Вандализм или искусство? Зачем люди рисуют граффити. Интервью с граффити командой "Зачем!?"

«Зачем» – одна из самых знаковых и известных граффити-команд в истории российского стрит арта. Начав рисовать на московских улицах еще в конце 90-х, они до сих пор продолжают заниматься любимым увлечением в свое удовольствие.

Сегодня команду хорошо знают за пределами узких кругов стрит артеров и райтеров. Огромное количество «фирменных» надписей, а также рисунков членов банды по отдельности встречается на стенах Москвы и множества других городов.

Немного истории

Полноценная команда «Зачем» появилась далеко не сразу. Началось все с Дмитрия Позе, а еще точнее – с его детства.

В одном из интервью он рассказывал, как еще вначале 90-х они с сестрой завели собственную традицию: оставлять везде, где они лазили и бывали, свои монограммы. В ход шли обычные мелки и фломастеры. И только годы спустя благодаря журналам Позе открыл для себя мир настоящего граффити.

Так к концу 90-х Позе с приятелем придумали свою команду – ТМС. В Москве началась волна тегов, а позднее – трейнрайтинга. Приобретала известность и мекка уличных художников – автосервис, со временем выросший в Граффити Маркет.

Позе, Мост из CGS и Сta из T4R начали целенаправленно заниматься бомбингом. Тогда и закрались первые мысли о будущем альянсе «Зачем». В тот же вечер новообразованную команду повязали и увезли в отделение. Вопрос «зачем вы это делаете» стал главным на тот вечер. Кто-то нацарапал слово «зачем» на стене КПЗ, вызвав новую волну негодования и недоумения. Естественно, все сомнения насчет названия команды (если таковые и были) отпали сами собой.

Go Vegas

Только в последние годы граффити начинает прорываться за рамки, постепенно уравнивая позиции с искусством в его более традиционных проявлениях. Задолго до этого широкие массы относились к уличным рисункам исключительно как к вандализму, а в лучшем случае – просто не замечали их, ежедневно проходя мимо.

Независимо от так называемой объективной художественной ценности той или иной работы, райтерам всегда было непросто в своем самовыражении. Именно поэтому они продолжали объединяться в целые сообщества, стремясь к поиску единомышленников, реализации глобальных идей и творческого потенциала. Именно так появился альянс Go Vegas, в которые помимо команды «Зачем» также входили ИСК, БТК, СТБ, 731 и многие отдельные художники.

В двухтысячных мир увидел журнал Go Vegas, а затем была создана мощная и обширная база работ участников.

Фильмы

Помимо художественной деятельности, среди достижений команды – несколько видеороликов и фильмов.

  • «Зачем: рисунки и развлечения на скорую руку». Первый, но не последний, более чем часовой фильм московской команды.
  • «Гоп-стоп». Выпущенный в 2004-м году двухчасовой фильм, который произвел настоящий фурор и стал культовым для уличной тусовки. Помимо «Зачем» в нем также участвовали команды ИСК, РУС, MDT, CGS, ВТК, FACT и другие. В числе локаций – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Харьков, Прага и еще целый ряд городов. Сложно найти более наглядную иллюстрацию столичной уличной жизни начала нулевых.
  • «Девиантное поведение». Наверное, самый нашумевший экспериментальный документальный фильм 2011-го года, посвященный природе антисоциальных поступков в разрезе уличного искусства. Проект полностью посвящен моральному аспекту и проблеме вандализма, но при этом не дает никаких критических оценок, позволяя зрителю принимать собственные решения. В течение часа художники расписывают московские улицы фирменными тегами, рассуждая о командной работе, вандализме, прикладном деконструктивизме, тонкостях искусства в рамках городского пространства. После интернет-премьеры «Девиантное поведение» собрало более 250 тысяч просмотров, попав не только в российские, но и европейские интернет-издания и тематические блоги.

Говоря о «Зачем», нельзя не упомянуть еще один проект: «Дети проходных дворов», фильм 2006-го года, посвященный команде в частности и проблемам уличных активистов в целом.

Несмотря на флер некой неоднозначности, окружающий большинство подобных команд, недооценить вклад «Зачем» в развитие граффити-культуры России практически невозможно.

Как провести грань между хулиганством и творчеством? Теггинги (надпись оригинальным, чаще выпуклым шрифтом) и бомбинги (рисунки на скорую руку) встречаются на улицах Белгорода в немалом количестве, а вот действительно достойных полноцветных картин (муралов ) – единицы. В остальном же здания областного центра пестрят символами религиозной и футбольной тематики, предложениями о замужестве и нелитературными изречениями.

«Ничего общего с граффити эти изображения не имеют», – уверяют местные искусствоведы.

За годы своего существования граффити накопило в себе больше ста различных видов и течений. Разобраться в причудливых сплетениях линий и букв порой могут только сами графферы (райтеры ). Но и они постоянно спорят о том, что из современных настенных изображений достойно внимания, а что нет.

Долгое время граффити ассоциировалось исключительно с незаконным нанесением сомнительных рисунков на все доступные урбанистические поверхности. Но в последнее десятилетие его всё чаще называют модным искусством. И всё чаще городские администрации добровольно выделяют площадки на растерзание молодым талантам.

Анонимно и массово

Граффити сегодня – одна из самых свободных форм художественного самовыражения. В отличие от галерейных, эти рисунки доступны тысячам белгородцев на открытом пространстве городских улиц. Молодые люди, рисующие в этом стиле, стремятся к тому, чтобы их работы заметили как можно больше народу. Отсюда и система авторских знаков – тегов (англ. tag ), которые сопровождают почти все граффити.

Творить уличные художники предпочитают в тёмное время суток: полиции – меньше, романтики – больше. В правоохранительные органы можно попасть по ст. 213 «Хулиганство» или 214 «Вандализм» УК РФ за «осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах».

Да и сам хозяин разукрашенного имущества вряд ли оценит полёт мысли создателя. Ситуация обострилась после появления в городе надписей с номерами телефонов, по которым предлагают купить наркотики. Ведь это уже не обычное хулиганство.

Компетентное мнение

Наталья Гончаренко , кандидат искусствоведения, директор выставочного зала «Родина», член Общественной палаты Белгородской области:

Фото Вадима Заблоцкого

«Хорошие граффити способны изменить окружающую городскую среду в лучшую сторону. И один этот факт свидетельствует в пользу того, что даже несанкционированные граффити – искусство. Но одно дело – визуально эффектные изображения в спальных, индустриальных, унылых городских районах. И совсем другое – дурацкие тэги на памятнике архитектуры.

Фестивали граффити несколько лет проводил Белгородский государственный художественный музей. Да и наш выставочный зал «Родина» с удовольствием приглашает художников стрит-арта участвовать в общегородских арт-мероприятиях, которые мы проводим на открытых площадках города».

Pasha Kes , участник фестиваля «Белгородский Арбат», райтер:

Фото из личного архива Pasha Kes

«Граффити сегодня – неотъемлемая часть любого развитого города. Разрушение это или созидание? У каждого свой взгляд. Я уверен, что искусство. Даже если это просто буквы. Пейзажист рисует пейзажи так, как он их видит, а райтер – буквы. Для меня хулиганство – это испортить частную собственность. Например, окна первых этажей жилых домов, магазины, автобусы».

Анатолий Зеленский , уличный художник:

Фото из личного архива Анатолия Зеленского

«Граффити – это современное концептуальное искусство, но доступное лишь немногим. Все пытаются оценивать: плохо это или хорошо, искусство или вандализм, – не понимая самого принципа: граффити создаётся для самой граффити-тусовки, которой не нужно, чтобы к ним лез кто‑то со своим мнением. И не всё, что рисуют на улице, граффити. Незнающие люди чаще всего не понимают, что перед ними, и делают неправильные выводы».

Андрей Колегаев , архитектор:

Фото их личного архива Андрея Колегаева

«Если граффити сделано профессионально, то мне нравится. Например, рисунок паровоза возле железнодорожного вокзала. Такие рисунки оживляют сухие фасады. Заборы, промышленные зоны, украшенные рисунками в крупных городах, смотрятся живее, чем у нас. В Белгороде все они похожи друг на друга. Может, потому, что в Москве и Питере художников больше».

Пётр Лесовой , председатель Белгородского регионального отделения Творческого союза художников России:

Фото из архива «БелПрессы»

«Это вид изобразительного искусства для молодёжи. Но надо отводить специальные места, где бы они могли творить, а самовольно и где попало – это некрасиво. Если ребята хотят себя выразить, то, пожалуйста, в отведённом месте».

Дмитрий Кисиленко , заместитель руководителя управления молодёжной политики Белгорода:

«Я однозначно не могу назвать это явление вандализмом, потому что сам организовывал конкурс по оформлению фасадов зданий, сооружений и тоннелей в стиле граффити «Стрит-арт». И видел действительно талантливые образцы, несущие в себе серьёзную смысловую нагрузку. У наших молодых людей много разных идей по благоустройству городского пространства. Один из крупных проектов – оформление граффити в переходе между Центральной ярмаркой и парком имени Ленина. Мы готовы поддерживать уличных художников».

Анна Морозова, Александр Куликов

Как провести грань между хулиганством и творчеством? Теггинги (надпись оригинальным, чаще выпуклым шрифтом) и бомбинги (рисунки на скорую руку) встречаются на улицах Белгорода в немалом количестве, а вот действительно достойных полноцветных картин (муралов ) – единицы. В остальном же здания областного центра пестрят символами религиозной и футбольной тематики, предложениями о замужестве и нелитературными изречениями.

«Ничего общего с граффити эти изображения не имеют», – уверяют местные искусствоведы.

За годы своего существования граффити накопило в себе больше ста различных видов и течений. Разобраться в причудливых сплетениях линий и букв порой могут только сами графферы (райтеры ). Но и они постоянно спорят о том, что из современных настенных изображений достойно внимания, а что нет.

Долгое время граффити ассоциировалось исключительно с незаконным нанесением сомнительных рисунков на все доступные урбанистические поверхности. Но в последнее десятилетие его всё чаще называют модным искусством. И всё чаще городские администрации добровольно выделяют площадки на растерзание молодым талантам.

Анонимно и массово

Граффити сегодня – одна из самых свободных форм художественного самовыражения. В отличие от галерейных, эти рисунки доступны тысячам белгородцев на открытом пространстве городских улиц. Молодые люди, рисующие в этом стиле, стремятся к тому, чтобы их работы заметили как можно больше народу. Отсюда и система авторских знаков – тегов (англ. tag ), которые сопровождают почти все граффити.

Творить уличные художники предпочитают в тёмное время суток: полиции – меньше, романтики – больше. В правоохранительные органы можно попасть по ст. 213 «Хулиганство» или 214 «Вандализм» УК РФ за «осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах».

Да и сам хозяин разукрашенного имущества вряд ли оценит полёт мысли создателя. Ситуация обострилась после появления в городе надписей с номерами телефонов, по которым предлагают купить наркотики. Ведь это уже не обычное хулиганство.

Компетентное мнение

Наталья Гончаренко , кандидат искусствоведения, директор выставочного зала «Родина», член Общественной палаты Белгородской области:

Фото Вадима Заблоцкого

«Хорошие граффити способны изменить окружающую городскую среду в лучшую сторону. И один этот факт свидетельствует в пользу того, что даже несанкционированные граффити – искусство. Но одно дело – визуально эффектные изображения в спальных, индустриальных, унылых городских районах. И совсем другое – дурацкие тэги на памятнике архитектуры.

Фестивали граффити несколько лет проводил Белгородский государственный художественный музей. Да и наш выставочный зал «Родина» с удовольствием приглашает художников стрит-арта участвовать в общегородских арт-мероприятиях, которые мы проводим на открытых площадках города».

Pasha Kes , участник фестиваля «Белгородский Арбат», райтер:

Фото из личного архива Pasha Kes

«Граффити сегодня – неотъемлемая часть любого развитого города. Разрушение это или созидание? У каждого свой взгляд. Я уверен, что искусство. Даже если это просто буквы. Пейзажист рисует пейзажи так, как он их видит, а райтер – буквы. Для меня хулиганство – это испортить частную собственность. Например, окна первых этажей жилых домов, магазины, автобусы».

Анатолий Зеленский , уличный художник:

Фото из личного архива Анатолия Зеленского

«Граффити – это современное концептуальное искусство, но доступное лишь немногим. Все пытаются оценивать: плохо это или хорошо, искусство или вандализм, – не понимая самого принципа: граффити создаётся для самой граффити-тусовки, которой не нужно, чтобы к ним лез кто‑то со своим мнением. И не всё, что рисуют на улице, граффити. Незнающие люди чаще всего не понимают, что перед ними, и делают неправильные выводы».

Андрей Колегаев , архитектор:

Фото их личного архива Андрея Колегаева

«Если граффити сделано профессионально, то мне нравится. Например, рисунок паровоза возле железнодорожного вокзала. Такие рисунки оживляют сухие фасады. Заборы, промышленные зоны, украшенные рисунками в крупных городах, смотрятся живее, чем у нас. В Белгороде все они похожи друг на друга. Может, потому, что в Москве и Питере художников больше».

Пётр Лесовой , председатель Белгородского регионального отделения Творческого союза художников России:

Фото из архива «БелПрессы»

«Это вид изобразительного искусства для молодёжи. Но надо отводить специальные места, где бы они могли творить, а самовольно и где попало – это некрасиво. Если ребята хотят себя выразить, то, пожалуйста, в отведённом месте».

Дмитрий Кисиленко , заместитель руководителя управления молодёжной политики Белгорода:

«Я однозначно не могу назвать это явление вандализмом, потому что сам организовывал конкурс по оформлению фасадов зданий, сооружений и тоннелей в стиле граффити «Стрит-арт». И видел действительно талантливые образцы, несущие в себе серьёзную смысловую нагрузку. У наших молодых людей много разных идей по благоустройству городского пространства. Один из крупных проектов – оформление граффити в переходе между Центральной ярмаркой и парком имени Ленина. Мы готовы поддерживать уличных художников».

Анна Морозова, Александр Куликов

Граффити
Вопросы и ответы о граффити

Кто такой "toy"?

Toy, согласно "Subway Art", неопытный райтер. Обычно это определение используется по отношению к тому человеку, у которого есть какие-либо другие интересы в граффити, кроме творчества. Объяснить фразу "интерес творчества" не совсем легко, но тот, кто по-настоящему в граффити, найдет время, чтобы и учить этику граффити, и совершенствовать свои умения. Граффити - это искусство и, как любое искусство, предполагает огромную постоянную практику и старание. В большинстве случаев это начинающий райтер. Это не плохо, т. к. все изначально были toy, но благодаря упорству и постоянной работе toy превращается в burner`a.

Что такое "burner"?

Изначально словом burner обозначали хорошие работы на поездах. Сегодня это слово также относится к профессиональным работам, цвет и формы которых вызывают бурный восторг, но нужно помнить, что эта реакция может быть вызвана даже самой простой двухцветной бомбой, главное - все мастерски делать. Также это слово всегда употребимо для райтеров, которые делают подобные работы. Звание, которого добиваются годами.

Что такое "crew"?

В своем буквальном смысле это группа людей, которые любят вместе рисовать. Хотя райтер может рисовать и со многими другими crew. Crew, как правило, состоят из людей, которые уважают и доверяют друг другу, как себе, и работают над общей целью. Преимущества crew налицо: защита, идеи, ресурсы. Crew бывают национальными и интернациональными и, как результат, могут стать символом статуса райтера. FX, SUK, UA и так далее очень известны в мире граффити, и райтеры, работавшие с этими crew, получают всеобщее признание и уважение.

Почему людей, которые занимаются граффити, называют райтерами (writer (англ.) - писатель)

Не все граффити делалось краской. В прежние времена граффити рисовали толстыми фломастерами, самодельными или покупными маркерами и т. п. Если смотреть корни, современное граффити - это все еще надписи или написание каких-либо слов. Поэтому граффитчиков называют "писателями" - райтерами. Не все райтеры - художники, поэтому мы и называем себя райтерами. "Райтер" - самое очевидное и логичное слово, правильно описывающее деятельность граффитчика. Кстати, не стоит называть райтеров граффитистами, графферами. Все это даже немного оскорбительно.

Кто занимается граффити?

Самые разные люди. Всегда так было. Нет расы, которая делала бы это лучше другой, нет возрастной группы, которую можно было бы без вопросов связать с граффити, нет социально-экономических групп. Граффити - это одно из немногих движений, которое включает в себя людей всевозможных слоев, с одной мыслью в душе - РИСОВАТЬ!!!

Девушки рисуют граффити?

Да, но они встречаются заметно реже. Пока не известна точная, настоящая причина, почему девчонки не играют большой роли в граффити, наиболее вероятна причина опасности: граффити часто предполагает походы в охраняемые части города в 3-4 часа ночи. Также многие девчонки, которые могли бы рисовать, боятся мысли, что большинство граффити делается нелегально и все может закончиться не очень хорошо. Ну, в общем-то, и другие причины, которые заставляют их думать о граффити как о чем-то очень опасном. (Ха!) Но в то же время есть очень много женщин-райтеров, которые добились в граффити серьезных успехов - Lady Pink, Omega, Reminice, BEE CREW (Москва)...

Знают ли родители молодых райтеров о том, чем они занимаются?

Все зависит от самих родителей. Сомневаюсь, что многие из них не знают о том, чем занимается их чадо, но я не думаю, что они хотят об этом говорить. В "Style Wars" (фильм) показывают примеры тех райтеров, которые говорят своим родителям все, и примеры тех, которые не говорят.

Действительно ли граффити нелегально?

В общем-то, да. В Соединенных Штатах, Европе граффити нелегально, но все равно есть легальные стены - места, где райтеры могут рисовать, не боясь быть арестованными. Ограниченное количество легальных стен заставляет райтеров постоянно рисовать поверх других рисунков. Из-за этого хорошие райтеры не рисуют легалы, так как они не хотят, чтобы их рисунок был замалеван непонятно чем и просуществовал всего лишь несколько дней. В разных городах разные законы. В большинстве своем граффити нелегально практически везде, хотя в Австралии на него смотрят как на спорт, и там проходят соревнования, спонсируемые крупными спортивными компаниями. Естественно, без разрешения владельца стены граффити нелегально и в Австралии. Но, в общем, оно нелегально в большинстве городов - большие штрафы, тюрьма и т. д. Особенно в больших городах, где городская администрация считает, что существует проблема граффити.

Почему власти закрашивают граффити-рисунки, делая стены чистыми и подходящими для нового рисунка? Не пустая ли это трата денег?

Это когда как. Если рисунки закрашиваются постоянно, сразу же после их появления, то это может отвадить райтеров (кому приятно нарисовать рисунок и на следующий же день его не увидеть?). Райтеры хотят найти подходящее место для хорошей отдачи от рисунка - чтоб впечатление от него окупило риск, деньги и время, потраченные на рисование. С другой стороны, если закрашивают плохо или нескоро, то райтеров так не остановишь.

Я люблю граффити, но почему райтеры обрисовывают весь город своими тэгами? Почему просто не прекратить это дело? Ведь милиция и власти ненавидят именно такое рисование.

У многих людей есть привычка писать свои имена везде, где они побывали, чисто "на память". Почему-то люди не против надписей типа "Здесь был Вася" или "Вася + Дуся = любовь" - это люди считают нормальным. А когда райтеры оставляют свои тэги, пытаются развиваться, совершенствоваться, объединяться с людьми независимо от расы, религии, национальности - вот это почему-то общество считает злом. Власти считают необходимым закрашивать граффити сплошным цветом. Они не понимают, что лучше всего мы самовыражаемся, рисуя свое имя или название своей команды, чтоб о нас знали. У общества нет стремления к самосовершенствованию и творчеству - вот почему нас не понимают. К сожалению, часто свои тэги ставят где попало начинающие райтеры. Это потому, что они только научились рисовать баллоном, но не научились это делать качественно.


Сейчас невероятно много женщин покупают загородные комплексы. На даче или в загородном доме есть желание сделать максимум для отдыха. Если вы желаете чувствовать себя в загородном комплексе комфортно, предлагаем вам сделать озеленение. С помощью зеленых газонов и красивых лужаек внешний вид загородного комплекса будет приятным! Невероятно много женщин изначально проектируют красивый ландшафтный дизайн, до того, как возводить загородный комплекс. Если вы стремитесь сделать базу отдыха у себя в доме, советуем перейти к нам на сайт и узнать подробнее про - рулонный газон купить . На greenhistory.ru у вас присутствует возможность заказать услуги по озеленению. Очень много специалистов работает в компании Green History. Все сотрудники считаются надёжными специалистами, которые могут положить рулонный газон и создать приятный внешний вид заднего участка. С помощью менеджеров компании вы сможете подобрать, какой газон вам больше подойдёт и на что следует обратить внимание. Сотрудники могут проконсультировать вас и по поводу того, какой ландшафтный дизайн площадки подойдёт лучше именно вам. Как ведется работа? Менеджеры детально просмотрят ваш участок, после чего приступят к дизайнерскому плану. Необходимо подходить к каждой площадке творчески, что и делают специалисты организации. Они смогут разработать красивый внешний вид, применяя специальные навыки и заработанный опыт. Вас ожидает ряд приятных находок. Вы сможете ощущать себя как на отдыхе, после того, как лужайка будет построена. В это время невероятно много пожилых людей радуются симпатичному внешнему виду их территории. С помощью ответственной работы сотрудников ваш участок будет радовать не только ваши глаза, но и ваше сердечко длинные годы. Именно для этого сотрудники организации и выбирают специальный посадочный материал, который отличен по определенным параметрам. С содействием него вы можете получить газон, который будет вам служить кучу лет. Если газон будет профессиональным, и он будет по уму положен, вы можете не колебаться в том, что он будет лежать долгое время. Профессионализм в деле – это ключевой нюанс, на чем основывают особенно работу менеджеры Green History. Как правильно сделать заявку? Вы можете оформить заказ на портале. Нужно кликнуть на greenhistory.ru где есть также есть информация про ландшафтный дизайн участка , у вас будет возможность сделать заказ онлайн. На сайте вы сможете найти рулонные газоны, которые возможно полностью изучить. Если вы планируете узнать последнюю смету на выполнение работ по ландшафту, можно связаться со специалистами по телефону 8-(495)-504-15-24, где они смогут детально ответить на все вопросы. Вас проконсультируют не только по общим вопросам, но и насчет проектирования. Опытные специалисты также выезжают на объект, где они смогут сделать все замеры и детально изучают структуру участка. Если вам потребуются чисто инженерные чертежи, вы имеете шанс также писать к специалистам. Они смогут проконсультировать вас по многим вопросам. Они подскажут, где лучше поставить водоем, а где лучше сделать клумбу. Уход за территорией В зависимости от ваших пожеланий вам смогут подобрать газон. Если вы желаете не тратить финансы на озеленение, вы можете всё обсудить заранее. Сегодня ландшафтный дизайн заказать возможно быстро, необходимо обговорить с менеджером детали и рассказать о личных предпочтениях. Функции компании На сайте вы также просмотрите примеры. Если вам потребуется детский игровой комплекс, его без трудностей смогут смонтировать в сжатые сроки. Если вам нужен проект ландшафтного дизайна для большого загородного дома, то его могут быстро сделать профессионалы. Даже если у вас небольшая площадка, однако вы стремитесь красиво озеленить её, администраторы смогут что-то придумать. На вашей лужайке возможно использовать красивые гранитные камни, водоемы. Если вы хотите озеленить территорию, где находится сад, это тоже возможно сделать. В этом случае, ландшафтный дизайн сада будет по нюансам изучаться и обговариваться. Ведь разные деревья растут в конкретных местах, про что необходимо помнить. Если будет плохо падать тень или деревцу будет мало солнца, оно положит голову. Невероятный внешний вид После завершения всех работ вы сможете индивидуально убедиться в том, что с вашим участком работали профессионалы. Если вам потребуется клинкерная брусчатка на участок, то через организацию её возможно заказать. Фирма проведет все необходимые монтажные работы, а укладка плиточки пройдёт в пять этапов, после чего внешний вид загородного дома будет невероятным! Помимо этого, возможно будет также сделать дополнительно освещение или купить специальное оборудование. Специалисты делают всё мгновенно и качественно, а все работы ведутся согласно оговоренным моментам. Работа со специалистами – залог успеха Если вы хотите воспользоваться услугами компании, обращайтесь на greenhistory.ru, где вам полностью расскажут про всё. План ландшафтного дизайна будет спроектирован в сжатые сроки, а сотрудники сделают все замеры и сориентируют вас по датам. Компания функционирует в г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 100, офис 414, где вы всегда можете их найти.