Крым и его народы. Народы населяющие Крым

Древние народы Крыма

Самый древний народ, населявший причерноморские степи и Крым и чье имя дошло до нас - киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тыс. до н. э. Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., киммерийцев, разумеется, не застал, и передавал сведения, оставшиеся в памяти местного населения, ссылаясь на уцелевшие географические названия - Боспор Киммерийский, на берегах которого находились поселения Киммерик и Киммерий, Киммерийские стены и т. д.1 Согласно рассказу «отца истории», киммерийцы, вытесненные скифами, удалились в Малую Азию. Однако оставшаяся часть смешалась с победителями: в свете данных археологии, антропологии, лингвистики, киммерийцы и скифы - родственные народы, представители североиранского этноса, так что очевидно не случайно греческие авторы подчас путали или отождествляли их.2 Вопрос об археологической культуре, соответствующей историческим киммерийцам, считается одним из сложнейших. Прямыми потомками киммерийцев некоторые исследователи считали тавров. Тем временем накапливавшийся археологический материал привел к выделению особой культуры, названной кизилкобинской по месту первых находок в районе Красных пещер - Кизил-коба. Ее носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, в то же время - с начала I тыс. до н. э. по III-II в. до н. э., занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре оказались существенные различия - так, у кизилкобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он обычно отсутствует; разным был и погребальный обряд - первые хоронили покойников в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой обычно на запад; вторые - в каменных ящиках, присыпанных землей, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. Сегодня кизилкобинцы и тавры рассматриваются как два разных народа, обитавших в течение I тыс. до н. э. в горной части Крыма.

Чьими же потомками они являются? Очевидно, корни обеих культур уходят в бронзовый век. Сравнение керамики и погребального обряда говорит о том, что вероятнее всего кизилкобинская культура восходит к так называемой позднекатакомбной культуре, носителями которой многие исследователи считают киммерийцев.3

Что касается тавров, то их наиболее вероятными предшественниками можно считать носителей кемиобинской культуры (по имени кургана Кеми-Оба близ Белогорска, раскопанного А.А. Щепинским, с которого началось ее изучение), распространенной в предгорном и горном Крыму во второй половине III - первой половине II тыс. до н. э. Именно кемиобинцами были поставлены в крымских степях и предгорьях первые курганы, обнесенные каменными оградами по основанию и увенчанные некогда антропоморфными стелами. Это большие каменные плиты, отесанные в виде человеческой фигуры, где выделены голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III - начале II тыс. до н. э. Подлинным шедевром среди них является полутораметровая диоритовая стела из Казанков, найденная под Бахчисараем.4

Проблема происхождения антропоморфных стел, встречающихся не только в Причерноморье, но и на юге Франции, непосредственно связана с распространением мегалитических сооружений - каменными оградами, каменными ящиками, столбообразными менгирами. Отмечая их большое сходство с памятниками северо-западного Кавказа, исследователи предпочитают говорить не о влиянии последних, а о единой культуре, распространенной в бронзовом веке от Абхазии на востоке до Крымских гор на западе. Многое сближает кемиобинскую культуру с более поздней таврской. Тавры - подлинные наследники мегалитической традиции - воспроизводили ее сооружения, хотя и в несколько уменьшенном масштабе.5

Примечания

1. Геродот. История в 6 книгах / Пер. и коммент. Г.А. Стратановского. - Л.: Наука, 1972. - Кн. IV, 12.

2. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. - М… 1981. - с. 105.

3. Щецинский А.А. Красные пещеры. - Симферополь, 1983. - с. 50.

4. Лесков А.М. Указ. соч. - с. 25.

5. Щепинский А.А. Указ. соч. - с. 51.

Эту историческую реконструкцию культур по линиям «позднекатакомбная культура - киммерийцы - кизилкобинцы» и «кемиобинцы - тавры», по словам ее автора, не следует представлять прямолинейно; в ней еще немало неясного и неизученного.

Т.М. Фадеева

Фото красивых мест Крыма

Каждый уважающий себя человек старается изучить прошлое. Обладая таким багажом знаний, мы можем делать выводы о явлениях и процессах, которые происходили на определенной территории. Кроме того, говорят, что счастливое будущее можно построить только лишь после осознания ошибок предков.

Познание жизни и деятельности людей, которые жили много лет назад, еще и неимоверно захватывающее занятие. Все когда-либо существовавшие народы, этносы, страны по-своему интересны. Особое место в науке занимает история Крыма - прекрасного полуострова, не раз ставшего причиной разногласий между разными племенами и государствами.

Хронологическая справка по древнему Крыму:

1) Палеолит в истории Крыма:
От 5 млн. лет назад до середины 9-го тысячелетия до н.э..
В него входят:
Нижний (ранний) Палеолит периодами:
- Олдувай, от 5-7 млн. лет назад до 700 тыс. лет назад;
- Ашель, около 700 - 100 тыс. лет назад.
Средний (мустье) Палеолит: от 100 до 40 тыс. лет до н.э.
Верхний (поздний) Палеолит, от 35 тыс. лет до 9 тыс. лет до н.э.

2) Мезолит в истории Крыма: от конца 9 до 6 тыс. лет до н.э.

3) Неолит в истории Крыма: от 5 до начала 4 тыс. лет до н.э.

4) Энеолит в истории Крым: от середины 4 до 3 тыс. лет до н.э.

История появления первых людей
на территории древнего Крыма, их облик и ареал

Впрочем, вопрос о существовании самого полуострова остается открытым. В 1996 г. американские геологи из Колумбийского университета обнародовали научно обоснованное предположение о том, что древний Крым был частью массива суши приблизительно до 5600 г. до н. э. Они утверждали, что описанный в Библии Всемирный потоп - результат прорыва Средиземного моря, после чего под водой оказалось 155 000 кв. км. территории планеты, появилось Азовское море и Крымский полуостров . Эта версия то подтверждается, то снова опровергается. Но кажется вполне правдоподобной.

Как бы там ни было, науке известно, что 300-250 тыс. лет назад в Крыму уже жили неандертальцы. Они облюбовали пещеры предгорий. В отличие от питекантропов, которые селились, видимо, только на Южном берегу, эти люди заняли и восточную часть теперешнего полуострова . На сегодняшний день ученым удалось изучить около десяти стоянок, принадлежавших ашельской эпохе (ранний палеолит): Чернополье, Шары I—III, Цветочное, Бодрак I—III, Альма, Бакла и т. д.

Среди тех неандертальских стоянок древнего Крыма, которые известны историкам, наиболее популярной является Киик-Коба, расположенная у р. Зуя. Ее возраст - 150-100 тысяч лет.

На пути из Феодосии в Симферополь есть еще один свидетель ранней истории Крыма - стоянка «Волчий грот». Она возникла в эпоху среднего палеолита (мустье) и принадлежала типу человека, который еще не был кроманьонцем, но и отличался от питекантропа.

Также известны другие подобные жилища. Например, у мыса Меганом возле Судака, в Холодной балке, Чокурча в Симферопольском районе, пещера у горы Ак-Кая под Белогорском , стоянки Бахчисарайского района (Староселье, Шайтан-Коба, Кобази).

Среднепалеолитический период истории Крыма характеризуется освоением южного берега территории современного полуострова, его горной части и предгорий .

Неандертальцы были невысокими, имели сравнительно короткие ноги. При ходьбе они чуть сгибали колени и расставляли нижние конечности. Надбровные дуги людей эпохи древнего каменного века нависали над глазами. Наличие тяжелой нижней челюсти, которая уже почти не выступала, позволяет предположить начало развития речи.

После неандертальцев в эпоху позднего палеолита 38 тыс. лет назад появились кроманьонцы. Они были более похожими на нас, имели высокий лоб без нависающего валика, выступающий подбородок, поэтому называются людьми современного типа. Стоянки кроманьонцев есть в долине р. Бельбек , на Караби-яйле и над р. Кача . Древний Крым эпохи позднего палеолита являлся полностью заселенной территорией.

Конец 9-6 тыс. до н. э. в истории принято называть мезолитической эпохой. Тогда древний Крым приобретает более современные черты. Ученым известно немало стоянок, которые можно отнести к этому времени. В горной части полуострова это Ласпи, Мурзак-Коба VII, Фатьма-Коба и др.

Вишенное I и Кукрек - наиболее известные памятники истории эпохи мезолита в крымской степи.

Неолит приходится на 5500—3200 гг. до н. э. Новый каменный век в древнем Крыму ознаменовался началом использования глиняной кухонной утвари. В самом конце эпохи появились первые изделия из металла. На сегодняшний день изучено около полусотни неолитических стоянок открытого типа. В этот период истории Крыма жилищ, расположенных в гротах, было намного меньше. Самые известные поселения - Долинка в степной части полуострова и Таш-Аир I в горах.

С середины 4 тыс. до н. э. древние жители полуострова начали использовать медь. Этот период называют энеолитом. Он был сравнительно недолгим, плавно перешел в бронзовый век, но отметился рядом курганов и стоянок (например, Гурзуф, Ласпи I на юге, Дружное и последний слой Фатьма-Кобы в горном Крыму). Так называемые «раковинные кучи», которые находятся на участке побережья от Судака до Черноморского также принадлежат медно-каменной эпохе. Ареал земледельцев того времени - Керченский полуостров, долина р. Салгир , северо-запад Крыма.

Орудия труда и первое оружие в древнем Крыму

Люди, населявшие древний Крым, сначала пользовались каменными рубилами. 100-35 тыс. лет назад они начали изготавливать кремневые и обсидиановые отщипы, делали предметы из камня и дерева, например, топоры. Кроманьонцы догадались, что с помощью раздробленных костей можно шить. Неоантропы (люди эпохи позднего палеолита) охотились с помощью копья и остроконечников, изобрели скребла, метательные прутики, гарпуны. Появилась копьеметалка.

Наибольшее достижение мезолита - освоение лука и стрел. На сегодняшний день найдено большое количество микролитов, которые использовались в эту эпоху в качестве наконечников копий, стрел и т. д. В связи с появлением индивидуальной охоты, были придуманы ловушки для зверей.

В неолите совершенствуются орудия труда из костей и кремния. Наскальная живопись позволяет понять, что скотоводство и земледелие преобладали над охотой. Древний Крым этого периода истории начал жить другой жизнью, появились мотыги, сохи, серпы с кремниевыми вкладками, плитки для растирания зерна, ярма.

В начале энеолита древние крымчане уже досконально обрабатывали камень. На заре эпохи даже медные орудия повторяли форму ранее существовавших каменных изделий.

Быт, религия и культура обитателей древнего Крыма

Люди палеолитической эпохи вначале вели бродячий образ жизни, были, как примитивное стадо. Кровнородственная община появилась в мустьерский период. В каждом племени было от 50 до 100 и больше членов. Активные взаимоотношения внутри такой социальной группы порождали развитие речи. Облавная охота и собирательство были основными видами деятельности первых жителей Крыма. В позднем палеолите появился загонный метод охоты, неоантропы начали ловить рыбу.

Постепенно зарождалась охотничья магия, в среднем палеолите возник обряд погребения мертвых.

От холодного климата приходилось прятаться в пещерах. В Киик-Кобе ученые нашли золу, которая осталась после костра. Там же, прямо внутри первобытного дома, было обнаружено захоронение женщины и годовалого ребёнка. Поблизости располагался родник.

По мере потепления исчезали привычные холодолюбивые животные. Мамонтов, шерстистого носорога, степного бизона, мускусного быка, гигантского оленя, льва, гиену заменяли ранее неизвестные мелкие представители фауны. Дефицит продуктов питания заставлял задуматься о новых способах добычи еды. По мере развития умственных способностей жителей древнего Крыма появлялось революционное для того времени оружие.

С возникновением кроманьонца меняется семейный уклад жителей древнего Крыма - основой межличностных отношений становится родовая матриархальная община. Потомки пещерных жителей начали селиться на равнинах. Новые дома сооружались из костей и веток. Они были похожи на шалаши и полуземлянки. Поэтому в случае непогоды часто приходилось возвращаться в пещеры, где также проводились культовые поклонения. Кроманьонцы все еще жили большими родами примерно по 100 человек в каждом. Кровосмешение запрещалось, чтобы жениться, мужчины уходили в другую общину. Как и раньше, мертвых хоронили в гротах и пещерах, рядом с ними клали вещи, которые использовались при жизни. В могилах найдена красная и желтая охра. Покойников связывали. В позднем палеолите существовал культ женщины-матери. Незамедлительно появилось искусство. Наскальные изображения зверей и ритуальное использование их скелетов свидетельствуют о зарождении анимизма и тотемизма.

Освоение лука и стрел позволяло ходить на индивидуальную охоту. Жители древнего Крыма эпохи мезолита более активно стали заниматься собирательством. Параллельно начали приручать собак, строили загоны для молодняка диких коз, лошадей и кабанов. Искусство проявлялось в наскальной живописи и миниатюрной скульптуре. Покойников стали предавать земле, связывая в скорченном положении. Захоронения ориентировались на Восток.

В эпоху неолита, кроме основных жилищ, существовали временные стоянки. Их строили на сезон, преимущественно в степи, а с приходом холодов прятались в пещерах предгорий. Поселки состояли из деревянных домов, все еще похожих на шалаши. Характерной особенностью данного периода истории древнего Крыма является появление земледелия и скотоводства.

Этот процесс получил название «неолитическая революция». С тех пор свиньи, козы, овцы, лошади и крупный рогатый скот стали домашними животными. Кроме того, предки современного человека постепенно научились лепить глиняную посуду. Она была грубой, но позволяла реализовать основные хозяйственные потребности. Уже в конце неолита появились тонкостенные горшки с орнаментом. Зарождалась менная торговля.

Во время раскопок было найдено погребение, настоящее кладбище, где из года в год хоронили мертвых, предварительно обсыпая их красной охрой, украшая бусами из костей, зубами оленей. Изучение погребальных даров позволило сделать вывод о зарождении патриархального строя: в женских могилах предметов было меньше. Однако жители Крыма эпохи неолита все еще поклонялись женским божествам Деве-Охотнице и Богине Плодородия.

С приходом энеолита радикально меняется быт в древнем Крыму - появляются дома с глинобитными полами и очагами. Для их строительства уже использовали камень. Со временем вырастали города, возводились фортификационные укрепления. Настенная живопись стала более распространенной, на ящиках того времени, в которых хоронили прах, были найдены трехцветные геометрические орнаменты. Загадочные вертикальные стелы - менгиры - это феномен крымского энеолита, вероятно, культовое место. В Европе так поклонялись Солнцу.

Где хранятся археологические находки, представляющие древний Крым?

Многие археологические находки древнего Крыма сохраняются в Симферополе в виде экспонатов Крымского республиканского краеведческого музея .

В Бахчисарайском историко-архитектурном музее можно увидеть всемирно известные кремневые изделия, лепную утварь и орудия труда времен энеолита.

Чтобы изучить разнообразие артефактов древнего Крыма, стоит посетить Евпаторийский краеведческий музей, Керченский историко-археологический музей, музеи Ялты, Феодосии и других населенных пунктов полуострова.

История Крыма от палеолита в виде многочисленных орудий труда, разнообразной посуды, одежды, оружия, монолитов и других древних предметов - это своеобразное путешествие в мир предков.

Обязательно посетите музеи Крыма!

INLIGHT

Население. Этническая история Крыма

Население Крыма, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 500 тысяч человек. Это довольно много, его плотность превышает средние показатели, например, для республик Прибалтики в 1,5 - 2 раза. Но если учесть, что в августе на полуострове находятся одновременно до 2 миллионов приезжих, то есть население в целом удваивается и в отдельных районах побережья достигает плотности самых обжитых районов Японии - свыше 1 тысячи человек на квадратный километр.

Сейчас в населении основную часть составляют русские, затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растут), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки.

Языком межнационального общения продолжает оставаться русский.

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. С уверенностью можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах.

Говоря о населении Таврических гор, римский историк Плиний-старший еще во II веке до нашей эры замечает, что там живут 30 народов. Горы и острова нередко служат убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены для мирной и размеренной жизни. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них - село Кок-Козы, то есть Голубые глаза (сейчас село Соколиное).

Живут в Крыму караимы - небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней вы сможете познакомиться в "пещерном городе" Чуфут-кале (что значит Иудейская крепость, караимизм - одна из ветвей иудаизма). Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюрских языков, но образ жизни караимов близок к еврейскому. Кроме нашего края, караимы живут в Литве, это потомки личной гвардии литовских великих князей, а также на западе Украины. К историческим народам Крыма относятся крымчаки. Этот народ подвергся геноциду в годы оккупации.

Иудейские купцы появились в Крыму еще в I веке н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Еврейское население области вынесло суровые испытания в годы войны и понесло огромные потери. Сейчас в Крыму, в основном, в городах и больше всего в Симферополе, проживает около 20 тысяч евреев.

Первые русские общины стали появляться в Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники. Более раннее (в IX и X вв.) появление дружин новгородского князя Бравлина и киевского князя Владимира было связано с военными походами.

Массовое переселение крепостных крестьян из Центральной России началось с 1783 г. - после присоединения Крыма к империи. Солдаты-инвалиды и казаки получали земли для свободного поселения. Строительство железной дороги в конце XIX в. и развитие промышленности также вызывало приток русского населения.

В советские времена в Крыму имели право поселяться отставные офицеры и люди, поработавшие на Севере, поэтому в крымских городах, как уже отмечалось, очень много пенсионеров (конечно, не только русских).

После развала СССР русские в Крыму не только не утратили интерес к своей самобытной культуре, но, как и другие народы, населяющие полуостров, создали свое общество - Русскую культурную общину, всячески поддерживают связь со своей исконно-исторической родиной - Россией, в т.ч. и через созданный Фонд "Москва - Крым". Находится Фонд в Симферополе на ул. Фрунзе, 8. Выставки, встречи с соотечественниками, празднования объединяющих народы дат - далеко не полный перечень мероприятий, проводящихся в стенах прекрасно оборудованного здания. Ячейка Фонда - Русский культурный центр способствует укреплению культурных связей Крыма и России. Широко отмечается в Крыму "блинная неделя" - масленица. Поистине праздник славянской кухни - здесь и русские и белорусские блины, и украинские млинци - со сметаной, с медом, вареньем и даже,.. с икрой. Оживился интерес к православию, и церкви сейчас и нарядны, и многолюдны. Жаль только, что русских ресторанов, где стиль был бы выдержан во всем, нет, да и просто русской печи не сыщешь.

Украинцы в довоенных переписях населения объединены с русскими. А вот в переписях конца XIX в. они занимают 3 - 4 место. Украина имеет тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства, чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное - все это служило перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-х годах нашего столетия (после присоединения Хрущевым Крыма к Украинской Советской Социалистической Республике).

Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались, по большей части, сельским хозяйством. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней в Симферополе (ул. Карла Либкнехта, 16), построенное на частные пожертвования. В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства; немецким колбасам на крымских рынках не было равных. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан, и их деревни в Крыму больше не восстанавливались.

Болгары селились на полуострове, как и греки, с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней четверти XVIII в.. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу, и сейчас наш Крым является ведущим в мире производителем розового масла.

Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около 7 тысяч человек.

Огромную роль в истории Крыма сыграли греки, появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавшие колонии на Керченском полуострове, в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Численность греческого населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было 17 тыс. человек, а в 1939 - 20,6 тыс.

Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В Средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, так же покинувшими родину под натиском турок, основное население Юго-западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в Приазовье. В 1771 г. 31 тысяча христиан (греки, армяне и другие) вышла под сопровождением русских войск из крымского ханства и основала новые города и села на северном берегу Азовского моря. Это город Мариуполь, город Нахичевань-на-Дону (часть Ростова). Памятники армянского зодчества - монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте и другие можно посетить с экскурсией или самостоятельно. Армянское камнерезное искусство оказало заметное влияние и на архитектуру мечетей, мавзолеев, дворцов Крымского ханства.

Уже после присоединения нашего края к России армяне жили по большей части в Восточном Крыму; район Феодосии и Старого Крыма называют Крымской Арменией. Кстати, известный художник И.К. Айвазовский, лучший из маринистов, а также композитор А.А. Спендиаров - крымские армяне.

Любопытно, что христианство крымские армяне приняли от итальянцев и потому были католиками, а их разговорный язык мало отличался от крымско-татарского. Естественно, смешанные браки никогда не были редкостью, и большинство коренных крымчан в родстве с половиной мира.

Там же в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья - общины крымских "женовезцев" (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и оставили башни в Феодосии. Эти руины также можно посмотреть, это все настолько романтично, живописно, неприступно, а главное - подлинно, что нет слов. Нужно просто поехать и облазать, прочувствовать эту крепость руками и ногами.

Нередко на рынках Крыма можно увидеть корейцев. Они хорошие земледельцы, трудолюбивые и удачливые. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 30 лет, но крымская земля отзывается на их труд богатыми дарами.

Все больше на рынках и плодов, выращенных крымскими татарами, возрождающими славу садоводов, огородников и чабанов полуострова.

Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, поповцев-кыпчаков и других). Этот процесс, по существу, еще даже не завершился: существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар.

Радушие и простоту крымских татар отмечали еще первые русские исследователи, например, П.И. Сумароков. Их трудолюбие и смекалку в земледелии уважает крестьянин любой национальности. А современная крымско-татарская музыка по своей мелодичности и зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.

К сожалению, среди части современных представителей крымских татар становится все больше приверженцев агрессивных вакхабитских течений. К чему это может привести, если ситуация выйдет из под контроля, показали события в современной Чечне и Косово. Очень бы не хотелось стать свидетелями развития событий по такому сценарию. Хотелось бы надеяться на благоразумие и местных властей и самих татар…

Крымские цыгане, называвшие себя "урмачель", многие века жили оседло среди коренного населения Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими (по свидетельству Л.П. Симиренко, не уступающими лучшим татарским). Не вполне оседлая группа цыган - аювджилар (медвежатники) занималась гаданием, дрессурой медведей и мелкой торговлей. А вот музыкой долгое время в исламском Крыму занимались только цыгане, хотя и приспособив ее к местным вкусам. Именно от музыки крымских цыган в 30-е годы нашего века "произошла" современная крымско-татарская музыка.

В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них. Тем не менее, на вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова). Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже показан во многих атласах мира как средоточие цыган: крупный железнодорожный узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни. Кроме гадания "будет ли землетрясение?" и "кого полюбишь на курорте?", мелкой торговли с "наваром" и обменом валюты с элементами трансформации денежных знаков в цветную бумагу, цыгане занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя и других городов.

В конференции участвуют: Козлов Владимир Фотиевич

16 марта в Крыму прошёл референдум о статусе автономии. Благодаря 96,77% голосов избирателей он вместе с Севастополем стал субъектом Российской Федерации. История полуострова с его историческими памятниками и архитектурными шедеврами таит в себе массу интересных и сложных моментов. Здесь переплелись судьбы многих народов, государств и цивилизаций.

Кому и когда принадлежал полуостров? Кто и как боролся за него? Что сегодня представляет собой Крым? Об этом и многом другом мы поговорили с кандидатом исторических наук, заведующим кафедрой региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ Владимиром Козловым.

Вопрос: Игорь Константинович Рагозин 10:45 02/04/2014

Скажите, пожалуйста, какие народы проживали в Крыму исторически? Когда там появились русские?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 15:33 11/04/2014

Крым - безусловно, самый многонациональный регион России. На протяжении тысячелетий здесь, сменяя друг друга, жили многие народы. Первые люди появились в Крыму около 150 тыс. лет назад, это были неандертальцы. Археологи обнаружили древние стоянки в пещере Киик-Коба, гротах Вольчьем и Чокурча. Современные люди появились на полуострове около 35 тыс. лет назад. Благодаря грекам мы знаем о некоторых древнейших народах Крыма и Северного Причерноморья - киммерийцах (X-VII вв. до н.э.), их соседях таврах (X - I вв. до н.э.), скифах (VII - III вв. н.э.) Крым - один из центров древнегреческой цивилизации, здесь в VI в. до н.э. появились греческие колонии - Херсонес, Паитикапей, Керкинитида и др. В I в. до н.э. - III в. н.э. в Крыму присутствовали и римские войска, завоевавшие Боспор и укрепившиеся в других местах полуострова. С начала нашей эры в Крым стали вторгаться и иногда долго задерживаться различные племена: ираноязычные сарматы (I - IV в. н.э.), германские племена готов (c III в. н.э.) Одновременно с готами в Крым с северного Кавказа переселяются племена аланов. Появление в Крыму разных племен и народов сопровождалось, как правило, завоеванием, а иногда и уничтожением или ассимиляцией других народов. В IV в. н.э. часть воинственных кочевых племен гуннов вторглись в Крым. Крым был с V по XV в. частью Византийской цивилизации. Многонациональное государство Византия, в котором основу составляли греки, выступило наследницей Римской империи в Крыму. В VII в. н.э. большую часть владений Византии в Крыму захватили кочевники-тюрки-хазары (разгромлены в X в. славянами). В IX в. н.э. в Крыму появились тюркские племена печенеги, которых в XI в. н.э. сменили новые кочевники - половцы (куманы). С XIII в. Крым, в значительной степени ставший христианским, подвергается нашествию кочевников - монголо-татар, которые в конце концов, отделившись от Золотой Орды, создали в XV в. свое государство - Крымское ханство, быстро потерявшее свою независимость и ставшее до конца своей истории (1770-е гг.) вассалом Турецкой империи. Важнейший вклад в историю Крыма внесли армяне (на полуострове с XIII в.) и генуэзцы (в Крыму в XIII - XV вв.). С XV в. в Крыму на южнобережье появляются турки - жители Турецкой империи. Одним из древних народов Крыма были караимы - тюрки по происхождению, появившиеся здесь ранее монголо-татар. Полиэтнический характер населения Крыма отражал его историю заселения. Славяне появились в Крыму давно: с X в. известны походы киевских князей на Византию, крещение Св. Владимира в Херсонесе, в этом и других городах Крыма имелись русских купеческие колонии, существовало в X - XI вв. Тмутараканское княжество. Русские как невольники были постоянным элементом в средние века. Постоянно же в значительном числе русские присутствуют в Крыму (с 1771 г. по 1783 г. - как русская армия), а с 1783 г. началось заселение Крыма подданными Российской империи, а так же приглашенными немцами, болгарами, поляками и др.

Вопрос: Иванов ДГ 10:55 02/04/2014

Что из себя представляла эпоха Крымского ханства? Можно ли говорить о нем, как о независимом государстве с собственной культурой, или это лишь осколок Золотой Орды, трансформировавшийся в часть Османской империи?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 09:41 11/04/2014

Крымское ханство существовало с 1443 по 1783 г. Образовалось оно на основе Крымского улуса, отколовшегося от Золотой Орды. Однако, подлинно независимый период Крымского ханства продолжался недолго — до вторжения войск турецкого султана в 1475 г., захвативших Каффу, княжество Феодоро (Мангуп). Через несколько лет после этого Крымское ханство стало вассалом Турции, крымские ханы назначались султаном из рода Гераев, крымский хан не имел права начинать войну и заключать мир. Часть территории полуострова вошла в состав Турции. Формально суверенным Крымское ханство стало в 1772 г, когда в результате договора России с крымским ханом, Крым был объявлен независимым от Турции под покровительством России. По Кючук-Кайнарджийскому миру в 1774 г. Турция признала независимость Крыма. В феврале 1783 г. последний крымский хан Шагин-Гирей отрёкся от престола и отдал себя под покровительство Екатерины II. 8 апреля Екатерина II объявила Манифест о принятии Крымского полуострова в состав Российской империи.

Вопрос: Сергей Сергеич 11:48 02/04/2014

Есть ли историческая преемственность у различных цивилизаций, населявших Крым? Можно ли говорить о том, что Херсонес, татарский Крым и русский Крым - это звенья одного процесса или речь идет об изолированных друг от друга эпохах?

Вопрос: Ирина Тучкова 12:19 02/04/2014

Не случится ли, что Крым станет вечной болевой точкой в отношениях между Украиной и Россией? Сможет ли Украина смириться с его потерей? (Сейчас в украинских СМИ речь идет исключительно об оккупации и необходимости "освобождения" полуострова)

Вопрос: Павел Львов 13:27 02/04/2014

Вернет ли Украина Крым? Есть ли для этого предпосылки? Как поведет себя Россия, если международные суды обяжут РФ вывести войска из Крыма и вернуть его Украине? Не захотят ли жители Крыма, столкнувшись с российскими реалиями, вернуться назад? Возможен ли обратный референдум? Какова вероятность вооруженного противостояния с Украиной?

Вопрос: Иван А 14:00 02/04/2014

Крымские татары заявляют о своем "историческом праве" на Крым. Есть ли вообще народ, про который можно говорить, что он "создал Крым"?

Ответы:

Каждый из живших на полуострове народов (в том числе исчезнувшие) внёс свой вклад в историю Крыма. Можно утверждать, что ныне нет народа, который «создал» Крым, или является «коренным» с момента его появления как народа на территории полуострова. Даже самые древние, сохранившиеся до сегодняшнего дня народы - греки, армяне, караимы, татары и др. являлись в свое время пришельцами на полуостров. Крым практически никогда не был территорией отдельного устойчивого независимого государства. Длительное время его территория входила в состав империй - Византийской, Турецкой и Российской.

Вопрос: Otto 15:45 02/04/2014

Была ли реальная угроза отторжения Крыма от России по итогам Крымской войны 1853-1856 годов?

Вопрос: Виталий Титов 16:35 02/04/2014

Что послужило причиной Крымской войны?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 15:34 11/04/2014

Крымская война (Восточная война 1853-1856 гг.) - война России с коалицией Англии, Франции, Сардинского королевства и Турцией за господство на Ближнем Востоке. Поводом к началу войны послужили. Непосредственным поводом к войне послужил спор о святых местах в Иерусалиме. В 1853 г. Турция ответила отказом на требования русского посла о признание прав греческой (православной) церкви о святых местах; а император Николай I приказал русским войскам занять подчиненные Турции дунайские княжества Молдавию и Волахию. В октябре 1853 г. Турция объявляет войну России, в феврале 1854 г. на стороне Турции выступили Англия и Франция, а в 1855 г. - Сардинское королевство. По одному из планов союзников Крым должен был отторгнут от России, однако благодаря решающей операции Крымской войны - героической 349-дневной обороны Севастополя полуостров с Севастополем остался за Россией. России запрещено было иметь на Черноморском море военный флот, арсеналы и крепости.

Вопрос: Зизитоп 16:54 02/04/2014

Правда ли, что украинская история Крыма началась со стоянки неандертальцев в пещере Киик-Коба? Вообще, можно ли говорить о какой-то "украинской истории Крыма" до 1954 года?

Вопрос: ЛАРИСА А 17:02 02/04/2014

а стоило ли вообще возвращать КРЫМ?

Вопрос: Виктор ФФадеев 17:07 02/04/2014

В 1954 году Крым отошел к Украине как внутреннее перемещение территории в пределах одного государства, т.е., СССР. Это ни какая то геополитическая операция, а обыкновенная бухгалтерия. И почему вдруг сейчас такой ажиотаж вокруг того, что поставили на свое место. Вопрос: Украина сейчас выламывает себе руки из-за Крыма. Что это, украинское невежество или их политическая близорукость? (Л.Кравчук-первый президент Украины в своем интервью сказал, что если бы Б.Ельцин поставил тогда, в Беловежской Пуще, пере до мной вопрос о Крыме, я бы его вернул не задумываясь. Но тогда, по всему видно, ни до этого было.)

Вопрос: Шебнем Мамедли 17:25 02/04/2014

что на самом деле послужило основной причиной депортации крымских татар в 1944 году? действительно ли названная официальная причина, якобы сотрудничество большей части крымскотатарского населения с оккупантами в период немецкой оккупации Крыма, являлась настолько правдоподобной, чтобы необоснованно отнести их ко всему татарскому населению Крыма?

Ответы:

Обосновывая готовящуюся депортацию крымских татар, Л. Берия писал Сталину 10 мая 1944 г.: «Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма…» С 18 мая 1944 г. в течение нескольких дней из Крыма было выселено более 180 тыс. крымских татар. Выселение целых народов, часть представителей которых сотрудничала с оккупантами, довольно широко практиковалось в 1943-1944 гг., когда были выселены со своей родины чеченцы, карачаевцы, ингуши, балкарцы и др. 26 апреля 1991 г. был принят Верховным Советом РСФСР закон «О реабилитации репрессированных народов».

Вопрос: Гондилов Павел 17:33 02/04/2014

За кого воевали крымские татары в годы гражданской войны?

Вопрос: Александр Симонян 17:51 02/04/2014

Что вы можете сказать о вкладе армянского народа в историю и культуру Крыма.

Ответы:

Вклад армян в историю и культуру Крыма очень велик. Армяне в Крыму появляются в XI-XIII в. Переселение шло из Константинополя, Синопа, Трапезунда. Вторая волна переселения армян на полуостров приходится на XIV-XV вв. Армяне — древнейший христианский народ, они принесли в Крым высокий уровень ремесла, были искусными кузнецами, строителями, резчиками по камню, ювелирами, торговцами. Армяне составляли значительную прослойку в средневековых городах Каффе, Карасубазаре, Гезлеве. Древнейшим памятником армянской культуры является монастырь Судрб-Хач и г. Старый Крым. Практически во всех городах Крыма были армянские храмы и исторические некрополи: В Симферополе, Ялте, Старом Крыму, Евпатории, Белогорске, Феодосии и др. Армяне оказали значительное влияние на развитие Феодосии. Здесь жил и работал выдающийся художник-маринист И. К. Айвазовский, подаривший городу свой дом и своё творческое наследие. Большие волны переселенцев-армян из Турции последовали в 1890-х годах и в 1915 г. в связи с развязанным там геноцидом.

Вопрос: Катерина Деева 22:42 02/04/2014

Ожесточенные бои и грандиозные проекты реализовывались на полуострове во времена правления Екатерины Великой.Какова роль Григория Потемкина в присоединении и отстройки Крыма.Справедливо ли забыто имя Григория Потемкина-Таврического?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 15:34 11/04/2014

В современной историографии роль выдающегося русского государственного и военного деятеля Г. А. Потемкина (1739 - 1791) в освоении Причерноморья, присоединении Крыма к России недооценивается. В 1776 г. он назначен генерал губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний. Именно он является одним из главных основателей новых городов - Херсона (1778), Николаева (1789). Екатеринослава (1783), Севастополя (1783). Именно под его руководством осуществлялось строительство военного и торгового флотов на Чёрном море. За заслуги в деле присоединения Крыма получил титул «Светлейшего князя Тавридческого». Именно Потемкин разработал и реализовал проект присоединения Крыма к России, он принимал присягу крымского населения на верность России, фактически организовал посещение императрицей Екатериной II новоприсоединенного Крыма в 1787 г., активно участвовал в освоении и развитии полуострова. О вкладе Г. А. Потёмкина в присоединении Крыма к России читайте книги В. С. Лопатина «Потёмкин и его легенда», «Светлейший князь Потёмкин» и другие.

Вопрос: Русинов ЮТ 01:36 03/04/2014

Сопровождался ли переход Крыма во владение России в 1783 году репрессиями в отношении крымских татар? Что стало с элитой бывшего Крымского ханства?

Вопрос: ВКД 01:50 03/04/2014

Сколько человек в действительности стали жертвами "красного террора" после поражения белых в Крыму в 1920 году?

Ответы:

Вскоре после оставления Крыма войсками П. Н. Врангеля (ноябрь 1920 г.) большевистская власть приступила к массовым арестам и расстрелам тех, кто не захотел эвакуироваться из Крыма. «Красным террором» в Крыму руководили прибывшие из Москвы Бела Кун и Розалия Землячка. В результате «красного террора» в 1920-1921 гг. расстреляны, по разным данным, многие десятки тысяч человек в Симферополе, Евпатории, Севастополе, Ялте, Феодосии, Керчи. По официальным данным без суда и следствия погибло 52 тыс. человек, по сведениям русской эмиграции - до 100 тыс. (последние сведения были собраны по материалам бывших союзов врачей Крыма). Писатель И. Шмелев также приводил цифру жертв в 120 тыс., он писал: «Свидетельствую - в редкой русской семье в Крыму не было одного или нескольких расстрелянных». Монументальные памятники жертвам «красного террора» установлены в окрестностях Ялты (в Багреевке), В Феодосии, памятные знаки и закладные камни - в окрестностях Севастополя (Максимова дача), в Евпатории.

Вопрос: Зотиев 14:42 03/04/2014

Правда ли, что историческое крещение князя Владимира Ясное Солнышко состоялось именно в Крыму? Насколько глубокий след в Крыму оставило русское Тьмутараканское княжество?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 09:40 11/04/2014

По убеждению большинства современных историков, крещение князя Владимира произошло в Херсоне (Херсонесе) в период между 988 и 990 гг. Ныне принято считать 988 г. датой крещения. Есть версии, что Владимир крестился не в Херсоне, а в Киеве или где-то ещё. Некоторые историки предполагали даже, что князь крестился неоднократно, а последний раз в Херсоне. В XIX веке на месте открытого в Херсоне археологами средневекового храма, где по мнению некоторых историков произошло крещение, соорудили грандиозный собор Св. Владимира. Тмутараканское древнерусское княжество существовало недолго (X-XI вв). Центром его был город Тмутаракань на Таманском полуострове (у современной станции таманской). Город с собором был обнесён мощной стеной. В 60-х годах XI века княжество относилось к владениям черниговского князя Святослава. В XII в. под ударами половцев теряет самостоятельность. В состав Тмутараканского княжества входил, находящийся на Крымском полуострове, г. Корчев (современная Керчь).

Вопрос: С уважением, Антон 16:50 03/04/2014

Добрый день! В чем был смысл передачи Крыма Украине в 1954 году? Было ли это решение чисто политическим или оно имело под собой некие экономические причины?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 10:24 11/04/2014

Указом Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г. Крымская область РСФСР передавалась союзной республике - советской Украине. Официальными причинами «подарка» были: «общность экономики, территориальная близость, тесные хозяйственные и культурные связи, юбилей - 300-летие воссоединения Украины и России». На самом деле эти причины были третьестепенными - Крым в составе РСФСР благополучно существовал и даже был быстро восстановлен из руин после Великой Отечественной войны. Волюнтаризм Хрущева в деле дарения Крыма Украине был вызван необходимостью политического укрепления личной власти Хрущева, завоеванием доверия партийной организации Украины. На позорном заседании Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 г. Председатель Президиума Верховного Совета УССР Д. Коротченко высказал от Украины «сердечную благодарность великому русскому народу за исключительно замечательный акт братской помощи». К сожалению, мнения «русского народа» России и Крыма об этом не спросили.

Вопрос: Мисайлиди Евгения 19:00 03/04/2014

Добрый день! Скажите пожалуйста, переселение греков из Крыма в Приазовье связано с решением Екатерины ослабить экономику Крымского ханства, как считаю греки, или со спасением христиан, как писали в учебниках истории? Еще: в Керчи сохранилась русская крепость со времен царя Александра II (могу ошибаться) на мысе Ак-Бурун (не Еникале, которую знают все), занимающая огромную территорию. Официально это даже не музей. Как Вы думаете, какова дальнейшая песпектива ее существования?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 10:23 11/04/2014

Переселение крымских христиан (около 19 тыс. греков, более 12 тыс. армян), произведённое А. В. Суворовым с мая по ноябрь 1778 г. за пределы полуострова преследовало несколько политических и экономических целей: ослабление экономики Крымского ханства (греки и армяне были важным торговым и ремесленным элементом на полуострове), сохранение жизни христиан в случае беспорядков и военных действий в Крыму, заселение выселенными крымчанами пустынных областей Новороссии (Приазовья). Вряд ли Россия предприняла эту акцию, если бы тога у нее существовали планы ближайшего завоевания Крыма. На окраине Керчи у мыса Ак-Бурун на берегу моря на огромной территории (более 400 га) находятся многочисленные крепостные сооружения (подземные и наземные), созданные во второй половине XIX в., которые известны как форт «Тотлебен» (известный инженер Э. И. Тотлебен строил крепость в 1860-е гг.) или крепость «Керчь». С начала 2000-х гг. крепостной ансамбль был освобождён от располагавшихся там воинских частей и передан в ведение Керченского историко-культурного заповедника. Ныне музей проводит здесь экскурсии по части территории крепости. Уникальное фортификационное сооружение обладает огромным экскурсионно-туристическим потенциалом.

Интерес к национальной культуре крымчан, к истории представителей различных национальностей и народов Крыма вполне закономерен. Познакомиться с народами проживающими на полуострове в различные эпохи предлагаем и Вам.

С этническими особенностями и составом населения Крыма Вы можете ознакомиться в статье История народов Крыма . Здесь же речь пойдёт о народах Крыма населявших его на протяжении всей истории Крымского полуострова в хронологическом порядке.

Тавры. Таврами греки-эллины называли племена, населявшие горно-предгорную часть полуострова и все южное побережье. Самоназвание их неизвестно, возможно тавры - потомки древнего коренного населения полуострова. Самые древние памятники их материальной культуры на полуострове датируются примерно X в. до н. э., хотя их культура прослеживается и раньше. Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Занимались скотоводством, земледелием, охотой, изредка промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось постепенное слияние тавров со скифами, в результате чего появился новый этноним - «тавроскифы».

Киммерийцы - собирательное наименование воинственных кочевых племен, населявших в Х-УП вв. до н. э. Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики. Об этом народе есть упоминания во многих древних источниках. Памятников их материальной культуры на полуострове очень мало. В VII в. до н. э. киммерийцы, оттесненные скифами, покинули Северное Причерноморье. Однако память о них долго сохранялась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и др.)

Скифы . Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу жизни и вбирая в себя часть живших здесь племен. В III в. до н. э. под натиском сармат скифы потеряли свои владения на материковой части Причерноморья и Присивашья и сконцентрировались в равнинном Крыму. Здесь сформировалось позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (Симферополь), которое вело борьбу с греческими государствами за влияние на полуострове. В III в. оно пало под ударами сармат, а затем готов и гуннов. Оставшаяся часть скифов смешалась с таврами, сарматами и готами.

Древние греки (эллины) . Древнегреческие колонисты появились в Крыму в VI в. до н. э. Постепенно заселяя побережье, основали целый ряд городов и поселений (Пантикапей, Феодосия, Херсонес, Керкинитида и др.). Позднее греческие города объединились в Херсонесское государство и боспорское царство. Греки основывали поселения, чеканили монету, занимались ремеслами, земледелием, виноделием, рыболовством, вели торговлю с другими народами. На протяжении длительного времени оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках новой эры греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем - Византии. Греческое население постепенно сливается с другими крымскими этносами, передав им язык и культуру.

Сарматы . Кочевые племена сарматов (роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.) появляются в Северном Причерноморье в IV - III вв. до н. э., тесня скифов. В Таврику они проникают с III - II вв. до н. э., то сражаясь со скифами и боспоритами, то вступая с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным греко-скифско-таврским населением.

Римляне (Римская империя) . Римские войска впервые появились на полуострове (в Боспорском царстве) в I в. до. н. э. после победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Но в Боспоре римляне стояли недолго. Во второй половине I века н. э. римские войска по просьбе херсонеситов помогли отбить натиск скифов. С этого времени Херсонес и Боспорское царство попадают в зависимость от Рима.

Римский гарнизон и эскадра находились в Херсонесе с перерывами около двух столетий, привнося некоторые элементы своей культуры в жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова (Харакс на м. Ай-Тодор, крепости в Балаклаве, Альма-Кермене и др.). Но в IV веке римские войска окончательно выводятся из Таврики.

Аланы - одно из крупных сарматских кочевых племен. Начали проникать в Крым во II веке. Вначале аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове. Затем, из-за гуннской угрозы, аланы переместились в горный юго-западный Крым. Здесь, контактируя с местным населением, они переходят к оседлости, принимают христианство. В раннем средневековье, наряду с готами, формируют этническую общность «готоаланы».

Готы . Германские племена готов вторглись в Крым в III в Под их ударами пало поэднескифское царство, а Боспор попал в зависимое положение. Вначале готы осели в равнинном Крыму и на Керченском полуострове. Затем из-за гуннской угрозы часть готов переместилась в юго-западный Крым. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи. При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен). После принятия готами христианства здесь Готская епархия Константинопольского патриархата. В XIII в на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г. Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готоаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.

Гунны . В течение IV - V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов. Среди них были разные племена - тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове. Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде местного, более культурного населения.

Византийцы (Византийская империя) . Византийцами принято называть грекоязычное православное население Восточно-Римской (Византийской) империи. На протяжении многих веков Византия играла ведущую роль в Крыму, определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и церковную администрации. Хотя небольшое количество жителей империи периодически перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно.

Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укрепляются Херсонес и Боспор. После захвата крестоносцами Константинополя в XIII в. влияние Византии на полуострове практически прекращается.

Крымские греки . В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византин от преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества - Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий. с XV в.. после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым.

Хазары - собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII в. образовалось государство - Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII в. хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения.

Славяно-русы (Киевская Русь) . Киевская Русь,утверждаясь на мировой арене в период с IX по X век, постоянно конфликтовала с Хазарским каганатом и Византийской империей. Русские дружины периодически вторгались в их крымские владения, захватывая немалую добычу.

В 988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII вв. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.

Печенеги, половцы . Печенеги - тюркоязычные кочевники - довольно часто вторгались в Крым в X в. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму.

Половцы (кипчаки, команы) - тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова.

Армяне переселяются в Крым в XI-XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в. Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым.

После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце Х1Х-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым.

Венецианцы, генуэзцы . Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские - в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию - от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного - администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.

Татаро-монголы (татары, ордынцы) . Татары - одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников, двинувшихся в поход на запад в XIII в. Ордынцы - более точное его название. Татаро-монголы - поздний термин, применяемый историками с XIX в.

Ордынцы (среди них были монголы, тюрки и другие покоренные монголами племена, а численно преобладали тюркские народы), объединенные под властью монгольских ханов, впервые появились в Крыму в XIII в.

Постепенно они стали оседать в северном и юго-восточном Крыму. Здесь образовался Крымский юрт Золотой Орды с центром в Солхате. В XIV в. ордынцы принимают ислам и постепенно расселяются и в юго-западном Крыму. Ордынцы, тесно контактируя с крымскими греками и половцами (кипчаками), постепенно переходят к оседлости, став одним из этнических ядер для крымскотатарского этноса.

Крымские татары . (Крымские татары - так называют этот народ в других странах, самоназвание «къырымлы» - крымцы, жители Крыма.) Процесс формирования этноса, который впоследствии получил название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по XVIII в.

Среди них можно выделить три субэтнических группы. «Горные татары» расселялись в горной и предгорной частях полуострова. Их этническое ядро в основном сложилось к XVI в. из потомков ордынцев, кипчаков и крымских греков, принявших ислам.

Этническая группа «южнобережных татар» сформировалась позднее на землях, подвластных турецкому султану. Их этническую основу составили потомки местного христианского населения (готоалан, греков, итальянцев и др.), которые проживавшие на этих землях и принявшие ислам, а также потомки переселенцев из Малой Азии. В XVIII - XIX вв. на Южном берегу стали селиться и татары из других районов Крыма.

В степном Крыму, Причерноморье и Присивашье кочевали ногайцы, которые имели, в основном, тюркские (кипчакские) и монгольские корни. В XVI в. они приняли подданство крымского хана, а позднее влились в крымскотатарский этнос. Их стали называть «степные татары».

После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма.

В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой.

В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.

Турки (Османская империя) . Вторгшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак - турецкие владения в Крыму с центром в Кафе. Они составляли 1/10 часть полуострова, но это были наиболее стратегически важные территории и крепости. В результате русско-турецких войн Крым был присоединен к России и турки (в основном военные гарнизоны и администрация) покинули его. Турки организованно расселяли на крымском побережье выходцев из турецкой Анатолии. Со временем, изрядно перемешавшись с местным населением, все они стали одной из этнических групп крымскотатарского народа и получили название «южнобережные татары».

Караимы (караи) - народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма.

Русские, украинцы . На протяжении XVI-XVII вв. отношения между славянами и татарами складывались непросто. Крымские татары периодически совершали набеги на окраинные земли Польши, России и Украины, захватывая невольников и добычу. В свою очередь запорожские казаки, а затем и русские войска совершали военные походы на территорию Крымского ханства.

В 1783 г. Крым был завоеван и присоединен к России. Началось активное заселение полуострова русскими и украинцами, которые к концу XIX в. стали здесь преобладающим населением и продолжают им оставаться.

Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII - начале XX века. Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) - в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма. В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию.

Евреи . Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ вв., когда они подвергаются гонениям в Византии. Проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей,

К XVIII в. часть из них сильно отюречивается, став основой для крымчаков - тюркоязычного этноса, исповедующего иудаизм. После присоединения Крыма к России евреи всегда составляли значительную долю населения полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться.

Крымчаки - тюркоязычная малочисленная народность, сформировавшаяся к XVIII в. из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест и основательно отюреченных, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня.

Немцы . После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством. Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым. Большинство эмигрировало в Германию.

Поляки, чехи, эстонцы . Переселенцы этих национальностей появились в Крыму в середине XIX в., занимались в основном сельским хозяйством. К середине XX в. они практически растворились в среде преобладающего местного славянского населения.