Сравнительный анализ печорина и максима максимыча. Противопоставление Максима Максимыча Печорину (по роману «Герой нашего времени» М

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова можно отнести к первому социально-психологическому и философскому произведению в прозе. В данном романе автор попытался отобразить пороки всего поколения в одном человеке, создать многогранный портрет.

Печорин является сложным и противоречивым человеком. Роман включает в себя несколько повестей, и в каждой из них герой открывается перед читателем с новой стороны.

Образ Печорина в главе «Бэла»

В главе «Бэла» открывается читателю со слов еще одного героя романа - Максима Максимыча. В данной главе описаны жизненные обстоятельства Печорина, его воспитание и образование. Здесь также впервые раскрывается портрет главного героя.

Читая первую главу, можно сделать вывод, что Григорий Александрович является молодым офицером, имеет привлекательную внешность, на первый взгляд приятный в любом отношении, у него хороший вкус и блестящий ум, прекрасное образование. Он аристократ, эстет, можно сказать, звезда светского общества.

Печорин - герой нашего времени, со слов Максима Максимыча

Пожилой штабс-капитан Максим Максимыч - человек мягкий и добродушный. Он описывает Печорина довольно странным, непредсказуемым, не похожим на других людей. Уже с первых слов штабс-капитана можно заметить внутренние противоречия главного героя. Он может целый день находиться под дождем и прекрасно себя чувствовать, а в другой раз замерзнуть от теплого ветерка, может испугаться хлопка оконных ставен, но не боится идти на кабана один на один, он может долго молчать, а в какой-то момент очень много говорить и шутить.

Характеристика Печорина в главе «Бэла» практически не имеет психологического анализа. Рассказчик не анализирует, не оценивает и даже не осуждает Григория, он просто передает много фактов из его жизни.

Трагическая история о Бэле

Когда максим Максимыч рассказывает странствующему офицеру грустную историю, которая случилась на его глазах, читатель знакомится с невероятным жестоким эгоизмом Григория Печорина. В силу своей прихоти главный герой крадет девушку Бэлу из ее родного дома, не задумываясь о ее дальнейшей жизни, о том времени, когда она ему окончательно надоест. Позже Бэла страдает из-за появившейся холодности Григория, но ничего не может с этим сделать. Замечая, как страдает Бэла, штабс-капитан пытается поговорить с Печориным, но ответ Григория вызывает у Максима Максимыча лишь непонимание. У него в голове не укладывается, как молодой человек, у которого все складывается весьма благополучно, может еще и жаловаться на жизнь. Все заканчивается смертью девушки. Несчастную убивает Казбич, который ранее погубил ее отца. Полюбивший Бэлу как родную дочь, Максим Максимыч поражен той холодностью и тем безразличием, с которым Печорин перенес эту смерть.

Печорин глазами странствующего офицера

Характеристика Печорина в главе «Бэла» значительно отличается от этого же образа в других главах. В главе «Максим Максимыч» Печорин описан глазами странствующего офицера, который смог заметить и оценить всю сложность характера главного героя. Поведение и внешний вид Печорина уже привлекают внимание. Например, его походка была ленива и небрежна, но при этом он шел, не размахивая руками, что является признаком некой скрытности в характере.

О том, что Печориным были пережиты душевные бури, говорит его внешний вид. Григорий выглядел старше своих лет. В портрете главного героя присутствуют неоднозначность и противоречивость, у него нежная кожа, детская улыбка, и при этом глубокие У него светлые белокурые волосы, но черные усы и брови. Но сложность натуры героя больше всего подчеркивают его глаза, которые никогда не смеются и как будто кричат о какой-то скрытой трагедии души.

Дневник

Печорина возникает сама собой после того как читатель сталкивается с мыслями самого героя, которые он записывал в своем личном дневнике. В главе «Княжна Мери» Григорий, имея холодный расчет, влюбляет в себя молодую княжну. По развитию событий он уничтожает Грушницкого сначала морально, а после - и физически. Все это Печорин записывает в дневник, каждый свой шаг, каждую мысль, точно и верно сам себя оценивая.

Печорин в главе «Княжна Мери»

Характеристика Печорина в главе «Бэла» и в главе «Княжна Мери» поражает своей контрастностью, так как во второй упомянутой главе появляется Вера, которая стала единственной женщиной, сумевшей понять Печорина по-настоящему. Именно ее Печорин полюбил. Его чувство к ней было необыкновенно трепетным и нежным. Но в конечном итоге Григорий теряет и эту женщину.

Именно в момент, когда он осознает потерю избранницы, перед читателем открывается новый Печорин. Характеристика героя на данном этапе заключается в отчаянии, он уже не строит планы, готов к глупым и Не сумев спасти потерянное счастье, Григорий Александрович плачет, словно дитя.

Последняя глава

В главе «Фаталист» Печорин раскрывается еще с одной стороны. Главный герой не ценит свою жизнь. Печорина не останавливает даже возможность смерти, он воспринимает ее как игру, которая помогает справиться со скукой. Григорий в поисках себя рискует жизнью. Он отважен и храбр, у него крепкие нервы, а в тяжелой ситуации он способен на героизм. Можно подумать, что этот персонаж способен на великие поступки, имея такую волю и такие способности, но на самом деле все сводилось к «острым ощущениям», к игре между жизнью и смертью. Как итог - сильная, беспокойная, мятежная натура главного героя приносит людям только несчастья. Эта мысль постепенно зарождается и развивается в разуме самого Печорина.

Печорин - герой нашего времени, герой своего, да и любого времени. Это человек, который знает повадки, слабости и В какой-то мере он эгоист, ведь думает лишь о себе и не проявляет заботу о других. Но в любом случае этот герой романтический, он противопоставлен окружающему миру. На этом свете ему нет места, жизнь растрачена впустую, а выход из этой ситуации - смерть, которая настигла нашего героя по пути в Персию.

на его душу и восприятие. Он повидал многое, за спиной у него большой жизненный опыт. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине. Служебный долг для него превыше всего. Ожидая Печорина на станции, он «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности...». От природы Максим Максимыч добр, отзывчив, имеет «золотое сердце». Он любил Бэлу как родную дочь, снисходительно относился к «странностям» Печорина. Забывая о себе, он служит людям, не требуя в ответ благодарности. Максим Максимыч не может критически отнестись к порядкам общества. Из-за этого он не понимает Печорина и других, которые скучают, мечутся, ищут приключений, недовольны жизнью» Этот человек верит в; дружбу.

«Ведь сейчас прибежит!» - гордо заявляет, он, узнав от лакея, что Печорин в городе. Максим Максимыч терпеливо ожидает того, кто когда-то принес ему немало тревог и огорчений. Но Печорин забыл о нем, не прибеги штабс-капитан, вовремя, он уехал бы, Не вспомнив о нем. Жестоко поступил с добрым стариком, но под этой жестокостью скрывается одиночество, обреченность. Почему в душе Печорина душевная усталость, разочарование в жизни? От природы он умен, имеет твердую волю, человеческие чувства. После смерти Бэлы «Печорин был долго нездоров, исхудал».

«Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею». Перед дуэлью он предлагал помириться. Печорин надеялся, что «в душе Грушницкого могла бы проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему». Но знакомый Печорина «сам сжигает все мосты к спасению». Искренно чувство Григория Александровича к Вере, потому что одна она смогла его понять таким, какой он есть. Он слишком поздно понимает, что она для него дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья.

«нравственным калекой»? В этом виноваты общество, условия, где воспитывался и существовал наш герой. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, - говорит он, - лучшие мои чувства, боясь насмешки, я схоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он разочаровался во всем, что видел и делал в свете. Не верит Печорин в дружбу, истинную любовь, добрые отношения в том обществе, где он находился. Все происходящее он воспринимает глубже, чем Максим Максимыч.

Штабс-капитан противопоставлен Печорину. Максим Максимыч тянется к людям, другой же - безразличен к судьбам людей, он замкнулся в себе. Добрый старик живет для других, Печорин - для себя. Мне кажется, Лермонтов противопоставляет Максима Максимыча главному герою, чтобы показать точнее и глубже внутренний мир, психологию Печорина.

В этой статье проанализируем взаимоотношения Печорина с другими персонажами. А именно: с Максим Максимычем, Мери и Бэлой.

Печорин и Максим Максимыч

Посмотрим на Печорина глазами Максима Максимыча — добродушного и отзывчивого человека, который готов видеть в людях только хорошее. Но и он не может объяснить противоречивой натуры главного героя, он ему непонятен. Хотя Максим Максимыч и чувствует, что этот человек незауряден.

Обратим внимание на то, что писатель использует прием контраста для представления героев повести. Штабс-капитан дан как собирательный образ, как тип "простого человека". Поэтому, видимо, применяется прием повторяемости имени и отчества, а фамилия отсутствует.

В характеристике главного героя, данной Максимом Максимычем, преобладает понятие "странный", так как поступки Печорина для него непредсказуемы: страстно полюбил Бэлу, потом вдруг стал равнодушен к ней, обманом получил коня Казбича и забыл об этом прекрасном скакуне, замкнут, но смел. И читателю главный герой кажется странным в первых двух повестях. Почему не обрадовался встрече с Максимом Максимычем, почему разлюбил Бэлу, почему равнодушно отдал свой дневник?

Ответы на все эти вопросы мы находим в "наблюдениях ума зрелого над самим собой", ВПечорине как будто соединились 2 мира, 2 разных человека. Один из них живет, а другой человек "мыслит и судит его".

В главе "Максим Максимыч" дается подробный психологический портрет главного героя. Писатель перепоручает повествование офицеру, автору-повествователю, который способен обобщить свои наблюдения и объяснить "странность" Печорина. И получается детализированный психологический портрет, по существу первый в отечественной литературе, где автор представляет внешние детали и сразу же дает им социальное и психологическое толкование.

Печорин и Мери

Печорин действительно не верит в любовь? Почему он разбивает надежды Мери? Его слова звучат как приговор: "Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно!"

Можно заметить, что в своей исповеди Мери Печорин не искренне рассказывает о своей "каменистой" душе, а лишь играет роль романтического героя, о котором и мечтает девушка. Вспомните, свое откровение горой предваряет уточнением: "Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид". Признание о том, как он готов был любить весь мир, Печорин заканчивает наблюдением над чувствами, переполнявшими Мери.

Печорин и Вера

Образ Веры — самый таинственный и сложный. Нет яркой портретной характеристики, нет и описания ее духовного мира. Она остается загадкой для многих читателей. Но ее жизнь в какой-то мере предваряет возможные варианты судьбы Мери. В юности Вера тоже любила Печорина, надеялась на счастье с ним, семью, но он, как Онегин, не захотел потерять "постылой свободы", верил в свое "назначение высокое". А в результате, потеряв Веру, потерял и веру в жизнь. Именно поэтому имя героини символично. Когда Печорин вновь с ней встречается, он надеется на взаимность, на любовь, но душа привыкла противиться счастью. Печорин боится спокойствия, вся жизнь для него борьба. Когда герой «плакал, горько, не стараясь удержать слез и рыданий», душа его была обессилена, рассудок замолк.

История душевной драмы, переживаемой не только Печориным, но и женщинами, которых он любил, проходит несколько стадий: от пылкой страсти до обиды и равнодушия.

исследование: «Герой нашего времени - тайна романа Лермонтова» - Г. В. Волового.

Геннадий Воловой исследует имплицитное содержание романа, и находит в нем подтекст, который ускользает от недобросовестного читателя. Г.Воловой рассматривает повести «Бэла» и «Максим Максимыч», не трогая личности самого Печорина, анализируя мировосприятие М.М., - делает вывод, что «…Лермонтов ставит перед читателем нравственный выбор между добром и злом и в этом заключается идейно-художественный замысел повестей «Бэла» и «Максим Максимыч». Исследование читается, как заново написанный роман…в духе конспиралогии и криптологии. Но не объясняет, почему Печорин не способен любить. А ведь это было напрямую высказано Печориным (Лермонтовым) в своей характеристике, в духе романтика Байрона, когда он позициировался княжне Мери:
«…- Разве я похож на убийцу?
– Вы хуже…
- Да, такова была моя участь… Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве, - я стал скрытен. …Я глубоко чувствовал добро и зло, - все оскорбляли, - я стал злопамятен…. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял, - и я научился ненавидеть…». И т.д., и т. пр.

На самом деле роман «Герой нашего времени» не о том, как проклятое самодержавие угнетало национальное достоинство черкесов и шапсугов, не о героической личности в условиях свинцового реакционного царского режима, где героизм в лучшем случае смешон, а о любви, точнее о поисках любви молодым человеком, на пути которого случайно оказался Максим Максимыч, старший товарищ и «мудрый» начальничек и воспитатель, так и хочется сказать, - комсомольской молодежи. Роман начинается М.Максимычем и им же кончается. Но это странный роман, в наше гламурное время его бы не только не поняли, но, как «неформат», издатели не допустили бы к печати. По всем канонам жанра мы видим в тексте куртуазные похождения молодого офицера, героя-любовника, - то на модном курорте, то в убогом жилище морских контрабандистов, то на линии кавказского фронта, - полный романтический набор. Но, столкнувшись с другой «героической личностью» - М.М., герой почему-то ищет смерти, а не любви, - он оказывается, не может любить!

Да, Печорин был жестоко наказан за смерть Бэлы, но не М. Максимычем, совестью или «проклятым Самодержавием», а неспособностью сохранить любовь. Следуя за судьбой, исполняя желания своей воли, он манипулирует людьми. М.Максимыч – не несет ответственности за свои легковесные поступки (Большинству читателей было непонятно подспудное неприятие личности М.М. на экзистенциальном уровне, которое Г.Воловой блестяще проанализировал, да еще и подкрепил изучение самого текста романа двумя интровертными линиями – Печорина и М.Максимыча. Анализ М.Максимыча, сделанный Г.Воловым ставит точку в типаже этого "героя").
М.М. перекладывает исполнение своих желаний на других, т.е. использует людей, не обладая свободой воли, в отличие от Печорина, - отстраняется от ответственности за других, - М.М. не этическая личность, и применять к нему категории «добра и зла» нельзя. Невнимание Печорина к М.М. при прощании на дороге – это не только его природная брезгливость к «нечистым» людям, но и отсутствие «иерархии», - Печорин на пути в Персию был уже в отставке! Детская обида «наставника» на молодого и блестящего «ученика» указывает на либидозную старческую истерию М.М., всю жизнь подавлявшего скрытые желания и поэтому неспособного на искреннюю любовь и героическую дружбу.

Лермонтов не только предвестник Достоевского по версии Г.Волового, но и Ф. Ницше (не зря последний ценил произведения Лермонтова):
«…7. Печорин является предвестником Раскольникова. Он испытывает душевные муки за совершенное им убийство. А события происшедшие с ним и Бэлой он воспринимает именно так, потому что берет на себя всю полноту ответственности за смерть горянки. Более того, мы утверждаем, что тему преступления и наказания впервые в русской литературе поднял Лермонтов, а не Достоевский в своем знаменитом романе «Преступление и наказание».

Идентификация содержания романа содержит не только экзистенциальные изыскания в самовыражении героев, - это не только человеческие взаимоотношения, - но и нечто надличностное. Лермонтов вводит в роман еще и понятие азиатского «Рока», с которым борется только сильная личность – Печорин, - что не дано другим героям романа. В этом весь Лермонтов. Не зря, Часть Вторая, - «окончание журнала Печорина», - заканчивается повестью «Фаталист», где Печорин разговаривает с М.М. о предопределении, еще до встречи с Бэлой!
Главная цель экзистенциальных поисков Лермонтова – реальность переживаний главного героя, переживание им своего существования - как реального. Но как странно, написанное - воплотилось в судьбу автора! Он не хочет, чтобы его жизнь стала нереализованной мечтой, давящим комплексом души.

«Мир Социума» - это взаимоотношение людей с разным интеллектуальным, личностным и иерархическим положением в нем. Случайность встреч людей порой ничем не мотивирована, но автор – на то и автор, - чтобы показать судьбе внутренние пружины, и КАК герои выражают свою экзистенциальную суть в произведении. Может ли личность брать на себя ответственность за других, не есть ли это ложь, только «воля к власти»? Ведь только за последствия своих поступков может отвечать этическая личность? В мире, построенном на ложных ценностях Социума и эгоизме - мораль, долг, национальная принадлежность, преданность традициям, доброта, - это самообман и самоуспокоенность. Они держат, погружают человека в «сон Майи», «розовый флер» набрасываемый на спящее сознание. Для действенной личности это неприемлемо. Все, что происходит с личностью в мире, происходит только для само-осознания, иначе вечно будешь использовать других для своего опыта и развития, вплоть до того самого желания - властвовать над ними, будешь Максим Максимычем, «добрым малым», в душе которого уютно свернулся на зимнюю спячку клубок змей, жалящих и убивающих живые души.
Если не владеешь своей волей, то позволяешь своей жизни стать цепью случайностей. Только этическая личность знает, как сохранять собственную волю, ведя вечную борьбу с Роком. Теми, кто не подчиняется себе, управляют другие. Отсюда тема «демона» у Лермонтова, но об этом в другой раз….

Рецензии

Всеволод К, ваше определение "политработника" в лице Максим Максимовича с клубком змей в душе совпадает с воспоминаниями одного из автобиографов поэта накануне дуэли. Внешнее сходство Максим Максимовича и Лермонтова офицера поразительны. В этой связи смею себе добавить, что совпадение должно быть и в характерах, а Печорин не реализованные мечты поэта, видимо его идеал. Таким образом, нет согласия с самим собой, а это очень мучительно, отсюда нелюбовь окружающих и трагический финал.
Очень хорошее исследование, а главное, не претендующее на истину в последней инстанции.
С уважением, Валерий.

Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее высту-пает при его сопоставлении с Максимом Максимычем.

Максим Максимыч — рядовой офицер, воспринявший привычки и взгляды тех людей, с которыми прожил свою нелегкую жизнь. Он всех горцев считает «мошенниками», «плутами», «разбойниками» и «бестиями». Но в этих оскорбительных, на первый взгляд, определениях нет ни пре-зрения, ни ненависти к горцам.

Сам Максим Максимыч не испытывает неприязни ни к Азамату, ни к Казбичу, ни тем более к «бедной девочке» Бэле. Он с похвалой отзывается о храбрости горцев, по-отечески любит Бэлу.

Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине, к безогово-рочному подчинению.

Ожидая Печорина на станции, он «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности». Он добр и отзывчив, честен и бескорыстен. Эгоистические устремления чужды натуре этого про-стого человека. Забывая о себе, он служит людям и не требует от них ни благодарности, ни признания своих заслуг.

Неспособный критически отнестись к установившимся общественным порядкам, он не может понять, почему Печорин и многие другие недоволь-ны жизнью, скучают и мучаются.

Максим Максимыч противопоставлен Печорину. Штабс-капитан живет для других, Печорин — только для себя. Один инстинктивно тянется к лю-дям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Не удиви-тельно, что дружба их обрывается драматически. Вспомним последнюю встречу Максим Максимыча с Печориным. «Ведь сейчас прибежит!...» — гордо заявляет штабс-капитан, узнав от лакея, что Печорин находится в городе. Лермонтов показывает как волнуется добрый старик, терпеливо поджидая у ворот. Максим Максимыч отказывается от чая, не спит ночь, забывает о служебных обязанностях. На другой день, боясь не застать Пе-чорина на станции, он бежит от коменданта что есть мочи. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, выр-вавшиеся из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали...» А Печорин? Не прибеги Максим Максимыч вовремя, он уехал бы, не вспомнив о добром штабс-капитане.

Поступки героев, интонация всего повествования не оставляют сомне-ния в том, что Лермонтов сочувствует Максиму Максимычу. Но одновре-менно здесь раскрывается и трагедия Печорина: при всем сочувствии к Максиму Максимычу мы понимаем, что он и Печорин — жители разных миров. Жесткость Печорина по отношению к старику — внешнее прояв-ление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество. Материал с сайта

Но откуда же этот безграничный эгоизм? Откуда скука, преследующая Печорина повсюду, преждевременная душевная усталость и, как следст-вие, глубокое разочарование в жизни? Что это — временное и потому пре-ходящее состояние духа или неизлечимый нравственный недуг, от которого нет спасения? На эти и другие вопросы мы находим ответ во второй части романа («Княжна Мери», «Фаталист»), написанный в форме дневника («журнала») Печорина, в котором он «беспощадно выставлял наружу соб-ственные слабости и пороки».