Разновидностью массовой культуры является. Массовая культура и её социальные функции

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства - культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.

Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. е. мейнстрима). Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения. Термин получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

Массовая культура в XVIII и XIX веках

Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии структуры общества. Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» - количественно основной части населения. Соответственно становится возможно говорить и о и о культуре «массы» - «массовой культуре». В этот период происходит разделение культуры, детерминированное формированием новых значительных социальных слоёв, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите. Получая возможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновь возникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делают значимыми в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре, в некоторых случаях происходит их смешение (см. например Чарльз Диккенс).

Массовая культура в XX веке

В ХХ веке массовое общество и сопряжённая с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших учёных в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), П. А. Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество.») и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к её коммерциализации.

Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:

«Мильтон, написавший „Потерянный рай“ и получивший за него 5 фунтов стерлингов, был непроизводительным работником. Напротив, писатель, работающий для своего книгопродавца на фабричный манер, является производительным работником. Мильтон создавал „Потерянный рай“ с той же необходимостью, с какой шелковичный червь производит шёлк. Это было действительное проявление его натуры. Потом он продал своё произведение за 5 фунтов стерлингов. А лейпцигский литератор-пролетарий, фабрикующий по указке своего издателя книги… является производительным работником, так как его производство с самого начала подчинено капиталу, и совершается только для увеличения стоимости этого капитала».

Говоря об искусстве в целом, приблизительно аналогичную тенденцию отмечал П. А. Сорокин в середине XX века: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство всё чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации». В начале XXI века современные исследователи констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ - как в области знания, так и в области техники, - а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию».

Отношение к массовой культуре в современной философской и культурологической мысли не является однозначным. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства», а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции», то эти концепции были пересмотрены в 1960-1970 гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для многих исследователей противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла. Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусство) начала XX века, Ортега-и-Гассет говорит о его дегуманизации. В таких условиях увеличение роли «сверхгуманизированного» массового искусства - процесс закономерный.

Жанры массовой культуры

Необходимым свойством продукции массовая культура должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она на должна быть плохо сделанной, а, наоборот в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех. Поток сознания, остранение, интертекст не годятся для массовой культуры. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или, как его называют последнее время, «чиллер» (от англ. chill - дрожать от страха), фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений. Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл. В XX веке массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это показал в 1920-х годах В. Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая структурная схема, которую можно формализовать и представить в логических символах. Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость - это свойство мифа - в этом глубинное родство массовой и элитарной культуры, которая в XX веке волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания.

Культовые тексты массовой культуры

Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. То есть культовые тексты массовой культуры формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность.

Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может. Трудно представить себе анекдоты про Ганса Касторпа из "Волшебной горы" или Йозефа Кнехта из "Игры в бисер". Случается правда, какой-либо модернистский или авангардистский прием в такой степени осваивается фундаментальной культурой, что становится штампом, тогда он может использоваться текстами массовой культуры. В качестве примера можно привести знаменитые советские кинематографические афиши, где на переднем плане изображалось огромное лицо главного героя фильма, а на заднем плане маленькие человечки кого-то убивали или просто мельтешили (в зависимости от жанра). Это изменение, искажение пропорций - штамп сюрреализма. Но массовым сознанием он восприниматеся как реалистический, хотя все знают, что головы без тела не бывает, и что такое пространство, в сущности, нелепо. Постмодернизм - это беспечное и легкомысленное дитя конца XX века - впустил наконец массовую культуру и смешал ее с элитарной. Сначала это был компромисс, который назывался кич. Но потом и классические тексты постмодернистской культуры, такие, как роман Умберто Эко "Имя розы" или фильм Квентина Тарантино "Бульварное чтиво", стали активно использовать стратегию внутреннего строения массового искусства.

Массовая культура – явление, характерное, в большей степени, для XX-XXI века. Однако часть исследователей считает, что она зародилась еще в эпоху Античности и, как пример приводят Олимпийские игры, гладиаторские бои, древнегреческий театр. Другие же считают, что данное явление возникает лишь в XIX веке, а своего подлинного развития достигает уже в середине XX века, с развитием средств массовой коммуникации и возрастающей ролью информации. До сих пор, в среде исследователей на этот вопрос не существует единого мнения.

Еще одним спорным вопросом в данной теме, является вопрос о соотношении массовой и народной культуры. Сторонники первой позиции говорят о том, что эти две культуры являются одинаковыми, вместе с тем, добавляя, что народная культура – это некий низ массовой культуры. Имеется в виду, что массовая культура создается профессионалами, людьми, которые имеют образование в данной сфере, а народная культура создается самоучками, выходцами из народа. В данном случае, такая позиция может быть оправдана.

Более приемлемой является позиция, которая отмечает, что массовая и народная культура – это два, абсолютно разных явления. В подтверждение данного факта необходимо сравнить параметры данных культур: кто является творцом, на что ориентированы, что лежит в основе их. Рассмотрим вначале народную культуру. Ее создателем является сам народ, данная культура более реалистична, имеет глубокие исторические корни и имеет своей целью передачу традиций, ценностей народа. В противовес ей, массовая культура создается определенной группой профессионалов, она ориентирована на моду, как следствие, является сиюминутной и быстро меняется, главная цель массовой культуры – это получение финансовой выгоды.

Кроме данных спорных вопросов, в XXI веке возникает и еще один момент – что есть массовая культура в настоящее время. Одно из наиболее распространенных определений – культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыка, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п. Стоит добавить, что данный феномен ориентируется исключительно на среднего потребителя, для которого, главным является развлекательный процесс. В тоже время, говорят об элитарной культуре – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами, данная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, в широком смысле.

Если еще в начале XX века можно было четко представить себе элитарную культуру и зарождающуюся, массовую, то сейчас, это является достаточно затруднительным. Массовая культура ориентирована на широкий круг потребителей, способствует удовлетворению его первичных потребностей, в то время как элитарное искусство – это «искусство ради искусства». Но в XXI веке уже становится проблематично провести между ними грань. Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что широкие массы людей могут приобщиться к элитарной культуре. Можно спокойно посетить Лувр, не выходя из дома, можно посмотреть балет или спектакль, опять-таки, сидя за компьютером, многие классические произведения стали общедоступными. Таким образом, в плане доступности и распространения грань между этими явлениями уже стирается. Но это, что касается высокой культуры прошлых веков. Она стала общедоступной, в этом есть свои плюсы и минусы. О них поговорим позже. Но есть ли элитарная культура в XXI веке и каковы ее характеристики?

Интерес к изучению массовой культуры развивается уже достаточно продолжительное время и к настоящему моменту сформировалось большое количество исследований, теорий и концепций к данному явлению. Авторами большинства из них массовая культура определяется как особый социальный феномен, который имеет свой генезис, специфику и тенденции развития. Рассмотрим наиболее значимые из данных подходов к определению массовой культуры.

Первый подход связан с рассмотрением массового общества. Исследования данного направления центральное место отводят массовому обществу, возникающему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Под массовой культурой в данном случае понимается особый тип культуры, который способен заменить собой традиционные формы народной культуры. В данном направлении шли научные рассуждения Дж. Бентама, Н. Бердяева, М. Вебера, Р. Вильямса, Ф. Ливиса, Ф. Ницше, Д. Рисмэна, Д. Томпсона, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга, Р. Хоггарта. В трудах этих философов и ученых массовая культура определяется в качестве предельного выражения духовной несвободы, социального механизма отчуждения и угнетения личности человека. Представители данного научного направления склонны были трактовать феномен массовой культуры как негативное явление.

Разработка одной из наиболее критичных концепций массового общества принадлежит известному испанскому философу Хосе Ортега-и-Гассету . Общество определялось им как объединение меньшинства и масс, находящееся в постоянном динамическом развитии. Меньшинство, по его мнению, состояло из лиц, которые обладают определенными характерными признаками, в то время как масса представляет собой всего лишь набор индивидов, которые не имеют особенных отличий. Масса – это средние люди. «Массовый человек» был создан под воздействием быстрого роста населения в городах и узкой профессиональной специализации, которая ослабила культурный потенциал и духовно подорвала современную цивилизацию. Мнение Ортега-и-Гассета, сводилось к тому, что данные явления привели к неустойчивости и краху культуры в целом. В идеях испанского мыслителя много созвучных моментов с теориями массового общества К. Маннгейма, Э. Фромма и Х. Арендта.

В теориях массовой культуры франкфуртской школы основополагающим стало понятие культурной индустрии, которая является гарантом устойчивости капитализма. Представители данной школы пришли к общему выводу о том, что под воздействием массовой культуры может быть сформирован конформизм, удерживающий реакции потребителя в инфантильном, статичном состоянии, позволяющий манипулировать его сознанием. Таким образом, феномену массовой культуры в рамках этих исследований также придавалась негативная оценка. В числе наиболее выдающихся представителей Франкфуртской школы необходимо назвать Т. Адорно, М. Хоркхаймера, В. Беньямина и Г. Маркузе.

Другой подход определяет массовую культуру как явление, проявляющееся в современном обществе, для которого характерны некоторые специфические черты выражения культурных ценностей. Высказывается точка зрения о том, что массовая культура становится объектом потребления всех людей вне зависимости от того, где конкретно они проживают или находятся. Массовой культура становится еще и в силу того обстоятельства, что она производится ежедневно и массово. Другими словами, определение массовой культуры сводится к культуре повседневной жизни, которая становится доступной предоставляемой аудитории посредством средств массовой коммуникации .

В качестве одного из наиболее интересных и продуктивных можно рассматривать подход Д. Белла, в рамках которого массовая культура предстает организацией обыденного сознания в информационном обществе. Особая знаковая система или особый язык, с помощью которого между всеми членами информационного общества достигается взаимопонимание . Она выступает в качестве связующего звена между постиндустриальным обществом с присущей ему высокой специализацией и человеком, интегрированным в него лишь как его составная часть.

Массовая культура является также частью общемировой культуры потребления, которая воспроизводится посредством промышленного способа и в больших объемах. Также ее можно рассматривать как культуру повседневной жизни, предоставляемую большей части общества посредством самых разных каналов, в том числе посредством средств массовой информации и коммуникации. Сама массовая культура с ними достаточно тесно связана. Содержанием массовой культуры можно считать продукцию современного промышленного производства, а также кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции является массовым, поскольку аудитория, которой воспринимается данная культура, имеет массовый характер, т.е. это, как правило, аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей теле и киноэкранов .

Становление массовой культуры принято связывать с 1870-1890-х гг., когда первоначально в Великобритании, а вслед за ней и другие европейские страны стали принимать законы об обязательном распространении всеобщей грамотности среди населения. Данное обстоятельство определяет и изначальную связь массовой культуры со средствами массовой коммуникации. Для распространения грамотности среди широких масс вначале применялись технические возможности полиграфической отрасли, реализовавшиеся в выпуске дешевых популярных газет и журналов, дешевых книжек в жанрах беллетристики, любовного и детективного романа и комиксов.

Возникновение массовой культуры представляло собой процесс более глубокий, чем просто возникновение наряду с уже существующими еще одного типа культуры. Оно привело к изменению самого способа функционирования культуры в целом. Постепенно происходило отмирание старых форм социальности, утрата патриархальных связей между людьми, которые жили в достаточно замкнутом мире небольших поселков и деревень, ориентируясь на привычные ориентации и традиционные ценности. Таким образом, была спровоцирована волна активной миграции из деревень в города, из Старого Света в Новый Свет, стали возникать крупные города, что повлекло за собой изменение значительной части населения. Однако одно из произошедших явлений стоит выделить особенно – увеличение времени для отдыха, вследствие сокращения количества рабочего времени, под воздействием развития техники, которая смогла освободить человека от многих необходимых раньше трудовых операций, главным образом в домашнем хозяйстве. В результате самые широкие слои общества также стали испытывать потребность в досуге. Заполнить этот досуг предстояло массовой культуре, которой удалось поставить практику развлечений на широкий поток.

Начало происходить сращивание культуры с миром развлечений, что предопределило ключевые особенности предметное поле массовой культуры. Элементы массовой культуры должны были стать интересными по своему содержанию и иметь эффективную для быстрого восприятия зрителем форму, сочетать в себе четкий сюжет с интригой, и демонстрировать принадлежность к некоему конкретному жанру. Такая специфика позволила предопределить основные черты, характеризующие массовую культуру. Во-первых, для нее характерна серийность предметов ее потребления; во-вторых, трансляция примитивных стандартов жизни и отношений между людьми; в-третьих, развлекательность, забавность, сентиментальность; в-четвертых, пропаганда культа сильной личности, которой всегда сопутствует жизненный успех .

В произведениях массовой культуры потребителю всегда в первую очередь интересен сюжет, в котором он может обнаружить сходство со своей жизненностью, достоверность воображаемых героев, что дает ему возможность переживать различные эмоции вместе с героями, сопереживая их жизненным невзгодам и радуясь вместе с ними. Происходит отождествление зрителя или читателя с теми героями художественного произведения, в которых воплощаются их стремления к идеалу и несбывшиеся мечты. Таким образом, массовая культура предстает перед потребителем как иллюзорная компенсация за то, что реальная жизнь зачастую оказывается несправедлива к своим героям, где зачастую имеют место быть ситуации сложности финансового положения, отсутствие успеха, признания и т.д. Потребителю массовой культуры предоставляется возможность на время отрешиться от своих проблем, отождествив себя с благополучным героем, разнообразив, таким образом, свое эмоционально скудное существование .

В настоящее время большинство людей, главным образом молодежь, именно посредством массовой культуры формирует свои представления о том стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, которые необходимо демонстрировать в современном ему обществе. Представления о еде, одежде, жилище, бытовой технике, предметах обихода, образовании транслируются человеку посредством механизмов массовой культуры. В современности любой продукт начинает считаться престижным и ценным только в том случае, когда начинает выступать в качестве предмета массового спроса. Таким образом, массовая культура осуществляет стимуляцию культуры потребления, активно в качестве средства этой стимуляции используя рекламу.

Массовая культура выступает также в качестве некоего фундамента мировой культуры, в результате чего происходит стирание и устранение национальных границ. В основе произведений массовой культуры лежат некие универсальные психологические и психофизиологические характеристики и механизмы восприятия, которые срабатывают в независимости от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, образование зачастую даже воспринимается создателями массовой культуры, как определенный вредный фактор, поскольку может помешать непосредственному эмоциональному восприятию, на которое в первую очередь, и нацелена массовая культура.

Исходя из рассмотренных выше положений, представляется возможным сформулировать основные черты характерные массовой культуре:

– ориентированность на однородную аудиторию и главным образом на эмоции, иррациональность, коллективное бессознательное, уход от действительности;

– быстро доступность и быстро забываемость;

– база, опирающаяся на среднюю языковую семиотическую норму;

– занятность.

Критиками, долгое время, при оценке массовой культуры, говорилось только об отрицательных ее сторонах, подчеркивалась низкопробность, пошлость ее продукции. Считалось, что она может быть востребована только невзыскательной и неразвитой публикой. Осуждалась ее ориентация на потребление, а не на творчество, склонность к формированию некоего духовного стандарта, т.е. в некоторой степени усреднение человека, имеющее в своей основе воспитание у него достаточно непритязательных запросов в сфере искусства. К числу наделения массовой культуры такими отрицательными качествами, ей приписывался и преимущественно развлекательный характер. Подчеркивалось, что в очень немногих произведениях рассматриваются вопросы о цели и смысле жизни, ценностях. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда произведения массовой культуры исполнены на достаточно низком профессиональном уровне, не обладают высокой эстетической ценностью и способны формировать только лишь массовое мировоззрение, которому присущи некритические убеждения и взгляды.

Данные рассуждения нельзя отвергать, как лишенные всякого смысла. Однако нужно сказать о положительных аспектах, которые несет в себе развитие массовой культуры. Во-первых, появление массовой культуры способствовало достижению всеобщей грамотности населения, в результате чего гораздо большее количество людей получило доступ к культурным ценностям. Массовой культурой создается и тиражируется достаточно много продукции низкого качества, но вместе с ней и бесспорные шедевры, которые подталкивают человека более глубоко изучить эти и другие произведения. Во-вторых, массовой культуре принадлежит значительная роль в становлении современного рекреационного механизма снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует углубляться в категорическое противопоставление массовой культуры высокой культуре предшествующих эпох. В те времена также существовали и средняя, и низовая культуры, однако с течением времени до нас дошли лишь ее шедевры, которые представляют собой единичное явление любой эпохи, выделение которых всегда происходит лишь с течением времени. Также произойдет и с современной культурой, которая с течением времени отсеет большую часть произведений, оставив лишь настоящее искусство .

Современными исследователями принято выделять три ключевых уровня массовой культуры. Во-первых, кич-культура, т.е. массовая культура в качестве своего самого низкопробного проявления. Первоначально кич получил широкое распространение только в прикладном искусстве. Однако с течением времени он охватил все виды искусства, включая кино и телевидение. Главным образом кич характеризуется упрощенной подачей проблематики. В своей основе кич имеет те образы, идеи и сюжеты, которые достаточно стереотипны и ориентированы на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно. Кич не призван ставить вопросы перед своим потребителем, вызывать духовные искания и психологический дискомфорт. В нем содержатся только ответы в виде заранее подготовленных клише.

Следующим уровнем массовой культуры можно считать мид-культуру, т.е.культуру, которой характерны некоторые черты традиционной культуры, наряду с некоторыми чертами массовой. По сравнению с кичем, такая форма массовой культуры отличается более высоким нравственным потенциалом, который в ней заложен. Можно сказать, что именно ей задается тон, формируются стандарты, выступающие в качестве ориентиров массовой культуры в целом.

Еще один уровень массовой культуры – это арт-культура, в которой имеет место быть и определенное художественное содержание и его эстетическое выражение. Арт-культура относится к наиболее высокому уровню массовой культуры, который ориентирован и рассчитан на самый образованный и требовательный в отношении качества потребляемой продукции сегмент ее аудитории. Главная ее задача заключается в том, чтобы максимально приблизить массовую культуру к нормам и стандартам, которые характерны для традиционной.

В последнее время массовой культуре в большей степени характерно влияние на мид-культуру, т.е. культуру среднего уровня, в рамках которой происходит экранизация произведений классической литературы, формируется мода на образцы действительно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Процессы, происходящие в мид-культуре, способствуют росту общего уровня массовой культуры современности. Такой вывод представляется возможным сделать при сравнении произведений, создание которых относится к началу XX в. и к последним его десятилетиям. Прослеживается также тенденция к этизации этой культуры, благодаря которой достигается некоторый подъем ее морального уровня .

В числе ключевых направлений массовой культуры современности можно выделить такие как:

– индустрия детства, которая находит выражение в производстве товаров и игрушек для детей, организации детских клубов и лагерей, появлении форм коллективного воспитания детей;

– массовая общеобразовательная школа, которая приобщает детей к основам научных знаний, формирует их картину мира, основой которой являются ценностные ориентиры, распространенные в данном обществе, а также одинаковость стереотипов;

– средства массовой информации, посредством которых осуществляется донесение до широких слоев населения текущей информации, ее оценка. Таким образом, формируется общественное мнение и создается почва для последующей манипуляции сознанием людей;

– система национальной или государственной идеологии и пропаганды, ключевой задачей которой является формирование политической благонадежности среди большинства населения;

– массовые политические движения и партии, которые представители политической и государственной элиты используют для достижения своих целей в результате нагнетания политического, националистического или религиозного психоза;

– мировая социальная мифология или квазирелигиозные течения и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов, с помощью которых предоставляется возможность дать несложные объяснения всех проблем современности. Мифы о мировом заговоре тайной организации, инопланетянах и прочая информация данного порядка является продуктом мировой социальной мифологии;

– индустрия развлекательного досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру со всеми видами литературы и искусства, развлекательными представлениями, зрелищными видами профессионального спорта, клубами, дискотеками и прочими инструментами, которые могут способствовать психической разрядке человека;

– индустрия оздоровительного досуга, в том числе курорты, спортивный туризм, массовая физкультура, косметические фирмы и услуги;

– индустрия интеллектуального и эстетического досуга, подразумевающая «культурный» туризм, художественную самодеятельность, коллекционирование, кружки и общества по интересам, научно-просветительские учреждения, продолжающие сохранившуюся с XVIII в. просветительскую тенденцию;

– игровые комплексы, способные развить быстроту реакции, и помочь человеку сформировать навыки помогающие приспособиться к современному темпу и ритму жизни;

– словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки, ориентированные на удовлетворение интересов массового потребителя и популяризацию современного знания.

Таким образом, массовая культура является новой наиболее развитой формой культурной компетентности современного человека. Она состоит из новых механизмов инкультурации и социализации, новой системы управления и манипулирования общественным сознанием, интересами и потребностями человека. Массовую культуру можно рассматривать в качестве способа существования современной культуры. Которая, с одной стороны, является культурой, отвечающей современному типу человека, а с другой стороны, становится инструментом его создания.

вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей: – рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; – стандартизованных по форме и содержанию; - предполагающих коммерческий успех; и – распространяемых средствами массовой информации

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на "среднего" потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление М.К. принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. М.К. возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой - как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. М.К. стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. М.К. оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному восприятию реальности. М.К. создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной М.К. является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. М.К. традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Элемент новаторства в М.К. незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений "высокой" культуры. В то же время неправомерно считать М.К. заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности М.К. служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским "подпольем" и традиционной народной культурой. Превращая эзотерические откровения и маргинальные художественные эксперименты в часть "наивного" сознания, М.К. способствует его обогащению и развитию. В то же время фиксируя существующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, М.К. оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика М.К. способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. М.К. представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Наиболее яркие феномены М.К. (комикс, "черный" криминальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значимость конкретного продукта М.К. определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.

М.Р. Жбанков

Массовая культура – специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Различные направления ее анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теории массового общества. Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.

В современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои.

Следует отметить, что в последние годы с развитием современных информационных технологий появляются принципиально новые явления. Происходит разделение "массы" на сегменты, развиваются процессы демассификации. Это ведет к росту культурного многообразия, сегментации рынка культурной продукции. Теперь понятие "массовая культура" акцентирует лишь один – рыночный аспект современной культурной ситуации. Массовая культура – это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательных, а не идеологических или аналитических программ, к превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса. В 90-е гг. развернулась борьба крупнейших ТНК за сегменты рынка культурной продукции. Развитие глобальных сетей придало этой борьбе глобальный характер. Шесть крупнейших в мире ТНК доминируют ныне на рынке культурной индустрии, и каждая из них проводит свою культурную политику. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам – они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10%, а остальное подчиняется обычным товарным законам. Тем не менее борьба между защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия "товарность" к любому виду продукции, в том числе и культурному, продолжается.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Массовая культура в современном обществе играет важную роль. С одной стороны, она способствует а с другой, упрощает понимание их элементов. Это противоречивое и сложное явление, несмотря на характерную простоту, которой обладают продукты масскульта.

Массовая культура: история возникновения

Историками не найдена общая точка, на которой могли бы сойтись их мнения о точном времени возникновения этого явления. Однако есть самые популярные положения, которые в состоянии объяснить примерный период возникновения этой разновидности культуры.

  1. А. Радугин считает, что предпосылки масскульта имелись если не на заре возникновения человечества, то уж точно во время когда массово распространялась книга «Библия для нищих», которая и была рассчитана на широкую аудиторию.
  2. Другое положение подразумевает более позднее возникновение масскульта, где его истоки связаны с европейской В это время получили широкое распространение детективные, приключенческие и авантюрные романы благодаря большому тиражированию.
  3. В прямом смысле, по мнению А. Радугина, она возникла в США в конце 19 и начале 20 веков. Он это объясняет возникновением новой формой обустройства жизни - массовизацией, которая находила отображение практически во всех сферах: начиная от политической и экономической и заканчивая бытовой.

Исходя из этого, можно предположить, что толчком к возникновению массовой культуры стал капиталистический взгляд и массовое производство, которое должно было находить таких же масштабов реализацию. В связи с этим получило распространение такое явление, как стереотипизация. Одинаковость и шаблонность - яркие основные характеристики масскульта, которые распространились не только на предметы обихода, но и на взгляды.

Массовая культура тесно связана и с процессом глобализации, которая осуществляется, главным образом, посредством СМИ. Особенно это ярко проявляется на современном этапе. Один из ярких примеров - йога. Йогические практики возникли еще в древности, и западные страны не имели к этому ни малейшего отношения. Однако с развитием коммуникации начал происходить международный обмен опытом, и йога была принята западными людьми, начав внедряться в их культуру. Это имеет негативные характеристики, потому что западный человек не в состоянии понять всю глубину и смысл, которые понимают индийцы, занимаясь йогой. Таким образом, происходит упрощенное понимание чужой культуры, и явления, которые требуют глубинного понимания, упрощаются, теряя свою ценность.

Массовая культура: признаки и основная характеристика

  • Она подразумевает поверхностное понимание, не требующее специфических знаний и поэтому доступна для большинства.
  • Стереотипность - основная черта восприятия продуктов этой культуры.
  • Ее элементы опираются на эмоциональное бессознательное восприятие.
  • Она оперирует средними языковыми семиотическими нормами.
  • Имеет занимательную направленность и проявляется, в большей мере в развлекательной форме.

Современная массовая культура: «плюсы» и «минусы»

В настоящий момент она имеет ряд недостатков и положительных признаков.

Например, этот позволяет тесно взаимодействовать большой группе членов общества, что повышает качество их коммуникации.

Стереотипы, порождаемые массовой культурой, если они созданы на правдивой классификации, помогают человеку воспринимать большой поток информации.

Из недостатков выделяется упрощенность культурных элементов, профанация чужих культур и склонность к ремейкам (переделка когда-то созданных и признанных элементов искусства на новый лад). Последнее склоняет к предположению, что массовая культура не в состоянии создать нечто новое, или же способна, но в малом количестве.

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2010


Введение 3

1. Массовая культура 4

2. Кризис чтения 10

3. Элементы массовой культуры 11

4. Комиксы 12

1. Введение .

Предметом культурологи выступает понятие культуры. Объектом культурологи являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой - совокупность результатов их деятельности.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трёх значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определённую сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвлённым аппаратом чиновников, средние специалисты и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодёжи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишённых культуры.

2. Массовая культура. .

К массовой культуре относится только те элементы культуры, которые транслируются благодаря массмедиа, или каналам массовой коммуникации - это радио, телевидение, кино, пресса. С их изобретением сначала стёрлись границы между городом и деревней, а затем между странами. По мнению И. Ламонда, указанные три критерия - телевидение, радио и пресса - отличают массовую культуру от народной. Массмедиа являются формой того, содержанием чего выступает массовая культура.

Хотя корни массовой и популярной культуры, по мнению Лео Ловенталя, уходят в Европу XVI века, в строгом смысле слова их надо считать порождением современного общества. Особенно это касается массовой культуры.

Появление современных средств массовой информации позволило тиражировать один продукт культуры в тысячах и миллионах экземпляров, а стало быть, снижать стоимость каждого и делать его доступным широким слоями населения. Индустриальное и особенно постиндустриальное общество связывают с двумя важными процессами - распространением массового производства и появлением массового досуга .

Переход к массовому производству произошёл в США в 30-е годы, а к массовому досугу - там же в 50-е годы, посему родиной того и другого считаются США. Отсюда массовое производство и массовый досуг распространились в другие страны мира, пржде всего в Западную Европу. На базе массового производства и массового досуга сформировалась массовая культура. Почему три явления - массовое производство, массовый досуг и массовая культура - тесно связаны друг с другом, и их необходимо рассматривать в тесном единстве?

Массовое производство, распространившееся после появления конвейеров и системы Форда, не только стандартизировало трудовой процесс, облегчило труд, наполнило рынок ширпотребом, но оно ещё позволило значительно снизить цену на товары. Массовое производство послужило причиной нового явления - массового потребления и массового потребителя, а его чаще всего идентифицируют со средним классом, то есть не очень богатыми, но уже не бедными слоями общества.

В середине 50-х годов в США наблюдался быстрый экономический рост и подъём материального благополучия населения, увеличение производительности труда и соответствующее ему сокращение рабочей недели, переориентация среднего американца с ценностей труда на ценности досуга, широкое употребление бытовой техники, повышение уровня грамотности и облегчение досуга населения к институтам культуры, в том числе школам и университетам, библиотекам и театрам, кино и телевидению. Социологи стали говорить о культурной революции досуга, происходящей в период перехода развитых стран от индустриального к постиндустриальному обществу.

В середине столетия в США формировалось общество среднего класса, в котором основной акцент ставился на восходящую мобильность и индивидуальные трудовые усилия. Именно средний класс впоследствии сыграл главную роль в формировании массовой культуры и общества досуга . Характерное тяготение американцев к плодам технической цивилизации, изобретательский пафос и стремление технизировать всё и вся помогли в короткие сроки создать материальные носители массовой культуры - радио, телевидение, транснациональные газетные империи. Наконец, третий фактор - страсть американцев всё, до чего они касаются, превращать в выгодный бизнес, - способствовал коммерциализации досуга среднего и молодого поколения Америки в 50 - 60-е годы.

В конце 60-х годов массовая культура появляется также и в СССР. Но она мало зависит от рынка, массового производства и массового потребления. Главным фактором выступало государство. Массовая культура финансировалась и курировалась государством через масс-медиа, она включала пропаганду и официальную культуру - от фотографии до кино всё было нацелено на пропаганду социалистического образа жизни. Официальная пропаганда стала массовой благодаря внедрению в повседневный быт советских людей магнитофонов, радиоприёмников, телевизоров и, конечно, прессы.

Массовая культура вытеснила на периферию народную культуру, которая постепенно стала забываться. Если бы не фольклорные экспедиции филологов, записывавшие уходящие в прошлое легенды, песни и обряды, то народная (фольклорная) культура не сохранилась бы вовсе. Правда, правительство поощряло проведение фестивалей, конкурсов и смотров народных ансамблей.

Распространение массовой культуры породило научные исследования. В США, а затем и в других странах сформировалась социология массовой культуры.

Феномен массового производства не так уж и безобиден для общества. С одной стороны, оно делает доступным для широких слоёв то, чем в прежние времена пользовалась только элита. Оно улучшает условия труда и быта людей. С другой стороны, оно упрощает наши потребности и вкусы. Общедоступные товары продаются по невысокой цене и выпускаются с невысоким качеством. Репродукции картин Рембрандта или Ван Гога из магазина не передают всей гаммы сильных чувств, которые испытывает человек, созерцающий оригиналы. Но далеко не каждый житель, скажем, России способен приехать в Москву или выехать в Европу для общения с великими подлинниками.

По мнению А.Я. Флиера, массовая культура выполняет важную трансляцию. Язык современной специализированной культуры (политической, научной, художественной, инженерной и т.п.) почти недоступен широким слоям, поэтому обществу понадобились некие переводчики (трансляторы). Важным шагом стало введение всеобщего и обязательного образования населения, а затем - развитие средств массовой информации (СМИ). Поскольку профессиональные знания постоянно расширяются и углубляются, человеку на протяжении всей жизни требуется присутствие тех, кто растолковывает и адаптирует к его уровню сложную информацию. Наилучшим транслятором является массовая культура, использующая и печать, и телевидение. Многочисленные комментаторы, журналисты, политические обозреватели, шоумены, телезвёзды и др. не только интерпретируют, но и манипулируют нашим сознанием, вбивая в наши головы избитые стереотипы и формулировки.

Массовая культура - это культура на дому. Она всегда с нами. Мы приобщаемся к ней тогда, когда это выгодно и удобно нам, а не авторам или исполнителям.

Но подобное уже случалось в истории человечества. В древности фараоны, султаны, короли приглашали профессиональных артистов к себе домой, и лишь много позже они начали выезжать в «свет», занимая почётную ложу в театре. Салонная культура XVIII - XIX веков - это также домашняя культура. Правда, домашнее музицирование и домашние любительские спектакли являлись привилегией тонкого слоя интеллигенции. Начиная с середины XIX века общение с искусством становится доступным практически всем слоям и происходит в специализированных учреждениях - в музеях, картинных галереях, театрах, консерваториях, концертных залах. Оно доступно широким массам.

Во второй половине XX века искусство вновь возвращается в дом благодаря телевидению, радио, звуко- и видеотехнике, репродукциям, слайдам. Искусство стало домашним, но перестало быть уделом узкого круга избранных.

Из великой тройки масс-медиа - прессы, радио и телевидения - пресса возникла раньше других, став уже в XIX веке носителем формирующейся массовой и популярной культуры. Тиражи газет увеличились по мере роста городского населения. С увеличением числа подписчиков появлялась возможность сделать газету более привлекательной и более дешёвой, сохраняя при этом высокий уровень доходов за счёт увеличения оборота. Газету можно иметь с собой повсюду - на улице и дома. Раньше, чтобы купить её, нужно было идти в киоск. Доставка газеты на дом повышает комфортность и притягательность многотиражной прессы.

Отныне стало возможным консервировать не только фрукты и овощи, но и информацию и развлечения на записывающей технике. Понравившуюся мелодию можно включить в любое врем и в любом месте, слушать её столько раз, сколько захочется. Разумеется, ничего похожего нет в традиционной культуре, основанной на изустной передаче информации и живом источнике. Вторая отличительная черта - несравнимо более широкий диапазон и разнообразие передаваемой информации. В Москве можно увидеть или услышать то, что творится в данный момент в Нью-Йорке или Токио.

Масс-медиа неизмеримо расширяют круг любителей искусства. Первый концерт П.Чайковского в 1891 году, проходивший в Карнеги-холл в Нью-Йорке, слушали 2000 человек. Первое в США выступление группы «Битлз» в том же Карнеги-холл в 1964 году благодаря телевидению смотрели и слушали 73 млн человек.

Не менее важная особенность массовой культуры - гибридизация СМИ, то есть соединение в целое самых разных технических достижений. Именно так возникли кино, радио и телевидение. Телевидение, функцией которого является обучение, информирование и развлечение, соединило в себе почти все прежние формы информации - школу, кино, радио. В свою очередь, радио ещё до появления телевидения аккумулировало в себе газету (выписки новостей), книгу (радиопостановки), театр и концертный зал (радио-спектакли, трансляции концертов), стадион (спортивные репортажи), эстраду (проигрывание грамзаписей). Что касается кино, то оно приблизило к нам различные аспекты визуальной сферы - от фотографии до театра, цирка и эстрады.

Традиционная театральная культура оказалась широкодоступной. Коммерческие зрелищные предприятия, ставшие со второй половины XIX века характерной чертой городской культуры, столкнулись с конкуренцией. Теперь актёры играли не на сцене, а перед микрофоном и кинокамерой; люди могли выбирать, ходить ли им в театры и концертные залы или слушать радио и смотреть телевизор. Оперные певцы, музыканты и журналисты стали работать на радио. Кино - самая молодая из всех форм развлечений - поначалу процветало, используя опыт радио и популярность кинозвёзд, до тех пор, пока не пришло телевидение. Традиционные формы культуры и досуга меняли свой статус и переживали финансовый кризис. С приходом радиовещания и телевидения лишились своей аудитории театр и кино.

Сегодня появилось выражение «культура на скорую руку». Радио, телевидение и пресса удовлетворяют основному условию массовой культуры: сиюминутной реакции на происходящее и, следовательно, отсутствию какой-либо избирательности. С появлением спутников связи новости стали распространяться по миру почти мгновенно. В одно и то же время огромная аудитория получает одну и ту же культуру.

Массовая культура, как более мобильная и технически оснащённая, стала теснить традиционные виды искусства. Сначала кино переманило почти всех посетителей театра, а затем само было вытеснено телевидением. Борьба за аудиторию, конкуренция - новое явление в области культуры, которого раньше не было. Конкурируя за возврат аудитории, театр и кино вынуждены были искать новые формы, стиль, язык выражения, что плодотворно сказалось на их дальнейшем развитии.

Однако «зрительная цивилизация», пришедшая на смену речевой и письменной, имеет не только позитивные, но и негативные стороны. Некоторые специалисты считают, что зрительная информация ведёт к раннему взрослению детей и инфантилизму взрослых. Она вызывает одинаковую реакцию у людей независимо от уровня образования, воздействуя на низшие уровни психики (эмоции и чувства) в ущерб разуму.

Специалисты считают, что школярские методы обучения отбили у детей интерес к серьёзным книгам.

3. Кризис чтения.

Кризис чтения проявляет себя в двух формах: а) пассивной грамотности, когда взрослые и дети просто не любят читать, и б) активной неграмотности, или функциональной неграмотности (этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и неспособного к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни), при которой люди любят, но не умеют читать.

Масштабы того и другого явления в развитых странах впечатляющие: в высококультурной Франции количество взрослых, никогда не открывавших книгу, составляет от 50 до 55%; от 23 до 30 млн американцев полностью неграмотны, то есть фактически не могут читать или писать, от 35 до 54 млн полуграмотны - их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо для полноценной жизни в обществе. В Канаде среди лиц в возрасте 18 лет и старше 24% неграмотных или функционально неграмотных. В Польше и Германии у 40% детей школьного возраста понимание простейших литературных текстов вызывает затруднение. До 30% учащихся средних школ Франции читают из рук вон плохо и вскоре пополнят ряды нечитающей публики, чьи интеллектуальные запросы ограничиваются комиксами и развлекательными фильмами. Исследователи выявили настоящие культурные пустыни, особенно в сельской области, расположенные всего в нескольких километрах от Парижа. Удивительно, но во Франции существуют, с одной стороны, культурная элита, закормленная всевозможной книжной продукцией и претендующая на роль носителя истинной культуры, а с другой стороны - широкие массы, испытывающие книжный голод и отвергающие предлагаемую им культуру.

Функционально неграмотные люди в той или иной степени культурно ограничены и оторваны от социального и интеллектуального общения. Их можно охарактеризовать следующим образом: слабая учёба в школе, негативное отношение к учреждениям культуры из-за неумения пользоваться ими и страха быть осуждёнными знатоками и т.д. Для этой категории читателей мир культуры находится за пределом их жизненных интересов: в библиотеки и книжные магазины они не ходят, а полученное в школе образование вызвало у них скорее отторжение от литературы, нежели стимулировало глубокий интерес к чтению и навыкам самообразования.

4. Элементы массовой культуры.

К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специалисты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я. Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и проч.), индустрию оздоровительного досуга (курорты, физкультура, культуризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фармацевтические, косметические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, научно-просветительские учреждения, интеллектуальные игры и др.), игровые автоматы и компьютерные игры, всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, Интернет, щоу-бизнес, кино и др.

Но мы выделим только два наиболее типичных для массовой культуры жанра, распространённых во всём мире, - комиксы и кино.

4.1. Комиксы.

К ним относятся устные рассказы или диалоги, сопровождаемые рисунками. При этом выделяют несколько их разновидностей: 1) журнальные и газетные вставки в виде блока смешных рисунков; 2) книжные комиксы, изданные отдельной брошюрой; 3) комиксы-фильмы; 4) комиксы-карикатуры. В стороне стоит особый жанр комиксов, появившихся в конце 60-х годов в андеграундной прессе хиппи и представляющих элемент контркультуры.

Первые газетные комиксы в США появились в 1892 году. В 1946 году в стране каждый месяц подросткам в возрасте до 18 лет продавалось по 60 млн. комиксов. Пик пришёлся на 1954 год, когда в месяц 650 различных книг с комиксами расходились тиражом в 100 млн. В 1928 году появились знаменитые мульткомиксы с Микки Маусом.

Со временем комиксы превратились в мощную индустрию и стали своеобразным культовым символом для многих поколений американцев. К примеру, сериал про звёздные войны занимал воображение подростков более 20 лет. Специалисты полагают, что роль комиксов в США сродни функциям крупного культурного института, выполняющего важную задачу для масс поклонников. Комиксам покорны все возрасты, мужчины и женщины, бедные и богатые почти в равной мере.

Специалисты говорят о возникновении социологии комиксов, которая в качестве субдисциплины имеет свой предмет и объект, эмпирические данные и теоретические наработки, методологию и объяснительные концепции. Научная литература о комиксах насчитывает многие сотни статей и монографий. Учёные анализируют публикации в журналах для тинейджеров, интервьюируют читателей комиксов, проводят кросс - культурные и исторические исследования.

Выяснилось, что комиксы служат не средством убеждать от острых проблем действительности в выдуманный мир, как считалось прежде, а разорвать монотонный ритм будней. Кроме того, высмеивая политических лидеров и кинозвёзд, комиксы служат средством демократического воспитания молодёжи. Контркультурные комиксы пользуются популярностью не у тех, кому от 10 до 18, а у тех, кому за 20. студенты колледжей и университетов находят в самиздатовских газетах и листовках ответы на острые социальные и политические проблемы. Их аудитория - студенчество, испытавшее усталость от норм официальной культуры и ищущее своё место в современно обществе. Чаще всего это род протестной литературы. Сегодня комиксы стали неотъемлемым атрибутом воспитательных и образовательных программ в США.

Культурное значение мультипликационных комиксов можно видеть в том, что их герои давно превратились в дополнительных агентов социализации молодого поколения, выросшего на них. Они учат подростков бороться с трудностями, е бояться опасностей, верить в свои силы и надеяться на успех при любом повороте событий.

Вместе с тем социологи отмечают, что нравственная нацеленность героев комиксов на борьбу со злом почти полностью уравновешивается пропагандой насилия, которым перенасыщены страницы подобной литературы. Иначе карикатурист поступить не может: комиксы одновременно упрощают способы решения реальных проблем, предлагая порой очень примитивные и вульгарные методы: убить, применить насилие, ограбить. Даже если они исходят от злодеев, подростковое сознание всё равно легитимизирует их как правильные и возможные, поскольку они исходят от любимых мультиков.

В целом культурный мир комиксов неоднороден, в нём есть несомненные шедевры, воспитывающие людей в духе уважения моральных идеалов, а есть откровенный ширпотреб, созданный на злобу дня. Вот почему в американской литературе мнения специалистов разделились: сторонники переоценивают прогрессивную культурную роль комиксов, а противники преувеличивают наносимый ими социальный вред. Одни социологи подчёркивают катастрофическую роль комиксов, позволяющих подросткам выпустить накопившуюся энергию и агрессию, а другие указывают на то, что комиксы чаще читают делинквентные подростки, нежели законопослушная молодёжь. Применение специальных тестов, отслеживающих школьные успехи и интеллектуальный уровень подростков на протяжении нескольких десятилетий, свидетельствует о том, что происходит некоторое ухудшение мотивации и достижений в учёбе. Воспитанное на комиксах поколение американцев стало хуже думать и учиться.

4.2. Кино.

Кино появилось первым проводником популярной культуры. Кинематограф зарождался как форма досуга рабочего класса. В конце XIX века в США немое кино, в отличие от театра и журналистов, являлось самой доступной формой развлечения для эмигрантов из Восточной и Южной Европы, которые не понимали английского языка. Эмигрантами были и первые продюсеры кино. Они понимали потребности своей аудитории, создавая комедии, фантастические фильмы и боевики. Ранний кинематограф был крайне незатейлив, лишён внутренней интриги и являл собой набор простейших сценок: садовник разбрызгивает воду из шланга, охотники загоняют зверя.

Когда в 1903 году изобрели кинокамеру, и появилась профессия оператора, фильмы стали более сложными по сюжету. С экрана предстали герои, обладавшие собственным характером и драматургической судьбой. В 1927 - 1928 гг., когда в жизнь вошло звуковое кино, наступил пик кинематографа. Тогда в Америке появились гигантские кинотеатры (на 3 - 6 тыс. зрителей), которые ежедневно посещали от 7 до 10 млн. человек. Звук расширил возможности кино, появились новые жанры, неизвестные немому кинематографу, построенному на пантомиме, в частности, мюзикл, «ужастики», социальное кино.

С 1990 - 1911 годов начинается история величайшей киноиндустрии мира - Голливуда, которую называют ещё мировой «фабрикой грёз». К 1918 году он производил до 97% мирового кинематографа: 841 фильм ежегодно, которые показывались в 21 000 кинотеатров. Шесть гигантов Голливуда - Warner Brothers, Universal, Twentieth Century Fox, Paramount, United Artists и Columbia - зарабатывают ныне по нескольку миллиардов долларов в год, создавая продукцию не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. В 70-е годы Голливуд, начав создавать также и телефильмы, превратился в мировую столицу телепродукции.

В 1933 году появились первые кинотеатры с площадкой для автомобилей, а в конце 40-х они стали уже массовым явлением. В начале 80-х каждый четвёртый кинотеатр был для автомобилистов. Хотя кинематограф делал всё, чтобы завоевать успех у американского зрителя, его время, как казалось, неумолимо подходило к концу. После войны интерес к кинематографу падал, а интерес к телевидению, напротив, рос. В середине 70-х в неделю посещали кинотеатры по 20 млн. зрителей (для сравнения: в 20-е годы 100 млн. каждую неделю). По мере заката кинематографа набирало популярность телевидение .

5. Заключение.

Массовое общество противоречиво. С одной стороны, оно сделало книги общедоступными, а вместе с ними сделало общедоступным всеобщую грамотность и научные знания. С другой стороны, именно массовое общество отбивает у людей интерес к глубокому и заинтересованному чтению. Кризис чтения на Западе представляет одну из разновидностей кризиса культуры.

Массовая культура, как более мобильная и технически оснащённая, стала теснить традиционные виды искусства. Сначала кино переманило почти всех посетителей театра, а затем само было вытеснено телевидением. Борьба за аудиторию, конкуренция - новое явление в области культуры, которого раньше не было.

Вытеснение или потеснение традиционных видов искусства объясняется большей доступностью массовой культуры, приближённостью к аудитории и более высоким уровнем комфортности. В то же время технических достижений прекрасного помощника. Классические произведения литературы и драматургии, народные песни и танцы теперь могли увидеть не десятки, а сотни тысяч человек. Техника кинематографа увеличила эффект воздействия классики на зрителя.

Конкурируя за возврат аудитории, театр и кино вынуждены были искать новые формы, стиль, язык выражения, что плодотворно сказалось на их дальнейшем развитии.

1 . Кравченко А.И. ; Культурология: Учебное пособие для вузов. - М. Академический Проект, 2000. - 736 с.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.