбатова. – СПб.: Речь, 2008. – 320 с.

18. Горбушина, О. Психологический тренинг. Секреты проведения. / О. Горбушина. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.

19. Гремлинг, С., Ауэрбах, С. Практикум по управлению стрессом. / С. Гремлинг, С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2002. – 240 с.

20. Грецов, А., Бедарева, Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. / Т. Бедарева. – СПб.: Питер, 2008. – 190 с.

21. Грецов, А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. / А. Грецов. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

22. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения: практикум / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усальцева. – Новосибирск: Совершенство, 1997. – 116 с.

23. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга. / О.В. Евтихов. – М.: Речь, 2005. – 256 с.

24. Журавлева, Н.С. Способы подачи обратной связи и ее эффекты в корпоративном тренинге: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. / Н.С. Журавлева. – М., 2004. – 225 c.

26. Игнатьева, Э.А. Психологические тренинги развития способностей виртуального общения. / Э.А. Игнатьева. // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. – C. 81-86.

27. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. / Под ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

28. Камалов, М.Н. Техники переговоров. Тренинги и мастер-классы для индивидуального и группового обучения. / М.Н. Камалов. – СПб.: Феникс, 2009. – 320 с.

29. Касьяник, Е.Л., Макеева, Е.С. Психологическая диагностика самосознания личности. / Е.Л. Касьяник, Е.С. Макеева. – Мозырь: Содействие, 2007. – 224 с.

30. Кипнис, М. Тренинг коммуникации. / М. Кипнис. – М.: Ось-89, 2007. – 128 с.

31. Ковалева, З. Говорящий рисунок. 100 графических тестов. / З. Ковалева. – М.: У-Фактория, 2005. – 304 с.

32. Козлов, Н.И. Групповая работа. Стратегии и методы исследования. / Н.И. Козлов. – М.: Психотерапия, 2008. – 224 с.

33. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. / Н.И. Козлов. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – 139 с.

34. Колошина, Т.Ю., Трусь, А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. Характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. / Т. Ю. Колошина, А.А. Трусь. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

35. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия: Учебн. пос. для студ. вузов / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. – Минск: Выш. шк., 2003. – 464 с.

36. Коптева, С.И. Познай себя: Актуальные проблемы психологии самосознания: Учебн.-метод. пос. / С.И. Коптева, А.П. Лобанов. – Минск: ФУАинформ, 2002. – 112 с.

37. Коротаева, Е.В. Игровые модули общения: Учебные материалы к тренингу. / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1995. – 31 с.

38. Короткина, Т.И. Влияние предшествующих межличностных отношений на групповой процесс в тренинге общения: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. / Т.И. Короткина. – СПб., 2002. – 161 c.

39. Кратохвил, С. Психотерапия супружеских отношений: Монография. / С. Кратохвил. – М.: Медицина, 2008. – 328 с.

40. Кроль, Л.М., Михайлова, Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. / Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова. – М.: Класс, 2002. – 192 с.

41. Крукович, Е.И. Тренинг уверенности: основы профессионального мастерства: Учебн.-метод. пос. / Е.И. Крукович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Европейский гуманитарный ун-т, 2003. – 128 с.

42. Ли, Д. Практика группового тренинга. / Д.Ли. – 3-е изд.– СПб.: Питер, 2009. – 224 с.

43. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебн. пос. / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2001. – 256 с.

44. Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. / Г.И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.

45. Макшанов, С.И. Психология тренинга. / С.И. Макшанов. – СПб., 1997. – 349 с.

46. Морева, Н. Тренинговые занятия в студенческой аудитории. / Н. Морева. // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С. 110-114.

47. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга. / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2003. – 176 с.

48. Одинцова, М.А. Я – целый мир. Программа развития личности подростков и юношества. / М.А. Одинцова. – М.: Ин-т психотерапии, 2004. – 208 с.

49. Орлова, И.В. Тренинг профессионального самопознания. Теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. / И.В. Орлова. – СПб.: Речь, 2006. –128 с.

50. Мастеров, Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. / Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс, 1995. – 210 с.

51. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: Практ. пос. для психологов, педагогов и родителей. / М.А. Панфилова. – М.: Гном и Д, 2001. – 160 с.

52. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг. / В.Э. Пахальян. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

53. Петухов, В.Э. Когда психологический тренинг становится опасным. / В.Э. Петухов. // Журнал практического психолога. – 2008. – № 4. – С. 66-74.

54. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе. / А.С. Прутченков. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 640 с.

55. Прутченков, А.С. Трудное восхождение к себе: Метод.разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. / А.С. Прутченков. – М.: Рос.пед.агенство, 1995. – 140 с.

56. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Совр.слово, 2006. – 928 с.

57. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебн. для студ. вузов / В.П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 285 с.

58. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренига. / В.Г. Пузиков. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

59. Романин, А.Н. Основы психотерапии: Учебн. пособ. для студ. вузов / А.Н. Романин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288 с.

60. Рубинштейн, Н. Тренинг уверенности за 14 дней. / Н. Рубинштейн. – М.: ЭКСМО, 2010. – 160 с.

61. Рудестам, К. Групповая психотерапия. / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.

62. Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. / Ю.В. Саенко. – М.: Речь, 2010. – 224 с.

63. Сидоренко, Е.В. Технологии создания тренинга. / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.

64. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2008. – 258 с.

65. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

66. Старшенбаум, Г.В. Тренинг навыков практического психолога. Интерактивный учебник. Игры, тесты, упражнения. / Г.В. Старшенбаум. – М.: Психотерапия, 2008. – 416 с.

67. Стимсон, Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. / Н. Стимсон. – СПб.: Питер, 2002. – 160 с.

68. Стишонок, И.В. Сказка в тренинге. / И.В. Стишонок. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

69. Тримаскина, И.В., Тарантин, Д.Б., Матвиенко, С.В. Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности. / И.В. Тримаскина, Д.Б. Тарантин, С.В. Матвиенко. – СПб.: Речь, 2010. – 160 с.

70. Фопель, К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2008. – 160 с.

71. Фопель, К. Групповая сплоченность. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2010. – 336 с.

72. Фопель, К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2008. – 256 с.

73. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2002. – 400 с.

74. Фопель, К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2007. – 267 с.

75. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006. – 240 с.

76. Фурманов, И.А. Основы групповой психотерапии: Учебн. пос. для студ. вузов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – Минск: Тесей, 2004. – 256 с.

77. Харин, С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт / С.С. Харин. – Минск: В.П. Ильин, 1998. – 352 с.

78. Хинш, Р., Витман, С. Социальная компетенция. Практическое руководство по тренингу. / Р. Хинш, С. Витман. – М.: Гуманитарный центр, 2005. – 192 с.

79. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова, М.И. Буйнов. – 2-е изд. – М.: Владос, 1995. – 160 с.

80. Чуричков, А., Снегирев, В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. / А. Чуричков, В. Снегирев. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.

81. Шебанова, С.Г. Профилактика и корррекция агрессивного поведения студентов средствами тренинга общения: дис... канд. псих. наук: 19.00.07 / С.Г. Шебанова. – Херсон, 2000. – 213 с.

83. Шепелева, Л. Программы социально-психологических тренингов. / Л. Шепелева. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.

84. Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в гештальттерапии: психотерапевтические методики работы с рисунком, лепкой, направленным воображением, танцем и медитацией / Г. Шоттенлоэр. – М., СПб.: Пирожков, Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с.


Введение .......................................................................................................... 3

Примерный тематический план .................................................................. 4

Теоретический блок...................................................................................... 7

Психология групп....................................................................................... 7

Основы психологического тренинга........................................................... 8

Подготовка ведущего психологического тренинга................................. 16

Практический блок ..................................................................................... 21

Задания для студентов............................................................................... 21

Примеры ритуалов в тренинге................................................................. 25

Метафора в тренинге................................................................................. 25

Примеры тренинговых упражнений......................................................... 29

Разминочные упражнения..................................................................... 29

Коммуникативные упражнения............................................................. 30

Упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения. 35

Упражнения личностного роста............................................................ 38

Упражнения, направленные на развитие способностей....................... 41

Игра в тренинге......................................................................................... 43

Диагностика в тренинге............................................................................. 48

Обратная связь.......................................................................................... 70


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

В данном материале представлен анализ результатов психологического теста, пройти который можно по ссылке: !

Изначально эта методика диагностики личности была предложена М.А. Панфиловой для детей 3–7 лет. Однако и взрослым будет не лишним узнать о себе немного больше. Вы можете провести этот тест со своим ребенком, другом, близким человеком.

Результаты:

Интерпретация взрослых рисунков

Общие характеристики рисунка:

1. Положение рисунка на листе бумаги. Положение кактуса относительно горизонтальной середины листа говорит об уровне самооценки рисовавшего. Адекватная самооценка – кактус расположен примерно посередине листа. Люди с заниженной самооценкой, подверженные комплексам неполноценности, склонны рисовать внизу страницы. Рисунки тех, у кого самооценка завышена, стремятся к верху. Если кактус занимает больше левую половину листа, то это человек, скорее всего, любит сосредотачиваться на своем прошлом, предается воспоминаниям. Люди, устремленные в будущее, с большей вероятностью нарисуют кактус на правой половине листа. Те, кто сосредоточен на настоящем изобразят кактус примерно по центру.

2. Размер рисунка тоже может рассказать об уровне самооценки. Если кактус занимает менее ⅓ страницы, то этот человек, возможно, испытывает комплексы по отношению к себе. Более ⅔ страницы кактус занимает, наоборот, у тех, кто стремиться выделиться, подчеркнуть свое превосходство, лидерство.

3. Характер линий. Четкая, практически непрерывная линия свойственная людям с «твердой рукой» - уверенным, решительным. Если на кактусе Вы видите штриховку, то этот человек может быть подвержен состоянию тревожности и беспокойства. Об импульсивности может свидетельствовать нечеткая, прерывистая линия.

4. Сила нажима. Обратите внимание и на яркость линий, которыми прорисован кактус. Именно поэтому тест лучше проводить, используя простой карандаш. Жирная, «с нажимом» линия говорит о напряжении, которое испытывает рисующий. Обратите внимание, какая именно деталь кактуса особенно выделена? Слабые линии – индикатор низкого жизненного тонуса, упадка сил, усталости.

Особенности кактуса:

5. Иголки, их количество, форма и направление говорят об уровне агрессии. Большие (по отношению к общим пропорциям кактуса), толстые, длинные, ядовитые, особенно подчеркнутые - такие иголки с большей долей вероятности нарисует человек, испытывающий злость, агрессию, раздражение. Она может быть выражена в его обычном поведении, а может быть и скрыта как неприемлемая форма взаимодействия. О направленности агрессии Вы можете узнать по направлению роста иголок. Иголки растут вверх – агрессия направлена к людям, стоящим выше человека по статусу (родители, начальство), социальному и материальному положению; в стороны – на ровесников, коллег, «равных»; вниз – на более слабых, зависимых, нижестоящих по социальной иерархии (подчиненных, детей, животных).

6. Форма кактуса. Кактус необычной формы, «креативный» - это значит, что человеку свойственна некая демонстративность, желание проявить и показать себя. Если отростки кактуса выступают за пределы основного «тела» - то этот человек довольно открыт к другим людям, общителен. Если дополнительные отростки сосредоточены внутри, не выступают за контур кактуса – Вы имеете дело с довольно замкнутым и осторожным человеком.

7. Где растет кактус. Домашний кактус, растущий в горшочке обычно рисуют люди, стремящиеся к защите, обретению домашнего тепла и уюта, семьи и близкого окружения. Если кактус растет в диких условиях (в пустыне) – для таких людей характерно переживание одиночества, сосредоточенность на себе, замкнутость. Впрочем, если по соседству с «диким» кактусом растут другие кактусы, растения, есть еще живые объекты (животные, люди), это может означать, что человек стремиться к обретению личной свободы, независимости, стремиться стать сильным и самостоятельным.

8. Дополнительные детали кактуса. Украшения, цветы, необычная окраска кактуса проявляется у тех, кто склонен к нарциссизму, проявлению женственности и кокетства.

9. Цвета и «настроение» кактуса проявляют текущее состояние человека. Темные цвета, мелкая штриховка, общий наклон кактуса вниз (как будто он увядает, или ему не хватает воды) могут сигналить о преобладании негативных состояний, симптомов депрессии. Радостный, светлый, крепкий кактус, тянущийся к солнцу, скорее всего, нарисует человек позитивный, легкий на подъем, открытый миру.

10. Наличие «деток» на кактусе. Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

Пример интерпретации рисуночного теста «Кактус»


Рисунок девушки 20 лет:

Кактус расположен середине листа, занимает примерно ⅔ по высоте - это указывает на адекватную самооценку.

Колючки маленькие, но их достаточно много. Со слов девушки, «дотронуться можно, кактус мягкий, но если уколет, будет щипать». То есть девушка дружелюбная, но если обидят - проявит агрессию (будет защищаться).

Кактус округлый, есть выступающие отростки, цветок - это женственность и демонстративность (обратите на меня внимание!).

Кактус домашний (в горшке, на салфетке, на подоконнике, рядом занавеска) - высокая ценность семейных отношений. Рядом грустный кот - в данном случае это не сбывшееся пока желание иметь кота. Однако других живых существ на рисунке нет - это может указывать на некоторую одинокость, неразделенность интересов.

По словам девушки, именно такой кактус был у нее в 14 лет и он очень ей нравился. А на рисунке кактус слегка наклонен влево - в прошлое. Таким образом, тот период в жизни является ресурсным для нее: приятным воспоминанием, из которого можно черпать силы.

Доминирующий цвет в рисунке - синий (хотя в наборе было 24 карандаша) - это спокойное и удовлетворенное состояние в настоящий момент.

«Больше кактус уже не вырастет, он уже взрослый» - ощущение себя взрослой, сформировавшейся личностью. «У него только будут появляться отростки» - это может быть реализация планов, идей или желание завести детей.

Интерпретация детских рисунков


При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
характеристика иголок (размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы


Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:
зелёный символизирует постоянство и уверенность;
жёлтый - страх быть отвергнутым обществом;
синий - малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
красный - испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
серый - у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
чёрный - тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки)


Марина Александровна Панфилова – кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»