Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция. Произведения Распутина Валентина Григорьевича: «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний срок», «Пожар

Писатель, публицист

Родился 15 марта 1937 года в районном посёлке Усть-Уда Иркутской области. Детские годы прошли в селе Аталанка, в 400 км от Иркутска. Отец писателя был крестьянином, работал в леспромхозе, мать - домохозяйка.

1954 - оканчивает школу и поступает на первый курс историко-филологического факультета Иркутского университета.

1955 - знакомство с Александром Вампиловым, поступившим на первый курс историко-филологического факультета ИГУ.

1957 - Распутин начинает работать внештатным корреспондентом газеты "Советская молодежь". 30 марта в газете появляется первая публикация "Скучать совсем некогда".

1958 - в газете "Советская молодежь" Распутин печатает статьи, зарисовки, репортажи, критические корреспонденции о студенческой жизни, о деятельности пионерских дружин, о работе милиции, о жизни школы. Печатается в соавторстве с Р.Градом, М.Ворониным, под псевдонимом Р.Валентинов, но чаще всего под собственным именем - В.Распутин.

1959 - заканчивает пятый курс историко-филологического факультета ИГУ. Работает в газете "Советская молодежь". Под газетными публикациями появляется псевдоним В.Каирский.

1961 - в альманахе "Ангара" впервые опубликован рассказ Распутина ("Я забыл спросить у Лешки..."). Распутин увольняется из редакции газеты "Советская молодежь" и поступает на должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения. В газете "Советская молодежь" (12 февраля, 17 сентября), в альманахе "Ангара" начинается публикация рассказов и очерков будущей книги "Край возле самого неба".

1962 - Распутин увольняется с Иркутской студии телевидения и работает в редакциях разных газет («Советская молодежь", "Красноярский комсомолец", "Красноярский рабочий" и др.) В августе этого же года Распутин принят на должность литсотрудника газеты "Красноярский рабочий" в Красноярске.

1964 - в газете "Восточно-Сибирская правда" опубликован рассказ "Человек с этого света".

1965 - в альманахе "Ангара" опубликован рассказ "Человек с этого света". В этом же году Распутин принимает участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей, встречается с В. Чивилихиным, отметившим талант начинающего автора. В газете "Комсомольская правда" опубликован рассказ "Ветер ищет тебя". В журнале "Огонек" напечатан очерк "Разъезд Стофато".

1966 - в Красноярске выходит книга очерков "Костровые новых городов".

1967 - публикуется повесть "Деньги для Марии", принесшая писателю известность. Распутин принят в Союз писателей СССР.

1968 - писателю присуждена комсомольская премия имени И.Уткина.

1969 - начало работы над повестью "Последний срок".

1971 - поездка в Болгарию в составе клуба советско-болгарской молодежной творческой интеллигенции. В Новосибирске (Западно-Сибирское книжное издательство) в серии "Молодая проза Сибири" выходит книга "Последний срок" с послесловием С.Викулова, принесшая Распутину всемирную известность.

1974 - выходит в свет повесть "Живи и помни" (Государственная премия, 1977).

1976 - выходит повесть "Прощание с Матёрой". В это же году Распутин совершает поездку в Финляндию с прозаиком В. Крупяным по приглашению шведского семинара по вопросам литературы и культуры. Затем он едет в Федеративную Республику Германии совместно с Ю.Трифоновым на книжную ярмарку во Франкфурте-на-Майне. За границей на разных (английском, немецком, французском, итальянском, литовском, венгерском, польском и др.) языках печатаются произведения Распутина.

1977 - в Московском театре им. М.Н.Ермоловой ставится спектакль "Деньги для Марии" по одноименной повести. В МХАТе поставлен спектакль "Последний срок" по пьесе В.Распутина.

1978 - Распутин принимает крещение в Ельце. Крестит писателя старец Исаакий, много скитавшийся за рубежом после революции. В пору эмиграции был одним из руководителей Богословского института в Париже. Вернувшись на родину после войны, прошел через лагеря и ссылку и на закате жизни поселился в Ельце. Здесь он стал центром притяжения паломников со всей России.

В этом же году на экраны страны выходит телевизионный фильм К.Ташкова "Уроки французского" по одноименной повести Распутина.

1979 - поездка во Францию.

1981 - Распутин награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1983 - поездка в ФРГ на встречу, организованную клубом "Интерлит-82".

1984 - поездка в Мексику по приглашению Института изящных искусств.

1985 - поездка в Канзас-Сити (США) по приглашению университета. Чтение лекций о современной прозе.

1986 - поездка в Болгарию, Японию, Швецию.

1987 - пребывание в Западном Берлине и в ФРГ в составе делегации, изучающей проблемы экологии и культуры.

Последние годы Распутин занимается в основном публицистикой, пишет статьи (1988 - "Земля твоя и моя", "Знать себя патриотом", "Слово о патриотизме"; 1989 - "В судьбе природы - наша судьба", "Воды наши - грехи наши", "Левая, правая где сторона" о характере литературных дискуссий, "Свет погашенных окон" - о проблемах деревни, "Смысл давнего прошлого", "Сумерки людей"; 1990 - "О чем звонят колокола", "Слово о Солженицыне"; 1991 - "Великий строитель нравственного порядка, собиратель русской души", "Ближний свет издалека" о Сергии Радонежском, "Слово к народу"; 1992 - "Только она одна знает", "Если соберем любовь к России каждого в одну любовь - выстоим"; 1993 - "Вниз по Лене - реке", "Возрождайте Россию", "Остаться человеком", после посещения сербов Боснии и Герцеговины напечатана статья "Балканский узел", "Нет, не кончено с Россией"; 1994 - рассказы "В одном городе", "Сеня едет", статьи "Думы о России", "Чтобы защитить совесть"; 1995 - "Второй Всемирный Русский Собор" "Где моя деревня?"; 1996 - "Продолжаемся в детях и внуках", полемическая статья в защиту Байкала "Отчаяние или конформизм?"; 1997 - книга рассказов "В ту же землю...", рассказ "Женский разговор", "Отчие пределы", "Видение", статья "Прокляты, но не убиты", опубликован "Мой манифест", "Громкое имя Сибирь", 1998 - статья "Многобедное наше счастье - жить в России", "О нравственной линии", рассказ "Новая профессия", "Великая миссия Америки - убиение непокорного народа", рассказы "Изба" и "На родине", статья о Пушкине "Светоносное имя"

1994 - выступление на Всемирном русском соборе "Путь спасения".

1995 - решением Иркутской городской Думы Распутину присвоено звание "Почетный гражданин города Иркутска".

По инициативе писателя и администрации г. Иркутска состоится первый праздник «Дни русской духовности и культуры "Сияние России"», который с этого времени стал проводиться в Иркутске ежегодно, а с 1997 года - по всей области.

1996 - московские школьники и студенты гуманитарных вузов выступили главными арбитрами в присуждении В.Распутину Международной премии "Москва - Пенне".

1997 - В.Распутину и Г.Галазию присуждена премия Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного "За веру и верность". В этом же году выходит двухтомник избранных произведений В.Распутина.

Распутин Валентин Григорьевич, биография которого будет описана в данной статье, безусловно, является одним из столпов русской литературы. Его произведения известны и популярны у русских и зарубежных читателей. Давайте же ознакомимся с жизненной дорогой нашего великого соотечественника.

Родился писатель в селе Аталанка на Ангаре в 1937 году. Валентин Григорьевич Распутин, биография которого очень интересна и полна событий, часто вспоминает военные годы и голодное время, хотя он тогда был еще ребенком. Несмотря на это он называет свое детство счастливым: оно прошло в деревне, с ребятами он часто рыбачил и ходил в тайгу за грибами и ягодами.

В 1959 году Валентин закончил обучение в Иркутском университете, после чего стал работать журналистом в изданиях “Советская молодежь” и “Красноярский комсомолец”.

Уже в 1961 году было опубликовано его первое произведение - “Я забыл спросить у Лешки...” Сюжет рассказа такой: на лесоповале упавшая сосна задевает молодого Лешку, которого пешком сопровождают в больницу два друга, на руках у которых он умирает. Уже в первом рассказе писателя присутствуют характерные черты его творчества - природа как персонаж произведения, которая чутко реагирует на случившееся, и мысли героя о справедливости и судьбе. Далее последовало еще несколько ранних рассказов: “Рудольфио”, “Продается медвежья шкура” и “Василий и Василиса”.

Как вспоминает писатель, он был способным учеником и любил читать. После окончания четырех классов школы в деревне ему рекомендовали продолжить образование. Распутин Валентин Григорьевич, биография которого была частично отражена в одном из самых популярных его рассказов - “Уроки французского”, в мальчике, главном герое, во многом описал себя самого. Сюжет рассказа: мальчика одиннадцати лет отправляют из деревни в город, где есть восьмилетняя школа. Он одарен, и вся деревня надеется, что он станет образованным человеком. Однако время послевоенное, голодное. У мальчика едва хватает денег на редкую банку молока. Он начинает играть на деньги, об этом узнает его учительница французского языка. Решая помочь своему воспитаннику, она играет с ним на деньги дома, так как в долг мальчик их брать не хотел. По этому рассказу был снят художественный фильм.

В сборники произведений молодого писателя “Что передать вороне?” и “Век живи - век люби” вошли рассказы, повествующие о жизни людей на Байкале и природе.

В конце 1960-х в ряды Союза писателей СССР был принят молодой Распутин Валентин Григорьевич, биография которого пополняется новыми произведениями: “Деньги для Марии”, повестью “Последний срок” и многими другими. Отличительными чертами этих и всех последующих творений автора стали тема сибирской деревни, любовное описание жизни простого народа, традиций и нравственных конфликтов.

О своих бабушке и дедушке Распутин пишет в рассказе “Василий и Василиса”. Как признался писатель, образ его бабушки живет и в старухе Анне в произведении “Последний срок”, и в старой Дарье из “Прощания с Матерой”. Распутин Валентин Григорьевич, биография которого началась в русской деревне и всю жизнь была с ней тесно связана, признается, что истории жизней его односельчан и родного села есть почти во всех книгах.

В 1974 году была издана повесть “Живи и помни”, в которой писатель размышляет о том, как обычный деревенский житель Андрей Гуськов мог пойти на дезертирство и предательство. Благодаря этому произведению и повести “Пожар” Распутин дважды становится лауреатом Госпремии СССР.

В 2007 году орденом "За заслуги перед Отечеством" 3 степени за многолетнее творчество и активное участие в развитии российской литературы был награжден Распутин Валентин Григорьевич.

Биография краткая его была представлена здесь. По сей занимает активную гражданскую позицию, выступая за защиту природы и озера Байкал, он пишет статьи в газеты и журналы.

Распутин Валентин Григорьевич - русский писатель, родился 15 марта 1937 года в пос.Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Детство писателя прошло в деревушке Аталанке на берегу Ангары.

Биография Распутина - в его творчестве: здесь даны и родословная писателя, и вся история ангарской деревни, где он родился. Дом и мир. Выходцы с русского севера, из мурманских краёв, а другой ветвью из архангельских основали на Ангаре две деревни, но теперь не осталось ни одной, обе ушли на дно. Не каждому поколению приходиться пережить уничтожение колыбели, в которой формировалось его духовное существо. Поэтому картины природы в произведениях Распутина наполнены мистическим смыслом: «…Какое огромное сердце может вместить подобный масштаб всенародного несчастья».

Оттуда с берегов Ангары и главные герои писателя. Дедушка по отцу, в котором просматривалась примесь коренной сибирской породы, этакая тунгуссковатость, и бабушка с её чисто русским, ликовым лицом, суховатым и удлинённым, - это рассказ «Василий и Василиса». Ещё бабушка Марья Герасимовна известна нам под именами старух Анны и Дарьи. Несправедливая судьба отца, пострадавшего из-за украденной у него сумки с казёнными деньгами. Великое терпение матери. Всё это тоже в книгах Распутина.

Открылась ли в раннем детстве одарённость мальчика?

Видела и поняла эту одарённость мать мальчика, если приняла решение учить сына дальше - при трёх детях и безотцовстве.

Видел и дядя Ваня, шофер, привёзший мальчика в Усть-Уду райцентр: «…Мы тебе парень, не дадим пропасть».

Видели и земляки в деревнях, через которые мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят километров, - окликали и наперебой поили чаем.

После школы Распутин поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже в студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.

Окончив в 1959 году университет Распутин -- до того, как стать профессиональным писателем, -- работал журналистом в газете «Советская молодежь», редактором на Иркутской студии телевидения, в газетах Иркутска и Красноярска; часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. В качестве разъездного корреспондента обошел пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 году Распутин участвует в Читинском семинаре молодых писателей Сибири, где показал несколько новых рассказов В.Чивилихину, который и стал «крестным отцом» начинающего прозаика. В 1966 году Распутин уходит на профессиональную литературную работу. В 1967 году вступает в Союз писателей СССР.

Начав с таежной романтики, с поэтизации сильных характеров в их таинственном единении с природой, в борьбе с ней, Распутин перешел к произведениям, в которых преобладает внимание к духовному миру человека.

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии». Но в полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок», заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.

Распутин один из самых ярких представителей так называемой «деревенской прозы», расцвет которой пришелся на 1970-е гг. прошлого века. Основное место действия его произведений - Приангарье: сибирские деревни и поселки. В своем творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.

Во второй половине 70-х годов по его произведениям ставятся спектакли и фильмы. Его книги издаются в стране и за рубежом. Писатель удостаивается высоких государственных наград и премий. Входит в правление Союза писателей РСФСР.

После выхода в 1980 году повести «Пожар», которая в 1989 году была удостоена Государственной премии СССР, писатель обращается к публицистике и рассказам. В Москве издается сборник его рассказов «Век живи - век люби». В Иркутске выходит книга очерков «Что в слове, что за словом?»

В 90-е годы писатель ведет большую общественно-политическую работу. Избирается депутатом Верховного Совета СССР. Входит в президентский Совет при Горбачеве. В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск». В последнее время в столичных журналах появляются очерки, статьи, рассказы, где писатель с болью пишет о сегодняшнем «смутном» времени.

Писатель и сегодня полон творческих сил, энергии, живет думами и болью за родную страну. Перестройка, которую он когда-то приветствовал и принимал на веру, обернулась новой трагедией для народа. Может быть, он раньше других почувствовал ее грабительскую сущность и пытался нас предупредить своей повестью «Пожар»?

Совсем недавно у него вышла новая книга «Мать Ивана, дочь Ивана» о судьбе русской женщины в современной России. И снова его слово зазвучало твердо, нелицеприятно. Он затронул одну из самых злободневных тем современности. Его новая книга породила споры, горячие обсуждения. Писатель снова заставил задуматься о нашей народной судьбе.

Произведения Распутина знают и любят многие. Распутин Валентин Григорьевич - русский писатель, один из наиболее известных представителей «деревенской прозы» в литературе. Острота и драматизм этических проблем, стремление найти опору в мире крестьянской народной нравственности отразились в его рассказах и повестях, посвященных современной ему сельской жизни. В этой статье мы расскажем об основных произведениях, созданных этим талантливым писателем.

«Деньги для Марии»

Эта повесть была создана в 1967 году. Именно с нее Распутин (фото его представлено выше) вступил в литературу как самобытный писатель. Повесть «Деньги для Марии» принесла автору широкую известность. В этом произведении обозначились главные темы его дальнейшего творчества: бытие и быт, человек среди людей. Валентин Григорьевич рассматривает такие нравственные категории, как жестокость и милосердие, материальное и духовное, добро и зло.

Распутин ставит вопрос о том, насколько других людей трогает чужое горе. Способен ли кто-нибудь отказать попавшему в беду человеку и оставить его погибать, не поддержав материально? Как эти люди после отказа смогут успокоить свою совесть? Мария, главная героиня произведения, страдает не только от обнаруженной недостачи, но, возможно, в большей степени от равнодушия людей. Ведь еще вчера они были хорошими знакомыми.

Повесть об умирающей старухе

Главная героиня повести Распутина «Последний срок», созданной в 1970 году, - умирающая старуха Анна, которая вспоминает прожитую жизнь. Женщина ощущает, что она причастна к круговороту бытия. Анна переживает таинство смерти, ощущая ее как главное событие в человеческой жизни.

Четверо детей противопоставлены этой героине. Они приехали, чтобы проститься со своей матерью, проводить ее в последний путь. Дети Анны вынуждены 3 дня находиться рядом с ней. Именно на это время Бог отсрочил уход старухи. Поглощенность детей повседневными заботами, их суетность и суетливость представляют резкий контраст с той духовной работой, которая происходит в угасающем сознании крестьянки. В состав повествования включены большие пласты текста, отражающие переживания и мысли персонажей произведения, и прежде всего Анны.

Основные темы

Темы, которые затрагивает автор, более многогранны и глубоки, чем может показаться при беглом чтении. Отношение детей к родителям, взаимоотношения между различными членами семьи, старость, алкоголизм, понятия чести и совести - все эти мотивы в повести «Последний срок» сплетены в единое целое. Главное, что интересует автора, - проблема смысла человеческой жизни.

Внутренний мир восьмидесятилетней старухи Анны наполнен заботами и переживаниями о детях. Все они давно уже разъехались и живут отдельно друг от друга. Главная героиня желает только в последний раз увидеть их. Однако дети ее, уже выросшие, - занятые и деловые представители современной цивилизации. У каждого из них есть своя семья. Все они думают о множестве различных вещей. Им хватает сил и времени на все, кроме матери. Они почему-то практически не вспоминают о ней. А Анна только и живет мыслями о них.

Когда женщина ощущает приближение смерти, она готова еще несколько дней потерпеть, лишь бы увидеть свою семью. Однако дети находят для старухи время и внимание лишь ради приличия. Валентин Распутин показывает их жизни так, словно они вообще живут на земле ради приличия. Сыновья Анны погрязли в пьянстве, тогда как дочери всецело поглощены своими «важными» делами. Все они неискренни и нелепы в своем желании уделить немного времени умирающей матери. Автор показывает нам их нравственное падение, эгоизм, бессердечие, черствость, которые завладели их душами и жизнями. подобные люди? Их существование мрачно и бездуховно.

На первый взгляд кажется, что последний срок - последние дни Анны. Однако на самом деле это последний шанс для ее детей что-то исправить, проводить свою мать достойно. К сожалению, они не смогли использовать этот шанс.

Повесть о дезертире и его жене

Проанализированное выше произведение является элегическим прологом трагедии, запечатленной в повести под названием «Живи и помни», созданной в 1974 году. Если старуха Анна и ее дети собираются под отцовской крышей в последние дни ее жизни, то Андрей Гуськов, который дезертировал из армии, оказывается отрезан от мира.

Отметим, что события, о которых рассказывается в повести «Живи и помни», происходят в конце Великой Отечественной войны. Символ безысходного одиночества Андрея Гуськова, его нравственного одичания - это расположенная на острове посреди реки Ангары волчья нора. Герой скрывается в ней от людей и властей.

Трагедия Настены

Жену этого героя зовут Настена. Эта женщина втайне посещает своего мужа. Каждый раз для встречи с ним ей нужно переплывать реку. Настена не случайно преодолевает водную преграду, ведь в мифах она отделяет друг от друга два мира - живых и мертвых. Настена является подлинно трагической героиней. Эту женщину Валентин Григорьевич Распутин ставит перед непростым выбором между любовью к своему супругу (Настена и Андрей повенчаны в церкви) и необходимостью жить среди людей, в миру. Ни в одном человеке героиня не может отыскать ни поддержки, ни сочувствия.

Окружающая ее поселковая жизнь - уже не цельный крестьянский космос, гармоничный и замкнутый в своих пределах. Символом этого космоса, кстати, является изба Анны из произведения «Последний срок». Настена совершает самоубийство, унося с собой в реку ребенка Андрея, которого так хотела и которого зачала со своим мужем в его волчьем логове. Их смерть становится искуплением вины дезертира, однако она не в силах возвратить этому герою человеческого облика.

Повесть о затоплении поселка

Темы расставания с целыми поколениями людей, которые жили и трудились на своей земле, темы прощания с с матерью-прародительницей звучат уже в «Последнем сроке». В повести «Прощание с Матерой», созданной в 1976 году, они трансформируются в миф о гибели крестьянского мира. В этом произведении рассказывается о затоплении сибирского села, расположенного на острове, в результате создания «рукотворного моря». Остров Матера (от слова «материк»), в противоположность острову, изображенному в «Живи и помни», - символ земли обетованной. Это последнее пристанище для живущих по совести, в согласии с природой и Богом.

Основные персонажи «Прощания с Матерой»

Во главе старух, доживающих здесь свои дни, стоит праведница Дарья. Эти женщины отказываются покинуть остров, переселиться в новый поселок, символизирующий новый мир. Старухи, которых изобразил Валентин Григорьевич Распутин, остаются здесь до самого конца, до смертного часа. Они охраняют свои святыни - языческое Древо жизни (царственный листвень) и кладбище с крестами. Только один из переселенцев (по имени Павел) приезжает, чтобы навестить Дарью. Им движет смутная надежда приобщиться к истинному смыслу бытия. Этот герой, в противоположность Настене, плывет в мир живых из мира мертвых, представляющего собой механическую цивилизацию. Однако мир живых в повести «Прощание с Матерой» погибает. На острове в финале произведения остается лишь его Хозяин - мифический персонаж. Его отчаянным криком, который слышится в мертвой пустоте, завершает повествование Распутин.

«Пожар»

В 1985 году, через девять лет после создания «Прощания с Матерой», Валентин Григорьевич решил снова написать о гибели общинного мира. На этот раз он погибает не в воде, а в пожаре. Огонь охватывает торговые склады, расположенные в леспромхозовском поселке. В произведении пожар разгорается на месте ранее затопленной деревни, что имеет символическое значение. Люди не готовы к совместной борьбе с бедой. Вместо этого они поодиночке, соревнуясь друг с другом, начинают растаскивать добро, выхваченное из огня.

Образ Ивана Петровича

Иван Петрович - главный герой этого произведения Распутина. Именно с точки зрения данного персонажа, работающего шофером, автор описывает все происходящее на складах. Иван Петрович - это уже не герой-праведник, типичный для творчества Распутина. Он находится в конфликте с самим собой. Иван Петрович ищет и никак не может отыскать «простоту смысла жизни». Поэтому авторское видение изображенного им мира дисгармонизируется и усложняется. Из этого следует эстетическая двойственность стиля произведения. В «Пожаре» образ горящих складов, запечатленный Распутиным во всех подробностях, соседствует с различными символико-аллегорическими обобщениями, а также с публицистическими зарисовками быта леспромхоза.

В заключение

Мы рассмотрели лишь основные произведения Распутина. Рассказывать о творчестве этого автора можно долго, однако это все равно не передаст всего своеобразия и художественной ценности его повестей и рассказов. Произведения Распутина, безусловно, стоит прочесть. В них читателю представлен целый мир, полный интересных открытий. Кроме названных выше произведений рекомендуем ознакомиться со собрником рассказов Распутина «Человек с того света», изданным в 1965 году. Рассказы Валентина Григорьевича не менее интересны, чем его повести.

Началом самостоятельной творческой работы Валентин Гри-горьевич Распутин (род. 1937 г.) считал повесть «Деньги для Ма-рии», которую он написал, будучи уже членом Союза писателей СССР. В 1968 году повесть вышла отдельным изданием. Сюжет по-вести прост: у продавщицы деревенского магазина Марии обнару-жена недостача в тысячу рублей. Чтобы спасти жену от тюрьмы, ее муж Кузьма отправляется по родственникам и знакомым в поисках денег. Встречи с разными людьми, размышления Кузьмы о жизни — составляют основу книги.

Широкую популярность Распутину принесла повесть «Послед-ний срок», опубликованная в 1970 г. в журнале «Наш современ-ник». Писатель рассказал о последних днях старухи Анны, в дом которой съехались ее дети. В советской литературе о смерти про-стых людей было не принято писать, воспевалась обычно героиче-ская смерть во имя партии и родины. Распутин в своей книге, от-талкиваясь от конкретного эпизода, размышляет о смерти, о переходе души человека в мир иной. Автор поднимает в повести основные вопросы бытия: о смысле жизни на земле, о взаимоотно-шениях детей и родителей, о разрыве со своими корнями и, как следствие, утрате нравственности.

Событием в русской литературе стала повесть «Живи и помни», которая появилась в печати в 1974 г. («Наш современник»). Тема книги: искупление греха предательства ни в чем не повинной ду-ши. Действие повести разворачивается вокруг дезертирства Андрея Гуськова из армии в последние месяцы Великой Отечественной войны. Распутин в одной из бесед говорил: «Мне интересны жен-ские характеры. Я знаю, как ведет себя женщина, что у нее на уме, как она поступит в этот или следующий момент. Так вот, «Жи-ви и помни» написано о женщинах». Истинной героиней повести является жена Гуськова Настена. Она не может пережить преда-тельства своего мужа и вынуждена покончить жизнь самоубийст-вом. Бросившись в Ангару, женщина убивает и будущего ребенка. В повести выражена идея ответственности за близкого человека.

Образом Настены автор подчеркивает, что нельзя оттолкнуть чело-века, надо уметь ему сострадать. Повесть «Живи и помни» была встречена неоднозначно: с одной стороны, восторженная критика, с другой, запрет в воинских частях подписки на журнал «Наш совре-менник», так как именно в нем было напечатано произведение, воспевающее дезертирство.

Через два года Распутин вновь потряс читателей, на этот раз это была повесть «Прощание с Матерой» («Наш современник», 1976). В основу сюжета легли реальные события: в годы строительства Брат-ской ГЭС родная деревня писателя Аталинка была затоплена. Ма-тера — это остров и название деревни, которая подлежит затопле-нию. Старики пытаются отстоять деревню, их волнует судьба деревенского кладбища. Повесть «Прощание с Матерой» — раз-мышления писателя о судьбе русской деревни. Остров Матера для Распутина — это модель крестьянского мира с его патриархальным укладом жизни, со своими нравственными законами. Писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижения-ми и оставив на десятом плане человеческое совершенствование». Материал с сайта

Распутин считается по праву одним из лучших представителей деревенской прозы. Последним крупным произведением писателя стала философско-публицистическая повесть «Пожар» (1985). По-жар в небольшом поселке Сосновка явился своеобразным наказа-нием людям, погрязшим в наживе, пьянстве, беспамятстве.

В последние годы писатель чаще обращается к публицистике. Среди его последних работ стоит отметить рассказ «Нежданно- негаданно» (1997), повести «Изба» и «Дочь Ивана, мать Ивана». Распутин, подводя некоторый итог творчества, как-то сказал, что он понял, какое ему Бог дал богатство — народный русский язык. С ним прямая дорога была в «деревенскую» литературу, помимо нее как писатель он едва бы состоялся.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • жизни и творчества распутина
  • какими вопросами тревогами сомнениями насыщенно творчество распутина анализ творчества вцелом
  • жизнь и творчество распутина википедия
  • в.г. распутин особенности творчества поэта
  • тест по творчеству Распутина