Методика организации театрализованной деятельности в детском саду. Театрализованная деятельность в детском саду и ее организация

Театрализованная деятельность в ДОУ способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Для того чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога - руководителя детского театра (режиссера), который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач по театрализованной деятельности.

Педагог детского театра помогает воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми. Его цель - не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала.

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому .

Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

Правильная организация театрализованной деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.

Во время занятий необходимо:

  • - внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
  • - если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
  • - при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  • - спросить, у кого получилось, похоже, и почему, а не у кого лучше;
  • - в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И. Зимина):

  • 1. Содержание и разнообразие тематики.
  • 2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • 3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  • 4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
  • 1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
  • 2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
  • 3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
  • 4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
  • 5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.
  • 6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты. Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей. М. В. Ермолаевой представлен комплекс занятий по развитию познавательного и аффективного воображения ребенка средствами театрализованной деятельности.

Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности (Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова) .

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета,

учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей .

В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, речевые упражнения, проводится репетиционная работа.

Регламентация занятий.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей - 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут -- в средней и 25-30 минут -- в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут .

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники.

Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

неделю по три занятия (два утром, одно вечером), в остальные дни недели - одно утром и одно вечером продолжительностью 15 минут, начиная со второй младшей группы.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы (Э. Г. Чурилова).

  • 1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
  • 2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
  • 3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  • 4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
  • 5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях .

Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.

Рассмотрим принципы – основные исходные положения, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе организации театрально-игровой деятельности в детском саду.

Принцип эвристичности. Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей.

При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом эвристичности, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы. В эвристичной среде заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает ребенка к поиску. Eсли среда неисчерпаема, информативна, она даст возможность открытий (эврика – «Я нашел!»), удовлетворяет потребность ребенка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.

Принцип единства процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.

Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.

Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.

Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы.

Для реализации принципов организации театрально-игровой деятельности педагог использует множество приемов. Разумный, обоснованный отбор приемов организации и руководства помогает эффективно решать задачи театрально-игровой деятельности. Зачастую педагог использует комплекс приемов. Подбор приемов зависит от цели деятельности, от уровня знаний и умений детей, их возраста, от творчества педагога.

С целью организации театрально-игровом деятельности педагог использует как прямые приемы (объяснение, вопрос, образен, опенка, указание и т.д.), так и косвенные (подсказка, совет, реплика, напоминание и т.д.). Словесные приемы педагога сочетаются с наглядными.

Прежде всего, педагогу необходимо позаботиться о возникновении и поддержании интереса к игре. С этой целью используются игровые приемы: внезапное появление театральной куклы или педагога и костюме какого-либо героя с предложением поиграть; игровые действия с пальчиковыми куклами; пение песен, пересказ стихов, потешек; пересказ произведения с помощью куклы; игровые объявления по «громкоговорителю»; принятие педагогом игровой роли на себя; игровые упражнения, изготовление игровых билетов; беседы о посещении театра с показом действий актера и т.д. С целью поддержания игровой атмосферы педагог также использует различные приемы: внесение повои игрушки, декораций; доброжелательная реплика, напоминание, совет; обогащение репертуара; анализ игровых действий с детьми; строительство сцены, театра с помощью модуля и его элементов, из крупного строительного материала; изготовление пригласительных билетов на спектакль для малышей; рассматривание иллюстраций журналов, книг.

Распределение ролей также требует от педагога использования всевозможных приемов: назначение на роль по желанию детей; предложение роли ребенку педагогом исходя из того, какая роль ему особенно полезна (с согласия ребенка); выбор на роль по итогам игровых заданий (сделал декорацию; смастерил в сотворчестве с родителями куклу; старался выразительно рассказывать сказку, спеть песню; придумал диалог героев; сделал маску; мастерски управлял куклой и т.д.); выполнение роли по очереди и т.д.

Организовывая театрализованные игры, педагогу-практику необходимо иметь представление об основных особенностях, чертах, отличающих один игры от других, т.е. о стилях театрализованной игры. В театрализованных играх дошкольников можно выделить два стиля игры: актерский и режиссерский.

Актерский стиль. Если ребенок разыгрывает роль одного персонажа, преимущественно используя свои средства выразительности интонацию, мимику, пантомимику, то речь идет об актерском стиле игры. Ребенок использует различные атрибуты, которые символизируют типичные свойства персонажа, его признаки. Он берет куклу или надевает на себя костюм, элементы костюма, маску и входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Режиссерский стиль. Если ребенок не принимает па себя конкретной роли, обозначенной сценарием, а оперирует предметами и игрушками, действует за всех персонажей, проговаривая реплики всех действующих лиц, и оценивает происходящее с точки зрения каждого героя, то речь идет о режиссерском стиле игры. Изображаемый мир населяется образами, для которых придумываются различные сюжетные линии, создаются сцены, в которых ребенок ведет роль игрушечных персонажей, действуя за них, изображая их интонацией, движением кукол. В этой игре ребенок выступает в нескольких ипостасях, совмещая в своем лице одновременно несколько позиции — режиссера, драматурга, актера. Носителями ролей выступают игрушки и другие предметы; содержанием их является опосредованный социальный опыт.

Ребенок сам организовывает игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом он учится смотреть на события с разных позиции, мысленно ставя себя на место каждого персонажа. Хотя сюжет театрализованных игр заранее определен литературной основой, и в режиссерском стиле он чаще подвергается изменениям по замыслу самого ребенка. Сюжетные события в играх могут изменяться в результате ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира: тот или иной атрибут, игрушка могут натолкнуть на изменение сюжета.

Дети ставят кукольные концерты, за артистов-кукол исполняют стихи, поют песенки, загадывают загадки в соответствии с игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленьким зайчонок поет песенку тоненьким голоском, комарики пищат). В старшем дошкольном возрасте помимо индивидуальной появляется и совместная форма режиссерских театрализованных игр. В совместных играх особенно интенсивно накапливается опыт согласования совместных действий.

Исходя из всего вышеизложенного, мы приходим к выводу, что знания основных особенностей театрализованных игр, следование принципам и использование методов и приемов организации театрально-игровой деятельности способствуют успешному развитию данной деятельности, которая в свою очередь стимулирует наиболее полное развитие творческих задатков и способностей ребенка; создает педагогически целесообразную среду воспитания; в совместной деятельности и общении организует такое взаимодействие воспитателей и воспитанников, которое способствует достижению намеченных педагогом целей в развитии личности ребенка.

Ребятишкам очень нравится? Ведь они большую часть времени любят играть. Каждый малыш всегда желает выполнить свою миссию. А как обучить его выполнять свою роль и действовать? Кто поможет ему приобрести жизненный опыт? Конечно же, театр и артисты!

Ведь чем является театрализованная деятельность в детском саду? Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания малышей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается нравственной направленностью (добротой, смелостью, дружбой и так далее).

Всем известно, что благодаря театру малыш познаёт окружающий мир и сердцем, и умом. Таким образом он пытается выразить своё собственное отношение к злу и добру.

Вообще театрализованная деятельность в детском саду помогает детишкам преодолевать застенчивость, робость и неуверенность в себе. Театр учит маленьких артистов видеть прекрасное в людях и в жизни, пробуждает в них желание нести в мир доброе и благовидное. Как правило, театр всесторонне развивает детей.

Какова же цель театрализованной деятельности в детском саду? Воспитатели стремятся реализовывать поставленные задачи через все типы детской инициативы, направленные на формирование в малышах творческого начала и личностных качеств.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду преследует выполнение следующих миссий:

  • Создание специальной среды, в которой может развиваться творческая активность подрастающего поколения в театрализованной деятельности. Воспитатели поощряют исполнительское творчество, развивают умение непринуждённо и свободно держаться на выступлениях, побуждают к импровизации средствами мимики, выразительными движениями, интонацией и так далее.
  • Приобщение малышей к театральной культуре. Преподаватели знакомят их с театральными жанрами, устройством театра, с различными типами кукольных постановок.
  • Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной с иными видами активности в едином преподавательском процессе. Данная задача выполняется с помощью музыкальных занятий, физкультурного досуга, экскурсий и так далее.
  • Создание условий для того, чтобы ребятишки и взрослые вместе могли изучать театральные уроки. Этот пункт выполняется с помощью постановки совместных спектаклей, в которых участвуют малыши, родители, сотрудники. Кроме того, преподаватели организовывают представления, на которых перед младшими группами выступают старшие.
  • Воспитатели желают, чтобы каждый дошкольник мог реализовать себя. Для этого они создают благоприятный микроклимат в группе. Здесь личность маленького человека уважают.

Театр в детском саду

Что называют творческой деятельностью и развитием творческого таланта? Это составная деталь духовных и социально-экономических направлений нынешнего общественного устройства.

Вообще слово «творчество» в народе означает разыскивать, показывать нечто такое, чего не было в прошлом опыте, общественном и индивидуальном. Творческая деятельность обычно рождает нечто небывалое. Это независимое искусство по созданию новых продуктов, которые несут в себе отражение личностного «я».

Известно, что творчество - это не только созидание в духовной и материальной культуре. Это некий процесс человеческой модернизации, прежде всего в сфере духовной.

Сегодня детское творчество является весьма актуальной проблемой детской психологии и дошкольной педагогики. Её исследовали Н. А. Ветлупина, А. Н.Леонтьев, А. И. Волков, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и многие другие.

Необходимо отметить, что театрализованная деятельность в детском саду считается самым распространённым видом творчества для малышей. Она близка и понятна ребятишкам, занимает большую часть их природы, стихийно отображается в них, так как имеет связь с игрой. Любое впечатление от окружающей жизни, каждую выдумку детишкам хочется перевоплотить в действия и живые образы. Они играют какие угодно роли, входя в образ, подражая тому, что их заинтересовало или что видели. Ведь они получают от этого колоссальное эмоциональное наслаждение.

Занятия

Примечательно, что занятия театральной практикой помогают развивать способности и интересы малышей. Вообще они положительно влияют на общее развитие, проявляют любознательность, помогают усваивать свежую информацию и способы действия, активируют стремление к познанию нового, развивают ассоциативное мышление.

А театрализованная деятельность в младшей группе детского сада помогает малышам стать настойчивее и целеустремлённее, проявить общий интеллект и эмоции на репетициях. Кроме того, театральные занятия требуют от детишек систематичности в работе, трудолюбия, решительности, что великолепно формирует волевые линии характера.

У ребятишек развивается смекалка, умение комбинирования образов, интуиция и изобретательность, способность импровизации. Театр и частые выступления перед зрителями на сцене реализуют творческие силы и духовные потребности малышей, раскрепощают и повышают самооценку.

На занятиях ребёнок постоянно чередует функции исполнителя и зрителя. Это помогает ему демонстрировать перед товарищами свою позицию, умения, фантазию и знания.

Упражнения

А вы знаете, что упражнения на развитие речи, голоса и дыхания модернизируют речевой аппарат малыша. Если он выполняет игровое задание в образе животного либо сказочного персонажа, он сможет лучше владеть своим телом, изучит пластику движений. Необходимо отметить, что спектакли и театральные игры дают возможность детям погрузиться в мир фантазии, учат оценивать и замечать свои и чужие промахи. И они это делают с большим интересом и лёгкостью.

Ребятишки раскрепощаются и становятся более общительными. Теперь они чётко формулируют собственные мысли и повествуют их публично, тоньше ощущают и познают мироздание.

Как правило, занятия театральной практикой должны малышам предоставить шанс не только познавать и изучать окружающее пространство через исследование сказок, но и жить в соответствии с ним, получать наслаждение от каждого успешно выполненного урока, от занятий, многообразия деятельности.

Базовые направления работы с малышами

Известно, что театральной игрой называют исторически установившееся общественное явление, независимый вид деятельности, присущий человеку.

А что же такое ритмопластика? Она состоит из комплексных музыкальных, ритмических, пластических игр и упражнений, необходимых для обеспечения развития врождённых психомоторных дарований ребят, выразительности и свободы телодвижений, открытия ощущения согласия своего тела с окружающей средой.

А вот техника речи и культура являются особым разделом, который соединяет упражнения и игры, развивающие дыхание и свободу речевого механизма.

Что такое базовая театральная культура? Это раздел, который знакомит малышей с простыми понятиями, квалификационной терминологией артистов (характерные черты и типы театрального искусства, культура зрителя, основы актёрской профессии).

Программные задачи

Программа по театрализованной деятельности в детском саду включает в себя создание спектаклей. Работа над произведениями базируется на авторских пьесах, которые знакомят ребятишек со сказкой.

Программа выполняет такие задачи:

  • Активизирует познавательный интерес малышей.
  • Развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, память, находчивость, воображение, фантазию, образное мышление.
  • Ликвидирует скованность и зажатость.
  • Формирует умение беспрепятственно реагировать на команду либо музыкальный сигнал.
  • Учит координировать свои поступки с другими малышами.
  • Воспитывает контактность и дружелюбие в отношениях с ровесниками.
  • Учит импровизировать на темы знакомых сказок драматизаций-игр.
  • Совершенствует координацию движений и чувство ритма.
  • Развивает музыкальность и пластику.
  • Развивает умение равномерно размещаться на сценической площадке и двигаться по ней, не толкая друг друга.
  • Развивает речевое дыхание и верную артикуляцию.
  • Развивает дикцию на материале стихов и скороговорок.
  • Обязывает чётко произносить согласные в конце слова.
  • Пополняет словарный запас.
  • Учит находить слова, которые соответствуют заданным признакам.
  • Учит владеть интонациями, отображающими важнейшие чувства.
  • Знакомит с создателями спектакля.
  • Знакомит с театральной терминологией.
  • Знакомит с устройством сцены и зрительного зала.
  • Воспитывает культуру поведения в театре.

В результате такого обучения дети приобретают следующие навыки и умения:

  • Малыши учатся действовать согласованно.
  • Умеют с некоторых групп мышц напряжение снимать.
  • Запоминают необходимые позы.
  • Описывают и запоминают внешний вид любого малыша.
  • Знают около восьми артикуляционных уроков.
  • Умеют выполнять длинный вдох одновременно с незаметным коротким вздохом.
  • Рассказывают в разных темпах скороговорки.
  • Умеют произносить скороговорку с различными интонациями.
  • Способны строить простейший диалог.
  • Умеют с заданными словами составлять предложения.

Малыши и театр

Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада вводит ребёнка в мир театра, и он распознаёт что такое сказочное волшебство. Речь является основой психического воспитания малышей, поэтому важнейшей задачей процесса образования называют развитие речи. Как правило, для развития речи используют театральные представления.

Вообще возможности театральной деятельности бесконечны. Принимая в ней участие, малыши изучают окружающий мир через краски, образы, звуки, а умело заданные вопросы вынуждают их анализировать, думать, делать обобщения и выводы.

С формированием ума совершенствование речи весьма тесно связано. В процессе работы над собственными высказываниями выразительностью реплик героев постепенно активизируется словарь малыша, модернизируется интонационный строй речи, её звуковая культура.

Чем же так интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок ставят детей перед необходимостью понятно, ясно и чётко излагать свои мысли. Исполняемая роль, как правило, и вступление с иным персонажем в диалог улучшают грамматический строй диалогической речи. В этом случае воспитательные возможности колоссальны: малыши учатся сопереживать с героями постановок и одновременно начинают чувствовать настроение зрителей. В них просыпаются гуманные чувства - умение проявлять доброту, протест против кривды, участие.

Развитие в детском саду

Безусловно, в театральной деятельности огромнейшую роль играет воспитатель. Необходимо отметить, что театрализованные занятия должны одновременно выполнять развивающую, воспитательную и познавательную миссии. Они не должны сводиться лишь к подготовке выступлений.

Вообще театральные занятия состоят из:

  • Просмотра кукольных спектаклей и их обсуждения.
  • Разыгрывания различных сказок и инсценировок.
  • Упражнений по формированию выразительности исполнения (невербальной и вербальной).
  • Упражнений по социально-эмоциональному развитию малышей.

Именно поэтому содержание таких занятий не только знакомит с текстом сказки и какого-либо литературного творения, но и с жестами, движением, мимикой, костюмами.

Интересно, что развитие театральной деятельности в детских садах и накопление чувственно-эмоционального опыта у ребятишек является длительной работой, в которой должны принимать участие родители. Как правило, в тематических вечерах родители и дети участвуют на равных правах.

Важно, чтобы родители выполняли исполнительную роль, являлись авторами текста, изготавливали декорации, костюмы и так далее. В любом случае коллективная работа педагогов, мам и пап способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию малышей.

Родители обязательно должны участвовать в театральной деятельности. Это вызывает у малышей колоссальное количество эмоций, у них обостряется чувство гордости за папу и маму, выступающих вместе с ними на подмостках театра.

Коммуникативные умения

Вы когда-нибудь изучали отчёт по театрализованной деятельности в детском саду? Нет? Он содержит много полезной информации. К примеру, из таких документов можно узнать, что сегодня наиболее актуально формирование коммуникативного престижа, который является главным показателем развития личностных качеств малыша.

Вообще коммуникативный престиж состоит из комплекса умений, которые определяют желание дошкольника контактировать с людьми. Сюда также входит умение создавать диалог, способность общаться для планирования совместной активности, умение контактировать с помощью невербальных средств (жестов, мимики), проявление доброжелательности к партнёрам.

На данный момент очень остро стоит вопрос развития коммуникативных умений у малышей. Ведь от лёгкости общения малыша с людьми зависит скорость его развития, отношение к людям, его самоощущения.

Самообразование по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает развитие у малышей коммуникативных умений. Для достижения такой цели нужно создавать среду, в которой каждый ребёнок смог бы передавать свои эмоции, желания, чувства и взгляды, причем как публично, так и в простом разговоре. Здесь малыши не должны стесняться слушателей.

Колоссальную помощь в этом оказывает театр, который объединяет детишек общей идеей, переживаниями. Происходит сплочение ребятишек на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, творчество и индивидуальность.

В процессе театральной деятельности и подготовки к ней малыши начинают сотрудничать между собой, стремиться к общению со сверстниками, развивают коммуникативные умения.

Сказкотерапия

Чем же ещё интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок отличаются здесь неким волшебством и неординарностью. Вообще сказкотерапию называют одним из способов, формирующих творческие способности. Она славится многовековой историей, но такое наименование ей присвоили совсем недавно.

Сказкотерапия использует сказочные параметры для развития творческих способностей, интеграции личности, модернизации взаимоотношений с окружающим миром, расширения сознания.

С помощью этого метода развивают творческую инициативу, преодолевают детские страхи, снижают тревожность и агрессивность, накапливают положительный опыт общения в коллективе однолеток.

Актуальность применения сказкотерапии заключается в том, что сказки являются естественной составляющей повседневной жизни малышей.

Задачи сказкотерапии

Если заглянуть в отчёт по театрализованной деятельности в детском саду, можно прочесть там много интересных вещей. К примеру, задачи сказкотерапии:

  1. Развивают речь малышей с помощью: рассказывания сказок от третьего лица, их пересказывания, группового повествования легенд, повествования их по кругу, постановки сказок с помощью кукол, анализа сказок, сочинения сказок.
  2. Выявляют и поддерживают творческие способности.
  3. Снижают уровень тревожности и агрессивности.
  4. Развивают умение осиливать страхи и препятствия.
  5. Формируют навыки плодотворного выражения эмоций.

Театрализованная деятельность детей в детском саду начинается с волшебной физкультминутки. Далее следует волшебная каша на завтрак. Воспитатели с малышами стремятся весь день провести в добром сказочном климате.

На занятия к детишкам приходят различные герои сказок, которые повествуют им занимательные истории о нашей планете, играют с ними, читают сказки и учат доброте.

Слушая сказку, малыш изучает философский смысл, модели поведения и стили взаимоотношений. Причём, все процессы осмысливания протекают на символическо-бессознательном уровне.

Малыш учится рассказывать, творчески мыслить, пересказывать, а далее совершает внушительный прыжок в развитии, который будет влиять на формирование личности.

Виды сказок

Известно, что в сказкотерапии применяются следующие виды сказок:

  1. Художественная либо народная сказка. Данный вид оказывает нравственно-духовное воспитание, взращивает чувства долга, взаимопомощи, сопереживания, сочувствия и так далее. Например, в сказке «Репка» ярко отражена поддержка и помощь среди людей, без которых одному человеку достигнуть высокой цели невозможно.
  2. Развивающая и обучающая сказка расширяет знания малыша о нашей планете, принципах поведения в разных жизненных ситуациях. В основном это сказки, в которых цифры и буквы одушевлены.
  3. Диагностические повествования помогают определять характер малыша, выявляют его отношение к миру. К примеру, если девочке нравятся сказки, где главным героем выступает трусливый зайка, то можно подумать, что она весьма спокойная, застенчивая и, возможно, пугливая.
  4. Психологические легенды учат малыша бороться со своими страхами и неудачами. Вместе с героем он обретает уверенность в своих силах.
  5. Медитативные сказки создают атмосферу позитива, комфорта, спокойствия, расслабления, возбуждения и снятия напряжения. У этой категории сказок отсутствуют злые герои, конфликтные ситуации и вечная борьба со злом.

Организация детской сказкотерапии

Организация театрализованной деятельности в детском саду включает в себя неимоверное количество пунктов. Сперва малышей знакомят со сказкой, вместе с ними рассматривают картинки. В процессе чтения анализируют поступки героев вместе с ребятишками. Нельзя допускать чтобы анализ поведения персонажей выглядел как поучения и требования. Педагог должен увлечь малышей, чтобы говорили они, а он лишь контролировал ход их мыслей.

Существует такая известная писательница Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду - её любимая тема. Она написала книгу, раскрывающую множество вопросов в этой области. Фактически, это методическое пособие, предназначенное для педагогов образовательных дошкольных учреждений. Оно содержит игры и упражнения, развивающие пластику и мимику, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики. В книге также представлены разработки игр, сказок и праздников.

Чему ещё учит малышей театрализованная деятельность в детском саду? Кружковая работа в этой сфере очень сложная, но интересная. Преподаватели следят за тем, чтобы содержание сказок было понятно малышам, чтобы оно соответствовало их возрасту. Они инсценируют вместе с детьми то, что прочитали, делают оценку, с помощью интонации выражают своё мнение.

Необходимо отметить, что сказкотерапию именуют прекрасным увлекательным путём, который помогает решать нашим ребятишкам возрастные проблемы.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает наблюдение за малышами в процессе игры, на прогулках, на занятиях, в свободной деятельности. Педагоги замечают, что там, где необходима мобилизация внимания и памяти на бессознательном уровне, дети раскрепощаются, с лёгкостью перевоплощаются в близких по духу и любимых героев сказок, с удовольствием фантазируют, живо и образно выражают свои мысли. Перевоплощаясь, малыши с лёгкостью решают сказочные вопросы, проявляя частное творчество.

Предметная среда

Что ещё может преподнести малышам театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии с волшебными приключениями, театральные уголки, настольные театры и заколдованные замки - этот набор атрибутов знаком педагогам издавна. Они нужны для создания развивающей предметной среды.

Что собой представляют театральные уголки? Здесь подбирают весьма многоликий материал по театральной тематике. Некоторые предметы преподаватели создают своими руками, некоторые приобретают, а некоторые детскому саду дарят родители.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду также влияет на развитие малышей. Музыка всегда сопровождает спектакли, в которых ребятишки с помощью масок драматизируют и инсценируют русские народные сказки «Репка», «Колобок» и другие. Представления создаются с помощью настольного, варежкового и кукольного театра. Дети всегда с огромным удовольствием, эмоционально репетируют свои роли.

Малыши в играх используют пальчиковый, плоскостной и магнитный театр, инсценируя сказки, совершенствуя диалогическую речь, развивая умение внимательно наблюдать за процессом. У подрастающего поколения развивается воображение и творческое мышление.

В детских садах есть волшебные замки, где живут добрые герои и ковры-самолёты, на которых педагоги вместе с воспитанниками путешествуют по сказкам. Необходимо отметить, что малышам очень нравится фантазировать и сочинять сюжеты сказочных игр.

Надеемся, данная статья поможет вам понять, что театр является обязательной составляющей воспитания подрастающего поколения.

Организация театрализованной деятельности детей в ДОУ.

Начать работу по осуществлению организации театрализованной деятельности детей в ДОУ необходимо с организации предметно-развивающей среды.

К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе необходимо подходить творчески, стараясь, разнообразить её компоненты. Приведу пример организации предметно-развивающей среды по организации театрализованной деятельности в моей группе детского сада «Орлёнок».

Виды театров:

1.Би-ба-бо (набор кукол для обыгрывания)

2.Настольный театр.

3.Фланелеграф.

4. Пальчиковый театр.

5. «Театр в лицах»- маски героев, шапочки, медальоны.

Ширма.

Атрибуты для ряженья (изготовлены с помощью родителей).

Каждый из перечисленных видов театра вводился в группу постепенно. Реализация театрализованной деятельности в группе, проводится соответственно перспективному планированию. Перспективное планирование составлялось сроком на один год при участии обоих педагогов группы, в соответствии с основной программой детского сада.

Первым видом театра, с которыми познакомились дети, был плоскостной театр на фланелеграфе, затем театр Би-ба-бо и настольный театр.

Знакомство происходило в I-младшей группе, дети смотрели театральные представления показываемые воспитателями. На этом этапе важно сформировать интерес к театру, заинтриговать ребёнка, привлечь его внимание. Затем дети познакомились с «театром в лицах», здесь они впервые сами выступили в роли актёров, конечно, их роль ещё мала, их реплики это скорее звукоподражание цыплятам, подражание движениям зайчика, лисички; но ведь и возраст в I-младшей группе всего 2 года.

Таким образом, дети пришли во II-младшую группу уже знакомыми с 4 видами театра. На этом этапе важно поддержать интерес детей к театрализованной деятельности. Слова для инсценировок заучиваются как потешки или стихи во время прогулки, повторяются не однократно, так ребёнок получает уверенность, становится способен на импровизацию.

В средней группе вводятся пальчиковый театр, театр марионеток. Пальчиковый театр интересен, прежде всего, тем, что играя в него ребенок тренирует мелкую моторику. Не важно из чего он изготовлен: материи из соленого теста, дерева или пластика – надевая его на пальчик, ребенок ощущает структуру куклы, ему необходимо совершать манипуляции пальцами и при этом следить что бы кукла оставалась на месте. Как известно «ум находится на кончиках пальцев». Таким образом, пальчиковый театр можно назвать универсальным.

В среднем и старшем дошкольном возрасте, во всех видах театра дети становятся самостоятельными, часто придумывают сами сюжет, распределяют роли. Детям этого возраста очень нравится самим показывать представления со всеми видами театра, особенно Би-ба-бо. Чувствуя свою самостоятельность, дети многограннее выражают свои эмоции, появляется эмоциональная и образная окраска речи, в новом сюжете дети не теряются, легко видоизменяют сюжет и реплики своих героев. Необходимо оценивать самостоятельно поставленные пьесы, непременно положительно, иначе интерес ребенка угаснет. Положительная мотивация важна во всех видах деятельности детей дошкольного возраста, и в театрализованной деятельности её значение не стоит принижать. Положительный отклик педагога способен помочь преодолеть некоторую застенчивость, помочь поверить в себя, раскрепостить ребенка.

Очень важен и интересен этап подготовки декораций, конечно, можно поставить декорации изготовленные настоящим художником, но процесс создания декораций с привлечением детей очень интересен, познавателен для них, он так же способствует и развитию речи и развитию воображения. После изготовления декораций, разучивания ролей, показа спектакля родителям – дети полны новых идей, предложений. Самостоятельно рисуют эскизы будущих декораций.

Остановимся подробнее на работе с родителями. Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя. Опыт моей группы говорит о том, что все родители откликаются и стараются содействовать воспитателям в работе с использованием театрализованной деятельности.

Основными видами работы с родителями выступили:

Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)

Выставки (фото выставки, выставка детских работ, например: выставка рисунков «Сказка», «Волшебный костюм», фото выставка «Моя семья в театре», «Домашний спектакль»)

Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Я и папа», «Расскажем стихотворение вместе»)

Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.

Не менее важным направление в системе по развитию связной речи и воображения посредством театрализованной деятельности, является сотрудничество воспитателей группы и музыкального руководителя.

Работа с этим специалистом проводилась по следующим направлениям:

Консультирование воспитателей группы по работе с детьми (развитие артикуляционного аппарата, закрепление изученных звуков, работа над пластикой, выразительностью речи)

Индивидуальные занятия педагогов-специалистов с детьми, в том числе совместно с воспитателем

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Для того, чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога - руководителя детского театра (режиссера), который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач по театрализованной деятельности (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова).

Педагог детского театра помогает воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми. Его цель - не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала.

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

В примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделяются обязанности педагога:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

Правильная организация театрализованной деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.

Во время занятий необходимо:

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

Спросить, у кого получилось, похоже, и почему, а не у кого лучше;

В заключении различными способами вызывать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И.Зимина):

2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.

6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей. М.В.Ермолаевой представлен комплекс занятий по развитию познавательного и аффективного воображения ребенка средствами театрализованной деятельности.

Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности (Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова).

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля. На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей. Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ. В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, речевые упражнения, проводится репетиционная работа.

Регламентация занятий.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей - 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут -- в средней и 25-30 минут -- в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут (Э.Г.Чурилова).

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки. Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Н.Ф. Сорокина рекомендует проводить занятия ежедневно: два раза в неделю по три занятия (два утром, одно вечером), в остальные дни недели - одно утром и одно вечером продолжительностью 15 минут, начиная со второй младшей группы.

Театрализованная деятельность детей по программе «Москвичок» осуществляется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т.д.) и как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Работа идет в подгруппах, участники которых могут меняться в зависимости от содержания деятельности.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы (Э.Г.Чурилова).

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду. При этом формы организации могут быть различными. Например, Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия). Основная форма - занятие, наряду с которым возможны и другие, не менее важные, формы организации театрализованной деятельности. Смотри рис.5.

Рис. 5.

Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова выделили следующие типы театральных занятий: фрагментарное (на других занятиях), типовое, доминантное, тематическое, интегративное, репетиционное.

Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве). Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности. Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т.п.

Комплексные - используется как синтез искусств. Дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность. Репетиционные - это те, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников.

Раскроем особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Младшая группа. Занятия организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2--3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель. Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию. Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Ступени:

* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).

* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

* Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

* Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

* Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

* Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

* Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

* Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказ-

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелографе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»). Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).

Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре - драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными - драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Усложняются методы и приемы, используемые в младшей группе: ведение рассказа от первого лица, сопровождая текст и движения: «Я -- петушок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!»; настольный театр. Для самостоятельного показа рекомендуются произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок». Для показа воспитателем -- «Два жадных медвежонка», «Лиса и гуси», «Лиса, заяц и петух». Для драматизации использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

*многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трех частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);

* игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Труд взрослых»;

* постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера, например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было. Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси).

Усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов»).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать се незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства. Проводятся специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Для развития воображения детям предлагаются задания типа: «Представьте море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками» и т.д. Используются мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.

Формируется положительное отношение детей к театрализованным играм (углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, интерес к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности). Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.e. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.). Происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры (активность и самостоятельность в выборе содержания игр, творчество). Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой», тростевых кукол. Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок-басен о животных). Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».

Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера (способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.).

Пятая группа умений предполагает использовать позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.

Подготовительная группа. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи -куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова. Для лучшего понимания литературного произведения Д.В. Менджерицкая предлагает использовать прием «нравственной лесенки». Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы взрослого. При рассматривании иллюстраций в книге рекомендуется уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей. Предлагаются этюды на разыгрывание сюжетов: «Страшный сон», «Гроза», «Щенок». Программа «Из детства в отрочество» рекомендует в подготовительной группе, наряду с упражнениями на развитие воображения, задания на напряжение и расслабление. Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать три типа подготовительных упражнений, активизирующих воображение и творчество детей, подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля, формирующих умение играть любую роль, направленных на развитие понимания образа, обеспечивающих постепенное усложнение заданий; их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.

Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Это упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других (например, «Звуки природы»), развивают умение на основе ассоциаций создавать образы.

Второй тип упражнений формирует умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого; находить средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.

Третий тип упражнений представляет собой вариант детского аутотренинга и формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства тяжести, легкости, холода, тепла и др. При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуется использовать знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок используют как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее усложнить задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми.

Во всех упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, по диафильмам, кукольным спектаклям. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по четырех частной структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Таким образом, воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.