Образ Наташи Ростовой в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир


Наташа Ростова является центральным женским персонажем романа-эпопеи "Война и мир" Л.Н. Толстого и его любимой героиней. Действие романа охватывает период времени с 1805 по 1820 год, и в течение этого времени мы следим за тем, как развивается образ Наташи.

Впервые мы видим Наташу тринадцатилетним подростком. Она еще нескладна и некрасива, ее волосы сбиты сзади черными кудрями, но она искренна и одновременно прекрасна в своей непосредственности. Героиня еще является гадким утенком, но который уже готов превратиться в прекрасного лебедя. У нее есть необыкновенные музыкальные способности, она наделена удивительным голосом, непосредственна и отзывчива. При этом героиня имеет сильный характер, с несгибаемым нравственным стержнем.

Наташа растет в атмосфере счастья, любви и веселости, которая свойственна семье Ростовых.

Дом Ростовых в Москве всегда полон жизни, но не меньшую идиллию представляет и жизнь семейства в Отрадном, где героиню окружают великолепные пейзажи, она участвует в святочных играх, гаданиях. А ведь известно, что классики всегда изображали своих любимых героев в единении с природой и в непосредственной связи с национальными традициями.

По мере того, как развивается сюжет, героиня превращается в привлекательную, живую, умеющую чувствовать девушку. Наташа способна на самопожертвование, ей не чужды высокие душевные порывы. Так, она решительно обжигает руку, доказывая Соне свою дружбу и любовь, принимает участие в судьбе раненых, когда отдает подводы для вывоза их из горящей Москвы.

Во время Отечественной войны 1812 года Наташа занимает ответственную позицию. Она уверенна и мужественна. Она не дает оценки происходящему, а повинуется своим жизненным принципам, которые диктует ей ее искренний и чистый характер. Именно героиня спасает мать от умственного помешательства после смерти Пети, она ухаживает за тяжело раненным князем Андреем. Однако Толстой не идеализирует свою героиню, в ее поведении нередко прослеживаются эгоистичные мотивы, ее поступки не всегда диктуются разумом, по словам автора, она «не удостаивает быть умной». Однако эта нелестная в современном понимании характеристика говорит о главной отличительной черте образа Наташи - эмоциональности и интуитивной чуткости. Она стремится жить полной жизнью, хочет любить и быть любимой. Но ее эмоциональность, влюбчивость сыграли с ней плохую шутку: будучи помолвленной с Андреем Болконским, она увлекается Анатолем Курагиным, явно недостойным объектом ее внимания. Лишь когда она просыпается от этого наваждения и встречает в Мытищах раненого князя Андрея, она осознает свою вину и хватается за возможность искупить ее. Уход за князем Андреем возрождает ее к жизни.

Роль жены и матери, которую выполняет Наташа Ростова в эпилоге романа, неслучайна. Героиня становится женой Пьера Безухова, который близок ей по духу, ведь именно он еще вначале романа в тринадцатилетней девочке увидел прекрасную и возвышенную душу с богатым внутренним миром.

В эпилоге романа Наташа полностью погружена в семейные заботы, она разделяет интересы мужа и понимает его. Автор рисует Наташу такой, какой, по его мнению, должна быть идеальная женщина. "Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила", - пишет Толстой, называя свою героиню "сильной, красивой и плодовитой самкой". Но в этом видит смысл своей жизни Наташа Ростова. Эта характеристика героини, данная в эпилоге, еще раз свидетельствует о том, что Наташа будто является частью природы, она даже мыслит не разумом, "а всем существом своим, т. е. плотью". Наташа принимает роль добровольной и счастливой рабы: "Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа". Героиня любит и любима. А это и есть для нее истинное содержание полноценной и счастливой жизни.

Обновлено: 2012-03-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Наташа, Наташа….романтичное имя, нежное и красивое…Наташа – чудесный образ девушки, воспетой Толстым в романе «Война и мир».

Как много создано разных образов русскими писателями, но образ Наташи – особый…

Впервые в романе она появляется тринадцатилетней девочкой, “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”. Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры.

Душевность Наташи , точнее даже, строй ее души позволяли ей чувствовать любое малейшее изменение в природе. Об этой героине можно сказать, что она живет сердцем, а не разумом. А ведь искренность, естественность - бесценный дар, именно этого дара, заложенного в близких нам людях, как раз зачастую и не хватает в этом мире.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - это настоящая книга жизни. И все герои в нем являются носителями определенных жизненных ценностей, нравственных идеалов, выражают те или иные взгляды и убеждения автора, учат нас тому, как нужно жить, чтобы сохранить в себе главные человеческие качества.

Одним из самых ярких и привлекательных образов романа является образ Наташи Ростовой. Подобно легкому весеннему ветерку врывается эта нежная, хрупкая девушка в скучную, чопорную окружающую жизнь, освежает ее, наполняет энергией и заражает всех своим счастьем. «Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки », - такой видим мы Наташу на первых страницах романа. Такой же она останется и в дальнейшем, выдержав множество испытаний, пройдя через трудности и разочарования. Потому что душевную чистоту и красоту этой девушки не способны затмить никакие превратности судьбы.

«Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!»

Это были первые слова, которые услышал из уст Наташи Ростовой . И эти слова, а также великая энергия радости и счастья словно перевернули весь его внутренний мир, всю его прошлую жизнь. Наташа, как прекрасная птица, летела по жизни, увлекая за собой не только князя Андрея, ной всех, кто с ней сталкивался. Внутренний мир героини Толстого открывается нам уже через отдельные штрихи к ее портрету. Достаточно обратить внимание на ее глаза: «любопытные», «умоляющие», «сияющие», «несколько насмешливые» или «печально-вопросительные».

Русская природа - это ее стихия. Вспомним дни, проведенные героиней в Отрадном: скачки на тройках святочной морозной ночью, пляски с ряжеными, игры, пение. В этих сценах отражается вся прелесть натуры Наташи Ростовой, ее тесная связь с народной жизнью. Ее простота и естественность объясняются тем, что она « умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке ». Боль и страдания солдат, защищавших родину, она переживает как свои собственные. Именно потому она ощущает невероятный прилив душевных сил. Она отдает все подводы раненым, оставляет вещи, потому что просто не представляет себе, что можно поступить иначе в данной ситуации. Что значит теперь все богатство, когда речь идет о спасении русских солдат и офицеров?!

Героиня Толстого живет не умом, а сердцем. А сердце вообще никогда не обманывает. Потому так хорошо понимала людей и всегда могла прийти им на помощь. Она понимает чувства Николеньки, когда он проиграл почти все состояние. В тот вечер Наташа пела только для брата, и он, слушая ее голос, забыл обо всех неприятностях. Она хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал ». В преуспевающем Борисе Друбецком, своем детском женихе, она без труда сумела разглядеть мелкого, тщеславного себялюбца и карьериста. Этот человек никак не мог стать спутником такой чуткой и открытой девушки, как Ростова. Обладая огромной способностью к состраданию, Наташа начинает плакать вместе с Соней, даже не зная причины слез подруги, а «только оттого, что Соня плакала».

Героиня Толстого отличается удивительной эмоциональностью, открытостью, душевной цельностью. Она способна ни глубокую привязанность и сильные чувства, она чистосердечна и искренна как в радости, так и в страдании.

Предназначение Наташи состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Везухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает: "Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она -- настоящее". Героине Толстого свойственно сострадание. Наташа очень хорошо понимает и жалеет Денисова, сделавшего ей предложение. Когда плакала Соня, Наташа, не зная причины ее слез, "распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела как ребенок... и только оттого, что Соня плакала". Толстой наделяет свою героиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией.

В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты она с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который "пел так, как поет народ", а затем танцует "Барыню". Все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке. "Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!

"Писатель отмечает поэтичность своей героини. Находясь в Отрадном, Наташа созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: "Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало", - говорит она. В этом проявляется близость героини к природе. Свойственно героине и самопожертвование. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации. Сущность натуры Наташи - любовь. Это чувство неотделимо от героини. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем. Андрей Болконский становится непринужденным и естественным рядом с Наташей, а он мог оставаться собой лишь с очень немногими людьми: "Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа"

Однако Наташа Ростова и Андрей Болконский- разные люди. Он живет разумом, она - сердцем, инстинктом, и поэтому чужда интеллектуальному миру князя Андрея. В том, что Наташу влечет к Анатолю Кура-гину, который противопоставлен князю Андрею полнотой жизни, проявляется естественность Наташи, ее близость к природным началам. Ведь именно жажда жизни в Анатоле так привлекла ее. Она выполняет естественное предназначение женщины (стремление к любви); остальное, по мнению писателя, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечном счете, имеют целью создание семьи и рождение детей.

После душевного кризиса Наташу вновь посещает радостное и новое чувство. Оно и возвращает ее к жизни. Важную роль сыграл здесь и Пьер, "детская душа" которого была столь близка Наташе. Он был единственным, кто вносил радость в дом Ростовых, когда она мучилась угрызениями совести, страдала и ненавидела себя за случившееся. Пьер боготворил Наташу, а она была благодарна ему только за то, что он есть и что он для нее единственное утешение. Пьер, как и Наташа, живет чувствами и эмоциями, поэтому эти герои так близки друг другу по своему внутреннему содержанию.

В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она любящая и любимая жена, мать четверых детей. Бывшая модница, героиня не интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее не имеет значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле человеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после замужества она практически перестает бывать в свете. Только через любовь к Пьеру и семью Наташа обретает душевное спокойствие. Создав образ Наташи Ростовой, Толстой дал понять, что она последует за Пьером Безуховым в Сибирь и повторит судьбу жен декабристов. Повторюсь ещё раз, что Толстой образом Наташи Ростовой показал свое видение женщины, ее место в обществе. Наташа, в конце произведения, любит и любима. Она счастлива и это счастье подарил ей на страницах фсвоего романа великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Наташа Ростова - один из самых любимых литературных образов Л. Н. Толстого. В ней писатель воплотил свой нравственный идеал женщины.

Наташа - обаятельная девушка, пленяющая всех своей непосредственностью и естественностью. Мир для нее - сплошная гармония, наполненная поэзией и красотой. Поступки Наташи диктуются в большей степени сердцем и чувствами, чем рассудком. На вопрос княжны Марьи, умна ли Наташа, Пьер отвечает, что «она не удостаивает быть умной».

Обязательная для Льва Толстого характеристика - нравственная оценка своих героев - основывается прежде всего на том, насколько у них проявляется естественная сила жизни, их неспособность к душевному успокоению, к душевному холоду. Секрет чарующего обаяния Наташи заключается не только в ее беспредельной искренности, «открытости душевной», а и в том, что присущая ей «душевная сила» не терпит насилия над живыми чувствами. Наташа способна на высокие поступки и одновременно - пусть даже в каком-то чаду затмения - па дурные. И те, и другие содействуют ее нравственному росту, и в этом сила ее характера, сила, которая преображает все вокруг и порой не щадит ее саму.

Сущность ее натуры - способность к любви, самопожертвованию - выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвращает к жизни убитую горем после смерти Пети мать. В момент предсмертной болезни Волконского она вся исполнена страстным желанием «отдать всю себя», чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества - с той же безграничной страстностью - отдать себя интересам семьи.

В отличие от Наташи, Соня не совершает ни одного дурного поступка, именно она препятствует позорному бегству Наташи с Анатолем, но симпатии автора не на стороне благоразумной и рассудительной Сони, а на стороне «преступной» Наташи. «Низкий, глупый и жестокий» поступок свой Наташа переживает с такой силой чувства, она преисполнена такого отчаяния, стыда и унижения, что, «перестрадав» историю с Анатолем, становится не хуже, а лучше, и с подлинным правом говорит Пьеру: «Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю». «Преступная» Наташа выше вполне добродетельней Сони, которая, рассчитав после новой встречи Наташи с Болконским, что брак Николая Ростова с княжной Марьей невозможен, пишет Николаю «самоотверженное» письмо, освобождающее его от обязательств перед ней»

В нравственном отношении Наташа, может быть, даже выше княжны Марьи Болконской. Христианская мораль, усвоенная княжной Марьей, обязывает любить всех и прощать всем, но это возможно, что гениально показывает в романе Толстой, лишь на пороге смерти. В жизни христианская мораль, даже при действительно высоких качествах княжны Марьи, оборачивается неизбежным насилием над собой.

Эгоизм Наташи утверждает то счастье, от которого чело век «делается вполне добр и не верит в возможность зла, не счастья и горя». Ее «безрассудная жизненная сила» отрицает и кажущееся великодушие Сони, и холодную расчетливость Бориса Друбецкого, Сперанского, своекорыстие Бергов, и тот самодовольный эгоизм, не желающий знать ничего, кроме наслаждений, воплощенный в действительно преступном и грязном мире Курагиных.

…Красота спасает мир. И мне кажется, что такие искренние, великодушные, самоотверженные создания, как Наташа навсегда останутся нашими любимыми героинями. Я уверен, что и последующие поколения будут изумляться мастерству Толстого, сотворившего столь обаятельный и цельный портрет.

План сочинения
1. Вступление. Женский идеал писателя.
2. Основная часть. Образ Наташи Ростовой в романе.
— Значение образа героини для системы персонажей романа.
— Изображение Наташи-подростка. Характеристики писателя.
— Поэтичность и музыкальность героини.
— Чувство русского духа.
— Одаренность Наташи, «жизнь сердцем».
— Любовь как единственный смысл жизни героини.
3. Заключение. Наташа Ростова – любимая героиня Толстого.

Известно, что Л.Н. Толстой-художник более всего ценил в своих героинях такие качества, как нравственная чистота, душевная тонкость, эмоциональность, открытость, стремление обрести семейное счастье. Все эти черты нашли свое отражение в образах Марьи Болконской и Наташи Ростовой в романе .
Наташа Ростова – это любимая героиня Толстого. Кроме того, образ этот является в романе тем «сводом», без которого произведение не может существовать как единое целое.
Впервые она появляется в романе нескладным подростком, с тоненькими ручками, большим ртом, черными, блестящими глазами. Эта «некрасивая, но живая девочка» необыкновенно чутко воспринимает все происходящие события, откликаясь на них горячо и непосредственно. Наташа – «порох», «зелье», «волшебница». Такие характеристики дают ей окружающие. Будучи душой своей семьи, Наташа непосредственна и искренна в своих поступках, действиях, реакциях, она не боится выглядеть смешной, дерзкой, наивной.
Вместе с автором мы видим, как она взрослеет, стремится к счастью. В юности Наташа покоряет нас своей поэтичностью и музыкальностью. Она замечательно поет, у нее прекрасный необработанный голос, очаровывающий именно своей девственностью, нетронутостью, бархатностью. Николая глубоко трогает пение Наташи: «Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, – все это вздор…а вот оно настоящее…Боже мой! как хорошо!..как счастливо!..О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире».
Наташе по душе русские обычаи, нравы простых людей. Она с удовольствием слушает пение дядюшки, всей душой отдается русской пляске, обнаруживая неожиданно для всех чувство народного духа, умение понять все то, что было во всяком русском человеке. «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, – этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка», – замечает автор.
Наташа романтична, эмоциональна, любит природу. Так, она тонко чувствует очарование лунной ночи в Отрадном. Она не слишком интеллектуальна, ей не свойственны глубокие раздумья о смысле жизни: по выражению Пьера, она «не удостаивает быть умной». Главную роль для нее играют чувства, «жизнь сердцем», а не рассудком. Главное, что привлекает в Наташе, – это ее дар любви к людям, ее обаяние, человечность. Она способна к сильным чувствам, благородным порывам. Так, в 1812 году, перед нашествием французов, именно Наташа просит родителей отдать свои подводы раненым солдатам. Из всей семьи она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». Несмотря на отсутствие серьезных умственных интересов, суждения ее о людях точны и проницательны. Она наделена, по выражению Толстого, «умом сердца». Так, она всей душой полюбила княжну Марью, поняла сущность натуры Бориса Друбецкого. Одновременно эта героиня воплощает собой эгоизм как естественное начало человеческой жизни, как свойство, необходимое для счастья, для реальной деятельности, для плодотворного человеческого общения. «Естественному эгоизму» Наташи в романе противопоставлены «холодный эгоизм» Веры и Элен, возвышенный альтруизм и самоотречение княжны Марьи, «корыстное самопожертвование» Сони. Ни одно из этих свойств, по мысли Толстого, не годится для живой, подлинной жизни. Наташа интуитивно чувствует самую суть людей и событий, она проста и открыта. Внутреннему миру героини соответствует и ее эмоциональная речь, насыщенная мимикой, жестами. замечает, что Наташа «не могла постигнуть возможность выразить в писме правдиво хоть одну тысячную долю того, что привыкла выражать голосом, улыбкой, взглядом».
Вместе с тем этот избыток эмоциональности в ней очень беспокоил ее семью. Материнское чутье старой графини говорило, что «чего-то слишком много в Наташе и что от этого она не будет счастлива». И старая графиня оказалась права. Любовь была единственной смыслом жизни для Наташи, любое проявление интереса и внимания к ней (со стороны Бориса, Денисова, Анатоля или князя Андрея) находило в ней ответный отклик. В своей страстной жажде любви она не выдерживает разлуки с князем Андреем и неожиданно увлекается Анатолем Курагиным. Разрыв с Болконским, его ранение, а затем смерть вызывают в ней тяжелые нравственные страдания, муки раскаяния. И лишь забота о матери, гибель Пети возвращают Наташу к жизни. В финале романа она находит свое счастье в браке с Пьером Безуховым. В эпилоге романа она – жена Пьера, мать четверых детей. Теперь она очень изменилась. Непрестанно горевший огонь оживления составлял прелесть героини, но, став женой и матерью, она «бросила все свои очарования», потому что «все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа». Сила и яркость чувств в ней проявляются в самозабвенном служении своему женскому призванию. Наташа-женщина лишилась своей поэтической прелести, но по-прежнему осталась внутренне прекрасной, нравственно отзывчивой. Она всю себя отдает заботе о детях, интересам семьи. Наташа «верно угадывала то, в чем состояла сущность желаний Пьера…», «Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».
Таким образом, Наташа Ростова представляет собой в романе тот идеал женщины, который всегда был дорог Л.Н. Толстому. Своими качествами – нравственной отзывчивостью, непосредственностью, искренностью – она неизменно привлекает современного читателя.

1. Наташа Ростова — нравственный идеал Толстого.
2. Детство Наташи.
3. Испытания, выпавшие на долю главной героини.
4. Ростова — мать большого семейства.

Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» создал целую галерею женских образов. Среди них особый читательский интерес вызывает Наташа Ростова, В ее образе автор воплотил свой собственный идеал женщины. Образ героини показан в развитии. На протяжении всего повествования Наташа взрослеет, из легкомысленной девочки превращается в почтенную мать семейства. Меняется ее облик, в характере появляются новые черты. В самом начале произведения мы видим Наташу-ребенка. Это не слишком красивая, но грациозная и очаровательная девочка. Наташа импульсивна, немного взбалмошна. Она окружена заботой и вниманием близких. Девочка не знает никаких проблем. Ее семья ни в чем не нуждается. Каждый день становится для Наташи праздником. Характер ее светлый и легкий, девочка любит всех вокруг, весь мир кажется ей прекрасным. Одним словом, Наташу вполне можно назвать баловнем судьбы. Кажется, что вся жизнь Ростовой будет столь же яркой и беззаботной. Но по мере прочтения романа мы узнаем, что на долю Наташи выпало множество горестей. И они влияют на характер героини.

Наташа — чуткое и возвышенное существо. Она не знакома с лицемерием и фальшью. Романтичная натура девочки позволяет тонко чувствовать красоту мира вокруг. Очень важным является эпизод в Отрадном, когда Андрей случайно услышал разговор Наташи и Сони. Девушка говорит об удивительно прекрасной ночи.

«Да проснись же, Соня, — говорит Наташа. — Ведь такой прелестной ночи никогда, никогда не бывало». Наташа чувствует неповторимость каждого мгновения, хочет донести это до своей подруги. Далеко не каждый человек способен так восторгаться красотой лунной ночи. Наташа, с одной стороны, вызывает восхищение читателя, а с другой, невольно задумываешься о том, что девушка не знает забот и проблем. Человек, поглощенный заботами и делами, не сможет так восхищаться миром вокруг. На самом деле в начале романа жизнь Наташи легка и безмятежна. Кажется, что девушка, с детства окруженная любовью и заботой, неизбежно должна стать эгоисткой, думающей только о своей персоне. Но с Наташей этого не происходит. Судьба посылает ей весьма тяжелые испытания. Во время войны Наташе приходится ухаживать за умирающим Андреем. Можно представить, как тяжело это юной девушке, тем более что она была влюблена в Болконского. Но Наташа выдерживает это испытание. Она делает все возможное, чтобы хоть немного скрасить последние минуты жизни Андрея.

Мы видим, как изменилась Наташа. Теперь это уже не та беззаботная и кокетливая девчушка, каждый день для которой был новым праздником. Гибель близкого человека изменила Наташу. Она повзрослела, стала строже, серьезней. В этот период Наташа сблизилась с сестрой Андрея, Марьей Болконской. Невозможно не проникнуться к Наташе уважением, невозможно не признать, что девушка оказалась на удивление сильной личностью. После смерти Андрея для Наташи наступил очень тяжелый период. Она постоянно вспоминает о нем, жизнь ее стала мрачной и тяжелой. Но вскоре случается новая трагедия, не менее страшная. Погибает Петя, брат Наташи. Мать едва не сошла с ума, и Наташа все время проводит вместе с ней. «Она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала в кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, — говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню». Графиня после гибели сына из цветущей жизнерадостной женщины превратилась в старуху. Наташа трогательно заботится о матери. Девушка находит в себе силы, чтобы во всем помогать ей. Любовь к матери заставляет Наташу внутренне собраться. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Читатель не может не понимать духовной силы Наташи. И теперь уже странно, что в начале романа она могла показаться нам капризной и избалованной. Оказывается, Наташа не жалеет себя, отдает все свои силы, с готовностью идет на жертвы ради тех, кого любит. Удивительно видеть такое поведение юной девушки, вся жизнь которой совсем недавно была полна исключительно развлечений. С другой стороны, Наташа всегда была окружена любовью. Она не знала зла со стороны других. И теперь, когда пришла пора, она платит добром за добро. Ей и в голову не приходит, что может быть иначе.

В финале романа мы видим Наташу — мать большого семейства. И снова мы удивляемся. Ведь Наташа уже ничем не напоминает очаровательную и игривую девочку, с которой мы познакомились в начале произведения. Теперь для Наташи нет ничего важнее своих детей и мужа Пьера. У нее нет других интересов, ей чужды развлечения и праздность. Наташа утратила красоту, грацию и изящество. Она ходит в простой и неопрятной одежде. И ее это совершенно не тяготит. «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать. И чем больше она вникала, не умом, а всей душой, всем существом своим, в занимавший ее предмет, тем более предмет этот разрастался под ее вниманием, и тем слабее и ничтожнее казались ей ее силы, так что она их все сосредоточивала на одно и то же, и се-таки не успевала сделать всего того, что ей казалось нужно».

Наташа абсолютно счастлива, хотя ее жизнь могла бы показаться неинтересной и однообразной. Но здесь нужно осознать, что в образе Наташи писатель хотел показать именно те женские качества, которые ему самому казались идеальными. Толстой считал, что удел женщины — дети и семья, что у нее не должно быть иных интересов и мыслей. Если стоять на этой позиции, то не приходится удивляться, почему из веселой, жизнерадостной, романтичной девушки Наташа превратилась в заботливую, любящую мать и жену. Но главное, что героиня Толстого стала счастливой, и ее собственная жизнь устраивала полностью. Образ Наташи интересен для нас именно потому, что на ее примере мы можем понять судьбу и характер женщины того времени.

Значение романа Толстого «Война и мир» очень велико. Это произведение ставит перед нами важнейшие вопросы о жизни о смерти, о добродетели и чуткости, о любви к ближнему. Благодаря роману мы задумываемся о нравственных общечеловеческих ценностях, которые будут актуальны всегда, пока живет человечество.