Из истории кукольного театра. Что такое Театр кукол

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные, существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы... Постепенно такие зрелища все больше и больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который назывался шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.

Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.

В других странах тоже были куклы, похожие на нашего Петрушку. Такие жё длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по-разному: в Англии - Панч, во Франции - Полишинель, в Италии - Пульчинёлло, в Германии - Касперле и Гансвурст, в Чехословакии - Кашпарек, в Турции - Карагёз.

В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение.

Одни из самых простых кукол называются перчаточными, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Обычно головка куклы надевается на указательный палец, одна ручка - на средний, а другая - на большой.

Петрушка относится к перчаточным куклам.

Еще проще устроены куклы «на палочках». В Польше их называют куклами «на потыках»: ножки и ручки у такой куклы не управляются, а вертятся в разные стороны.

Есть куклы, которые можно только передвигать. Их используют в особых кукольных театрах, называемых на Украине «вертепами», а в Польше - «шопками». Это двух- или трехэтажные ящики с открытой передней стенкой. Между этажами сзади можно просунуть руку и этой рукой сквозь щели в полу каждого этажа водить куклу. А кукла, как уже говорилось, может только передвигаться с помощью кукольника и взмахнуть рукой, если дернуть за нитку.

Существуют куклы, которые называют тростевыми. Такую куклу также держит кукловод, но ее руки управляются тростями, палочками или проволоками, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости чаще всего скрыты в рукавах или одежде куклы. Тростевые куклы появились очень давно, на Востоке - в Индокитае. В европейских кукольных театрах их стали использовать только в XX в. В 20-е гг. советские художники-кукольники Ефимовы сыграли с помощью тростевых кукол отрывок из трагедии Шекспира «Макбет». А позднее Центральный театр кукол в Москве поставил пользующийся большим успехом спектакль «Волшебная лампа Аладина», который актеры играют куклами на тростях.

Перчаточные и тростевые куклы называют еще «верховыми», потому что они всегда выше кукловода. Кукловод за ширмой, его не видно. Видно только куклу, которую он поднял над ширмой.

А есть такие куклы, которыми актер-кукловод управляет не снизу, а сверху. Он стоит на возвышении сзади сцены и держит в руках вагу - специальное устройство, состоящее из рычагов и планок, от которых отходят нитки. Внизу нитки прикреплены к плечам куклы, ко лбу, чтобы она могла поднимать и опускать голову, к вискам, чтобы она вертела головой направо и налево, к спине, чтобы она могла кланяться, к локтям и ладошкам, чтобы она имела возможность делать всякие движения руками, к коленкам, чтобы она, поднимая то правую, то левую ногу, могла ходить или танцевать. Ниток бывает много. И десять, и двадцать, и даже тридцать. Ведь кукле приходится делать в спектакле много различных движений: открывать рот, двигать глазами, руками.

Кукол на нитках иногда называют марионетками. Но это не совсем правильно, поскольку всякая театральная кукла называется марионеткой.

Есть еще один вид кукол, которыми управляют сверху. Ниток у них немного, одна-две, чтобы взмахнуть кукольной рукой. В голове куклы палка. Ноги болтаются сами по себе, но можно палкой так раскачивать куклу, что ноги у нее начинают шагать. Куклы большие, тяжелые, одетые в блестящие доспехи, со щитами и мечами.

Это сицилианский героический театр, сохранившийся со времен средневековья. На сцене всегда изображаются войны и драки. Кукловоды стоят за задником (сзади сцены) и размахивают куклами, держа их за палки. Куклы с шумом и треском ударяются друг о друга, и «убитые» в сражении падают. За всех кукол говорит один человек страшным, хриплым голосом.

Такой же театр есть в Брюсселе, в Бельгии. Это театр «Тон», он существует много лет. Его хозяева, играющие главную роль, «кричащего рассказчика», с течением времени сменяют друг друга, но каждый следующий получает имя Тон. Особым успехом этот театр пользуется у туристов.

А есть куклы, которых нельзя назвать ни перчаточными, ни куклами на нитках или тростях, ни куклами на штырях, как в сицилианском театре. Они плоские, вырезаны из картона или кожи. Очень сложно и ажурно вырезаны и красиво раскрашены. Это куклы театра теней, существующего издавна в Китае, Корее, Японии, Индонезии, Индии. Кукловод сидит сзади натянутого полотна. Над головой кукловода большая масляная, керосиновая, а иногда электрическая лампа. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает куклу к полотну, и тогда на полотне на глазах у зрителей возникает цветная резная тень куклы. В таких театрах чаще всего показывают религиозные, мифические истории. Во время представления музыканты бьют в барабаны, играют на музыкальных инструментах и поют.

В мире существует очень много самых различных театральных кукол. Во Вьетнаме, например, устраивают даже кукольные представления на воде - на речке или озере. Под водой, на небольшой глубине, длинная бамбуковая палка. На одном ее конце деревянная кукла, другой - держит кукольник. Он стоит по колено в воде, отгороженный плетеной ширмой от зрителей, находящихся на берегу. Внутри полой бамбуковой палки натянуты веревочки, идущие к рукам куклы, голове, туловищу. Кукла может вынырнуть из воды или нырнуть в воду, ходить, кланяться, размахивать руками.

Театр на воде возник когда-то в Древнем Китае, и в нем изображали водяных духов и богов, черепаху, дракона. А во Вьетнаме сейчас в таком театре представляют сценки из народной жизни.

Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае, на улицах Пекина или Кантона, может появиться дракон - огромная кукла, метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек. Сделан дракон из бамбуковых каркасов, обтянутых раскрашенной материей. Получаются как бы цилиндры, между ними из материи такие же цилиндры, только уже мягкие, а не жесткие. У переднего каркаса огромная рогатая голова дракона держит во рту красный шар. Постепенно толщина цилиндров уменьшается, и кончается все последним жестким каркасом - хвостом. Каждый ведущий этого дракона может поднять свою палку выше или ниже, двинуть ее вправо или влево. В результате дракон извивается, скручивается, раскручивается. Сейчас это только уличное зрелище, а когда-то крестьяне устраивали шествие с драконом, прося небо, чтобы кончилась засуха, пошел дождь.

Во время праздника в Китае могут появиться и львы. В каждом льве два человека-акробата. Львы бегают, прыгают, кувыркаются, залезают на несколько поставленных друг на друга столов. Вместе со львами львята. Это переодетые мальчишки. У львов огромные морды с открывающимися ртами, а шкура сделана из длинной сухой травы - красной, зеленой, желтой.

А в Италии или в Южной Америке во время карнавалов можно увидеть огромные, до 10 м в высоту, надувные резиновые куклы.

Итак, куклы, кукольные театры помогают в метафорической, иносказательной форме передавать мысли и чувства людей. Все басни и сказки народов мира иносказательны, но в них много правды. В них мудрость, юмор, талант народа. Метафоричны не только народные сказки, но и многие произведения великих писателей и поэтов - Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина, Гоголя, Маяковского... Все это предоставляет большие возможности для развития и совершенствования кукольного театра.

В нашей стране государственные кукольные театры были созданы только после Октябрьской революции. Сейчас их 135, они играют на 25 языках народов СССР. В спектаклях участвуют замечательные актеры, художники, мастера кукол. Самый большой кукольный театр в мире - Центральный театр кукол в Москве. В нем работают 300 человек. Этот театр дает представления каждый день - для детей и каждый вечер - для взрослых. Часто ездит на гастроли, объехал 400 городов нашей страны, выступал в 40 странах мира.

Государственные кукольные театры успешно работают и в других социалистических странах.

Существует всемирная организация кукольников УНИМА. В нее входят 5 тыс. членов. Съезды, конференции, фестивали этой организации проходят и в Европе (в том числе в СССР), и в Америке, и в Африке, и в Австралии.

Инструкция

Соорудите сцену. Ширму можно изготовить очень просто: натяните веревку посреди комнаты и повесьте на нее кусок ткани или легкое одеяло. Если необходимо что-то поставить на сцену, то между спинками стульев положите плоскую доску и перекиньте через нее плед. Сверху в данном случае можно ставить любые декорации, игрушки, искусственный лес. Готовую сцену можно оформить бантиками, бумажными сердечками, рисунками, рыбками.

Можно изготовить кукол, надевающихся на руку, собственными силами! Для этого подойдут ненужные в хозяйстве перчатки , на которых нужно будет вышить глазки, носик, ротик, украсить получившееся лицо из ниток. Главное, чтобы игрушка была по размеру руки кукловода.

Изготовьте игрушку из ткани. Чтобы получить выкройку, положите ладонь на бумагу и обведите . Рука должна быть в таком виде, будто на нее надета : указательный палец смотрит вверх, большой и мизинец – растопырены в стороны, остальные пальцы поджаты. На лекало сделайте припуски по бокам в размере одного сантиметра для швов. Теперь возьмите плотную ткань, мягкую и приятную на ощупь. Скроите две части куклы-перчатки и сшейте их вместе. В качестве головы можно использовать шар, сделанный методом папье-маше или позаимствовать эту часть у старой ненужной игрушки.

Придумайте сценарий. Можно взять за основу всем хорошо известные сказки или что-то оригинальное. Чем младше участники спектакля, тем проще должно быть произведение. Ребенку можно поначалу доверить роль с минимумом слов, а затем усложнять его партию. Когда сценарий готов, подберите подходящие декорации и костюмы .

Найдите звуковые эффекты для представления. Можно записать музыкальное сопровождение на отдельный диск, включать и выключать его в нужный момент.

Устройте репетицию спектакля, где каждый кукловод сможет повторить свою партию слов, поупражняться во взаимодействии с игрушкой перед представлением на публику.

Когда все готово к премьере, соорудите из стульев зрительный зал. Можно изготовить игрушечные билеты на кукольный спектакль, сделать мини-буфет с напитками и поп-корном. Главное, чтобы все участники домашнего спектакля получили от процесса максимум удовольствия.

Выбор названия оказывается трудным, если не ясна цель театра или миссия создателей. Чтобы не затягивать поиски, можно обратиться к знаниям из области маркетинга. Тогда перед основателями театра окажутся 4 равноценные возможности.

Инструкция

Свяжите с ценностью зрителей. Этим покажете, что посвящаете какому-то идеалу, близкому аудитории . Чтобы найти ценность, исследуйте интересы будущих посетителей. Представьте костер, вокруг которого собраны единомышленники в холодный вечер. Такую роль должно играть название театра.Какая ценность может так объединять людей? Название «Кукольная » подчеркивает мысль о том, что являются образами людей, стремящихся к прекрасному. По аналогии найдите ценность, близкую вам и потенциальным клиентам.

Отыщите название в проблеме зрителей. Людям нравится говорить о проблемах, которые их преследуют. Объединение вокруг проблем является привычным. Для защиты от неприятностей и проблем создаются комитеты, съезды, сообщества. Это кажется понятным и естественным.Театр может иметь название «Справедливость». В таком названии много боли и надежды. Найдите аналогичное название, в зависимости от планируемого репертуара выступлений.

театр к у кол, вид театр, представлений, в к-рых действуют куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

По способу управления различают 5 осн. видов («классич. техник») кукол: марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые. Марионетка - кукла, ходящая по полу; к ее голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью к-рых ее водит актер, находящийся над ней, на спец. помосте. Кукол перчаточных, трос-тевых и на палке называют верховыми: актер здесь держит кукол над собой. Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой актер работает двумя руками: одной держит корпус куклы, второй управляет тростями, прикрепленными к рукам куклы. Ноги у таких кукол двигаются только в отд. случаях. Актер, перемещая куклу в пространстве, может давать ей определенный ритм движений. Теневая кукла - это плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, к-рый служит сценой теневого т-ра (его разновидность - силуэтный т-р, в к-ром изображение - силуэт плотно прижатой к экрану куклы).

В совр. К. т. разных стран изобретено также много новых техник и приемов кукловождения. Пластич. изображением живого существа может служить предмет (кубик, шарик, палочка, чайник, фотоаппарат и т. п.), рука человека; кукла может быть маленькой или соответствовать по своим размерам актеру, к-рый двигается с ней по обычной театральной сцене. Иногда актер в маске или без нее выступает в театр, действии равноправным партнером куклы. В результате этого обновления и усложнения средств в нек-рых странах стали употреблять вместо определения «т-р кукол» определение «т-р фигур».

Мнения специалистов об истоках К. т. более едины, чем о первоначальной его истории. Театр, кукла берет начало от куклы-символа, куклы предмета. Куклы-символы и т. п. действовали в разл. языч. ритуалах и обрядах в Др. Египте, Др. Индии, в антич. Европе. Нек-рые ученые считали родиной К. т. Китай (первые свидетельства относятся к 7 в.) или Индию, откуда он мог через М. Азию перекочевать в Европу. Мн. ученые придерживаются мнения об оригинальном происхождении К. т. на разных территориях. Самыми старыми часто признаются куклы стран Азии.

В совр. К. т. этих стран сохранились многие издавна сложившиеся традиц. формы. В Турции - это т-р теней Карагез, названный так по имени гл. комич. героя, к-рый славился эротизмом и острыми шутками в адрес власть имущих. В Китае - спектакли перчаточных кукол по сюжетам ср.-век. романов, напр. «Путешествие на Запад». В Японии - т-р Бун-раку, в к-ром больших, в 2/3 человеческого роста кукол водят видимые зрителю 3 кукловода, а текст произносит сидящий на спец. помосте актер - декламатор и певец, аккомпанирующий себе на струнном щипковом муз. инструменте сямисене (иногда аккомпанируют неск. музыкантов). Мн. представления тросте-вых кукол в Индии и сегодня связаны с храмовыми праздниками.

Европ. К. т. зародился как часть культуры Средиземноморья. Упоминания о театр, куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Горация, Апулея и др. В ср. века в Европе кукол использовали бродячие комедианты (в Центр. Европе их называли «шпильманами»), а в 16 в. сформировался рыцарский репертуар К. т. (инсценировки популярных и актуальных для того времени рыцарских сказаний). Он сохранился до наших дней в формах 19 в. в представлениях сицилийских и белы, кукольников. В 16 - 17 вв. в странах Европы распространился мистериальный К. т., хорошо изученный по сохранившимся до 18-19 вв. формам, популярным в Германии, Франции, Бельгии. Близкие, часто влиявшие друг на друга типы этой драмы были в Польше (шопка), Белоруссии (батлейка), на Украине и в России (вертеп). Сцена в них представляла 2- или 3-ярусный переносный ящик, в к-ром ярусы - это «Небо», «Земля», «Ад». Кукол, посаженных на палочки, водил через прорези в полу яруса стоявший за ящиком кукольник. Евангельские сюжеты в этом виде К. т. стали уже на ранних этапах его существования насыщаться «земным» содержанием, комедийно-бытовыми и са-тирич. мотивами.

Самое раннее док. свидетельство о существовании К. т. в России - рисунок в записках А. Олеария о его путешествии в Московию и Персию (1636), воспроизводящий бродячего кукольника, к-рый дает представление с перчаточными куклами на площади под аккомпанемент гусляра,

Петрушка как герой подобных представлений появился в 18 в., когда в Европе сформировалась т. н. уличная комедия с постоянными популярными персонажами. Считается, что одна из масок комедии дель арте - Пульчинелла могла перейти в кукольную и дать начало представлениям с этим же персонажем в Италии, с Полишинелем во Франции, с Панчем в Великобритании, с Петрушкой в России. У этих персонажей было много общего - огромный крючковатый нос, гнусавый голос (его «искусственность» достигалась с помощью спец. инструмента, к-рый исполнитель держал во рту и к-рый в России наз. пищиком), неуживчивый характер, создававший комедийные ситуации. В отличие от этих персонажей, нем. Ган-свурст и Кашперль и чеш. Кашпарек не создали своей комедии, а играли в др. пьесах, среди к-рых были выдающиеся произв. кукольного репертуара 18-19 вв. чфауст» и «Дон Жуан». Постоянные кукольные герои существовали в неизменном виде до нач. 20 в. Только Полишинеля во Франции в сер. 19 в. сменил ткач Гиньоль. Образы К. т. возникали в произв. Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана (Германия), Стендаля, Т. Готье, Жорж Санд, А. Франса (Франция). Популярность традиц. героев на рубеже 19 и 20 вв. резко упала. К. т. предрекали гибель, объясняя это разл. причинами - отсталостью традиц. К. т., погубленным индустриализацией воображением, конкуренцией кино. К. т. терял публику или менял ее. Никогда до того не предназначавшийся специально для детей, он получил их в качестве гл. зрителей. В Мюнхене был создан (1858) первый адресованный детям театр марионеток. Его руководитель Л. Шмидт ратовал за дет. репертуар в противоположность традиционному. В нач. 20 в. педагогов мн. стран привлекли особые возможности К. т. в воспитат. работе с детьми. В то же время пластич. силу куклы открыли для себя мн. известные художники (П. Пикассо, П. Клее, X. Миро, М. В. Добужинский, В. А. Фаворский и др.). Образ куклы присутствует в муз. произведениях (напр., «Петрушка» И. Ф. Стравинского, «Полишинель» С. В. Рахманинова). Из этих разнородных опытов в Европе сформировался новый К. т., у начал к-poro стояли В. Под-рекка (Италия), И. Скупа (Чехословакия), С. В. Образцов (СССР). Спектакли Подрекки опирались на пародийную силу куклы; Скупа создал К. т. постоянных юмористич. героев папы Спейбла и сына Гурвинека; Образцов в своих оригинальных «романсах с куклами» утверждал лирико-иронич. стихию куклы. Спектакли Центр. т-ра кукол под руководством Образцова развили са-тирич. и романтич. возможности театр, куклы. Подрекка и Скупа использовали европ. марионетку, а Образцов - более популярную в России перчаточную куклу, называвшуюся петрушечной (по имени осн. героя). Позже в спектаклях его т-ра появилась кукла, изобретенная Н. Я. и И. С. Ефимовыми на основе обнаруженных ими в музеях кукол с в. Ява (отсюда др. название тростевой куклы - яванская).

Репертуар К. т. в РСФСР состоял из 3 типов пьес. Агитац. группы и т-ры (напр., т-р «Рев. Петрушка») играли в годы Гражд. войны пьесы, где действовал традиц. герой («Война карточных королей», «Петруха и разруха» и др.). Открытые в 1918 Т-р петрушек и теней художников Ефимовых в Москве и Т-р марионеток под руководством Л. В. Шапориной-Яковлевой в Петрограде инсценировали для детей произведения рус. классич. лит-ры (басни И. А. Крылова в Т-ре Ефимовых, «Сказка о царе Сал-тане» А. С. Пушкина в Т-ре марионеток) и нар. сказки («Мена» в Т-ре Ефимовых). С возникновением Т-ра Образцова (1931) начался новый этап в развитии сов. К. т., выразившийся прежде всего в создании новой драматургии. Появились оригинальные пьесы, созданные авторами в процессе совм. работы с т-ром. Такие из них, как «Гусенок» Н. В. Гернет и Т. Е. Гуревич, «По щучьему велению» Е. Я. Та-раховской, «Волшебная калоша» Г. И. Матвеева, «Маугли», «Волшебная лампа Алладина» Гернет, «Конек-горбунок» В. В. Курдюмова, стали отеч. «кукольной классикой». С 40-х гг. театры кукол в СССР ставили пьесы для взрослых зрителей, однако произведения дет. репертуара игрались наиб. часто. Значит. влияние на облик К. т. оказало творчество художников Б. Тузлукова, В. Андриевича и др., актеров Е. В. Сперанского, 3. Е. Гердта, С. С. Самодура и др.

Дет. репертуар К. т. в республиках СССР в 60-80-е гг. обогащался поисками и открытиями новых пластов фольклорных источников, отеч. и мировой лит-ры. Создавались и оригинальные пьесы для К. т. С 60-70-х гг. в К. т., наряду с произведениями Е. Л. Шварца, С. Я. Маршака, Т. Г. Габбе, Гернет, Г. Л. Владычиной, шли пьесы Г. В. Сап-гира, Г. М. Циферова («Хочу быть большим» и «Ты для меня»), В. Н. Тихвинского («Катькин день»), В. А. Лифшица, И. Н. Кичановой («Аленушка и солдат», «Кот Васька и его друзья»), Ю. Н. Елисеева («Сэмбо» и «Два мастера»), С. Л. Прокофьевой («Часы с кукушкой»), В. Н. Коростылева («Айболит»), Е. В. Сперанского («Краса ненаглядная» и «Солдат и ведьма»); в репертуар включались пьесы польск. автора Я. Вильков-ского («Медвежонок Римцимци» и «Тигренок Петрик» (в соавторстве с Г. Яну-шевской), чеш. автора В. Поспшпиловой («Принцесса и эхо»), болг. авторов Р. Мос-ковой («Куда ты, жеребенок»), Н. Иорда-нова («Волк и семеро козлят»). Среди названий, появившихся на афишах К. т. в 80-е гг., - «Гадкий ученок» (по X. К. Андерсену) В. С. Синакевича, «Тридцать восемь попугаев», «Привет Мартышке» Г. Б. Остера, «Дядя Федор, Пес и Кот» Э. Н. Успенского, «Лошарик» Сапги-ра; пьесы чеш. авторов: «Сказка о незадачливом драконе» И. Пержиновой и «Прыгающая принцесса» Л. Дворского. В 70-80-х гг. К. т. расширил рамки традиц. дет. репертуара, включив в него произв. т. н. большой лит-ры и драматургии; приобрели большую известность постановки пьесы «Дракон» Е. Л. Шварца в Магнитогорском т-ре, инсценировки по повести «Белый пароход» Ч. Айтматова в Башкирском т-ре. Спектакли Челябинского К. т. «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта и «Мертвые души» Н. В. Гоголя отмечены Гос. пр. РСФСР. Яркие спектакли на лит. и изобразит, фольклорной основе создали кукольники Литвы, Грузии, России. Серьезно и интересно поставлены проблемы совр. детства в спектаклях Эст. т-ра кукол (напр., «В нашем доме» франц. автора Р. Пило). Взаимодействие и взаимовлияние нац. культур, воспитание зрителей в уважении к ним были важным фактором творчества гос. т-ров кукол (к нач. 90-х гг. их было 150), работавших в СССР на 25 языках. К крупнейшим т-рам, наряду с Гос. академич. центр. т-ром кукол под руководством Образцова (Москва), относится ленингр. Большой т-р кукол, к-рый в кон. 50-х - в 60-е гг. возглавлял M. M. Королев, а в 70-х - нач. 80-х гг. - В. Б. Су-дарушкин. Со времени создания (1959) кафедры т-ра кукол в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии в стране началась (по инициативе Королева) подготовка специалистов для К. т. В нач. 90-х гг. она велась также в театр, вузах Ярославля, Екатеринбурга, Ташкента, Тбилиси, Харькова, Минска и в средних театральных учебных заведениях Нижнего Новгорода, Саратова, Иркутска, Днепропетровска.

К. т. стран Вост. Европы с кон. 40-х гг. тесно взаимодействовал с сов. К. т., был близок ему по организац. структуре (гос. стационарные т-ры с большими труппами), по репертуару, по пед. принципам. Из сов. К. т. сюда пришла и тростевая кукла. В то же время т-ры Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии - самостоятельные и яркие страницы послевоен. европ. К. т., внесшие большой вклад в его возрождение. В 60- 70-х гг. прославились своими дет. спектаклями польск. т-ры Лялька, Арлекин, Гротеска, рум. т-р Цэндэрикэ, венгерский Гос. т-р кукол, софийский Центр. т-р кукол. В 70-80-х гг. большой популярностью в мире пользовался чеш. т-р Драк из г. Градец-Краловы. Фестиваль «Матержинка» (от назв. дет. сада - «матерска школа»), к-рый проходит 1 раз в 2 года в разных городах, чеш. кукольники посвящают постановкам для зрителей самого мл. возраста.

Активно ищут новые совр. формы кукольники Зап. Европы. В 60-е гг. прославились И. Жоли (Франция), Стокгольмекий т-р кукол под руководством M. Мешке (Швеция), т-р «Бред энд Паппет» под руководством П. Шумана (США), позже труппа Ф. Жанти (Франция); в 80-е гг. - т-р «Треугольник», в к-ром работают cynj руги Бурвинкль (Нидерланды). Особый вид К. т. представляют т. н. кукольники-солисты. наиб. крупным среди них является А. Розер (ФРГ). Зап.-европ. кукольники работают в осн. небольшими группами, часто семейными. Нек-рые из них продолжают старую традицию не только в разъездном способе жизни, но и в репертуаре. Многие работают специально для дет. садов и школ. Особой сферой действия театр, куклы на Западе стало ее применение в области психотерапии.

В Рос. Федерации к кон. 80-х гг. возникло много проф. групп кукольников вне сложившейся системы государственных театров, напр. семейный т-р «Тень» (второй коллектив в Москве, работающий в технике теневой куклы и уже получивший известность).

Одной из форм обмена творческим опытом между кукольниками разл. стран являются междунар. фестивали, участниками и дипломантами к-рых не раз были и отеч. К- т. Воронежский К. т. за спектакль «Озерный мальчик» П. Вежинова получил золотую медаль на междунар. фестивале болг. кукольной драматургии в Варне (1988). Укреплению контактов между К. т. всего мира способствует деятельность Междунар. союза деятелей т-ра кукол - УНИМА (Union International de la marionnette, UNIMA, осн. в 1929). Во мн. странах работают нац. центры УНИМА. Такой центр действует в Москве при Междунар. конфедерации театр, союзов. И. Н. Жаровцева. К. т. является одним из первых видов театра, с к-рым встречаются дети. Яркая зрелищность, откровенная условность иск-ва «играющих кукол», близкие потребностям дет. восприятия, делают увлекательным и доступным непростой для ребенка процесс постижения действительности, особенностей человеческого характера, сложностей взаимоотношений между людьми. Синтетич. природа К. т. дает ребенку первые представления об особенностях худож. отражения действительности в иск-ве. Кроме законов собств. театр, иск-ва, образно-худож. строй кукольного спектакля вводит детей в мир лит-ры, живописи, музыки. В общении с К. т. дети на доступном им уровне знакомятся с эстетич. категориями прекрасного и безобразного, комического и трагического. Сильные эмоциональные впечатления, к-рые получает ребенок на спектаклях К. т., восхищаясь добрыми героями, сопереживая им и осуждая злых, непосредственно ориентируют ребенка в мире нравств. представлений.

С куклой ребенок приобретает опыт отношений, как правило, еще до встречи с К. т. Но между бытовой и театр, куклами есть существенная разница. В спектакле кукла выступает как персонаж, условное обозначение действующего лица (человека, животного, предмета). Она участвует в определенных событиях, вступает в разл. отношения со сценич. партнером, с ведущим ее актером. К тому же бытие куклы на сцене определено эстетич. системой, выбранной постановщиками. Стилистич. и жанровое решение спектакля взаимодействия актера и куклы, применение разл. видов куклы в одном спектакле, его цветовая, световая и муз. партитуры, подчиненные смысловому содержанию, - все это довольно сложно для ребенка. Поэтому К. т., учитывая возрастные особенности своего зрителя, возможности его восприятия, его способности к познанию, всегда определяет возрастной адрес спектакля. Дошкольникам, напр. трудно, не ослабляя внимания, следить за развитием сложного сюжета, вникать в мотивацию поступков героев; богатство интонац. оттенков им пока недоступно. В спектаклях для малышей К. т. использует в осн. простые декорац. конструкции, ясные мотивы поведения героев, несложный сюжет, четкие нравств. альтернативы театр, коллизий. Мл. школьники уже способны на более длительное детальное внимание к сюжету, ярче реагируют на нюансы словесной ткани спектакля, способны обнаружить взаимосвязь между словом и действием, поступком и побуждающими его мотивами, лучше различают форму и цвет предмета. Подростки проявляют повышенный интерес к сюжету спектакля, динамике его развития. Ст. школьники обладают реальными возможностями для целостного восприятия иск-ва, поэтому в спектаклях для них К. т. усложняет композицию, вводит сложные муз., световые партитуры, использует такие приемы, как шарж, гротеск, сатира. Трудности для К. т., работающего преим. с детьми мл. возраста, заключаются в том, что в дет. аудитории проявляются активно как общие, ожидаемые т-ром возрастные реакции детей, так и ярко выраженные индивидуальные, зависящие от личного опыта общения ребенка с иск-вом, его темперамента, воспитанности, предпочтений. То, что завораживает юного зрителя, впервые попавшего на спектакль, не вызывает эмоционального отклика у ребенка, неоднократно бывавшего в К. т. Дети по-разному предрасположены к тому или иному компоненту спектакля: одни активнее реагируют на музыку, другие больше чувствительны к световым эффектам и худож.-пространств. решению спектакля, третьих больше всего интересует механика кукловождения и т. п. Зрительные реакции даже одновозрастного зала очень разнообразны и отличаются от взрослой аудитории эмоциональностью, непосредств. проявлениями чувств.

Коллективная природа восприятия спектакля диктует свои законы формирования реакции зрительного зала. Неожиданная и неверная реакция части зрителей может разрушить полноту и истинность восприятия спектакля. Посредником, берущим на себя ответственность за отношения между т-ром и его зрителем, становится пед. часть т-ра. Педагоги участвуют в работе т-ра над спектаклем на всех ее этапах: в выборе пьесы, разборе ее на труппе, в ходе репетиций. Они ориентируют труппу на точность возрастного адреса спектакля, фиксируют на просмотрах особенности его восприятия детьми, выступают на худож. совете т-ра с анализом реакции маленьких зрителей. Педагоги т-ра дежурят на спектаклях, выступают со вступит, словом перед спектаклем, принимают участие в организации гастролей. Театр, педагоги оказывают метод. и организац. помощь учителям (методика обсуждения спектакля, творческие вечера, встречи, конкурсы и т. п.). На практике пед. руководство детьми в их знакомстве и понимании зрелищного иск-ва К. т. осуществляют все взрослые, имеющие отношение к воспитанию ребенка и его приобщению к иск-ву. Взрослые должны подготовить детей к тому, что они увидят, когда придут на спектакль в К. т. Ребенку можно в доступной форме рассказать о том, что такое спектакль в т-ре (с телевизионным он уже, как правило, знаком), чем кукольный спектакль отличается от мультфильма, книги, иллюстрации. Если ребенок впервые идет в т-р, ему стоит объяснить устройство театр, здания и театр, зала. Когда лит. первооснова спектакля знакома ребенку, взрослым стоит пофантазировать с ним на тему: «Как это можно сделать в К. т.?» Такого рода предварит. придумывание своего спектакля помогает сосредоточить внимание детей на изобразит.-худож. деталях спектакля, средствах создания в К. т. образа, места действия.

Неисчерпаемые возможности для развития у детей фантазии, изобретательности, конструкторских навыков, жизненной наблюдательности, пространств. воображения, графич. и композиц. зрения, навыков выразительной речи создает самодеятельный К. т.

Лит.: Перетц В. Н. Кукольный т-р на Руси, СПБ, 1895; Симонович-Ефимова Н. Я., Записки петрушечника, М. - Л., 1925; Образцов С., Актер с куклой, М.-Л., 1938; его же, Моя профессия, М., 1981; его же, Всю жизнь я играю в куклы, М., 1985; Д с м м с и и Е. С., Куклы на сцене, М. - Л., 1949; Федотов А., Техника т-ра кукол, М., 1953; его же, Ожившие силуэты, М., 1961; его же, Секреты т-ра кукол, М., 1963; Т-р кукол заруб. стран. [Переводы пьес], М. - Л1959; Смирнова Н., Сов. т-р кукол, 1918 - 1932, М., 1963; с е ж е, Т-р Сергея Образцова, М., 1971; ее же, И оживают куклы, М., 1982; Что и как в т-ре кукол. Сб. ст., М., 1969; Караманенко Т. Н., Кукольный т-р - дошкольникам, М., 1969; Сперанский Е., Повесть о странном жанре, М., 1971; В Кукольном т-ре. [В помошь худож. самодеятельности], М., 1972; Соломоник И., Традиц. т-р кукол Востока, М., 1983; Некрылова А. Ф., Гусев. В. Е., Рус. нар. кукольный театр, Л1983; Е. С. Деммени. Призвание - кукольник, Л., 1986; Некрылова А. Ф., Русские нар. гор. праздники, увеселения и зрелища кон. XVIII - нач. XX в., Л; Jurkowski H., Dzieje teatru lalek, Warsz.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

4. Магия кукольного театра

5. Кукольный театр и школа

Заключение

Приложение

Введение

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка - все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, изучать иностранные языки, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.

В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Дошкольники и младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

1. Немного об истории тетра кукол

Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка. Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.

Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Истоки Театр кукол -- в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев.

Представления Театр кукол в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ.В Древнем Египте (16 в. до н. э.) -- это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае -- культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках -- куклы на нитках.

Представления Театр кукол всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви.

Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть.

Театр кукол обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент. К концу 16 в. в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Театр кукол с главным героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе.

В 17 в. аналогичный бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции (главный герой -- Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии -- Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).

У народов Азии и Ближнего Востока Театр кукол развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз).

В индийском Театр кукол куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Театр кукол в Китае относится к 1 в. до н. э.

В японском Театр кукол (известен с 11 в.) используют большие куклы в человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4 -- 5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска -- чулок). Он, как и китайский Театр кукол, связан с классическим театром.

Вплоть до 19 в. в европейских Театр кукол разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты -- о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Театр кукол Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Театр кукол как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. Крэг в статье «Актёр и сверхмарионетка» пропагандировал идею отказа от актёра).

В 1-ю четверть 20 в. создавались профессиональные Театр кукол для детей и для взрослых.

Русский профессиональный Театр кукол начал формироваться после Октябрьской революции 1917. Е.С. Деммени, художники Н.Я. и И.С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Театр кукол для детей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи, пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми.

Советский Театр кукол отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности.

Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова -- выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьему велению» Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладина» Гернет (1940), «Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкновенный концерт» (1946) и многие др. заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа.

Театры кукол обращаются к языку сценической пантомимы («Рука с пятью пальцами» -- румынский театр «Цэндэрикэ»), ставят музыкальные произведения («Петя и Волк» Прокофьева -- Центральный Театр кукол Болгарии; «Петрушка» Стравинского, «Деревянный принц» Бартока -- Центральный Театр кукол Венгрии; «История солдата» Стравинского -- Центральный Театр кукол Болгарии и Рижский Театр кукол; «Жар-птица» Стравинского, «Ученик чародея» Дюка -- Минский Театр кукол).

Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, к искусству яркой и броской театральности формирует новый тип Театр кукол («Часовщик», «Крали Марко» Теофилова в Центральном Театр кукол Болгарии, «Дон Кристобаль» Гарсиа Лорки и «Маленький принц» Сент-Экзюпери в Театр кукол «Цэндэрикэ», «Похождения бравого солдата Швейка» по Чапеку в Ленинградском Большом театре кукол и др.).

С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей. Театр кукол В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов). В СССР в 1975 работало свыше 100 Театр кукол, ставивших спектакли на 25 языках народов СССР. Подготовка творческих кадров ведётся на специальном отделении Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (режиссёры и художники), училище им. Гнесиных и в студиях при Театр кукол Материал по истории Театр кукол собирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол (основан в 1937). В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Театр кукол пользуется большой популярностью.

2. Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии

Батлейка (бетлейка) - народный кукольный театр в Белоруссии (16 - нач. 20 вв.). Театр "Батлейка" появился на Беларуси в начале XVI века. Его название произошло от слова Betleem -- Вифлеем. Согласно Евангелию, это место рождения Христа. История возникновения театра как раз и связана с рождественскими праздниками. Изначально все сюжеты показывали исключительно на библейские темы. А героями были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Кстати, слово "марионетка" произошло от названия небольших фигурок Марии, участвующих в средневековых мистериях. Позже появились интермедии -- комедийно-бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами.

Для показа батлейки из дерева делали домик произвольного размера, обычно в виде жилища или церкви. Он имел горизонтальные ярусы-сцены с прорезями для ведения кукол. Украшалась конструкция разноцветной бумагой, тканью, а также тоненькими реечками, которые издали напоминали балкон.

На дальнем плане рисовали иконы, звезды, окна, кресты. Куклу прикрепляли к деревянному или металлическому стержню, при помощи которого можно было водить персонаж по прорезям в этажах сцены. Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами.

Батлеечник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье.

Существовали батлейки с меняющимися прозрачными декорациями (в Докшицах), а также устроенные по принципу теневого театра (в Витебске).

Использовали в представлениях кукол-марионеток на нитках, перчаточные фигурки. Показы проходили не только в крупных городах, но и в отдаленных селах.

Батлейка могла быть размером с небольшую тумбочку. Странствующий актер приходил с ней в деревню, собирал вокруг себя всю округу, и закипали кукольные страсти. Получался такой вот своеобразный телевизор.

Представление состояло из двух частей: религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своем ярусе, верхнем и нижнем.

Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми сценками. А так как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события были знакомы, понятны, узнаваемы.

Сатиричным образам доктора-шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников.

В батлейке постоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления стали вызывать нападки духовных и светских властей.

После Октябрьской революции такие народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок. Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого инакомыслия.

Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых. кукольный театр батлейки

В наши дни национальный кукольный театр "Батлейка" бережно и старательно возрождается немногочисленными энтузиастами. В 1989 году Галина Жаровина в городском поселке Мир Гродненской области создала музей и театр-студию "Батлейка". Вместе со своими учениками поставила там спектакль "Царь Ирод", "Анна Радзивилл" и многие другие.

3. Классификации кукольных театров

3.1 Классификация по принципам социального функционирования

В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.

Ритуально-обрядовый - самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.

Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол - это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями.

По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока:

индонезийский ваянг;

японский дзёрури;

индийский;

китайский и др.

К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции.

Кукла участвовала в европейских мистериях 11--16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др.

Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ - не спектакль, но действо, мистерия. В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Вгеаё апё Рирре!» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.

Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании).

Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых - Макк - стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра.

В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами - спереди и сзади.

В индийском театре это - Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) - Карагез; в среднеазиатском - Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском - Пульчинелла; в английском - Панч; в немецком - Гансвурст; во французском - Полишинель; в бельгийском - Вольтье; в русском -Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй и); т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра - как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).

Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры.

Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.

Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции - воспитательную и развлекающую.

В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности - явной или подспудной.

В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например: - иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю); - театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо); - лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).

3.2 Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления

Она носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.

Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность - пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой - вступая во взаимодействие с ней.

В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет - от бытовой вещи до специально изготовленного объекта - который изображает одушевленный персонаж и управляется актером.

Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии.

Так, например, обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидности ваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоских тростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре; и т.д.

4. Магия кукольного театра

Какой ребёнок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого "оживления", которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!

О тряпичной мягкой кукле, которую можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить ребёнка с мягкой игрушкой - перчаткой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Он уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну "живой и говорящей" игрушки - все одновременно выражается на лице. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

В чем же преимущества такой игрушки?

Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок "сливается" с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть.

С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому куклы-перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе.

На занятии психолог предлагает ребенку разыграть специально для него придуманный сценарий. В процессе представления, в том или ином виде воссоздающего травмирующую ребенка ситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает свои переживания и агрессию. Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и негативных эмоций.

Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла - веселая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма.

Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний.

Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут ребёнку ответить на вопрос, каково это - быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным.

И, наконец, главное, каково это - быть взрослым? В игре он больше не ребёнок, он - взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка.

Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека.

Для ребенка же сказка - это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь.

Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка»), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

В театральной постановке может участвовать вся семья, а чтобы ребенку было интереснее, пригласите для игры его сверстников. Пусть каждый из детей выберет героя, который ему симпатичен.

Научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа.

Каждый из героев должен говорить с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер.

И помните, театр - это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую "магическую" обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей или разноцветной подсветки можно создать таинственную игру света и тени.

Но вернемся к разговору о полезности. Что еще дает ребенку игра в кукольный театр?

Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития процесса.

С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, рассказ, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество.

Сюжет рассказа - лишь опора для ребёнка, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций.

Что такое творчество?

Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира.

Возможность сформировать эту основу, и дает детям игра в кукольный театр.

Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. В ребенке изначально заложено стремление к игре, каждый хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Именно этому и поможет театр кукол.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей.

Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности.

Потому что он ближе нашим детям. Играя с куклами, застенчивый ребенок чувствует себя свободнее и начинает раскованно говорить. Куклы помогут преподать важные уроки.

Кукольный театр, с которым дети могут, знакомятся на занятиях или в специальных кружках, способствуют развитию мелкой моторики и координации рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, увеличивают словарный запас. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием мозга человека, следовательно, речи и мышления ребенка.

На занятиях с детьми может происходить и знакомство с историей кукольного театра.

Занятия так же способствуют развитие мимики, подражательных навыков, навыков импровизации, стимулируют эмоциональное восприятие, развивать инициативу, фантазию. Эти занятия способствуют раскрепощению детей через игру, имитацию, свободу выбора, развитию речи, и мелкой моторики.

Школьники могут под руководством преподавателей или родителей заниматься и изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля.

5. Кукольный театр и школа

Кукольный театр может прийти на помощь при изучении иностранных языков, а так же при ознакомлении с литературными произведениями

Большой популярностью у учащихся 2-5 классов пользуется драматизация с использованием кукол.

Организация кукольного театра не требует сложных костюмов и декораций.

Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове “вечного троечника” во вдохновенного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании.

Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела.

В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте.

Привычные роли учитель - ученики преобразуются в иную модель отношений - режиссера и актеров.

Сценарий постановок должен быть построен на изученных лексических единицах, грамматике и речевых структурах. Обладая всеми достоинствами ролевой игры, драматизация с использованием кукол имеет специфические особенности. В зависимости от желания учащихся кукла выступает в ролях друга, с которым ведут беседу на равных, ребенка, которого надо всему учить, партнера в каком-либо виде деятельности. В виде игры ребенок моделирует свое поведение как поведение кукол. Он увлечен этой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим и все умеющим.

В результате возросшего уровня языковой подготовленности учащимся, можно предложить заниматься инсценированием или постановкой какого-либо литературного произведения.

Инсценирование - более активный и сложный процесс воплощения образа, нежели драматизация, так как в его основе лежит глубокое интеллектуальное и эмоциональное постижение замысла автора, характера образов и умение воплотить их на сцене.

В инсценировании ярче прослеживается последовательность творческих этапов:”периода познания”, “периода переживания” и “периода воплощения”. Реализация этих этапов способствует совершенствованию коммуникативной деятельности, развитию эмоциональности, решению задач эстетического и нравственного восприятия, развитию творческих способностей, умений и навыков в их органичном единстве.

Целесообразно с самого начала работы над инсценированием предоставить учащимся выбор произведения, помочь осознать и прочувствовать поведение и речь персонажей, отработать выразительное чтение выбранной роли.

В целях повышения интереса к театральному делу в масштабах школы рекомендую один - два раза в год ставить настоящие спектакли

Руководство таким видом деятельности, как драматизация, предъявляет особые требования к учителю иностранного языка в плане повышения уровня владения интонацией, диапазоном голоса, мимикой, жестами.

Стремясь развить у учащихся сценические качества, способность к экспромту, он также должен быть постоянно готовым продемонстрировать им возможные варианты воплощения роли, построения мизансцен, художественного оформления. В постановке драматизаций ни одно даже самое совершенное техническое средство не в состоянии заменить воздействие личности учителя на формирование юных дарований и развитие у них способности к общению.

В современной методике школьного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому следует досконально овладеть методами и приемами использования кукольных постановок.

Как и говорилось ранее кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, взрослый должен владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка.

Заключение

Взрослые не играют в игрушки только по одной, вполне разумной причине: у них не хватает на это времени и сил. Играть, как играют дети, -- самое серьезное занятие в мире; и как только суета мелких обязанностей и бед обрушится на нас, нам приходится отказаться от такого огромного, дерзновенного дела. Нам хватает сил на политику и бизнес, на искусства и науки; но для игры мы слабы.

Эту истину признает каждый, кто хоть когда-нибудь во что-нибудь играл -- строил из кубиков дом, нянчил куклу, расставлял оловянных солдатиков.

Взрослые не играют, как дети, не потому, что им неинтересно, а потому, что им некогда. Они не могут потратить силы и время на такое великое дело.

Философия кукольных театров достойна всяческого внимания. Из этой игрушки можно вывести все, что нужно понять современным людям.

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Вот первобытный человек надевает на себя ритуальную маску. Древние египтяне изготавливают каменные статуи для празднеств, посвященных богам Осирису и Изиде.

Древнегреческие актёры надевают на себя маски злых и добрых героев, богов и простых смертных. Гигантские древнеримские статуи поворачивают головы и кивают. Католические мадонны льют слёзы. А народные Петрушки, Панчи, Полишинели, Гансвурсты поносят служителей культа...

Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас существуют в профессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто в больших дружных семьях.

Вспомните, что у каждого из нас в детстве наверняка был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций, осветительной аппаратуры, специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет солдатиков, их место занимают деревянные спички с командиром Коробкой. В быстрых весёлых ручейках плавают деревяшечки и простейшие бумажные лодочки, но тетерь это уже быстроходные фрегаты, шхуны, каравеллы.

С этих игр и начинается кукольный театр. Игра с предметом - это его истоки.

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям.

Кукольный театр полезно иметь везде, где находятся дети: в школе, в детском саду, дома, в летнем детском лагере, в детской больнице и пр.

Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность ребёнка.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Детям нравится играть, особенно со сверстниками. Игра для них - дело серьёзное, но, в тоже время, весёлое.

Родителям и преподавателям всегда доставляет огромное удовольствие наблюдать, как дети дома или в детском саду или в школе разговаривают от лица своих кукол.

Дети испытывают потребность пробовать себя в самых разных ролях. А когда взрослый спрашивает голосом Петрушки: "Ну что все собрались?" или шутит с клоуном, надетым на руку, то все дети сразу же охотно подхватывают игру. Такое общение развивает гораздо лучше, чем телевидение.

Кукольный театр - явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.

Приложения

Рис.1 «Петрушка»

Рис.2. «Перчаточная кукла»

Рис.3. «Батлейка».

Рис.4 «Марионетка»

Список использованной литературы

1. О теории и практике художественного творчества детей. Ветлугина Н.А. Москва Изд. - “Нева”. 1991 г.

2. Кукольный театр. Ростов - на - Дону: ”Феникс”, 1999 г.

3. Батлейка. Мн.: “ Молодёжное ”. 2000 г.

4. История развития кукольного театра. Москва. Изд. - “Нева”. 2000 г.

5. Эстетическое воспитание младших школьников. Цветкова И.В. - М.: Педагогическое общество России, 2003г.

6. Педагогика (конспект лекций) - М.: ”Приор-издат”,2004 г.

7. Гнутикова С.С. История музея театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова: создание каталога-путеводителя по музею// Сохранение культурного наследия народов мира. Тез. докл. -- М., 2005.

8. Гнутикова С.С. Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова// Куклы мира/ Вед. ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Евсеева. -- М., 2003.

9. Гнутикова С.С. Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова// Музеи России/ ред. группа: М. Шинкарук, Н. Иванова, Е. Евлахович и др. -- М., 2008.

10. Гнутикова С. Рождение музея// Театр чудес. -- М. 2002.

11. Гнутикова С.С. Театральные куклы// Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова. -- М., 2005.

12. Гнутикова С. Хранители кукольных сокровищ// Театр чудес. -- М.2002.

13. Советов В.М. Театральные куклы (технология изготовления).-- Спб., 2003.

14. Цит. по: Москалев И.М. Ленора Шпет: уроки жизни и театра. -- М., 2005.

15. Соломоник И.Н. Человек на сцене традиционного и нового театра кукол// Международный симпозиум историков и теоретиков театра кукол. -- М., 2009.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Немного об истории театра кукол. Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии. Кукольный театр и школа. Классификации кукольных театров по принципам социального функционирования, по видам кукол и способам их управления. Магия кукольного театра.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2010

    Кукольный театр как особый вид театрального представления, его история и классификация по принципам социального функционирования, видам кукол и способам управления ими. Характерные черты ритуально-обрядового и народного сатирического кукольного театра.

    презентация , добавлен 24.12.2011

    История развития кукольного театра в России. Домашние и студийные спектакли. Кукольный театр Сергея Владимировича Образцова. Организация театральной деятельности в современном театре на примере Сахалинского театра кукол. Творческие связи театра.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2017

    Формирование основных атрибутов японского кукольного театра. Типы фигур, используемых для исполнения спектакля. Рассмотрение деталей ниньгё дзёрури: голова (касира), руки, ноги, костюм (исо), парик. Пространство японского кукольного театра Бунраку.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2013

    История возникновения кукольного театра. Его виды и особенности. Способы управления куклой. Техника изготовления настольной ширмы-телевизора для домашнего театра и куклы-перчатки петрушечного типа с объемной головой. Выбор материалов и инструментов.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2014

    Особенности жизни британского общества на рубеже ХIХ–ХХ веков. История театра кукол Англии как особого вида театрального действия. Характеристика пьес с участием марионеток и Панча. Основные формы театральных кукол и сущность технологии их создания.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2012

    Узбекский народно-профессиональный театр кукол обозначается как "Кугирчок уйин" (кукольная игра), "кугирчокчи" - исполнители (играющие куклами). История многовекового развития кукольного искусства в Узбекистане. Анализ существовавших направлений театра.

    реферат , добавлен 03.08.2008

    Театр кукол как одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временного искусства. Передвижной дом для минималистов. Основные стили лазерного шоу. Сведения о главных составляющих мобильного театра. Сценический линолеум Duo: вид, преимущества.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2016

    Происхождение кукольного театра в России. Сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Домашний театр дореволюционной России. Анализ вертепного спектакля "Смерть царя Ирода". Представление для публики с пением и рассказами.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2012

    Народный кукольный театр в Белоруссии. Социально-культурный пласт национальной культуры. Театры батлеечного типа. Двухэтажные батлейки с подвижными куклами и каноничным оформлением. Тщательность проработки деталей куклы. Батлейка в Институте теологии.