Приемы психологической защиты. Методы психологической защиты

Если вы приняли чью-то оценку ситуации и начали планировать какие-то действия в соответствии с этой оценкой - манипулятор добился своего. Нужно не только отвергать чужие ситуационные рамки, но и предлагать собственную оценку ситуации. Недостаточно просто понять, что имеет место манипулирование, - нужно всегда быть готовым открыто не подчиниться, защищаться, бросать вызов, а также претерпевать последствия такого поведения. Если вы разозлитесь или рассердитесь - вы проиграете.


, кандидат экономических наук, доцент Владивостoкcкого государственного университета экономики и сервиса (BГУЭC).

  1. Четкие речевые формулировки.
  2. Правильно подобранные интонации.
  3. Основательность в ответе, которая достигается с помощью выдерживания пауз перед ответом и неторопливостью ответа, обращенностью ответа в пространство.

Прием 1. Техника бесконечного уточнения. Применяется, когда партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет. В этом случае выясните как можно подробнее и точнее все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Ваш партнер может усиливать давление, вызывая вас к сопротивлению, но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого.

Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует собственные интеллектуальные усилия. Для того чтобы задать вопрос или ответить на вопрос по существу, нужно подумать, следовательно, часть энергетического заряда перевести из эмоционального потока в рациональный. Кроме того, выигрывается время, которое партнер тратит на обдумывание ответа. Тем самым, задавая уточняющий вопрос, мы получаем время и энергию для того, чтобы не дать чувствам ошеломить нас.


Прием 2. Техника внешнего согласия, или Наведение тумана. Эта техника особенно эффективна против несправедливой критики или откровенной грубости. Уверенный человек внешне соглашается, хотя может и не изменить своей позиции. Например:

  • «Какая неожиданная мысль! Надо будет ее обдумать...»
  • «Я подумаю над тем, как мне учесть это в работе»
  • «Я подумаю, имеет ли это ко мне отношение»
  • «Может быть...»

Прием 3. Техника испорченной пластинки. В ответ на нападение адресат формулирует емкую фразу, содержащую важную информацию нападающему. Фраза должна быть такой, чтобы можно было повторить ее несколько раз, не нарушая осмысленности разговора. Фраза должна произноситься как заевшая пластинка, с одной и той же интонацией. В тоне не должно быть ни «металла», ни «яда». Эта техника использует старое правило:

  1. Сначала скажите им, что именно собираетесь им сказать.
  2. Потом скажите им то, что вы собираетесь им сказать.
  3. Потом скажите им, что именно вы им сказали.


Прием 4. Техника английского профессора. Партнер корректно выражает сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает его личных прав:

  • «Джордж, вы не могли бы говорить немного помедленнее и более короткими фразами, чтобы я мог переводить более точно?»
  • «Боюсь, что нет… Видите ли, говорить быстро и длинными фразами - это часть моей личности»

Возможные варианты ответов:

  • «Это составляет предмет моих убеждений»
  • «Если я сделаю это, то буду уже не я»
  • «Это не согласуется с моим представлением о себе».


Прием 5. Спокойствие и отчужденность. Эффективная психозащита требует определенной психологической холодности и отчужденности. Гнев, страх, злоба, удивление, радость должны быть купированы до того, как будут предприняты конкретные действия по психозащите. Если подобную эмоцию полностью купировать трудно, то ее нужно усложнить и трансформировать - злобу и ненависть перевести в сарказм, страх и удивление - в настороженность, радость - в иронию и пр. Если вы разозлитесь или рассердитесь - вы проиграете.

Прием 6. Поиск и подключение дополнительных факторов, способных повлиять на ситуацию. Всегда существуют потенциальные ситуационные силы, работающие на нас - будь это время, люди, общественные стереотипы, какие-то параллельные события. Может сгодиться все, что манипулятор исключил из ситуации, «подгоняя» ее под себя. Кто-то спланировал общение дома? - перенесите его на улицу! На вас пытаются воздействовать наедине? - поднимите тему в компании! Изменяйте ситуационное поле таким образом, чтобы оно стало чужим для манипулятора и создавало дополнительные выгоды для вас.


Прием 7. Предварительные тренировки на чужом поле. Периодически стоит практиковать нетипичное для себя поведение - нарушать свой обычный ролевой и личностный образ. С одной стороны это увеличивает степень свободы поведения, с другой - делает вас менее прогнозируемыми.

Прием 8. Не принимайте чужой оценки ситуации. Если вы приняли чью-то оценку ситуации и начали планировать какие-то действия в соответствии с этой оценкой - манипулятор добился своего. Нужно не только отвергать чужие ситуационные рамки, но и предлагать собственную оценку ситуации. Ваше избавление от навязанных кем-то рамок может начаться с фразы: «А теперь позвольте рассказать, как я вижу все это...» - и далее уже можно рисовать ситуационную картину из точки, выгодной именно вам.


Прием 9. По возможности не принимайте обязательства, навязанные вам извне. Лучше претерпеть кратковременные потери в деньгах, времени и силах, чем взяться выполнять внешне некритичные для вас обязательства, которые навязываются извне. Нужно исходить из того, что важны прежде всего обязательства перед собой.

Прием 10. Способность изменить отношения. Нужно помнить, что любая межличностная ситуация обратима: всегда имеется возможность отступить назад из любой межличностной ситуации и сказать контролирующему и манипулирующему (будь это шеф, супруг(а), политик и пр.): «Я могу продолжать жить без твоей любви, дружбы, расположения, плохого обращения, даже если такая жизнь будет трудна для меня - пока ты не перестанешь делать А и не начнешь делать Б».


Прием 11. Избегать спровоцированных бездумных действий. Если кто-то настаивает, чтобы что-то было сделано «немедленно», никогда не стоит соглашаться с этим сразу. Для начала выделите время на обдумывание ситуации и получение дополнительной информации. Следует также настаивать на внятных объяснениях. Слабые объяснения являются признаками обмана или недостатком знаний у якобы информированного собеседника.

Прием 12. Критическое восприятие ситуационных требований. Следует критически подходить к любым ситуационным требованиям, какими бы тривиальными они ни казались: ролевые отношения и правила всегда должны пониматься, но далеко не всегда - приниматься. Групповые ритуалы, лозунги, обязанности и обязательства - все это зачем-то нужно кому-то. Требования, вытекающие из ситуации, далеко не всегда обязательны к исполнению.


Прием 13. В жизни почти не бывает простых решений. Если кто-то говорит о «простых решениях» ваших сложных личных, социальных и политических проблем, то это, скорее всего, неправда.

Прием 14. Не бывает мгновенной «приязни». Не существует такой вещи, как внезапная и безусловная любовь, доверие или дружба со стороны незнакомых людей. Дружба и доверие всегда развиваются со временем и обычно включают взаимообмен, преодоление и соучастие -т.е. предварительную работу с обеих сторон. Поэтому «внезапная любовь» и «вдруг возникшая» дружба скорее всего являются тем ситуационным фоном, который манипулятор создает для более успешного влияния для вас.

Прием 15. Отделение себя от всех. Следует избегать «тотальных ситуаций», когда обращаются и указывают «всем», а не вам лично. В подобных ситуациях очень мало личного контроля и свободы, поэтому немедленно стоит определить границы собственной автономии и на всякий случай подготовить психологические и физические пути для отхода.

Прием 16. Ваши ошибки - ваша проблема. Стремитесь сразу распознавать симптомы «чувства вины», провоцируемой у вас кем-то, и никогда не действуйте исходя из мотива вины. Ошибки неизбежны, но это - ваши ошибки. Поэтому не стоит спешить исправлять ошибки тем способом, который спланирован не вами.

Прием 17. В каждой ситуации есть что-то новое. Будьте внимательны к тому, что вы делаете в «типичной ситуации». Нельзя позволять привычке и стандартной текущей процедуре заставлять вас действовать бездумно - ведь каждая последующая «типичная ситуация» всегда является слегка иной, а вашими шаблонными действиями всегда можно воспользоваться ввиду их высокой прогнозируемости.


Прием 18. Не связывайте себя прошлым поведением. Когда кто-то упоминает о вашей «надежности» - всегда стоит насторожиться. Ведь совершенно нет необходимости поддерживать соответствие между вашими действиями в разные моменты времени - и вы, и ситуация можете измениться. Поэтому статус «надежного» всегда несколько фальшив, так как он предусматривает какие-то действия и реакции, зависящие не от ситуации, а от самого статуса «надежности». Гораздо предпочтительней статус «адекватности ситуации».


Прием 19. Надумали - действуйте! Недостаточно просто понять, что имеет место манипулирование, - нужно всегда быть готовым открыто не подчиниться, защищаться, бросать вызов, а также претерпевать последствия такого поведения.

Психологическая защищенность - это свойство зрелой личности, которое зависит от интеллекта, внимательности, склонности к анализу, критичности мышления и эмоциональной устойчивости. Предлагаем вам несколько проверенных на практике приемов психологической защиты.

Если вас укусит одна или даже несколько пчел, это может быть полезным для вашего здоровья. Но если на вас нападет рой ос или вы окажетесь жертвой укуса ядовитой змеи, тут уж вам несдобровать. Ваши конкуренты, недоброжелатели или враги способны нанести вам не меньший вред, всего лишь использовав в качестве психологического оружия ранящие вашу душу слова. И чем дольше вы будете переживать по этому поводу, тем больше шансов у вас оказаться в стане проигравших.

"Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми", - уверенно заявлял француз Мишель Фадуль, добившийся блистательных успехов в бизнесе на мировом уровне.

Психологическая защищенность - это свойство зрелой личности. Она состоит из целого комплекса таких характеристик, как уровень интеллекта, мировоззренческие установки, внимательность, склонность к анализу и рефлексии, критичность мышления, эмоциональная устойчивость.

Чаще задавайте себе и другим магические вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему? Старайтесь представить всю панораму и динамику события, увидеть всю картину в целом и отметить противоречия, нестыковки и белые пятна, тщательно отнеситесь к деталям. Именно они являются необходимым материалом для оценки достоверности информации.

Предлагаем вам несколько разработанных нами и апробированных на наших тренингах приемов психологической защиты.

Прием "Вентилятор" . Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты ваших оппонентов или обидчиков.

Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.

А теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете "заводиться". Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами?

Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.

И еще. Сделайте правой рукой фигу и накройте его ладонью левой руки. Мысленно направьте его на того человека, который пытается вывести вас из душевного равновесия. Вспомните, как такая же фига помогала вам еще в детстве "отомстить" обидчику.

Откройте глаза, и вы наверняка почувствуете, что теперь способны выдержать такой психологический удар.

Прием "Аквариум" . Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком - толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.

Прием "Диснейленд" . Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?

Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся. Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку...

Прием "Лиса и виноград" . Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных "якорей". Вспомните басню "Лиса и виноград": не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда - он кислый и зеленый.

Прием "Океан спокойствия" . Представьте себя главным героем притчи: "Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое".

Прием "Театр абсурда" . Можно использовать такой прием психологической защиты, как доведение ситуации до абсурда. Это в принципе то же самое, что сделать из мухи слона. То есть вслух гиперболизировать до неузнаваемости то, на что кто-то лишь намекает, и таким образом неожиданно выбить из рук своих врагов или недоброжелателей психологическое оружие. Ваша цель - сделать так, чтобы любые выпады недоброжелателя уже не вызывали ничего, кроме смеха. Это и есть решение задачи, как защититься от психологического нападения.

Прием "Театр кукол" . Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи "Куклы". И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Мол, этот умник корчит из себя супермена, а другой разыгрывает из себя сильную личность, профессионала, а сам слабак, просто блефует. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех - показатель того, что техника сработала.

Антонина Глущак
пресс-секретарь и ведущий специалист Академии иррациональной психологии
С сайта

Обсуждение

Спасибо за статью.Очень полезная.Она как таблетка,но побочек от неё нет.

вчера на улице пьяный проходя мимо ударил меня ногой по почке и пошел дальше.

21.09.2008 11:56:22, света

Я на машине парковался возле магазина. Старушка, не заметив меня, чуть не прыгнула мне под калёса, хотя я её видел и очень осторожно двигался. Как она орала! Я оказался и гад, и убийца, и хамло, и в аварию я обязательно скоро попаду.
Сначала хотел её просто прибить, но, подумав немного, сказал ей про себя "спасибо за предупреждения, я буду внимательней". Напряжение тут же спало, убивать уже никого не хотелось.

12.10.2004 13:10:43, сергей

А мне про фигу понравилось. На прошлой работе у меня как раз был такой шеф, постоянно орал и оскорблял сотрудников. Доводил до слез всех девушек. Плакать в его кабинете мне было унизительно, поэтому у меня был свой прием. Каждый раз, когда он пытался задеть меня, оскорбить и унизить, я представляла его дома, в огромных семейниках, чешущим свое пузо или пукающим:)) Его имидж злого хамского урода сразу распылялся и оставалось только сдерживать улыбку.

08.10.2004 14:02:31, Новичок

А еще можно дать обет молчания и ни с кем не разговаривать, или забиться отшельником в пещеру и не вылезать - чем не защита? Еще меня порадовал последний прием - "Театр абсурда" - особенно подойдет в разговоре с начальством "на ковре" :)

Комментировать статью "Держи удар: методы психологической защиты"

Таки нам удалось отвлечь ребенка от агрессии, но решили госпитализировать по неотложке. А по линии соц защиты не хотите его устроить? Интернат для психохроников? Это нанесет серьёзный психологический урон. Нужно уметь нести ответ за свои поступки, автора никто не...

Обсуждение

А про интернат для психохроников узнайте! Остальные дети у вас приёмные или свои? Опека чтобы вас не отстранила (потом не сможете никого взять), а отменила опеку.

Если у вас есть ещё дети, которые младше или слабее, однозначно надо отказываться. Вы за них в ответе. Они рассчитывают на вас. Вы должны их защищать! Не ждите когда произойдёт беда! А по линии соц защиты не хотите его устроить? Интернат для психохроников? Там сейчас неплохо. А дети брошенные, тем более с психическими заболеваниями, по другому мир воспринимают. Возможно он переживёт это легче чем вы думаете.

Но иногда агрессивным становится фоновое поведение – ребенок нападает сам, акцентируется на плохих героях в сказках, говорит обидные слова. Это не значит, что он вдруг стал плохим. Это значит, что есть раздражитель, который постоянно приводит его агрессию в...

Обсуждение

спасибо, Лен
вроде бы азбучные истины, но не все знают о них

Спасибо, Леночка, утащила в копилку:)
У меня на занятиях агрессивные дети обожали лупить легким мячиком в стену, приговаривая " я злюсь на..., за то, что....". Наглядная демонстрация: вот видишь -мячику не больно, и он ничего не сломал-не повредил, поэтому если злишься, лучше мячиком в стену, чем кого-то бить. Даже мячики им специально дарила.

Агрессия, нужен психолог. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в Агрессия, нужен психолог. Дочка (5 лет, 2 гда дома) в саду ведет себя неадекватно. Раньше в отношении детей, теперь - с воспитателями.

Обсуждение

Я, возможно, отвечу немного не то, чего Вы ждете, но никуда не деться от того, что 1. - мы все родом из детства и 2. - мы все выходцы из своих семей. Только Вы сами (можно и с помощью психологов) сможете помочь дочке. Именно Вам необходимо разобраться в причинах агрессии и именно Вы будете помогать ей учиться правильно справляться с агрессией. Именно справляться, т.к. агрессия возникает у всех людей - и у больших и у маленьких. Есть возможность, что Вы сами не замечая делаете что-то, что кажется Вам обычным, а у неё это вызывает "неустойчивость", которая приводит к агрессии. Ребёнок всегда точно чувствует, где он может проявить себя, а где нет. А может быть и наоборот - Вы чего-то НЕ делаете, чего она хотела бы - и... Вообщем причини может быть огромное количество, а непрофессиональное поведение педагогов - только КАТАЛИЗАТОР.

Её наказали за удар по лицу? Вы или воспитатель?

Обсуждение

У меня есть в классе новенький мальчик.У него очень сложно складываются отношения с одноклассниками.Он нападает,дерется,ругается матом.Проводились беседы с родителями,в ходе которых выяснилось,что это родители учат его этому.Не могу составить грамотную докладную

Мы писали вот так:
Помогло-упекли дитятку в спецшколу.

Директору школы _________

От родителей ******* класса
школы № __________

Уважаемая ***********!

Убедительно просим Вас оказать содействие по переводу из нашего класса ученика ******* класса****************.
На протяжении всех шести лет учёбы в нашем классе данный ребенок ведет себя крайне агрессивно по отношению к другим детям и учителям. Неоднократно наносил травмы одноклассникам, постоянно использует ненормативную лексику при общении как с детьми, так и с педагогами.
Пребывание ************* в ученическом коллективе крайне негативно отражается на учебном процессе других детей: он постоянно отвлекает учеников оскорбительными выкриками в полный голос (в том числе фашистскими и нецензурными) и хождением по классу во время занятий, абсолютно неадекватно реагирует на замечания в свой адрес. В данной обстановке работа педагога крайне затруднена, и усвоение учебного материала неэффективно. Из-за одного ребенка, полностью игнорирующего общепринятые меры поведения в коллективе, страдают 17 учеников класса и весь педагогический состав школы, учебный план не выполняется.
Успеваемость ********** по всем учебным дисциплинам крайне низкая.
Неоднократные, в течение многих лет, обращения к матери данного ребенка как родителей класса, так и многих учителей с просьбой повлиять и скорректировать его поведение, остаются без ответа. С каждым годом ситуация ухудшается и становится всё более неконтролируемой.
Очевидно, что нахождение ребенка с нестабильной психикой и неадекватной реакцией в детском коллективе крайне опасно в моральном и физическом смысле и требует вмешательства специалистов-психологов.
Учитывая все вышеизложенное, а также то, что данный ребенок зарегистрирован и проживает в большом удалении от школы, просим Вас внимательно отнестись к данной ситуации и поставить перед родителями ********* и вышестоящими инстанциями вопрос о переводе его в специализированное учебное заведение.
При необходимости изложить данную проблему в контролирующих школу органах - мы готовы это сделать.
С уважением – родители учеников ********* класса:
1.___________(________________) 2.___________(________________)

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Агрессия в играх. Речь пойдет о моей ученице, с которой я занимаюсь английским языком на протяжении года (взяла ее в 3, 5 лет, сейчас ей соответственно 4,5). Девочка с хорошими языковыми...

Обсуждение

Приходит в голову самое простое - Вы сами можете придумать какое-нибудь эмоционально сильное и энергичное проявление? Событие? Соразмерное по выбросу энергии и эмоций с аварией, но со знаком плюс?

Я бы настоятельно советовала показать ребенка психологу. Мотивируя - не он плохой, а ему плохо, нужна помощь.

Он агрессивен, бьёт всех подряд просто так без каой-либо причины, постоянно орёт, оскорбляет детей и воспитателей (в т.ч. нецензурно), срывает занятия, иногда с удовольствием занимается чуть ли не членовредительством (может кусать сам себя, бить себя и т.п.)... Воспитатели не...

Обсуждение

Был у нас такой же придурошный. Ко всему прочему на голову выше всех. С родителями бесполезно было разговаривать. Когда его привели, детей невозможно стало отвести в садик. У меня сын просыпался утром и начинал плакать. Потом мальчишки собрались вместе и избили этого придурка. Он все понял и больше никого не трогал. А в этом году его в логопедическую группу перевели. Так что нам еще спокойней стало.

15.10.2006 00:08:30, galazu

Столкнулась с такой проблемой!
Работаю в саду. Такая же проблема: в группе агрессивная девочка 5,5 лет), бьет детей, нецензурно выражается, срывает занятия.
Но она инвалид, с рождения имеет недоразвитую ногу (до голена, ходит с протезом). В соответствии с этим она понимает свой недостаток и пытается как-то защититься от внешнего мира, поэтому она выплескивает агрессию на окружающих ее людей. С ней можно решить проблему только по-хорошему, или уговорами, если начинаешь наседать и заставлять, появляется обратная реакция - истерика, крики.
Девочка живет в обеспеченной, интеллегентной семье, ее любят, заботятся и переживают за нее, ходят к психологу, психотерапевту и т.д. Но однако это положение не спасает, родители в группе против ребенка, т.к. она может нанести вред здоровью детей. Тоже хотят написать бумагу заведующей или в РАНО. Но РАНО то само дало путевку в ДОУ.
Ребенок находится в группе не по возрасту. Средняя группа, некоторым еще не исполнилось 4, а ей уже 5.5. По этой причине она чувствует силу над детьми. ЕЕ надо переводить в группу постарше, но все грурры забиты до отказа.Воспитатели не хотят ее брать. Родители девочки переживают!!!Родители детей передивают!!!Да и воспитатель переживает, всех жалко!!! Чем закончится история одному Богу известно.

И вообще агрессия в этот период- это что- психологическая защита, или как это назвать? Вы знаете, я часто слышу (и вижу на примере окружающих) как дети становятся агрессивнее с началом времяпровождения в детском саду.

Обсуждение

Не ставьте запрет на выражение чувств. Вредно очень подавлять. И для тела, и для психики.

Вы знаете, я часто слышу (и вижу на примере окружающих) как дети становятся агрессивнее с началом времяпровождения в детском саду. Мне кажется, что в садах часто больше запретов, чем дома, вот детки и устают, но, к сожалению, не могу Вам ничего посоветовать по этому поводу.

А вот по поводу бассейена... С моей точки зрения, здесь у Вас неправильная иерархия. Получается, что Вы сначала уважаете посторонних, а уж только потом свою дочь. Мне кажется, что должно быть наоборот, чтобы члены семьи ощущали свою большую ценность по сравнению с посторонними.

Если возник конфликт, то я бы не стала его откладывать. Даже пусть нас навсегда выгонят из этого бассейена:-), но мой ребёнок должен знать, что он для меня важнее. Я бы, наверное, вывела её из воды, одела и вышла.

У нас пару раз были конфликты в магазине. Я ей сообщала, что она плохо себя ведёт, а поэтому мы будем ждать папу за дверью. Выводила на улицу, становилась к стене и давала поплакать. Обычно в такой ситуации её надолго не хватает (ну, можно ещё сказать, что пять минут тут постоим, а потом идём домой).

Мне кажется, она должна четко уяснить, что такое отношение к родителям Вами не будет приниматься категорически, без оглядки на обстоятельства.

Во-первых, агрессия как таковая - нормальное и жизненно необходимое свойство для многих видов животных. Хотя и есть виды вообще не агрессивные. Одни люди рождаются более агрессивными, другие - менее. Изменить это не возможно, как невозможно изменить цвет глаз.

Обсуждение

Да, и еще. Я изучила кучу книг по агрессии. Рекомендую некоторые из них:
1. К.Лоренц "Агрессия"
2. "Как справляться с гневом вашего ребенка" Автора забыла, дома посмотрю точно название и автора, напишу на мыло.

Если коротко полученную информацию можно изложить так.
Во-первых, агрессия как таковая - нормальное и жизненно необходимое свойство для многих видов животных. Хотя и есть виды вообще не агрессивные. Обычно хищник не испытывает агрессии к жертве (вспомните Дж.Лондона: улыбающихся и виляющих хвостом волков, которые окружают одинокого путника. Они воспринимают его как еду, а не как врага). Любовь и дружба - есть производные агрессии. Животные не способные на агрессию также не способны на эти чувства.
Во-вторых, агрессивность есть врожденное свойство. Одни люди рождаются более агрессивными, другие - менее. Изменить это не возможно, как невозможно изменить цвет глаз. Пытаться подавить агрессию невозможно, и даже опасно. Самое страшное для человека - скрытая агрессия, когда человек что-то делает "назло" часто даже не понимая причины своих действий. Соответственно можно и нужно учить (и учиться самому) выражать агрессию цивилизованными методами. Можно представить умение владеть своей агрессией как лестницу. НА самой нижней ступени - скрытая агрессия. Потом агрессия через физическое насилие. Потом различные варианты оскорбления словом, разрушение вещей, смещение агрессии на более безопасный объект (ото когда зло срывают на невиновном - очень распространенное явление) и т.п. А на самом верху умение превращать агрессию в энергию полезных действий. Скажем, вас бесит беззаконное поведение власти (например, у вас под окном строят дом в нарушение всех нормативов). Вы можете обматерить строителей и т.п., сорвать злость на ребенке и т.п., а можете организовать движение против этого дома, привлечь СМИ, подать в суд и выиграть дело. А вот как этому учить ребенка - уже сложнее. Авторы предлагают во-первых научиться самим подняться в своем поведении по этой лестнице как можно выше, чтобы подавать личный пример. Во вторых, предлагается не требовать от ребенка сразу всего. Ожидать, что за раз он сможет подняться хорошо если на одну ступеньку. и постараться его похвалить за это достижение, прежде чем начать критиковать ("я очень рада, что ты не ударил эту девочку, хоть и разозлился. Но вот если бы те еще высказал ей свою злость в более вежливых словах, я бы просто гордилась тобой"). Идеально, если ребенок достигнет верхних ступеней "лестницы гнева" хотя бы к совершеннолетию.

Впрочем по себе знаю, как красиво все это в теории и как непросто на практике:). Но "наверное" неплохо хотябы знать, к какой цели вы стремитесь.
И похоже, что все это не имеет отношения к жестокости из любопытства (раздавить жучка и т.п.), когда чувства гнева нет, а есть просто любопытство и жедание проверить, что из этого получится.

Прочитала и была просто в шоке, как мой сын похож на вашего. Ему тоже 3,8. Вот и говорят потом, что гороскоп туфта... А я читаю про вашего, а вижу своего Данилу-"Воина".
Дело в том, что старший у меня мягкий мальчик и вообще дипломат. Он своего добивается переговорами. А вот младший Данька совсем другой - он не Дипломат, он Воин. Расскажу, как мы "выживаем"...
Данька еще в младенчестве стал кусаться, только-только первый зуб вылез. А потом драться. Сначала на мне и папе "тренировался" - кулаченком в лицо, и так, чтоб обязательно попасть. Слова не помогали, поэтому я "плакала", а он потом обцеловывал меня и лез обниматься. Это прошло со временем. Потом он к коту приставал, на его реакцию смотрел, если за хвост потянуть - тут, конечно, попроще, кот у нас взрослый, сразу дал понять, что тот неправ. Cтарший брат тоже точно сдачи даст, ни на секунду не задумается. Но постоянно сынулькин вот таким образом "проверяет" реакцию: напр., чтО будет, если я жука задавлю?
Сразу скажу, мне легче, потому что старший помогает - он авторитет, и если мама сказала, что нельзя, а потом еще брат подтвердил, что таки нельзя, то уже сомнений нет.
А потом, я пытаюсь всегда его чувства озвучивать, т.е. называть словами. Например, он плачет чего-то, я говорю, ты что, обиделся? или тебе больно? неприятно? То есть если малыш "примерит" на себя, что значит "обиделся" или "больно", то он уже будет знать, что именно будет чувствовать кот, если его потянуть за хвост, к примеру, и как горько будут плакать детки жука, если его задавить и он не придет домой.
Вот пока так у нас получается. А дальше поживем-увидим.

Его нападки, агрессивная реакция на мои слова и просто на мое присутствие, нежелание поддерживать нормальный стиль общения. Но жить в таких условиях пытка. Я не привыкла к такому обращению и не хочу, чтобы это стало нормой поведения в нашей семье.

Обсуждение

Есть ли у Вас какие-то интересы помимо дома? Работа, хобби, например. Ничто так не поднимает уважение к человеку, как его успешность и целеустремленность. Займитесь каким-нибудь делом, а проблему с мужниной агрессией "отпустите". Не нужно сейчас заострять внимание на решении этой проблемы и реагировать на каждое раздражение и срыв. Дайте ему то, что он просит - оставьте его в покое. А сами пока используйте это время для себя, для своего дальнейшего роста, для получения новой информации, знаний, для новых достижений. Как только Ваша жизнь будет интересней и насыщенней, изменится Ваше настроение, Ваше отношение к семейным проблемам и, как следствие, отношение мужа.
Не забывайте, что Вы самая обоятельная и привлекательная.
Удачи Вам:)

Читаю сейчас выше топик "странная ситуация", вот уж где грустно, и наши Барашки с этим ни в какое сравнение не идут. Вам все еще грустно? Не отчаивайтесь! Все у Вас будет хорошо.

Как противостоять агрессии?. Отношения с детьми. Детская психология. Как противостоять агрессии? Тем у меня ребенок буйный, но не агресивный, не дерется, не толкается, игрушки у других не отбирает, хотя может.

Обсуждение

Я вот, честно, не представляю как объяснить такому маленькому ребенку, что "драться не хорошо". Я просто избегала таких ситуаций с ребенком, правда, ему все-равно, пришлось пройти этот этап, но уже в 4 года, когда его стал "задирать" мальчишка по-крупнее и постарше его, мой, не долго думая, ответил тем же, не испугавшись, не разозлившись, он принял правила игры. Но, допустим, с другими он так себя не вел, т.е. он не стал сам никого "задирать". А я, я просто дала ему самому разобраться в ситуации... Конечно, если бы я увидела, что ребенку угрожает опасность, я бы прекратила эту возню.
Я знаю, что если моему ребенку не нравится какая-то ситуация, он ее избежит, т.е. или не "поведется" или ответит адекватно. А выражать свои эмоции, даже агрессию я с измальства учила словами, всякое битье подушек нам не подходило:) Моему ребенку надо прокричаться:) Вашему, возможно, что-то другое, поищите.
А что касается конкретной ситуации с занятиями, я все-таки постаралась бы найти ребенку другого товарища для игр, более "безопасного" :) я не люблю преодолевать трудности в общении с детьми, да еще с чужими и дурно воспитанными:)

И у вас ребенок становится агрессивным просто глядя на другого мальчика?
У нас Соня тоже иногда общается с драчуном. Самое интересное - агрессивней она не стала, ну ни сколько. А вот колотит других с удовольствием с лучезарной улыбкой на лице. Она восприняла это как игру. Никак теперь не объясню,что эта игра не нравится тем, кого бьют.:(

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия . Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы психологической защиты — это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.

Механизмы психологической защиты

К механизмам психологической защиты , как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие. Остановим свое внимание на характеристике каждого из названных механизмов так, как их описывает Р. М. Грановская.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

Таким образом, необходимо знать, что психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности, которое зависит от интеллекта, внимательности, склонности к анализу, критичности мышления и эмоциональной устойчивости. Предлагаем вам несколько проверенных на практике приемов психологической защиты.

Если вас укусит одна или даже несколько пчел, это может быть полезным для вашего здоровья. Но если на вас нападет рой ос или вы окажетесь жертвой укуса ядовитой змеи, тут уж вам несдобровать. Ваши конкуренты, недоброжелатели или враги способны нанести вам не меньший вред, всего лишь использовав в качестве психологического оружия ранящие вашу душу слова. И чем дольше вы будете переживать по этому поводу, тем больше шансов у вас оказаться в стане проигравших.

«Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми», — уверенно заявлял француз Мишель Фадуль, добившийся блистательных успехов в бизнесе на мировом уровне.

Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности. Она состоит из целого комплекса таких характеристик, как уровень интеллекта, мировоззренческие установки, внимательность, склонность к анализу и рефлексии, критичность мышления, эмоциональная устойчивость.

Чаще задавайте себе и другим магические вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему? Старайтесь представить всю панораму и динамику события, увидеть всю картину в целом и отметить противоречия, нестыковки и белые пятна, тщательно отнеситесь к деталям. Именно они являются необходимым материалом для оценки достоверности информации.

Предлагаем вам несколько разработанных нами и апробированных на наших тренингах приемов психологической защиты.

Прием «Вентилятор». Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, ваших оппонентов или обидчиков.

Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.

А теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете «заводиться». Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами?

Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.

И еще. Сделайте правой рукой фигу и накройте его ладонью левой руки. Мысленно направьте его на того человека, который пытается вывести вас из душевного равновесия. Вспомните, как такая же фига помогала вам еще в детстве «отомстить» обидчику.

Откройте глаза, и вы наверняка почувствуете, что теперь способны выдержать такой психологический удар.

Прием «Аквариум». Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.

Прием «Диснейленд». Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?

Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся. Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку…

Прием «Лиса и виноград». Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных «якорей». Вспомните басню «Лиса и виноград»: не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.

Прием «Океан спокойствия». Представьте себя главным героем : «Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое».

Прием «Театр абсурда». Можно использовать такой прием психологической защиты, как доведение ситуации до абсурда. Это в принципе то же самое, что сделать из мухи слона. То есть вслух гиперболизировать до неузнаваемости то, на что кто-то лишь намекает, и таким образом неожиданно выбить из рук своих врагов или недоброжелателей психологическое оружие. Ваша цель — сделать так, чтобы любые выпады недоброжелателя уже не вызывали ничего, кроме смеха. Это и есть решение задачи, как защититься от психологического нападения.

Прием «Театр кукол». Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи «Куклы». И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Мол, этот умник корчит из себя супермена, а другой разыгрывает из себя сильную личность, профессионала, а сам слабак, просто блефует. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех — показатель того, что техника сработала.

  • «Ветер перемен»
  • «Моя твоя не понимает»
  • «Не сильно-то и хотелось»
  • «Океан»
  • «Апофеоз абсурда»
  • «Весь мир - театр»

Одно из важных свойств зрелого человека с высоким уровнем развития интеллекта, эмоциональной сферы и других важных качеств успешной личности - умение защищаться от психологических атак недоброжелателей. Равновесие эмоций является немаловажной оборонительной крепостью, которую стремится разрушить завистник или конкурент. Ведь стоит вывести человека из себя - он тут же теряет способность логически мыслить, принимать взвешенные решения, видеть подвохи в действиях других людей.

Обидные слова, упреки, придирки, распространение сплетен и другие приемы психологической атаки действуют подобно яду пчелы - если человека ужалит одна или несколько пчел, то с ним ничего плохого не случится. Но если на него нападет целый рой, подвергшийся атаке может даже погибнуть. Так же и с эмоциональными нападками врагов - один укол может и не вывести из себя оппонента, но если досаждать ему раз за разом, тактика травли даст свои плоды. Чем сильнее защищена психологическая сфера, тем больше «пчелиных укусов» способен выдержать человек. Но есть и те, кто подобен аллергикам - даже одна порция яда полностью выбивает их из колеи и даже ставит под угрозу их жизнь, настолько они не защищены от внешних атак.

Они могут на всю жизнь оставаться тепличными цветами и ограждаться от контактов с агрессивными личностями, а могут изучить необходимые приемы психологической защиты и стать более сильными противниками в этой бескровной войне.

Большинство престижных и высокооплачиваемых профессий предполагают работу с людьми, поэтому столкновения со враждебно настроенными и даже неадекватными персонажами неизбежны. Если вы избрали путь через тернии к звездам высоких достижений, то должны максимально озаботиться укреплением подступов к своим нервам. Иначе их будут трепать все, кому ни лень.

Крепкая психика зависит от врожденных качеств человека, его воспитания, мировоззрения, понимания психологии других людей, внимательности, способности анализировать поведение и мотивы противников.

В первую очередь необходимо научиться понимать, что человек идет на психологическую атаку в том случае, когда у него нет другого способа доказать свою правоту, такого как факты, доказательства, юридические нормы. Когда противник не может ничего сделать более действенными и очевидными способами, он пользуется единственной оставшейся возможностью - вывести оппонента из себя, чтобы он сдался под напором эмоциональных атак. Поэтому нужно иметь устойчивую позицию, осознавать свою правоту с моральной и правовой точек зрения, обладать твердой уверенностью в непоколебимости своего мнения и понимать, что противник не сможет достать вас никаким другим способом, кроме психологической травли. А значит, необходимо быть к этому готовым и воспринимать нападки как нечестную игру слабого человека - ведь сильная и справедливая личность не опустится до такого. Подобное отношение ставит вас в позицию слона, на которого лает назойливая Моська - лаять-то лает, но сделать ничего не может.

А чтобы было проще справиться с агрессивными недоброжелателями, используйте приведенные ниже способы психологической защиты, которые были опробованы на психологических тренингах и показали свою действенность в реальной жизни.

«Ветер перемен»

Вспомните, какие слова, мимика или интонации являются для вас наиболее болезненными, каким образом вас можно гарантированно вывести из себя или вогнать в депрессию. Вспомните и живо представьте себе ситуацию, когда обидчик пытается разозлить вас подобными приемами. Проговорите про себя самые обидные слова, которыми можно вас задеть, визуализируйте выражение лица соперника, которое доводит до бешенства.

Прочувствуйте это состояние злости или наоборот, растерянности, которое вызывает у вас подобное поведение. Прочувствуйте его внутри себя, разберите на отдельные эмоции и ощущения. Что вы чувствуете? Это может быть учащенное сердцебиение, вас бросает в жар, а может, отнимаются ноги, путаются мысли, слезы подступают к глазам. Запомните хорошо эти ощущения. А теперь представьте себе, что стоите на сильнейшем ветру, и он сдувает и слова обидчика, и ответные негативные эмоции. Вы видите, как он кричит и ругается, но все это бесполезно, ведь его крик и ваша реакция на его злобу улетает вместе с ветром.

Проделайте это упражнение в тихой обстановке несколько раз, и почувствуете, что уже спокойнее относитесь к подобным выпадам в вашу сторону. А столкнувшись с этой ситуацией в реальной жизни, снова представьте себе, что стоите на сильном ветру и слова обидчика вместе с вашими эмоциями отлетают в сторону, не причиняя вреда.

«Моя твоя не понимает»

Если вы находитесь в неприятной ситуации, на вас кричат, ругаются и забрасывают оскорблениями, то представьте себе, будто вы оглохли или у вас включена громкая музыка в наушниках. Представьте, что вы совсем не слышите этого человека, он открывает рот, размахивает руками, его лицо искажено гримасой злобы, а вас окружает спокойная вода, в которой вы умиротворенно колышетесь, подобно водорослям, и не реагируете на внешние раздражители. Слова не могут подействовать на вас, они не проникают в ваше сознание, ведь вы не слышите их. Наблюдая такое спокойствие, противник быстро выдохнется, и вы сможете переломить ситуацию в свою пользу.

«Детский сад, ясельная группа»

Если представить себе, что ваши враги - трехлетние несмышленые малыши, то можно научиться не относиться к их нападкам так болезненно. Вообразите, что вы воспитатель, а ваши оппоненты - детишки детсадовской группы. Они бегают, кричат, капризничают, возмущаются… Но разве можно на них обижаться?

Детализируйте ситуацию, представьте себе, как враги неуклюже падают, злобно рвут игрушки, лепечут свои детские ругательства, хныкают. Вы должны быть спокойны и уравновешены, ведь на данный момент являетесь единственным адекватным человеком среди присутствующих. Думая таким образом, невозможно серьезно относиться к попыткам оскорбить или унизить - они будут вызывать только легкую иронию.

«Не сильно-то и хотелось»

В данном методе предлагается поставить себя на место лисы из басни «Лиса и виноград» - не сумев получить желаемое, животное просто убедило себя в его неважности, чтобы не расстраиваться. В ситуации, когда друг или просто хороший знакомый внезапно оказался в лагере неприятеля, лучше просто убедить себя в том, что его мнение не так уж и важно, его поддержка не столь необходима, а его нападки - кислота и незрелость винограда, из-за которой вы все равно не захотите видеть его в стане своих друзей. Известно, что самый болезненный удар нам наносят те, кому мы доверяем. Если такое случилось, лучше не воспринимать это как трагедию, а поступить подобно лисе, сказав: «Не такой уж он мне был и близкий друг».

«Океан»

Моря и океаны принимают в себя воды бурных рек, но при этом остаются величественно спокойными. Так же и вы в любых ситуациях способны, подобно океану, оставаться спокойными даже во время излияния на вас бурных потоков брани.

«Апофеоз абсурда»

Этот прием психологической защиты заключается в том, что ситуацию нужно довести до абсурда, после чего она не может восприниматься серьезно ни зачинщиками конфликта, ни его предполагаемой жертвой. Чаще всего агрессор начинает издалека - намекает, делает осторожные выпады, наблюдая за реакцией человека. В таком случае необходимо сразу же утрировать ситуацию до такой степени бредовости, чтобы она оказалась причудливо и неестественно раздутой, а всякие атаки в этом направлении вызывали только смех и иронию.

«Весь мир - театр»

Вокруг нас всегда существуют люди, против которых мы эмоционально неустойчивы. Соберите их на одной сцене воображаемого театра кукол и разыграйте в своей голове смешной спектакль с участием этих людей. Выведите на первый план их самые глупые, смешные и нелепые характеристики - жадность, неопрятность, зазнайство, тщеславие. Сделайте их жертвами своих недостатков. Заставьте совершать смешные поступки и выглядеть комично. Главное, чтобы они начали вызывать у вас смех. Тогда при встрече с ними вы уже не будете тушеваться и бояться дать отпор.

Эти способы и приемы психологической защиты помогут научиться купировать эмоциональные атаки противников, дабы не оказаться заложником собственной психологической слабости и неустойчивости против агрессивных и враждебно настроенных людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .