Кто такой борис стругацкий. Стругацкий Борис Натанович - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Бори́с Ната́нович Струга́цкий (15 апреля , Ленинград - 19 ноября , Санкт-Петербург ) - советский и российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики . После того, как в 1991 году умер А. Н. Стругацкий, опубликовал два самостоятельных романа.

Биография

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея . Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва , была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР » и награждена орденом «Знак Почёта» .

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории , однако не защитил диссертацию , тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам . В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР .

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк (23 октября - 20 декабря ), дочери генерал-майора А. И. Карпелюка , с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ. Сын Андрей (родился в 1959 году) .

Борис Натанович был известен как страстный филателист , что нашло отражение в его творчестве .

После тяжелой и продолжительной болезни (лимфосаркома) Борис Натанович Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в возрасте 79 лет . В соответствии с завещанием писателя, его тело было кремировано и 5 апреля 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги был развеян над Пулковскими высотами .

Творчество в соавторстве с братом

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием . Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики . Сам Б. Н. Стругацкий так не считал и предпочитал говорить о «реалистической фантастике», где центральная роль отводится человеку и его судьбе, а иные планеты или техника будущего - не более, чем «декорации».

Самостоятельные произведения

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » ( -) и «Бессильные мира сего » (), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном сайте Стругацких с июня 1998 года шло , в котором Борис Стругацкий ответил на несколько тысяч вопросов.

Художественные переводы

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон , Хола Клемента , Джона Уиндэма .

Псевдоним

Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий .

С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т. п. таково: Борис Натанович жил в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория.

  • «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » (1994-1995)

Награды

Увековечение памяти

  • Площадь Братьев Стругацких в Санкт-Петербурге

Политическая позиция

Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия «правда о войне», ни понятия об «искажении исторической истины». Есть понятие «оскорбления святыни». И такое же отношение стремятся создать ко всей истории советского периода. Это уже не история, это, по сути, религия. С точки зрения верующего человека, с точки зрения церкви, не бывает искажения «правды Библии» - бывает покушение на святость, оскорбление веры, ересь. Библия Войны написана, и апокриф о предателе-генерале Власове в неё внесен. Все. Не вырубишь топором. Но с точки зрения «атеиста» нет здесь и не может быть ни простоты, ни однозначности. И генерал Власов - сложное явление истории, не проще Иосифа Флавия или Александра Невского; и ветераны - совершенно особая социальная группа, члены которой, как правило, различны между собою в гораздо большей степени, чем сходны.

Статья от 08.02.2010, «Новая газета »

Дополнительные факты

  • Борис Стругацкий «никогда, никому и ни при каких обстоятельствах» не отвечал, над чем он работает.
Причин тому много, я назову только одну: ещё в незапамятные времена было нами замечено, что стоит только хоть кому-нибудь, хоть что-нибудь, пусть даже вскользь рассказать о текущей работе, - всё: работа идёт насмарку, и проект гибнет, даже толком не начавшись. «Никогда не говори: делаю, - всегда говори только: сделал». Отличное правило. Всячески рекомендую.

См. также

  • Стругацкие, Аркадий и Борис (обзор совместного творчества)
  • Стругацкий, Аркадий Натанович (биография)
  • Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких

Напишите отзыв о статье "Стругацкий, Борис Натанович"

Примечания

Литература

  • Русские писатели XX века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М.: Большая Российская энциклопедия ; Рандеву-АМ, 2000. - С. 669-671.
  • Ант Скаландис. Братья Стругацкие . - М.: АСТ, 2008. - 702 с. - ISBN 978-5-17-052684-0 , 978-5-9713-8278-2.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Стругацкий, Борис Натанович

Проехав какие то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело.
«Тем лучше! посмотрю вблизи», подумал он.
Он поехал почти по передней линии. Несколько всадников скакали по направлению к нему. Это были наши лейб уланы, которые расстроенными рядами возвращались из атаки. Ростов миновал их, заметил невольно одного из них в крови и поскакал дальше.
«Мне до этого дела нет!» подумал он. Не успел он проехать нескольких сот шагов после этого, как влево от него, наперерез ему, показалась на всем протяжении поля огромная масса кавалеристов на вороных лошадях, в белых блестящих мундирах, которые рысью шли прямо на него. Ростов пустил лошадь во весь скок, для того чтоб уехать с дороги от этих кавалеристов, и он бы уехал от них, ежели бы они шли всё тем же аллюром, но они всё прибавляли хода, так что некоторые лошади уже скакали. Ростову всё слышнее и слышнее становился их топот и бряцание их оружия и виднее становились их лошади, фигуры и даже лица. Это были наши кавалергарды, шедшие в атаку на французскую кавалерию, подвигавшуюся им навстречу.
Кавалергарды скакали, но еще удерживая лошадей. Ростов уже видел их лица и услышал команду: «марш, марш!» произнесенную офицером, выпустившим во весь мах свою кровную лошадь. Ростов, опасаясь быть раздавленным или завлеченным в атаку на французов, скакал вдоль фронта, что было мочи у его лошади, и всё таки не успел миновать их.
Крайний кавалергард, огромный ростом рябой мужчина, злобно нахмурился, увидав перед собой Ростова, с которым он неминуемо должен был столкнуться. Этот кавалергард непременно сбил бы с ног Ростова с его Бедуином (Ростов сам себе казался таким маленьким и слабеньким в сравнении с этими громадными людьми и лошадьми), ежели бы он не догадался взмахнуть нагайкой в глаза кавалергардовой лошади. Вороная, тяжелая, пятивершковая лошадь шарахнулась, приложив уши; но рябой кавалергард всадил ей с размаху в бока огромные шпоры, и лошадь, взмахнув хвостом и вытянув шею, понеслась еще быстрее. Едва кавалергарды миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!» и оглянувшись увидал, что передние ряды их смешивались с чужими, вероятно французскими, кавалеристами в красных эполетах. Дальше нельзя было ничего видеть, потому что тотчас же после этого откуда то стали стрелять пушки, и всё застлалось дымом.
В ту минуту как кавалергарды, миновав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно было. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек.
«Что мне завидовать, мое не уйдет, и я сейчас, может быть, увижу государя!» подумал Ростов и поскакал дальше.
Поровнявшись с гвардейской пехотой, он заметил, что чрез нее и около нее летали ядры, не столько потому, что он слышал звук ядер, сколько потому, что на лицах солдат он увидал беспокойство и на лицах офицеров – неестественную, воинственную торжественность.
Проезжая позади одной из линий пехотных гвардейских полков, он услыхал голос, назвавший его по имени.
– Ростов!
– Что? – откликнулся он, не узнавая Бориса.
– Каково? в первую линию попали! Наш полк в атаку ходил! – сказал Борис, улыбаясь той счастливой улыбкой, которая бывает у молодых людей, в первый раз побывавших в огне.
Ростов остановился.
– Вот как! – сказал он. – Ну что?
– Отбили! – оживленно сказал Борис, сделавшийся болтливым. – Ты можешь себе представить?
И Борис стал рассказывать, каким образом гвардия, ставши на место и увидав перед собой войска, приняла их за австрийцев и вдруг по ядрам, пущенным из этих войск, узнала, что она в первой линии, и неожиданно должна была вступить в дело. Ростов, не дослушав Бориса, тронул свою лошадь.
– Ты куда? – спросил Борис.
– К его величеству с поручением.
– Вот он! – сказал Борис, которому послышалось, что Ростову нужно было его высочество, вместо его величества.
И он указал ему на великого князя, который в ста шагах от них, в каске и в кавалергардском колете, с своими поднятыми плечами и нахмуренными бровями, что то кричал австрийскому белому и бледному офицеру.
– Да ведь это великий князь, а мне к главнокомандующему или к государю, – сказал Ростов и тронул было лошадь.
– Граф, граф! – кричал Берг, такой же оживленный, как и Борис, подбегая с другой стороны, – граф, я в правую руку ранен (говорил он, показывая кисть руки, окровавленную, обвязанную носовым платком) и остался во фронте. Граф, держу шпагу в левой руке: в нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари.
Берг еще что то говорил, но Ростов, не дослушав его, уже поехал дальше.
Проехав гвардию и пустой промежуток, Ростов, для того чтобы не попасть опять в первую линию, как он попал под атаку кавалергардов, поехал по линии резервов, далеко объезжая то место, где слышалась самая жаркая стрельба и канонада. Вдруг впереди себя и позади наших войск, в таком месте, где он никак не мог предполагать неприятеля, он услыхал близкую ружейную стрельбу.
«Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск? Не может быть, – подумал Ростов, и ужас страха за себя и за исход всего сражения вдруг нашел на него. – Что бы это ни было, однако, – подумал он, – теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели всё погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе».
Дурное предчувствие, нашедшее вдруг на Ростова, подтверждалось всё более и более, чем дальше он въезжал в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом.
– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.
– Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь.
Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен.
– Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто.
– Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит.
Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему.
– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку.
– Не убит, ранен, – поправил другой офицер.
– Да кто? Кутузов? – спросил Ростов.
– Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо.
Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены?
– Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют!
– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.

СТРУГАЦКИЙ АРКАДИЙ НАТАНОВИЧ

СТРУГАЦКИЙ БОРИС НАТАНОВИЧ

(род. в 1925 г. – ум. в 1991 г.)

Аркадий Стругацкий

(род. в 1933 г.)

Борис Стругацкий

Известные прозаики, сценаристы, бесспорные лидеры советской фантастики на протяжении более чем трех десятилетий. Самые известные за рубежом советские фантасты, книги которых выходили в 27 странах мира. Классики современной научной фантастики, лауреаты премии «Аэлита».

Аркадий Стругацкий родился 27 августа 1925 года в Батуми. Однако вскоре после его появления на свет молодая семья (искусствовед и учительница русского языка и литературы) перебралась в Ленинград – город, с которым была связана вся дальнейшая жизнь писателя. Его отец, профессиональный революционер-большевик, занимал видные партийные посты. Однако он неоднократно демонстрировал «вопиющую неортодоксальность» взглядов, за что, собственно, в 1937 году и поплатился партбилетом…

Юность парня была искалечена войной. С началом Великой Отечественной глава семейства работал на строительстве укреплений, а позднее – в гранатной мастерской. В конце января 1942-го семья разделилась: Боря с матерью остался в городе, а Аркадия вместе с отцом эвакуировали через Ладогу по «дороге жизни». В тот момент оба, можно сказать, стояли одной ногой в могиле… В принципе, то же можно было сказать и об остальных пассажирах. Ту страшную поездку Аркадий запомнил на всю жизнь: он оказался единственным человеком в вагоне, который добрался до места назначения живым. Отца он похоронил в Вологде…

Неисповедимые дороги войны забросили будущего писателя под Оренбург, где его призвали в армию и направили в Актюбинское артучилище. Но закончить его Аркадий не успел: незадолго до выпуска, в 1943 году, его командировали в Московский военный институт иностранных языков. Закончил вуз Аркадий уже после победы, в 1949 году, получив диплом переводчика с английского и японского языков. После этого Стругацкий отправился преподавать в Каннскую школу военных переводчиков, а позднее служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке.

Демобилизовался будущий писатель только в 1955 году; после ухода из армии он устроился референтом-переводчиком с японского в Институт технической информации. Но данный вид деятельности Аркадия Натановича полностью не устраивал. В 1956-м он решил попробовать свои силы на литературном поприще (хотя первые пробы пера знаменитого фантаста относятся еще к тому периоду, когда он служил в армии) и в соавторстве с Л. Петровым написал повесть «Пепел Бикини». Публикация данного произведения вызвала значительный интерес, так что в том же году Стругацкий сменил место работы и перешел сначала в «Реферативный журнал», а затем – в редакцию научно-художественной литературы в Детгиз. Позднее он занял место редактора в Госполитиздате.

Литература стала для него основным и любимым видом деятельности. В 1957 году Аркадий Натанович стал работать в соавторстве со своим младшим братом, Борисом; этот великолепный творческий дуэт быстро завоевал популярность как в СССР, так и за рубежом. Работы братьев Стругацких, которые принято относить к направлению социальной фантастики, пополнили список современной классики.

Борис Стругацкий, второй член творческого «тандема», родился в Ленинграде 15 апреля 1933 года. Он также был эвакуирован из блокадного Ленинграда вместе с матерью, но позже брата. Долгое время семья не могла воссоединиться, и долгожданная встреча была более чем радостной. После окончания школы младший Стругацкий поступил на механико-математический факультет Ленинградского университета. Получив специальность астронома, он в течение многих лет работал в Пулковской обсерватории. И Аркадий, и Борис стараниями родителей очень рано пристрастились к чтению. Так что увлечение брата фантастикой астроном вполне разделял, но к собственным возможностям на данном поприще относился несколько скептически (хотя литературным творчеством начал заниматься еще в студенческие годы; просто дальше любительских работ дело долго не шло). Профессиональным же писателем Борис Натанович стал только в 1960 году.

Дебют братьев в массовой печати состоялся в 1958 году, когда читатели познакомились с рассказами «Извне» и «Спонтанный рефлекс». Спустя год любители фантастики буквально до дыр зачитывали первое крупное произведение Стругацких – повесть «Страна багровых туч». Они говорили, что данная работа – это «некий уродливый памятник целой эпохе… – с ее горячечным энтузиазмом и восторженной глупостью; с ее искренней жаждой добра при полном непонимании, что же это такое – добро; с ее неистовой готовностью к самопожертвованию; с ее жестокостью, идеологической слепотой и классическим оруэлловским двоемыслием». А на подходе были уже рассказы «Забытый эксперимент», «Шесть спичек», «Испытание СКИБР», «Частные предположения» (все – 1959)… Далее плодовитые авторы радовали читателей новыми работами с завидной регулярностью. Так, в 1962-м они выпустили «Стажеров», «Попытку к бегству», «Путь на Амальтею», «Далекую радугу», «Полдень XXII век. Возвращение»; в 1965-м – знаменитые повести «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом» и «Хищные вещи века». Спустя два года на прилавках книжных магазинов появилось «Второе нашествие марсиан»; параллельно братья продолжали работать над начатой в 1966-м «Улиткой на склоне», которая была ими закончена в 1968 году. Тогда же вышла «Сказка о Тройке»; в 1969 году Стругацкие написали «Обитаемый остров», а в 1971-м– «Малыша». Читатели не уставали удивляться мощной фантазии и бешеной работоспособности соавторов, которые подарили мировой литературе такие удивительные вещи, как «Пикник на обочине» (1972), «Парень из преисподней» (1974), «За миллиард лет до конца света» (1976–1977), «Жук в муравейнике» (1979–1980), «Град обреченный» (1988–1989), «Хромая судьба» (1982) и др. Перечислить все произведения этих писателей в данной статье просто невозможно!

Братья отмечали, что испытали определенное влияние творческой манеры и основополагающих идей таких признанных корифеев жанра фантастики, как Г. Уэллс, Ж. Верн, С. Лем, К. Абэ, И. Ефремов. Их героем стал «обыкновенный» человек, интеллигент, гуманист, этика которого основывается на нравственной ответственности перед человечеством и преданности научному поиску.

В начале своей творческой карьеры Стругацкие сумели создать собственную, оригинальную, целостную картину мира будущего. С точки зрения формы их произведения являлись романтическими, а с точки зрения содержания и пафоса – оптимистическими. Однако с течением времени в работах писателей все сильнее проявлялось стремление психологизировать прозу, насытить ее философским элементом и притчевым началом, придать повестям больше лиризма, добавить размышлений, которые порой начинали вытеснять активное внешнее действие.

Несмотря на то что ранние произведения Стругацких были выдержаны в традиционном ключе, их отличительной чертой стала необычная постановка нравственного выбора, обобщение ее до глобального, общечеловеческого масштаба. Писатели вновь и вновь обращались к проблеме поведения человека в неординарных и экстремальных с нравственной точки зрения ситуациях. Противопоставляя два антагонистичных мира – Абсолютного Добра и Справедливости и Реальной Человеческой Природы (весьма далекой от идеала), основным злом авторы считали воинствующую серость и агрессию к инакомыслию. Мир, по мнению Стругацких, основан на непрекращающейся борьбе человека, в первую очередь с самим собой. Исход этой борьбы часто остается неизвестным, а результат ее, собственно, не слишком волнует писателей. Главное, что их интересует, – это вопрос о том, возможно ли в ходе борьбы сохранить достоинство личности и ее готовность предстать перед судом времени. Стругацкие намеренно отказались прогнозировать образ человека будущего, однако они с удовольствием исследовали собственных современников, перенося их на века вперед, гиперболизируя заинтересовавшие их качества и доводя увиденное порой до откровенного гротеска. Будущее же соавторы рассматривали лишь как череду экстремальных обстоятельств, которые помогают проявить в личности все сущностное. Готов ли нравственно человек встретиться с будущим, куда так стремится, «лицом к лицу»? К сожалению, далеко не всегда. Поэтому-то у Стругацких так часто проскальзывает мотив тупика и идея другого пути. Вот только каким он может оказаться, фантасты не говорят.

Проблему контакта писатели впервые затронули в повести «Трудно быть богом» и развили ее в произведениях «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер». Стругацкие подвергли сомнению идею искусственного ускорения развития иной цивилизации («прогрессорства»). Работы братьев, датированные концом 1960-х – началом 1970-х годов прошлого века, говорят о принципиальных изменениях в их собственной картине жизни и художественном мире. Фантасты мучительно искали пути человеческого прогресса. Эти произведения привнесли в отечественную литературу мощный аналитический потенциал, интеллектуальную насыщенность и завершенность. Теперь проза соавторов строилась на органическом единстве динамичной увлекательной интриги и серьезных раздумий и отличалась обязательным присутствием выраженного притчевого начала. В их концепции мира постоянно присутствует тайна, до конца неразрешимая. Предупреждение о том, что она рядом, проявляется во всех работах Стругацких последних десятилетий. Причем это «нечто» существует, по мнению братьев, само по себе, независимо от мнений, желаний и представлений людей. Что принесет тайна в их жизнь? Новую энергию, своевременную помощь или реальную угрозу? Не исключено, считали авторы, что неведомое может оказаться и тем, и другим одновременно…

Самое сложное произведение Стругацких – «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя». Навеянный булгаковским «Мастером и Маргаритой», этот роман-притча с неоднозначными концовкой и трактовками, содержит два параллельных действия: библейско-фантасмагорическое и условно-реальное. Их объединяет идея того, что единственным возможным спасением для человечества является попытка воспитания поколения с новой психикой, отличимой от психики современного индивида. «Отягощенные злом» подводят к мысли о неизбежности общественного насилия над «заблудшими» душами и о том, что даже в «прекрасном новом мире» настоящий Учитель обречен на одиночество и отсутствие понимания.

Писали братья и по отдельности; вот только в этом случае они публиковали произведения под другими фамилиями. Так, Аркадий Стругацкий выпустил под псевдонимом С. Ярославцев повесть-сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974), роман «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984), повесть «Дьявол среди людей» (1993). Борис Стругацкий печатался под псевдонимом С. Витицкий. Его перу принадлежит роман «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1995). Переводы же с английского братья подписывали как С. Бережков, С. Победин, С. Витин. Кроме того, Аркадий Натанович занимался переводами японской научной фантастики и классической японской литературы.

Что же касается деятельности Стругацких как киносценаристов, то об этом стоит поговорить отдельно. Аркадий Натанович и Борис Натанович прошли школу работы с таким удивительным режиссером, каким был Андрей Тарковский. В результате, в 1978 году был создан сценарий «Понедельник начинается в субботу», в 1985-м – «Пять ложек эликсира»; по повести «За миллиард лет до конца света» был снят «День затмения» (1987); по мотивам «Гадких лебедей» – «Туча» (1987). В 1980-м зрители впервые увидели фильм «Отель “У погибшего альпиниста”». Борис Натанович в 1986 году стал лауреатом Государственной премии РСФСР за сценарий фильма «Письма мертвого человека». А пьеса-памфлет «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990), в которой развеяна эйфория перестроечной свободы и выражено скептическое отношение к очередному «новому» человеку, вообще стоит особняком в творчестве Стругацких. К сожалению, эта пьеса стала последней совместной работой братьев. В 1991 году, 12 октября, Аркадий Натанович скончался.

Что же касается Бориса Натановича, то он по-прежнему живет и работает в Санкт-Петербурге, пишет книги, руководит семинарами.

Из книги Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда автора Вишневский Борис Лазаревич

Вишневский Борис Лазаревич Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда Автор выражает свою глубокую признательностьМихаилу Амосову, Юрию Флейшману, Владимиру Борисову, Константину Селиверстову, Вере Камше, Андрею Болтянскому, Ольге Покровской, Юрию Корякину, Николаю

Из книги Сталкер. Литературная запись кинофильма. Выдержки и статьи. автора Тарковский Андрей

Борис Натанович Стругацкий. Комментарии к пройденному

Из книги Смех без причины автора Винокур Владимир Натанович

Аркадий Натанович Стругацкий. Каким я его знал.

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Глава 2 Борис Натанович Винокур Я на четыре года старше Владимира. С детства привык опекать младшего – в уличных играх, на танцплощадке и на занятиях спортом. Старшеклассником играл в сборной города по волейболу. Окончив школу, стал студентом Ленинградского

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

РАЙКИН Аркадий РАЙКИН Аркадий (артист эстрады, театра, кино: «Доктор Калюжный» (1940), «Мы с вами где-то встречались» (1954); т/ф «Люди и манекены» (1974–1975); скончался 20 декабря 1987 года на 77-м году жизни). У Райкина с детства было слабое здоровье. Еще в 13-летнем возрасте он едва не

Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора

ТОЛБУЗИН Аркадий ТОЛБУЗИН Аркадий (актер кино: «В мирные дни» (1951; помощник командира Григорий Александрович Орлов), «Кортик» (1954; комиссар Полевой), «Она вас любит» (1956; Фролов), «Мальва» (1957; приказчик), «Смена начинается в шесть» (1959; главная роль – Алексей Железняк),

Из книги Возвращение к Высоцкому автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

ХАЙТ Аркадий ХАЙТ Аркадий (писатель-юморист, один из авторов культового мультфильма «Ну, погоди!»; скончался 21 февраля 2000 года на 62-м году жизни). Родители Хайта прожили долгую жизнь, и он тоже надеялся на то, что его ожидает та же судьба. Но увы… 25 декабря 1999 года Хайт

Из книги БП. Между прошлым и будущим. Книга 2 автора Половец Александр Борисович

15 апреля. Родился Борис Стругацкий (1933) Победа Стругацких Свет, мрак и блеск советской военной мифологии1Главные советские и постсоветские военные писатели - Стругацкие. Думаю так не только потому, что с шестидесятых по настоящее время они с большим отрывом остаются

Из книги Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции автора Есипов Виктор Михайлович

АРКАДИЙ И НИКИТА (Разговор с Л. Абрамовой)- Аркадий Владимирович Высоцкий… Я знаю, что в школе он увлекался астрономией, даже проводил экскурсии в Московском планетарии.- Да, Аркадий закончил математическую школу, он увлекался астрономией. Но чем старше он становился,

Из книги Знаменитые Скорпионы автора Раззаков Федор

АРКАДИЙ ЛЬВОВ В 1988 году в американском издательстве «Руссика Паблишер» вышло первое серьезное издание произведений Владимира Высоцкого - «Собрание стихов и песен» в 3-х томах. Историю создания и выхода в свет «шемякинского трехтомника» - так его называли и называют в

Из книги Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов автора Передрий Андрей Феликсович

Аркадий Свидерский Аркадий Васильевич, давайте начнем со школы. Кого из преподавателей вы помните?Цветкову Анну Николаевну. Она вела нас с первого класса. Зайчика Михаила Наумовича - он был совершенно уникальным человеком, преподавал у нас физику. Его многие помнят. А

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

И завершающая часть 3-я… Неистовый Аркадий… Аркадий Белинков Однажды, было это много лет назад - в «Панораму» зашла женщина, зашла без предварительного звонка и не условившись о встрече. В тот раз конец дня случился не такой напряженный, каким он станет завтра - сразу же

Из книги автора

Аркадий Арканов …Еще одним местом сборищ молодых и маститых писателей «левого» и «правого» направления был легендарный ЦДЛ. Центральный дом литераторов со знаменитым рестораном в Дубовом зале. В ЦДЛ я попал вскоре после того, как стал своим в «Юности». ЦДЛ находился

Из книги автора

Аркадий РАЙКИН А. Райкин родился в Риге 6 ноября 1911 года (Скорпион-Свинья). Читаем в гороскопе:«Металлическая Свинья (ее год длился с 30 января 1911 по 17 февраля 1912 года; повторяется каждые 60 лет) наиболее честолюбивейшая из всех типов этого знака, энергичная, целеустремленная

Из книги автора

АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ...Об этом человеке ходило и ходит множество легенд. Его голос, звучавший с затертых магнитофонных лент, в 70-х годах знали почти все в той стране, которой уже нет, в стране, в которой он и мы жили...Удивительная судьба! Артист, который имел бы все основания

Из книги автора

Аркадий Аркадий окончил престижную в Москве физико-математическую школу № 2, увлекался астрономией. Увлечение было скорее романтическим, чем научным, но было отмечено четырьмя дипломами победителя астрономических олимпиад.В 1980 году он сдает экзамены в

Стругацкий Борис Натанович (1933-2012) - советский и современный российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После кончины А. Н. Стругацкого в 1991 году опубликовал два самостоятельных романа.

Родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Н. З. Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва, была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР» и награждена орденом «Знак Почёта».

Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни. Только в 1943 г. старшему брату Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они вернулись в 1945 г. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако по ряду причин принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет, который закончил в 1955 году по специальности «звёздный астроном».

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»). В 1974 году привлекался в качестве свидетеля по делу Михаила Хейфеца, которому инкриминировали ст. 70 УК РСФСР (Антисоветская агитация и пропаганда). Учредитель премии «Бронзовая улитка». С 2002 года главный редактор журнала «Полдень. XXI век».

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием. Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики. Однако сам Б. Н. Стругацкий предпочитает называть своё и брата творчество «реалистической фантастикой», подчёркивая, что в центре его находится человек и его судьба, а иные планеты или техника будущего - не более чем «декорации».

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких.

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндэма. Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий. С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т. п. таково: Борис Натанович живёт в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория. Под этим псевдонимом писателем опубликованы следующие произведения:
«Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995)
«Бессильные мира сего» (2003)

Награды
- Орден Почёта (2003)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1987) - за сценарий фильма «Письма мёртвого человека»
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002)
В 2008 году ему присуждена медаль «Символ Науки»
Лауреат премии им. В. Высоцкого «Своя колея»

Перевернута ещё одна страница Истории, ушёл один из великих, владевший умами и сердцами миллионов читателей и почитателей Великой страны, которая называется «Миры братьев Стругацких»…

Скорбим.

Светлая память великому писателю…

Борис Натанович Стругацкий (15 апреля 1933, Ленинград - 19 ноября 2012, Санкт-Петербург) - писатель-фантаст, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После кончины А. Н. Стругацкого в 1991 году опубликовал два самостоятельных романа.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде. Отец будущего писателя Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Мама Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва, работала учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, уже после войны она была удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР» и награждена орденом «Знак Почёта».

Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни. Лишь в 1943 г. старшему брату - Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они возвратились в 1945 г. В 1950 году Борис окончил школу с серебряной медалью. Собирался поступать на физфак ЛГУ, однако принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет университета, который закончил в 1955 году по специальности «астроном».

После окончания Ленинградского Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой, как оказалась, раскрыта ещё в 1942 году за границей. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в экспедиции на Кавказ в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»). Надо сказать, что подобные «семинары» маститых литераторов в Питере культивируются уже много лет и через них прошли десятки и сотни современных писателей и поэтов.

Учредитель премии «Бронзовая улитка».

С 2002 года главный редактор журнала фантастики «Полдень. XXI век».

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк, с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ.
Сын Андрей (родился в 1959 году).

Борис Натанович был известен как страстный филателист, что нашло отражение и в его творчестве.

Жил скромно в обычной ленинградской квартире, интервью почти не давал.

Последнее время тяжело болел, были проблемы с сердцем, лег на обследование по поводу рака крови, но скончался от тяжелой пневмонии 19 ноября 2012 года в клинике имени В.А. Алмазова в Санкт-Петербурге.

Основная масса литературных произведений Бориса Стругацкого был создана им в соавторстве с его братом Аркадием. Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики (science Fiction). Однако сам Б. Н. Стругацкий предпочитал называть своё и брата творчество «реалистической фантастикой», подчёркивая, что в центре его находится именно человек и его личная судьба, а иные миры, планеты или технологии будущего - не более чем «декорации».

Награды:

Орден Почёта (2003)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1987) - за сценарий фильма «Письма мёртвого человека»
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002)
В 2008 году ему присуждена медаль «Символ Науки»
Лауреат премии им. В. Высоцкого «Своя колея»

Почетный петербуржец, ленинградец.

Депутаты петербургского законодательного собрания предложили посмертно присвоить Борису Стругацкому звание почетного гражданина Санкт-Петербурга.
Звание почетного гражданина Санкт-Петербурга присваивается с 1993 года, при этом посмертно присваивалось лишь дважды: первому мэру города Анатолию Собчаку и поэтессе Ольге Берггольц. Как правило, каждый год почетными гражданами Петербурга становятся два человека, всего в этом списке около 40 человек.
Но ведь неважно, примут или не примут депутаты покойного писателя в почётные граждане города на Неве. Да и не им это решать! Он и так давно им является – почётным гражданином Ленинграда, Санкт-Петербурга и всей нашей страны! И принят – единогласно!

Романы и повести

1959 год - Страна багровых туч
1960 год - Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
1960 год - Путь на Амальтею
1962 год - Полдень, XXII век
1962 год - Стажёры
1962 год - Попытка к бегству
1963 год - Далёкая Радуга
1964 год - Трудно быть богом
1965 год - Понедельник начинается в субботу
1965 год - Хищные вещи века
1990 год - Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 году)
1966-1968 годы - Улитка на склоне (написана в 1965 году; первая полная публикация в СССР - 1988 год)
1972 год - Гадкие лебеди (написаны в 1967 году; первая публикация в СССР - 1987 год)
1968 год - Второе нашествие марсиан
1968 год - Сказка о Тройке
1969 год - Обитаемый остров
1970 год - Отель «У Погибшего Альпиниста»
1971 год - Малыш
1972 год - Пикник на обочине
1988-1989 годы - Град обреченный (написан в 1972 году)
1974 год - Парень из преисподней
1976-1977 годы - За миллиард лет до конца света
1980 год - Повесть о дружбе и недружбе
1979-1980 годы - Жук в муравейнике
1986 год - Хромая судьба (написана в 1982 году)
1985-1986 годы - Волны гасят ветер
1988 год - Отягощённые злом, или Сорок лет спустя

Драматургия

1990 год - Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах

Сборники рассказов

1960 год - Шесть спичек
«Извне» (1960)
«Глубокий поиск» (1960)
«Забытый эксперимент» (1959)
«Шесть спичек» (1958)
«Испытание СКИБР» (1959)
«Частные предположения» (1959)
«Поражение» (1959)
1960 год - Путь на Амальтею
«Путь на Амальтею» (1960)
«Почти такие же» (1960)
«Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
«Чрезвычайное происшествие» (1960)

Рассказы

1955 год - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
1957 год - «Извне»
1958 год - «Спонтанный рефлекс»
1958 год - «Человек из Пасифиды»
1959 год - «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
1960 год - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
1963 год - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
1963 год - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
1963 год - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)

Самостоятельное творчество после смерти брата Аркадия.

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника».
Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; они вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких.

На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года шло постоянное интервью, в котором Борис Стругацкий ответил на несколько тысяч вопросов.
http://strugacki.ru/

Псевдонимы

С. Витицкий

Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий.
С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т. п. таково: Борис Натанович жил в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория.
Под этим псевдонимом писателем опубликованы следующие произведения:
«Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995)
«Бессильные мира сего» (2003)

Экранизации

1979 год - Отель «У погибшего альпиниста» (реж. Г. Кроманов)
1979 год - Сталкер (реж. А. Тарковский)
1981 год - Космические пришельцы (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв.)
1982 год - Космические пришельцы 2 (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв, Алексей Соловьёв.)
1982 год - Чародеи (реж. К. Бромберг)
1983 год - Миллиард лет до конца света (венгерское ТВ, реж. Ласло Феликс, сценарий L;szl; Czet; Bern;t, P;ter Szentmih;lyi Szab;, Аркадий Стругацкий)
1986 год - Письма мёртвого человека - (реж. К. Лопушанский, сценарий В. Рыбаков, К. Лопушанский, Б. Стругацкий)
1987 год - Малыш - телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
1988 год - Дни затмения (реж. А. Сокуров)
1989 год - Трудно быть богом (реж. П. Фляйшман)
1990 год - Искушение Б. (реж. А. Сиренко)
1994 год - Неназначенные встречи (чеш. Nesmluven; setk;n;, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш».
1996 год - Перед концом света (греч. ;;;; ;; ;;;;; ;;; ;;;;;;, реж. Panagiotis Maroulis, сценарий Panagiotis Maroulis, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий)
2006 год - Гадкие лебеди (реж. К. Лопушанский)
2009 год - Обитаемый остров (реж. Ф. Бондарчук)
2012 год - 6 (реж. Тимур Шин, по мотивам «Пять ложек эликсира»)
2012 год - История арканарской резни (реж. А. Герман)

Игры
2007 год - Обитаемый Остров: Послесловие
2007 год - Обитаемый Остров: Чужой Среди Чужих
2007 год - Трудно быть богом
2007 год - Обитаемый Остров: Землянин
2007 год - Отель «У погибшего альпиниста»
2008 год - Понедельник начинается в субботу
2009 год - Обитаемый Остров

Серия игр S.T.A.L.K.E.R. официально никак не связана с братьями Стругацкими, но использует многие элементы из «Пикника на обочине» и «Забытого эксперимента», а начало жанру «Сталкер» (книжная серия) положили именно Стругацкие.

Художественные переводы

Братьями Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин было осуществлено множество литературных переводов (брат Аркадий был профессиональным переводчиком, закончил в 1949 году Военный институт переводчиков Москве) хорошо известных отечественным читателям произведений Айзека Азимова, Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндэма, Абэ Кобо, Акутагавы Рюноскэ и других.

Переводы братьев Стругацких

Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
Азимов, Айзек. Как им было весело: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Акутагава Рюноскэ. Бататовая каша: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Акутагава Рюноскэ. Нос: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Биксби, Джером. Мы живем хорошо: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Браун, Фредерик. Этаоин Шрдлу: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Ватанабэ Д. Ненависть: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Джекобс, Уильям. Старые капитаны: Новеллы / Пер. с англ. С. Бережкова
Ихара Сайкаку. В женских покоях плотничать женщине: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Клемент, Хол. Огненный цикл: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение»: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
Кумуока И. Солидарность: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Миёси Тору. Девушка для танцев / Пер. с япон. А. Стругацкого
Миямото Юрико. Блаженный Мияда: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Морита К. Горняки: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Моррисон, Уильям. Мешок: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Нацумэ Сосэки. Ваш покорный слуга кот: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Нома Хироси. Зона пустоты: Роман / Пер. с япон. А. Стругацкого
Нортон, Эндрю. Саргассы в космосе: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Сказание о Ёсицунэ: Роман / Пер. со старояпон. А. Стругацкого
Уиндем, Джон. День триффидов: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
Уэда Акинари. Луна в тумане: Новеллы / Пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
Хотта Ёсиэ. Шестерни: Повесть / Пер. с япон. А.Стругацкого
Эмис, Кингсли. Хемингуэй в космосе: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова

Дополнительные факты.

В среде фанатов широко распространено сокращение «АБС», означающее имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно часто используется при упоминании авторов, причем встречается не только в разговорной речи, но и в электронных и печатных изданиях.

Предвидение.

Надо отметить такой факт, что в книге «Хромая судьба», изданной в 1984 году (по сведениям О. В. Шестопалова: «Тридцать лет спустя», 1990), упоминается «Институт лингвистических исследований АН СССР». Однако в действительности, Ленинградское отделение Института языкознания АН СССР было преобразовано в самостоятельный Институт лингвистических исследований РАН только в 1991 году.

В качестве слов прощания хочется привести цитату из книги Братьев Стругацких «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ».

«…Никакое государство не может развиваться без науки - его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность, и, в конце концов, опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей. Можно сколь угодно преследовать книгочеев, запрещать науки, уничтожать искусства, но рано или поздно приходится спохватываться и со скрежетом зубовным, но открывать дорогу всему, что так ненавистно властолюбивым тупицам и невеждам. И как бы ни презирали знание эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторической объективности, они могут только притормозить, но не остановить…»
(1964 год)

Прощайте, Борис Натанович!

Мы будем Вас помнить!

(По материалам открытых СМИ и свободной энциклопедии Википедия)

Рецензии

Уж и не помню с чего начиналось для меня знакомство с Миром Полудня? "Шесть спичек" или "Страна багровых туч"? Какой-то из годов 60-х...
И с тех пор, когда терпеливое, а когда и нетерпеливое ожидание новых изданий книг АБС.
Было время когда купить книги Аркадия и Бориса Стругацких было очень трудно или почти невозможно. Что такое тираж 100 000 экземпляров для огромной страны? И тогда приходилось довольствоваться зачитанными до ветхости томиками из библиотечных фондов.
Потом (в первой половине 80-х годов) появились в магазинах отделы книгообмена, и стало немного легче. Можно было поменять том Зарубежного или Современного детектива на сборник "Волны гасят ветер" (Советский Писатель, 1989)...
Да мало ли что тогда менял я на книги АБС. Обижало что издательства, выпуская сборник, как правило дублировали вышедшие ранее романы и повести АБС.
Так в сборнике оказывалась одна новая вещь АБС вкупе с двумя уже имеющимися... Но всё равно. До сих пор помню восторг от обладания и от предчувствия прочтения сборника "Неназначенные встречи" (Молодая Гвардия, 1980). Да и потом - каждая приобретенная и прочитанная их книга становилась событием.
Помню, как мне нравился (да и до сих пор нравится) "Обитаемый остров" (Детская Литература, 1971). В первый раз я его прочитал, вероятно, в 1975-м. Да еще это была серия БПНФ, с рисунками Юрия Макарова.
Я надеюсь, что любители изданий "Понедельника..." с рисунками Евгения Мигунова, поймут, о чём идет речь.
Впрочем, сами АБС (судя по мемуарам) не очень любили "...Остров", что не помешало им создать великолепную трилогию. О чем эта трилогия? Об известных приключениях Максима Каммерера и неизвестных приключениях Белого Ферзя? Конечно нет.
О чем вообще они нам хотели рассказать в своих повестях и романах?
О начале и конце Мира Полудня?
О жизни на спиральном уступе между пропастями в "Граде обреченном"?
О вариантах расшифровки аббревиатуры "ОЗ"?
О выборе Вечеровского и Малянова?

Теперь нам самим придется разбираться во всем. Как это ни тоскливо, но без них.

И вспоминается из "За миллиард лет до конца света": "... с тех пор все тянутся передо мной глухие кривые окольные тропы ведущие к океану тьмы..."
И вспоминается анизотропное шоссе из "Трудно быть богом", движение по которому возможно только в одну сторону.
И я тоже, как и Рэд Шухарт, ничего не могу придумать, кроме этих слов Артура Барбриджа:

"СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!"