Бунин рассказы. Краткая биография бунина самое главное

"Руся", краткое содержание которого приведено в этой статье, входит в знаменитый цикл писателя о любви "Темные аллеи". Над рассказами Бунин работал в эмиграции, живя во Франции, но писал при этом о России, о которой сильно тосковал. Большинство из них были впервые изданы в годы Второй Мировой войны.

Рассказ Бунина "Руся", краткое содержание которого вы сейчас читаете, начинается с описания прибытия поезда, следующего по маршруту "Москва - Севастополь" на небольшую станцию. В самом престижном вагоне первого класса едет семейная пара. Жена облокачивается на плечо мужа, а он задумчиво смотрит в окно.

В этот момент он начинает рассказывать о том, как когда-то жил в этой местности на каникулах. В одной из дачных усадеб он тогда работал репетитором. По его воспоминаниям, местность здесь была весьма скучной, большой помещичий дом был в запустении и сильно обеднел. Запущен был и большой сад, и озеро за ним, которое со временем стало превращаться в болото. Но господин еще умудрялся по этому озеру катать девушку в бедном сарафане из ситца.

Руся

В рассказе Ивана Бунина "Руся", краткое содержание которого представлено в этой статье, рассказывается, что полное имя этой девушки было Маруся. В семье же ее звали по-простому - Русей. Она была художницей, студенткой Строгановского училища живописи. В эти же места приезжала отдохнуть на лето.

В рассказе "Руся" Иван Бунин описывает, как живописна была и сама героиня. Мощная и длинная черная коса, смуглое личико, которое украшали темные родинки, нос правильной формы и вьющиеся волосы. Она была очень похожа на мать, которая была рождена восточной княжной. При этом Руся почти всегда была медлительной и меланхоличной.

Отец ее был офицером в отставке. Как и дочь, сухой и молчаливый, лишнего слова из него было не вытянуть. Правда, был еще и брат. В отличие от остальных своих родственников, милый, веселый и простой. Его как раз и учил рассказчик в своей молодости.

Жена тут же интересуется у него, был ли он в те годы влюблен в Русю. Тот признается в этом. Причем влюблен без памяти и рассудка. Руся отвечала ему взаимностью, по крайней мере, ей так самой казалось. Тут господин прерывает свой рассказ и предлагает отправиться спать. Его же спутница теперь непременно хочет узнать, чем закончится эта история.

Муж говорит, что до простого банально. Он уехал, а не женился на Русе, потому что предчувствовал встречу со своей нынешней супругой.

Воспоминания молодости

В рассказе Бунина "Руся", краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывается, что супруга господина засыпает. А сам он всю ночь курит и вспоминает то самое лето.

В рассказе "Руся" Бунина И. А., краткое содержание дает полное представление о сюжете, рассказывается, что Руся поначалу пристально приглядывалась к главному герою. И только потом решилась заговорить. Вскоре предложила ему покататься по озеру. Правда, лодка была гнилой, с небрежно заделанными дырками и одним веслом. Но никого это не смутило.

Во время речной прогулки рассказчик просит Русю положить рядом с ней свой картуз, но вместо этого она страстно прижимает его к груди, говоря, что будет беречь. В тот момент у него дрогнуло сердца. Прогулка оканчивается длительным поцелуем.

Уже на следующий день в саду они объясняются друг другу в любви. Они договариваются о свидании вечером на том же месте. Главное - быть максимально осторожными. Мать Руси пристально следит за дочерью.

Ночное свидание

В рассказе Бунина "Руся" (краткое содержание в статье) описывается, что девушка пришла на берег реки с пледом, перекинутым через руку. Они сели в лодку и отправились на противоположный берег.

В ту ночь между ними состоялась близость. Рассказчик бросил девушку на корму, а та с помутившейся головой исступленно обняла его.

Печальный финал

Этот удивительный роман закончился уже через неделю. Рассказчика с позором выгнали из дома. Оказалось, что полоумная мать Руси все это время за ними следила. В очередной раз она застала их, когда молодые люди после обеда сидели в гостиной, прикоснувшись головами. Они рассматривали картинки в старых номерах журнала "Нева" и разговаривали о любви.

Безумная мать Руси взяла у своего сына старинный пистолет. Мальчик заряжал его только порохом, чтобы стрелять по воробьям. Женщина выстрелила в рассказчика, а затем ударила его пистолетом по лбу. После это громко закричала, что если ее дочь сбежит с ним, то она обещает в тот же день повеситься или сброситься с крыши.

Русю она заставила выбирать между ней самой и ее любимым. Девушка со слезами на глазах была вынуждена выбрать мать.

С тех пор прошло около 20 лет. И вот рассказчик вновь оказался в этих местах. На следующий день после завтрака они отправляются пить кофе. Жена обращает внимание, что ее муж добавляет в напиток слишком много коньяка и допускает, что он до сих пор не может забыть свою дачную девицу и грустит. В ответ супруг только печально подтверждает эти предположения.

Анализ рассказа

В рассказе Ивана Бунина "Руся", краткое содержание и анализ приведены в этой статье, автор противопоставляет два мира. Первый - будничный и обычный, в котором живет сейчас рассказчик. Второй - романтический и яркий, построенный на воспоминаниях его юности.

В самом тексте рассказа можно наблюдать, как все преображается, когда к главному герою приходит любовь. Озеро-болото и разваливающийся дом ему уже не кажутся такими, все его внимание обращено к возлюбленной.

Это яркий пример лирической прозы Бунина, в которой ощущается стремление автора к идеалу. В рассказе открытый финал, читатель понимает, что в душе героя что-то произошло. Но что именно, предстоит определить ему самому.


Рассказ Ивана Алексеевича Бунина "Ночлег" - самый поздний из цикла "Темные аллеи": он был написан в марте 1849 года.

Целью написания рассказа является, в некоторой мере, завершение цикла "Темные аллеи", потому что он, если присмотреться повнимательнее, есть зеркальное отображение рассказа "Темные аллеи", открывающего этот цикл. В произведении описывается небольшой, но значимый эпизод из жизни главного героя. Также цель рассказа - показать, что человек, в своей страсти напоминающий, порой, животное, был убит животным. Я думаю, что это очень похоже на пословицу.

Главный герой рассказа не назван нам по имени, Бунин называет его просто "марроканец".

Лишая героя имени он еще больше указывает на сходство марроканца с животным, что помогает раскрыть основную мысль произведения. По описанию героя мы можем заметить сходство с Николаем Алексеевичем из первого рассказа цикла: например, "лицо, изъеденное оспой" и "по углам верхней губы курчавились жесткие черные волосы". Вряд ли это случайное совпадение. Марроканец страшный человек, мы можем заметить это из описания его глаз: "синеватые белки, выделяющиеся не сухом и рябом темном лице", а они - зеркало души. С помощью речи марроканца раскрывается основная мысль текста: в его словах часто используется повтор для того, чтобы мы поняли состояние героя:лихорадочное, бешеное.

Например:"Сядь возле меня на минутку, сядь, сядь, послушай... только послушай..."

Как и почти во всех рассказах И.А. Бунина, пейзаж играет очень важную роль. Вот, например, город поначалу выглядит для марроканца вымершим. В самом деле, посреди темного, заброшенного места только небольшой островок света - площадь с постоялым двором. По-моему, очевидно, что у марроканца с хромающей лошадью, голодного и усталого, не было другого выхода, как остановиться на этом постоялом дворе на ночь. Это вносит некий элемент случайности, как и в рассказе "Темные аллеи". Также в описании пейзажа используется антитеза: долина идет между перевалами, соаершенно отличающимися друг от друга. С одной стороны шумит горный поток, светлячки сияют как драгоценные камни... А с другой - древняя каменистая дорога и темный, почти нежилой городок. Это напоминает мне два мира. И марроканец из первого направляется во второй, из мира живых - в мир мертвых.

Читая этот рассказ, мы понимаем, что все кончено, ничего не изменить - марроканец мертв. Бунин не сообщает нам ничего, что происходит дальше - жизнь героя заканчивается одновременно с рассказом.

Рассказ заставляет нас задуматься над проблемой поведения людей в порывах страсти. Это чувство нельзя даже приблизить к любви, оно животное, дикое. И это, по-моему, и хотел показать нам Иван Алексеевич Бунин.

Обновлено: 2017-11-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ночлег

Это случилось в одной глухой гористой местности на юге

Была июньская ночь, было полнолуние, небольшая луна стояла

в зените, но свет ее, слегка розоватый, как это бывает в жаркие

ночи после кратких дневных ливней, столь обычных в пору

цветения лилий, все же так ярко озарял перевалы невысоких гор,

покрытых низкорослым южным лесом, что глаз ясно различал их до

самых горизонтов.

Узкая долина шла между этими перевалами на север. И в тени

от их возвышенностей с одной стороны, в мертвой тишине этой

пустынной ночи, однообразно шумел горный поток и таинственно

плыли и плыли, мерно погасая и мерно вспыхивая то аметистом, то

топазом, летучие светляки, лючиоли. Противоположные

возвышенности отступали от долины, и по низменности под ними

пролегала древняя каменистая дорога. Столь же древним казался

на ней, на этой низменности, и тот каменный городок, куда в

этот уже довольно поздний час шагом въехал на гнедом жеребце,

припадавшем на переднюю правую ногу, высокий марокканец в

широком бурнусе из белой шерсти и в марокканской феске.

Городок казался вымершим, заброшенным. Да он и был таким.

Марокканец проехал сперва по тенистой улице, между каменными

остовами домов, зиявших черными пустотами на месте окон, с

одичавшими садами за ними. Но затем выехал на светлую площадь,

на которой был длинный водоем с навесом, церковь с голубой

статуей Мадонны над порталом, несколько домов, еще обитаемых, а

впереди, уже на выезде, постоялый двор. Там, в нижнем этаже,

маленькие окна были освещены, и марокканец, уже дремавший,

очнулся и натянул поводья, что заставило хромавшую лошадь

бодрей застучать по ухабистым камням площади.

На этот стук вышла на порог постоялого двора маленькая,

тощая старуха, которую можно было принять за нищую, выскочила

круглоликая девочка лет пятнадцати, с челкой на лбу, в

эспадрильях на босу ногу, в легоньком платьице цвета блеклой

глицинии, поднялась лежавшая у порога огромная черная собака с

гладкой шерстью и короткими, торчком стоящими ушами. Марокканец

спешился возле порога, и собака тотчас вся подалась вперед,

сверкнув глазами и словно с омерзением оскалив белые страшные

зубы. Марокканец взмахнул плетью, но девочка его предупредила:

Негра! -- звонко крикнула она в испуге, -- что с тобой?

И собака, опустив голову, медленно отошла и легла, мордой

к стене дома.

Марокканец сказал на дурном испанском языке приветствие и

стал спрашивать, есть ли в городе кузнец, -- завтра нужно

осмотреть копыто лошади, -- где можно поставить ее на ночь и

найдется ли корм для нее, а для него какой-нибудь ужин? Девочка

с живым любопытством смотрела на его большой рост и небольшое,

очень смуглое лицо, изъеденное оспой, опасливо косилась на

черную собаку, лежавшую смирно, но как будто обиженно, старуха,

тугая на ухо, поспешно отвечала крикливым голосом: кузнец есть,

работник спит на скотном дворе рядом с домом, но она сейчас его

разбудит и отпустит корму для лошади, что же до кушанья, то

пусть гость не взыщет: можно сжарить яичницу с салом, но от

ужина осталось только немного холодных бобов да рагу из

овощей... И через полчаса, управившись с лошадью при помощи

работника, вечно пьяного старика, марокканец уже сидел за

столом в кухне, жадно ел и жадно пил желтоватое белое вино.

Дом постоялого двора был старинный. Нижний этаж его

делился длинными сенями, в конце которых была крутая лестница в

верхний этаж, на две половины: налево просторная, низкая

комната с нарами для простоте люда, направо такая же

просторная, низкая кухня и вместе с тем столовая, вся по

потолку и по стенам густо закопченная дымом, с маленькими и

очень глубокими по причине очень толстых стен окнами, с очагом

в дальнем углу, с грубыми голыми столами и скамьями возле них,

скользкими от времени, с каменным неровным полом. В ней горела

керосиновая лампа, свисавшая с потолка на почерневшей железной

цепи, пахло топкой и горелым салом, -- старуха развела на очаге

огонь, разогрела прокисшее рагу и жарила для гостя яичницу,

пока он ел холодные бобы, политые уксусом и зеленым оливковым

маслом. Он не разделся, не снял бурнуса, сидел, широко

расставив ноги, обутые в толстые кожаные башмаки, над которыми

были узко схвачены по щиколке широкие штаны из той же белой

шерсти. И девочка, помогая старухе и прислуживая ему, то и дело

пугалась от его быстрых, внезапных взглядов на нее, от его

синеватых белков, выделявшихся на сухом и рябом темном лице с

узкими губами. Он и без того был страшен ей. Очень высокий

ростом, он был широк от бурнуса, и тем меньше казалась его

голова в феске. По углам его верхней губы курчавились жесткие

черные волосы. Курчавились такие же кое-где и на подбородке.

Голова была слегка откинута назад, отчего особенно торчал

крупный кадык в оливковой коже. На тонких, почти черных пальцах

белели серебряные кольца. Он ел, пил и все время молчал.

Когда старуха, разогрев рагу и сжарив яичницу, утомленно

села на скамью возле потухшего очага и крикливо спросила его,

откуда и куда он едет, он гортанно кинул в ответ только одно

Далеко.

Съевши рагу и яичницу, он помотал уже пустым винным

кувшином, -- в рагу было много красного перцу, -- старуха

кивнула девочке головой, и, когда та, схватив кувшин, мелькнула

вон из кухни в ее отворенную дверь, в темные сени, где медленно

плыли и сказочно вспыхивали светляки, он вынул из-за пазухи

пачку папирос, закурил и кинул все так же кратко:

Внучка?

Племянница, сирота, -- стала кричать старуха и

пустилась в рассказ о том, что она так любила покойного брата,

отца девочки, что ради него осталась в девушках, что это ему

принадлежал этот постоялый двор, что его жена умерла уже

двенадцать лет тому назад, а он сам восемь и все завещал в

пожизненное владение ей, старухе, что дела стали очень плохи в

этом совсем опустевшем городке...

Марокканец, затягиваясь папиросой, слушал рассеянно, думая

что-то свое. Девочка вбежала с полным кувшином, он, взглянув на

нее, так крепко затянулся окурком, что обжег кончики острых

черных пальцев, поспешно закурил новую папиросу и раздельно

сказал, обращаясь к старухе, глухоту которой уже заметил:

Мне будет очень приятно, если твоя племянница сама

нальет мне вина.

Это не ее дело, -- отрезала старуха, легко переходившая

от болтливости к резкой краткости, и стала сердито кричать:

Уже поздно, допивай вино и иди спать, она сейчас будет

стелить тебе постель в верхней комнате.

Девочка оживленно блеснула глазами и, не дожидаясь

приказания, опять выскочила вон, быстро затопала по лестнице

А вы обе где спите? -- спросил марокканец и слегка

сдвинул феску с потного лба.

Тоже наверху?

Старуха закричала, что там слишком жарко летом, что когда

нет постояльцев, -- а их теперь почти никогда нет! -- они спят

в другой нижней половине дома, -- вот тут, напротив, -- указала

она рукой в сени и опять пустилась в жалобы на плохие дела и на

то, что все стало очень дорого и что поэтому поневоле

приходится брать дорого и с проезжих...

Я завтра уеду рано, -- сказал марокканец, уже явно не

слушая ее. -- А утром ты дашь мне только кофе. Значит, ты

можешь теперь же счесть, сколько с меня следует, и я сейчас же

расплачусь с тобой. -- Посмотрим только, где у меня мелкие

деньги, -- прибавил он и вынул из-под бурнуса мешочек из

красной мягкой кожи, развязал, растянул ремешок, который

стягивал его отверстие, высыпал на стол кучку золотых монет и

сделал вид, что внимательно считает их, а старуха даже

привстала со скамьи возле очага, глядя на монеты округлившимися

Наверху было темно и очень жарко. Девочка отворила дверь в

душную, горячую темноту, в которой остро светились щели

ставней, закрытых за двумя такими же маленькими, как и внизу,

окнами, ловко вильнула в темноте мимо круглого стола посреди

комнаты, отворила окно и, толкнув, распахнула ставни на сияющую

лунную ночь, на огромное светлое небо с редкими звездами. Стало

легче дышать, стал слышен поток в долине. Девочка высунулась из

окна, чтобы взглянуть на луну, не видную из комнаты, стоявшую

все еще очень высоко, потом взглянула вниз: внизу стояла и,

подняв морду, глядела на нее собака, приблудным щенком

забежавшая откуда-то лет пять тому назад на постоялый двор,

выросшая на ее глазах и привязавшаяся к ней с той преданностью,

на которую способны только собаки.

Негра, -- шепотом сказала девочка, -- почему ты не

Собака слабо взвизгнула, мотнув вверх мордой и кинулась к

отворенной двери в сени.

Назад, назад! -- поспешным шепотом приказала девочка.

На место!

Собака остановилась и опять подняла морду, сверкнув

красным огоньком глаз.

Что тебе надо? -- ласково заговорила девочка, всегда

разговаривавшая с ней, как с человеком. -- Почему ты не спишь,

глупая? Это луна так тревожит тебя?

Как бы желая что-то ответить, собака опять потянулась

вверх мордой, опять тихо взвизгнула. Девочка пожала плечом.

Собака была для нее тоже самым близким, даже единственным

близким существом на свете, чувства и помыслы которого казались

ей почти всегда понятными. Но что хотела выразить собака

сейчас, что ее тревожило нынче, она не понимала и потому только

строго погрозила пальцем и опять приказала притворно сердитым

На место. Негра! Спать!

Собака легла, девочка еще немного постояла у окна,

подумала о ней... Возможно, что ее тревожил этот страшный

марокканец. Почти всегда встречала она постояльцев двора

спокойно, не обращала внимания даже на таких, что с виду

казались разбойниками, каторжниками. Но все же случалось, что

на некоторых кидалась она почему-то как бешеная, с громовым

ревом, и тогда только она одна могла смирить ее. Впрочем, могла

быть и другая причина ее тревоги, ее раздражения -- эта жаркая,

без малейшего движения воздуха и такая ослепительная,

полнолунная ночь. Хорошо слышно было в необыкновенной тишине

этой ночи, как шумел поток в долине, как ходил, топал копытцами

козел, живший на скотном дворе, как вдруг кто-то, -- не то

старый мул постоялого двора, не то жеребец марокканца, -- со

стуком лягнул его, а он так громко и гадко заблеял, что,

казалось, по всему миру раздалось это дьявольское блеяние. И

девочка весело отскочила от окна, растворила другое, распахнула

и там ставни. Сумрак комнаты стал еще светлее. Кроме стола, в

ней стояли у правой от входа стены, изголовьями к ней, три

широких кровати, крытые только грубыми простынями. Девочка

откинула простыню на первой от входа кровати, поправила

изголовье, вдруг сказочно осветившееся прозрачным, нежным

голубоватым светом: это был светляк, севший на ее челку. Она

провела по ней рукой, и светляк, мерцая и погасая, поплыл по

комнате. Девочка легонько запела и побежала вон.

В кухне во весь свой рост стоял спиной к ней марокканец и

что-то негромко, но настойчиво и раздраженно говорил старухе.

Старуха отрицательно мотала головой. Марокканец вздернул

плечами и с таким злобным выражением лица обернулся к вошедшей

девочке, что она отшатнулась.

Готова постель? -- гортанно крикнул он.

Все готово, -- торопливо ответила девочка.

Но я не знаю, куда мне идти. Проводи меня.

Я сама провожу тебя, -- сердито сказала старуха. -- Иди

Девочка послушала, как медленно топала она по крутой

лестнице, как стучал за ней башмаками марокканец, и вышла

наружу. Собака, лежавшая у порога, тотчас вскочила, взвилась и,

вся дрожа от радости и нежности, лизнула ей в лицо.

Пошла вон, пошла вон, -- зашептала девочка, ласково

оттолкнула ее и села на пороге. Собака тоже села на задние

лапы, и девочка обняла ее за шею, поцеловала в лоб и стала

покачиваться вместе с ней, слушая тяжелые шаги и гортанный

говор марокканца в верхней комнате. Он что-то уже спокойнее

говорил старухе, но нельзя было разобрать что. Наконец он

сказал громко:

Ну, хорошо, хорошо! Только пусть она принесет мне воды

для питья на ночь.

И послышались шаги осторожно сходившей по лестнице

Девочка вошла в сени навстречу ей и твердо сказала:

Я слышала, что он говорил. Нет, я не пойду к нему. Я

его боюсь.

Глупости, глупости! -- закричала старуха. -- Ты,

значит, думаешь, что я опять сама пойду с моими ногами да еще в

темноте и по такой скользкой лестнице? И совсем нечего бояться

его. Он только очень глупый и вспыльчивый, но он добрый. Он все

говорил мне, что ему жалко тебя, что ты девочка бедная, что

никто не возьмет тебя замуж без приданого. Да и правда, какое

же у тебя приданое? Мы ведь совсем разорились. Кто теперь у нас

останавливается, кроме нищих мужиков!

Чего ж он так злился, когда я вошла? -- спросила

Старуха смутилась.

Чего, чего! -- забормотала она. -- Я сказала ему, чтобы

он не вмешивался в чужие дела... Вот он и обиделся...

И сердито закричала:

Ступай скорей, набери воды и отнеси ему. Он обещал

что-нибудь подарить тебе за это. Иди, говорю!

Когда девочка вбежала с полным кувшином в отворенную дверь

верхней комнаты, марокканец лежал на кровати уже совсем

раздетый: в светлом лунном сумраке пронзительно чернели его

птичьи глаза, чернела маленькая коротко стриженная голова,

белела длинная рубаха, торчали большие голые ступни. На столе

среди комнаты блестел большой револьвер с барабаном и длинным

дулом, на кровати рядом с его кроватью белым бугром была

навалена его верхняя одежда... Все это было очень жутко.

Девочка с разбегу сунула на стол кувшин и опрометью кинулась

назад, но марокканец вскочил и поймал ее за руку.

Погоди, погоди, -- быстро сказал он, потянув ее к

кровати, сел, не выпуская ее руки, и зашептал: -- Сядь возле

меня на минутку, сядь, сядь, послушай... только послушай...

Ошеломленная, девочка покорно села. И он торопливо стал

клясться, что влюбился в нее без памяти, что за один ее поцелуй

даст ей десять золотых монет... двадцать монет... что у него их

целый мешочек...

И, выдернув из-под изголовья мешочек красной кожи,

трясущимися руками растянул его, высыпал золото на постель,

Вот видишь, сколько их у меня... Видишь?

Она отчаянно замотала головой и вскочила с кровати. Но он

опять мгновенно поймал ее и, зажав ей рот своей сухой, цепкой

рукой, бросил ее на кровать. Она с яростной силой сорвала его

руку и пронзительно крикнула:

Он опять стиснул ей рот вместе с носом, стал другой рукой

ловить ее заголившиеся ноги, которыми она, брыкаясь, больно

била его в живот, но в ту же минуту услыхал рев вихрем

мчавшейся по лестнице собаки. Вскочив на ноги, он схватил со

стола револьвер, но не успел даже курка поймать, мгновенно

сбитый с ног на пол. Защищая лицо от пасти собаки,

растянувшейся на нем, обдававшей его огненным псиным дыханием,

он метнулся, вскинул подбородок -- и собака одной мертвой

хваткой вырвала ему горло.

В русской литературе великому писателю и поэту XIX-XX столетия, Ивану Алексеевичу Бунину, отведено особое место. Этот автор был первым, кто получил при жизни Нобелевскую премию за достойные заслуги в русском литературном творчестве. Его поклонниками были не только жители нашей страны, но и читатели из ближнего и дальнего зарубежья.

Искусный мастер слова красиво излагал свою мысль, грамотно выстраивал собственные убеждения и превосходно передавал слушателю все великолепие русской природы, чарующей своими необыкновенными красками и пейзажами. Бунин затрагивал многие темы в своих творческих шедеврах – любовь к родине, крестьянскую жизнь, нелепость революционных переворотов в России, трагичный финал человеческого бытия и страстные отношения влюбленных сердец.

Каждое произведение Ивана Алексеевича пробуждает определенные чувства, читатель вдохновляется откровенностью автора и душевно переживает вместе с главными героями, словно вживаясь в роль вымышленных людей. Все поклонники творчества великого русского писателя находят в произведениях Бунина что-то родное и душевное.

Иван Бунин был превосходным писателем и необыкновенным поэтом. Живописные описания природных явлений, болезненные переживания за родную страну, воодушевленные лозунги и тоска о любимой женщине… Все эти темы повествуют каждому новому поколению о важном, жизненном, что нельзя игнорировать и сложно забыть. Читать произведения талантливого русского писателя нужно с особой внимательностью, только таким способом можно понять всю искренность и правдивость человеческой жизни.

Творчество Ивана Алексеевича Бунина

Уникальный писатель оставил после себя множество литературных произведений: мелодичные стихи, интригующие рассказы, впечатляющий роман и многочисленные прозы. Автор часто занимался переводческой деятельностью, поэтому в списке его работ также можно встретить известные романы зарубежных писателей, с сюжетом которых русские читатели смогли ознакомиться благодаря профессионально выполненной работе Ивана Алексеевича.

Произведения Бунина интересны и познавательны для каждого. Его рассказы с удовольствием прочитывают школьники во время изучения творчества великого русского автора по программе. Среди его поклонников множество людей среднего и зрелого возраста. Эти люди, прожившие долгую жизнь, вдохновляются гуманностью и откровенностью Ивана Алексеевича. Автор часто увлекался философией, любил размышлять о жизни и смерти, словно пытался заглянуть за грань бытия. Свои размышления он излагал в творчестве.

Литератора волновали многие проблемы человечества. Он болел всей душой за свою страну, видел гибельные последствия для родины, спровоцированные революционным процессом. Его всегда угнетала несправедливость по отношению к бедным крестьянам, проживающим в скудных деревнях и часто испытывающих потребность в самом необходимом.

Рассказы Бунина

Все свои переживания Бунин открыто описывал в рассказах. В творческих произведениях он затрагивал многие темы, достаточно близкие для каждого гражданина нашей страны. Самые интригующие рассказы знаменитого русского писателя, с увлекательной сюжетной линией, были опубликованы в уникальном сборнике «Темные аллеи».

«Темные аллеи» были написаны вдали от родины, на французской земле, в период эмиграции Ивана Алексеевича. Первая книга вышла в свет в 1943 году. Она состоит из трех частей, практически все рассказы из этого великолепного сборника посвящены любовной теме.

1 часть:

✔«Кавказ»
✔«Баллада»
✔«Стёпа»
✔«Муза»
✔«Поздний час»

2 часть:
✔«Руся»
✔«Красавица»
✔«Дурочка»
✔«Антигона»
✔«Смарагд»
✔«Гость»
✔«Волки»
✔«Визитные карточки»
✔«Зойка и Валерия»
✔«Таня»
✔«В Париже»
✔«Галя Ганская»
✔«Генрих»
✔«Натали»

3 часть:
✔«В одной знакомой улице»
✔«Речной трактир»
✔«Кума»
✔«Начало»
✔«Дубки»
✔«Барышня Клара»
✔«Мадрид»
✔«Второй кофейник»
✔«Железная шерсть»
✔«Холодная осень»
✔«Пароход «Саратов»»
✔«Ворон»
✔«Камарг»
✔«Сто рупий»
✔«Месть»>
✔«Качели»
✔«Чистый понедельник»
✔«Часовня»
✔«Весной, в Иудее»
✔«Ночлег»

Кроме рассказов из сборника «Темные аллеи», Иван Алексеевич написал и другие известные произведения, впечатляющие оригинальной сюжетной линией, ярким повествованием и остротой мысли.

Рассказ «Темные аллеи», краткое содержание

Иван Алексеевич Бунин написал свой самый любимый рассказ в 1938 году. Сюжет основан на теме любви, а главное литературное направление выполнено в стиле неореализм. Впервые, произведение было опубликовано в издании «Новая земля» (Нью-Йорк) в 1943 году.

Главный герой рассказа «Темные аллеи» - шестидесятилетний мужчина, Николай Алексеевич. Он был военным, имел жену и сына, а в прошлом, у него была любимая женщина по имени Надежда, но по определенным обстоятельствам, их отношения не сложились.

Бывшая возлюбленная, женщина 48 лет, была хозяйкой постоялого двора. Надежда искренне любила Николая Алексеевича, и даже факт предательства с его стороны (ведь именно он был инициатором разрыва), не повлиял на ее чувства. Всю жизнь она оставалась преданной любимому человеку, поэтому так и не вышла замуж.

В произведении также действует персонаж Клим, служащий кучером Николая Алексеевича.

Основная сюжетная линия рассказа выстраивается на случайной встрече двух бывших возлюбленных людей. Их внезапный разговор, после тридцатилетней разлуки, пробуждает откровенность. Герой признается Надежде, что все эти годы был глубоко несчастлив и сожалеет о содеянном в молодости поступке. Только сейчас он признался ей, да и самому себе, что потерял в тот момент самое дорогое, что могло быть в его жизни. Сопоставляя все события прошлого и настоящего, Николай Алексеевич задумывается о том, как могла бы сложиться его судьба, если бы он не отказался от любимой женщины и построил с ней супружескую жизнь.

В этом рассказе автор размышляет о самой серьезной проблеме человечества – любви, открытой и страстной, ревностной и трагичной, радостной и болезненной…Подвластно ли время настоящим чувствам? Могут ли года стереть с памяти и сердца влюбленного человека настоящие чувства? Или пролетающие годы оставляют только след приятных воспоминаний, которые часто согревают душу человека в несчастные времена? На все эти вопросы читатель может получить ответ, если прочтет романтическое и несколько трагичное произведение И.А. Бунина – «Темные аллеи».

Рассказ «Чистый понедельник», краткое содержание

В 1944 году Бунин написал еще один интересный рассказ, который также вошел в сборник «Темные аллеи» - «Чистый понедельник». Это произведение также относится к неореализму и имеет любовный сюжет. Здесь четко просматривается антитеза, художественный прием, направленный на детальное противопоставление образов главных героев, их бытовой жизни, духовности и других важных аспектов.

Главный герой рассказа дерзко красивый и молодой юноша из Пензенской губернии. Он влюблен в прекрасную девушку. Произведение основывается на душевном рассказе этого человека.

Его возлюбленная, красивая смуглая девушка с темными волосами и черными глазами, проживает на съемной квартире в Москве. В финальной части рассказа, она уходит в монастырь. Именно об этой, чертовски красивой и обаятельной героине, юноша повествует свою историю любви.

Их романтические отношения складывались в большом городе. Молодой человек одаривал возлюбленную подарками и цветами, они много времени проводили вместе, ходили на концерты, в рестораны и в театр.

Молодые люди были замечательной парой, они эффектно смотрелись друг с другом. Он – красивый и веселый парень, внешне схожий на итальянского мачо. Она – молчаливая, но достаточно умная красотка, внешность которой была сопоставима с чертами персидских и индийских девушек.

Молодой человек был вдохновлен ее красотой и грациозностью, но его всегда угнетала ее равнодушие по отношению к нему. Казалось, что в ее сердце живет только любовь и уважение к родному отцу, а милый избранник был словно приложение к повседневной жизни главной героине.

Однажды, юноша сделал предложение своей возлюбленной, но получил в ответ отказ. Несмотря на это, он ждал и верил, что её равнодушие рано или поздно исчезнет, а вместо этого нелепого чувства, в сердце избранницы проснется настоящая любовь.

Их отношения продолжились, и вскоре, во время посещения Новодевичьего монастыря, что произошло в Прощеное воскресенье, девушка открывает возлюбленному свою тайну. Она искренне увлечена жизнью монастыря, часто посещает религиозные заведения и даже мечтает уйти из обыденной жизни в этот мир. Парень в замешательстве, он не ожидал от своей невесты таких признаний.

В конце рассказа, молодой человек описывает ее внезапный отъезд в город Тверь. О своем решении она поведала юноше в раннее утро, это была их последняя встреча за пределами монастыря. Парень долго тосковал о возлюбленной, вел беспутный образ жизни, часто посещал кабаки. Эта разлука словно перечеркнула всю его жизнь. Она ушла в монастырь, и вернуть ее в свои объятия, уже не представляется возможным.

Спустя годы, в Чистый понедельник, он посетит Архангельский собор, где среди шествующих монахинь крестного хода, заметит очаровательные темные глаза свой любимой…

Этот рассказ поражает читателя глубиной раскрытой тематики, заставляя каждого из нас задуматься о смысле человеческой и духовной жизни. Главная героиня сделала свой выбор, отдав чистую и светлую любовь взамен религиозным убеждениям. Интригующая сюжетная линия придется по душе каждому читателю, уважающему искренние чувства любви и свободный выбор человека.