"Гранатовый браслет": тема любви в произведении Куприна. Гранатовый браслет: главные герои, проблематика, анализ

Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

(«Болезнь любви неизлечима…»)

Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев.

Любовь… Слово, обозначающее самое трепетное, нежное, романтическое и вдохновенное чувство, присущее человеку. Однако люди часто путают любовь с влюбленностью. Настоящее же чувство овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые невероятные поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение. Но любовь - это не всегда радость, взаимное чувство, счастье, данное двоим. Это ещё и разочарование от неразделенной любви. Человек не может разлюбить по желанию.

Каждый большой художник посвятил немало страниц этой «вечной» теме. Не обошел её стороной и А. И. Куприн. Писатель на всем протяжении своего творчества проявлял огромный интерес ко всему прекрасному, сильному, искреннему и естественному. К великим радостям жизни он относил и любовь. Его повести и рассказы «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» повествуют об идеальной любви, чистой, безграничной, прекрасной и могучей.

В русской литературе, пожалуй, нет более сильного по эмоциональному воздействию на читателя произведения, чем «Гранатовый браслет». Куприн прикасается к теме любви целомудренно, благоговейно и в то же время нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано всё. Разве можно говорить о любви после «Тристана и Изольды», после сонетов Петрарки и «Ромео и Джульетты» Шекспира, после пушкинского стихотворения «Для берегов отчизны дальней», лермонтовского «Не смейся над моей пророческой тоскою», после «Анны Карениной» Толстого и чеховской «Дамы с собачкой»? Но у любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя радость, своё счастье, своя печаль и боль, и своё благоухание.

Рассказ «Гранатовый браслет» является одним из самых печальных произведений о любви. Куприн признался, что он плакал над рукописью. А если произведение заставляет автора и читателя плакать, то это говорит о глубокой жизненности того, что создано писателем и о его великом таланте. У Куприна есть много произведений о любви, об ожидании любви, о трогательных её исходах, о её поэзии, тоске и вечной юности. Он всегда и всюду благословлял любовь. Тема рассказа «Гранатовый браслет» - любовь до самоуничижения, до самоотречения. Но интересно то, что любовь поражает человека самого обыкновенного - канцелярского чиновника Желткова. Такая любовь, мне кажется, была дарована ему свыше как награда за безрадостное существование. Герой рассказа уже не молод, и его любовь к княгине Вере Шеиной придала смысл его жизни, наполнила её вдохновением и радостью. Любовь эта была смыслом и счастьем только для Желткова. Княгиня Вера считала его безумцем. Она не знала его фамилии и ни разу не видела этого человека. Он только присылал ей поздравительные открытки и писал письма, подписываясь Г. С. Ж.

Но однажды, в день именин княгини, Желтков решился на дерзость: он прислал ей в подарок браслет старинной работы с прекрасными гранатами. Опасаясь, что её имя может быть скомпрометировано, брат Веры настаивает на возвращении браслета владельцу, а муж и Вера соглашаются.

В порыве нервного возбуждения Желтков признается князю Шеину в любви к его жене. Это признание трогает до глубины души: «Я знаю, что не в силах разлюбить её никогда. Что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно - смерть…» Любовь за долгие годы стала болезнью, неизлечимой болезнью. Она поглотила всю его сущность без остатка. Желтков жил только этой любовью. Пусть княгиня Вера и не знала его, пусть он не мог открыть ей свои чувства, не мог обладать ею… Это не главное. Главное - он любил её возвышенною, платоническою, чистою любовью. Ему достаточно было просто видеть её иногда и знать, что у неё всё хорошо.

Последние слова любви к той, что была смыслом его жизни долгие годы, Желтков написал в своем предсмертном письме. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать это письмо, в котором надрывно и изумительно звучит рефрен: «Да святится имя твоё!» Особую силу рассказу придает то, что любовь предстает в нём как неожиданный подарок судьбы, опоэтизированный и озаряющий жизнь. Любовь Желткова как луч света среди обыденности, среди трезвой реальности и устоявшегося быта. От такой любви нет лекарства, она неизлечима. Избавлением может служить только смерть. Эта любовь замкнута в одном человеке и несет разрушительную силу. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни заботы о будущем счастье людей, - пишет Желтков в письме, - для меня вся жизнь заключается в вас». Это чувство вытесняет все другие помыслы из сознания героя.

Особую силу и горечь повествованию придает и осенний пейзаж, безмолвное море, пустые дачи, травянистый запах последних цветов.

Любовь по Куприну, - это страсть, это сильное и настоящее чувство, возвышающее человека, пробуждающее лучшие качества его души; это правдивость и честность в отношениях. Свои мысли о любви писатель вложил в уста генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться».

Мне кажется, что сегодня практически невозможно встретить такую любовь. Любовь Желткова - романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей. Княгиня Вера поняла, что настоящая любовь, которая дается человеку лишь раз в жизни и о которой мечтает каждая женщина прошла мимо неё.

Признанным мастером любовной прозы считается Александр Куприн, автор повести «Гранатовый браслет». «Любовь - бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, про которую сказано «сильна, как смерть». Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость», - вот такая любовь коснулась обычного чиновника средней руки Желткова.

Он раз и навсегда влюбился в Веру. Причем не обычной любовью, а той, которая бывает раз в жизни, божественной. Вера не придает значения чувствам своего обожателя, живет полной жизнью. Выходит замуж за тихого, спокойного, хорошего со всех сторон человека князя Шеина. И начинается ее тихая, спокойная жизнь, не омраченная ничем, ни печалью, ни радостью.

Особая роль отведена дяде Веры – генералу Аносову. В его уста Куприн вкладывает слова, которые являются темой повести: «...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Таким образом, Куприн в своей повести хочет показать истрию любви, пусть безответной, но тем не менее от этой безответности не ставшей менее сильной и не перешедшей в ненависть. О такой любви, по мнению генерала Аносова, мечтает любой человек, но получает далеко не каждый. А у Веры, в ее семейной жизни, такой любви нет. Есть другое – уважение, взаимное, друг к другу. Куприн в своей повести стремился показать читателям, что такая возвышенная любовь уже уходит в прошлое, остались лишь немногие люди, такие как телеграфист Желтков, которые способны на нее. А ведь многие, подчеркивает автор, вовсе не в состоянии понять глубинного смысла любви.

Да и сама Вера не понимает, что ей судьбой даровано быть любимой. Конечно, она дама, занимающая определенное положение в обществе, графиня. Наверное, благополучного исхода у такой любви быть и не могло. Куприн наверняка сам понимает, что Вера не в сотоянии связать свою жизнь с «маленьким» человеком Желтковым. Хотя все же и оставляет ей один шанс на то, чтобы прожить в любви оставшуюся жизнь. Вера свой шанс быть счастливой упустила.

Идея произведения

Идеей повести «Гранатовый браслет» становится вера в силу истинного, всепоглащающего чувства, которому ни страшна и сама смерть. Когда у Желткова пытаются отнять единственное – его любовь, когда его хотят лишить возможности видеть возлюбленную, тогда он решает добровольно умереть. Таким образом Куприн пытается сказать, что жизнь без любви бессмысленна. Это чувство, не знающее временных, социальных и иных преград. Недаром имя у главной – Вера. Верит Куприн, что его читатели очнутся и поймут, что не только материальными ценностями богат человек, но богат внутренним миром, душой. Красной нитью через всю повесть проходят слова Желткова «Да святится имя Твое» , - вот идея произведения. Каждая женщина мечтает услышать такие слова, но дается большая любовь только Господом и далеко не всем.

Введение

Любое художественное произведение «воплощает картину жизни так, как её увидел и организовал автор»,1 поэтому оно в художественной форме обязательно и многообразно отражает присутствие автора. По точному замечанию Л. Н. Толстого, «цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть <…> единство самобытного нравственного отношения автора к предмету».

Отношение автора к изображаемому является основой идейного смысла произведения, и его выражению подчинены все художественные средства, среди которых особое место занимает композиция. В понятии композиция (от лат. compositio - расстановка, составление) обычно объединяют различные аспекты организации текста произведения, его построения. Анализ композиции дает возможность выявить позицию автора, если она прямо не выражена или выражена неоднозначно, что, в свою очередь, позволяет глубже проникнуть в идейный смысл произведения, понять своеобразие творческой манеры писателя.

Творчество А. И. Куприна постоянно привлекает внимание читателей и исследователей не только многообразием и социальной остротой тем, но и тонким лиризмом описания чувств, пристальным вниманием к жизни отдельной человеческой души. В его произведениях большое место занимает тема любви («Олеся», «Леночка», «Ветка сирени», «Суламифь» и др.), к которой писатель относится трепетно и благоговейно как к высочайшей человеческой ценности.

К безусловным шедеврам любовной «лирики» А. И. Куприна относится рассказ «Гранатовый браслет», который, на наш взгляд, привлекает молодого читателя прежде всего тем, что в нём описаны многообразные проявления любовного чувства: основной сюжет как бы сопровождают несколько «историй любви», рассказанных героями. Прямой авторской оценки этих историй в тексте нет, однако известно, что в процессе работы над рассказом Куприн в письмах разным корреспондентам неоднократно давал свою оценку изображаемому. Так в письме к Ф. Батюшкову он писал: «Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть»2. Выявить позицию автора и, соответственно, понять глубину авторского замысла, на наш взгляд, помогает анализ композиции произведения

1Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы:учебное пособие: М.: Дрофа,2006, с. 70

2Быстров В.Н. А.И.Куприн//Русские писатели,XXвек. Библиографический словарь.

2 частях. Ч.1.-М.:Просвещение,1998 с.717

Несмотря на то, что в литературоведении творчество А. И. Куприна достаточно хорошо изучено (В.Н. Афанасьев, П.Н. Берков, А.А. Волков, Ф.И. Кулешов и др.) и описаны общие принципы построения его произведений, аспектному анализу композиция рассказа «Гранатовый браслет», по нашим данным, не подвергалась. Это обусловило актуальность выбора темы и определило научную новизну исследования. Кроме того, в 2015 году исполняется 145 лет со дня рождения писателя, и обращение к его творчеству особенно актуально для нас, земляков.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования содержащихся в ней материалов при изучении творчества А.И. Куприна на уроках литературы.

Объектом данного исследования является композиция рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Предмет исследования - композиционные средства выражения авторской позиции.

Цель исследования - выявить и описать композиционные средства выражения авторской позиции для более глубокого понимания идейного смысла произведения.

Задачи исследования:

1) изучить теоретический материал о композиции художественного текста и ее средствах;

2) выявить и описать композиционные средства выражения позиции автора по отношению к описанным проявлениям любовного чувства, которая прямо в тексте не выражена.

Главным методом исследования является описательно-аналитический.

Изученный теоретический материал и анализ текста позволил нам сформулировать следующую гипотезу : позиция автора в отношении к описанным в рассказе историям любви прямо не выражена, а может быть раскрыта на основе анализа композиционных средств, в числе которых эпиграф, система образов-персонажей, заглавный образ-символ. Настоящей любовью, по мнению автора, является возвышенная бескорыстная жертвенная любовь, способная преобразить человека и стать сильнее смерти.

Структура исследования:

1) анализ различной литературы по проблеме с целью определения степени изученности избранной темы;

2) изучение композиционных средств выявления авторской позиции в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

3) обобщение и вывод.

Работа состоит из введения, основной части,заключения,списка использованной литературы.

1. Композиция художественного текста и ее средства.

1.1.Понятие «композиция».

В словаре С.И.Ожегова понятие «композиция» объясняется как «строение, соотношение и взаимное расположение частей».3

В литературоведении под композицией понимают «взаимную соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств».4

Членение текста не случайно - оно обусловлено тем, как автор представляет устройство созданного им художественного мира и построения рассказа о нем. Композиционные приемы служат расстановке нужных автору акцентов и определенным образом стимулируют и организуют читательское восприятие, обладая «уникальной энергией эстетического воздействия».5

Построение литературного произведения - феномен многоплановый, имеющий различные аспекты. Оно включает в себя и расстановку персонажей, и расположение воссоздаваемых событий в тексте произведения, и особенности изображения предметного мира произведения, и внутреннего мира героев, и динамику способов повествования, и соотнесенность собственно речевых единиц. Композиционные средства определенным образом корректируют и углубляют те значения и смыслы, которые несут предметный и речевой пласты произведения.

1.2.Типы композиции.

Принято разграничивать так называемую внешнюю и внутреннюю композицию. Первую называют архитектоникой, она обычно связана с членением непрерывного в своей сущности текста на части. В произведении бывает значимо как деление текста на части и главы, так и отсутствие такового, наличие эпиграфов или посвящений, вставных новелл и эпизодов, наличие авторских отступлений.

Внутренняя композиция обусловлена структурой художественного мира, созданного в произведении, в ней обычно выделяют композицию повествования, композицию сюжета, композицию образов.

Композиция повествования - это организация точки зрения на изображаемый мир. Она может не зависеть от архитектоники произведения, ног может и пересекаться с ней (как сигналы композиции «текст в тексте» или знаки изменения субъекта повествования). Выбирая тот или иной способ организации повествования, автор стремится достичь определенного художественного эффекта, донести до читателя свое представление о жизни. Композиция повествования обычно включает следующие компоненты:

- количество повествователей и закономерности их выбора: важно не только то, один или несколько рассказчиков избраны автором для организации повествования, но и то, кто эти рассказчики по отношению к изображаемым событиям и их участникам, как они связаны между собой (и связаны ли вообще);

-устойчивые композиционно-речевые формы (в какой форме их рассказ оказывается доступен читателю): это может быть рассказ, как бы предназначенный кому-либо из персонажей и лишь «подслушанный» читателем; это может быть как бы случайно раскрывшийся для читателя разговор героя с самим собой (внутренний монолог, дневник, сон и пр.)

Художественный мир произведения - это, прежде всего, система образов , так или иначе соотносимая с реальным миром. В произведении обычно выделяют:

Мир людей;

Мир природы (живой и неживой);

Мир вещей;

Пространство и время.

Каждый из этих «миров», в свою очередь, обладает собственной композицией, «так как представляет собой совокупность определенных для каждого конкретного произведения элементов, поставленных в определенные отношения и включенных в художественный мир»6. Каждый образ создается с помощью системы средств и приемов, которые используются автором в разных комбинациях и в разной последовательности. В этом смысле можно говорить о композиции каждого отдельного образа.

Вывод по главе 1

Таким образом, мы видим, что литературно-художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент которой занимает в ней определенное место, связан с другими элементами, а их совокупность составляет художественное целое. Анализ композиции - это многоаспектная и объемная задача. При этом следует иметь в виду, что «любое построение есть выбор одного или нескольких существующих вариантов».7Выделяя и исследуя композиционные особенности произведения, мы понимаем, что в них выражено своеобразие мышления автора и существенные признаки созданной им картины мира

3Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.1998,с.288

4Хализев В.Е.Теория литературы.-М.:высшая школа,2000,с.262

5Хализев В.Е.Теория литературы.-М.:высшая школа,2000,с.262

6,7Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы: учебное пособие: М.: Дрофа,2006, с. 108

Проанализировать в полном объеме в рамках одного исследования композицию рассказа А.И.Куприна не представляется возможным, поэтому мы сосредоточились лишь на тех композиционных средствах, которые помогли нам выявить позицию автора, его взгляд на сущность любви. Среди этих средств эпиграф, система персонажей, заглавный образ-символ.

в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

2.1.Роль эпиграфа в выявлении идейного смысла произведения.

Эпиграф относится к факультативным элементам композиции. Если он есть, то его основная задача - подчеркнуть, выделить самое главное в содержании или форме художественного текста.

Среди писателей-реалистов, к которым принадлежал А.И. Куприн, сильны были критические настроения по отношению к действительности, в их произведениях преобладала социальная проблематика. На этом фоне рассказ о любви «Гранатовый браслет» был воспринят как драма любви бедного чиновника к высокопоставленной и богатой даме, и этот социальный мотив до сих пор многими воспринимается как один из главных.

Рассказу «Гранатовый браслет» А.И. Куприн предпослал необычный эпиграф: L.Vа n Веthо v е n . 2 Sо n . (ор. 2, № 2). Это указание на одно из ранних произведений знаменитого немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого А.И.Куприн, не будучи, по его собственному признанию, знатоком музыки, знал и любил. По мнению одного из исследователей, влияние музыки Бетховена «сказывается не только на настроении рассказа, но и усиливает и углубляет психологизм при описании любовного чувства».8 Можно сказать, что эпиграф указывает на необходимость соотнести композицию сонаты и рассказа, а это, в свою очередь, помогает выявить и прояснить замысел автора.

В первой части сонаты - a llegro vivace - показано сияние светской жизни, которая «манит своими обольщениями, сердце отзывается мечтой о счастье, но контрапунктом проходит тревожная мелодия,предупреждающая о недолговечности мечты».9 Таково и начало рассказа: тонко выписанный осенний пейзаж, холодноватая светскость княгини Веры Шеиной. Как в сонате, с главной темой переплетается побочная и оттеняет ее, так и в рассказе рядом с княгиней Верой - ее сестра. Короткая реплика автора о том, что прежняя страстная влюбленность Веры в мужа давно перешла в чувство дружбы, и довольно пространная «история любви» Анны, которая терпеть не могла своего мужа. Несколько музыкальных фраз из первой части сонаты, по мнению музыковедов, юмористически представляющих фигуру «папаши Гайдна», которому она посвящена, соотносятся с описанием фигуры генерала Аносова, несколько не соответствующего светской гостиной княгини.

Во второй (центральной) части coнaты - Largo Aрраssiопаtо - в теплую напевную мелодию постепенно вторгается тема судьбы, переданная в мерных скорбных аккордах, но готовая прорваться трагедия не получает выхода и дальнейшего развития. Третья часть - виртуозное скерцо - аллегретто - возвращает к светскому блеску: внутренний драматизм как бы прячется под покровом салонного изящества. Центральная часть рассказа - «история любви» телеграфиста Желткова к княгине Вере, - также полная скрытого драматизма, не развивается и ничем не заканчивается: она проходит мимо княгини, которая возвращается к светским обязанностям и больше всего боится показаться смешной своему окружению.

В одном из писем сам А.И.Куприн признавался: «Есть ор. № 2, Largo Арраssiопаtо у Бетховена; оттуда вся соль моей повести». Подлинным «действующим лицом» музыка становится в финале рассказа, когда после прощания с ушедшим из жизни Желтковым Вера просит пианистку Женни Рейтер сыграть ей эту сонату. «Она узнала с первых же аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто раздвоилась. Она единовременно думала, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя, почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение и еще против ее желания? И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это было как будто бы куплеты, которые заканчивались словами «Да святится имя твое!»…

8Рассказова Л.В.Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. 2007.№7.С. 8 - 12, с.107

9Расссказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»// Литература в школе. 2007. №7. С. 8 - 12, с. l1

Впечатление от музыки преображает душу Bepы и заставляет по-новому осмыслить все пережитое, Но преображение переживает и caм герой. Принимая решение уйти из жизни, он прощается с любимой и, боясь испугать ее своим поступком, смягчает удар, погружая любимую женщину в мир музыки, которая говорит с ней на языке любви. Совершая духовный подвиг самопожертвования и бескорыстия, заурядный бедный чиновник с забавной фамилией становится Великим Возлюбленным. Так обращение к музыке Бетховена помогает автору создать в произведении образ идеальной любви - любви трагической, но высокой, которая преображает душу человека и побеждает смерть.

2.2. Система персонажей и ее роль в выявлении авторской позиции.

Известно, что персонажи одного произведения представляют собой систему, в которой, как правило, выделяются главные и второстепенные, участвующие в сюжете и так называемые внесюжетные персонажи. Несмотря на то, что жанр рассказа предполагает ограниченный объем повествования и небольшое число действующих лиц, произведение А.И.Куприна включает около двух десятков персонажей, среди которых только четыре принимают непосредственное участие в развитии сюжета: княгиня Вера Шеина, ее муж князь Василий Львович, ее брат князь Николай Николаевич Булат-Тугановский, с одной стороны, и бедный чиновник Желтков - с другой. Они противопоставлены в первую очередь по сословному принципу, это определяет движение сюжета. Возмущенные подарком Желткова, нарушающим принятые в светском обществе правила, князья, защищая репутацию Веры, решают его наказать и отправляются к нему на квартиру

Прямое столкновение действующих лиц происходит, когда Василий Львович и Николай отдают Желткову его неуместный и скандальный, на их взгляд, подарок - гранатовый браслет. В блестяще написанной сцене Куприн показывает, как вначале оробевший и смущённый визитом Желтков постепенно, несмотря на угрозы пришедших, обретает уверенность, понимая, что в этот момент он нравственно и эмоционально сильнее и выше этих господ.

Так в этой маленькой комнатке сталкиваются два мироощущения, и читатель реально чувствует присутствие той любви, о которой, по словам генерала Аносова, «грезят все женщины». Кульминационная сцена объяснения раскрывает позицию автора, который показывает, что для любви не существует сословных барьеров, и маленький человек оказывается духовно выше высокородных господ. Не случайно князь Василий в конце разговора замечает: «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».10

Не менее важную роль в раскрытии авторского замысла играют второстепенные (внесюжетные) персонажи, количество которых не типично для жанра рассказа (их более десятка, включая гостей в доме Шеиньrх). С их помощью автор не просто создает жизненный фон, на котором разворачивается история любви бедного чиновника к знатной

даме, но и дает читателю возможность познакомиться с разными проявлениями любовного чувства, чтобы показать свое понимание настоящей любви. Рассмотрим роль некоторых из них.

Безусловно, главная роль среди внесюжетных персонажей отводится генералу Аносову. Простой и мужественный человек, видевший «часто и близко перед глазами своими опасность и смерть», он обладал тем уникальным жизненным опытом, которьй заставил Веру более серьезно отнестись к истории с письмами и браслетом, подаренным незнакомым телеграфистом. Именно генералу Аносову принадлежат пророческие слова: «<…> может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины...».11Генерал Аносов высказывает своеобразную формулу любви, которая потом поверяется сюжетом и внесюжетными историями: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».12

В уста Аносова Куприн вкладывает несколько вставных новелл о любви. Они никак не продвигают сюжета, даже тормозят его, но необходимы для раскрытия идейного смысла произведения. Первый рассказ о любовной истории, пережитой самим генералом в молодости. Вторая - о молодом прапорщике, влюбленном в жену полкового командира. И третья история о храбром и мужественном капитане, жертвовавшем своею жизнью ради спасения ничтожного человека, которого любила его жена. Эти на первый взгляд достаточно заурядные истории, рассказанные после того, как читатель уже знает о

подаренном Вере гранатовом браслете, помогают высветить разные грани любовного чувства, чтобы понять отношение к нему автора.

История молодого Аносова повествует о его влюбленности в «молодую болгарочку», пылком и страстном чувстве, которое связало на короткое время двух молодых людей. Это настоящая любовь, хотя она и мимолетна, но сильна и искренна, поэтому старый генерал с удовольствием вспоминает о ней.

10Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.3l2

11Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.306

12Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.307

Но такая любовь не может стать смыслом жизни, не может изменить ее, в ней присутствует только физическое влечение, обусловленное молодостью и темпераментом.

Во втором случае - любовью сражен молодой прапорщик, чувство которого тоже сильно и искренно. Но предмет его - это видавшая виды, немолодая, опытная, скучающая в глуши полковая дама, желающая развлечься и проверить свои женские чары. Это ненастоящая любовь, она хоть и сильна, но ведет человека к самоуничтожению.

Героем третьей ситуации является мужественный капитан, любимец всего полка, человек необыкновенной храбрости, который, однако, не в состоянии отказаться от своей любви к жене даже тогда, когда она сходится с другим офицером - человеком слабым и ничтожным. Любовь капитана к жене настолько сильна, что он, забывая о себе, готов защищать в бою ленивого и наглого поручика, своего соперника, только потому, что об этом просила любимая женщина. Казалось бы, Куприн описывает очень сильное, самозабвенное чувство. Но им не хочется любоваться, так как оно проявляется по отношению к женщине недостойной и мелкой, а самого любящего лишает достоинства.

Заметим, что мудрый Аносов, рассказывая две последние истории, представляет женщин натурами эгоистичными, неприятными, корыстными. Так генерал заставляет княгиню Веру задуматься о своей роли в истории с «ППЖ» (под этим псевдонимом незадачливый влюбленный представлен в шутливом альбоме Шеиных). Вместе с тем

генерал утверждает, что почти каждая женщина способна в любви на высокий героизм, и «вовсе не она виновата в том, что любовь у людей

приобрела такие пошлые формы». Это предвосхищает дальнейшие поступки Веры и развязку сюжета: узнав о гибели Желткова, Вера, не думая об условностях, идет к нему на квартиру, чтобы проститься с человеком, который боготворил ее и предпочел отказаться от жизни. А не от любви.

Чтобы понять и узнать, героиней какого огромного, трагического чувства она стала, княгине Вере надо было вначале узнать и совершенно земные любовные истории генерала Аносова, и меркантильные самодовольные рассуждения о «допустимости» любви мужа и брата.

Своеобразным контрастом образу главной героини является образ ее сестры Анны Фриессе. Несмотря на то, что сестры «с самого детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой»,13автов подчеркивает их внешнюю непохожесть и, что для нас особенно важно, различное отношение к любви: «Мужа она [Анна]терпеть не могла, но родила от него двоих детей - мальчика и девочку…Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза…».14Автор показывает женщину, во внешне благополучной жизни которой не нашлось места любви. Сравнивая сестер, их судьбы, читатель, по мнению автора, должен сам выбрать, что для него важнее.

Таким образом, показывая разное понимание любви героями рассказа, автор не просто знакомит читателя с разными проявлениями любовного чувства, а выстраивает своеобразную философию любви, осмысливая ее с нравственной, социальной, эстетической точек зрения. Настоящая Любовь, с точки зрения А.И. Куприна - это непросто стихийное чувство, которое захватывает человека целиком, это чувство, нравственно преображающее человека, возвышающее над обыденностью, это прекрасное чувство, вызывающее не жалость, а восхищение. Самым сильным аргументом в пользу этого утверждения является последнее письмо Желткова: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить.<…>Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас <…>».15

13Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.255

14Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.287

15Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.316

2.3. Роль заглавного образа-символа в композиции произведения.

Чаще всего мир вещей в произведении дан не изолированно, а показан во взаимодействии с «большим» миром природы и миром людей. При этом мир вещей представлен в произведении не хаотически. Он взаимодействует с образом пространства (детали интерьера), миром персонажей (одно из средств создания образа или организации системы персонажей), может стать самостоятельным персонaжем, играть сюжетообразующую роль. Многократно повторяясь в тексте - сопровождая развитие сюжета и нередко варьируясь по мере его развития, образ предмета становится одним из

лейтмотивов произведения, т.е. входит в каркас смысловой структуры, или превращается в символ. Именно таким образом - символом, вокруг которого выстраивается сюжет, в произведении А.И. Куприна является ее заглавньй образ - гранатовый браслет.

Для Куприна важна как история жизни человека, так и история вещи. Браслет «был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, <...> каждый величиной с горошину»16. Сам по себе браслет был неказист и непривлекателен для человека с изысканным вкусом. В то же время, это украшение содержит в себе старинные гранаты, красивейшие камни цвета крови, имеющие мифологическое значение: красные гранаты возбуждают во владельце страсть, а редкий зеленый гранат «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли».17Этот браслет и был прислан в подарок на именины княгине Вере влюбленным в нее чиновником.

Стоит вспомнить, что в начале рассказа мы узнаём об именинном подарке мужа Веры: «футляр с прекрасными серьгами». Упоминает Куприн о них один раз и больше не вспоминает об украшении: за серьгами не стоит никакой истории. О браслете же в сопроводительном письме сказано, что его носила прабабка Желткова, а последней из женщин - его мать. В руках Веры украшение словно оживает: она «случайным движением удачно повернула браслет перед огнем, и заискрились прелестные густо-красные живые огни».

Образ браслета является сюжетообразующим: вокруг него выстраиваются события рассказа. Он взаимодействует с миром персонажей, являясь одним из средств организации системы образов: каждый из героев в той или иной форме выражает свое отношение к браслету и тем самым определяет свое отношение к истории любви, которая с ним связана.

Определим, что значит гранатовый браслет для героев повести.

Для Николая Николаевича это «дешёвая и безвкусная вещицa», «идиотский браслет», как он его называет, который не представляет никакой ценности. Он с иронией замечает, что браслет делает честь вкусу дарителя, но настоятельно просит избавить свою семью от подобных сюрпризов.

Гранатовый браслет для Желткова - это семейная реликвия, символ воспоминаний о детстве, это самая ценная его вещь, самое большое счастье. Даря эту единственную память о матери, он дарит самое дорогое, что у него есть, - любовь.

С удивительным мастерством Куприн выстраивает параллелизм судьбы главного героя рассказа и браслета. С первого взгляда представление о вещи, как и о человеке, может быть ошибочным, неверным.

Так и Желтков, непримечательный с виду, таил в себе огромные запасы любви, не всем доступные в этом мире. Так и его любовь, несмотря на убогость и даже пошлость первоначальных проявлений, была сильной, чистой, искренней, настоящей.

Отношение веры к браслету меняется по ходу повествования, как меняется ее отношение и к самому Желткову, и к обрушившейся на нее любви. Сначала она идет на поводу у мужа и брата, не одобряя подарка. Но потом понимает. Что за браслетом стоят искренние чувства, которые испытывает Г.С.Ж. Она начинает осознавать силу любви Желткова, всю глубину его трагедии.

Так постепенно у образа браслета развивается символическая функция: он становится в рассказе (известны случаи, что и в жизни- после знакомства с произведением Куприна) олицетворением настоящей любви- чистого, благородного, самоотверженного чувства, преображающего человека.

Очень символично окончание истории гранатового браслета. По завещанию Желткова, квартирная хозяйка приносит браслет в католический храм и украшает им скульптурное изображение Богоматери. Браслет становится частью образа богоматери, символа и олицетворения высшей, божественной, бескорыстной, самоотверженной, вечной, жертвенной и всеобъемлющей любви, любви, ничего не требующей, а лишь отдающей.

Вывод по главе 2

По мнению Куприна, истинная сила и величие любви не в интенсивности проявления чувства или способности преодолеть все условности, а в ее направленности - не на себя, а на любимого человека, то есть бескорыстии и жертвенности.

16Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.300

17Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.300

Заключение

К наиболее значимым средствам композиции для выявления позиции автора в рассказе «Гранатовый браслет» можно отнести эпиграф, систему образов персонажей и заглавный образ-символ.

Эпиграф подчеркивает, что любовное чувство, описанное в рассказе, имеет свой музыкальный лейтмотив, а развертывание самого повествования сопоставимо с композицией сонаты. Обретая словесное наполнение в финале рассказа, музыка помогает понять природу любовного чувства так, как это понимал

Система образов персонажей, сгруппированных вокруг сюжетной и внесюжетных «историй любви», позволяет автору рассмотреть любовь как философскую, нравственную, эстетическую категории, создать своеобразную философию любви, в основе которой признание любви как величайшей тайны и величайшей ценности человечества.

Любовь в «Гранатовом браслете» показана не только как стихийная всепоглощающая страсть, но и как сила, способная нравственно преобразить человека, духовно возвысить его. Символом такой любви в рассказе становится заглавный образ - гранатовый браслет. Это подтверждается закономерным окончанием его истории: от символа материнской любви и памяти о матери через дар бескорыстно любимой женщине к части образа Богородицы - олицетворению божественной всепрощающей и всеобъемлющей любви.

Вывод

Таким образом, проведя исследование, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и убедились в том, что анализ композиционных средств помогает выявить позицию автора, когда она прямо не выражена.

Литература

1.Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы:учебное пособие: М.: Дрофа,2006

2.Быстров В.Н. А.И.Куприн//Русские писатели,XXвек.

Библиографический словарь. 2 частях. Ч.1.-М.:Просвещение,1998

3.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.М.,1998

4.Хализев В.Е.Теория литературы.- М.: высшая школа,2000

5.Рассказова Л.В.Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. 2007

6.Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984

«Гранатовый браслет»

Анализ рассказа

Данный рассказ, это отражение натуры Куприна -романтика. Это история необычайной трагической любви, наполненная загадочными символами и мистическим настроением.

Действие рассказа начинается на даче княжеской семьи Шеиных, во время подготовки к празднованию именин Веры Николаевны, супруги князя. Уже здесь писатель наполняет рассказ символами. Изменчивость погоды, как изменчивость жизни. Сначала она была серой и пасмурной, и вдруг резко сменилась на теплую и ясную. Как и жизнь главной героини, сначала серые будни, и вдруг из ряда вон выходящее происшествие.

Во время застолья гости начинают играть в покер, а князь Шеин, Василий Львович начинает развлекать гостей рассказами, в которых правды нет ни на грош. И среди них рассказ об одном ухажере Веры Николаевны, который якобы посылал ей каждый день страстные письма, а потом постригся в монахи; умерев, завещал Вере две пуговицы и флакон духов с его слезами.

На именины муж подарил Вере Николаевне серьги с грушевидными жемчужинами, он положил их рано утром на ночной столик супруги. В середине празднества княгиня получила от горничной сверток, в котором был подарок и записка от неизвестного поклонника. Подарком оказался низкопробный золотой дутый браслет украшенный гранатом, а в центре его находился редчайший зеленый гранат.

В записке неизвестный Г. С. Ж. признается Вере Николаевне в искренней и безответной любви. Говорит о том, что просит принять подарок, сделанный от чистого сердца, и подчеркивает, что даже не пытается завоевать симпатию княгини. Также поклонник обращает внимание на сам браслет, который носила его прабабка, якобы заключенный в нем зеленый гранат дает женщинам дар предчувствовать будущее. Княгиня решает показать записку и браслет мужу, после того как гости разъедутся.

Ближе к вечеру, когда большинство гостей разъехалось, дедушка Аносов (военный товарищ отца Веры) начинает рассказывать историю своей семейной жизни. Его жена сбежала от него с актером, а когда попыталась вернуться, то Аносов ее не принял. Он говорит о том, что истинная любовь должна быть всепрощающей, скромной, самоотверженной, героической, она всегда отдает себя всю и ничего не требует взамен. Он также поинтересовался историей, которую рассказывал гостям князь. И услышал от Веры Николаевны о некоем мелком чиновнике, который пишет ей письма любви и всегда знает, чем она занимается. Аносов предполагает, что возможно это и есть та самая романтическая любовь, которой жаждут все женщины мира, но которую мужчины не в состоянии дать.

Брат Веры Николаевны убеждает ее и князя, в том, что они могут попасть в неловкое положение, если Г.С.Ж. вдруг начнет хвастать своим друзьям и знакомым что княгиня принимает его подарки. И мужчины решают вычислить поклонника по инициалам в списках городских чиновников.

Загадочным поклонников оказывается мелкий чиновник Желтков, много лет, живущий под крышей одного из бедных домов. Во время встречи с Желтковым, брат Веры Николаевны, Николай Николаевич в силу своего темперамента ведет себя надменно, резко, он даже пытается запугать Желткова полицией. Василий Львович, наоборот ведет себя очень спокойно и рассудительно, даже с некоторым пониманием относится к чувствам чиновника.

Вечером этого дна Вера Николаевна сказала, что у нее предчувствие, будто этот человек собирается себя убить. И действительно через несколько дней она прочитала в газете о самоубийстве мелкого чиновника Желткова, якобы из-за растраты казенных денег. На самом же деле Желтков просто не хотел мешать жизни Веры Николаевны своими чувствами, а так как не могу убить в себе любовь, то решил убить себя.

Но его любовь не умерла, она жила и после его смерти. Она была в воспоминаниях Веры, она жила рядом с ней, но ни как укор, а как нежный ангел хранитель.

И гранатовый браслет, с редчайшим зеленым гранатом выступает здесь как символ редчайшей и прекраснейшей любви, единственной за всю жизнь, которая так и прошла безответной, потерявшись в дешевой оправе.

Прочитав анализ рассказа «Гранатовый браслет» вы обязательно захотите ознакомиться с другими сочинениями:

Сочинение


«Гранатовый браслет»

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», опубликованная в 1910 году, является одним из наиболее поэтичных художественных произведений русской литературы XX века. Оно открывается эпиграфом, относящим читателя к известному произведению J1. ван Бетховена - сонате «Аппассионата». К этой же музыкальной теме автор возвращается в финале повести. Первая глава представляет собой развернутую пейзажную зарисовку, обнажающую противоречивую переменчивость природной стихии. В ней же А.И. Куприн знакомит нас с образом главной героини - княгиней Верой Николаевной Шейной, женой предводителя дворянства. Жизнь женщины кажется на первый взгляд спокойной и беззаботной. Несмотря на финансовые затруднения у Веры с мужем в семье царит обстановка дружбы и взаимопонимания. Лишь одна небольшая деталь настораживает читателя: на именины муж дарит Вере серьги из грушевидных жемчужин. Невольно закрадывается сомнение в том, что так прочно, так нерушимо семейное счастье героини.

На именины к Шейной приезжает ее младшая сестра, которая, подобно пушкинской Ольге, оттеняющей образ Татьяны в «Евгении Онегине», резко контрастирует с Верой и по характеру, и по внешнему облику. Анна резва и расточительна, а Вера спокойна, рассудительна и экономна. Анна привлекательна, но некрасива, а Вера наделена аристократической красотой. У Анны двое детей, а у Веры детей нет, хотя она страстно желает их иметь. Важной художественной деталью, раскрывающей характер Анны, является подарок, который она делает сестре: Анна привозит Вере маленькую записную книжечку, сделанную из старинного молитвенника. С энтузиазмом рассказывает она о том, как тщательно подбирала для книжки листочки, застежки и карандаш. Вере же сам факт переделки молитвенника в записную книжку кажется кощунственным. Это показывает цельность ее натуры, подчеркивает, насколько старшая сестра серьезнее относится к жизни. Вскоре мы узнаем, что Вера окончила Смольный институт - одно из лучших учебных заведений для женщин в дворянской России, а ее подругой является известная пианистка Жени Рейтер.

Среди приехавших на именины гостей важной фигурой является генерал Аносов. Именно этот умудренный жизнью человек, повидавший на своем веку опасность и смерть, а следовательно, знающий цену жизни, рассказывает в повести несколько историй о любви, которые можно обозначить в художественной структуре произведения как вставные новеллы. В отличие от пошлых семейных историй, которые рассказывает князь Василий Львович, муж Веры и хозяин дома, где все перевирается и высмеивается, превращается в фарс, рассказы генерала Аносова наполнены реальными жизненными деталями. Гак возникает в повести спор о том, что такое настоящая любовь. Аносов говорит о том, что люди разучились любить, что брак совсем не предполагает душевной близости и теплоты. Женщины часто выходят замуж, чтобы выбраться из-под опеки и быть хозяйкой в доме. Мужчины - от усталости от холостой жизни. Немалую роль в брачных союзах играет желание продолжить род, да и корыстные побуждения часто оказываются не на последнем месте. «А где же любовь-то?» - вопрошает Аносов. Его интересует такая любовь, для которой «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Здесь словами генерала Куприн, по сути, раскрывает свою концепцию любви: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Аносов рассказывает о том, как люди становятся жертвой своего любовного чувства, о любовных треугольниках, которые существуют вопреки всякому смыслу.

На этом фоне рассматривается в повести история любви телеграфиста Желткова к княгине Вере. Это чувство вспыхнуло, когда Вера была еще свободна. Но она не ответила на него взаимностью. Вопреки всякой логике Желтков не прекратил мечтать о своей возлюбленной, писал ей нежные письма, а на именины даже прислал подарок - золотой браслет с гранатами, похожими на капельки крови. Дорогой подарок заставляет мужа Веры принять меры к прекращению истории. Он вместе с братом княгини Николаем решает вернуть браслет.

Сцена визита князя Шейна в квартиру Желткова является одной из ключевых сцен произведения. А.И. Куприн предстает здесь подлинным мастсром-рсалистом в создании психологического портрета. Образ телеграфиста Желткова представляет собой типичный для русской классической литературы XIX века образ маленького человека. Примечательной деталью в повести является сравнение комнаты героя с кают-компанией грузового парохода. Характер самого обитателя этого скромного жилища показан прежде всего через жест. В сцене визита Василия Львовича и Николая Николаевича Желтков то в замешательстве потирает руки, то нервно расстегивает и застегивает пуговицы короткого пиджачка (причем эта деталь в данной сцене становится повторяющейся). Герой взволнован, он не в силах скрыть своих чувств. Однако по мере развития беседы, когда Николай Николаевич озвучивает угрозу обратиться к властям, чтобы оградить Веру от преследования, Желтков внезапно преображается и даже смеется. Любовь придает ему силы, и он начинает ощущать собственную правоту. Куприн акцентирует внимание на разнице в настроении Николая Николаевича и Василия Львовича во время визита. Муж Веры, увидав соперника, вдруг становится серьезным и рассудительным. Он старается понять Желткова и говорит шурину: «Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». В отличие о Николая Николаевича Шейн разрешает Желткову написать Вере прощальное письмо. Огромную роль в этой сцене для понимания глубины чувств Желткова к Вере играет развернутый портрет героя. Губы его становятся белыми, как у мертвого, глаза наполняются слезами.

Желтков звонит Вере и просит ее о малом - о возможности хоть изредка видеть ее, не показываясь при этом ей на глаза. Эти встречи могли бы придать его жизни хоть какой-то смысл, но Вера отказала ему и в этом. Ей была дороже ее репутация, спокойствие семьи. Она проявила холодное равнодушие к судьбе Желткова. Телеграфист же оказался беззащитным перед решением Веры. Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали его уязвимым. Эту беззащитность Куприн постоянно подчеркивает портретными деталями: детский подбородок, нежное девичье лицо.

В одиннадцатой главе повести автор подчеркивает мотив судьбы. Княгиня Вера, которая никогда не читала газет, опасаясь испачкать руки, вдруг разворачивает как раз тот лист, где напечатано объявление о самоубийстве Желткова. Этот фрагмент произведения переплетается со сценой, в которой генерал Аносов говорит Вере: «...Почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Не случайно княгиня вновь вспоминает эти слова. Создается впечатление, что Желтков действительно был послан Вере судьбой, а она не смогла разглядеть в душе простого телеграфиста самоотверженное благородство, тонкость и красоту.

Своеобразное построение сюжета в творчестве А.И. Куприна заключается в том, что автор делает читателю своеобразные знаки, помогающие предугадать дальнейшее развитие повествования. В «Олесе» это мотив гадания, в соответствии с которым складываются все дальнейшие взаимоотношения героев, в «Поединке» - разговор офицеров о дуэли. В «Гранатовом браслете» знаком, предвещающим трагическую развязку, является сам браслет, камни которого похожи на капельки крови.

Узнав о смерти Желткова, Вера понимает, что предчувствовала трагический исход. В прощальном послании к возлюбленной Желтков не скрывает всепоглощающей страсти. Он буквально обожествляет Веру, обращая к ней слова из молитвы «Отче наш...»: «Да святится имя Твое».

В литературе «Серебряного века» были сильны богоборческие мотивы. Желтков, решаясь на самоубийство, совершает величайший христианский грех, ведь церковь предписывает терпеть любые духовные и физические муки, посланные человеку на земле. Но всем ходом развития сюжета А.И. Куприн оправдывает поступок Желткова. Не случайно главную героиню повести зовут Вера. Для Желткова, таким образом, понятия «любовь» и «вера» сливаются воедино. Перед смертью герой просит хозяйку квартиры повесить браслет на икону.

Глядя на покойного Желткова, Вера, наконец, убеждается в том, что в словах Аносова была правда. Своим поступком бедный телеграфист смог достучаться до сердца холодной красавицы и растрогать ее. Вера приносит Желткову красную розу и целует его в лоб долгим дружеским поцелуем. Только после смерти герой получил право на внимание и уважение к своему чувству. Только собственной гибелью он доказал истинную глубину своих переживаний (до этого Вера считала его сумасшедшим).

Слова Аносова о вечной исключительной любви становятся сквозным мотивом повествования. В последний раз они вспоминаются в повести, когда по просьбе Желткова Вера слушает вторую сонату Бетховена («Аппассионату»). В финале же повести А.И. Куприна звучит другой повтор: «Да святится имя Твое», не менее значимый в художественной структуре произведения. Он еще раз подчеркивает чистоту и возвышенность отношения Желткова к возлюбленной.

Ставя любовь в один ряд с такими понятиями, как смерть, вера, А.И. Куприн подчеркивает значимость этого понятия для жизни человека в целом. Не все люди умеют любить и сохранять верность своему чувству. Повесть «Гранатовый браслет» можно рассматривать как своеобразное завещание А.И. Куприна, обращенное к тем, кто пытается жить не сердцем, а рассудком. Их правильная с точки зрения рационального подхода жизнь обречена на духовно опустошенное существование, ибо только любовь может дать человеку истинное счастье.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») "Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет) Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет» Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь — сердце всего… Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет Любовь Желткова в представлении других героев. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна) Любовь, о которой мечтает каждый. Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета») Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет») Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет") Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Что это было: любовь или сумашествие? Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Гранатовый браслет» Куприна Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприн "Гранатовый браслет" Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/ Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет") Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»