Элементом социальной структуры общества является сословие партия. Понятие социальной структуры общества

Подходя к изучению социальной структуры и ее элементов, следует помнить об определенной ограниченности данных знаний. Так, по мнению Б. Рассела, исследование структуры объекта является недостаточным для его полного познания. Даже при полном анализе структуры мы имеем дело только с характером отдельных частей единого целого и характером отношений между ними. При этом мы неминуемо упускаем из виду характер отношений данного объекта с другими объектами, не являющимися составными элементами его структуры. Социальная структура, элементы социальной структуры - данные категории не являются конечными, самозамыкающимися функциональными единицами. Напротив, их полноценное функционирование определяется связями с другими структурами человеческого бытия.

Основные понятия

Понятие структуры в широком смысле данного слова означает совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта.

В свою очередь, социальная структура образована упорядоченной совокупностью взаимодействующих, связанных между собой социальных групп, институтов и отношений между ними, внутренним устройством общества (социальной группы). Таким образом, общество является основным смысловым центром, определяющим понятие «социальная структура».

Элементы социальной структуры и характер связей между ними

Структура объекта характеризуется составом элементов, порядком их расположения, характером зависимости друг от друга. Связи между ними могут иметь положительный, отрицательный, а также нейтральный характер. В первом случае речь идет о повышении уровня организации структуры за счет данных связей, во втором имеет место снижение организованности, в третьем - связи не оказывают влияния на уровень организации в структуре.

Основные элементы социальной структуры общества можно разделить на три большие группы:


Биологическая сущность индивида

Человек, рассматриваемый в качестве единичного природного существа, представителя вида Homo sapiens, определяется как индивид.

Б.Г. Ананьев выделяет две группы свойств, характеризующих индивида - первичные и вторичные.

Первичные свойства подразумевают наличие:

  • возрастных особенностей (соответствующих конкретному возрасту);
  • полового диморфизма (половая принадлежность);
  • индивидуально типических характеристик (нейродинамические свойства мозга, специфика функциональной геометрии больших полушарий, конституциональные особенности).

В совокупности первичные свойства индивида определяют его вторичные свойства:

  • динамика психофизиологических функций;
  • структура органических потребностей.

Таким образом, речь в данном случае идет о биологической сущности индивида.

Общественная сущность индивида. Понятие личности

В других случаях понятие индивида используется для представления его в качестве социального существа - представителя человеческого общества. При этом его биологическая сущность также не исключается.

Тем не менее когда необходимо подчеркнуть общественную понятие индивида чаще заменяется понятием «личность». Личность характеризует субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. В других трактовках данное понятие используется для обозначения системного свойства индивида, формирующегося в совместной деятельности и общении.

Существует множество определений, трактующих понятие личности с той или иной стороны, однако во всех них ключевым моментом является социальная выступающего элементом социальной структуры общества. Является ли в данном случае биологическая сущность индивида менее значимой, чем общественная - вопрос неоднозначный, требующий рассмотрения с учетом специфики конкретной ситуации.

Понятие социальной общности

Данное понятие представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, для которых характерны относительно сходные условия и образ жизни, а также интересы.

Выделяют два основных типа социальных общностей:

  • статистические;
  • реальные.

В первом случае речь идет о номинальных группах, употребляемых в качестве во втором - о реально функционирующих в обществе. В свою очередь, реальные социальные общности могут быть 3 видов:

  • массовые;
  • групповые (малые/большие социальные группы).

Так, сведения о прописке, демографические данные, предоставляемые жителями определенного города, являются примером статистической социальной общности. С другой стороны, если речь идет об условиях существования той или иной категории граждан в действительности, мы можем говорить о реальной социальной общности.

К массовым социальным общностям принято относить формально не связанных друг с другом людей, но объединенных в определенную совокупность на основе некоторых поведенческих характеристик.

Классификация социальных групп

К социальным группам принято относить совокупность взаимодействующих друг с другом людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемых другими в качестве определенного сообщества.

Групповые социальные общности включают в себя большие и малые группы. Примерами первых являются:

  • этнические общности (народности, племена, нации, расы);
  • социально-демографические (половозрастные характеристики);
  • социально-территориальные (проживающие длительное время на одной и той же территории, имеющие относительно сходный образ жизни по отношению друг к другу);
  • общества (общие социальные функции относительно общие социальные признаки).

Разделение общества по классовому признаку имеет в своей основе критерий отношения группы к собственности на средства производства, а также характер присвоения благ. Классы отличаются общими социально-экономическими и психологическими характеристиками, ценностными ориентациями, собственным «кодексом» поведения.

Классификация по стратам (социальным слоям) осуществляется исходя из особенностей образа жизни и труда членов общества. Страты являются промежуточными (переходными) социальными группами, не отличающимися ярко выраженным специфическим отношением к средствам производства (в отличие от класса).

Первичные и вторичные социальные группы

К первичным социальным группам принято относить небольшие по численности совокупности людей, вступающих в непосредственное взаимодействие друг с другом, в соответствии с индивидуальными особенностями участников данного общения. Таковым элементом социальной структуры является прежде всего семья. Также сюда можно отнести клубы по интересам, спортивные команды и др. Отношения внутри таких коллективов, как правило, неформальные, в определенной степени интимные. Первичные группы выступают в качестве связующего звена между личностью и обществом, отношения между которыми определяет социальная структура.

Элементы социальной структуры, вторичные социальные группы отличаются большим объемом, чем первичные, и более формальным, безличностным взаимодействием между участниками. Приоритетными в данных группах являются возможности участников группы выполнять определенные общественные функции и достигать соответствующих целей. Что же касается индивидуальных особенностей участников, то они отодвигаются на второй план. К таким группам можно отнести, например, рабочий коллектив.

Социальные институты

Еще одним значимым элементом социальной структуры общества является социальный институт. К данной общности относят устойчивые, исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности индивидов. К таковым могут относиться, собственно, институт государства, образования, семьи и др. Задача любого социального института - реализация определенной социальной потребности общества. В случае когда данная потребность становится неактуальной, институт прекращает свое функционирование либо остается в качестве традиции. Так, например, в советский период правления в России религиозный институт претерпел существенные изменения и практически перестал функционировать как полноценный социальный институт. В настоящее же время он восстановил свой статус в полной мере и свободно функционирует, наряду с другими социальными институтами.

Выделяют следующие виды социальных институтов:

  • политические;
  • экономические;
  • образовательные;
  • религиозные;
  • семейные.

Все социальные институты как элементы социальной структуры общества имеют собственную идеологию, систему норм и правил, а также контроля за исполнением данных правил.

Несмотря на определенную схожесть, социальный институт и социальная группа как основные элементы социальной структуры не являются тождественными понятиями, хотя и могут описывать одну и ту же социальную общность людей. Социальный институт направлен на формирование отношений определенного вида между людьми за счет институционных норм. С помощью же данных норм индивиды, в свою очередь, образуют социальные группы. При этом деятельность каждого социального института направлена на множество различных социальных групп, определяющих в обществе соответствующее институционное поведение.

Таким образом, социальная структура, элементы социальной структуры определяются сложной системой связей, начиная с уровня отдельных индивидов и заканчивая крупными социальными группами. При этом важную роль играют не только обезличенные общественные связи, но и неформальные, характерные для референтных групп.

Основные элементы социальной структуры общества

Элементами структуры общества являются большие или малые группы людей, объединенных вместе по схожим параметрам, будь то социально-демографические, социально-политические, экономические, культурологические и другие характеристики. Индивид тоже является элементом социальной структуры. Согласно структурно − функциональному анализу, индивид - деятель может обладать повышенной активностью по созданию тех или иных страт, в том числе и мощных монополий власти. Индивид находится в центре «общественной системы социального действия», он вовлечен в беспрерывный процесс метаболизма – обновления и замещения в социальной системе. В то же время не индивид, а страта, малая группа, является первичным элементом, атомом социальной стратификации.

М. Вебер, в своей программной статье «Основные понятия стратификации» выступил зачинателем самостоятельного теоретико-методологического направления в изучении социального неравенства - концепции социальной стратификации. Он считал, что люди могут объединиться в страты, малые группы, исходя из любой жизненной ситуации – по религиозному признаку, образовательному, исходя из престижа и популярности профессии, национальной принадлежности, культурных образцов поведения и др. Могут быть элитарные касты, к которым люди принадлежат по рождению - касты наследуемой харизмы.

Одним из первых стал прорабатывать тему социальной стратификации известный русско-американский ученый П. Сорокин. Он дал не только относительно полное теоретическое объяснение явления расслоения общества, но что особенно важно - объем эмпирических материалов, доказал, что стратификация - не выдумки ученых, а реальность. Сорокин считал, что социум можно представить себе в форме социального пространства, дискретные точки в нем являются социальными статусами, расстояние между ними по вертикали не равно. Скажем, расстояние между шофером и фрезеровщиком одно, а между шофером и профессором - иное, в социальном пространстве они значительно удалены друг от друга.

Сорокин дал следующее определение понятию «класс», который рассматривал в узком значении, т.е. как страту. Класс (страта) − это кумулятивная социальная группа, под которой понимается совокупная социальная группа, совокупность взаимодействующих сил, связанных в одно взаимодействующее целое рядом сходных элементарных признаков. Иными словами, это нормальная, полузакрытая, но с приближением к открытой, типичная для нашего времени группа, состоящая из кумуляции трех основных группировок:

1) профессиональная, 2) имущественная, 3) объемно-правовая.

Отметим, что Сорокин в стиле многих социологов начала ХХ в. стремится к использованию естественно-научных терминологий, дабы подчеркнуть, что к изучению человеческого сообщества можно применить биологические, физические законы, математические аксиомы − все они обогащают социологический метод. В тексте определения встречается слово «кумуляция» − от средневекового латинского термина cumulatio, что означает «скопление». Под кумулятивным эффектом понималась концентрация действия взрыва в одном направлении. Почему Сорокин называет страту кумулятивной социальной группой? По всей видимости, социолог использует здесь переносное значение термина «кумуляция»: страта − это не любая группа, случайным образом образованная, а только та, в которую ассоциируются похожие люди с ярко выраженными, «сильными» социальными свойствами. В страте происходит накопление, суммирование, концентрация этих свойств, и люди начинают действовать одинаковым образом, их реакция на жизненные процессы становится идентичной и даже предсказуемой. Единство кумулятивных свойств порождает единство мировоззрения. Вот почему социологи-эмпирики используют стратификационный метод выборки: достаточно опросить пропорциональное количество представителей тех или иных страт, важных для исследователя. Несколько агентов от каждой страты − и принцип репрезентации будет соблюден, потому что человек в данном случае защищает целое.

Сорокин считал главными признаками объединения в страты сходство профессии, уровня обеспеченности и гражданских прав. Эти сходства делают класс (страту) социальным типом и порождает сходство вкусов, убеждений, симпатий и антипатий и всего образа жизни одноклассовых лиц. Приведем примеры страт исходя из сорокинского определения.

1)Ученые–физики, получающие высокие доходы и пользующиеся рядом социальных привилегий;

2)Офицеры полиции, получающие относительно высокие и средние доходы, имеющие ряд социальных ограничений и живущие по законам закрытого корпоративного общества (неразглашение профессиональных тайн, назначений в иерархии и др);

3)Рабочие-сантехники, имеющие низкие доходы и ограниченный объем прав (вряд ли сантехник будет рассматриваться как потенциальный кандидат на пост президента страны и др).

Класс также может рассматриваться как элемент структуры. Если говорить о классе в широком плане как о большой группе людей, которых объединяет прежде всего экономические интересы – владение или невладение той или иной формой собственности, вовлечение в определенный тип производства и другое, то мы должны обратиться к марксистской трактовке класса. Как известно, Маркс не дал определение классу, именно на рассуждениях о том, как сложно дать это определение и обрываются его рукописи. Однако Маркс подчеркнул, что экономический критерий является ключевым при структуризации общества, и существование классов связано с определенными фазами развития производства. Законченное в своей логичности определение класса дал В.И. Ленин, которое до сих пор по праву считается классическим. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присвоить труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Вычленим из данного определения те классообразующие признаки, на которых концентрирует внимание Ленин:

1)место в системе производства

2)отношение к средствам производства

3)роль в организации труда

4)способы получения богатства



5)размеры богатства.

Маркс, Энгельс и Ленин считали основными классами общества капиталистов и промышленных рабочих, эксплуататоров и эксплуатируемых, владеющих огромной долей общественного богатства и нищих. К слову говоря, традиция рассматривать «богатых» и «бедных» в качестве основных классовых сил общества идет еще с Древней Греции и сохранилась до сих пор. Однако с социологической точки зрения такой подход можно расценивать как упрощенный, так как в качестве признака классообразования здесь избран один - материально-имущественный, подчеркнута крайняя поляризация общества, антагонизм классов. На деле во многих странах богатые насчитывают всего 3,8% социального состава населения (в том числе и в России) и не могут в силу своей малочисленности трактоваться как класс, скорее это - высшая экономическая страта общества, а остальные 95% также далеко не однородны по фактору дохода и не представляют собой монолитность «класса».

Классы как таковые, как социальный феномен появились на горизонте истории как продукт промышленной революции ХVIII-XIX вв., которая разрушила инертную и закостенелую федеральную систему сословий и вызвала к жизни новые социальные силы, которые и привели к формированию классового строя. Развитие торговли, промышленности, рынка привело к образованию новых профессий: предпринимателей, коммерсантов, банкиров, купцов. Появилась новая экономическая страта, которой не знало феодальное общество, - наемных индустриальных рабочих.

В работе «Классовая борьба во Франции» Маркс открывает такой социологический закон: развитие промышленного пролетариата обусловлено развитием промышленной буржуазии, лишь при господстве буржуазии пролетариат приобретает широкое национальное существование. Таким образом, как эксплуататоры, так и эксплуатируемые одинаково участвуют в формировании нового типа социальной стратификации.

В наше время иногда раздаются такие суждения: капитализм трансформировался, антагонизм между классами ослаблен, значение собственности на средства производства снижается, акциями одного предприятия могут владеть сотни тысяч людей – след

овательно, «классы исчезают». В этих рассуждениях есть, действительно, доля истины, потому что эпоха индивидуального и семейного капитализма канула в лету, в развитых странах средние обеспеченные слои составляют до 2)3 общества. Но классы - это не идеологическая выдумка марксистов, а реальность социальной жизни, ибо и сегодня, как и сто лет назад продолжает иметь место существенное различие в характере, содержании и оплате труда между специалистами умственного и физического труда, людьми, проживающими в городе и деревне, между начальниками и наемными работниками. Разница в экономических интересах, в доступе к ресурсам, власти, управлению предприятием или обществом в целом продолжает раскалывать общество на отдельные классы, и этот процесс объективен, так как неравенство присуще и современному типу общества.

Даже ученые, далекие от марксизма, признают важность выводов, сделанных Марксом. Так, например, датский социолог Томас Хойруп, автор книги «Модели жизни», пишет, что понятия «общественно-экономическая формация» и «способ производства» являются основополагающими в социологии. Т.Хойруп предлагает заменить термин «класс» более современным – «модель жизни», но содержание явления от этого не изменится. Класс, по Хойрупу, это не такая социальная группа индивидов, которой присущи общие черты, а своеобразная форма практики, способ существования, базирующийся на строго определенном способе производства. И в современном датском обществе ученый выделяет 3 главных класса:

1) работающие по самозанятости (фермеры, крестьяне, члены семейных предприятий);

2) наемные работники;

3) менеджеры и эксперты, ориентированные на успех.

О классах и классовых отношениях писали такие ученые, как Л. Гумплович, Г. Шмоллер, В. Зомбарт, Р. Кантильон, К. Маркс, В. Ленин, М. Ковалевский и другие, концепцию социальной стратификации разработали М. Вебер, Т. Парсонс, У.Л. Уорнер, П. Сорокин, Г. Ленски, Б. Барбер и др.

Общество является сложной социальной системой, структурно организованной целостностью, которую образуют разные элементы, компоненты. В свою очередь они также имеют определенный уровень организованности и упорядоченности собственной структуры. Это дает основания утверждать, что социальная структура общества является комплексным, многомерным образованием.

Социальная структура общества является базисной при изучении всех процессов и явлений в общественной жизнедеятельности, так как изменения социальной структуры является основным показателем изменения социальной системы общества.

Понятие «социальная структура» имеет несколько трактовок. Чаще всего этот термин используют для того, чтобы разделить общество на разные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также, чтобы определить внутреннюю структуру определенных социальных общностей.

Выделяют два основных уровня структурной организации: 1) микроструктуру, 2) макроструктуру. Микроструктура означает устойчивые связи в малых группах (трудовой коллектив, студенческая группа и т.д.). Элементами структурного анализа при этом выступают индивиды, социальные роли, статусы, групповые нормы и ценности. Микроструктура существенно влияет на процессы социальной жизни, такие как социализация, формирование общественной мысли.

Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенность их структурной организации. Основными аспектами макроструктуры общества являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная и социально-этническая подструктуры.

Социальная структура – упорядоченная совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, институтов, объединеных связями и отношениями, отличающихся между собой положением в экономической, политической, духовной сферах их жизнедеятельности.

Другими словами, это внутреннее устройство общества, которое состоит из упорядоченных элементов, взаимосвязанных между собой: индивидов, социальных групп, социальных слоев, классов, сословий, социальных общностей (социально-этнических, социально-профессиональных, социально-демографических, социально-территориальных).

Человек практически никогда не включается в строение общества непосредственно. Он всегда принадлежит к определенной группе, интересы и нормы поведения которой влияют не него. А уже эти группы образуют общество.

Социальная структура имеет определенные особенности:

1) устойчивость связи между какими-либо элементами общества, т.е. устойчивые взаимозависимости, корреляции;

2) регулярность, стабильность и повторяемость этих взаимодействий;

3) наличие уровней либо «этажей» соответственно значимости элементов, которые входят в структуру;

4) регулирующий, инициированный и динамический контроль над поведением элементов, включающий различные нормы и санкции, принятые в данном обществе.

Социальная структура имеет «горизонтальную проекцию» и «вертикальную проекцию» - иерархичноорганизованная совокупность статусов, групп, классов, прослоек и т.д.

Понятие «социальная структура» охватывает системно-организационный и стратификационный аспекты. Согласно с системно-организационным аспектом главное содержание социальной структуры образуют социальные институты, в первую очередь такие как: экономика, политика (государство), наука, образование, семья, сберегая и поддерживая существующие в обществе отношения и связи. Эти институты нормативно регулируют, контролируют и направляют поведение людей в жизненно важных сферах, а также определяют устойчивые, регулярно воспроизводимые ролевые позиции (статусы) в разных типах социальных организаций.

Социальный статус является первичным элементом социальной структуры общества, который определяет место человека в социальной структуре общества. Он обуславливается профессией, возрастом, образованием материальным положением. Социальные позиции (статусы) и связи между ними определяют характер социальных отношений.

Социальный статус – это социальное положение (позиция) личности в социальной структуре общества, связанная с принадлежностью к какой-либо социальной группе или общности, совокупность ее социальных ролей.

Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности и демографические признаки человека. Например, «строитель» - профессия; «наемный рабочий» – экономическая черта; «член партии» - политическая характеристика; «мужчина 30-ти лет» - демографическая особенность. Все эти характеристики описывают социальный статус одного человека, но с разных сторон.

Необходимо различать личностный и социальный виды статуса. Социальный статус имеет два значения – широкое и узкое. Статус в широком смысле – это социальное положение человека в обществе, которое дает ему обобщающую характеристику. В узком значении – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).

Личностный статус – это положение, которое человек занимает в малой социальной группе (семье, среди знакомых, в коллективе, спортивная команда, студенческая группа и т.д.), в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. В них каждый может занимать высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым или аутсайдером.

Статус может быть предписанный (фамилия, родословная), достигнутый или смешанный.

Предписанный нельзя отождествлять с прирожденным. Прирожденными считаются только три биологически унаследованных статуса: пол, национальность, раса, которые человек наследует независимо от своей воли и сознания.

Достигаемый статус человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно динамичнее и демократичнее.

Смешанный статус одновременно имеет черты как предписанного, так и достигаемого. Например, звание профессора сначала является статусом, который достигается, но со временем становится предписанным, т.к. является извечным, хотя и не наследуемым.

Социальная роль – типовое поведение человека связанное с его социальным статусом, которое не вызывает негативных реакций у окружающих. Индивид может выполнять несколько социальных ролей. Например: друг, спортсмен, общественный деятель, гражданин, студент. В каждом человеке насчитывается несколько социальных ролей и статусов.

Любое общество можно представить в виде множества статусно-ролевых позиций, причем, чем их больше, тем сложнее общество. Однако статусно-ролевые позиции не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Организованность и упорядоченность обеспечиваются благодаря более сложным структурным образованиям – социальным институтам, общностям, организациям, - которые связывают статусно-ролевые позиции между собой, обеспечивают их воспроизводство, создают гарантии их устойчивости.

На основе близких социальных статусов, устанавливающих потенциальную возможность участия индивида в соответствующих видах деятельности, формируются более сложные структурные элементы общества – социальные группы.

Социальная группа – относительно устойчивая, исторически сложившаяся совокупность людей, объединенных на основе общих признаков, интересов, ценностей, групповом сознании.

Понятие «социальная группа» является родовым относительно понятий «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», «общности», так как фиксирует социальные отличия между отдельными совокупностями людей в процессе распределения труда и их результатов. Эти отличия имеют в своей основе отношения к средствам производства, власти, специфики труда, специальности, образования, уровня доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места проживания и т.д.

Класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, престижем, отношением к власти.

Социальный слой – группа индивидов занятая равноценными видами труда и получающая приблизительно равное вознаграждение.

Социальная общность – совокупность людей, объединенная относительно устойчивыми социальными связями, отношениями, имеющая общие признаки, которые придают ей не повторное своеобразие.

В каждом обществе существует определенное количество социальных групп, создание которых обусловлено:

Общей деятельностью (например, профессиональные группы, коллективы);

Общим пространственно-временным существованием (средой, территорией, коммуникацией);

Групповыми установками и ориентациями.

Следует отличать социальные группы от случайных неустойчивых объединений таких как: пассажиров автобуса, читателей в библиотеке, зрителей в кинотеатре.

Социальные группы возникли на базе объективных условий существования, определенного уровня развития общества. Так на заре человечества возникли род и племя. С разделением труда появились профессиональные группы (ремесленники, земледельцы, охотники, собиратели и т.д.). С появлением частной собственности - классы.

Становление социальной группы – это длительный и сложный процесс ее социального созревания, который связан с осознанием своего положения, общности и интересов, ценностей, формированием группового сознания и норм поведения. Социальная группа становится социально зрелой, когда она осознает свои интересы, ценности, формирует нормы, цели и задачи деятельности, которые направлены на сохранение или изменение ее положения в обществе. Р.Дарендорф в связи с этим выделяет скрытые и открытые групповые интересы. Именно осознание интересов превращает группу людей в самостоятельный субъект социального действия.

В социальной структуре взаимодействуют разные по численности социальные группы. Традиционно их делят на малые и большие.

Малая социальная группа – немногочисленная по составу группа людей, участники которой объединены общей деятельностью и вступают в непосредственное общение, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особенных групповых ценностей и норм поведения.

Родовым признаком малой социальной группы является наличие непосредственно длительных личностных контактов (общения, взаимодействие), свойственных например, семье, бригаде рабочих, группе друзей, спортивной команде и т.д.

Большая социальная группа - многочисленная по составу группа людей, объединенных для общей деятельности, но взаимоотношения между ними преимущественно формальные.

К ним можно отнести профессиональные, демографические, национальные общности, социальные классы.

Социальная структура современного украинского общества зависит от направления сущности социальных трансформаций, суть которых – в изменении функциональных связей в обществе. Ее основу составляют:

1. Изменение общественной формы всех основных социальных институтов – экономических, политических, культурных, образовательных; глубокий общественный переворот и реформирование тех социальных регуляторов, которые формируют социальную структуру общества (она стала менее жесткой, более подвижной).

2. Трансформация социальной природы основных компонентов социальной структуры – классов, групп и общностей; возобновление их как субъектов собственности и власти; появление экономических классов, слоев и страт с соответствующей системой социальных конфликтов и противоречий.

3.Ослабление существующих в обществе стратификационных ограничений. Появление новых каналов повышения статусов, усиление горизонтальной и вертикальной мобильности украинцев.

4. Активизация процессов маргинализации.

Маргинализация – (лат. margo – край, граница) – процесс утраты личностью объективной принадлежности к определенной социальной группе, без последующего субъективного вхождения в иную общность, страту.

Это процесс изменения субъектом одного социально-экономического статуса на другой. В украинском обществе на рубеже ХХ-ХХI веков она характеризуется переходом преимущественно в нижние слои населения (феномен «новых бедных», социальные группы военнослужащих, интеллигенции).

5. Изменение сравнительной роли компонентов социального статуса. Если в стратификации советского общества доминировал административно-должностной критерий, связанный с местом в системе власти и управления, то в современном обществе решающим является критерий собственности и доходов. Ранее политический статус определял материальное положение, теперь величина капитала определяет политический вес.

6. Повышение социального престижа образования и квалификации, усиление роли культурного фактора в формировании высокостатусных групп. Обусловлено это формированием рынка труда. Однако это касается специальностей, которые пользуются спросом на рынке, в первую очередь – экономической, юридической и управленческой.

7. Изменение качественных и количественных параметров социальной структуры. Известно, чем прогрессивнее половозрастная структура, тем большими возможностями развития она наделена, тем устойчивее социальный (трудовой, интеллектуальный, культурный) потенциал населения. Вследствие негативных демографических тенденций население Украины каждый год уменьшается на 400 тыс. человек, на фоне общей депопуляции населения (каждая пятая украинская семья не имеет детей) снижается уровень рождаемости, сокращается средняя продолжительность жизни (если в начале 90-х годов ХХ в. по показателям здоровья Украина занимала 40-е место в мире, то через десять лет она переместилась во вторую сотню).

8. Углубление социальной поляризации общества. Имущественный показатель является стержнем трансформаций. Экономический статус и образ жизни элит, высшего слоя резко возросли, а у большинства населения – резко снизились. Расширились границы нищеты и бедности, выделилось социальное «дно» - бездомные, деклассированные элементы.

Структура украинского общества, получившая существенные изменения по сравнению с советским обществом, продолжает сохранять его черты. Для ее существенной трансформации необходимо системное преобразование институтов собственности и власти, что требует продолжительного времени. Стратификация общества и в дальнейшем будет терять стабильность и однозначность. Границы между группами и слоями станут более прозрачными, возникнет множество маргинальных групп с неопределенным или противоречивым статусом.

Социальная структура украинского общества, исходя из социологических исследований Н. Римашевской, в общем виде может быть представлена так.

1.«Общеукраинские элитные группы », которые объединяют в своих руках собственность в размерах, приравненных к крупнейшим западным странам, а также владеют средствами властного влияния на общенациональном уровне.

2. «Региональные и корпоративные элиты », которые владеют значительным по украинским масштабам положением и влиянием на уровне регионов и целых отраслей или секторов экономики.

3. Украинский «верхний средний класс», который владеет собственностью и доходами, обеспечивающие западные стандарты потребления, а также. Представители этого слоя стремятся повысить свой социальный статус, ориентируются на сформированную практику и этические нормы хозяйственных отношений.

4. Украинский «динамичный средний класс», который владеет доходами, обеспечивающими удовлетворение среднеукраинских и более высоких стандартов потребления, а также характеризуется относительно высокой потенциальной адаптивностью, значительными социальными стремлениями и мотивациями и ориентацией на легальные способы ее проявления.

5. «Аутсайдеры», которые характеризуются низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы ее получения.

6. «Маргиналы», которые характеризуются низкой адаптацией, а также асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

7. «Криминалитет», который характеризуется высокой социальной активностью и адаптивностью, но при этом полностью осознано и рационально противодействует легальным нормам хозяйственной деятельности.

Часть1 . Задания уровня А.

А 1 . Элементом социальной структуры общества является

1) сословие

2) партия

3) предприятие

4) армия

А 2. К малой социальной группе можно отнести

1) верующих России

2) людей либеральных взглядов

3) женщин Москвы

4) бригаду рабочих

А 3. Социальная группа, члены которой обладают правами и обя­занностями, передающимися по наследству

1) нация

2) сословие

3) класс

4) номенклатура

А 4. Дети, молодежь, мужчины - это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку

2) этническому признаку

3) демографическому признаку

4) профессиональному признаку

А 5. Отношение к собственности, величина доходов, фактор поль­зования властью - это признаки

1) этноса

2) нации

3) расы

4) класса

А 6 . К социальным группам, выделяемым по поселенческому (тер­риториальному) признаку, относится(-ятся)

1) народность

2) нация

3) горожане

4) класс

А 7 . Социальный статус - это

1) поведение, ожидаемое от индивида

2) положение человека в обществе

3) форма поощрения индивидов

4) форма осуществления социальных функций

А 8. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?

1) национальная принадлежность

2) уровень образования

3) уровень доходов

4) род занятий

А 9. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?

1) правовой статус личности

2) политический статус личности

3) предписанный социальный статус личности

4) достижимый социальный статус личности

А 10. Экономическая дифференциация проявляется в

1) сращивание политической власти и крупного капитала

2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества

3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.

4) создании новых производств

А 11. Тот факт, что представители разных социальных слоев полу­чают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию

1) экономическую

2) политическую

3) профессиональную

4) демографическую

А 12. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются

1) социальной мобильностью

2) социальным статусом

3) социальным неравенством

4) социальными отношениями

А 13. Одно из проявлений социального неравенства - различие в

1) доходах

2) способностях

3) темпераменте

4) духовных запросах

А 14 . Восходящей вертикальной социальной мобильности относит­ся

1) повышение по службе

2) занятие предпринимательской деятельностью

3) понижение по службе

4) выход на пенсию

А 15 . Среди богатых людей Древнего Рима (II-I вв. до н.э.) часто встречались бывшие рабы. Это пример проявления

3) социальной стратификации

4) социальной адаптации

А 16. Преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель - доцентом, доцент - профессором. Это пример

1) социальной стратификации

2) социальной адаптации

3) социальной мобильности

4) социализации

А 17. Почти треть президентов США - выходцы из бедных или средних семей. Этот

пример - проявление

1) горизонтальной социальной мобильности

2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации

4) социальной адаптации

А 18 . Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются -

1) обычаями

2) моральными нормами

3) эстетическими нормами

4) традициями

А 19 . Чем отличаются нравственные нормы от правовых?

1) нравственные нормы возникли позже правовых норм

2) правовые нормы не существуют в писаной форме

3) нравственные нормы отражают представления о добре и зле

4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством

А 20 . Обычаи и традиции

1) закрепляют привычные образцы поведения

3) имеют формальный характер

4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном поведении людей

А 21. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

1) социальным статусом

2) социальной мобильностью

3) социальной нормой

4) социальным порядком

А 22. Эстетические нормы

1) закрепляются в государственном законодательстве

2) обеспечиваются силой государственного принуждения

3) основаны на вере в сверхъестественные силы

4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном

А 23 . Силой государства обеспечиваются нормы

1) моральные

2) правовые

3) эстетические

4) религиозные

А 24. Вера в сверхъестественные силы - основа

1) этических норм

2) религиозных норм

3) моральных норм

4) эстетических норм

А 25. Верны ли следующие суждения?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, ме­ждународных договорах,

политических принципах, мо­ральных нормах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

А 26. Отклоняющееся поведение всегда нарушает

1) правовые нормы

2) моральные нормы

3) социальные нормы

4) обычаи и традиции

А 27. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняю­щегося поведения?

1) следование моде

2) конформизм

3) преступление

4) коллекционирование марок

А 28 . Отклоняющееся поведение всегда

1) наносит ущерб обществу

2) причиняет вред личности

3) нарушает нормы права

4) не соответствует социальным нормам

А 29. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?

А. Социальный контроль - это особый механизм пол держания общественного порядка.

Б. Нормы и санкции - это элементы социального контроля

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

А 30 . Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие самоконтроля.

Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

А 31 . Основанная на браке или кровном родстве малая группа, чле­ны которой связаны общностью быта и взаимной ответствен­ностью, - это

1) род

2) сословие

3) семья

4) элита

А 32. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1) высокой политической активностью

2) общностью быта

3) общими увлечениями

4) профессиональным ростом

А 33 . Выберите правильное утверждение

1) в истории общества существовали разные виды семьи

2) семейные отношения нормами права не регулируются

3) современная семья включает всех родственников

4) семейные отношения нормами морали не регулируются

А 34. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?

1) главенствующее положение отца семейства

2) возрастание роли женщины в семье

3) взаимное уважение между супругами

4) активное участие женщин в общественном производстве

А 35 . Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А 36 . Сын оказывает материальную помощь проживающей вместе с ним матери, которая получает пенсию по инвалидности. В этом проявляется функция семьи

1) экономическая

2) досуговая

3) эмоционально-психологическая

4) социально-статусная

А 37 . К функциям семьи относится

1) социализация личности

2) определение минимального размера оплаты труда

3) установление системы школьного образования

4) определение размеров коммунальных платежей

А 38. Один из признаков нации -

1) наличие конституции

2) общность исторического пути

3) единое гражданство

4) общность идеологии

А 39 . Одним из условий возникновения нации является

1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами

2) рост уровня образованности населения

3) повышение рождаемости

4) образование правового государства

А 40. Преодолению национальных противоречий способствует

1) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра

2) государственная поддержка малого бизнеса

3) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности

4) переход к рыночным методам ведения хозяйства

А 41 . Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

1) отказ от национального насилия во всех его формах

2) оказание военной помощи сепаратистам

3) курс на ослабление многонациональных государств

4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопреде­ление

А 42. Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует

А. Развитию национальной культуры

Б. Преодолению национальной ограниченности

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

Часть 2. Задания уровня В.

В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:

Критерии социальной. . .


культурные ценности

уровень доходов


виды деятельности

уровень образования


Ответ: ______________________________

В 2. Запишите слово, пропущенное в схеме.


В 3 . Запишите слово пропущенное в схеме


В 4 . Запишите слово, пропущенное в схеме


В 5 . Запишите словосочетание, пропущенное в схеме


В 6 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «этническая общность». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Род, племя, каста, народность, нация.

В 7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.

В 8. Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из этого ряда и образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

В 9 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «социальный институт». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Религия, государство, образование, абитуриенты, семья. производство.

В 10. Установите соответствие (социальные группы - критерий), для этого к каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:

1) мужчины А) демографический

2) племена Б) этнический

3) народности

4) дети

В 11 . Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

1) национальность А) достигаемый

2) профессия Б) предписанный

3) пол

4) образование

5) социальное происхождение

В12. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ СТАТУСОВ

1) маргинал А) приобретенный

2) белорус Б) предписанный

3) председатель профкома

4) мужчина

5) 16-летний человек

6) брат

В 13 . Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

ФАКТЫ КУЛЬТУРЫ

1) премьера телесериала А) массовая

2) конкурс фольклорных коллективов Б) народная

3) празднование дня Ивана Купалы

4) скандал с участием поп-звезды

5) переиздание детектива-бестселлера

В 14. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ

СИТУАЦИИ ОБЩЕСТВА

А) организация предпраздничной торговли 1) экономическая

Б) проведение референдума 2) политическая

В) принятие закона об общественных 3) духовная

организациях

Г) написание приключенческого романа

Д) производство товаров массового спроса

Е) проведение научного исследования

В 15 Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ

ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

А) государство 1) экономика

Б) религия 2) политика

В) образование 3) духовная культура

Г) производство 4) социальные отношения

Д) семья

В 16 Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) профессия

2) пол

3) цвет глаз

4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям

6) семейное положение

В 17 Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обучение детей трудовым навыкам

2) материальная поддержка близких

3) распределение домашнего труда

4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга

6) семейное предпринимательство

В 18 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) принадлежность к определенной социальной группе

2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества

3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни

4) связь с традиционной национальной культурой

5) адресованность самым различным слоям населения

В 19 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к социальным нормам регулирования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) экономические

2) правовые

3) религиозные

4) моральные

5) биологические

В 20 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В социологическом опросе приняли участие 2000 домо­хозяек моложе 45 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (З)Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчи­ваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В 21 . Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

фактический характер

характер оценочных суждений

В 22 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызыва­ет сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмо­тря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто про­тиворечивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональ­ным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жиз­ни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и жен­щин в семье и на производстве стали в принципе равными».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не­обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в имени­тельном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) исследование Г) общение Ж) роль

Б) различие Д) учение3) статус

В) трудЕ) стереотипИ) группа

В 23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци­альных ________ (3). В-третьих, способствуют _______ (4)

за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают________ (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы – ожидания и нормы-________ (6) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______ (7), например, уголовных или административных».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно слово,за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) санкция Г) идеал Ж) правило К) развитие

Б) группы Д) контроль З) управление

В) интеграция Е) эталон И) стабильность

С 1

Прочитайте текст и выполните задания

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель­ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л. Туроу

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука­жите три причины.

4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

С2 . Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

С3 . Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

С4 . На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

С 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему

Наукой принято называть систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований.

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений.

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом.

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.

(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)

1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

3 Опираясь на знания курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

Задание по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение; по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия об­ществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе общест­воведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм». (И.Н. Шевелев)

4 « Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

7. « Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).

8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

9 «Масса - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)

задания

ответ

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

А 13

А 14

А 15

А 16

А 17

А 18

А 19

А 20

А 21

А 22

А 23

А 24

А 25

А 26

А 27

А 28

А 29

А 30

А 31

А 32

А 33

А 34

А 35

А 36

А 37

А 38

А 39

А 40

А 41

А 42

Часть 2. Уровень В.

задания

ответ

стратификация

экономическая

народность

семьи

социальные статусы

каста

социальная структура

консерваторы

абитуриенты

В10

АББА

В11

БАБАБ

В12

АБАББА

В13

АББАА

В14

122313

В15

23314

В16

В17

В18

В19

В20

АААБ

В21

АААБ

В22

БАЕЖЗВ

В23

ВЕБДИЖА

С 5. Текст: Наукой принято называть…

1) Могут быть приведены следующие определения науки:

1) « теоретическое систематизированное представление о мире…»

2) « система знаний и вид духовного производства»;

3) « специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания».

4) «отдельные отрасли научного знания»

2). Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) констатацию сущности изменений в системе наук: от четкой отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной;

2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования

3) Могут быть указаны такие проблемы, например:

Проблема социальной сущности человека (изучает психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.)

Процесс социализации личности (изучает педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др)

Экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.).

Могут быть указаны и другие проблемы.

4) Могут быть приведены, допустим, такие примеры:

1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера образования;

2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение кибернетических моделей;

3) происходит изменение экономической структуры общества, в т.ч. структуры занятости.

Могут быть приведены другие примеры.

С появлением людей началось их объединение в племена и роды, из которых спустя тысячи лет сформировались народы и общества. Они стали заселять и осваивать планету, ведя вначале кочевой образ жизни, а затем, осев в наиболее благоприятных местах, организовали социальное пространство. Дальнейшее наполнение его объектами труда и жизнедеятельности людей стало началом возникновения городов-полисов и государств.

На протяжении десятков тысяч лет формировалось и развивалось социальное общество, чтобы обрести те черты, которые оно имеет сегодня.

Определение социальной структуры

Каждое общество проходит свой путь развития и формирования основ, из которых оно состоит. Чтобы понять, что такое социальная структура, следует учитывать, что это сложная взаимосвязь функционирующих в ней элементов и систем. Они составляют своеобразный скелет, на котором и стоит общество, но при этом он имеет тенденцию видоизменяться, в зависимости от условий.

В понятие социальной структуры входят:

  • элементы, ее наполняющие, то есть различные типы общностей;
  • социальные связи, воздействующие на все ступени ее развития.

Социальная структура состоит из общества, разделенного на группы, слои, классы, а также на этнические, профессиональные, территориальные и другие элементы. При этом она является отражением взаимоотношений между всеми ее членами, основанных на культурных, экономических, демографических и остальных типах связей.

Именно люди, создавая не произвольные, а постоянные отношения друг с другом, формируют понятие социальной структуры как объекта с устоявшимися взаимосвязями. Таким образом, человек не полностью свободен в своем выборе, являясь частью этой структуры. Он ограничен социальным миром и сложившимися в нем отношениями, в которые он вступает постоянно в различных сферах своей деятельности.

Социальная структура общества – это его каркас, внутри которого находятся различные группы, объединяющие людей и выдвигающие некоторые требования к их поведению в системе ролевых отношений между ними. Они могут иметь некоторые рамки, которые нельзя нарушать. Например, человек, работая в коллективе, где не предъявляли жестких требований к внешнему виду сотрудников, попав на другую работу, где они есть, будет их выполнять, даже если ему это не нравится.

Отличительные особенности социальной структуры – это наличие реальных субъектов, создающих в нем те или иные процессы. Ими могут быть как отдельные индивидуумы, так и различные слои населения и социальные общности, независимо от их размера, например рабочий класс, религиозная секта или интеллигенция.

Строение общества

В каждой стране формируется свой общественный строй с присущими ему традициями, нормами поведения, экономическими и культурными связями. Любое подобное общество имеет сложное устройство, основанное на взаимоотношении его членов и взаимосвязях между кастами, классами, слоями и прослойками.

Его составляют большие и маленькие социальные группы, которыми принято называть объединения людей, сплоченных едиными интересами, трудовой деятельностью или одинаковыми ценностями. Крупные общности выделяются по размерам доходов и способам его получения, по социальному статусу, образованию, роду деятельности или другим признакам. Некоторые ученые называют их «стратами», но чаще встречаются понятия «слой» и «класс», например рабочие, которые составляют самую большую группу в большинстве стран.

Общество во все времена имело четкую иерархическую структуру. Например, еще 200 лет назад в некоторых странах существовали сословия. Каждому из них соответствовали свои привилегии, имущественные и социальные права, которые были закреплены законодательно.

Иерархическое разделение в таком обществе действует по вертикали, проходя через все имеющиеся виды связей – политику, экономику, культуру, профессиональную деятельность. По мере того как оно развивается, в нем меняются группы и сословия, а также внутренняя взаимосвязь их членов. Например, в средневековой Англии обедневший лорд был более уважаем, чем очень богатый торговец или купец. Сегодня в этой стране чтят старинные знатные семейства, но больше восхищаются успешными и богатыми бизнесменами, спортсменами или людьми искусства.

Гибкая общественная система

Общество, в котором нет кастовой системы, является мобильным, так как его члены могут переходить из одного слоя в другой как по горизонтали, так и по вертикали. В первом случае социальный статус человека не меняется, например, он просто переходит с одной должности на аналогичную на другой работе.

Переход по вертикали подразумевает повышение или понижение социального или финансового статуса. Например, человек со средним достатком занимает руководящий пост, дающий доходы, намного превышающие прежние.

В некоторых современных обществах существует социальное неравенство, в основе которого лежат финансовые, расовые или социальные различия. В подобных структурах одни слои или группы обладают большими привилегиями и возможностями, чем другие. Между прочим, некоторые ученые считают, что неравенство – это естественный процесс для современного общества, так как в нем постепенно возникает большое количество людей, отличающихся выдающимися способностями, талантами и лидерскими качествами, которые и становятся его основой.

Типы социальных структур древнего мира

Формирование общества в течение всей истории развития человечества напрямую зависело от разделения труда, уровня развития людей и социально-экономических отношений между ними.

Например, во времена первобытнообщинного строя социальная структура общества определялась по тому, насколько представители племени или рода были полезны остальным его членам. Больных, стариков и калек не содержали, если они не могли внести хоть какой-то посильный вклад в благополучие и безопасность общины.

Другое дело - рабовладельческий строй. Хотя он делился всего на 2 класса – рабов и их хозяев, само общество составляли ученые, торговцы, ремесленники, армия, художники, философы, поэты, крестьяне, жрецы, учителя и представители других профессий.

На примере Древней Греции, Рима и ряда стран Востока можно проследить, как формировалось социальное общество того времени. У них были хорошо развиты экономические и культурные связи с другими странами, а слои населения четко разделялись на представителей различных профессий, на свободных и рабов, на власть имущих и законников.

Типы социальных структур от средневековья до наших дней

Что такое социальная структура феодального общества, можно понять, проследив развитие европейских стран того периода. Она состояла из 2 классов - феодалов и их крепостных, хотя общество так же делилось на несколько сословий и представителей интеллигенции.

Сословия – это социальные группы, занимающие свое положение в системе экономических, правовых и традиционных связей. Например, во Франции было 3 сословия – светское (феодалы, знать), духовенство и самая большая часть общества, в которую входили свободные крестьяне, ремесленники, купцы и торговцы, а позже - буржуазия и пролетариат.

У капиталистического строя, особенно современного, более сложная структура. Например, возникло понятие среднего класса, в которое раньше входили буржуа, а сегодня это и торговцы, и предприниматели, и высокооплачиваемые служащие и рабочие, и фермеры, и представители малого бизнеса. Принадлежность к среднему классу определяется уровнем дохода его членов.

Хотя в эту категорию входит большая часть населения в высокоразвитых капиталистических странах, наибольшее влияние на развитие экономики и политики имеют представители крупного бизнеса. Отдельно находится сословие интеллигенции, особенно творческой, научно-технической и гуманитарной. Так, многие артисты, писатели и представители других интеллектуальных и творческих профессий имеют доход, свойственный крупному бизнесу.

Еще одним типом социальной структуры является социалистический строй, в основе которого должны лежать равные права и возможности для всех членов общества. Но попытка построения в Восточной, Центральной Европе и в Азии развитого социализма привела многие из этих стран к бедности.

Позитивным же примером можно назвать общественный строй в таких странах, как Швеция, Швейцария, Нидерланды, и других, в основе которых находятся капиталистические отношения с полной социальной защитой прав его членов.

Составные части социальной структуры

Чтобы понять, что такое социальная структура, необходимо знать, какие элементы входят в ее состав:

  1. Группы, объединяющие людей, связанных общностью интересов, ценностей, профессиональной деятельностью или целей. Чаще они воспринимаются окружающими как сообщества.
  2. Классы – крупные социальные группы, имеющие свои финансовые, экономические или культурные ценности, основанные на свойственном им кодексе чести, манере поведения и взаимодействия их представителей.
  3. Социальные слои – промежуточные и постоянно изменяющиеся, появляющиеся или исчезающие общественные группы, не имеющие явно выраженной связи со средствами производства.
  4. Страты – это социальные группы, ограниченные по какому-либо параметру, например профессии, статусу, уровню дохода или другому признаку.

Эти элементы социальной структуры определяют состав общества. Чем их больше, тем сложнее его конструкция, тем четче прослеживается иерархическая вертикаль. Деление общества на различные элементы заметно по отношению людей друг к другу, в зависимости от критериев, присущих их классу. Например, бедные не любят богатых из-за их финансового превосходства, тогда как последние презирают их за неумение зарабатывать деньги.

Население

Система различных видов общностей, имеющих прочные внутренние связи между их членами – вот что такое социальная структура населения. Жестких критериев, разделявших в них людей, не существует. Это могут быть как основные, так и неосновные классы, слои, прослойки внутри них и общественные группы.

Например, до прихода советской власти на Украину большую часть ее населения составляли ремесленники и крестьяне-единоличники. Треть представляли помещики, зажиточные крестьяне, торговцы и рабочие, тогда как служащих было крайне мало. После коллективизации население страны уже состояло всего из трех слоев – рабочих, служащих и крестьян.

Если рассмотреть исторические этапы развития стран, то отсутствие среднего класса, а именно предпринимателей, представителей малого бизнеса, свободных ремесленников и зажиточных фермеров, приводило их к обнищанию и резкому экономическому контрасту между слоями общества.

Формирование «середняков» способствует подъему экономики, возникновению целого класса людей с совершенно другим менталитетом, целями, интересами и культурой. Более бедная прослойка благодаря им получает новые виды товаров и услуг, рабочие места и более высокие зарплаты.

Сегодня в большинстве стран население состоит из политической элиты, духовенства, технической, творческой и гуманитарной интеллигенции, рабочих, ученых, фермеров, предпринимателей и представителей других профессий.

Понятие социальной системы

Если для мудрецов, живших 2500 лет назад, этот термин значил упорядоченность жизни в государстве, то сегодня социальная система – это сложное образование, в состав которого входят первостепенные подсистемы общества, например экономическая, культурно-духовная, политическая и общественная.

  • Экономическая подсистема подразумевает регулировку человеческих отношений в решении таких вопросов, как производство, распределение, использование или обмен материальных благ. Она должна решать 3 задачи: что производить, как и для кого. Если одна из задач не выполняется, то рушится вся экономика страны. Так как окружающая среда и потребности населения постоянно меняются, то экономическая система обязана подстраиваться под них, чтобы удовлетворить материальные интересы всего общества. Чем выше уровень жизни населения, тем больше у него потребностей, а значит, экономика данного общества функционирует лучше.
  • Политическая подсистема связана с организацией, установлением, работой и изменением власти. Основным ее элементом является социальная структура государства, а именно ее правовые институты, например суды, прокуратура, избирательные органы, арбитраж и другие. Основной функцией политической подсистемы является обеспечение социального порядка и стабильности в стране, а также быстрое решение жизненно важных проблем общества.
  • Социальная (общественная) подсистема отвечает за процветание и благосостояние населения в целом, регулируя взаимоотношения различных его классов и слоев. Сюда входит здравоохранение, общественный транспорт, коммунальные услуги и бытовое обслуживание.
  • Культурно-духовная подсистема занимается созданием, развитием, распространением и сохранением культурных, традиционных и нравственных ценностей. К ее элементам относятся науки, искусства, воспитание, образование, мораль и литература. Ее основные обязанности – воспитание молодежи, передача духовных ценностей народа новому поколению, обогащение культурной жизни людей.

Таким образом, социальная система – это основополагающая часть любого общества, которая отвечает за равномерное развитие, процветание и безопасность его членов.

Социальная структура и ее уровни

В каждой стране есть свои территориальные деления, но в большинстве из них они примерно одинаковы. В современном обществе уровни социальной структуры распределяются на 5 зон:

  1. Государственная. Она отвечает за принятие решений, касающихся страны в целом, ее развития, безопасности и международного положения.
  2. Региональное социальное пространство. Касается каждого региона в отдельности с учетом его климатических, экономических и культурных особенностей. Оно может быть самостоятельным, а может зависеть от вышестоящей государственной зоны в вопросах дотаций или перераспределения бюджета.
  3. Территориальная зона – это небольшой субъект регионального пространства, имеющий право на выборы в местные советы, на формирование и использование собственного бюджета, на решение вопросов и задач местного уровня.
  4. Корпоративная зона. Возможна только в условиях рыночной экономики и представлена хозяйствами, ведущими свою трудовую деятельность с формированием бюджета и местного органа управления, например акционеров. Она подчиняется территориальной или региональной зонам по законам, сформированным на государственном уровне.
  5. Индивидуальный уровень. Хотя и находится внизу пирамиды, является ее основой, так как подразумевает личные интересы человека, которые всегда находятся выше общественных. Потребности индивидуума могут иметь широкий спектр желаний – от гарантированной достойной зарплаты до самовыражения.

Таким образом, формирование социальной структуры всегда основывается на элементах и уровнях ее составляющих.

Изменения в структуре общества

Каждый раз, когда страны переходили на новый уровень развития, их структура менялась. Например, изменение социальной структуры общества времен крепостного права было связано с развитием промышленности и ростом городов. Многие крепостные уходили работать на заводы, переходя в сословие рабочих.

Сегодня подобные изменения касаются оплаты и производительности труда. Если еще 100 лет назад физический труд оплачивался выше, чем умственный, то сегодня все наоборот. Например, программист может получать больше, чем высококвалифицированный рабочий.