Вагнер Николай Петрович (1829–1907). Николай вагнер

Н. П. Вагнер

Жил-был маленький мальчик, принц Гайдар, сын великого царя Аргелана, и этот маленький принц непременно хотел быть большим.

Он жил в большом дворце, в высоких комнатах, но ему казались они низкими. "Почему, - думал он, - комнаты строят только до потолка? Их нужно было бы строить выше потолка. Прямо до неба".

Когда за обедом или ужином подавали большую рыбу, то он думал: "Почему же она большая?! Если бы она не уместилась в эту залу, то она действительно была бы большая... Вот кит! Его скорей можно назвать большой рыбой, хотя кит вовсе не рыба... Он плавает в большом море-океане!"

Когда его возили по морю и говорили ему: "Видишь, какое оно большое, его берегов не видно", - то он думал: "Да. Оно кажется вам большим потому, что его берегов не видно. А если бы они были видны, то и море было бы для вас небольшое".

Когда он бывал на высоких горах, то смотрел на небо и все думал: "Ах! можно бы было их сделать еще выше... выше... выше - до самого неба".

Наконец, хотя не скоро, его желание исполнилось: он сделался большим; он вырос выше всех людей, которых он знал, но и этого ему было мало.

Что же, - говорили ему, - ты хочешь быть великаном и показывать себя за деньги?

Да, - говорил он, - я хотел бы быть великаном, но не таким, как вы думаете. Я вижу звезды, и мне хочется дорасти до них, чтобы они были перед моими глазами... и не только эти звезды, но и все другие солнца, чтобы они светили мне в глаза и от этого света я сделался бы таким большим, что меня нельзя было бы смерить никакой мерой. Понимаете ли вы? Я боюсь всяких мер, весов и стадий, и вот почему я желал бы вырасти настолько, чтобы они не могли меня нигде достать и... смерить.

Когда исполнилось ему совершеннолетие, то отец его, царь Аргелан, сказал ему:

Ну, Гайдар, теперь ты большой, и надо тебе выбрать невесту. Возьми свиту и ступай в царство Коромандельское, к царю Баджрахану. У него дочь, царевна Гудана, - красавица. И пошел Гайдар со свитой в царство Коромандельское.

Увидал Гайдар Гудану и изумился. Такой красавицы он еще никогда не видывал.

И стал Гайдар разбирать и судить: где и в чем у Гуданы красота сидит? Думал, думал, ничего не решил. Пришел он к Гудане, встал перед ней на колени и говорит ей:

Царевна прекрасная!.. Я без ума от твоего дивного образа, и думаю я: чем этот образ мне нравится? Глаза твои небольшие, но если бы они были больше, если бы они были громадные, то они были бы уродливы и безобразны. И лоб, и нос, и рот твой - все небольшое, но все мне нравится; и больше всего мне нравится взгляд твой открытый, глубокий и ласковый. Царевна Гудана! Красавица из всех красавиц! Если бы ты согласилась выйти за меня замуж, то я был бы без меры счастлив.

Царевич Гайдар! - отвечает ему Гудана, - без меры может быть только великое. И тебе лишь кажется, что ты можешь быть счастлив без меры. Если же ты действительно хочешь быть счастливым, то узнай, что такое есть "великое", и тогда приходи ко мне и будешь женихом моим. Иди, ходи по свету белому! Ищи великого, ибо к нему постоянно стремилось и стремится сердце твое.

И пошел царевич Гайдар, пошел один, без свиты своей, пошел искать по всему свету "великого".

"Великое, - думал он, - скрыто в истине. Кто познал ее, тот познал великое, и сердце его не мучится, не трепещет, не боится ничего, а радуется".

И пошел он к мудрецам земным. Их же много по белу свету рассеяно, и все они ищут истину. Исходил он много всяких мер земных, исходил много всяких земель. И видел, и говорил со всякими мудрецами, но не могли мудрецы указать ему великое. Говорили они о мириадах миров небесных, о беспредельности всего мироздания, всей вселенной, но в этой беспредельности он видел только предел земной мудрости и не нашел он в ней "великого"...

Один раз идет он по дороге, которая ведет в небольшую деревушку, и видит: стоит на этой дороге седой дервиш, старый-престарый; и смотрит он на толпу детей, которые весело играют на лужайке. Подошел Гайдар к дервишу и стал смотреть на ту же толпу и при этом подумал: "На что же он смотрит? На малых ребят?!" И спросил Гайдар дервиша: на что он смотрит так пристально?

На великое, - отвечал дервиш. - Великое скрыто в малом. В малом лежит великое сердце, которое может любить и любовью все победить.

Усмехнулся Гайдар и отошел от дервиша.

"Это сумасшедший, - подумал он. - Я слышал от земных мудрецов, что дети любят только себя самих, а как они любят, это нельзя смерить никакой меркой".

В деревушке, на краю ее, была небольшая хижинка, и около этой хижинки сидела женщина, а около нее была целая дюжина ребят. Старшей девочке было лет 12 - 13. Младшего, годовалого младенца держала женщина на руках.

Мальчик был болен, умирал и, бледный, задыхающийся, лежал на ее руках. Женщина тихо плакала...

Гайдар подошел к ней и спросил:

Что, он болен?

Болен, - сказала женщина, - умирает. - И она вытерла глаза свои платком, которым была обвязана голова ее.

Это сын твой? - спросил Гайдар.

А это, кругом тебя, твои дети?

И все дети молча, серьезно, потупившись, толпились около нее.

Чего же ты плачешь? - спросил Гайдар. - Смотри сколько у тебя детей... И тебе жаль одного...

Если бы их и было не столько, а в десять раз столько, - сказала строго женщина, - если бы их было так много, как песку морского... все равно мне было бы жаль потерять хоть одного из них, ибо я любила бы всех их.

И при этих словах дети прижались к матери, а она еще сильнее заплакала.

И отошел от нее Гайдар, а отходя подумал: "Нельзя смерить эту любовь никакими мерами. Не в ней ли лежит "великое"?

И задумался Гайдар и не заметил, как подошел к большой высокой горе, а у подошвы ее росли большие деревья, и под одним деревом лежал человек, а другой сидел, наклонясь над ним.

Гайдар устал и невольно, не замечая, опустился на землю и сел подле человека.

Что, он болен? - спросил Гайдар человека.

Но человек ничего не ответил ему. Он растирал грудь у того человека, который лежал и тихо, жалобно стонал.

Это брат твой? - снова спросил Гайдар.

Человек обернулся к нему. Строго, пристально посмотрел на него и тихо вразумительно проговорил:

Все мы братья... У всех у нас один отец... - И он снова начал растирать грудь больному человеку. Больной стонал тише и тише. Он засыпал. Растиравший тихо отнял руку от его груди, медленно повернулся к Гайдару и, приставив палец к губам, тихо, чуть слышно прошептал:

Он уснул! И да будет мир над тобой, брат мой!

Он сидел несколько минут молча, опустив голову. Гайдар смотрел на его худое, потемневшее лицо, с большими задумчивыми глазами, на его изношенную, изорванную одежду, на его бедную, заплатанную чалму и думал: "Он, наверное, беден и несчастен". И он тихо вынул из пояса кошелек и так же тихо положил его на руки своего собеседника. Но он отстранил его руку и сказал:

Я не нуждаюсь!.. Отдай твое золото тому, кто не вкусил от даров нищеты и бедности... и кто думает купить на него продажные земные блага...

Ты, верно, из одной деревни с этим больным? - спросил Гайдар.

Нет, он из Иудеи, а я - самарянин. Меня зовут Рабель бен-Ад, а его Самуилом из Хазрана.

Потом, помолчав немного, он пристально посмотрел на Гайдара своими черными глубокими глазами, и Гайдару показалось, что в этих глазах блестит тот же огонь, который он видел в глазах детей, игравших на лугу. И тот же самый блеск он видел в глазах женщины-матери, державшей на руках умирающего ребенка - ее сына. Рабель нагнулся к Гайдару и начал говорить ему тихо, поминутно оглядываясь на спящего Самуила.

Николай Петрович Вагнер

Вагнер, Николай Петрович – русский ученый и писатель. Профессор зоологии Казанского (с 1860), затем Петербургского (с 1871) университетов. Автор трудов по зоологии, организатор и директор (1881-1899) Соловецкой биологической станции, крупный исследователь фауны Белого моря. В 1877-1879 годах издавал научно-популярный журнал «Свет». В. принадлежат статьи, в которых он выступил сторонником спиритизма. В 1891 году был избран президентом Русского общества экспериментальной психологии. В проявил себя и как талантливый писатель. Наибольшую популярность приобрела его книга «Сказки Кота-Мурлыки» (1872), в которую вошло 25 сказок, многократно переиздававшихся. Основная тема их – борьба добра со злом – воплощается в фантастических и аллегорических сюжетах с налетом мистицизма. Для них характерна также философско-психологическая трактовка нравственных вопросов. Сказки В. вызвали в свое время острую полемику в педагогической среде. В. - также автор повестей, рассказов и романа «Темный путь» (т. 1-2, 1890.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.

Вагнер Николай Петрович (18.07.1829-21.03. 1907), ученый и писатель. Родился на Богословском заводе на Урале, закончил Казанский университет. Профессор зоологии Казанского (с 1860), затем Петербургского (с 1871) университетов. Автор трудов по зоологии, организатор и директор (1881-99) Соловецкой биологической станции, крупный исследователь фауны Белого моря. В 1877-79 издавал и редактировал научно-популярный журнал «Свет». В 1891 был избран президентом Русского общества экспериментальной психологии. Вагнер проявил себя и как талантливый писатель. Наибольшую популярность приобрела его книга «Сказки Кота-Мурлыки» (1872), в которую вошло 25 сказок, многократно переиздававшихся. Основная тема их - борьба добра со злом - воплощается в фантастических и аллегорических сюжетах. В яркой и увлекательной форме Вагнер стремится направить ум и чувства читателя в сторону подвига и добра. Добро всегда мистически побеждает зло. Для сказок Вагнера характерна философско-психологическая трактовка нравственных вопросов. Сказки Вагнера вызвали в свое время острую полемику в педагогической среде. Вагнер также автор повестей, рассказов и антинигилистического романа «Темный путь» (Т. 1-2).

В романе Вагнера впервые в русской литературе раскрывается международный заговор сионистов, стремящихся к мировому господству и готовых использовать для достижения своих целей самые низкие средства. Абстрактное зло из сказок Кота-Мурлыки в романе «Темный путь» воплощается в конкретное зло мирового сионизма.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Повести, сказки и рассказы Кота_Мурлыки, т. 1-7, СПб, 1887-1899;

Романы, повести, сказки и рассказы, т. 1-7, СПб, 1902-1908;

Сказки, 7 изд., СПб, 1907;

Сказки Кота_Мурлыки, М.-П., 1923.

Литература:

Венгеров С.А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. 4, СПб, 1895;

О.Л., Кот-Мурлыка (Н.П.Вагнер) как романист, «Русское богатство», 1888, № 11.

Никола́й Петро́вич Ва́гнер (, Богословский завод Верхотурского уезда Пермской губернии (ныне Карпинск Свердловской области) - марта, Санкт-Петербург) - русский зоолог и писатель.

Биография

Николай Вагнер родился 18 года в Верхотурском уезде Пермской губернии (ныне город Карпинск Свердловской области) в дворянской семье.

Детство Вагнер провёл на Урале, где работал врачом его отец, Пётр Иванович Вагнер. С 1840 года, когда отец был утверждён профессором минералогии, геологии и сравнительной анатомии Казанского университета, жил в Казани. В 1841 году Николай Вагнер обучался в частном пансионе М. Н. Львова, затем с 1842 по 1845 год учился во 2-й Казанской гимназии.

В 1845 году Вагнер поступил на отделение естественных наук Казанского университета (окончил в 1849 году со степенью кандидата с золотой медалью за сочинение «О лучших характерных признаках для классификации насекомых»). С 1848 года начал печататься: в журнале «Русская иллюстрация» вышли его научно-популярные статьи на темы зоологии «Жуки-атехви» и «Жуки-могильщики».

После университета Вагнер преподавал естественную историю и сельское хозяйство в Нижегородском Александровском дворянском институте. В 1851 году получил степень магистра зоологии за работу «О чернобылках, водящихся в России». В 1852 году становится адъюнктом при физико-математическом факультете Казанского университета, магистром, затем доктором (1855, диссертация «Общий взгляд на паукообразных»). С 1858 года неоднократно выезжал за рубеж в научные командировки. С 1860-го - профессор зоологии, с 1862-го - ординарный профессор зоологии Казанского университета. В 1861-1864 годах Вагнер - редактор «Учёных записок Казанского университета». В 1863 году получает Демидовскую премию Академии наук за исследование «Самопроизвольное размножение у гусениц насекомых», ставшее сенсацией в научном мире того времени. В 1869 году был удостоен премии Бордена от Парижской академии наук и избран почётным членом Сибирского университета.

В 1870-1885 годах - профессор Санкт-Петербургского университета (продолжал читать лекции до 1894 года). Основал на Соловецком острове на Белом море биологическую станцию и был её директором до конца существования станции.

В 1877-1879 годах редактор научно-популярного журнала «Свет». C 1891 года - президент Русского общества экспериментальной психологии, с 1899 - почётный член Казанского университета. В 1901 году издал научно-популярные очерки книгой «Картины из жизни животных».

Умер от прогрессивного паралича марта года в Петербурге.

Семья

Его сын, литератор Владимир Николаевич, застрелил собственную жену.

Научные труды

  • «Самопроизвольное размножение гусениц у насекомых» (1862, здесь Вагнер впервые установил явления педогенеза);
  • «Беспозвоночные Белого моря» (1885)