Пропорциональная избирательная система не может применяться на выборах. Обществознание что обозначает только пропорциональная система

В стране Z раз в 5 лет проходят выборы в парламент. Найдите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите №, под которыми указаны соответствующие черты.

2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

4) Правительство формируется блоком партий, победившим на парламентских выборах.

5) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за неё на выборах.

Пояснение.

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы - в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов - нет, неверно.

4) Правительство формируется блоком партий, победившим на парламентских выборах - да, верно.

5) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах - нет, неверно.

6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за неё на выборах - да, верно.

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Для пропорциональной избирательной системы характерны следующие черты. Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер, т. е. набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов, которое не может превышать 1% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Образовавшиеся вакансии замешаются следующими в порядке очередности кандидатами из списков кандидатов (партийных списков), допущенных к распределению мандатов, вследствие чего проведение дополнительных выборов не предусматривается.

Российскому законодательству известны две разновидности пропорциональной избирательной системы, обусловленные использованием закрытых (жестких) или открытых (мягких) списков кандидатов. При голосовании по закрытым спискам избиратель вправе отдать свой голос только за тот или иной список кандидатов в целом. Открытые списки позволяют избирателю проголосовать не только за определенный список кандидатов, но и за одного или нескольких кандидатов внутри этого списка. В нашей стране явное предпочтение отдается закрытым спискам. Голосование пооткрытым спискам предусмотрено только в нескольких субъектах Федерации (Республика Калмыкия, Тверская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В субъектах Федерации в чистом виде она встречается редко (Дагестан, Ингушетия, Амурская область, Свердловская область, г. Санкт- Петербург). Что касается муниципальных выборов, то для них пропорциональная избирательная система в целом нехарактерна. Редкое исключение в этом отношении представляет г. С пасс к-Дальний Приморского края, уставом которого предусмотрено избрание всех депутатов городского округа по партийным спискам.

Смешанная избирательная система

Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу

Смешанная система используется в настоящее время на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти практически всех субъектов Федерации. Обусловлено это тем, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 35) требует, чтобы не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации либо в одной из его палат подлежало распределению между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований смешанная мажоритарно-пропорциональная система применяется гораздо реже. По всей вероятности, это связано с тем, что федеральное законодательство не требует обязательного использования элементов пропорциональной системы применительно к муниципальному уровню формирования представительных органов власти.

Избирательные комиссии - это коллегиальные органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов. Все избирательные комиссии делятся на две большие группы:

1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами - ЦИК РФ (ЦИК РФ), избирательная комиссия субъекта РФ, а также муниципальными органами - избирательная комиссия муниципального образования;

2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе - окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии. Формирование таких избирательных комиссий является отдельным этапом избирательного процесса.

Избирательные комиссии в различных выборах могут быть:

1.Окружная избирательная комиссия - верхнее звено системы избирательных комиссий в любом избирательном процессе. Она распространяет свою деятельность на всю территорию, от которой избирается выборное лицо (выборные лица). Так, при выборах Президента РФ, депутатов ГД по пропорциональной избирательной системе вся территория РФ составляет один избирательный округ. В качестве окружной избирательной комиссии в данном случае выступает ЦИК РФ. При выборах депутатов ГД по одномандатным округам в рамках мажоритарной избирательной системы окружные избирательные комиссии создаются в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов и выступают в качестве высшего звена избирательных комиссий по выборам депутата ГД в соответствующем округе.

2.Территориальная избирательная комиссия всегда распространяет свою деятельность на определенную территорию в соответствии с федеративным устройством РФ, а также административно-территориальным делением субъектов РФ. Территориальными комиссиями являются ЦИК РФ (территория деятельности - вся РФ), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований. Также постоянно действующие муниципальные (городские, районные) избирательные комиссии выполняют роль территориальных комиссий на выборах в федеральные и региональные органы государственной власти.

3.Участковая избирательная комиссия - формируется вышестоящей территориальной комиссией.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004)

Статья 20 ФЗ об основных гарантиях:

В РФ действуют избирательные комиссии, комиссии референдума:

Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ);

избирательные комиссии субъектов РФ;

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

участковые комиссии.

ЦИК РФ - является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ в соответствии с компетенцией, установленной настоящим ФЗ, иными ФЗ; действует на постоянной основе и является юридическим лицом; состоит из 15 членов и формируется тремя субъектами - ГД, Советом Федерации и Президентом РФ. Пять членов ЦИК РФ назначаются ГД из числа кандидатур, предлагаемых депутатами и депутатскими объединениями. Пять членов назначаются Советом Федераций из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Пять членов назначаются Президентом РФ.

Для иных комиссий установлен единый порядок формирования, обеспечивающий демократизм этой процедуры, паритетное участие в ней государственных органов законодательной и исполнительной власти, активное участие общественных объединений, органов МСУ, собраний избирателей.

Так, избирательные комиссии субъектов РФ и окружные избирательные комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти создаются законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъектов Федерации на паритетных началах: половину состава комиссии назначает законодательный орган, а половину - исполнительный. Назначение осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. Гарантированная квота - не менее одной трети состава комиссии - предоставлена представителям избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в ГД, а также в законодательных (представительных) органах власти субъекта РФ. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения (блока).

Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ, участковых избирательных комиссий осуществляется представительными органами МСУ в том же порядке на основе предложений тех же субъектов, что и в предыдущем случае, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы.

Как дополнительную гарантию независимости избирательных комиссий ФЗ устанавливает, что в их составе государственные (муниципальные) служащие не могут составлять более одной трети состава. ФЗ об основных гарантиях впервые устанавливает возможность расформирования избирательных комиссий субъектов РФ, окружных, территориальных, участковых комиссий в случае такого нарушения ими избирательных прав граждан, которое повлекло признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов в целом. Решение о расформировании избирательной комиссии может быть принято только судом по заявлению депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего уровня, а также ЦИК (в отношении комиссии субъекта РФ).

Избирательный процесс

Термин «избирательный процесс» не является синонимом для обозначения становления или формирования новой самостоятельной отрасли права или подотрасли процессуального законодательства. Процессуальная (через систему судов общей юрисдикции) и процедурная (через систему избирательных комиссий) формы реализации и защиты избирательных прав граждан выражают различные (правоприменительный и правоохранительный) аспекты избирательного процесса в целом. Через процедурную форму осуществляется деятельность избирательных комиссий и выполняется основной объем избирательных действий, составляющих содержание избирательной кампании, тогда как через процессуальную форму в собственном значении этого понятия осуществляется деятельность судов по защите избирательных прав граждан и, шире, - основ конституционного строя.

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избра­нии выборного должностного лица.

Основными стадиями избирательного процесса являются:

1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса);

2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;

3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

4) предвыборная агитация;

5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование. При этом факультативными стадиями являются: проведение в предусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов, выборов депутатов вместо выбывших, новых выборов.

Избирательный процесс и избирательные правоотношения - взаимозависимые категории, которые выступают как две стороны единого по своему содержанию и смыслу механизма воспроизводства власти через политическое волеизъявление граждан, выраженное путем голосования на свободных и демократических выборах.

Реальное осуществление народовластия в ходе подготовки и проведения выборов обеспечивается целеустремленной и правомерной деятельностью участников, или субъектов, избирательного процесса, круг которых определяется действующим законодательством. Действующее в Российской Федерации и ее субъектах законодательство о выборах, регулирующее выборные правоотношения, предусматривает следующий основной типовой состав участников (субъектов) избирательного процесса: 1. Нормоучредительные участники избирательного процесса - органы государственной власти федерального и регионального уровня, избирательные комиссии, наделенные правом издавать законы и иные нормативные акты и определяющие порядок подготовки и проведения выборов: например, Федеральное Собрание России, которое принимает законы о выборах в федеральные органы государственной власти, или Законодательное Собрание субъекта РФ, принимающее Избирательный кодекс. 2. Инициаторы избирательного процесса - органы и должностные лица государственной и местной власти, правомочные принимать юридические акты о назначении выборов, в которых нередко определяются даты и территория проведения голосования. Издание инициирующего избирательный процесс правового акта обязательно, поскольку при отсутствии такого акта нормы материального и процессуального избирательного права не могут быть приведены в действие, хотя в новейшем избирательном законодательстве предусматриваются процедуры, позволяющие выйти из положения, когда управомоченный орган не в состоянии принять инициирующий акт. Дело в том, что конкретными субъектами инициирования избирательного процесса по каждому виду выборов обычно определяются органы власти соответствующего уровня (хотя в некоторых случаях право назначения выборов и определения даты проведения голосования закрепляется за вышестоящими органами, в чем проявляются особенности регионального законотворчества), однако последние иногда просто отсутствуют либо своевременно не принимают нужное решение. Поэтому новейшее законодательство предусматривает на этот случай специальные правила. Так, в отдельных поселениях, где представительные органы, обязанные назначать выборы, отсутствуют, выборы должны быть назначены соответствующими территориальными избирательными комиссиями. Если управомоченный орган государственной или местной власти не назначает выборы в установленный законом срок, то они могут быть проведены по решению соответствующей руководящей территориальной избирательной комиссии, что должно быть оговорено в законе. 3. Организаторы избирательного процесса - избирательные комиссии, общественные объединения и группы граждан, органы и должностные лица государственной и местной власти, создающие надлежащие условия и обеспечивающие необходимые средства для реализации законодательства о выборах. Особое место среди организаторов избирательного процесса занимают избирательные комиссии (органы руководства выборами), на которые ложится вся тяжесть подготовки и проведения избирательных мероприятий, поскольку именно они выполняют наибольший объем организационно-управленческой и организационно-технической работы по реализации требований избирательного законодательства и отвечают за документальное оформление юридических действий, совершаемых участниками выборов. Серьезные обязанности возлагает закон и на других организаторов избирательного процесса. Так, глава местной исполнительной власти принимает решение об образовании избирательных участков, а федеральные и региональные органы государственной власти выделяют денежные средства на финансирование избирательной кампании. 4. Голосующие на выборах граждане Российской Федерации - активные избиратели, реализующие право нормотворческого голоса при принятии юридически обязательных решений на собраниях (сходах) граждан и на референдумах либо право властеучредительного голоса на выборах органов государственной и местной власти, а также при отзыве выборных представителей. 5. Баллотирующиеся на выборах граждане Российской Федерации - кандидаты в депутаты представительных органов государственной и местной власти или кандидаты в народные представители других выборных органов (пассивные носители избирательного права). 6. Наблюдатели, в том числе иностранные и международные, - лица, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за соблюдением требований выборного законодательства на всех стадиях избирательного процесса. Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, где иностранным (международным) наблюдателям законодательно разрешено присутствовать на выборах и референдумах, в том числе и на региональном уровне. 7. Суды, рассматривающие жалобы и споры в связи с нарушением избирательного законодательства при проведении выборов и голосования, в том числе Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. 8. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах в соответствии с правилами, определяющими компетенцию и порядок работы этих органов. 9. Другие участники избирательного процесса (например, политические партии, общественные объединения, группы избирателей), обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов; организации и учреждения, частные лица, участвующие в формировании избирательных фондов; досрочно отзываемые депутаты и другие выборные должностные лица. Состав участников (субъектов) избирательного процесса не является постоянным, он может изменяться в связи с изменением выборного законодательства, во многом зависеть от того или иного типа избирательной системы, уровня ее демократического содержания. Правовой статус участников избирательного процесса определяется обширным массивом законодательных актов. Совокупность нормативно-правовых актов, определяющих статус субъектов избирательного процесса, образует составную часть самостоятельного института избирательных прав - выборное право. Среди них важнейшее значение имеют следующие законодательные акты: 1) Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32, 81); 2) конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации (главы об избирательной системе); 3) федеральные законы о выборах; 4) региональные законы о выборах; 5) указы Президента Российской Федерации, президентов республик, входящих в состав Федерации, и глав других субъектов Федерации; 6) решения избирательных комиссий; 7) решения органов местного самоуправления по вопросам организации выборов. Исследование основных проблем подготовки и проведения выборов, углубленный анализ избирательного процесса позволяют по-новому оценить возможности конструирования структуры законодательных актов о выборах. Уже сейчас целесообразно признать полезным выделение в структуре избирательных законов, и прежде всего избирательных кодексов, ряда самостоятельных институтов, таких как очередные выборы, повторные выборы, дополнительные выборы, с закреплением их конкретного юридического содержания. Очередные выборы - это общие или основные выборы, проводимые для избрания органов государственной власти и органов местного самоуправления в сроки, установленные действующим законодательством для легислатуры данного вида органов власти. Период времени между предыдущими и предстоящими очередными выборами составляет легислатуру данного выборного представительного органа власти. Повторные выборы - это новые выборы, проводимые на территории, где предыдущие выборы признаны несостоявшимися или недействительными либо где при выборах должностного лица баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран. Дополнительные выборы - это внеочередные выборы, проводимые в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному (многомандатному) избирательному округу в коллегиальный представительный орган власти, либо досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица в системе государственной или местной власти. Системная разработка актуальных вопросов о понятии и структуре избирательного процесса приводит к новым выводам о содержании института избирательных прав. Для ранее действовавшего законодательства о выборах было характерно выделение и закрепление в отдельных актах, разделах или статьях избирательных прав граждан в статусе избирателей, кандидатов в депутаты и избирательных комиссий, между тем в новейших законах о выборах появились и другие участники избирательного процесса, наделенные законодательным объемом избирательных прав. Это, в частности, общественные объединения, в том числе политические партии, наблюдатели, органы власти, более широкий слой доверенных лиц, частные и юридические лица, спонсирующие выборы в рамках закона. В числе избирательных прав этих новых субъектов выборного процесса можно назвать следующие: 1) право осуществлять законные полномочия по участию в выборах; 2) право на информацию о ходе проведения избирательных мероприятий на протяжении всей избирательной кампании; 3) право присутствовать при подсчете голосов избирателей; 4) право знакомиться с документами, в которых содержатся сведения о результатах выборов; 5) право представлять собственные интересы или интересы “материнских” организаций в органах руководства выборами; 6) право обращаться в суд в случае нарушения статуса участников выборов. По нашему мнению, было бы полезно при разработке Избирательного кодекса Российской Федерации и избирательных законов субъектов РФ закрепить избирательные права каждого субъекта выборного процесса в самостоятельной главе или статье. Очевидно, что в условиях становления в Российской Федерации правового демократического государства комплексное исследование проблем избирательного процесса открывает новые перспективы совершенствования механизма выборов, демократизации избирательной системы, более активного участия граждан в общественно-политической жизни страны.

Регистрация или составление списков избирателей осуществляютсяместными избирательными комиссиями. Законодатель ряда стран предусматривает, что избиратели сами должны заботиться о включении их в списки для голосования (США, Великобритания, страны Латинской Америки). Во многих европейских странах включение избирателей в списки является обязанностью органов местного самоуправления. И в том и другом случае избирательный список может носить временный характер (составляемый перед каждыми выборами заново) или постоянный (перед очередными выборами лишь частично обновляемый).

Регистрация избирателей и составление списков, как правило, заканчиваются в соответствии с определенным сроком до даты выборов (в некоторых странах - за несколько месяцев). Это означает, что лица, официально не зарегистрированные в избирательных списках, не могут участвовать в голосовании, поскольку положения избирательных законов запрещают вносить новых избирателей в списки после окончания официальной регистрации. На практике это означает еще одно ограничение принципа всеобщности избирательного права граждан.

Главные задачи участковой избирательной комиссии - составление полного списка избирателей, проведение голосования, подсчет голосов.

Списки избирателей. По общему правилу голосовать могут только лица, включенные в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения на право голосования (например, в связи с командиров­кой), заносятся в дополнительный список избирателей и только после этого получают бюллетень. Лишь в отдельных странах, например в Сирии, нет списка избирателей, достаточно предъявить удостоверение личности, в котором делается отметка, что избиратель проголосовал.

В большинстве стран ведение списков избирателей относится к ком­петенции муниципальных властей (Нидерланды, Польша), в латиноаме­риканских странах для этого существует особая служба - националь­ный или гражданский регистр, в Израиле списками ведает министерство внутренних дел, в Швеции - налоговое управление. В список избирате­лей могут быть включены лишь лица, удовлетворяющие избирательным цензам (квалификациям). В Великобритании списки избирателей со­ставляют чиновники-регистраторы, в отдельных странах Латинской Америки - специально назначенные комиссии (там, где нет службы гражданского регистра). Эти списки передаются затем органам, которые проводят голосование, в большинстве стран - участковой комиссии. Она проводит проверку списков, для чего необходимо предъявить соот­ветствующие документы (во многих англосаксонских странах, где нет паспортов для внутреннего употребления, а есть только международные паспорта, используются самые разные документы).

При составлении списков, их проверке и уточнении участковыми избирательными комиссиями, чиновниками-регистраторами и другими органами используются два способа: обязательная регистрация и необя­зательная. Обязанность или отсутствие обязанности регистрации отно­сится не к избирателю, а к комиссии или чиновнику-регистратору. При системе необязательной регистрации чиновник не включает автомати­чески избирателя в список, он делает это только по инициативе послед­него. Избиратель сам должен обратиться с соответствующим заявлени­ем, если он хочет быть включенным в список избирателей (Испания, Мексика, США). При системе обязательной регистрации (Великобритания, Индия, Италия) избиратель автоматически включается в список, регистратор (комиссия) обязан разыскать всех лиц, имеющих избира­тельные права, и включить их в этот список. Лицам, включенным в спи­сок, выдается специальная карточка избирателя (часто - с отпечатками пальцев и фотографией, иногда с учетом возможности электронного го­лосования). Списки избирателей бывают либо постоянными, и тогда от пересматриваются через 10-12 лет, либо периодическими, заново составляемыми к каждым выборам.

ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА В РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА (СПИСКА КАНДИДАТОВ) - исчерпывающе перечисленные в федеральном законе обстоятельства, наличие которых исключает возможность регистрации кандидата (списка кандидатов). К основаниям отказа избирательное законодательство относит: а) существенное нарушение установленного законом порядка сбора подписей; б) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов), а равно превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, при условии, что кандидатом, избирательным объединением не был внесен избирательный залог; в) недостоверность сведений (биографического характера, о занимаемой должности, судимостях, наличии гражданства иностранного государства и др.), если недостоверность этих сведений носит существенный характер; г) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств; д) иные основания, предусмотренные федеральным законом.

В том случае, если недостоверность сведений биографического характера, данных о судимости, гражданстве и др., перечисленных в п. 2 ст. 28 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.), установлена после регистрации кандидата (списка кандидатов) и носит существенный характер, избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации; если же осталось менее 16 дней до дня голосования, она вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата (исключении из списка кандидатов). Наряду с отказом в регистрации действующее избирательное законодательство вводит понятие "отмена регистрации", означающее аннулирование ранее принятого избирательной комиссией решения о регистрации кандидата. Законом предусмотрено, что в случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

На преодоление указанных недостатков мажоритар­ной избирательной системы претендует пропорциональная избирательная система. В ее основе заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голоса­ми избирателей и полученными ею мандатами. Эта система в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Латинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.

Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандида­та, а за список кандидатов той или иной партии, а значит, и за ее программу. Существуют три основные разновид­ности списков для голосования: жесткие, полужесткие, свободные (гибкие).

Система жестких списков требует от избирателя го­лосовать за партию в целом. Кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках (Греция, Израиль, Испания).

Система полужестких списков , во-первых, предпола­гает голосование за партийный список целиком, во-вторых, гарантирует кандидату, возглавляющему партийный список, обязательное получение мандата. Распределение ос­тальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от набранных кандидатом голосов, или префе­ренций (от лат. praeferre - предпочитать, давать преиму­щество). Преференцированное голосование - это установление избирателем той очередности кандидатов внутри одного партийного списка, которая ему более всего подходит. Избиратель проставляет цифры очередности против имен одного, нескольких или всех кандидатов. Данная сис­тема применяется в Австрии, Дании, Нидерландах.

Система свободных списков предполагает голосова­ние за партийный список целиком и допускает распределе­ние всех депутатских мест в соответствии с преференция­ми избирателей. Избранными оказываются кандидаты, набравшие наибольшее число преференций. Эта система действует в Бельгии.

После голосования приступают к распределению ман­датов . В основе определения количества мандатов той или иной партии лежит принцип избирательной квоты, или из­бирательного метра. Избирательной квотой называется число голосов, необходимых для избрания одного депута­та. Каждая партия получает по округу столько депутат­ских мандатов, сколько избирательных квот содержится в сумме собранных ею по данному округу голосов. Как пра­вило, законы не фиксируют величину квоты, а указывают способ ее вычисления.

По сравнению с мажоритарной пропорциональная из­бирательная система имеет следующие достоинства:

1) она позволяет сформировать органы власти, состав которых более адекватно отражает фактическое соотноше­ние партийных сил в стране. Это дает возможность в боль­ шей мере учитывать интересы отдельных социальных и политических групп;

2) эта система, если она не искажена какими-либо до­полнительными "правилами", обеспечивает представи­тельство даже небольшим партиям, т.е. способствует раз­витию политического плюрализма, многопартийности.Однако пропорциональная система имеет и существен­ные недостатки.

Во-первых, слабая связь между депутатами и избира­телями, поскольку последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии. Этот недостаток в определенной мере компенсируется преференцированным голосовани­ем. Преодолению указанного недостатка способствует и панаширование (отфр. panachage - смешивание, смесь). Панаширование дает избирателю возможность голосовать за определенное число кандидатов из разных партийных списков в соответствии с его предпочтениями. Кроме того, избиратель имеет право предлагать новых кандидатов и вносить их имена в список.

Во-вторых, весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, обязанностью которого является составление партийных списков. Отсюда появляется возмож­ность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.

В-третьих, возникают сложности при формировании правительства. В условиях многопартийности, отсутствия доминирующей политической партии неизбежно появле­ние многопартийных коалиций, состоящих из партий с разными программными целями и задачами. Политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью и стабильностью, частыми кризисами. Примером служит Италия, использующая данную систему с 1945 г. За это время здесь сменилось более пятидесяти правительств.

Для преодоления указанного недостатка в ряде стран применяют так называемые "заградительные барьеры" , или "процентные оговорки ", устанавливающие необходи­мый для получения мандатов минимум голосов. Так, в Гер­мании, Российской Федерации этот "барьер" равен 5 % от общего числа поданных по всей стране голосов, в Болга­рии, Швеции - 4 %, в Дании - 2 %. Партии, не преодо­левшие данного порога, не получают ни одного депутат­ского мандата.

Указанные способы (панаширование, "заградительные барьеры" и др.), с одной стороны, способствуют преодоле­нию недостатков пропорциональной системы, а с другой - значительно ограничивают принцип пропорциональности и тем самым искажают волю избирателей.

Пропорциональная избирательная система является полюсной по отношению к мажоритарной системе. Ее появление стимулировалось необходимостью преодоления недостатков мажоритарной системы, связанных с большой потерей голосов, малой репрезентативностью, низким уровнем легитимности депутатского корпуса, недостаточным стимулированием многопартийности и односторонним отражением политического спектра общества .

Суть пропорциональной избирательной системы в том, что за голоса избирателей борются между собой не лично кандидаты, а политические партии, которые выдвигают, так называемые, «партийные списки», в которых указываются кандидаты от данной партии. Таким образом, избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию (следовательно, за партийный список в целом). Депутатские мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах (то есть, чем больше голосов избирателей завоевала партия, тем больше она получит мандатов).

Достоинствами пропорциональной избирательной системы являются то, что она:

1) позволяет более точно отражать расстановку политических сил в обществе;

2) не устраняет с политической арены мелкие партии;

3) динамична, т.е. позволяет организовываться новым политическим партиям и быст­ро выходить на политическую сцену, что способствует более частой смене власти;

4) укрепляет многопартийность и политический плюрализм в стране.

Однако пропорциональная избирательная система также не лишена недостатков . К последним следует относить: диктат партийной верхушки, отсутствие прямой и обратной связи между депутата­ми и избирателями и некоторые иные. Однако ключевой недостаток состоит в том, что в качестве результата пропорциональная система зачастую дает слишком сильную фрагментацию политичес­ких сил, представленных в парламенте. Это значит, что придерживающиеся разных взглядов многочисленные разноформатные партии, пропорционально представленные в парламенте, не могут договориться между собой, не могут сформировать устойчивое прави­тельство, возникают партийные интриги, межпартийные распри детерминируют парламентскую нестабильность, создаются и распадаются коалиции и пр.

Наиболее действенным средством устранения основного недостатка пропорциональной системы является установление избирательного барьера. Его цель – препятствовать проникновению в парламент слишком мелких и случайных партий и способствовать тому, чтобы в парламенте были представлены средние и крупные партии. Тем самым парламент становится менее разрозненным по своему составу и более стабильным.

При использовании избирательного барьера к распределению депутатских мандатов допускаются только те партии, которые набрали определенный минимум голосов избирателей. Партии, набравшие голосов меньше установленного минимума, считаются не преодолевшими барьер и к распределению депутатских мест не допускаются.


Таким образом, избирательный барьер следует понимать как минимально допустимое число голосов избирателей (в процентах), которое должно набрать каждая политическая партия для того, чтобы принять участие в распределении депутатских мандатов.

Важно отметить, что заградительный барьер, точнее его высокий %, может стать серьезной преградой в отношении принципа представительности, что противоречит предназначению пропорциональной системы. Это происходит в том случае, когда значительное число избирателей голосуют «впустую», т.е. за те партии, которые впоследствии не допускаются к распределению депутатских мандатов.

Как же происходит распределение мандатов при пропорциональной системе? Для этого существуют различные методы. Один из них заключается в определении избирательной квоты (раньше она именовалась избирательным метром), т.е. того числа голосов, которые необходимы для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов парий, и частной от этого деления дает число мандатов, полагающихся этой партии. Определяется квота разными способами.