Люмпены и маргиналы. Маргинал или изгой общества

Слово "люмпен " было заимствовано из немецкого языка "Lumpen ", что дословно переводится, как "лохмотья " и обозначает нищих, опустившихся людей, деклассированных элементов, босяков.
Термин люмпен впервые ввёл в обиход Карл Маркс являвшийся родоначальником коммунистической теории.Он писал по этому поводу: "Пролетариат-люмпен, этот этот пассивный продукт гниющих низших слоёв общества, частично вовлекается революционной ситуацией в движение, но по причине своего жизненного устройства он склонен более продавать себя мракобесному заговору " ("Манифест коммунистической партии" Первая глава "Пролетарии и боржуа" Фридрих Энгельс, Карл Маркс)

"Люмпены - это граждане не умеющие и не желающие работать.Не располагающие ни этическими нормами, ни собственностью, не способные спланировать свою судьбу, совершенно безответственные ." (публикация в "Новой газете" от 19 ноября 2012 года, за номером 131)

Синоним слова "люмпен"

  • Деклассированный элемент
  • Преступник
  • Бродяга
  • Бич (см. значение слова ватник)
  • Стадо
  • Низы
  • Чернь
  • Гопник
  • Нищий
  • Босяк
  • Бомж
  • Алкоголик
  • Толпа
  • Плебс (см. кто такой утырок)

Что такое люмпен?

"Филипп Филиппович сидел подле стола в своём любимом кресле. Возле портьеры, возвышался, заложив ногу за ногу, небольшого роста человек и некрасивой наружности.На его голове росли жёсткие, как проволока волосы, как бы отдельными посадками на убранном поле, при небритом лице.Лоб удивлял своими небольшими размерами.Практически рядом с тёмными кисточками распластанных бровей начинали расти, густые, как щётка волосы.Его пиджак, продранный под правой мышкой был покрыт соломой, полосатенькие брюки на левой коленке были разорваны, а на правой были испачканы краской лилового цвета.Шея этого гражданина была обвязана небесно-ядовитого цвета галстуком с поддельной рубиновой булавкой. Оттенок его галстука был настолько ярок, что Филипп Филиппович, прикрывая утомлённые глаза, на стене замечал ярко пылающий факел с голубым навершием.Открыв их, снова слеп, поскольку с пола, растекаясь по полу пятнами света ему бросались в глаза белые гетры с лаковыми штиблетами.
Филипп Филиппович несколько раз качнув головой твёрдо проговорил: "Чтобы ты перестал спать на палатях.Тебе всё ясно? Что вообще это за наглость! Вы же мешаете женщинам!" На лицо этого человека набежала тень, а губы слегка оттопырились: "Так сразу и женщины. Делов то. Разве они барыни какие? Простая прислуга, а самомнения, как у комиссарши"...
Филипп Филиппович посмотрел внимательно: "Не бросай окурки на пол, я тебе в сотый раз уже повторяю. И чтобы ты больше не ругался в квартире! И не плюйся! Для этого имеется плевательница. Обращайся с писсуаром более аккуратно. Про Зину вообще забудь.От неё поступают жалобы, что вы её ждёте в темноте. Послушайте! Кто сказал пациенту "бес его знает"!? Вы думаете, вы где находитесь, в питейном заведении?"
"Что то вы меня отец, стали сильно притеснять, неожиданно плаксивым тоном проговорил этот человек
" ("Собачье сердце" М. Булгаков)

Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги , нищие , уголовные элементы и другие). В большинстве случаев Люмпен - это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

Люмпен - деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса , готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью. (ТГиП, учебник для вузов, проф. В. М. Карельский и проф. В. Д. Перевалов)

Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Люмпен" в других словарях:

    Пролетариат, бродяга, босяк Словарь русских синонимов. люмпен см. бродяга Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    А, м., одуш. (… Словарь иностранных слов русского языка

    Лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЛЮМПЕН, а, муж. (разг.). Деклассированный слой людей (преступники, бродяги, нищие), а также (разг.), человек, принадлежащий к такому слою. | прил. люмпенский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    люмпен - пролетарии деклассированные, выпавшие из жизни общества люди бродяги, нищие, мелкие уголовники и т.п … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    люмпен - ПРОЛЕТАРИАТ – Сыйнфый җәмгыятьтә үзләренең сыйнфый йөзләрен югалткан кешеләр катлавы (сукбайлар, хәерчеләр һ. б.) … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

    люмпен - ЛЮМПЕН, а, м Разг. Человек, отчужденный от собственности, нищий, опустившийся, лишенный нравственных принципов и критериев (первоначально о представителях пролетариата). В трудах прошлого века люмпен пролетариат осуждался разве только за… … Толковый словарь русских существительных

    М. 1. Представитель деклассированного слоя общества, оказавшийся отчужденным от собственности, оторванным от производственной деятельности, утративший профессиональную квалификацию, лишившийся нравственных принципов; нищий, бродяга, опустившийся… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    люмпен - л юмпен, а … Русский орфографический словарь

    люмпен - (2 м); мн. лю/мпены, Р. лю/мпенов … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Теория диктатуры люмпен-пролетариата , Сергей Светуньков. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Изучая литературу об истории СССР и современной России, можно узнать мно-гочисленные подробности…

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Кто вообще такие маргиналы, если по-простому говорить? Люди, которые по собственному желанию не захотели быть частью общества, или ?

Или это те люди, которые просто стоят возле компании сбоку? Такое нашумевшее слово, но не все точно знают, что это понятие за собой несёт. Скажу больше. Значение этого слова довольно расплывчатое. Многие понимают когда и к кому его можно применить, но вот определения его дать не смогут. А вот мы с вами попробуем.

Маргинал – кто это такой?

Термин пришел к нам в язык из латинского. Там было слова «margo», которое означало «край, граница, грань » (маргинал, соответственно это «находящийся на краю либо уже за гранью»).

Этот термин получил распространение в 20-е годы ХХ века. Тогда это слово обозначало человека, который имеет статус эмигранта в Америке и в новом для себя обществе. Он покинул свою страну, свою семью, свою работу и привычный уклад жизни, чтобы поменять на что-то новое. Их не адаптацию к уже сложившемуся в штатах социальному поведению называли маргинализацией.

В общем смысле, маргинал — это человек волей или неволей вышедший за рамки установленных правил (его вытолкнули или он сам к этому пришел). Например, в социальном плане — находящий вне своей социальной группы человек. По сути, это изгой .

Но типов (причин) маргинализации много — социальные неудачи, финансовый крах, религиозный изгоизм, этический, политический, физический (болезнь, инвалидность). Они отражают причины, по которым люди стали изгоями.

У нас это слово почему-то (на мой взгляд, ошибочно) стало полным синонимом слову люмпен , изначально обозначающим человека из самых низов рабочего класса (переводится оно, как лохмотья). Сейчас люмпенами называют бродяг, нищих и прочих «опустившихся»людей. Их, конечно же, тоже можно отнести к «изгоям», но это все же частный случай маргинальности (финансовой).

Толковый словарь тоже неоднозначно передает значение этого слова :

  1. маргинал – это асоциальный объект, который находится вне групп (социальных, экономических, политических…);
  2. «маргинал» — слово, которое описывает человека, не участвующего в деятельности людей, собранных по интересам или целям;
  3. человек, которого по какой-то причине изъяли из группы (изгой).

Это члены общества, которые не имеют никаких ценностей материальных, у которых и они . По сути, это каста. Как правило, не имеют никакой собственности. Зарабатывают либо случайными подработками, либо попрошайничеством, либо грабят.

По мне, так люмпены это частный и весьма радикальный пример маргинализации . Он не показателен, ибо отражает только одну ипостась (финансовую).

Маргинальные слои общества вовсе не обязательно будут носить обноски и просить милостыню. Они вполне могут зарабатывать себе на жизнь. Просто они «откалываются от коллектива» и ведут «свою игру» (в социальной области, в политической, религиозной и так далее).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое менталитет и каким образом он формируется у людей Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Кто такой трансгендер и как люди ими становятся Либерал - кто это такой и что такое либерализм простыми словами Что такое преступление - его признаки, виды и категории

Люмпен И МАРГИНАЛЫ

Эти две группы населения, причем каждая по-своему, что выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Слово люмпен происходит от немецкого lumpen - лохмотья. К люмпенов относят людей, опустившихся на "дно" общественной жизни, - нищих, бомжей, бродяг. Как правило, это выходцы из разных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасна для общества, так как она служит питательной средой для различных экстремистских организаций. Другое положение и другая социальная роль в маргинальных слоев (с лат. Marginalis - тот, кто находится на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации - массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х - в тридцатые pp. XX в. в нашей стране. Индустриализация, развернувшейся требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с сельским укладом жизни, с трудом принимались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, "неукоринени", с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленного государством порядка, к "сильной руке". Это создавало социальную базу для антидемократического режима, заметно снижало революционное ожидания изменений.

Приведенный пример показывает один из негативных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ

Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, больше зримо проявляются в социальной сфере. их характер очень сложный и противоречивый. Рассмотрим некоторые проблемы.

Одной из особенностей последних лет стал рост социальной дифференциации населения. Это выражается, в первую очередь, в существенном увеличении разрыва в доходах различных социальных групп, а следовательно, в уровне потребления.

Многие усматривают здесь очевидное нарушение принципа социальной справедливости и даже потерю в этом плане позиций, которые мы имели в годы застоя. Действительно, если обратиться к статистическим данным периода 60-х - середины 80-х гг. XX в., То соотношение между минимальным и максимальным окладами составляло 1:10. При этом, однако, необходимо учитывать, что определенная часть населения (по имеющимся данным, 5-6 млн.) Имела так называемые "нетрудовые доходы", источники которых скрывались и которые не учитывались никакой статистикой. К этой группе социологи относили правящий класс, управляющих специалистов в сфере услуг, обслуживающий персонал. Таким образом, разрыв в доходах был и в те годы очень значительным, хотя, возможно, и не таким явным. Официальная пропаганда прилагала огромные усилия для доказательства тезиса о сближении социальных групп и неуклонном движении нашего общества к полной "социальной однородности". При этом учитывалось, что в общественном сознании социальная справедливость рассматривалась как одна из высших ценностей. В отличие от первых лет советской власти, когда преобладало понимание этой справедливости как равенства в потреблении (уравнительность), в дальнейшем подчеркивалась равенство возможностей трудиться по способностям и получать по труду.

Вместе с тем, в нашем обществе и сегодня существует традиционное уравнительное понимание социальной справедливости. Правда, никто не говорит, что все должно делиться поровну, но что дифференциация должна быть ограничена, без больших разрывов - в этом люди убеждены. Те же, кто проникся идеей распределения по труду, возмущены "нечестным", нетрудовым путем увеличения доходов богатых "новых богатых". В этих условиях нарастания социального расслоения воспринимается обществом болезненно, что, в свою очередь, может стать источником социальной и политической нестабильности.

Острой проблемой остается значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учителя, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, включая научную деятельность. Известно, что в странах Запада эти профессиональные группы входят в средний класс, а профессура относится к социальной элите. В Украине, например, зарплата преподавателя еще очень низкая.

Это заставляет многих людей высококвалифицированной умственной труда отказываться от специальности и заниматься деятельностью, которая не требует высокого уровня образования.

Актуальной остается проблема "утечки мозгов": многие специалисты ищут применение своим силам за рубежом. Изменения в экономике ведут к появлению новых социальных групп: предпринимателей, фермеров.

Активные социальные перемещения усиливают маргинализацию общества. Это вызвано и притоком беженцев из других республик СЛЕДУЕТ и сокращением Вооруженных сил.

Тяжелое положение сохраняется в наименее защищенных групп населения, так называемых "группах социального риска". К ним относятся многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные.

Итак, социальная сфера сегодня - тугой узел острых социальных проблем. Источники их, по всей видимости, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере - задача долгосрочной перспективы.

Но вместе с тем очевидно, что достижение или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в Украине. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает Конституция, а также законы, конкретизирующие его положения. Каждому гражданину Украины Конституция предоставляет широкие социальные права.

Так, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются государством. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного государственным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Основной закон предусматривает право на жилье, но пока эта проблема трудно решаема.

Сохраняются определенные проблемы с правом на охрану здоровья, хотя в Конституции указывается на его бесплатность. Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. В такого же типа учреждениях каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Вместе с тем, ряд острых социальных проблем еще ждет своего решения на основе указанных правовых норм.

В заключение подчеркнем, что, осуществляя текущую социальную политику, важно не упустить из виду магистральное направление социальных изменений. Сегодня в рамках социальной структуры у нас переплелись три группы отношений, принадлежащих к различным цивилизационных типов: традиционного, индустриального и постиндустриального. Трудности прорыва в постиндустриальную эпоху связаны со столкновением интересов различных социальных групп, которые тяготеют к каждому из этих типов отношений.

Переход на новый уровень развития станет возможным, если укрепятся и займут лидирующее положение в обществе группы, связаны не с торгово-распределительными отношениями, а непосредственно с материальным и духовным производством и ориентированные на максимально передовые достижения.

Основные понятия

Социальная сфера. Социальная дифференциация. Социальное неравенство. Класс. Смертная казнь. Социальная мобильность. Семья как социальный институт. Социальная политика.

"Социальный лифт". Люмпенство. Маргиналов. "Утечка мозгов".

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная дифференциация?

2. преодолим социальное неравенство?

3. В чем отличие класса (в марксистском понимании) от казни?

4. в социологии понимается под социальной мобильностью?

5. Какие "социальные лифты", по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещением человека?

6. Какова роль семьи в современном обществе?

7. Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран?

8. В чем отличия маргиналов от люмпенов?

9. Какие основные социальные проблемы нашего общества?

1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующую отличие между классами и казнями: "Стратификация предполагает некоторую упорядоченность членов общества на основе какого-либо критерия, например, дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения... Классы... являются конфликтными группами, объединяясь, отрицают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей ".

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, кроме указанных в учебнике, "социальные лифты" существуют в современном обществе?

4. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля "синих воротничков" в составе населения (то есть тех, кто занимается физическим трудом) и растет численность "белых воротничков" (к ним относятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруденции, медицины, образования, технические служащие). Какие причины и возможные социальные последствия этого явления?

5. По данным одного исследования, украинская стратификационная сетка сегодня выглядит так: "старые богатые" (бывшая номенклатура) "новые богатые" (экономическая и политическая элита, столичная бюрократия, коммерческий класс);

отечественный средний класс (большинство инженерно-технических работников (ИТР), квалифицированные рабочие, служащие, интеллигенция) "база" (большинство крестьян, население малых городов, менее квалифицированные рабочие) "социальные иждивенцы" (пенсионеры, рядовой состав армии). Отражает, на ваш взгляд, приведенная схема реальную социальную структуру общества? Есть ли такие группы населения, которые не нашли отражения в ней? Назовите их. Социальные группы, по вашему мнению, будут определять будущее развитие страны?

6. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связанная с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и тому подобное. Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

7. Существует точка зрения, согласно которой именно работающие классы (крестьянство, рабочие) способствуют общественному прогрессу.

Приведите факты, подтверждающие или опровергающие данную позицию.

8. Термин "класс" происходит от латинского слова, означающего буквально "разряд". Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю СервиюТуллию (VI в. До н.э.). Он разделил общество на пять классов, разрядов, в соответствии с тем, какое количество войска (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Признак была положена в основу классового деления? Сохраняет он свое значение и сегодня?

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социальная структура, как и другие стороны жизни обще­ства, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная струк­тура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным земле­пользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным произ­водством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиоз­но-общинной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, всту­пившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укреп­ляются группы, связанные с крупным промышленным произ­водством, растет городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицирован­ных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев рабо­тающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуа­зии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчи­вым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции воз­растает значение высококвалифицированного умственного тру­да. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безра­ботица.

Определенное регулирующее воздействие на социальные от­ношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях - и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое де­лается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конку­рентной экономики слоев населения - престарелых, инвалидов, многодетных семей.

Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen - лох­мотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на «дно» об­щественной жизни, - бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличе­ние численности этой группы (люмпенизация населения) опас­но для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций. Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоев (лат. margina- Hs - находящийся на краю). К ним относят группы, занимаю­щие промежуточное положение между устойчивыми общностя­ми. Один из основных каналов маргинализации - массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, напри­мер, в конце 20-х - в 30-е годы в нашей стране. Развернувша­яся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским ук­ладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На дол­гое время они стали людьми с оборванными социальными свя­зями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общественным по­ложением, стремились к твердому, установленному государст­вом порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную ба­зу для антидемократического режима, заметно снижало революционное ожидание перемен.



Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же вре­мя нельзя не признать, что нередко именно эти слои населе­ния, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициа­торами.