Объект и субъект социальной политики. Социальный и духовный субъекты

Основные понятия темы

Трактовки социальной политики с точки зрения субъектно-объектных отношений позволяют раскрыть важнейшие аспекты её содержания как особого рода политических отношений.

Под объектом социальной политики можно понимать как различного рода социальные системы и структуры, так и разного рода социальные группы и категории, на которые направлено социально-политическое воздействие. Поэтому среди объектов социальной политики можно определить социальные объекты трёх уровней. 1) Макроуровень – социальная система и отношения в ней. В этом качестве выступают социальная сфера жизни общества, социальные отношения, система социальных неравенств, население страны. 2) Мезоуровень – различные подсистемы и институты. Этот уровень включает различные отрасли социальной сферы, социальные институты, социальные группы и слои населения; 3) Микроуровень – уровень элементов социальной системы, к которым можно отнести поселенческие социумы, малые группы и личность.

Чаще всего в научной и учебной литературе к объектам социальной политики относят различные группы и категории населения, однако с точки зрения гуманистического подхода главным объектом социальной политики является личность, её права, обязанности, интересы и потребности. Если объединить эти два определения, то в объекте социальной политики обнаруживаются следующие признаки: 1) различающиеся потребности и интересы в социальной сфере; 2) социальный статус; 3) определённый уровень благосостояния и образования; 4) права и реальные возможности для реализации потребностей.

Разграничение субъектов и объектов социальной политики в гражданском обществе оказывается достаточно условным, так как любой объект социальной политики, – будь то личность, семья, группа, – обладая развитым правосознанием, не воспринимает пассивно общественные и государственные воздействия, но активно взаимодействует с ними по поводу своего общественного положения. В тоталитарных государствах субъектная роль большинства групп, слоёв, категорий населения и личности сведена к минимуму или отсутствует; они выступают только как объект социально-политического воздействия, и его социальная инициатива строго контролируется.

Ф. М. Бородкин определяет социальную политику как «способы и направления деятельности определённых общественных групп (субъектов социальной политики ) с целью установления, воспроизводства и изменения системы социальных неравенств в обществе для максимально возможного удовлетворения потребностей и в интересах этих групп с помощью разнообразных средств, среди которых главным (или по меньшей мере необходимым) является власть». По мнению этого социолога, группы-субъекты обнаруживаются по следующим признакам: 1) длительное преимущественное материальное процветание и быстрый рост благополучия по сравнению с другими группами; 2) наличие более широких, чем у других групп, возможностей духовной деятельности; 3) наличие права и возможности распоряжаться в социальной сфере, права и возможности изменения правил такого распоряжения, т. е. наличие власти в социальной сфере; 4) способность самоидентификации индивидов с группой (группы-субъекты и их члены осознают, что они являются хозяевами положения в социальной сфере). По этим признакам группы-субъекты или их представители обнаруживаются на всех уровнях общества – от уровня общегосударственного до отдельного поселенческого социума.

Таким образом, основным субъектом социальной политики с социологической точки зрения является социальная группа.

Более распространена в научной литературе трактовка субъекта социальной политики как государственного или негосударственного института, осуществляющего целенаправленную деятельность в сфере социальной политики. Эти две трактовки объединяются, если учитывать, что социальные группы осуществляют субъектную деятельность в рамках социальных институтов.

Важно учесть, что субъект-институт – организационная структура, представляющая интересы социальных групп, слоёв, общностей – может быть реальной политической силой и, соответственно, реально представлять интересы уполномочившей его группы, но также может быть и формальным представителем, претендуя на выражение интересов группы или проводя интересы иных групп, нежели тех, от имени которых они действуют.

Социальные силы, или институты-реальные представители – это конкретно-исторические формы самоорганизации групп и социальных общностей, которые позволяют им представлять (выражать и отстаивать)свои интересы во взаимодействиях с другими социальными субъектами. Организационные структуры выступают как реально значимые социальные силы, если они, во-первых, выражают интересы определённой социальной группы адекватно по содержанию; во-вторых, опираются на неё как на социальную базу (имеют в ней массовую активную поддержку) и в силу этого весомо отстаивают её интересы в конкретных общественных взаимодействиях (Г. Я. Ракитская ).

Гражданское общество – понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе – экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т. д. Гражданское общество – сфера самопроявления свободных» граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти (Философский словарь ).

В гражданском обществе полномочия по осуществлению социальной политики разграничены между государственными и негосударственными субъектами, и вместе с тем существует взаимодействие общественных организаций, движений и др. между собой и с государством по поводу решения общественно значимых проблем и приоритетных направлений социальной политики.

План семинара

I. Объекты социальной политики.

1. Понятие объекта социальной политики. Социальная сфера и социальные отношения как объекты социальной политики.

2. Различные социальные группы, слои и категории как объекты.

II. Субъекты социальной политики.

1. Понятие и признаки субъекта социальной политики. Социальная группа как субъект социальной политики.

2. Государство как субъект социальной политики.

3. Негосударственные субъекты социальной политики: партии, общественные движения и объединения, неправительственные организации.

4. Профессиональные союзы как субъекты социальной политики.

5. Разграничение полномочий и взаимодействие субъектов социальной политики.

Целью данного занятия является выяснение специфики объектов социальной политики и раскрытие роли различных субъектов реализации социальной политики. Изучение темы предполагает владение социологической и политологической терминологией, знание различных трактовок (в широком и узком смысле) понятия объектов и субъектов социальной политики.

Рассматривая вопрос об объектах социальной политики, следует идти от широкого понимания объекта – как социальной сферы и социальных отношений, а затем конкретизировать его как социальные группы и социальные слои. Желательно освоить приёмы анализа конкретных объектов социальной политики по их существенным признакам, а также рассмотреть возможности организации субъектной роли каждого объекта.

Субъектов социальной политики предлагается характеризовать по следующей схеме: 1) Понятие данного субъекта; 2) Основные функции; 3) Социальные функции и значение данного субъекта; 4) Основные социально-политические мероприятия, проводимые субъектом; 5) Уровни, на которых реализуется социальная политика данного субъекта (федеральный, региональный, местный); 6) Компоненты социальной политики субъекта (доктрина или программа, экономическая модель, финансовое обеспечение). После этого можно анализировать разграничение полномочий между различными субъектами разного ранга и на различных уровнях и их взаимодействие в России и за рубежом. Желательно приводить конкретные примеры, в этом помощь может оказать федеральная и региональная пресса.

1. Анурин В. Ф. Контуры провинциального среднего класса России // Социологические исследования. 2006. №. 10.

2. Ахмадинуров Р. М. Социальное партнёрство на промышленных предприятиях // Социологические исследования. 2008. №. 3.

3. Беляева Л. А. И вновь о среднем классе России // Социологические исследования. 2007. №. 5.

4. Беленький В. Х. Российский высший класс: проблема идентификации // Социологические исследования. 2007. №. 5.

5. Бессокирная Г. П. Социальное самочувствие рабочих // Социологические исследования. 2008. №. 3.

6. Бородкин Ф. М. Социальная политика // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. – М.,1989.

7. Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. Безработные: особенности российского бытия. // Социологические исследования. – 2000. – №5.

8. Дети – Молодежь – Общество. – Челябинск, 1997.

9. Женщины за социальную безопасность и устойчивое развитие. – М.,1997.

10. Кацва А. М. Протестное движение рабочего класса // Социологические исследования. 2008. №. 3.

11. Козина И. М. Профсоюзы в коллективных трудовых конфликтах // Социологические исследования. 2000. № 5.

12. Константинова Л. В. Социальная политика: штрихи к социологической концепции // Социологические исследования. 2005. № 2.

13. Левашов В.И. Общество и государство: стратегии взаимодействия // Наука. Политика. Предпринимательство. – 1998. – №1-2.

14. Лаврененко И. М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80-е – первая половина 90-х годов ХХ столетия.). – М., 2000.

15. Модель И. М., Модель Б. С. Социальное партнёрство в России // Социологические исследования. 2000. № 9.

16. Нагайчук А. Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики // Социологические исследования. 2006. №. 3.

17. О взаимосвязи организаций третьего сектора с государственными органами в сфере социальной политики. – М.,1999.

18. Подьячев К. В. Обращение граждан во власть: функциональные особенности // Социологические исследования. 2007. №. 5.

19. Пригожин А. И. Социальные организации. – М., 1988.

20. Пригожин А. И. Современная социология организаций. – М., 2000.

21. Семья как объект социальной политики. – М., 1986.

22. Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе / Под ред. Р. А. Мансурова М.. 2007.

Лекция 9. Социальный субъект. Роль данного понятия в теории массовой коммуникации. Типы социальных субъектов. Развитие МК и развитие социальных субъектов.

Социальный субъект – источник целенаправленной активности, индивид или группа индивидов, которая реализует самостоятельно выбранные программы действий, способствующие достижению самостоятельно выбранных и поставленных целей. В этом и состоит главное отличие субъектов – только субъект осуществляет целеполагающую деят-ть и определяет условия и средства ее достижения. При этом для достижения цели субъектом могут привлекаться другие индивиды или группы индивидов с отличными целями.

Социальный субъект обладает специфическими интересами и потребностями, которые, как правило, входят в противоречие с интересами других социальных групп. Субъекта, социальная инстанция, чью потребность удовлетворяет продукт данной деятельности. Для субъекта важнее всего его потребности, Но для того, чтобы их удовлетворять, он должен реализовать интерес, т.е. осуществлять тип деятельности, который необходим системе. Т.о. для субъекта интересы – средство удовлетворения его потребностей, а для системы удовлетворение потребностей субъекта – средство реализации его интересов.

Субъектами МК как таковой являются социальные группы, реализующие свои потребности, связанные с обеспечением условий собственного существования. Эти потребности связаны с необходимостью внесения в массовое сознание социальных установок, выраженных в их собственной идеологии. Исходя из этих потребностей, социальные группы заинтересованы производить массовую информацию.

Субъекты массово-коммуникативной деятельности не имеют цели всестороннего и полного информирования аудитории. Для них всегда на первом месте остаются их цели, и их потребность в прибыли или в особом отношении массовой аудитории.

В процессе осуществления массово-коммуникационной деятельности качество субъектов обретают:

Носители социальных интересов (их цели заключаются во влиянии на массовое сознание)

Владельцы отдельных СМК как субъекты реализации коммерческих интересов

Журналисты (коммуникаторы) как субъекты реализации творческих и профессиональных интересов

Массовая аудитория как совокупность субъектов, имеющих общую цель – получение информации для ориентации в среде существования.

Субъектами МК как вида социальной деятельности, как правило, выступают социальные группы, занимающиеся трансляцией духовных значений в массовое сознание. Каждый из участников данной деятельности также является субъектом, но субъектом другого деятельностного ряда. Любой субъект сам определяет свои цели и способы их реализации.

Существует два типа социальных субъектов – институциализированные (т.е. подкрепленные законодательством – несовершеннолетние, пенсионеры, студенты) и неинституциализированные (молодежь, пожилые люди) субъекты.

Основные соц. субъекты общества:

5) власть и граждане

6) работодатели и наемные работники

Активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.


Смотреть значение Социальный Субъект в других словарях

Субъект — лат. предметы, всякое лицо, вещь, о коих говорится. ивный, противопол. объективный: личный, относящийся к лицу, предмету, к себе самому. ивное чувство, личное, свое, в которое........
Толковый словарь Даля

Социальный Прил. — 1. Связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу; общественный.
Толковый словарь Ефремовой

Консенсус Социальный — - наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении. Та или иная степень согласия и согласованности в действиях необходима для любой........
Политический словарь

Конфликт Социальный — - попытка достижения целей путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося достичь тех же целей. От конкуренции конфликт........
Политический словарь

Престиж Социальный — - морально-психологический и материально выражаемый статус, приписываемый определенным социальным ролям и формам их исполнения. Существует в нормативной (предписываемой........
Политический словарь

Социальный — Общественный, относящийся к жизни общества и его классов, к экономическому и политическому строю и другим общественным явлениям. С. революция - революция, приводящая........
Политический словарь

Социальный Прогресс — - тип развития социальной системы, при котором она или ее элементы переходят на более высокую - в соответствии с объективными критериями - ступень зрелости, например,........
Политический словарь

Статус Социальный — положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и др. специфических для данной системы........
Политический словарь

Субъект — (лат. sub ectus лежащий в основе) - 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носители каких-л. свойств; личность.
Политический словарь

Субъект И Объект В Политике — - в политологии рефлективные понятия, обозначающие взаимодействие в политике и показывающее вектор её направленности. Объект в политике - та часть политической реальности,........
Политический словарь

Субъект Политики — (от лат. "субъектус" - лежащий внизу, находящийся в основе) - тот, кто ведет активную политическую жизнь, воздействует на объект политики, стремясь использовать его в своих интересах.
Политический словарь

Субъект Федерации — - государственное образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из С.ф., которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина,........
Политический словарь

Демпинг Социальный — продажа импортных товаров по
ценам, учитывающим
уровень социально плохо обеспеченных слоев населения.
Экономический словарь

Европейский Социальный Фонд — фонд Европейского
сообщества, участвующий в решении проблем занятости. Учрежден в 1959 г., в результате реформы 1971 г. были более четко определены
приоритеты его........
Экономический словарь

Европейский Социальный Фонд, Есф — фонд, финансируемый из
бюджета Европейского
союза. Создан в 1958 г. на основе Римского
договора для смягчения социальных последствий структурной перестройки........
Экономический словарь

Единый Социальный Налог — 1.
Налог федеральный. Регулируется главой 24 НК РФ.
Льготы предусмотрены ст. 238 НК РФ. Региональные и местные
органы власти льготы не устанавливают. Налоговая........
Экономический словарь

Заказ Социальный — выполнение интеллектуальной
работы, например в области искусства, культуры, с учетом идеологической направленности официальной политики государства.
Экономический словарь

Социальный — социальная, социальное (латин. socialis - общественный). 1. Прил., по знач. связанное с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный. Социальные........
Толковый словарь Ушакова

Субъект — субъекта, м. (от латин. subjectum-подлежащее). 1. То же, что подлежащее (грам.). 2. В логике - предмет суждения, к-рый определяется и раскрывается в своем содержании предикатом........
Толковый словарь Ушакова

Кредит Социальный — SOCIAL CREDITТермин, используемый школой `Новой экономики` для
предложения программы по решению экон. парадокса: `
бедность среди изобилия`. Этот
план потребовал........
Экономический словарь

Малое Предприятие (субъект Малого Предпринимательства) — -
коммерческая организация, и уставном
капитале которой
доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций........
Экономический словарь

Налог, Социальный — -
группа целевых налогов, уплачиваемых работодателями, работниками и предпринимателями в специализированные социальные
фонды:
Пенсионный фонд РФ,
Фонд........
Экономический словарь

Прожиточный Минимум (социальный И Физиологический) — - совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения физических потребностей, социальных и духовных запросов, которые........
Экономический словарь

Социальный Аудит (social Auditing) — Процесс, позволяющий организации оценить и продемонстрировать ее вклад в решение социальных, экономических и экологических проблем. Социальный аудит позволяет понять,........
Экономический словарь

Социальный Капитал (social Capital) — Согласно определению Всемирного Банка, социальный капитал - это институты, отношения и нормы, которые формируют, качественно и количественно, социальные взаимодействия........
Экономический словарь

Социальный Найм Жилого Помещения — В государственном и муниципальном жилищном
фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по
договору социального найма жилого........
Экономический словарь

Социальный Туризм — - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых
государством на социальные нужды.
Экономический словарь

Социальный — -ая, -ое; -лен, -льна, -льно [от лат. socialis - товарищеский, общественный] Свойственный обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный. С-ая среда.........
Толковый словарь Кузнецова

Субъект — - 1. человек как носитель каких-либо свойств: 2. действующий самостоятельно, прикладывающий к чему-либо свое воздействие.
Экономический словарь

Субъект (экономический, Хозяйствующий) — лицо, осуществляющее экономическую, хозяйственную деятельность, будь то человек,
семья,
предприниматель,
предприятие,
государство.
Экономический словарь

Социальный контроль как элемент социального управления осуществляется в процессе субъектно-объектных отношений между субъектами и объектами социального управления. Неотъемлемым признаком социального контроля является управленческое воздействие, социология организаций и управления, в процессе осуществления которого его субъекты преследуют свои субъективные интересы, а объекты -- адаптируются к объективным условиям формируемой в процессе социального контроля социальной среды. Анализ социального контроля предполагает исследование сущностных особенностей, приобретаемых в процессе взаимодействия участниками социальных отношений.

Все участники социальных отношений в структуре социального контроля могут быть отнесены к субъектам, агентам или объектам воздействия. Субъекты социального контроля представляют собой обособленные от общества институционализированные общности, обладающие собственными потребностями, на удовлетворение которых они нацелены.

Под агентом социального контроля понимается несамостоятельный субъект социального контроля, реализующий функции субъекта социального контроля по отношению к его объектам на основании делегированных основным субъектом социального контроля полномочий. Реализуя интересы основного субъекта социального контроля, агент действует в рамках делегированных им полномочий сам, выступая по отношению к нему в роли промежуточного объекта социального контроля. В свою очередь объекты социального контроля представляют собой членов общества и социальные институты, в отношении которых осуществляются меры социального контроля.

Потребности субъектов в осуществлении социального контроля обусловлены спецификой функционирования, что дает возможность классифицировать их по ряду критериев. Одним из факторов, обеспечивающих статус субъекта, является наличие собственности. Это позволяет выделить три основных вида качественно различающихся между собой субъектов социального контроля исходя из возможности и особенностей их реализации права собственности:

Социальные элиты, реализующие в рамках субъектно-объектных отношений право владения ресурсами общества и плодами социальной организации;

Административный аппарат (сотрудники социальных институтов, выполняющие делегированные им в процессе социального управления и контроля функции), в рамках субъектно-объектных отношений реализующий право распоряжения общественными ресурсами от имени социальных институтов;

Социальные институты, реализующие право пользования общественными ресурсами от имени общества.

В зависимости от специфики деятельности все субъекты социального контроля могут быть разделены на два вида: экономические и административные. Первый представлен хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в сфере экономических отношений. Здесь можно выделить два подвида, исходя из особенностей институциализации: предпринимательские субъекты, представляющие собой переходную форму между межличностным сообществом и социальным институтом, и корпоративные субъекты, представляющие собой продукт социальной организации.

Второй вид субъектов этой группы представлен административными органами власти, осуществляющими свою деятельность в сфере социального управления по территориальному принципу.

Административные субъекты социального контроля в государствах федеративного типа могут быть разделены на три подвида:

Федеральные субъекты, представленные административными органами власти федерального уровня социального управления и их подразделениями на местах;

Региональные субъекты, представленные административными органами власти регионального уровня социального управления;

Муниципальные субъекты, представленные административными органами власти местного уровня социального управления.

Существуют также псевдосамостоятельные субъекты социального контроля (политические, культурные, религиозные и др.), действующие в сфере идеологического влияния на общество. Такие субъекты демонстрируют обществу формальную самостоятельность, но по сути своей деятельности являются разновидностью административных агентов социального контроля. Кроме того, следует выделить глобальные субъекты социального контроля как самостоятельную разновидность субъектов социального контроля административного вида, характеризующиеся особенной присущей только им спецификой социального управления.

По форме осуществления контроль подразделяется на общий и детальный, или надзор. Общим называется такой способ контроля, когда контролирующий субъект ограничивается тем, что следит только за выполнением требования в целом. В случае надзора субъект контроля следит за каждой мелочью, регламентируя ход выполнения работы, сроки, проверяя подчиненного на каждом этапе. Если надзор практикуется в масштабе государства, то это означает формирование государства полицейского типа, которое контролирует не только поступки, но и образ мыслей, и частную жизнь своих граждан.

В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, последний подразделяется на формальный и неформальный. Формальным называется контроль со стороны социальных институтов общества - государства, судебных органов, прокурорского надзора, милиции или полиции, начальства, церкви. Неформальный контроль - это контроль, осуществляемый общественным мнением, особенно мнением ближайшего окружения - первичной группы.

Социальный контроль над человеком может осуществляться путем группового общественного давления на него, принуждения, а также через социализацию.

Социальный контроль через групповое давление осуществляется путем осуждения отдельных членов группы, поведение, внешний вид или мировоззрение которых не соответствуют установленным в данной группе стандартам. В зависимости от степени нарушения отдельными индивидуумами общеустановленных в данной группе норм, групповое давление осуществляется в разной степени: от простых замечаний до изгнания из группы. Групповое давление осуществляется по-разному еще и в зависимости от характеристик и статуса индивидуума, но которого осуществляется давление, а также от характеристик группы.

Социальный контроль через принуждение - социальный контроль, осуществляемый, путем установления системы законов и наказаний (например, в государственной системе); также посредством путем неформального группового контроля первичной группы.

Социальный контроль путем социализации - это когда люди контролируются, бессознательно выполняя свои привычные роли. Социализация это один из основных видов социального контроля, так как она формирует людские привычки, желания и обычаи.

социальный контроль управление общество

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной деятельности.

К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную деятельности и управляют ею. Это:

Государство в целом, осуществляющее социальную политику;

Благотворительные организации;

Общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца;

Общественные организации: Детский фонд им. В. И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб;

Ассоциация социальных педагогов и социальных работников;

Союз офицеров и др.

Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной деятельностью профессионально или на общественных началах , которые основывают свою деятельность на законах, принимаемых государством.

Классификация субъектов социальной деятельности выглядит следующим образом:

1. Организации, учреждения, социальные институты общества; к ним относятся:

Во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играет Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы соц. защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

Во-вторых, различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков; центры психологической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;

В-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения:

Профсоюзы;

Отделения Детского фонда;

Общества Красного Креста;

Частные социальные службы, организации и т.д., а также негосударственными благотворительными организациями в России и др.

Сегодня в России благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций.

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.

4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные деятели и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.

5. Исследователи социальной деятельности: научные работники анализируют состояние социальной деятельности, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы.

  1. Объект и предмет социальной работы

Кому оказывается помощь – в медицине такое лицо называется «пациент». В юриспруденции – «потерпевший», что является российским аналогом латинского термина «пациент», или «истец», т.е., по сути, тот, кто ищет помощи.

Лица, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым (семья, школьный класс, группа инвалидов, трудовой коллектив и т.д.).

Поскольку социальный работник любого ранга – всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.

В жизни, к сожалению, случаются несчастья, болезни, катастрофы, которые могут вполне благополучного человека, семью, социальную группу вытеснить в число неблагополучных, нуждающихся во внешней помощи. Семейные проблемы, дестабилизирующие межсупружеские или родительско-детские отношения, могут возникнуть в любой семье независимо от ее социального статуса и материального положения.

Поэтому во всем мире давно осознали, что социальная работа нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя некоторые нуждаются в ней потенциально, а другие - уже актуально. Принято сравнивать ее с зонтиком, который может быть свернут до времени, но в нужную минуту защитит индивидов от неблагоприятных воздействий, угрожающих им.



Итак, мы можем сделать вывод, что социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи:

Старики и пенсионеры;

Инвалиды;

Тяжелобольные;

Люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию – беду;

Дети, подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

Под объектом социально-правовой работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи, а под субъектом – кто оказывает ее.

Социально-правовая работа это взаимодействие между объектом и субъектом.

Группы людей, являющиеся объектом социально-правовой работы можно разделить на три категории:

Незащищенные группы;

Маргинальные группы;

Лица с отклоняющимся поведением.

Социальная ситуация – конкретное состояние проблемы конкретного гражданина – клиента социально-правовой работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредовании, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Предметом социально-правовой работы является – социальная ситуация клиента и, тем непосредственным полем, где прилагает усилия специалист по соц. делам. Цель его деятельности – улучшение социальной ситуации гражданина - клиента.

В современной теории социально-правовой работы проблема субъекта и объекта социально-правовой работы рассматривается во взаимосвязи, поэтому субъект и объект социально-правовой работы могут быть лишь условно представлены в ее системе на различных уровнях (см. табл.1).

На макроуровне социально-правовой деятельности субъектами и объектами явля­ются общество, государство, органы управления социальной работой. На мезо- уровне - это социальные группы (семья, производственный коллектив, община и пр.), государственные и частные социальные службы различных типов, обще­ственные и благотворительные организации. На микроуровне взаимосвязанные субъекты и объекты - это специалисты по социальной работе и практические социальные работники различных квалификаций, исследователи и преподава­тели социальной работы как предметной области, клиенты социальных служб, т.е. люди, нуждающиеся в социальной помощи и предоставляющие ее другим.

Субъектами социально-правовой работы являются профессиональные специалисты высшего и среднего звена, люди, занимающиеся социальной ра­ботой на общественных и благотворительных началах, лица, обучающие соци­альной работе, работники административно-управленческих структур социаль­ной сферы. Субъекта социально-правовой работы в западной научной литературе харак­теризуют как «проводника социальных перемен». Он участвует в создании условий, делающих возможным позитивные преобразова­ния общества и личности.

Таблица 1 – Субъект и объект социально-правовой работы в системе различных уровней.

  1. Структурные элементы социальной деятельности.

Структура социальной работы – это ее компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей людей.

Под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Такая общая трактовка структуры применима и к социальной работе, включающая в себя ряд взаимосвязанных компонентов:

Субъект;

Средства;

Управление;

Объект и связывающие их в единое целое – средства, цели и функции.

Если рассматривать социально-правовую работу как особую систему деятельности, необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций (см. схему 1).

Функции

Схема 1. Система деятельности социально-правовой работы.

Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной деятельности вызывает и многообразие ее средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учетные бланки, и телефон, и деловые связи, и приемы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность.

Социальная деятельность немыслима без такого компонента, как управление . Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или к практическим социальным работникам.

Цель – образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Можно сказать еще, что цель – это желательное для человека состояние предмета его деятельности.

Последовательность перечисленных компонентов не является случайной: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект является главным фактором, определяющим суть и характер деятельности.

Схема 2. Последовательность компонентов.

Все основные компоненты тесно связаны между собой. Имея различное (в определенном смысле) содержание, только в совокупности они дают органичное понимание социальной работы.

Кроме того, мы можем выделить как бы два аспекта социально-правовой работы:

Решение повседневных, неотложных проблем гражданина;

Решение задач в перспективе, предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т. д.).

Цели:

Тактические – это удовлетворение с учетом возможности отечественной экономики;

Стратегические – это наиболее полное удовлетворение потребности всех слоев населения в социальной защите, на основе внедрения передовых и новых технологий.

Функции:

Общие – прогнозирование, активизация, стимулирование научно-технических, социально-экономических и т.д.;

Конкретные – (специальные) выполнение и осуществление деятельности с разной степенью дроблённости в процессе управления с данным объектом.

Оба аспекта социальной работы связаны (и обусловлены) социальной политикой государства , основными направлениями, ориентирами развития общества.

Следующий структурный срез социальной деятельности предопределяется ее универсальным, интегрированным характером как специфическим видом человеческой деятельности.

Речь идет об основных направлениях (видах) социальной деятельности:

Социальный диагноз;

Социальная терапия;

Социальная реабилитация;

Социальная профилактика;

Социальный контроль;

Социальное страхование;

Социальное обслуживание;

Социальное посредничество;

Социальное попечительство и др.

Вывод: какой бы вид социально-правовой работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетной семьи и т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобрать особый субъект, выбрать соответствующие средства, адекватное управление, формулировать особенные цели, отдавать предпочтение конкретным функциям. Одним словом, обозначенный набор компонентов системы социально-правовой работы является необходимым. Исключение одного из них ведет к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы.