Андрис лиепа - биография, информация, личная жизнь. Андрис Лиепа: биография, личная жизнь, семья, карьера, фото Сценарии Андриса Лиепы

Балетный танцовщик и режиссер Андрис Лиепа не побоялся выступить на поприще своего знаменитого отца Мариса Лиепы. Сразу после окончания хореографического училища он попал в Большой театр, где почти десять лет танцевал ведущие партии, участвовал в постановках знаменитой балетной труппы The New York City Ballet, а также La Scala и Мариинского театра, работал с классиками мирового балета Барышниковым и Бежаром. В начале 90-х дебютировал в роли хореографа-постановщика и с успехом продолжает заниматься этим по сей день — восстановил «Петрушку», «Шехерезаду» и «Жар-птицу» легендарного хореографа Михаила Фокина. С 1997 года — председатель правления Благотворительного фонда им. Мариса Лиепы. Любит кататься на скейтборде, гулять на Воробьевых горах и обедать в японских ресторанах. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Москва

День рождения

Где родился

Москва

«Я родился в Москве. Детство прошло на улице Неждановой, теперь Брюсов переулок. Отец получил квартиру в доме, который был построен по проекту архитектора Щусева специально для артистов Большого и МХАТа. Мы жили в квартире Екатерины Васильевны Гельцер - первой народной артистки РСФСР, легендарной балерины Большого театра. В доме жили известные актеры, такие, как Качалов, Леонидов. Когда-то отец пошутил, что было бы неплохо, если бы на этом доме после его смерти была мемориальная доска с его именем. И когда он умер, мы вместе с Владимиром Васильевым добились того, чтобы на доме открыли мемориальную доску Мариса Лиепы».

У кого родился

Отец - Марис Лиепа, танцовщик.

«...С нами он был всегда просто папой. Он всегда был удивительно добрым и, самое главное, профессиональным человеком. И этот профессионализм он прививал нам. За это ему земной поклон».

Мама - Маргарита Жигунова, драматическая актриса.

«Мама потеряла 4 года из-за того, что родила нас одного за другим, - мы с Илзе практически погодки... Но вернулась в драматический театр, где работала вплоть до пенсии».

Где и чему учился

Закончил Московское академическое хореографическое училище.

Где и как работал

Работал в балете Большого театра, танцевал в «Нью-Йорк Сити балет» и в Американском театре балета. Стал солистом балета Мариинского театра.

«Я понимал, что отдать силы и здоровье Большому театру можно, но душу ему отдавать нельзя...»

«Если бы я не уехал в Америку... к Барышникову, я бы в 36 лет никогда не уехал. Если ты до 30 лет не сделал карьеры, потом ее делать лень».

Танцевал на сценах театра Ла Скала с Карлой Фраччи, Парижской оперы - с Изабель Гирен, работал с Морисом Бежаром в Лозанне. Его приглашали солистом в Римскую опере, Шведскую оперу и в другие балетные труппы.

С 2002 года проводит Новогодние балы в Гостином Дворе.

«Идею этих балов мне подсказал Нью-Йорк: будучи в этом городе, я увидел, с каким удовольствием там вместе встречают Новый год малознакомые люди... Тема наших новогодних балов - это путешествия из Москвы в другие города мира».

Художественный руководитель проекта «Русские сезоны XXI век» (балеты «Жар-птица», «Шехерезада», «Тамар», «Болеро», «Петрушка», «Синий Бог», "Видение розы", "Послеполуденный отдых фавна").

«Воссоздать как можно больше "Русские сезоны" - это моя основная задача. Можно сказать, миссионерская деятельность... "Русские сезоны" могли бы... заполнить нишу бездуховности, повернуть творческую мысль в самых разных областях».

Что такого сделал

В Большом театре танцевал ведущие партии в «Щелкунчике», «Спящей красавице», «Жизель», «Иване Грозном», «Золотом веке», «Раймонде», «Лебедином озере» и др.

В «Нью-Йорк Сити балет» танцевал в балетах «Вариации Раймонды», «Симфония Си» и «Аполлон».
В Американском театре балета исполнил партию Принца Зигфрида в постановке «Лебединого озера» Михаила Барышникова, танцевал в «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана и «Скрипичном концерте» Джоржа Баланчина.

В Кировском балете исполнял ведущие партии в «Петрушке» Виноградова, в балетах «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и др.

Был режиссером и исполнителем главных партий в фильме-балете «Возвращение Жар-птицы».
Поставил оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» в Мариинском театре и спектакли «Музей Оскара Шлеммера» и «Маэстро» на музыку Сергея Рахманинова на сцене московского театра «Новая опера».

Был режиссером-постановщиком концертов Жасмин, Тамары Гвердцители, Аниты Цой, Михаила Шуфутинского и др.

Достижения

Фильм-балет «Возвращение Жар-Птицы» получил пометку «timeless».

«Я получил из Лондона сообщение, что после оценки экспертов наш фильм был признан... качественным материалом... с пометкой "timeless" - безвременный продукт. Эта оценка для меня важнее любой критики».

Дела общественные

С 1997-го - председатель правления Благотворительного фонда им. Мариса Лиепы.

«Сегодня наш фонд - один из известнейших продюсерских центров страны, чьи проекты идут как в России, так и за рубежом».

В 1998-м выступил организатором, режиссером-постановщиком и сценографом большого благотворительного концерта в пользу Первого Московского хосписа на сцене Большого театра России.

Член попечительского совета Храма Великомученицы Екатерины, строящегося в Риме.

«В свое время мы получили благословение митрополита Кирилла на помощь в воссоздании этого храма. Был открыт фонд, я стал членом попечительского совета».

В сентябре 2008 года принял участие в празднике, устроенном компанией «Тройка Диалог» для детей с тяжелыми заболеваниями, из детских домов, для стипендиатов и участников проектов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Общественное признание

Получал золотые и серебряные медали на международных конкурсах. Гран-при на Международном конкурсе в Джэксоне, Миссисиппи (США). В 1998-м приз «Золотая лента русского кино» от Французской академии кино в номинации «Режиссер-дебютант» за фильм-балет «Возвращение Жар-птицы».

Награжден латвийским орденом Трех звезд 4-й степени и орденом Дягилева.

Важные события жизни

Первая роль в Большом театре в спектакле «Моцарт и Сальери».

«...Отрицательная роль Сальери в спектакле "Моцарт и Сальери"... стала поворотной в моей жизни, так как поняли, что я не просто танцовщик, но и актер на сцене».

Роль Принца в балете «Щелкунчик».

«Первая судьбоносная роль - это Принц в "Щелкунчике", она вывела меня на положение ведущего солиста Большого театра».

Знакомство с Рудольфом Нуриевым в Париже.

«Это стало поворотным моментом в моей биографии. Рудольф открыл мне глаза... Мы... не имели представления о современной балетной хореографии. Вскоре после этой встречи я принял решение уйти из театра (Большого)».

Удачные проекты

Восстановил три балетные постановки легендарного хореографа Михаила Фокина «Петрушка», «Шехерезада» и «Жар-птица».

«Мне удалось восстановить "Жар-птицу", какой она была при Фокине. По сравнению с западными аналогами у нас лучшая версия...»

В 2006-м выступил как режиссер-постановщик гала-концерта, посвященного 80-летию Майи Плисецкой в Royal Opera House (Лондон) и в Espace Pierre Cardin (Париж).

В декабре 2006, 2007, 2008 годов организовал для ветеранов Великой Отечественной войны «Бал победителей» в комплексе музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

«Таких глаз, как у ветеранов в те минуты, я не видел никогда. Это было грандиозно. Особенность бала в том, что нам никто не заказывал его "сверху"».

Известен тем, что…

Стал первым танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в иностранной труппе.

«Выездная виза была только у меня и у пианиста Виардо. Я был тем первым человеком, который не остался на Западе, не стал просить политического убежища».

Люблю

Кремлевский дворец

«Многие в те времена очень не любили сцену Кремлевского Дворца съездов, тогда на ней игрались спектакли Большого, была одна дирекция. Артисты называли ее «полигоном", говорили, что там неудобно, скользко. А мне эта сцена нравится, потому что я на нее первый раз в жизни вышел как танцовщик. На сцене КДС проходили наши школьные спектакли. Как и сцена Большого театра, она для меня родная. Учась в последнем классе балетной школы, я танцевал на ней в "Коппелии" главную роль вместе с Ниной Ананиашвили. Когда Васильев ставил там "Макбета", "Золушку", я приходил туда как к себе домой. Я знаю, в какой гримуборной я гримируюсь, где разогреваюсь, перед каким зеркалом могу позаниматься».

Воробьевы горы

«Ленинские горы (ныне Воробьевы), одно из любимейших мест нашей семьи...»

кататься на скейтборде

«...Люблю на скейтборде кататься. Езжу кататься на Воробьевы горы, в Серебряный бор, на Поклонную гору. Я на доске, а Ксюшка за мной на велосипеде».

японскую кухню

«...Очень любим японскую кухню. Она очень легкая, построена на диетическом сочетании рыбы и риса».

Ну, не люблю

ходить на презентации, показы мод и т.п.

«... потому что по натуре человек не тусовочный. Хожу в театр, но только на определенные спектакли, которыми заинтересован. Я трудоголик, поэтому предпочитаю задержаться в офисе и поработать».

Семья

Первая жена - Людмила Семеняка.

Вторая жена - Екатерина Лиепа, бывшая солистка балета Мариинского театра, ныне арт-директор Фонда Мариса Лиепы.

«С Катюшей мы познакомились в Кировском театре... я приехал к ним на какие-то спектакли в Мариинский театр, тогда он еще был Кировский. Увидел ее за кулисами... и все».

Дочь Ксюша.

«В ней я вижу себя. Она взрослая, интересная и своенравная... Она точно чувствует свои желания... Ксюша не по годам взрослый и разумный ребенок...»

Сестра Илзе Лиепа.

«Что касается моих отношений с сестрой, то они очень теплые и близкие... Она человек очень тонкий и чуткий, поэтому мы всегда очень чувствуем настроение друг друга».

И вообще…

«Сегодня женщина пытается добиться того, что раньше по праву принадлежало мужчине. Это неправильно. Мужчины и женщины априори две разные субстанции, мы не можем быть равны... При попытках посягнуть на чужое женщины становятся мужеподобными, а мужчины - женоподобными. Это отталкивает».

«Мы с сестрой любим то, чем занимаемся. Счастье творческого человека - делать то, что ты любишь и доносить это до других, у нас это получается... Осознание этого, осознание своей правоты, того, что все идет правильно и ты делаешь то и так, как должен, без сомнения, является счастьем».

«Есть хорошая фраза: "Я нахожусь в таком возрасте и в таком положении, когда могу себе позволить не делать того, чего не хочу". О себе могу сказать то же самое. Мне обязательно должно быть интересно. Я люблю все виды искусства и все жанры и постоянно меняю их. Мне не нравится зацикливаться на чем-то одном».

Санкт-Петербург и Москва - крупнейшие российские центры балетного искусства. Именно здесь расположены самые знаменитые театры страны. Именно в них исполняют роли в уникальных постановках звезды российской балетной школы, среди которых важное место долгое время отводилось и латвийскому танцовщику, сейчас - постановщику балетов и руководителю театра "Кремлевский балет" - А. Лиепе.

Страницы биографии

Андрис Лиепа - наследник балетной династии. Его отец - известный балетный танцовщик и режиссер-постановщик. Его младшая сестра Илзе - также знаменитость балетной сцены. Родились они в актерской семье, но лишь наполовину - в балетной. Отец их - знаменитый балетный танцовщик 20-го столетия а мать - драматическая актриса М. Жигунова. Семья Мариса Эдуардовича проживала тогда в Москве на Неждановой улице, в доме, построенном для актерских семей - сотрудников Большого и Московского художественного театров. Лиепам, наверное, повезло, ведь жили они в той квартире, где жила народная артистка РСФСР Е. В. Гельцер - уникальная балерина и актриса. В доме жили и известные драматические актеры XX века - Качалов, Леонидов и др.

Андрис прошел балетную школу Московской художественной академии искусства (МХАИ) и начал свою карьеру в московском Большом театре. За годы службы он станцевал практически все ведущие роли в классических постановках. Много ездил с гастролями, в том числе и в заграничные турне. На гастролях в Вашингтоне получил сложную травму ноги и был вынужден оставить сцену.

За кадром

В биографии Андриса Лиепы личная жизнь шла рука об руку с творчеством, ведь вместе с ним в одних спектаклях танцевала и его жена Екатерина Лиепа. Однако через двадцать лет совместной жизни идиллии этой звездной пары пришел конец. Развод Андриса Лиепы с Екатериной взбудоражил поклонников. Не спасло даже то, что брак был освящен церковью. На развод подала Екатерина. О таком финале личной жизни Андрису Лиепе осталось лишь сожалеть. О причинах подобного решения информация не разглашалась.

Интересна и зарубежная страница творчества Андриса Марисовича. Рано уехав за границу, он выступал у Михаила Барышникова. За рубежом ему довелось поработать на уникальных сценах европейских оперных театров - Ла Скала в Милане, в Парижской опере, коллективе Мориса Бежара в Лозанне, Швеции и Риме. Его партнершами были: блестящая Изабель Гирен, удивительная Карла Фраччи, но наиболее длительное время статус партнерши знаменитого Андриса Лиепы имела Нина Ананиашвили. Именно с ней Лиепа начинал свой творческий путь, участвовал почти во всех конкурсах. И остался верен в своем творчестве до конца.

Достойный преемник

Личная биография Андриса Лиепы в творчестве достаточно плодотворная и яркая. Танцовщик и балетмейстер, Андрис Марисович достойно продолжает династию вслед за своим титулованным отцом Марисом Эдуардовичем. Основными постановками, в которых он станцевал свои самые блестящие партии, были "Раймонда" А. Глазунова, знаменитые балеты П. И. Чайковского, "Жизель" А. Адана, "Золотой век" Д. Д. Шостаковича, "Иван Грозный" С. С. Прокофьева в версиях титулованных балетмейстеров - М. Петипа, С. Григоровича.

Однако Андрис Марисович не остановился на признанной всеми классике, а попробовал себя и в более новаторских работах: "Лебединое озеро" в концепции М. Барышникова, "Петрушке" - работе О. Виноградова, "Ромео и Джульетте" в вариации К. Макмиллана, "Скрипичном концерте" Дж. Баланчина.

На посту постановщика

Еще в Санкт-Петербургской "Мариинке" Андрис Лиепа реконструировал несколько важных в истории балетного искусства работ: "Петрушка" и "Жар-Птица" И. Ф. Стравинского, "Шахерезада" Н. А Римского-Корсакова в постановке М. Фокина. Событие это состоялось в 1993 г., и с тех пор "Шахерезада" и "Жар-Птица" идут на сцене "Мариинки". На фото Андрис Лиепа в роли Петрушки - одном из самых колоритных образов, им исполненных.

Все три перечисленных спектакля были поставлены А. Лиепой и для дрезденского, римского и флорентийского театров. А через год состоялась премьера еще одной творческой работы мастера: оперного спектакля "Сказание о невидимом граде Китеже". Постановка была создана для Мариинского театра, но премьера ее была в Париже. Дирижировал маэстро С той же работой Лиепа выступил и на Эдинбургском фестивале - еще через год. Также осуществил постановку оперы "Евгений Онегин" для Центра оперного пения Г. Вишневской.

Еще одной интересной работой Андриса Лиепы стали спектакли под произведения С. Рахманинова, поставленные для театра "Новая опера". Это спектакли: "Музей Оскара Шлеммера" и "Маэстро".

Жар-птица вернулась!

В 1997 г. Андрис Лиепа обратился к кинематографическому творчеству, удачно сочетая его с основным призванием. Он создал кинопроект, получивший название, связанное с одним из балетных спектаклей, ранее им поставленных для Мариинского театра, - "Возвращение Жар-Птицы".

В этот фильм-балет вошли все три знаменитые одноактные постановки авторства М. Фокина в реконструкции А. Лиепы. Центральные роли в них исполнили сам А. Лиепа, его постоянная партнерша Нина Ананиашвили, а также сестра Андриса Лиепы Илзе, его жена Екатерина, Гедеминас Таранда и др. К слову, роли в версии антрепризы С. Дягилева исполняли Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Михаил Фокин и другие звезды балета начала XX века.

Благотворительность как образ жизни

1996 г. - важный в жизни и общественной деятельности Андриса Лиепы: он основал фонд развития балетного искусства имени своего отца. Основным назначением фонда стала организация благотворительных представлений для разных категорий россиян, находящихся в тяжелых социальных условиях. А также для популяризации отечественного искусства. В его проекте участвуют звезды культуры и искусства. Гала-концерты в рамках фонда посвящаются Марису Лиепе, Майе Плисецкой и др. Они имеют спрос за границей - Лондоне, Мадриде, Риге и др.

Фонд содействия развитию хореографического искусства, основанный А. Лиепой, сотрудничает с Челябинским детским благотворительным фондом "Алеша", который организует в Челябинске гастроли "Русских сезонов XXI в." и помогает выявлять и продвигать юные дарования.

"Русские сезоны": возрождение

Чтобы оценить это начинание Андриса Лиепы, следует обратиться к истории начала XX в., когда Сергей Дягилев впервые организовал проект "Русские сезоны в Париже" - для популяризации русского музыкального искусства, а потом оперного и балетного. В составе труппы "Русских сезонов" танцевали такие звезды русского балета, как Михаил Фокин, Рудольф Нуриев, Анна Павлова и др. Весь мир рукоплескал русским танцовщикам и певцам. На художественном поприще в связи с этим прославился и создававший костюмно-декорационное оформление спектаклей "сезонов".

Теперь, в начале XXI в., ровно через столетие, "Русские сезоны" реанимировал Андрис Лиепа. Правда, их название несколько изменилось - "Русские сезоны XXI века". Обновленная антреприза путешествует по культурным центрам Европы и мира. Мастера балета представляют свои работы в Лондоне, Париже, Киеве, Мадриде и др. И постановки их пользуются несомненным успехом.

В монастырь!

Есть в России Николо-Сольбинский женский монастырь. Он находится в Ярославской области, неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры. И называется так от финно-угорского значения слова "солба" - "живая вода".

В монастыре есть детский приют и школа. В них живут и обучаются шестьдесят воспитанниц от 7 до 18 лет. Есть здесь и профессиональный колледж.

Андрис Лиепа уже не один год оказывает помощь воспитанницам этого монастыря. В совместной трудовой деятельности они облагораживают монастырскую территорию - сажают розовые кусты и строят смотровую башню. Но и о своих привычных обязанностях Лиепа не забывает - он организует в стенах монастыря благотворительный фестиваль, причем не только в качестве режиссера, но и в качестве повара.

С 2017 г. девочки-актрисы театра "Доброй школы на Сольбе" гастролируют в Москве. Они уже показали свои музыкальные постановки в Московском дворце пионеров и на сцене театра Рюминой. Девочки представили уже свой мюзикл "Отважный лебеденок". Такой результат стал возможным, потому что в школе девочек обучают профессиональные специалисты: хореографы, вокалисты, режиссеры и т. д. Те воспитанницы, которые не обладают музыкальными, танцевальными и актерскими способностями, участвуют в создании сценариев и художественного оформления спектаклей. Постановки получаются очень добрыми и трогательными. А благодаря удивительным рукодельницам - и яркими. По отзывам зрителей, они трогают "до глубины души".

Кремлевский балет

Этот необычный театр, популяризирующий и развивающий отечественное балетное искусство, был основан в 1990 г. хореографом и режиссером-постановщиком А. Петровым. За музыкальную составляющую его спектаклей отвечал Президентский оркестр Российской Федерации под руководством дирижеров А. Овсянникова и В. Орлова. Позже спектакли стал сопровождать другой музыкальный коллектив - Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" под руководством Ю. Башмета.

Театр восстанавливает произведения, созданные в начале XX в. арт-труппой под руководством С. Дягилева. На данный момент в его репертуаре 11 спектаклей из этого цикла. Это немало в условиях сложного пути развития отечественного балета.

Хронология наград

Андрис Лиепа много сил и творческих идей отдал любимому искусству и родной стране. За заслуги перед Отечеством и отечественным искусством был неоднократно награжден. Свою первую награду он получил, еще будучи балетным танцовщиком, почти в самом расцвете профессиональной карьеры: был победителем Международного конкурса артистов балета в Москве. Через четыре года стал обладателем серебряной медали того же конкурса. А уже на следующий год получил Гран-при международного конкурса в США. Имеет Андрис Лиепа и награду той страны, откуда он родом: самую высокую награду Латвии - "Орден Трех Звезд".

В подарок юбиляру!

В феврале 2017 г. народный артист России Андрис Лиепа отметил свой юбилей - 55 лет. В подарок юбиляру и жителям столицы к его юбилею в Охотном ряду экспонировалась выставка фотографий и сценических костюмов удивительного танцовщика. Длилась она восемь дней и была бесплатной для всех желающих. Среди экспонатов выставки были представлены замечательные фотографии А. Лиепы, сделанные его большим другом - фотомастером Ниной Алверт. Наиболее интересны публике костюмы отца танцовщика - Мариса Лиепы, а также сценические наряды, созданные в Гранд-Опера для спектаклей, поставленных в XX в. Р. Нуриевым и восстановленных А. Лиепой.

18 февраля в Кремлевском дворце проходил концерт Андриса Лиепы, где в были представлены: фрагмент балета Детского музыкального театра им. Сац "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова, спектакль "Видение Розы" Михаила Фокина, фрагмент оперы "Князь Игорь" А. Бородина - "Половецкие пляски", ставшие в свое время самостоятельным одноактным балетом.

Андрис Лиепа внес огромный вклад в развитие отечественного балетного искусства, вложил много сил и творческого потенциала в его развитие, пропаганду на мировом уровне. А на сцене не просто достойно представлял уровень российского балета, но и стал настоящим продолжателем дела, начатого отцом. И пусть пока не снято фильмов про Андриса Лиепу, это вполне поправимо!

В Андриса Лиепу влюблялись многие девушки. // Фото: Официальный сайт фонда Мариса Лиепа

Андрис и Екатерина уже давно перестали появляться вместе на светских мероприятияхпоследний раз они пришли на премьеру балета Леонида Десятникова «Утраченные иллюзии» 24 апреля 2011 года. Но даже у друзей пары не возникало подозрений, что в звездном семействе случился разлад. Оказывается, еще 5 лет назад супруги по настоянию Екатерины разъехались по разным квартирам. «Катя – человек очень сдержанный, настоящая леди, – пояснила StarHit телеведущая Екатерина Одинцова. – Она никогда не говорит о личном». И действительно, в интервью журналистам и намека не было на то, что семейная жизнь с Андрисом дала трещину. На вопрос о секрете их счастливого брака Екатерина отвечала: любовь и терпение.
Но полтора месяца назад Лиепа обратилась к адвокату Александру Добровинскому. «Вопрос поставлен всего один – расторжение брака, – рассказал StarHit Александр Андреевич. – Раздел имущества, порядок общения с 14-летней дочерью мы с Екатериной даже не обсуждали. Судя по всему, они решат все мирным путем».
В чем причина развода? «Я пока не в силах об этом говорить. Поймите меня», – ответила StarHit Екатерина.

Служебный роман

Эта пара производила впечатление идеальной, а история любви и вовсе была похожа на сказку. Познакомились будущие супруги в 1989 году, когда Андрис впервые приехал в Мариинский театр Санкт-Петербурга – участвовать в гала-концерте, посвященном 100-летию Вацлава Нижинского. Чуть позднее он присоединился к труппе Мариинки, где и познакомился с молодой балериной Катей Катковской.
Сначала отношения между ними были просто дружескими, а в Париже, куда театр отправился с гастролями в 1991 году, завязался роман. «Мы вышли из ресторана, – рассказывала Екатерина в одном из интервью. – Андрис снял роскошные часы, бросил в реку и сказал: пусть время остановится и пойдет заново. И сделал мне предложение». 22 мая 1995 года влюбленные обвенчались в Николаевском соборе Питера. Штамп в паспорте пара поставила незадолго до рождения дочери Ксении в январе 1998 года.
Пока Екатерина и Андрис не решили, будут ли прерывать церковный брак. «Развенчание – последний вопрос, который нас интересует, – прокомментировал StarHit адвокат Добровинский. – Мы с Катей его не обсуждали». Для развенчания супругам придется обратиться в Николаевский собор, где проходило таинство. «Чаще всего эту процедуру проводят, если супруги после развода хотят венчаться с кем-то другим, – пояснил StarHit Павел, смотритель собора. – Для снятия благословения и получения нового нужно предоставить только свидетельство о разводе».

Александр Славуцкий

– Андрис, как вам сейчас вспоминается детство?
– С ностальгией. Оно было светлым. Хотя, конечно, сильно отличалось от детства большинства моих сверстников. Но не только у нас с сестрой оно было таким. Например, по соседству жил Максим Шостакович. Он занимался музыкой по шесть часов в день, а потом приглашал меня на свои концерты.
Впрочем, и обычные детские забавы у нас тоже были: футбол, хоккей. Я особенно увлекался хоккеем, ходил на матчи, собирал шайбы. Просил отца из всех поездок привозить мне клюшки.
– Отец был строгим?
– Нет, нет, что вы! Мы с сестрой воспринимали его как друга. Он был всегда добрым, искренним, веселым и необыкновенно терпеливым. Мы не знали, что такое бояться отца. У Илзе и у меня не было строгого распорядка дня или каких-то ограничений.
Воспитание проходило в форме игры. Мы с сестрой сидели на шпагате, качали спину и пресс, развивали гибкость и ловкость, соревнуясь друг с другом. Часто в этих состязаниях участвовал отец: кто больше отожмется, выше подпрыгнет, дольше
простоит на качающейся доске.
– Получается, вы были обречены на балет с самого рождения?
– Я бы так не сказал. Ни мама, ни папа не настаивали на том, чтобы мы шли по балетной стезе. В детстве я много чем занимался. Увлекался живописью, любил скульптуру. Про хоккей уже говорил. Родители позволяли заниматься тем, чем мы хотели.
Так что в балет мы с сестрой пришли сами. Лет с семи занимались ритмикой, гимнастикой и чуть-чуть хореографией. Поступили в хореографическое балетное училище МАХУ. Я учился 8 лет. Потом попал в Большой театр.
– Из училища – и прямо в Большой... Фамилия помогла удачно устроиться?
– Нет, все было по-честному. Я сдал госэкзамен. Потом с Ниной Ананиашвили мы победили на международном конкурсе артистов балета по младшей группе. Отец об этом ничего не знал. Поэтому нас и взяли в Большой.
– Думаю, вы нередко сталкиваетесь с предвзя тым мнением, что имя отца помогало вам делать карьеру?
– Да, особенно раньше. Много лет фамилия шла впереди меня. Это и помогало, и мешало. У людей, далеких от театра, есть иллюзия, будто ребенку знаменитого артиста легче добиться успеха. Это не так. Я всего добивался сам. Работая во многих
театрах мира, самостоятельно выстраивал отношения с продюсерами. Заслуги отца в этой дипломатии помочь не могли. Место под солнцем тебе никто не даст за заслуги родителей, его надо завоевать. Это нормальный процесс.
– Известно, что вы человек верующий. Вы при шли к этому под влиянием отца?
– Да. Много лет он собирал иконы. В нашей квартире, где сейчас живет Илзе, до сих пор хранится его коллекция. В юности, еще не понимая сути шедевров, я часто смотрел на них просто так. А икона, вне зависимости от того, понимаешь ты ее значение или
нет, все равно на человека действует. Так, через иконы, сложилось мое первоначальное, еще не до конца осознанное отношение к вере. Много позже, когда, сломав ногу, я буквально за три секунды потерял профессию, мое мировоззрение изменилось. Так бывает: человек приходит к Богу через значительные жизненные испытания.
– Вы с отцом похожи по характеру и мировоз зрению?
– Мне кажется, очень во многом я от него отличаюсь. Папа обладал удивительной работоспособностью и преданностью искусству.
Благодаря этому он сумел достичь вершин мастерства. И я, по его примеру, эти качества в себе развивал. Но я иначе выстраиваю отношения с коллегами. Отец, по-моему, бывал чересчур нетерпим к чужой слабости, часто рубил сплеча.
Я считаю, что надо быть дипломатичнее, мягче, ведь мы все не без греха...
– Много лет вы посвятили проекту «Русские сезоны». Для вас важно продолжать дело отца, который в 1966 году восстановил спектакль Фокина «Видение розы»?
– Очень важно. Воссоздать как можно больше спектаклей из «Русских сезонов» – моя основная задача, можно сказать, миссия. Моя страсть к балету Серебряного века от папы. Он любил ту эпоху, поэтому решил восстановить балет «Видение розы». Долго
его возрождал – это был настоящий подвиг. В советское время к невозвращенцам, которыми были Фокин, Дягилев, Стравинский, относились настороженно. Отец подружился с Виталием Фокиным, сыном балетмейстера Михаила Фокина. Отец общался с Тамарой Карсавиной – первой исполнительницей партии девушки в балете «Видение розы», с Сергеем Лифарем, расспрашивал их, как это было при Дягилеве.
Кстати, в Америке, в труппе Михаила Барышникова, я познакомился с Изабель, внучкой Михаила Фокина. Вот так получилось, что интерес к «Русским сезонам» Дягилева перешел к нам с Илзе по наследству и по зову сердца.
– В жизни человека искусства творчество часто противоречит семье. Что важнее для вас?
– Я стараюсь так выстраивать свою жизнь, чтобы противоречий не возникало. Но, конечно, для меня на первом месте семья. Это вообще смысл жизни. Можно прожить и без балета, и без музыки, а вот без семьи – никак.
– Что, на ваш взгляд, самое важное в семейной жизни?
– Любовь. Семья может строиться только на любви. И от мужа, и от жены семейная жизнь требует самоотречения. Когда ты готов ради другого человека пожертвовать чем-то: именем, жизнью, состоянием, карьерой – тогда отношения будут двигаться. Когда
два человека не хотят ничем жертвовать друг для друга, возникают конфликты.
– У вас был служебный роман?
– Нет, служебного романа у нас не было. Я танцевал тогда у Михаила Барышникова в американском балетном театре. И однажды, вернувшись с гастролей, заглянул на какой-то спектакль в Мариинский театр (тогда он еще назывался Кировским).
В антракте зашел за кулисы, увидел там совершенно фантастическую девушку с необыкновенно глубокими голубыми глазами и просто потерял себя. Как говорят англичане, «упал в любовь»...
Наверное, знакомство с Катей не было случайным. Нас привел друг к другу Господь. Венчались в Никольском соборе, рядом с Мариинским театром. Сделал это настоятель – отец Богдан. С тех пор вся моя семья всегда за него молится.

- Андрис, как вы считаете, что балет дает человеку и что он у него отнимает?

Дает ощущение самовыражения, очень искренней и настоящей любви к своей профессии, а отнимает часть жизни, которая могла бы быть потрачена на семью, на отдых, на какие-то другие жизненные блага. Это не деньги, не дачи, а совсем другие вещи. Например, поездку на лето на три месяца в деревню никто из артистов балета себе позволить не может. Во всяком случае, пока он или она выступают. Но с другой стороны, балет – это огромная часть жизни. Человек, который заразился вирусом любви к этим пыльным залам, закулисью, без этого уже жить не может. Очень многие актеры говорят, что, уходя из театра, они всегда хотят вернуться и вдыхать запах канифоли, который становится для них очень родным и близким. Даже мой отец, великий танцовщик, после вынужденного ухода из Большого театра говорил, что он готов работать библиотекарем в родном театре - так велика была его любовь к театру.

- Вы с сестрой выбрали одну и ту же профессию балет, но Илзе было значительно сложнее в профессии, чем вам. Как сейчас складываются ваши творческие и личные отношения?

Женщине всегда немножко сложнее в балете, ввиду очень большой конкуренции. Это не значит, что среди мужчин нет конкуренции, но просто всегда танцовщиков меньше, чем балерин. Это объективная реальность, и, конечно, достичь каких-то творческих высот балерине гораздо сложнее. Несмотря на то, что отец был замечательным танцовщиком, отношения у него в театре не сложились, поэтому он реально не мог нам помогать ни в школе, ни в театре. В школе он нам преподавал дуэт, что на самом деле было очень важно. Мы с сестрой репетировали под его руководством дуэтные партии и танцы, а в театр он несколько раз приходил на наши классы, но потом это ему запретили и даже отняли у него пропуск. На самом деле для него это было очень большой трагедией. Его уход из Большого театра стал своего рода пропуском на сцену для Илзе, потому что так подстроило руководство театра. Официально его выгнать не могли, потому что он был лауреатом Ленинской премии, народным артистом СССР, то есть мог находиться в театре, сколько хотел, поэтому ему поставили условие, что Илзе примут в труппу театра, если он напишет заявление «по собственному желанию». И отец его написал. Я думаю, что он это делал с открытым сердцем, потому что очень любил мою сестру. Но для него это стало началом конца, потому что он всю жизнь бредил Большим театром. Я помню, когда я уезжал работать в Америку он мне говорил все время: только не бросай Большой театр, только не бросай Большой театр! Я же решил, что Большой театр – это стены, а работать можно в любой стране мира и в любом театре, чтобы нести тот же свет и нести ту же мощь, которая есть в Большом театре. То есть я продолжил дело отца и танцевал у Бежара и у Барышникова, у Нуриева и в Театро дель Опера, в шведской опере и в разных других крупнейших театрах. Все с божьей помощью мне удалось сделать. Я думаю, что отец в принципе мог сделать то же самое, но ему мешала поразительная вера в то, что Большой театр - это самая вершина творчества. Он так для него и остался вершиной, выше которой ничего не может быть. Ну и потом, его всегда удерживало от отъезда и понимание того, что побег, на который решились Нуриев, Барышников и другие великие артисты балета, сделает невозможным его общение с нами, с детьми. Поэтому у отца никогда не было мысли покинуть СССР. Что же касается моих отношений с сестрой, то они очень теплые и близкие. Илзе стала крестной матерью моей дочки Ксюши. Она человек очень тонкий и чуткий, поэтому мы всегда очень чувствуем настроение друг друга. Нам приятно вместе работать. Ближайший проект, который мы готовим, - драматический спектакль «Ида Рубинштейн», режиссером которого я стану. А Илзе сыграет главную роль.

- Ваши родители расстались. Их развод повлиял на ваше отношение к семье, к женщине?

Отцу было очень сложно, потому что он был не только очень хорошим танцовщиком, но и красивейшим мужчиной: очень элегантным, очень ярким и, конечно, многие женщины просто расстилались перед ним. Устоять перед этим ему было сложно. У меня в жизни тоже были какие-то свои трудности, но в итоге я нашел свою вторую половину - Катю - и очень рад. У нас родилась дочка Ксения. Мы с женой обвенчались. Это то, что наши родители не смогли сделать. И теперь вера нас объединила и помогает решать семейные проблемы, которые время от времени возникают. Раньше эту сторону жизни никогда никто не обсуждал. Не с кем было посоветоваться. Если сейчас можно пойти в храм и попросить у бабушки совета, отслужить молебен, то тогда чаще всего советы давали друзья, которые в итоге оказывались очень неправы. Я в вопросах семейной жизни на мнения людей не полагаюсь. Если возникает какая-то проблема или какой то вопрос, я иду к духовному отцу или в храме служу молебен покровителям нашей семьи. Покровительница нашей семьи Ксения Петербургская. Даже Ксению, нашу дочку, мы назвали в ее честь. Также мы очень чтим Николая Чудотворца, потому что мы венчались в день Николая Чудотворца - 22 мая - в Никольском соборе в Санкт-Петербурге. Вообще, отец собирал иконы. И я сейчас, по прошествии стольких лет, понимаю, что икона вне зависимости от того, висит ли она как музейный экспонат или предмет культа верующих, все равно имеет влияние на человека. Собирая иконы, отец был очень тонким и очень серьезным ценителем и человеком, который понимал и глубоко чувствовал русское иконописное искусство. И то, что к отцу приходили в руки старинные иконы, я думаю, тоже знак. Ведь икона так просто тоже в руки не дается.

Ради любви я сменил веру

- Расскажите, пожалуйста, о том, как вы познакомились со своей супругой Катей и сколько времени потребовалось, чтобы понять, что именно она - ваша вторая половина.

Мы познакомились в Петербурге, когда я приехал туда на несколько спектаклей. Это было после моего возвращения из Америки, где я прожил много лет. Меня пригласил виноградов на вечер, посвященный Нежинскому, потом я станцевал там спектакль «Жизель», и вот после этого спектакля мы и увиделись с Катей. Как-то очень необычно и тепло поздоровались. Самое удивительное, что я любил поздно вечером репетировать. Репетиции заканчиваются в девять часов, и потом зал свободен до полуночи, и я чаще всего часов в десять или даже в половину одиннадцатого приходил в зал часа на полтора. Там я ее встретил, тоже работающую в зале, и так завязались какие-то отношения. Оказавшись с театром в Париже, мы впервые начали друг за другом ухаживать, хотя, скорее, я, наверное, начал ухаживать за ней именно там. Этот город очень непростой, но он и по сей день «наш». А чтобы ощутить себя ответственным за нее, мне понадобилось пять лет. Нам в принципе было очень хорошо вдвоем, и я не собирался ставить штамп в паспорте, потому что мне казалось, это не так важно. А у Кати был духовный отец - отец Богдан, настоятель Никольского собора в Петербурге. И вот именно он нас обвенчал. Я, кстати, перешел в православие перед этим знаменательным событием.

- Прежде вы были женаты на американке. Что стало причиной распада этого брака?

Я много работал в труппе Барышникова, но когда я получил приглашение на работу в Советском Союзе, жена просто не захотела уезжать из Америки. Наши отношения закончились на том, что я не хотел бросать свою работу, а она не была готова пожертвовать своей карьерой в ООН. На этом отношения закончились.

- Вы объездили весь мир, вернулись домой. Почему вы не последовали примеру многих других артистов, которые сделали себе имя на Западе и остались там?

Я вернулся, потому что умею почувствовать, где мне будет интереснее работать. В России в творческом плане я могу делать все, что хочу, а в Америке, как ни странно при всем ее демократическом строе, всегда находится какой-то человек, и чаще всего неумный, который стоит над тобой и говорит, что и как тебе надо делать.

- Вы часто ставите спектакли на родине отца в Риге, хотя сейчас у России с Латвией формально непростые отношения. Когда вы бываете в Латвии, обсуждаете ли вы с известными людьми, возможно, с политиками эту ситуацию. Сталкивались ли вы с какими-то, может быть, нелестными высказываниями в свой адрес? Изменилось ли хоть как-то отношение простых латышей к москвичам, к россиянам, по вашему мнению?

Я думаю, что на самом деле у России очень сложные отношения со многими государствами, которые входили в состав Советского Союза. Но у простых людей никаких противопоказаний для того, чтобы общаться друг с другом, нет. Сколько бы я ни ездил в Латвию, я никогда не испытывал на себе какого-то презрительного отношения, а мы приезжаем в Ригу как минимум два-три раза в год, ставим там спектакли, устраиваем вечер памяти отца. Объективно никаких сложностей во взаимоотношениях с латышами нет. Недаром многие наши известные артисты покупают дома в Юрмале. Если бы они чувствовали к себе презрительное отношение, понимали, что им там грозит опасность, никто не стал бы вкладывать деньги в недвижимость там. Это все политические игры. Когда я приезжаю в Москву и смотрю телевизор, невольно начинаю думать, что какие-то проблемы у нас с Латвией есть. По телевизору говорят, что все плохо, а когда ты приезжаешь сам, то видишь, что все нормально.

- Вы живете в центре, тогда как сейчас модно жить за городом. Не собираетесь перебраться на Рублевку?

Никак не могу тратить два часа в день на поездку в центр города и еще два часа на выезд из города. Моя мама живет на даче, где я, честно говоря, в последний раз бывал год назад, потому что доехать туда я просто не могу. Она живет на Рублевке, в районе Николиной горы, однако те пробки, в которые я попадаю и стою по 40 минут вместе с ребенком, - это выше моих сил. Так что мы ездим просто на Ленинские горы, на Поклонную гору отдыхать.

- Насколько я знаю, достаточно непросто вам далось появление дочки Ксюши. Вы узнали о том, что Катя беременна, в Японии. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Мы с женой уехали на работу в Японию на три месяца, я готовил драматический спектакль, в котором играл роль Есенина. Так получилось, что наше заветное желание – появление малыша - осуществилось именно там. Мы сразу после Пасхи узнали, что Катюша уже не одна. На самом деле мы немножко перепугались, потому что лететь обратно было страшновато: перелет очень долгий. Поэтому мы решили, что Катя останется в Японии, и доверились местным врачам. Их главный рецепт в том, что природа сама обо всем позаботится, поэтому мы с женой только молились, чтобы все прошло удачно. И наши молитвы были услышаны. Мы причащались каждую неделю в православном храме в Токио. С тех пор очень чтим Николая Японского. Мы благополучно вернулись в Москву, и Катя родила здоровенькую дочку. Сейчас Ксюша очень много с нами путешествует, ездит к бабушке в Германию, бывает с нами в Риге, на гастролях. Так что ее имя Ксения – странница - определенно влияет на судьбу.