Музей моне живерни часы работы. Открыть левое меню живерни

Художник-импрессионист Клод Моне жил в Живерни 43 года, начиная с 1883 года. Впервые он увидел это место из окна поезда и буквально влюбился в эти края. Несмотря на то, что мир знает Моне как потрясающего мастера импрессионизма, сам художник полагал своим подлинным шедевром чудесно спланированные сады, спускающиеся к реке Эпте.

Сам дом - длинный, низкий, с зелеными ставнями и ступенями, покрашен розовой краской. Внутри все осталось точь-в-точь, как было при Моне - он жил здесь со своей возлюбленной, на которой впоследствии женился, и своими восемью детьми. В доме-музее нет оригинальных полотен художника, а на стенах до сих пор висят чудесные японские гравюры.

Посыпанные гравием дорожки ведут из одной части сада в другую. На каждом повороте открывается новый вид, свет тоже меняется, не только благодаря перемещению солнца, но и в зависимости от посаженных здесь плакучих ив и рододендронов. Именно эта перемена освещения очаровала Моне, и он писал свой сад снова и снова.

В мае - июне расцветает вистерия над японским мостиком, однако, когда бы вы ни приехали, сад будет великолепен. Пруд с лилиями очарователен в конце июля и начале августа, однако здесь более 100 000 растений-многолетников, и каждый год высаживают почти столько же однолетников, так что парк - подлинное изобилие цветов, ароматов и бабочек.

Музей работает с апрель по октябрь, во все дни, кроме воскресенья. С 9.30-18.00; вход до 17.30, нет предварительной продажи билетов; дом и сады - 5,50 €, только сады - 4 €.

Как добраться

Поездом из парижского вокзала Сен-Лазар идет до Вернона, затем пересесть на автобус, который поможет преодолеть оставшиеся 6 км до сада Моне. Также взять напрокат велосипед за 12 евро в Café du Chemin de Fer, что напротив вокзала, либо пройти пешком. От вокзала нужно пересечь реку, а затем повернуть направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.

На автомобиле дорога из Парижа займет около часа. Двигаться по автостраде А13 в сторону Вернон/Живерни до поворота 14.

Ещё будучи школьницей, я очень увлекалась творчеством французских художников, в том числе, импрессионистов. Много раз я просматривала репродукции картин Клода Моне, видела его дом в Живерни, сад и великолепный пруд с кувшинками. Но могла ли я подумать, что когда-то окажусь здесь сама? Нет, об этом я даже мечтать не могла! Однако, судьба повернулась так, что я очутилась здесь, чему я безумно рада! И не беда, что в составе экскурсионной группы, что на мой взгляд, даже и лучше: и очередь не надо отстаивать, и цена входного билета ниже, опять же, привезут-увезут... Но дело даже не в этом. Мне очень хотелось оказаться именно здесь, чтобы увидеть всё собственными глазами!!!


Усадьба Клода Моне находится в маленькой деревушке Живерни, всего в 80 км на северо-запад от Парижа. Это настоящая малюсенькая нормандская деревушка с домиками, которые покрыты соломенными крышами, палисадничками с множеством красивых и ярких цветов, и река Сена протекает совсем неподалёку... Необыкновенное место! Со своим колоритом и аурой! И это надо хоть однажды в жизни, но обязательно увидеть!


Был период, когда Моне увлечённо писал Руанский собор, и это была даже целая серия картин. И вот однажды, возвращаясь из Руана, из окна поезда, Клод Моне заприметил деревушку Живерни. В 1883 году он покупает здесь дом и разбивает сад. Сюда он переезжает со своими двумя сыновьями от первого брака и уже здесь женится на Алисе Ошеде (вторая жена), с которой знаком много-много лет и которая помогала ему вести хозяйство. Моне официально удочеряет и усыновляет её 6-х детей. Кстати, одна его падчерица Сюзанна, позируя отчиму, становится известной моделью и натурщицей, а другая, Бланш, учится у Моне владеть кистью и красками, и, подражая его манере писать, становится известной художницей импрессионисткой Бланш Моне-Ошеде. Но сейчас речь пойдёт не о них...


Самым настоящим чудом и шедевром Клода Моне становится его сад. Клод обменивается семенами и рассадой с известными ботаниками. Его друзья, такие как Писсарро, Сезанн, Матисс, Ренуар, Сислей тоже привозят ему из путешествий красивые и редкие цветы. Сад разрастается и становится всё более и более необыкновенным чудом. Я совершенно спокойна к листочкам-цветочкам, т.е. ботаника - совсем не моё! Но именно здесь я ощутила необыкновенную ауру цветов. Мне постоянно хочется фотографировать и фотографировать! Да и приехали мы сюда в самое лучшее время, во второй половине июня, когда в Живерни всё цветёт. Я иду по дорожкам нормандского сада и меня распирает гордость, я счастлива, ведь когда-то именно по этим же самым тропинкам, гуляли самые известные и самые любимые французские художники. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим мастером, узнавая сюжеты всемирно известных картин.


Далее мы идём в дом-музей Клода Моне. На первый взгляд, его обстановка достаточно скромна и незатейлива. Обыкновенный быт сельского жителя. В комнатах видны японские иллюстрации, а ведь Клод Моне очень увлекался Японией, хотя и ни разу сам там не бывал. Именно на годы проживания в усадьбе Живерни падает самый пик творчества Клода Моне, он уже известен и признан, у него есть деньги, притом немалые, но живёт он довольно скромно, посвящая себя себя только живописи. А с ним - и вся его многочисленная семья...Однако, у них есть даже целый штат прислуги: прачка, повар, садовник... Клод Моне покупает ещё участок земли рядом, выкапывает пруд и разбивает сад в японском стиле. Каждое утро, в 5 часов, Клод Моне пишет здесь свои самые знаменитые картины, кувшинки на пруду, зелень вокруг и даже японский мостик. Он бережно передаёт освещение, а его мазки ярко и натурально передают цвета. С уходом за садом ему очень помогает его падчерица Бланш, которая в дальнейшем учится у отчима манере живописи в стиле импрессионизма. Проходят годы...С возрастом зрение у великого мастера ухудшается, у него появляется катаракта. После 2-х перенесённых операций он начинает видеть чуть лучше, но больше в ультрафиолетовом цвете, и его любимые кувшинки (нимфеи) обретают голубоватые и лиловые оттенки.

Клод Моне прожил длинную и яркую жизнь. Он любил и был любим, имел огромную семью, занимался интересным и любимым делом, посвятив живописи всего себя. Годы, проведённые в Живерни (1883-1926), были самыми счастливыми. Умер Клод Моне в возрасте 86 лет, пережив и свою вторую жену, Алису Ошеде, и сына Жана. Похоронен Клод Моне в фамильном склепе, на кладбище в Живерни, около церквушки Сент-Радегонд, в которой когда-то венчался с Алисой. После его смерти, сын великого художника, Мишель, передал усадьбу в дар парижской Академии изящных искусств. Любители импрессионизма и творчества Клода Моне, приезжают сюда со всего света, чтобы посмотреть на его сад, который стал настоящим шедевром, благодаря которому великий мастер и черпал вдохновение. Но не ищите здесь подлинники работ великого художника. Сейчас они стоят баснословные деньги, т.е. бесценны и находятся в разных музеях мира. Большинство работ Клода Моне находятся в музее Д"Орсэ, в Париже, а его знаменитые кувшинки во всех вариантах - в музее "Оранжери" и в Лондонской национальной галерее.


Добраться до дома-музея Клода Моне очень легко и просто. Конечно, можно самостоятельно приехать на автомобиле, ведь Живерни находится всего в 80 км от Парижа. А можно приехать на поезде с парижского железнодорожного вокзала Сен-Лазар до станции "Вернон" (кстати, она НЕ конечная у поездов). Стоимость билета - 15 евро. От станции до самой усадьбы Вас доставят автобусы с логотипом "Giverny" (билет в одну сторону - 4 евро, но лучше покупать туда - обратно сразу). Усадьба работает с апреля по ноябрь с 9.30 до 18.00. Входной билет для взрослых стоит - 10 евро, если взять комби с музеем импрессионизма - 15 евро, детский билет - 5,5 евро).


Сама усадьба произвела на меня неизгладимое впечатление, я получила огромное удовольствие, погуляв в волшебном саду великого Клода Моне!!! И так незаметно пролетели у меня здесь 4 часа!!! Если будете в Париже, обязательно приезжайте в это чудное место, это стоит увидеть своими глазами!!!

Маленькая деревушка Живерни появилась на картах больше тысячи лет назад, однако известна в основном как место, где 43 года прожил всемирно известный импрессионист Клод Моне и где было создано огромное количество его полотен. Всего 80 км отделяют это живописное местечко от Парижа . Благодаря присутствию известного еще при жизни мастера незаметная деревушка стала пристанищем и местом отдыха многих художников.

По улочкам Живерни в свое время гуляли Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро.

Как добраться

Романтичнее всего рвануть в Живерни своим ходом. Поезд с парижского вокзала Сен-Лазар идет до Вернона, где обычно уже ждет автобус, на котором вы преодолеете оставшиеся 6 км до сада Моне. Можно взять напрокат велосипед за 12 EUR в Café du Chemin de Fer, что напротив вокзала. Этот небольшой путь можно пройти и пешком: пересекаем реку, а затем поворачиваем направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни, на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.

На автомобиле дорога из Парижа займет около часа. Двигаться по автостраде А13 в сторону Вернон/Живерни до поворота 14.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Поиск авиабилетов в город Париж (ближайший а/п к Живерни)

Сад Клода Моне

Кроме того, что симпатичная деревушка стала домом и творческой мастерской Моне как художника, она лучше всего иллюстрирует его выдающиеся способности ландшафтного дизайнера и садовода. Ведь именно просторы Живерни стали чистым холстом, на котором художник экспериментировал с сортами роз, гиацинтов, ирисов, сочетал чопорный папоротник и пышные пионы, блеклые незабудки оттенял сочными маками. И именно пейзажи этого сада легли в основу лучших работ Моне.

Сейчас со всего мира сюда тянутся почитатели творчества Моне, чтобы своими глазами увидеть пруд с водными лилиями и кружевным японским мостиком, перекинутым через водоем. Над этой частью сада художник тоже трудился собственноручно, кропотливо создавая для себя источник вдохновения на предстоящие 20 лет. Здесь он создал знаменитые работы «Скала Эгюй и Порт д’Аваль», «Ворота Маннпор в Этрета», «Скалы в Бель-Иль», «Скалы в Этрета», «Стог в Живерни», «Водяные лилии».

Усадьба Моне в Живерни

После смерти художника его сын Мишель передал усадьбу Академии изящных искусств. Ее сотрудники до сих пор заботливо поддерживают внешний облик дома и сада в том виде, в каком их оставил хозяин, превратив это место в дом-музей французского художника-импрессиониста (Musée Claude Monet).

Внутри вы не встретите работ Моне, но выкрашенный в яркие цвета дом наполнен бытовыми подробностями жизни мастера, а холл представляет собой известную студию «Водяная лилия», оформленную репродукциями работ Моне. Лучшее время для посещений сада - это май и июнь, когда вокруг пруда начинают цвести рододендроны глицинии.

Практическая информация

Адрес: Живерни, Rue Claude Monet, 65-75. Официальный сайт усадьбы (доступен на французском, английском и японском языках).

Время работы: ежедневно с апреля по ноябрь, с 9:30 до 18:00.

Вход: 9,50 EUR (взрослые), 5,50 EUR (дети старше 7 лет и студенты), детям до 7 лет вход бесплатный.

Популярные отели Живерни

Достопримечательности Живерни

Пешая прогулка по окрестностям нормандской деревни - это возможность взглянуть на мир глазами Моне, невозможно быть равнодушным к плюшевым зеленым холмам, благоухающим рощам, каменным домикам, обнесенным деревянными добротно скроенными заборами, отважным ирисам, которые пробиваются сквозь дорожную пыль, где им вздумается, а не где прикажет рука человека. И тут же хочется схватить карандаш, ручку, кисть, фотоаппарат и запечатлеть завораживающую красоту простого сельского пейзажа

Музей импрессионизма

Кроме семейного гнезда Моне, в Живерни есть и другие достопримечательности, например Музей импрессионизма, созданный для проведения временных выставок и инсталляций художников-импрессионистов. Бывает, что даже работы Моне выставляются в его залах. Кстати, совсем недавно это здание именовалось Музеем американского искусства и специализировалось на творчестве американских художников, но было решено раздвинуть географические границы искусства, охватившего весь мир.

Музей работает с начала апреля по конец октября. Кстати, предусмотрена продажа комбинированных билетов, дающих скидку при посещении нескольких достопримечательностей Живерни. Адрес: Живерни, rue Claude Monet, 99. Подробнее о расписании работы и скидках на билеты можно узнать на сайте музея (на английском языке).

Кафе

Приятную передышку можно взять, заглянув в дом № 81 по улице Клода Моне, где приютился бывший отель, а сегодня милый ресторанчик Hotel Baudy. Это место - настоящая легенда: за столиками этого кафе когда-то пили кофе Сезанн, Ренуар, Сислей, Роден, а в конце 19 века на верхних этажах, в гостинице, останавливались исключительно художники. В «Отеле для американских художников» даже сохранился ряд картин и набросков известных теперь мастеров, которыми постояльцы расплачивались с хозяйкой за проживание. Сейчас отведать блюда французской кухни можно, заплатив 25-30 EUR за обед.

Семейный склеп Моне

Рядом с церковью Св. Радегунды находится семейное захоронение Моне. Старинная церквушка представляет собой сельский, простенький, поражающий древностью и особой атмосферой храм. В этой церкви Моне женился во второй раз, а позже был похоронен в фамильном склепе семьи. Особым очарованием пропитана самая древняя в поселке улица rue aux Juifs в средневековой части Живерни, о чем свидетельствуют старинные здания и руины средневекового монастыря.

  • Где остановиться: отправной точкой для путешествий по окрестностям столицы Франции лучше всего выбрать непосредственно
Трепетно- живой сад в Живерни,что играет всей палитрой лета…

К.Моне.Живерни

Если проехать 80 км на север от Парижа, можно попасть в очень живописное место- Живерни. Эта деревушка знаменита тем, что когда-то здесь в течение сорока трех лет, жил и творил Клод Моне.

Клод Моне, фотография Надара,1899.Оскар Клод Моне — французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Территория Живерни обитаема ещё со времён неолита, о чём свидетельствуют данные археологии. Поселение существовало и во времена римлян.

Ранней весной,когда с деревьев облетает цвет,все усыпая лепестками....Арабская делегация

Карла Лавателли-создательница красоты

Здесь же и похоронен Клод Моне

Во время правления Меровингов был основан приход во главе с церковью святой Радегунды.

Очень скромно и без излишеств

В 863 году король Карл II Лысый признал Живерни владением монахов из аббатства Сен-Дени-ле-Ферман. В XI веке ленное владение Живерни вместе с церковью возвратились под контроль аббатства Сент-Уан в Руане. В Средние века в Живерни сменился ряд сеньоров, но все они оставались вассалами настоятеля Сент-Уана.

В городке было множество монастырей. Дом, располагавшийся рядом с одним из них, назывался Le Moûtier , а название другого имения, La Dîme, произошло от слова «десятина» , так как вплоть до Революции оно служило местом сбора этого налога в пользу аббатства.

Во время Революции землями Живерни владела семья ле Лорье. Г-н ле Лорье стал в 1791 году первым мэром деревни.

Дом Клода Моне утопает в цветах,как и при жизни художника

«Дом в Живерни». Фредерик Карл Фризеке, 1912. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Поселившись в 1883 году в деревне, художник Клод Моне так увлекся садоводством, что на его полотнах не было почти ничего кроме видов своего любимого сада и макового поля, которое находится на краю деревни.

Кабинет,мастерская с видом на сад

Поначалу сад Моне состоял только из территории, примыкающей к дому (около 1 га). Здесь первым делом художник вырубил мрачную аллею из елей и кипарисов.

Но были оставлены высокие пни, по которым потом взбирались плетистые розы. Но вскоре лианы так разрослись, что сомкнулись и образовали сводчатый цветущий тоннель, ведущий от ворот к дому.

Клод Оскар Моне: The Garden in Flower (1900)

Конечно, со временем пни разрушились, и теперь розы поддерживаются металлическими опорами.

Это место можно видеть на картинах Мастера: перспектива аллеи, где слева, справа и сверху пышные цветы, а на дорожке внизу их тонкие ажурные тени.

Участок перед домом, который просматривался из окон, художник превратил в цветочную палитру, смешивая и подбирая краски. В саду Моне пестрый благоухающий ковер из цветов разделен прямыми дорожками, как краски в коробке

Моне писал цветы и рисовал цветами. Он как истинно талантливый человек был и выдающимся художником, и выдающимся ландшафтным дизайнером.

Садоводством он увлекался очень серьезно, покупал специальные книги и журналы, вел переписку с питомниками, обменивался семенами с другими цветоводами.

Женщина в саду

Коллеги-художники часто навещали Моне в Живерни. Здесь бывали Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро и другие. Зная об увлечении хозяина цветами, друзья привозили ему в подарок растения. Таким образом у Моне появились, например, древовидные пионы, привезенные из Японии.

К этому времени Клод Моне становится знаменит. Техника живописи этого художника отличается тем, что он не смешивал краски. А располагал их рядом или наслаивал одну на другую отдельными мазками. Жизнь Клода Моне течет спокойно и приятно, рядом семья и любимая жена, картины хорошо покупают, художник увлеченно занимается любимым делом.

«Наступление вечера, Живерни». Ги Роуз, 1910. Музей искусств Сан-Диего

В 1893 году Моне купил участок болотистой земли рядом со своим, но находящийся с другой стороны железной дороги. Здесь протекал небольшой ручей.

На этом месте художник при поддержке местных властей создал пруд, сначала небольшой и увеличенный впоследствии.

К.Моне.«Пруд с лилиями», 1899 г., Национальная галерея, Лондон

В водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам - плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы.


1900.К.Моне.Японский мостик



К.Моне.«Водяные лилии», 1915 г.

1922

Через пруд, который имеет очень извилистую береговую линию, переброшены несколько мостиков. Самый известный и большой из них - японский мостик, увитый глицинией. Его Моне рисовал особенно часто,как Вы видите.Весной,когда глицинии расцветают,ощущение присутствия в каком-то из известных японских садом,да и рядом высажена бамбуковая плантация,японские клены...Хотя сад нам показался нарочито хаотичным и безсистемным,это как раз и придавало ему грустное очарование,нетронутую временем красоту...


Водный сад Моне разительно отличается от окружающей местности, он скрыт за деревьями. Попасть сюда можно только по тоннелю, проложенному под дорогой.

Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим художником, узнавая сюжеты его всемирно известных картин.


Вот этот бамбук,о котором я говорила

Клод Моне черпал вдохновение в водном саду в течение 20 лет. Моне писал: «…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда.

Моне писал:"Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели». Он сначала создавал картины в натуре, они давали отражения в водной глади пруда, а после художник переносил их на холсты.

Вставая каждый день в пять утра, он приходил сюда и рисовал в любую погоду и любое время года. Здесь им было создано более сотни полотен. В это время Моне стал терять зрение…

Ему все труднее удавалось различать и писать мелкие детали. Картины художника постепенно меняются. Детали и нюансы заменяются крупными мазками краски, которые показывают игру света и тени. Но и в картинах, написанных в такой манере, мы безошибочно угадываем знакомые сюжеты. Стоимость полотен продолжает расти…


Клод Моне умер в своем доме в Живерни в 1926 году. За садом ухаживала его падчерица Бланш. К сожалению, во время второй мировой войны сад пришел в упадок.

В 1966 году сын художника Мишель Моне передал усадьбу Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада. Сейчас усадьбу в Живерни ежегодно посещают полмиллиона человек.

Клод Моне прожил большую счастливую жизнь. Ему удалось заниматься любимым делом, сочетать живопись и садоводство, жить в достатке. Он был очень счастлив и в личной жизни, любил и был любимым.

Он умел давать счастье и сам...

Моне стал знаменитым еще при жизни, что у художников бывает редко. И сейчас во всем мире он остается одним из известнейших и любимых художников. И нам особенно приятно, что этот выдающийся человек не только великий живописец, но и наш коллега и Учитель, Мастер Ландшафтного Искусства.

Каждый месяц, с весны до осени, сад выглядит по-разному, но самые лучшие месяцы для его посещения - это май и июнь, когда вокруг пруда с кувшинками цветут рододендроны, а над знаменитым японским мостом играет красками глициния.

Но в это время вам придется соперничать с толпами людей, желающих сфотографировать кувшинки или просто позирующих на мосту.

Комнаты внутри дома окрашены в разные цвета, в точности такие, какими они были при жизни Моне, а стены многих комнат по-прежнему украшает собранная самим Моне замечательная коллекция подлинных японских гравюр, включая чудесные работы Хокусаи и Хиросиге.

Недалеко от сада, вверх по улице Клод-Моне, находится Музей американского искусства (время посещения апрель-октябрь, вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00; стоимость 5,50 евро).

Экспозиция музея постоянно обновляется на базе картин из коллекции Фонда произведений искусства «Терра», включающей картины Джона Сингера Сарджента и Джеймса Уистлера, а также работ американских импрессионистов, живших в небольшом поселке художников недалеко от Клода Моне, в частности, полотна Мэри Кассатт, на творчество которой оказала значительное влияние японская живопись.

А жизнь продолжается.Все так же цветет сад Клода Моне,все так же плачут росами его цветы,без него...своего Творца

В 80 километрах к северу от Парижа расположено живописное местечко Живерни (Giverny ). Сюда совершают паломничество сотни тысяч туристов со всего мира, сотни тысяч людей, которые неравнодушны к прекрасному. Здесь в течение сорока трех лет жил и творил художник-импрессионист Клод Моне .

В 1883 художник купил в этой деревушке дом, где поселился всей своей многочисленной семьей. Моне боготворил природу. Увлекался садоводством, накупил книг, и с большим интересом занимался участком у своего нового дома.

Художник обменивался семенами с другими садоводами, вел активную переписку с питомниками Для местных крестьян “городские” были необычным зрелищем. Художник не гнушался никакой грязной работы в саду, местные его очень уважали.


Семья Моне на прогулке в саду (художник справа)


Эдуард Мане “Семья Моне в саду”


Моне в своем доме в Живерни

Поначалу дом и окружающая его земля занимали не больше 1 га. Но через 10 лет, когда финансовые дела Моне пошли хорошо, он докупил еще участок, который от старого отделяла железная дорога. Позже ее заменили на дорожное полотно для автомобилей, так что территория Моне так и осталась разделенной.

Благодаря художественному таланту и трудолюбию, то, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздник цвета, света и красоты. Он засадил все разнообразными видами цветов и растений.

Художник настолько обожал растения, цветы (а значит, обилие красок во время их цветения!), что, когда в его руки попал объемный каталог цветочных семян, особо тратить время на его изучение он не стал и заказал всё! Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, посолнухи, гладиолусы, астры – всё это встречало представало взору семьи Моне и их гостей.

Но особенное внимание и трепет у посетителей вызывает вторая часть сада, за автомобильной магистралью. Это, так называемый, водный сад. Попасть туда можно через тоннель. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим художником, узнавая сюжеты его всемирно известных картин.


Клод Моне “Белые кувшинки”


Клод Моне “Кувшинки”


Клод Моне “Кувшинки. Зеленое отражение, левая сторона”

Он осушил болотистую местность, сформировал пруды и каналы, умело направив в них воду реки Эпт.
Берега пруда украсили разнообразные растения – малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы и многие другие. Главной достопримечательностью сада является Японский мостик, увитый глицинией, который просто не смогут не узнать любитель творчества художника. И главное, Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда. В водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы.

Сад для Моне стал его музой и его основным занятием. Про кувшинки Клод Моне писал так:

“Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели”.

Техника живописи этого художника отличается тем, что он не смешивал краски. А располагал их рядом или наслаивал одну на другую отдельными мазками. Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света – благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик? – 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками? – 13 картин. Водяные лилии? – 48 полотен. И список этот можно долго продолжать…


Клод Моне “Водяные лилии и японский мостик”

В 1916 году, когда ему было уже 76 лет, справа от главного дома он построил просторную студию, которая получила название «Студия водяных лилий». Здесь художник реализовал свой последний грандиозный замысел – создал панели с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности.

Эти картины он передал в дар Франции, и они были размещены в специально построенном павильоне, который находится на краю сада Тюильри, там, где он выходит на площадь Конкорд. Если смотреть на павильон сверху, то он похож на восьмёрку. В двух овальных залах, соединённых перемычкой, развешены картины, изображающие пруд в Живерни: шесть или восемь полотен. В сущности, это одна картина, передающая недоступные обычному взгляду изменения натуры по ходу дня.

Искусствоведы утверждают, что живопись здесь достигла такого совершенства, что стёрла грань между реализмом и абстрактным искусством. Клод Моне просто остановил мгновенье, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.


Клод Моне “Водяные лилии (облака)”


Клод Моне “Пруд с водяными лилиями и ирисами”

Клод Моне черпал вдохновение в водном саду в течение 20 лет. Моне писал:

«…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».

Он сначала создавал картины в натуре, они давали отражения в водной глади пруда, а после художник переносил их на холсты. Вставая каждый день в пять утра, он приходил сюда и рисовал в любую погоду и любое время года. Здесь им было создано более сотни полотен. Это очень удивительно для гения, но Клод Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.

“Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь.”
Клод Моне

Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни. Знаменитый импрессионист скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет. После смерти в 1926 году художника, за домом ухаживала его дочь Бланш. Но во время Второй Мировой войны он пришел в запустение. Позже в 1966 году, сын Моне передал имение Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада.

Отреставрированный после долгого периода запустения благодаря щедрости американских ифранцузских меценатов, сад Клода Моне был широко известен уже в начале века. Жорж Клемансо, знавший художника еще со времен собраний в парижском кафе “Гербуа” и владевший одним из деревенских домов неподалеку от Живерни, был настолько поражен этим событием, что даже посвятил ему небольшую брошюру, в которой писал:

“Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем художник чудесным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи. Его мастерская не была ограничена стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки, готовой воспринимать малейшее трепетание жизни”.

Сейчас Живерни посещает больше полумиллиона человек в год. Французы планирую подать заявку на внесение Дома-музея Клода Моне и Сада в Живерни в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Проезд в сад Моне:

Франция, Живерни (80 км. на север от Парижа по шоссе А13).
Сад открыт для посещения ежедневно, кроме понедельника с 9.30 до 18.00 (продажа билетов прекращается за полчаса до закрытия).

Стоимость входных билетов :

Взрослые: 9 евро
Дети от 7 лет и студенты: 5 евро
Дети до 7 лет: бесплатно
Инвалиды: 4 евро

Парковка: бесплатно

Имейте в виду, что если вы хотите увидеть картины художника, то вам надо в музей Орсэ, музей Оранжери и сотню других музеев мира, так как здесь картин художника нет.