«Лесная сказка или как Ваня и Маша дружбу искали. Пряничный домик

Жили-были брат и сестра. Звали их Ваня и Маша. Однажды Ваня и Маша взяли лукошки и пошли в дальний лес за речкой собирать ягоды.

Ходили Маша с Ваней по лесу, ходили да заблудились. А лес густой, темный, деревья корнями переплетаются. Шли они шли — вышли на полянку. На полянке стоит пряничная избушка. Стены у нее из пряников, крыша из леденцов.

Поставили Маша и Ваня лукошки с ягодами под елку и побежали к избушке. Отломили от нее по прянику и только потянулись за леденцами — вдруг кто-то как заревет в пряничной избушке:
— Кто мою избушку ломает?

Испугались Ваня и Маша, побросали все пряники и побежали в лес.

А в той избушке жил медведь. Выскочил он из избушки из пряничной избушки да как бросится за ними. Бежит, рычит:
— Все равно догоню!

Слышат Ваня и Маша, медведь топает уже совсем близко. Добежали до орехового куста и говорят:
— Ореховый куст, спрячь нас! За нами медведь гонится!

— Садитесь под мои ветки, — говорит ореховый куст. — Я вас прикрою.
Сели Маша и Ваня под ореховый куст. Прикрыл их куст ветками — медведь и пробежал мимо.

— А теперь, — сказал куст, — идите вон по той тропинке. А на дорогу нарвите моих орешков. Они вкусные! Нарвали Маша и Ваня орешков и пошли дальше.

Увидал их медведь и опять побежал за ними. Слышат Маша и Ваня, догоняет их медведь. Куда спрятаться?

Смотрят — нора, а из нее лисичка выглядывает.
— Лисичка, спрячь нас скорее! — закричали дети. — За нами медведь гонится!
— Медведь гонится? — Ну, полезайте в мою нору, — сказала лисичка.

Залезли Маша и Ваня в лисичкину нору и притаились. Медведь не увидел их и пробежал мимо.

— А теперь, — сказала лисичка, — вылезайте, я вам другую дорогу покажу.
Показала лисичка Ване с Машей дорогу к речке.
— Спасибо тебе, лисичка, — сказали Ваня и Маша. — Возьми эти орешки, они очень вкусные.

Добежали Ваня с Машей до речки и не знают, как скорей через речку перебраться. Медведь вот-вот их догонит.

Плывут по речке две уточки.
— Уточки, уточки, — закричали Ваня и Маша, — перевезите нас на другой берег. За нами медведь гонится!
— Садитесь на нас, — сказали уточки, — мы вас перевезем.

И Ваня с Машей переплыли речку.
— Спасибо вам, уточки, вы спасли нас, — сказали Маша и Ваня. — Вот вам орешки, они очень вкусные.

А медведь добежал до речки, увидел, что Маша с Ваней уже на другом берегу да деревня недалеко, и закричал:
— Больше не ходите к моей избушке за пряниками.

Видят Ваня и Маша, что медведь уже не гонится за ними. Остановились и говорят:
— Прости нас медведь, что мы твою избушку ломали. Мы только хотели попробовать пряников и леденцов. Мы и не знали, что ты живешь в пряничном домике.

Ну ладно, — сказал медведь, — раз вы прощение просите, так и быть — приходите ко мне в гости. Только больше не ломайте мою избушку! А пряников я вам и так испеку.

Жили-были брат и сестра. Звали их Ваня и Маша. Однажды Ваня и Маша взяли лукошки и пошли в дальний лес за речкой собирать ягоды.

Ходили Маша с Ваней по лесу, ходили да заблудились. А лес густой, темный, деревья корнями переплетаются. Шли они шли - вышли на полянку. На полянке стоит пряничная избушка. Стены у нее из пряников, крыша из леденцов.

Поставили Маша и Ваня лукошки с ягодами под елку и побежали к избушке. Отломили от нее по прянику и только потянулись за леденцами - вдруг кто-то как заревет в пряничной избушке:
- Кто мою избушку ломает?

А в той избушке жил медведь. Выскочил он из избушки из пряничной избушки да как бросится за ними. Бежит, рычит:
- Все равно догоню!

Слышат Ваня и Маша, медведь топает уже совсем близко. Добежали до орехового куста и говорят:
- Ореховый куст, спрячь нас! За нами медведь гонится!

Садитесь под мои ветки, - говорит ореховый куст. - Я вас прикрою.
Сели Маша и Ваня под ореховый куст. Прикрыл их куст ветками - медведь и пробежал мимо.

А теперь, - сказал куст, - идите вон по той тропинке. А на дорогу нарвите моих орешков. Они вкусные! Нарвали Маша и Ваня орешков и пошли дальше.

Увидал их медведь и опять побежал за ними. Слышат Маша и Ваня, догоняет их медведь. Куда спрятаться?


- Лисичка, спрячь нас скорее! - закричали дети. - За нами медведь гонится!
- Медведь гонится? - Ну, полезайте в мою нору, - сказала лисичка

Залезли Маша и Ваня в лисичкину нору и притаились. Медведь не увидел их и пробежал мимо.

Всё началось с неприятности. Ваня и Маша пришли к соседу Художнику посмотреть его рисунки. Вдруг Маша нечаянно опрокинула баночку с тушью прямо на альбом. Получилась большая безобразная клякса. Ребята заплакали, а Художник сказал:

Ничего, сейчас достану кляксовыводитель, и мы её...

Художник ушёл в другую комнату, а Клякса, представьте себе, ожила, захихикала и спряталась где-то среди страниц альбома.

Когда Художник принёс кляксовыводитель, кляксы уже не было.

Она убежала туда... в альбом... - сказали Ваня и Маша.

Клякса погубит все мои рисунки! - воскликнул Художник. - Её во что бы то ни стало нужно поймать!

Мы готовы её ловить, но как? - спросили ребята.

А вот как! Сидите смирно!

Художник быстро-быстро нарисовал в альбом портреты Вани и Маши, потом взмахнул карандашом и произнёс заклинание:

Мульти-пульти,

Раз, два, три.

И в альбоме

Вы - внутри!

И когда он перевернул страницу альбома...

Ваня и Маша очутились в сказочном лесу около избушки на курьих ножках. В избушку вели чёрные грязные следы, а из окошка с грохотом летела всякая утварь...

Клякса здесь... - прошептал Ваня, - мы её подкараулим и...

Вдруг с воем, словно реактивный самолёт, прилетела в ступе Баба-Яга.

Кто это тут хозяйничает?! Кто здесь безобразничает?! - закричала она, размахивая помелом.

Ребята спрятались в бочку, но Баба-Яга сразу их обнаружила и приказала Филину:

Ты, Филька, пуще глаза своего сторожи их, а я большой котёл воды вскипячу, и мы их...

Спасите! - закричал Ваня.

Перевернув страницу альбома, Художник спас ребят от страшной Бабы-Яги, но бочка, к сожалению, оказалась в открытом море...

Бочка дырявая... мы тонем! - запищали ребята.

Не бойтесь, - сказал Художник и, несмотря на большие волны, несколькими штрихами нарисовал лодку.

Теперь перебирайтесь сюда! - скомандовал он.

Ваня и Маша почувствовали себя в безопасности, но ненадолго: огромная чёрная Акула вынырнула из воды и погналась за лодкой.

Художник пририсовал к лодке парус, но Акула не отставала... Пришлось перевернуть страницу... и ребята оказались посреди жаркой пустыни. По песку тянулись чёрные следы...

Здесь была Клякса, - сказал Ваня.

Ребята пошли по следам и не заметили, как перед ними появился огромный Лев.

Лев раскрыл пасть и громко зарычал...

Рука его взмахнула карандашом, и Лев оказался в прочной клетке.

А ребята... - на следующей странице альбома.

Где мы? - спросили они.

Вы находитесь на неизвестной науке планете, которую я придумал, - сказал Художник и пририсовал детям скафандры с антеннами, чтобы они могли двигаться в неземной атмосфере.

Ваня и Маша с любопытством рассматривали незнакомый мир и вдруг заметили в небе странный летательный аппарат, который быстро к ним приближался.

«Летающая тарелка» опустилась неподалёку, и из её люков со свистом выскочили существа, похожие на осьминогов, - обитатели этой планеты.

Уинпетриско сито бандо цютко, - бормотали они на своём языке, очевидно приветствуя Ваню и Машу.

Марженгола! Стрикококо! - кричали жители планеты, танцуя вокруг детей.

Смотри-ка, - тихо сказал Ваня Маше, - ведь один из них совсем чёрный!

Клякса! - пискнула Маша.

Но было поздно - Клякса юркнула на следующую страницу.

Да это же наш двор! Мы дома? - удивился Ваня.

Ты угадал, - сказал Художник. - Я нарисовал наш двор и даже нашего дворника дядю Федю.

Здесь была Клякса, - сказала Маша, - тут везде её следы.

Я-то знаю, откуда эти пятна! - вдруг грозно закричал дядя Федя. - И знаю, кто тут безобразничает!

Это не мы, дядя Федя! Это Клякса!

Художник хотел спасти ребят от дяди Феди, но на этой странице они угодили прямо на спину ужасного Змея Горыныча. Дядя Федя тоже почему-то попал сюда.

Я вам всем покажу! Всех к порядку приучу! - кричал дядя Федя, размахивая метлой.

Змей Горыныч с ребятами на спине бросился наутёк... но дядя Федя догнал его. И досталось же Змею Горынычу!

А пока дядя Федя с ним расправлялся, Ване и Маше удалось улизнуть на другую страницу альбома.

Там пришлось взбираться на крутые горы и отвесные скалы, и если бы не Художник, который нарисовал мостик через бездонную пропасть, ребята не попали бы на следующую страницу.

Кляксу нашли и поймали только на самой последней странице.

Молодцы! - сказал Художник, взмахнул волшебным карандашом и произнёс заклинание:

Мульти-пульти,

Пятью пять -

И вы в комнате опять!

Вы волшебник? Фокусник? - спросили ребята.

Нет, я просто художник-мультипликатор!

Ваня и Маша, сказка-игра

Сказка - игра.

Под музыку № 50 входит медведь, переваливаясь, как бы с тяжёлой ношей.

Медведь. Ух, устал! Посижу, отдохну да поем пряников. (Садится. Ест пряник.)

(Выбегает заяц, садится сбоку и смотрит)

Заяц. Миша, а Миша, дай пряничек, у тебя много.

Медведь. Не дам!

Заяц. Миша, а Миша! Дай хоть половинку, я зайчатам отнесу.

Медведь. Не дам! Вкусно!

Заяц. У - у, жадный какой! Сам ест, а другим не даёт. (Убегает)

Медведь (поднимается ). Пойду домой, украшу пряниками и леденцами избушку. Буду сторожить. Никому не дам!

(Музыка №50. Медведь украшает избушку, любуется. Прячется за избушкой.)

(Входят Ваня с Машей. Поют песню:

Ягода, ягодка,

Сладкая малина.

Чёрная смородина,

Красная рябина.

Ау, ау! 3а ягодой иду.

Попадайся, попадайся

Ягода малинка.

Наполняйся, наполняйся

Доверху корзинка.

Ау, ау! За ягодой иду.

Маша собирает ягоды, Ваня идёт к избушке и кричит:

Маша, Маша! Беги сюда скорее! Тут избушка - не простая: мёдом, сахаром облитая, пряничная, праздничная, а на крыше леденцы блестят!

Маша. Пряничная избушка?! Сладкая, Ваня. Вот бы попробовать пряников...

Ваня. Сейчас я тебе достану.

(В окне появляется голова Медведя. Музыка №52). Ваня и Маша приседают, Медведь поёт:

Кто мне спать мешает,

Кто тут пряники ломает?

Как поймаю, ухвачу да

Проглочу!

(Ваня и Маша бегут вокруг ягодных кустов к орешнику)

Маша и Ваня. Орешник, орешник, спрячь нас, за нами Медведь гонится (Музыка №54).

Орешник, (поёт)

Густы, густы мои кусты

Да зелены листы.

Орехов выросло не счесть,

Да некому их есть.

Орешник. Съешьте по орешку, тогда спрячу.

(Маша и Ваня срывают по орешку. Орешник во весь рост встаёт и прячет их)

Медведь. Эй, орешник, не у тебя ли ребята прячутся? (Орешник молчит)

Медведь. Отвечай, а не то ветви твои обломаю.

Орешник. Ребята убежали далеко-далеко, вон по той тропинке.

(Медведь ищет в кустах, Ваня и Маша бегут к Травушке. Музыка №53)

Ваня и Маша. Травушка, травушка, спрячь нас, за нами Медведь гонится.

(Музыка № 55) Травушка поёт.

Жарко греет солнышко. Ох! Ох!

Сохнет. Вянет травушка!

Травушка. Полейте водой, тогда спрячу. (Музыка №56)

Ваня и Маша поливают травушку. Травушка подрастает. Ваня и Маша прячутся.

Медведь. Эй, Трава-мурава, тебе ли ребята прячутся?

Трава. Шш - шш - шш...

Медведь. Никого не видно. Пойду посмотрю с той стороны. (Заходит сзади)

(Маша и Ваня пробираются к берегу. Музыка № 57).

Выплывают утки, поют:

Хороша, тепла вода

Да, да, да,

Да, да, да.

Мы ныряем, мы плывём,

Нашу песенку поём,

Кря, кря!

Мы плывём,

Нашу песенку поём:

Кря, кря, кря!

Хороша, тепла вода

Да, да, да,

Да, да, да.

Мы ныряем, мы плывём,

Нашу песенку поём.

Ваня и Маша. Уточки, уточки! Перевезите нас на тот берег. За нами Медведь гонится.

(Утки, как бы не слыша, выходят на берег, спят. Медведь, услышав голоса детей, хочет пробраться к ним. Трава загораживает ему дорогу)

Медведь. Вот они где. Сейчас я их поймаю. Пусти меня, трава-мурава! Пусти, пусти. Какая цепкая!

Я залпы схвачу,

Я тебя не пущу.

Ваня и Маша. Уточки, уточки! Перевезите нас на тот берег. За нами Медведь гонится!

(Под музыку №58 Ваня и Маша перебегают на другой берег.)

Медведь. Вот они! Как ухвачу, да как проглочу!

(Бросается на середину мостика, барахтается в реке, его уносит течение)

Ваня и Маша. Уточки, уточки, спасибо! Вы нас от Медведя спасли.

Да, да, да,

Да, да, да -

Жадный Медведь не вернётся сюда.

Ваня. Идём в лес к его избушке. Та избушка - не простая: мёдом, сахаром облитая, пряничная, праздничная, а на крыше леденцы блестят!

Маша. Мы теперь всем дадим пряников: и Уточек угостим, и ребятам отнесём.

Ваня. Всем будут пряники, всем леденцы!

(Утки снова образуют мостик, Ваня и Маша переходят на другой берег. Все идут к пряничной избушке. Ваня и Маша раздают Уткам пряники.)

Волшебный шиповник

Инсценировка по мотивам русских народных сказок

Для детей старшей и подготовительной к школе групп

Предварительная работа

1. Познакомить детей с русскими народными сказками.

2. Рассказать начало сказки, предложить детям придумать ее продолжение.

3. Провести беседу о характере каждого героя сказки.

4. Предложить упражнение «Спой песенку Аленушки» и т. д.

5. Провести конкурс на лучшую песенку каждого персонажа сказки.

6. Предложить детям выбрать акте ров и дублеров для сказки.

7. Подготовить соответствующие костюмы и декорации.

Образовательная . Учить детей при­думывать мелодии в заданной тональ­ности на слова, характеризующие персонаж сказки.

Развивающая. Развивать у детей выразительность интонации, мимики и движений. Воспитывать интерес к театрализованной и песенно-творческой деятельности.

Действующие лица

Ведущая Ласточка Шмель

Аленка Ромашка Медведь

Ворон Василек Бабушка

Ведущая. За горами, за долами, в одной деревушке, в маленькой избушке жили-были бабушка и ее внучка Аленушка. Наступила зима. Бабушка стряпала вкусные пироги, вязала теплые рукавички, а внучка шила.

Аленушка (поет, импровизируя мело­дию).

Ядевочка Аленка,

Пою я песни звонко.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

Цветочки вышиваю,

На солнышко смотрю.

Для бабушки любимой

Платочек я сошью.

Ведущая. Жили они, не тужили, да вот только заболела бабушка. Испуга­лась Аленушка. Жалко ей стало ба­бушку, очень уж любила она ее. Позвала Аленушка доктора, и сказал он, что бабушку может вылечить только настой плодов шиповника.

А Аленка была маленькой девочкой, она не знала, что плоды шиповника собирают осенью. Оделась Аленка потеплее и отправилась на поиски шиповника. Шла по зимнему лесу, устала, нигде шиповника найти не может. Села на пенек и заплакала. Мимо пролетал ворон.

Ворон (поет, сочиняя мелодию).

Кар-кар-кар,

Я черный ворон.

Везде летаю,

Про всех все знаю,

Кар-кар-кар.

Ведущая. Увидел ворон девочку и спрашивает...

Ворон. Здравствуй, девочка! О чем ты так горько плачешь?

Аленка. Ищу я шиповник, чтобы вылечить свою бабушку!

Ворон. Бедная маленькая девочка! Разве ты не знаешь, что шиповник можно собирать только осенью?

Ведущая. Заплакала Аленка еще громче.

Ворон. Не плачь, Аленушка, я тебе помогу. Бери мое перышко. Оно не простое, а волшебное. Махни вправо, махни влево, повернись вокруг себя и скажи волшебные слова: «Раз, два, три - перышко, лети». Аленка.

Вправо, влево покружусь, Раз, два, три, перышко, лети.

Ведущая. Закружилось перышко, полетело, а когда на землю село, снег стал таять, побежали ручьи. Вокруг повеяло весною.

Звучит пьеса «Апрель» (фрагмент) .

Ведущая. Идет Аленушка, любуется весенним лесом. Ищет шиповник, а найти не может.

Вот прошла зима,

Снег еще лежит,

Но уже домой

Ласточка спешит.

Ласточка (поет, импровизируя мело­дию).

На моём пути

Горы и леса.

Как тебя люблю,

Красавица - весна.

Здравствуй, девочка.

Аленка: Здравствуй, ласточка. Помо­ги мне найти шиповник для моей бабушки.

Ласточка Аленка, сейчас весна, у шиповника только появляются зеле­ные листочки. Тебе нужно ждать осени. (Улетает.)

Ведущая. Тут вспомнила Аленка про свое волшебное перо.

Аленка говорит волшебные слова.

Ведущая. Закружилось перышко, быстро полетело, а когда на землю село, видит Аленка: солнце весело улыбается, птицы поют, на полянке цветы цветут. На полянке сидят два цветочка, Ромашка да Василек, и поют песенку (мелодию придумывают дети).

Ромашка. Мы цветочки луговые.

Василек. Все прекрасно знают нас...

Ромашка. Я ромашка. Бела,

И нарядна, и скромна.

Василек. Ну а я василек,

Самый лучший цветок. (Напевают, кружатся.)

Ведущая. А в это время шмель летит да все жужжит, жужжит, жуж­жит.

Шмель тяжелый, полосатый,

Целый день летал в саду,

Он не просто так летал,

Он цветы в саду считал,

Он ворчал...

Шмель (поет, импровизируя мело­дию).

Трудна работа!

Ведь цветам в саду нет счета!

(Е. Фейерабенд)

Ведущая. Подходит Аленушка к цветам и говорит...

Аленка. Здравствуйте, цветочки луго­вые, и ты, дядюшка шмель. Не видали ли вы, где куст шиповника растет?

Шмель. Я везде летал и шиповник встречал. Но на нем сейчас цветочки, а плодов я не видал.

Ромашка. Разве ты не знаешь, Але­нушка, что плоды созревают осенью?

Шмель, цветы уходят.

Ведущая. Вспомнила девочка про перышко и повеселела. Аленка говорит волшебные слова.

Ведущая. Вот и листья пожелтели.

Закружил их ветерок,

Поднялись, и полетели,

И на землю тихо сели.

Видит Аленушка: по лесу медведь идет.

Медведь (поет, импровизируя мело­дию).

Вы стесняться бросьте,

Приходите в гости!

Путь ко мне не длинный,

Угощу малиной!

Здравствуй, Аленушка!

Аленка. Здравствуй, мишенька! Ска­жи, а ты не видел куст шиповника?

Медведь. Пойдем, я тебя к нему отведу.

Походят к кусту шиповника.

Медведь. А вот и тот самый шипов­ник.

Аленка укололась о шиповник.

Аленка. Ой-ой-ой, как же я сорву его ягоды?

Медведь. Отгадай мою загадку и получишь ягоды. «Стоит колючка. Кто подойдет, того кольнет».

Аленка. Шиповник.

Медведь. Молодец! А вот тебе и плоды шиповника.

Аленка. Спасибо тебе, мишенька!

Ведущая. Обрадовалась Аленка, мах­нула своим волшебным перышком и очутилась у домика бабушки. Завари­ла внучка бабушке чай из плодов шиповника, напоила ее чаем, и вы­здоровела бабушка. Рассказала ей Аленушка о своем путешествии. По­звали они всех, кто помогал Аленуш­ке, к себе в гости.

Бабушка. Приходите, гости дорогие, я вас чаем угощу!

Гости выходят, кланяются.

Ведущая. А сейчас бабушка с Але­нушкой угостят всех гостей и зрите­лей вкусным чаем.