В третьяковской галерее открылся вернисаж "созвездие апшерона". Выставка «Созвездие Апшерона

Крымский Вал, 10, залы 80–82

Третьяковская галерея представляет амбициозный долгосрочный проект – серию выставок, знакомящих с изобразительным искусством республик, входивших в состав СССР, ныне являющихся независимыми государствами. Во второй половине ХХ века в собрание Галереи поступали лучшие образцы произведений живописи, графики, скульптуры из союзных республик. После распада СССР комплектование данного фонда прекратилось, но к началу 1990-х годов в музее уже сформировалась крупная коллекция, составляющая более 2 000 экспонатов. В России это единственная репрезентативная панорама уникального культурного феномена – изобразительного искусства национальных школ.

Последние 25 лет произведения из этого музейного фонда практически не выставлялись. Теперь, по прошествии десятилетий, настало время вдумчиво и непредвзято рассмотреть творчество шестидесятников, семидесятников и восьмидесятников из бывших советских республик. Специалистам Галереи представляется актуальной задача на основе музейной коллекции и произведений, привлеченных из других собраний, исследовать проблематику официального и неофициального искусства, выявить в нем наличие или отсутствие сущностных противоречий и общих черт, а также продемонстрировать поэтику, пластическое богатство и своеобразие живописи национальных школ.

Первая выставка проекта, организованная при поддержке Посольства Азербайджанской республики в Российской Федерации, представляет творчество художников Азербайджана. Основным источником комплектования коллекции азербайджанского искусства в Третьяковской галерее с 1945 года были в первую очередь выставки: всесоюзные и последовавшие за ними региональные, республиканские, групповые и, наконец, персональные. Наиболее плодотворный период комплектования совпал с заключительным этапом формирования азербайджанской национальной художественной школы, временем ее подъема, который пришелся на 1960–1980-е годы. Одновременно с пополнением коллекции шел процесс ее изучения, результатом которого стало издание в 2013 году седьмого тома каталога собрания Третьяковской галереи.

Насчитывающая более сотни живописных произведений, которые отличает исключительно высокий художественный уровень, коллекция дает представление об особенностях азербайджанской школы. Важной чертой собрания является почти полное отсутствие произведений, отражающих идеологическую конъюнктуру своего времени. Даже социальная заостренность, присущая живописи "сурового стиля" начала 1960-х годов, не нашла значительного места в работах, поступивших в музей за 40 лет.

Выставка "Созвездие Апшерона*" включает лучшие произведения азербайджанских мастеров из собрания Третьяковской галереи. Однако настоящий показ был бы невозможен без сотрудничества с Фондом Гейдара Алиева и с Фондом Марджани, которые выступили соорганизаторами выставки и поддержали привоз из Баку значительного по количеству и художественному качеству корпуса работ. Задача выставки - объединить в одной экспозиции полотна из коллекции Галереи, выполненные художниками, которых условно можно назвать "официальными", и произведения из азербайджанских музейных и частных собраний кисти тех живописцев, кто в советское время был лишен возможности широко выставлять свои работы. Такой разносторонний показ являет картину художественного процесса в Азербайджане во всей полноте. Кураторы предлагают отказаться от принятых стереотипов. Собранные вместе, произведения живописцев разных художественных полюсов демонстрируют, сколь много у них точек соприкосновения. Они не противостоят, а, скорее, тяготеют друг к другу, объединенные привязанностью к одному времени, системой образов, яркими метафорами, характерной цветностью колористической гаммы, особой пластикой. Эти явления представляют разные грани одного культурного явления – азербайджанской художественной школы.

Следуя характерным с конца 1950-х – начала 1960-х годов художественным поискам национальной идентичности, каждый из мастеров индивидуально воспринимал и перерабатывал народные традиции: фольклорные и мифологические сюжеты, орнаменты ковров, искусство миниатюры. Сквозной в азербайджанской живописи и в то же время личной у каждого художника была тема Апшерона. Это не просто полуостров на западном побережье Каспийского моря, не просто суровая скалистая земля, вода, отдающая серой, леса нефтяных вышек, йодистый запах моря и нефти. Апшерон - это символ родины, это древние селения и средневековые крепости, это место, где прошлое нерасторжимо срослось с настоящим, а будущее наследует их черты.

В 1960–1980-е годы творческий подъем переживали такие мастера, как Надир Абдурахманов, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде; обретали свой почерк Фархад Халилов, Мирнадир Зейналов, Геюр Юнус. В эти же годы на Апшероне сложилось сообщество художников, которое получило название "Апшеронская школа". Это Расим Бабаев, Тофик Джавадов, Джавад Мирджавадов, Ашраф Мурад, Камал Ахмед и Фазиль Наджафов.

Творчество мастеров, входивших в это содружество, принято считать неофициальным направлением в искусстве того времени. Вместе с тем азербайджанское искусство в этот период предстает явлением цельным, обладающим устойчивым набором признаков, отражающих особенности национального менталитета, мировосприятия, эстетического переживания окружающего мира.

Характерные черты азербайджанской школы - стремление к подчеркнуто острым композиционным решениям, широкой живописной технике, усиленной яркости колорита, свободе, раскованности письма.

Лидер "Апшеронской школы" Джавад Мирджавадов сочетал в своем стиле экспрессию, архаическую простоту и брутальность образов. Ашраф Мурад отличался от современников выбором тем и глубоким драматизмом своих картин. Экспонируемые произведения знакомят с пейзажами Страны огней и с ее жителями: апшеронскими сеятелями, нефтяниками, гостями свадеб. Индустриальная тема отражена в работах Расима Бабаева и Тофика Джавадова. Глубокая привязанность к Апшерону была у Саттара Бахлулзаде - мир, созданный на его полотнах, подобен сказке. Старый Баку и образы, словно пришедшие из далекого прошлого, оживают в скульптурах Фазиля Наджафова, материалом для которых послужил местный апшеронский известняк. Об одной из граней творчества Таира Салахова рассказывают его театральные эскизы.

Выставка демонстрирует самобытность азербайджанской школы, а также свидетельствует о значимости азербайджанского искусства как части не только нашей общей истории, но и общемирового художественного процесса.

Выставка «Созвездие Апшерона» открылась в Москве

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка «Созвездие Апшерона», на которой представлено несколько десятков работ азербайджанских художников 1960–1980-х годов из собрания Третьяковки, а также государственных и частных коллекций Азербайджана.

Вице-премьер Ольга Голодец отметила большое число гостей вернисажа, добавив, что уже с первого дня заложен успех экспозиции. «Такое количество гостей демонстрирует живой интерес к культуре Азербайджана и к тому периоду, который представлен на выставке», - сказала зампредседателя Правительства РФ. «Сегодняшняя выставка - это совершенно новый взгляд на искусство Азербайджана и я уверена, что экспозиция не оставит никого равнодушным: тепло Азербайджана, его краски, колорит вы почувствуете в каждом произведении», - отметила Ольга Голодец, обращаясь к гостям.

Со своей стороны Министр культуры РФ Владимир Мединский призвал всех гостей Третьяковской галереи начать знакомство с культурой Апшерона с экспозиции на Крымском Валу.

«Апшерон - полуостров обладающий, как считают в Азербайджане, особой творческой энергетикой. Я бы хотел посоветовать всем гостям Третьяковки начать знакомство с его культурой, конечно, с посещения, этой замечательной выставки, а потом можно отправиться и в солнечный Азербайджан», - сказал глава Минкультуры России.

Как рассказала Президент Фонда Гейдара Алиева, Посол Доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиева, выставка готовилась в течение года и охватывает период яркого всплеска азербайджанского искусства. «Здесь представлена целая школа, направление, которое нашло в последствии своих последователей. Сегодня в Азербайджане много молодых художников, чье творчество пронизано художественной эстетикой именно этого периода», - отметила она.

«Созвездие Апшерона» - первая экспозиция долгосрочного проекта, знакомящего с изобразительным искусством республик, входивших в состав СССР.

Коллекция произведений живописи, графики, скульптуры из союзных республик формировалась в Третьяковской галерее во второй половине 20-го века. После распада СССР комплектование данного фонда прекратилось, но к началу 1990-х годов в музее уже сформировалась крупная коллекция, насчитывающая более 2 тыс. произведений национальных художественных школ. Стоит отметить, что последние 25 лет произведения из этого музейного фонда практически не выставлялись.

Всего собрание Третьяковки насчитывает более сотни живописных произведений азербайджанских мастеров, а выставка «Созвездие Апшерона» включает лучшие из них. Кроме того, специально для экспозиции значительное количество работ было привезено из Азербайджана.

«Мы первый раз показываем вместе великолепную коллекцию азербайджанского искусства 50-80-х годов которая была аккумулирована в Третьяковской галерее и работы художников Азербайджана, хранящиеся в государственных и частных собраниях этой страны», - рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. По ее словам, одна из задач объединить в одной экспозиции полотна из коллекции галереи, выполненные художниками, которых условно можно назвать «официальными», и произведения из азербайджанских музейных и частных собраний кисти тех живописцев, кто в советское время был лишен возможности широко выставлять свои работы.

Сквозной темой экспозиции является тема Апшерона, которая познакомит посетителей с пейзажами Страны огней и с ее жителями: апшеронскими сеятелями, нефтяниками, гостями свадеб. Кроме того, особый интерес вызовут картины конца 1950-х – начала 1960-х годов, основная черта которых - поиск национальной идентичности. Каждый из мастеров индивидуально воспринимал и перерабатывал народные традиции: фольклорные и мифологические сюжеты, орнаменты ковров, искусство миниатюры.

Среди работ, произведения представителей «Апшеронской школы» - Расима Бабаева, Тофика Джавадова, Джавада Мирджавадова, Ашрафа Мурада, Камала Ахмеда и Фазиля Наджафова, а также Надира Абдурахманова, Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова, Саттара Бахлулзаде, Фархада Халилова и многих других.

Выставка организована Третьяковской галереей совместно с Фондом Гейдара Алиева и Фондом Марджани при поддержке посольства Азербайджана в РФ.

Выставка «Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов» открыта до 26 февраля 2017 года.


БАКУ, 19 янв - Sputnik, Алена Савельева. В Москве, в Третьяковской галерее на Крымском валу проходит выставка "Созвездие Апшерона". В экспозиции представлены работы азербайджанских художников 1960-1980-х годов. Корреспондент Sputnik пообщалась с куратором выставки и узнала, что такое "Апшеронская школа" и чем она интересна.

В трех залах Третьяковки разместились 67 экспонатов тринадцати представителей "Апшеронской школы" искусств. Здесь можно увидеть постимпрессионизм Саттара Бахлулзаде, индустриальные пейзажи Тофика Джавадова, "суровый стиль" Таира Салахова, мифологические сюжеты Джавада Мирджавадова, натюрморты Ашрафа Мурада и другие произведения азербайджанской живописи. Экспозиция интересна тем, что на ней представлены не только работы из собрания Третьяковской галереи, но и из музейных и частных коллекций Азербайджана.

Ольга Полянская, куратор выставки: "Созвездие Апшерона" — это партнерская выставка, в которой приняли участие Фонд Гейдара Алиева и Фонд Марджани. Они помогли нам привезти картины из Баку: из Национального музея искусств, Государственной картинной галереи, Музея современного искусства, а также из частных галерей Азербайджана. Название экспозиции было выбрано неслучайно - все представленные художники родились или выросли на Апшероне. Для них это был не просто полуостров Большого Кавказского хребта, а древний край, символизирующий Родину. В тот период искусство было мощным формированием национальной идентичности. На выставке мы постарались показать этот феномен азербайджанской художественной школы, которая в 60-80-е годы была на подъеме".

"Апшеронскую школу" трудно отнести к какому-либо течению. Безусловно, у ее представителей наблюдаются отголоски авангарда и нонконформизма, однако это свойственно, например, и ленинградской школе живописи. Здесь же границы стираются, одно переходит в другое и сливается в национальном своеобразии, которое так характерно азербайджанским художникам.

"Апшеронская школа", в первую очередь, — это сохранение традиционного колорита через изображение свадеб, семейного застолья или базара. Не менее важный образ для азербайджанских мастеров - это мифические существа (дивы), которые перекликаются с религиозными мотивами ("Свадьба", Джавад Мирджавадов). И, наконец, индустриальная тема, связанная с жизненным укладом полуострова ("Нефтяники", Тофик Джавадов). Что касается манеры исполнения, то художникам апшеронского круга свойственны яркие краски, экспрессивность и гротеск.

Выставка начинается с Саттара Бахлулзаде, работы которого стилистически выделяются из всех представленных художников. Живший на земле, пропитанной нефтью с постоянными запахами йода и серы, он создавал тонкие образы раннего утра, нетронутой природы, свежести и чистоты ("Древний огонь"). В его картинах можно заменить влияние постимпрессионизма и отголоски "Серебряного века" русской культуры, что, скорей всего, связано с его обучением в Московском художественном институте.

Рядом с Бахлулзаде картины его младшего современника — Тогрула Нариманбекова, воспитанника литовской школы живописи. Для него характерен изобразительный фольклор с повышенной экспрессивностью ("На эйлаге", "На полевом стане"). Народные мотивы Нариманбекова сменяются индустриальными сюжетами Джавадова и Абдурахманова.

Для азербайджанских мастеров промышленная тематика - это своеобразные пейзажи, нередко встречающиеся на Апшероне, а также неотъемлемая часть жизни полуострова, связанная, в первую очередь, с тяжким трудом. Об этом посетителям напоминает Мирнадир Зейналов. Его "Апшеронские сеятели" на фоне огненной земли будто вытесаны из камня. И это не преувеличение, при определенных условиях апшеронская земля, действительно, приобретает красноватый оттенок.

Индустриальный сюжет также изобразил Надир Абдурахманов ("Индустриальный Баку"). Но, а главной работой этой тематики стали "Нефтяники" Тофика Джавадова. Здесь присутствует драматический подтекст - уставшие от труда рабочие, которые противостоят морской стихии, изо дня в день добывают нефть. Интересно, что родной брат живописца Джавад писал совсем в другом стиле.

Ольга Полянская: "Самый яркий представитель Апшеронской школы - это Джавад Мирджавадов. Он был харизматичным художником, который обладал колоссальным влиянием на свое окружение. Его работы - это обращение к мифологическим сюжетам и архаическим пластам. Например, на картине "Фаэтон" на первом плане изображены дивы, а сзади можно увидеть домики - есть мнение, что это вход в иной мир. Другое произведение, "Свадьба", — это смешение реального и вымышленного, где традиционная азербайджанская женитьба и демонические существа сливаются в одно целое".

К мифологии также обращался Расим Бабаев ("Многоликий див"). Он писал, на первый взгляд, бытовые сюжеты, однако вместо людей у него были дивы. В его произведениях особенно выделяются экспрессия и гротеск, делающие из обычных сценок едкие сатиры. Например, работа "Мирза" — здесь див, дразнящий собаку, выглядит еще слабее и беспомощнее маленького животного.

    Выставка "Созвездие Апшерона"


  • Выставка "Созвездие Апшерона"

    © Sputnik / Alena Savelyeva


  • Выставка "Созвездие Апшерона"

    © Sputnik / Alena Savelyeva


  • Выставка "Созвездие Апшерона"

    © Sputnik / Alena Savelyeva


  • Выставка "Созвездие Апшерона"

    © Sputnik / Alena Savelyeva


  • Выставка "Созвездие Апшерона"

    © Sputnik / Alena Savelyeva


  • Выставка "Созвездие Апшерона"

    © Sputnik / Alena Savelyeva


  • Выставка "Созвездие Апшерона"

    © Sputnik / Alena Savelyeva

1 / 8

© Sputnik / Alena Savelyeva

Выставка "Созвездие Апшерона"

Если Бабаев высмеивает своих героев, то Камал Ахмед, наоборот, наполняет полотна драматизмом. В его картине "К свету" ярко прослеживается тема одиночества. Здесь лампа (свет) символ добра, а зверь олицетворяет агрессию.

Другой апшеронец — Геюр Юнус - также использует в своем творчестве символы. На холсте "Бакинцы" можно увидеть рыбу, что является христианским образом Спасителя и одновременно с этим символом Каспия. А зрительная схожесть "лампочек Ильича", воплощающих власть большевиков, и дурманящего мака говорит о том, что они схожи для людей. На картине также присутствуют надписи на арабском, что неудивительно, — Юнус был близок к каджарской (иранской) живописи.

К советским сюжетам обращался и Ашраф Мурад. В его репертуаре "Валентина Терешкова", "Голосование", "Девушка-спортсменка". Однако такой выбор тематики не означал приверженность к власти, а, скорее, наоборот. Ярким примером является картина "Голосование", где за гражданином на избирательном участке пристально наблюдает солдат с ружьем. Эта сцена создает образ несвободы.

Кроме работ по социальным мотивам, Мурад писал натюрморты ("Время помидоров", "Арбуз"), насыщенные красками и формами.

На выставке можно встретить и представителя "сурового стиля" Таира Салахова, который, ко всему прочему, работал для театра. Его эскиз декораций к спектаклю по пьесе Джамиля Алибекова "Смерть в Гюлистане" по мировосприятию и цветоощущениям отлично вписывается в апшеронскую живопись. В таких же оттенках работал и Фархад Халилов, который писал пейзажи полуострова - улочки, местечки и селения.

Ольга Полянская: "Кроме двенадцати художников, на выставке также можно встретить скульптора Фазиля Наджафова. Его присутствие в единственном числе компенсируется разнообразием работ - камень, бронза, мрамор, которые он, кстати, лично предоставил нам из своей мастерской. Интересны его скульптуры "Утро" и "Молящаяся", где, безусловно, есть философский подтекст - утро как начало жизни, а молящаяся перед сном женщина как её завершение. Наджафов всегда настаивает на том, чтобы эти два экспоната выставлялись вместе".

"Апшеронская школа" оказала большое влияние на последующих мастеров и предопределила дальнейшее развитие азербайджанского искусства, у многих художников и по сей день встречаются стилистические отголоски того времени.

Знакомство с искусством Азербайджана стало первым событием в рамках долгосрочного проекта Третьяковской галереи к 100-летию образования СССР. Целью таких показов является приобщение россиян к живописи бывших союзных республик, а также развитие сотрудничества с государственными музеями ныне независимых государств.

Выставка «Созвездие Апшерона» на Крымском Валу представит более 60 живописных произведений и 11 скульптур азербайджанских художников как официального, так и неофициального направлений

Государственная Третьяковская галерея
15 ноября 2016 - 26 февраля 2017
Москва, ул. Крымский Вал, 10, залы 80–82

Выставка азербайджанских художников «Созвездие Апшерона» станет первой в серии выставок Третьяковской галереи, знакомящих зрителя с изобразительным искусством бывших союзных республик, а ныне независимых государств. Фонды ГТГ в советское время пополнялись лучшими образцами произведений искусства союзных республик - эта коллекция насчитывает более 2 000 экспонатов. Это репрезентативная подборка выдающихся произведений национальных школ, которая с момента развала СССР практически не выставлялась.

Коллекции-участники: Государственная Третьяковская галерея, Фонд Гейдара Алиева, Фонд Марджани, Национальный музей искусств Азербайджана, Государственная картинная галерея Азербайджана, Международная конфедерация союзов художников, частные собрания

Художники: Н. Абдурахманов, К. Ахмедов, С. Бахлулзаде, М. Зейналов, Дж. Мирджавадов, А. Мурад, Г. Юнусов; скульптор Ф. Наджафов.

Сегодня настало время вдумчиво и непредвзято рассмотреть искусство 1960–80-х годов из бывших союзных республик. Задача проекта видится в том, чтобы представить в едином пространстве искусство официальное и неофициальное, выявить в нем сходства и различия, продемонстрировать своеобразие национальных школ живописи.

Комплектование коллекции азербайджанского искусства в ГТГ велось с 1945 года. Наиболее плодотворный этап пополнения коллекции пришелся на период расцвета азербайджанской национальной художественной школы в 1960–1980-х годах. В итоге азербайджанская коллекция Третьяковской галереи насчитывает более сотни живописных произведений. При этом среди них практически нет работ откровенно идеологического толка. Даже социальная заостренность, характерная для «сурового стиля» начала 1960-х годов, не нашла большого отражения в коллекции, собиравшейся на протяжении 40 лет.

На выставке помимо работ из коллекции ГТГ представлены также работы из Фонда Гейдара Алиева, Фонда Марджани и ряда других музеев и частных коллекций. Это работы, которые условно можно назвать «официальными», и произведения тех художников, кто был лишен возможности широко выставляться в Советском Союзе. Собранные вместе, эти произведения с разных художественных полюсов демонстрируют много точек соприкосновения. Они тяготеют друг к другу, их объединяет одно время, одна система образов, яркие метафоры, особая пластика и характерная цветовая гамма. Это разные грани одного культурного явления - азербайджанской художественной школы.

Каждый из мастеров национальной школы по-своему осмысливал народные традиции: местный фольклор и мифологию, орнаменты, искусство миниатюры. Сквозной темой для представителей азербайджанской школы живописи стала тема Апшерона. Для них это был не просто полуостров на побережье Каспия, - это был символ родины, символ нерасторжимой связи истории страны с её настоящим и будущим.


В 1960–80-е годы творческий подъем переживали такие мастера, как Надир Абдурахманов, Тогрул Нариманбеков, Таир Салахов, Саттар Бахлулзаде; обретали свой почерк Мирнадир Зейналов, Фархад Халилов, Гейюр Юнусов. В эти же годы на Апшероне сложилось сообщество художников, которое получило название «Апшеронская школа». Это Расим Бабаев, Джавад Мирджавадов, Тофик Джавадов, Камал Ахмед, Ашраф Мурад и Фазиль Наджафов. Творчество мастеров этого содружества принято считать неофициальным направлением в искусстве того времени.

Лидер «Апшеронской школы» Джавад Мирджавадов сочетал в своем стиле экспрессию, архаическую простоту и брутальность образов. Ашраф Мурад отличался от современников выбором тем и глубоким драматизмом своих картин. Экспонируемые произведения знакомят с пейзажами Страны огней и с ее жителями: апшеронскими сеятелями, нефтяниками, гостями свадеб. Индустриальная тема отражена в работах Расима Бабаева и Тофика Джавадова. Глубокая привязанность к Апшерону была у Саттара Бахлулзаде - мир, созданный на его полотнах, подобен сказке. Старый Баку и образы, словно пришедшие из далекого прошлого, оживают в скульптурах Фазиля Наджафова, материалом для которых послужил местный апшеронский известняк. Об одной из граней творчества Таира Салахова рассказывают его театральные эскизы.

Выставка демонстрирует самобытность азербайджанской школы, а также свидетельствует о значимости азербайджанского искусства как части не только нашей общей истории, но и общемирового художественного процесса.

Источник : пресс-релиз ГТГ

  • 19.04.2019 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис - автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
  • 17.04.2019 18 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет 151-й аукцион, в каталог которого вошли свыше 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, исторических бумаг и открыток на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
  • 17.04.2019 18 апреля 2019 года «Русская эмаль» проводит Аукцион антикварных открыток и филателии № 6. В каталоге - 225 лотов
  • 16.04.2019 В субботу, 20 апреля, «Антиквариум» проведет два очных аукциона. В 15:00 начнется аукцион «Литература и искусство Бронзового века» (№ 54), а сразу же после его завершения - «Не все по рублю» (№ 55)
  • 16.04.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это семь живописных работ, одиннадцать лотов оригинальной графики и две работы в смешанной технике
  • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
  • 16.01.2019

На Крымском Валу открыта выставка "Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960-х — 1980-х годов", сделанная Третьяковской галереей вместе с Фондом Гейдара Алиева и Фондом Марджани. У Третьяковской галереи большие виды на искусство стран бывшего СССР


Фонд искусства союзных республик Третьяковская галерея начала собирать сравнительно поздно — после войны, когда республик стало больше, локальные версии авангардов были задушены, а бывшие авангардисты, те, что уцелели, перевоспитаны. Сейчас у Третьяковки созрел план постепенно показывать национальные (то есть советские республиканские) школы — с тем, чтобы в 2022-м, к 100-летию образования СССР, представить их содружество в блокбастере "Союз нерушимый республик свободных". "Созвездие Апшерона" стало первым опытом в этой выставочной программе, и по нему совершенно очевидно, что одного третьяковского фонда для "республиканского" проекта недостаточно: чтобы он не выглядел ностальгическим официозом в стиле "back in the USSR", необходимо сотрудничество с государственными музеями и частными коллекциями стран распавшейся советской империи. Ведь работы для третьяковской коллекции закупались на республиканских и всесоюзных выставках — то, что не укладывалось в прокрустово ложе партийно-идеологического отбора, оседало на местах. На этой выставке, помимо самой Третьяковки, работы из собраний Национального музея искусств Азербайджана, Государственной картинной галереи Азербайджана, Музея современного искусства Баку, Международной конфедерации союзов художников, Фонда Марджани, галерей, коллекций художников. Следующую выставку в Третьяковке обещают посвятить искусству Советской Латвии. До 2022 года, конечно, далеко, но сейчас как-то сложно представить себе сотрудничество музея — флагмана российской официальной культурной политики с музеями Украины и Грузии, плодотворный диалог с Туркменистаном или нерушимый союз Азербайджана с Арменией. Остается надеяться на чудеса музейной дипломатии. Впрочем, на "Созвездии Апшерона" трудно найти нормализованное советское искусство, во всяком случае, как его представляли себе в Москве.

Нет, конечно, и нонконформизмом в строгом ленинградском понимании — не иметь никаких отношений с официальной системой искусства, не получать дипломов советских худвузов, не вступать в творческие союзы, не халтурить в худкомбинате или издательствах, творить между сменами в каптерках-кочегарках — Апшеронская школа не была. Все, кого к ней относят, получили профессиональное образование в академических институтах Москвы или Ленинграда — только Джавад Мирджавадов (1923-1992), вокруг которого в 1960-е и сплотился кружок апшеронских эскапистов, сбежавших на пленэр из Баку, не уехал из Азербайджана учиться. И, похоже, ничего не потерял: его дикая, даже по меркам фовистов и группы "Мост", живопись 1970-х — первое, в связи с чем на ум само собой приходит антисоветское слово "трансавангард", прозвучавшее по ту сторону железного занавеса. По преданию, Мирджавадов, опасаясь обыска, закопал в апшеронский песок самые несоветские — по сюжетам и манере — из своих картин, а потом не смог найти место погребения. И все же некоторые апшеронцы благополучно выставлялись, получали почетные звания и государственные награды, исполняли вполне официальные заказы на вполне стандартные пропагандистские темы — чего мы, к счастью, не найдем на выставке. Некоторые, но не все.

Младший брат Джавада Мирджавадова, Тофик Джавадов (1925-1963), выглядит куда более академичным и сдержанным по рисунку, форме и индустриальным сюжетам, связанным с нефтедобычей, так что немудрено заподозрить его в заказной халтуре,— ан нет. Он при жизни вообще не выставлялся, нефтеналивные цистерны украшают его пейзажи не по воле партии и правительства, но из любви к родине — как ее характерная примета. А огромное полотно "Нефтяники" (1956), воспроизведенное на афише третьяковской выставки, и вовсе оказалось никому не нужно после смерти художника, переходило из рук в руки и едва не сгнило на помойке. Правда, джавадовские нефтяники уезжают с буровой с такими трагическими лицами, словно им предстоит не встреча с домом, а вавилонское пленение, так что сейчас уже толком не понять, чем картина могла не устроить выставкомы — вырвиглаз-колоритом или этим странным трагизмом. Жаль, на третьяковской выставке нет превосходных "Ленина в Смольном" и "Портрета Крупской" кисти Ашрафа Мурада (1925-1979) — они стали сенсацией азербайджанского павильона на прошлой Венецианской биеннале. Но зато из знаменитой мурадовской серии 1970-х годов, где иконостас вождей и знатных людей Советской страны превращается в собрание зловещих призраков Большого террора, есть "Космонавт Валентина Терешкова" и "Голосование" — скорбный персонаж заполняет бюллетень под пристальным взглядом красноармейца с винтовкой. И это вовсе не диссидентская ирония — это отражение кошмара, каким обернулась жизнь художника, избитого в советской социалистической милиции до потери рассудка. Помидоры, арбузы, купальщицы в бикини — все цветы апшеронской жизни видятся Ашрафу Мураду трагическими сгустками красочной материи, возникающими из мрака бытия.

На венецианской выставке, кроме братьев Джавадовых и Ашрафа Мурада, показали картины Расима Бабаева (1927-2007) и скульптуру Фазиля Наджафова (род. в 1935). На "Созвездии Апшерона" Фазиль Наджафов представлен, во-первых, большими каменными изваяниями, этакими "половецкими бабами", дивной пластики и изумительно тонкого чувства материала, известняка и мрамора, как в "Верблюде" или "Отдыхающем",— вероятно, в позднесоветские годы такие формалистические отклонения списывались на счет предельно допустимого республиканского ориентализма. Во-вторых, показана наджафовская бронза 1970-х, языком аллегории рассказывающая о событиях 1930-х,— добрая половина апшеронцев принадлежит к поколению бакинских мальчиков-сирот, лишившихся отцов в 1937-м или 1938-м. Что же до Расима Бабаева, Третьяковка вытащила из своих недр суровостильный "Нефтеналив" 1963 года, видимо, чтобы подчеркнуть общесоветскую природу бабаевского искусства и поставить его в один ряд с таким образцом "сурового стиля", как Таир Салахов. И напрасно: настоящий Бабаев - это бесконечная сага о дивах и драконах. Причем дивные "дивы" Бабаева не всегда пребывают в сказочном, фантастическом мире — иногда они принимают человеческие обличья и вылазят на грешную советскую землю, чтобы задушить в объятиях вконец почерневшего от их "поздравлений" товарища со свеженькой звездой Героя Соцтруда на груди. Это писанное в 1979-м "Поздравление" смотрится не меньшей антисоветчиной, чем весь соц-арт Комара и Меламида.

К венецианской пятерке стоит добавить еще нескольких третьяковских экспонентов, выбирая их не по количеству орденов, званий и высоких постов, а по качеству невозможно раскованной в цвете, форме, композиции, стилистических ориентирах и мистическом духе живописи, чтобы выстроить модель несоветского азербайджанского искусства. Например, поэтичнейшего постимпрессиониста Саттара Бахлулзаде (1909-1974), пуантельно-вангоговская манера которого сложилась к середине 1960-х, а ноктюрн "Каспийская красавица" 1961 года еще балансирует на грани возможного в "суровом стиле", вступая в диалог с поздним Моне. Или экспрессиониста-фантаста Камала Ахмеда (1940-1994), в чьей мистической космогонии Низами и Физули заменяют Маркса с Лениным, а Матисс и Пиросмани — Репина с Серовым. Или Гейюра Юнуса (род. в 1948), разрабатывающего национальный азербайджанский стиль с оглядкой на каджарскую живопись и изобретающего старинный Азербайджан, как Орхан Памук — Стамбул.

И тогда возникнет конструкция несоветского искусства советского Азербайджана, не нуждающаяся в опоре ни на какие "нерушимые союзы". И ее можно будет смело включать в систему "интернационального трансавангарда" Акилле Бонито Оливы, наряду с Франческо Клементе, Энцо Кукки, Сандро Киа, Райнером Феттингом и Жан-Мишелем Баскья. Выставочная политика Третьяковской галереи сегодня руководствуется милой Министерству культуры РФ идеей, что наша оптика искажена искусственным разделением на официальное и неофициальное и что все это был единый и неделимый художественный процесс. Непонятно только, к чему эта точка зрения бывшим союзным республикам. Им, казалось бы, гораздо выгоднее утверждать, что наша оптика искажена искусственным разделением на советское и антисоветское и что лучшие мастера их школ, советских поневоле, претендуют на место в Центре Помпиду, а не в бывших советских социалистических московских музеях.

"Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960-х — 1980-х годов". Третьяковская галерея на Крымском Валу, до 26 февраля