Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни. Что такое гипербола — это в литературе особый художественный прием: примеры предложений

Слово гипербола - математико-лингвистическое. Так получилось, что одним словом обозначаются сразу два понятия из совершенно разных, можно даже сказать противоположных по своей сути, наук.

Гипербола в математике - кривая, относящаяся к числу конических сечений.

Гипербола в литературе - фигура преувеличения.

Математическая гипербола

В математике гипербола встречается гораздо реже, чем её собратья: парабола и эллипс. Более точное определение гиперболы математической будет таким:

Гипербола - это такие точки на плоскости, разность которых до двух выбранных точек (или, как их ещё называют, фокусов гиперболы ) представляет собой постоянную величину.

Точно также, как и в случаях с эллипсом, подобная величина обозначается через , а расстояние между фокусами - через .

Гипербола состоит из двух совершенно одинаковых частей. Это её характерная черта. Также у неё есть прямые, к которым устремляется гипербола, когда уходит в бесконечность. Эти прямые получили название асимптоты.

Точно так же, как эллипс , гипербола имеет оптическое свойство. Это означает, что луч, который вышел из одного фокуса, после отражения двигается, словно он вышел из другого фокуса.

В математике термин "гипербола" появился ещё до нашей эры. Его ввёл древнегреческий математик Аполлоний Пергский , живший в период с 262 по 190 годы до нашей эры.

Существует несколько типов гипербол.

Равнобочной называют такую гиперболу, у которой а=b . Такая гипербола описывается в прямоугольной системе координат уравнением xy = a²/2 , а её фокусы находятся в точках (а;а) и (-а;-а) .

Также существуют гиперболы, непосредственно связанные с треугольниками. Так, гипербола Енжабека представляет собой кривую, которая является изогонально сопряженной прямой Эйлера, а гипербола Киперта - это кривая, которая изогонально сопряжена прямой, проходящей через центр описанной окружности и точку Лемуана соответствующего треугольника.

Литературная гипербола

Гипербола в литературе - это стилистическая фигура, являющаяся образным выражением, преувеличивающим какое-либо явление, предмет, действие. В художественных произведениях гипербола используется для того, чтобы усилить художественное впечатление.

Поскольку гипербола - это образное выражение, понимать такое выражение буквально не следует.

Особенно часто гипербола используется в русской народной поэзии. Так, песня "Дуня-тонкопряха" полностью построена на использовании гиперболы. В этой песне рассказывается, как Дуня за три часа напряла три нитки, которые оказались "потоньше полена, потолще колена" . Потом она эти нитки "в огород вдевала, колом притыкала" .

Также гипербола встречается в русских частушках:

Сидит лодырь у ворот,

Широко разинул рот,

И никто не разберёт,

Где ворота, а где рот.

Широко гиперболу используют и древнерусские авторы, имена которых до нас не дошли. Например, в "Слове о полку Игореве" читаем:

"Тому в Полотске позвониша заутреннюю, рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша".

Русские писатели также пользовались гиперболой. Николай Алексеевич Некрасов использовал близкие к народным приёмы:

Пройдёт - словно солнцем осветит!

Посмотрит - рублём подарит!

Я видывал, как она косит:

Что взмах - то готова копна.

Прославился своими гиперболами и Николай Гоголь. Всем известны такие выражения из его произведений, как "Миллион казацких шапок высыпал на площадь", "Редкая птица долетит до середины Днепра" , шаровары у казаков "шириною с Чёрное море" .

В творчестве Владимира Маяковского гипербола и вовсе один из характерных приёмов. У него в стихотворении "6 монахинь" читаем:

Пусть заполнится годами жизни квота,

стоит только вспомнить это диво,

раздирает рот зевота

шире Мексиканского залива.

Кстати, у гиперболы есть и прямо противоположная стилистическая фигура - литота , обозначающая преуменьшение. Но об этом в следующий раз.

Гипербола

Гипербола

ГИПЕРБОЛА (греч. - υπερβολη) - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Г. свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъема, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к Г. особенно склонен Гоголь, из новейших поэтов - Маяковский (см. Стилистика).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Гипе́рбола

(греч. hyperbole – преувеличение), троп , выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака предмета или лица: «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением » (Н. В. Гоголь, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Гипербола

ГИПЕРБОЛА (греч. ‘υπερβολή - преувеличение) - стилистическая фигура (см.), состоящая в явно-преувеличенном выражении мысли. Гипербола может состоять прежде всего в количественном преувеличении (напр., «тысячу раз», «целая вечность», «бесценный», у Гоголя про Днепр: «нет реки, равной ему в мире»), но также и в образном выражении. В последнем случае, внешне сближаясь с метафорой, гипербола существенно от нее отличается тем, что направлена она не к обогащению содержания мысли образным ее выражением, но к тому, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли. Так, многие восторженные, ласкательные или бранные выражения обыденной речи являются не метафорами, но гиперболами (напр., «ангел мой», «божественный», или «сущий чорт»,«осел», «чудовище» и т. п.). Во многих случаях, впрочем, зачисление того или иного выражения в разряд метафоры или гиперболы зависит от точки зрения на него; другими словами, гипербола определяется тогда не свойством самого образа, но применением его в речи. Вот почему гипербола относится к категории фигур, но из фигур образная гипербола является наиболее близкой к тропам (см.). В поэтической речи гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, образуя гиперболические метафоры, сравнения, олицетворения и т. п. Напр., у Пушкина: «Да! если бы все слезы, кровь и пот, Пролитые за все, что здесь хранится, Из недр земных все выступили вдруг, То был бы вновь потоп - я захлебнулся б В моих подвалах верных» («Скупой Рыцарь»). Особенно богат такими гиперболическими фигурами в нашей литературе стиль Гоголя: «Слышишь ли, как у ног твоих собрался весь мир и, потрясая копьями, слился в одно восклицание!» («Жизнь»); «Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу» («Вий»); целые описания и характеристики строятся у Гоголя гиперболически, напр., Днепра, Украинской ночи, албанки Аннунциаты, Собакевича и др. Всюду здесь образ сохраняет свою тропическую природу, он не растворяется в гиперболе (как в приведенных примерах ласкательных и бранных слов), но гипербола, т. ск., лишь окрашивает его. - Всякое словесное преуменьшение или умаление, как «без году неделя», «тише воды, ниже травы», «осиная талия» и т. п. выражения относятся также к фигуре гиперболы и лишь по недоразумению определяются иногда как литотес (см.), напр. Овсянико-Куликовским (Теория поэзии и прозы), П. А. Бузуком (Очерки по психологии языка. Одесса. 1918) и др. последователями Потебни.

М. Петровский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Гипербола" в других словарях:

    - (греч., hyperbole, от hyperballein бросать далее цели). 1) в геометрии: две кривые линии, получаемые при пересечении конуса плоскостью, параллельной оси конуса. 2) в риторике: выражение мысли в сильно преувеличенной форме для большей силы… … Словарь иностранных слов русского языка

    Гипербола - ГИПЕРБОЛА (греч. ‘υπερβολη преувеличение) стилистическая фигура (см.), состоящая в явно преувеличенном выражении мысли. Гипербола может состоять прежде всего в количественном преувеличении (напр., «тысячу раз», «целая вечность», «бесценный»,… … Словарь литературных терминов

    См … Словарь синонимов

    1. ГИПЕРБОЛА, ы; ж. [от греч. hyperbolē преувеличение] Стилистический приём чрезмерное преувеличение каких л. свойств изображаемого предмета, явления и т.п., с целью усиления впечатления. / О чрезмерном преувеличении. Рассказывать без гипербол.… … Энциклопедический словарь

    ГИПЕРБОЛА, гиперболы, жен. (греч. hyperbole). 1. Кривая из числа конических сечений (мат.). Гипербола получается при сечении прямого круговорота конуса плоскостью. 2. Фигура преувеличения (лит.). Стиль Гоголя изобилует гиперболами. || Всякое… … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. hyperbole) плоская кривая (2 го порядка) состоящая из двух бесконечных ветвей. Гипербола множество точек М, разность расстояний которых от двух данных точек (F1, F2) фокусов гиперболы постоянна и равна длине действительной оси A1A2, другая … Большой Энциклопедический словарь

    - (иноск.) преувеличеніе. Гиперболическій относящійся къ гиперболѣ. Ср. Отъ каждаго угла, сдается вамъ, будто такъ и пахнетъ кровью, такъ и вѣетъ смертью и преступленіемъ: и это не гипербола, это фактъ, неоднократно засвидѣтельствованный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (hyperbola) Функция, которая может быть выражена как отношение двух линейных функций. Гипербола в прямоугольной системе координат имеет вид у=(α+βх)/(γ+δ х). Эта функция непрерывна, за исключением случая, х =–γ/δ; когда она ведет себя как… … Экономический словарь

    гипербола - ы, ж. hyperbole f. <, лат. hiperbole 1. лит. Прием преувеличения для усиления впечатления. Сл. 18. Чувство, которое без всякой гиперболы можно назвать восхищением. 1791. Карамзин ПРП 5 31. Душа восхищалась, а чувства в нем молчали, один язык… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греческого hyperbole преувеличение), поэтический прием: разновидность тропа, основанная на преувеличении (реки крови). Сравни Литота … Современная энциклопедия

Гипербола?

В современной литературе, как и в искусстве вцелом, существует огромное количество приемов и способов выразительности языка, которые используются авторами в различной степени. Всем понятны такие понятия, как сравнение, олицетворение, а вот что такое гипербола знает не каждый. Так вот, гипербола - это популярное в литературе языка. Оно применяется в тех случаях, когда автору необходимо создать преувеличенное представление о какой-либо ситуации и каком-то предмете. Также гипербола применяется тогда, когда автору требуется обратить особое внимание на какое-либо явление и его свойства в произведении. Гипербола, как правило, содержится в каком-то высказывании. Оно само по себе гипорбелическим не является и на самом деле может передавать реальное положение дел. В этом вся гипербола. Примеры данного тропа достаточно типичны и известны, некоторые даже используются повседневно. Вот один из них: "Нет ни крошки хлеба". Данное высказывание в целом не имеет преувеличенного окраса, но тем не менне здесь использовано данное средство выразительности.

Это важно!

Позиция говорящего и высказываемая им оценка фактов очень существенны при испоользовании гиперболы. Преувеличение - отсутствие или наличие каких-то свойств, предметов, явлений. Ученые уже неоднакратно указывали на то, что гипербола является одним из самых распространенных средств выразительности в нашей повседневной разговорной речи. Есть два главных фактора этого замечательного тропа. Первый - соотнесение выражения с ситуацией, второй - ее оценка. Гипербола не порождает контраст, она описывает или констатирует реальные события, но в увеличенном размере, создавая некоторый дисбаланс между реальностью и гиперболическим выражением!

Основа гиперболы

Помогает подробнее раскрыть вопрос о том, что такое гипербола, рассмотрение ее содержания и структуры. В основании гиперболы всегда находится какое-то сравнение, а точнее образ. Но обыденное преувеличенее отличается от художественного выражения. В повседневной речи нами часто используются уже готовые модели, например, "слон в посудной лавке". Подобных примеров очень-очень много, ведь язык живет и развивается. В литературе же писатели и поэты уделяют особое пристальное внимание гиперболическим высказыванием. С помощью данного тропа они пытаются подчеркнуть особенность и неповторимость того или иного героя или события. Особенно часто использовали гиперболу такие поэты, как Маяковский, Лермонтов. Их языку присуща масштабность.

Многозначность слова

Но это неполный ответ на вопрос о том, что такое гипербола. Само слово имеет два значения. Второе, кстати, далеко от литературы и искусства, оно используется в математике. Хотя тут тоже с ним связаны интересные выражения, такие, как геометрическое место в Евклидовой плоскости, каноническое уравнение гиперболы и многие другие. В общем, можно сказать только одно: гипербола важное понятие, значение которого необходимо знать не только профессиональному литератору, но и каждому грамотному человеку.

Стилистический прием, название которого заимствовано у древнегреческого языка и переводится как «преувеличение», присутствует в классических и современных произведениях наряду с метафорой, эпитетом, метонимией, синекдохой и т.д. Что такое гипербола в литературе? Это намеренное преувеличение свойств явлений, предметов. Языковое средство используется в русской разговорной речи для эмоционального усиления, когда идет не просто передача сухих сведений, подчеркивается личная оценка происходящего.

Речевая фигура была излюбленным средством выражения авторов народных сказаний, былин. Стилистическим приемом широко пользовались писатели, произведения которых стали классикой литературы. Наглядное усиление содержат юмористические и сатирические рассказы, поэтическое творчество. Преувеличение употребляется везде, где требуется выделить тот или иной факт реальности.

Для чего используется преувеличение в литературе

Гипербола цепляет внимание, оказывает будоражащее действие на воображение, заставляет по-новому взглянуть на факты реальности, почувствовать их значимость, особую роль. Преувеличение преодолевает границы, установленные правдоподобием, наделяет человека, предмет или природное явление сверхъестественными характеристиками. Выразительное средство подчеркивает условность мира, созданного писателем. Что такое гипербола в литературе? Прием указывает на отношение автора к изображаемому – возвышенное, идеалистичное или, наоборот, насмешливое.

Как реализуется художественное преувеличение Чтобы ясно понять, что такое гиперболы в литературе нужно знать способы реализации усиления, присущие тексту художественного произведения. Выразительность достигается писателем путем использования лексических гипербол, включающих слова «совершенно», «совсем», «все». Метафорический прием основан на образном сравнении. Фразеологические гиперболы в литературе представляют собой устойчивые выражения. Количественное усиление включает обозначение числа.

Лексические гиперболы

Выразительность создается в литературе путем использования определенных слов: совсем скверно, совершенно непонятный почерк, никуда не годится, всем людям известно.

Метафорические гиперболы

Образный перенос содержат такие словосочетания: весь мир – театр, лес рук, безграничный океан любви, обещать золотые горы.

Фразеологические гиперболы

Устойчивыми выражениями являются следующие преувеличения: козе понятно, побью как младенца, контракт дешевле бумаги, на которой он написан.

Количественные гиперболы

Численные преувеличения содержат такие выражения: тысяча дел на вечер, миллион раз предупреждал, гора папок с бумагами.

В лингвистике словом «гипербола» называют чрезмерное преувеличение каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:

  • реки крови;
  • вечно опаздываете;
  • горы трупов;
  • сто лет не виделись;
  • напугать до смерти;
  • сто раз говорила;
  • миллион извинений;
  • море поспевшей пшеницы;
  • целую вечность жду;
  • весь день простояла;
  • хоть залейся;
  • дом за тысячу километров;
  • постоянно опаздывает.

Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например, в былинах: Илья Муромец берёт в руки «шалыгу железную, да котора была весу ровно сто пудов» ,
Да куда ни махнёт, улица падёт,
А назад отмахнёт - переулицы…

В художественной литературе писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью гиперболы выявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.

Писательский труд приобретает особую силу воздействия на человеческие умы благодаря определенным языковым средствам. Использование стилистических приемов делает художественный текст особенно выразительным, эмоциональным, оставляет у читателя неизгладимое впечатление от чтения литературы.

Что такое гипербола в русском языке

Стилистический прием, название которого заимствовано у древнегреческого языка и переводится как «преувеличение», присутствует в классических и современных произведениях наряду с метафорой, эпитетом, метонимией, синекдохой и т.д. Что такое гипербола в литературе? Это намеренное преувеличение свойств явлений, предметов. Языковое средство используется в русской разговорной речи для эмоционального усиления, когда идет не просто передача сухих сведений, подчеркивается личная оценка происходящего.

Речевая фигура была излюбленным средством выражения авторов народных сказаний, былин. Стилистическим приемом широко пользовались писатели, произведения которых стали классикой литературы. Наглядное усиление содержат юмористические и сатирические рассказы, поэтическое творчество. Преувеличение употребляется везде, где требуется выделить тот или иной факт реальности.

Для чего используется преувеличение в литературе

Гипербола цепляет внимание, оказывает будоражащее действие на воображение, заставляет по-новому взглянуть на факты реальности, почувствовать их значимость, особую роль. Преувеличение преодолевает границы, установленные правдоподобием, наделяет человека, предмет или природное явление сверхъестественными характеристиками. Выразительное средство подчеркивает условность мира, созданного писателем. Что такое гипербола в литературе? Прием указывает на отношение автора к изображаемому – возвышенное, идеалистичное или, наоборот, насмешливое.

Как реализуется художественное преувеличение

Чтобы ясно понять, что такое гиперболы в литературе нужно знать способы реализации усиления, присущие тексту художественного произведения. Выразительность достигается писателем путем использования лексических гипербол, включающих слова «совершенно», «совсем», «все». Метафорический прием основан на образном сравнении. Фразеологические гиперболы в литературе представляют собой устойчивые выражения. Количественное усиление включает обозначение числа.

Лексические гиперболы

Выразительность создается в литературе путем использования определенных слов:

совсем скверно, совершенно непонятный почерк, никуда не годится, всем людям известно.

Метафорические гиперболы

Образный перенос содержат такие словосочетания: весь мир – театр, лес рук, безграничный океан любви, обещать золотые горы.

Фразеологические гиперболы

Устойчивыми выражениями являются следующие преувеличения:

козе понятно, побью как младенца, контракт дешевле бумаги, на которой он написан.

Количественные гиперболы

Численные преувеличения содержат такие выражения:

тысяча дел на вечер, миллион раз предупреждал, гора папок с бумагами.

Поэтические примеры гиперболы в русском языке

Выразительность стихотворного произведения достигается путем преувеличения значения предложений:

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям (М.Ю. Лермонтов)

В сто сорок солнц закат пылал… (В.В. Маяковский)

Вихрь полуночный - летит богатырь!

Тьма от чела его, с посвиста пыль!

Молнии от взоров бегут впереди,

Дубы грядою лежат позади (Г.Р. Державин).

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза (С. Есенин).