Картины нидерландского художника яна вермеера. Бесценный голландец

Является одной из самых больших по размеру картин художника и одним из двух его пейзажей .

Картина очень четко делится по горизонтали на четыре части: набережная, вода, здания, небо. При этом для каждой части Вермеер использовал особенную технику. Например, для передачи блеска воды он воспользовался техникой пуантилизма , а для изображения камня смешивались неровные гранулы красок.

Вермеер показал город с юго-востока от канала реки Схи . Время действия - утро, солнце на востоке, часы на Схидамских воротах показывают 7 часов. На картине изображено около 15 человек.

Пруст писал об этом полотне Вермеера, которое он видел в музее Гааги 18 октября 1902 г., своему другу художественному критику Ж.-Л. Водуае: «С тех пор, как я увидел в Гааге „Вид Дельфта“, я понял, что я видел самую прекрасную картину в мире» (письмо от 2 мая 1921 г.) . В романе «Пленница» герой «В поисках утраченного времени » Бергот умирает на выставке, любуясь жёлтой стеной на этой картине.

В 1696 году знаменитая впоследствии ведута была продана всего за 200 гульденов. В 1822 году Маурицхёйс купил её за 2900 гульденов.

Напишите отзыв о статье "Вид Дельфта"

Примечания

Источники

Отрывок, характеризующий Вид Дельфта

Едва Пьер прилег головой на подушку, как он почувствовал, что засыпает; но вдруг с ясностью почти действительности послышались бум, бум, бум выстрелов, послышались стоны, крики, шлепанье снарядов, запахло кровью и порохом, и чувство ужаса, страха смерти охватило его. Он испуганно открыл глаза и поднял голову из под шинели. Все было тихо на дворе. Только в воротах, разговаривая с дворником и шлепая по грязи, шел какой то денщик. Над головой Пьера, под темной изнанкой тесового навеса, встрепенулись голубки от движения, которое он сделал, приподнимаясь. По всему двору был разлит мирный, радостный для Пьера в эту минуту, крепкий запах постоялого двора, запах сена, навоза и дегтя. Между двумя черными навесами виднелось чистое звездное небо.
«Слава богу, что этого нет больше, – подумал Пьер, опять закрываясь с головой. – О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они… они все время, до конца были тверды, спокойны… – подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты – те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они – эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей.
«Солдатом быть, просто солдатом! – думал Пьер, засыпая. – Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека? Одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как я хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом». И в воображении Пьера мелькнул обед в клубе, на котором он вызвал Долохова, и благодетель в Торжке. И вот Пьеру представляется торжественная столовая ложа. Ложа эта происходит в Английском клубе. И кто то знакомый, близкий, дорогой, сидит в конце стола. Да это он! Это благодетель. «Да ведь он умер? – подумал Пьер. – Да, умер; но я не знал, что он жив. И как мне жаль, что он умер, и как я рад, что он жив опять!» С одной стороны стола сидели Анатоль, Долохов, Несвицкий, Денисов и другие такие же (категория этих людей так же ясно была во сне определена в душе Пьера, как и категория тех людей, которых он называл они), и эти люди, Анатоль, Долохов громко кричали, пели; но из за их крика слышен был голос благодетеля, неумолкаемо говоривший, и звук его слов был так же значителен и непрерывен, как гул поля сраженья, но он был приятен и утешителен. Пьер не понимал того, что говорил благодетель, но он знал (категория мыслей так же ясна была во сне), что благодетель говорил о добре, о возможности быть тем, чем были они. И они со всех сторон, с своими простыми, добрыми, твердыми лицами, окружали благодетеля. Но они хотя и были добры, они не смотрели на Пьера, не знали его. Пьер захотел обратить на себя их внимание и сказать. Он привстал, но в то же мгновенье ноги его похолодели и обнажились.

Практически ни одну из его оставшихся работ нельзя гарантированно застать на месте — они путешествуют из музея в музей, собирая тысячи зрителей даже сольным представлением.

Короткая жизнь

Вермеер родился в Делфте 31 октября 1632 года, прожил всего 43 года и умер при странных обстоятельствах. Современники полагали, что причиной быстрой и ранней смерти была нервная истощённость художника, связанная с семейными проблемами и бедностью.

Самая известная работа

Самая известная и «гастролирующая» работа Вермеера — «Девушка с жемчужной серёжкой», принадлежащая Гаагскому музею. Иногда её гастроли, например, по Японии и Америке затягиваются на годы.

Картина Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой», около 1665 года

Два века неизвестности

До середины XIX века работы Вермеера считались третьесортными, пылились в запасниках и рядовых частных коллекциях. Художник был «переоткрыт» искусствоведами Густавом Ваагеном и Теофилом Тор-Бюргером , которые упоминали о возможных 66 произведениях. Только во второй половине двадцатого века Ян Вермеер был признан величайшим художником «Золотого голландского века».

Символы и знаки

В работах Вермеера огромную роль играют символы и знаки, часто ими он зашифровывает библейские аллегории, вопросы морали и нравственности, выбора и любви. Так, например, весы в руках у героини картины «Женщина с весами» символизируют предстоящий в конце жизни Божий Суд, на котором будут «взвешены» все помыслы и поступки.

Многодетность

У Яна Вермеера и его жены Катарины было 15 детей, при этом беременностей у Катарины было ещё больше, иногда дети умирали новорождёнными.

Медлительность

Вермеер даже при жизни был одним из самых ярких художников «Золотого голландского века» и определённо самым талантливым в «Гильдии Святого Луки» (самом крупном объединении художников Делфта), при этом наименее «плодовитым». За всю жизнь он написал не более 40 - 45 работ (часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц. Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко.

Работы, которые можно увидеть

Всего на сегодняшний день известно о 34 работах художника, и существует ещё как минимум три, авторство которых приписывается Вермееру: «Девушка, сидящая за вирджиналем», «Святая Праксидия», «Девушка с флейтой».

Картина «Девушка с флейтой», 1665-1670 гг., предположительно, принадлежащая кисти Яна Вермеера

В розыске

Одна из картин — «Концерт» — была украдена 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. О её судьбе до сих пор ничего не известно.

Фрагмент картины Яна Вермеера «Концерт», около 1663/1666 гг.

Тёща

Тёща Вермеера — жёсткая и волевая Мария Болнес — дала согласие на брак дочери с художником только после того, как рождённый в протестантской семье Ян принял католичество. Мария настояла на том, чтобы семья дочери жила в её доме. Всю жизнь Вермеер страдал от тяжёлого напористого характера Марии, которая оказывала влияние на дочь и недолюбливала зятя за неумение зарабатывать деньги. Особое недовольство Марии вызывала «медлительность» зятя.

Дельфтская коробочка

Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для «коробочек» — популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.

Камера-обскура

Ян Вермеер был одним из первых художников, кто воспользовался камерой-обскурой в работе над картинами. Следы использования камеры можно заметить, например, в неестественном блеске металлических предметов и неестественной белизне некоторых деталей.

Жёлтый жакет

Одним из самых часто встречающихся предметов на работах художника определённо является жёлтый жакет с оторочкой из горностая. Это был праздничный жакет Катарины, который художник любил и просил для своих моделей.

Образ Катарины

Катарину тоже можно увидеть в работах Вермеера, хотя и не так явно и часто, как, например, Саскию Рембрандта (Вермеер был его последователем и опосредованным, через Карела Фабрициуса , учеником). Беременную Катарину мы видим на картине «Женщина с весами».

Гений света

Яна Вермеера считают непревзойдённым мастером работы со светом, больше никто и никогда не смог повторить такую тщательную, тонкую и гениальную передачу света и тени. Неизвестно, что именно позволяло художнику достигать таких результатов: талант, технические приспособления, специальные краски, которые он делал сам из очень дорогих пигментов, или, по всей видимости, уникальное сочетание всех этих факторов.

Нищета

Вермеер умер на пороге нищеты. Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин. Их прекратили покупать. Художники практически перестали получать заказы. Чтобы содержать семью и сгладить недовольство тёщи, Ян вынужден был влезть в кредиты и продать почти все оставшиеся у него работы. В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин умирает. После смерти Марии вдова Вермеера Катарина вынуждена была отказаться от наследства и раздать долги кредиторам. Катарина напишет в дневниках, что «Ян умер, потому что стыдился разорения». В сохранившейся описи предметов можно найти много вещей, использованных в произведениях Яна Вермеера. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины.

Кто владеет

Больше всего картин Вермеера принадлежит музеям и частным коллекционерам в США. В России нет ни одного произведения этого голландского художника.

Подделка и скандал

Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них — безусловно талантливая «Христос в Эммаусе») не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном . К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом «подлинность» произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.

Картина Хана ван Меегерена «Христос в Эммаусе», выдававшаяся за работу Яна Вермеера.

Середина 17-го столетия - это новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы. Творчество некоторых художников бытового жанра достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода. Особенно этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера.

Вермеер - одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства 17-го столетия. Этот художник при жизни был известным мастером, но совершенно забытым уже на рубеже 18-го века. Его называли при жизни "Делфтским сфинксом", и он был очень популярен. Вермеер признан великим живописцем, его имя стали упоминать наравне с Рембрандтом и Хальсом.

Тем не менее знаем мы об этом художнике очень мало. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. В 1653 году он вступил в живописную гильдию св.Луки, где его несколько раз выбирали деканом. По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь его одна поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступил в роли эксперта при покупке итальянских картин.

Судя по всему, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался "для себя". Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).

О личности самого художника больше всего сведений, пожалуй, можно подчерпнуть непосредственно из его картин. Ранние произведения Вермеера имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения. Но он старается глубже вникнуть в суть итальянского искусства, обращает внимание на психологическую сторону сюжета в картине. Творческой зрелости достигает он рано. Уже после своего двадцатипятилетия художник окончательно предпочитает бытовой жанр в живописи.

Художник углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Образы в его произведениях часто очень похожи и как бы переходят из картины в картину. Их образы обладают особой самопогруженностью, внутренней независимостью.

Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделял особым светом, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, - бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. При этом он добивается ощущения гармонии. уравновешенности. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.

К сожалению, Вермеер создал всего два пейзажа, изобразив свой родной Дельфт, родные улочки.

И все же Вермеер - это признанный мастер бытового жанра. В его интимных сюжетах действие всегда происходит в комнате, куда через окно падает мягкий свет, заставляя сверкать нитку жемчуга, светлый локон или шляпку гвоздя в спинке стула. Излюбленные цвета Вермеера - небесно-голубой, лимонно-желтый и белый.

Девушка с жемчужной сережкой 1660-е, Маурицхейс, Гаага

Эта картина знаменитого голландского художника Яна Вермеера известна также под названием «Головка девочки». И это не случайно. Мастер не ставил перед собой цель написать портрет конкретного человека. Он создавал обобщённый образ девочки-подростка, которая вот-вот превратится в юную девушку. Тонкая, едва заметная черта только что отделила героиню Вермеера от беззаботного детства. И к любопытству ребёнка в больших сияющих глазах примешивается ещё неосознанное женское кокетство.
Вермеер старается привлечь внимание зрителя к лицу своей героини. Только оно интересовало художника при создании произведения. Жёлтая головная лента, скрывающая волосы, крупная жемчужная серьга, белый воротничок — всё это лишь детали, ничего не добавляющие к облику девушки. И замысел мастера удался: в течение трёх с лишним веков сама юность смотрит на зрителя с этой картины.

Девушка, примеряющая ожерелье, 1662-1664

Дама у вирджинала 1670-1672

Дама у спинета 1670-1672

Дама у вирджинала и кавалер, 1662-1665

Бокал вина 1661

Концерт 1665

Молодая женщина с гитарой, 1671-1672

Девушка с кувшином воды, 1662

Дама в голубом, читающая письмо, 1663

Кружевница 1669-1670

Любовное послание 1666

Женщина, занятая весами, 1663

Офицер и веселая девушка, 1657

Служанка с кувшином молока, 1660

Дама и два кавалера 1659

Девушка, пишущая письмо, 1665

Девушка, читающая письмо у окна, 1657

Уснувшая девушка, 1657 Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Jan Vermeer van Delft

"Сводница" ,1656 (деталь)

Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.

Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского (1632—1675). Обладая поразительно зорким глазом, филигранной техникой, он добивался поэтичности, цельности и красоты образного решения, огромное внимание уделяя передаче световоздушной среды. Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.

Женитьба

Сохранилась запись от 5 апреля 1653 года, в которой 21-летний Ян Вермеер высказывает свое намерение взять в жены Катарину Болнес, дочь Вильяма Болнеса, преуспевающего владельца кирпичной фабрики в Гауде. Ее мать, Мария Тинс, вначале противилась этому браку. Ей, жившей в полном достатке, казалось, что в связи со значительными долгами отца художника материальное положение ее дочери окажется непрочным. Собственная ее семейная жизнь сложилась неудачно, муж отличался буйным, неуживчивым характером, дело кончилось разводом в 1649 году. Возможно, Мария Тинс старалась уберечь свою младшую дочь от подобной судьбы.

Вермеер в исполнении Колина Ферта

Молодые поженились через 2 недели, 20 апреля, в небольшой церкви в пригороде Дельфта. Сначала они жили в «Мехелене», но в 1660 году переехали в дом тещи на Ауде Лангендейк, в так называемый «квартал папистов», где располагалась миссия иезуитов. Мастер в те годы имел высокий доход и мог без труда прокормить свое все увеличивавшееся семейство: Катарина родила 15 детей, четверо из которых умерли в очень раннем возрасте. Хотя следует отметить, что средства для безбедного существования предоставляла отнюдь не продажа картин (в год живописец писал едва ли более двух произведений). Вермера кормил все тот же «Мехелен». Подобного рола «побочная деятельность» не являлась редкостью в практике голландских мастеров. Это видно на примере Яна Стена, который в 1654 году арендовал в Делфте пивоварню «Де шланге» («У змеи»)

Отношения с тёщей постепенно улучшились. Мария Тинс к этому времени развелась с мужем Рейнером Болнесом, владельцем кирпичной фабрики, и располагала значительными доходами от недвижимости, ценностей и активов. Получив наследство своей сестры Корнелии, она с 1661 года стала владелицей земельных наделов, среди которых значились усадьбы близ Схонховена («Bon Repos»), сдаваемые в аренду. О богатстве Марии Тинс свидетельствует нотариально заверенный инвентарный список ее дома. Он включал огромный перечень мебели, платьев и домашней утвари, а также одиннадцать комнат, подвал и амбар.

Семья Вермера жила в нижних комнатах, на верхнем этаже у художника была мастерская с двумя мольбертами и тремя палитрами.

Фасад «Мехелен» с гравюры 1720 года

«…Мастерской была просторная квадратная комната, по длине чуть меньше нижнего коридора. Теперь, когда окна открыты, побеленные стены, белые и серые мраморные плиты на полу с узором из квадратных крестов как бы наполняли ее светом и воздухом. По низу стены, чтобы защитить побелку, выложен ряд делфтских изразцов с купидонами. Хотя комната и большая, мебели в ней очень мало: мольберт со стулом, установленный перед средним окном, и стол, придвинутый к окну в правом углу. Кроме того стула, на который я залезала, чтобы открыть окно, у стола стоял еще один кожаный стул, но без тиснения - просто обитый гвоздями с широкими шляпками и украшенный поверху резными львиными головами. У задней стены за мольбертом и стулом был небольшой комод. Его ящики были закрыты, а сверху лежали ромбовидный нож и чистые палитры. Рядом с комодом стоял письменный стол, заваленный бумагами, книгами и гравюрами. Еще два стула, украшенные львиными головами, стояли у стены рядом с дверью. Комната была очень опрятной. Она сильно отличалась от остальных комнат: можно было даже подумать, что находишься в совершенно другом доме. При закрытой двери в ней почти не было слышно детского шума, звона ключей Катарины, шуршания наших веников…» Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой»

Тяжелый дубовой стол, появляющийся на многих картинах Вермера, также стоял там, здесь же «обитали» часто воспроизводимые им обитые кожей стулья. Во владении Марии Тинс имелось несколько картин, которые Вермер использовал как «claves interpretandi» («ключи для понимания») для своих собственных творений.

«…У меня в памяти навсегда осталось первое впечатление, которое на меня произвела прихожая: какое множество картин! Я остановилась в дверях, вцепившись в свой узелок и изумленно вытаращив глаза. Картины мне приходилось видеть и раньше - но не в таком количестве и не в одной комнате. На самой большой картине были изображены двое почти обнаженных борющихся мужчин. Я не помнила такой истории в Библии и подумала, что это, наверное, католический сюжет. Другие картины были на более знакомые темы: натюрморты с фруктами, пейзажи, корабли на море, портреты. Казалось, что их написали разные художники. Которые же из них принадлежат кисти моего нового хозяина? Как-то я представляла его картины иначе. Впоследствии я узнала, что картины были написаны другими художниками - хозяин редко оставлял в доме законченные картины. Он был не только художником, но и торговцем картинами, и картины висели на стенах почти во всех комнатах, даже там, где спала я…» Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой»

Творчество

Вермер в исполнении Колина Ферта

Вероятно, Вермер мало писал для художественного рынка: большей частью он создавал свои произведения для покровителей и меценатов, особо ценивших его искусство. Этим можно объяснить небольшое количество созданных им работ.
Одним из его покровителей считался Хендрик ван Бейтен, булочник. Возможно, именно с ним встречался во время пребывания в Делфте в 1663 году французский дворянин Балтазар де Монкони. Он записал в своем дневнике: «В Делфте я видел живописца Вермера, который не имел ни одной своей работы. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего одну фигуру, - ценою, на мой взгляд, не более шести пистолей» («пистоль» соответствовал тогда десяти гульденам).
Другим покровителем Вермера стал делфтский владелец типографии Якоб Диссий, проживавший поблизости (на той же площади Марктфелд) в собственном доме. В изданном в 1682 году инвентаре его имущества упомянуты девятнадцать картин Вермера. Так же очень ощутимой была поддержка коллекционера — богатого делфтского купца ван Рюйвена, платившего за картины Вермера солидные суммы. В его собрании находилась 21 (!) работа Вермера.
Самые ранние произведения своим крупным форматом, широкой живописной манерой, интересом к определенным сюжетам выдают знакомство Вермера с творчеством амстердамских исторических живописцев и утрехтских последователей Караваджо. Но опять-таки можно только гадать — учился он в этих городах или видел произведения художников в родном Делфте.

Последние годы жизни. Смерть

В последние годы жизни великого голландца его финансовое положение резко ухудшилось. Он влез в долги и был вынужден брать ссуды. 5 июля 1675 года Вермер ездил в Амстердам, чтобы получить там кредит в 1000 гульденов.
Франко-голландская война, начавшаяся в 1672 году, во время которой французские войска стремительно продвинулись в северную часть Объединенных провинций, стала катастрофой для художника. После открытия плотин (крайняя мера, призванная остановить продвижение французского войска) огромные пространства страны оказались затопленными, среди них и земли близ Схонховена, сдававшиеся Марией Тинс в аренду. В результате перестала поступать арендная плата, составлявшая надежный источник доходов семейства Вермера. Начиная с 1672 года - года катастрофы, он уже не мог более торговать картинами.
Неизвестно, что произошло, но произошло это через неделю после дня Св. Николая. Была ли это инфекция, с которой не справился аптекарь? Простуда? Острая меланхолия, переросшая в депрессию? В последних картинах Вермеера появляется некоторая небрежность, нетвердость кисти. У Катарины был свой взгляд на произошедшее: «Из-за этой войны он, испытывавший большую ответственность перед детьми, для которых у него не было больше средств, впал в такую тоску и такое отчаянье, что за полтора дня лишился здоровья и умер». Вермера похоронили 15 декабря 1675 года в Старой церкви Делфта в фамильном склепе. Останки его ребенка, умершего двумя годами ранее, вынули и положили поверх гроба отца.

Вдова и дети

Catharina Bolnes Vermeer в исполнении Эсси Дейвис

Вермеер оставил после себя 11 детей, 8 из которых еще жили в родительском доме. Катарина Болнес не сумела рассчитаться с долгами. Она была вынуждена передать управление своими земельными наделами Высшему суду в Гааге, отказаться от права на наследство и уступить его кредиторам.
Через 3 месяца после похорон художника в дом пришли судебные приставы, описывать имущество за долги. Все, что было в доме, поделили на 2 части - имущество вдовы Вермеера могло быть продано полностью, а вещи, которыми Катарина владела вместе со своей матерью, не подлежали продаже, но за них нужно было выплатить половину стоимости. Благодаря этой сохранившейся описи (она была впервые опубликована в журнале "Старая Голландия в 2001 году), мы знаем, как выглядел дом и что находилось в каждой из комнат.

У Катарины в это время из работ мужа оставались «Мастерская художника» и «Дама, примеряющая жемчужное ожерелье». 24 февраля 1676 года в погашение долгов она отдала «Мастерскую художника» своей матери. Катарине было очень тяжело расставаться с картинами мужа, ведь она сама изображена на нескольких из них.
Хотя репутация Вермеера оставалась прочной среди коллекционеров и картины его ценились очень высоко, о семье Вермеера забыли сразу после его смерти. Выжить они смогли только благодаря поддержке Марии Тинс. За 22 года супружеской жизни у Вермееров родилось 15 детей. Никто из них не унаследовал талант отца и не сделал выдающейся карьеры.

Мария (1654-1713) в 20 лет вышла замуж за торговца шелком Джиллисона Крамера.

Янис (р.1663) на доходы от фермы своего дяди по материнской линии получил образование в католическом колледже на юге Нидерландов. В 1678 году он пострадал при взрыве порохового склада в Дельфте, но поправился и в дальнейшем стал юристом в Брюгге. Его сын (внук Вермеера), тоже Янис, воспитывался в Дельфте в доме своей тетки Марии, женился на местной девушке и переехал в Лейден, где у него родилось 5 детей (правнуков художника).

Фрациск (1666-1713?) стал хирургом в Чарлоисте, деревне к югу от Роттердама.

Остальные дочери замуж не вышли и, в основном, умерли в бедности.
Для Катарины 22 года жизни с Вермеером стали, возможно, самой счастливой порой в жизни. После смерти Вермеера несчастья не оставили ее. Катарина в основном была беременна все годы их семейной жизни, и после смерти мужа у нее на руках остались долги, небольшая армия несовершеннолетних детей и стареющая мать. Мария Тинс дожила до 87 лет, пережив зятя (ей было около 70, когда умер Вермеер). Сама Катарина пережила мужа на 12 лет. К сожалению, сохранились только отрывочные записи, по которым можно восстановить ее жизнь в этот период.
В основном это долговые расписки. В конце декабря 1687 года Катарина умерла. Похоронили ее 2 января. Похороны оплатила дочь Мария.

или тут (качество видео 720 HD)



Оригинал записи и комментарии на

Вид Дельфта

Его называют одним из выдающихся живописцев золотого века голландского искусства.

Автопортрет

Художник Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft), (Вермеер Дельфтский, Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Дельфтский), был крещён 31 октября 1632 года в Дельфте. Дата рождения художника точно не известна. Будущий художник родился в семье голландского торговца-содержателя постоялого двора, был вторым ребёнком в семье и единственным сыном.

Достоверно известно, что в декабре 1653 года Jan Vermeer van Delft вступил в гильдию Святого Луки и порядка шести лет изучал основы живописи под руководством Герарда тер Борхома или Леонарда Брамера. Впрочем, это только предположение, поскольку достоверных сведений о этом этапе жизни художника практически нет – больше предположений.

Искусствоведы утверждают, что огромное влияние на творчество художника оказали Карел Фабрициус (ученик Рембрандта) и Питер де Хоох.

В апреле 1653 года Ян Вермеер вступил в брак с Катариной Болнес – деревенской девушкой, которая проживала с семьей в окрестностях Делфта. У художника родилось 15 детей, но четверо умерло ещё в детском возрасте.

Известно, что Вермеер писал в год не более 2 картин и живопись не была для него основным источником дохода – он помогал матери управлять трактиром и постоялым двором. В этом же трактире он выставлял свои работы. А ещё он был деканом гильдии Святого Луки.

За картины художника платили очень приличные деньги, тем более что практически все свои картины он писал на заказ. А ещё Вермеера частенько приглашали, как эксперта, для оценки отдельных картин и коллекций, которые выставлялись на продажу. И за этот труд художнику платили очень приличные деньги, что говорит о его огромном авторитете, как знатока искусства.

С годами материальное положение семьи художника ухудшилось и Ян Вермеер был вынужден брать кредиты.

В 1675 году Jan Vermeer van Delft заболел и через 15 дней умер, был похоронен в семейном склепе на кладбище Делфта. Вдова художника была вынуждена отказаться от наследства и всё имущество художника (включая картину) было продано за долги.

После художника осталось совсем не много картин и одна из самых знаменитых – это «Девушка с жемчужной сережкой».

Девушка с жемчужной серёжкой или Северная Мона Лиза

Изначально эта картина называлась «Девушка в тюрбане». Вскоре её начали называть северной или голландской Моной Лизой. Искусствоведы утверждают, что в этой картине мы видим гений художника в его максимальном проявлении. Тут и бесконечный лиризм, и нежная женственность, и беззащитный, почти детский, взгляд. А ещё кокетливый разворот милой головки и лицо, которое искусно обрамлено жемчужно-голубой косынкой. А ещё мерцающая, как глаза девушки, жемчужина.

На картине, предположительно, изображена дочь художника Мария. Впрочем, это только предположение. Северная Мона Лиза – это такая же загадка, как и легендарная Мона Лиза. Кто был моделью художника и для кого писалась картина – это неизвестно.

Картины художника Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft)

Мастерская художника

Самым ярким примером «интерьерной живописи» Jan Vermeer van Delft принято считать полотно «Мастерская художника» — эта работа была написана в 1666 году. В этой поздней работе уже опытному мастеру передалось очень точно передать атмосферу рабочего места живописца. Предположительно, образ художника в этой картине Вермеер писал с себя.

Спящая девушка Офицер и смеющаяся девушка Девушка, читающая письмо у открытого окна Маленькая улица Молочница
Бокал вина

После смерти отца Яна Вермеера, молодому художнику пришлось продолжить семейный бизнес и содержать трактир, поскольку это был единственный стабильный и гарантированный способ получать деньги для существования всей семьи Вермееров. Хотя Jan Vermeer van Delft к моменту смерти уже был членом художественной гильдии Святого Луки и даже фактически руководил гильдией, доходов эта должность и живопись практически не приносили.

Молодая женщина с кувшином воды Кружевница Астроном Любовное письмо Дама, стоящая у вёрджинела
Прерванный урок музыки

Однако, очень скоро картины молодого художника нашли своих почитателей и покупателей, в том числе и постоянных покровителей-меценатов: местного пекаря Хендрика ван Буйтена и владельца печатной мастерской Якоба Диссиуса. Эти два постоянных покупателя приобрели более двух десятков работ Jan Vermeer van Delft. До настоящего момента не известно, писал ли Ян Вермеер картины по заказам своих меценатов или же, как постоянные покупатели и покровители, эти господа имели право первыми увидеть и выкупить новые работы живописца.

Хозяйка и служанка Дама с бокалом вина Сводница Концерт Женщина, держащая весы
Диана с нимфами

Известно, что со временем Ян Вермеер приобрёл славу не только талантливого художника, но и квалифицированного эксперта, который мог определить подлинность полотен, и их истинную стоимость. Эта деятельность так же приносила художнику существенный доход.

Святая Пракседа Урок музыки

Будучи талантливым художником, Ян Вермеер не имел учеников. Искусствоведы отмечают, что в своих работах художник тщательно прописывал детали интерьеров и городских улиц, а вот человеческие образы тщательно прописывались только в портретах, а в пейзажах фигуры людей художник никогда не прописывал, и люди были только частью, при этом не главной частью, сюжета.

А кроме того, художник считается одним из выдающихся мастеров «любовной живописи» своего времени. Любовь является основным мотивом многих работ Вермеера.

Девушка в красной шляпке Гитаристка

Семейная жизнь художника была счастливой. В 1653 году Ян Вермеер женился на любимой девушки по имени Катарина Болнес. Молодые были очень счастливы, но семейную жизнь молодожёнов отравляли сложные взаимоотношения зятя и тёщи – мать супруги с неприязнью относилась к выбору своей дочери. Всё дело было в вере: Вермеер был протестантом, а жену себе взял из семьи ревностных католиков.

Со временем тёща, видя, как Jan Vermeer van Delft любит свою супругу и детей (детей было 15, четверо умерли в младенчестве), несколько смягчилась, но до конца так и не смирилась, считая, что дочь могла бы найти себе более выгодную партию.