Архитектура итальянского возрождения. Школьная энциклопедия

Ренессанс в Италии

Первые ростки культуры Возрождения в сфере изобразительного искусства возникли в Италии в XIV веке, в архитектуре же они обнаружились только в начале следующего столетия.

Появление нового стиля впервые именно в Италии объясняется тем, что в XIV-XV веках она была передовой страной, через нее проходили в это время торговые пути, связывавшие Европу со странами Востока, что привело к развитию мануфактурной промышленности, значительному увеличению класса ремесленников, обогащению общественной верхушки, обострению классовой борьбы. В Италии быстро растут города - промышленные, такие, как Флоренция, портовые - Генуя, Венеция. Городская жизнь здесь носила развитые формы. Идеи гуманизма, характеризующие эпоху, нашли конкретное выражение в области литературы, философии, во всех сферах искусства.

Развитие архитектуры Возрождения в Италии в течение XV-XVI вв. может быть разделено на три этапа:
- Ранний Ренессанс - XV век (1420-1500 гг.). Ведущим архитектором этого периода был Ф. Брунеллески (1377-1446), а основным центром - Флоренция.
- Высокий Ренессанс - первые три десятилетия XVI века. Ведущим архитектором становится Д. Браманте (1444-1514), а центр перемещается в Рим.
- Поздний Ренессанс - 1530-1580 годы. Ведущим архитектором этого времени стал великий скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475-1564).

Ранний период связан с провинцией Тоскана и ее главным городом Флоренцией - колыбелью искусства и архитектуры итальянского Ренессанса. Первые сооружения с чертами нового стиля здесь появились в начале XV века, в Северной Италии и Венеции они отмечаются лишь в середине столетия. Дальнейшее перемещение центра архитектурной деятельности Италии в начале XVI века в Рим объяснялось ростом политической активности папства. Рим сохраняет свою роль архитектурной столицы Италии на протяжении последующих веков. Значительные архитектурные памятники были созданы в XVI веке и в других районах Италии - на Севере и в Венеции.

К числу главных, наиболее характерных мотивов архитектуры раннего Возрождения следует отнести:
- аркаду на небольших колонках (пяты арок опираются непосредственно на капители или же иногда на «вырезки» антаблементов, в свою очередь покоящихся на капителях);
- филенки в рамках, заполненные симметричным акантовым орнаментом или же содержащие рельефную скульптуру;
- лопатки или пилястры с цепочным, канделябровым орнаментом; мотив руста - рваного или фацетированного (на севере Италии) для обработки фасадных стен;
- большой вынос (выступ) сильно развитого венчающего карниза на фасадах зданий (в Италии) и др.;
- в период зрелого Возрождения - мотив римской архитектурной ячейки, заменившей аркаду раннего Возрождения, и проч.

- - Оспедале дельи Инноченти
- -

Новое направление в итальянской архитектуре при своем возникновении было связано с переработкой античных традиций и ордерной системы применительно к местным строительным материалам и конструкциям. В постройках этого времени вновь подчеркивается плоскость стены, ее материальность; четко ограничивается внутреннее пространство, приобретающее единство. Достигается и соразмерность пропорций опорных и давящих частей, в ритмическом членении здания устанавливается равновесие горизонталей и вертикалей.

Брунеллески. Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппо Брунеллески (1377–1446), уроженец Флоренции. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни). Разносторонне одаренный человек, сочетавший интерес к искусству с познаниями инженера, умом изобретателя, математика, он вскоре целиком отдается зодчеству. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420–1436) возведенный над построенным еще в 14 веке собором Санта-Мария дель Фьоре. Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м перекрывает алтарную часть массивной базилики. Его мощный, четкий силуэт и теперь царит над городом, прекрасно воспринимаясь с далекого расстояния. Применив новые конструкции, каркасную систему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Он облегчил таким образом вес свода и уменьшил силу распора, действующую на стены восьмигранного барабана. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». Укрупненные масштабы форм купола, его мощные массы, члененные крепкими ребрами, подчеркнуты изяществом и тонкой проработкой декора завершающего его фонаря. В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.

Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419–1444) на площади Аннунциаты – первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Двухэтажный фасад дома отличается простотой и легкостью пропорций, четкостью горизонтальных и вертикальных членений. В нижнем этаже он оформлен изящной лоджией, полуциркульные арки которой опираются на стройные колонны. Они подчеркивают приветливый, гостеприимный характер здания. В промежутках между арками размещены круглые керамические медальоны работы Андреа делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев. Своей жизнерадостностью и ясностью, нежной прелестью образов детства эти рельефы тонко гармонируют с архитектурой сооружения и его предназначением.

Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 году). Эта поразительная в своей гармонической целостности, небольшая по размерам капелла находится в глубине узкого монастырского дворика; прямоугольная в плане, она завершена легким куполом. Фасад ее представляет собой шестиколонный коринфский портик с большим средним пролетом, перекрытым аркой. Стройные пропорции колонн, высокий аттик над ними в сочетании с новыми элементами декора говорят о чувстве меры, о творческом применении античного ордера. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. Стены ее, расчлененные пилястрами на равные отрезки, украшены нишами и круглыми медальонами. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. Скульптурная декорация и керамика, графическое изящество линий, контрастность цветового решения подчеркивают плоскость стен, сообщают цельность и ясность светлому просторному интерьеру.

Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. В это время создается тип величественного здания, прямоугольного в плане, с единым замкнутым объемом, со множеством помещений, расположенных вокруг внутреннего двора. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Огромные восьмиметровые окна-порталы завершают впечатление горделивой суровой силы, производимое этим дворцом.

Альберти. Следующим этапом в развитии ренессансной архитектуры было творчество Леона Баттиста Альберти (1404–1472), энциклопедиста-теоретика, автора ряда научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»). В спроектированном им палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446–1451), трехэтажном ренессансном дворце с внутренним двором и помещениями, расположенными вокруг, Альберти вводит систему пилястр, поэтажно расчленяющих стену, антаблемент и облегченную рустовку с гладкой шлифованной поверхностью.

Росселлино. Античное наследие (римская архитектура) получило в его трактовке новую пластическую выразительность. Впервые в композиции фасада палаццо введены основные элементы ордерной архитектуры, выявлены несущие и несомые части, способствующие также выражению масштаба здания и включению его в окружающий ансамбль. Исполнение замысла Альберти принадлежит Бернардо Росселлино.

Бенедетто да Майано. Развитие типа раннеренессансного дворца в 15 веке завершает палаццо Строцци во Флоренции (начат в 1489 году) Бенедетто да Майано (1442–1497). Этот величественный дворец отличается гармонией основных масс. Ясный, правильный по композиции плана и объема, своими тремя рустованными фасадами он выходит па улицу и проезды. Венчающий его, великолепный по классической форме, богато профилированный карниз четко воспринимается по контрасту с суровой простотой стен. Внутренний двор, сообщающийся с уличной магистралью, утрачивает интимный характер и становится одной из парадных частей дворца.

Поздним периодом Возрождения обычно считаются середина и конец XVI в. В это время в Италии продолжался экономический спад. Усилилась роль феодально-дворянского сословия и церковно-католических организаций. Для борьбы с реформацией и всякими проявлениями антирелигиозного духа была учреждена инквизиция. В этих условиях гуманисты начали испытывать гонения. Значительная часть их, преследуемая инквизицией, переселяется в северные города Италии, особенно в Венецию, сохранявшую еще права самостоятельной республики, где влияние религиозной контрреформации было не столь сильным. В связи с этим в период позднего Возрождения наиболее яркими были две школы - римская и венецианская. В Риме, где идейное давление контрреформации сильно повлияло на развитие архитектуры, наряду с развитием принципов Высокого Возрождения наблюдается отход от классики в сторону усложнения композиций, большей декоративности, нарушения ясности форм, масштабности и тектоничности. В Венеции, несмотря на частичное проникновение в архитектуру новых веяний, более сохранялась классическая основа архитектурной композиции.

Ярким представителем римской школы был великий Микеланджело Буонарроти (1475- 1564). В его архитектурных произведениях заложены характерные для этого периода основы нового понимания формы, отличающиеся большой экспрессией, динамикой и пластической выразительностью. Его творчество, протекавшее в Риме и Флоренции, с особой силой отразило в себе поиски образов, способных выразить общий кризис гуманизма и ту внутреннюю тревогу, которую испытывали тогда прогрессивные круги общества перед надвигающимися силами реакции. Как гениальный скульптор и живописец, Микеланджело умел находить яркие пластические средства для выражения в искусстве внутренней силы своих героев, неразрешенного конфликта их душевного мира, титанических усилий в борьбе. В архитектурном творчестве этому соответствовало подчеркнутое выявление пластичности форм и их напряженной динамики. Ордер у Микеланджело часто терял тектоническое значение, превращаясь в средство декорирования стен, создания укрупненных масс, поражающих человека своим масштабом и пластикой. Смело нарушив привычные для Возрождения архитектурные принципы, Микеланджело в известной мере явился основоположником творческой манеры, впоследствии подхваченной в архитектуре итальянского барокко.К крупнейшим архитектурным работам Микеланджело относится достройка после смерти Браманте собора Петра в Риме. Микеланджело, приняв за основу центрическую схему, близкую к замыслу Браманте, внес в ее трактовку новые черты: упростил план и обобщил внутреннее пространство, опоры и стены сделал более массивными, а с западного фасада добавил портик с торжественной колоннадой. В объемно-пространственной композиции спокойное равновесие и соподчиненность пространств проекта Браманте, претворены в подчеркнутое господство основного купола и подкупольного пространства. В композиции фасадов ясность и простота сменилась более сложной и крупной пластикой форм, стены расчленены уступами и пилястрами большого коринфского ордера с мощным антаблементом и высоким аттиком; между пилястрами помещены как бы затесненные в простенках оконные проемы, ниши и различные декоративные элементы (карнизы, пояски, сандрики, статуи и т. п.), придающие стенам почти скульптурную пластичность.

В композиции капеллы Медичи (рис. 9) церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1520г.) выполненные Микеланджело интерьер и скульптуры слились в единое целое. Скульптурные и архитектурные формы полны внутреннего напряжения и драматизма. Их острая эмоциональная выразительность преобладает над тектонической основой, ордер трактуется кaк элемент общего в основе своей скульптурного замысла художника.

Одним из выдающихся римских архитекторов позднего Возрождения является также Виньола - автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры». Наиболее значительными его произведениями считаются замок Капрарола и вилла папы Юлия II (рис. 10) . В период Возрождения тип виллы претерпевает существенное развитие, связанное с изменением ее функционального содержания. Еще в начале XV в. это была загородная усадьба, часто обнесенная стенами, а иногда даже имевшая оборонительные башни. К концу XV в. вилла становится местом загородного отдыхи богатых горожан (вилла Медичи около Флоренции), а с XVI в. она нередко становится резиденцией крупных феодалов и высшего духовенства. Вилла теряет интимность и приобретает характер парадного фронтально - осевого сооружения, раскрытого к окружающей природе.

Вилла папы Юлия II -пример этого типа. Ее строго осевая и прямоугольная по внешним очертаниям композиция уступами спускается по склону горы, создавая сложную игру открытых, полуоткрытых и закрытых пространств, расположенных в различных уровнях. В композиции чувствуется влияние древнеримских форумов и дворов Ватикана.

Выдающимися мастерами венецианской школы позднего Возрождения были Сансовино, построивший в Венеции здание Библиотеки Сан-Марко (начата в 1536г.)- важный компонент замечательного ансамбля венецианского центра, и наиболее яркий представитель классической школы Возрождения - архитектор Палладио.

Деятельность Андреа Палладио (1508 - 1580) протекала в основном в г. Виченце, недалеко от Венеции, где он строил дворцовые сооружения и виллы, а также в Венеции, где он построил в основном церковные здания. Его творчество в ряде построек явилось реакцией на антиклассические тенденции позднего Возрождения. Стремясь сохранить чистоту классических принципов, Палладио опирается на богатый опыт, приобретенный им в процессе изучения античного наследия. Он пытается возродить не только ордерные формы, но целые элементы и даже типы зданий античного периода. Конструктивно правдивый ордерный портик становится главной темой многих его произведений.

В вилле Ротонда, построенной близ Виченцы (начата в 1551г.), мастер достиг исключительной целостности и гармоничности композиции. Расположенные на холме и хорошо видные издали четыре фасада виллы с портиками со всех сторон вместе с куполом составляют четкую центрическую композицию.

В центре находится круглый купольный зал, из которого ведут выходы под портики. Широкие лестницы портиков связывают здание с окружающей природой. В центрической композиции нашли отражение общие стремления зодчих Возрождения к абсолютной законченности композиции, ясности и геометричности форм, гармонической связи отдельных частей с целым и органическому слиянию здания с природой.

Но эта «идеальная» схема композиции осталась единичной. В реальном строительстве многочисленных вилл Палладио большее внимание уделял так называемой трехчастной схеме, состоящей из главного объема и отходящих от него в стороны одноэтажных ордерных галерей, служащих для связи со службами усадьбы и организующих парадный двор перед фасадом виллы. Именно эта схема загородного дома имела в дальнейшем многочисленных последователей при строительстве усадебных дворцов.

В противоположность свободному развитию объемов загородных вилл, городские дворцы Палладио обычно имеют строгую и лаконичную композицию с крупномасштабным и монументальным главным фасадом. Архитектор широко пользуется большим ордером, трактуя его как своеобразную систему «колонна - стена». Яркий пример - палаццо Капитанио (1576г.), стены которого обработаны колоннами большого композитного ордера с мощным, раскрепованным антаблементом (рис. 12) . Верхний этаж, расширенный в виде надстройки (аттикового этажа), придал зданию завершенность и монументальность,

Палладио также широко использовал в своих городских дворцах двухъярусное расчленение фасадов ордерами, а также ордер, поставленный на высоком рустованном цокольном этаже - прием, впервые примененный Браманте и в последующем широко распространенный в архитектуре классицизма.

С конца XIV в. в Западной Европе умножаются признаки приближающегося кризиса феодального способа производства. Непрерывный рост производительных сил и связанное с ним оживление внутренних рынков и внешней торговли сопровождаются развитием товарно-денежных отношений, подтачивавших аграрную базу феодализма. В многочисленных городах закладывались основы господства нового класса, формировалось мировоззрение, идущее на смену идеологии средневековья. Пробуждение наступало постепенно. Но в XV-XVI вв. все многообразные факторы развития новых общественных отношений, зревшие исподволь, как бы объединились в концентрированном усилии свалить феодализм и церковь. Эволюция средневекового общества сломила сопротивление устаревших феодально-теократических схем, и они рухнули, очистив место новым веяниям, в которых вся совокупность общественной жизни и культуры явилась свидетельством наступившего перелома. Этому сложному и противоречивому процессу сопутствовали два явления всемирно-исторического значения: «Возрождение» (Ренессанс) и «Реформация». В обоих случаях эти термины, призванные выразить идейную сущность происшедшего переворота, не раскрывают содержания понятия: как Реформация не была восстановлением первоначальной чистоты христианского вероучения, так и Ренессанс не был возрождением античности.

Пути развития итальянской архитектуры в XV-XVI вв.

Насколько подвижна и трудноуловима завершающая граница архитектурного цикла Возрождения в Италии, ее «Ренессанса», настолько четок и стабилен временной рубеж, которым наука - от Буркгардта до наших дней - продолжает отмечать его начало. Это - 1420 г., появление первой постройки Брунеллеско в «классических» формах (Оспедале дельи Инноченти) и начало широкого художественного движения «rinascimento» («Возрождения») в культуре Флоренции. Начиная историю архитектуры Возрождения в Италии с этой даты, авторы настоящего труда опираются, таким образом, на уже принятую в науке точку зрения, которая твердо базируется на переломном по значению историко-архитектурном событии: первом и решающем обращении архитектуры Флоренции (после периода готики) к заново «открытой» Брунеллеско системе классического ордера. По-своему воссозданный великим флорентийцем классический ордер знаменовал собой победу нового, научного мышления в архитектуре. Был, казалось, вновь открыт утерянный язык архитектуры самой античности, ее метод и средства, которых недоставало зодчим для создания той гармоничности, ясности и человечности образов, к чему стремилось искусство начала века и что в глазах самой эпохи было возрождением «античной» красоты архитектуры. Историческая синхронность новаторского акта Брунеллеско в архитектуре и творческих открытий Брунеллеско, Донателло и Мазаччо в изобразительных искусствах на базе нового научного метода (перспектива, анатомия, светотень) придают убедительность факту начала Ренессанса. Однако в архитектуре обновление, пришедшее с началом «ринашименто», в тот момент было чисто художественным и по существу не затрагивало ее материальных, конструктивно-типологических основ. Ордерная реформа Брунеллеско явилась типическим архитектурным выражением того общего перелома в сфере культуры и идеологии, который знаменует собой переход к Возрождению.

Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки эпохи Раннего и Высокого Возрождения (1420-1520 гг.)

Одним из наиболее передовых городов средневековой Италии и самым ранним очагом новой городской культуры, искусства и зодчества была Флоренция. Планировочная схема Флоренции (рис. 1) четко отражает основные стадии развития города. К античному периоду относится ядро современного города, где сохранилась характерная для римских лагерей прямоугольная планировка с ярко выявленными кардо и декуманус (взаимно-перпендикулярные, пересекающиеся главные магистрали) и центральной площадью на их пересечении. Средневековый период характеризуют сходящиеся лучеобразно к воротам лагеря главные дороги, улицы и свободно выросшие вокруг стен, окружавших древнее поселение, кварталы с обособленной общественной площадью и отдельно стоящим ансамблем собора. Эта территория была защищена вторым рядом стен, за пределами которых город разросся в период начавшегося экономического расцвета (Во Флоренции в XIV в. было около 100 000 человек населения: 30 000 ремесленников-ткачей, 300 башмачников, 150 каменщиков и ковровщиков, 300 адвокатов, 100 судей, 60 лекарей, 100 фармацевтов, 80 менял и др.). Здесь расположено кольцо монастырей, постепенно ставших центрами отдельных районов Флоренции. В период с 1285 по 1388 г. город был обнесен новым кольцом крепостных стен, неоднократно реконструируемых и обновлявшихся в последующие столетия. Многообразные социально-экономические функции городской жизни, прежде ограниченные стенами старого города, выносились за его пределы: новые ансамбли приняли на себя частично функции главного городского центра и стали сами центрами растущих периферийных районов. Наряду с этим намечалось развитие ансамблей нового типа, образовавшихся вокруг приходских церквей и дворцов самых знатных семей Медичи, Ручеллаи, Питти и других, величественные жилища которых вносили новый масштаб в застройку.

Филиппо Брунеллеско

Филиппо Брунеллеско (1377-1446) - первый великий мастер архитектуры нового времени, крупнейший художник, изобретатель и ученый-теоретик. Отец Филиппо, нотариус сер Брунеллеско ди Липпо Лаппи, предназначал его к профессии нотариуса, но по просьбе сына отдал его в обучение к ювелиру Бенинказа Лотти. В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера. В 1405-1409, 1411-1415, 1416-1417 гг. Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры. Свою творческую деятельность он начал как скульптор и участвовал в конкурсе на бронзовые двери флорентийского баптистерия. Одновременно изучал законы перспективы; ему приписывают картины с иллюзорными эффектами, изображающие площади - Соборную и Синьории (1410-1420 гг.). Брунеллеско выполнил ряд инженерных и фортификационных работ в Пизе, Лукке, Ластере, Ренчине, Стадже, Ферраре, Мантуе, Римини и Викопизано. Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417-1446 гг.); Воспитательный дом (с 1419 г.); церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г.) (проект позже перерабатывался); палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство - 1430-1442 гг.); капелла Пацци (с 1430 г.); оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г.); церковь Сан Спирито (начата в 1436 г.). Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440-1444 гг., строилось в 1460-х гг.); палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462-1470 гг. Бенедетто да Майано); капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г.); вилла Питти в Рушано под Флоренцией; второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456-1464 гг. последователями Брунеллеско).

Микелоццо ди Бартоломео

Микелоццо ди Бартоломео (Микелоццо Микелоцци, 1396-1472 гг.) родился во Флоренции в семье портного и в юности работал на монетном дворе. Позднее сотрудничал с Гиберти (в 1420-1424 гг. делал двери баптистерия и статую св. Матвея в Ор Сан Микеле во Флоренции) и с Донателло (наружная кафедра собора в Прато, 1425-1438 гг., купель сиенского баптистерия, 1425 г., гробницы папы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, около 1427 г., и кардинала Бранкаччи в Неаполе, 1426 г.). Выполнил надгробье Арагацци (около 1437 г.) в соборе в Монтепульчано. В течение длительного времени Микелоццо был придворным архитектором семьи Медичи. Главные архитектурные работы: палаццо Медичи (Риккарди) во Флоренции (1444-1452 гг.); виллы в Кафаджоло (1454 г.) и в Кареджи (1459 г.); фасад церкви Сант Агостино в Монтепульчано (с 1432 г.); перестройка монастыря, библиотеки и церкви Сан Марко (1437-1451 гг.); работы в церкви Сантиссима Аннунциата (1444-1455 гг.) во Флоренции, палаццо Строццино там же (1457 г.); капелла Медичи в Санта Кроче во Флоренции (около 1445 г.); табернакли в церквах Сан Миньято (1447-1448 гг.) и Сантиссима Аннунциата (1448 г.) там же; перестройка двора палаццо Веккио во Флоренции (с 1454 г.); банк Медичи и, возможно, капелла Портинари в церкви Сант Эусторджо в Милане (1462-1468 гг., см. стр. 147); перестройка Княжьего двора в Дубровнике (Рагузе, 1462-1464 гг.); не сохранившаяся до нашего времени библиотека Сан Джорджо Маджоре в Венеции. Уже ранние произведения Микелоццо обнаруживают его приверженность к архитектурному направлению, созданному Брунеллеско, и вместе с тем самобытность его дарования, несмотря на заимствование архитектурных и конструктивных приемов Брунеллеско. Усвоив основные черты нового стиля, его ясную расчлененность, тектоничность и жизнеутверждающую силу, Микелоццо вместе с тем упростил и сделал доступнее многие приемы Брунеллеско. В интерьерах Микелоццо стремился не к изысканному лаконизму Брунеллеско, но к богатству и разнообразию декора. То же заметно и в его архитектуре малых форм, к решению которой он часто подходил не как зодчий, а скорее как скульптор.

Леон Баттиста Альберти

Леон Баттиста Альберти - один из наиболее одаренных людей своего времени - архитектор, живописец, поэт, музыкант, теоретик искусства и ученый. Альберти родился в Генуе в 1404 г., умер в Риме в 1472 г. Происходил из знатной флорентийской семьи, изгнанной из родного города; получил образование в Падуе и Болонье. После амнистии 1428 г. поселился во Флоренции, но долгое время жил в Риме при папском дворе. Архитектурные работы: во Флоренции - палаццо Ручеллаи (1446-1451 гг.), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г.), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472-1477 гг.), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456-1470 гг.); в Римини - церковь Сан Франческо (1450-1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена); в Мантуе - церкви Сан Себастьяно (1460-1472 гг.) и Сант Андреа (нач. 1472 г.; купол относится к 1763 г.); в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Теоретические сочинения Альберти - «Десять книг о зодчестве», «Три книги о живописи», «О статуе», «Математические забавы» и др. Трактат о движении тяжестей до наших дней не дошел. Альберти - автор ряда литературных произведений - стихов, диалогов. Альберти, как ученый-теоретик, исключительно широко понимавший роль архитектуры в развитии общества, интересовался в своей творческой деятельности не столько детальной разработкой задуманных им композиций и их реализацией в натуре, сколько проблемной, типологической стороной каждого проекта, предоставляя их осуществление своим помощникам.

Бернардо Росселино

Бернардо Росселино - член семьи потомственных строителей и скульпторов Гамберелли, работал во Флоренции как архитектор и скульптор. Росселино (1409-1464 гг.) был главным архитектором собора Флоренции, достраивал фонарь его купола. Он работал также в Фабриано, Эмполи и Пистойе. Его архитектурные работы: фасад церкви Мизерикордиа в Ареццо (1433-1435 гг.), палаццо Ручеллаи во Флоренции (по проекту Альберти 1446 г.), ансамбль в Пиенце (1459-1463 гг.). В Риме Росселино приписывают кроме не сохранившихся работ для папы Николая V и хора собора св. Петра палаццо Венеция, фасад церкви Сан Марко, лоджию Сан Пьетро; в Сиене - палаццо Пикколомини и палаццо Неруччи. Наиболее значительным произведением Росселино является ансамбль городской площади в Пиенце, небольшом итальянском городе, названном по имени папы Пия II (Эней-Сильвий Пикколомини), который благоустроил и реконструировал свой родной город Корсиньяно. По первоначальному замыслу должен был перестраиваться весь город: урегулирована трассировка улиц, расширены перекрестки, возведены новые дома. По повелению Пия II прелаты покупали в Пиенце землю и сооружали дворцы в соответствии с общим проектом реконструкции. Кроме того, во многих случаях фасады старых домов перестраивали по новой моде. Однако строительство города велось интенсивно лишь в течение пяти лет и было почти прекращено после смерти папы (1464 г.).

Джулиано да Майано. Бенедетто да Майано

Джулиано да Майано - сын каменщика и плотника, был архитектором и мастером деревянной резьбы. Его брат - Бенедетто да Майано - флорентийский скульптор, архитектор и резчик по дереву. Джулиано да Майано (Джулиано Леонардо д’Антонио, 1432-1490 гг.) родился близ Фьезоле, умер в Неаполе. Во Флоренции он руководил деревообделочной мастерской, где работали его братья Бенедетто и Джованни. В 1477-1490 гг. был архитектором собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, в 1490 г. принимал участие в конкурсе проектов фасада собора. С 1466 г. Джулиано да Майано работал главным образом как архитектор во Флоренции, Неаполе, Сиене, Лорето и других городах: палаццо Спаннокки (1473-1476 гг.) в Сиене, палаццо Пацци Кваратези во Флоренции (двор), палаццо дель Капитанио в Сарцане (перестроен), палаццо Веньер в Реканате (лоджия двора), Порта Капуана в Неаполе, собор в Фаенце, капелла Санта Фина в городском соборе Сан Джиминьяно, дворы монастыря Санта Фьоре и Санта Лучилла в Ареццо. Ему приписывают порталы церквей Сан Доменико и Сант Агостино в Реканате (выполнены, вероятно, ломбардскими мастерами). Бенедетто да Майано (Бенедетто ди Леонардо да Майано, 1442-1497 гг.) построил палаццо Строцци во Флоренции (с 1489 г.) и портик церкви Санта Мария делле Грацие близ Ареццо (около 1490 г.).

Кронака (Симоне Поллайоло)

Среди архитекторов, работавших во Флоренции во второй половине кватроченто, заметное место занимает Кронака. Кронака (Симоне Поллайоло, 1457-1508 гг.) с 1475 г. до середины 1480-х годов изучал античность в Риме, затем возвратился во Флоренцию. Архитектурные работы: палаццо Строцци (двор и карниз), палаццо Гваданьи (1503-1506 гг.), церковь Сан Сальваторе аль Монте (1475-1504 гг.) во Флоренции и др. Наиболее крупное его произведение - палаццо Гваданьи. Асимметричный план обусловлен стесненным участком и использованием частей существовавшей постройки, как можно заключить по различной толщине стен здания. Тем не менее Кронака добился общей композиционной четкости при разнообразии интерьеров. Ему удалось сохранить традиционные элементы городского дворца: небольшой двор с лоджиями, парадный въезд и приемные помещения, примыкающие ко двору. Из входного вестибюля в верхние этажи ведет одномаршевая парадная лестница. Четвертый этаж со стороны главного фасада занимает большая открытая лоджия. Каменная кладка стены главного фасада изображена посредством сграффито и инкрустированного рельефа (возможно, что на применение расписного архитектурного декора Кронаку натолкнули аналогичные росписи интерьеров древнеримских памятников). Поверхность фасада превращена как бы в огромное живописное полотно: рельефны только междуэтажные тяги, имитирующие кладку, наличники окон и архивольты. Иллюзорность заставила зодчего ввести изобразительно тектонические элементы, например широкие рустованные столбы по углам фасада. Они обработаны врезанными в углы тоненькими трехчетвертными колонками, а рустованные оконные наличники имеют килевидное арочное завершение.

Джулиано да Сангалло

Самым ярким выразителем архитектурных тенденций второй половины XV в. был Джулиано да Сангалло - архитектор, скульптор и инженер. Джулиано да Сангалло (1445-1516 гг.) родился в семье Франческо Джамберто во Флоренции. Учился (по-видимому, вместе с братом Антонио да Сангалло Старшим) резьбе по дереву, работал во Флоренции, Риме, Милане, Неаполе, Перудже и многих других городах Италии, а также в Южной Франции. Был главным инженером во Флоренции (1497 г.) и главным архитектором строительства собора св. Петра в Риме (1514 г.). С 1503 г. - член цеха каменщиков и плотников. Работал вместе с Антонио да Сангалло (старшим и младшим), с Кронакой и Б. д’Аньоло. Основные постройки: вилла Поджо а Кайяно (1480-1485 гг.); церковь Мадонна делле Карчери в Прато (1485-1491 гг.); во Флоренции - монастырь августинцев (начат в 1488 г.), сакристия церкви Сан Спирито (1488-1492 гг.) совместно с Кронакой, палаццо Гонди (1490-1494 гг.), собственный дом (теперь палаццо Панчатики Хименес, 1490-1498 гг.), двор и фасад церкви Маддалена де’Пацци (начат в 1492 г.), палаццо Строцци (1489-1505 г.) совместно с Б. да Майано и Кронакой; купол церкви в Лорето (1490-1500 гг.). Участвовал в возведении фортификационных сооружений в Валь д’Эльза (1479 г.), Сарцане (1483-1488 гг.), Борго Сан Сеполькро, Кортоне, Ареццо, Пизе и Ливорно. (1509-1512 гг.). Основные архитектурные проекты и модели: модель дворца в Неаполе (1488 г.); модель палаццо Строцци (1489-1490 гг.); модель дворца Лодовико Моро в Милане (1492 г.); модель дворца для Карла VIII (1494-1496 гг.); модель галереи купола собора во Флоренции с Баччо д’Аньоло; проект Сапиенцы в Сиене (1492 г.); проект дворца Медичи на пьяцца Навона в Риме (1513 г.); шесть вариантов проекта фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1515-1516 гг.); проект собора св. Петра в Риме (1467-1472 гг.).

Лучано да Лаурана

Лучано ди Мартино да Лаурана (около 1425-1479 гг.) происходил родом из местечка Врана, близ Задара. Его славянское имя - Луциан из Враны; о годе его рождения и деятельности на родине сведений нет. В 1465 г. он находился при дворе Сфорца в Пезаро и в том же году переехал в Мантую. В документах 1467 г. именуется инженером и архитектором урбинского герцога Федериго да Монтефельтро. В 1468 г. Лаурану назначили главным архитектором урбинского дворца. В 1472 г. он по неизвестным причинам покинул Урбино и стал в Неаполе начальником артиллерии короля Ферранте. Кроме урбинского дворца, Лаурану считают без достоверных оснований автором палаццо Префетиццио в Пезаро (Фабрицци, Виллих). Лауране приписывают так называемые ведуты - картины с изображением идеального города; из скульптурных работ - некоторые камины урбинского дворца (А. Вентури). Самым крупным произведением Лаураны является Палаццо Дукале в Урбино. Композиция этого комплекса усложнена его двойственным назначением - парадного дворца и укрепленной герцогской резиденции, а также наличием старого средневекового дворца и укреплений, которые нужно было включить в новый ансамбль, расположенный на возвышенности.

Франческо ди Джорджо Мартини

Франческо ди Джорджо Мартини в молодости работал на родине, в Сиене, преимущественно как живописец и строитель крепостей. В Урбино он работал как военный инженер и архитектор около десяти лет. Позже строил в Губбио, Иези и Анконе. Последние годы провел на родине, выезжая в Неаполь и Милан, где встречался во время экспертизы по строительству собора с Леонардо да Винчи. В конце жизни написал архитектурный трактат. Основные архитектурные работы: руководство строительством урбинского дворца по проекту Лаураны и, вероятно, самостоятельная отделка некоторых помещений (1475-1480 гг.), дворец в Губбио (1476-1479гг.), палаццо дельи Анцизни в Анконе (1486г.), палаццо дель Комуне в Иези (1486 г.), церковь Сан Бернардино близ Урбино (между 1482 и 1491гг.), церковь Санта Мария дель Кальчинайо близ Кортоны (1485 г.). Некоторые авторы приписывают ему наряду с Лаураной постройку палаццо Префеттицио в Пезаро. Франческо были надстроены башни главного фасада урбинского дворца, завершен висячий сад, продолжен к югу восточный фасад и начато строительство двора, получившего название Кортиле дель Пасквино, с частично заложенной впоследствии семиарочной лоджией. Ему же следует приписать в разных частях дворца богатые обрамления окон и порталов в виде двух каннелированных пилястр, несущих полный трехчастный антаблемент. Под его руководством были также более пышно отделаны внутренние помещения дворца в соответствии с изменившимися вкусами владельца.

Архитектура Венеции эпохи Раннего и Высокого Возрождения (1420-1520 гг.)

Новые тенденции в архитектуре Венеции проявились только в последней четверти XV в. До этого времени она находилась под влиянием средневековых строительных традиций городов северного побережья Адриатики (Падуя и др.), Византии и в большой мере Востока. Поэтому первые три четверти XV в. в Венеции получили широко распространенное название «венецианской готики», тогда как последняя четверть этого века обычно именуется «ранним венецианским Возрождением». Границы между этими периодами не всегда четко определены (ср. рис. 4, 6, 7.). Венеция была крупнейшим торговым посредником между Западом и Востоком, что способствовало быстрому экономическому расцвету и политической самостоятельности этой торгово-аристократической республики и обусловило установление прочных культурных связей с рядом стран Ближнего и Среднего Востока. Этими особенностями развития Венеции вызвано появление в ее архитектуре в XI-XIV вв. различных типов культовых зданий: пятикупольного, центрического, базиликального и других. Немалую роль в сложении характерных черт венецианской архитектуры сыграли природные условия - строительство было возможным только на островах или в мелководных частях лагуны, где возводили сооружения на сваях. Это получило выражение не только в легком облике зданий, строившихся преимущественно из кирпича, но и в городском плане, характеризующемся отсутствием регулярности, узостью улиц, функции которых в основном перешли к каналам, и необычайной теснотой застройки (рис. 1, 2). Жилые дома стояли вплотную по сторонам каналов, и открытый характер их фасадов с лоджиями и частыми окнами определялся островным положением города, защищенного морем.

Архитектура Рима эпохи Раннего Возрождения

На протяжении всего XV в. в Риме шла непрекращавшаяся борьба папства против римской знати и истощенных городов Италии, которые встретили возвратившегося из Авиньона главу церкви рядом антипапских восстаний. Наиболее могущественные патрицианские семьи, владевшие обширными землями в Лациуме, сделали Рим ареной политических схваток за власть; в XV в., как и раньше, они неоднократно выступали против того или иного папы, демагогически возглавляя восстания горожан (для которых изжившая себя городская коммуна еще сохранила былой ореол демократизма) с целью захвата папского престола или выгодных церковных должностей. Отдельные представители римской знати и папы обращались за поддержкой к иностранным властителям: испанскому и французскому королевским домам, враждовавшим из-за неаполитанского наследства и всегда готовым захватить итальянские города и области, вследствие этого подвергавшиеся постоянным разграблениям. Моменты затишья вновь сменялись усобицами. В этой сложной обстановке мелкие итальянские города постепенно потеряли свое экономическое могущество и политическую самостоятельность. К концу XV в. вокруг Милана, Флоренции, Венеции, Рима и Неаполя образовалось пять наиболее крупных государств. Но торгово-промышленные и ростовщические центры - Милан, Флоренция и Венеция - постепенно теряли зарубежные рынки, в то же время римское церковное государство политически все более укреплялось. Значение Рима в общественной и художественной жизни быстро возрастало. Обмирщение идеологии проникло далеко, угрожая главным источникам доходов курии. Гуманизм и возрождение положительных знаний расшатывали обветшалое мировоззрение церкви. Поэтому наиболее дальновидные представители папства с большой решимостью старались использовать те настроения общества, которые они оказались бессильными преодолеть (гибкость и приспособленчество всегда были свойственны католицизму). Гуманистов начинают широко привлекать к работе в курии; со второй половины XV в. Рим поспешно менял свои средневековые одежды на новые. В руках пап к концу века снова сосредоточились огромные средства и вся полнота политической власти в Риме и в зависевших от него обширных владениях.

Архитектура Милана и Ломбардии эпохи Раннего и Высокого Возрождения (1420-1520 гг.)

Наряду с тектоничностью, монументальной конструктивностью и строгой ясностью мысли, характерными для основного, наиболее важного и жизненного направления в итальянской архитектуре кватроченто, в ней развивалось и другое течение, отличавшееся ненасытной жаждой декоративного богатства и любовью к детали. В то время, как первое течение, с поразительной силой намеченное Брунеллеско, продолжалось в творчестве Альберти, Джулиано и Антонио да Сангалло, Лучано да Лаурана и Франческо ди Джорджо Мартини и понемногу охватывало центральную Италию, достигая на севере Мантуи, второе направление, исходящее из Ломбардии и к середине века проникшее (как показано выше) в Венецию, было ограничено пределами северной Италии. Здесь сказывалась упорная приверженность к традиционным методам и формам североитальянской готики. Новое мировоззрение, упоение жизнью и радостное любование миром во всей его многокрасочности ярко выразились здесь в неукротимой расточительности, изобилии декора и полихромии, ради которых зодчие нередко жертвовали тектонической ясностью своих сооружений. Свободное сочетание романских, готических, византийских и раннехристианских архитектурных форм породило своеобразный, разнородный, подчас атектоничный, но пленяющий своей живописностью северный вариант итальянского зодчества кватроченто, достигший апогея в капелле Коллеони в Бергамо и в павийской Чертозе. В последней четверти XV в. в североитальянской архитектуре произошел крутой перелом, история которого недостаточно изучена, а значение часто недооценивается. Постройки этого периода говорят о серьезных изменениях во вкусах общества и самих строителей, возвращавшихся от увлечения декором к более глубоким и содержательным проблемам. В Ломбардии стали настойчиво разрабатывать центрический монументальный тип композиции, до этого встречавшийся только в творчестве тосканских мастеров.

Донато Браманте (Милан. Ломбардия)

Донато Браманте (1444-1514 гг.) родился в Монте Асдруальдо (теперь Ферминьяно) близ Урбино. В 1477 г. Браманте участвовал в росписи фасада палаццо дель Подеста в Бергамо. В Милане он также сначала занимался живописными работами. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г.); с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г.), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г.). Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г.) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г.), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487-1488 гг. - примерно до 1492 г.), участвовал в обсуждении проблем, связанных с куполом Миланского собора. В 1493 г. Браманте уехал из Милана. После возвращения им возведены в герцогской резиденции в Виджевано капелла в церкви Сан Франческо, палаццо делле Даме и лоджия; полагают, что по его проекту выполнена также башня замка и находящаяся перед ним окруженная аркадами площадь. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. В 1499 г. после взятия Милана французами и падения Сфорца Браманте переехал в Рим, где первоначально был занят живописью, зарисовками и обмерами античных памятников. Первые архитектурные работы - двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500-1504 гг.) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима. Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. Крупнейшим творением Браманте является собор св. Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти. Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г.), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в.), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510-1514 гг.). Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др.

Архитектура Рима эпохи Высокого Возрождения (первая четверть XVI в.)

К концу XV и началу XVI вв. некогда передовые итальянские города, породившие вместе с новой городской культурой и новую архитектуру, переживали экономический застой и глубокие социальные сдвиги. Внутренние рынки Италии были ограничены, а внешние сужались вследствие турецких завоеваний и развития промышленности в других странах Европы. Торговля, а с ней и промышленность падали, и ведущая роль в итальянских государствах переходила от банкиров и купцов к феодальным властителям и к земельному дворянству. Все это в сочетании с войнами, потрясавшими страну с последнего десятилетия XV в., привело к заметному ограничению спроса на произведения искусства и к резкому свертыванию строительной деятельности. Архитекторы, резчики и другие мастера строительного дела, как и художники, потянулись из разных городов ко дворам наиболее благополучных властителей. В течение первых двух десятилетий XVI в. центр архитектурного процесса в Италии переместился в столицу папского государства - в Рим. Кардиналы и папская курия были в те годы самыми устойчивыми заказчиками для художников и строителей. Но лучшие художники и зодчие Италии тянулись в Рим не только в надежде на щедрых вельмож. Захватнические войны, разорявшие разрозненные государства страны, привели к недолгому подъему национального самосознания, до того намечавшегося лишь в среде немногих передовых деятелей итальянской культуры. Папское государство, как центр международной католической церкви, многим представлялось ядром Италии, вокруг которого она могла бы объединиться. Элементы национального самосознания в Италии проявились и в искусстве, и в тенденции к единому архитектурному стилю. У лучших и передовых людей того времени единство культуры неразрывно связывалось с идеей политического объединения. Эта идея более или менее сознательно присутствовала также в проповедях Савонаролы (1452-1498 гг.), который, опираясь на мелкую буржуазию и на бедноту, в течение почти десяти лет правил Флоренцией и тщетно призывал к церковной реформе и к очищению нравов ради спасения отечества, в деятельности и в сочинениях Макиавелли (1469-1527 гг.),искавшего спасения в неограниченной диктатуре идеального «князя», и, наконец, даже в беззастенчивой политике папы Александра VI и его прославившегося своими злодеяниями сына, Цезаря Борджиа, который мечтал стать во главе единой итальянской империи.

Донато Браманте (Рим)

В начале XVI в. папство отпускало для строительства огромные средства на благоустройство и украшение города, на пробивку новых улиц и т. д. Один за другим сюда приезжали архитекторы, художники, скульпторы, резчики по дереву, каменных дел мастера. Кроме живших в Риме престарелых Джулиано да Сангалло и Фра Джокондо, сюда приехали Донато Браманте, Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело Буонаротти, Андреа и Якопо Сансовино, Джованни да Удине и др.; здесь же работал римлянин Джулио Романо. Среди этих мастеров особое место занял Браманте, который сыграл такую же основополагающую роль в кульминационном этапе развития гуманистической архитектуры, какую Брунеллеско сыграл в начальном. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, - палаццо Канчеллерия (1483-1526 гг.), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения - Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением.

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти, величайший живописец, работавший в Риме с Браманте, на протяжении 1514-1520 гг., несомненно, был самым значительным зодчим Италии. Рафаэль (1483-1520 гг.) родился в Урбино - одном из культурных и художественных центров Италии. С 1500 г. Рафаэль работал в мастерской Перуджино, где в 1504 г. написал «Обручение Марии» («Спозалицио», ныне в музее Брера в Милане); в 1505 г. переехал во Флоренцию, где выполнил много живописных работ. Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. 18), «Парнас», и «Три добродетели» (1509-1511 гг.), и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511-1514 гг.), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой. Фрески третьей станцы исполнялись в значительной части учениками мастера по его рисункам. Четвертую станцу, так называемую «Залу Константина», заканчивали ученики уже после смерти Рафаэля (1517-1525 гг.). К первым архитектурным произведениям Рафаэля относится церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (начата в 1509 г.) и капелла семьи Агостино Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512-1520 гг.). С 1514 г., после смерти Браманте, архитектурная деятельность Рафаэля стала интенсивней, он был назначен руководителем строительства собора св. Петра (с апреля 1514 г. - временно, с августа - при консультации Фра Джокондо, с июля 1515 г. - главным архитектором), участвовал в конкурсе на фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции, достраивал начатый Браманте двор Сан Дамазо в Ватикане, одновременно расписывая вместе с учениками его лоджии (окончены в 1519 г.). Много работ было выполнено Рафаэлем для Киджи: помимо участия в строительстве виллы «Фарнезина» (начата в 1509 г.; многие исследователи приписывают ее полностью Рафаэлю) и в ее росписях («Триумф Галатеи», 1515; плафон с историей Психеи, 1518), он построил в том же районе Трастевере еще несколько зданий, из которых частично сохранились лишь конюшни на улице Лунгара. В последние годы жизни Рафаэля по его рисункам различными мастерами было построено несколько дворцов: палаццо Видони-Каффарелли; палаццо да Брешия и палаццо дель Аквила в Риме (окончены в 1520 г.); палаццо Пандольфини во Флоренции (1516-1520 гг.). Под Римом было начато строительство виллы Мадама (с 1517 г.). В августе 1515 г. Рафаэль, увлекавшийся с момента своего приезда в Рим изучением античных памятников, был назначен вместо умершего Фра Джокондо хранителем римских древностей.

Бальдассаре Перуцци

Бальдассаре Перуцци - живописец, декоратор и архитектор, работавший в Риме одновременно с Браманте и Рафаэлем, обычно упоминается в истории зодчества как один из мастеров высокого Возрождения. Перуцци (1481-1536 гг.) родился в Сиене, где расписал, вероятно в качестве помощника Пинтуриккио, капеллу Сан Джованни в соборе (1501 г.) и построил дворик оратории св. Екатерины. Первый период пребывания в Риме (1503- 1527 гг.) он начал с изучения и зарисовок античных памятников. Перуцци были выполнены многочисленные живописные, архитектурные и декоративные работы: роспись капеллы в церкви св. Онуфрия (вместе с Пьетро д’Андреа из Вольтерры), строительство виллы Фарнезина (1509-1511 гг.) и роспись зала во втором ее этаже, фасад церкви Сан Пьетро ин Монторио, роспись капеллы Понцетти в церкви Санта Мария делла Паче (1516-1517 гг.), модель купола собора и укрепления в Карпи (1515-1520 гг.), проект церкви Сан Джованни деи Фьорентини (участие в конкурсе 1520 г.), рисунки костюмов и декораций для представления комедии «Каландры» (1520 г.), рисунки и модель фасада собора Сан Петронио в Болонье (1522 г.), строительство виллы для кардинала Тривульцио вблизи Тиволи (1521-1524 гг.), планы замка Капраролы (те же годы), строительство палаццо Спада (1523-1530 гг.) и Оссоли (около 1525 г.) в Риме. С 1520 г. Перуцци был назначен коадъютором строительства собора св. Петра. При разграблении Рима Перуцци был взят в плен и выпущен за выкуп, после чего возвратился в Сиену, где был назначен главным архитектором республики (с июля 1527 г.) и работал над строительством укреплений и собора (с 1529 г.). С 1534 г. Перуцци был назначен главным архитектором собора св. Петра и начал строительство палаццо Массими (1535 г.). В Монтепульчано он строил палаццо Риччи и Контуччи. По сообщению Вазари, Перуцци начал книгу о римских древностях и комментировал Витрувия.

Одна из первых построек Возрождения - Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436). Архитектор Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Phillipi. 1377-1446 гг.)

15-16-е века благодаря географическим открытиям стали переломным моментом в истории европейской цивилизации. Росла мировая торговля, развивались ремесла, увеличивалось городское население, увеличивались объемы строительства. Развитие получила наука, литература, искусство. Архитектура итальянского Возрождения тоже была обязана экономическому росту, а также ослаблению влияния церкви. Название стилю дал художник, исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих" (1568 г.) Джордано Вазари. С его точки зрения, которую поддержало большинство архитекторов того времени, Средневековье было периодом упадка, характеризовавшегося варварством племен, разрушившим Римскую империю, а вместе с ней и античное искусство. Именно он написал о возрождении искусства Италии, рассматривая эпоху Средневековья как период невежества, который пришел следом за крахом античного искусства. Позднее этот термин стал использоваться для обозначения эпохи появления нового стиля в искусстве, которое возникло в Италии в 16-м веке, а затем стало модным в других европейских странах. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса; есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. В отличие от средневековых архитекторов, мастера архитектуры итальянского Возрождения старались отразить в зодчестве саму античную философию, характерную для Древней Греции и Древнего Рима: преклонение перед красотой природы и человека, реалистическое мировоззрение. Архитектура Возрождения в Италии характеризуется симметрией, пропорциональностью, строгостью ордерных систем. В этом стиле строятся не только храмы, но и общественные сооружения: учебные заведения, ратуши, дома купеческих гильдий, рынки. В 16 веке в Италии появляется новые типы городского и загородного дворца - палаццо и вилла. Изменился и состав заказчиков: в Средневековье основными заказчиками были церковь, феодалы, теперь заказы поступают от цеховых объединений, гильдий, властей города, знати.

Основатель архитектуры итальянского Возрождения

Отцом-основателем архитектуры Возрождения считается архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески.

Первым сооружением архитектуры итальянского Возрождения стал купол Флорентийского собора (1420-1436 гг.) В конструкции этого купола Брунеллески воплотил новые идеи строительства, которые было бы трудно реализовать без специально разработанных механизмов. В этот же период, в 1419—1444 гг., Брунеллески занимался строительством Воспитательного дома для сирот - «Приюта для Невинных».

Воспитательный дом (1419—1444 гг.) Архитектор Брунеллески

Закон линейной перспективы означает особенность человеческого восприятия удаленных объектов, их пропорций и форм.

Это было одним из первых зданий в Италии по своей конструкции напоминавшее постройки античности. Именно Брунеллески приписывают открытие закона линейной перспективы, возрождение античных ордеров в архитектуре итальянского Возрождения. Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. Таким образом, Брунеллески возродил в архитектуре Возрождения в Италии античные традиции, взяв их за основу при создании нового типа зодчества. Идеи Брунеллески совпали с новыми направлениями философии общества: на смену средневековым запретам, презрению всего земного в этот период приходит интерес к реальности и человеку.

Золотое сечение - это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой - меньшей), заключенными в общей величине. При этом отношение большей величины к меньшей соответствует отношению общей величины к большей из двух соотносящихся величин. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. до н.э.) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1,6180339887.

Периоды в архитектуре итальянского Возрождения

Различаются несколько этапов развития Возрождения в итальянской архитектуре: ранний - 15 век, зрелый - 16 век и поздний. В раннем периоде элементы готики еще присутствовали в зодчестве, сочетаясь с античными формами, а в зрелом периоде элементы готического стиля уже не встречаются, предпочтение отдается архитектурным ордерам и пропорциональным формам, в позднем периоде Ренессанса уже чувствуется веяние нового стиля барокко. Ранний период. Основным принципом итальянского Ренессанса стала симметрия сооружения в плане, равномерное распределение архитектурных элементов: порталов, колонн, дверей, окон, скульптурных композиций и декора по периметру фасада. Архитектура Возрождения в Италии в ранний период своего развития в основном связана с Флоренцией. Именно здесь в 15 веке строились дворцы для знати, храмовые сооружения, общественные здания. Во Флоренции в 1420 г. архитектор Филиппо Брунеллески начал возводить купол собора Санта Мария дель Фиоре, в 1421 г. он перестраивает Сан-Лоренцо и работает над возведением капеллы - Старой Сакристии. В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Капелла Пацци во Флоренции - также работа Брунеллески, считается одним из наиболее изящных строений раннего Возрождения. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой.

Церковь Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) была освящена еще Св. Амброзием в 393 г. В 1060 г. была переделана в романском стиле. В 1423 г. перестроена Брунеллески в стиле раннего Возрождения.

В 1452 г. архитектор Микелоцци заканчивает строительство дворца Медичи (Palazzo Medici Riccardi) во Флоренции. Альберти проектирует дворец Ручеллаи (Palazzo Rucellai, спроектирован в 1446 и 1451 гг.), Бенедетто де Майано и Симон Полайола достраивают дворец Строцци (Palazzo Strozzi, 1489—1539 гг.

Микелоцци - (Микелоццо, Michelozzi, 1391(1396)—1472 гг.) — флорентийский архитектор и скульптор, ученик Брунеллески.

Альберти Леон Баттиста - (Alberti, 1404-1472 гг.), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. В своих творениях широко использовал античное наследие, применяя волюты и ордерную систему.

Бенедетто да Майано - настоящее имя: Бенедетто да Леонардо д’Антонио (Benedetto da Maiano), 1442 — 1497 гг.) - итальянский скульптор. Симон Полайола (Simone del Pollaiolo (1457 - 1508 гг.)) - флорентийский архитектор. Высокое Возрождение.


Дворец Медичи. Архитектор Микелоцци. Построен для Козимо Медичи иль Веккио в период в 1444 - 1464 гг.

Дворец Ручеллаи - заказ мецената Джованни Ручелаи. Проект Леона Батиста Альберти 1446-1451 гг. Возведен Бернардо Росселино

Дворец Строцци. Здание было построено Бенедетто де Майано по заказу Филиппо Строцци в 1489—1539 гг. Образцом послужил дворец Медичи (Палаццо Медичи-Риккарди) Микелоцци

В этих сооружениях общая схема пространственного решения. У каждого из них три этажа, есть внутренний двор с арочными галереями. Стены имеют этажные членения, обработаны рустом или декорируются ордером. Фасад выложен кирпичной кладкой.

Микелоцци - (Микелоццо, Michelozzi, 1391(1396)—1472 гг.) — флорентийский архитектор и скульптор, ученик Брунеллески. Альберти Леон Баттиста - (Alberti, 1404-1472 гг.), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. В своих творениях широко использовал античное наследие, применяя волюты и ордерную систему. Бенедетто да Майано - настоящее имя: Бенедетто да Леонардо д’Антонио (Benedetto da Maiano), 1442 — 1497 гг.) - итальянский скульптор. Симон Полайола (Simone del Pollaiolo (1457 - 1508 гг.)) - флорентийский архитектор. Высокое Возрождение.

Торговля Италии с Востоком прервалась в конце 15 века из-за завоевания турками Константинополя. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Особых вершин этот стиль достигает в Риме, где великие зодчие сформировали общий подход к строительству сооружений, основанный на использовании архитектурных ордеров. Для архитектуры высокого Возрождения характерны кубические формы домов, внутренний замкнутый двор. На фасадах делали рельефные оконные наличники, украшенные полуколоннами и имеющими треугольные и луковые фронтоны. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг.) - один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Его творчество получило свое развитие в Милане, который считался консервативным городом, где сохранились традиции кирпичного строительства и декора из терракоты. В тот же период в Милане работал Леонардо да Винчи, и его творчество, несомненно, оказало влияние на произведения Браманте. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане.

Церковь Санта Мария прессо Сан Сатино в Милане (1479—1483 гг.) Архитектор Донато де Анжело Браманте

Им была также перестроена часовня Сан Сатино: архитектор сделал из крестообразной постройки круглую, оформленную декоративными элементами. После переезда в Рим Браманте построил храм Темпьетто (монастырь Сан Пьетро ин Манторио) в 1502 г., оформил двор церкви Санта Мария дела Пачи.

Храм Темпьетто (Tempietto). Архитектор Браманте

В 1505 г. Браманте, занимающий должность главного архитектора, начал работать над папским дворцовым комплексом Бельведер - резиденция рядом с Ватиканом. К его работам относится палаццо Капирини (Palazzo Caprini) - дом Рафаэля (House of Raphael) - спроектирован приблизительно в 1510 г., в 1517 г. был куплен Рафаэлем. До настоящего времени дом не сохранился.


Palazzo Caprini в гравюре Антуана Лафрери. Архитектор Браманте

Рафаэль Санти (Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo, 1483 —1520 гг.) — итальянский живописец, архитектор.

В последние годы жизни архитектор занимался проектированием собора Святого Петра в Риме. Архитектурные элементы и приемы, использованные архитектором, применялись мастерами итальянского Ренессанса при сооружении вил и городских зданий. После Браманте огромной славой в период развития архитектуры высокого Возрождения пользовался Рафаэль.

Первый проект Рафаэля - церковь Сант Элиджо дельи Орифичи (Chiesa di S. Eligio degli Orefici, начало 16 в. Впоследствии церковь перестраивалась. Купол создан Б. Перуцци, нынешний фасад - Ф. Понцио (17 в)).


Церковь Сант Элиджо дельи Орифичи

По заказу папского банкира Киджи он пристроил капеллу к церкви Санта Мария Дель Пополо. В Палаццо дель Аквила он создал новый тип фасада: понизу шла ордерная аркада, бельэтаж обрамлен окнами, нишами со скульптурами, лепниной.


В палаццо Ландольфини во Флоренции архитектор придумал еще один вид оформления фасада: широко раздвинутые, богато декорированные окна, сочетались с гладко оштукатуренными стенами, дополнял облик карниз с широким фризом, рустрированные углы и портал. Рафаэль создал проект виллу Мадама для кардинала Джулио Медичи, позднее ставшим папой Клементом Седьмым. Вилла была построена на склоне Монте-Марио на западном берегу реки Тибр к северу от Ватикана. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. Вилла осталась незавершенной: к этому времени закончили строительство только одного крыла П-образной формы. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. Нынешнее название сооружение получило в честь Маргаты Пармской - жены племянника папы Климента Седьмого - Александра Медичи, первого герцога Тосканы.


Вилла Мадама (Villa Madama) — загородная вилла кардинала Джулио де Медичи (папа Климент Седьмой

С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Затем строительство собора Святого Петра, возведение которого возобновилось в 1534 г., возглавил Антонио да Сагалло - младший, после него руководство перешло к Микеланджело, приход которого послужил толчком к развитию позднего этапа в архитектуре итальянского Возрождения. Этот этап ознаменовался проведением различных архитектурных экспериментов с формами, частотой расположения колонн и других архитектурных элементов на фасаде, усложнением деталей, появлением сложных линий. С 1530 г. процесс после разграбления Рима процесс развития архитектуры итальянского Возрождения получил другие направления. Некоторые зодчие пытались восстановить утраченное величие Вечного города: например, Перуцци, Антонио да Сангалло-младший - представители старшего поколения зодчих Возрождения, вернулись в Рим после его падения и попытались найти компромисс между античными принципами и новыми веяниями.

Перуцци - Перуцци Бальдассаре (Peruzzi Baldassare, 1481-1536 гг.) Итальянский художник и архитектор. Работал с Донато Браманте и Рафаэлем. Перуцци в своем творчестве сочетал традиции Высокого Возрождения с идеями маньеризма. Антонио да Сангалло-младший - (Antonio da Sangallo il Giovane; 1484 —1546 гг. настоящее имя Антонио Кордини (итал. Antonio Cordini))— флорентийский архитектор эпохи Возрождения. Исследователи относят его также к основателям стиля барокко из-за создания необычных конструкций: например, фасада с наклоном вперед в Цекка веккиа (Банко ди Спирито), дугообразного цоколя палаццо Фарнезе.

Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. В середине 16 века в Тоскане появляется группа, объединившая мастеров, творчество которых относят к направлению маньеризма. Многие представители этой группы были учениками Микеланджело, однако, позаимствовав у него некоторые художественные приемы, они утрировали и гипертрофировали их, при этом нарушение некоторых канонов античного стиля, являвшееся выражением замыслов великого мастера, для них стало самоцелью. Итальянские архитекторы эпохи Возрождения заимствовали в своих проектах характерные приемы и элементы римской классической архитектуры, применив их не только в храмовых, но и в городских, загородных домах зажиточных граждан, общественных строениях. План зданий определялся прямоугольными формами, симметрией, пропорциональностью, фасад был симметричен относительно вертикальной оси, декорирован пилястрами, карнизом, арками, увенчан фронтоном. Развитие итальянской архитектуры Возрождения характеризовалось появлением строительных материалов и технологий, у архитекторов появился персональный узнаваемый стиль, сделавший их известными. Архитектура Возрождения в Италии прошла полный этап развития - от раннего до позднего, создавшего предпосылки для появления нового стиля - барокко. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу.