Н д кашкин. Кашкин, николай дмитриевич

Николай Дмитриевич (27 ХI (9 XII) 1839, Воронеж - 15 III 1920, Казань) - рус. муз. критик и педагог. В детстве учился игре на фп. у отца - музыканта-самоучки, владельца книжной лавки в Воронеже, позднее - у К. Дейнера. С 13 лет давал уроки музыки, выступал как пианист. В 1860 поселился в Москве, нек-рое время занимался у А. И. Дюбюка (фп. и теория музыки). С 1863 (по приглашению Н. Г. Рубинштейна) преподавал в Муз. классах Моск. отделения РМО, в 1866-1906 - в Моск. консерватории (фп., теоретич. классы, курс истории музыки; с 1875 профессор). С 1918 жил в Казани. В 1861 выступил как муз. критик в моск. периодич. печати. Систематич. критич. деятельность К. относится к 1886-1910 (сотрудничал в газ. "Московские ведомости", "Русские ведомости", журн. "Артист", "Русская музыкальная газета", "Музыка", "Музыкальный современник" и др.). Он выдвигается в первый ряд моск. критиков, становится летописцем муз. жизни Москвы. Статьи К., особенно посв. рус. музыке и муз. исполнительству, в к-рых он отстаивал эстетич. принципы реалистич. иск-ва, сыграли заметную роль в утверждении рус. нац. муз. школы. Выделяются статьи о П. И. Чайковском (в пропаганде творчества композитора К. принадлежит видная роль), М. И. Глинке, композиторах "Могучей кучки" (особенно о Н. А. Римском-Корсакове), С. И. Танееве, А. Н. Скрябине, С. В. Рахманинове, Вас. С. Калинникове (характерна ст. "Московская школа в музыке", 1910). Менее значительны статьи К. о заруб. классич. музыке (в них не выдвигаются какие-либо новые точки зрения и характеристики творчества), однако написанные живым лит. языком, они для своего времени имели большое просветительское значение. На протяжении почти 40-летней критич. деятельности К. не раз пересматривал своё отношение к разл. явлениям муз. иск-ва. В частности, ранним его работам присуща недооценка творчества А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского. Но с первых же шагов в качестве муз. критика К. выступал с прогрессивных позиций, чутко реагировал на новые художеств. веяния. Широкое понимание К. задач муз. просветительства и культуры нашло отражение в брошюре "Русские консерватории и современные требования искусства" (1906). Большое место в наследии К. занимают мемуары. Общаясь с выдающимися муз. деятелями, он запечатлел эти встречи в ярких лит. образах. Не потеряли значения воспоминания о П. И. Чайковском, Н. Г. Рубинштейне, Г. А. Лароше, С. И. Танееве, А. П. Бородине, М. А. Балакиреве. Они богаты фактич. материалом, иногда, однако, не совсем точным. К. принадлежат также один из популярных в своё время учебников по элементарной теории музыки, ряд работ по истории Моск. консерватории (он явился её первым историографом) и др., а также переводы на рус. яз.: "Учебник музыкальных форм" (совм. с Ю. А. Пухальской, 1883), "Учебник форм инструментальной музыки" (совм. с С. И. Танеевым, 1884) и "Свободный стиль" (1885) Л. Буслера, "Катехизис истории музыки" (1896-97) и "Акустика с точки зрения музыкальной науки" (1898) X. Римана, "Опера" (4-й т. из кн.: "Руководство к сочинению музыки") И. К. Лобе (1898).

Сочинения: Учебник элементарной теории музыки, М., 1875, 1917, последнее изд., М., 1931; Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк, М., 1891; На память о П. И. Чайковском, М., 1894 (совм. с Г. А. Ларошем); Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1896, 4954; Оперная сцена московского императорского театра, М., 1897 (под псевд. Н. Дмитриев); Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Русское обозрение", 1897, No 9, 1898, No 1; H. Г. Рубинштейн и его роль в музыкальном развитии Москвы. (Музыкально-исторический очерк), "Московские ведомости", 1898, No 315, 339 (имеется также отд. оттиск); Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Московские ведомости", 1899, No 22, 43, 165, 170, 197, 214, 226, 233, 270; 1900, No 154, 204, 225; Михаил Иванович Глинка. По поводу столетия его рождения..., СПБ, 1906; Русские консерватории и современные требования искусства, М., 1906; Очерк истории русской музыки, М., 1908; Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах, курс 1, М., 1908, курс 2, М., 1909 (совм. с А. В. Никольским); Московское отделение императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910, М., 1910; М. А. Балакирев и его отношение к Москве (по личным воспоминаниям), "Музыка" (еженедельник), 1913, No 147, 148, 150, 151, 152, 154; Сергей Иванович Танеев и Московская консерватория, "Музыкальный современник", 1916, No 8; Из воспоминаний о А. П. Бородине. (К 30-летию его кончины), газ. "Русская воля", П., 1917, No 44; Из воспоминаний о П. И. Чайковском, в сб.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, П., 1920; Статьи о русской музыке и музыкантах, М., 1953; Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Избранные статьи о М. И. Глинке, М., 1958, и др.

Литература: Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Н. Д. Кашкин (Некролог), "Жизнь искусства", 1920, 26 марта, No 109; Яковлев Вас., Н. Д. Кашкин, М.-Л., 1950; Глущенко Г. С., Кашкин - музыкальный критик (Оперно-драматические проблемы), в сб.: Научно-методические заметки Белорусской консерватории, Минск, 1958; его же, Н. Д. Кашкин и русская опера, Минск, 1960; Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке, т. 3, М., 1960, с. 280-93.

И. М.Ямпольский.


Смотреть значение Кашкин Н.Д. в других словарях

Кашкин — Николай Дмитриевич (1839-1920) - российский музыкальный критик. Егостатьи способствовали утверждению русской национальной музыкальной школы.Работы о П. И. Чайковском, М.........
Большой энциклопедический словарь

Кашкин — Ударение обычно ставят на втором слоге, потому что не от кашки, которую дают детям, а от татарского кашка - лысый. (Ф)
Словарь русских фамилий

Кашкин Николай Дмитриевич — Кашкин, Николай Дмитриевич - музыкальный педагог и писатель. Родился в 1839 г. Преподавал в Московской консерватории теорию и историю музыки и игру на фортепьяно. Был музыкальным........
Исторический словарь

Кашкин Николай Николаевич — Кашкин, Николай Николаевич - генеалог (1869 - 1909). Окончил курс в Александровском лицее. В родовом имении Кашкиных, в селе Прыках, Козельского уезда (Калужской губернии),........
Исторический словарь

Кашкин Николай Сергеевич — Кашкин, Николай Сергеевич - петрашевец (родился в 1829 г.), единственный оставшийся поныне (1914) в живых. Окончил курс лицея, служил в министерстве иностранных дел. В 1848 г.........
Исторический словарь

Кашкин Петр Гаврилович — Кашкин (Петр Гаврилович) - генерал-адмирал русского флота, умер в 1768 г. Учился в навигаторской школе в Москве, откуда в 1715 г. переведен был в петербургскую морскую академию;........
Исторический словарь

Кашкин — Николай Сергеевич (2.V.1829 - 29.XI. 1914) - петрашевец. Из дворян Калужской губ. Сын декабриста. Окончил Александровский лицей, служил в Азиатском департаменте Мин-ва иностр.........
Советская историческая энциклопедия

Кашкин, Ал-др Дм. — воен. писат., р. 1846,

Кашкин, Александр Иванович Генеральный директор АО "Хрустальный завод" (г. Гусь-Хрустальный, Владимирской области) с 1996 г.; родился в 1947 г. в г. Гусь-Хрустальный; окончил стекольный техникум........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Александр Сергеевич — ген.-майор, род. 1840 г., † в Мюнхене 5 декабря 1883 г. (в
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Аристарх Петрович — генерал-майор и потом тайный сов., упр. Царским Селом, при Екатерине II, род. 172?, † 179?
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Богдан — дьяк, при Ал.
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Василий Васильев. — дьяк Конюшенного приказа, 1691
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Димитрий Евгеньевич — генерал-майор (1806 г.), род. 1771, † 1843
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Дм. Евген. — дух. писат. и переводч., ген.-майор (1820-1830
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Евгений Петрович — - генерал-аншеф, генерал-губернатор тульский и калужский, род. 12 января 1737 г., ум. 7 октября 1796 г. Происходил из старинного дворянского рода; его отец, Петр Гаврилович Кашкин,........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Иван Александрович — Род. 1899, ум. 1963. Переводчик (специалист в области теории перевода), критик, педагог. Перевел "Кентерберийские рассказы" Дж. Чосера, произведения Э. Хемингуэя, Р. Фроста,........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Кирилл Павлович — Действительный член РАМН; родился в 1934 г.; работает на кафедре иммунологии Российской медицинской академии последипломного образования Минздравмедпрома России; направление........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Конст. Ник. — инж. пут. сообщ., р.
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Л. Д. — (Леонид? Дмитр.?), пис. по агрономии и пчеловодству (1890-1900
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Н. Н. — авт. кн. "Эконом. положен. русск. виноградарства" (СПб.,
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Ник. Дм. — музыкал. теоретик и критик проф. теории музыки Моск. консерватории, р. 27 н. 1839 в
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Ник. Ник. — генеалог, р. ок. 1870, уездн. чл. Калуж. окр. суда, † в Лозанне 21 н.
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Николай Дмитриевич — - профессор московской консерватории по классам обязательной теории. Составил учебник элементарной теории (Москва, 1875); перевел учебник контрапункта Бусслера (Москва,........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Николай Евгеньевич — сенатор, род. 1768 и 1827
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, П. — авт. драмат. произв. "Волк в овчарне"
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Петр Гаврилович — - генерал-адмирал, умер в 1763 г. Первоначальное образование получил в навигаторской школе в Москве, откуда в 1715 г. переведен был в Морскую Академию и по окончании в ней........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Сергей Николаевич — (17.4.1799-7.11.1868). - Губернский секретарь, заседатель 1 деп. Московского надворного суда.
Из дворян. Отец - сенатор Ник. Евг. Кашкин (1768-1827), мать - Анна Гавр. Бахметева.........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин Николай Сергеевич — (2 (14). 05. 1829, Калуга 29. 11 (12. 12). 1914, Калуга) - общественный деятель, петрашевец. Сын декабриста, служил чиновником Азиатского департамента Министерства иностранных дел; в........
Философский словарь

Петраше-вец, чиновник Азиатского департамента Мини-стерства иностранных дел, приговорен к катор-ге на 4 года, замененной солдатчиной. Кашкин — сын декабриста С.Н. Кашкина — закончил в 1847 г. Александ-ровский лицей с серебряной медалью. С весны 1848 г. Кашкин служил в Азиатском департа-менте Министерства иностранных дел. С октяб-ря 1848 г. у Кашкина собирался кружок так на-зываемых «чистых фурьеристов», занимавших-ся главным образом изучением трудов Ш. Фурье. В кружок входили , братья Дебу, и др., — всего человек 12. На одном из собраний Кашкин читал речь, основанную на положени-ях труда «Дилетантизм в науке». Собрания происходили еженедельно, по вторни-кам в квартире Кашкина. По утверждению Каш-кина, он познакомился с только на обеде в честь Ш. Фурье 7 апреля 1849 г., куда они решили пригласить и М.В. Петрашевского, а на вечере у М.В. Петрашевского Каш-кин был лишь однажды.
вспоминает: «Младший из всех осужденных был Кашкин <...>, только что окончивший Царскосельский лицей и до того получивший прекрасное домаш-нее образование, так как принадлежал к зажиточ-ной дворянской семье, владевшей значительны-ми поместьями. Кашкин был в высшей степени симпатичный молодой человек с очень гуманны-ми воззрениями. Одним из главных идеалов жизни он ставил себе освобождение крестьян. Верный этому идеалу, он, так же как Спешнев, после 1861 года сделался мировым посредником первого призыва».
Достоевский отрицал факт знакомства с Кашкиным: «Что же касается до Каш<к>ина, то я его и в ли-цо не знаю, и у Петрашевского никогда не ви-дел», да и сам Кашкин утверждал, что не был знаком ни с Достоевским (до 22 декабря 1849 г.), ни с многими другими петрашевцами: «Не был я знаком ни с Достоевским, и Плещеевым, и с очень многими из петрашевцев. Когда нас поставили на Семеновскому плацу, я многих увидал в первый раз» (Исторический вестник. 1914. № 8. С. 559). Любопытно, что А.С. Долинин отмечает перекличку богобор-ческих тирад в (глава «Бунт») с некоторыми положениями доклада Кашкина «Идеалистический и позитивный методы в соци-ологии», который он сделал на собрании своего кружка в декабре 1848 г. Кашкин встречался с Досто-евским, его женой и братом в 1861 г., о чем сви-детельствует письмо Кашкина к Достоевскому от 6 августа 1861 г.: «Мне очень прискорбно, мно-гоуважаемый Федор Михайлович, что за многи-ми хлопотами перед отъездом я не мог найти сво-бодного вечера, чтобы проститься с вами: наде-юсь вознаградить себя в следующий приезд в Петербург. Прошу вас засвидетельствовать мое искреннее уважение супруге вашей и Михаилу Михайловичу и передать им просьбу мою — со-хранить мне доброе расположение, которым я пользовался <...> благодарю вас за добрые часы, проведенные в вашем обществе и поручаю себя вашей памяти».
22 декабря 1849 г. Кашкин вместе с другими петрашевцами был выведен на Семеновский плац. Кашкин вспоминает: «Все мы, проведшие 8 месяцев в одиночном заключении в Петропав-ловской крепости, были разбужены на рассвете 22 декабря, одеты в собственное платье, отобран-ное от нас при заключении в крепость, и отвезе-ны в наемных извозчичьих каретах на Семенов-ский плац. С каждым из нас сидел в карете жан-дарм, и каждая карета была окружена четырьмя конными жандармами. Прибыв на плац, мы были высажены из карет и увидели выстроенный деревянный помост, окруженный решеткой, на несколько ступеней возвышающийся над землей и окруженный с трех сторон войсками от всех частей Петербургского гарнизона. Мы были про-ведены перед фронтом всех этих войск и затем вошли на помост, где плац-адъютантом были расставлены в порядке, определенном пригово-ром генерал-аудиториата, от Петрашевского до Пальма. Моим соседом был Плещеев, с которым мы познакомились, когда аудитор, читая при-говор и обращаясь последовательно к каждому из осужденных, произнес наши фамилии. Ниже нас на земле, кругом помоста, стояло несколько генералов и адъютантов. Ближайшим ко мне был действительно обер-полицмейстер генерал Галахов, с которым я был знаком. Священник в черной ризе произнес нам слово, начинавшееся словами: "Оброцы греха есть смерть, — говорит апостол Павел", и взволнованным голосом убеж-дал нас, что со смертию телесною не все будет для нас кончено и что при помощи веры и покаяния мы можем наследовать жизнь вечную. Затем он дал нам приложиться ко кресту. После прелом-ления палачом шпаг над головами большинства из дворян с нас сняли верхнюю собственную нашу теплую одежду и взамен ее надели длин-ные холщовые саваны с капюшонами и длинны-ми рукавами, в которых мы должны были про-стоять довольно долго при сильном утреннем морозе. Затем Петрашевский, Момбелли и Гри-горьев были сведены с помоста и привязаны длинными рукавами к трем столбам, вкопанным впереди трех вырытых ям, и перед ними в неко-тором расстоянии поставлен был взвод солдат. За спинами осужденных находился существо-вавший в то время на Семеновском плацу зем-ляной вал. Солдатам было скомандовано заря-жать, — и на глаза трех привязанных к столбам подвинуты были капюшоны саванов. Конечно, в это время все осужденные прониклись убеж-дением, что казнь состоится, и тогда я не шепо-том, а громко обратился к стоявшему около по-моста на земле генералу Галахову на француз-ском языке с просьбой указать мне, к кому мы могли бы еще обратиться для исходатайствования разрешения исполнить перед смертью хри-стианский долг, на что генерал, так же громко, ответил мне, что государь был так милостив, что даровал всем жизнь. "Даже и тем", — добавил он, указывая на привязанных к столбам. Все сто-явшие близ меня услышали сказанное, и шеп-нуть мне эти слова генерал Галахов не мог вви-ду разделявшего нас расстояния. Вскоре за тем, по данному сигналу, отвязали от столбов Петрашевского, Момбелли и Григорьева, ввели их об-ратно на помост, и аудитор, снова обращаясь последовательно к каждому из осужденных, прочел новый, окончательный приговор...».
23 декабря 1849 г. Кашкин был отправлен в Ставрополь, в 4-й линейный батальон, участво-вал в боевых операциях и в 1858 г. получил ор-ден «За храбрость». В апреле 1857 г. ему было возвращено дворянство, в сентябре он вы-шел в отставку, поселился в Калуге, управляя имением отца. В мае 1860 г. Кашкину было раз-решено жить в столице, он стал видным либе-ральным общественным деятелем в Калужском комитете по крестьянским делам.
В. Пикуль приводит воспоминания Кашкина: «После ссылки я установил с ним [Достоевским] близкие связи, всю жизнь уважая этого челове-ка. Последний раз я виделся с Достоевским в Пе-тербурге, как раз тогда началась балканская вой-на, писателя я застал больным. Анна Григорь-евна сообщила мне, что вчера у них на квартире было заседание Славянского общества, и Федя так разволновался за страдания братьев-болгар, что с ним случился припадок. Он все-таки вы-шел ко мне, долго говорил о великом будущем славянского мира...». Существует легенда, согласно которой Достоев-ский после поездки в 1878 г. в Оптину пустынь посетил в Калуге Кашкина.

1839 - 1920, русский музыкальный критик и педагог. В 1866 - 1906 - профессор Московской консерватории. Сотрудничал в "Московских ведомостях", "Русских ведомостях", журналах "Артист", "Русская музыкальная газета", "Музыка", "Музыкальный современник". Автор учебников по теории музыки.

Н.Д.Кашкин - один из ближайших друзей Чайковского. Совместная работа в Московской консерватории, принадлежность кружку Н.Г.Рубинштейна , сочувственное внимание к таланту Чайковского, проницательные критические суждения о нем в печати, наконец, личная человеческая симпатия и верность - все это стало основой многолетних прочных взаимоотношений.

Пережив трагедию неудачной женитьбы, бросив Москву и консерваторию, скрывшись от многих друзей, Петр Ильич писал Кашкину из Вены в начале 1877 года: "Как меня обрадовало твое, хотя и краткое, письмо! Вместе с тем я злюсь, что ты меня предупредил. Чуть ли не с первого дня моего бегства из Москвы я все собирался войти с тобой в письменные правильные и периодические отношения. Ты один из людей, на которых я с большим удовольствием останавливаюсь, когда погружаюсь в воспоминания, и переписываться с тобой будет мне очень отрадно". Еще в "московские" времена Петр Ильич посвятил Кашкину один из лучших своих романсов - "Ни слова, о друг мой".

Начиная с ранней неудачной оперы "Воевода" Кашкин - постоянный рецензент и критик Петра Ильича. Отметив недостатки названной оперы, Кашкин утверждает, что Чайковский - наиболее интересный после смерти Даргомыжского русский композитор (1889). Восторженно откликнулся Кашкин на исполнение "Франчески да Римини" , особо отметив "прелестную в своей простоте и изяществе" тему Франчески и Паоло (1877)... Порою Кашкин оказывался проницательнее в своих суждениях, чем другие музыкальные писатели - даже чем Г.Ларош . Особенно интересны и показательны рецензии на "Пиковую даму" . Это творение Чайковского оказалось большинством критиков непонятым и недооцененным. Единственный критик, принявший оперу сразу и целиком - Н.Д.Кашкин. В первом же отклике он утверждал, что это произведение вскоре станет достоянием всех русских оперных сцен" ("Русские ведомости", 14 дек. 1890) и спустя несколько месяцев подтвердил свое убеждение: "Вообще "Пиковая дама" должна занять одно из высших мест в русской оперной литературе" (Артист, 1891, №12). В последнем номере "Русского обозрения", сразу вслед за кончиной композитора, напечатана большая статья "П.И.Чайковский. Опыт характеристики его значения в русской музыке". Многочисленные статьи Кашкина о Чайковском изданы отдельной книжкой.

Но едва ли не большее значение имели его "Воспоминания о П.И.Чайковском", написанные сразу после смерти Петра Ильича, напечатанные в "Русском обозрении" в 1894 году и явившиеся первой творческой биографией композитора. Но и после выхода фундаментальной трехтомной биографии М.И.Чайковского мемуары Кашкина, хотя и грешащие некоторыми фактическими неточностями, не утратили своего значения. Именно благодаря указаниям, содержащимся в его воспоминаниях, удалось найти партии оперы "Воевода" и восстановить эту, уничтоженную автором, оперу. Именно от Кашкина мы узнали, в каких сочинениях Петра Ильича зазвучала музыка из также уничтоженной композитором "Ундины" . Но главное - это рассказ очевидца и участника большого периода жизни Чайковского, связанного с Москвой, рассказ яркий и интересный.

Л. З. Корабельникова

Николай Дмитриевич (27.11.1839, Воронеж - 15.03.1920, Казань), муз. критик, педагог. Род. в семье воронежского книгопродавца Д. А. Кашкина, к-рый был любителем музыки, играл на гуслях, был первым учителем музыки для своих сыновей. К. также брал уроки фортепиано у К. К. Гепнера, активно занимался муз. самообразованием. С 13 лет выступал как пианист. Давал частные уроки игры на фортепиано. Отец хотел, чтобы К., имевший способности к математике, поступил в С.-Петербургский технологический ин-т, однако К. переехал в Москву и решил заняться музыкой, лишившись материальной поддержки отца.

В 1860 г. К. стал членом-исполнителем только что открывшегося Московского отд-ния Имп. РМО, познакомился со мн. московскими музыкантами. А. И. Дюбюк, повлиявший на решение К. посвятить себя музыке, бесплатно давал ему уроки игры на фортепиано, теории музыки и композиции. К. занимался самообразованием, посещал репетиции и концерты Имп. РМО. Поселившись в квартире в доме П. И. Юргенсона (там же размещалась контора РМО), К. стал участником постоянных творческих и дружеских встреч с Г. А. Ларошем, К. К. Альбрехтом, Н. Г. Рубинштейном и др.; эти встречи послужили началом буд. консерваторского кружка, иногда собиравшегося у К. Впосл. К. поддерживал дружеские связи со мн. музыкантами и писателями - П. И. Чайковским , М. А. Балакиревым , А. П. Бородиным, А. Н. Островским, А. Н. Плещеевым и др.

К. был хорошим пианистом, но избрал путь педагога и муз. критика. Он захотел получить профессиональное муз. образование в только что открывшейся С.-Петербургской консерватории, однако Рубинштейн убедил его не уезжать из Москвы, стал заниматься с ним игрой на фортепиано, а впосл. пригласил работать в открывшейся в 1866 г. Московской консерватории в качестве профессора. В 1875 г. К. решил держать экзамен на получение звания «свободный художник», но Художественный совет консерватории без экзамена единогласно удостоил его этого звания.

С 1863 г. К. преподавал фортепиано и элементарную теорию музыки в муз. классах Московского отд-ния Имп. РМО. В Московской консерватории до 1896 г. вел занятия по элементарной теории музыки, истории музыки (1905/06), сольфеджио, гармонии и др. предметам, преподавал в классе фортепиано. Среди его учеников были Ел. Ф. Гнесина, А. Т. Гречанинов , А. И. Зилоти, Л. Э. Конюс, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко , Н. К. и А. К. Метнер, К. С. Сараджев. В 1878-1883, 1884-1896 и 1905-1906 гг. К. был секретарем художественного совета Московской консерватории, в 1883-1884 гг.- членом директории (временного комитета по управлению консерваторией), исполнял должность инспектора. По воспоминаниям С. Н. Нюберг-Кашкиной и С. И. Танеева , все директора консерватории, принимая важные решения, советовались с К. (см.: Кашкина. С. 19-20). В 1908 г. дирекция Московского отд-ния Имп. РМО ходатайствовала об утверждении К. в звании заслуженного профессора (РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 2. Ед. хр. 12. Л. 36).

В 1870-1873 гг. преподавал теорию музыки в уч-ще при Синодальном хоре, в 1902-1914 гг. был членом Наблюдательного совета московского Синодального уч-ща церковного пения . В 1876-1891 гг. К.- инспектор муз. классов в Мариинском уч-ще. Содействовал организации Народной консерватории (1906), был в числе ее педагогов и членов бюро. Один из учредителей и член Музыкально-исторического кружка, Кружка любителей русской музыки (организованного А. М. и М. С. Керзиными), об-ва «Музыкально-теоретическая библиотека», член Музыкально-этнографической комиссии при этнографическом отделе Имп. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском ун-те.

В 1918 г. из-за проблем с продовольствием К. переехал в Казань, где стал преподавателем и председателем художественно-педагогической коллегии Государственной муз. школы 2-й ступени (по существу муз. уч-ща), инструктором муз. секции при политотделе Революционного совета Запасной армии республики. Читал лекции по курсу «Методология истории музыки» на фак-те изящных искусств Казанского ун-та, на музыкально-педагогических курсах при гороно, выступал с докладами по вопросам муз. воспитания.

К. написал и перевел ряд трудов в области истории и теории музыки, муз. образования, в т. ч.: «Учебник элементарной теории музыки» (М., 1875, 1931п), «Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах» в 2 частях (совм. с А. В. Никольским; М., 1908-1909. Курсы 1-2; 19162. Курс 1), «Очерк истории русской музыки» (М., 1908, 2012р; один из первых учебников такого рода; церковной музыке посвящены гл. 1 (Русская церковная музыка от ее древнейшего периода до пол. XVII в.) и 15 (Новейшая церковная музыка в России)).

Проявил себя талантливым критиком, публицистом, историком, мемуаристом, хроникером. По инициативе Рубинштейна с 1862 г. начал писать статьи и рецензии на концерты и муз. спектакли для «Московских ведомостей», первым начал вести в газете постоянную муз. хронику. Сотрудничал в др. периодических изданиях. Один из первых рус. теоретиков и историков муз. образования. Автор фундаментальной работы «Основы понимания музыки» (1899, не опубл.).

Работы К. имеют важное значение в историографии русского церковного пения. В монографической ст. «П.И. Чайковский и его церковные композиции» (ДЧ. 1903. Ч. 3. С. 677-687) особенно ценно сообщение К. о том, что Чайковский готовил проект крупной работы в области церковной музыки на основе древних напевов, оставшийся неосуществленным. К. принадлежат также воспоминания о деятелях Синодального уч-ща и хора (Памяти скромного деятеля: Из истории Московского Синодального уч-ща церк. пения [об И. Д. Бердникове] // Там же. 1907. Ч. 1. № 1. С. 119-126; Воспоминания о В. С. Орлове // Памяти В. С. Орлова. М., 1907. С. 11-16).

В ряде критических статей в периодике 1896-1903 гг. К. выступал как сторонник Нового направления в рус. духовной музыке, представленного творчеством А. Д. Кастальского , Гречанинова, П. Г. Чеснокова и др. авторов московской школы. Суть нового течения К. видел в опоре на древние распевы, определяющие как церковный, так и национальный характер песнопений. Кроме того, он придавал большое значение художественной значимости и оригинальности произведений, техническому мастерству композитора, в частности «контрапунктической технике», к-рую трактовал в широком смысле как средство создания развитой многоголосной фактуры. Крупнейшей фигурой «современного движения» К. считал Кастальского, переложения к-рого открывают «новые широкие горизонты в области обработки старинных церковных напевов» (Русская церковная музыка и ее совр. движение // Моск. вед. 1898. № 4. 4 янв. С. 3-4 [под псевд. Старый учитель]). К. подчеркивал «колоссальное значение» Кастальского как композитора, завершающего длительный этап поисков самобытного национального стиля в церковном пении в XIX в., к-рые вели «такие корифеи национального искусства, как Бортнянский, Чайковский, Римский-Корсаков» (Синодальное училище церковного пения // Рус. листок. 1903. № 317. 17 нояб.). В разд. «Новейшая церковная музыка в России», включенном в «Очерк по истории русской музыки» (М., 1908), К. называет Кастальского и Гречанинова «главными столпами нового направления в русской церковной музыке» (С. 195). Статьи и рецензии К. вместе с работами Н. Ф. Финдейзена , И. В. Липаева , прот. Михаила Лисицына составили основу муз. критики Нового направления.

Арх.: Нюберг-Кашкина С. Н. Воспоминания о Н. Д. Кашкине // ГЦММК. Ф. 35. № 118, 301; Кашкина О. К. Воспоминания о Н. Д. Кашкине: Ркп. // Там же. № 425.

Соч.: Двадцатипятилетие (1865-1890) деятельности П. И. Чайковского // Рус. обозр. 1890. Т. 4. № 8. С. 815-832; [Духовный концерт Синодального хора] // Моск. вед. 1896. № 348; [Духовный концерт Синодального хора] // Там же. 1897. № 63; [По поводу концерта Синодального хора] // Там же. 1897. № 350. 20 дек. С. 5; Николай Григорьевич Рубинштейн и его роль в муз. развитии Москвы: (Муз.-ист. очерки). VIII // Там же. 1898. № 315. 9 дек. С. 3-4; О церковном пении в России // Там же. 1899. № 271. 30 окт.; [Концерт Синодального хора 19 дек. 1899 г.] // Там же. 1899. № 352. 22 дек.; [Концерт Синодального хора] // Там же. 1900. № 91; [Духовный концерт] // Там же. 1900. № 351. 20 дек. С. 5; О самобытности в русской музыке // Рус. обозр. 1901. Вып. 1. С. 16-32; [Концерт Синодального хора 3 нояб. 1902 г.] // Моск. вед. 1902. № 305. 5 нояб.; [Концерт Синодального хора 19 дек. 1902 г.] // Там же. 1902. № 351. 21 дек.; [Синодальный хор: 2 концерта, посвящ. памяти П. И. Чайковского] // Там же. 1903. № 302. 4 нояб. С. 5; [Синодальный хор: (О концерте 16 нояб., посвящ. сочинениям А. Д. Кастальского)] // Там же. 1903. № 318. 20 нояб. С. 4; [Концерт Синодального хора 14 дек. 1903 (песнопения литургии С. В. Панченко и М. М. Ипполитова-Иванова)] // Там же. 1903. № 344. 16 дек.; Михаил Иванович Глинка: По поводу 100-летия его рождения. СПб., 1906; Мысли о рус. церковной музыке // ДЧ. 1906. Ч. 1. № 1. С. 83-97; № 2. С. 198-209; «Литургия» Рахманинова // Рус. слово. М., 1910. № 273. 26 нояб. С. 5; К юбилею муз. об-ва // Там же; Московское отделение Имп. РМО: Очерк деятельности за 50-летие: 1860-1910. М., 1910; Консерватории и муз. уч-ща // РМГ. 1911. № 6. Стб. 145-150; № 7. Стб. 181-184; № 8/9. Стб. 220-231; Воспоминания о С. И. Танееве // Музыка: Ж. М., 1916. № 245. С. 99-106; № 246. С. 115-117.

Е.С. Лотош, Н. Ю. Плотникова

Кашкин Н. Д.

Николай Дмитриевич (27 ХI (9 XII) 1839, Воронеж - 15 III 1920, Казань) - рус. муз. критик и педагог. В детстве учился игре на фп. у отца - музыканта-самоучки, владельца книжной лавки в Воронеже, позднее - у К. Дейнера. С 13 лет давал уроки музыки, выступал как пианист. В 1860 поселился в Москве, нек-рое время занимался у А. И. Дюбюка (фп. и теория музыки). С 1863 (по приглашению Н. Г. Рубинштейна) преподавал в Муз. классах Моск. отделения РМО, в 1866-1906 - в Моск. консерватории (фп., теоретич. классы, курс истории музыки; с 1875 профессор). С 1918 жил в Казани. В 1861 выступил как муз. критик в моск. периодич. печати. Систематич. критич. деятельность К. относится к 1886-1910 (сотрудничал в газ. "Московские ведомости", "Русские ведомости", журн. "Артист", "Русская музыкальная газета", "Музыка", "Музыкальный современник" и др.). Он выдвигается в первый ряд моск. критиков, становится летописцем муз. жизни Москвы. Статьи К., особенно посв. рус. музыке и муз. исполнительству, в к-рых он отстаивал эстетич. принципы реалистич. иск-ва, сыграли заметную роль в утверждении рус. нац. муз. школы. Выделяются статьи о П. И. Чайковском (в пропаганде творчества композитора К. принадлежит видная роль), М. И. Глинке, композиторах "Могучей кучки" (особенно о Н. А. Римском-Корсакове), С. И. Танееве, А. Н. Скрябине, С. В. Рахманинове, Вас. С. Калинникове (характерна ст. "Московская школа в музыке", 1910). Менее значительны статьи К. о заруб. классич. музыке (в них не выдвигаются какие-либо новые точки зрения и характеристики творчества), однако написанные живым лит. языком, они для своего времени имели большое просветительское значение. На протяжении почти 40-летней критич. деятельности К. не раз пересматривал своё отношение к разл. явлениям муз. иск-ва. В частности, ранним его работам присуща недооценка творчества А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского. Но с первых же шагов в качестве муз. критика К. выступал с прогрессивных позиций, чутко реагировал на новые художеств. веяния. Широкое понимание К. задач муз. просветительства и культуры нашло отражение в брошюре "Русские консерватории и современные требования искусства" (1906). Большое место в наследии К. занимают мемуары. Общаясь с выдающимися муз. деятелями, он запечатлел эти встречи в ярких лит. образах. Не потеряли значения воспоминания о П. И. Чайковском, Н. Г. Рубинштейне, Г. А. Лароше, С. И. Танееве, А. П. Бородине, М. А. Балакиреве. Они богаты фактич. материалом, иногда, однако, не совсем точным. К. принадлежат также один из популярных в своё время учебников по элементарной теории музыки, ряд работ по истории Моск. консерватории (он явился её первым историографом) и др., а также переводы на рус. яз.: "Учебник музыкальных форм" (совм. с Ю. А. Пухальской, 1883), "Учебник форм инструментальной музыки" (совм. с С. И. Танеевым, 1884) и "Свободный стиль" (1885) Л. Буслера, "Катехизис истории музыки" (1896-97) и "Акустика с точки зрения музыкальной науки" (1898) X. Римана, "Опера" (4-й т. из кн.: "Руководство к сочинению музыки") И. К. Лобе (1898).
Сочинения : Учебник элементарной теории музыки, М., 1875, 1917, последнее изд., М., 1931; Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк, М., 1891; На память о П. И. Чайковском, М., 1894 (совм. с Г. А. Ларошем); Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1896, 4954; Оперная сцена московского императорского театра, М., 1897 (под псевд. Н. Дмитриев); Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Русское обозрение", 1897, No 9, 1898, No 1; H. Г. Рубинштейн и его роль в музыкальном развитии Москвы. (Музыкально-исторический очерк), "Московские ведомости", 1898, No 315, 339 (имеется также отд. оттиск); Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Московские ведомости", 1899, No 22, 43, 165, 170, 197, 214, 226, 233, 270; 1900, No 154, 204, 225; Михаил Иванович Глинка. По поводу столетия его рождения..., СПБ, 1906; Русские консерватории и современные требования искусства, М., 1906; Очерк истории русской музыки, М., 1908; Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах, курс 1, М., 1908, курс 2, М., 1909 (совм. с А. В. Никольским); Московское отделение императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910, М., 1910; М. А. Балакирев и его отношение к Москве (по личным воспоминаниям), "Музыка" (еженедельник), 1913, No 147, 148, 150, 151, 152, 154; Сергей Иванович Танеев и Московская консерватория, "Музыкальный современник", 1916, No 8; Из воспоминаний о А. П. Бородине. (К 30-летию его кончины), газ. "Русская воля", П., 1917, No 44; Из воспоминаний о П. И. Чайковском, в сб.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, П., 1920; Статьи о русской музыке и музыкантах, М., 1953; Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Избранные статьи о М. И. Глинке, М., 1958, и др. Литература : Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Н. Д. Кашкин (Некролог), "Жизнь искусства", 1920, 26 марта, No 109; Яковлев Вас., Н. Д. Кашкин, М.-Л., 1950; Глущенко Г. С., Кашкин - музыкальный критик (Оперно-драматические проблемы), в сб.: Научно-методические заметки Белорусской консерватории, Минск, 1958; его же, Н. Д. Кашкин и русская опера, Минск, 1960; Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке, т. 3, М., 1960, с. 280-93. И. М.Ямпольский.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Кашкин Н. Д." в других словарях:

    Ударение обычно ставят на втором слоге, потому что не от кашки, которую дают детям, а от татарского кашка лысый. (Ф) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии

    Фамилия: Кашкин А. М. ректор Томского индустриального института (1934–1936); Кашкин, Вячеслав Борисович (род.1955) российский лингвист; Кашкин, Евгений Петрович (1737 1796) государственный деятель Российской империи, генерал аншеф; Кашкин,… … Википедия

    Евгений Петрович Кашкин государственный деятель Дата рождения: 12(23) января 1737 года Дата смерти … Википедия

    Иван Кашкин Дата рождения: 24 июня (6 июля) 1899(18990706) Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 26 ноября 1963 (64 года) Место смерти: Москва … Википедия

    I Кашкин Иван Александрович , русский советский переводчик и критик. В 1924 окончил 2 й МГУ. Преподавал в московских вузах. Разработал принципы творческого воспроизведения стиля и индивидуальные … Большая советская энциклопедия

    Николай Сергеевич (2.V.1829 29.XI. 1914) петрашевец. Из дворян Калужской губ. Сын декабриста. Окончил Александровский лицей, служил в Азиатском департаменте Мин ва иностр. дел. С окт. 1848 у К. собирался кружок (А. Ханыков, А. Европеус, Д.… … Советская историческая энциклопедия

    Николай Дмитриевич Кашкин профессор московской консерватории по классам обязательной теории. Составил учебник элементарной теории (Москва, 1875); перевёл учебник контрапункта Бусслера (Москва, 1885) и пр. При написании этой статьи использовался… … Википедия