Кто уничтожил Александрийскую библиотеку? Влияние александрийской библиотеки на научное античное знание.

Современная энциклопедия

Крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. томов). Основана в нач. 3 в. до н. э. при Александрийском мусейоне. часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до н. э., часть уничтожена в 391 н. э., остатки в 7 8 вв … Большой Энциклопедический словарь

Александрийская библиотека - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. томов) при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до нашей эры; часть уничтожена в 391 нашей эры, остатки в 7 8 вв.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. тт.). Основана в начале III в. до н. э. при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до н. э., часть уничтожена в 391 н. э. во время междоусобной… … Энциклопедический словарь

Наиболее известная в древности библиотека, основанная в Александрии (См. Александрия) при Александрийском мусейоне (См. Александрийский мусейон) в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях. Возглавляли А. б. крупнейшие учёные: Эратосфен,… … Большая советская энциклопедия

Это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом (см. это сл.). Уже при первом Птоломее Сотере афинянин Димитрий Фалерский собрал около 50 т. книг или свитков, а во время наибольшего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Александрийская библиотека - самая известная и крупная библиотека Древнего мира. Осн. в начале 3 в. до н.э. в г. Александрия (Египет) во время правления греко македонской династии Птолемеев. Входила в состав одного из гл. научных центров античного мира Александрийского… … Педагогический терминологический словарь

Александрийская библиотека - События, связанные с основанием музея и библиотеки, и их последствия В предыдущей главе мы показали серию мутаций традиционного образа жизни человека и их отражения в новых философских движениях, упоминали также о возникновении новых центров … Западная философия от истоков до наших дней

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, одно из культурных учреждений эпохи эллинизма. Основана в Александрии Египетской в начале III в. до н. э. В ней насчитывалось около 700 тыс. папирусных свитков, включавших произведения древнегреческой литературы и… … Литературный энциклопедический словарь

Александрийская библиотека - – это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом. Уже при первом Птоломее – Сотере, афинянин Димитрий Фалерский собрал около 50 т. книг или свитков, а во время наибольшего… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Книги

  • Книга мудрости Растафари / The Lost Bible of Rastafarian Wisdom and Faith from Ethiopia and Jamaica. Серия Александрийская библиотека , Кебра Нагаст. 192 стр. Эта книга - первое русское издание знаменитой священной книги древних абиссинцев, восходящей к Ветхому Завету и повествующей о династии эфиопских царей (родоначальник которой, по…
  • Александрийская филология и гомеровский гекзаметр , В. В. Файер. Александрийская библиотека времен Птолемеев - место рождения европейской филологии. Возглавлявшие ее в III-II веках Зенодот, Аристофан и Аристарх занимались, преждевсего, текстологией…

Оренбургский Государственный Университет

Ильина Л. Е., Оренбургский Государственный Университет, преподаватель, кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка, доцент

Аннотация:

Данная статья посвящена анализу роли Александрийской библиотеки в формировании античного научного знания. На первом этапе исследования было описано создание и устройство библиотеки. На втором этапе были выведены принципы и методы Александрийской школы и её последующее влияние на научное лингвистическое знание последующих столетий.

This article is devoted to the analysis of a role of the Alexandria library in formation of scientific knowledge of antiquity. At the first investigation phase creation and the structure of library was described. At the second stage the principles and methods of the Alexandria school and its subsequent influence on scientific linguistic knowledge of the next centuries were output.

Ключевые слова:

лингвистика; александрийская библиотека; античное научное знание; библиотека; древность; античность; исторические факты; Деметрий Фалерский

linguistics; Alexandria library; scientific knowledge of antiquity; library; antiquity; history facts; Demetry Falersky

УДК: 81-119

Александрийская библиотека - самая известная из древних библиотек, построенная в Александрии - столице птолемеевского Египта. Её идеей было сохранение и передача знаний последующим поколениям, преемственности и посвящения. Поэтому не случайным является факт, что библиотеки существовали в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора, раньше выполняли функции библиотек.

В античные времена были очень обширные частные собрания книг, такие как библиотека Еврипида, которую он использовал при написании собственных сочинений. Более известна библиотека Аристотеля, которая была создана во многом благодаря пожертвованиям знаменитого Александра Македонского. Несмотря на этот факт, значение библиотеки многократно превышает значимость собранных Аристотелем книг. И всё же, создание Александрийской библиотеки стало возможным именно благодаря Аристотелю. Ведь последователями и учениками Аристотеля были все те, кто был причастен к созданию Александрийской библиотеки.

Последователем Аристотеля, непосредственным основателем и первым руководителем Александрийской библиотеки являлся Деметрий Фалерский и Стратон, которые были основателями Александрийского Музейона. А воспитанник Стратона Птолемей Филадельф приложил большие усилия, проявляя огромную заботу о развитии и процветании Александрийской библиотеки.

Цель исследования: изучить историю Расцвета и Падения Александрийской библиотеки.

Объект исследования: Александрийские школы.

Предмет исследования: влияние Александрийских школ на развитие научного знания Древнего мира.

Цели исследования реализуются через решение следующих задач:

  1. Изучить возникновение Александрийской библиотеки.
  2. Выявить сохранившиеся работы и документы после последнего пожара Александрийской библиотеки.

Методы исследования:

  1. Анализ научной литературы.

Создание Александрийской библиотеки тесным образом связано с Александрийским Музейоном, который был основан около 295 г. до н.э., по инициативе Деметрия Фалерского и Стратона . Деметрий так же являлся ключевой фигурой в разработке планов устройства.

К сожалению, достоверных сведений о внешнем виде и внутреннем устройстве помещений библиотеки не сохранилось. Несколько находок позволяют предположить, что рукописные свитки хранились в специальных ларях, располагающиеся рядами. На каждом свитке имелась глиняная табличка, на которой указывались автор и название .

Библиотека не располагала читальными залами, но зато имела рабочие места переписчиков свитков. Из «Письма Аристея» нам стало известно, что перед Деметрием Фалерским была поставлена задача «собрать, по возможности, все книги мира» . Он выделил направления формирования книжного фонда библиотеки: поэзия (эпическая и сочинения Гомера), трагедия и комедия (Эсхил, Софокл, Еврипид), история, право, ораторское искусство и философия.

Следует отметить, что с первых же лет существования Александрийская библиотека так же интересовалась книгами других народов, что бы обеспечить эффективное руководство многонациональным государством. Необходимость написания законодательства и установления общего уклада жизни заставляло интересоваться религией, законодательством и историей народов, проживавших на территории Египта .

В «Письме Аристея» говорится о способах формирования библиотечного фонда, главными из них оказалась скупка и переписывание книг. Согласно этому письму, книги, которые привозились на кораблях в Александрию, продавались владельцами Александрийской библиотеке или сдавались для копирования. Иногда владельцу возвращалась копия - в то время как оригинал книги оставался в библиотеке. Эта доля библиотечных книг была названа «корабельной библиотекой».

Деятельность Александрийской библиотеки способствовала развитию исследований в области языка, так как для библиотеки приобретались рукописи со всех концов мира.

В условиях многоязычия возникла Александрийская школа, которая вобрала в себя традиции греко-латинской науки и учений древности. Крупнейшими представителями этой школы были: Зенодот из Эфеса, Ликофрон, Александр Этолийский и др. Именно здесь сформировалась грамматика как отрасль филологии.

Принципы описания языка, выработанные в этой школе определяются как «система александрийской грамматики». Она вычленила в грамматике различные ветви — прообразы современной фонетики, морфологии, синтаксиса.

Александрийская школа разработала учение о языке на всех уровнях его строения, начиная с букв. Выделялись акустически и артикуляционно гласные, согласные и полугласные. Изучались также слоги и знаки препинания. Слово являлось наименьшей частью связной речи, которая обладает свойством членораздельности. Александрийский филолог Дионисий Фракийский выделил 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (междометие), местоимение, предлог, наречие, союз. В определении частей речи у языковедов Александрийской школы преобладали грамматические признаки в сочетании с семантическими, к примеру, Дионисий Фракийский определил: «глагол есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание».

Здесь возникла лексикографическая традиция, оказавшая влияние на словарную работу в Европе, особенно глоссарии, этимологические, диалектные и другие словари таких лексикографов как: Зенодот из Эфеса, Аристофан Византийский, Аполлодор Афинский.

Грамматическая терминология, используемая в современных учебниках грамматики и в научных сочинениях по языкознанию, по некоторой своей сути восходит к терминологии Александрийской школы .

Благодаря деятельности первых преемников Деметрия Фалерского, в библиотеке хранилось примерно 700 тыс. книг. Чуть позже, была даже создана «дочерняя» библиотека. Однако, известен случай, когда конкуренция оказалась спасительной для Александрийской библиотеки. Это был дар в 200тыс. томов из собрания Пергамской библиотеки, преподнесенный Клеопатре Марком Антонием после пожара в 47 г. до н.э. Это произошло, когда Цезарь во время Александрийской войны, приказал поджечь находящийся в гавани флот. Пламя охватило прибрежные складские помещения библиотеки. Долгое время считалось, что этот пожар уничтожил все собрание главной библиотеки.

Некоторые части собрания библиотеки существовали до 7 в. н.э. Однако, после захвата Александрии арабами в 640 г. н.э. в городе развернулась масштабная торговля свитками из собрания Музейона. Окончательный приговор библиотеке был вынесен халифом Омаром, который, сказал, что если содержание свитков согласуется с Кораном, то они не нужны, а если не согласуется, то они нежелательны. Следовательно, их следует сжечь в любом случае» .

Таким образом, можно сделать вывод, что Александрийская библиотека сыграла огромную роль в развитии античного научного знания, сборе, сохранении и распространении обобщённых данных, записей исторических фактов, а так же научных изысканий. До настоящего времени история расцвета и гибели библиотеки привлекает внимание лингвистов, филологов, историков, философов и кинематографистов.

Библиографический список:


1. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html
2. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html , № 298-299.
3. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html , № 9.
4. Штерн М., Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Манефон./М.Штерн – [электронный ресурс].- Режим доступа: http://jhistory.nfurman.com/code/greki004.htm
5. Бокадорова Н.Ю. Лингвистический энциклопедический словарь. Александрийская школа./Н.Ю. Бокадорова – [электронный ресурс].- Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/027a.html
6. Вегеря И.И., Demetrius. Александрийская библиотека./И.И. Вегеря.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/alexandria/library.html

Рецензии:

13.07.2014, 11:50 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия : Предпринятая в статье попытка показать влияние Александрийской библиотеки на научное античное знание представляется, на наш взгляд, не достаточно обоснованной. Требуется доработка материала.

4.08.2014, 19:06 Середа Евгения Витальевна
Рецензия : В представленной нашему вниманию статье предложен интересный историко-культурологический обзор. Это хорошая реферативная работа, отвечающая тем задачам, которые были заявлены в начале исследования. Вместе с тем научной новизны в данной работе нет и интересные наблюдения не привели к особым выводам, которые ранее не обсуждались. Ценность данной работы увеличилась бы, если бы автор свел в табличную форму (или представил в виде схем) соответствия, имеющиеся в разных источниках, или же сузил тему и рассмотрел особенности формирования библиотеки (состав авторов, тематика, принципы отбора и пр.). В данном виде статья не может быть рекомендована к публикации в научном журнале. После доработки рекомендуется ее включение в раздел "Культурология" или "История" (в зависимости от направления работы, выбранного автором для доработки). С уважением, Е.В. Середа

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?…

Главные библиотекари

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры.

Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей.

До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.

Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них - закон, который ограничивал роскошь погребений.

В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.

Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках.

В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.


Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом - зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.

Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги. Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество.

Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных.


Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света.

Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.

В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота».

Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота».

В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.От всех этих манускриптов не осталось и следа.

Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе.


Томас Коул «Путь Империи. Разрушение» 1836 год

До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне.

Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.

В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники - тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали.

Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю.

Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи

Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство.

В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.

После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.

Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана».

В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».


Сожжение Александрийской библиотеки в 391 году. Иллюстрация 1910 года.

Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов.

Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода.

Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.

Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

Валдис ПЕЙПИНЬШ

link http://storyfiles.blogspot.ru/2015/05/b log-post_2.html

Существует суждение, что в древние времена люди были необразованны и невежественны — отсутствовала тяга к знаниям, основными занятиями были непрестанные войны, пиры с обильной едой и питьем. Практически у всех было безразличное отношение к здоровью. В результате продолжительность жизни была очень низка. Фактом, опровергающим такое мнение, является Александрийская библиотека. Ее называют мудростью древних эпох и кладезем всех достижений на протяжении существования цивилизации.

Датой основания библиотеки принято считать начало III века до н. э. В величайшем хранилище знаний древнего античного мира собрались тысячи различных свитков и рукописей, написанных на нескольких языках: египетском, греческом и еврейском. Среди этих сокровищ было много творений выдающихся людей того времени: Еврипида, Эсхила, Софокла и многих других.

Интересен тот факт, что библиотека не была схоронена от глаз людских, будучи доступной только ее коронованным хозяевам. Всякий желающий и жаждущий знаний мог всегда войти в ее просторные прохладные залы и читать бесценные пергаментные свитки, подносимые служащими библиотеки. Посетителем здесь мог быть любой человек, независимо от его материального достатка или вероисповедания. Александрийская библиотека была бесплатна, и ее содержание оплачивалось из царской казны. Это важный факт, доказывающий то, что и в древние времена люди ставили знания на самую высокую ступень.

Люди, имеющие образование, в тех эпохах были почитаемыми, к ним все относились с особым уважением, их советов и рекомендаций спрашивали и затем придерживались. Великие философы того времени и по сей день известны всему миру, наши современники до сих пор цитируют их, удивляясь великой мудрости. Возможно, что большинства этих выдающихся людей могло и не быть, если бы не Александрийская библиотека, в которой они могли тогда черпать необходимые знания.

Кому же обязаны люди, получив бесценный шедевр? Для будущего Александрийской библиотеки косвенно послужил великий завоеватель Александр Македонский, когда в 332 году до н. э. основал город Александрию, назначив его столицей. И, хотя не он строил и задумывал библиотеку, однако, справедливости ради стоит отметить, что не будь города Александрии, не существовало бы и библиотеки.

После смерти завоевателя части его империи достались его соратникам. Египетские земли отошли одному из них – Птолемею Лагу, который стал родоначальником династии Птолемеев, пришедшей на смену эпохам фараонов и продолжающейся триста лет. Царица Клеопатра была последней представительницей этой династии. Именно первым Птолемеям обязана своим существованием Александрийская библиотека.

Царь Птолемей Лаг трепетно относился к образованию и постарался обеспечить его своим детям, пригласив известных философов того времени в качестве учителей. При школе, организованной ими, была небольшая библиотека, содержащая немного рукописей. Философы Стратон Физик и Деметрий Фалерский, в свое время учившиеся у великих мужей Аристотеля и Платона, имели хорошее представление о работе и структуре подобного заведения. От них Платон Лаг и получил идею создания огромной библиотеки в Александрии.

Царь хотел построить целый музей, в котором бы был ботанический сад, кабинеты анатомии и даже астрономическая башня. Библиотека была задумана в дополнение к этому музею. Но мечты Птолемея Лага так и остались мечтами, вскоре он умер, не успев претворить в жизнь этот великолепный проект.

Строительство Александрийской библиотеки и музея, в соответствии с пожеланиями отца, продолжил его сын, Птолемей Филадельф, унаследовавший трон. Историкам не удалось выяснить, где было первоначальное местонахождение библиотеки и точное время открытия, когда первые посетители, жаждущие знаний, вошли в ее двери. Известно лишь, что строительство было полностью окончено во второй половине III века до н. э.

Пополнение Александрийской библиотеки проводилось своеобразным методом: со всех кораблей, побывавших в порту Александрии, забирали все свитки и рукописи, какие только были. Если эти свитки не были важными и полезными, их возвращали назад на корабль. Также царствующий дом скупал свитки и у населения, в философских школах и маленьких библиотеках. Существует даже легенда, что правитель Птолемей III внес огромный залог (15 талантов) Афинам за рукописи Еврипида, Софокла и Эсхила, взяв эти трагедии, чтобы скопировать для библиотеки. Свитки впоследствии так и не вернулись в Афины.

Музей и библиотека в совокупности представляли собой первый университет, благодаря которому совершили свои великие открытия многие выдающиеся люди. Аристарх высказал идею вращения Земли вокруг Солнца, Евклид подарил миру геометрию, Герофил доказал, что разум человека находится не в сердце, как тогда считалось, а в голове. Эратосфен назвал точную цифру окружности нашей планеты.

Первым хранителем этого уникального университета был Зенодот Эфесский. Древнегреческий философ приобрел высочайшее уважение царя Птолемея Филадельфа, поэтому и был назначен на такой ответственный пост. Он решал все организационные вопросы, которых у только что открывшейся библиотеки было великое множество.

Хранитель библиотеки лично проверял все рукописи, попадающие в библиотеку, и был арбитром их ценности и правдивости. Кроме того, Зенодот классифицировал все свитки, чтобы читателям было проще найти интересующий их материал. Философ также тщательно следил, чтобы рукописи хранились должным образом: в помещениях не допускалась влага, свитки всегда проверялись, нет ли в них насекомых, и при необходимости реставрировались.

В течение трехсот лет царская династия Птолемеев безвозмездно содержала и развивала Александрийскую библиотеку на свои средства. При одном из царей – Птолемее III Эвергете у библиотеки появился даже свой филиал в храме Сераписа. Хранителем в это время был известный ученый Эратосфен Киренский. Он сделал перевод книги «Ветхий Завет» на греческий язык. Его переводом пользуются и в наше время. При этом хранителе в библиотеку поступил «Астрономический каталог», в котором были помещены координаты более одной тысячи звезд.

Александрия стала источником знаний и мудрости, поэтому сюда съезжались образованные люди со всех концов света, чтобы совершенствоваться в различных научных сферах. В те времена во многих странах был запрет на анатомию человеческого тела, и ученые медики не имели возможности расширять свои знания. Но в Египте на эти вещи был совсем другой взгляд. Многие врачи древности смогли подарить миру свои открытия в медицине благодаря удивительному первому университету Александрии.

В 48 году до н. э. великое и уникальное учебное заведение пострадало из-за борьбы царицы Клеопатры за престол, который она пыталась забрать у Птолемея XIII. Тогда в эту войну вмешался Юлий Цезарь и предал огню военный флот Птолемея. Пожар перекинулся на Александрийскую библиотеку. Повсюду был хаос, люди пытались спасти свое имущество, и некому было помочь небольшому числу хранителей выносить из огня бесценные рукописи. Навсегда были утеряны для человечества свитки о зарождении и существовании древнейшей цивилизации, великие медицинские трактаты и справочники по географии, геометрии и астрономии. Все погибло в безжалостном огне. Александрийская библиотека с ее трехвековыми знаниями сгорела полностью.

В дальнейшем царица Клеопатра, получив всю власть в свои руки, пыталась восстановить библиотеку, отстроив ее заново. Но все великие уникальные знания, хранившиеся под сводами старой библиотеки-университета уже было не вернуть. Те немногочисленные рукописи, которые пытались доставить в библиотеку сама царица и ее очередной возлюбленный, Марк Антоний, не смогли покрыть даже малой толики потери.

После смерти Клеопатры закончились дни правления династии Птолемеев. Расцвет Александрии прекратился, и она превратилась в одну из римских провинций. Библиотекой стало некому больше заниматься. В состоянии запущения и забвения Александрийская библиотека прожила еще триста лет. Во время еще одной войны между Римской империей и Пальмирского царства город Александрия снова был предан огню. Вместе с ним сгорела Александрийская библиотека, навсегда окончив свое существование.

Чудо возрождения Александрийской библиотеки произошло уже в наш век, в 2002 году. Великая историческая мировая ценность взметнулась в небо своей оригинальной современной архитектурой, словно птица феникс, восстав из пепла. Стекло, гранит и бетон стали основой нового здания. Десятки стран под руководством ЮНЕСКО помогали отстраивать новую библиотеку в Александрии.

Главный зал библиотеки большую часть времени залит солнечными лучами, так как находится под крышей из стекла. Огромная площадь библиотеки включает в себя не только множество хранилищ и залов для чтения, но и музеи с бесценными экспонатами. Около восьми миллионов книг хранятся под ее сводами. Теперь сюда за знаниями приезжают и приходят будущие великие ученые – современные студенты многих университетов и институтов. Александрийская библиотека снова гостеприимно принимает своих посетителей.

Александрийская библиотека была крупнейшим и самым знаменитым научным центром античности. Правители Египта из династии Птолемеев поставили перед собой амбициозную цель - собрать все книги мира и овладеть всеми знаниями. Однако бесценные рукописи погибли в огне кровавых конфликтов. Кто же уничтожил Александрийскую библиотеку?

Александрийская библиотека, созданная в III веке до н.э. Птолемеем I Сотером, служила образовательным центром для всего эллинистического мира. Здесь не только хранились книги со всего мира, но также был основан Мусейон, представлявший собой некое подобие академии наук. Сюда приглашались виднейшие ученые своего времени, они могли жить в библиотечном центре сколь угодно долго, но за это платили своими научными достижениями. Обыкновенно выбирали одного директора библиотеки из числа ученых, и он находился в должности до смерти.

В библиотеке располагались столовые, комнаты отдыха и читальни. Позже были организованы зоологический сад, медицинская лаборатория и обсерватория; инструменты и выставочные экспонаты использовались для обучения. Общее собрание насчитывало до 700 тыс. документов.
Аристарх Самосский, Эратосфен, Зенодот, все величайшие умы древности работали в библиотечном комплексе. Талантливые александрийские ученые были известны своими научными трудами по математике и астрономии. На полках хранились не только работы греческих мыслителей - Герона, Архимеда, Гиппократа и Евклида, рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида - здесь собирали даже копии буддистских текстов и древнееврейских рукописей.

Содержание библиотеки обходилось Александрии очень дорого. Все книги существовали в единственном экземпляре, с которого потом делали списки. Основой служила не бумага, а стебли папируса или пергамент, обработанная особым образом кожа. И тем не менее, по приказу Птолемея II филадельфа сочинения приобретались по всему эллинистическому миру. Более того, капитан всякого судна, заходящего в Александрию, должен был отдавать все литературные произведения для копирования.

Александрийскую библиотеку считали священным местом наряду с религиозными храмами. И хотя посетить знаменитый комплекс мог каждый человек, перед тем как войти в здание, он должен был совершить обряд очищения. Но история безжалостна даже к таким великим сооружениям. Музей и большая часть сокровищ были уничтожены пожаром.

По одной из версий, виновником исчезновения библиотечного центра стал Юлий Цезарь. В античных источниках упоминается, что во время битвы за Александрию царскому дворцу, в котором находился Цезарь, стал угрожать египетский флот. И чтобы обезопасить себя, полководец приказал поджечь египетские корабли. Но огонь перекинулся на прибрежную часть города, охватив склады, хранилища и арсеналы. Быстро распространившись, пламя пере шло на верхнюю часть города, где и стояла библиотека.

После смерти Цезаря мнение, что именно он виноват в разрушении культурного центра, было самым популярным. Так, греческий историк Плутарх пишет, что в огне погибла «великая библиотека». Римский историк Дион Кассий также упоминает уничтоженный большим пожаром склад манускриптов. Но одна деталь ставит под сомнение эту версию. В 20 г. до н.э. в Александрии работал философ Страбон, и он упоминает Мусейон в своих трудах, рассказывает о столовой для ученых, большом дворе, но ничего не пишет о самой библиотеке. Мусейон выступает скорее как часть царских покоев, а не как крупнейший научный центр. Историк Лучано Канфора предположил, что к тому времени библиотека утратила свое значение, а событие, нашедшее отражение в трудах ученых, действительно было - но это горели манускрипты, хранившиеся на складе в порту, тогда как основное собрание еще ие было утеряно.

Тогда становится понятным существование других версий. Согласно одной из них, гибель библиотеки относится к периоду арабского завоевания. Легенда гласит, что халиф Омар приказал уничтожить все книги. Когда ему доложили об Александрийской библиотеке, он ответил: «Если содержание всех книг из библиотеки согласуется с Кораном, тогда они не нужны и их следует уничтожить; а если не согласуется, тогда они еще более нежелательны. По логике их нужно сжечь в обоих случаях».

Но большинство современных исследователей все же сходятся на том, что окончательное уничтожение александрийского культурного центра произошло во время войны между римским императором Аврелианом и Зенобией, царицей Пальмиры. Библиотека и Мусейон были сожжены при осаде Александрии в 272-273 гг.

Сегодня библиотеку восстанавливают под патронажем ЮНЕСКО. Ее полки заполняются за счет государственных, местных компаний и частных пожертвований. Однако следует помнить, что какая бы интересная коллекция ни была со временем сформирована в наши дни, она не дотянет до масштабов старой библиотеки, существовавшей около двух тысяч лет назад.