Пьета Микеланджело — история создания и разрушения шедевра. Три пьеты микеланджело Разрушение шедевра и его реставрация

Декабрь 1, 2018

В соборе Святого Петра в Ватикане хранится одно из величайших скульптурных произведений, сделанных когда-либо рукой человека. Пьета Микеланджело бесспорно относится к выдающимся примерам искусства эпохи Возрождения. А по силе эмоционального воздействия она до сих пор не имеет себе равных! Характерно, что ни одна из множественных копий, которые можно увидеть в разных католических соборах мира, не способна передать даже малой доли подобных чувств.


Скульптура изображает скорбящий образ девы Марии, удерживающей на своих коленях безжизненное тело Иисуса, только что снятого с креста. Подобный сюжет, кстати, не подтвержденный ни в одном тексте Евангелия, использовался, тем не менее, довольно-таки часто в католической иконографии того времени и отражал, главным образом, случившуюся трагедию. Интерпретация Микеланджело Буонарроти, воплощенная в мраморе, представляет собой религиозное видение смерти через спокойный и умиротворенный облик Божьего сына. Она впервые в истории искусства уравновешивает натурализм обнаженного тела с идеалами классической красоты эпохи Возрождения, что стало беспрецедентным в итальянской скульптуре.

Пьета Микеладжело появилась во время первого пребывания Буонаротти в Риме, куда он приехал в конце июня 1496 года по приглашению римского аристократа и банкира Яколо Галли. Являясь посредником и гарантом в различных комитетах, связанных с группой кардиналов, Галли предложил начинающему талантливому зодчему ряд заказов. Одно из предложений поступило от кардинала Жана Билереса де Лаграуласа, служившего послом короля Франции Карла VIII при Святом Престоле. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.

Получив первоначальный авансовый платеж за заказ, в марте 1498 года Микеланджело отправился в один из карьеров горы Альтиссимо в Апуанских Альпах, чтобы лично выбрать в каменоломнях Каррары мраморный блок для будущей статуи. Материал из этих мест, отличавшийся особой белой чистотой и мелкой зернистостью горной породы, более всего подходил для изготовления деликатных скульптурных произведений. Пьета Микеланджело была завершена в 1499г. (по другим источникам – в 1500г.), т.е. когда мастеру было всего лишь около 25 лет.

Pieta — Скорбь


Скульптурное надгробие кардинала, изготовленное из цельного куска белого каррарского мрамора высотой в 174 см и массой более двух с половиной тонн, вызвало всеобщее восхищение у именитых современников. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Тем не менее, вскоре после установки Пьеты, Микеланджело стал случайным свидетелем разговора нескольких приехавших в Рим из Ломбардии художников, приписывавших авторство памятника скульптору из Милана Кристофоро Солари. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.

Подпись, высеченная Микеланджело

Надпись, которая гласит: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал», можно отчетливо видеть на перевязи, лежащей поверх мантии Богородицы. Эта скульптура – единственная, которую мастер когда-либо подписывал. По свидетельству итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, впоследствии Микеланджело сожалел об этом своем порыве гордости и поклялся больше никогда не подписывать свои работы.

Изначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни. Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. В1568г. скульптурную группу поместили на алтарь Санта Симона и Иуды в старом Сикстинском хоре базилики Святого Петра. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г.– ее переместили в новый хор. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Его изготовил Франческо Борромини. Текущее местоположение – в первой капелле от входа в правом нефе – Пьета Микеланджело заняла в 1749 году.

Фотографическое изображение статуи начала прошлого века

Многочисленные перемещения не самым лучшим образом отразились на состоянии скульптуры. Четыре пальца на левой руке Девы Марии, сломанные во время движения, были восстановлены в 1736 году Джузеппе Лириони. Эта первая серьезная реставрация впоследствии вызвала неоднозначные мнения у многих ученых относительно того, насколько Джузеппе в своей работе позволил определенные вольности, чтобы сделать жест Богородицы более риторическим.

Фрагмент статуи

Тем не менее, рентгеновский анализ Пьеты Микеланджело, проведенный в ходе подготовки скульптуры для ее показа в павильоне Ватикана на Всемирной выставке 1964 года в Нью-Йорке, не выявил никаких критических уязвимостей. И это лишний раз явилось свидетельством того, насколько тщательно мастер отнесся к выбору мраморного блока.

Показ скульптуры в павильоне Ватикана на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1964 год

В 1972 году Пьета Микеланджело подверглась беспрецедентному акту вандализма. 21 мая душевнобольной Ласло Тот, родом из Венгрии, несколькими ударами скального молотка, сильно повредил статую, отбив левую руку и практически уничтожив скорбное обличие Мадонны.





Разбросанные вокруг скульптуры отбитые фрагменты немедленно подбирались столпившимися зеваками в качестве бесплатных сувениров. Многие из них впоследствии были возвращены – посылки приходили даже из Америки.

Это интересно!

Некоторые довольно авторитетные культурологи высказывались против восстановления изуродованной статуи, предлагая оставить ее в таком виде в назидание последующим поколениям в качестве невинной жертвы. Черту под разногласиями подвел Деоклечио Редиж де Кампос, назначенный руководителем реставрационных работ, заявив, что «Пьета Микеланджело черпает свою выразительную силу от духовной чистоты, воплощенной в мраморе. И даже простая царапина на ней беспокоит более, чем отсутствие рук Венеры Милосской».


Длившиеся девять месяцев восстановительные работы были практически завершены к концу 1972 года. 21 декабря папа Павел VI помолился перед статуей и поблагодарил всех людей, которые сделали это чудо. Помещенная за пуленепробиваемым стеклом, Пьета Микеланджело была возвращена верующим 25 марта 1973 года.

Пьета на итальянском звучит как Pietà и обозначает сочувствие, сострадание. Ватиканская пьета – это иконографическая сцена, на которой дева Мария оплакивает мертвого Христа. Она считается первой и наиболее выдающейся работой Микеланджело Буонарроти. Её копии находятся во многих католических храмах мира, но единственный оригинал уже более 500 лет хранится в соборе Святого Петра в Риме.

История

В 1498 году кардинал, являющийся послом французского короля Карла VIII при дворе папы Александра VI Борджиа, Жан Билэр де Лагрола обратился к юному Микеланджело с интересной просьбой. Он пожелал изготовить скульптуру для украшения капеллы Святой Петрониллы в соборе Святого Петра, на тот момент принадлежавшей королю Франции.

Посредником сделки выступил влиятельный римский банкир, а по совместительству друг и покровитель Буонарроти, Якопо Галли. Только благодаря ему 23-летний скульптор удостоился такой чести. Изначально были созданы эскизы, наняты помощники, выбран мрамор. И только потом, 26 августа 1498 года, контракт подписали официально. На работу отводился год, а стоимость её превышала 450 золотых дукатов, что являлось немыслимо крупным состоянием.

В 1499 году мастер закончил произведение, размеры которого впечатляли - 174×195×69 см. Годом позднее скульптурную группу поместили в храме Святого Петра, где она находится по сей день. Пьедестал к ней был изготовлен другим скульптором по имени Франческо Борромини позднее - в 1626 году.

В современной истории большой ажиотаж вокруг статуи возник в 1972 году, когда на неё совершил нападение венгр Ласло Тот. Он страдал душевным расстройством. Во время нападения он кричал, что является Иисусом Христом, и ненавидит эту пьету. При помощи молотка он изувечил лицо и руку фигуры Богородицы, затем его успели оттащить.

Статую удалось полностью восстановить, а после реставрации её поместили под пуленепробиваемое стекло.

Ценители искусства утверждают, что решение в корне неверно, ведь теперь увидеть скульптуру можно только со значительного расстояния и одного ракурса, из-за чего невозможно её полноценное восприятие.

Впрочем, у каждого своё мнение.

Описание

Пьета Микеланджело отличается тем, что имеет не крестообразную, а коническую композицию. Автор предполагал, что только такой вариант приведет к обретению внутренней динамики и объединит обе фигуры воедино.

Несмотря на слияние фигур, просматривается противопоставление живого и мертвого, мужского и женского, нагого и прикрытого. Это ощущается в застывшем напряжении, но не мешает любоваться статуей, испытывая блаженное благоговение.

Искусствоведы относят произведение к кватроченто и Высокому Возрождению, только в особом, уникальном смысле. Итальянский мастер решил иначе взглянуть на сцену, изобразив Мадонну не старой, а молодой, прекрасной и скорбящей.

Некоторые исследователи считают, что Микеланджело хотел таким образом подчеркнуть, что святость и целомудрие сохраняют молодость. Другие уверены, что он передал через лицо Мадонны тоску по собственной матери, умершей слишком рано.

Однако наиболее достоверной является версия, что скульптор руководствовался соображениями из анатомии. Он думал, что скорбь на юном лице будет выглядеть выразительнее. Впрочем, автор не изобразил Марию тонущей в горе. Её лицо остаётся удивительно красивым, живым и свежим. Горе читается в глубине её жестов, позе, инстинктивном стремлении защитить сына.

Правдоподобно изображен и сам Христос. Его тело кажется тяжелым, а вид и положение конечностей указывает на трупное окоченение. Его безжизненное лицо передаёт пережитые страдания и невероятную муку, которую Иисус испытывал перед смертью, осознавая жуткую суть этого мира.

Отдельное внимание стоит уделить контрасту, который создан между лицом и одеянием Мадонны. Её голова кажется легкой и юной, но крупные, ломающиеся складки платья отчетливо передают духовную и физическую мощь девушки. Также они служат своеобразным пьедесталом для пирамидальной композиции, подчеркивают излом тела Христа, драматически лежащего на коленях матери.

Особенности

Главной особенностью пьеты Микеланджело является наличие подписи автора. Это единственная работа, подписанная им. Историки считают, что он сделал так, подслушав разговор зевак. Они спорили о том, чьей руке принадлежит авторство скульптуры. Озабоченный этим мастер решил, что обязан оставить «автограф» потомкам.

Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Он считал, что в композиции существует противопоставление горизонтальному и вертикальному, что образует крест. В январе 2017 года гипотеза была опровергнута группой историков во главе с Джованни Кисселино. Ученые изучили архивы Ватикана и обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок автора кроется в отражение канонического треугольника. Это явление крайне нетипично для католической культуры, а, значит, фигуры ничего общего с крестом не имели.

Оплакивание Христа отличается также пропорциями. Ученые высчитали, что если поставить фигуры прямо, то рост Иисуса составит не меньше 175 см, а рост Мадонны – приблизительно 205 см. Такие пропорции необходимы, чтобы скульптура не теряла равновесия.

К тому же, если приглядеться, становится видно, что голова Марии значительно больше, чем голова её сына. Понятно, что она по габаритам превышает Христа, но голова особенно выделяется. Искусствоведы считают, что Буонарроти прибегнул к такому приёму, чтобы добиться легкости, с которой Мадонна держит на руках взрослого Иисуса. Богородица весьма массивна, что привлекает внимание. Но её милые черты лица смягчают эффект.

Бросается в глаза и невероятная детализация композиции. Мастер владел особой техникой и умел обозначить анатомические подробности, что придавало его шедеврам утонченной натуральности. Данная статуя стала наиболее сильной работой итальянского скульптора, ведь именно в ней он сумел с такой четкостью и одновременно нежностью передать человеческие страдания, скорбь, любовь.

Полезная информация

Пьета Микеланджело расположена справа от входа в . Посмотреть на неё можно бесплатно, потребуется только заплатить за вход в сам храм.

Цена билета зависит от того, каким способом желаете пройти экскурсию. Полноценное пешеходное восхождение к церкви по 551 ступени стоит 6 евро, 320 ступеней, а затем лифт – 8 евро. Дети до 12 лет проходят без оплаты. Стоимость указана в качестве туриста из группы, индивидуальный же билет стоит около 13 евро.

Добраться до собора удобнее всего на метро . Ближайшей станцией является Ottaviano на красной ветке. Выйдя из метро, нужно повернуть налево и пройти 10-15 минут по улице под названием via Ottaviano. Она упирается в площадь и сам собор Святого Петра.

При желании, можно пройтись пешком от некоторых достопримечательностей. Дорога от знаменитого фонтана ди Треви или площади Испании займет не более 30 минут. Зато променад точно запомнится, ведь по пути встретится еще масса интересных туристических мест.

Контакты

Точный адрес собора: Piazza San Pietro.

Время работы: в летний период, который длится с 1 апреля по 30 сентября - с 07:00 до 19:00. В зимний период с 1 октября по 31 марта двери храма открыты для туристов с 07:00 до 18:30.

Официальный сайт Ватикана: vatican.va


Находящаяся в ватиканском Соборе Святого Петра скульптурная композиция «Пьета» является одним из известнейших творений великого итальянца Микеланджело Буонарроти. Скульптура «Оплакивание Христа» – первая работа двадцатичетырехлетнего Микеланджело, которую он высек из мрамора для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола.

В 1496 году, когда молодому начинающему скульптору исполнился 21 год, он приезжает в Рим, где очень быстро обзаводится влиятельным покровителем в лице богатого банкира и коллекционера древностей Якопо Галли. Именно он помог Микеланджело заключить контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты (итал. pieta - милосердие). Согласно с договором скульптура должна была быть готова в течении года со дня его подписания. Однако, работа заняла больше времени, чем ожидалось – над «Пьетой» Микеланджело трудился около двух лет.

Скульптурная группа «Пьета» является одним из наиболее законченных и гармоничных творений великого итальянского мастера. Обычно в подобных скульптурах изображается сразу несколько персонажей. В работе Микеланджело представлены только двое – Дева Мария, оплакивающая мертвого Христа, тело которого лежит на ее коленях. Соединение в единую композиции двух, выполненных в полный рост скульптур представляло для скульптора особую сложность – нужно было не нарушить естественных пропорций и равновесия.

Не смотря на все трудности, Микеланджело прекрасно справился со своей работой и создание «Пьеты» прославило его на всю Италию. Столь превосходное исполнение скульптурной группы сделало абсолютно понятным тот факт, что молодой мастер превосходит талантом всех своих современников и даже соперничает с великими скульпторами древности.

Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. После того, как скульптура была установлена в находящейся в Соборе Святого Петра капелле девы Марии, он часто приходил полюбоваться своим творением. Однажды, став невольным свидетелем разговора двух зевак об авторстве скульптуры, которое они приписывали миланскому мастеру Гоббо, Микеланджело решил подписать свою работу. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».

В истории гениального творения Микеланджело не обошлось без инцидентов. В 1972 году австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) после посвященной Дню Святой Троицы праздничной литургии совершил нападение на скульптуру «Пьеты» и нанес ей 15 ударов скальным молотком. Сумасшедший возомнил себя восставшим из мертвых Христом. Как только присутствующие в соборе прихожане осознали происходящее, безумец был схвачен и передан властям.

К сожалению, скульптуре был причинен серьезный ущерб – у Девы Марии была до локтя отбита рука, нос и левый глаз, нанесен ряд других мелких повреждений. После этого прискорбного случая отреставрированная «Пьета» была помещена под пуленепробиваемое стекло.

В этой скульптуре очень много "самого" - самое известное и узнаваемое в мире изваяние Марии с Христом, самая гармоничная скульптура Микеланджело, самый необычный для своего времени подход к изображению этот библейской сцены...
А теперь вдумайтесь в тот факт, что скульптору, на момент, когда он завершил "Пьету" (а работал он над ней около двух лет) исполнилось всего 25 лет.

Договор на скульпутуру был заключен 26 августа 1498 г., заказчиком выступал француский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. Согласно контракту мастер обязывался выполнить работу за год, и получал за нее 450 дукатов. Закончена работа была около 1500 г., уже после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Возможно, эта мраморная группа изначально предназначалась для будущей усыпальницы заказчика. Однако по завершении Пьета была помещена в Соборе Святого Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки.
В договоре сохранились слова поручителя, который утверждал, «что это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше».

Вот что писали современники Микеланджело о впечатлении, производимом на них "Пьетой":
"Пусть никогда и в голову не приходит любому скульптору, будь он художником редкостным, мысль о том, что и он смог бы что-нибудь добавить к такому рисунку и к такой грации и трудами своими мог когда-нибудь достичь такой тонкости и чистоты и подрезать мрамор с таким искусством, какое в этой вещи проявил Микеланджело, ибо в ней обнаруживается вся сила и все возможности, заложенные в искусстве. Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос; и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец. Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти.

В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре: "Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил".
Джо́рджо Ваза́ри (1511-1574) - итальянский живописец, архитектор и писатель.

Но и спустя пять сотен лет эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией, и человечностью созданных образов, и высоким мастерством. Одно из главных новшевств в осмыслении сюжета - очень юная Дева Мария, на что обратили внимание уже современники скульптора. Оправдываясь, Микеланджело говорил, что непорочные девы не стареют, а у Божьей матери молодость поддерживалась особой благодатью. На самом деле он просто стремился соединить античный идеал красоты с христианской идеей. Прекрасное лицо Марии выражает глубокую печаль и внутреннюю сосредоточенность. Ее чувство - живое человеческое переживание, воплощенное с такой глубиной и богатством оттенков, что здесь уместно говорить о внесении в образ психологического начала. 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя; скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошение, все складывается в образ просветленной скорби. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна. Фигуры воспринимаются как единое целое. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения.
Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери.
"Оплакивание Христа" - одна из наиболее гениальных работ в истории мирового искусства.

Микеланджело Буонарроти. Ватиканская Пье … Википедия

- (от итал. pieta – милосердие), в живописи и скульптуре изображение Богоматери, оплакивающей мёртвого Христа, лежащего у неё на коленях. Этот иконографический тип часто встречается в западноевропейском искусстве 13–17 вв. Наиболее известна «Пьета» … Художественная энциклопедия

- (Michelangelo Buonarroti) (1475 1564), итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Еще при жизни Микеланджело его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения. Юность. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в … Энциклопедия Кольера

Микеланджело - Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) 1475, Капрезе 1564, Рим. Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Один из величайших мастеров итальянского Возрождения. Работал во Флоренции (кон. 1480 х 1490 е, 1501 1505, 1520 1533), Болонье (1495 … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

- (Michelangelo Buonarroti) (1475 1564) итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического … Большой Энциклопедический словарь

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Книги

  • Галерея Брера. Милан , Милюгина Елена. Альбом знакомит читателя с историей создания и художественными сокровищами миланской галереи Брера. Основанная на базе Академии изящных искусств как школа шедевров для начинающих художников и…
  • Галерея Брера Милан , Милюгина Е.. Альбом знакомит читателя с историей создания и художественными сокровищами миланской галереи Брера. Основанная на базе Академии изящных искусств как школа шедевров для начинающих художников и…

Часто бывает так, что репродукции не передают реального впечатления от произведений искусства. Так же и с "Пьетой" Микеланджело, которая находится в Ватикане. Великий мастер создал скульптуру из мрамора всего в 24 года по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. Это его первая и самая выдающаяся "Пьета". Копии есть по всему миру. А еще одна более поздняя "Пьета" Микеланджело находится в музее Ватикана.

Микеланджело, мне кажется, был на земле личным представителем Господа Бога. "Пьета" просто удивительна!


Посмотрите-ка, что пишут сухари-искусствоведы в Википедии: "Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека".

Сложно не согласиться, но я скажу иначе. Посмотрите, какая тонкость и плавность линий, сколько боли и утраты в самой позе Мадонны. С какой анатомической точностью создана скульптура. И каким мертвым выглядит Христос. Все его мышцы утратили силу. Живой так не может выглядеть.

К слову о слове "Пьета": наверняка, не все такие махровые доморощенные искусствоведы, как большинство моих знакомых, потому поясню, что "Пьета" по-итальянски означает "жалость". Со временем изображения мертвого Христа на коленях у Девы Марии стали называть "Пьетами". В "Пьетах" нет никаких иных героев, кроме скорбящей Мадонны и мертвого Христа.

А это еще одна "Пьета" Микеланджело из музея Ватикана

Интересные факты о Ватиканской "Пьете"

Факт 1. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

Факт 2. Как и со многими выдающимися произведениями, однажды с "Пьетой" случилась беда. В 1972 году на статую напал австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот со скальным молотком. Разумеется, он кричал что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор. Так она там и стоит.

Еще пару фи в адрес искусствоведов. Посмотрите, как они проводят свое рабочее время. Чтобы все так жили:)

Факт 3. Известный искусствовед Димитрио Мартинелли высказал однажды мысль, что в композиции противопоставляется горизонтальное вертикальному, образуя образ креста. Красивая, правда, мысль? Именно поэтому она тут же стала популярной среди многих других исследователей. Однако в январе 2017 г., как раз, когда мы с cizerot были там, группа историков искусства Возрождения во главе с Джованни Кисселино, изучила архивы Ватикана и полностью опровергла это утверждение. Мне одной интересно, что они такого увидели в "Пьете" сейчас, чего не видели раньше?

Факт 4. Тогда же в январе этого года ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора - отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. Интересно, как это изменит суть произведения Микеладжело?

Факт 5. Ватиканская Пьета - единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

Posts from This Journal by “Рим” Tag

  • Сто километров по Риму: Santa Maria Maggiore ночью

    Впервые нам удалось запечатлеть прекрасную церковь Санта-Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore) в ночное время. Посмотрите, какая грандиозная…

  • Сто километров по Риму: Фонтан Четырех рек

    Мы с cizerot очень любим бывать на Пьяцца Навона (Piazza Navona), и особенно нам нравится расположенный на ней Фонтан Четырех рек…

  • Сто километров по Риму: По улицам древнего города

    Будучи в Риме, все время мчишься от памятника к памятнику. Однажды мы решили просто погулять по центральным улицам города. Вероятно,…

  • Сто километров по Риму: Делегация

    Подписывайтесь на меня в Youtube в Instagram в Facebook

  • Сто километров по Риму: Уличные артисты

    Лучший друг из песка Танец под мостом Музыкант возле Пантеона Подвис в воздухе недалеко от фонтана Треви Подписывайтесь на…