Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей. Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей На музыкальном занятии

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Описание материала :Консультация для воспитателй детских садов

Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н.А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Степень активности воспитания он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и
музыкального руководителя
, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности.
1 . Когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
2. Когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в
проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его. То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?
1. Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.
В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий.
Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует.

Навыки, полученные на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.
Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей . В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Игра , безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий.
Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках . Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.
2.Роль музыкального руководителя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми ивоспитателями:
Организация и проведение непосредственно самой деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы,
которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ, которое включает:
1. Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
4. Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
5. Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
7. Участие в педагогических советах ДОУ.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:
1. Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы -
индивидуальной работы с детьми,
музыкально-воспитательная работа в группах,
используемый на занятиях музыкальный репертуар,
вопросы организации музыкальной среды ДОУ;
2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара.
3. Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Чтобы совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию и развитию детей приносила желаемые результаты, необходимо вести и определённую работу с родителями, которая должна строиться на принципах взаимодействия и сотрудничества.
Связь между родителями и музыкальным руководителем, в большей степени осуществляет воспитатель, так как имеет больше возможностей встречаться с родителями каждый день.
Совместно же педагоги определяют разнообразные формы работы с родителями и вносят их в свой годовой план работы.
К формам работы относятся:
Открытые музыкальные занятия
Консультации.
Родительские собрания.
Семинары-практикумы.
Совместные праздники и развлечения.
Домашнее задание.
Дети вместе с родителями подбирают картинки или рисуют в «Музыкальных тетрадях», пройденные музыкальные произведения, тем самым закрепляя навыки, полученные на занятии. Домашние задания ценны тем, что совместная деятельность детей и
родителей улучшает климат в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребёнка в детском саду.

«Уголок для родителей» создан специально для того, чтобы знакомить родителей с популярной методической литературой по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей. В нём оформляется рекомендуемая для родителей фонотека с аудиозаписями музыкальных произведений, большой выбор «Домашних игр» для развития музыкальных и творческих способностей дете., а так же советы родителям на разные темы.

Подводя итог , следует сказать, что лишь благодаря такому взаимодействию, родителей и педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами и, в-третьих, мы сделаем родителей своими союзниками и активными участниками педагогического процесса

Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат в музыкальном развитии дошкольников. Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей.

Задачи музыкального воспитания и развития детей вне занятий:

Закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии;

Расширение музыкальных представлений, кругозора;

Выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов;

Развитие музыкальных способностей, самостоятельных способов действий.

Формы музыкального воспитания и развития детей вне занятий:

Индивидуальная работа по формированию музыкальных интересов и способностей детей;

Использование музыки на прогулке, занятиях гимнастикой, занятиях по изобразительной деятельности;

Прослушивание аудиозаписей, музыки из радио- и телепередач;

Организация музыкально-дидактических игр, развлечений.

Самостоятельная деятельность детей.

Для решения этих задач педагог должен обладать определённым объёмом музыкально-эстетических знаний. Например, в индивидуальной работе с детьми воспитателю необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов.

Помощь родителей в музыкальном развитии дошкольников

Очень важен тесный контакт музыкального руководителя с родителями. Основными формами этой работы можно назвать: проведение консультаций по темам «Развитие музыкальных способностей дошкольников», «Формирование музыкальных интересов ребёнка в семье» и др.; помощь в организации домашней фонотеки; рекомендации по использованию детских музыкальных инструментов. С цель обмена информацией с родителями можно посоветовать создать «Этношкатулку», которая позволит привлечь внимание родителей к возрождению этнокультуры в семье, пополнению и обогащению знаний, как родителей, так и педагогов по этнопедагогике.

Музыкальная деятельность дошкольников и её задачи

Слушание – восприятие

В старшей группе продолжается и углубляется работа по слушанию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методический приём работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Проявляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний и чувств. Значительные сдвиги наблюдаются в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения. Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, определениями. Глубже и богаче становятся их эстетические переживания – дети живо и эмоционально реагируют на музыкальное произведение.

В старшей группе в процессе слушания музыки ставятся следующие задачи:

Анализировать произведения торжественного, радостного, грустного и шутливого характера;

Воспринимать образцы казахской народной музыки и музыкальных произведений композиторов Казахстана, знать историю произведения, легенды, связанные с кюями;

Формировать знания о жизни и творчестве композиторов Казахстана;

Различать звучание народных музыкальных инструментов;

Прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении солистов, хора, инструментальных ансамблей, оркестра;

Приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам, частям;

Развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них, различать двух – и трехчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры;

Развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту.

Добиваясь выполнения поставленных задач, педагог стремится:

Приучать детей внимательно слушать музыку, все свои эмоции выражать после прослушивания музыкального произведения;

Воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;

Прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении солистов хора, инструментальных ансамблей различных составов, оркестра;

Вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения.

Произведения, предназначенные для слушания детям старшего дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, настроений, многочисленные, но доступные детскому восприятию события и явления окружающей действительности. Словесные приёмы становятся более развёрнутыми, способствующими углублённому восприятию музыкальных произведений. Широко используется жизненный опыт детей, новые произведения ассоциируются с уже знакомыми. Восприятие музыки направлено на освоение интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание как специфическую выразительную речь. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо частично отказаться от словесно – описательной интерпретации музыкального содержания. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребёнка. Само музыкальное восприятие следует развивать на интонационной основе. Обратимся к хорошо известному образцу – пьесе Д.Б. Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно начиналась со слов педагога: «Дети, многие из вас были в цирке и видели там клоунов…» Конечно, ребята с удовольствием расскажут о клоунах, его внешности, весёлых шутках, и… восприятие дошкольника уже определено, он всё знает и музыка ему ничего не добавит. Предлагаем идти от музыки: «Сейчас мы послушаем пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского (слушание), А теперь расскажите, какую музыку вы услышали, дайте ей название» (дети отвечают). Аналогично работаем с кюем Курмангазы «Серпер» («Порыв»). Предлагаем прослушать произведение и рассказать, о чём нам поведала домбра, что напоминает эта музыка и что можно представить, слушая кюй «Серпер», И только после ответов детей рассказываем, что Курмангазы посвятил кюй своему коню Аксур-ату, не знающему усталости, его крепкой стати, доброму нраву, ровному бегу. Этого коня можно сравнить с джигитом, сильным, стойким, неутомимым, стремящимся вперёд к заветной цели. При повторном слушании предложить детям попытаться услышать дыхание казахской земли, ощутить радость от стремительного бега летящих коней и понять силу казахского народа.

Педагог корректирует ответы, направляя внимание маленьких слушателей на выразительность мелодии. Достаточно эффективными для формирования интонационно-слухового опыта дошкольников являются следующие приёмы:

Сопоставление музыкальных произведений: контрастных произведений одного жара, пьес с одинаковыми названиями, контрастных произведений, передающих различные чувства и настроения;

Использование карточек «цвет – настроение»;

Сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственное исполнение и аудиозапись);

Сравнение двух вариантов исполнения: сольного и оркестрового.

Все указанные приёмы могут сочетаться друг с другом и варьироваться. Но все они будут эффективны лишь при выразительном, грамотном исполнении.

Музыкальный репертуар по слушанию музыки значителен по объёму и разнообразен по содержанию. Предыдущий музыкальный опыт дошкольников позволяет говорить как о достаточно развитом целостном, так и дифференцированном восприятии детей шестого года жизни, поэтому мы сознательно отказались от традиционной методики прослушивания каждого произведения в течение трёх – четырёх занятий. Предложенные беседы проводятся как часть одного или двух занятий в зависимости от особенностей детей группы. Отдельные беседы допустимо проводить в вечерние часы, если у педагога возникают проблемы со временем на музыкальном занятии. По усмотрению музыкального руководителя возможна замена произведений, но только с сохранением ведущих принципов их подбора – художественности и доступности для детского восприятия.

Программа также предусматривает знакомство с образцами казахской народной музыки, формирование знаний у дошкольников о композиторах Казахстана, знакомство с историей произведений, легендами, связанными с кюями.

Пение

Песня имеет большое значение для детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дошкольники проявляют особый интерес к пению. Они быстро усваивают и запоминают песни. В этом возрасте дети уже имеют определённый музыкальный опыт. Появляются элементы творчества в пении. Совершенствуется дыхание, развивается голос, расширяется его диапазон. У детей возникает известная система представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука. В пении, музыкальной игре дети сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов. Ребёнок этого возраста представляет поставленную цель, подчиняет ей способ и порядок выполнения действий.

Обучая пению детей старшей группы, перед педагогом ставятся следующие задачи:

Приучать детей к выразительному пению без напряжения, лёгким звуком, плавно;

Приучать брать дыхание между музыкальными фразами;

Уделять внимание дикции;

Соблюдать динамические нюансы;

Петь хором и индивидуально в диапазоне ре – си первой октавы;

Ясно выражать интонацию;

Отличать на слух интонационно точное и фальшивое звучание;

Закреплять умение одновременно начинать и заканчивать песню, передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с сопровождением;

Побуждать вспоминать и петь ранее выученные песни, сохранять во время пения правильную позу;

Знакомить с некоторыми специальными терминами: напевность, отрывистость, дикция, ансамбль, сила звука, темп, форма песни, куплет, запев, припев, фраза, вступление, заключение;

Развивать напевность звучания, используя народные песни, попевки.

В этом возрасте детям называют фамилии композиторов, написавших песни. Процесс обучения ведётся по трём этапам. Более разнообразными становятся беседы и вопросы к детям, так как усложняется содержание песен. Иллюстрированный материал используется в меньшей степени – в основном тогда, когда надо пояснить незнакомые слова в тексте. Разучивание песни начинается после занятия, на котором проводилось слушание. На каждом занятии нужно добиваться лучших результатов, чем на предыдущем, а не механически пропевать песни. В работе над выразительностью исполнения необходимо исходить из содержания песен, опираться на эмоциональное восприятие ребёнка. Разучивание песен можно иногда начать с припева, если необходимо, транспонировать мелодию в удобную для голоса ребёнка тональность. Перед пением необходимо сконцентрировать внимание детей, провести распевание, использовать специальную систему упражнений. Когда песня усвоена, её можно исполнить по подгруппам и индивидуально. Это даст детям возможность услышать и оценить пение товарищей. Повторение знакомых песен должно проводиться в разных формах, чтобы не снижать интереса детей. Например, в форме «загадки» - узнавание мелодии, сыгранной на инструменте, «музыкальной шкатулки» - где «живут» песни или «музыкального дерева» - на котором растут нотки с песнями и т.д.

Одно из основных условий песенного творчества – умение удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности. Оно характеризуется, как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчинённость звуков, окраску мажора и минора. Можно использовать такие задания: «Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребёнок заканчивает); самостоятельное нахождение ребёнком устойчивого звука (тоники); ориентировка в различении мажорного и минорного ладов («Весёлый и грустный колокольчик», «Солнышко и дождик»)

В программу вошли песни, известных казахских композиторов. Содержание каждой из песен раскрывают названия произведений: «Әнұран» - «Гимн», «Біздің ту» - «Наш флаг» и др. Песни предназначены как для слушания, так и для пения. Некоторые песни написаны в высокой текстуре и поэтому, могут возникнуть определённые трудности при их разучивании и исполнении. В этом случае можно внести небольшие изменения в мелодии по усмотрению музыкального руководителя. Особое значение имеет первоначальное ознакомление с данными произведениями. Применяя словесный метод, музыкальный руководитель должен умело провести беседу по содержанию песни. В ходе беседы дети рассказывают о родной земле, о Казахстане, о людях, которые проживают в республике. Возможно, что дети сами расскажут содержание песни, и тогда музыкальному руководителю остаётся только дополнить и поддержать их рассказ. В песне «Әнұран» следует обратить внимание на ноты с точками, на их точное исполнение, так как они и придают песне энергичный, бодрый, гимнообразный характер. Разучивание следует начинать с припева. Учитывая исполнительские возможности детей нужно подобрать подходящую тональность.

Разучивание песни «Біздің ту», требует работы над восьмыми паузами, которые встречаются на конце некоторых тактов, иначе песня потеряет свой ритм и соответственно характер. Кроме того, важно добиваться, чтобы дети пропевали последние ноты перед паузами, и хорошо проговаривали окончания слов.

Песня «Туған жер» К. Дуйсекеева – это рассказ детей о родной земле, на которой они живут, о родителях, о бабушке и дедушке, живущих в ауле, о том, что дети гордятся ими. Мелодия песни пронизана детской радостью, весельем, энергией. Песню можно сопровождать танцевальными движениями, придуманными самими детьми. При работе над песней следует обратить внимание на те места, где распевается слог «а-а-а» Перед этой фразой обязательно нужно брать хорошее дыхание. Дети должны петь спокойно, не напрягаясь, не зажимая голосовой аппарат. Будет целесообразно, если перед исполнением пропеть подобные, но простые упражнения. Песню можно исполнять на праздниках, посвящённых Наурызу, Дню Республики, Дню независимости, Дню защиты детей и др.

В песне «Наурыз әні» Б. Аманжолова необходимо научить детей до конца пропевать целые ноты. Песня Т. Муратова «Наурыз тойы» написана в удобной тональности для детей старшего дошкольного возраста, легко разучивается и запоминается. Её можно поставить кака отдельный концертный номер. По усмотрению музыкального руководителя можно добавить танцевальные движения.

«Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей »

Цель: Рассказать педагогам о роли воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Музыка доставляет удовольствие даже 3х – 4х месячному младенцу: пение, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.

Дошкольное детство – наиболее оптимальная пора для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В дошкольных средних и высших учебных заведениях будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.

Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.

Воспитатель обязан:

Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.

Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.

Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи.

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает во время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения с музыкальным руководителем на различных консультациях, семинарах и практикумах.

Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумение двигаться или неразвитый слух совершенно не убедительны. Если у воспитателя слабые слуховые представления, недостаточно чистая интонация, он может, зная программный материал и репертуар, постоянно привлекать к исполнению песен хорошо поющих детей, а сам лишь подпевать им.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими и средними группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь ребёнку, следить чтобы дети были внимательны, наблюдать - кто и как проявляет себя на занятии.

В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя, а также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях.

Что же конкретно должен делать воспитатель в ходе типового фронтального занятия?

В первой части занятия велика его роль в процессе разучивания новых движений. Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель должен предлагать точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.

Во второй части занятия при слушании музыки воспитатель в основном пассивен. Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель. Воспитатель может помочь детям при анализе музыки наводящими вопросами, образными сравнениями, если дети сами затрудняются с ответом. Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, когда это необходимо, делает замечания, следит за дисциплиной.

Во время разучивания новой песни воспитатель поёт вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение.

Для знакомства детей с новой песней, воспитатель, обладающий хорошими музыкальными данными – голосом, чистой интонацией, может исполнить песню сольно. Как правило, подобное знакомство с новым произведением вызывает живой эмоциональный отклик у детей. Умение музыкального руководителя петь, танцевать, играть на инструменте для детей является естественным, тогда как, подобные умения воспитателя вызывают большой интерес и желание подражать.

На втором этапе разучивания песни воспитатель поёт вместе с детьми, одновременно следит, все ли дети активны, правильно ли они передают мелодию, выговаривают слова.

Вне музыкальных занятий, при закреплении песни, нельзя учить с детьми слова без мелодии. Музыкальные акценты не всегда совпадают с текстовыми. При исполнении песни на занятии и с аккомпанементом дети будут испытывать трудности.

На третьем этапе разучивания (на 5 – 6 занятиях), когда дети уже выразительно исполняют песню, воспитатель с детьми не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное эмоционально – выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Дети должны совершенно самостоятельно начать песню после вступления или без него, исполнить все динамические оттенки, своевременно закончить пение. Исключение составляет пение песен с детьми младших групп, где не сформирован опыт хоровой деятельности и помощь взрослого необходима.

При разучивании с детьми несюжетных игр, воспитатель даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами воспитатель играет на всех этапах разучивания игры.

В сюжетных играх воспитатель является или только наблюдателем, даёт указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончена, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют повторно. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом – подсказывает, что ещё не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего совершенствования.

Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок. Новую пляску, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем или с ребенком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя. В процессе разучивания воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения, подсказывает смену движения, обращая внимание на изменения в музыке, танцует с детьми, у которых нет пары. На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно. В плясках – импровизациях, проводимых с детьми старшего возраста, воспитатель не участвует, поскольку они проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он может записывать последовательность сочинённых детьми движений и в конце пляски может одобрить или сделать замечания, если дети не проявили свою индивидуальность в решении поставленной задачи, движения у всех были одинаковые или однообразные. Но обычно эти замечания делает музыкальный руководитель. Воспитатель может по согласованию с ним сымпровизировать танец, а детям предложить исполнить его по – своему.

В заключительной части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением младших групп), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель.

Рассмотрим еще одну важную форму музыкально – эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива.

Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов, во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен знать сценарий, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа. Воспитатели, не выступающие в каких – либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как дети воспринимают то или иное выступление. Поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры и исполнении танца. После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель должен стремиться закрепить эти впечатления, связывая их с тематикой своих занятий. Он предлагает детям нарисовать или вылепить понравившегося героя, придумать новый сюжет с персонажами утренника, проводит беседы, повторяет в группе и на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы.

Качество музыкальной работы воспитателя, развитие его активности зависят не только от способностей и опыта его в данной области. Большую роль здесь играет умение музыкального руководителя учитывать особенности характера каждого воспитателя: одобрять застенчивых, вселять в них уверенность в свои силы, и вызывать желание исправлять допущенные ошибки. Необходимо приучать к пунктуальности тех, кто легкомысленно относится к взятым на себя обязанностям, побуждать к дальнейшему совершенствованию тех, кто успокаивается на достигнутом. В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкальным руководителем имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении»

3. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»

4. Журнал «Справочник музыкального руководителя»

Консультация для воспитателей на тему:

«Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы.

К слушанию музыки должен обращаться и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию произведений. Слушают дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п.

Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. На каких же принципах базируется технология процесса восприятия музыки дошкольниками?

Принципы и технологии восприятия музыки:

Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений

Принцип возрастных особенностей ребенка - учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе

Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности

Принцип субъект-субъективного взаимодействия - учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.

Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.

Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду.

Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие

Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей

Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания

Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д.

Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности дошкольников.

Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки:

1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие;

2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;

3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;

4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.

Этапы организации восприятия музыки дошкольниками в группе, при непосредственном содействии педагога-воспитателя.

1. организация развивающей среды в группе.

2. накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности, активизация творческого воображения.

3. самостоятельная продуктивная деятельность детей. На данном этапе предлагается организация слушания музыки, после чего дети могут выразить свои фантазии в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Деятельность воспитателя на первом этапе заключается в создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать муз. центр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям, иллюстрации к муз. произведениям, репродукции картин.

После организации музыкальной зоны или уголка для слушания музыки, необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось в группе?» настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.

На 2-м этапе воспитатель осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки. Осуществляется данная работа в определенной логике.

Вводная часть. Игры и упражнения (2-3) на развитие творческого воображения детей.

Основная часть. Организация процесса восприятия музыкальных произведений (1-2), беседа об услышанном.

Заключительная часть. 1 вариант - Активное слушание. При помощи пластики и элементов танцевальных движений предложить ребенку выразить свои впечатления об услышанном. Второй вариант – выразить музыкальные впечатления при помощи изобразительной деятельности (рисовании).

Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 раз в неделю в течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых представлений, полученных на музыкальных занятиях.

Именно такая работа позволит подойти к заключительному этапу технологии – самостоятельной продуктивной деятельности детей и интегрированным занятиям по музыкальному и изобразительному творчеству.

Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему:

«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы, которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.

Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.

Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:

    Игра на детских музыкальных инструментах . Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.

    Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра . Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.

В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.

    Музыкально - дидактические игры , используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.

На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.

Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер , во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.

Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)

Т.о., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ»

1. В чем проявляются музыкальные потребности детей в вашей группе? А. В игре. Б. В самостоятельной музыкальной деятельности. В. Не проявляются совсем. Г. Другое.

2. Какие виды музыкальной деятельности дети предпочитают остальным? А. Слушание. Б. Пение. В. Музыкально-ритмические движения. Г. Игру на детских музыкальных инструментах. Д. Музыкально-дидактические игры.

3. Как проявляется интерес к музыкальному репертуару? А. Не проявляется совсем. Б. Есть любимые песни, которые поют самостоятельно. В. Другое.

4. В каком виде музыкальной деятельности лучше и чаще всего дети проявляют творческие способности? А. В пении. Б. В музыкальных играх. В. В танцах. Г. При инсценировании песен. Д. Другое.

5. Проявляются ли музыкально-познавательные способности детей в вашей группе? А. Не замечала. Б. В высказываниях о характере музыки. В. Проводят аналогию между жизненными и музыкальными явлениями. Г. Другое.

«Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников»

Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Всегда ли воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Осознают ли важность такого участия? Чаще всего, воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – поддерживать дисциплину. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.

ИТАК:

1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2.Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4.Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.

5.В время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой либо материал.

6.Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, игр, петь песни и т д.

7.Следить за правильным выполнением детьми движений

8.Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

9.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Воспитатели должны хорошо понимать, что воспитание гармонично - развитой личности идет прежде всего через музыку. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Воспитателю необходимо знать :

Все программные требования по музыкальному воспитанию,

Музыкальный репертуар, разучиваемый своей группой,

Быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях;

Уметь показывать образцы точного выполнения танцевальных движений, иметь навыки песенного исполнения;

Уметь проводить музыкальные занятия с детьми группы, в случае отсутствия музыкального руководителя,

Разучивать песенный и танцевальный репертуар с отстающими детьми;

Закреплять музыкальные впечатления детей с помощью прослушивания музыкальных произведений в группе, используя средства ТСО.

Использовать музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха, памяти, ритма в самостоятельной деятельности детей;

Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности;

Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя песни, танцы, музыкальные игры,

Использовать музыкальное сопровождение в организации занятий и режимных моментов,

Принимать активное участие в проведении музыкальных праздников, развлечений, досугов, кукольных спектаклей;

Готовить подборки поэтического материала к праздникам и развлечениям;

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала к праздникам.

Во время музыкального занятия роль воспитателя различается, в зависимости от частей занятия и задач, от чередования его активного участия или пассивного.

Так, например, во время слушания музыки :

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

При распевании, пении :

1. В распевании не участвует.

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Разучивая и закрепляя музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.